Меню

Запрещенные виды деятельности в центральной экологической зоне озера байкал

Инвестиционными проектами наводняют Байкал

Минприроды подготовило новую версию документа о запрещенных видах деятельности на Байкальской природной территории. К прошлой у экологов и ученых возникли существенные претензии — они опасались, это приведет к застройке и деградации прибрежных территорий. Притом что ведомство практически не учло их предложения, новый проект правительственного постановления содержит еще большую угрозу озеру и соседним природным территориям. Он предусматривает исключение, позволяющее возводить любые объекты и производить любые работы, если они реализуются на основании актов правительства РФ или указов, распоряжений, поручений президента.

Минприроды опубликовало для общественного обсуждения новую версию проекта постановления правительства, которым устанавливаются запрещенные виды деятельности в центральной экологической зоне Байкала. Байкальская природная территория делится на три части: центральную, буферную и зону атмосферного влияния. В центральной действуют самые жесткие ограничения — территория включает Байкал с островами, прилегающую к озеру водоохранную зону, а также несколько ООПТ. Там запрещено, в частности, строительство предприятий и любых сооружений, которые не нужны для развития природной территории или ее жизнеобеспечения. Также запрещена практически вся промышленная деятельность и застройка нетронутых участков. Границы центральной экологической зоны входят в объект всемирного наследия ЮНЕСКО — строгий природоохранный режим и был основанием включения в него.

Действующее постановление будет отменено в рамках регуляторной гильотины (механизм отмены старых актов РСФСР и СССР). Это вторая версия документа, который придет ему на смену. К предыдущей у экологов возникли претензии. Документ снимал ряд запретов, в частности, на сжигание отходов без очистки выбросов до нормативов, рубку в кедровых лесах, добычу минеральных вод, а также строительство на не затронутых человеческой деятельностью территориях (см. “Ъ” от 26 июня). Экологи опасаются, что это приведет к застройке берегов и к существенному воздействию на Байкал. Они просили Минприроды доработать документ.

При этом сам документ концептуально отличается и от действующего постановления, и от предыдущей версии проекта. В действующем, например, прописано, что на территории запрещено металлургическое и коксохимическое производство. В новом проекте ведомство решило не прописывать конкретные ограничения по видам деятельности, а сделало отсылку на другие нормативные акты. Так, будет запрещено строительство и реконструкция объектов, относящихся к I, II, III и IV категориям (где I категория — объекты с самым сильным воздействием на окружающую среду).

Примечательно, что постановление с критериями отнесения объектов к указанным категориям тоже планируется отменить в рамках регуляторной гильотины, а новый документ также не утвержден. «Существует риск, что какие-то объекты могут отнести к неопасным и разрешат строить на Байкале или вовсе откажутся от принципа категорирования объектов»,— указывает эксперт «Гринписа России» Михаил Крейндлин.

«Такое исключение не имело бы смысла для определения возможности проведения работ в целях охраны озера Байкал, значит, указанный пункт включен именно для предоставления безграничных возможностей для реализации инвестиционных проектов,— отмечает старший юрист юрфирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле.— В ином случае у законодателя просто отсутствовала бы необходимость предусматривать какое-либо исключение из перечня».

«Впервые вижу: готовится нормативный акт, и прямо во втором пункте заложено, что для неопределенного круга проектов он действовать не будет,— возмущается ученый секретарь научного совета СО РАН по проблемам озера Байкал Ирина Орлова.— Получается, руководство может принять решение, например, устроить на Байкале переработку радиоактивных отходов. А почему нет, если дело государственной важности?»

«Гипотетически губернатор может написать президенту, что есть инвесторы для производства, например, древесины на Байкале, и президент накладывает резолюцию, что надо рассмотреть такое предложение. И это будет формально являться поручением. Вот и все, стройте завод, рубите лес,— говорит Михаил Крейндлин.— Я много раз сталкивался с подобным. Но обычно подобные документы не публичные, а для служебного пользования».

Впрочем, в Минприроды “Ъ” заверили, что построить на Байкальской природной территории объект, «не согласовав с ведомством, со всеми заинтересованными органами госвласти, общественными и научными организациями, невозможно»: «Поправка призвана исключить техническую работу по внесению отдельных изменений в ряд законодательных актов, которые будут тормозить реализацию согласованных со всеми, стратегически важных объектов».

Источник

Мишустин утвердил список запрещенной деятельности в экозоне Байкала

Премьер-министр России Михаил Мишустин утвердил перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Соответствующее постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации в понедельник, 4 января.

«В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» правительство Российской Федерации постановляет утвердить прилагаемый перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», — говорится в документе.

В частности, в экозоне запрещена заготовка древесины. В качестве исключения возможна заготовка гражданами древесины для собственных нужд либо заготовки древесины при санитарно-оздоровительных мероприятиях.

Также запрещается разведка и разработка новых месторождений полезных ископаемых, добыча сырой нефти и природного газа, радиоактивных и металлических руд. В список запрещенных видов деятельности также попал запрет на сброс в водные объекты отходов.

Постановление вступает в силу с 1 января 2021 года и будет действовать до 1 января 2027 года.

В конце декабря в Минстрое сообщили «Известиям» о планах привлечь $354 млн на спасение Байкала. Эти средства министерство намерено направить на модернизацию систем водоотведения и очистных сооружений населенных пунктов Байкальской природной территории.

Также в декабре стало известно, что в Иркутской области составят дорожную карту для ликвидации вреда экологии на Байкале. Среди первоочередных мер — создание системы солезащиты, очистка надшламовых вод и щелокосодержащих стоков, снижение класса отходов и создание биотехнологического центра воспроизводства лесов.

Источник



Запрещенные виды деятельности в центральной экологической зоне озера байкал

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2399 “Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории”

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 декабря 2020 г. N 2399

Перечень
видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории

1. Использование лесов с применением средств защиты растений, содержащих вещества, относящиеся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал, а также использование авиационных средств при ликвидации очагов вредных организмов, за исключением использования авиационных средств в указанных целях в границах зоны чрезвычайной ситуации федерального или регионального характера, связанной с массовым поражением леса болезнями и вредителями.

2. Заготовка древесины, за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд, заготовки древесины при осуществлении санитарно-оздоровительных мероприятий.

3. Заготовка живицы.

4. Проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 25 1 Федерального закона «Об охране озера Байкал».

5. Проведение рубок лесных насаждений в кедровых лесах, за исключением проведения выборочных рубок при осуществлении санитарно-оздоровительных мероприятий.

6. Разведка и разработка новых месторождений полезных ископаемых, ранее не затронутых эксплуатационными работами, за исключением разведки и разработки новых месторождений полезных ископаемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, добычи минеральных и термальных вод.

7. Добыча сырой нефти и природного газа, радиоактивных и металлических руд.

8. Добыча полезных ископаемых на озере Байкал, в его водоохранной зоне, в руслах нерестовых рек и их водоохранных зонах, кроме добычи подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, минеральных и термальных вод.

9. Проведение дноуглубительных работ на озере Байкал, в его водоохранной зоне, в руслах нерестовых рек и их водоохранных зонах, за исключением:

а) проведения дноуглубительных работ в целях эксплуатации, строительства, реконструкции, содержания и ремонта объектов внутреннего водного транспорта и содержания внутренних водных путей Российской Федерации вне мест нереста и зимовки особо ценных и ценных видов водных биологических ресурсов, мест размножения байкальского омуля, нерпы и других видов водных животных, видов водных растений, распространенных только в озере Байкал (эндемичных), реликтовых и занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации видов животных и растений;

б) проведения дноуглубительных работ в руслах горных рек в границах зоны чрезвычайной ситуации при осуществлении селезащитных и противопаводковых мероприятий при обязательном учете воздействия дноуглубительных работ на гидрологический режим и экологическое состояние указанных водных объектов.

10. Дубление и выделка кожи, выделка и крашение меха, производство ядерного топлива и продукции на его основе, производство химических веществ и химических продуктов, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство прочей неметаллической минеральной продукции, производство металлургическое, производство бумаги, картона, целлюлозы и изделий из нее, производство кокса и нефтепродуктов, радиоактивных веществ и продукции на их основе, а также захоронение и хранение радиоактивных отходов, производство электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей.

Читайте также:  Озеро ревучее добрушского района

11. Производство энергии, за исключением производства энергии с использованием:

а) генерирующих объектов, функционирующих на основе таких возобновляемых источников энергии, как энергия солнца, энергия ветра, энергия вод (в том числе энергия сточных вод), за исключением случаев использования такой энергии на гидроаккумулирующих электроэнергетических станциях, геотермальная энергия с использованием природных подземных теплоносителей, низкопотенциальная тепловая энергия земли, воздуха, воды с использованием специальных теплоносителей, биомасса, а также биогаз, газ, выделяемый отходами производства и потребления на свалках таких отходов;

б) генерирующих объектов энергии, функционирующих на ископаемом топливе мощностью до 150 киловатт;

в) генерирующих объектов энергии, функционирующих в качестве резервных (аварийных) источников снабжения энергией;

г) генерирующих объектов, эксплуатируемых по состоянию на 1 января 2021 г., генерирующих объектов, созданных в ходе реконструкции, модернизации, технического перевооружения таких объектов, а также новых генерирующих объектов, созданных взамен выведенных или выводимых из эксплуатации объектов, указанных в настоящем пункте, с установленной генерирующей мощностью 25 мегаватт и менее;

д) генерирующих объектов, функционирующих на основе биотоплива.

12. Строительство и реконструкция особо опасных и технически сложных объектов, указанных в части 1 статьи 48 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных к объектам I и II категорий в соответствии со статьей 4 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», за исключением строительства и реконструкции в границах населенных пунктов следующих объектов:

а) объекты газораспределительной системы;

б) здания и сооружения внутреннего водного транспорта и инфраструктура внутренних водных путей;

в) объекты по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию вновь образующихся отходов III — V классов опасности, объекты размещения вновь образующихся отходов IV и V классов опасности, за исключением захоронения таких отходов;

г) объекты, использующие оборудование, работающее под избыточным давлением воды более 0,07 мегапаскаля при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;

д) объекты по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации);

е) объекты внеуличного транспорта и их инфраструктура;

ж) объекты по производству электрической энергии, пара и горячей воды (тепловой энергии) с установленной генерирующей мощностью 25 мегаватт и менее;

з) объекты электросетевого хозяйства;

и) генерирующие объекты, указанные в пункте 11 настоящего перечня, а также объекты, предназначенные для их размещения и обеспечения их функционирования;

к) объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы в случае, если функционирование указанных объектов необходимо для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не запрещенных настоящим пунктом;

л) объекты, на которых осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья;

м) объекты сельскохозяйственного производства и производства пищевых продуктов, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, отнесенные к объектам II категории в соответствии со статьей 4 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»;

н) селезащитные и иные гидротехнические сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушения берегов и дна, ограждающих хранилища жидких отходов и (или) предназначенных для предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов;

о) объекты на территории Байкальского муниципального образования Слюдянского района Иркутской области, предназначенные для производства работ по рекультивации территорий, подвергшихся негативному воздействию в связи с деятельностью открытого акционерного общества «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат»;

п) объекты, предназначенные для проведения научно-исследовательских работ, за исключением объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных к объектам I и II категорий в соответствии со статьей 4 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»;

р) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в составе Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.

13. Строительство объектов капитального строительства (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения, туристско-рекреационных особых экономических зон, на территориях:

а) расположенных за границами населенных пунктов и в границах водоохранных зон озера Байкал и водных объектов, имеющих постоянную или временную связь с озером Байкал, за исключением:

объектов капитального строительства «Укрупненный инвестиционный проект «Национальный гелиогеофизический комплекс Российской академии наук»;

объектов водоснабжения, водоотведения и электросетевого хозяйства;

линейных объектов связи;

селезащитных и иных гидротехнических сооружений, предназначенных для защиты от наводнений, разрушения берегов и дна, ограждающих хранилища жидких отходов и (или) предназначенных для предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов;

б) расположенных за границами населенных пунктов и за границами водоохранных зон озера Байкал и водных объектов, имеющих постоянную или временную связь с озером Байкал, за исключением:

объектов, указанных во втором — пятом абзацах подпункта «а» настоящего пункта;

объектов, указанных в подпунктах «а», «б», «г», «д» — «и» и «р» пункта 12 настоящего перечня;

объектов сельскохозяйственного производства и производства пищевых продуктов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных к объектам II — IV категорий в соответствии со статьей 4 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»;

объектов, необходимых для осуществления видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

14. Реконструкция, техническое перевооружение объектов, в результате которых объекты становятся особо опасными и технически сложными объектами, указанными в части 1 статьи 48 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, отнесенными к объектам I и II категорий в соответствии со статьей 4 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», за исключением объектов, строительство и реконструкция которых не запрещены пунктом 12 настоящего перечня.

15. Строительство автомобильных и железных дорог, для сооружения которых требуются перевод лесных земель лесного фонда в нелесные земли и изъятие их из лесного фонда, за исключением строительства автомобильных дорог, необходимых для функционирования объектов жилого и коммунально-бытового назначения, туристско-рекреационных особых экономических зон, расположенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также случаев, указанных в пункте 2 статьи 25 1 Федерального закона «Об охране озера Байкал».

16. Размещение рекреационных объектов и стоянок транзитного транспорта:

а) за пределами особо охраняемых природных территорий и туристско-рекреационных особых экономических зон вне специально выделенных для этого мест, предусмотренных утвержденными документами территориального планирования и лесохозяйственными регламентами;

б) на особо охраняемых природных территориях за пределами специально установленных зон и земельных участков;

в) с нарушением допустимого воздействия при рекреационном использовании естественных экологических систем.

17. Оптовая торговля твердым, жидким и газообразным топливом и смежной продукцией.

18. Деятельность внутреннего водного транспорта в части:

а) использования плавучих средств (за исключением маломерных судов), не имеющих устройств по сбору и сдаче нефтесодержащих, льяльных и хозяйственно-бытовых сточных вод и отходов производства и потребления, с учетом автономности плавания судов по условиям экологической безопасности;

б) перевозки нефтепродуктов, сельскохозяйственных удобрений, пестицидов, а также сильнодействующих и ядовитых веществ без упаковки в герметичную тару;

в) использования судов и иных плавучих средств в 3-километровой зоне от мест лежбищ байкальской нерпы и в местах нерестилищ ценных видов рыб в период нереста, кроме использования судов в целях охраны, мониторинга и воспроизводства водных биологических ресурсов, проведения неотложных аварийно-спасательных работ, а также в целях мониторинга и познавательного туризма и выполнения иных задач в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

г) осуществления сплава древесины по озеру Байкал.

19. Сплав древесины по рекам, впадающим в озеро Байкал.

20. Исследования и разработки в области естественных и технических наук, связанные с:

а) использованием генно-инженерных технологий;

б) проведением работ с биологическими объектами, приводящих к изменениям их генетической структуры;

в) акклиматизацией объектов животного мира, водных биологических ресурсов, несвойственных уникальной экологической системе озера Байкал;

г) использованием ядерно-взрывных технологий.

21. Хозяйственная деятельность по акклиматизации объектов животного мира, водных биологических ресурсов, несвойственных уникальной экологической системе озера Байкал.

22. Деятельность в области обороны, связанная с испытаниями, утилизацией, уничтожением и захоронением систем вооружения, военной техники и боеприпасов, химических и взрывчатых веществ.

23. Деятельность по обращению с вновь образуемыми отходами производства и потребления в части:

а) размещения отходов производства и потребления, за исключением отходов IV и V классов опасности на специально оборудованных объектах;

б) сброса в водные объекты и захоронения в них отходов, а также наземного и подземного захоронения отходов;

в) обработки, обезвреживания или утилизации отходов производства и потребления за пределами земельных участков, на которых расположены объекты обработки, обезвреживания или утилизации отходов;

г) обезвреживания или утилизации отходов производства и потребления путем сжигания без очистки выбросов до утвержденных нормативов.

24. Деятельность в области:

а) сброса сточных вод без очистки до нормативов предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал, а также сточных вод, содержащих токсичные и иные вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации этих веществ в водных объектах рыбохозяйственного значения;

б) сброса сточных вод в водные объекты в местах нереста и зимовки особо ценных и ценных видов водных биологических ресурсов, местах размножения байкальского омуля, нерпы и других видов водных животных, видов водных растений, распространенных только в озере Байкал (эндемичных), реликтовых и занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации видов животных и растений;

Читайте также:  Озеро мертвое море сточное или бессточное озеро

в) сброса с судов и других плавучих средств в водные объекты нефтесодержащих, льяльных и иных сточных вод.

25. Деятельность по предоставлению жилищно-коммунальных услуг при эксплуатации объектов санаторно-курортного назначения, рекреационных объектов и гостиниц без использования сооружений, обеспечивающих очистку сточных вод и выбросов вредных веществ в атмосферный воздух до утвержденных нормативов.

26. Деятельность, связанная с проведением взрывных работ на озере Байкал и в водоохранной зоне озера Байкал (за исключением взрывных работ в водоохранной зоне, связанных со строительством и реконструкцией объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на период строительства и реконструкции таких объектов, а также связанных со строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом автомобильных дорог на период строительства, реконструкции или капитального ремонта таких дорог).

Обзор документа

Правительство обновило перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. В частности, разрешено:

— использовать авиацию для ликвидации очагов вредных организмов в границах зоны ЧС в связи с массовым поражением леса болезнями и вредителями;

— добывать минеральные и термальные воды;

— проводить взрывные работы в водоохранной зоне озера Байкал, связанные со строительством, реконструкцией или капремонтом автодорог;

— строить определенные объекты в границах населенных пунктов.

Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Источник

Чем новый проект Минприроды грозит Байкалу

Минприроды опубликовало проект нового перечня видов деятельности, запрещённых в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Это один из самых опасных для экосистемы Байкала документов последнего времени.

Разберу по пунктам, чем так уж плох этот проект. Пожалуйста, заварите себе чаю, сделайте кофе или разведите в кружке варенье — это долгий разговор.

Перечень « запрещённого» во многих случаях не будет действовать

Согласно 2-му пункту нового документа, этот самый перечень не распространяется на инвестиционные проекты, реализуемые на основании актов федерального правительства, указов, распоряжений, поручений президента России.

Таким образом, в центральной экологической зоне Байкальской природной территории можно реализовать любой инвестпроект, если он разрабатывается на основании постановлений или распоряжений правительства либо указов, распоряжений и даже поручений Владимира Путина.

Что такое распоряжение правительства? Разберём на примере того же Байкала. Вот, например, распоряжение правительства о внесении изменений в распределение объёмов субсидий на модернизацию и строительство очистных сооружений для очистки загрязнённых сточных вод, поступающих в озеро Байкал и другие водные объекты Байкальской природной территории, укрепление берегов озера Байкал, совершенствование и развитие объектов инфраструктуры, необходимых для сохранения уникальной экосистемы озера Байкал на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Чисто хозяйственное решение, в данном случае правильное. Однако, если новый перечень будет принят, таким распоряжением фактически можно будет разрешить строить на Байкале любой объект, хоть целлюлозно-бумажный комбинат, хоть атомную станцию. Или разрабатывать то же Холодненское месторождение полиметаллических руд, отмены лицензии на разработку которого удалось добиться именно благодаря тому, что эта деятельность запрещена в центральной экологической зоне озера.

А статус поручения ещё ниже.

Например, глава какого-нибудь из байкальских регионов может написать президенту, что есть инвесторы для производства, например, бумаги на Байкале, и президент поручит правительству рассмотреть это предложение. И формально это будет являться поручением. Вот и всё: стройте завод, рубите лес.

Помимо этого, 2-й пункт нового перечня прямо противоречит федеральному закону «Об охране озера Байкал». Статья №5 этого закона говорит:

«В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами:
— приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны;
— сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития».

Смотрим 6-ю статью того же федерального закона об охране озера:

«На Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал».

Перечень видов деятельности, запрещённых в центральной экологической зоне, утверждает федеральное правительство. То есть если какие-то виды деятельности запрещены перечнем, вести их на Байкале нельзя. И никаких исключений закон не делает. Новый же документ говорит, что если правительство или президент одобрят, то — пожалуйста.

Стоит помнить, что принятый Государственной думой 15 июля 2020 года федеральный закон разрешает до конца 2024 года не проводить экологическую экспертизу инвестиционных проектов, предусматривающих возведение объектов капитального строительства для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

А это значит, что расширение железной дороги и строительство инфраструктуры к ней на берегах озера не только не могут быть запрещены в центральной экологической зоне Байкальской природной территории (а новый перечень такое разрешает), но и не будут проходить предварительной оценки на предмет их экологической безопасности. Из-за этого могут повториться аварии и катастрофы, аналогичные по своему масштабу Норильской.

Принятие нового перечня в текущей редакции приведёт к существенному нарушению уникальной экосистемы озера Байкал, ухудшению ее природоохранного, рекреационного, водорегулирующего потенциала, что, безусловно, отрицательно скажется на качестве жизни людей, как проживающих на прилегающих к озеру территориях Иркутской области и Республики Бурятия, так и приезжающих на Байкал со всей территории страны.

21 июля 2020 года Владимир Путин подписал указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Одним из показателей, характеризующих достижение национальных целей России к 2030 году , является экологическое оздоровление озера Байкал. Поэтому предложение Минприроды законодательно закрепить возможность строительства на Байкале практически любого объекта плохо стыкуется с необходимостью выполнения этих задач.

Нельзя забывать и про то, что озеро Байкал является объектом всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Его включили в список при условии, что будет принят специальный закон об охране озера.

Именно так появился федеральный закон об охране Байкала, который устанавливает необходимость специальных ограничений (перечень запрещенных видов деятельности) в центральной экологической зоне, границы которой совпадают с границами объекта всемирного наследия.

Новый перечень не только не следует нормам федерального закона о Байкале, он ещё и противоречит сам себе. Его принятие станет грубым нарушением международных договорённостей России и повлечёт за собой перевод объекта ЮНЕСКО «Озеро Байкал» в позорный для любой цивилизованной страны список всемирного наследия, находящегося под угрозой.

Проект ссылается на нормы, которые подлежат отмене

Новый перечень содержит большое количество отсылочных норм — он опирается на нормы других нормативных правовых актов — в отличие от действующего перечня: там-то были прописаны конкретные виды деятельности.

Например, согласно 11 пункту запрещается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определённых в соответствии с Критериями отнесения объектов к I, II, III и IV категории опасности, утвержденными постановлением правительства № 1029 в 2015 году . Столь запутанная схема норм крайне затрудняет их применение людьми, не имеющими специального юридического образования.

Но самое «замечательное» в том, что постановление Правительства № 1029, на которое ссылается новый перечень, подлежит отмене с 1 января 2021 года в рамках того же механизма «регуляторной гильотины», отменяющего и действующий байкальский перечень.

То есть новый перечень запрещённой на Байкале деятельности, который вступит в силу с 1 января 2021 года, ссылается на постановление, которое с 1 января будет отменено.

А до тех пор, пока новое постановление о критериях не принято, невозможно точно сказать, какие объекты будут отнесены к I, II, III и IV категории опасности, а значит тут явно имеет место неопределенность правовой нормы.

Согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, к коррупциогенным факторам относится наличие бланкетных и отсылочных норм. Проект нового байкальского перечня именно их и содержит.

Запрет на строительство очистных сооружений

Согласно упомянутому постановлению 1029, ко II категории опасности относится деятельность по сбору и обработке сточных вод, а именно — строительство канализации. Все остальные очистные сооружения должны относиться к III категории. Таким образом по новому перечню их установка в центральной экологической зоне будет запрещена.

Речь идёт обо всех очистных сооружениях, которые должны быть построены в населённых пунктах и на туристических базах по берегам Байкала. И раз строительство очистных сооружений будет запрещено, в Байкал и дальше будут поступать неочищенные стоки, что приведёт к ещё большему загрязнению озера и разрастанию зловредной водоросли спирогиры. Воздействие на экосистему Байкала возрастёт.

Во-первых, что это вообще такое, «санитарно-оздоровительное»? Но пойдём по порядку с самого начала по 3-му пункту проекта. В нём запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, а в кедровых лесах — всех видов рубок, за исключением предусмотренных пунктом 4 настоящего перечня.

Читайте также:  Третья речка телецкое озеро

Из текста пункта не ясно, относятся ли слова «за исключением предусмотренных пунктом 4 настоящего Перечня» ко всему пункту или только к кедровым лесам.

4-й пункт перечня запрещает санитарно-оздоровительные рубки погибших и повреждённых лесных насаждений, за исключением указанных рубок при введённом режиме чрезвычайной ситуации федерального и регионального характера, связанной с распространением вредителей леса, и (или) за пределами границ зоны чрезвычайной ситуации федерального и регионального характера.

При этом в действующем законодательстве отсутствует понятие «санитарно-оздоровительные рубки». Есть понятие «санитарные рубки», которые бывают как выборочные, так и сплошные, и «санитарно-оздоровительные мероприятия», в число которых входят и сплошные, и выборочные санитарные рубки, а также рубка аварийных деревьев и уборка захламлённости согласно Лесному кодексу и Правилам осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов.

То есть, исходя из текста этих двух пунктов нового байкальского перечня, в случае введения режима чрезвычайной ситуации, связанной с вредителями леса (такого ещё никто никогда не вводил), в том числе регионального характера, в кедровых лесах — а возможно и не только в них — может быть разрешено проведение как выборочных рубок, так и сплошных санитарных рубок, причем не только погибших, но и повреждённых (то есть живых) деревьев.

Режим ЧС регионального уровня вводят органы власти субъектов федерации. Вот только в действующем законодательстве отсутствует специальный порядок введения режима ЧС, связанного со вспышкой вредителей.

Если губернатор региона объявит о введении режима ЧС из-за вредителей, тогда в центральной экологической зоне можно будет провести сплошные санитарных рубки.

Вот только федеральным законом «Об охране озера Байкал» (а именно — в 11 статье) сплошные рубки в центральной экологической зоне запрещены. То есть, 3-й и 4-й пункты нового перечня противоречат федеральному законодательству.

Если предлагаемый Минприроды перечень примут и сплошные санитарные рубки вблизи Байкала разрешат проводить без учёта специфики этой уникальной территории, это неизбежно приведёт к значительному росту масштабов лесных пожаров и загрязнения озера. Почему так? Основных причин две.

Во-первых, в рамках существующей системы управления лесами сплошные санитарные рубки могжно проводить в сколько-нибудь значительных масштабах только как коммерческие мероприятия — за счет доходов от продажи заготавливаемой древесины. При существующем и предполагаемом на ближайшие годы уровне финансирования лесного хозяйства, в том числе переданных Бурятии и Иркутской области лесных полномочий, новым бюджетным деньгам на проведение сколько-нибудь значительных площадей санитарных рубок на Байкале взяться будет неоткуда. Перераспределение же существующих денег в пользу расходов на санитарные рубки неизбежно приведёт к снижению защиты лесов от пожаров.

Рубки будут назначать в первую очередь на участках с наибольшими запасами коммерчески ценной древесины, на которых по формальным основаниям можно назначить сплошную санитарную рубку. А действующая система правил в сфере санитарной безопасности устроена так, что при желании обосновать назначение сплошной санитарной рубки можно практически в любом диком лесу, тем более в лесу, хотя бы немного затронутым пожаром — таких на Байкале большинство. И сложившаяся практика проведения санитарных рубок в российских лесах такова, что их используют как способ обхождения запретов и ограничений на коммерческую заготовку древесины, нежели в качестве санитарно-оздоровительного мероприятия.

Наглядным примером этого служит ситуация в государственном природном заказнике «Туколонь» в Иркутской области, где под видом санитарной рубки провели заготовку древесины на миллионы рублей.

Таким образом разрешение сплошных санитарных рубок вблизи Байкала на практике будет означать лишь разрешение на обычное коммерческое лесопользование на этой уникальной природной территории в границах объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. Именно такое использование лесов в Байкальском регионе как раз и является одной из главных причин лесных пожаров — львиная доля этих пожаров начинается вблизи объектов инфраструктуры и самих рубок.

С учётом недавно состоявшегося объединения китайских импортеров российской древесины в специальный отраслевой союз, который явно упростит и удешевит закупку и вывоз из России ценного древесного сырья — разрешение сплошных санитарных рубок вблизи Байкала может привести к радикальному росту разорительного для лесов коммерческого лесопользования вблизи озера в самые ближайшие годы.

Во-вторых, рубка леса в горных условиях с использованием обычной лесозаготовительной и дорожной техники всегда ведёт к стремительной эрозии почвы. Существуют, конечно, технологии, позволяющие эту эрозию несколько уменьшить, но они очень дороги (то есть чтобы оправдать их применение, придется рубить значительно больше сравнительно здоровых лесов), и они в любом случае не решают проблему полностью. Чем больше будет сплошных санитарных рубок вблизи Байкала — тем больше глины и песка будет смываться в озеро и впадающие в него реки. С учетом же характерного для таёжных регионов дефицита квалифицированных лесных кадров, острой нехватки специализированной лесной техники, технологического нигилизма и тому подобных обстоятельств, справедливо предположить, что общая загрязнённость рек и ручьёв в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в результате сплошных санитарных рубок вырастет многократно.

Учитывая, что значительная часть лесов в границах объекта ЮНЕСКО «Озеро Байкал» пройдена катастрофическими пожарами 2015-2016 годов, есть основания полагать, что в сплошные санитарные рубки будут отводиться в первую очередь леса, не погибшие от пожаров или восстановившиеся после них, а полностью погибшие деревья останутся. В результате состояние оставшихся живых лесов ухудшится, а кроме того увеличится пожарная опасность в связи с развитием дорожной сети.

Предлагаемый Минприроды проект перечня в части разрешения сплошных санитарных рубок представляет угрозу для Байкала и окружающих его лесов. При существующей системе государственного управления лесами новый перечень приведёт только к хищническому истреблению лесов, росту масштабов лесных пожаров и загрязнению озера.

К тому же юридико-лингвистическая неопределённость — употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера относится к коррупциогенным факторам. Вы поняли, какие рубки можно назвать «санитарно-оздоровительными»? И никто не понял, потому что их юридически не существует.

Использование термина «санитарно-оздоровительные рубки» является коррупциогенным фактором.

Застройка территорий, не затронутых хозяйственной деятельностью

Согласно пункту 10, запрещается строительство на территориях, расположенных за границами населённых пунктов, зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особых охраняемых природных территорий федерального и регионального значения, особых экономических зон туристско-рекреационного типа.

Таким образом из перечня исключается запрет на строительство объектов на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек, как в границах, так и за границами населённых пунктов. Строй что хочешь.

При этом у большинства населённых пунктов в центральной экологической зоне нет установленных границ, поэтому они могут расширяться практически бесконтрольно.

То есть остаётся вполне ощутимая угроза включения в границы населённых пунктов ценных природных территорий, где в том числе обитают и произрастают редкие и находящиеся под угрозой исчезновения животные и растения. Например, монгольская жаба и ольхонская полевки, занесённые в Красную книгу Иркутской области, места обитания которых могут быть полностью уничтожены. Или орла-могильника, популяция которого в Байкальском регионе внесена в 1 категорию Красной книги России, то есть этот вид уже находится под угрозой исчезновения.

Приведу три важных момента:

  • В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (статья 3), деятельность органов государственной власти России, органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться по принципу приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
  • В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (статья 60) запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности растений, животных и других организмов, занесенных в Красные книги РФ и субъектов РФ, и ухудшающая среду их обитания;
  • В соответствии с Федеральным законом «О животном мире» (статья 24) действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются.

Вывод сделать несложно. Исключение из нового перечня запрета на строительство на территориях, не затронутых хозяйственной деятельностью, противоречит двум федеральным законам нашей страны.

Принятие проекта перечня в том виде, в каком он опубликован для общественного обсуждения, приведёт к разрушению уникальной экосистемы Байкала и прилегающих территорий. Его принятие послужит причиной перевода Байкала в позорный список «всемирное наследие под угрозой». Мы не должны этого допустить. До 3 августа у нас есть время показать чиновникам, что судьба Байкала небезразлична многим гражданам России. Пожалуйста, потратьте ещё 3 минуты, чтобы сохранить Байкал!

Greenpeace — некоммерческая организация, мы существуем только благодаря поддержке частных лиц. Наша финансовая отчётность доступна и открыта для всех. Сторонники Greenpeace в начале каждого года могут запросить справку с суммой пожертвований за прошлый год, и с её помощью получить налоговый вычет в размере 13 %. Чтобы мы могли планировать свою работу на следующие годы, нам нужна ваша постоянная поддержка.

Источник

Adblock
detector