Меню

Ереминский порог где находится река

Порожская ГЭС (урочище Пороги)

На реке Большая Сатка в Челябинской области расположено удивительное по своей красоте место. До недавнего времени тут работала ГЭС, дошедшая практически в первозданном виде с начала XX века и не искаженная советскими реконструкциями. Старинные сооружения гармонично вписываются в окружающий природный ландшафт. Предлагаю познакомиться с историей и особенностями этих мест.

6 мая 1908 года по инициативе горного инженера Александра Филипповича Шуппе на реке Большой Сатке, левом притоке реки Ай, был основан первый в России электрометаллургический завод по производству ферросплавов (на тот момент Россия закупала ферросплавы за границей). Условия были самыми подходящими: имелось сырье (месторождения хромистых железняков и кварцитов), лес для выжига древесного угля, полноводная горная река. Для производства требовалось много энергии, поэтому была построена собственная гидроэлектростанция.

Плотину на реке Большая Сатка построили по проекту известного ученого, инженера-гидравлика Б.А. Бахметьева. После революции 1917 года он эмигрировал в США, где получил звание профессора Колумбийского университета.

Плотина выложена из дикого камня, что придает ей особенное очарование. В качестве связки между крупными, обработанными камнями применяли глину и цемент. Ширина плотины составила около 12,5 метров у подошвы и 4,2 метра по гребню. Общая длина гидротехнического сооружения — 125 метров, длина водосливной части — 70 метров, высота — 21 метр.

До сооружения плотины на этом участке реки Большой Сатки было два порога со сливами высотой до четырех метров. Вода в этом месте кипела и бурлила. Место считалось нехорошим, дьявольским, за что его прозвали «Чертовой ямой».

По бытовавшей среди старожилов поселков Пороги и Постройки легенде, при закладке Порожской плотины в ее тело был замурован живой татарин. Будто бы это должно было уберечь плотину от размыва во время весенних паводков. Конечно, к реальности это не имеет никакого отношения.

Предприятие было оснащено по последнему слову техники оборудованием ведущих европейских фирм из Германии, Англии, Австрии и других стран. В помещении машинного зала работали две гидротурбины немецкой фирмы «Бригель Хансен и Ко» из города Гота 1909 года. В плавильном цехе электроплавка велась в дуговых печах «Эру» из Франции. Использовалось и отечественное оборудование.

1 июля 1910 года электростанция дала первый ток. Вскоре, 12 июля, была получена первая опытная партия ферросилиция, а 24 августа – выпущена первая опытная плавка феррохрома весом 954 килограмма.

Ферросплавы – это сплавы железа с редкими металлами. Например, с хромом, вольфрамом, молибденом, кремнием. Их получают при очень высоких температурах в особых плавильных печах. Этим достигается большая прочность сталей и жароустойчивость.

В возникший при строительстве поселок Пороги с ГЭС стало поставляться электричество, что для небольших населенных пунктов по тем временам было роскошью.

В советское время Пороги вошли в состав Южно-Уральского горнозаводского треста, а затем в объединение «Востоксталь». В 1928 году комплекс Пороги был передан Саткинскому металлургическому заводу, продолжив производство ферросплавов. До 1931 года это был единственный завод по выплавке ферросплавов в стране. Однако они уже не обеспечивали растущих потребностей металлургии. 25 июля 1931 года в Челябинске заработал электрометаллургический комбинат по производству ферросплавов. Однако и завод Пороги не приостанавливал выпуск ферросплавов до 1960-х годов, а с 1971 года он стал цехом при комбинате «Магнезит» и начал выпускать периклаз – высококачественный огнеупор.

Порожская ГЭС, затерянная в Уральских горах, – единственное в своем роде предприятие, не искаженное реконструкциями советского времени. Плотина и оборудование сохранились до наших дней почти без изменений. Сооружения гармонично вписываются в окружающий природный ландшафт.

До недавнего времени Порожская ГЭС продолжала работать, вырабатывая электричество для поселков Пороги и Постройки. Другого источника электричества здесь просто не было. Если воды в пруду не хватало или оборудование выходило из строя, то и электричество в домах местных жителей пропадало. Линию электропередач (из Асылгужино, со стороны Башкирии) сюда протянули лишь несколько лет назад. После этого надобность в собственной электростанции отпала. Порожскую ГЭС навсегда закрыли. Это была старейшая непрерывно действующая гидроэлектростанция России.

Комплекс «Пороги» объявлен памятником культурного наследия Челябинской области. Это одна из самых известных историко-архитектурных достопримечательностей региона.

В состав комплекса Порожской ГЭС входят: плотина, здание и оборудование электростанции, плавильный цех, открытая монорельсовая эстакада, здание химлаборатории, каменный сарай. А в нескольких сотнях метров от ГЭС стоит деревянное здание бывшей конторы с квартирой управляющего А.Ф. Шуппе. Сейчас оно находится в частной собственности.

К сожалению, плотина Порожской ГЭС постепенно разрушается: выпала часть каменных блоков, местами пошли трещины. Неважно и состояние построек комплекса. Сохранение этого уникального объекта возможно благодаря созданию музейного комплекса, но это затрудняет извечное для России отсутствие средств.

Порожская ГЭС привлекает многочисленных туристов. В поселке Пороги для туристов выстроили гостиницу, турбазу, действует питомник хаски. Летом в Порогах проводился кузнечный фестиваль.

По данным переписи 2010 года, в поселке Пороги постоянно проживает лишь 12 жителей.

Участок реки Большой Сатки от Порогов до устья в 1985 году был объявлен гидрологическим памятником природы Челябинской области, однако в 2006 году этот статус был снят.

Читайте также:  Река что омывает семь холмов сканворд 4 буквы

Иногда некоторые туристы-водники начинают сплав от Порогов, идут по Большой Сатке и далее по Аю. Но для этого необходим значительный уровень воды в Большой Сатке. В засушливые года плотину Порогов порой полностью перекрывают, и русло реки пересыхает.

Почитать подробнее про красивейшие достопримечательности реки Ай и ее удивительной истории вы можете в книге «Река Ай».

Предлагаю посмотреть видеоролик, снятый мной во время посещения Порогов.

Как добраться до Порогов?

Поселок Пороги и Порожская ГЭС расположены в Саткинской районе Челябинской области. Общественный транспорт сюда не ходит, поэтому можно добраться лишь на собственном автомобиле.

Нужно выехать на трассу М-5 на участке, связывающем Челябинск и Уфу, в районе города Сатка повернуть по указателю на Бердяуш. Проехав через этот поселок, ехать до Порогов. ГЭС будет в дальней части поселка. Сориентироваться поможет карта внизу статьи.

Расстояние от Челябинска – 210 км, от Екатеринбурга – 340 км, от Уфы – 280 км, от Перми – 440 км.

GPS-координаты Порожской ГЭС: N 55° 16.912′; E 59° 08.053′ (координаты для смартфона: 55.281867° N 59.134217° E).

Также Пороги можно посетить во время сплава по реке Ай. Дорога к Порогам от реки Ай начинается напротив острова в деревне Асылгужино. Расстояние от реки Ай до Порогов – 5,5-6 километров в одну сторону.

Современные фото Павла Распопова и Надежды Шималиной

Источники:
Каюмова Р.Л. Уникальное наследие России – Пороги // Природное и культурное наследие Урала: Материалы III региональной науч.-практич. конф. — Челябинск, 2005.
Челябинская область: энциклопедия. — Челябинск, 2008.
Чернецов В.П. Саткинские легенды, сказания, были. — Челябинск, 2001.

Источник

Где на самом деле находится Угрюм-река и что она из себя представляет в действительности

Новый российский сериал «Угрюм-река» наделал много шума. Лично мне он не особо понравился (точнее, вообще не понравился), однако я знаю, что многие задаются вопросом:

Если прям одним словом – нигде . На планете нет ни одной реки с названием » Угрюм «. Однако, реальный прототип у реки все-таки имеется. И сейчас я вам про него расскажу.

Как известно, сериал снят по роману Шишкова с одноименным названием. При этом, Шишков не относился к тем писателям, что сидели в своем кабинете и придумывали из головы всякое фэнтези.

Вячеслав Шишков – реальный путешественник, исследователь, инженер. Он родился в 1873 году под Тверью, а в 19 лет уехал в Сибирь , связав с ней всю свою оставшуюся жизнь (умер в 1945-м).

В 1911-м году (в возрасте 38 лет) Шишков участвовал в экспедиции по реке Нижняя Тунгуска . Это правый приток Енисея.

Где на самом деле находится Угрюм-река и что она из себя представляет в действительности

Давайте посмотрим на названия некоторых населенных пунктов, через которые проходило путешествие главного героя – Прохора Громова

  • Подволочная
  • Ербохомохля

Кажется, что это вымышленные названия. Однако, если мы изучим течение Нижней Тунгуски, то найдем вот такие вот вполне реальные поселки:

  • Подволошино
  • Ербогачён

Где на самом деле находится Угрюм-река и что она из себя представляет в действительности

Прям хорошее совпадение, правда? Лично у меня нет сомнений, что Угрюм-река – это и есть Нижняя Тунгуска , по которой путешествовал сам автор романа.

Нижняя Тунгуска, она же - Угрюм-река. Фото с сервиса Гугл-карты. Автор Jan Zak

Кстати, в таком случае получается, что город Крайск , который в романе расположен на месте впадения Угрюм-реки в большую реку – это нынешний поселок Туруханск , стоящий как раз у впадения Нижней Тунгуски в Енисей.

Где на самом деле находится Угрюм-река и что она из себя представляет в действительности

Что известно о Нижней Тунгуске

Полноводность

Енисей – самая полноводная река в России. Да и по мировым меркам она – пятая.

Каждую секунду Енисей выносит в океан 20 000 кубических метров воды. Из этих 20 тысяч, примерно 3,5 тысячи принадлежит Нижней Тунгуске, которая является вторым по полноводности притоком Енисея.

Это такая громадина, что в России найдется не так много рек, превосходящих ее в размерах. Если быть точным, то среди российских рек, Н.Тунгуска – 11-я.

Например, великая Волга имеет поток всего лишь в 2 раза больший (8 тысяч м3/сек). А, например, такая река как Кубаньв 9 раз меньше Нижней Тунгуски (всего 400 м3/сек).

Река достигает ширины 700-800 метров

Глубина и скорость

В это трудно поверить, но глубина этой реки достигает, местами, 100 метров!

Это глубже, чем Азовское море (его рекорд – 13,5 метров). В России во времена Шишкова не было ни одной постройки, которая не скрылась бы в Н.Тунгуске «с головой».

Скорость реки также поражает. В верхнем течении (ближе к истоку), река еще слабая и несет свои воды со скоростью всего 2 км/ч.

А вот в нижнем течении, на некоторых порогах скорость достигает 18 км/ч! Не каждый человек может бежать с такой скоростью.

Где на самом деле находится Угрюм-река и что она из себя представляет в действительности

Протяженность

Н. Тунгуска – самый протяженный приток Енисея. Ее длина всего чуть-чуть не дотягивает до 3000 километров .

Это длиннее знаменитой индийской реки Ганг (2500 км) и чуть короче Волги (3500 км). Среди всех рек мира Н. Тунгуска занимает 28-е место, значительно опережая такие реки, как:

  • Колорадо (США)
  • Замбези (Африка)
  • Дунай (Европа)
  • Рио-Гранде (Северная Америка)

В общем, можно сказать точно – неблизким был путь Прохора Громова, если он решил пройти всю Угрюм-реку!

Читайте также:  Укажите крупнейшие полноводные реки юго западной азии

Населенность

И по сей день берега реки крайне малолюдны . Дорог там практически нет, местность представляет из себя непроходимую тайгу.

Впрочем, на всем протяжении реки поселки все-таки попадаются. Единственный способ их сообщения с остальным миром – сама река, которая летом судоходна, а зимой используется как дорога (зимник).

Тот самый поселок Ербогачен из романа Шишкова

При чем здесь Тунгусский метеорит

Несколько раз видел комментарии, авторы которых связывали реку Н. Тунгуску с Тунгусским метеоритом. Мол, он упал как раз где-то на ее берегах.

На самом деле, немного не так. Помимо Нижней Тунгуски на Енисее есть другая река – Подкаменная Тунгуска . Она поменьше и протекает южнее. Так вот, Тунгусский метеорит упал примерно вот тут:

Где на самом деле находится Угрюм-река и что она из себя представляет в действительности

Ну, что ж. Вот такой получился рассказ об одной из величайших российских рек. Стоит отметить, что съемки сериала велись вовсе не на Н. Тунгуске и даже не в Восточной Сибири, а на Урале .

Может быть, в следующих статьях расскажу и об этих уральских реках. Подписывайтесь , чтобы ничего не пропустить. Все тексты и рисунки на канале – авторские. До связи!

Источник



Порог «Лангутайский» реки Хара-Мурин.

Река Хара-Мурин, но на табличке, установленной на мосту через эту реку, какие то умники написали «Мурино», хотя это название деревни, куда ведёт дорога влево после моста.

Река расположена почти в 170 км от Иркутска, за Байкальском, если не изменяет память, то на дорожном указателе написано 168 км…

На реке расположен самый доступный в нашем районе и в меру сложный порог «Лангутайский», который является излюбленным местом всех водников, каякеров, турфирм…

Порог достаточно безопасный, на нём очень удобно выставлять страховку при прохождении порога, а так же отлично подходит для организации коммерческих и дружеских покатушек, проведения различных водных тренировок перед более сложными маршрутами, да и новичков тут обучать очень удобно и эффективно.

Водный сезон на пороге открывается обычно каякерами начале мая, когда по берегам ещё лежит снег и ледники

но, если весна ранняя, то уже во второй половине апреля там можно спокойно кататься.

Закрывается сезон в октябре, с наступлением холодов, и когда уровень воды в реке будет чрезвычайно низким.

Водники обычно устанавливают лагерь на одной из полян на правом, орографическом, берегу реки,

куда ведёт поворот направо, сразу же за мостом.

Так же, лагерь можно и на левом берегу реки лагерь поставить, и на машине можно намного дальше по берегу проехать, но дорога там только для проходимых машин.

Да и по левому берегу неудобно затаскивать на порог снаряжение, в виду того, что придётся преодолевать сложный прижим,

с которого легко сорваться в воду вместе с тяжеленным рюкзаком, хотя остальная часть тропы вполне нормальная.

Плюсом захождения на порог по левому берегу можно считать только то, что вся группа сразу собирается на месте покатушек на пороге и не надо переправлять всех на другой берег, ждать, когда построят катамараны…

По правому же берегу слишком далеко не уедешь, только до конца полян, дальше нормальной дороги нет.

Частично тропа проходит по берегу, среди больших камней.

Но в целом она идёт по лесополосе вдоль берега, но по пути вы преодолеете 2 небольших подъёма.

До порога от лагеря идти налегке примерно 20 минут. Необходимо держаться более правых троп, чтобы по незнанию не уйти в налево, в сопку. Так что , если вы почувствовали, что вы забираетесь высоко в гору, то необходимо вернуться и продолжить путь вдоль горы по тропе.

Более правые тропы выведут вас на поляну, перед спуском реке, где удобно собирать катамараны, потому как на берегу очень мало места.

С берега вам откроется вид на порог

и противоположный берег, где и находятся обычно водники.

С поляны левого берега идёт тропа

в начало порога, по которой заносят суда на старт.

Берег на самой поляне очень каменистый

И катамараны с воды вытаскивать немного сложно

Вот так порог выглядит зимой

Порог в маленькую воду,

Все камни открыты, вид на «обливник»

Порог в очень большую воду

Все камни обливаются водой и почти не видны, вид на «обливник»

А на скале появляется большой отбой воды, отбойник.

Со скалы можно подробно рассмотреть сам порог, и заходную шиверу на порог, уровень воды средний.

А если перебраться на остров с левого берега, то открывается отличный вид на отбойник на скале, хорошее место для фото-видео съемки.

Теперь о страховке прохождения.

Струя воды с порога бьёт к левому берегу, там же обычно и находится человек, который страхует спасконцом прохождение порога.

В случае переворота, людей и катамаран будет прибивать струёй к левому берегу, но если не поймать брошенный спас конец на катамаране

и, человек оставшийся на катамаране не вылезет на него и не будет грести к берегу

То катамаран может унести дальше, и прибьёт к скалам левого берега, либо за поворот и тогда он застрянет в россыпи камней и брёвен, и его сложно будет достать от туда, да и нести далеко и неудобно.

Читайте также:  Место где река заканчивает свое течение

Теперь о прохождении порога.

Его можно пройти несколькими траекториями:

1. Самая простая – пройти между камнями по сливу слева от обливняка, это можно сделать даже на резиновой лодке.

Но надо учитывать, что шивера перед порогом имеет изгиб, и течение сносит вас в право, но обливник, и если вы это не учтёте, не будете заходить левее, а пойдёте право в слив, то вы можете вылететь боком на обливник и вас перевернёт.

Так же, осложняется всё тем, что с наплыва слив между камнями плохо виден, и вы можете запутаться визуально, решить, что вас не туда несёт струя.

Так что, это простой вариант только для уже немного опытных водников, ходивших порог.

2. Прыгнуть с обливника – тоже простая траектория, но осложнённая тем, что заход на обливник под углом и сам камень расположен немного боком, и имеет разную высоту по краям.

Если вы зайдёте боком слишком близко к левому или правому краю – вас может перевернуть.

Идеально – прыгнуть строго посередине, строго перпендикулярно обливнику.

Но, в очень большую воду катамаран может очень сильно притопить в бочке под камнем.

А в случае переворота – тот, кого выкинет из катамарана может немного повариться в бочке,

но его выплёвывает обычно после 2х кругов. Один раз видел лично, второй раз проверил на собственной шкуре.

3. Пройти правее обливника, как можно ближе к нему, после чего резко развернуть катамаран влево и пробить выходную бочку.

Это так же можно сделать на лодке.

Но, все таки не рекомендую людям, не имеющим достаточного опыта проходить порог на лодках, так как в некоторых бочках их очень легко может перевернуть.

Мы это делали просто для эксперимента.

В большую воду так же легко катамаран врезается боков в бочку и из него можно легко вылететь, если упоры слабо затянуты.

4. Пройти вдоль отбойника. Самый сложный, опасный, но самый интересный способ!

Опасность – в маленькую воду можно легко пораниться об скалу.

Сложность – рассчитать правильно траекторию захода, чтобы не перевернуться в большую и среднюю воду, хотя по больной воде все ещё зависит и от случая, казалось бы, уже прошёл ведь,

но перевернуться очень легко можно на выходе

Да и в середине траектории тоже

А можно и очень красиво пройти в следующий раз, по наклонному треку

Прохождение вдоль отбойника очень красиво смотрятся и с острова

И с самой скалы, сверху.

Хотя самые весёлые, зрелищные, красивые прохождения получаются на рафтах.

Большие катамараны четвёрки иногда бывает сложно перевернуть на отбойнике даже при желании

Но и без желания они легко могут перевернуться в большую воду.

Конечно, на таком пороге лучше всего кататься уже имея опыт, и с уже опытными друзьями, или воспользоваться услугами турфирм.

Но и самостоятельно вполне можно освоить различные варианты прохождения порога.

Этот порог примечателен тем, что на нем проводится замечательный водно – спортивный – туристический праздник «День Бурной Воды», на который приезжает очень много новичков, максимум было около 120 человек, попробовать себя в водном туризме!

В 2014 году он проводился уже в 5 раз!

Про этот праздник я напишу в другой раз.

На этом пока всё, надеюсь, вам понравилось данное описание порога и вы решите съездить туда, попробовать на себе водный экстрим!

Источник

Порог Ревун и Смолинская пещера

Екатеринбург вырос на берегах реки Исети. Мы привыкли видеть ее спокойную и грязноватую гладь. И с трудом верится, что в один момент Исеть может стать бурной и опасной рекой. Но это так. В 80 километрах от Екатеринбурга мирная река превращается в сокрушительную стихию. Место это зовется — Порог Ревун.

Название Ревун говорит само за себя. Здесь вода, врезаясь в камни, ревет с такой силой, будто дикий зверь. Местные же окрестили этот порог Буркан за бурлящие воды и стремительный поток, который проходит вдоль скал.

Эти скалы — во многом породы, оставшиеся от древнего палеовулкана. Исеть смогла пробить себе проход в особо твердых порфиритовых и диабазовых породах. Высота некоторых скал достигает 30 метров.

Статьи по теме 6 сентября 2016 года

Тальков камень. Субботняя прогулка

Порогов на реках Среднего Урала почти нет, поэтому Ревун, безусловно, уникальное создание природы.

Равнинная река Исеть в этом месте по весне вдруг превращается в мощный поток горной реки. В апреле этому порогу присуждают пятую категорию сложности. А это значит, что его можно пройти только с соответствующим снаряжением и опытом. Прохождение порога пятой категории сложности может нанести существенный вред здоровью. Обычно 5 категорию сложности имеют реки Грузии, Кавказа, Норвегии и… Порог Ревун реки Исеть.

Мощное, сокрушительное, властное течение с большим количеством препятствий, привлекает сюда как туристов, так и обычных зрителей.

Источник

Adblock
detector