Меню

Возить по реке лес

Возить по реке лес

Архангельская область издавна считается лесным краем нашей страны. В Архангельске, Котласе, Онеге, Мезени и других городах расположено множество заводов по переработке древесины. Для работы этих заводов необходимо сырьё. Перевозить лес можно автотранспортом, по железной дороге, но самый выгодным остаётся сплавлять его по реке.

Лес по реке перевозится баржами и плотами. до 1995 года на реках использовался также молевой сплав. Когда лес бесконтрольно сплавляется по течению. Плотами лес перевозят чаще всего только весной, когда на реке устанавливается одностороннее течение, что позволяет перевести большой объём леса при наименьших затратах. Объём такого плота может начинаться от 10 тысяч кубометров и заканчиваться здравым смыслом. Летом тоже можно встретить плоты на реке, но их объём намного меньше и время транспортировки увеличивается из-за реверсивного течения (скорость может падать до 1 км/ч против течения). В остальное же время лес перевозят на баржах.

За время пока на реке стоит лёд, лес свозят в специальные низины — плотбища, которые во время ледохода затапливает водой. Про одно такое плотбище, рядом с деревней Сельменьга, можно почитать тут В них брёвна увязывают между собой в пучки. По периметру из тех же брёвен делают ограждение — кошельки, в которых и будут находится пучки леса. В последние годы, из-за мягких и малоснежный зим, река стала меньше наполнятся в период таяния снега, и не всегда вода достаточно высоко поднимается чтобы плот могли стянуть с плотбища на более глубокое место. Это очень негативно сказывается на стоимости доставки, так как приходится перевозить лес автомобильным транспортом до места, где его можно перегрузить на баржи.

Источник

Речной транспорт. Перевозка речным транспортом. Речной вокзал

Водный (речной) транспорт – это транспорт, который осуществляет перевозки пассажиров и грузов судами по водным путям как естественного происхождения (реки, озера), так и искусственного (водохранилища, каналы). Главным его преимуществом является низкая себестоимость, благодаря чему он занимает важное место в федеральной транспортной системе страны, несмотря на сезонность и низкую скорость.

Достоинства и недостатки

Речной транспорт России играет важную роль в межрайонных и внутрирайонных перевозках нашей страны. Его преимущества заключаются в путях естественного происхождения, на обустройство которых используется меньшее количество затрат, чем на возведение железных и шоссейных дорог. Стоимость грузовых перевозок по водным артериям ниже, чем по железной дороге. А производительность труда выше на 35 процентов.

Однако речные перевозки имеют ряд недостатков – это сезонный характер, низкая скорость передвижения, ограниченность использования, которая обусловлена конфигурацией водной сети. Кроме того, крупные артерии нашей страны текут с севера на юг, и с юга на север, а главные грузовые потоки имеют широтное направление.

Основные магистрали

Благодаря строительству каскадов гидроузлов реки Волга и Кама превратились в глубоководные магистрали. Межбассейновые соединения Московско-Волжское, Беломоро-Балтийское, Волго-Балтийское, Волго-Донское и Волжское составляют сегодня Единую глубоководную систему, общая протяженность которой — 6,3 тысячи километров. При неуклонном росте водных внутренних перевозок в восточной части России по-прежнему ведущая позиция удерживается Волго-Камским бассейном. На его реки приходится более пятидесяти процентов транспортировки пассажиров и грузов. Основное место в данном бассейне заняла перевозка речным транспортом строительных материалов (60 процентов). Их транспортировка осуществляется в обоих направлениях, она носит преимущественно внутрирайонный характер.

А что перевозят по водным магистралям России?

Речной транспорт на этих артериях в основном осуществляет доставку леса, причем как на судах, так и по старинке, на плотах, методом сплава. С Камы на Волгу транспортируется сибирский лес, а по Волго-Балтийскому пути – лес Вологодской и Архангельской областей, Карелии для районов Северного Кавказа и Поволжья. Речной транспорт Москвы задействован в перевозках леса по одноименному каналу в Подмосковье и Москву. Через порты Волги и Камы в бассейн транспортируется кузнецкий уголь, а дальше он развозится по водным артериям к электростанциям. Кроме того, видное место занимает доставка соли – с Баскунчанского соляного промысла вверх по Волге в порты Поволжья, Урала, Центра, на Северо-Западные предприятия рыбной промышленности и на экспорт. Помимо этого, вверх по Волге направляется сельскохозяйственная продукция (бахчевые культуры) из Волгоградской и Астраханской областей, рыба из Каспийского моря, а также химические продукты из Поволжья и Урала. В обоих направлениях транспортируются нефтепродукты и нефть, хлебные грузы.

Читайте также:  Как определить уклон реки по формулам

Основные направления

Речной транспорт России особенно развит в Волжско-Камском бассейнах, ведь Кама с ее притоками — Вяткой и Белой — имеет важное значение в связях Урала с Северо-Западом, Центром, Поволжьем. По Каме вниз переправляют в основном зерно, лес, нефть, химические грузы, строительные минеральные материалы. В обратном направлении транспортируют уголь, цемент, лес. В верховья Камы грузопоток значительно меньше. Кроме того, Волго-Донской канал способствовал увеличению перевозок массовых грузов по Волге. Благодаря ему из районов, которые прилегают к Дону, по Волге транспортируют зерно, уголь, бахчевые культуры, промышленную продукцию и другие грузы. В обратном направлении — цемент, руду, лес, химическую продукцию. Все это перевозит речной транспорт. Самара, как и другие города в Среднем Поволжье, является основным потребителем этих товаров. Большую роль в развитии перевозок играют воднотранспортные связи этого бассейна с Северо-Западным районом, а также с иностранными государствами Бал­тийского моря сквозь Волго-Балтийский путь. Через него в южном направлении транспортируют апатитовый концентрат, руду, строительные материалы, лес, а на север — химические грузы, зерно, уголь и нефтепродукты.

Пассажирские перевозки

В Волго-Камском бассейне сконцентрировались и главные пассажирские потоки. Любой речной вокзал предложит гражданам множество местных, транзитных, внутригородских и пригородных направлений. Пассажирские суда довольно широко используются при организации туризма или отдыха. Наиболее протяженными являются транзитные линии из Москвы в Астрахань, Пермь, Ростов и Уфу. Самый крупный речной вокзал находится в столице России. В Волго-Вятском бассейне самыми крупными речными портами являются Нижний Новгород, Вол­гоград, Москва, Пермь, Астрахань, Казань, Ярославль.

Северо-западное направление

Реки с давних времен служили центральными транспортными коммуникациями Северо-Западного и Северного экономических районов. В европейской его части основными водными артериями для перевозки грузов являются Северная Двина со своими притоками Сухоной и Вычегдой, Печора, Мезень, а на Северо-Западе — Свирь, Нева и Беломоро-Балтийский канал. По северным водным артериям проходит мощный поток минеральных строительных и нефтяных материалов, леса, а также зерна и угля. Основными портами являются Нарьян-Мар, Печора, Мезень, Архангельск, Котлас.

Северо-Западный бассейн обеспечивает доставку в южном направлении леса и железной руды из Карелии, апатитового концентрата с полуострова Кольский. В обратном направлении — промышленных товаров, зерна, соли и нефтепродуктов. Пе­ревалочными пунктами для различных товаров служат Волхов, Петрозаводск и Санкт-Петербург. Отсюда в Москву и Верхневолжский район организованы постоянные пассажирские линии. Хорошо развиты здесь и местные маршруты, особенно это стало заметно с увеличением количества скоростных судов.

Восточное направление

На востоке России первое место в вопросах перевозок занимает Обь-Иртышский бассейн Западной Сибири. Речной транспорт здесь способствовал освоению газовых и нефтяных ресурсов, а также лесных массивов. Из главных транспортных перевалочных узлов (Тобольска, Новосибирска, Омска) по Иртышу и Оби поступает уголь, буровое оборудование и трубы, строительные материалы, продовольственные и промышленные товары в районы нефтяных и газовых промыслов Тюменской области. Доставка грузов в глубинные районы материка осуществляется по Северному морскому пути с последующей перевалкой в устьях Таза, Пура и Оби на речные суда. Большая часть перевозок приходится на лес, который поступает в плотах в речной порт Асино. Дальше его перевозят на судах в Новосибирск, Омск, Томск. Больше четверти доставок по Иртышу и Оби составляют строительные материалы, которые поступают с южных регионов на север, в районы нефтегазовой промышленности. Кроме того, большое значение имеет речной транспорт в перевозке хлебных грузов, соли, угля и нефтепродуктов.

На Оби, наряду с древними портами Барнаулом и Новосибирском, важную роль играют порты, которые возникли в связи с созданием промышленных центров – Сургут, Обь, Лабытнанги, Салехард.

Енисей и Ангара

Речной транспорт Енисея связывает южную часть Восточной Сибири с районами Заполярья. Здесь лесные перевозки достигают двух третей всего грузооборота Енисея. Кроме того, по реке транспортируют зерно, нефтепродукты, каменный уголь и минеральные строительные материалы. Верхний Енисей, от Минусинска до Красноярска, характеризуется преобладанием грузового потока вниз по течению, главное место в нем занимает зерно.

Устье Ангары: отсюда поступает основная часть леса, разделяет товаропоток на Енисее. Основная часть направляется вверх, а от устья и до Диксона – вниз по реке. Кроме леса, существенное положение занимают перевозки строительных минеральных материалов и угля. Основными портами являются Красноярск, Енисейск, Дудинка, Игарка, а на Ан­гаре — Макарьево, Братск, Иркутск, Усть-Илимск.

Читайте также:  Города возле реки лена

Источник

Сплав леса по реке

Сплав леса по реке – экономически выгодная, а порою единственно возможная, транспортировка древесины по воде к месту ее обработки и использования.

Сплав леса

Процесс перемещения древесины по воде осуществляется благодаря ее плавучести и течению воды. При такой транспортировке затрачивается меньше сил, чем при использовании других видов перевозки леса.

В СССР сплавлялось до 120 млн. м3 древесины ежегодно. Сейчас эти объемы значительно сократились.

Виды сплавов

Существует 3 основных вида сплава леса по реке.

  1. Молевой. Срубленные зимой стволы при наступлении паводка сталкиваются в воду и плывут по течению к месту задержания – запани (Фото 1).
  2. Плотовой. Все стволы увязываются в пучки, а затем из них образуют плоты. Эти плоты либо привязывают к специальным судам-тягачам, либо их направляют по течению плотогоны (Фото 2).
  3. Кошельный. Осуществляется на небольшие расстояния суднами. Несвязанные бревна помещают в специальные плавучие ограждения – кошели.

Четвертый вид транспортировки леса по воде – внутри судов, но он не экономичный.

Фото 1. Запани для молевого сплава леса.

Фото 2. Плотовой сплав леса

Вред сплава леса по реке

При молевом сплаве леса часть намокших стволов тонет. Скапливаясь на дне реки, древесина захламляет дно реки, мешая судоходству. Она начинает гнить, отравляя воду. При активном лесосплаве нарушается речная фауна и флора, т.к. выдираются растения со дна, образуется муть при проходе леса, гибнут беспозвоночные и рыба. Кроме того, утонувшие стволы не поступают в производство, что ведет к экономическим потерям.

Источник



Лесосплав

Лесоспла́в — вид транспортирования леса по воде, при котором используется плавучесть древесины. Лесосплав как технологический процесс входит в состав лесозаготовительных работ (см. Лесозаготовки) и является их заключительной стадией, имеющей целью доставку заготовленных лесоматериалов в пункты потребления или перевалки их на другие виды транспорта. Лесосплав — массовый, наиболее дешёвый, а в некоторых районах и единственный виды транспорта древесины. В СССР ежегодно сплавлялось 105—120 млн м³ древесины, длина водных путей, использовавшихся под лесосплав, достигает 80 тыс. км. Различают молевой (россыпью), плотовой и кошельный лесосплав.

Содержание

Молевой сплав

При молевом сплаве, который обычно проводится в период весеннего паводка, лесоматериалы транспортируют не связанными между собой. Он применяется на первичной речной сети при невозможности использовать др. виды транспорта. Для направления движения леса по лесосплавному ходу устанавливают направляющие сооружения (боны), а для временной или окончательной его задержки в определённых местах сплавной реки — лесозадерживающие сооружения (запани). При молевом сплаве часть лесоматериалов в результате потери ими плавучести тонет, засоряя русла рек, чем и обусловлен запрет его проведения в Российской Федерации.

Плотовой сплав

При плотовом сплаве лесоматериалы сплачивают (увязывают) в пучки или др. формы транспортных единиц, из которых составляют плоты (объёмом до 27 тыс. м³ и более), буксируемые теплоходами или сплавляемые по течению плотогонами. Применяется на судоходных и временно судоходных путях. Сплотка лесоматериалов производится на воде (на акваториях сплавных рейдов) или на берегу (на плотбищах) при помощи сплоточных машин и сплоточно-транспортных агрегатов. Для проводки леса через плотины и другие гидротехнические сооружения при молевом или плотовом сплаве используют лесопропускные сооружения.

Кошельный сплав

При кошельном сплаве не связанные между собой брёвна транспортируют теплоходами в специальных плавучих ограждениях (кошелях) из брёвен. Такой лесосплав осуществляется в небольших объёмах по системе озёр, а также на короткие расстояния по озеровидным участкам. Для сохранения при лесосплаве плавучести древесины лиственных пород (например, берёзы и осины) брёвна подвергают сушке, а торцы их покрывают гидроизоляционными составами. Более совершенным видом водного транспорта лесоматериалов, не зависящим от их плавучести, является перевозка в судах. Судовые перевозки применяют для доставки лесоматериалов по водным путям, отличающимся сложными путевыми условиями (по шлюзованным судоходным и временно судоходным рекам, водохранилищам, озёрам, каналам и морям) В этих случаях лес транспортируют лесовозами. Лесосплав организуют и проводят лесосплавные и лесозаготовительные предприятия с участием пароходств.

Лесосплав по регионам

Россия

По состоянию на 2008 год в России лесосплав осуществлялся по более чем 2000 рекам и 255 озёрам, общая его протяжённость составляла около 142 тысяч километров [1] .

После революции 1917 года в Петербурге был создан Институт Лесосплава (в настояще время ЦНИИ Лесосплава), задачей которого была разработка новых технологий лесосплава.

Читайте также:  Еврейская автономная область река граница

В СССР для лесосплава используются или использовались следующие реки (список неполный):

  • Онега и её притоки [2] . В настоящее время проводится плотовой лесосплав, который заканчивается в селе Порог, выше основных порогов на Онеге [3] . Ранее производился молевой сплав на расстояние 415 км; молевая древесина задерживалась в поперечных запанях в устье реки. Объём молевого сплава в конце 1980-х годов составлял более 1 миллиона кубических метров в год [4] . В 2006 году было подготовлено к сплаву около 59 тысяч кубических метров древесины, главные операторы — ЗАО «Ярнемалес» и ОАО «Онежское лесосплавное предприятие» [5] .
  • Мезень[6] и притоки [1] , в частности, Пысса и Вашка. Протяжённость сплава по Мезени на 1998 год составляла 360 км, по Вашке — 90 км [7] .
  • Вычегда и ее притоки

Норвегия

Финляндия

Германия

Плотовой лесосплав в средневековой Германии (из Шварцвальда по рекам восточного склона в Неккар и далее вниз по Рейну) описан в сказке Вильгельма Гауфа «Холодное сердце» [8] :

В другой стороне леса, ближе к реке, живут те же шварцвальдцы, но ремеслом они занимаются другим, и обычаи у них тоже другие. Все они, так же как их отцы, деды и прадеды, — лесорубы и плотогоны. На длинных плотах сплавляют они лес вниз по Неккару в Рейн, а по Рейну — до самого моря. Они останавливаются в каждом прибрежном городе и ждут покупателей, а самые толстые и длинные бревна гонят в Голландию, и голландцы строят из этого леса свои корабли.

Один из основных персонажей сказки, Голландец Михель, является плотогоном.

Источник

Перевозка леса речными и морскими судами

перевозка леса

Перевозка леса по воде – оптимальный, а за частую единственно возможный, способ транспортировки древесины в больших объемах на любые расстояния. Волжская Судоходная Компания «Виктория» осуществляет перевозку грузов собственными речными судами или судами река-море плавания. Наша компания имеет многолетний опыт работы в этой сфере, а нашими услугами пользуются крупнейшие заготовители и потребители леса в РФ. Будем рады видеть Вас в числе своих партнеров!

Заявка на перевозку груза

Процесс поставки лесоматериалов довольно длительный и трудоемкий. Лес круглогодично заготавливают на специально отведенных лесных территориях. Далее автотранспортом (лесовозами) его вывозят на причалы или необорудованный берег с достаточными глубинами для погрузки судна. После этого водным транспорт вывозит лес на лесоперерабатывающие заводы и порты (зачастую, морские), откуда и осуществляется впоследствии транспортировка готовых лесоматериалов за границу.

Реализация перевозки леса судами актуальна только в том случае, если транспортно-экономические связи и возможные водные пути совпадают, а также в случае, когда доставка по воде – единственный возможный способ.

Главным преимуществом перевозки лесоматериалов морем является возможность максимальной единовременной загрузки (свыше нескольких тысяч метров кубических). Кроме того, весьма удобными будут погрузо-разгрузочные работы. Стоимость транспортировки древесины на речном и морском транспорте существенно ниже, чем альтернативными способами.

Перевозка лесных грузов надежной компанией – это прежде всего безопасность груза. Чтобы ее обеспечивать компания должна иметь проверенный собственный флот со страховкой от повреждения, хищения и потери грузов.

Волжская судоходная компания «Виктория» предлагает доставку лесных грузов речными судами и судами река-море плавания. Перевозка по реке возможна только в течении навигационного периода (с апреля по ноябрь включительно).

Благодаря наличию собственных теплоходов у нас есть возможность осуществлять доставку грузов по основным направлениям в Северо-Западном регионе (Онежское и Ладожское озера, Волго-Балтийский и Беломоро-Онежский каналы), а также в Белом море. Возможно также привлечение с нашей стороны сторонних судов.

Компания успешно развивает данный вид перевозок с 2011 года. За крайнюю навигацию 2018 г. было перевезено более 80 000 м 3 лесоматериалов, в том числе более 25 000 м 3 из порта Архангельск. Появились множественные связи с агентами и экспедиторами на его территории, которые позволяют решить любую затруднительную ситуацию в кратчайшие сроки.

С нами Вы сможете рассчитывать на поддержку в организации и планировании перевозки, в том числе нестандартных задач. Наши специалисты помогут разработать максимально выгодный для Вас проект транспортировки.

ВСК «Виктория» — надежный выбор для тех, кто ценит:

  • Скорость доставки;
  • Безопасность;
  • Доступную стоимость;
  • Широкую географию деятельности;
  • Индивидуальный подход.

Мы придерживаемся политики гибкого ценообразования и нацелены на взаимовыгодное долгосрочное сотрудничество с партнерами.

Источник

Adblock
detector