Меню

Водоохранная зона реки ту краснодарского края

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Министерство
Подведомственные организации
Взаимодействие со СМИ
Общее
Государственные услуги
Государственный надзор
Разрешительная деятельность и управление отходами
Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)
Экологический мониторинг
Правовые акты и иные документы
О состоянии окружающей среды
Лесопарковые зелёные пояса
Общественная приемная
Общественный совет при министерстве природных ресурсов Краснодарского края
Экологический совет при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края
Порядок обжалования НПА и иных решений министерства
Независимая экспертиза проектов регламентов
Общественные обсуждения

Природные ресурсы и охрана окружающей среды

  • О министерстве
  • Положение о министерстве
  • Регламент
  • Руководство
    • Официальные визиты и выступления министра и заместителей министра природных ресурсов Краснодарского края
  • Структура министерства
  • Государственная гражданская служба и кадры
    • Правовые акты и иные документы
    • Вакансии
    • Образцы документов
    • Архив
  • Защита трудовых прав работников
  • График работы
  • Контакты
  • К сведению СМИ
  • СМИ о нас
    • 2017 год
  • Новости
    • Архив новостей
      • Архив новостей за 2020-й год
      • Архив новостей за 2019-й год
      • Архив новостей за 2018-й год
      • Архив новостей за 2017-й год
      • Архив новостей за 2016-й год
      • Архив новостей за 2015-й год
      • Архив новостей за 2014-й год
      • Архив новостей за 2013-й год
      • Архив новостей за 2012-й год
      • Архив новостей за 2011-й год
      • Архив новостей за 2010-й год
      • Архив новостей за 2009-й год
  • Правовые акты и иные документы
  • Нормативные правовые акты и иные акты в сфере противодействия коррупции
  • Антикоррупционная экспертиза
  • Методические материалы
  • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
  • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
  • Комиссия министерства по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов
  • Отчеты и иные сведения
  • Опрос
    • 2020 год
    • 2019 год
    • 2018 год
    • 2017 год
    • 2016 год
    • 2015 год
    • 2014 год
  • Компьютерная программа «Мы против коррупции»
  • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
  • Контакты

Архив новостей за 2015-й год

1

Инспекторский состав управления водных биологических ресурсов и среды их обитания министерства природных ресурсов Краснодарского края при взаимодействии с уполномоченными контрольно-надзорными и правоохранительными ведомствами, такими как Азово-Черноморское территориальное управление Росрыболовства и ГУ МВД России по Краснодарскому краю, проводит активную работу, направленную на установление и пресечение фактов нарушения природоохранного законодательства.

Одним из наиболее распространенных нарушений является неисполнение требований, предусмотренных статьей 65 Водного Кодекса Российской Федерации «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы». В летний период 2015 года при участии инспекторского состава управления установлено более 180 фактов нарушения положений данной статьи, в частности, движение и стоянка транспортных средств в водоохранной зоне водных объектов, по данным фактам уполномоченными службами составлены протоколы по статье 8.42 КоАП РФ.

Министерство природных ресурсов Краснодарского края обращает внимание граждан на следующее:

водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

На местности границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов обозначаются, в том числе, посредством специальных информационных знаков.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;
2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;
3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.

Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

В границах водоохранных зон запрещается:
1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и Водного Кодекса РФ), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах»).

В границах прибрежных защитных полос кроме того запрещается:
1) распашка земель;
2) размещение отвалов размываемых грунтов;
3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Министерство природных ресурсов Краснодарского края призывает жителей края не допускать нарушения положений действующего законодательства, кроме того, проявлять активную гражданскую позицию в случае обнаружения подобных фактов.

Источник

Штраф за стоянку у реки в 2021 году

Машина на берегу реки

Добрый день, уважаемый читатель.

Одним из самых популярных видов отдыха является поездка на собственном автомобиле на природу. В теплое время года многие автовладельцы выбираются на берега водоемов.

При этом мало кто задумывается о правилах размещения автомобилей в прибрежной зоне. Многие водители подъезжают к пляжам, некоторые подъезжают к самой воде или вообще въезжают в воду.

В этой статье рассмотрены особенности использования транспортных средств вблизи водоемов, а также штрафы за незаконный подъезд к рекам:

Где можно ставить автомобили на берегу?

Стоянка на берегу реки

Запрет на подъезд к водоемам содержится в статье 65 водного кодекса Российской Федерации:

15. В границах водоохранных зон запрещаются:
.
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

Существует несколько вариантов постановки автомобилей на берегу:

  • на дорогах;
  • на специальных площадках, имеющих твердое покрытие;
  • вне водоохранных зон.

Первый и второй пункты не вызывают вопросов. Если рядом с рекой или озером есть дорога или асфальтированная стоянка, то автомобиль можно поставить на них.

Третий пункт, касающийся водоохранных зон, требует более тщательного рассмотрения.

Границы водоохранных зон зависят от типа водоема и его размеров. Подробное описание их ширины дается в статье 65 водного кодекса. Предлагаю Вам использовать краткое описание в виде таблички:

Водный объект Размер водоохранной зоны, м
Реки и ручьи длиной до 10 км 50
Реки и ручьи длиной от 10 до 50 км 100
Реки и ручьи длиной от 50 км 200
Озера и водохранилища (кроме озера Байкал) 50
Моря 500
Каналы По ширине полосы отвода

При этом расстояние отсчитывается либо от линии берега, либо от парапетов набережных. У морей водоохранная зона отсчитывается от точки максимального прилива.

По этой табличке Вы можете легко определить, на каком расстоянии от реки можно ставить автомобиль.

В качестве примера рассмотрим реку Ока. Ее длина 1498 км. Ширина водоохранной зоны составляет 200 метров. Т.е. ставить автомобили можно не ближе чем в 200 метрах от берега реки Ока.

Как проверить водоохранную зону на берегу?

Если Вы планируете выезд к берегу реки, то имеет смысл заранее проверить, является ли указанный участок водоохранной зоной. Рассмотрим, как это сделать.

1 правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (Постановление Правительства №17 от 10 января 2009):

5 1 . Границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.

Из данного пункта следует, что если берег реки не отмечен на кадастровой карте как водоохранная зона, то водоохранная зона в этом месте не установлена.

Поэтому перед поездкой к водоему рекомендую проверить, являются ли его берега водоохранными зонами. Рассмотрим, как это сделать.—>

1. Перейдите на сайт с публичной кадастровой картой https://pkk5.rosreestr.ru

2. В левой части экрана нажмите на кнопку «Управление картой»:

Управление картой Росреестра

3. В открывшемся окне поставьте галочку напротив фразы «Зоны с особыми условиями использования территории»:

Зоны с особыми условиями использования территории

4. Кликните по карте в любом месте.

5. Нажмите на выпадающий список в левом верхнем углу карты и выберите там значение «ЗОУИТ»:

ЗОУИТ на карте Росреестра

6. После этого остается найти на карте берег водоема, который Вы планируете посетить. Если в указанном месте есть водоохранная зона, то она будет отмечена светло-зеленым цветом.

Читайте также:  Часть водоема канала реки это

Например, берега реки Волга в границах города Ярославля являются водоохранной зоной:

Берега Волги в Ярославле

Если Вы видите, что выбранный берег водоема окрашен светло-зеленым цветом, то подъезжать к нему на автомобиле крайне не рекомендую.

Штраф за подъезд к реке в 2021 году

Штраф за подъезд к водоемам или стоянку около них предусмотрен статьей 8.42 Кодекса об административных правонарушениях:

1. Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

За подъезд к реке на водителя может быть наложен штраф 3 000 — 4 500 рублей. Это даже больше, чем штраф за разведение костра, который также может быть наложен в летний период.

Подведем итоги данной статьи:

1. Подъезжая слишком близко к берегам рек и озер водители рискуют получить штраф за нарушение границ водоохранной зоны.

2. Размер штрафа составляет 3 000 — 4 500 рублей.

Если Вы не хотите нарушать требования водного кодекса, то либо оставляйте автомобиль вдали от водоема, либо пользуйтесь общественным транспортом по дороге на пляж.

Источник



Водоохранная зона: что можно и что нельзя

Водные объекты России — это 2, 5 млн. больших и малых рек, 2 млн. озер, не считая водохранилищ и морей. Согласно ВК РФ по берегам всех водоемов страны устанавливается водоохранная зона (ВОЗ) с особыми правилами поведения внутри неё. Владельцам всех видов транспорта полезно знать эти правила, чтобы досадный штраф не испортил удовольствия от рыбалки или отдыха на природе. Объекты недвижимости на водоемах должны соответствовать строгим нормам Водного кодекса, иначе им будет грозить снос. Земельные участки вблизи водных объектов также должны соответствовать этим нормам, иначе владельцам будет отказано в праве владения.

Знак водоохранной зоны

Что такое водоохранная зона (ВОЗ)

Понятие «водоохранная зона» появилось у нас в 1936 году. Тогда по берегам крупных рек была запрещена вырубка лесов. Ширина запретной территории колебалась от 4 до 20 км. Времена были строгие – нарушителям закона грозило уголовное наказание.

Что такое водоохранная зона в современной трактовке, объясняет Водный кодекс РФ, принятый в 2007 г. Он констатирует, что хозяйственная деятельность людей на берегах водоемов загрязняет их, истощает животный и растительный мир. Для сохранения природы берега водных массивов объявлены землями с ограниченным правовым режимом. Параметрам этих земель посвящена статья 65 – «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы».

Составляющие части ВОЗ

Угодья, охраняемые законом, описываются следующей терминологией.

Схема водоохранной зоны

  1. Береговая линия – место, где кончается вода и начинается суша. Для моря – это линия максимальной отметки во время приливов; для рек и озер – это урез воды в теплое время года, для водохранилищ и прудов – нормальный подпорный уровень. С береговой отметки начинается отсчет протяженности водоохранной зоны. Инспектор Росприроднадзора может измерить расстояние, отделяющее припаркованную машину от черты берега, чтобы определить, нарушены ли границы заветной земли.
  2. Береговая полоса – место общего пользования, на ней не должно быть заграждений, мешающих проходу людей. Ширина общедоступного берега — от 5 до 20 метров, в зависимости от размеров водоема.
  3. Прибрежная защитная полоса (ПЗП) – начинается сразу за береговой полосой, имеет строгие ограничения. Ширина ПЗП зависит от уклона местности — на плоских берегах с низкой поймой она составляет 30 метров. Если берег понижается в сторону водоема с уклоном до 3° — защитная полоса увеличивается до 40 м, на более крутых берегах ПЗП расширяется до 50 м. Особо ценные водоемы с питьевыми и биологическими ресурсами имеют санитарную полосу максимальной протяженности – 200 м.
  4. Водоохранная зона (ВОЗ) – самая широкая защитная полоса по берегам водоемов, включающая в себя все вышеописанные части. Что можно, и что нельзя делать внутри этой территории, определяет 65-я статья ВК РФ. Правила установления водоохранных зон и полос прописаны в Правительственном Постановлении №17 от 2009 г.

Порядок установления ВОЗ

Защитные зоны крупных водоемов определяются Федеральным агентством Росводресурсов и его представительствами – БВУ (бассейновое водное управление). Действия специалистов, которые устанавливают водоохранные зоны, подчиняются определенному порядку:

  • на основании ст. 65 ВК РФ они определяют величину всей защитной зоны и составляющих ее участков: береговой полосы и ПЗП;
  • с помощью координат характерных точек указывают границы на карте;
  • направляют материалы для регистрации ВОЗ в органах местной администрации, в Федеральном Водном реестре и в ЕГРН;
  • готовят распорядительные акты о параметрах охранных территорий;
  • в местах отдыха населения, в точках пересечения охранных зон с дорогами устанавливают знаки «Водоохранная зона».

Стоит отметить, что отсутствие знаков – не повод для нарушения запретов. Нарушители штрафуются в любом случае.

Ширина водоохранной зоны

Всем, кто желает отдохнуть у водоема, не мешает узнать, какой ширины может быть его водоохранная зона. Ведь автомобиль положено парковать за её чертой. Владельцы земельных участков на берегах должны рассчитать размер и расположение своих владений, чтобы не нарушить жестких правил строительства на местности с особым правовым режимом.

Знак водоохранной зоны

Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м от береговой линии, которая, как мы знаем, определяется границей наибольшего прилива. Водоохранную зону пресных водоемов определяем по табличке.

Размер водоохранной
зоны

Река/ручей длиной меньше 10 км
Река/ручей длиной от 10 до 50 км
Река/ручей длиной больше 50 км

50 м
100 м
200 м

Границы водоохранной зоны не обязательно будут отмечены знаком, но, зная примерную длину реки, нетрудно подсчитать, на сколько метров от берега простирается территория со штрафными санкциями.

Запреты в границах ВОЗ и ПЗП

На берегу водоемов граждане могут отдыхать, рыбачить, заниматься сельским хозяйством, возводить объекты недвижимости – эти действия согласно Водному кодексу не являются противоправными. По статье 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются:

  • полив огородов и садов сточными водами;
  • захоронения органических останков, бытовых отходов и токсических веществ;
  • хранение и распыление с воздуха гербицидов и пестицидов;
  • строительство АЗС и пунктов обслуживания транспортных средств.

Особенного внимания заслуживает п. 4, ч. 15, ст. 65 Кодекса, где говорится о запрете на проезд и остановку автомашин в пределах водоохранной зоны, если в ней нет трасс и стоянок с твердым покрытием. Фактически это значит:

  • к ручью и небольшой речке по грунтовой дороге на машине разрешается подъехать на расстояние 50—100 м;
  • у средних и больших рек придется разбивать лагерь в 200 м от водоема;
  • а возле моря – ставить машину за полкилометра от берега, если поблизости нет платных автостоянок.

В связи с этими нормами у рыбаков есть проблемы с доставкой снастей и спуском лодок на воду. Понятно стремление людей добиться смягчения закона в этой его части, но пока пребывание на авто вблизи водоемов запрещено, нарушителей ожидает штраф за административное правонарушение.

Какие ограничения существуют в пределах прибрежной защитной полосы? На расстоянии 30-50 м от берега нельзя распахивать землю и создавать отвалы из грунта, который легко размывается и может оказаться в водоеме. В непосредственной близости к воде запрещен законом выпас скота, купание животных; летние базы отдыха должны отстоять от берега дальше 50 м.

Строительство в водоохранной зоне

Строительство дома в водоохранной зоне законом не запрещается, но необходимо соблюдать все требования закона. Ограничения по строительству касаются как земельных участков, так и необходимых сооружений, которые должны иметь постройки.

Требования к участку

Не все участки береговой зоны пригодны для индивидуального жилищного строительства (ИЖС):

Знак санитарной зоны

  • Если водоем является источником питьевой воды для населения или местом нереста и разведения ценных пород рыбы – любое строительство на полосе шириною 200 м от берега законодательством запрещается, она является санитарной охранной зоной. Этот факт должен быть обязательно указан в кадастровом паспорте на участок: земельные участки 1 и 2 пояса санитарной зоны не подлежат продаже и не сдаются в аренду.
  • В пределах ВОЗ есть особая береговая полоса, которая по закону должна быть доступна любому человеку, желающему подойти к водоему. Участок у воды шириной от 5 м (у маленьких речушек) до 20 м (у больших водоемов) не подлежит приватизации и сдаче в аренду, на нем запрещено индивидуальное строительство. Все заборы и ограждения на береговой полосе являются противозаконными.
  • Вторая полоса в водоохранной зоне реки – прибрежная защитная полоса шириной от 20 до 200 м. На этой территории ничего строить тоже нельзя, но в аренду участки сдаются, их можно обустроить для комфортного отдыха на берегу реки. Статус таких участков нужно уточнять в муниципалитете: если они входят в 3-й пояс санитарной зоны, потребуется согласование строительства с Роспотребнадзором и территориальным агентством по рыболовству.
  • За пределами прибрежной защитной полосы земли продаются в частную собственность, на них можно строить дома, соблюдая при этом нормы Водного кодекса (читаем далее).

Нормы строительства в водоохранной зоне

Строить в водоохранной зоне разрешено лишь владельцам или арендаторам земельных участков на этой территории. Собственникам необходимо получить разрешение на строительство в водоохранной зоне от местной администрации. К основным санитарным и противопожарным нормам строительства прибавляются ограничения водного кодекса РФ. Принципиальные пункты в проекте дома в водоохранной зоне — источник водоснабжения и тип канализации.

Читайте также:  Как бобры перекрывают реки

Строящийся объект должен иметь сертифицированные сооружения для защиты вод близлежащего водного объекта. К разрешенным вариантам относятся:

  • подключение к центральной канализации и ливневым системам;
  • создание водонепроницаемых резервуаров для стока жидких органических отходов;
  • устройство собственных очистных сооружений;
  • приспособления для сбора мусора и отходов, сделанные из водонепроницаемых материалов.

Подъездные пути, стоянки автотранспорта в прибрежной зоне должны иметь твердое покрытие – асфальт, бетон, гравий.

Строительство в водоохранной зоне без разрешения местной администрации и согласования с природоохранительными организациями – это риск получить штрафные санкции, остаться без дома, потерять право на землю и даже подвергнуться уголовной ответственности за нанесение ущерба окружающей среде.

Как узнать статус земельного участка

Приобретая земельный участок для ИЖС в водоохранной зоне, важно знать, что его использование ограничено. Еще раз повторим основные ограничения:

  1. на береговой полосе запрещено ставить ограждения;
  2. земельный участок не должен находиться в пределах санитарной защитной полосы;
  3. в прибрежной защитной полосе нельзя строить объекты недвижимости;
  4. строения в пределах ВОЗ должны иметь соответствующие нормам очистные сооружения, подъезд и стоянки с твердым покрытием.

Кадастровый паспорт участка должен содержать сведения о его статусе. Если их нет, можно заказать выписку из ЕГРН, где зафиксированы объекты ВОЗ и перечислены ограничения.

С помощью публичной кадастровой карты можно выяснить ограничения по своему участку самостоятельно.
ВНИМАНИЕ: Росреестр обновил сайт Публичной кадастровой карты в марте 2020, теперь ссылка выглядит так: https://pkk.rosreestr.ru. Интерфейс изменился, некоторые функции пока работают неустойчиво.

Вот краткая инструкция:

  1. Ввести номер участка в поле «Найти объекты», например этот: 36:16:1601030:23.
    Участок на публичной кадастровой карте
  2. Получив начальную информацию об участке, в меню карты выбираем «Слои» и отмечаем: «Зоны с особыми условиями использования территории» (ЗОУИТ), «Космические снимки». Водоохранные зоны будут выделены светло-зеленым цветом (наш участок оказался полностью в водоохранной зоне).
    Водоохранные зоны на публичной кадастровой карте

  • Чтобы получить сведения о зоне, в выпадающем меню вместо «Участки» надо выбрать «ЗОИТ» — на карте будет показан вся зона и сведения о ней. В графе «Ограничение» может быть указана информация об особых условиях использования земли, реквизиты законодательного акта, вводящего ограничения.
    Водоохранные зоны на публичной кадастровой карте
    Водоохранные зоны - ограничения
  • Более подробная информация о публичной кадастровой карте представлена в другой нашей статье.

    Обратите внимание: если водоем небольшой, существует определенная вероятность, что его прибрежная зона не внесена в Государственный реестр. Для полной безопасности параметры участка следует уточнять в местных органах власти, на сайте водных ресурсов своего региона (БВУ).

    Не зная статуса земельного участка, вблизи воды опасно не только строить вслепую, но и владеть уже готовой недвижимостью. Рано или поздно нарушение водного законодательства будет обнаружено и санкции найдут виновников.

    Как изменить границы водоохранной зоны

    Может случиться так, что из-за неточных координат характерных точек границы водоохранной зоны на карте не соответствуют положению на местности. Фактически участок лежит дальше опасных пределов, а по карте он подлежит ограничениям. В таком случае требуется корректировка водоохранной зоны с помощью кадастровых инженеров. Они действую по установленному алгоритму:

    • уточняют координаты характерных точек береговой линии на местности;
    • корректируют ширину ВОЗ в ходе камеральных расчётов;
    • описывают словами и графически изображают новое положение 200-метровой защитной зоны водоема;
    • согласуют материалы с территориальным БВУ;
    • передают органам Росводресурсов электронную версию изменений ВОЗ для внесения в государственные реестры.

    Возможно лишь уточнение границ водоохранной зоны, но не изменение их в интересах владельцев земельных участков.

    Штрафные санкции

    Нарушение водного законодательство карается штрафами, размер которых регулирует Кодекс административных правонарушений. Чаще всего органы контроля фиксируют несоблюдение ограничений для земель водоохранной зоны:

    • проезд и парковка транспорта в необорудованных местах;
    • распашка земель вблизи водных объектов;
    • грунтовые отвалы;
    • выпас/водопой/купание скота и т. д.

    В качестве справочного материала приводим таблицу административных наказаний.

    Источник

    Водоохранная зона водного объекта

    Сегодня предлагаем Вам разобраться в теме, с которой на практике в жизни может столкнуться каждый. Речь пойдёт о водоохранных зонах: о том, что это такое, как устанавливается, что можно там делать, а что нельзя. Водоёмов в России пруд пруди, поэтому знать это надо каждому, чтобы поездка на рыбалку или строительство домика на живописном берегу реки не обратилось привлечением к ответственности. Итак, начнём!

    Что считается водоохранной зоной?

    Водоохранной зоной признаётся территория, которая примыкает к границе какого-либо водного объекта (море, река, канал, озеро и т.д.) и на которой устанавливается особый режим её использования. Проще говоря, это часть суши, на которой заканчивается водный объект и начинается земля, имеющая определённую ширину вглубь берега.

    Водоохранная зона относится к зонам с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ). Её назначение состоит в том, чтобы защитить водоём от засорений и загрязнений, сохранить благоприятную среду для водных и прибрежных обитателей.

    Отличие водоохранной зоны от прибрежной защитной полосы

    Наряду с понятием «водоохранная зона» существует понятие «прибрежной защитной полосы». Разберёмся, в чем состоит отличие между ними. На самом деле, прибрежная защитная полоса является частью водоохранной зоны, непосредственной прилегающей к границе водоёма. В некоторых случаях границы прибрежной защитной полосы могут совпадать с границами водоохранной зоны (например, для рек и ручьёв, длина которых меньше 10 км). На неё в полной мере распространяется особый режим, устанавливаемый для водоохранной зоны.

    Отличие заключается в том, что в пределах прибрежной защитной полосы устанавливаются дополнительные ограничения, которые не распространяются на остальную часть водоохранной зоны. В пределах прибрежной защитной полосы запрещается пахать земли, сваливать размытый грунт, пасти скот, организовывать детские лагеря и ванны. Ниже приведена картинка для наглядности:

    отличие водоохранной зоны от прибрежной защитной зоны

    Все водные объекты с водоохранной зоной

    Из статьи 65 Водного кодекса следует, что водоёмами, вокруг которых устанавливается водоохранная зона, являются:

    • моря;
    • реки;
    • ручьи;
    • каналы;
    • озёра;
    • водохранилища.

    Не устанавливаются водоохранные зоны для:

    • озер и водохранилищ с акваторией менее 0,5 кв. км, не имеющих особо ценного рыбохозяйственного назначения;
    • прудов и обводненных карьеров;
    • ледников, снежников, родников, гейзеров, болот и озер внутри болот;
    • рек и их частей, помещенных в закрытые коллекторы;

    Водоохранная зона не устанавливается либо для водоёмов, для которых это прямо указано в статье 65, либо для тех водных объектов, для которых не устанавливается береговая полоса (полоса земли вдоль границы водоёма водного объекта).

    Порядок установления водоохранной зоны

    Порядок установления водоохранных зон регулируется Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 N 17 (ред. от 29.04.2016) «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

    Установлением водоохранной зоны занимаются властные органы, в зависимости от того, где расположен водоём:
    • Территориальные органы Росводресурсов в отношении морей (их частей), водоёмов, используемых на территории двух и более соответствующих субъектов, при этом включённых в перечень Правительства РФ.
    • Региональные органы власти – в отношении водоёмов, находящихся в пределах соответствующего субъекта (в случае, если ему переданы полномочия соответствующие Российской Федерации).

    Для установления границ водоохранной зоны органы осуществляют следующие действия:
    1) Определяют ширину водоохранной зоны;
    2) Описывают границы зоны, их координаты и опорные точки;
    3) Фиксируют границы водоохранной зоны на картах;
    4) Устанавливают границы водоохранной зоны на местности (размещают информационные знаки);
    5)Представляют документы в Росводресурсы (сведения о типе и наименовании водного объекта, границы ВЗ, их координаты, площадь, текстовое и графическое описание, схемы в формате XML), которое вносит сведения в государственный водный реестр.

    Затем Росводресурсы направляет сведения в Росреестр для внесения их в ЕГРН. Только со дня внесения сведений в ЕГРН границы водоохранной зоны считаются установленными.

    Обозначение водоохранной зоны на местности

    Органы, занимающиеся установлением границ водоохранной зоны, в обязательном порядке размещают на всем протяжении границ водоохранной зоны специальные информационные знаки – специальные таблички или указатели, свидетельствующие о том, что данная территория имеет особый режим её использования. Такие знаки устанавливаются:

    • в характерных точках рельефа (ямы, холмы и т.д.);
    • в местах пересечения водных объектов дорогами;
    • в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан.

    Требования к информационным знакам установлены в Приказе Минприроды России от 13 августа 2009 г. N 249 «Об утверждении образцов специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов». Информационное обозначение должно отвечать следующим параметрам: размер — 500×1000 мм, сделан из прочного материала, фон должен иметь синий цвет, надпись выравнивается по центру и наносится на знак печатными буквами белого цвета, которые должны быть видны в светлое время суток с расстояния 50 метров. Выглядит такой знак следующим образом:

    знак водоохранной зоны

    Значение таких указателей заключается в том, чтобы оказавшиеся рядом люди не нарушали установленного законом режима для таких территорий. В противном случае они могут быть привлечены к административной ответственности (более подробно об этом далее).

    Размеры водоохранных зон

    Водоохранные зоны имеют определённые границы, которые устанавливаются в пределах тех размеров, которые закреплены в Водном кодексе. Размер зоны зависит от объекта, в отношении которого она устанавливается. Можно заметить следующую тенденцию: чем больше по размеру сам водоём, тем больше его водоохранная зона. Размеры водоохранной зоны в зависимости от объекта имеют следующие значения:

    • Для рек и ручьев:

    1) до 10 км– 50 м. В данном случае границы водоохранной зоны буду совпадать с прибрежной защитной полосой;

    Читайте также:  Фанфики по андрею крузу у великой реки

    2) 10 – 50 км — 100 м.

    3) больше 50 км – 200 м.

    • Для озёр и водохранилищ – 50 м (для водохранилищ на водотоке – по ширине водотока).
    • Для моря – 500 м.
    • Для каналов — совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов. Полосы отвода каналов определяются в соответствии со строительными правилами и зависят от ряда факторов (пропускной способности канала, тип его устройства и пр.).

    Важно, от какой точки начинает отсчитываться размер водоохранной зоны. Если водоём находится за пределами населённого пункта, то ширина водоохранной зоны отсчитывается от границы водного объекта, для морей – от линии максимального прилива. Если у водоёма есть набережная, то ширина отсчитывается от парапета набережной.

    Если необходимо установить водоохранную зону в населённом пункте, то при определении её ширины, наоборот, приоритетной точкой отсчёта является парапет набережной, и только в случае её отсутствия ширина отсчитывается от границы водоёма.

    Транспорт в водоохранной зоне: движение и стоянка автомобилей, мотоциклов, мопедов

    Начнём рассказывать про ограничения на территории водоохранной зоны с того, какой режим установлен для нахождения в ней транспортных средств (далее — ТС).

    В Водном кодексе сказано, что в границах водоохранных зон запрещено движение и стоянка ТС (кроме специальных ТС). Движение допускается только на дорогах, а стоянки только на дорогах и в оборудованных местах с твёрдым покрытием. В ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорога определяется как «обустроенная или приспособленная и используемая для движения ТС полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии». То есть по дорогам, которые расположены на территории водоохранной зоны, можно спокойно передвигаться, а машину без риска можно оставить на её обочине. По остальной территории передвигаться нельзя. Что же касается специально оборудованных мест, то обычно их очень мало, а найти достаточно трудно.

    Исключением из правила являются специальные транспортные средства, которые могут ездить и останавливаться в водоохранной зоне. Разберёмся, какой транспорт можно считать в данном случае специальным.

    Понятие специального транспортного средства установлено в пункте 5 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств (постановление Правительства РФ от 10.09.09 N 720):

    — это «транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.)». Кроме того, Минприроды относит к таковым транспортные средства МЧС, «скорую помощь», транспортные средства правоохранительных органов, контрольно-надзорных органов и иных спецслужб. При этом движение и стоянка перечисленных транспортных средств в водоохранной зоне допускается только при осуществлении ими своих полномочий.

    Указанные правила распространяются не только на автомобили, но и на мотоциклы. В ПДД сказано, что «транспортное средство» – это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Понятия «мотоцикл» и «мопед» также определяются как транспортные средства. Это необходимо помнить и иметь в виду, иначе есть возможность получить штраф.

    В связи с этим в пределах водоохранных зон также не допускается размещать заправки, склады ГСМ, СТО, мойки ТС.

    Отдых в границах водоохранной зоны: палатка, костер

    Специальных правил, регламентирующих этот вопрос, не установлено. Тем не менее, это не значит, что на территории водоохранной зоны можно делать всё, что душе угодно. Необходимо вспомнить про цели, ради которых она устанавливается – противодействие загрязнению водоёмов и сохранение благоприятной окружающей среды. Нужно соблюдать простые правила: увозить мусор, не выкидывать отходы в водоём, разжигать костры на отведённых площадках, палатки ставить аккуратно.

    Строительство в водоохранной зоне: что можно строить, какие ограничения

    Ещё один важный вопрос, на который стоит ответить – можно ли строить на территории водоохранной зоны? Если да, то есть ли ограничения на строительство? Давайте разбираться.

    Водный кодекс не запрещает строительство на территории водоохранной зоны. Однако существуют некоторые ограничения на строительство. Для того чтобы строительство было законным, необходимо оборудовать строящийся объект очистными сооружениями, которые обеспечат защиту окружающей среде. К таким Водный кодекс относит канализации, ливнёвки, иные системы отведения (сброса) вод, очистные сооружения (септик), сооружения для сбора отходов производства и потребления. Указанные особенности распространяются и на расположенные на территории водоохранной зоны дачи, сады и огороды. До их оборудования надлежит использовать приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

    При этом следует помнить, что строительство должно производиться таким образом, чтобы береговая полоса (20 метров от береговой линии, границы водного объекта) всегда оставалась общедоступной для граждан, так как водные объекты являются объектами общего пользования.

    Никаких дополнительных разрешений или взаимодействий с государственными органами касательно территории водоохранной зоны не требуется.

    Дополнительные запреты и ограничения в водоохранной зоне

    Также п. 15 ст. 65 Водного кодекса установлены запреты на следующие виды деятельности:

    • использование сточных вод для удобрения почв;
    • размещение кладбищ, скотомогильников, свалок различных видов отходов (производства, отравляющих и ядовитых веществ и т.д.);
    • осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
    • размещение и применение хранилищ пестицидов и агрохимикатов,
    • сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
    • разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых.

    На территории прибрежной защитной полосы как части водоохранной зоны, как уже было сказано, устанавливаются дополнительные ограничения.

    Кроме того, дополнительные ограничения устанавливаются Лесным кодексом в случае, если на территории водоохранной зоны находится лес. В таком случае на территории водоохранной зоны запрещается:

    • сплошные рубки лесных насаждений;
    • использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства;
    • создание и эксплуатация лесных плантаций;
    • размещение объектов капитального строительства, за исключением объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.

    Штрафы за нарушение правил в водоохранной зоне: виды, размеры, кто имеет право штрафовать

    Особый режим в отношении территорий водоохранной зоны устанавливается не просто так. За его несоблюдение предусмотрена административная ответственность. Рассмотрим виды правонарушений, за которые привлекают к ответственности за нарушение законодательства о режиме водоохранной зоны:

    1. Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности (в том числе парковка в водоохранной зоне) (ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ)

    • для граждан – от 3000 до 5000 руб.;
    • для должностных лиц — от 8000 до 12 000 руб.;
    • для юридических лиц – от 200 000 до 400 000 руб.

    2. Уничтожение и повреждение информационных знаков, определяющих границы водоохранных зон (ч. 2 ст. 7.2 КоАП РФ)

    • для граждан – от 3000 до 5000 руб.;
    • для должностных лиц – от 5000 до 10000 руб.;
    • для юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб.

    3. Невыполнение требований по оборудованию объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов (статья 8.45 КоАП РФ)

    • для граждан – от 3000 до 4000 руб.;
    • для должностных лиц – от 30 000 до 40 000 руб.;
    • для юридических лиц – от 500 000 до 1 млн. руб.

    Повторное нарушение в течение года карается ещё большими штрафами и возможностью приостановления деятельности. Также такое дело рассматривается в суде.

    4. Повреждение сооружений водоохранного назначения (ст. 7.7 КоАП РФ)

    • для граждан – 1000 – 1500 руб.;
    • для должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.;
    • для юридических лиц – от 20 000 до 30 000 руб.

    5. Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах (ч 2 ст. 8.12 КоАП РФ)

    • для граждан – 3000 – 5000 руб.;
    • для должностных лиц – от 40 000 до 50 000 руб.;
    • для ИП — от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
    • для юридических лиц — от 200 000 до 300 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

    Протоколы об административном правонарушении по перечисленным выше административным делам вправе составлять сотрудники полиции. Рассматривают такие дела государственные инспекторы в области охраны окружающей среды.

    Избежать штрафов несложно, главное — быть внимательным к информационным знакам, очерчивающим границы водоохраной зоны, а также следовать правилам, которые были подробно описаны в нашей статье. Перед тем, как осуществлять строительство на земельном участке, необходимо удостовериться, что земельный участок не находится в водоохранной зоне, заказав выписку в Росреестре.

    Заключение

    В заключение скажем, что правил, регламентирующих режим водоохранной зоны, не так уж и много, а их знание может уберечь Вас от незапланированных финансовых потерь. Важно помнить, что соблюдая рассмотренные в статье правила, вы не только бережёте свой драгоценный рубль, но и сохраняете наше природное богатство для будущих поколений, что во времена тяжёлой экологической ситуации крайне важно.

    Похожие статьи

    Как часто в своей жизни вы слышали слово «скотомогильник»? Ни разу? Это неудивительно, поскольку в…

    Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ в Градостроительный кодекс РФ введена новая глава 6.4 «Снос…

    Что представляет собой охранная зона тепловых сетей? Теплоснабжение – часть инфраструктуры города и сельской местности.…

    Источник

    Adblock
    detector