Меню

Водные пути из москвы реки

5 водных маршрутов для начинающих под Москвой

Москва-река и Яуза — далеко не единственные артерии столицы, так что водные маршруты Московской области весьма разнообразны. Начинающие туристы-водники могут выбрать для себя как относительно быстрые притоки рек с различными препятствиями, так и спокойные озера и водохранилища. Самые распространенные, конечно, походы выходного дня, но при желании можно организовать и серьезное многодневное путешествие. Итак, пересматриваем прекрасный советский фильм «Верные друзья», собираем вещи — и в путь!

А промокоды в Адидас помогут подобрать подходящую спортивную экипировку по оптимальной цене.

1. Можайск — Старая Руза

Основные реки Подмосковья, пригодные для водного путешествия: Дубна, Клязьма, Москва-река, Нерская и Сестра. Москва-река тянется по столичной области целых 473 км, так что она подойдет для путешествия любой продолжительности. К примеру, маршрут Можайск — Старая Руза проходят на байдарках буквально за пару дней даже новички. Течение здесь умеренное, а пейзажи — очень живописные.

2. По Клязьме

Длина Клязьмы составляет 686 км, на Подмосковье приходится порядка 200. Начинающим можно посоветовать для сплава 20-километровый участок между деревней Старые Омутищи и станцией «Усад».

Планируя поход по Клязьме, нужно учитывать, что здесь находится несколько плотин и других гидротехнических сооружений. Лучше заранее уточнить их месторасположение.

3. По Нерской

По юго-восточной части Московской области протекает река Нерская, отличающаяся медленным и размеренным течением — идеальные условия для новичков. Для сплава по Нерской обычно выбирают участок между Куровским и Ашитково или Куровским и Хотеичами. Но необходимо учесть, что после поселка им. Цурюпы русло сильно петляет, а мест для привала очень мало.

4. Сестра, жди!

Сплав по реке Сестра — тоже неплохое решение для начинающих. Течение здесь спокойное, много удобных мест для причала, а при желании можно дойти до Сенежского водохранилища.

5. По Дубне

Для сплава по впадающей в Волгу Дубне бывалые советуют самые северные ее участки. Особой популярностью пользуется 50-километровый отрезок между платформой «Вербилки» и до слияния реки с Сестрой. Плюс маршрута — очень необычный ландшафт: на одной стороне леса, а на другой — луга и поля. В ходе путешествия можно посетить старинные подмосковные села или просто остановиться для рыбалки и купания.

Вне зависимости от уровня подготовки и продолжительности похода нужно помнить о технике безопасности. Не рисковать, пытаясь показать свое мастерство, и обязательно надевать спасательный жилет. Также необходимо убедиться, что хотя бы у одного человека из компании есть аптечка.

Источник

Порт пяти морей: Все, что нужно знать о яхтинге на Москве-реке Как пройти всю столицу по воде и что для этого нужно

Порт пяти морей: Все, что нужно знать о яхтинге на Москве-реке

Москву называют портом пяти морей, потому что отсюда действительно можно попасть в любую точку планеты водным путем: дойти до Волги, Черного моря, а дальше — Средиземка. Но это в теории, а на практике все гораздо сложнее. В рамках регаты The Village рассказываем о том, как устроена столичная акватория и какие правила мешают горожанам полноценно пользоваться рекой. Для этого мы пообщались с яхтсменом и инструктором школы «Сила ветра» Юрием Трошиным и архитектором Юрием Григоряном.

Москва-река должна принадлежать горожанам

Юрий Григорян

архитектор, сооснователь бюро «Меганом» и преподаватель МАРХИ, автор проекта развития прибрежных территорий Москвы-реки «Порты будущего»

Проект всей реки — это долгосрочное мероприятие, оно реализуется по частям. Скоро должны сделать Шелепихинскую набережную — там можно будет посмотреть первые результаты. Но идея «Портов будущего» не только в благоустройстве. Люди хотели бы находиться в акцентированных местах на реке и у реки, проводить там время. И мы хотели объединить все инициативы, которые есть вокруг этой идеи.

Идеальная Москва-река, на мой взгляд, должна быть в фокусе города и горожан. Характерный пример — это общественные пространства. Когда-то не было такого термина, до 2010 года ими никто не занимался. А сейчас только ленивый об этом не разговаривает, и за этим следует масса физических изменений — город открывает парки, пешеходные улицы. Но для начала нужно объяснить людям, что это важная вещь, а за этим уже следуют физические изменения. Сначала дискуссия, а потом уже работа.

Так возник проект «Друзья Москвы-реки»: он про то, что река может объединить городские сообщества. Под сообществами я имею в виду и судовладельцев, и жителей районов у реки, и вообще всех горожан. Можно поддерживать идею очистки реки, создания праздников и сообществ.

На каких лодках можно передвигаться по Москве-реке?

Юрий Трошин

В целом в центральную часть города заходят только те суда, которые по размерам проходят через шлюзы и под мостами. Грузовое транзитное судоходство в Москве плохо развито из-за этих ограничений. Грузовые суда приходят из Волги по каналам Москвы только в один порт — на севере в районе Водного стадиона. На Речной вокзал приходят пассажирские теплоходы и оттуда же стартуют на разные экскурсии до Углича, Ярославля, Астрахани и так далее.

Зато на маломерных судах можно передвигаться спокойно и по Москве-реке, и по Яузе. Правда, с оговоркой. В центре нельзя ходить под парусом или на веслах. А в Строгинской пойме, где проходит Регата The Village, наоборот, нельзя использовать двигатель внутреннего сгорания, так как это зона массового отдыха москвичей. Исключения делаются только для спасательных судов.

Можно ли пройти на лодке через Москву?

В теории можно дойти на парусной лодке под мотором до центра города. Но на практике мешают мосты: из-за мачты яхта почти нигде не проходит. У маленьких парусных яхт Platu 25, на которых катаются на регате The Village в Строгине и на Пироговском водохранилище, мачта 11 метров. Поэтому из Ореховой бухты можно пройти максимум до Строгина — до первых шлюзов, а дальше мосты. Единственный выход — выбрать модели, где мачта складывается. Бывают и такие.

Иногда в центре можно увидеть парусные яхты — например, на каких-то мероприятиях. Такие яхты, как правило, привозят на трейлерах и спускают на воду уже на месте. А еще сейчас в Москве проводят много детских регат, например, на Останкинском пруду ВДНХ: детские яхты привозят на прицепе автомобиля по несколько штук, собирают на месте и переносят на руках. Так что для совсем маленьких яхт проблем нет.

Где в Москве можно встать на причал?

Почти нигде. Причал — это одна из самых больших проблем на воде в Москве. На реке довольно много причалов, но вставать там можно не всем категориям судов, только пассажирским (речные трамваи, пароходы) или грузовым. Частная лодка на реке не считается пассажирским судном и не может приставать к общественным причалам. Более того, нельзя причаливать к благоустроенным участкам набережной. По сути, можно вставать только там, где «дикая» река. Например, сразу после шлюзов в Строгине есть небольшой дикий участок, а дальше уже пойма. Также в центре города нельзя вставать на якорь: почти везде по дну проложены коммуникации.

Как выглядят водные границы Москвы?

В Московской области есть огромное количество искусственных водоемов и каналов. Уровень воды в центре города и системе каналов Москвы-реки, Оки, Волги регулируют шлюзы. Также судоходный шлюз обеспечивает переход судов из одного водного бассейна в другой, если у них есть разница в уровнях воды.

В Москве шлюзы находятся на севере и на юге: в Хорошеве, недалеко от Строгина, и рядом с Капотней. Между этими шлюзами (то есть в центре города) действуют ограничения: нельзя идти под парусом и на веслах, нельзя останавливаться на благоустроенных территориях — это, например, набережные, парки, практически вся набережная Москвы-реки благоустроена.

Как преодолеть шлюзы?

В центр Москвы можно попасть только через шлюзы, и это длительная процедура, которая сопряжена с бюрократией: сначала нужно заключить договор с «Каналом Москвы» на проход судна. Этот договор заключается на год, а делается за несколько дней: в процессе проверяются все документы на лодку — официальная регистрация транспортного средства, права владельца. После уже можно по предварительной договоренности проходить шлюзы: с работниками шлюза нужно связываться по рации. Подходишь, запрашиваешь возможность пройти, тебе отвечают, могут ли пропустить, и в определенный момент запускают. Может быть очередь на несколько часов из судов — в зависимости от размера шлюза лодки проходят по одной или несколько.

В Москве со шлюзами сложнее, чем где бы то ни было в России. Например, на Волге могут проходить одновременно несколько грузовых судов и вместе с ними запускают несколько маленьких яхт. На маленьких московских шлюзах запускают по одной-две лодки. Кроме того, шлюзы за пределами Москвы пройти намного проще: ты просто подъезжаешь, связываешься с работниками шлюза — и тебя пропускают. В Москве каждый раз нужен договор.

Какие правила движения действуют на реке?

Самое главное — знать правила расхождения судов: каким образом нужно действовать, если ты повстречал на своем пути судно, другой катер или яхту. Базовые знания дают на курсах получения лицензии на маломерное судно.

Глобально на реке действует правостороннее движение, но есть и локальные условия — вроде коммуникаций на дне реки. Еще есть навигационные правила, которые определяют, каким образом нужно проходить тот или иной участок реки — как читать навигационные знаки на пути. Для столицы существует документ, который называется «Правила движения и стоянки судов в Московском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации». В нем очень четко описано в правилах, как нужно двигаться, когда проходишь каждый поворот Москвы-реки.

Как проверяют водителей маломерных судов?

На воде есть своя полиция — ГИМС (Государственная инспекция маломерных судов). Она проверяет, есть ли права необходимой категории, в порядке ли документы на яхту, есть ли разрешение и правильно ли яхта эксплуатируется. Они периодически подходят к катерам и лодкам, которые курсируют в Москве и области.

Еще в Москве часто перекрывают движение по воде на время проведения крупных городских мероприятий — для безопасности. На время проведения чемпионата мира по футболу, например, перекрывали части реки около стадионов — в Тушине в районе Хорошево, около «Лужников».

Где заправляют яхты?

Даже у парусной яхты все равно есть небольшой мотор, чтобы идти, когда нет ветра или на участках, где паруса запрещены. Заправить мотор при желании можно с воды — в Подмосковье есть несколько водных заправок. Правда, бензин на заправках около яхт-клубов дороже процентов на 20, чем на обычных. Так что дешевле залить бензин из канистры.

Как хорошо развиты яхтинг и парусная культура в Москве?

Спортсмены развиваются и растут и в Петербурге, и во Владивостоке, на Черноморском побережье и по всей России, но массовый яхтинг развит больше в Москве. В столице очень много людей, которые время от времени ходят под парусом — обычно на несколько часов по выходным. В Питере в целом тоже, но там рядом граница — и иногда уже проще поехать в Прибалтику заниматься яхтингом, там удобнее и лучше инфраструктура.

Можно ли назвать яхтинг спортом в черте города?

Да. И ему можно учиться с пяти-шести лет. В Москве очень много детских школ — при каждом яхт-клубе. Тренировки проходят на небольших лодках в зависимости от возраста ребенка. Дети пяти-шести лет начинают обычно с «Оптимиста» — маленькой лодки с одним парусом. Дальше по мере взросления они пересаживаются на более скоростные яхты. Дети выезжают с тренером на какие-то регаты и соревнования — областные, чемпионаты страны и международные. Лучшие ученики уже могут быть замечены государственной школой олимпийского резерва и идут туда. Почему именно в Москве много школ? Потому что много людей, которым это интересно, и с достатком, который позволяет тратить средства на своих детей. Но в целом парусный спорт не привязан к региону, спортсмены тренируются там, где есть возможность. Материальная часть у спортсмена — яхта и инвентарь — очень мобильная, он все перевозит с собой.

Присоединяйтесь

к регате The Village

Гонки, прогулки на яхтах и вечеринки в Строгинской пойме — идеальный летний отдых по воскресеньям

Читайте также:  Как ставить косынку в реку

Что такое яхт-клуб и зачем он нужен?

Для парусных судов в Москве есть огромное количество яхт-клубов — территорий на воде, где можно заниматься парусным спортом и прогулками. Это база на побережье, где есть пирсы для яхт, инфраструктура, места для хранения инвентаря и хранения лодок, помещения для тренеров. В Москве несколько водохранилищ, где яхт-клубы встречаются буквально через каждый километр. В одном яхт-клубе могут размещаться несколько парусных школ для взрослых и детей. The Village организовал регату в Строгине из-за удобной транспортной доступности: от станции метро «Щукинская» до базы можно добраться за 20 минут пешком или за десять минут на трамвае.

Как проходит тренировка на воде?

Тренировки «Силы ветра» — и в Строгине на регате The Village, и в Орешке — проходят в несколько этапов: сначала небольшой инструктаж по безопасности на берегу, чтобы не было травм. После инструктажа лодка отходит, и мы объясняем, как она устроена — как называются паруса, как ими управлять. Дальше уже в течение тренировки каждый из пяти человек (на лодке Platu 25) пробует на каждой позиции — кто-то рулевой, кто-то шкотовый, кто-то отвечает за один парус, кто-то за другой, а есть еще третий парус для попутных курсов — спинакер. Каждый человек меняется ролями, чтобы понять, что ему больше интересно и как все происходит на яхте.

Когда человеку становится интересно, ему буквально через две-три тренировки надоедает просто так ходить по водоему, поэтому мы проводим любительские соревнования — вроде той же регаты.

Как устроены любительские регаты?

Есть команды-участники, которые занимаются уже несколько лет, а есть и новички. Новички выходят с тренером, он подсказывает какие-то основные вещи, дает советы, но сам не управляет яхтой руками. Опытные команды могут ходить сами и уже развиваться, отрабатывать слабые места и готовиться к гонкам.

Гонка проходит обычно в несколько этапов. Чтобы победить, надо выступать стабильно в течение всего сезона. Выигрыш зависит в том числе от погоды и везения, но в большей степени — от мастерства и навыков команды. Это как любой спорт — чем больше ты занимаешься, тем больше у тебя стабильности, тем лучше результат.

Как начать и зачем «идти в парус»?

«Войти в парус» очень легко — тренировки стоят около 2 500 рублей за 2,5 часа — это вполне доступно. Вы приходите в место, где школа проводит тренировки, вас присоединяют к команде, дают инструктора. Яхтинг вполне может быть досугом на выходные и даже в будние дни. Выбраться в выходной на парусную тренировку стоит хотя бы потому, что это своя, очень особая эстетика и ни с чем не сравнимые ощущения — чувство полета, когда двигаешься бесшумно только под силой ветра.

Фотографии: обложка, 2 — Дарья Трофимова, 1, 3 — Полина Рукавичкина

Источник



Водные пути России.

Единая глубоководная система Европейской России, которая обеспечивает проводку крупнотоннажных судов с осадкой до 3,5 м, своим единством в старину была обязана трудным волокам, сегодня — рукотворным водным путям. Назову основные:

Беломоро-Балтийский канал. Он «приблизил» Белое море к Балтийскому в 4 раза.

Канал имени Москвы дал столице выход непосредственно на Волгу и на 1000 км сократил водный путь к городам Северо-Запада. Кроме того, избавил москвичей и промышленность города от жажды.

Волго-Донской канал связал Волгу с Черным и Азовским морями.

Волго-Балтийский канал — глубоководный путь из Белого и Балтийского морей в Волжский бассейн. Благодаря ему, речные суда, следуя из Волги к Санкт-Петербургу, затрачивают не 18, а 2,5 суток, как бывало при наших дедах.

Уверен, «среднестатический россиянин» способен без мысленного усилия назвать первый и третий. Чтобы вспомнить и правильно назвать второй и четвёртый, необходимо морщить лоб и время на обдумывания. И мало кто знает, что действующих рукотворных отечественных рек, рассчитанных на судоходство, много больше, считая каналы местного значения. Внушителен и список бывших. Наиболее значительные из последних Вышневолоцкая, Мариинская и Тихвинская водные системы. Это в Европейской части России. Русская Азия может представить любознательному уму Обь-Енисейский судоходный канал, с 1942 года заброшенный.

Интересно, с чего началось у нас «водное рукотворчество». Разумеется, и в древности наши предки «подправляли природу», вторгаясь во владения речных нимф. Как могли, ручным инструментом углублялись в донные наносы, срезали местами берега, спрямляли каналами излучины рек, тянули русла как можно дальше в сторону волока с двух сторон.

Нужда в каналах была всегда, но не всегда технические возможности могли её удовлетворить. Такое по плечу оказалось Петру I. Подтолкнула острая необходимость наладить доставку хлеба и других грузов в отвоёванную у шведов Ингерманландию, строящемуся Петербургу. Соединить Волгу с Балтийским морем царь решил там, где издревле наши предки волокли посуху гружёные суда из одного речного бассейна в другой. Там возник Вышний Волочек, город обслуги трудного дела. В 1703 году было велено сверху приступить к работам, через 6 лет исполнено мужицкими руками и умом голландских мастеров под присмотром царского стольника князя Гагарина. Почти трёхвёрстный канал, шириной 7 сажен, с водохранилищами, связал волжский приток Тверцу с речкой Цной, впадающей в Мсту на «балтийском склоне». Дальше речные суда двигались обычным путём: из Мсты в Ильмень-озеро, оттуда Волховом в бурную, опасную Ладогу, потом Невой до пристаней немецкого города русского царя, ставшего в 1712 году столицей империи. На первый отечественный канал легла вся тяжесть пассажирских и грузовых перевозок в одну сторону, пока не вступил в строй сухопутный тракт между столицами (о нём в своём месте). Не удивительно, что первый блин пошёл комом из-за нехватки воды для свободного хода судов. Доводку канала осуществил М.И. Сердюков, инженер-конструктор, самородок из бурятов. В 1719 году Пётр Алексеевич передал ему на содержание весь Вышневолоцкий путь. Через 55 лет государство его выкупило и перестроило с целью повышения уровня воды. Реконструкции производились и позднее на разных участках пути. Был проложен обходной Ладожский канал, другой — для обода бурного Ильменя. Хотя появились новые водные дороги из Москвы в Санкт-Петербург, первый путь использовался для массового транзитного судоходства до конца XIX века. И сейчас два участка системы используются для местного судоходства.

Главные недостатки Вышневолоцкой водной системы, проявившиеся сразу (односторонность движения и мелководье), побудили энергичного царя Петра искать дополнительные пути. Возникла мысль соединить впадающую в Белое озеро реку Ковжу на «волжском склоне» с рекой «балтийского склона» Вытегрой. Последняя изливалась в Онежское озеро, соединённое с Ладогой легендарной Свирью. А там до новой столицы — обычным путём. Строительство канала и оборудование системы, названной Мариинской , началось только в 1799 году. Были возведены сложные гидротехнические сооружения для питания мелководных участков, построены шлюзы на Вытегре и Ковже. 21 июня 1810 г. по Мариинской системе открылось сквозное движение судов. Первые годы эксплуатации водного пути показали многие его неудобства: частая перегрузка с судов на суда разной осадки и типов, что замедляло и удорожало доставку грузов. Не случайно в то время сложилась поговорка: «За морем телушка — полушка, рубль перевоз». Чтобы обеспечить безопасность движения, пришлось рыть каналы в обход Белого и Онежского озер. На это ушло более 40 лет. Дополнительные работы продолжались по 1883 год, после чего система приняла свой окончательный вид. В нее вошли: река Шексна от устья Белозерского канала до впадения в Волгу у Рыбинска, Белозерский обводной канал, река Ковжа, Новомариинский канал, река Свирь, Новосясьский канал, Новоладожский канал и Нева. Впоследствии Мариинская система еще несколько раз перестраивалась и совершенствовалась. Бурлаков сменила конная тяга, цепь, проложенная по дну, позволяла двигаться против течения. Система стала главным «хлебным путем» в столицу. Несмотря на недостатки, по тому времени она считалась первоклассным гидротехническим сооружением и на Всемирной выставке в Париже в 1913 году была удостоена Большой золотой медали.

С древности из бассейна Волги в Прибалтику использовался «болотный» путь через Тихвин И на него «положил» глаз» зоркий царь. Однако работы здесь были начаты в 1802 году, продолжались 9 лет. Тихвинский канал связал Мологу, приток Волги, с Невой (через речки Чагодища и Сясь, Староладожский канал). Этот путь оказался самым коротким от Рыбинска до Петербурга — 924 км, тогда как по Мариинской системе — 1143 км, а по Вышневолоцкой — 1440 км. Недостатком Тихвинской системы (на фото — выше). была маловодность. Кроме того, она не была достроена. Однако, несмотря на все трудности, по ней проходило до 6 тысяч судов в год. Обслуживали ее 40 тысяч лошадей, десятки тысяч погонщиков и бурлаков. После постройки Николаевской железной дороги и с усовершенствованием Мариинской системы значение Тихвинского пути стало падать. В дальнейшем он использовался только для местных перевозок на отдельных участках и в высокую воду.

Чтобы даже вкратце описать старинные водные пути, какое-то время действовавшие на всём задуманном протяжении или отдельными местами, частично, после реконструкции вошедшие в ныне используемые системы, необходима книга, а у меня — статья. Поэтому ограничусь скороговоркой и простым перечислением славных реликтов, свидетельствующих о грандиозности замыслов наших предков и их исполнения.

Пётр Великий соединил-таки Дон с Волгой со второй попытки, избрав на этот раз Ивановское озеро, из которого вытекали тогда Дон и рукой было подать до реки Шать, притока Упы, что впадала в Оку. Этим путём в 1707- 08 годах прошло 300 судов. Затем инженерные работы прекратились.

В 1828 г. в окрестностях г. Кириллов был прорыт Топорнинский канал, соединивший Шексну с Сиверским озером, далее системой рек, озёр, в том числе Кубенским, и каналов с Сухоной, которая впадает в Северную двину. Начала действовать Северо-Двинская система. Она неоднократно переделывалась и совершенствовалась. Однако роль её после сооружения Беломорско — Балтийского канала сошла на нет. Теперь она обслуживает главным образом местную линию Вологда — Кириллов.

Еще в начале XVIII в. был задуман В. Н. Татищевым проект канала, соединяющего близко сходящиеся притоки Камы, Вычегды и Печоры на водораздельном болоте Гуменец. Сооружение его, начатое при Екатерине II, закончилось при её внуке. При этом русла рек не только не шлюзовали, но и не чистили, решив использовать канал для малого судоходства по вёснам. Так и использовали. В 1847 г. путь был закрыт «за ненадобностью», его использовали местные жители, проходя на лодках с Камы на Вычегду.

Ещё в старой России, до Петровской модернизации, возникла мысль о соединении бассейнов Оби и Енисея искусственным водным путем. На это наводило удобное расположение притоков двух великих сибирских рек, близко подходивших друг к другу. В 1875 — 1878 гг. была установлена возможность устройства канала между реками Кеть (правый приток Оби) и Кас (левый приток Енисея). Сооружение канала создало бы непрерывный чайный и иных восточных товаров путь от Иркутска до Тюмени, суливший большие экономические перспективы, но Государственный совет выделил лишь двадцатую часть необходимой для строительства суммы. Прокопан был только один участок протяженностью 7,8 км. В том виде путь оказался непригодным для транспортного использования и не оправдал возлагавшихся на него надежд. Сооружения приходили в ветхость, и, после того как вошла в строй Транссибирская железная дорога, водная система была окончательно заброшена.

При слове «Беломор» людям старших поколений вспоминается непритязательная пачка папирос. На ней была изображена розовым цветом европейская часть Советской России и полосками — основные каналы эпохи социализма. Сине-белая радуга-дуга над простором родины содержала гордое слово: Беломорканал. Этот рукотворный водный путь, протяжённостью 227 километров между Онежским озером и Белым морем, построенный между 1931-33 годами «ударными темпами», действительно стал гордостью первой пятилетки.

В выборе трассы большевики не были оригинальны. Её подсказали паломники, ходившие к святыням Соловецкого монастыря. Этот путь посуху, по рекам и озёрам, отмечен в «Книге Большому Чертежу» 1627 года. Во время Северной войны царь Пётр очень нуждался перевозках из Архангельска к причалам Невы.

2 августа 1933 года Беломорско-Балтийский канал имени Сталина был открыт. В Великую Отечественную войну первенец пятилеток претерпел значительные разрушения, южная его часть была полностью уничтожена. Сильно пострадали инфраструктура канала, ряд посёлков вдоль него. Объекты были восстановлены и канал был вновь введён в строй в июле 1946 года. Начались работы по электрификации сооружений и механизмов. Перепад уровней на северной части канала стали использовать для выработки электроэнергии гидроэлектростанциями. Здесь к месту сказать, что питание канала водой происходит естественным образом.

Читайте также:  Подробная карта костромского района с реками

Значение ББК возросло после ввода в эксплуатацию современного Волго-Балтийского водного пути к середине 60-х годов, через который открылся выход в его систему. Пропускная способность канала и фактический объём грузоперевозок возросли в несколько раз. В ходе реконструкции 70-х годов гарантированная глубина судового хода была доведена до четырёх метров, и канал стал частью Единой глубоководной системы европейской части РСФСР. ББК дал жизнь населённым пунктам от Белого моря до Онежского озера. Глухой Повенец стал большим портом. Здесь развилась промышленность, главным образом деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная.

В «смутные» 90-е годы интенсивность судоходства по каналу значительно снизилась, но с XXI века объёмы грузоперевозок по каналу начали постепенно расти: в навигационный период 2007 года (165 суток) по каналу было перевезено 400 тысяч тонн, 2500 пассажиров. Не падает и стратегическое значение ББК для арктического побережья. Предел росту перевозок, наряду с другими техническими причинами, составляют минимальные габариты судового хода: глубина 4 м, ширина 36 м, радиус закругления 500 м. Размеры камер всех шлюзов — 135×14,3 м. Скорость движения судов оставляет желать лучшего.

Развитие туризма, его перспективы, делают водный путь в «Стране белых ночей» вечным.

Державное самолюбие Москвы изначально было уязвлено вторичностью столичной реки по отношению к царственной Волге. Летописцы зафиксировали желание государя Алексея Михайловича соединить Москву-реку напрямую с водным путём в сказочные восточные страны. Его энергичный сын пошёл дальше — заказал проект канала, но, ознакомившись со сметой, произнёс озадаченно: «Однако. » и спрятал бумагу под сукно. При Николае, правнуке Петра, канал с грехом пополам прорыли в 1850 году, да тут вступила в строй железная дорога Москва-Петербург — более дешёвый и быстрый путь. И мелководный, несовершенный канал вскоре приказал долго жить. Не думалось тогда москвичам, что скоро их дети и внуки выпьют из Москвы-реки всю воду, растащат по предприятиям.

Спохватились лишь при советской власти, когда река под стенами Кремля, по сути, превратилась в мелкий, мутный ручей. Столица пролетарского государства изнывала от жажды, речные судёнышки умирали по илистым берегам. С большевистской решимостью в 1931 году было принято политическое решение, утверждён Дмитровский проект. Инженеры решили перегородить Волгу плотиной у деревни Иваньково, близ устья реки Дубны. В весеннее половодье река упрется в плотину и разольется, образует новое рукотворное озеро — Иваньковское водохранилище, первое «московское море». Часть его воды продолжит путь по старому волжскому руслу, другая часть круто повернет на юг, в искусственное русло, и по высокой водяной лестнице начнет взбираться на высоту девятиэтажного дома, чтобы далее пройти по ровному и широкому водяному мосту и снова спуститься по крутой южной лестнице в Москву-реку. Расстояние от старинного села Тушина до устья реки Дубны, впадающей в Волгу, было 130 км.

Очередное, без преувеличения, чудо света было открыто 15 июля 1937 как Канал Москва — Волга. Через 10 лет, к 800-летию столицы он получил современное название Канал имени Москвы.

Сейчас трасса канала имеет 240 сооружений, из них 11 шлюзов, 40 плотин, 8 водохранилищ, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, три главные пристани (Большая Волга, Дмитровская и в Химках — Северный речной порт Москвы), а также многочисленные пристани местных линий. По каналу транспортируются строительные материалы, лес, зерно, нефть, уголь и др. Перевозки осуществляются судами грузоподъёмностью до 5000 т.

Архитектура производственных зданий гидросооружений канала у многих вызывает восхищение. Архитекторы исходили из того, что сооружения должны радовать, отражать внешний стиль социалистической эпохи — все для человека, все для вдохновенного его труда на благо Родины. Тех творцов давно нет, красота обрела иные стандарты, но она, согласимся, всегда спасает мир.

Читатель, подозреваю, привык, что, о каком бы канале на наших просторах ни зашла речь, у его истоков окажется фигура вездесущего Петра Алексеевича. Однако в первой попытке соединить Волгу и Дон, в месте их наибольшего сближения, русского царя опередил султан османов Селим II, пытавшийся проложить водный путь для своей армии, чтобы захватить Астрахань. Когда попытка не удалась, султан оправдывался перед историей: «Даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать». Спустя 128 лет Пётр повторил попытку и тоже отступил. Все проекты впоследствии не были реализованы по той главной причине, что движение по каналу Волго-Дон не могло осуществиться (кроме как в весеннее половодье) без всеобщей реконструкции рек. Такая работа оказалась по плечу большевикам. Проектные работы начались сразу по завершении Сталинградской битвы. Через 5 лет приступили к земляным работам. В работах было задействовано 8000 машин и механизмов. Водотранспортный канал протяженностью 101 км (из них около половины по трём водохранилищам), глубиной не менее 3,5 м, был построен за 4,5 года, что является уникальным сроком в мировой истории гидростроительства. Например, Панамский канал длиной 81 км, при таком же объёме работ строился 34 года, а 164-километровый Суэцкий — 11 лет. В исторический день 31 мая 1952 года (подарок к 35-летию Октября) между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. Москва реально превратилась в порт пяти морей. На следующий день по каналу, между Сталинградом и Калачом-на-Дону, началось движение судов. Именины канала состоялись в конце первого летнего месяца. Новый водный путь стал называться Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина.

Сегодня для прохождения полного пути из Волги в Дон суда должны пройти 13 шлюзов, разделённых на Волжскую шлюзовую лестницу (высота 88 м, состоит из 9 однокамерных однониточных шлюзов) и Донскую шлюзовую лестницу (высота 44 м, состоит из 4 шлюзов такой же конструкции). На весь путь затрачивается около 10-12 часов. Канал питается донской водой из Цимлянского водохранилища, так как Дон лежит выше Волги на 44 м. Системой насосных станций вода подаётся на водораздел, откуда самотёком поступает на волжский и донской склоны. Часть воды расходуется на орошение полей. Средняя продолжительность навигации на Волго-Донском канале составляет 211 суток. За это время может пройти до 5000 судов грузоподъёмностью до 5 тыс. т. Пропускная способность канала оценивается в 16,5 млн т грузов в год. В 2009 году по каналу перевезено 13,2 млн т грузов и пропущено 11 692 судна.

Сложное слово Волгобалт (иначе Волго-Балт) тоже на слуху у многих наших соотечественников. Можно сказать, что Волго-Балтийский водный путь — это Мариинская система сегодня после её коренной реконструкции в 1960-64 годах или наследник трёх старых водных дорог, что ближе к истине, — Вышневолоцкой, Тихвинской и Мариинской. Главное преимущество нового (обновлённого) пути длиной в 1100 км, при глубине судоходного фарватера 4,0 м, в том, что из него появился выход в Беломорско-Балтийский канал.

Основным участком нового пути является собственно Волго-Балтийский канал. Он соединяет Онежское озеро с Рыбинским водохранилищем у г.Череповец; длина канала от устья реки Вытегра до селения Торово 368 км. Канал пересекает Балтийско-Каспийский водораздел и имеет два склона: Балтийский и Каспийский. Северный склон крутой, южный — пологий. Верхний подходной канал шлюза №1 соединяется с Вытегорским водохранилищем. Затем следует гидроузлы со шлюзами №№ 2-6. Последний является границей между склонами канала. Водораздел преодолевается каналом длиной 39 км. Далее трасса канала проходит по реке Ковжа, Белому озеру и реке Шексна до Рыбинского водохранилища. На р. Шексна, в 121 км от её истока, расположен Шекснинский гидроузел с параллельными шлюзами №7 и №8. На северном склоне трасса пути совпадает с руслом р. Вытегра и проходит по водохранилищам, образованным гидроузлами.

Описываемый водный путь доступен для судов грузоподъёмностью около 5000 т, грузы перевозятся без перевалки. Суда идут прямо по озёрам (вместо движения по обходным каналам). Преобладают перевозки в самоходных грузовых судах; ведётся сквозная буксировка плотов. Впечатляюще возросла скорость перевозок (Череповец -Петербург 2,5-3 суток против 10-15 до реконструкции). То же грузооборот. Увеличился удельный вес смешанных железнодорожно-водных перевозок. Преобладающие грузы: железорудный концентрат на Череповецкий металлургический комбинат с Кольского полуострова; хибинский апатит, апатитовый концентрат, карельские гранит и диабаз в разные районы страны; лес и пиломатериалы из Архангельской и Вологодской областей на Юг, в Прибалтику, Санкт-Петербург и на экспорт; чёрный металл из Череповца, донецкий и кузнецкий уголь, уральский серный колчедан, соликамские калийные соли; зерно. В танкерах с Волги идут нефтегрузы для Северо-запада, Прибалтики, на экспорт. Через Санкт-Петербург каналом транспортируются импортные грузы для разных районов страны. В пассажирском движении отмечается значительно число туристских теплоходов.

Источник

Водный путь из Москвы в Санкт-Петербург

Содержание

  • 1 Понять
    • 1.1 Варианты маршрутов
    • 1.2 История
  • 2 Подготовиться
  • 3 Как добраться
  • 4 На маршруте
    • 4.1 Канал имени Москвы
    • 4.2 Верхняя Волга
    • 4.3 Волго-Балтийский водный путь
    • 4.4 Окончание маршрута
  • 5 Меры предосторожности
  • 6 Куда дальше

Водный путь из Москвы в Санкт-Петербург проходит по рекам и каналам европейской части России. Речной круиз позволяет за сравнительно небольшой срок, одну-две недели, увидеть достопримечательности Центральной России и северо-западного региона, а заодно прикоснуться к русскому Северу, совместив культурную программу с отдыхом на воде и другими развлечениями.

Предложенный маршрут не является единственным. На всём его протяжении можно совершить локальные путешествия, в том числе с возвращением в порт отправления, за более короткое время или, наоборот, с расширенной программой.

Водный путь из Москвы в Санкт-Петербург
Круизный теплоход «Россия» идет по Волгобалту
Полезная информация
Тип маршрута круиз с познавательной программой
Протяженность более 1200 км
Способ
передвижения
водный транспорт, теплоходы

Связь Москвы и Санкт-Петербурга по воде осуществляется посредством естественных водных путей — рек и озёр, соединённых искусственными гидротехническими сооружениями в виде водохранилищ и каналов со шлюзовыми системами.

Путешествовать можно по части пути, с возможными отклонениями или пропусками по маршруту, а также в обратном направлении из Санкт-Петербурга в Москву.

Для большинства туристов путь доступен в виде речных круизов на теплоходе.

Варианты маршрутов Править

Односторонние круизы на теплоходах с отечественными туристами обычно проходят по следующему маршруту:

  • Москва → Углич/Мышкин → Горицы → Кижи → Мандроги/Свирьстрой → Валаам → Санкт-Петербург (7 дней)

В отдельных случаях круиз может быть дополнен такими стоянками, как Череповец, Пеллотсаари, Коневец и Сортавала с увеличением продолжительности до 8-9 дней. Оборотные рейсы Москва–Санкт-Петербург–Москва обычно занимают от 12 до 14 дней и включают в себя двух- или даже трёхдневную стоянку в Санкт-Петербурге. Маршрут может быть дополнен отдельными стоянками (например, Пеллотсаари, Сортавала, Коневец и Череповец), или же теплоход посещает города стандартного маршрута 2 раза с более продолжительными стоянками.

Круизы на теплоходах, обслуживающих иностранных туристов, чаще всего односторонние, причем включают в себя продолжительные (3-4 дня) стоянки в Москве и Санкт-Петербурге. Маршрут может варьироваться в зависимости от оператора, но традиционно это:

  • Москва → Углич → Горицы → Кижи → Мандроги → Санкт-Петербург

Некоторые операторы дополняют маршрут такими остановками, как Ярославль и Петрозаводск, реже Свирьстрой, еще реже — Валаам и Сортавала.

Не стоит также забывать о том, что отдельные сегменты водного маршрута возможно посетить и без совершения полного круиза из Москвы в Санкт-Петербург. Например, такие остановки, как Углич и Мышкин входят в программы многочисленных круизов выходного дня из Москвы (Москва–Углич–Мышкин–Москва).

Остров Валаам можно посетить в ходе популярного трехдневного круиза из Санкт-Петербурга (Петербург–Валаам–Петербург), такой рейс ежедневно выполняют сразу несколько теплоходов. Свирьстрой, Мандроги, Петрозаводск, Кижи, Коневец, Сортавала и Пеллотсаари также входят в программы круизов из Санкт-Петербурга (например, Петербург–Валаам–Кижи–Свирьстрой/Мандроги–Петербург) продолжительностью от 3 до 7 дней.

История Править

Попытки организовать водный путь в Санкт-Петербург с юга, хотя бы от Волги предпринимались на протяжении многих сотен лет. Исторический путь «из варяг в греки» шёл через несколько волоков. При переходе из бассейна одной реки в бассейн другой использовался волок, что даже дало название некоторым городам: например, Вышнему Волочку. Впрочем, начиная с петровских времен, в результате строительства шлюзов и каналов возникло три водных пути в северную столицу: Вышневолоцкая, Тихвинская и Мариинская водные системы.

Читайте также:  Скорость течения реки два километра в час а собственная скорость катера

Маршрут в конфигурации, похожей на нынешний Волго-Балтийский водный путь, начал действовать в 1810 году, когда была введена в действие Мариинская система, которая проходила от Волги через реку Шексна, Белое озеро, реку Ковжа, Мариинский канал, реку Вытегра, Онежское озеро, реку Свирь, приладожские каналы и, наконец, выходила в Неву. С модернизациями и перестройками активное использование Мариинской системы продолжалось до 1963 года, а с 1964 года начал действовать современный водный путь с большой пропускной способностью и передовыми гидротехническими сооружениями. Он получил название Волго-Балтийский водный путь имени Ленина.

После строительства канала имени Москвы и затопления Рыбинского водохранилища, что произошло ещё в 1930-е гг., появился относительно короткий и удобный водный маршрут, соединивший Москву с Ленинградом. Сеть речных круизов, которая ранее была сосредоточена на Волге, частично переориентировалась на северо-западное направление. А с учетом того, что такие круизы были крайне популярны у иностранных туристов, развитие шло как на количественном, так и на качественном уровне. Советское правительство на верфях стран соцлагеря в массовом порядке закупало современные многопалубные теплоходы, а тематика круизов сместилась с идеологически-революционной на историческую и познавательную. Помимо иностранных рейсов, ходили теплоходы, обслуживавшие советских граждан; путевки выделялись через профсоюзы, были достаточно дешёвыми и престижными.

С исчезновением Советского Союза единый речной круизный оператор развалился на несколько компаний, которые имеют в своем флоте суда разного уровня. Цены на круизы взлетели очень серьезно, и данный вид отдыха вернулся в свою элитную нишу. Де-факто, на протяжении двадцати с лишним лет эксплуатируются теплоходы и инфраструктура советского времени. В последние годы со стороны государства предпринимаются попытки произвести ремонт и модернизацию объектов водной инфраструктуры и гидротехнических сооружений, что, впрочем, носит пока кусочный характер, а некоторые операторы, чьё экономическое положение достаточно устойчиво, задумываются о вводе в строй новых теплоходов.

Самостоятельное путешествие

При наличии собственных плавсредств (теплоход, катер, яхта) путь может быть пройден самостоятельно, но потребует определённой подготовки. Помимо стандартного перечня документов на судно и право его управления, нужно оформить документы на проход шлюзов. Пользование гидротехническими сооружениями для граждан России бесплатно, но требует заключения навигационного договора. Самостоятельный проход судов под иностранным флагом по ВВП РФ без специального разрешения запрещен.

В стоимость круиза на теплоходе, как правило, включены все основные затраты, связанные с размещением и питанием. Отдельно оплачиваются экскурсионные расходы.

В случае организации «зеленых» стоянок, полезными в путешествии вещами будут купальные принадлежности. Для фото- и видео-аппаратуры желательно запастись дополнительными элементами питания, а также по возможности длиннофокусными объективами. Для осмотра окрестностей с палубы теплохода можно взять с собой бинокль. Во время экскурсий пригодится зонт.

На воде можно легко получить солнечный удар, так что следует подумать о головных уборах, а также о кремах против загара и солнечных очках. Не забудьте о репеллентах. Аптечка должна включать весь перечень необходимых лекарств, в том числе и против качки, даже если кажется, что это проблема вам не грозит: возможно, вы ещё не всё знаете об особенностях своего организма (а морская болезнь однозначно испортит весь отдых!) Пополнить запасы лекарств будет негде. При ухудшении самочувствия пассажиров списывают на берег на ближайшей пристани с неясным, как и везде в глубинке, качеством медицинских услуг.

Из одежды обязательно иметь с собой удобную обувь, а также тёплую, непродуваемую одежду: на воде всегда холоднее, и погода может измениться очень быстро; легкая спортивная одежда тоже не помешает. Следует взять что-нибудь полуофициальное для приемов в ресторане теплохода и удобное и модное для корабельных дискотек.

Большинство круизных теплоходов отправляются от Северного речного вокзала.

Общая протяженность водного пути из Москвы в Санкт-Петербург составляет около 1200 км. На пути в Северную столицу круизный теплоход последовательно проходит по Каналу имени Москвы, реке Волге (Угличскому и Рыбинскому водохранилищам), Волго-Балтийскому каналу (реке Шексне, Белому озеру, реке Ковже, водораздельному каналу, реке Вытегре), Онежскому озеру, реке Свири, Ладожскому озеру и реке Неве.

Жирным шрифтом выделены ключевые точки маршрута.

Канал имени Москвы Править

Канал имени Москвы (КиМ) соединяет Москву и Верхнюю Волгу через ряд водохранилищ, либо непосредственно участками канала, которые разделены шлюзами или теми же водохранилищами. Канал является уникальным гидротехническим сооружением и памятником инженерной мысли. Каждый шлюз, и вообще все гидротехнические сооружения имеют уникальное оформление, в т.ч. скульптурное, в котором прослеживаются черты архитектуры сталинской эпохи.

Водный путь был построен в 1930-х годах за достаточно короткое время с использованием труда заключенных. Целями строительства было снабжение столицы качественной водой в больших масштабах, а также улучшение водного сообщения. Открытие (полное затопление) канала состоялось в 1937 году. Общая длина канала составляет около 130 км (от Речного вокзала до Волги менее ста). Интересно, что канал является подпорным, а не самотечным: вода накачивается из Волги вверх по рельефу.

Выход из Москвы осуществляется по Химкинскому водохранилищу, по каналам мимо подмосковных Химок и Долгопрудного. Далее следует каскад связанных водохранилищ: Клязьменского, Пестовского и Икшинского. Чуть в стороне остаются Пяловское, Учинское и прочие разливы. Первые по пути следования каскадные шлюзы №6 и №5 расположены у посёлка Икша. Здесь и далее движение от Москвы идет по убыванию номеров шлюзов, а теплоходы в шлюзах опускаются в камере шлюза с верхнего бьефа на нижний.

Следующая пара шлюзов располагается на не очень большом удалении друг от друга. Шлюз №4 расположен у дер. Деденёво (здесь, кстати, расположен музей истории канала, который лучше посетить заранее), а шлюз №3 у Яхромы — среди подмосковных горнолыжных курортов. После третьего шлюза на правом берегу чуть в глубине можно увидеть окраины Дмитрова, а перед этим на левом берегу установлен Поминальный крест заключённым ДмитЛага — строителям канала. Между третьим и вторым шлюзом расположен длинный малоинтересный перегон в несколько десятков километров, а после шлюза №2 в Темпах еще через десять с небольшим километров около станции Большая Волга канал выходит в волжское Иваньковское водохранилище.

После безликих берегов эту часть канала нужно обязательно посмотреть: на одном берегу на дамбе водохранилища стоит монументальный 25-ти метровый памятник Ленину, а на противоположном расположены гранитные ступени и постамент от не менее монументального памятника Сталину, который был разрушен во времена разоблачения «культа личности».

Выход в Иваньковское водохранилище, которое часто называют Московским морем осуществляется в самом низу разлива у подмосковного наукограда Дубны — города физиков-ядерщиков. Само же водохранилище разливается на северо-запад мимо Конаково, практически до Твери. Основной же путь круизных теплоходов лежит через шлюз №1 и далее вниз по Верхней Волге.

Верхняя Волга Править

Участок маршрута по Верхней Волге протяженностью около 200 километров начинается от Дубны и заканчивается Рыбинским водохранилищем. На всём протяжении до Калязина и после Углича Волга находится в своих естественных берегах, а участок от Калязина до Углича, небольшой по масштабу разлив Угличского водохранилища, также будет воспринят как Волга. Единственный шлюз, который встретится на этом отрезке, расположен как раз в Угличе.

В стороне от основной части маршрута ниже Рыбинского водохранилища находятся примечательные исторические города Рыбинск, Тутаев и областной центр — Ярославль. Теплоходы, следующие по основному маршруту, выходят в одно из самых больших в мире искусственных озёр — Рыбинское водохранилище, и следуют вдали от берегов на север к реке Шексне и стоящему на ней Череповцу.

Волго-Балтийский водный путь Править

Начиная с Рыбинского водохранилища, теплоходы следуют по Волго-Балту по реке Шексна, Белому озеру, реке Ковжа, Онежскому озеру, реке Свирь, Ладожскому озеру, и наконец, по реке Неве приходят в Санкт-Петербург.

После прохождения посёлка теплоходы делают ещё одно шлюзование на т.н. Шекснинском шлюзе. После шлюза Шексна то находится в своих естественных берегах, то разливается. Самым известным является Сизьменский разлив, который хоть и достаточно широкий, но вне судового хода мелководен, на дне находятся пни от деревьев, которые росли здесь до затопления. После разлива, не доходя до Гориц, на правом берегу, у селения Топорня, расположен вход в Северо-Двинский канал, который через Сиверское и Кубенское озёра соединяет Шексну с Сухоной и далее с Северной Двиной. Канал проходит через национальный парк «Русский Север», главными объектами которого являются старые православные монастыри.

После Гориц Шекснинское водохранилище довольно быстро выходит в Белое озеро. Перед выходом по левому берегу можно заметить вход в обводной Белозерский канал, который не используется и постепенно деградирует. Само Белое озеро, как блюдце — имеет круглую форму и регулярную глубину в 4-5 метров. На южном берегу озера расположен город Белозерск.

После Белого озера Волгобалт переходит в реку Ковжа. Места здесь малонаселенные, с редкими деревнями и заброшенными зонами. Берега болотистые, с большим количеством комарья и мошки. Ковжа постепенно переходит в канал, а вода меняет свой цвет на кофе с молоком. В трех десятках километров от Вытегры появляются поселки и дачи, в Девятинах начинается Вытегорский каскад шлюзов, который включает в себя шлюзы с 6-го по 1-й, при этом последний расположен в самом городе. Главная достопримечательность этого отрезка — величественная деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Анхимово сгорела в 1963 году, теперь на берегу можно увидеть только маленькую часовню.

В пятнадцати километрах к северу от Вытегры канал выходит в Онежское озеро, по левому берегу здесь расположен обводной Онежский канал, который в настоящее время также не используется. Для короткого пути в Санкт-Петербург теплоходы берут курс на северо-восток-восток в Свирь, а туристическая программа предполагает курс на север в онежские губы, среди которых находятся знаменитые Кижи. Онежское озеро — водоём морского класса, одно из самых больших озёр в Европе. Вода здесь обладает питьевым качеством, но даже в летнее время не прогревается.

Река Свирь соединяет Онежское и Ладожское озёра, на реке обустроены два шлюза: Верхне- и Нижнесвирский. Достопримечательностей здесь немного, за исключением нескольких отделённых монастырей, поэтому, для разнообразия, лет десять назад практически на пустом месте была построена этнографическая русская деревня Мандроги.

После выхода в Ладожское озеро теплоходы берут курс на север, где располагается еще одна важная достопримечательность маршрута — архипелаг Валаам. Ладожское озеро является крупнейшим в Европе, здесь часто можно попасть в волнение. Для безопасного плавания был создан обводной Ладожский канал в Неву вдоль южного берега, но, подобно другим обводным каналам, используется он теперь нечасто.

Окончание маршрута Править

От Шлиссельбурга теплоходы следуют по вниз по Неве, и достаточно быстро прибывают в район бывшего Речного вокзала Санкт-Петербурга или окружающие причалы (Соляной или Уткина заводь). Осмотреть Санкт-Петербург с воды в этом случае не получится.

Риски путешествия следует разделить на три группы: природные, организационные и риски нахождения на корабле.

В организационном плане важно не остаться на берегу во время проведения экскурсий. Если вы отстали от экскурсионной группы, следите за временем и планируйте самостоятельное возвращение на теплоход. Отплытие осуществляется по расписанию, и задерживаться ради опоздавших не будут. Также во время экскурсий в местах массового скопления туристов следует соблюдать обычные меры безопасности, чтобы не стать жертвой проходимцев или воришек.

Следует помнить, что фактически туристы находятся на природе и могут быть искусаны насекомыми, получить солнечные ожоги или, напротив, замерзнуть и простудиться.

Тем, кто плохо переносит качку, нужно запастись соответствующими препаратами. Пассажиры обязаны соблюдать правила поведения на корабле. Следует помнить, что капитан на судне — царь и бог; при нарушении правил турист будет попросту списан на берег. Из обязательных правил — прохождение инструктажа и тренировки по реагированию на тревогу и выживание на воде. Катастрофы на водоёмах редко, но бывают. Следует быть внимательным на палубе во избежании падения в воду, особенно в состоянии алкогольного опьянения.

Источник

Adblock
detector