Меню

Вода в реки раса

Глава 5 РОСЬ (РОСС)

Небольшая река Рось, приток Днепра-Славутича, известна благодаря своему имени. Мало ли притоков у Днепра, а этот особенный.

Рось впадает в Днепр километрах в ста от Киева; в тех местах, что известны как «остров Русский» («остров Руський»), отождествленный древним летописцем с Русью, Русским государством, Русской землей. Можно сказать, «отсюда есть пошла ЗЕМЛЯ РУССКАЯ». Тут один из центров старой русской культуры, на которых формировалась наша государственность, наша держава Россия. Потому реки с корнем «рос», «рус» для русского народа святые.

Особое звучание Рось (Росс) получила в ходе дискуссий, которые развернулись особенно жарко в XIX веке. Некоторые мыслители предполагали, что от названия этой реки пошло название, самоназвание россы, руссы.

То, что россы и Рось связаны одним именем, сомнений не вызывает. Однако не эта малая река дала имя народу. Автору вообще не известны примеры, когда бы река давала имя народу, какому бы то ни было. А вот от названия народа-племени сплошь и рядом нарекаются страны, горные массивы, долины… Обратное, если и бывает, то редко.

Подтверждает такой вывод и топонимика с многочисленными названиями рек, урочищ, городов, в имени которых есть корень «рос», «рус», «рац», «ross», «rusa». Рек с такими именами много на пространстве от Балтики до Адриатики. Приведем примеры того, как русским народом поименованы реки своим национальным самоназванием.

Во-первых, упомянутая нами река Рось на старых дореволюционных картах писалась с двумя «с», то есть Росс. Понятно, что росс – это и есть русский, если учесть, что старое правописание русский – росс. Рось (Росс) река русских.

Впрочем, наши предки позаботились о широкой вариативности этого имени у рек в местах проживания; настолько широкой, что невозможно опровергать и культовость русских рек, и давность нашего самоназвания, которому не одна тысяча лет. Можно только в очередной раз изумиться, как это последователям норманистов удается забалтывать наших исследователей, а за ними и общественное мнение. Это возможно только до тех пор, пока такие вот авангардные работы откровенно притормаживаются вполне конкретными московскими чиновниками.

Пройдемся по русским речкам.

У Роси есть два притока: Роська и Раставица. Рядом известна река Россава, тоже правый приток Днепра. В верховьях Днепра есть две реки с русским именем Русянка. Одна – приток Мервы, чьи воды текут в Вехру, Сож, Днепр. Приток Вязьмы река Русятка. Существует и левый приток Днепра Россанка.

В правобережной Украине известны: еще одна Россава, Русава, Расовка, Росава, Русова, Рославка, две Россохватки, две Ростовицы, одна Роставица, а еще Расен, Росточин, Россошин. По документам известны реки Ros и Royss. Наконец, в этом же регионе текут реки Росич и Русь.

Чего же боле? Мало? Есть еще река Соленая Россош, Ростоки… Посмотрим на соседние регионы, имеем в наличии реку Росс (Рось) – левый приток Немана. Данная река берет начало из болота – озера Росса, что в Вылковысском уезде Гродненской губернии (дореволюционное администрирование). Здесь и местечко Рось. По свидетельству дореволюционного исследователя Т.Нарбутта, и северный рукав Немана зовется Русью.

В Витебской губернии известно озеро Росица и река того же названия. Тут и селение Росица. Вспомним, что и в Западной Болгарии есть река Росица, за тысячи верст…

Еще севернее есть озеро Роспуда.

В Санкт-Петербургской губернии течет река Росонь (Россонь). Точнее, это рукав реки Луга, что впадает в реку Нарва.

А что же на юге Европы, где русские именуют себя сербами, черногорцами. Может быть, они зовут реки «варяжскими», «германскими»? Нет, и тут известно не только княжество Рашка, Расея, но и соответствующие реки протекают. Известна река Рось (Рашко, Расина), упоминаемая в зависимости от происхождения переводчика-географа по-разному, но схоже; приток Моравы.

Есть своя река Раса (Раста) и на Истринском полуострове (в XIX веке территория входила в состав Италии). Многим из этих названий полторы, две и более тысяч лет.

Видим, что не река дает название народу; народ дает имя местности, в том числе и реке. Русский человек может быть москвичом, курянином, киевлянином, но русский он и есть русский, росс.

Переселенцы

Русский по крови в силу каких-то политических, религиозных или иных обстоятельств может утратить самоидентификацию, утратить свое самоназвание. Самоназвание может несколько видоизмениться, что видим в Воронежской области, где берега рек, обращенные к русским пограничным селениям, в старину звали «руцкой». Один берег «ногайский», а другой «руцкой». Встречается и фамилия Руцкой. В местном говоре «руцкой» есть русский.

В зарубежье… вопросов с самоидентификацией, с самоназванием еще больше. Но как только русские в России решат вопрос своей самоидентификации и государственности, то и за рубежом вопрос русской самоидентификации пойдет быстрыми шагами.

Днепровская Рось тоже могла потерять свое известное имя. Князь Ярослав Мудрый и его брат князь Мстислав Удалой в 1030 ив 1031 годах бились с поляками и освободили «червенские» города в Галиции, Червонной Руси. Русин (этногафическая группа русских, насильно склоненная латинянами в униатство) из Галиции Ярослав Мудрый переселил в новые места «по реке Рось в городках для защиты земель от степных кочевников». Переселенцы из «червенских городов» стали звать Рось Червленой, реку Белую – Тясмин и так далее. И у запорожских казаков, спустя столетия, в ряде документов встречаем реку Червленую.

На древнерусском языке слово «рос – рось» означает красный, а на южнорусском «червленый» – тоже красный. Вместе с тем звучит уже по-другому.

Может быть, и утратилось бы в данном месте имя Рось, и устоялось бы имя Червленая. Но нашествие монголов просто стерло с лица земли городки переселенцев из Галиции на реке Рось, как и во многих местах по всей Руси. Новые потоки русских-украинцев приходили на берега Роси; снова бежали от работорговцев и опять возвращались. Имя Рось сохранилось до наших дней, как и родственные имена других рек.

У Роси есть сестра Ру (Русь, Рось), русская река, которая ныне носит славное русское имя Волга. Но мы не должны забывать и о древнем названии Волги. Это наши родные реки.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ВЕСЕЛИСЯ, ХРАБРЫЙ РОСС

ВЕСЕЛИСЯ, ХРАБРЫЙ РОСС Это — строчки из Державина. Ничуть не противоречащие исторической правде, в царствование Екатерины велись три больших войны, одна со Швецией и две с Турцией. Все они были оборонительными, все они закончились для русского оружия самым почетным

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ РОСС И ГРАССИ МАЛЯРИЯ

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ РОСС И ГРАССИ МАЛЯРИЯ IПоследние десять лет девятнадцатого столетия были настолько же несчастливы для клещей, мух и комаров, насколько они были удачны для охотников за микробами. Начало положил Теобальд Смит, выведя на чистую воду клеща, носителя техасской

Другие упоминания слова «Рось», или «Русь»

Другие упоминания слова «Рось», или «Русь» Есть и другие мнения. Еще в XVIII веке народ россов-руссов стали связывать с одним из балтских племен — с пруссами. До XIII века пруссы обитали на южном побережье Балтийского моря, между устьями Немана и Вислы.В IX–X веках немецкие

Глава 3. Гавайи и Форт Росс

Глава 3. Гавайи и Форт Росс В первой четверти XIX в. правители Русской Америки, я бы назвал их «кланом Шелихова», предпринимали активные попытки расширения колоний за пределами Аляски и Алеутских островов. Так, Баранов попытался присоединить к колонии Сандвичевы

Библейская Рось

Библейская Рось Приводим сведения из иностранных источников, как традиционно считается, о Руси (по книге «Страницы Российской истории», составитель П. П. Афанасьев). Обратите внимание, что часто сведения дают авторы, жившие много столетий позже даты, сообщаемой ими:1. I

Форт Росс

Форт Росс Форт Росс, ставший собственностью Саттера. Фото А.

Библейская Рось

Библейская Рось Приводим сведения из иностранных источников, как традиционно считается, о Руси (по книге «Страницы Российской истории», составитель П. П. Афанасьев). Обратите внимание, что часто сведения дают авторы, жившие много столетий позже даты, сообщаемой ими.1. I

Другие упоминания слова «Рось» или «Русь»

Другие упоминания слова «Рось» или «Русь» Есть и другие мнения. Еще в ХVIII веке народ россов-русов стали связывать с одним из балтских племен — с пруссами. До ХIII века пруссы обитали на южном побережье Балтийского моря, между устьями Немана и Вислы.В IХ — Х веках немецкие

Из записок Петра Тихменева о Форте Росс

Из записок Петра Тихменева о Форте Росс В марте 1812 года Иван Александрович приступил к созданию нового форта. Место для него выбрали в небольшой бухте (в 80 километрах к северу от современного Сан-Франциско), «…в 15-ти итальянских милях от залива Румянцова, под 38 градусами N

Джон Росс в проливе Ланкастер

Джон Росс в проливе Ланкастер В 1818 г. секретарь британского Адмиралтейства Джон Барроу поднял вопрос о необходимости возобновления поисков Северо-Западного прохода. Будучи опытным моряком, Барроу понимал – и публично заявлял об этом, – что этот проход, если он и

Население Форта Росс

Население Форта Росс В вопросе о населении Форта Росс в разные периоды его существования всегда отмечалась некоторая разноголосица. В общем считается, что период наибольшего расцвета форта, когда в нем было максимальное число жителей, приходится на конец 30-х годов

Крепость («Форт») Росс

Крепость («Форт») Росс Петров Виктор Порфирьевич (Харбин, 1907–2000, шт. Мэриленд), русский писатель, профессор географии, исследователь летописи Русской Америки, состоял в (1973) КРА (Конгресс русских американцев). Написал 27 книг и 300 статей: «Сага Форта Росс», «Колумбы

Крепость Росс. 11 сентября 1812 года

Крепость Росс. 11 сентября 1812 года 1812 год, 11 сентября. А. А. Баранов направляет на юг корабль, где на берегу Тихого океана, в Калифорнии, основывают русскую крепость Росс. Тут поднято русское знамя.1815 год, 18 июля. Кругосветный поход (1815–1818) брига «Рюрик» капитан-лейтенанта О.

Крепость («Форт») Росс (Русская Калифорния)

Крепость («Форт») Росс (Русская Калифорния) «Русский матрос лучше английского!» И. Ф. Крузенштерн 1806 год. Н. П. Резанов (1764–1807), почётный представитель Петербургской Академии наук, призывает усилить заселение русичами Русской Америки.Н. П. Резанов (1764–1807), купив для

Русское село. Возвращение в Крепость (Форт) Росс

Русское село. Возвращение в Крепость (Форт) Росс 1940-е годы. Русичи возвращаются в крепость (Форт) Росс. Русский инженер Перминов Сергей Иванович (1887–1973) основал в 70 км от Сан-Франциско (Калифорния) на Русской реке (Russian River), рядом с крепостью (Фортом) Росс, на окраине

Источник

Вода в реки раса

У древних россо-ариев было две особо почитаемые реки – Самара и Раса (Волга). Это самые священные реки древнего мира. Культ обожествления родников, источников и рек родился среди россов, развился среди россов и отчасти перешел к индийцам и иранцам вместе с ведами. Но только в России с каменного века через эпоху бронзы, эпоху железа до наших дней дошли многие приметы водосвятия, культовые гидронимы и топонимы.

Священная река Самара (Самарка) впадает в Волгу. Происхождению имени Волга достаточно места уделено в книге «Священные реки России». Поэтому присмотримся к ее древнему имени. Каково же оно?

У некоторых античных авторов старое название Волги записано «со слуха» и потому несколько разнится, но по сути идентично.

Так, Клавдий Птоломей, греческий географ, картограф, астроном, историк, автор знаменитого труда «География», во II веке нашей эры величайшую реку Европы называет то Ра, то Pha, то Pho. Он же утверждает, что между Волгой и Кавказом жили серв (сербой) и хрваты. По Плинию, в I столетии по Р. Х. (информ. Шафарика) по Дону жили serbi (сербы) и ressi (россы, русские). Дополнительно уточним, что на Волге и Дону две тысячи лет назад жили россы и этнографические группы россов – сербы и хорваты. Позднее сербы и хорваты, вытесненные Римом с Балкан и Дуная, вернутся на свою отчину, но и там будут причислять себя к россам и хранить русскую топонимику и гидронимы. О чем скажем ниже.

Норманистская школа историков и «робкие» интернационалисты (читай – глобалисты) всячески замазывали и замазывают историю России. Но русский космос настолько велик, что его невозможно замарать, спрятать. Пройдут дожди, придут новые поколения россов, и все будет отмыто от лжетеорий, все откроется.

К чести отечественных историков, среди них были такие, кто не боялся говорить правду, и при том достиг и званий, и высокого положения. В их числе профессор Егор Иванович Классен (1795–1862), немец по происхождению и славянофил по духу. Е. Классен в числе первых смело и объективно писал о россо-сербах:

«Река Серпа или Сарпа, текущая между Доном и Волгою, и река Морава, у греков Моравиос, по Птолемаю, боковая река Дона, свидетельствуют, что тут действительно жили сербы и моравы». Классен заключает, что сербы – самый близкий русским народ: «Римляне называли сербов Rassiani (рассияне; у нас и теперь «Россия» выговаривается как Рассия; разумеется, что римляне взяли название сербов с выговора, а не с письма), некоторые называют их Ruizi (Руссы), сами они зовут себя Рассане (от Раса или Рса) и Рашане; у них есть и город Раса; жупан сербский носил титул: расский. Иллирийские сербы даже и вышли из галицкой или червонной Руси. Одноплеменность сербов с Руссами свидетельствуется и тем, что сербский язык ближе всех к древнему русскому» (Е. И. Классен. «Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и славяно-руссов до Рюриковского времени в особенности легким очерком истории руссов до Рождества Христова», М., 1854 год).

Как видим, вполне оправданно то, что Волга в древности носила имя, связанное с самоназванием русского народа.

Другой древнегреческий историк Агафемер в 215 г. по Р.Х. еще точнее называет древнее имя Волги – Рос (Rhos).

Nubiens пишет Ross: «reliquorum vero per Asiam fluininum et in diversa maria se emittentium Jaxartes et Oxus, et Rhimnus et Rhos, et Cyrus et Araxes Caspio mari miscentur» (Hudson II. 48). Нубiйскiй географъ: «…Verum influit in illud (sc. Mare Chozar) pars fluminis Ross, Athel vocati» etc. (Geogr. Nubiens. 243).

Читайте также:  Захолустная речонка а речка была славная переливалась солнечной чешуей вода что это метафора

Известный дореволюционный историк С. О. Гедеонов в труде «О варяжском вопросе» справедливо замечает: «От Волги – Рось, до Немана – Рось и до Куршгафской Русны, все пространство земли, занимаемое словено-русскими племенами, покрыто реками, носящими названия Рось, Русь, Роса, Руса».

Дадим еще большую цитату из С. Гедеонова:

1) «На древность существованiя имени Рось для Волги указываетъ и названiе Роксалановъ, т. е. приволжскихъ Алановъ (Schafar. SL. Alt. I. 352 – Abk. D. SL. 107); этому имени Рось отвечаетъ можетъ-быть и названiе Волги у Геродота ‘Оарос (IV. 122, 125), напоминающее венгро-монгольскую форму имени Русь Orosz, Urus (См. Mannert, Geogr. IV. 110. – Muller, Stromsyst. D. Wolga, 84, 103, 104. Klaproth, tabl. Hist. 23–24).

2) Осколъ-Рось (Harbutt. I. 176).

3) Неманъ-Рось. Такъ называется часть этой реки, протекающая Волковскiй поветъ (тамъ же).

4) Неманъ-Русь. Названiе нижняго Немана (праваго рукова его) до самаго устья; иные называютъ его также Рось (тамъ же)[1].

5) Куршигафъ-Русна. «Addo, probabile quoque esse Prussos ab amne Russo nominatos, quasi dicerentur Porussi et Prussi, i. e. accolade Russi fluminis. Est enim in Russia ostium amnis Memelae, quod hodieque Russa vocatur.[2]) Notum insuper est ipsum lacum Curonensem (das Churische naff) olim vocari solitum Rusna, ut disertis verbis habent verba Privilegii Pacis inter Vladislaum jagellonidem Regem Poloniae et Paulum de Rusdorf Magistrum Ordinis Teut. In Cujavia dati» (Hartknoch, Dissert. III. 64).

6) Рось, впадающая въ Наревъ съ праваго берега ниже Остроленки (Narbutt, I. 176).

7) Рось, впадающая въ Szesczup съ леваго берега не далеко отъ Новаго Места (тамъ же).

8) Русь или Руса (Синоп. Роса) въ Новгородской губернiи, впадающая въ озеро (Нест. Шлец. I. 150). По сохранившемуся въ некоторыхъ спискахъ летописи преданiю, Славяне прозвались Русью отъ этой реки. Царевич Iоаннъ передъ службою Св. Антонiю Сiйскому: «Приписано бысть сiе … многогрешнымъ Иваномъ, во второе по первомъ писатели, коле на Августова, отъ племени Варяжскаго, родомъ Русина, близъ восточныя страны, межь пределъ Словеньскихъ и Варяжскихъ и Агаряньскихъ, иже нарицается Русь по реке Русь» (Карамз. IX., прим. 612). Густинскiй летописецъ (с. 236) говоритъ, что имя Русь производятъ «иныи отъ реки глаголемыя Рось».

9) Рось украинская, впадающая в Днепр съ праваго берега, ниже Конева. По этой Рси завелъ Ярославъ поселенiе изъ пленных Ляховъ и ставилъ города (Лавр. 65).

10) Руса, впадающая въ Семь (Кн. больш. черт. 91).

11) Рось, впадающая въ озеро Jeziorozy (Narbutt, I. С.).

12) Эмбахъ-Рось, по Кодину у Шлецера (Нест. II. 328).

Сверхъ того: Роска въ Волыни (см. Карамз. III., прим. 77); Порусье или Порусья, падающая въ Полисть (Кн. б. черт. 182) и множество другихъ»[3].

С. Гедеонов точно отмечает:

«Название Русь, Рось для славянских вод проявляет особое религиозное начало и значение святости». Гедеонов путает росолан с аланами, не указывает, отчего происходит «значение святости», но суть почувствовал правильно и очень точно торил тропу к древнему имени Волга-Рось…

Рек с именем Рась, Рось, Русь… в действительности очень много. Значительное их число отражено в главе «Рось» (кн. «Св. реки России»), но и в те списки можно добавлять и добавлять. Что отчасти сделано и в этой главе (тут это принципиально, отражает древнейшую архаику в культовом месте).

Мы можем вспомнить и восточного писателя (араб.) Аль-Идриси, который называл Волгу именем «Русийа». У него же Волга именуется Poss Athel. И имя это русское. Массуди (около 956 года) в сочинении «Золотые луга» называет Волгу «хазарской рекой», но Черное море зовет Русским морем.

С. А. Гедеонов («Отрывки из исследования о варяжском вопросе», 1862 г.) собрал восточные названия знакомых нам рек: хазары звали Волгу Итиль; монголо-уральские названия рек: Яик – Идель, Дон – Тана-Идель, Кама – Чолпан-Идель, Волга (Рось) – Атель, Етель.

А вот у сербов и хорват за тысячи километров есть не только река Рась (Рось), но и местечко Роса, в Дубровниках упомянута под 867 годом (Раса), в Словенцах – около 838 г. (Roctorf – Ros-dorf).

Если по сербам нет вопросов с определением их национальности, то про окатоличившихся хорватов (чье самоназвание идет от ведического бога Хорс) написано меньше. Потому еще раз укажем, что в Дубровнике, где живут хорваты (Истрия), в Х веке люди в подписях на документах ставят имена Rosso (Росс): Роусин Петровк, Роусин Бельчик и т. д. (В. Ламанский «О славянах в Малой Азии…», СПб, 1859 г., стр. 209–210). И труды академика В. Ламанского ведут нас к древнему имени Волги, к имени Рось.

Сербы – этнографическая группа русского народа. Их прозвание связано с серебром и кузнечно-металлургическим промыслом. Массуди в Х веке пишет о русских мехах и русских серебряных рудниках. В этом нет ничего удивительного. Россы, жившие во Фракии, знали горное дело и до нашей эры, добывали серебро и в начале нашей эры, до вторжения римского цезаря Траяна. В курганах России находят каменные и серебряные наконечники стрел. У академика В. Ламанского видим сравнение: сербы – сребры – серебряные. Вместе с тем у сербов самоназвание, несущее имя отеческой реки Раса. У величайшей реки Европы совсем не случайно русское имя.

А что же до нашей эры известно о Рась (Волге)? Тут сложнее и проще. Нет азиатских орд. Нет столь массированного покушения на русское доминирование на Волге и в Европе в целом. Зато нас отделяет толща времени и масса уничтоженных документов.

Уже писалось об уничтожении ведических рукописей и библиотек греческими попами в России. Норманисты уничтожили не только библиотеку Ивана Грозного, но и архивы выдающихся ученых Михаила Ломоносова и Василия Татищева. В Гранаде епископы сожгли 80000 арабских рукописей. В Чехии иезуит Коняш сжег 60000 чешских рукописей (написанных до 1760 года). Кто сказал, что рукописи не горят?

Сжигали не только ведических звездочетов, но и такого известного ученого-материалиста, как Джордано Бруно.

Когда-то язычники гнобили христиан. С утверждением христианства стали сжигать последователей старой веры. В 1917 году в России победили материалисты-марксисты и с невиданным ожесточением начали уничтожать христианских священников, храмы и книги.

А этому ли учили нас древние провидцы? Нет. Учили творить добро и сохранять народную самобытность.

Из уцелевших древностей мы можем читать и ссылаться на индийские и иранские сборники вед. Старейшие из них написаны на ведическом санскрите (отличающемся от классического санскрита), подчеркнем еще раз, имеют в своих названиях русские имена: Ригведа (т. е. Рига вед, хранилище вед) и Авеста (вести).

Что сказано тут относительно Волги?

В Ригведе, в Х книге, в Гимне рекам не однажды встречаем реку Раса (и у сербов Раса, и у россов – Рась, Рось, Рассея). В Авесте воспевается река Ранха (Рангха, Раха), стекающая с высокой горы. Ее верховья («бреги») бывают схвачены сильными морозами – «бичом этой страны».

Дадим слово специалисту по Индии профессору Н. Р. Гусевой:

«3ороастрийцы в Авесте уподобляют реку Ранху великой богине Aрдви-Суре, т. е. «реке-богине Ардви». Они воспевают ее как Ардви полноводную, широкую и целебную, растящую жито, кормящую стадо и величиною равную «всем водам, вместе взятым». Но все это еще не значит, что слово «Ардви» является гидронимом, т. е. названием реки. Нет, это мифологизированное, небесное ее имя. Это богиня реки, и часто бывает трудно понять в гимнах, о ком из них идет речь. Например: «… течет благая Ардви от своего Творца: прекрасны руки белые в просторных рукавах», или она же: «… в колеснице, узду держа, стремится», и в то же время она стекает с той же горы, что и река Ранха, и имеет тысячу протоков. Ясно, что воспевается один и тот же объект под реальным и небесным именем.

О богине Ардви-Суре говорится, что ей следует приносить обильные жертвы (жертвоприношение, сопровождающее каждое обращение к богам, – это древнейший обычай всех племен арьев), и в Авесте количество приносимых в жертву животных доводится (как и в Ригведе) до небывалых, явно мифологизированных объемов, вроде ста жеребцов, тысячи коров и мириады овец. Но не достигают цели даже такие жертвы, если к Ардви обращаются с просьбой помочь победить арьев, – в этом случае она неизменно отказывает просящему. А значит, рекой-богиней, покровительницей именно арьев считалась Ардви-Ранха-Волга.

Это нельзя не признать бесспорным свидетельством пребывания арийских племен, причем длительного, в Восточной Европе; и именно в приволжских, приуральских землях. О северной природе ясно говорится в гимне Ардви-Суре, в Ригведе, что ей даны четыре жеребца: «Дождь и Ветер, Облако и Град, они постоянно льют влагу… Числом неисчислимым ей сыплют снег и град… Молюсь горе Хукарья, с которой к нам стекает благая Ардви-Сура».

Это все слишком похоже на Волгу, особенно в ее верхнем течении, в «стране морозов». Но известное сомнение здесь может вызывать описание большой высоты горы Хукарья, не сходящееся с Валдайской возвышенностью. Где же эта гора? Так вспомним о том, что до сравнительно недавних пор у нас началом Волги считались реки Кама или Белая. Эту последнюю русские называют и Белой Воложкой, т. е. Белой малой (милой?) Волгой». Эта река действительно берет начало у горы Тиремель, одной из двух высочайших вершин Южного Урала (в Авесте река Ранха стекает с горы ростом в «тысячу мужей»). Значит, и в этом вопросе сомнения в идентичности Ранхи и Волги должны отпасть.

Интересно и то, что Ранха воспевается в Авесте и как прекрасная женщина, одетая в роскошную шубу из шкур 300 бобрих[4].

Во-первых, уже сам факт необходимости надевать меховую шубу резко отодвигает реку-мать от южных стран на север. И, во-вторых, следует вспомнить о том, что бобры не водятся в Иране, и только арьи-андроновцы могли принести сюда и воспоминания о необходимости прибегать зимой к теплой одежде, и память о бобрах, изобильно водившихся во всем водном бассейне Волги.

Собрав все указанные выше данные воедино, мы неизбежно приходим к выводу о неопровержимости и идентификации Ранхи и Волги, а также к подтверждению мысли о том, что ираноязычная ветвь арьев – андроновцы – пришла в южные страны именно из региона Волжско-Уральских земель, где они жили вплоть до конца II – начала I тыс. до н. э.» (Н. Р. Гусева «Русский Север – прародина индо-славов»).

Профессор Н. Гусева в общем идет в правильном направлении и вполне убедительна в части доказательств того, что Волга есть русская река в самой глубочайшей древности. Вместе с тем исследователя смущает, что река Раса (Рась) «всего один раз упомянута» в Ригведе (хотя она там упомянута не однажды), и она сосредоточивается на ирано-арийском варианте названия реки.

Однако в русской традиции обожествляется река. Жертвоприношение рекам осуществляется возлиянием священных напитков, посвященных солнцу. И еще чисто русская традиция (не иранская, не индийская, не германская, не греческая, а чисто русская!) именовать реки именами богов, названиями священных напитков, священных даров, званиями волхвов-чародеев, брахманов (рахманов) и личными именами волхвов, служителей рода и солнца.

Как христиане совершают богомолье по монастырям, так и поклонники ведической веры совершали паломничество по рекам, родникам, истокам и колодезям.

Мы уже отмечали, что древнее название Волги – Раса, Рась, Рось… По сборнику вед Махабхарата известен и священный напиток раса (rasa). Раса – питье, молоко. Раса в современном русском письме – роса. Говорим, произносим «раса», а пишем «роса». Но суть от этого не меняется. То, что в Индии осталось только в «архивах», у русских, как в древности, присутствует в живом языке. Очень показательные и доказательные примеры дают нам слова «рассвет» и «рассол», где присутствует корень «рас(а)», и образ священного напитка и священной реки, посвященной солнцу. Рассвет, рас(а) – свет, то есть проливающийся свет. Рассол есть рас(а) соленая. Образ света, солнца перенесен и на священную реку, и на жертвенный напиток, и на подсоленную воду, где солятся огурцы и другие овощи.

В конечном итоге и Н. Гусева признает: «…в древности и эта река (Волга. – Прим. Бажанова) называлась Rasa (Raha, Ra, Rha), что сохранилось в мифах индо-иранцев». При этом опять сбивается от «росы» в сторону «египетского» Ра.

Уточним: не Ra, а Rasa, Роса или в более позднем звучании – Рась, Рось. Ra (Ра) – это родственное, но несколько иной образ. Рась – священный напиток солнца. Раса – священная река, и раса – священный напиток. В Ригведе Раса называется матерью:

«Да поможет мать, великая Раса, нам…» (РВ, VII, 36-2).

Корень «рас» мы можем найти и в имени священной реки Сарасвати, встречаемой в Ригведе:

«О самая материнская, самая могучая река,

Самая лучшая богиня Сарасвати»

Прочитать составное имя Сарасвати несколько сложнее, но и это имя вполне читаемо, если понимать, что оно также состоит из трех культовых слов, наложенных друг на друга: (с)ар-рас-свати; сар(маты) – рас(а) – свати. Сар – это сарынь (ватага, дети) и сарматы (россы). Рас(а) – река Волга. Свати – родовые связи, сват, свойственник, свет, свят.

У Владимира Даля читаем: «сват, сватья – родители молодых и их родственники»; «в деревнях, где нет особых свах, сват и сватья – крестные родители жениха, или дядя и тетка»; «свойственник, сват, сватья – родня по мужу, по жене»; «свояси, свой дом, своя семья, родина».

И сейчас можно услышать «отправился восвояси», на родину, домой.

В результате имеем вполне очевидное: Сарасвати – Сарматов (ариев) – река Раса – родная (родина); если читать в обратном направлении: Родная Раса сарматов. Есть сокращения, произведенные при наложении ведических слов, но нет никаких искажений. Сарасвати недвусмысленно читается как река ариев, сарматов, солнцепоклонников. Сарматы – это дети Расы, реки Солнца, и реки Самары, Огнебога.

Читайте также:  Приключения по реке нил

Сарасвати в Ригведе названа материнской рекой. Та же ментальность, дух видны и у россов XIX, XX веков, называющих Волгу (Расу) не иначе как Волга-матушка, Волга-кормилица. В Ригведе Сарасвати – священная река ариев, богиня рек, богиня молитв. И это в согласии с ведами и традициями россов, соединявших род с родником, русь с руслом, речь с речкой. Род – русский бог, дух предков. Род под именем Родас, Родаси присутствует в Ригведе:

«Агни – мера и веха жрецов.

Он вошел в оба многообразных мира»

Это так перевели переводчики. В текстах, приближенных к оригиналу, вместо «мера» стоит «rodasi», т. е. родас, род. И одноименный остров в Средиземноморье, в землях фрако-россов нам известен. Раса, Сарасвати – родовые имена родовой реки россов.

Россы, росоланы, сарматы, савроматы, венды – дети Расы, Роси. Некоторое разнозвучие Рась – Рось – Русь нам известно по многим словам и по названию нашей страны: Россия – Расея – Русь. Это связано с разделением русских говоров на «окающие» и «акающие». Остатки этих говоров в русской глубинке и сейчас можно слышать.

Более того, даже название нашей страны отражало вариативность говоров. Так, на монетах, выпущенных во времена Ивана Грозного и Бориса Годунова (клад найден во Владимире), везде значится «Роуси» (Росия и Русь одновременно). На монете видно: «Изр. Великий князь Иван всех Роуси».

То же видим и в Ригведе (РВ, VIII, 20–17):

«Как хотят сыновья Рудры

(Мужи) неба – Асуры, устроители (обряда)

Юноши, так пусть и будет».

В оригинале стоит не Асуры, но asurasya. Имеем слово, образованное наложением двух культовых слов «sura» и «rasya», т. е. «сура» и «расуа» (расия). Оба слова есть в разговорном русском языке, есть в русских гидронимах, в русских именах и фамилиях, в русских обрядовых напитках и являются кондовыми русскими словами. А Расия она и есть Ра(о)ссия.

Именно в России Раса (Волга) и Сура соединяются в один поток. И соединение суры и богатырей автор знает только в русской поэтике, в песне, посвященной новгородцу Садко:

«Удалой молодец был Волгский сур» (А. Попов. «Пиры и братчины». Ж. «Архив историко-юридических сведений, относящихся до России», М., 1954, кн. 2, пол. вторая, стр. 37).

В Ригведе (РВ, V, 62-2) есть выражение «svasarasya ahena», у которого несколько толкований: тучи и дождь, молоко, сома, поэтическая речь. Вместе с тем видим явные корни «ar» и «rasya», ар(ий) и рас(ия), что, очевидно, соединяет ариев и расию в эпоху бронзы и даже ранее.

Подтверждение данному выводу найдем и в другом гимне (РВ, VIII, 97-6), где видим слово-образ «arusam (арусам)», что составлено наложением двух слов «ар(ий)» и «рус(а)». Имеем арий русский, ариев рус(а).

Переводчики подают слово «арусам», как «рыжий». Рыжий, русый цвет волос, который прямо ассоциируется с русскими. Мы уже упоминали выше, что РВ называет asurasya детьми Рудры. Дети Рудры (рудый в русском языке рыжий) есть расы, росы, что соответствует выводам автора.

Однако в оригинале имеем не рудого, а арусам, т. е. руса. И такие урочища, города в Румынии (бывшей Фракии) и в Новгородской области имеем. Чтобы отбросить всякие сомнения, заметим, что Старая Руса стоит на слиянии рек Полисть и Порусья. Руса и По(русья) ведут нас на Русь и никак не к иранцам, не к немцам, не к индусам. Все истоки тут исключительно русские.

Раса, Рась, Расея, Рось, Русь – этапы истории великой страны.

Однако отметим, что раса – напиток, приготовляемый с добавлением молока или его растительных «заменителей». То есть река Раса – есть река Млечная, река Белая.

Впору опять вспоминать русские сказки с элементами древнейшей архаики, где говорится о молочных реках с кисельными берегами.

Рась-Волга – есть Млечная река и «всем рекам река». Волхвы-рахманы («поученные») были звездочетами, астрономами. И можно с уверенностью сказать, что из числа их образов многие сохранились до наших дней. Например, крупнейшее созвездие в виде «звездной дороги» в России зовется Млечный путь, или Река вечности.

Итак, имеем небесную Реку вечности – Млечный путь, а ниже земную Млечную реку, Рась-Волгу. Тут все символично, все закономерно и, по воззрениям волхвов, все оправданно. Подтверждение тому найдем в главе «Див и Дивичьи горы».

Главная Рась-Рось – это Волга. Священная река, несущая «млеко» богам и народу. В священную реку изливали священный напиток «раса», «рось». Богам предназначалось течение реки Рась (Волга).

В ночь перед днем солнцеворота (24 июня), на Ивана Купалу (в христианские времена – Иоанна Предтечу), россы отмечали праздник Росы, ходили «на расу», «на росу». Росой обтирались, росу собирали платками для приготовления ритуальных блюд. Роса по народным поверьям есть Небесное млеко. Потому Рось и роса одного корня, по сути, одноименны.

Раса-Волга имеет не только мистическое, но и физическое воплощение образа Молочной реки. Причем наблюдается это в культовые числа.

Летом Волга под солнцем и в пасмурь имеет оттенки от голубого до синего. Поздней осенью волжские воды темные, свинцового цвета.

Но в священное время священная река приобретает молочный, белесый цвет. Среди культовых дней ведической веры у солнцепоклонников декабрьские дни солнцеворота – начало роста светового дня. В это время, если нет льда, Раса-Волга нередко приобретает белый, молочный цвет. Этот момент не каждый год удается поймать. Но когда все сходится, то вид Волги поражает своей необычностью.

Вот и 21 декабря 2008 года и последующие дни перед ледоставом Волга была «молочной». Ясно, солнечно и морозно. Уже плывут первые редкие льдины. Ближе к полудню, когда зимнее солнце невысоко поднималось над восточным берегом, волжские воды имели белый цвет, местами (где края льдин) поднимался легкий пар, но видимость с возвышенности у Барбошиной поляны на расстоянии 2–3 километра ясная. Деревья и кустарники на противоположном правом, западном, берегу – заиндевелые. Далее перспектива закрыта светлой дымкой.

Молочная Раса-Волга в «хрустальных» берегах – зрелище, достойное кисти Айвазовского. Есть ли в этом что-то мистическое или просто явление природы? Как бы то ни было, но Млечная река в сочетании с явлением Народившегося солнца Правды не могли не производить впечатление на волхвов, да и на всех очевидцев, в каком бы тысячелетии они ни жили.

Малые реки и озера давно подо льдом, а на Волге у Самарской луки происходили явления, давшие толчок поэтам и сказителям вед.

И летом над Волгой бывают удивительные атмосферные явления. Случается, кругом ясно, а над Волгой, над петлей вдоль Самарской луки – такая же атмосферная река из белых облаков. Длинная узкая лента над Волгой, а кругом солнце. Еще одна небесная Раса. Может быть, и это явление можно толковать с помощью метеорологических законов, но вот в других местах нами такого не наблюдалось. Конечно, и такие явления способствовали обожествлению Расы-Роси-Волги и Самарской луки.

Солнцу приносили жертвы «конями», «коровами»… В действительности жертвы приносили главным образом с помощью символов, потоков священных рек. И такие символы мы увидим в бассейне реки Самары. И размах деятельности «молодцев поученных» впечатляет. Тут задержимся.

Ряд исследователей (в т. ч. и Н. Гусева) повторяют друг за другом, что Волга-де от слова «влега» (влага). Тут ошибка. Категорически не согласимся с таким утверждением.

Священная река не может носить имя безликой влаги. В конце первого тысячелетия, когда княжеские дружины зачастую силовым порядком крестили русские селения, наметилось усиление союза волхвов и скоморохов, волхвов и вольных воинских братств. И не случайно в архаичных былинах почти все русские богатыри имеют свойства волхвов (превращение в зверей, птиц, муравьев…). Богатырь Вольга часто именуется Волхом Всеславичем.

Происхождению имени Волга посвятил достаточно обширную главу в кн. «Священные реки России» и не вижу смысла повторяться. Пальма первенства по поименованию Волги, конечно, у воинских братств.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

III.Раса и нация

III.Раса и нация Уже во введении к своей книге «Рим и Иерусалим» Гесс с воодушевлением цитирует Греца. Сочинение еврейского историка (а именно пятый том) объяснило ему, что даже после эпохи Талмуда еврейская история «все еще имеет национальный характер; это не только

VIII. РАСА И МИФ.

VIII. РАСА И МИФ. 1Евреи нашего времени делятся на две главные категории: сефарды и ашкенази.Сефардами называют потомков евреев, живших в Испании («сефарад» по-древнееврейски) с античных времен до конца XV в., когда они, будучи изгнанными, расселились по странам

Раса чудотворцев

Раса чудотворцев Четвертой отличительной особенностью людена станут его сверхспособности.Уже сейчас примерно 5-7 процентов сапиенсов обладают тем или иным необычным даром. Одни считают быстрее компьютера. Другие знают десятки иностранных языков. Кто-то обладает

Раса Героев

Раса Героев В «Трудах и днях», поэме, написанной в VII веке до н. э., Гесиод рассматривает пять человеческих рас, созданных бессмертными богами одна за другой: золотую, серебряную, медную, расу Героев и железную. Смена их показывала постоянное убывание жизненных сил и

12.1. «Раса господ»

12.1. «Раса господ» Адольф Гитлер не считал немцев народом, соответствующим арийскому идеалу. В принципе его можно понять. Фюреру нацистов достаточно было посмотреть в зеркало и увидеть там, что среднестатистический немецкоговорящий буржуа совсем не похож на любой из

Универсальная раса.

Универсальная раса. В процессе эволюции человека сформировались 3 основные расы: чёрная – негроидная, белая – кавказская и жёлтая – тихоокеанская. Две расы белую и чёрную сформировали люди, проживающие в Европе и Африке, которые вследствие работы «ледовых часов»

Раса Хорошо известно, что ключевым элементом гитлеровской доктрины является понятие расы. Подобно концепции жизненного пространства, оно базируется на «научных знаниях», распространенных в то время. Как всегда, из всего прочитанного и услышанного в ходе всевозможных

Арийская раса

Арийская раса Псевдонаучный термин, выдвинутый в середине XIX века авторами реакционных расовых теорий. Ложность термина заключается в смешении понятий языковой и расовой классификации. В языкознании арийскими называли индоиранские языки. Но их носители не обладают

4.1. Государство и раса

4.1. Государство и раса Воинствующий расизм, ксенофобия и русофобия рассматривались идеологами СНПУ в качестве основы украинской государственности.«Сегодня нам нужно не получение, а утверждение украинского государства. Сегодня националисты должны дать ответ на вопрос:

Раса У древних россо-ариев было две особо почитаемые реки – Самара и Раса (Волга). Это самые священные реки древнего мира. Культ обожествления родников, источников и рек родился среди россов, развился среди россов и отчасти перешел к индийцам и иранцам вместе с ведами. Но

Раса-Роса

Раса-Роса К числу священных напитков древних россов можно отнести и напиток раса, неоднократно встречаемый в Ригведе под именем священной реки Раса. Индологи считают, что на санскрите «раса» означает молоко, небесное молоко. В живом разговорном русском языке «раса», а в

Источник



Температура воды в реке Рось

Белая Церковь, Украина

Текущая температура воды в реке Рось. Исторические и статистические данные. Прогноз изменения температуры воды в реке Рось.

Текущая температура воды в реке Рось

В данный момент на пляжах в реке Рось температура воды в целом находится в зоне дискомфорта. Купание в такой воде не доставит удовольствия.

Рось: страны

Мы измеряем и показываем температуру в следующих странах и регионах, имеющих отношение к этому морю:

Самые популярные курорты в реке Рось за последнюю неделю

Рось: информация о температуре воды

На комфортность купания, помимо температуры воды, также влияет температура воздуха, ветер или осадки. Всю эту информацию вы можете посмотреть на странице каждого курорта. Для этого можно воспользоваться поиском или просмотреть все курорты в регионе, стране, области или на побережье конкретного региона.

Белая Церковь, Украина

Самая теплая вода в реке Рось сегодня зафиксирована в Белой Церкове. Температура воды в этом населенном пункте составляет 13.2°C. А самая холодная в Богуславе, ее величина 12.3°C.

Температура воды в реке Рось выросла как за последнюю неделю, так и за месяц. Общую тенденцию можно посмотреть на графике. Он показывает изменение средней температуры воды, расчитанной по более чем 60-ти точкам в реке Рось за последние два месяца.

Характерными являются показатели изменения значений температуры воды в течение года. Для двух наиболее популярных для купания населенных пунктах в реке Рось годовые графики имеют такой вид:

Рось: общая информация

Богуслав, Украина

Рось — река на территории Украины, правый приток Днепра.

Исток реки находится возле села Ордынцы Погребищенского района Винницкой области. Длина — 346 км, площадь бассейна — 12 575 км², средний расход воды в низовьях 22,5 м³/с.

Ниже приведена информация о текущей температуре воды, существующей тенденции ее изменения, информация о погоде в выборочных локациях в реке Рось.

Место Вода Воздух
Белая Церковь 13.2°C 16.2°C
Богуслав 12.3°C 16.7°C

Соседние моря, озера и реки

Барнаул, Россия

  • Стугна
  • Уманка
  • Тетерев
  • Остер
  • Десна
  • Ингул
  • Рудка
  • Днестр
  • Хорол
  • Ингулец
  • Ворскла
  • Южный буг
  • Псел
  • Днепр
  • Самара
  • Северский Донец
  • Латорица
  • Уж
  • Кальмиус
  • Угра
  • Воронеж
  • Протва
  • Дон
  • Москва
  • Кубань
  • Дунай
  • Хопер
  • Волхов
  • Клязьма
  • Сура
  • Шексна
  • Ока
  • Вологда
  • Сухона
  • Кубена
  • Волга
  • Вятка
  • Кама
  • Северная Двина
  • Урал
  • Вычегда
  • Сылва

Узнайте температуру морской воды более чем в 12000 городах и курортах по всему миру. Значения температуры поверхности воды доступны в режиме реального времени. Есть прогноз изменения температуры воды на ближайшие дни, а также доступны исторические данные о температуре поверхности моря за все дни последних лет.

Мы используем данные из различных источников, включая Национальные центры экологической информации (NOAA), метеорологические службы разных стран, данные, полученные с более чем тысячи буев по всему миру, спутниковые системы для сканирования поверхности океанов и морей.

Все поддерживаемые языки:
Самые точные и полные данные о температуре морей и океанов в Интернете
2021 — 2013 © seatemperature.ru

Мы используем файлы cookie, чтобы лучше представить наш сайт. Продолжая использовать наш веб-сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie.

Читайте также:  Река великая базы отдыха

Источник

Великая Раса

Игорь Бабанов Великая Раса
Как известно, великая река нашей Родины Волга вплоть до 2 века н.э. носила имя, под которым ее знала священная книга древних иранцев Авеста — Ранха или Ра. Но Ранха Авесты аналогична реке Ганге Ригведы и Махабхараты, именно на ее берегах жили древние арьи, предки современных индийцев и иранцев. «Через ряд столетий пронесли арии память о своей прародине и о ее великой реке Волге. Ведическое Rasa, авестийское Ranha. название мифической реки, которая «опоясывает землю». », — пишет В.И. Абаев.
Так что же за люди, какие народы населяли в то далекое время Центральную Россию?
Светлана Жарникова. Веда — значит Знание. — Золотая нить. Вологда: Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации, 2003. 221с., илл
https://vk.com/doc399489626_491667727

РигВеда I, 112. К Ашвинам

Размер — джагати, стихи 24, 25 — триштубх.
В гимне упомянуты многочисленные мифы о спасении Ашвинами того или иного лица. Эти мифы не раскрыты ни здесь, ни где-либо еще в РВ, и поэтому нередко известно только имя спасенного, а все обстоятельства остаются темными.
12a…Раса (rasa) — Nom. pr. Небесного потока, текущего вокруг земли и воздуха; nom. pr. Реки
1b…котелок с молоком (gharma-) — который раскаляют на огне жертвенного костра; напиток, предназначаемый прежде всего для Ашвинов…чтобы (Ашвины) спешили в путь
4b Двиматар (dvimatar- букв, имеющий двух матерей»). — Здесь Nom.pr. некоего человека, подопечного Ашвинов; обычно эпитет бога огня Агни
4c Триманту (trimantu- букв, «имеющий троякий совет»). — Nom. pr. Некоего человека, подопечного Ашвинов
7c Пришнигу (prcnigu- букв, «имеющий пеструю корову»). — Nom. рг. человека,подопечного Ашвинов
9b Васиштха (vasistha- букв, «лучший», «самый светлый»). — Nom. рr. знаменитого риши древности, который помог царю Судасу в битве десяти царей (VII, 18), пользовался одно время особым благоволением бога Варуны, а затем прогневал его. Певцам из рода Васиштхи приписывается авторство мандалы VII
9с…Нарья (naryа- букв, «мужественный», «человек»). — Nom. рr. некоего человека, подопечного Ашвинов
12с Тришока tricoka — букв. обладающий трояким светом. Nom. pr. певца, подопечного Ашвинов…рыжих коров usriya — или утренние зори

1 Я призываю Небо-и-Землю для первого напоминания,
(Я призываю) Агни (сделать) котелок с молоком сверкающим, чтобы (Ашвины) спешили в путь.
Какими (силами) вы вызываете в состязании решающий бросок к победе,
С этими самыми поддержками приходите сюда, о Ашвины!

2 Ваши неиссякающие (подарки) для раздачи, чье бремя легко,
Взошли на колесницу, как на речистого (находят мысли), чтобы придумывать гимн.
Какими (силами) вы помогаете поэтическим мыслям спешить к обряду,
С этими самыми поддержками приходите сюда, о Ашвины!

3 При осуществлении божественного (промысла) вы правите
Этими племенами благодаря напитку бессмертия.
Какими (силами) вы вызвали прилив молока у яловой коровы, о мужи,
С этими самыми поддержками приходите сюда, о Ашвины!

4 Какими (силами) Париджман выделяется благодаря обилию потомства
(И) Двиматар, победоносный в состязаниях,
Какими — Триманту стал ясновидящим,
С этими самыми поддержками приходите сюда, о Ашвины!

5 Какими (силами) Ребху, скрытого (и) связанного из вод
Вы извлекли (и) Вандану, чтоб они видели солнце,
Какими — Канве, желающему достигнуть цели, вы помогли,
С этими самыми поддержками приходите сюда, о Ашвины!

6 Какими (силами) Антаку, томящегося в пропасти,
Какими непоколебимыми (поддержками) вы вернули к жизни Бхуджью,
Какими — вы возвращаете к жизни Каркандху и Вайю,
С этими самыми поддержками приходите сюда, о Ашвины!

7 Какими (силами) (вы сделали) Шучанти завоевателем богатства, (человеком) с хорошей свитой,
(И) для Атри (сделали) раскаленный котелок с молоком благословенным,
Какими — вы помогли Пришнигу, Пурукутсе,
С этими самыми поддержками приходите сюда, о Ашвины!

8 Какими силами (вы,) два быка, (приходите на помощь) отверженному,
Слепого (и) хромого делаете способным видеть (и) ходить,
Какими — освободили проглоченную перепелку,
С этими самыми поддержками приходите сюда, о Ашвины!

9 Какими (силами вы сделали) реку медовой, неиссякающей,
Какими, о двое нестареющих, вы оживили Васиштху,
Какими — помогли Кутсе, Шрутарье, Нарье,
С этими самыми поддержками приходите сюда, о Ашвины!

10 Какими (силами) Вишпалу, не могущую двигаться (?), (сделали) завоевывающей награду,
Оживили в состязании, где ставка тысяча,
Какими — помогли Ваше Ашвье, певцу (?),
С этими самыми поддержками приходите сюда, о Ашвины!

11 Какими (силами), о вы двое с прекрасными дарами, для купца Диргхашраваса,
Сына Ушидж, бочка сочилась медом,
Какими — вы помогли восхвалителю Какшиванту,
С этими самыми поддержками приходите сюда, о Ашвины!

12 Какими (силами) вы наполнили Расу водой стремнины,
Какими — бесконной колеснице помогли победить,
Какими — Тришока выгнал рыжих коров,
С этими самыми поддержками приходите сюда, о Ашвины!

13 Какими (силами) вы объезжаете солнце вдалеке,
Помогли Мандхатару во владении землей,
Какими — вы поддержали вдохновенного Бхарадваджу,
С этими самыми поддержками приходите сюда, о Ашвины!

14 Какими (силами) великого Атитхигву, Кашоджу,
Диводасу вы поддержали в убийстве Шамбары,
Какими вы поддержали Трасадасью при проламывании крепостей,
С этими самыми поддержками приходите сюда, о Ашвины!

15 Какими (силами) — Вамру, выпивающего (сому), Упастуту,
Какими — вы награждаете Кали, нашедшего жену,
Какими — вы поддержали Вьяшву и Притхи,
С этими самыми поддержками приходите сюда, о Ашвины!

16 Какими (силами) — для Шаю, какими — для Атри,
Какими — некогда для Ману вы искали путь,
Какими — для Сьюмарашми вы прогнали (стрелы) Шары,
С этими самыми поддержками приходите сюда, о Ашвины!

17 Какими (силами) Патхарван благодаря величине живота
Засверкал, как костер, сложенный и зажженный на дороге,
Какими вы поддержали Шарьяту (в борьбе) за великую награду,
С этими самыми поддержками приходите сюда, о Ашвины!

18 Какими (силами), о Ангирас, вы радуетесь духом,
Идете вперед в пещеру, где море коров,
Какими — вы поддержали пищей храброго Ману,
С этими самыми поддержками приходите сюда, о Ашвины!

19 Какими (силами) вы привели жен для Вимады,
Или же какими — вы подарили рыжих (коров),
Какими — Судасу принесли благоволение богов,
С этими самыми поддержками приходите сюда, о Ашвины!

20 Какими (силами) вы бываете благословенными для почитающего (вас),
Какими — вы помогаете Бхуджью, какими — Адхригу,
Омьявати, Субхаре, Ритастубху,
С этими самыми поддержками приходите сюда, о Ашвины!

21 Какими (силами) вы награждаете Кришану при выпускании стрелы,
Какими — помогли на ристалище скакуну юноши,
Когда приносите мед, приятный пчелам,
С этими самыми поддержками приходите сюда, о Ашвины!

22 Какими (силами) мужа, сражающегося за коров в битве мужей,
Вы оживили при завоевании земли, потомства,
Какими — вы помогли колеснице, какими — коням,
С этими самыми поддержками приходите сюда, о Ашвины!

23 Какими (силами), о двое стоумных, вы Кутсу, сына Арджуны,
Турвити и Дабхити мощно поддержали,
Какими поддержали Дхвасанти, Пурушанти,
С этими самыми поддержками приходите сюда, о Ашвины!

24 О Ашвины, нашу речь сделайте приносящей вознаграждение,
Наше произведение, о пара удивительных быков!
Когда нет (счастливой) игры, вас двоих мы призываем на помощь.
Будьте нам на благо при завоевании добычи!

25 Днями и ночами охраняйте нас со всех сторон,
О Ашвины, нерушимым счастьем!
Пусть это нам щедро даруют Митра, Варуна,
Адити, Синдху, Земля и Небо!

РигВеда IV, 43. К Ашвинам

Авторы — по анукрамани, Пурумилха и Аджамилха, сыновья Сухотры (Purumilha Sauhotra, Ajamilha Sauhotra). Размер — триштубх
2c-d Какую колесницу…выбрала дочь Сурьи? — Из ведийской мифологии известно, что дочь бога солнца взошла на колесницу Ашвинов и стала их женой (см. X, 25)
5c Медом кропят…медовый напиток…любители меда madhva madhvi madhu vam prusayan — Звукопись. Обыгрывается madhu — мед, понятие тесно связанное с Ашвинами
6 Синдху…полили…ваших коней — Речь идет здесь, как полагает Гельднер, о состязании за право на дочь Солнца. Реки оросили своей влагой коней Ашвинов, им легче стало переносить солнечный зной, и они выиграли состязание. Раса — см. примеч. I, 112, 12 (Раса (rasa) — Nom. pr. Небесного потока, текущего вокруг земли и воздуха; nom. pr. реки). Саяна принимает здесь форму rasaya за имя нарицательное (смочили влагой)
6d Алые птицы vayo rusasah

1 Кто же услышит? Который из достойных жертв?
Какой бог насладится хвалой?
К сердцу кого из бессмертных сможем мы прикрепить
Эту божественную самую приятную хвалебную речь, сопровождаемую прекрасной жертвой?

2 Кто смилостивится? Кто придет скорее?
Который из богов самый благожелательный?
Какую колесницу называют быстрой, с мчащимися конями,
Которую выбрала дочь Сурьи?

3 Ведь вы мгновенно приезжаете в такие дни, как эти,
Подобно Индре, на помощь в решающую минуту,
Рожденные с неба небесные птицы.
Благодаря какой из сил вы бываете самыми сильными?

4 Какое будет у вас настроение? В каком (настроении)
О Ашвины, вы приедете к нам, призываемые?
Кто из вас двоих в грозный час (спасет) даже от великой беды?
Выручите нас, о любители меда, о удивительные, (своими) поддержками!

5 Далеко охватывает небо ваша колесница,
Когда приезжает с вами из моря.
Медом кропят они для вас медовый напиток, о любители меда,
Когда готовят вам вареные кушанья.

6 Синдху вместе с Расой полили (водой) ваших коней.
Алые птицы избежали зноя.
Прекрасно выглядела эта ваша поездка,
Благодаря которой вы стали мужьями Сурьи.

7 Раз я одинаково насытил вас здесь и там,
(Да будет) нам это благоволение, о богатые наградами!
Спасите же певца вы оба!
Направлено (это) желание, о Насатьи, на вас двоих.

РигВеда V, 41. Ко Всем-Богам

Тема — Все-Боги. Автор Атри Бхаума (Atri Bhauma — метронимическое имя). Размер — триштубх, стихи 16, 17 — атиджагати, стих 20 — экапада-вирадж.
11 b . Бхаге — (богу) богатства (rауe . bhagaya). — Аттракция дат. падежа.
15с Раса — См. примеч. к I, 112, 12.
19b Урваши (urvaсi — букв, «сильное желание’)- — Nom. рг. водяной нимфы — апсарас

1 Какой теперь у вас, о Митра-Варуна, благочестивый (человек)
(Намечен) для дара высокого неба или земного,
Или на сидении закона? — Защитите нас! —
Или тому, кто приносит жертву, (дайте) награды, (какие бывают) у завоевателя скота!

2 Пусть эти (боги) Митра, Варуна, Арьяман, Аю,
Индра, Рибхукшан, Маруты наслаждаются у нас
Или (у тех,) которые под поклонения создают
Хвалу Рудре щедрому, (они,) единодушные!

3 Вас двоих я призываю, о Ашвины, едущих быстрее всех
В полете ветра, в изобилии (всего) на колеснице.
Или же Асуре неба принесите
Молитву, как соки сомы — жаждущему жертвы!

4 Отправились небесный покоритель, чей хотар Канва,
Трита с неба, единодушный (с богами), Вата, Агни,
Пушан, Бхага со всеми усладами на принесение (жертв),
Словно обладатели самых быстрых коней — на ристалище.

5 Принесите ваше богатство, состоящее из запряженных коней!
Да будет поддержкой (моя) поэтическая мысль в поисках богатства!
Хотар семьи Ушиджей очень благоприятен в (своих) действиях,
Которые также и ваши, о Маруты из быстрых!

6 Расположите к себе Ваю, запряженного в колесницу,
Рас(положите) с помощью песен вдохновенного бога, вызывающего удивление, —
(Вы,) стремящиеся получить вознаграждения, поддерживающие закон!
Благие жены богов пусть наделят здесь (вдохновением) нашу поэтическую мысль!

7 Я хочу подойти к вам с гимнами, достойными хвалы,
(Своими) примечательными песнями (хочу) про(славить) двух юниц неба.
Ушас и Ночь, как две ведуньи, (знающие) всё,
Пусть привезут жертву для смертного!

8 Я воспеваю для вас мужей, дающих процветание,
Вастошпати, Тваштара, принося (жертву) —
Согласна Дхишана, делающая богатым —
С поклонениями (я воспеваю) лесные деревья, растения в поисках богатства.

9 Да будут горы (благоприятны) для укоренения нашего потомства,
(Те,) что легко доступны, словно добрые мужи!
Да будет восхваляем всегда у нас Аптья, достойный жертв!
Да усилит он. мужественный, нашу речь, отдавая (ей) предпочтение!

10 Я прославил зародыш земного быка,
(Как) Трита-Апам Напата, прекрасным гимном.
Прославляется Агни в песнях, как (конь), чтобы мчался (на состязаниях).
Пламенновласый уничтожает деревья.

11 Как обратиться к толпе Рудр?
Что (сказать) Бхаге-(богу) богатства, понимающему (в этом)?
Воды, а также растения да помогут нам,
Небо, деревья, горы с волосами-деревьями!

12 Да услышит наши песни повелитель сил,
Тот, (что) стремительнее облака, деятельный, мчащийся вокруг (света)!
Да услышат нас воды, подобные сверкающим крепостям,
Жертвенные ложки (для сомы, текущего) кругом из-под мощного камня для выжимания!

13 В самом деле я знаю, о могучие, каковы ваши обычаи.
Мы скажем (об этом), о удивительные, принося (вам) избранную (жертву).
Очень сильные птицы, они прилетают вниз
К смертному, пораженному ударом, смертельным оружием.

14 Небесные и земные роды и вoды
Я хочу призвать для очень щедрого (покровителя).
Пусть растут небеса, горы со сверкающими вершинами!
Пусть растут от воды покоренные потоки!

15 Пусть шаг за шагом складывается моя старость —
(Сделает ли это) могучая Варутри или (это произойдет) с помощью защитников!
Да поможет мать, великая Раса, нам вместе с
Покровителями (жертвы), (она) с праведной рукой, праведная (сама).

16 Как почитать нам с поклонением обладающих прекрасными дарами
Марутов, спешащих прибыть на зов,
Прославленных Марутов, (спешащих) на зов?
Да не нашлет беду на нас Ахи Будхнья!
Да будет он нам заступником!

17 Вот так ради потомства, состоящего (также и) из скота,
О боги, вас покоряет смертный,
О боги, покоряет вас смертный.
Сок этого тела (сделайте) здесь благоприятным!
Пусть Небытие проглотит только мою старость!

18 Этой вашей, о боги, милости, приносящей силу,
Жертвенной услады пусть достигнем мы, о благие, благодаря наставлению коровы.
Пусть эта обладающая прекрасными дарами милостивая богиня
Бегом прибежит навстречу для (нашей) удачи!

19 Ида, мать стада, или Урваши
Вместе с реками пусть нас поддержат, воспевая,
Или же Урваши с высокого неба, воспевая,
Скрывающаяся (мать) жертвоприношения у Аю!

20 Да поможет нам (мать) процветания Урджавьи!

Источник

Adblock
detector