Меню

В защиту озера байкала

Чем новый проект Минприроды грозит Байкалу

Минприроды опубликовало проект нового перечня видов деятельности, запрещённых в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Это один из самых опасных для экосистемы Байкала документов последнего времени.

Разберу по пунктам, чем так уж плох этот проект. Пожалуйста, заварите себе чаю, сделайте кофе или разведите в кружке варенье — это долгий разговор.

Перечень « запрещённого» во многих случаях не будет действовать

Согласно 2-му пункту нового документа, этот самый перечень не распространяется на инвестиционные проекты, реализуемые на основании актов федерального правительства, указов, распоряжений, поручений президента России.

Таким образом, в центральной экологической зоне Байкальской природной территории можно реализовать любой инвестпроект, если он разрабатывается на основании постановлений или распоряжений правительства либо указов, распоряжений и даже поручений Владимира Путина.

Что такое распоряжение правительства? Разберём на примере того же Байкала. Вот, например, распоряжение правительства о внесении изменений в распределение объёмов субсидий на модернизацию и строительство очистных сооружений для очистки загрязнённых сточных вод, поступающих в озеро Байкал и другие водные объекты Байкальской природной территории, укрепление берегов озера Байкал, совершенствование и развитие объектов инфраструктуры, необходимых для сохранения уникальной экосистемы озера Байкал на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Чисто хозяйственное решение, в данном случае правильное. Однако, если новый перечень будет принят, таким распоряжением фактически можно будет разрешить строить на Байкале любой объект, хоть целлюлозно-бумажный комбинат, хоть атомную станцию. Или разрабатывать то же Холодненское месторождение полиметаллических руд, отмены лицензии на разработку которого удалось добиться именно благодаря тому, что эта деятельность запрещена в центральной экологической зоне озера.

А статус поручения ещё ниже.

Например, глава какого-нибудь из байкальских регионов может написать президенту, что есть инвесторы для производства, например, бумаги на Байкале, и президент поручит правительству рассмотреть это предложение. И формально это будет являться поручением. Вот и всё: стройте завод, рубите лес.

Помимо этого, 2-й пункт нового перечня прямо противоречит федеральному закону «Об охране озера Байкал». Статья №5 этого закона говорит:

«В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами:
— приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны;
— сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития».

Смотрим 6-ю статью того же федерального закона об охране озера:

«На Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал».

Перечень видов деятельности, запрещённых в центральной экологической зоне, утверждает федеральное правительство. То есть если какие-то виды деятельности запрещены перечнем, вести их на Байкале нельзя. И никаких исключений закон не делает. Новый же документ говорит, что если правительство или президент одобрят, то — пожалуйста.

Стоит помнить, что принятый Государственной думой 15 июля 2020 года федеральный закон разрешает до конца 2024 года не проводить экологическую экспертизу инвестиционных проектов, предусматривающих возведение объектов капитального строительства для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

А это значит, что расширение железной дороги и строительство инфраструктуры к ней на берегах озера не только не могут быть запрещены в центральной экологической зоне Байкальской природной территории (а новый перечень такое разрешает), но и не будут проходить предварительной оценки на предмет их экологической безопасности. Из-за этого могут повториться аварии и катастрофы, аналогичные по своему масштабу Норильской.

Принятие нового перечня в текущей редакции приведёт к существенному нарушению уникальной экосистемы озера Байкал, ухудшению ее природоохранного, рекреационного, водорегулирующего потенциала, что, безусловно, отрицательно скажется на качестве жизни людей, как проживающих на прилегающих к озеру территориях Иркутской области и Республики Бурятия, так и приезжающих на Байкал со всей территории страны.

21 июля 2020 года Владимир Путин подписал указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Одним из показателей, характеризующих достижение национальных целей России к 2030 году , является экологическое оздоровление озера Байкал. Поэтому предложение Минприроды законодательно закрепить возможность строительства на Байкале практически любого объекта плохо стыкуется с необходимостью выполнения этих задач.

Нельзя забывать и про то, что озеро Байкал является объектом всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Его включили в список при условии, что будет принят специальный закон об охране озера.

Именно так появился федеральный закон об охране Байкала, который устанавливает необходимость специальных ограничений (перечень запрещенных видов деятельности) в центральной экологической зоне, границы которой совпадают с границами объекта всемирного наследия.

Новый перечень не только не следует нормам федерального закона о Байкале, он ещё и противоречит сам себе. Его принятие станет грубым нарушением международных договорённостей России и повлечёт за собой перевод объекта ЮНЕСКО «Озеро Байкал» в позорный для любой цивилизованной страны список всемирного наследия, находящегося под угрозой.

Проект ссылается на нормы, которые подлежат отмене

Новый перечень содержит большое количество отсылочных норм — он опирается на нормы других нормативных правовых актов — в отличие от действующего перечня: там-то были прописаны конкретные виды деятельности.

Например, согласно 11 пункту запрещается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определённых в соответствии с Критериями отнесения объектов к I, II, III и IV категории опасности, утвержденными постановлением правительства № 1029 в 2015 году . Столь запутанная схема норм крайне затрудняет их применение людьми, не имеющими специального юридического образования.

Но самое «замечательное» в том, что постановление Правительства № 1029, на которое ссылается новый перечень, подлежит отмене с 1 января 2021 года в рамках того же механизма «регуляторной гильотины», отменяющего и действующий байкальский перечень.

То есть новый перечень запрещённой на Байкале деятельности, который вступит в силу с 1 января 2021 года, ссылается на постановление, которое с 1 января будет отменено.

А до тех пор, пока новое постановление о критериях не принято, невозможно точно сказать, какие объекты будут отнесены к I, II, III и IV категории опасности, а значит тут явно имеет место неопределенность правовой нормы.

Согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, к коррупциогенным факторам относится наличие бланкетных и отсылочных норм. Проект нового байкальского перечня именно их и содержит.

Запрет на строительство очистных сооружений

Согласно упомянутому постановлению 1029, ко II категории опасности относится деятельность по сбору и обработке сточных вод, а именно — строительство канализации. Все остальные очистные сооружения должны относиться к III категории. Таким образом по новому перечню их установка в центральной экологической зоне будет запрещена.

Речь идёт обо всех очистных сооружениях, которые должны быть построены в населённых пунктах и на туристических базах по берегам Байкала. И раз строительство очистных сооружений будет запрещено, в Байкал и дальше будут поступать неочищенные стоки, что приведёт к ещё большему загрязнению озера и разрастанию зловредной водоросли спирогиры. Воздействие на экосистему Байкала возрастёт.

Во-первых, что это вообще такое, «санитарно-оздоровительное»? Но пойдём по порядку с самого начала по 3-му пункту проекта. В нём запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, а в кедровых лесах — всех видов рубок, за исключением предусмотренных пунктом 4 настоящего перечня.

Из текста пункта не ясно, относятся ли слова «за исключением предусмотренных пунктом 4 настоящего Перечня» ко всему пункту или только к кедровым лесам.

4-й пункт перечня запрещает санитарно-оздоровительные рубки погибших и повреждённых лесных насаждений, за исключением указанных рубок при введённом режиме чрезвычайной ситуации федерального и регионального характера, связанной с распространением вредителей леса, и (или) за пределами границ зоны чрезвычайной ситуации федерального и регионального характера.

При этом в действующем законодательстве отсутствует понятие «санитарно-оздоровительные рубки». Есть понятие «санитарные рубки», которые бывают как выборочные, так и сплошные, и «санитарно-оздоровительные мероприятия», в число которых входят и сплошные, и выборочные санитарные рубки, а также рубка аварийных деревьев и уборка захламлённости согласно Лесному кодексу и Правилам осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов.

То есть, исходя из текста этих двух пунктов нового байкальского перечня, в случае введения режима чрезвычайной ситуации, связанной с вредителями леса (такого ещё никто никогда не вводил), в том числе регионального характера, в кедровых лесах — а возможно и не только в них — может быть разрешено проведение как выборочных рубок, так и сплошных санитарных рубок, причем не только погибших, но и повреждённых (то есть живых) деревьев.

Режим ЧС регионального уровня вводят органы власти субъектов федерации. Вот только в действующем законодательстве отсутствует специальный порядок введения режима ЧС, связанного со вспышкой вредителей.

Если губернатор региона объявит о введении режима ЧС из-за вредителей, тогда в центральной экологической зоне можно будет провести сплошные санитарных рубки.

Вот только федеральным законом «Об охране озера Байкал» (а именно — в 11 статье) сплошные рубки в центральной экологической зоне запрещены. То есть, 3-й и 4-й пункты нового перечня противоречат федеральному законодательству.

Если предлагаемый Минприроды перечень примут и сплошные санитарные рубки вблизи Байкала разрешат проводить без учёта специфики этой уникальной территории, это неизбежно приведёт к значительному росту масштабов лесных пожаров и загрязнения озера. Почему так? Основных причин две.

Во-первых, в рамках существующей системы управления лесами сплошные санитарные рубки могжно проводить в сколько-нибудь значительных масштабах только как коммерческие мероприятия — за счет доходов от продажи заготавливаемой древесины. При существующем и предполагаемом на ближайшие годы уровне финансирования лесного хозяйства, в том числе переданных Бурятии и Иркутской области лесных полномочий, новым бюджетным деньгам на проведение сколько-нибудь значительных площадей санитарных рубок на Байкале взяться будет неоткуда. Перераспределение же существующих денег в пользу расходов на санитарные рубки неизбежно приведёт к снижению защиты лесов от пожаров.

Рубки будут назначать в первую очередь на участках с наибольшими запасами коммерчески ценной древесины, на которых по формальным основаниям можно назначить сплошную санитарную рубку. А действующая система правил в сфере санитарной безопасности устроена так, что при желании обосновать назначение сплошной санитарной рубки можно практически в любом диком лесу, тем более в лесу, хотя бы немного затронутым пожаром — таких на Байкале большинство. И сложившаяся практика проведения санитарных рубок в российских лесах такова, что их используют как способ обхождения запретов и ограничений на коммерческую заготовку древесины, нежели в качестве санитарно-оздоровительного мероприятия.

Наглядным примером этого служит ситуация в государственном природном заказнике «Туколонь» в Иркутской области, где под видом санитарной рубки провели заготовку древесины на миллионы рублей.

Таким образом разрешение сплошных санитарных рубок вблизи Байкала на практике будет означать лишь разрешение на обычное коммерческое лесопользование на этой уникальной природной территории в границах объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. Именно такое использование лесов в Байкальском регионе как раз и является одной из главных причин лесных пожаров — львиная доля этих пожаров начинается вблизи объектов инфраструктуры и самих рубок.

С учётом недавно состоявшегося объединения китайских импортеров российской древесины в специальный отраслевой союз, который явно упростит и удешевит закупку и вывоз из России ценного древесного сырья — разрешение сплошных санитарных рубок вблизи Байкала может привести к радикальному росту разорительного для лесов коммерческого лесопользования вблизи озера в самые ближайшие годы.

Читайте также:  Озеро кункуль от челябинска

Во-вторых, рубка леса в горных условиях с использованием обычной лесозаготовительной и дорожной техники всегда ведёт к стремительной эрозии почвы. Существуют, конечно, технологии, позволяющие эту эрозию несколько уменьшить, но они очень дороги (то есть чтобы оправдать их применение, придется рубить значительно больше сравнительно здоровых лесов), и они в любом случае не решают проблему полностью. Чем больше будет сплошных санитарных рубок вблизи Байкала — тем больше глины и песка будет смываться в озеро и впадающие в него реки. С учетом же характерного для таёжных регионов дефицита квалифицированных лесных кадров, острой нехватки специализированной лесной техники, технологического нигилизма и тому подобных обстоятельств, справедливо предположить, что общая загрязнённость рек и ручьёв в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в результате сплошных санитарных рубок вырастет многократно.

Учитывая, что значительная часть лесов в границах объекта ЮНЕСКО «Озеро Байкал» пройдена катастрофическими пожарами 2015-2016 годов, есть основания полагать, что в сплошные санитарные рубки будут отводиться в первую очередь леса, не погибшие от пожаров или восстановившиеся после них, а полностью погибшие деревья останутся. В результате состояние оставшихся живых лесов ухудшится, а кроме того увеличится пожарная опасность в связи с развитием дорожной сети.

Предлагаемый Минприроды проект перечня в части разрешения сплошных санитарных рубок представляет угрозу для Байкала и окружающих его лесов. При существующей системе государственного управления лесами новый перечень приведёт только к хищническому истреблению лесов, росту масштабов лесных пожаров и загрязнению озера.

К тому же юридико-лингвистическая неопределённость — употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера относится к коррупциогенным факторам. Вы поняли, какие рубки можно назвать «санитарно-оздоровительными»? И никто не понял, потому что их юридически не существует.

Использование термина «санитарно-оздоровительные рубки» является коррупциогенным фактором.

Застройка территорий, не затронутых хозяйственной деятельностью

Согласно пункту 10, запрещается строительство на территориях, расположенных за границами населённых пунктов, зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особых охраняемых природных территорий федерального и регионального значения, особых экономических зон туристско-рекреационного типа.

Таким образом из перечня исключается запрет на строительство объектов на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек, как в границах, так и за границами населённых пунктов. Строй что хочешь.

При этом у большинства населённых пунктов в центральной экологической зоне нет установленных границ, поэтому они могут расширяться практически бесконтрольно.

То есть остаётся вполне ощутимая угроза включения в границы населённых пунктов ценных природных территорий, где в том числе обитают и произрастают редкие и находящиеся под угрозой исчезновения животные и растения. Например, монгольская жаба и ольхонская полевки, занесённые в Красную книгу Иркутской области, места обитания которых могут быть полностью уничтожены. Или орла-могильника, популяция которого в Байкальском регионе внесена в 1 категорию Красной книги России, то есть этот вид уже находится под угрозой исчезновения.

Приведу три важных момента:

  • В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (статья 3), деятельность органов государственной власти России, органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться по принципу приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
  • В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (статья 60) запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности растений, животных и других организмов, занесенных в Красные книги РФ и субъектов РФ, и ухудшающая среду их обитания;
  • В соответствии с Федеральным законом «О животном мире» (статья 24) действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются.

Вывод сделать несложно. Исключение из нового перечня запрета на строительство на территориях, не затронутых хозяйственной деятельностью, противоречит двум федеральным законам нашей страны.

Принятие проекта перечня в том виде, в каком он опубликован для общественного обсуждения, приведёт к разрушению уникальной экосистемы Байкала и прилегающих территорий. Его принятие послужит причиной перевода Байкала в позорный список «всемирное наследие под угрозой». Мы не должны этого допустить. До 3 августа у нас есть время показать чиновникам, что судьба Байкала небезразлична многим гражданам России. Пожалуйста, потратьте ещё 3 минуты, чтобы сохранить Байкал!

Greenpeace — некоммерческая организация, мы существуем только благодаря поддержке частных лиц. Наша финансовая отчётность доступна и открыта для всех. Сторонники Greenpeace в начале каждого года могут запросить справку с суммой пожертвований за прошлый год, и с её помощью получить налоговый вычет в размере 13 %. Чтобы мы могли планировать свою работу на следующие годы, нам нужна ваша постоянная поддержка.

Источник

Байкал под зонтиком науки

Год экологии на страницах «Российской газеты» мы открывали материалом, анализирующим положение дел на Байкале. Они были не такими, чтобы ставить их в пример.

Год прошел. Нельзя сказать, что на озере все изменилось к лучшему. По-прежнему проблема из проблем — современные очистные сооружения, гарантирующие реальную чистоту стоков, увеличивающийся разгул браконьерства и воровства. Появились и другие проблемы. Но им нарастает противодействие.

После пуска Иркутской ГЭС в 1959-2012 гг. разность уровней воды в Байкале стала подпрыгивать до 1,13 метра.

Байкальская наука сразу отреагировала: берега Байкала, если их не укрепить, начнут обваливаться, озеро станет благоустраивать свое новое ложе. Процесс этот не одного года и не одного десятилетия. Вся байкальская водная система должна на вторжение отреагировать.

Тревоге ученых не вняли. И поплатились. До сих пор крупно раскошеливается бюджет. Чиновники прячут концы этих колоссальных трат, маскируя их зачастую под траты на «охрану озера Байкал». Но от фактов никуда не денешься. Средняя амплитуда колебаний уровня за год 102 сантиметра (наивысшая была в 1973 году — 183 см, наименьшая — 62 см в 1972 г.). Общий размах пиков за многолетний период — 2,21 метра. Именно такую глубину освоило перво-наперво наиболее продуктивное население Байкала, которое пропускает через себя поступающую воду в озеро, как бы процеживает, извлекая из нее все примеси.

К примеру, в 2015 г. перечень бюджетных трат на капитальные вложения в Байкал открывают Росводресурсы Минприроды России.

«. 65. Берегоукрепительные работы на Иркутском водохранилище в микрорайоне Солнечный, г. Иркутск. План — 103,11 млн руб. Подпорная стенка из шпунта Ларсена — 587 м, пляжное крепление — наброска из камня длиной 213 м. Средства освоены.

. 72. Берегоукрепление оз. Байкал у с. Оймур. План 76,24 миллиона рублей. Защита жилого сектора от размыва берега и оз. Байкал от загрязнения».

Перечней этих в ежегодных отчетах — целые страницы. Перечисленные в них траты — на сотни миллионов и даже миллиардов рублей. Из месяца в месяц, долгие годы. В том же 2015-м часть их выглядела так: на науку и технику (НИОКР) — 62,99 миллиона руб., на «прочие нужды» — 2,765 миллиарда рублей. Это только в деньгах. Но есть еще и здоровье Байкала.

Чтобы не было беды

«Во-первых, водоохранной зоной является территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов и иной хозяйственной деятельности, — говорится в Водном кодексе РФ (ст. 111). — При установлении водоохранной зоны озера Байкал необходимо обеспечить профилактику возможных воздействий, основанную на оптимальном использовании потенциальных водоохранных возможностей ландшафтов, а также снижение существующих техногенных нагрузок на водный объект. Эта цель достигается путем использования ландшафтно-гидрологического метода и технологии ландшафтного планирования территории», разработанными нашими учеными специально для Байкала. Хотя от их применения и на других озерах вреда не будет.

Минимальное расстояние водоохранной зоны о. Байкал, согласно постановлению правительства РФ, составляет 500 метров от уреза озера при отметке его зеркала 456 м абсолютной шкалы. Подчеркивается особо, что ограничивается территория, с которой все стоки дренируются непосредственно озером Байкал. Граница устанавливается. по первым по отношению к озеру прибрежным хребтам. Утверждены и другие необходимые ограничения. Точнее сказать, восстановлены в правах, бывших у природы от рождения.

Далее ученые вывели и объяснили, почему именно такой размер и такой режим необходим для экологически нормального существования Байкальской природной территории. А именно. И размеры, и режим имеют значение, ибо сама водоохранная зона «представляет собой сочетание ландшафтных комплексов с собственной структурой влагооборота и водным потенциалом. Они-то формируют и обеспечивают природное качество воды, поступающей в Байкал, за счет самоочищающих свойств ландшафтов и ограничений на природопользование. » Кто-нибудь возразил ученым по этому поводу? Кто-нибудь кинулся выполнять их рекомендации?

Не так страшна спирогира

Со страниц «Российской газеты» авторитетные ученые и специалисты не раз предупреждали общественность: проблемы Байкала настолько велики в своем комплексе, настолько сложны в переплетении индивидуальных и глобальных интересов и чрезвычайно тонки в своем строении, что неспециалистов, а тем паче неумных людей подпускать к ним нельзя. И те и другие чаще поют с чужого голоса и преследуют иные цели, далеко не научного свойства.

Но вот в большой уважаемой газете, может, и своим голосом один сильно информированный автор объявил: Байкал снова станет чистым, потому что его вычистят, постирают и погладят ученые-волшебники одного Московского научного центра. Ибо больше не от кого ждать толковой работы, чтобы защитить и спасти крупнейший планетарный запас пресной воды. И один из этих волшебников некто Зорито Намсараев делится с нами своим видением проблемы и методами решения. Ибо он в составе особо доверенной группы «в течение полугода собирал информацию», чтобы сделать гениальные научные открытия: водоросли — это биология, микробиология; сточные воды — это гидрология; анализ больших данных — это математика и информатика и т.д. А все это вместе — комплекс, а комплекс — это множество отраслей знаний, которые надо объединить. И поставить его во главе. А дальше — пошло, поехало. С помощью снимков из космоса удалось разглядеть, что в прибрежной воде много зеленых водорослей, а среди них могут быть и ядовитые цианобактерии.

И все эти школьные прописи, похоже, известны одному-единственному мудрецу Зорито Намсараеву.

Привет от Анжелики Тиссен

О ядовитых «зеленых полях нитчатой водоросли», которую будто бы первыми распознали некие бдительные сторожа из московских лабораторий по космическим снимкам. Взявшихся невесть откуда.

Стало быть, речь идет о нитчатой водоросли, которую на Байкале называют спирогирой. Откуда она взялась? — удивляются авторы современных легенд. И почему наука оказалась безоружной перед невиданной гостьей? Что они там, понимаешь, на Байкале.

Косвенно на это ответил академик А.Ю. Розанов еще в 2014 году, когда президиум РАН слушал отчет директора ЛИНа академика М. Грачева.

«А.Ю. Розанов: . Я занимаюсь древностью: что было на Земле 3-4 миллиарда лет назад. Но должен сказать, что 3-4 миллиарда лет назад появились на земле водоросли такого типа, как спирогира. Так что это очень устойчивая, живучая команда среди тех, которые живут на Земле, и бороться с ней будет не просто».

Более того, в лабораториях ЛИНа каждый научный сотрудник знает, откуда она взялась, эта зелененькая нитчатая водоросль. Она в Байкале живет. Всегда. Никому не мешает. Водоросль как водоросль. Кому интересна, кому нет.

Двадцать с лишним миллионов лет природа формировала озеро Байкал в сердце Сибири

Другой вопрос: почему спирогира пошла в рост, да так стремительно, что этот исторический момент не успели засечь. Как и другой, послуживший сигналом другой беде — массовому мору байкальской глубинной губки.

Читайте также:  Водные ресурсы представлены озерами

Еще в 2010 году водолаз-исследователь ЛИНа Игорь Ханаев при погружении в районе Листвянки не заметил никаких изменений в жизни подводного мира: вода чиста и прозрачна, группы рогатковидных губок на месте, разные водоросли растут себе понемногу. Но через год в том же Листвянском заливе ему бросилось в глаза, что картина меняется: помутнела вода, стала зеленоватой, по дну поползла нитчатая зеленая муть. Потом станет ясно, что пошла в рост спирогира.

Есть и соавтор у этого открытия — Анжелика В. Тиссен, лидер общественной экологической организации Северобайкальска «За чистый Северный Байкал». Летом 2010 года она обнаружила массовые выбросы темно-зеленой массы водорослей на берегу Байкала рядом с устьем реки Тыя. Будучи дипломированным специалистом, она почувствовала что-то неладное в изменившемся прибрежном пейзаже. Позвонила в Улан-Удэ, в республиканское природоохранное министерство. Ответ министра ее не удовлетворил. Анжелика Васильевна потребовала приезда федерального природоохранного инспектора из Новосибирска. Он откликнулся быстро, увиденные на побережье около Северобайкальска дурнопахнущие кучи водорослей его встревожили. Инспектор Е.А. Иванов попросил академика М. Грачева, директора ЛИНа, разобраться в ситуации.

— Все это происходит, — подчеркивал М. Грачев, — в прибрежной мелководной зоне шириной 100-200 метров и глубиной до 25-50 метров, куда еще проникает нужный для развития спирогиры солнечный свет.

Ученые на четырех научно-исследовательских судах института за четыре года провели 50 экспедиций, еще несколько экспедиций по льду; институтские водолазы сделали около 200 опасных погружений на глубину до 50 метров. ФАНО выделило дополнительные суммы на эти чрезвычайные исследования. К работе привлекли около 50 наших и 10 иностранных узких специалистов, владеющих методами молекулярной биологии.

К этому времени они уже имели на руках результаты, полученные на побережье возле Северобайкальска: дрожжами для спирогиры стали переполненные хлористо-фосфорными примесями стоки очистных сооружений Северобайкальска. И других населенных пунктов.

Вперед — назад — вперед

Есть науки, которые устремлены прямиком в будущее. Основные пестуны научно-технического прогресса. Они — баловни судьбы и цивилизаций. Хотя и инкубаторы хищных чудовищ массового уничтожения. Им — внимание и почет человечества.

А есть науки, которые нацелены в то же будущее, но через коридоры далекого прошлого. Познав его закономерности, они остерегают нас от обманок, верстовыми столбами маячившими вдоль пути в будущее и предлагаемые нам вместо благородных целей. Науки и ученые, которые побратались с Байкалом, относятся ко второй категории. Прошлое Земли, по крайней мере, двадцатимиллионнолетнее, все зафиксировано в Байкальской библейской летописи — только докопайся и прочти, чтобы не наделать глупостей и не навредить потомкам.

Докопались до восьмикилометровой глубины под дном озера — и оцепенели: под Байкалом пласт кристаллогидратов в замороженном состоянии. Они есть повсюду, где присутствует вечная мерзлота. Кто-то из ученых считает, что кристаллогидраты — энергетическое будущее всего мира. Но пока трогать их нельзя, если не хотим конца света.

Загадки плавают по дну

Позволю себе процитировать одно место из доклада академика Михаила Грачева президиуму Российской академии наук 18 ноября 2014 года.

«. Недавно мы расшифровали полный геном нашей Synedra acus (синедра акус, одноклеточная водоросль) и опубликовали результаты в журнале «Доклады Академии наук».

В мире расшифрованы полностью и опубликованы геномы только двух видов морских водорослей. Готовы к опубликованию еще три или четыре вида. Наш вид отличается тем, что он пресноводный, бесшовный, пенантный. Если взять генетическое расстояние от этого вида до другого вида, который был расшифрован вторым, шовного пенантного, то оно такое, как между дрозофилой и человеком.

Диатомовых много. Кажется, что они похожие, а такое громадное различие — дрозофила и человек. Представьте их эволюционную историю. Общая длина этого генома составляет почти 98 миллионов нуклеотидов. К настоящему времени нами расшифрован черновой геном. Теперь это нам позволит подойти к проблеме отложения кремнезема, к механизму формирования этих геометрически правильных кремнистых структур уже с новым инструментарием полной геномной молекулярной биологии. Всех проблем мы с помощью этого метода не решим, но многое решить постараемся».

Поясню, чем важна эта уникальная работа для науки и для наших знаний о Байкале и о нас самих. Оно позволяет точно определить тысячелетние периоды потеплений и похолоданий на планете Земля, вплоть до оледенения — предвестником этих глобальных процессов является резкое изменение количества диатомей — от 100 штук на грамм до 200 миллионов штук на грамм.

Диатомовые — это одноклеточные водоросли с кремнистым экзоскелетом, имеющие причудливую форму. Она, эта форма, запрограммирована в геноме. Общее число видов (не штук, а сообществ, видов) этого экзотического существа — сотни тысяч. Их скелеты очень хорошо сохраняются в осадках морей и озер и служат индикатором изменения палеоклиматов. Это фотосинтетические организмы. В разные годы их виды сменяют друг друга безо всякой системы. Ученые (в том числе и Лимнологического института) в течение 50 лет пытались разгадать, в чем тут дело, — однозначного ответа не нашли. Предполагают, что в сложнейшей математической системе Байкала трудно выделить, а может, и невозможно, где причина и где следствие. Человечество ныне большие средства вкладывает в воду, чтобы обезопасить планету от неутолимой жажды. И чтобы не отравить людей той мутной бурдой, что заполнила русла многих рек, которые оказались на пути нашей цивилизации.

У нас есть Байкал, который в течение 20 миллионов лет научился делать воду, годную для больного и здорового, которую не надо ни очищать, ни улучшать — только подготовить к употреблению. Она идеальна по своему рождению и предназначению. Лучше не сделаешь. Если бы.

Любая цивилизация — это шаг вперед. Но вот куда? Вернее, во что? В процветание? Или в захолустье? Если процветания нет, то мы глубоко заблуждаемся, что строим цивилизацию.

Неча на Америку кивать

. Нам обещают «вернуть Байкалу чистоту» с помощью московских ученых. Они, мол, разработали чудо-методику, в основу которой положена работа американских и канадских ученых-экологов при спасении от отравления Великих озер. Эта чудо-методика известна: надо раскошелиться на очистные сооружения современного типа. И заставить это сделать хозяев промышленных предприятий, принудив их драконовскими штрафами. И жестким контролем добиваться исполнения намеченного. В Сингапуре такие средства нашли и построили идеальные безотходные очистные сооружения.

На Байкале даже деньги, выделенные на совершенствование очистных сооружений из государственного бюджета, остаются неосвоенными. И никто от этого не страдает, кроме Байкала. Межведомственная Байкальская комиссия лишь констатирует факты, принудительных функций у нее как не было так и нет. Не захотели наши власти иметь такую комиссию. Только сейчас, в Год экологии, начали по-настоящему разворачиваться.

Широкие и глубокие научные исследования, которые ведут на Байкале и его особо охраняемой природной территории ученые Лимнологического института Сибирского отделения РАН, финансируются последние годы через пень-колоду. А теперь вдруг все хором заголосили «за Байкал!», да, похоже, голос сорвали уже не на самой высокой ноте.

Охотники за. ничем?

Науку двигают великие умы. Они же и задают вопросы, на которые нет ответов. Пока — убеждены ученые. Пока существует Вселенная, у нас еще есть время. На этом тернистом пути они ломают копья друг с другом, пока не находят то, что ищут.

Мир малый, большой и даже всеобъемлющая Вселенная не находятся и никогда не находились в равновесном состоянии. По крайней мере, после Большого взрыва (возможно, до него и было что-то равновесное, сколько оно продолжалось, никто не знает, но это гипотетическое «что-то» было крайне неустойчиво, потому и завершилось Большим взрывом). Это знают уже выпускники средних школ.

Сложное в простом

В этой связи странным выглядит вот что: самое простое оказалось самым сложным и для Байкала, и для нашего государства: построить в его экологической зоне очистные сооружения для бытовых и иных дурных стоков, несущих в озеро все беды. Имею в виду экологические катастрофы. То есть построить для него надежную систему защиты. Денег, оказывается, не хватает на санитарно-гигиеническое обслуживание великого озера. (В скобках замечу, а ни в каком другом он и не нуждается.) Денег не жалели, да и сейчас не жалеют, на эксплуатацию его ресурсов — каскады гидроэлектростанций и искусственных морей при них, лесоповал и лесопромышленные комплексы, металлургия, химия, нефть и газ, золото — на все хватило, чтобы запустить. С выполнением и перевыполнением. А взамен? Для личной жизнедеятельности Байкала?

Между прочим, сибирские ученые еще в конце прошлого века вывели некий байкальский баланс. БЦБК за сутки потреблял из Байкала до 400 тыс. кубометров чистой воды озера. И превращал их в промышленные стоки. В то время опреснение морской воды обходилось по 12 центов за 1 кубометр. (Опреснять морскую воду — все равно, что чистить стоки по мембранной технологии, обходится в такую же цену. Таким образом, в 48 тысяч долларов США обходилась бы Байкальская вода комбинату ежесуточно.) Если Байкалу не возвращали чистую воду, то клали бы на его счет эти деньги.

А теперь создаются комиссии, советы и т.д., чтобы свалить всю вину. на науку. В частности, на полтора-два десятка научных учреждений Сибирского отделения РАН и местных университетов, изучающих байкальские процессы и предупреждающих регулярно хозяев жизни, чего нельзя делать на озере Байкал и его природной территории. В ответ часто получающие:

— Вас послушать, так ничего нельзя.

Спирогира принесла на Байкал заботу для ученых, тревогу для экологов и. чиновничью беспечность

Нет, отвечают ученые, льзя очень много. А крайне необходимо очень быстро сделать вот что:

— прекратить поступление неочищенных сточных вод в акваторию озера. За нарушение этого запрета увеличить финансово-экономические санкции до ощутимых размеров; чтобы выгоднее было построить современную систему очистки стоков, чем разориться на штрафах;

— прекратить нарушать федеральный закон РФ «Об охране озера Байкал».

Но если по простой сермяжной правде — строить защиту Байкала, в том числе и очистку стоков на его особо охраняемой природной территории, — дело отнюдь не науки. Подсказать, сколько и какого уровня — это да. А в остальном — они же, ученые на Байкале — не ассенизаторы, слава богу. Соображать надо.

Особое задание

Мы долго ждали прозрения власти. И оно, похоже, наступило. Все, причастные к Байкальской природой территории министерства и ведомства получили, как мы еще недавно говорили, директивные задания, отчитываться об исполнении которых должны уже с 1 декабря 2017 года. Имеются в виду мероприятия, предусмотренные ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие БПТ на 2012-2020 годы». А их руководители предупреждены: дело должно быть поставлено под их личный контроль и личную ответственность. В том числе и расходование бюджетных средств, и усиление государственного экологического и федерального государственного лесного надзора на БПТ. Для чего создается единый координационный орган по обеспечению экологической безопасности на БПТ.

С 2018 года выделяются дополнительные бюджетные ассигнования и увеличивается штатная численность государственного территориального экологического надзора на БПТ. Для чего создается в этих целях специальное структурное подразделение Роспотребнадзора. Нашлось и специальное задание и для Генеральной прокуратуры: взять под особый контроль «осуществление рекреационной деятельности на Байкальской природной территории». До марта 2018-го Генпрокуратура об исполнении должна доложить.

По сведениям от Росприроднадзора, реорганизация их контрольных служб на БПТ завершена: создано особое Байкальское управление с районными отделами. Инспекторы Росприроднадзора осваивают работу в паре с прокурорскими работниками. Бумаготворчество заменено практической работой на Байкале и вокруг него.

Читайте также:  Дописать окончания в именах прилагательных указать их род спокойное озеро смотрится голубое небо

Для того чтобы на Байкале не возникало экологических катастроф, не нужно его одевать в гранитные набережные. Для начала достаточно элементарной безотходной канализации, удовлетворяющей нужду туристов и местного населения.

Экологический строгий порядок на БПТ обойдется нам дешевле, чем существующий бедлам, а решение в этой связи проблемы очистных сооружений успокоит общественность и придаст уверенности и независимости нелегкому поиску ученых.

Источник



Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (с изменениями и дополнениями)

  • +–Глава I. Основные положения (ст.ст. 1 — 4)
    • Статья 1. Правовое регулирование в области охраны озера Байкал
    • Статья 2. Экологическое зонирование Байкальской природной территории
    • Статья 3. Границы Байкальской природной территории, границы водоохранной зоны и границы рыбоохранной зоны озера Байкал
    • Статья 4. (утратила силу)
  • +–Глава II. Режим охраны Байкальской природной территории (ст.ст. 5 — 12)
    • Статья 5. Основные принципы охраны Байкальской природной территории
    • Статья 6. Виды деятельности, запрещенные или ограниченные на Байкальской природной территории
    • Статья 7. Водный режим озера Байкал
    • Статья 8. Особенности охраны, вылова (добычи) эндемичных видов водных животных и сбора эндемичных видов водных растений
    • Статья 9. Территории традиционного природопользования на Байкальской природной территории
    • Статья 10. Особенности пользования земельными ресурсами в центральной экологической и буферной экологической зонах
    • Статья 11. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в центральной экологической зоне
    • Статья 12. Организация туризма и отдыха в центральной экологической зоне
  • +–Глава III. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал (ст.ст. 13 — 14)
    • Статья 13. Порядок установления нормативов предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал
    • Статья 14. Предельно допустимый объем сбросов и выбросов вредных веществ, размещения отходов производства и потребления, опасных для уникальной экологической системы озера Байкал
  • +–Глава IV. Государственное регулирование в области охраны озера Байкал (ст.ст. 15 — 26)
    • Статья 15. Федеральные органы исполнительной власти в области охраны озера Байкал
    • Статья 16. Комплексные схемы охраны и использования природных ресурсов Байкальской природной территории
    • Статья 17. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду Байкальской природной территории
    • Статья 18. Ликвидация или перепрофилирование экологически опасных хозяйственных объектов
    • Статья 19. Государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал
    • Статья 20. Государственный экологический мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал
    • Статья 21. Финансирование деятельности по охране озера Байкал
    • Статья 22. Целевые программы в области охраны озера Байкал
    • Статья 23. Информация в области охраны озера Байкал
    • Статья 24. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
    • Статья 25. Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны озера Байкал
    • Статья 25.1. Заключительные положения
    • Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ
«Об охране озера Байкал»

С изменениями и дополнениями от:

27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 4, 18 декабря 2006 г., 30 октября 2007 г., 14 июля, 30 декабря 2008 г., 18 июля, 21 ноября 2011 г., 28 декабря 2013 г., 28 июня 2014 г., 18 июля 2019 г., 31 июля, 8 декабря 2020 г.

Принят Государственной Думой 2 апреля 1999 года

Одобрен Советом Федерации 22 апреля 1999 года

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.

Определяются режим охраны байкальской природной территории, нормативы предельно допустимых вредных воздействий, государственное регулирование в области охраны. Устанавливается, что экологическое зонирование территории осуществляется в порядке, установленном Правительством России. Определяется экологическая паспортизация хозяйственных объектов и территории традиционного природопользования. Запрещается строительство новых хозяйственных объектов, расширение, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы соответствующих проектов. Перечисляются виды деятельности, запрещенные или ограниченные на Байкальской природной территории.

Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 12 мая 1999 г. N 90, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 мая 1999 г. N 18 ст. 2220

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 254-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2020 г.

Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 июля 2019 г.

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 215-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 240-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ

Действие пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона было приостановлено на 2001 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник

Федеральный закон об охране озера Байкал

Уникальные природные объекты, представляющие научную ценность, в обязательном порядке защищаются государством. В ФЗ № 94 рассматривается особенности охраны озера Байкал. С 1996 года оно внесено в список Всемирного Наследия.

Описание федерального закона № 94

Органы государственной власти разработали документ, отвечающий за природную неприкосновенность данной зоны, — ФЗ № 94 «Об охране озера Байкал», вступившего в силу с 01.05.1999.

В законопроекте определена территория, подлежащая охране: на ней запрещена покупка и продажа участков земли, осуществляется контроль за состоянием озера. Рассмотрены в документе аспекты организации туристической деятельности, определены границы пределов воздействия вредных факторов на экосистему.

Основные положения

В первой главе закона об охране озера Байкал содержатся 3 статьи, описывающие его основные положения:

  • правовое регулирование охранной деятельности, включающее в себя источники контроля (нормативный правовой акт и ФЗ РФ) и приоритет правил и ограничений;
  • экологическое зонирование: в статье указаны граница территории, выделены зоны (центральная, атмосферного влияния и буферная). Порядок деления на зоны установлен Правительством РФ;
  • территориальные границы, водоохранные и рыбоохранные зоны, которые контролируются органами власти — Республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальский край. В их обязанности входит информирование населения о границах территории и обеспечение ее охраны.

Допустимая норма вредных воздействий на среду Байкала

Так как основная задача закона — это сохранение территории в первоначальном виде, то в главе 3, включающей в себя статьи 13 и 14, рассмотрены нормы по вредным воздействиям на озеро Байкал.

В статье 13 содержится информация об установлении нормативов, ограничивающих воздействие на экосистему: описаны инстанции, решающие организационные вопросы, следящие за исполнением закона.

В обязанности органов исполнительной власти входит разработка и утверждение перечня веществ, способных нарушить экологическую обстановку на охраняемой территории. Их классифицируют на следующие категории:

  • умеренно опасные;
  • опасные;
  • высоко опасные;
  • особо опасные.

Нормативы по охране разрабатываются с учетом класса веществ и степени их влияния на экологическую среду озера, описаны в статье 14.

Согласно 1 пункту, по результатам научных исследований должен быть установлен максимально допустимый объем выброса ядовитых веществ, а также методы утилизации и размещения отходов.

Во 2 пункте статьи 14 описаны максимально разрешенные объемы выброса опасных и высоко опасных веществ на охраняемой местности. Их количество не должно превышать границы объема при изъятии водных ресурсов с объектов. Общая концентрация веществ согласно требованиям, не превышает нормативов, разработанных для каждой экологической зоны.

Текст закона

Программа по охране озера Байкал предусматривает ограничение любых видов деятельности, способных нарушить экологическую обстановку на территории: химическое загрязнение отходами или вредными веществами, физическое изменение температурных режимов воды или стоков в озеро. Не допускается загрязнение Байкала путем разведения биологических объектов, не принадлежащих экологической системе данной территории.

Все животные и растения, проживающие на охраняемой территории, подлежат охране. Органы исполнительной власти контролируют объем и правила добычи и охоты, устанавливают сроки их проведения. Подлежит контролю и оружие, использующееся охотниками. Исключен отлов животных и сбор растений, занесенных в Красную книгу.

Рубка и изъятие лесного фонда на территории запрещена. Исключением являются выборочные санитарные рубки, организованные органами власти.

При обнаружении на природной территории хозяйственных объектов, признанных экологически опасными, проводится их ликвидация или перепрофилирование в соответствии с порядком, утвержденном законодательством Российской Федерации.

Финансирование законопроекта происходит за счет федерального бюджета или других источников, установленных законодательством субъектов РФ.

Последние изменения, внесенные в закон об охране Байкала

Редакция законопроекта проводилась 28.12.2013. В результате работы были внесены следующие изменения:

  • название и содержание 3 статьи было дополнено информацией о границах водоохранной и рыбоохранной зон;
  • дополнен 2 пункт статьи 11, содержащий информацию о запрете перевода земель лесного фонда из центральной зоны в другие категории. В результате изменений было сделано исключение для территорий, находящихся под особой охраной.
  • в 1 части 14 статьи указываются объемы выбрасываемых веществ. После редакции внесен запрет на размещение в центрального экологической зоне отходов, относящихся в 1–3 классу опасности;

В старой редакции статья 17 содержала описание процесса и особенности экологической паспортизации хозяйственных объектов на охраняемой территории. Изменения от 2013 года — это смена предмета рассмотрения. Им стал государственный учет объектов, способных негативно влиять на окружающую среду Байкала.

Заключение

Федеральный закон позволяет сохранить первоначальный вид территории и ее экологическую среду. За его нарушение лицо привлекается к ответственности согласно преступлению.

Источник

Adblock
detector