Меню

Укладка дюкера в реку

Прокладка стальных дюкеров через водные преграды

date image2014-02-18
views image4657

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Перед прокладкой подводного трубопровода его сваривают. При этом сборку и сварку труб производят либо непосредственно на берегу (на стапе­ле), либо на плаву, причем трубопровод сваривают либо полностью, либо путем его наращивания при прокладке.

После сварки трубопровода дюкера его проверяют на прочность и герметичность гидравлическим испытанием. В целом же дюкеры испыты­вают трижды: предварительно на стапеле после сварки, в подводной тран­шее до ее засыпки и окончательно после засыпки подводной траншеи. Для увеличения срока службы подводных трубопроводов их защищают, грунту­ют и покрывают весьма усиленной трехслойной битумной изоляцией.

Для предохранения изоляции от повреждений трубопровод перед его укладкой в подводную траншею облицовывают и футеруют деревянными рейками. Футеровку устраивают как сплошную, так и с прозорами. Сплош­ную делают, когда трубопровод протаскивают по дну траншеи, а с прозора­ми — если трубопровод опускают при помощи плавучих кранов.

Процесс футерования трубопровода включает следующие операции: раскладку реек вдоль трубопровода; подготовку реечного ковра; обертыва­ния ковром трубы; предварительное, а затем окончательное закрепление фу­теровки проволокой-катанкой.

При прокладке подводных трубопроводов, обладающих в период экс­плуатации положительной плавучестью, их балластируют или утяжеляют чугунными и железобетонными грузами.

При подготовке подводного трубопровода к укладке устраивают спе­циальные спусковые дорожки, которые бывают грунтовые, рельсовые, вод­ные и роликовые или рольганговые. Грунтовые дорожки должны иметь ук­лон в сторону водоема или быть горизонтальными, иначе даже незначитель­ный обратный уклон создает большое дополнительное усилие при протас­кивании трубопровода. При песчаных грунтах протаскивать легче по сухому основанию, а при глинистых — по увлажненному.

Рельсовую узкоколейную дорожку устраивают при укладке подготов­ленного футерованного трубопровода на вагонетки. При спуске по ней тру­бопровода важной операцией является своевременный вывод из-под него вагонеток. Для этого в конце рельсовой дорожки устраивают приямок, в ко­торый сваливаются вагонетки. Водную спусковую дорожку делают в виде траншеи, заполненной водой. Роликовые или рольганговые дорожки состоят из ряда опор с роликами, расстояние между которыми принимают в зависимости от диаметра и массы трубопро­вода.

Существует много способов и схем укладки трубопроводов в подвод­ную траншею, однако наиболее часто применяют следующие: протаскива­ние по дну, погружение с поверхности воды (или со льда) трубопровода полной длины и погружение с поверхности воды с последовательным нара­щиванием секций трубопровода.

Протаскивание трубопроводов по дну (рис. 6.43, а) применяют при прокладке трубопроводов больших диаметров. Укладку выполняют в такой последовательности: монтаж трубопровода с нанесением изоляции, устрой­ством футеровки, оснащением его балластными грузами и понтонами; уст­ройство спусковой дорожки; укладка трубопровода на нее; устройство бере­говых опор и установка системы блоков для протаскивания трубопровода; прокладка по дну траншеи тягового троса; протаскивание трубопровода с помощью лебедки или трактора. Спусковую дорожку (рис. 6.43, г) устраи­вают в виде рельсовой узкоколейки шириной 750 мм с уклоном в сторону реки. Трубопровод по рельсовому пути спускают на тележках (рис. 6.43, д). Спусковые дорожки в виде канала или траншеи, заполняемых водой, приме­няют при пологом рельефе берега. Трубопровод с заглушками на концах скатывают в воду и транспортируют на плаву к месту укладки (рис. 6.43, е).

Основной тяговый трос прокладывают с плавучих средств по створу трубопровода и крепят его к передней заглушке плети. Свободный конец его крепят к барабану тяговой лебедки, расположенной на противоположном берегу. Для протаскивания трубопровода в качестве тяговых средств ис­пользуют также мощные тракторы, краны-трубоукладчики, бульдозеры, тягачи и др.

Для подбора типа и мощности тяговых средств определяют необхо­димое тяговое усилие Р, которое при протаскивании трубопровода (дюкера) по дну с троганием с места определяется по формуле

где к — коэффициент трогания с места, равный 1,5-2; М -масса трубопро­вода (дюкера), т; f— коэффициент трения скольжения.

В процессе протаскивания трубопровода возможны вынужденные остановки, и тогда тяговое усилие рассчитывают с учетом повторного трогания:

Рис. 6.43 – Схема протаскивания трубопровода дюкера по дну и детали устройства спусковых дорожек

а – схема протаскивания трубопровода, б – роликовая дорожка для спуска трубопровода, в – роликовая опора, г – рельсовая дорожка, д – тележка, е – организация спусковой дорожки в виде канала с водой; 1 — поплавки, 2 — трубоукладчик, 3 — трубопровод, 4 — канат, 5 — стационарные роликовые опоры, 6 — трактор (тягач), 7 — приямок, 8 — узкоколейные тележки, 9 — основание, 10, 11 — опорный и направляющий ролики, 12 — рельсовый путь, 13 — отводной путь, 14 -якорь, 15 — сварочные посты, 16 — лебедка, 17 — трубы, 18 — стапели (через 5 м), 19 — сплавной канал, 20 — бульдозер, 21 — утяжеляющие грузы, 22 — плавучие опоры (понтоны), 23 — экскаватор, 24 — водолазная станция, 25 — перемычка, 26 — катер, 27 — насосный опрессовочный агрегат

где р — сила удельного присоса трубопровода к грунту, т/м 2 ; F — площадь опирания трубопровода на грунт, м 2 .

Приближенно тяговое усилие на крюке трактора (тягача)

где Мсц— сцепная масса трактора (тягача), для гусеничных машин принима­ется Мсц = 0,9 их массы, а для тягачей и колесных тракторов Мсц = 0,75 -0,65;f1 — коэффициент сцепления колес или гусениц с поверхностным по­кровом.

Для снижения величины тягового усилия применяют систему поли­спастов. Если условия рельефа берега препятствуют прямолинейному дви­жению тягачей, то на берегу по оси трубопровода устраивают неподвижную опору с системой блоков, позволяющую изменить направление их движе­ния. К хвостовому концу трубопровода крепят трос от тормозной лебедки, чтобы он произвольно не перемещался по инерции при остановках работ.

Укладку трубопроводов способом свободного погружения произ­водят в такой последовательности: спуск трубопровода на воду; буксировка к месту укладки; установка в створе перехода; опускание его на дно тран­шеи. Трубопровод, покрытый изоляцией и с приваренными по концам за­глушками, спускают с берега или со стапельных площадок на воду. Далее плети трубопровода буксируют методом сплава с помощью катеров. После установки и закрепления трубопровода точно в створе перехода в него зака­чивают воду и погружают на дно траншеи. При прокладывании этим спосо­бом трубопроводов большой протяженности их монтируют из отдельных плетей, которые на плаву соединяют в одну нитку, используя плавучую мон­тажную камеру и портальные плавучие опоры.

Укладка трубопроводов с плавучих опор используется при значи­тельной протяженности подводных трубопроводов, укладываемых на боль­шой глубине, когда способы протаскивания и свободного погружения не применимы. При этом в качестве плавучих опор используют плавучие кра­ны, баржи, понтоны, оборудованные якорными лебедками и лебедками для опускания трубопровода на дно водоема. Укладку осуществляют следую­щим образом. Смонтированный трубопровод после изоляции его и установ­ки заглушек перемещают с берегового стапеля и устанавливают на плаву па­раллельно берегу выше створа дюкера. Затем к трубопроводу подводят пла­вучие опоры, рассредотачивая их на расчетных расстояниях друг от друга, и крепят трубопровод с помощью стропов-полотенец и канатов к подъем­ным устройствам этих плавучих опор. К трубопроводу подводят также и крепят плавучие площадки, служащие для удержания трубопровода в ство­ре. После этого трубопровод с плавучими площадками и опорами с помо­щью буксирных катеров на плаву заводят в створ дюкера, забрасывая при этом якоря, используемые для удержания его в створе. В процессе укладки трубопровод заполняют водой и удерживают на подъемных устройствах плавучих опор, а затем равномерно опускают (стравливают) канаты опор, обеспечивая постепенное погружение трубопровода на дно траншеи. Трубопровод обычно начинают укладывать с опор, расположенных на участках с наибольшей глубиной. По мере опускания трубопровода на этих участках включаются в работу соседние опоры с таким расчетом, чтобы радиус кри­вой его изгиба не превышал допустимого.

Читайте также:  Река кшень орловская область схема

Укладку способом последовательного наращивания применяют при прокладке подводных трубопроводов через широкие водные преграды. Наращивание плети производят двумя способами: в надводном положении и подводном. В первом случае плети наращивают на понтонах или специ­ально оборудованных судах, служащих монтажной площадкой. На них со­бирают и сваривают плети из заранее заготовленных, заизолированных и за­балластированных на берегу трубных секций. Для уменьшения возникаю­щих в трубопроводе напряжений их укладывают с помощью плавучих и ро­ликовых опор или отстропливаемых и перемещающихся вместе с баржей понтонов. В подводном положении наращивание осуществляют путем со­единения секций, уложенных на дно, водолазами, чаще всего на фланцах. Для предупреждения всплытия дюкеров их пригружают грузами, например, железобетонными в виде полумуфт или седлообразных грузов.

Укладку подводного трубопровода со льда осуществляют различ­ными способами. Зимой со льда трубопроводы укладывают с помощью опор и свободным погружением. Для прокладки трубопроводов по створу дюкера во льду дисковыми пилами прорезают сквозную прорубь (майну). Подготовленный трубопровод укладывают над майной на подкладки (леж­ни), проложенные поперек проруби. Затем устанавливают опоры (козлы) с талями, с помощью которых его опускают на дно. При способе свободного погружения трубопровода с заполнением водой его опускают без примене­ния опор и талей. Преимуществом прокладки дюкеров со льда является удобство работ, так как не требуются плавучие средства, что в целом уде­шевляет и ускоряет работы.

Гидравлическое испытание и засыпка подводных трубопрово­дов. Дюкеры испытывают в два этапа — сначала предварительное испыта­ние, а затем окончательное. Отличием здесь является только то, что предва­рительному испытанию дюкеры подвергаются дважды: на стапеле после сварки труб дюкера и на дне траншеи после проверки положения трубопро­вода в траншее, но до его засыпки. Окончательное испытание дюкера осу­ществляют после проверки правильности его укладки и засыпки уложенно­го трубопровода. Засыпку трубопровода в подводной траншее производят намывом грунта гидромониторами или с использованием грунта, привози­мого на баржах (с участием водолазов).

Источник

Прокладка дюкера

Согласно СНиП I-2 «Строительная терминология»: «Дюкер — напорный участок трубопровода, прокладываемый под руслом реки (канала), по склонам или дну глубокой долины (оврага), под дорогой, расположенной в выемке»

С внедрением развитием технологии горизонтального направленного бурения, устройство дюкера методом ГНБ явилось прекрасной альтернативой традиционному методу прокладки трубопроводов. Сварка труб дюкера выполняется на одном берегу водоема, а буровой компелкс располагается на противоположном берегу. Прокладка дюкера производится с целым радом преимуществ.

Преимущества устройства дюкера методом горизонтального бурения ГНБ.

  • Сокращение стоимости строительства устройства дюкера за счет сокращения сроков строительства, затрат на привлечение дополнительной рабочей силы и специальной техники;
  • Отсутствие работ по размыву берегов, последующему берегоукреплению и эксплуатации специальных сооружений;
  • Сокращение эксплуатационных расходов на контроль и ремонт дюкера в процессе эксплуатации.
  • Сохранение природного ландшафта и экологии на территории проведения работ, исключение воздействия на флору и фауну, отсутствие размыва берегов и донных отложений рек и водоемов.
  • Минимизация возможного негативного влияния на условия проживания людей в непосредственной близости от проведения работ.

Прокладка дюкера под рекой, метод горизонтально-направленного бурения

Прокладка дюкера

«Дюкер — напорный участок трубопровода, прокладываемый под руслом реки (канала), по склонам или дну глубокой долины (оврага), под дорогой, расположенной в выемке»
С развитием технологии горизонтального направленного бурения (ГНБ), прокладка дюкера методом ГНБ является прекрасной альтернативой традиционному методу прокладки трубопроводов. Сварка труб дюкера выполняется на одном берегу водоема, а буровой комплекс ГНБ располагается на противоположном берегу. Прокладка дюкера производится с целым рядом преимуществ.

Подводный переход, прокладка трубы под рекой, укладка дюкера

Прокладка дюкеров

Часть трубопровода, проходящая через водный поток, овраг или подземное сооружение, может быть устроена в виде дюкера. Дюкер — это изогнутый участок трубы, горизонтальная часть которого лежит на дне водного потока или ниже дна. Дюкерные трубы могут заполняться полностью и частично. Первый случай встречается при пересечении дюкеров с реками и оврагами, а второй — с другими трубопроводами, лежащими с ними на одном уровне.
Дюкер представляет собой конструкцию, работающую под напором и недоступную для осмотра. Поэтому при его укладке применяют ряд мер, обеспечивающих свободное движение жидкости без закупорки. Для этой цели на одном, а иногда и на обоих концах дюкера сооружают осадочные колодцы — грязеловки, снабженные решетками. Кроме того, устраивают приспособления для промывки дюкеров водой; чтобы обеспечить достаточную скорость, поперечное сечение их делают наименьшим.
Во избежание повреждения при пересечении реки дюкеры помещают в траншею, вырытую на дне на глубину, при которой возможно нормальное судоходство.
В настоящее время дюкеры укладывают главным образом из стальных труб, соединенных между собой сваркой, что обеспечивает большую производительность и повышение качества строительных работ.
Прокладка дюкеров из стальных труб через реки состоит из следующих процессов: разработки траншеи на дне реки; монтажа трубопровода; укладки трубопровода в подводную траншею; гидравлических испытаний его.

Подводный переход для газопровода, прокладка дюкера, водопровод под рекой

Прокладка дюкеров

Разработку траншей под водой производят разными способами в зависимости от местных условий.
При пересечении больших судоходных рек для рытья траншей целесообразно применять дноуглубительные снаряды — землесосы и землечерпалки.
Довольно часто подводные траншеи разрабатывают с помощью скреперной установки.
Такая установка состоит из канатного скрепера, снабженного бездонным ковшом и двумя тросами — тяговым и хвостовым. Тросы перекинуты через блоки, прикрепленные к двум мачтам, расположенным по оси траншеи по обоим берегам реки. Концы тросов наматывают на барабаны двухбарабанной лебедки.
Береговые участки обычно разрабатывают другими механизмами. Дно траншеи до укладки трубопровода проверяют с помощью нивелира и реек. Направление ее должно быть прямолинейное или с изломами, допускающими кривизну радиуса не менее 400 м.
Сборку стального трубопровода производят на берегу на бревнах — стапелях, которые укладывают строго горизонтально. Бревна, расположенные ближе к урезу воды, помещают на сваях с уклоном, облегчающим спуск трубопровода на воду. Стыки труб соединяют электросваркой и усиливают муфтами.
Гидравлическое испытание трубопровода производят дважды: после сварки основных швов и после усиления муфтами. Учитывая особую ответственность работы дюкера, производят иногда и третью проверку — после укладки его на место, но до засыпки.
Для защиты стальных трубопроводов от коррозии после сварки дюкера на трубы наносят битумную изоляцию.
Наиболее распространенный способ укладки трубопровода — это способ протаскивания. На берегу реки в направлении оси дюкера в траншее или вне ее прокладывают узкоколейный рельсовый путь по возможности с незначительным уклоном в сторону реки; длина пути должна быть равной длине трубопровода. На рельсах устанавливают вагонетки на расстоянии около 20 м друг от друга.
На вагонетки укладывают трубопровод. Для предохранения от засорения концы его закрывают заглушками. Передвижение дюкера, установленного на вагонетках, производят с помощью троса, один конец которого закреплен в торце трубопровода, а другой прикреплен к лебедке или трактору, находящимся на другом берегу реки. При протаскивании трубопровод укладывают по дну вырытой подводной траншеи, а вагонетка откатывается в сторону. Чтобы дюкер не всплыл, его загружают балластом.
Укладку труб диаметром более 400 мм удобно производить с помощью понтонов. Понтоны применяют также и в тех случаях, когда дюкеры прокладывают через очень широкие реки, озера или проливы, когда протаскивание сваренного на берегу трубопровода осуществить невозможно.

Подземный переход под дном реки, дюкер для прокладки трубопровода, нефтепровода

Подводные переходы — дюкеры

Основные требования к строительству подводных переходов заключаются в следующем:

  • дюкеры прокладывают перпендикулярно оси водного потока в две нитки из стальных труб диаметром не менее 150 мм каждая с усиленной антикоррозионной изоляцией, защищенной футеровкой;
  • в местах перехода оба берега укрепляют наброской из камня или плитами из сборного железобетона;
  • угол наклона восходящих частей дюкера должен быть не более 20° к горизонту, а расстояние между нитками в свету — 0,7—1,5 м в зависимости от давления;
  • расстояние по вертикали от возможного размыва дна реки до верха трубы должно составлять не менее 1 м;
  • строительство дюкеров через реки, используемые для хозяйственно-питьевого водоснабжения и рыбохозяйственных целей согласовывают с органами санитарно-эпидемиологической службы и охраны рыбных запасов, а через судоходные реки — дополнительно с Министерством речного флота;
  • на границах переходов, определяемых горизонтом высоких вод, устраивают колодцы и переключения с задвижками, а на сетях канализаций, во входных и выходных камерах, равно как и на аварийном выпуске, устанавливают затворы;
  • аварийные выпуски сооружают по согласованию с органами СЭС, охраны рыбных запасов и регулирования использования и охраны вод;
  • отметку планировки у камер перехода берут на 0,5 м выше уровня высоких вод обеспеченностью 3 %;
  • уложенные переходы обследуют водолазы и на основе полученных данных поставляют исполнительную техническую документацию;
  • дюкеры строят согласно ППР, согласованному с органами Министерства речного флота, СЭС и охраны рыбных запасов.
Читайте также:  Камыш река берег ива

При прокладке подводного трубопровода важное значение приобретают подготовительные работы:

1. Изучение проектно-сметной Документации.
2. Привязка проекта и рекогносцировка района строительства перехода, принятие от заказчика трассы створа в натуре с закрепляющими знаками.
3. Разработка и утверждение ППР.
4. Выполнение предусмотренных ППР подготовительных работ.
5. Уточнение принятых проектом строительного, минимального и максимального уровней воды в водоеме, продолжительности пх стояния, а также ширины зеркала при этих уровнях. Организация временного водомерного поста в зоне производства строительно-монтажных работ.
6. Проведение контрольных промеров глубин по проектному створу. Установление временной телефонной связи между берегами.

Прокладка дюкера методом ГНБ, трубопровод по дну реки, прокладка трубы под дном реки

Принятие метода производства работ по устройству перехода зависит от следующего:

  • рельефа и геологического строения берегов и дна водоема;
  • гидрогеологической и гидрологической особенностей водной преграды и ее поймы;
  • размеров перехода (длины, количества ниток, их диаметров и массы);
  • скоростей течения воды в водоеме, эпюры их распределения по сечению;
  • ширины и глубины водной преграды в месте перехода, максимального и минимального уровней воды в период паводка и межени, продолжительности их стояния и времени установления;
  • глубины заложения трубопровода под дном водоема;
  • наличия в распоряжении строительной организации необходимых машин, механизмов и приспособлений, их технических возможностей;
  • строительной нагрузки на трубопровод и напряжений, возникающих при укладке;
  • плавучести трубопровода.

ППР разрабатывает организация, которой поручено строительство. После рассмотрения техсоветом ППР утверждается главным инженером строительной организации. В ППР входят:

  • графики производства СМР, поставки оборудования и материалов, движения рабочих, машин, механизмов, потребности в плавучих средствах;
  • стройгенплан объекта, технологические карты на производство работ по разработке подводной траншеи и укладке трубопровода, решения по технике безопасности и контролю качества СМР;
  • пояснительная записка с расчетами и обоснованиями принятых в ППР решений;
  • решения по другим вопросам, характерным для данной стройплощадки (проекты на временные сооружения, дороги, подъездные пути, причалы, электроснабжение, связь и пр.).

Источник



Способы укладки дюкеров в подводные траншеи.

Протаскивание трубопроводов по дну приме­няют при прокладке трубопроводов больших диаметров. Укладку выполняют в такой последовательности: монтаж трубопровода снанесением изоляции, устройством футеровки, оснащением его балластными грузами и понтонами; устройство спусковой дорож­ки; укладка трубопровода на нее; устройство береговых опор и установка системы блоков для протаскивания трубопровода; про­кладка по дну траншеи тягового троса; протаскивание трубопро­вода с помощью лебедки или трактора. Спусковую дорожку устраивают в виде рельсовой узкоколейки шириной 750 мм с уклоном в сторону реки. Трубопровод по рельсовому пути спускают на тележках, которые в конце до­рожки скатываются в специально устроенный приямок, откуда убираются краном или отводятся по отводному пути. Трубопровод с заглушками на концах скатывают в воду и транспортируют па плаву к месту укладки. Способом свободного погружения про­изводится в такой последовательности: спуск трубопровода на во­ду; буксировка к месту укладки; установка в створе перехода; опускание его на дно траншеи. Трубопровод, покрытый изоляцией и с приваренными по концам заглушками, спускают с берега или со стапельных площадок на воду. Далее плети трубопровода бук­сируют методом сплава с помощью катеров. После установки и закрепления трубопровода точно в створе перехода в него зака­чивают воду и погружают на дно траншеи. С плавучих опор используется при зна­чительной протяженности подводных трубопроводов, укладывае­мых на большой глубине, когда способы протаскивания и свобод­ного погружения не применимы. Смонтированный трубопровод после изоляции его и установки заглушек перемещают с берегового стапеля и устанавливают на плаву параллельно берегу выше створа дюкера. Затем к трубо­проводу подводят плавучие опоры, рассредоточивая их на рас­четных расстояниях друг от друга, и крепят трубопровод с по­мощью стропов-полотенец и канатов к подъемным устройствам этих плавучих опор. К трубопроводу подводят также и крепят плавучие площадки, служащие для удержания трубопровода в створе. После этого трубопровод с плавучими площадками и опорами с помощью буксирных катеров на плаву заводят в створ дюкера. В процессе укладки трубопровод заполняют водой и удерживают на подъемных устройствах плавучих опор, а затем равномерно отпускают (стравливают) канаты опор, обес­печивая постепенное погружение трубопровода на дно траншеи. Способом последовательного наращивания приме­няется при прокладке подводных трубопроводов через широкие водные преграды. Наращивание плети производят двумя спосо­бами: в надводном положении и подводном. В первом случае плети наращивают на понтонах или специально оборудованных судах, служащих монтажной площадкой. На них собирают и сва­ривают плети из заранее заготовленных, заизолированных и забал­ластированных на берегу трубных секций. В подводном положении нара­щивание осуществляют путем соединения секций, уложенных на дно, водолазами, чаще всего на фланцах. Для предупреждения всплытия дюкеров их пригружают грузами, чаще всего железо­бетонными в виде полумуфт или седлообразных грузов. Укладка со льда осуществляется раз­личными способами. Зимой со льда трубопроводы укладывают с помощью опор и свободным погружением. Для прокладки трубо­проводов по створу дюкера во льду дисковыми пилами прорезают сквозную прорубь (манну). Подготовленный трубопровод уклады­вают над майной на подкладки (лежни), проложенные поперек проруби. Затем устанавливают опоры (козлы) с талями, с по­мощью которых его опускают на дно. При способе свободного по­гружения трубопровода с заполнением водой его опускают без применения опор и талей. Преимуществом прокладки дюкеров со льда является удобство работ, так как не требуются плавучие средства, значительно облегчается доставка плетей труб к месту укладки, что в целом удешевляет и ускоряет работы.

92. Прокладка трубопроводов через сухие овраги.Осложняется необходимостью производства работ в условиях кру­тых склонов. При этом в зависимости от их крутизны применяют различные методы монтажа труб, в том числе «сверху вниз», «сни­зу вверх» и комбинированным методом. Монтаж «снизу вверх» ве­дут с доставкой трубных секций на склон кранами-трубоукладчи­ками (рис а), тракторами или лебедками, установленными на верху склона (рис б).При уклоне до 20° и хорошем со­стоянии грунта трубы или секции доставляют к месту монтажа тракторами и наращивают последовательно. Пристыковку произ­водят с помощью одного или двух трубоукладчиков. При монтаже с помощью лебедки длина секций может быть значительной. Мон­таж трубопровода дюкера методом «сверху вниз» можно вести на любых склонах, но более целесообразно при крутых уклонах (рис в). При этом сборку и сварку труб пли их секций ведут без работающих на склонах машин и механизмов. Первую секцию опускают в траншею одним или двумя кранами-трубоукладчиками и крепят ее тросами к тракторамвнизу и вверху. Трактор протаскивает наращиваемый трубопровод вниз, а другой удерживает его от самопроизвольного сползания при стыковке каждой последующей секции. После пристыковки вверху очеред­ной секции трубопровод протаскивают вниз на длину этой секции (рис г). Во избежание повреждений изоляционного покры­тия трубопровода поверх изоляции делают футеровку из деревян­ных реек. Дюкеры через малые овраги монтируют из одного или нескольких элементов, которые изолируют, футеруют, укладывают в проектное положение и затем соединяют с трубопроводом.

Читайте также:  Определите реку восточной европы луара сена рейн висла

1 — укладываемый трубопровод; 2 — стыкуемая секция труб; 3 — якорящий трос; 4 — достав­ляемая секция; 5 — тяговый трос; 6 — лебедка; 7 — траншея; 8, 9, 10, — трубоукладчики; 11 — изолированная труба; 12 — зажимный захват; 13 — монтажная площад­ка; 14 — наращиваемая плеть трубопровода; 15 — санки; 16 — заглушка; Тр1 Тр2 — тракторы

Дата добавления: 2018-05-09 ; просмотров: 770 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

УСТРОЙСТВО ДЮКЕРОВ ЧЕРЕЗ ВОДНЫЕ ПРЕГРАДЫ

При устройстве дюкеров через водные преграды выполняют следующие основные процессы работ:

— рытье подводных траншей;

— заготовка и укладка секций труб на дно траншеи;

— устройство береговых сооружений;

Переходы через ручьи и очень малые реки сооружают путем отвода водного потока по новому временному руслу и устройства в месте перехода земляных перемычек или шпунтовых рядов. Земляные, монтажные и все другие работы в этом случае производят так же, как и в обычных условиях, но предусмотрев мероприятия по водоотливу на весь период строительства.

Если ручьи и реки очень малы и скорость течения их невелика, то в этом случае русло перекрывают земляной перемычкой. Ширина и высота которой достаточна для накопления воды перед ней и рытья траншеи, монтажа, испытания и засыпки трубопровода с тщательным уплотнением за ней. Этот способ наиболее дешевый, но не всегда применимый из-за местных условий.

Разработка подводных траншей. Для дюкеров роют подводные траншеи, которые всегда делают с откосами. Ширину подводных траншей определяют в зависимости от диаметра прокладываемого трубопровода и способа балластировки. Если дюкер прокладывают с балластировкой его водой, то ширина траншеи должна быть не менее 1,5 диаметра трубопровода. Если трубопровод балластируют навесными грузами, то ширина траншеи должна быть не менее ширины балластных грузов плюс 1м.

Перед началом разработки подводных траншей в створке перехода на ширине 10м выполняют водолазные работы для выявления затонувших предметов, которые могут помешать работам.

Рытье подводных траншей осуществляют:

Береговые участки обычно разрабатывают драглайнами.

Канатно-скреперная установка применяется для разработки подводных траншей и на прилегающих к дюкеру береговых участках при прокладке дюкеров малых рек шириной до 150 м и больших несудоходных рек шириной до 250м.

Схема канатно-скреперной установки

2 – головной блок

3 – бункер (на эстакаде или тракторе)

4 – рабочий трос

5 – холостой трос

6 – скреперный ковш

7 – дно будущей траншеи

8 – блок хвостовой опоры

При пуске холостого хода лебедки натягивается холостой трос и ковш (его емкость 0,5-2,5 м 3 ) оттаскивается за его тыльную часть к противоположному берегу. Затем лебедка переключается на прямой ход и благодаря натяжению рабочего троса ковш движется по дну реки, набирая грунт (толщина срезаемого слоя до 20 см.). Наполненный ковш втягивается на эстакаду (берег), где разгружается в бункер (вагонетку). Из бункера грунт отвозят на автосамосвалах.

Для ускорения работ используют установки двухстороннего действия (оба хода- рабочие).

На широких реках при использовании канатно-скреперных установок монтируют промежуточные хвостовые опоры, а тяговые устройства размещают на барже. Грунт в этом случае сбрасывают в подводный отвал.

При разработке траншеи гидромониторами отпадает необходимость подъема и транспортирования грунта. Принцип работы такого устройства заключается в размыве грунта струей воды. Этим способом устраивают подводные траншеи шириной до 5 м и глубиной до 1 м через большие реки.

Грунтососные плавучие снаряды предназначены для подводной разработки грунта путем всасывания его и транспортирования пульпы на значительные расстояния. По способу грунтозабора землесосные снаряды различаются на:

— разрабатывающие грунт непосредственным засасыванием

— всасывание грунта с предварительным рыхлением с помощью гидромонитора.

Экскаватором, установленным на барже или понтоне, разрабатывают подводные траншеи при глубине водотоков не более 2-3 м и ширине до 200 м.

При глубине водоемов до 1-1,5 м и ширине до 100 м траншеи разрабатывают экскаваторами со специальных земляных дамб, отсыпаемых от обоих берегов. Посередине водотока оставляют разрыв для пропуска воды. Траншеи в этих местах разрабатывают с помощью канатно-скреперной установки или земснарядами.

Земснарядами подводные траншеи разрабатывают при глубине водоемов более 2 м и шириной более 200 м. Одночерпаковый земснаряд является машиной периодического действия и используется для разработки наиболее тяжелых грунтов 9глубина извлечения грунта до 25 м). Многочерпаковые земснаряды представляют собой машины непрерывного действия и предназначены для разработки грунтов на дне рек и морей (глубина извлечения грунта до 40 м). Разрабатываемый землечерпательными снарядами грунт погружается в шаланды, пришвартованные к земснарядам. Если одним, то работы ведут от одного берега к другому, обеспечивая беспрепятственный проход судов. При использовании двух земснарядов, работы ведут от центра к берегам, при этом оставив между агрегатами проход для судов (минимум 80 м). Оставшийся участок траншеи разрабатывают одним из используемых земснарядов.

46 Дюкер — это участок напорного трубопровода, проложенный по скло­нам и дну глубокого оврага, балки или под руслом реки (канала), под доро­гой, расположенной в выемке. Особую трудность при устройстве дюкеров представляет доставка и укладка труб на крутых склонах оврагов или балок, равно как и отрывка траншей в таких условиях

УСТРОЙСТВО ДЮКЕРОВ ЧЕРЕЗ СУХИЕ ОВРАГИ И БАЛКИ

Прокладка трубопроводов по дну сухих оврагов осложняется тем, что:

1) Крутые склоны оврагов затрудняют производство земляных работ, доставку труб и секций и их укладку;

2) Возможно внезапное затопление траншей (даже при небольших дождях) в наиболее низких местах оврагов.

В зависимости от крутизны склонов применяют различные методы монтажа труб:

Монтаж сверху вниз можно вести на любых склонах, но более целесообразно при крутых. При этом сборку и сварку труб ведут без работающих на склонах машин и механизмов. Первую секцию опускают в траншею одним или двумя кранами-трубоукладчиками (они установлены сверху) и крепят ее тросами к тракторам (один внизу, другой вверху). Нижний трактор протаскивает наращиваемый трубопровод вниз, а верхний удерживает его от самопроизвольного сползания при стыковке каждой последующей секции. После пристыковки вверху очередной секции трубопровод протаскивают вниз на длину этой секции.

Монтаж снизу вверх ведут с доставкой трубных секций на склон кранами-трубоукладчиками, тракторами или лебедками, установленными наверху склона. При уклоне до 20° и хорошем состоянии грунта трубы доставляют к месту монтажа тракторами и наращивают последовательно. Пристыковку производят с помощью одного или двух трубоукладчиков. При монтаже с помощью лебедки длина секций может быть значительной.

Во избежание затопления при дождях самого низкого участка траншеи его разрывают после того, как трубы на этот участок будут полностью подготовлены- сварены, изолированы стыки и испытаны на берме. Опускание труб на таком участке производят тотчас же по разрытии траншеи. После укладки траншею тут же засыпают с тщательным послойным уплотнением грунта (недостаточно уплотненный грунт может быть размыт, а трубопровод может быть обнажен и сдвинут с проектного положения). Засыпку траншеи производят только на том участке, на котором предусматривается пропуск воды по оврагу.

Во избежание повреждения изоляционного покрытия трубопровода (при его прокладке на крутых склонах) поверх изоляции делают футеровку из деревянных реек сечением 20х50 мм.

3 – футеровка рейками

4 – стяжной хомут

5 – болт с гайкой

Испытание дюкера, уложенного через сухой овраг можно производить одновременно с соседними участками трубопровода.

47 Бестраншейная прокладка трубопроводов является общим названием для всех работ, выполняемых бестраншейным методом. С точки зрения экономии, закрытые методы более предпочтительны и перспективны, чем открытые прокладки.

К закрытой прокладке относятся следующие методы:

Источник

Adblock
detector