Меню

Укажите точками истоки подписанных рек

Страница 18 — 19. Вода на Земле. Воды суши — Контурные карты по географии. 5 класс. Дрофа

Страница 18 - 19. Вода на Земле. Воды суши - Контурные карты по географии. 5 класс. Дрофа

Комментарий: Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам. Для того, чтобы увеличить карту, просто нажмите на неё. Также можно увеличивать и уменьшать размер страницы при помощи одновременного клавиш Ctrl и «+» или Ctrl и «-«.

Для выполнения заданий будем рассматривать карты атласа на страницах 20, 21, 22 и 23.

1. Подпишите на карте материк и самый большой остров, покрытые ледником.

Материк, полностью покрытый льдом — Антарктида.

Самый большой остров, покрытый льдом — Гренландия.

Страница 18 - 19. Вода на Земле. Воды суши - Контурные карты по географии. 5 класс. Дрофа

2. Используя учебник и атлас, подпишите названия самых длинных рек на Земле. У названия самой протяжённой реки каждого материка подпишите её длину.

Южная Америка

  1. Амазонка — 6992 км
  2. Мадейра — 3230 км
  3. Сан-Франсиску — 3180 км
  4. Парана — 2570 км
  5. Уругвай — 1610
  6. Рио-Колорадо — 1000 км

Африка

  1. Нил — 6852 км
  2. Конго — 4374 км
  3. Нигер — 4200 км

Северная Америка

  1. Миссисипи — 3770 км
  2. Миссури — 3767 км
  3. Юкон — 3184 км
  4. Рио-Гранде — 3057 км
  5. Маккензи — 1738 км
  6. Колорадо — 1438 км
  7. Атабаска — 1271 км
  8. Нельсон — 644 км
  9. Саскачеван — 550 км

Евразия

  1. Янцзы — 5800 км
  2. Хуанхэ — 5464 км
  3. Лена — 4400 км
  4. Меконг — 4350 км
  5. Иртыш — 4248 км
  6. Обь — 3650 км
  7. Волга — 3530 км
  8. Енисей — 3487 км
  9. Инд — 3180 км
  10. Брахмапутра — 2948 км
  11. Дунай — 2860 км
  12. Амур — 2824 км
  13. Евфрат — 2700 км
  14. Колыма — 2513 км
  15. Ганг — 2510 км
  16. Урал — 2428 км
  17. Днепр — 2287 км
  18. Сырдарья — 2212 км
  19. Амударья — 1415 км

Австралия

  1. Дарлинг — 2740 км
  2. Муррей — 2508 км

Страница 18 - 19. Вода на Земле. Воды суши - Контурные карты по географии. 5 класс. Дрофа

3. Выделите самую длинную реку, протекающую через территорию России, синим цветом, а самую длинную реку, протекающую только по территории России — красным.

Самая длинная река, протекающая по территории России и других стран — река Иртыш (обозначена синей линией). Её длина составляет 4248 км и она протекает не только по территории России, но и по территории других стран: Казахстан и Китайская народная республика.

Самая длинная река, протекающая только по территории России — река Лена (обозначена красной линией). Её длина составляет 4400 км. Она же является и самой длинной рекой России.

Страница 18 - 19. Вода на Земле. Воды суши - Контурные карты по географии. 5 класс. Дрофа

4. Найдите и подпишите на контурной карте крупнейшие озёра для каждого материка. Обозначьте штриховкой материк, на котором отсутствуют поверхностные озёра и реки.

  1. Каспийское море (Евразия)- 371 000 км²
  2. Верхнее (Северная Америка)- 82 414 км²
  3. Виктория (Африка) — 69 485 км²
  4. Маракайбо (Южная Америка) — 13 300 км²
  5. Эйр (Австралия) — 6 216 км²

Поверхностные озёра и реки отсутствуют на материке Антарктида (заштрихован красными линиями).

Источник

Урок географии в 6-м классе «Реки. Части реки. Речная система»

Цель урока: Cформировать представление о реке и её частях; речной системе и её элементах; элементах речной долины; порогах и водопадах; причинно-следственных связях (зависимость направления течения реки от характера рельефа).

Оборудование: Карта полушарий, физическая карта России, картины равнинной и горной рек, порогов и водопадов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

В неё льётся,
из неё льётся,
Сама по земле плетётся.( Река)

Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.( Река)

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.( Река)

Вы уже поняли, что тема урока «Реки». Открываем тетради и записываем тему.

Много замечательных художников изображали в своих картинах реки. Любили реки писатели и поэты. Вспомните гоголевские строки: «Чуден Днепр при тихой погоде…», «Редкая птица долетит до середины Днепра…».

В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки.

Расскажите о виденной вами реке.

А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река?

Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.

Каждая река имеет русло, исток, устье, притоки.

Изобразите в тетради данную схему.

Дайте определение терминов: русло, исток, устье, приток.

Ребята, а как река может начинаться? Назовите возможные истоки рек.

Об истоке реки Волги поэт Н. Палькин написал такие строки:

Устья у рек могут быть разные. Эстуарии — воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря. Дельта – форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельты чаще всего имеют треугольную или веерообразную форму. Дельты образуются на мелководных участках моря или озера при впадении реки, несущей большое количество наносов.

По физической карте России и полушарий приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуария. Запишите примеры (рис. 2).

Определите по картам атласа истоки и устья рек Лены, Оби, Нила, Амазонки.

Какое общее направление течения имеют эти реки?

Запомните! Реки показывают от истока к устью.

Покажите правильно реки на карте.

Большинство рек являются притоками других. Например, река Москва – левый приток реки Оки, река Ока – правый приток реки Волги.

А как определить левый это приток или правый? ( Надо мысленно встать лицом к устью реки, т. е. по направлению её течения. Если река впадает справа – правый приток, слева – левый).

Определите, какой приток у Енисея Ангара? У Оби — Иртыш?

Что такое речная система? Вернёмся к рисунку 2. Нам его надо дорисовать.

Где берёт начало главная река? ( В озере)

Где берёт начало приток? ( В горах – ледники)

Где ещё могут брать начало притоки? ( Например, в болоте, роднике)

Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника, приток, берущий начало из болота.

Сколько всего притоков получилось? ( Три)

Что же такое речная система? ( Главная река со всеми притоками образует речную систему)

Сравните своё определение с определением в учебнике.

Поработаем с картой атласа. Опишите реку Обь по плану:

  1. Исток реки.
  2. Устье реки.
  3. Направление течения.
  4. Правые и левые притоки.

Сколько речных систем здесь изображено?

Перенесите рисунок в тетрадь и фломастером проведите границу между ними.

Найдём на карте р. Обь и р. Волгу, реки Енисей и Лена. Что является границей между ними?

Прочитайте в учебнике, как называется граница между речными системами?

Ребята, что происходит с влагой, выпавшей на сушу в виде осадков? (Испаряется, просачивается, стекает в реки). Площадь суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном.

Читайте также:  Речка с лодкой рисунок

Установите, что является бассейном реки Лены?

Определите, что является бассейном реки Обь?

Ребята, мы живём в бассейне реки Дон. Кто-то из вас, возможно, никогда не видел эту реку.

Она находится от нас довольно далеко. Но представьте себе, что влага, выпавшая у нас в виде осадков, обязательно когда-нибудь попадёт в эту реку.

Вспомните, что такое русло реки?

Русло реки находится на дне более широкого понижения в рельефе, называемого речной долиной.

Послушайте сообщение о речной долине, по мере рассказа зарисовывайте в тетрадях схему речной долины и подписывайте её части.

Речная долина – относительно узкое, вытянутое в длину, извилистое углубление, образованное работой стекающей по руслу воды. Долина имеет русло, пойму, террасы.

Русло – самая низкая часть долины, занятая водным потоком.

Пойма – нижняя часть долины, регулярно заливаемая в половодье.

Терраса – естественная горизонтальная или слабонаклонная площадка.

Проверьте свою работу.

Река Печора впадает в Северный Ледовитый океан, но большинство рек Восточно – Европейской равнины текут на юг. Почему? Где находятся истоки этих рек? Могут ли реки течь в другом направлении?

Реки бывают горными и равнинными.

О Тереке М.Ю. Лермонтов написал:

Или Н.В. Гоголь: «Чуден Днепр при тихой погоде. Спокойно и плавно катит он чистые воды свои».

Установите не менее четырёх отличительных признаков горной и равнинной реки.

Ответьте на вопрос: что влияет на направление и характер течения рек?

Часто на реках, особенно на горных, образуются пороги – выходы твёрдых пород, нагромождения камней, пересекающих русло. Река, перепрыгивая их, бурлит, пенится.

А, падая с высокого уступа, реки образуют водопады.

Выступления учащихся о водопадах Анхель, Виктория, Ниагарский.

3. Закрепление

Мы с вами изучили новую тему. Что узнали на уроке? Какие новые понятия выучили?

Проверим, как вы усвоили материал?

4. Итог урока. Выставление оценок

5. Домашнее задание

Читать параграф. На контурной карте обозначить реки, названные в тексте.

  1. Герасимова Т.П. Начальный курс географии. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2002.
  2. Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии. М., Просвещение, 1991.
  3. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. М., «Вако», 2005.
  4. Хрестоматия по физической географии. Сост. Максимов Н.А. М., Просвещение, 1981.

Источник

Конспект урока по географии для 6 класса на тему : «Воды суши: реки»

Конспект урока выведения новых знаний (география) по технологии СДО.

Тема: Воды суши: реки.

Учитель МАОУ Лицей №11 Карепова Н.А.

Сформировать представление о реке и ее частях, о крупнейших реках России ;

формировать представление о реках (части, состав, виды);

формировать умения работать с картой;

формировать умения составлять описание географического объекта;

формировать навыки по поиску информации, обработке ее, сравнению и описанию по теме «Реки».

развивать навыки работы с информационным материалом.

развивать аналитическое мышление, умение выявлять причинно-следственные связи;

воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов;

воспитывать бережное отношение к природе, Родине.

Развитие у обучающихся УУД:

Познавательных: выделяют главные, существенные признаки понятий; сравнивают объекты, факты, явления, события по заданным критериям, качественно и количественно описывают объект.

Коммуникативных: участвуют в коллективном обсуждении; обмениваются мнениями.

Регулятивных: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу

Методы и формы обучения:

Наглядный, частично-поисковый, практический.

Индивидуальный, фронтальный, работа в группах, работа в парах

Образовательные ресурсы:

Учебник «География. Физическая география. 6 класс» Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский.

Атлас и контурные карты 6 класс

Необходимое оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, выход в интернет

Заявка на оценку (25 обучающихся)

«5» -20 баллов и выше

Деятельность учителя

Баллы, время

Деятельность обучающихся

Организационный момент.

Проверка готовности учеников к уроку

Знакомство обучающихся с заявкой на оценку и критериями оценки

Фиксирование оценки обучающимися на полях тетради

Проверка домашнего задания.

-Для того чтобы перейти к изучению новой темы, мы должны проверить, на сколько хорошо вы знакомы с уже изученным материалом.

Задание 1. Раскрыть содержание понятия гидросфера?

Задание 2. Составьте схему частей гидросферы и ее составляющих.

Мировой океан Вода в атмосфере

Простая кооперация: 1 группа обсуждает составляющие мирового океана. 2 группа воды суши. 3 группа воды в атмосфере.

Сложная кооперация: выступление представителей от групп, дополнения, возражения, вопросы.

Самопроверка и самооценка домашнего здания: если у вас записаны все 3 части гидросферы и указаны все составляющие, то за верное выполнение домашнего задания 8 баллов.

По 1б. за части и по 0,5 б. за каждую составляющую

Предполагаемые ответы учеников:

Гидросфера — это водная оболочка Земли, включающая океаны, моря, ледники, подземные воды и воды поверхности суши.

Мировой океан воды суши воды в атмосф.

Океаны озера водяной пар

Усвоение новых знаний

Темой нашего урока будет географический объект, о котором сложено немало стихов.

Вода — чудесный дар природы!

Она вокруг, куда ты не взгляни:

В снегу, в болотах, ледниках, озёрах,

И бьёт ключом на дне реки.

— Мы будем продолжать сегодня говорить о воде, а о какой воде, слушаем загадки.

Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.

П риродное, рукотворное,

В природе встречается,

И формой отличается!

С кажите мне, где находятся эти виды природных вод?

Итак, кто может назвать тему сегодняшнего урока?

— Правильно сейчас мы поговори о водах суши. Их иногда называют внутренними водами. В их число входят реки, озёра, болота, подземные воды и природные льды.

-а цель нашего урока как думаете какая?

Открыли тетради, записали тему урока «Воды суши: реки ».

Задание 3 . Формулируем понятие река, составляем схему понятия:

Определение=что такое + существенные признаки

Задание 4. Прочитайте стр 150-151 учебника и составьте 9 вопросов понятий и запишите их в тетрадь.

Индивидуальная работа.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учащиеся передают на соседнюю парту маленький мяч, называя слова по теме: , реки (это могут быть понятия связанные с темой урока, название рек).

Задание 5. Составьте схему и определите признаки равниной и горной реки (работа с рис.111 учебника, с. 152).

Работа в парах.

Задание 6. Практическая работа. Работа с физической картой России.

Индивидуальный труд.

1б. за вопрос понятия

1б. за ответ на вопрос понятия

Каждый признак 0,5 балла.

Предполагаемые ответы детей: Вода на суше, вода на поверхности земли.

Предполагаемые ответы детей: сформировать представление о реке и ее частях, о крупнейших реках России

Читайте также:  По тому берегу реки медленно двигалась сельскохозяйственная техника как пишется

Предполагаемые ответы детей:

Что называется руслом реки?

Что такое речная долина?

Что представляет собой пойма реки?

Что считается истоком реки?

Что такое устье реки?

Что представляет собой приток?

Что считается речной системой?

Что называется бассейном реки?

Что такое водораздел?

Предполагаемые ответы детей:

Горные равнинные

-узкое русло -широкое русло

-неглубокие -медленное теч

-быстрое бурное теч. –извилистое русло

-перейти их или переплыть

-найти на карте и подписать на контурной карте реки: Волга, Обь, Лена, Енисей.

-укажите точками истоки подписанных рек.

-укажите стрелками направления течения рек.

-подпишите правые и левые притоки данных речных систем. Линиями синего цвета подчеркните правые притоки, линиями зеленого цвета-левые притоки.

-подпишите моря, в которые впадают эти реки

Обобщение темы урока. Подведение итогов работы

Определение степени достижения цели.

Подсчет баллов, заработанных на уроке.

Соотнесение школьниками набранного количества баллов с заявкой на оценку.

Ребята, впишите в каждую колонку таблицы ответ на вопрос:

Что понравилось на уроке?

Что не понравилось на уроке?

5.Домашнее задание.

Параграф 23, составить описание реки Енисей по плану в Приложении учебника (стр.216)

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Номер материала: ДБ-1503727

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник



Урок 23. Воды суши. Реки (§17) — Рабочая тетрадь 5 класс — Дневник географа-следопыта Летягин (Ответы и гдз)

1. Разнообразие вод суши.

Составь схему и подпиши долю каждой части вод суши от общего объема гидросферы.

Вставь пропущенные слова.

Рекой называют водный поток , который течет в выработанном им русле .

Укажи условными знаками истоки, устья, направления течения рек, названия которых подписаны на кортосхеме.

Пунктирной линией на картосхеме обозначены бассейн и граница дельты реки Колымы .

Напиши названия рек России, которые принадлежат к бассейнам океанов.

При выполнении задания используй рис.62 (с.97) учебника.

Реки Обь, Енисей, Лена впадают в моря Северного Ледовитого океана, поэтому они принадлежат к бассейну Северного Ледовитого океана. Река Амур впадает в море Тихого океана, поэтому она принадлежит к бассейну Тихого океана. Реки Дон и Волга впадают в моря Атлантического океана. Река Волга впадает в Черное море-озеро, которое не имеет связи ни с одним океаном, поэтому она принадлежит к бассейну внутреннего стока.

3. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады.

Впиши пропущенные слова.

Равнинные реки имеют неглубокие долины с широкими поймами, скорости и течения малы , так как разность между высотами истока и устья не так велика, как у горных рек.

Пороги и водопады образуются на тех участках рек, где в их руслах выходят твердые горные породы.

Школа географа-следопыта.

Сравни горные и равнинные реки по их характерным показателям.

Источник

Воды суши: реки и озёра — ГИДРОСФЕРА

Планируемые образовательные результаты

В результате педагогического взаимодействия на уроке учащиеся смогут:

На предметном уровне

Давать определения терминов, понятий по теме урока; сравнивать изучаемые природные объекты (реки, озёра); классифицировать реки; определять разность абсолютных высот между истоком и устьем реки; выделять составные части речной долины; классифицировать и описывать гидрографические объекты; использовать карты атласа для описания гидрографических объектов; показывать на карте гидрографические объекты по тематике урока.

На метапредметном уровне

См. метапредметные результаты по теме раздела “Гидросфера”.

На личностном уровне

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание специфики и значения гидрографических объектов суши; понимание и принятие правил работы при проведении практической работы; принятие правил поведения при протекании стихийных бедствий в гидросфере.

Решаемая учебная проблема

Какие факторы влияют на плотность речной и озёрной систем?

Воды суши (внутренние воды), река, равнинная река, горная река, русло, речная долина, пойма, речной бассейн, речная система, исток, водораздел, устье, приток, водопад, озеро, озёрная котловина, сточное (проточное) озеро, бессточное озеро, пруд, водохранилище, подземные воды, природные льды, болото, Каспий, Анхель, Байкал.

Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

I. Актуализация знаний

1. Что такое гидросфера?

2. Какие части входят в состав гидросферы?

— Чем отличается горная река от равнинной.

— Чем отличается озеро от реки.

— Какие бывают озёра.

II. Изучение нового материала

— Вам уже известно, что в природе осуществляется постоянный круговорот воды. Вспомните: какие части природы в нём задействованы? Какие из них относятся к объектам гидросферы? Какие из них относятся к водам суши?

— Формулируем понятие “река”, составляем схему понятия:

• текущий по выработанному углублению — руслу

Река — это естественный, постоянный поток воды, текущий в выработанном им углублении, которое называется русло.

Река совершает большую геологическую работу — формирует свою речную долину. Водный поток размывает горные породы и образует углубление — русло (рис. 108, с. 151 учебника). Русло находится на дне речной долины.

Земная поверхность неровная, поэтому дождевые и талые воды не только испаряются или просачиваются, но и стекают вниз, находя малейшие понижения в рельефе. Образуются маленькие ручейки. Сливаясь друг с другом, они питают уже постоянно текущие ручьи и малые реки, которые, в свою очередь, соединяются друг с другом и образуют уже реку, впадающую в озеро, море или океан.

Составление схемы речной системы:

На схеме необходимо отобразить основные части речной системы (по ходу знакомства с новыми понятиями): исток, устье, притоки (левые и правые), речной бассейн, водораздел.

Работа с новыми понятиями

С помощью текста параграфа и фотоиллюстраций (рис. 108—110, учебник, с. 151 —152) знакомимся с понятиями, выделяем их главные особенности.

Читайте также:  Правые истоки реки конго

Речная долина — относительно узкое, извилистое углубление в рельефе, на дне которого протекает река.

Исток — начало реки. Истоком реки может быть подземный источник, болото или озеро, горный ледник (указываем на схеме).

Исток реки Волги находится на Валдайской возвышенности. Река берёт начало из маленького ручейка близ деревни Волговерховье, к этому месту ежегодно приезжает много туристов для того, чтобы увидеть то место, откуда начинается великая русская река.

Вот отсюда, именно отсюда,

Из глубин лесного родника

Выбегает голубое чудо —

Русская великая река.

Река Волга впадает в Каспийское море, которое является её устьем.

Устье — место впадения реки в другую реку, море, океан, озеро, водохранилище.

Река со всеми её притоками называется речной системой.

Территория, с которой река собирает свои воды, называется речным бассейном. Граница между речными бассейнами — водораздел.

Из чащи вырастая,

Немая, светлая, густая,

Как бы литая из стекла,

Своё пружинистое тело,

Закутав в мягкие леса,

Она белела и алела

И отражала небеса.

Пора разливов миновала,

Река ничем не выдавала,

Что целый мир В глубинах вод

В зависимости от уклона дна и скорости течения различают горные и равнинные реки.

Составим схему и определим признаки равнинной и горной реки (работа с рис. 111 учебника, с. 152):

Если на пути реки оказывается крутой уступ, вода свободным потоком обрушивается с этого уступа вниз, образуя водопад. Самый высокий водопад мира находится на небольшой реке в Южной Америке. Река срывается вниз с высоты более 1 км. Имя этого водопада — Анхель (рис. 112 учебника, с. 153).

III. Практическая работа

“Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли”.

1. Работа с физической картой России.

— Найти на карте и подписать на контурной карте реки: Волга, Обь, Лена и Енисей.

— Укажите точками истоки подписанных рек.

— Укажите стрелками направления течения рек.

— Подпишите правые и левые притоки данных речных систем. Линиями синего цвета подчеркните правые притоки, линиями зелёного цвета — левые притоки.

— Подпишите моря, в которые впадают эти реки.

2. Характеристика реки по плану.

План описания реки представлен в Приложении учебника (с. 216).

Помимо рек, водные запасы на суше сосредоточены и в озёрах.

Каждый из вас хотя бы однажды видел озеро, попробуйте сформулировать определение этому понятию.

• расположен в природном углублении — озёрной котловине

• не является частью океана

— Сравните два понятия: река и озеро.

— Что у них общего?

— В чём заключается разница?

В отличие от моря, озеро не является частью океана, вода в нём не течёт как поток в русле.

Озеро — это естественный водоём, который отличается замедленным водообменом.

Общая площадь озёр на Земле не так уж и велика — около 2 млн км 2 (примерно 1,5% площади суши), но общее количество их огромно. Для того чтобы сформировалось озеро, необходимо два главных условия — наличие воды и понижение в рельефе, в котором скапливается вода, — озёрная котловина.

Природная котловина озера и заполняющая её водная масса неразрывно связаны и образуют единое природное тело. Самые большие и глубокие озёра Земли, например Верхнее в Северной Америке, Виктория в Африке, Ладожское и Онежское на северо-западе России, образовались на равнинах в гигантских прогибах земной коры.

— Найдите эти озёра на карте мира/России, подпишите их на контурной карте.

Самое глубокое озеро мира Байкал (1620 м) занимает разлом земной коры.

— Найдите его на карте мира/России и подпишите на контурной карте.

Легенда о Байкале

Было у Байкала 336 сыновей. В чёрном теле держал их старик. День и ночь заставлял без устали трудиться. И сыновья работали не покладая рук. Они топили снега и ледники, гнали хрустальную воду с гор в озёрную котловину.

То, что они добывали тяжким трудом, проматывала сестра Ангара. Она растрачивала собранные богатства на наряды и разные прихоти.

Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов о жившем за горами юном богатыре Енисее, о его красоте и силе и полюбила его. Но суровый старик решил выдать её замуж за старого богатого Иркута. Ещё строже стал он стеречь дочь. Безутешно тосковала Ангара, плакала в подземной темнице, просила богов помочь.

Сжалились боги над пленницей, приказали ручьям и рекам размыть стены хрустального дворца, освободить Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать по узким проходам в скалах.

Проснулся от шума Байкал, рассердился. Бросился в погоню. Но где ему, старому, угнаться за молодой дочкой. Всё дальше убегала Ангара от разъярённого отца. Тогда старик схватил каменную глыбу и метнул в беглянку, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озёра.

Прибежала Ангара к Енисею, обняла его, и потекли они вместе к студёному морю.

Работа с текстом учебника

С помощью текста учебника (пункт “Озёра”) ответьте на следующие вопросы:

— Чем отличается озеро от пруда (водохранилища)?

— Какие озёра называются сточными, какие — бессточными? В чём особенности свойств воды бессточных озёр? Где они чаще всего встречаются?

— Назовите самое большое озеро на Земле. Почему его называют морем-озером.

— Нанесите на контурную карту России крупнейшие озёра.

— Составьте классификацию озёр и объясните, что вы взяли за основание классификации.

— Найдите на карте России Каспийское озеро. Как оно называется? (Каспийское море.) Как вы думаете, почему?

IV. Закрепление изученного материала

Бассейн реки Волги

1. В каком направлении течёт река Волга?

2. Какая река является левым притоком Волги?

3. Подпишите на карте цифрой 1 — исток реки Волги, цифрой 2 — исток Камы, цифрой 3 — исток Оки.

4. Какая река — Ока или Кама — начинается севернее?

5. Разгадывание ребусов (ребусы сгенерированы сайтом http://rebus1.com):

Ответы: 1. Волга. 2. Амазонка. 3. Нил.

И завершить наш урок хочется словами поэта Э. Огницвета.

Пусть на Земле не умирают озёра и реки,

Пусть стороной обходит их беда.

Пусть чистой остаётся в них навеки

Студёная и вкусная вода.

V. Домашнее задание

§ 23, выполнить практическое задание № 2 (заполнение таблицы, с. 155 учебника).

Источник

Adblock
detector