Меню

Циклоп в экосистеме озере

Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе на тему «Экосистема озера»

  1. Актуализировать знания об экосистеме, как ячейке живой оболочки Земли;
  2. Дать представление об экосистеме озера, познакомить с ее обитателями;
  3. Подвести к выводу о том, почему экосистема озера рано или поздно прекращает свое существование;
  4. Учить применять полученные знания в знакомой ситуации.
  1. Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, умение сопоставлять и делать выводы.
  2. Развивать умение детей взаимодействовать друг с другом через работу в парах.
  1. Воспитывать интерес к знаниям;
  2. Воспитывать нравственное отношение к природе, чувство ответственности за свое поведение в природе, любовь к природе.
  • Карта полушарий, видеофильм «Нургушский заповедник»
  • демонстрационные карточки (структура экосистемы),
  • иллюстрации с изображением обитателей озера,
  • раздаточный материал.
  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Совместное открытие новых знаний.
  4. Первичное закрепление.
  5. Итог урока.
  6. Домашнее задание.
  7. Рефлексия.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

О чем мы говорили на прошлом уроке?

(Об экосистеме, о почве.)

Что такое почва?

(Почва – это верхний плодородный слой земли. Почва – важнейшая составная часть экосистемы)

Какую роль в экосистеме играет почва?

(В почве завершается круговорот веществ)

Назовите все части экосистемы.

Ответы сопровождаются выставлением демонстрационных карточек.

Живая природа: Неживая природа:
Производители вода
Потребители воздух
Разрушители почва
горные породы

Учитель обращает внимание детей на то, что экосистема разделена на 2 части: живая и неживая природа.

Скажите теперь, что такое экосистема?

(Экосистема – это единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.)

Какие экосистемы существуют?

(Луг, лес, поле, озеро, болото).

Сегодня мы поговорим об одной из экосистем. О какой, узнаете, отгадав загадку:

Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляют прически.
И месяц, и звезды – в нем все отражается.
Как это зеркало называется? (озеро)

3. Совместное открытие новых знаний.

А) Сообщение темы и цели урока.

О какой экосистеме пойдет речь на уроке? (об экосистеме озера).

Чтобы начать знакомство с новой темой, мы должны вспомнить, что такое озеро?

(Озера – природные водоемы со стоячей водой, расположенные в углублениях суши. Если их озера вытекает река, оно называется проточным. Они пресные. Если вода из озера не вытекает, его называют бессточным. Иногда они бывают соленые.)

Голубыми глазами Земли называют озера. Самыми крупными озерами Земли являются Каспийское озеро-море, Верхнее, Виктория, Аральское озеро-море, Гурон, Мичиган.

Гордостью нашей страны является озеро Байкал – самое глубокое озеро в мире. Его глубина достигает 1620 метров (показ на карте полушарий).

В нашей стране около 1 миллиона озер, больших и малых, знаменитых и безвестных. В Кировской области – небольшие озера. Более 60-ти озер насчитывается в Нургушском заповеднике Кировской области, расположенном недалеко от села Вишкиль Котельнического района.

В видеосюжете вы увидите одно из них (демонстрируется фрагмент из видеофильма «Нургушский заповедник»).

Полюбуйтесь на его красоту, окружающую природу, понаблюдайте за обитателями озера.

(После просмотра сюжета обсуждение увиденного)

Б) Постановка задачи урока.

Захотелось ли вам больше узнать об экосистеме озера?

Какова задача нашего урока?

(Больше узнать об обитателях озера; выяснить, как живет экосистема озера).

Давайте вместе выясним, как живет экосистема озера.

В) Совместное открытие новых знаний.

Откройте учебник на странице 44. Рассмотрим рисунок к заданию №1.

Кто обитает в озере? (Озвучивание иллюстрации учебника)

Чем в этой цепи являются водоросли? (Производителями)

Какая «профессия» у рака, беззубки, микробов? (Разрушители)

Проследите, как они взаимосвязаны друг с другом? (Рачки питаются водорослями, карась есть рачков, щука ест карася, мертвыми организмами кормятся раки, улитки, беззубки. Остатки перерабатывают микробы).

Все они соединены зелеными стрелками. Что они обозначают?

(Цепи питания. Передачу органического вещества).

Почему от микробов к водорослям идет коричневая стрелка? Что она обозначает?

(Передачу минерального вещества. Микробы перерабатывают остатки мертвых организмов до минеральных веществ, которые нужны водорослям).

Таким образом, через разрушителей цепи питания замыкаются в круговорот.

Откройте страницу 46, задание №2.

Попробуйте самостоятельно подписать на схеме обитателей озера, которые осуществляют круговорот веществ в экосистеме озера. ( Идет самостоятельная работа. Параллельно один ученик работает у доски, заполняя схему. После завершения работы идет проверка выполнения задания).

Напишем, что обозначают зеленые и коричневые стрелки на схеме.

(Зеленые стрелки обозначают пищевые цепи, передачу органического вещества. Коричневые стрелки – передачу минерального вещества).

Г) Постановка проблемы.

Обратите внимание на то, что от мертвых организмов идет черная стрелка, направленная вниз. Что она обозначает? (Предположения детей)

Прочитаем диалог Лены и Миши на странице 44. Ребята помогут вам найти ответ на этот вопрос. (Чтение диалога вслух по ролям).

Теперь ответьте письменно на вопрос, что обозначает черная стрелка? (Разрушители не справляются со своей работой. А это значит, что круговорот веществ не полностью замкнут).

Что же произойдет с озером, если круговорот веществ не полностью замкнут. (Со временем озеро превратится в болото).

В чем причина? (Разрушители не справляются со своей работой).

Прочитаем вывод на странице 47 и сравним его с нашим выводом.

Так же как у реки, дерева, животного, человека, так и у озера есть свой срок жизни: оно рождается, достигает зрелости, умирает. Но у каждого озера свой срок, своя судьба. Нередко виной преждевременной гибели озера становится сам человек. Озеро могут погубить бытовые и промышленные стоки, спускаемые в него человеком. Они отравляют все живое. В озере бурно разрастаются микроскопические водоросли и заполняют весь водоем. И только разумное поведение человека продлит жизнь озера, позволит ему жить долго.

Е) Рассказ учителя с демонстрацией иллюстраций на доске.

Экосистема озера двухэтажная. Верхний этаж составляют мелкие организмы, которые плавают в толще воды и переносятся течением, их называют планктоном. К нему относятся одноклеточные растения – водоросли и животные. (Демонстрация картинки).

На дне растут более крупные растения: элодея, хара. ( Демонстрация картинок)

Вблизи берегов видны кувшинки: белые — лилии и желтые — кубышки. Они являются исчезающими видами растений и занесены в Красную книгу. ( Демонстрация картинок)

Также по берегам озер растет рогоз (его ошибочно называют камышом), камыш, осока, радуют глаз незабудки. ( Демонстрация картинок)

Это озерные производители.

Множество одноклеточных водорослей привлекает внимание потребителей. Среди них преобладают мелкие рачки: циклопы, дафнии. Их используют в качестве корма для рыб любители аквариумов. ( Демонстрация картинок) Они фильтруют воду, забирая мелкие водоросли. Один такой рачок, которого можно увидеть только в лупу, пропускает за сутки 1 литр воды. Рачками кормятся многие рыбы: карась, плотва, линь, пескарь.

Этими рыбами в свою очередь нередко лакомятся хищные рыбы: окунь, щука.

Это озерные потребители. На дне водоемов живут различные разрушители, которые кормятся остатками умерших организмов. Это многочисленные микробы, раки, улитки и мотыль – небольшие красные червячки, личинки комаров. ( Демонстрация картинок)

Около озера обычно много насекомых: мошек, комаров, стрекоз. ( Демонстрация картинок)

Водомерки скользят по воде как на коньках.

Это потому, что многие из насекомых откладывают яйца в воде. Из них выведутся личинки, а из них взрослые насекомые. Все перечисленные и многие другие обитатели приспособились к совместной жизни в озере и составляют единое сообщество, которое способно поддерживать круговорот веществ в экосистеме озера.

4. Первичное закрепление.

В задании №3 на странице 47 надо определить профессии живых организмов.

(Самостоятельная работа в учебнике с последующей проверкой).

Назовите производителей, потребителей, разрушителей.

Что произойдет, если представители одной из профессий исчезнут? (Нарушится круговорот веществ в экосистеме).

Могут ли они поменяться профессиями?

Выполним задание на карточках.

Наведите порядок в цепи живых организмов, которые осуществляют круговорот веществ в экосистеме озера.

(Самостоятельная работа в парах с последующей проверкой).

5. Итог урока.

Какую экосистему изучали на уроке?

Перед нами стояла задача: разобраться, как живет экосистема озера. Удалось нам это сделать?

Все ли профессии живых организмов есть в озерной экосистеме?

Какая особенность у круговорота веществ в экосистеме озера? (Круговорот веществ в озере не полностью замкнут).

Как вы думаете, какую экосистему будем изучать на следующем уроке? (Экосистему болота).

Почему? (Озеро рано или поздно превращается в болото)

Конечно, нельзя остановить этот естественный процесс. Но человек в силах продлить жизнь озера, замедлить его старение. Для этого нужно прежде всего следить за тем, чтобы в его воду поменьше попадало загрязняющих веществ. Периодические очистки озера и углубление дна также помогают продлить его жизнь.

Каждый несорванный цветок, не сломанная ветка, не пойманная стрекоза, бабочка, не брошенная бутылка – это ваш небольшой вклад в большое дело – сохранение природы для будущих поколений. Помните об этом, ребята!

6. Домашнее задание.

  1. Прочитать материал урока 12, ответить на вопросы на странице 47.
  2. Составить памятку об охране озер.
  3. Нарисовать плакат, призывающий бережно относиться к озерам.

7. Рефлексия.

С какими мыслями каждый из вас уходит с урока? Кто хочет их произнести вслух?

Источник

Отряд: Cyclopoida = Веслоногие ракообразные

Фото

  • Тип: Arthropoda = Членистоногие
  • Класс: Crustacea = Ракообразные, раки
  • Подкласс: Copepoda Milne-Edwards, 1840 = Веслоногие
  • Отряд: Cyclopoida Burmeister, 1834 = Веслоногие ракообразные
  • Род: Cyclops Muller, 1776 = Циклопы

Отряд: Cyclopoida Burmeister, 1834 = Веслоногие ракообразные

Отряд веслоногих ракообразных — Cyclopoida — наибольшим количеством видов представлен в пресных водах.

ФотоПресноводные циклопы живут во всевозможных водоемах, от мелких луж до крупных озер, причем нередко встречаются в очень большом количестве экземпляров. Основной зоной их обитания служит прибрежная полоса с зарослями водных растений. При этом во многих озерах к зарослям определенных растений приурочены определенные виды циклопов. Так, например, для Валдайского озера в Ивановской области описано 6 группировок растений с соответствующими им группировками видов циклопов.

Читайте также:  Озера в озерках можно ли купаться

Сравнительно немногие виды могут считаться настоящими планктонными животными. Некоторые из них, принадлежащие преимущественно к роду Mesocyclops, постоянно обитают в поверхностных слоях воды, другие (Cyclops strenuus и другие виды того же рода) совершают регулярные суточные миграции, опускаясь днем на значительную глубину.

Фото

Плавают циклопы несколько иначе, чем каланнды. Одновременно взмахивая четырьмя парами грудных ножек (пятая пара редуцирована), рачок делает резкий прыжок вперед, вверх или вбок, а затем при помощи передних антенн может некоторое время парить в воде. Поскольку центр тяжести его тела смещен вперед, во время парения его передний конец наклоняется и тело может принять вертикальное положение, причем погружение замедляется. Новый взмах ножками позволяет циклопу подняться. Эти взмахи молниеносны — они занимают 1/60 секунды.

Большинство циклопов хищники, но среди них есть и растительноядные виды. Такие обычные, широко распространенные виды, как Macrocyclops albidus, M. fuscus, Acanthocyclops viridis и многие другие, быстро плавают над дном или среди зарослей в поисках добычи.

При помощи своих антенн на очень коротком расстоянии они чуют мелких олигохет и хирономид, которых хватают вооруженными шипами передними челюстями. В передаче пищи жвалам участвуют задние челюсти и ногочелюсти. Жвалы совершают быстрые режущие движения в течение 3-4 секунд, за которыми следует минутная пауза. Циклопы могут поедать олигохет и хирономид более крупных, чем они сами. Скорость поедания жертв зависит от их размеров и от твердости их покровов. Для размельчения и заглатывания мотыля длиною 2 мм требуется 9 минут, а личинка длиною 3 мм уничтожается уже в течение получаса. Более нежный, хотя и более длинный (4 мм), малощетинковый червь Nais поедается всего за 3,5 минуты.

Хищные циклопы нападают не только на таких малоподвижных животных, как сидящие на дне или на растениях олигохеты и мотыли, но и на плавающих в воде других рачков, в том числе и на себе подобных, а также на коловраток и т. д. Они охотно заглатывают и личинок паразитических червей — корацидиев широкого лентеца и личинок ришты — и становятся, таким образом, промежуточными хозяевами этих паразитов человека. Неоднократно наблюдалось нападение циклопов на икринки и даже личинок рыб.

Растительноядные циклопы, в частности обычные Eucyclops macrurus и Е. macruroides, питаются главным образом зелеными нитчатыми водорослями (Scenedesmus, Micractinium), захватывая их приблизительно так же, как хищные захватывают червей и мотылей; кроме того, используются различные диатомовые, перидиниевые и даже сине-зеленые водоросли. Многие виды могут поедать только относительно крупные водоросли. Mesocyclops leuckarti быстро набивает себе кишечник колониями Pandorina (диаметр колонии 50-75 мк) и почти совсем не заглатывает мелких Chlamydomonas.

Пресноводные циклоны распространены очень широко. Некоторые виды встречаются почти повсеместно. Этому способствуют прежде всего приспособления к перенесению неблагоприятных условий, в частности способность рачков переносить высыхание водоемов и в виде цист пассивно расселяться по воздуху. Кожные железы многих циклопов выделяют секрет, обволакивающий тело рачка, часто вместе с яйцевыми мешками, и образующий нечто вроде кокона. В таком виде рачки могут подвергаться высыханию и вмерзанию в лед, не теряя жизнеспособности. В опытах Камерера циклопы быстро выводились при размачивании сухого ила, сохранявшегося около 3 лет. Поэтому нет ничего удивительного в появлении циклопов в весенних лужах, возникающих при таянии снега, в только что залитых рыбоводных прудах и т. д.

Второй причиной широкого распространения многих видов циклопов следует считать стойкость рачков, находящихся в активном состоянии, по отношению к недостатку кислорода в воде, кислой ее реакции и многим другим факторам, неблагоприятным для остальных пресноводных животных. Cyclops strenuus в течение нескольких дней может жить не только при полном отсутствии кислорода, но даже в присутствии сероводорода. Некоторые другие виды также хорошо переносят неблагоприятный газовый режим. Многие циклопы превосходно существуют в воде с кислой реакцией, при высоком содержании гуминовых веществ и крайней бедности солей, например в водоемах, связанных с верховыми (сфагновыми) болотами.

Тем не менее известны виды и даже роды циклопов, ограниченные в своем распространении какими-нибудь определенными, в частности температурными и солевыми, условиями. Так, например, род Ochridocyclops обитает только в озере Охрид в Югославии, род Bryocyclops — в Юго-Восточной Азии и в экваториальной Африке. К последнему роду близок исключительно подземный род Speocyclops, виды которого найдены в пещерах и грунтовых водах Южной Европы, Закавказья, Крыма и Японии. Эти слепые мелкие рачки считаются остатками некогда более широко распространенной теплолюбивой фауны.

Источник



Циклоп в экосистеме озере

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом. Подробнее >>>

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе «Введение в природопользование» Подробнее >>>

Зимние учеты птиц России!
Приглашаем биологические кружки, профессиональных орнитологов и просто любителей птиц принять участие в программах зимних учетов птиц «Parus» и «Евроазиатские Рождественские учеты» в зимний сезон 2020-2021 годов. Подробнее >>>

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Соревнования по полевой ботанике «ВЕСЕННЯЯ ФЛОРА» пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографиям). К участию в соревновании приглашаются школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе Европейской части России. Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>

Наши авторские методические материалы по водной экологии и гидробиологии:
В нашем Интернет-магазине по некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы по водной и околоводной флоре и фауне России:

компьютерные цифровые (для PC-Windows) определители: Пресноводные беспозвоночные, Рыбы, Амфибии, Рептилии,
приложения-определители для смартфонов и планшетов на Андроиде: Водные беспозвоночные, Рыбы, Амфибии, Рептилии (их можно скачать в Google Play ),
приложения-определители для iPhone и iPad: Рыбы, Амфибии (их можно загрузить в AppStore ),
карманные полевые определители: Пресноводные рыбы, Обитатели водоемов, Растения болот, Растения пресных вод, пособие «Основы гидроботанических исследований»,
цветные ламинированные определительные таблицы: Водоросли, Цветы водоемов и болот, Водные беспозвоночные, Пресноводные и проходные рыбы, Амфибии и рептилии,
определитель серии «Энциклопедия природы России»: Насекомые.

Циклопы — семейство Cyclopidae

Циклопы (Cyclopidae) — относительно небольшое семейство подкласса Веслоногих (Copepoda) рачков, которые в отличие от дафний передвигаются не при помощи усиков-антенн, а пользуются для передвижения в воде гребными ножками-веслами (о чем и говорит название их подкласса — «веслоногие»). В отличие от дафний у циклопов не два глаза, а один. Большинство циклопов ведёт придонный образ жизни, лазая по макрофитам, илу и камням. В связи с этим тело циклопов сильно сплющено в спинно-брюшной части, а антенны укорочены. В состав семейства на территории Европы и стран бывшего СССР входит примерно 125 видов.

Синонимы. Прыгунчики.

Происхождение названия. На голове у циклопов расположен один (непарный) глаз, отчего рачок и получил свое название по имени одноглазого гиганта из древнегреческой мифологии.

Внешний вид. В отличие от дафний циклопы не имеют раковинки, и тело их ясно разграничено на головогрудь и брюшко (рис. 1). Антеннулы, служащие для плавания, одноветвистые.

Эллипсовидная головогрудь, или цефалоторакс состоит из головы и 5 члеников груди, из которых первый слит с головой; последний членик груди суженный; он не шире брюшка, причем передний край его уже заднего.

На голове находится непарный глаз (рис. 1: 1). Антенны первой пары или антеннулы (2) у циклопов короткие, состоят из 14-17 члеников, усаженных щетинками; антеннулы самца на конце изогнуты и подвижны. Антеннулы усажены короткими волосками и щетинками; они упруги и представляют орган движения и парения циклопа. Вторая пара антенн укороченная.

Ротовое отверстие окружено парою мандибул, двумя парами максилл и парой ногочелюстей. Мандибулы (рис. 2: 2) снабжены жевательными лопастями, бугорок с тремя щетинками является их редуцированным щупиком; базальная часть первой максиллы зазубренная; вторые максиллы и челюстные ножки четырёхчлениковые.

Из пяти пар грудных ножек четыре первых уплощенные; они состоят из основного членика и двух ветвей — экзоподита и эндоподита, в каждой ветви по 2 или по 3 членика, усаженных длинными перистыми щетинками (рис. 2: 3). Грудные ножки функционируют в качестве отрывочно бьющих гребных органов — вёсел. Пятая пара ножек у обоих полов рудиментарна.

Брюшко состоит из 5 члеников и несет 4 пары плавательных ножек. Пятая пара у самцов преобразована в орган для удержания самки при половом процессе. У самок два первых сегмента слиты в генитальный сегмент, по бокам которого находятся два половых отверстия, а посредине семеприемник. У самок по бокам тела часто можно видеть парные яйцевые мешки (рис. 1: 7). Последний членик брюшка раздвоен и несет два отростка — вилочку (рис. 1: 8) — каудальные ветви с четырьмя перистыми щетинками, из которых две средних значительно длиннее прочих.

Читайте также:  Розовое озеро алтайский край от новосибирска

Циклопы. 1 - Cyclops strenuus, 2 - мандибулы и максиллы циклопа, 3 - грудные ножки (первая и вторая) циклопа Cyclops languidus, 4 - погружение циклопа в толщу воды, 5 - копуляция у циклопа Cyclops fuscus, 6 - науплиус циклопа, 1-я стадия

Рис. 2. Циклопы. 1 — Cyclops strenuus, 2 — мандибулы и максиллы циклопа, 3 — грудные ножки (первая и вторая) циклопа Cyclops languidus, 4 — погружение циклопа в толщу воды, 5 — копуляция у циклопа Cyclops fuscus, 6 — науплиус циклопа, 1-я стадия

Внутреннее строение. Ротовая полость большая. Рот циклопа ведёт в глотку, за которой следует широкий желудок и узкая задняя кишка с анальным отверстием, лежащим между ветвями вилки.

Желудок очень объемистый, в передней части выстлан эпителием. Функция отдельных эпителиальных клеток распределяется следующим образом: начальные клетки — трофические, фибриллярные ресорбирующие воду и растворенные в ней вещества, альвеолярные — ресорбирующие жиры, вакуолизированные — содержащие секреты и экстракты.

Сердце у циклопов отсутствует. Кровеносных сосудов нет. Органы омывает бесцветная гемолимфа, движению которой способствует пульсация кишечника.

Нервная система в виде головного «мозга», брюшной тяжи, образующего «лестницу», узлов нет.

Размеры. Циклопы обычно меньше дафний — длина циклопа не превышает 4 мм (от 1 до 5,5 мм).

Движение. Циклопы плавают, взмахивая четырьмя парами грудных ножек. Рачок делает резкий рывок вперед, вверх или вбок, а затем, благодаря передним антеннам, может некоторое время парить в воде. Взмахи происходят молниеносно, за 1/60 секунды. Скорость движения копеподитов и половозрастных самок — 4-6 мм/с.

Одновременным ударом антенн и гребных ножек циклоп порывисто продвигается вперед, делая как бы прыжок в воде; отсюда и произошло другое название этих рачков — «прыгунчики». «Прыгнув», рачок широко расставляет антенны, как бы висит на них и затем начинает медленно опускаться вниз. Положение тела рачка при этом мало-помалу меняется: цефалоторакс склоняется вниз, а брюшко направляется косо вверх (рис. 2: 4); нередко случается, что циклоп поворачивается в воде головою вниз; в такой позе темпы его опускания вниз несколько задерживаются; каудальные перистые щетинки при этом вместе с цефалотораксом; и антеннулами оказывают большее сопротивление погружению вниз тела рачка, чем при первоначальном его положении. Опустившись на несколько сантиметров вниз, рачок с помощью очередного прыжка снова продвигается вперед и выше.

Передвигаясь ритмическими скачками, циклоп может хорошо держаться на одном уровне, поднимаясь вверх и опускаясь вниз под углами различной крутизны. Циклоп может плавать с одинаковой легкостью, перевернувшись на спину. Циклоп хорошо описывает дуги, делает мертвые петли, однократные , и множественные, прямые и обратные, Циклоп может делать поворот под углом 90°, вращаться вокруг оси не только со снижением, напоминающим витки самолета в штопоре, но и с поднятием вверх. Характер фигур, выполняемых циклопом, очень сходен с фигурами высшего пилотажа. Обладание фигурами высшего пилотажа, необходимыми для самолетов-истребителей, несомненно облегчает циклопу — активному хищнику — возможность обеспечить себе существование охотой за водными обитателями, служащими ему пищей.

Дыхание. Жаберных придатков на ножках нет; циклоп, как и все веслоногие, дышит всей поверхностью тела.

Питание. Циклопы — хищники и питаются простейшими, коловратками, мелкими рачками. В отличие от большинства дафний циклопы нападают и поедают почти все живое, что встречается им и значительно не превышает их размеров. Поэтому циклопы в аквариумах могут быть опасными не только для икры рыб, но и для только что вылупившихся из икры мальков. Правда, и среди циклопов есть такие, которые питаются растительной пищей — главным образом, зелеными нитчатыми водорослями.

По типу охоты циклопы преимущественно активные хвататели. Циклоп захватывает пищу активно с помощью ногочелюстей. В поисках добычи они непрерывно передвигаются над субстратом. Если циклоп сталкивается с жертвой (коловратка, планктонные ракообразные и др.) и его попытка схватить ее оканчиваете неудачей, он никогда ее не преследует. Схватив добычу, циклоп либо продолжает с ней быстро плыть, либо опускается на дно. Процесс умерщвления более крупных животных (личинки хирономид, олигохеты), способных сопротивляться, затягивается. Нередки случаи, когда несколько циклопов одновременно уничтожают одну крупную особь.

Основные хватательные органы циклопов — максиллы. Пойманная добыча переминается максиллами в пищевой комок, размельчается мандибулами и проглатывается. Роль мандибул также сводится к разрыванию жертвы на части.

Экспериментально установлено, что крупные циклопы заглатывают целиком простейших, мелких коловраток, науплиусов, копепод размерами не более 150 мк, предварительно разрывая на части, а у молоди ветвистоусых рачков, копеподитные стадии копепод, олигохет, крупных ракообразных и личинок хирономид выедают только содержимое. Обычно в кишечнике циклопов содержится бесформенная масса с остатками беспозвоночных.

Избирательность корма в значительной мере определяется доступностью жертвы: ее размерами, подвижностью и прочностью покровов тела. Циклопы отдают предпочтение беспозвоночным с нежным покровом тела, отличающимся малоподвижностью. Наряду с этим некоторые виды способны с достаточной эффективностью потреблять различные группы фитопланктона.

Каннибализм среди циклопов одного возраста наблюдается редко даже при высокой численности. При содержании в одном сосуде разновозрастной популяции молодые особи становятся жертвами более старших.

Личинки циклопов (науплиусы) поедают простейших, бактерий, детрит и компоненты фитопланктона. Размеры захватываемых частиц лежат в пределах 2-40 мк.

Суточный рацион циклопов варьирует незначительно и в среднем составляет около 50% веса тела. Усвояемость животной пищи определяется ее составом и температурными условиями. В среднем для простейших, коловраток и ветвистоусых при температуре 15-20°С она равна 70%, с колебаниями от 50 до 87%.

Хищные виды циклопов охотно нападают также на кладки икры и личинок рыб, нередко причиняя значительный ущерб рыбному хозяйству. Потери икры некоторых видов рыб за счет выедания циклопами достигают 75%. В экспериментальных условиях Асаnthocyclops vernalis, Асаnthocyclops bisetous, Mesocyclops crassus уничтожали в течение 1-2 дней до 50% личинок рыб. В наибольшой степени подвержены нападению циклопов икра осетровых, личинки карпа, белого толстолобика, сельди и др.

Образ жизни. В отличие от дафний, которых в холодное время года обнаружить в водоеме очень трудно, циклопы обитают там круглый год. Как и дафнии, циклопы прекрасно приспособились к различным неблагоприятным условиям жизни. Когда водоем насквозь промерзает или высыхает, циклопы обволакиваются особым веществом, которое сами выделяют, в результате вокруг рачка образуется своеобразный кокон. В таком коконе циклоп и может вмерзнуть в лед или остаться на дне пересохшей лужи. Были поставлены опыты, когда циклопы сохранялись в сухом иле, пролежавшем без воды три года. Вот почему циклопы так быстро появляются в весенних и дождевых лужах.

Отношение циклопов к различным экологическим факторам водной среды изучено недостаточно полно. Выделяются группы эвритермных, широко приспособляющихся к колебаниям температуры, и стенотермных, приуроченных к определенным температурным условиям, видов. Примерно такое же деление (эври- и стеногалинные виды) принято по отношению к общей солености. Циклопы удовлетворительно переносят низкую концентрацию кислорода в воде при отсутствии свободного СО2.

Распространение. Циклопы распространены по всему земному шару. При изучении любого водоема — от маленькой лужи до океана — исследователь встречается с этими рачками. Планктонная сеть, протянутая на любой глубине океана, в жарких тропиках или в холодных приполярных водах, приносит улов, состоящий преимущественно из веслоногих рачков. В пресных ручьях и озерах, в глубоких темных пещерах также обитают эти ракообразные. Они массами плавают во всех обычных пресноводных водоемах, часто не уступая по численности ветвистоусым.

Местообитания. Наибольшее разнообразие циклопов отмечено в прудах и озерах. Их излюбленный биотоп — зона зарослей прибрежной водной растительности, где они ведут придонный образ жизни и ползают, изгибаясь, по поверхности растений, ила и камней. На глубинах крупных водоемов представители этого семейства обычно отсутствуют.

Размножение и развитие. Для веслоногих характерно половое размножение. Партеногенеза у них не наблюдается.

Если вы присмотритесь к циклопам через увеличительное стекло, то обязательно отметите, что у одних рачков в конце тела есть небольшие мешочки — один или два,- а у других нет. Небольшие мешочки — это мешочки с яйцами, или, как их называют, яйцевые мешки (см. фото 1 и рисунок 1). А рачки с яйцемешочками — это самки циклопов. Рачки без яйцемешочков — самцы.

Половые железы у обоих полов непарные; они расположены над пищеводом; два тонких семепровода самца расширены на концах в сперматофорный мешок; семеприемник самки представляет небольшое впячивание стенки тела. При копуляции самец держится за четвертую пару ножек самки и приклеивает около её семеприемника два сперматофора (рис. 2: 5). Яйца при выходе из яйцеводов склеиваются при помощи секрета особых клеевых желез, образуя два удлинённых яйцевых мешка, которые самка носит по сторонам генитального сегмента, пока из них не вылупится личинка — науплиус.

Личинок циклопов с удовольствием поедают рыбы, особенно молодь. Размножаясь с большой скоростью, циклоп, как и дафния, быстро заселяет подходящий для него водоем.

Внешний вид личинки. Личинка циклопа — науплиус, обладает яйцевидным телом (рис. 2: 6) с двумя щетинками на конце, непарным глазом и тремя парами плавательных придатков, соответствующих первым и вторым антеннам и мандибулам. Первая пара придатков не разветвлена, вторая и третья двуветвиста.

Науплиус оживлённо плавает в воде, растет и линяет. Циклоп за время своего метаморфоза проходит через пять науплиальных и шесть копеподитных стадий; первые не сегментированы, вторые явственно сегментированы; 6-я копеподитная стадия соответствует взрослому половозрелому животному.

Читайте также:  Песчаное онежское озеро отдых

Продолжительность метаморфоза зависит в первую очередь от температурных условий окружающей среды. Например, у Acanthocyclops viridis при 22-23°С развитие яйца продолжается всего два-три, а при низких температурах — 10-15 дней. При оптимальной температуре метаморфоз длится 28-30 дней, а при низкой температуре — несколько месяцев.

При температуре 10,8°С инкубационный период с момента выхода яиц из яйцеводов до вылупления науплиусов составляет четыре-шесть, а при температуре 20-27°С — один-два дня. Общая продолжительность науплиальной стадии при низких температурах 20,7, при оптимальной — шесть дней. Весь копеподетный период при температуре 10,8°С длится 22, при 20-27°С 14-15 дней. Половая зрелость при указанных температурах наступает соответственно через 40 и 28 дней. У Macrocyclops albidus с момента вылупления науплиусов и достижения половозрелости проходит в среднем 21 день при температуре 16 и 16 дней при 22°С. У Mesocyclops leuckarti весь метаморфоз занимает 17-18 дней при 20 и 10-16 дней при 22°С. Обычно при этой температуре яйца созревают за один-два дня. У Acanthocyclops vernalis вынашивание яйцевых мешков при температуре 9-10°С длится примерно восемь дней. Общая продолжительность развития от яйца и до достижения половозрелости при данной температуре составляет около двух месяцев.

Заслуживает внимания способность таких видов, как Acanthocyclops vernalis, Microcyclops minutus, Cyclops strenuus и других выдерживать полное высыхание на различных стадиях развития. Яйца Acanthocyclops bicuspidatus и Acanthocyclops bisetous переносят его только в прикрепленных к телу самки мешках. Когда последние оторваны от самки, яйца погибают. У этих видов яйцевые мешки обволакиваются особым секретом, выделяемым кожными железами. Он покрывает и все тело рачка.

У циклопов, как и у других представителей веслоногих ракообразных, различают моно- и полициклические виды (одна, две и более генераций в год соответственно). Количество поколений у одного и того же вида варьирует в зависимости от типа водоема. Виды, полицикличные в постоянном водоеме, могут быть ди- и моноцикличными в очень мелком, временном или пересыхающем водоеме.

Хозяйственное значение. Значение циклопов в жизни водоемов очень велико. Развиваясь на протяжении всего вегетационного сезона в исключительно больших количествах они служат пищей для рыб всех возрастных групп. В продуктивных прудах их сырая биомасса достигает 20 г/м 3 и более, а продукция за вегетационный период — 320 г/м 3 , что в пересчете на гектар водной площади составляет 32 центнера. В малых водохранилищах продукция веслоногих за такой же период достигает 22-25 ц/га. В экспериментальных условиях копеподитные стадии циклопов потребляются личинками карпа, рыбца, судака, растительноядных рыб, сига и других видов рыб с первых дней их постэмбрионального развития. Веслоногие нередко являются единственной пищей рыб планктофагов. Для рыб охота на циклопов — тоже не простое дело, поскольку эти рачки очень подвижны, и поймать их не так легко.

Сами циклопы служат пищей многим рыбам и малькам. Они также могут служить промежуточными хозяевами паразитических червей (ришты, широкого лентеца и других).

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
В нашем Интернет-магазине по некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные цифровые (для PC-Windows) определители Дневные бабочки, Насекомые-вредители леса, Пресноводные беспозвоночные,
приложения-определители ЭкоГид для смартфонов и планшетов на Android и iOS: Бабочки, Насекомые-вредители, Водные беспозвоночные (их можно скачать в Google Play или загрузить в AppStore ),
цветные ламинированные определительные таблицы: Дневные бабочки средней полосы, Пресноводные беспозвоночные,
карманные полевые определители Обитатели водоемов и Насекомые России
определитель серии «Энциклопедия природы России»: Насекомые.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира — фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.

В разделе Методические материалы Вы также можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром «Экосистема» печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц «Грибы, растения и животные России», компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов «Как организовать полевой экологический практикум»), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Источник

Экосистема озера: общее описание

По своему строению и принципу действия природные экосистемы являются открытыми системами. Неотъемлемое условие их функционирования заключается в возможности отдавать и получать различные виды энергии и ресурсов. Без этого вечного круговорота ограниченные ресурсы Земли рано или поздно исчерпались бы. Кроме того, экосистемой считается только та система, которая способна существовать без внешнего вмешательства. Все необходимое для функционирования она производит сама. Для поддержания непрерывного потока веществ в любой отдельно взятой экосистеме должны присутствовать функционально разные группы живых организмов.

По размеру занимаемой территории, а также количеству вовлеченных в круговорот элементов живой и неживой природы различают системы четырех видов. В самом низу находится микроэкосистема, простейшим примером которой может послужить капля человеческой крови или воды из реки. Далее следуют мезоэкосистемы. К данной категории относится экосистема озера, водоема, прерии, степи или, например, леса. На третьем месте находятся макроэкосистемы, которые представляют собой целые континенты и океаны. И самой крупной экосистемой считается сама планета Земля, точнее сказать — вся жизнь на ней. Данная система носит название глобальной.

Основным источником энергии в озере является солнечный свет. Когда лучи проходят через толщу воды, большую часть энергии поглощает планктон, чтобы затем использовать ее для процессов фотосинтеза. Оставшийся свет постепенно поглощается самой водой. Поэтому освещенность на верхних уровнях всегда большая, а ближе ко дну уменьшается. Любая достаточно крупная экосистема озера имеет так называемый компенсационный уровень. Это глубина, которой достигает минимально необходимое растениям количество света. Фотосинтез у таких растений замедляется, чтобы уравновесить другие показатели – дыхание и расход пищи.

Расположение компенсационного уровня напрямую зависит от свойств воды, ее чистоты и прозрачности. Он является некой условной разделительной линией. Выше нее растения вырабатывают избыточное количество кислорода, которым затем пользуются другие живые организмы. А ниже разделительной линии кислорода, наоборот, слишком мало. Основная его часть попадает на глубину из других, верхних слоев воды. Таким образом, ниже компенсационного уровня обитают только те живые организмы, которые могут обходиться минимальным количеством кислорода.

Общее распределение обитателей

Очевидно, что на верхних уровнях экосистема озера заселена куда большим разнообразием видов, чем в придонной зоне. Данный факт обусловлен более благоприятными условиями для жизни, количеством пищи, тепла и кислорода на мелководных участках. Там во множестве обитают укореняющиеся светолюбивые растения: лилии, камыши, тростник, стрелолист.

Они, в свою очередь, служат убежищем для насекомых и членистоногих, червей, моллюсков, головастиков. Также здесь находят себе пищу многие виды рыб. Самые мелкие членистоногие, для существования которых требуется большое количество света, живут у самой поверхности. Здесь же произрастает свободно плавающая ряска.

На своих нижних уровнях озерная экосистема становится местом обитания для разного рода редуцентов, питающихся отмершими останками животных и растений. Также здесь обитают многие хищные виды рыб, такие как щука и окунь, и некоторые беспозвоночные организмы. Эти виды или питаются опускающимися с верхних слоев воды мертвыми существами или охотятся друг на друга.

Влияние загрязнения на озерные экосистемы

Одним из важнейших природных элементов для таких систем является фосфор. От его количества зависит общая продуктивность экосистемы. Естественное содержание данного вещества в озерной воде невелико, но человеческая деятельность приводит к значительному увеличению концентрации. К основным причинам следует отнести попадающие в озеро отходы производства, слив сточных вод, избыточное использование удобрений, которые затем смываются дождями и подземными потоками. Все это привносит в экосистему несвойственное ей избыточное количество фосфора.

В результате нарушается структура и продуктивность отлаженной системы: начинает стремительно возрастать количество планктона, от которого вода приобретает мутно-зеленоватый оттенок. Озеро начинает «цвести», но это только первая стадия. Далее оно загрязняется элементами питания, воды становятся менее насыщенными кислородом и солнечным светом (планктон в огромных количествах поглощает то, что должны были получить другие обитатели). Последнее нарушает деятельность редуцентов, из-за чего вода наполняется медленно гниющими останками. На финальной стадии растения начинают вырабатывать токсины, вызывающие массовую гибель рыбы.

Другой вид загрязнения, из-за которого существенно страдает экосистема озера – тепловое. На первый взгляд оно не кажется серьезным: тепловое загрязнение не добавляет в воду никаких химических веществ. Но ведь нормальное функционирование системы зависит не только от состава среды, но и от температуры. Ее повышение также способно спровоцировать рост растений, который запускает медленную, но верную гибельную реакцию. Кроме того, отдельные виды рыб и беспозвоночных приспособлены к жизни в узких температурных рамках. Повышение или понижение температуры в этом случае замедляет рост организмов или убивает их.

Данный вид загрязнения возникает в результате промышленной деятельности человека. Например такой, которая использует озерную воду для охлаждения турбин на заводах и электростанциях.

Источник

Adblock
detector