Меню

Сплав по реке читать

Как организовать первый сплав по воде

С рыбалкой, походной баней и посиделками у костра

Я занимаюсь водным туризмом семь лет.

Мария Палагина ходит в водные походы семь лет

За это время я сплавлялась по рекам средней полосы, Карелии, Урала и Грузии. Еще ходила на байдарке по озерам и Белому морю.

Мне нравятся походы, потому что в них можно увидеть новые места и побыть наедине с природой. Еще организовать сплав самостоятельно дешевле, чем покупать в агентстве.

В статье расскажу, как самостоятельно организовать первый водный поход, не разориться и не разочароваться.

Зачем идти в поход самостоятельно

Чтобы сплавиться по воде, можно купить готовый тур. Такие продают везде, где есть реки и озера. В среднем двухдневный тур стоит 5 тысяч рублей на человека. В цену включен прокат плавсредства, весел и жилета, еда, помощь инструктора и аптечка. Если в тур входит размещение в палатках, аренда кухонной утвари и трансфер, цена будет около 8 тысяч рублей.

Это статья о сплаве на спокойной воде. Об экстремальном сплаве читайте в другой статье Т⁠—⁠Ж

Мы с друзьями ходим в самостоятельные походы. В них намного больше свободы: мы сами выбираем плавсредства, составляем маршрут и меню. Это удобно, потому что среди нас есть аллергики и человек, который не выносит тушенку.

Еще мы заранее знаем состав команды. В походах люди находятся рядом 24 часа в сутки: вместе разбирают и ставят лагерь, гребут, варят суп. С незнакомцами это может быть непросто. Когда мы с друзьями идем в поход, то точно знаем, что нам будет комфортно друг с другом.

В конце концов, за организацию самостоятельного тура не нужно платить. Весной 2018 года мы сплавлялись по реке Сакмаре командой из шести человек. Поход обошелся нам в 30 000 Р на группу. Сплав через агентство стоил бы 53 000 Р .

Для первого водного похода не нужна специальная физическая подготовка. Достаточно быть выносливым, чтобы нести рюкзак со снаряжением хотя бы полчаса и грести 2—3 часа с перерывами. По энергозатратам такая гребля аналогична интенсивной ходьбе.

Когда идти

Если вы никогда не ночевали в палатке, советую планировать поход на лето. Весной и осенью ночевка на открытом воздухе без привычного матраса может показаться экстремальной, а внезапные дожди или даже заморозки могут полностью испортить первое впечатление от походов.

В мае 2014 года мы впервые сплавлялись по реке Шуе в Карелии. Когда ложились спать, на улице было 10 °C и накрапывал мелкий дождь. Но за ночь выпал снег, а температура упала до нуля. Мы к такому не готовились — у некоторых членов команды экипировка не подходила для заморозков. Спать было ужасно некомфортно: мы постоянно просыпались от холода и в итоге не смогли нормально отдохнуть.

В летнее время тоже может не повезти с погодой, особенно на Севере. Когда мы были в Мурманской области, дождь шел три дня. Один день мы переждали в лагере, но во второй пришлось все-таки грести. Настроение испортилось, и казалось, что поход не удался. Сейчас мы вспоминаем его как удачный: если бы не серость и сырость, мы бы не испытали себя и снаряжение.

Где сплавляться

В первый поход рекомендую идти в своем регионе. Так вы не потратите много времени на дорогу, а климат будет привычным. Если все-таки хотите съездить в другой регион России, рекомендую среднюю полосу, Карелию и Урал.

Средняя полоса. Туристы из Москвы ездят в Московскую, Тверскую, Калужскую, Тульскую области. Для первого похода подойдут спокойные реки, например Тверца, Угра и Клязьма. На Клязьме можно попробовать маршрут Войново — Омутищи , на Тверце — Тверецкий — Торжок , на Угре — Знаменки — Городец.

Эти маршруты хороши тем, что летом здесь комфортная температура воды. Водоемы хорошо прогреваются — можно комфортно мыться и купаться. Из минусов — грязная вода. Пить из рек не стоит, лучше сначала прокипятить или отфильтровать. Мы делаем и то и другое.

Средняя полоса густо заселена по сравнению с Карелией или Уралом. На берегах рек часто встречаются населенные пункты, а железнодорожные станции расположены в пешей доступности. За счет этого удобно подбирать маршруты разной длины. Например, на Клязьме можно выбрать маршрут Войново — Омутищи протяженностью 25 км, а можно Усад — Омутищи — Петушки — Копнино протяженностью около 90 км. Оба маршрута подойдут для новичков.

На реках в центральной России много отдыхающих, например рыбаков, туристов и дачников. С одной стороны, это минус: нет уединения и звенящей тишины, как в глуши вдали от Москвы. С другой стороны, много людей — это плюс для новичков. Даже если хорошо подготовиться, в походах часто происходят неожиданные вещи. Например, можно сломать байдарку или потерять единственный нож. В таком случае придут на помощь рыбаки или дачники.

Мы опытные туристы, но в последнем весеннем походе даже нам пришлось дважды обращаться за помощью. Когда мы сплавлялись на Южном Урале, то не успели остановиться перед бурным порогом. Байдарка наших друзей перевернулась, мы увидели проплывающие вещи и начали их ловить. К счастью, рядом оказалась другая туристическая группа. Они помогли поймать байдарку, вылили из нее воду и собрали мелочи, которые прибило к берегу. Если бы не другие туристы, мы бы точно остались без байдарки или весла: вещи расплывались в разные стороны, поймать все не хватало рук.

В тот раз мы утопили только посуду — пришлось просить ее у местных жителей. Отзывчивые башкиры подарили нам кастрюлю, бидон, ложки, поварешку и проволоку. Без них нам пришлось бы заканчивать поход: еду было бы просто негде приготовить.

Карелия — доступный вариант отдыха. Почти на всех маршрутах большое количество препятствий, поэтому в первый раз в поход лучше взять с собой опытных туристов. На мой взгляд, новичкам подойдет сплав по Суме или Суне.

Я фанат северной природы и поклонник непопулярных маршрутов, поэтому при прочих равных для похода выберу Карелию. Здесь тысячи рек и озер — легко найти маршрут, на протяжении которого можно не встретить ни одного человека. Например, за двухнедельный поход по реке Винче наша группа встретила только одного охотника.

В карельских реках чистая прозрачная вода, которую можно пить без кипячения и фильтрации. Летом и осенью в Карелии отличная рыбалка, поэтому мы не берем мясо для трети ужинов и заменяем его рыбой.

Урал — менее популярное направление у байдарочников. Реки в основном имеют снеговое питание, поэтому сильно мелеют летом. Летом можно сплавляться только по крупным рекам, например Белой.

На Урале мутная вода, поэтому ее надо фильтровать или отстаивать. За счет снегового питания она такая же холодная, как и на Севере. Но в целом в майские праздники на Урале часто теплее и солнечнее, чем в Карелии.

Выбор маршрута

Чтобы не ошибиться с маршрутом, нужно понять, какой он сложности. Мы пользуемся методикой маршрутов Федерации спортивного туризма России. По ней все маршруты делятся на шесть категорий, которые складываются из протяженности и сложности препятствий. Препятствия тоже делятся на шесть категорий.

Для начинающих подойдут маршруты без препятствий или с препятствиями первой категории сложности. К ним относятся мелководные реки с невысокими волнами. На более сложных препятствиях, начиная со второй категории, можно перевернуться, сесть на камень и продрать дно, врезаться в берег или камень и сломать каркас судна.

Выбрать маршрут помогут отчеты туристов. В них те, кто уже сходил в поход, описывают водоем, возможные места для стоянок и дороги, по которым можно вернуться в цивилизацию. Там же обычно указана сложность маршрута.

Отчеты можно найти в библиотеке отчетов о спортивных походах или в Гугле по запросу «сплав по реке отчет». Некоторые туристы ведут блоги. Например, я пишу о походах в живом журнале. Если отчет старше 3—5 лет , лучше уточнить обстановку на маршруте на форумах, например «Скитальце». За это время что-то могло поменяться.

В библиотеке отчетов есть шесть отчетов по водоемам Карелии, подходящим для начинающих

Для первого раза подойдет маршрут длительностью до пяти дней, чтобы осталось время на отдых перед рабочей неделей. По нашему опыту, в день комфортно проходить 15 км. Хорошо подготовленная группа может проходить 30 км или больше. Если предстоит собирать или разбирать плавсредство, маршрут сократится: вместо 15 км успеете пройти семь.

Трудности. Один и тот же маршрут в разное время года может иметь разную сложность. Когда тает снег, реки бурные, поэтому препятствия сложнее преодолевать. В середине и конце лета на многих реках появляются мели, через которые приходится перетаскивать плавсредство. В официальных перечнях маршрутов всегда указывается две категории сложности препятствий: для высокой воды весной и низкой летом.

Сложности маршруту добавляют обносы — непреодолимые препятствия на реке. Это дамбы, завалы из деревьев или остатков конструкций, низкие мосты или крупные бобровые хатки. Чтобы их преодолеть, придется разгрузить, а возможно, и разобрать плавсредство, тащить вещи по берегу, а потом снова загружаться. Обносы тоже указывают в отчетах о походах. Для первого раза рекомендую выбирать маршрут без обносов: обходить их долго и сложно.

Мы всегда берем в поход устройство с GPS, но иногда оно бесполезно: пока гребешь, в него неудобно постоянно заглядывать. Иногда устройство ловит не везде или дает погрешность в несколько сотен метров. Обычно в отчете указаны ориентиры, по которым можно понять, где ты примерно находишься или когда будет порог. Например, ориентир перед Ака-порогом на реке Винче в Карелии — это большие валуны. Они хорошо просматриваются с воды. Если группа читала отчеты, то знает, что при виде этих камней лучше остановиться. Если не читала, рискует поздно увидеть порог и пропороть дно байдарки о торчащие балки разрушенного моста.

Источник

Сплав по рекам — на чем сплавляться?

Водный туризм – разновидность походов, которые проходят по водяной глади. Такие путешествия могут осуществляться по рекам, озерам, морям, водохранилищам на различных судах. Для одних это мимолетное приключение во время отдыха, для других – бизнес, а для кого-то – образ жизни. Кто-то предпочитает щекотать себе нервы на экстремальных сплавах по горным рекам, а кто-то любит спокойные прогулки на яхтах. Какими бы не были разными водные туристы, их объединяет одно – любовь к водной стихии.

Общекомандное кемпинговое туристическое оборудование

1. Палатки. Выбору туристической палатки следует уделить особое внимание. Это та самая крыша над вашей головой, которая защитит вас от любых невзгод. Палатка должна быть без явных недостатков: дыр, разошедшихся швов, без сломанных замков, застежек и завязок, с целыми и функционирующими дугами. Те недостатки, которые в городе покажутся мелочью, на природе в сильную непогоду могут привести к большому дискомфорту и испортить весь отдых, а в худшем случае могут стать серьезной угрозой здоровью. Желательно, чтобы она была двухслойной (однослойных сейчас практически и не производят за редким исключением). При покупке палатки обратите внимание, на какую погоду (а если быть точным, то «непогоду») она рассчитана. Эта величина указывается в тысячах единиц и колеблется от полутора до трех тысяч (палатки для любительского туризма). Идеальный вариант, если дуги в палатке алюминиевые или из дюраля. Эти материалы значительно прочнее и долговечнее, чем углепластик. Но, если вы не постоянно ходите в походы, а выбираетесь лишь один-два раза в год за город, на природу, то палатки с дугами из углепластика в полной мере перекроют все ваши потребности. Стоят они дешевле, чем палатки с металлическими дугами, а при правильной эксплуатации и при умелом хранении служат до 10 лет.

Напоследок, скажем, что если ваша команда довольно большая и стоит вопрос «сколько палаток брать?», то всегда рассчитывайте так, чтобы количество спальных мест было больше, чем количество туристов. Дело в том, что количество мест в палатках рассчитано очень экономно, для пеших походов (когда очень большое значение имеет объем и вес оборудования). А мы, в наших статьях, говорим с вами о сплавах по рекам (этот вид отдыха иногда еще называют туризмом для ленивых) и в данном случае можно позволить себе взять одну или даже две «лишние» палатки. Вариант с большим количеством спальных мест позволит вам отдохнуть со значительно большим комфортом, чем вариант со спальными местами «впритык», т.е. один в один.

2. Костровое оборудование. Самое главное во время подготовки к сплаву по реке — это не забыть взять котелки и чайники. Желательно, чтобы был один большой котел для приготовления супов и каш и один котел для заварки чая. Брать именно чайник (с «носиком») мы не рекомендуем, т.к. они менее прочные, более капризные к транспортировке. В походе вполне можно обойтись и простым котелком. К котлу и чайнику есть одно общее требование — ручка не должна быть деревянной или пластмассовой, во избежания ее возгарания.
Кроме общего котла и чайника на сплаве надо иметь обязательно одну-две разделочные доски (можно просто куски фанеры), одну большую тарелку-салатницу, один-два контейнера под сыпучие продукты. Обязетально возьмите половник или черпак.

Так же, к костровому оборудованию относят и так называемые треноги, туристические тросики, решетки и т.д. В общем, те приспособления, которые позволяют держать котелок и чайник надо огнем. Здесь трудно дать какие-то рекомендации, т.к. все зависит от пожелания и опыта туристов. Главное, чтобы это было в наличии. Хотя, многие обходятся и рогатинами и поперечинами, которые рубят на месте.

3. Тент. В любом сплаве по реке желательно иметь с собой тент или, на крайний случай, большой кусок полиэтилена. Им всегда можно накрыть вещи во время дожда (на катамаране или в лагере, пока палатки не установлены). Под тентом можно укрыться самим во время приготовления пищи или во время ее приема.

4. Топор и бензопила. В любой команде топоров должно быть два (один запасной). Топоры должны быть функционально исправны и наточены. Бензопила тоже желательна, т.к. сильно облегчает жизнь на сплаве, но не обязательна. Можно обойтись и без нее (если местность позволяет).

5. Индустрия производства кемпингового оборудования развивается год от года и предлагает огромное количество вещей, котоыре делают жизнь на природе довольно комфортной. Эти вещи не обязательны для каждого сплава, во многом они даже лишние, но мы упомянем их одной строкой, чтобы у наших читателей было представление о том, что они существуют. Во-первых, следует сказать туристической мебели. Например, стол и стулья делают любой сплав по реке более комфортным.

Во-вторых, можно взять на сплав большие тент-палатки или шатры. Они не предназначены для ночевок в них, но дают возможночть комфортно обедать, пережидать дождь и непогоду и укрывают от активных солнечных лучей.

В-третьих, в любой поход можно взять с собой дизельный или бензо-генератор. Тогда у вас вечерами будет электрический свет, будет возможность подзарядить аккумуляторы на сотовых телефонах, фотоаппаратах и навигаторах. В-четвертых, упомянем о пластиковых бочках с широкой горловиной, в которых очень удобно хранить продукты питания, а некоторые даже транспортируют в них палатки (жесткость бочек позволяет защитить хрупкие углепластиковые дуги от поломок).

Основные виды водного туризма

Для каждого водоема есть свое плавательное средство, благодаря которому удастся получить максимум удовольствия. На протяжении своей истории сплавы по рекам активно развивались, благодаря чему появились новые элементы снаряжения и конструкции судов, которые дают возможность покорять те или иные воды. В зависимости от выбранного района и объекта, любители активного отдыха предпочитают различные виды водного туризма.

Каякинг – сплавы на маломерных лодках, которые выполняются из прочного пластика. Каяки бывают как для экстремального водного туризма, так и для спокойного. Что касается походов по горным рекам, то на большой воде мастера своего дела могут выполнять очень эффектные трюки.

Сплавы на плотах – отличный вариант для отдыха на спокойных реках. Это плавсредство, изготовленное чаще всего из дерева, может оборудоваться крышей, местом для отдыха, парусом и прочим. Подобные путешествия отлично подойдут тем, кто любит неспешный и размеренный отдых.

Яхтинг – парусный туризм и вид спорта, где используются судна с водоизмещением до 3000 т. В зависимости от назначения, яхты могут модифицироваться, оборудоваться моторами, дополнительными парусами и прочими элементами. Является самым дорогим видом водных походов.

Сплавы на байдарках чаще всего актуальны на небольших реках, где важны небольшие габариты и хорошая маневренность. Такие плавательные средства требуют определенных навыков в управлении, потому как не обладают устойчивостью из-за особенностей конструкции.

Рафтинг – экстремальные сплавы по горным рекам на специальных надувных лодках – рафтах. Они представляют собой овал и рассчитаны на несколько человек (от 4 до 16), которые могут сидеть на бортах, карме, банках и иногда на носу. Рафтинг является наиболее популярным среди других вариантов водных походов.

Сплавы на катамаранах (суднах с двумя корпусами, которые соединяются между собой мостом) по праву считаются одними из самых безопасных. Подобные плавсредства отличаются повышенной устойчивостью и могут быть разных видов – прогулочными, спортивно-туристическими, парусными или экспедиционными.

Общекамандное оборудование —
средства для сплава

1. Катамаран. Самым идеальным средством для сплава по реке для большой компании служит катамаран. Катамаран (или рафт, который для любительского некатегорийного сплава выполняет те же функции) позволяет всей команде находиться на одном «борту» и способствует общению. Кроме того, катамаран/рафт безопаснее для детей и в целом для туристов, тем более, если он оборудован палубой в виде баннерного или деревянного настила. Туристы-любители, как правило, катамараны арендуют.

Читайте также:  Читать угрюм река литмир

Поэтому, мы дадим несколько рекомендаций и советов, на что надо обратить внимание при аренде катамарана. Во-первых, обязательно проверьте целостность баллонов. Идеальным является вариант, когда вы пришли забирать катамаран и баллоны при вас сдувают и упаковывают в сумку или герму (а до этого баллоны простояли в накаченном виде сутки). В этом случае есть гарантия того, что приехав на реку вам не придется клеить баллоны катамарана. Во-вторых, обязательно проверьте наличие и комплектность ремнабора. В нем обязательно должен быть клей (непросроченный), куски резины, наждачная бумага (нулевка или единичка), ножницы, широкий скотч, изолента. В-третьих, проверьте целостность и комплектность рамы (если рама у катамарана фабричная). В-четвертых, не забудьте про весла. В-пятых, обязательно убедитесь, что в комплекте с катамараном идут спасжилеты и проверьте, чтобы по размеру они подходили всем членам команды. В-шестых, желательно, чтобы катамаран был укомплектован настилом или палубой. Иногда баннерная палуба катамарана сделана в виде большой гермаупаковки, куда можно складывать все вещи во время сплава — это очень удобно. Ну, и напоследок, дадим совет проверить обвязку, т.е. веревки, которыми баллоны привязываются к раме или которыми рама вяжется.
К несомнным плюсам катамарана следует и отнести тот факт, что его конструкция легко позволяет установить транец и навесить лодочный мотор.
Советы по аренде рафта будут примерно такими же, но с учетом того, что не будет рамы.

2. Байдарки. В нашей статье мы вынесли байдарки отдельно, т.к. сплав на них имеет свою специфику. Во-первых, скорость сплава на байдарках, как правило, выше, чем на катамаране. Сплав на байдарках требует лучшей физической подготовки от туристов. Во-вторых, сплав на байдарках требует большей организованности и дисциплины в команде, т.к. у кого-нибудь обязательно появится соблазн уплыть побыстрее вперед, встать лагерем на берегу и не заметить, что ты встал на берегу одной протоки, а основная команда прошла по другой и все — потерялись. Байдарки бывают каркасные и надувные. Говорить о преимуществах того или иного вида байдарок не будем, т.к. на уровне любительского сплава (а мы посвятили свои статьи именно этому) различия между надувными и каркасными байдарками совершенно незначительны.

3. Надувные лодки. Наверное, это один из самых демократичных и недорогих вариантов сплава. В принципе, каждый может себе позволить купить небольшую 2-местную резиновую лодку (стоимость в пределах 7-8 тысяч рублей на период 2012 года).

Резиновые лодки надо брать из расчета одна 2-местная лодка на одного человека. Не забывайте про вещи! У сплава по реке на резиновых лодках есть один минус — плыть всем придется отдельно, а если связывать лодки, то скорость сплава значительно падает. Вариант с лодками подойдет лишь для небольших команд в 3-4 человека.

4. Самодельные средства сплава. Просто упомянем их и ничего не будем говорить о преимуществах или недостатках. Итак, туристы иногда делают деревянные плоты (в последние годы все реже и реже) на месте старта. Зачастую делают плоты при помощи автомобильных камер. Автору этой статьи доводилось видеть небольшое сплавсредство, сделанное из … пластиковых бутылок!
Серьезно относиться к этим сплавсредствам не рекомендуем, т.к. в первую очередь встает вопрос безопасности сплава. А во-вторых, в сплаве по реке не последнюю роль играет эстетика. Сплавляться на красивом и величавом катамаране или на плоту из камер — это, как говорят у нас в Одессе, две большие разницы!

Источник

КАК ПРОХОДЯТ СПЛАВЫ ПО РЕКАМ В КАРЕЛИИ И НА КОЛЬСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ?

Если собираетесь в первый раз на сплав — советуем прочитать эту статью.

На этапе бронирования тура наш менеджер уточнит необходимую информацию и подберёт подходящий вариант сплава. Проконсультирует по времени, на которое необходимо брать билеты.

Конечно, у каждого из вас при сборах на сплав возникнут свои вопросы, ответы на которые можно получить у менеджера по телефону +7-996-963-50-03. Здесь опишу как проходит водный поход, чтобы ответить на большую часть вопросов, всплывающих в голове завтрашнего сплавщика.

Встреча и прибытие на стапель

Для начала рекомендую ознакомиться со статьёй, повествующей о наполнении моей гермоупаковки. Там вы найдете минимум вещей, без чего точно на сплав ехать не надо. И вот когда рюкзак собран, возникают вопросы безопасности иного рода: Кто встретит? Куда поедем? Сколько ехать по времени? Когда накормят? И так далее.

Итак, начнем с поезда. Бывалые сплавщики шутят: это самый ключевой порог «Поезд» — не все проходят 🙂 Если шутки вы не поняли, то точно надо ехать и спросить об этом бывалых товарищей. Раз вы не смеетесь, значит скорее всего, это препятствие вы преодолеете более чем успешно.
Далее вокзал. Чаще всего мы встречаем вас на вокзале родимого Петрозаводска, однако могут быть другие города Карелии и Мурманской области: Кемь, Беломорск, Кандалакша, Апатиты. Для того, чтобы приехать правильно, нужно внимательно прочитать программу, там написано примерно следующее: «Мы встречаем вас на вокзале. ». Итак, вы выходите из вагона, а там толпа народу: все с рюкзаками и все сплавляться и встречающих с табличками тоже целый вагон. Чтобы не потеряться ищите скромного такого гида с белой табличкой и надписью цвета нашего. корпоративного «Get Karelia» . Итак, встречающего вы нашли и здесь прежде, чем задать вопрос: «А когда есть будем?», следует набраться терпения. Поскольку инструктору предстоит собрать ещё энное количество человек в кучу.
После того, как он всех соберет, он обязательно расскажет план дальнейших действий: идем туда-то, магазин там-то, туалет направо, готовность пять минут. Поехали!

Обычно путь до стапеля занимает от 1 до 12 часов в зависимости от маршрута. Да-да, не пугайтесь, некоторые реки расположены действительно очень далеко, но поверьте, оно того стоит! Дорога — время познакомиться с другими участниками и попытать руководителя похода вопросами. Возможно, вам повезет, и он ответит на них серьезно, а не как обычно он это делает.

Итак, вы прибыли на стапель (так называется место старта). И прежде, чем бежать со счастливым лицом к реке, как показывают в американских фильмах счастливых людей, бегущих по морскому побережью, стоит остановиться. Вы же теперь команда, а команде в данный момент надо:

— освободить автобус от себя;
— забрать свои вещи;
— разгрузить все снаряжение, чтобы с успехом отпустить водителя в обратный путь.

На стапеле, сначала, как это всегда бывает, курящие выкурят по одной, некурящие — обсудят дорогу и те части тела, которые ломит или свело от долгой поездки. Но потом, надо сразу приниматься за работу. Гид-проводник раздаст всем задачи: кому-то дров принести, кому-то катамараны собирать или рафты накачивать. В общем, все при деле.

Инструктаж и сплав

И вот, наконец, еда готова, суда готовы — все уже на низком старте, но спешить не надо! Для начала нужно подобрать для себя личное снаряжение. Если какие-то элементы экипировки зависят от размеров, веса и прочих параметров, то об этом у вас обязательно спросит менеджер на этапе бронирования тура. И тут наступает момент истины и «отлив показывает, кто купался без трусов». Если вы слукавили с весом, то кольчужка в виде спас жилета вам явно будет не по размеру. А это не что иное, как ваша безопасность и, как следствие, здоровье и приятные впечатления о вашем путешествии. Поэтому в подборе снаряжения лучше себе не льстить и примкнуть к сторонникам бодипозитива — я такой (-ая), какой (-ая) я есть.

Что из снаряжения вам выдадут? Это, конечно же, спас жилет, который подбирается в зависимости от веса; это весло — чаще всего, они все одного размера (с небольшими отклонениями); каска — тоже регулируется под любую голову; гермомешок на 100 литров (в этот девайс вы должны будете переупаковать все свои вещи, заботливо сложенные дома перед поездом). Сделать переупаковку придется, скрипя зубами, поскольку занятие неприятное, но в 99% случаев этого не избежать — очень редко вижу сумки или рюкзаки, которые можно запихать в герму, не нарушив изначально задуманной идиллии укладки. Также вам выдадут коврик и спальник. Спальный мешок я рекомендую настоятельно иметь свой. Для походника это как зубная щетка. Но если вдруг его нет, то в стоимость программы он входит. Также имейте в виду, что мы выдаем вкладыши из бязевой ткани, которые стираются после каждого заезда. Со спальниками такие трюки производители не рекомендуют делать, иначе теряются его ключевые свойства и он превращается в тряпку.

Все это вам выдали на время вашего путешествия, чтобы оно было комфортным, и здесь придется заключить первый «общественный договор». Мы вам предоставляем, а вы бережете это как своё и не разбрасываете на стоянках, а бережно и нежно убираете либо в палатку, либо под тент. Как говорят, своя рубашка ближе к телу, и каждое утро, приятнее надевать свой спасик и свою каску.

Снарягу разобрали. Все экипированные такие, красивые стоят. Пришло время для общей фотографии и по коням! Снова стоп! Сейчас — инструктаж по технике безопасности! Вот здесь вы услышите много нового и интересного: и как грести, и как «лопату» держать, и что в бочке делать, и про морковку, и главное — не ТАБАНЬТЕ!

С техникой безопасности закончили — теперь рассаживаемся по судам и вперед! Сразу оговорюсь, чтобы вы не питали иллюзий о том, что сегодня я поеду на левом борту, а завтра на правом — это не так. Скорее всего вы займете своё место и прирастете к нему до конца похода. Причин тому несколько. Во-первых, местоположение для вас определит инструктор, опытным глазом прикинув развесовку и расстановку сил. В первый день еще возможны передвижения исключительно в целях улучшения маневренности и управляемости судна. Во-вторых, если вы начнете пересаживаться каждый день, то в критических ситуациях (а такие будут), вы банально будете забывать «правый» вы или «левый» (и здесь я говорю не о политических пристрастиях). Ещё вчера были «левым», сегодня — уже «правый» и наоборот. А неточное выполнение команд в пороге приводит к еще более критическим ситуациям. Поэтому рекомендую крепко подумать, прежде чем жаловаться на то, что болит рука, потому что «я сижу справа, а мне надо налево, чтобы рука отдохнула». Рука у вас болит от того, что техника гребли страдает, а следовательно, страдаете и вы. Как следствие, в данной ситуации лучше научиться правильно грести — от этого выиграет не только рука.

Всё, с формальностями покончили, теперь сплавляемся! Казалось бы, греби себе, наслаждайся пейзажами. Но постоянно напоминает о себе этот вредный тип — сидит он обычно сзади и, как водится, не гребет — опустил весло в воду и делает умный вид: мол, я тут главный. И всё бы ничего, но он еще и команды странные раздает: «Левый вперед!», «Правый табань!». Придется к этому товарищу привыкнуть — работа у него такая: весло в воду опускать и непонятными словами ругаться. Ну еще он может на стоянке кашу приготовить, а может и этот процесс делегировать. И вообще, чем опытнее этот персонаж, сидящий на корме, тем меньше он работает. Ну, по крайней мере, с первого взгляда — именно так. А некоторые экземпляры могут еще и взять гитару вечером и так, чтобы душа свернулась, а потом развернулась!

Есть с этими товарищами проблема одна: не понятно, когда они шутят, а когда всерьез что-то говорят. Держи ухо в остро!

Одно надо запомнить — при прохождении порога, он (или она) — сто процентов не шутит и все команды необходимо выполнять с точностью, даже если они кажутся вам нелогичными.

А сплав уже полным ходом: плёсы, пороги, перекаты, озёра — в Карелии они есть практически на каждой реке, сменяющиеся пейзажи — всё то, ради чего вы собственно и ехали. Вот сплавной день подходит к концу — ищем стоянку.

Стоянка и вечерний досуг

При зачаливании рафта или катамарана к берегу сначала выходят загребающие (как водится это два здоровых мужика, сидящих на носу судна) и держат плавсредство, пока все участники один за другим не выйдут на берег. Здесь есть важное правило: не дергать лодку, когда кто-то стоит, а не сидит. Думаю, не сложно догадаться, что произойдет. И еще одно очень важное правило: по судну передвигаемся исключительно на коленях.

При выходе на берег еще одна сложная задача: не разбежаться по кустам, а всем вместе встать в цепочку и разгрузить судно и вытащить все пожитки на сушу. После этого уже можно идти ставить палатку и заниматься прочим устройством временного лагеря. Не забудьте предложить помощь инструктору с заготовкой дров и приготовлением пищи, а то эти ребята скромные — все время стесняются попросить помощи.

Тут и ужин готов. Можно и расслабиться после тяжелого трудового дня, однако с оглядкой на то, что завтра не менее трудовой день. Песни под гитару у костра? Пожалуйста! Нет гитары? Вот и акапелла-бэнд сформировался. Здесь вход идет все: и про коня, и про байдарку, и луч солнца золотого — тоже здесь. И что немало важно — можно шуметь после одиннадцати. Кто поставил своё жилище недалеко от костра, тот просто неопытный походник =) В следующий раз лучше с палаткой уходить на дальний кордон и внести в список обязательных вещей беруши.

Итак, утро следующего дня. Все довольные и выспавшиеся выходят на завтрак, заботливо приготовленный тем самым, который с умным видом опускает весло в воду. Утренний кофе, обсуждение того, кто получил приз зрительских симпатий в номинации «Голос» во вчерашнем запеве. Но расслабляться нельзя: сегодня новый ходовой день, а значит новые пороги, новые приключения и море эмоций.

Снова сплав

Двигаемся далее. Вот впереди шивера и все думают: «Ну наконец-то текуха, сейчас можно довериться течению и не грести, а вода сама вынесет». И как только все собрались расслабиться, тишину разрывает команда: «Оба вперед! И раз! И раз! И раз!» Все в недоумении — почему так, что мешает просто сплавиться? Оказывается, чтобы успешно управлять судном на воде, необходимо чтобы это самое судно имело скорость несколько бОльшую, чем скорость течения, только тогда прохождение будет успешным: можно будет маневрировать среди камней, вовремя совершать повороты и сохранить судно и команду в целости. А что вы думали? Здесь все как в жизни: если вы по течению плывете — то вас как щепку мотает из стороны в сторону, а если вы быстрее, а иногда и против, то у вас уже контроль над ситуацией появляется. В природе также: многие виды рыб для нереста поднимаются в реки против течения или на прокорм становятся против стремнины (то есть течения) — так в рот залетает больше. В общем, после недоуменных вопросов типа: «А зачем нам грести, если нас и так хорошо несет?» — инструктор рассказывает примерно вышеописанную историю и все встает на свои места, приходит понимание, что расслабиться в стремнинке не получится.

Где же тогда расслабляться? Нигде. Отдых то активный. Но есть одна фишечка: на плёсах (так называются спокойные участки, где практически отсутствует движение воды) или озерах, которых в Карелии великое множество, мы припрятали один бонус — это подвесной лодочный мотор. Обычно он небольшой, от 2,5 до 5 лошадиных сил, но свою работу четко выполняет: позволяет расслабиться на скучных плёсах и не выбиться из сил при встречном ветре на озере.

Но даже скучный плёс может стать очень хорошим развлечением. В группе всегда есть рыбаки. Видим плёс или озеро — вот и настал ваш час, ребята — расчехляем удочки. Ну а что же делать тем, кто не рыбачит? Здесь все от фантазии вашей зависит: самые распространенные игры в это время — это «Контакт» и «Города». Если не знаете, о чем это я, точно надо ехать.

И вот когда все уже успели расслабиться под северным карельским солнцем, крик с кормы: «Чалимся!». Обычно эту функцию выполняют так называемые «загребные» — два самых крепких или самых опытных товарища в группе. Это означает, что им нужно выпрыгнуть на берег с чальным концом (специальной длинной веревкой) и пришвартовать, то есть привязать судно к дереву или камню на берегу.

Снова недоуменные вопросы: «Зачем? Почему?» И так же все нормально было. Объявляется осмотр порога и снова новая порция вопросов: «А зачем смотреть? А сходу нельзя? Чё мы лошары что ли?» Надо сказать, что помимо прямого назначения — осмотра, такая остановка являет собой много плюсов: размять слежавшиеся мышцы, сделать классные фото и сходить в туалет. Ну и посмотреть на порог — что же нас ждет, и почему инструктор хочет обратить внимание на это препятствие. Осмотр предстоящего препятствия иногда действует очень отрезвляюще: некоторые сразу отказываются идти в порог со словами: «Я лучше вас с берега сфотографирую». Сразу скажу, что вы вправе сделать этот выбор — остаться на берегу, но нужно учитывать еще и то, что скажет тот товарищ, который сидит на корме, опускает в воду «лопату» и ругается непонятными командами. Если он говорит, что идти можно, то наверное стоит прислушаться, вы же приехали сюда не по берегу ходить, а сплавляться.

И вот, когда все уже наделали крутых фото для своих инстаграм-аккаунтов, чтобы поразить всех коллег и подписчиков, гид собирает всех на берегу и начинает что-то с умным видом рассказывать и показывать.

И здесь случается то, что англичане называют «vice versa»: вы видите порог и думаете: «Тут все просто, нечего делать, пройдем на раз!» Инструктор начинает рассказывать, как на самом деле: здесь «закусывает», там «подсасывает», а вот здесь если не «зацепиться», то будет весьма нехорошо. «Напоминаю, если вы оказались за бортом, не теряйте весло — оно стоит миллион, не расплатитесь!» =) Конечно же это шутка, но она очень хорошо помогает действительно не терять весло.
Почему этот аксессуар так важен? Есть два важных момента: во-первых, управление при самосплаве. При попадании в воду вы ложитесь на спину ногами вниз по течению и перед собой держите весло. Таким образом, вы встречаете препятствия, которые приготовила для вас река не головой, а ногами и мягким местом. Весло в данном случае помогает «подруливать» при самосплаве. Во-вторых, при попадании в бочку (обратный вал воды, способный крутить вас как в центрифуге и не отпускать долго), вы крепко держите весло. Как правило, при первом попадании в бочку, вы не понимаете ничего — где верх, где низ, где ноги, где руки. И тут весло решает, поскольку у него есть лопасть, которая «как бы случайно» находит струю — ваш спасительный ключ, выход их центрифуги. Когда вы не понимаете, что происходит, струя, которая обычно находится на глубине под пеной, попадает в лопасть и вытаскивает вас из бочки. И наоборот, вы видите большой водопад, от которого дух захватывает, и с опаской спрашиваете гида: «Мы ведь туда не пойдем?», на что получаете ответ с ухмылкой: «Легко!»
Почему так? Это опыт «чтения» препятствий. На то он и инструктор, чтобы сзади сидеть, филонить, табанить и опускать «лопату» в воду, да и еще выкрикивать непонятные ругательства.

Читайте также:  Приложение для сплава по реке

После многочисленных просмотров, прохождений без осмотров, «зеленых» остановок и прочих прелестей ходового дня, прибываем на стоянку. Сегодня был сложный день, все устали, но это еще не финал. Ставим лагерь, готовим ужин. Сегодня у костра можно задержаться подольше, ведь завтра днёвка. Это значит, что как минимум две ночёвки будет сделано на этой стоянке и завтра точно не нужно будет собирать палатку. Поэтому и место для днёвки выбирается получше: чтобы баня была обязательно и порог хороший для покатушек, но если нет падуна, то и пляж на озере сгодится!

Источник



Август 2010. Сплав по реке Великая

Иван Азаров C 4-ого по 17-ое августа я в составе группы из 6 человек ездил во второй свой поход на байдарках по реке Великая, которая протекает по Псковской области. Первый поход состоялся в 2007 году и был гораздо более многолюдным событием.
В походе принимали участие я, моя мама и две сестры, а также руководитель похода гидробиолог М.В. Чертопруд и его дочка Лиза. Собственно Великая является не только одним из самых культовых и “курортных” мест для байдарочников, но и идеальным местом для семейных походов. Также по ходу именно этого маршрута легче всего постигать мудрости и особенности байдарочных походов новичкам.
Поход проходил на двух байдарках: 2-местной и 3-местной «Маринках» мастерской ФМК.
За примерно 10 дней маршрута мы проехали в районе 120 километров пути. Может быть, чуть больше. Такая неопределённость связана с тем, что официальные данные есть только для отрезка пути Копылок – Опочка, и они говорят о 110 км пути. Мы же начали значительно раньше и несколько раньше закончили.

Начали маршрут мы, как и 3 года назад, забросившись на машине от Пустошки, куда в 11 часов приехали на поезде. Мой рюкзак с байдаркой, кстати, весил 34-35 килограмм и, в общем, составлял половину моего веса. Если вдобавок принять во внимание совершенно бесполезный поясной ремень их рюкзака и совершенно неудобные лямки для плечей, то станет понятно: за один заход я едва ли мог пройти пару километров без отдыха. И это притом, что в сухопутных походах я начинал и с весом 32 кг, и это не было чем-то экстремальным. В общем, за лямки создателям лодки огромный незачёт.
На машине нас довезли до автомобильного моста через реку. Самая ближняя к нему деревня Юшково, хотя и она вне зоны видимости. Это довольно узнаваемый объект с обилием цитат из творчества Виктора Цоя.
Под ним мы довольно споро разобрали свои лодки. Замечу вскользь, что для лодок этой мастерской есть общее свойство – чем они длиннее, тем проще они собираются. Легче преодолеваются моменты, требующие использования силы, к примеру, насадка фальшбортов на шурупы. Я могу сравнивать, так как собирал каяк, двойку и трёхместную байдарку.

Поначалу Великая не производит впечатление, не соответствующее своему названию. Узенькая речка, может и с быстрым течением, но в таких местах обычно неглубокая. В тот же день она быстро уходит в лесную чащу. Местами течение замедлялось, и образовывались глубокие омуты. В одном месте я даже не выдержал и ринулся в воду практически без нормально берега. Этот псевдоберег начал подо мной быстро оседать и оказался чем-то наподобие сплавины. Понятно, что полного ходового дня не получилось, и к запоздавшему обеду мы встали на озере Хвойное. Мы заняли чуть ли не единственную отличную стоянку на приподнятом берегу. Какие-то рыбаки весь оставшийся день уныло гоняли на моторки по водной глади, надеясь, что вскоре уберёмся.

Стоянка второго дня как-то не осталась в памяти, возможно, потому что она и вправду непримечательная и находится всё-таки на берегу речного участка, а не озера. Вроде бы он располагалась на левом берегу. И ещё меня на ранних этапах похода постоянно клонит в сон даже днём, поэтому мог напутать.

Третий день со всей очевидностью показал, что 3-местная «Маринка» никак не предназначена для маневрирования по узким лесным речкам. Двойка от нас отрывалась очень быстро, несмотря на то, что там был только один гребец. Тройка – чисто озёрная байдарка, хорошо держащая курс и медленно поворачивающая. На узких речках с обилием стволов, перегораживающих течение, каковой является Великая, — это явно проигрышный вариант. Кроме того, со мной ехали спутники, весящие легче меня, а я могу сидеть только в носу, потому что при больших гермомешках мне некуда девать ноги, а согнутыми я их не могу держать. Поэтом мы ехали с чуть-чуть утопленным носом по сравнению с идеальной ситуацией.
Ближе к обеду мы начали выплывать на самое известное озеро – Верято. Оно начинается с мелкой песочной дельты. Затем идут фантастически торчащие из воды стволы – это следствие того, что уровень воды в озере был поднят с помощью нижележащей плотины. Мы встали не на самом лучшем месте, но тоже на довольно неплохом, а отменных стоянок там было пруд пруди, простите за каламбур. И почти все стоянки были заняты или байдарочниками, или автомобилистами с резиновыми лодками, приехавшими сюда на выходные. Сосновые берега в этих местах и разработанная сеть дорог, делают приятными и пешие прогулки после водной части. Мы немало купались, сестра (тренер по плаванию) учила меня прыгать с затопленного дерева, как с тумбочки.

В четвёртый день мы добрались до конца Верято и попали в Копылок. Именно в Копылке находится плотина, которую надо обносить.
Большинство байдарочников начинает именно здесь, здесь проходит асфальтированная дорога. Считайте сами, до этого места мы проехали лишь немногим меньше 30 километров. На плотине было много рыбаков. Я вместе с какими-то беззубыми алкашами прыгал в воду с довольно высокого трамплина.
Пообщался с другими походниками они сказали, что пожары начались уже где-то под Великими Луками. Хотя за весь поход явного смога и дыма от пожаров я не заметил, не исключаю, впрочем, что это обстояла таким образом только из-за контраста с задымлённой Москвой.
Магазин, к сожалению, не работал, было воскресенье.
Ландшафт начал немного выполаживаться, по регам стало наблюдаться много заливных лугов.
Стали мы на речном участке по левой стороне реки. На стоянке уже был стол, покрытый скатертью. К воде вело несколько подходов. Ступеньки были ловко проделаны между корней.

К пятому дню мы выплыли на озеро Ясское, причём выплыли довольно поздно. Самым знаковым и запоминающимся событием этого ходового дня было уже знакомое прохождение бывшей мельницы, которое столь комичным было 3 года назад. Только при подходе к мельнице нашу 3-местную байдарку быстрое течение ударило о камень и развернуло задом наперёд. Перед непосредственным поворотом мы успели выскочить и приняли благоразумное решение полностью обнести этот участок: мешок за мешком и байдарка на плечах. Поначалу мы решили, что все стоянки на нём заняты и поехали на озеро Звериное, которое начиналось минут через 15 по реке вниз. Но единственная стоянка на Зверином была уже занята, и мы вернулись по протоке вверх (это заняло минут 40) и всё-таки встали на Яссах рядом с протокой в конце целой аллеи со стоянками. В этот день многие участники похода ещё просто так катались на байдарках для души по широкому озеру. Подход к воде немного портили кувшинки, которые назойливо цеплялись за ноги.
Принято считать, что Великая становится довольно порожистой после впадения речки Алоль, но мне показалось, что она в этом году перекатами была усеяна уже до Ясского озера. Многие говорили, это связано с низким уровнем воды в этом году.
Перед Ясским озером мы закупились в магазине в Поддубье, где тоже был какой-то автомобильный мост. Обошлись без обеда, довольствовавшись пирожными и своего рода пирогами, похожими на макроватрушки. Забавно, что рядом с мостом также перекусывала какая-то сухопутная группа, с которыми мы вдобавок возвращались назад в одном поезде и по сути в одном купе.

На следющий день поехали вновь по протоке к озеру Звериное. По походу течения начало попадаться заметное число дохлых рыбёшек. На Зверином уже ближе к мосту через реку, по которому проходит шоссе Опочка – Пустошка, располагается крупная турбаза Алоль, где желающие берут различные типы лодок на прокат. Когда мы проезжали под мостом, то со всей дури влетели в какие-то железные штыри! Ноги мне пронзила дикая боль, я боялся, как бы не дошло до перелома, но отделался синяками. С правой стороны по течению, действительно, были натыканы близко посаженные штыри, образующие вместе букву «П», если смотреть сверху. Удивительно, как мы только не пропороли шкуру лодки!
Встали в этот день на озере Езерище.
Две последние стоянки были очень друг на друг похожи и между ними как будто существует особенное внутреннее сходство, которое заставляло их сливаться у меня в памяти. Но на Езерище были куда как более дикие места. Можно было очень здорово прогуляться по дикому сосновому лесу, но с дорожками практически паркового качества: их накатывают машины. Я гулял там часа полтора, проходил множество неплохих стоянок, они напоминали бусинки, нанизанные на нить дороги, тянущейся вдоль берега сужающегося озера. Во время прогулки проходил и мимо некоего ручья Холодный, который был в месте пересечения с дорогой даже отмечен доской с названием и иконой. Название было красиво вырезано по дереву.
Озеро постепенно превращалось в реку. Воздух хвойного леса, пропитанный фитонцидами заметно восстанавливал нас после жаркого московского лета.

Седьмой день был полностью речным, но река стала шире и глубже. Места начались более дикие, чем раньше. В середине пути проехали последнюю стоянку похода 3-летней давности, когда мы залезали с вещами и байдарками на высоченный косогор. А на косогоре был приятный сосновой лес, размещённый будто в огромной чаше, по которой было довольно приятно бесцельно фланировать. В этих лесах это возможно, поскольку туристы весьма старательно сжигают все дрова, которые находят. Но в этот раз мы только обедали на этом месте, поэтому стояли внизу. Снизу также подходила автомобильная дорога.
День был очень жарким. Песок на пляжике и косогоре был раскалённым и по нему было трудно ступать босыми ногами.
Окончили день мы стоянкой где-то рядом с местом окончания предыдущего похода. Мы проехали мимо автомобильного моста и встали на стоянке, весьма похожей на ту, где 3 года назад обедали перед возвращением в цивилизацию, но чуть раньше прошлого раза (может, и моста ещё не проехали). Но сейчас мы набрали неплохой ход и не собирались завершать маршрут. Было это там, где к реке ближе всего находится Идрица.
Стоянка запомнилась приподнятым берегом и песчаным разваливающимся берегом.

Река восьмого дня пути стала сильно напоминать Ветлугу нашего похода 2008 года, когда та ещё не очень широкая. Те же часто безлесные, но приподнятые берега. На них луга и много ив. Стоянка в тот день, когда мы намаялись уже плыть была на лугу, что было, пожалуй, необычно для этого похода. По берегам было множество следов от выдр, сходивших к реке. Под вечер набегал густой туман.

На девятый день река продолжала становиться всё более полноводной и глубокой с медленным течением. Объяснялось это не столько впадением новых притоков по ходу движения, сколько второй плотиной, расположенной чуть ниже.
Великая на этом участке течения вновь образует большое количество маленьких озёр, они нанизаны местами на основное направление течения реки, как бусинки на нить. Возросло количество деревень по берегам. То и дело стала проглядывать по берегам дорога.
Обедали в по-русски живописном месте, на безлюдном бережке озера с березками. Плавали на противоположный довольно далёкий берег, где была какая-то населёнка.
Река вновь вернулась к своему естественному облику пока ещё мелкой реки с обилием перекатов, когда мы прошли вторую гораздо более внушительную плотину после деревни Шершни. Рядом деревень не было, но грунтовая дорога проходила приличная. Чёткие местные пацанчики слушали российскую попсу и рыбачили по обе стороны плотины.
Мы ещё немного проплыли и остановились на ночь на тоже высоченном косогоре с левой стороны реки. Лодки приходилось затаскивать наверх вдвоём, с учётом тяжеленных гермомешков и нашей разбавленности женским населением на мою долю выпадала изрядная работа в роли грузчика! Сносили лодки обратно вниз мы уже не по тропинке, а по песчаному склону со следами прошедшего когда-то оползня.

Десятый день приобрел характер дежавю в том смысле, что опять мы садились на мели, опять было много перекатов и это после того, как река становилась уже довольно широкой. К обеду подплыли к остаткам другой мельницы и останкам красивого старого каменного моста. Во время обеда было просто нереально жарко даже в тени. Купались каждые 20 минут примерно. Странно, что кто-то по мелкой в данных участкой в этом году Великой пытался проходить на моторной лодке, если в этом месте даже мы прилично садились на перекатах. Понятно, о двигателе им, вообще, приходилось забывать надолго, но и осалка у неё была больше нашей.
Поразительный факт, но мы заливались и садились на этом участке точно, а, может, и во всём походе меньше, чем экипаж двойки. Наверное, сказывается опыт нашего капитана и его отличная форма перед конкретным походом . Кроме того корма у нас состояла из женской части, а я сидел спереди, поэтому мы хоть и цеплялись задом, но отнюдь не всегда намертво, а я спереди как раз отлично мог уходить от столкновений с камнями и брёвнами. Река становится всё шире, но пока не очень-то глубокой. Много песчаных пляжей в меандрах на внешних сторонах, почти как на Ветлуге было.
На ночь встали в живописном месте на чуть более низком косогорчике с красивыми соснами с правой стороны. Рядом был участок реки с обширной песчаной отмелью. На противоположной стороне распологался какой-то хутор, автомобильная дорога. На лугу всю ночь топталась и всхрапывала лошадь.

Одиннадцатый день был последним ходовым днём. Река вновь начинает успокаиваться, и вода, подпираемая очередной плотиной уже близ Опочки, скрывает все неровности дна, связанные с засушливым сезоном. Плыли мы где-то до 3 – 4 часов по полудни. После чего встали на обед и далее на ночлег. Это был наш последний “ходовой” день. Стоянка была одной из лучших, с левой стороны реки. Участок реки носил всё-таки речной характер, то есть было видно русло реки, но течение было слабым, сама же река была уже довольно глубокой. На стоянке можно было отлично прыгать в воду со сделанной тумбочки. Наши рукастые предшественники сработали на этом месте и столы с лавками, причём отменного качества. Кроме того, ещё один стол с лавками был вкопан в стороне.
Это место является, на наш взгляд, самой оптимальной точкой завершения маршрута, поскольку именно в здесь река подходит наиболее близко к Себежскому шоссе, оставаясь при этом вдали от жилых мест. Кроме того, далее река выходит на слишком равнинные и скучные места, часто безлесные или с мелколиственными насаждениями, которым далеко до великолепных сосновых берегов.

На следующий день мы прошли около полукилометра до шоссе и сели на машину известного нам водителя примерно в полдень. Мы проехали 10 – 15 км до Опочки. По моим воспоминаниям, ближайшей к последнему месту стоянки была деревня Копотилово. В Опочке мы развернулись и поехали назад в Пустошку, где и сели на поезд до Москвы.

В этом августе нам, если рассматривать примерно эти же числа за предыдущие года, удивительно повезло с погодой. Поход получился просто курортным, без единого дождичка. Правда, что-то может и накрапывало ночью. Последней ночью в этих местах прошёл ураган с градом, правда, он не затронул нас. Но это природное бедствие повалило немало деревьев вдоль дороги до Пустошки.

Читайте также:  Над москвой рекой свиридов

Источник

Сплав на плоту по реке: пожалуй, самое необычное путешествие по России

Друзья, наверняка многие из вас мечтали о путешествии по реке на настоящем плоту? Имеем ввиду не надувные подобия плотов или переделанные катамараны. А такой полноценный деревянный плот, на котором есть все для комфортного сплава: палатки, кухня, кают-компания, очаг и мангал для приготовления еды, электричество, лодочный мотор и даже баня.
Если смотрели “Верные друзья” — старый советский фильм, где по реке на плоту путешествуют три друга, то представляете что это такое. Конечно, сегодняшние плоты больше, безопаснее и удобнее 🙂 . В статье расскажем что это такое и почему это одно из самых необычных и классных путешествий по России.

Вот представьте: вы спускаетесь на плоту по живописной реке, например, Дону или по Оке. По пути готовите еду прямо плоту: можно пожарить шашлыки, сварить плов, приготовить уху или испечь сырники на завтрак. Кстати, на плоту уже есть вся необходимая посуда. Те, кто увлекаются рыбалкой, могут ловить на спиннинг прямо во время спуска плота по реке. По дороге — безлюдные пляжи, дикие берега и потрясающие закаты/рассветы. Ну не красота? Где еще можно найти такое созерцательно-романтическое путешествие и чтобы без людей? 🙂

Для праздников это тоже очень классная идея. Например, можно устроить детям пиратский день рождения: повесить пиратский флаг, пить ром сок, одеться в тельняшки и с деревянными саблями брать на абордаж проплывающих мимо рыбаков. Это же так круто! Про рыбаков шутка, конечно.

Где проходят сплавы на плотах

Для такого водного приключения подходят не все реки. Вернее сплавиться на плоту можно и по горной реке, но удовольствия будет мало. Мы же про путешествия, а не про экстремальные виды отдыха.

Идеальнее всего — широкая и спокойная река, преимущественно без активного судоходства. Ну и желательно, чтобы это была река в теплом регионе. Поэтому в 2021 году наши путешествия на плотах проходят:

  • по Дону: в Воронежской, Ростовской и Волгоградской областях
  • и по Оке: в Подмосковье, Калужской, Рязанской и Нижегородской областях

По Дону путешествия проходят полностью по несудоходным отрезкам реки, иногда только встречаются катера и рыболовные лодки. Никаких специальных прав и разрешений не нужно.

А вот Ока — судоходная река, поэтому тут для управления плотом нужны права как на маломерное судно: лодку или катер. Если у вас таких прав нет, но вы очень хотите сплавиться на плоту недалеко от Москвы, как вариант можно взять с собой нашего шкипера. Он полностью возьмет на себя управление плотом и стоит это совсем недорого. Вам останется только наслаждаться путешествием по Оке 🙂 .

Для кого подходит путешествие по реке

Путешествия на плотах подходят для всех возрастов. Но, конечно, дети допускаются только со взрослыми.

Никаких специальных навыков для управления плотом не нужно. При бронировании плота, мы проводим 2 инструктажа: один будет онлайн за 2-3 недели до путешествия и второй уже на берегу перед погрузкой на плот. Кроме того, во время онлайн-инструктажа, наш сотрудник расскажет все подробности про маршрут: как проходить сложные места, покажет на карте что посмотреть по дороге, где лучшие места для рыбалки и лучшие песчаные пляжи.

Перед погрузкой на плот, инструктор еще раз покажет все основные моменты, связанные с управлением плота. Через несколько часов сплава вы будете чувствовать себя так, как будто управляли плотом всю жизнь 🙂 .
Кроме того, для упрощения маневрирования при сильном ветре, на плотах установлены лодочные моторы мощностью 5 лошадиных сил. Поэтому рулить таким плавучим лагерем совсем не сложно даже в ветреную погоду.

По нашему опыту большей популярностью плоты пользуются у семей и компаний друзей: чаще всего отправляются в сплав на плоту с женами, детьми, родственниками и близкими друзьями. В общем, это полноценный семейных отдых на реке.

А если нет возможности собрать большую компанию, то можно отправиться в путешествие и в сборной группе. Таких путешествий за сезон всего несколько, поэтому желательно уточнять даты и бронировать заранее.

Но мы рекомендуем все-таки собирать для сплава свою компанию: все люди разные и проводить много времени на плоту с незнакомыми людьми для некоторых может быть не очень комфортно. Да и своей компанией уютнее как-то чтоли.

Законно ли сплавляться по реке на плоту?

Наши плоты построены по договоренности с Речным регистром РФ — каждый плот стоит на учёте в судоходной инспекции, имеет бортовой номер и судовой билет и зарегистрирован как маломерное судно. Поэтому любой спуск по реке на плоту, забронированный у нас, полностью легален.

Как мы уже писали выше, для сплава по Дону никаких дополнительных документов не нужно. При передаче плота экипаж также получает и судовой билет. Этого будет достаточно, если на реке вас решат проверить инспекторы ГИМС. Но наши плоты они знают и обычно даже не подплывают с проверкой.

Исключение — Ока. Тут обязательно наличие прав ГИМС, без них вы не сможете сплавляться своей компанией. В этом случае у вас есть несколько вариантов:

  • Заранее получить такие права в ГИМС, для этого нужно сдать экзамен (теорию и практику, как на автомобильные права).
  • Выбрать для путешествия Дон, тут права не нужны.
  • Или нанять шкипера, мы предоставляем такую услугу — это стоит 3 000₽ в день. Шкипер находится все время с вами на плоту, ночует в отдельной палатке и сам готовит себе еду.

Насколько безопасен плот

Каждый плот — надежный и безопасный плавучий лагерь. В основе плота жёсткий металлический каркас. Его размер 78 квадратных метров: 12 метров в длину и 6 метров в ширину.

Сверху каркас покрыт деревянной палубой, а снизу плот удерживается на плаву с помощью зафиксированных 200-литровых бочек. И грузоподъемность такого плота получается 5,5 тонн! Как видите, такой махине не страшны волны, а по весу для пассажиров и оборудования есть еще большой запас.

Во время сплава нужно плыть за пределами судового хода. Мы подробно про это рассказываем на инструктаже. А еще запрещено сплавляться в ночное время, вам нужно будет засветло выбрать место для ночной стоянки у берега. Для каждого маршрута мы заранее порекомендуем хорошие и проверенные места ночевок.

Кроме того, для безопасности каждый плот оснащен:

  • лодочным двигателем
  • двумя рулевыми веслами: одно на носу и одно на корме
  • огнетушителем, да вокруг вода, но на всякий случай 🙂
  • аптечкой
  • двумя якорями
  • швартовой веревкой
  • спасательными жилетами для каждого участника сплава
  • спасательным кругом

Аренда плота для сплава

Путешествие на плоту по реке проходит самостоятельно, вы сами управляете плотом все дни сплава. То есть, по сути это просто аренда плота со всем снаряжением.
Исключение, как уже писали выше, когда вы берете с собой нашего шкипера. И еще есть ситуации, когда на маршруте встречается шлюз или наплывной мост. В этом случае мы предупреждаем экипаж заранее при бронировании. А к месту препятствия на реке в нужный день и время подъедет наш сотрудник и поможет провести плот.

Все что нужно для сплава — это самостоятельно добраться до места старта маршрута, купить продукты, воду и взять с собой личные вещи. Например, рыболовные снасти и спальный мешок/постельное белье.
Да и то, при желании и за дополнительную плату мы можем организовать вам трансфер из аэропорта/вокзала, арендовать что-то из рыболовных принадлежностей и даже купить продукты и привезти их к плоту, чтобы вам не надо было везти все из дома или покупать где-то по дороге.

Можно, конечно, построить плот для сплава по реке своими руками и не платить ни за какую аренду. Но поверьте нашему опыту — хороший плот сделать не просто, это потребует кучу времени и материалов. А потом еще надо купить/установить двигатель и поставить плот на учет в инспекции. Дешевле собрать компанию из 8-ми человек и устроить классное путешествие на плоту, надежном и комфортном 🙂 .

Что есть на плоту

Есть два варианта плотов: стандартные-однопалубные и со вторым этажом. Например, для сплава по Оке мы предоставляем в аренду только двухэтажный большой плот. А на Дону для аренды доступны оба варианта.

На деревянной палубе стандартного плота установлены:

  • 4 двухместных палатки, с мягким поролоновым матрасом между дном палатки и палубой. Вам нужно взять с собой только спальники или одеяла, кому что больше подходит. А под голову можно положить вещи или рюкзак.
  • Стол с лавками, это что-то вроде кают-компании 🙂 . Это все закрывается тентом и опускающимися пологами — в плохую погоду пологи опускаются и тогда ни дождь ни ветер не страшны. Еще есть дополнительные лавки, которые можно переставлять вместо со столом по всему плоту.
  • Здесь же расположены всевозможные шкафчики для хранения вещей. А еще в них лежит и вся посуда: от ложек и вилок до сковородок и котелка.
  • Очаг и мангал стоят на металлическом листе, чтобы обезопасить палубу от падающих угольков. Тут можно приготовить что угодно: шашлыки, вскипятить чайник, сварить суп или пожарить что-нибудь на сковороде. А вот коптильни на плотах нет, так что если есть любители копченой рыбы — нужно привозить свою коптильню. Или во время сплава по реке можно купить у местных уже копченой рыбы.
  • Лодочный двигатель на 5 лошадей. Находится на корме и помогает в рулежке плотом. Двигатель 4-х тактный — тихий и экономный. К нему прилагается 10 литров бензина.
  • Два съемных трапа. Один трап нужен для выхода на берег во время стоянок, а по второму удобно забираться на плот из воды после ныряния и купания.
  • Еще на плоту есть всякие полезные инструменты и штуки: топор, ножовка, молоток, таз, ведра, плоскогубцы и так далее.

У большого двухэтажного плота все тоже самое, только еще есть баня, а на втором этаже стоят два шезлонга — тут удобно загорать. Еще тут можно поставить еще одну палатку (если возьмете её с собой) и тогда на плоту может ночевать 10 человек 🙂 . Еще на таком большом плоту есть солнечная панель с генератором, её хватает для освещения всего плота по вечерам и зарядки гаджетов.

Баня находится рядом с кают-компанией, примерно посередине плота. Она размером около 5-ти квадратных метров и за один заход сюда помещается 3-5 человек.
Тут 2 лавки, есть окно, а в стенах — утеплитель. Баня греется дровяной печкой, поэтому можно быстро нагнать температуру внутри до 100 градусов. Запасайтесь вениками 🙂 .

Кстати, еще есть маленькие плоты, они рассчитаны на 4-х человек. Там все тоже самое что и на стандартном плоту, просто он чуть меньше размером и там две 2-х местных палатки. Таких плотов немного, поэтому по наличию лучше уточнять заранее.

Чем заняться во время сплава и что посмотреть

Независимо от маршрута и региона сплава, на любом отрезке путешествия есть что посмотреть. Можно делать стоянки на живописных пляжах и гулять по окрестностям — старым деревням, пещерам, меловым скалам или к интересным достопримечательностям.

Например, во время путешествия в Воронежской области по Дону можно посетить пещеру Разбеек — тут когда-то прятались разбойники и хранили краденое 🙂 .

А во время сплава по Оке в Калужской области по пути можно посмотреть заброшенный замок в поселке Колосово. А еще маршрут проходит как раз по местам, где частично снимали фильм “Верные друзья”, это недалеко от Тарусы. Да и в самой Тарусе тоже будет интересно погулять.
Подробнее про некоторые из маршрутов расскажем в отдельных статьях.

В зависимости от продолжительности сплава по реке на плоту, можно проплыть от 30 до 80 километров за одно путешествие. В среднем, для 4-дневного путешествия длина маршрута укладывается до 40 километров.

  • рыбачить
  • загорать
  • купаться
  • заниматься йогой
  • да и просто отдыхать, читать книжки, наслаждаться видами дикой природы и уединением

Кстати, если не любите ловить рыбу сами или не умеете — всегда можно купить её у местных прямо на реке. Тут она бывает всех видов, от только что пойманной до горячего и холодного копчения. А если это сплав по Дону — то у рыбаков еще можно и донских раков купить!

Ранним летом или ближе к осени, когда прохладно в конце дня, вечером классно сходить в баньку и понырять после неё в прохладную воду Дона. А потом пить чай из собранных по пути ароматных трав и любоваться звездным небом 🙂 .

Все наши путешествия на плотах можно посмотреть вот тут.

Ну а если вы планируете корпоратив — можно соединить несколько плотов для большой компании. И организовать специальные программы: с музыкальным оборудованием, активностями (например, велосипедами или треккингами на берегу), тимбилдингом и прочими такими штуками.

Рыбалка на плоту

Рыбалка во время сплава на плоту — это мечта многих рыбаков! И вот почему:

  • Ловить с плота удобнее чем с лодки: тут куча места, ровная палуба и можно просто обложиться снастями со всех сторон. Как будто на специальном понтоне или с пристани, только прямо посередине реки 🙂 .
  • Рыбачить можно в любое время, попробовать разные снасти и наживки.
  • После выуживания рыбы, ее можно приготовить сразу же прямо на плоту: сделать уху или пожарить. А если прихватите с собой и коптильню — что может быть лучше свежей, собственноручно пойманной копченой рыбки? 🙂

Обычно с плота ловят так. Днем, во время сплава, закидывают спиннинги с приманкой и сплавляются по течению, получается такой троллинг. На такой способ хорошо берет судак, щука, а иногда попадаются и сомики.

Во время стоянок можно забрасывать классический спиннинг вдоль берега и облавливать ямки, рыбачить на поплавок или закинуть донку/фидер прямо с плота. Тут кто что больше любит.

А еще классно рыбачить с плота поздно вечером или рано утром — пока все спят и не топают по плоту. В зависимости от маршрута, мы порекомендуем места для стоянок где есть ямы — там больше рыбы. Мы хорошо знаем реку и сами заядлые рыбаки, поэтому понимаем как важно правильно выбрать место для рыбалки 🙂 .

У рыбалки на плоту есть и минусы. Если планируете полноценно рыбачить во время сплава, нужно чтобы в вашей компании были те, кто будет рулить плотом, следить за рекой, готовить еду и смотреть за детьми (если путешествуете с детьми). Иначе вас постоянно будет что-то отвлекать. Но даже в этом случае, можно отлично ловить во время стоянок.

Расписание и стоимость

Цена путешествия на плоту зависит от количества участников и продолжительности.

Цены. Например, аренда стандартного плота летом 2021 года на 4 дня обойдется в 72 000₽. Плот рассчитан на 8 человек, таким образом стоимость на одного человека за весь сплав — 9 000₽. А вот если вас, допустим, будет всего 4 человека, то тогда на человека цена получается значительно выше. Но, как мы уже говорили, вы можете присоединиться к сборной группе для сплава и тогда стоимость будет невысокой. В стоимость включено:

  • Аренда стандартного плота размером 6х12 метров
  • Инструктаж
  • Самостоятельный сплав на плоту
  • 4 двухместных палатки с ковриками
  • Необходимое снаряжение и оборудование для комфортного сплава
  • Лодочный двигатель, 5 л/с
  • Бензин для лодочного двигателя, 10 литров

Дополнительно вам нужно будет только самостоятельно доехать до места старта и закупить продукты. Или мы можем вам с этим помочь за дополнительную плату.

Расписание сплавов. Дат и маршрутов множество. Особенно на Дону — тут много плотов и теплее, поэтому навигация возможна до октября.

Первые сплавы на плотах обычно стартуют на майские праздники и заканчиваются летом или осенью, в зависимости от региона. К примеру, на Оке последний спуск плотов проходит в последних числах августа, а в Волгоградской области по Дону можно сплавиться и в первой неделе октября.

На Оке сплавы проходят примерно 1 раз в неделю, а на Дону 4-5 раз. Чем ближе к дате начала путешествия, тем меньше мест остается. Поэтому если хотите выбрать удобные даты и продолжительности — рекомендуем начать планировать путешествие на плоту заранее.

Надеемся, у нас получилось заинтересовать вас таким необычным путешествием 🙂 .
Если у вас есть какие-либо вопросы по плотам — пишите/звоните, все расскажем и поможем определиться с выбором!

Путешествуете самостоятельно? Вот наша подборка сервисов, которыми мы пользуемся сами.

Где жить. Отели, виллы и апартаменты советуем искать на Booking.com (по всему миру) или Agoda.com (по Азии).
Если ищете квартиры в аренду зарубежом — тут лидер Airbnb, без вариантов.
А в России рекомендуем бронировать квартиры у аналога — Суточно.

Авиаперелеты. Удобнее всего искать рейсы на Aviasales.ru. А если вам нужен сложный комбинированный авиаперелет, то рекомендуем Kiwi.com. Сервис умеет стыковать рейсы авиакомпаний, которые не работают по код-шерингу. А еще тут есть опция “Kiwi.com Guarantee” — защита пассажиров в случаях задержки, отмены рейсов или изменения расписаний.

Поезда. Для поиска и бронирований билетов на поезда по России мы всегда пользуемся Tutu.ru. Это быстро и удобно.

Страховка. Себе и клиентам для путешествий всегда бронируем на Черехапе. Поиск и бронирование онлайн сразу по всем страховым компаниям.
Доступны любые дополнительные опции — например, есть опция для рафтинга и даже для треккинга на высоте выше 5 000 метров с эвакуацией вертолетом.

Экскурсии. Самая большая база местных гидов на русском языке — Трипстер.

Связь. Для мобильной связи и интернета в роуминге рекомендуем универсальную симку для путешественников Дримсим. Пользоваться очень удобно и экономично — все тарифы, баланс и управление доступны через бесплатное мобильное приложение.

Источник

Adblock
detector