Меню

Сплав по онежскому озеру

Отчёты о походах

Виды туризма

Республика Карелия, Медвежьегорский район

6 июля — 15 июля 2001

Авторы — Григорий Кронин, Сергей Иванов

(Медвежьегорск) — Федотово — Кефтеньгуба — Ванчозеро — (волок) — Турастамозеро — Ладмозеро — (волок) — Уницкая Губа — Узкая Салма — Сенная Губа — Кижи — Усть-Яндома — Великая Губа

Участники:
— Григорий Кронин, 27 лет. grishakronin@yandex.ru
— Сергей Георгиевич Иванов, 27 лет, sergey@ipo.spb.ru
Опыт экипажа: Вьюн, Тигода, Оредеж, Вуокса, Тутока.
Каркасная байдарка «Нева-3» (производства петербургской фирмы «Тритон»)

Цель похода. Посещение озёр и заливов Заонежья — интересной и относительно доступной части Южной Карелии в самое тёплое и сухое время года. Тренировка навыков водного туризма, планирования и организации движения, волоков. Посещение музея-заповедника на острове Кижи.

Краткая характеристика региона. Онежское озеро принадлежит к числу наиболее популярных водоёмов Карелии, хорошо подходящих для водного туризма. Длинные узкие заливы и внутренние воды полуострова Заонежье представляют богатые возможности для выбора маршрутов разнообразной сложности и протяжённости. Географическая особенность полуострова — вытянутость всех форм рельефа (озёр, рек, возвышенностей) в направлении северо-запад — юго-восток. Протяжённые озёра и заливы чередуются с залесенными сельгами, достигающими высоты 100 м над уровнем озера. На западе полуострова берега Онежского озера местами образуют скальные выходы высотой несколько десятков метров.
О музее-заповеднике «Кижи», об истории и природе кижских шхер можно прочитать на странице kizhi.karelia.ru.

Транспорт и население.
Северо-восточный берег полуострова относительно плотно заселён, туда ведёт шоссейная дорога из Медвежьегорска, ответвление этой дороги доходит до большого села Великая Губа. Из этого села всего за 2 часа можно доехать до Петрозаводска на теплоходе «Ракета». В 2001 году рейсы совершались по пятницам и воскресеньям. Путь на автобусе вокруг полуострова значительно дольше. На остров Кижи «Ракеты» заходят ежедневно. Первая часть маршрута проходила вдали от густонаселённых мест. Несколько раз издалека мы видели рыбаков и проплывали мимо маленьких деревень, не вступая в контакт с местными жителями. Остров Кижи и соседние острова и берега населены довольно густо для Карелии, но затруднений со стоянками не было. На острове Кижи разводить костры и ставить палатки запрещено.

Маршрут. Поскольку нас оказалось только двое, мы решили не пытать судьбу на быстрых и порожистых карельских реках, а совершить поход по спокойной воде с волоками и посещением нескольких внутренних озёр полуострова Заонежье.
Основная идея первой части маршрута — из Кефтеньгубы подняться по внутренним водотокам полуострова Заонежье и волоком перевалить сельгу, которая «прикрепляет» полуостров к материку. Оказавшись по другую сторону полуострова, в Уницкой губе, во второй части маршрута хотелось совершить плавание вдоль юго-западного берега полуострова и в Кижских шхерах.
Предварительный план похода предполагал из Уницкой Губы идти на юг, в район мыса Чажнаволок, и оттуда, в зависимости от направления ветра — в Петрозаводск или Кондопогу. Маршрут через Кижские шхеры в Великую Губу, который был выполнен, предполагался лишь в случае благоприятной погоды и «если всё будет хорошо». Как ни странно, на протяжении всего маршрута мы всего один раз встретили туристов — и то на обратном пути, на теплоходе, который довёз нас из Великой Губы в Петрозаводск.

Календарь похода.

Выдержки из дневника похода.
6 июля. Начало.
При взгляде на небо и термометр появляется робкая надежда, что, может быть, — о, счастье! — карельская погода нас помилует. Мы не предполагали, что она подарит нам самые лучшие десять дней года. В 13:30 приехали на станцию Медвежья Гора. Нас уже поджидают местные водители, один из них оказался расторопнее других. В 14:38 высаживаемся у моста через Кефтеньгубу вблизи деревни Федотово. Как говорят местные жители, «у первого моста», так как это первый мост через заливы Онежского озера на дороге Медвежьегорск — Шуньга.
16:56. Байдарка собрана. Полный вперёд! Наш путь лежит в Кефтеньгубу, на юго-восток. За этот вечер нужно во что бы то ни стало подняться в Ванчозеро и пересечь его, чтобы на следующий день утром начать волок. Дует сильный северный ветер (попутный). Губа местами заросла камышом, особенно вблизи берега и небольших островов.
19:15. Нашли устье протоки из Ванчозера. В атласе Карелии масштаба 1:200000 эта протока помечена как довольно широкая (шире 10 метров), препятствия на ней не обозначены. Разница уровней озёр 2 метра на 500 метров протоки. Оказалось, что в устье протока непроходима из-за завалов и быстрого течения. Исток протоки, до которого мы добрались обносом и проводкой, очень живописный — быстрая речка начинается в заливчике между валунов.
20:00. Выйдя в Ванчозеро, идём на юго-восток по заливу, обрамлённому небольшими скалами. Закинув позади лодки блесну, почти сразу вытаскиваем щуку. Осталось пересечь Ванчозеро, найти устье реки Куломы, впадающей в него с запада и встать на стоянку южнее устья.
22:30. Пересекаем озеро, находим реку в камышах по встречному течению, причаливаем. Стоянка не идеальная, место низкое, комары и слепни. Зато отсюда будет удобно завтра начать волок. Купаемся в чистой прозрачной тёплой воде. Погода прекрасная — тепло и ясно.
7 июля. Ладмозеро.
9:00. На завтрак испекли щуку на углях, завернув в широкие листья. Щуки хватило на завтрак, хотя мы бы, наверное, не отказались от добавки. Добавка вчера не клевала.
10:20. Сергей остался в лагере упаковывать вещи для волока, а Гриша отправился искать удобный путь. Возможно, нам удалось бы прорубиться сквозь завалы и обнести пороги на Куломе. Судя по сведениям из Интернета, прохождение этой протоки вниз заняло бы 3-4 часа при помощи топора и с обносами. А нам нужно пройти её вверх. Кроме того, мы предполагали, что идём по этому маршруту первыми в сезоне — завалы ещё не разобраны. Так или иначе, мы выбрали волок.
По карте до дороги полкилометра. Я шёл строго на запад через густой лес. Даже не верилось, что здесь можно протащить байдарку. Много упавших деревьев, болото. Последние 200 метров перед выходом на дорогу — вырубка, по которой идти почти невозможно, путь преграждают сваленные деревья. По дороге пошёл в нужном направлении, на северо-запад. Увидел с дороги тропу, которая, казалось, ведёт к нужному озеру. Оказалось, это дорожка к разработкам гранита. Скала раскрошена и плоские каменные плитки сложены в пирамиды высотой достигающие человеческого роста. Следы подъезда грузовика. Вернулся на дорогу и продолжил движение на северо-запад. Примерно через 1 км увидел Турастамозеро. Вернулся в лагерь, обойдя вырубку с юга. По этому пути и будем «волочиться». Во время разведки очень устал, особенно от предчувствия того, как мы понесём этим путём байдарку.
11:56 — 12:24. Волок от Ванчозера до дороги. Тяжело. В рюкзаки уложены все вещи, байдарка разгружена. Небольшими переходами продираемся через лес. Байдарка застревает между деревьев. Руки заняты, очень донимают слепни и комары. Почему-то слепней привлекает тёмно-синий цвет рюкзака. Они садятся на него чаще, чем на наши лица, иногда на рюкзаке сидит 20 и больше слепней.
12:30 — 13:05. Волок по дороге до Турастамозера. На берегу есть стоянка, кострище, деревянный стол, стулья. Отдыхаем, утоляем голод и жажду. Оба чувствительно покусаны, но настроение хорошее — мы совершили маленький подвиг.
14:20 — 15:30. Неспешный переход по Турастамозеру до устья короткой (300 м) протоки из Ладмозера. Протока шумит, в устье растёт тростник. Переносим байдарку по правому (орографически) берегу до разрушенного моста. Небольшая деревня Шелехово. На северо-западе Ладмозера видна ещё одна деревня, почему-то не отмеченная на карте.
15:30 — 16:00. Мы в Ладмозере. Нам предстоит пройти по нему 14 километров до южной оконечности. Устали после волока и обноса, гребём лениво, смотрим по сторонам. Посмотреть есть на что — буйство северной растительности, много камней. Мы поражены прозрачностью воды в Ладмозере, даже по сравнению с Кефтеньгубой и Ванчозером. Дно — песок и нагромождения камней. Пройденные нами озёра и заливы Онеги заметно отличаются друг от друга. Прозрачностью воды, характером берегов, растительностью и общим впечатлением. Пожалуй, Ладмозеро всё же напоминает Кефтеньгубу, но камней в нём больше и они покрупнее, вода прозрачнее. Скальные выходы мы пока видели только на севере Ванчозера. Турастамозеро небольшое, в заливчиках заросшее, дно местами илистое, волнения почти нет, много камыша. В Ладмозере, напротив, водной растительности мало.
16:00 — 16:30. Усталые, мы углядели на берегу озера чудесный заливчик с песчаным пляжем и живописно нависшими над ним деревьями и устремились к нему, чтобы искупаться и отдохнуть. Заливчик прямо как рисуют на картинках сказочные благодатные лагуны. Солнышко светит. Тепло и ясно. А чудная стоянка приготовила сюрприз. Меня укусил клещ. У нас обоих есть иммунитет от энцефалита — Сергей уже болел, а Гриша заранее прошёл цикл прививок. Значит, не зря это было. Идиллия обманчива: нависшие над водой лиственные деревья — удобное прибежище для клещей.
16:30 — 20:30. Неспешный переход по Ладмозеру на юг. Встали на стоянку чуть не доходя деревни Черкасы, на противоположном берегу. Завтра отсюда просмотрим, а, возможно, и начнём волок в Уницкую Губу.
Трудно заставить себя залезть в палатку, когда кругом такая красота. Приятно сидеть на берегу и слушать шум леса и слабый прибой озера, смотреть по сторонам. Однако, среди шумов леса есть и неприятные — например, комариный писк.
8 июля. Волок в Уницкую Губу.
8:25. Прекрасное солнечное утро. В деревне Черкасы около 10 домов, есть часовня. Коровы бродят и звенят бубенчиками. Моторные лодки гудят иногда.
10:10 — 12:00. После завтрака Гриша отправился на разведку волока, прошёл по сильно заросшей дороге вдоль озера на юг, но вскоре вернулся, так как стало очевидно, что нужно проплыть на юг ещё около 1,5 км. Так и делаем. Доплываем до места, где дорога подходит к озеру вплотную. Готовимся к волоку в основном морально, так как физически мы оба готовы неплохо. Всё-таки 2 километра по лесной дороге с лодкой и рюкзаками — это нагрузка! А ещё эти проклятые слепни.
12:10 — 13:32. Волок. Идём по заросшей дороге переходами по 200 шагов, после каждого перехода отдыхаем, отгоняем насекомых (бесполезно). Сделали 12 переходов — воды не видно. Хотя заметно, что дорога перевалила через холмистую гряду (сельгу) и идёт вниз. Гриша пробежался вперёд налегке, оставив Сергея отдыхать. Оказалось, что до озера ещё 900 шагов. 6 переходов по 200 шагов, и мы в Уницкой Губе. Место низкое, лиственное, комариное. Родник со вкусной ледяной водой, которой мы наполнили бутылку. Скидываем рюкзаки, быстро раздеваемся и плюхаемся в холодные волны Уницкой Губы. Лучше умереть от холода, чем от укусов слепней. Сидим полностью в воде. Никто не кусает. Мы совершили ещё один маленький подвиг! Переправляемся на островок, состоящий в основном из камней. Здесь нет комаров и слепней, можно отдохнуть и вновь уложить вещи по-водному.
16:20 — 17:30. Отчаливаем от островка и идём вдоль восточного берега губы на юг. Много скал. Слушаем эхо. Пристали в удобной бухте напротив архипелага Сокольи острова.
19:00. У нас обоих поднялась температура, болит голова. Скорее всего, это действие яда. У каждого по полсотни укусов слепней. Стоим на восточном берегу Уницкой Губы и помаленьку поправляемся. Прямо из палатки видны скалы на близлежащих островах и в заливе. Такой хорошей стоянки у нас ещё не было. Кругом дрова, ветер сдувает комаров (не всех), утром здесь будет солнечно. Шумит прибой. Третий день погода повторяется — утром ясно, к середине дня собираются кучевые облака, которые рассеиваются к вечеру. Ветер несильный, но на озёрах заметный. Пока ни разу не было серьёзных помех плаванию из-за ветра.
9 июля. Уницкая Губа.
Ночью по озеру шла моторная лодка, далеко — еле видно. Я выглянул из палатки посмотреть на неё, как вдруг звук мотора изменил тон, а лодка повернула прямо на нас. Казалось, что два мужика хотят пристать прямо к нашему месту. Однако, они пристали в ста метрах от нас, в соседнем заливчике. По-моему, они нас даже не заметили. Причалив, они начали ругаться. Объектом надругательств был лодочный мотор. Мы уловили фразу «зачем мы связались с этим мотором, шли бы лучше на вёслах!». Через час лодка отчалила, мотор по-прежнему гудел странно, чихая. Наутро я разглядел в бинокль эту лодку, шедшую в другую сторону на вёслах. Вероятно, мотор сломался окончательно.
К утру мы оба выздоровели и снова готовы к приключениям. Ещё во время ночёвки под шум прибоя мы предположили, что придётся отложить переход по Уницкой Губе на вечер и ночь. Ветер юго-восточный, дует с «большой» воды на «малую». Волны с барашками высотой 30-50см иногда окатывают байдарку целиком. Хотя мы стартовали рано (8:53), против ветра идти оказалось тяжело, неэкономично и опасно. Пройдя 4 км до мыса, за которым ветер оказался ещё сильнее, мы встали. Будем ждать вечера.
Поставили палатку без тента, для защиты от насекомых. Отдыхаем. Жарко и ясно. Рассмотрели вблизи одну из скал.
К вечеру ветер стихает. Обсуждаем дальнейший маршрут. Мы на распутье. Грубо говоря, направо — Кондопога, прямо — Петрозаводск, налево — Кижи. Единогласно решаем идти в Кижи и Великую Губу. Там интереснее. За ночь нужно дойти по крайней мере до острова Макс.
21:10. Отчаливаем. Проходим мимо деревни Пегрема. Все дома деревни полуразрушены, но часовня, по крайней мере издалека, выглядит ухоженной. Ветра почти нет, поверхность озера успокоилась.
Примерно в 23:30 зашло солнце. У южной оконечности острова Миж нас ждал сюрприз. Ветер. Сказывается близость большой воды — волны становятся выше и шире. Байдарка не зарывается в волну, а взбирается на неё. Даже между островом Макс и берегом волнение не стихает. Решаем идти дальше, отчасти из-за того, что не хочется выбирать стоянку и ставить палатку в темноте. Лучше будем грести до утра. До рассвета, когда окрепнет ветер, нужно пройти как можно дальше на юго-восток. После о. Макс — самый нервный участок пути. Байдарка иногда зарывается в волны. Приняли меры предосторожности — развязали шнурки на кедах, переложили отснятые фотоплёнки в карман рубашки. Стараемся править так, чтобы в случае аварии нас вынесло прибоем на берег. Переход до пролива Узкая Салма был сложным, сидевший впереди Сергей не раз получал холодный душ, и сидевший сзади Гриша изрядно понервничал, в течение нескольких часов выправляя байдарку носом к волне. Спрятавшись от ветра в узкой салме, отделяющей Липовские острова от берега, смогли перевести дух. По гладкой воде пролива можно грести спокойно, без напряжения. Карельская белая ночь. Даже в самое тёмное время ночи хорошо видны берега, препятствия на воде (камни). В 1:35 на востоке взошла Луна над лесом, в котором легко можно было рассмотреть отдельные деревья. В проливе Узкая Салма остатки пристани и топляки. На берегу полуразрушенный дом, возле него у воды стоит катерок. Наконец, мы вышли из-за островов, а солнце почти вышло из-за горизонта. Пристаём к острову. На карте он обозначен, но не подписан. Находится в 200 м севернее острова Южный. Высадились в 4:30, поставили палатку и сразу уснули.
10 июля. Муравьиный остров.
Ещё несколько лет назад я заметил на карте это место — Узкая Салма. Почему-то это название запомнилось с тех пор, когда я ещё не помышлял о водных походах. Что-то загадочное слышалось в названии, хотя «салма» — это всего-навсего пролив. При подходе с севера он выглядел вчера как просека в лесу — узкий, длинный, и на другом конце вновь открывается большая вода. В заливе нет ветра и волн, тихо.
Утром проспали с 4:40 до 10:00.
10:20. Подъём. Завтрак. На острове сухо и ветрено. Если не уследим за костром, весь остров запросто сгорит. Сухие сосновые сучья вспыхивают мгновенно. На острове очень много муравьёв! Они везде! Вроде палатка задраена, а они как-то умудряются пролезть в неё. Можно отдохнуть от муравьёв на западном берегу острова, обращённом к Онеге. Единственный способ не позволить муравьям быстро взбираться на тело — стоять ногами на каменной плите, которую каждая волна окатывает водой. В таком положении удалось даже насладиться едой. Размер острова примерно 100×200 м. Отовсюду видна большая вода. Дует сильный ветер, безопасно отчалить можно только с северо-восточной стороны острова, обращённой к Узкой Салме.
21:40. Ветер ослабел ненамного. Отчаливаем. Полчаса гребём до материкового берега. Похоже, мы поспешили — ветер ещё слишком силён. С трудом причаливаем к каменистому берегу и отдыхаем. Ещё утром с Муравьиного острова мы разглядели на этом берегу стоянку со столом, стульями, полянкой и, наверное, без избытка муравьёв.
23:05. Стоять холодно, а плыть интересно. Отчаливаем, несмотря на волнение, которое спадает лишь чуть-чуть. Знакомая картина — ветер в лицо и волны 40-50 см. Иногда приходит волна чуть повыше и накрывает байдарку. По-прежнему стараемся править так, чтобы в случае аварии нас быстро вынесло на берег. Этот переход легче вчерашнего, потому что мы уже знаем, что способны на такое.
1:45 — 2:05. Проходим мыс Пиче-Сельга — прощай, большая Онега; здравствуй, залив. Здесь волнение гораздо слабее. Причаливаем в заливчике около узкой (200 м) перемычки, отделяющей Онегу от маленького озера. В 3:00 уже спим.
11 июля. Сенная Губа.
14:00. Отплываем в направлении острова Кижи. Наша цель сегодня — остановиться вблизи него, чтобы завтрашний день посвятить экскурсии. В наши планы встревает погода. Собираются грозовые тучи. Решаем остановиться на живописном скалистом острове, но находим на нём табличку с названием острова — Радколье — и указанием, что он — памятник природы, заповедник лекарственных трав, и стоять на нём запрещено. Перебираемся на соседний остров.
17:30. Поставили палатку и залезли в неё, подгоняемые первыми каплями дождя и ударами грома. Отдыхаем в сухой палатке. Через полчаса гроза и ветер прекратились, дождь ослабел.
Остров отделён проливом от деревни Сенная Губа, стоянка на противоположной от деревни стороне острова. Слышно, как в деревне лают собаки и мычат коровы. Между нами и деревней фарватер, идут корабли. «Комета» на Петрозаводск, два круизных корабля на Кижи. Остров хоть и не большой (150 м в поперечнике), но высокий. С высшей точки можно оглядеть панораму Кижских шхер. Есть каменистый лужок, сосны и берёзы. Мало дров и мокро, поэтому костёр сегодня разводить не будем.
12 июля. Остров Кижи.
Утром погода прекрасная, настроение тоже. Заметили, что дров на острове вполне хватит для горячей еды и чая. Организовали завтрак и большую просушку.
12:00. Отплываем в направлении острова Кижи. Идём на север, ориентируясь на судоходный фарватер. Встречаем несколько больших теплоходов.
13:00. Решили сфотографировать небольшую часовню вблизи деревни Корба на острове Бол.Климецкий, и приблизились вплотную к берегу. В этот момент на севере наконец-то увидели Преображенскую церковь на острове Кижи.
14:00. Пристаём на острове Кижи, рядом с главной пристанью, у причала для катеров. Уточняем расписание теплоходов из Великой Губы, которое понадобится через несколько дней, и отправляемся на экскурсию. Байдарку бросили на травке так, чтобы было видно с милицейского поста. Оказалось, что за доплату к билету в музей по 25 рублей нас будет сопровождать собственный экскурсовод. Им оказался Сергей Карху. С удовольствием упоминаю его здесь и пользуюсь случаем ещё раз поблагодарить за замечательную экскурсию по острову и музею.
Нет смысла пересказывать содержание экскурсии. Мы узнали, что название Кижи происходит от карельского слова, означающего «мох». Возможно, другой экскурсовод объяснил бы название иначе, по-своему. Запомнилась табличка «Опасно! Змеи и клещи!», на которой те и другие нарисованы — для детей и для туристов, не знающих русского языка. После экскурсии прогулялись на юг острова, в сторону деревни Ямка, куда туристы обычно не заглядывают. В этой части острова тоже есть памятники — часовни, дома, путевой крест. Все они, по крайней мере снаружи, в неплохом состоянии.
18:00 — 19:50. Покидаем остров Кижи, обходим его с запада, любуемся на деревянные постройки с воды при прекрасной погоде. Пристаём к небольшому островку в проливе севернее о. Шуневский. Решаем на следующий день сплавать в Усть-Яндому, посмотреть тамошнюю часовню и попытаться найти устье реки Яндомы.
13 июля. Усть-Яндома.
12:00. После завтрака отправляемся в направлении Усть-Яндомы. Вблизи деревни часовня, которая мало отличается от тех, что на острове Кижи, разве что стоит на «родном» месте и вписывается в пейзаж, в то время как часовни в Кижах были туда перевезены и, по мнению некоторых скептиков, не совсем гармонируют с окружающей природой. Вошли в залив, куда, судя по карте, впадает река Яндома. Здесь заросли водных растений, в том числе белых кувшинок.
15:50. Замечательное место для стоянки на небольшом островке в проливе севернее острова Шуневский. Пролив между островом Шуневский и полуостровом Заонежье — цепочка небольших островов, песчаных отмелей и зарослей камыша. На островке есть поляна и старые берёзы. С поляны открывается панорама Великой Губы. Место удобно для рыбалки — есть тихая заводь, водная растительность. Успели поставить палатку за 15 минут до дождя.
19:30. Дождь перестал, небо очистилось, мы поужинали и решили порыбачить. Погода самая рыбная; с берега видно, как рыба кормится на мелководье. Наловили плотвы для ухи.
14 июля. Великая Губа.
12:20 — 13:35. При сильном попутном ветре догребли до деревни Кондобережская на восточном берегу губы и нашли поблизости стоянку, удобную для разборки байдарки и последней ночёвки. Переждав дождь, в последний раз развели костёр.
21:00. На берегу озера пополняем коллекцию камушков. Среди них — полупрозрачный кусок мрамора (тащил ещё с Ладмозера). К нему добавляется шуньгит — по словам кижского экскурсовода, в России встречается только в Заонежье, есть ещё в Австралии и Франции.
Стоянка ни из деревни, ни с дороги не видна, хотя та и другая в 200-300 метрах. На лугу следы пребывания коров, рядом с кострищем водочные бутылки. Не придёт ли сюда стало коров или местные любители спиртного?
15 июля. Петрозаводск.
Проснулись около 9:00, немного перекусили, костёр решили не разводить. В 11:00 отправляемся малым ходом пешком в сторону посёлка Великая Губа, до которого около 3 километров. По пути несколько раз отдыхаем, любуемся Онежским озером и ясной погодой.
15:20. Отправление теплохода Великая Губа — Петрозаводск. В теплоходе около 110 мест, на пристани собралось человек двести, но, несмотря на то, что посадка протекала довольно нервно, все кое-как поместились. На пристани мы наконец-то встретили первых за всё время туристов — Леонида и Галину из Москвы. Они возвращались из Губы Святухи. Приятно было поделиться впечатлениями, которых у них и у нас было в избытке.
17:20. Прибытие в Петрозаводск. По пути ещё раз, теперь уже с теплохода, оглядели Великую Губу, Кижи, шхеры и залив Большое Онего.
23:00. Едем в Петербург.

Читайте также:  Находится самое мертвое озеро

Источник

Сплав по онежскому озеру

August 10th, 2011 , 05:35 pm

Рассказ о том, как в июле мы потратили свой отпуск на сплав по реке Онега, что в Архангельской области. Из восьмерых человек опыт в этом деле был только у двоих, остальные привыкли что их везет мотор или парус и отправились за новыми впечатлениями.
В итоге прошли 200 с небольшим километров, от Плесецка и почти до Белого моря. По дороге посмотрели несколько деревень и красивых северных церквей.

Отъезд и день первый. Первой задачей в нашем походе было попасть в поезд со всеми нашими вещами. А их было много.. очень много. В несколько ходок дотащили все это до весов, оплатили перевес и опять таки в несколько ходок переместились на платформу, ждать поезда.
К началу двенадцатого очередной серией ходок вещи перенесены к нужному вагону, занесены в поезд и кое-как утрамбованы. До трех ночи не спали, потом прогулялись минут 10 в Ярославле и на боковую.

1. Третьи полки в плацкарте была полностью заняты нашими вещами. Причем уместить туда еще хоть что-то представлялось малореальным.

В три часа дня мы наконец-то в Плесецке. За 5 минут находим Газель, водитель которой соглашается доставить нас к реке и прями с перрона забрасываем вещи в кузов.
В Газель наши вещи влезают забив все багажное отделение до потолка, мы размещаемся, заняв всю кабину — двое с водителем и четверо на втором ряду. Доехав до реки, выбираем понравившееся место, разгружаемся и садимся за обед.

2. Первый взгляд на Онегу.

К вечеру собираем первый катамаран — Альбатрос, на котором в прошлом году мы ходили по Онежскому озеру. В этот раз он в облегченной версии — парус, руль и шверт мы оставили дома.
Для второго катамарана нам нужно делать раму. Так как на нашем берегу поле, отправляемся на разведку на противоположный. Идеи две — если найдем там хорошее место, то перевезти лагерь туда, если нет, но найдем хорошие деревья для рамы — перевезти на Альбатросе деревья на наш берег.

Читайте также:  Реки озера водопады мексики

3. Альбатрос готов к приключениям.

Лес на противоположном берегу оказался с густым подлеском и, судя по обильному количеству стекающих из него ручьев, сильно заболоченным. Решили отложить идею с поиском стройматериалов в этом лесу и проверить с утра лес на своем берегу, до которого надо было немного прогуляться.

Около полуночи солнце уходит за горизонт, но темно не становится — север светится и так будет продолжаться часов до трех ночи, когда солнце уже взойдет обратно. Я вполне спокойно читал книжку без использования фонарика.

День второй.
Встали на утро рано. Палатки стоят на поле, а солнце встает на севере еще ночью, поэтому к утру в палатка начинает напоминать хорошую такую баню (вообще первые дни погода стояла очень жаркая, но в отличии от Москвы было не душно и поэтому переносилась жара гораздо проще). В итоге, не успев толком проснуться я уже купался в реке 🙂
После купания занялся костром для завтрака, в это время из леса пришли ребята, заготавливающие там бревна для рамы второго катамарана. Позавтракав, приносим бревна в лагерь и приступаем к сборке второго катамарана.

Источник

По Онеге-реке

Онега для летнего сплава на байдарке выбрана не случайно. Крупные реки, названия которых вписаны в вековую историю, обладают особым свойством притяжения. Стремление узнать, почувствовать реку становится целью путешествия. Об Онежском крае написано немало, и не хотелось бы повторяться. Попробую лишь поделиться своими наблюдениями во время сплава.

Фото: Михаил Смирнов.

Большие расстояния для Архангельской области не редкость, поэтому 180 километров от Каргополя до Североонежска — путь вполне обычный.

Места здесь издревле населенные, таковы они и ныне, когда многие прибрежные деревни покинуты жителями.

Путешественник вне цивилизации себя не ощущает.

Вдоль реки проходит оживленная автодорога, в крупных селах можно пополнить запас продуктов.

Свое начало Онега берет из озера Лача у Каргополя.

Этот старинный город называют Северным Суздалем, а знакомство с ним может быть целью отдельного путешествия.

Ширина Онеги напротив города около 400 метров, здесь она почти без течения и больше похожа на залив озера.

Зато всего через несколько километров река встречает вас каскадом бурных порогов.

Только название одного из них — Мертвая голова — говорит о многом.

Сразу следует сказать, что пороги встречались и дальше, но самыми запоминающимися оказались те, что были в начале маршрута. Между Каргополем и устьем правого притока, рекой Волошкой, Онега, прорезая известняки, сужается местами до 40 и даже до 30 метров.

Читайте также:  Задания по рассказу астафьева васюткино озеро

Фото: Михаил Смирнов.

Мощный поток, стоячие волны, камни в русле… Когда на хорошей скорости мелькают прибрежные кусты и лодку забрасывает брызгами среди водяных валов, приятно осознавать, что не забыл надеть спасжилет…

У населенных пунктов встречаются понтонные переправы, их приходится обходить берегом. Фото: Михаил Смирнов.

Обычное дневное расстояние неспешного сплава — 25–30 километров. Онега — река разнообразная. Кроме порогов, есть здесь просто быстрины и, наоборот, широкие, по две-три сотни метров плесы, где почти незаметно течение и приходится идти на веслах. Однажды нам встретился перекат настолько широкий и мелкий, что нужно было войти в воду и проводить байдарку вручную.

Фото: Михаил Смирнов.

Интересно, что среди прибрежных лесов преобладают лиственные, что необычно в представлении о северном крае. Береза, осина, ольха — самые частые в начале и середине пути. Можно пройти несколько километров, не встретив ни одной елки на берегу. Правда, ближе к завершению маршрута хвойных было уже больше, появилась лиственница, изредка стали встречаться и сосновые боры.

Обычная картина, которую вы видите из лодки, — это берег из камней, уходящих в воду, заросли ивняка, а выше лес или луговой берег. Особый колорит создают огромные валуны, группами и поодиночке разбросанные по воде.

Отдельно стоит сказать о родниках. Их великое множество. В тихую погоду до лодки доносится журчание ручейков, начало которых в двух-трех метрах от берега. Ключи и ключики бьют среди камней, отдавая Онеге свою холодную и кристально чистую воду.

Источник



Сплав по онежскому озеру

Купили билеты до Шальского по 905 рублей. Билеты в Кижи стоят в 1.5 раза дороже и, насколько я понял из разговоров, продают их сразу в 2 конца и с экскурсией. То есть нужно около 3-х тысяч с носа. Купить билет в Кижи в один конец чтобы там остаться на день-два у людей не получалось. Хотя могу и ошибаться, слушал в полуха разговоры у кассы.
Кометы в Кижи ходят 3-4 раза в день, в Шальский — 2 или 3 раза в неделю. Разницу в цене могу объяснить только популярностью Кижей у туристов, т.к. по расстоянию от Петрозаводска они не дальше Шальского.
Наша комета отходила в 17.30 и у нас еще оставалось время закупить продукты. Я остался сторожить вещи, а ребята отправились обчищать осматривать местные продуктовые магазины. Здесь стоит отметить, что, ввиду некоторых ограничений по здоровью у отдельных членов команды, мы вынуждены были исключить из нашего меню некоторые виды продуктов. Продукты брали в расчете на двухразовое питание. Из консервов решили брать тушенку и сайру, из круп — гречку и рис. Кроме того взяли чай, сахар, соль, сгущенку, шоколад и привезенные из Москвы сухофрукты и немного конфет.
Когда ребята вернулись с продуктами, мы с Сергеем еще раз отправились в город, чтобы поискать динамо-фонарь для зарядки телефонов и что-нибудь перекусить. Зашли в виденный нами по дороге от вокзала магазин рыболовного снаряжения. Магазин неплохой, но нужного нам фонаря мы там не нашли. Зато нашли его в магазине «Спортмастер» в торговом центре, расположенном напротив. В такие магазины заходить, конечно, опасно, глаза разбегаются, но мы сумели сдержать себя в руках и купили только фонарь.
Наша комета подошла к причалу без четверти пять, но посадку, как и обещали, дали только за 15 минут до отплытия. За это время вокруг столпилось довольно много народу и мы стали опасаться, что нам будет непросто найти места с нашими баулами. Билеты продавались без мест, а за багаж сказали доплачивать на корабле. Наши опасения не оправдались, и мы спокойно разместились в конце первой палубы. За багаж доплатили всего 150 рублей и то, наверно, можно было не доплачивать, практически сами напросились.
По расписанию комета от Петрозаводска до Шальского идет ровно 1.5 часа. Доплыли без приключений, но с опозданием на 15 минут. По дороге слушали женщину-врача, ехавшую в командировку в Пудож. Еще из Петрозаводска в Пудож можно добраться на автобусе, но стоит он немногим меньше кометы, а ехать часов 8. Раньше, говорят, еще вертолет летал, но не очень давно отменили.
В 19.15 высадились в Шальском. Метрах в 50 от причала нашли более или менее приличное место для стапеля. Стапелились больше 3-х часов! Маринку, конечно, можно собрать за полчаса, но мы ее видели в первый раз и, хоть у нас и была инструкция, потратили мы раз в 5 больше времени. Лично меня больше всего удивило, что баллоны, при накачивании, гнут стрингера. Собрали немного неправильно, дека осталась незастегнутой, но этим решили заняться после. С Щукой никаких проблем не возникло. Она тоже была первый раз в походе, но у Сергея уже был большой опыт обращения с Щукой-2, с не сильно отличающейся конструкцией. Да и с надувнушками, на мой взгляд, должно быть попроще, чем с КНБ. Собираться мешали комары, от которых химия, обильно вылитая на себя, почти не помогала.
Переложили вещи в гермы, погрузились и в 22.30 наконец-то отчалили! Поход можно считать начавшимся!
Прошли 2.5-3 км до выхода из устья р. Водлы и еще около 5 км до Малых Шальских (Гольцов) островов. Первый оказался занят и мы высадились на втором. Было это около половины первого. Пока плыли, село солнце. Но сильно темнее от этого не стало и мы поняли, что фонари можно было не брать.
На ужин сварили роскошный суп из сырков, томатной пасты и консервов. Стоянка неплохо продувается, комаров значительно меньше, чем в Шальском. А может уже спать легли. Много чаек. Дневник сел писать в 3 часа ночи, без фонаря.
За день пройдено

03.06 День 2. о. Малый Голец — о. Большой Голец — о. Василисин
В 8.30 утра поднялся Сергей. Потом Артур. Потом я. Сергей искупался. На завтрак доели вчерашний суп, попили чаю. Не взяли никаких моющих средств, песка тоже нет — посуда осталась жирная. Палатка стоит на тонком слое мха, покрывающего камни. Колышки втыкать почти некуда. Лес на острове преимущественно хвойный, дров достаточно. Погода солнечная, жарко.
Вышли в 12.10. В 12.25 высадились на о. Большой Голец. На нем раньше работали заключенные, добывали камень. Два больших креста. На одном намотана колючая проволока. Остатки стен из камней. Атмосфера на острове негативная, задерживаться не хочется. Нашли спиральку из камней. Доложили по камушку.

Источник

Сплав по онежскому озеру

Вам говорят, что на Майдане – экстремисты и бандеровцы, убивающие всех русскоязычных и призывающие со сцены к насилию. Я только что оттуда – там обычные люди, говорящие в основном по-русски, а со сцены призывают дружить с Россией. Ведь кроме той России, которая собирается со мной воевать, есть и другая Россия – с прекрасными адекватными людьми и красивыми пейзажами. Надеюсь, с такой, настоящей Россией, я ещё увижусь в этом году. О ней и пойдёт речь в этом отчёте о походе нашей интернациональной команды по Онежскому озеру.

Куда: мост Плавник – гора Зимняя – д. Космозеро – р. Чужмукса – Чужмозеро – Гакхозеро – мост Плавник (88 км.)
Когда: 28.07.2013 – 3.08.2013
Кто: Дима, Юля и Лёша (Киев) – КНБ «Викинг» (Kizil Yildiz)
Ваня и Вадим (Москва) – каркасная байдарка «Таймень»
Лёша и Надя (Киев) – каркасная байдарка «Форель»
Коля (Киев/Москва) – КНБ «Маринка»

Заброска
Туда:
Из Киева в Москву поездом №90 Жмеринка-Москва (18:49 – 9:26).
Из Москвы в Медвежьегорск поездом №212 Москва-Мурманск (15:00 – 12:55).

Назад:
Из Медвежьегорска в Москву поездом №91 Мурманск-Москва (16:50 – 11:38)
Из Москвы в Киев поездом №55 Москва-Хмельницкий (19:13 – 05:22)

На вокзале Медвежьегорска стояла единственная «буханка», водитель которой затребовал 3000 руб. за заброску до Плавника (ударение на «а») – так тут называют мост через губу Святуху. Поиски альтернативы на окрестных улицах ни к чему не привели. Водители рейсовых маршруток и автобусов отсылали к начальнику автостанции, который тоже ломил цену, а немногочисленные частники не горели желанием куда-то ехать.
Выручил телефон местного такси «Анюта», найденный в интернете заблаговременно. Нас согласились подвезти за 800 руб., но нужно было подождать пару часов. Мы подождали. В рекламе «Анюты» значится услуга «трезвый водитель» – нам повезло: водитель микроавтобуса Volkswagen оказался именно таким.

День 1 (28.07.2013, 10 км.)

Около моста удобных полян нет – стапелились прямо на обочине по правую сторону дороги, сразу за мостом (62°36’05.0″ N 34°49’48.7″ E). Забегая наперёд, скажу, что на обратном пути мы узнали о более удобной полянке для стапеля (62°36’23.8″ N 34°49’12.5″ E), на которую можно попасть по грунтовке, уходящей налево от автотрассы, чуть не доезжая моста.
Не спеша собравшись и перекусив, стартовали около 18:00. Погода солнечная, не по-карельски жаркая.

Источник

Adblock
detector