Меню

Составить цепь питания в природном сообществе озеро 3 класс схема

Кто что ест? Цепи питания план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Подумай, на какие группы можно разделить животных по особенностям их питания.

Всех животных можно разделить на четыре группы.
Растительноядные едят растения, насекомоядные — насекомых, хищные — других животных, а всеядные могут есть любую пищу.

Изготовьте модели цепей питания, представленных в учебнике. Проверьте друг друга с помощью иллюстраций и текста учебника. Если потребуется, исправьте ошибки, перемещая детали моделей.

Составим модели двух цепей питания, представленных в учебнике.

Первая: осина — заяц — волк.

Вторая: жёлудь — лесная мышь — сова.

Какими бывают пищевые цепи?

Существует два вида: пастбищные и детритные. Первые — более распространенные в природе. В таких цепях первым звеном всегда служат продуценты (растения). За ними идут консументы первого порядка — растительноядные животные. Далее — потребители второго порядка — мелкие хищники.

За ними — консументы третьего порядка — крупные хищники. Далее также могут быть потребители четвертого порядка, такие длинные пищевые цепи обычно встречаются в океанах. Последним звеном являются редуценты.

Второй тип цепей питания — детритные — более распространены в лесах и саваннах. Они возникают вследствие того, что большая часть растительной энергии не потребляется травоядными организмами, а отмирает, подвергаясь затем разложению редуцентами и минерализации.

Цепи питания этого типа начинаются от детрита — органических остатков растительного и животного происхождения. Потребителями первого порядка в таких пищевых цепях являются, насекомые, к примеру, навозные жуки, или же животные-падальщики, например, гиены, волки, грифы. Кроме того, консументами первого порядка в таких цепях могут быть бактерии, питающиеся растительными остатками.

Обсудим!

Почему цепи питания начинаются с растений?

Любая цепь питания начинается с растений, потому что только растения являются производителями органической пищи, только они могут производить питательные вещества из углекислого газа и воды, неорганических веществ.

Что произошло бы, если на Земле не осталось бы лягушек, змей, сов, стрекоз?

Если бы на земле не осталось лягушек, то змеям нечего стало есть, и они вымерли. Зато развелось бы много комаров.

Если бы не осталось змей, лягушки расплодились и им стало не хватать пищи. Они тоже начали бы вымирать.

Если бы не осталось сов, расплодились мыши и погибли урожаи на полях.

Если бы не осталось стрекоз, то расплодились в огромных количествах комары и мухи, которые могут быть переносчиками различных заболеваний. А птицы, которые питаются стрекозами, вымерли бы от голода.

Характеристика цепей питания

Весь растительный мир имеет возможность при помощи солнечных лучей получать энергию и питательные вещества из воздуха и воды. Растения представляют собой пищу для растительноядных обитателей планеты, а они, в свою очередь, являются едой для хищников и насекомоядных организмов. Животные давно бы вымерли, если пропали все травы и деревья.

Составные элементы

Любая схема цепочки питания берет свое начало с растения. Зеленые насаждения — это первое звено, второе звено — это растительноядные животные организмы, третье — это хищники и животные, которые едят насекомых.

Примеры пищевых цепочек для 3 класса:

  1. В лесной чаще растут яблони, яблочную кору едят зайцы, которые являются пищей для лисиц. Цепочка будет иметь вид: яблоня — заяц — лисица.
  2. В лесу растет ясень. За корой этого дерева водится жук-короед и поедает ее. Насекомое представляет собой пищу для дятла. Цепочка питания: ясень — жук короед — дятел.

Если требуется составить 3 цепи питания, то можно привести следующие примеры:

  1. Капуста — кролик — волк.
  2. Травянистые растения — суслик — змея.
  3. Комар — лягушка — чайка.

В природе встречаются и более сложные цепочки. Трава представляет собой пищу для сверчков. Этими насекомыми кормятся лягушки. Лягушки — это еда для цапель. Цепочка будет выглядеть следующим образом: трава — сверчок — лягушка — цапля.

Виды взаимодействия

Надо отметить, что в природе жизненная энергия передается в рамках экологической системы от наиболее слабой особи к наиболее сильной. Существует две базовые модели цепей питания:

  1. Выедание (пастбищная система) формируется из трех или пяти звеньев, когда живые организмы кормятся растениями и более крошечными организмами. В ее основе находится растительный мир, она напрямую зависит от энергии солнца и имеет наибольшее распространение. Пример: травянистые побеги — лань — тигр.
  2. Разложение (детритная система) создается из мертвых элементов питания и организмов и тех, кто их использует в пищу. Менее зависит от солнца, по сравнению с предыдущей. Здесь важную роль играют органические вещества, они являются базой для этой системы. Пример: мертвая зелень и умершие звери — микроорганизмы — амфибии — мелкие позвоночные животные, которые кормят свое потомство молоком — хищные звери.

Деструкторы — это организмы, разламывающие омертвевшие останки живых субъектов, преобразуя их в соединения простейшие органические либо неорганические. К примеру, представители грибных организмов. Они играют важную роль в экологической системе, потому что формируют и стабилизируют баланс соли и минералов в окружающей среде.

Изучают модель цепи питания в 3 классе. Выглядит она следующим образом: травы — растительноядные живые организмы — насекомоядные живые существа — хищники. Например: цветочный нектар — бабочка — паук — жаба — змея — журавль.

Задания для домашней работы

Изготовь модель цепи питания, о которой не говорилось в учебнике. В классе сравни её с моделями, которые сделали твои товарищи.

Изготовим модели цепей питания, приведённые в ответе на вопросы раздела “Проверь себя”:

  • Капуста — Заяц — Волк
  • Кедровый орех — Белка — Куница.

В книге «Зелёные страницы» прочитай рассказ о божьих коровках. Обрати внимание, чем они питаются. Как ты относишься к божьим коровкам? Что можешь сделать для их охраны?

Божьи коровки оказываются не только очень красивыми, но и очень полезными насекомыми. Они защищают наши сады и огороды, ведь божьи коровки — хищники. Они питаются тлей, мелкими насекомыми, которые высасывают соки из листьев растений. Тем самым божьи коровки помогают садоводам сохранить свои урожаи.

Мне очень нравятся божьи коровки, они красивые и для человека безобидные. Я думаю, что божьих коровок нельзя уничтожать, а надо наоборот привлекать к садам и огородам различными способами. Я точно никогда не раздавлю божью коровку.

Волк и волк

Наконец, не стесняется волк съесть и своего менее удачного собрата. Это может быть раненный в боях за самку самец или пострадавший на охоте волчонок. Также волк может закончить свой путь в качестве пищи для жуков-трупоедов. Конечно, если раньше до бывшего умелого охотника не доберется кто-то другой. Но это уже совсем другая пищевая цепочка.

Пищевой цепочкой называется перенос энергии от ее источника через ряд организмов. Все живые существа связаны, так как служат объектами питания для других организмов, каждое звено пищевой цепи называется трофическим уровнем (греч. trophos «питание»).

Читайте также:  Карта озера по всему миру

Живые организмы тесным образом связаны не только между собой, но и с неживой природой. Связь эта выражается через поступление пищи, воды, кислорода в живые организмы из окружающей среды. Пища содержит энергию, которая необходима для жизнедеятельности организма. Таким образом, биоценоз может стабильно существовать только при перераспределении вещества и энергии через пищевые цепочки.

Все цепи питания состоят из трех-пяти звеньев. Первым обычно являются продуценты (автотрофы) — организмы, которые способны сами вырабатывать органические вещества из неорганических. Это растения, которые получают питательные вещества путем фотосинтеза. Далее идут консументы различного порядка — это гетеротрофные организмы, которые получают уже готовые органические вещества. Такими будут являться животные: как травоядные, так и хищные. Замыкающим звеном пищевой цепи обычно являются редуценты — микроорганизмы, которые разлагают органические вещества.

Пушкин сделал!

Вступай в наше сообщество Вконтакте и получай больше полезной информации! Домашнее задание на 5+!

Пищевые цепочки и экологические связи в пресноводном сообществе

Реки, ручьи, озера, пруды, болота – всё это пресноводные водоёмы. На их долю от общего количества всех вод планеты проходится всего 0,5%! Вода и обилие растительности по берегам водоёмов даёт пищу и кров многим живым организмам: насекомым, рыбам, земноводным, пресмыкающимся, млекопитающим и птицам, а также растениям. Всех этих живых организмов объединяет приспособленность к жизни в пресной воде. Вместе они образуют пресноводное природное сообщество.

Отражением взаимоотношений между различными группами живых организмов в пресноводном сообществе будут являться пищевые цепочки, которые показывают процесс питания одних организмов другими. Любая пищевая цепочка включает организмы из разных групп. Всего существует 4 группы живых организмов:

1 группа – растения и бактерии

2 группа – растительноядные животные

3 группа – плотоядные животные (хищники)

Плотоядные животные – это хищники, по-другому. Есть хищники, которые употребляют в пищу растительноядных животных. Например, лиса охотится на зайцев и мелких грызунов. Однако есть также и крупные сильные хищники, для которых пищей будут являться более слабые хищники. Например, бурый медведь иногда охотится на лис, а пищей для ястребов служат ласки, хорьки и другие мелкие хищники.

Таким образом, 4 группа живых организмов – сильные хищники

Представители первой группы живых организмов пресноводного сообщества – такие растения, как водоросли, осока, ряска, элодея, кубышка, тростник, рогоз.

Ко второй группе относятся всевозможные насекомых и их личинки, а также пресноводная улитка, беззубка, прудовик, катушка и другие моллюски. Карась, плотва, сазан, лещ и другая растительноядная рыба, а также бобр, питающейся корой и побегами растений – также представители второй группы.

Третья и четвертая группа состоит из амфибий – лягушек и тритонов; рептилий – ужа водяного, ужа обыкновенного, гадюки, а также хищных рыб – сома, щуки, окуня, судака, налима и хищных птиц – зимородки, цапли, аиста. К этой же группе отнесём хищных млекопитающих – выдру и норку.

Составим пищевые цепочки, характерные для пресноводного сообщества

водоросли -> личинки комаров -> жук-плавунец -> щука

Очень необычный представитель пресных водоёмов – жук-плавунец. Этого жука не интересует растительная пища, он питается насекомыми, амфибиями и даже нападает на рыбу, которая превосходит его по размерам. Размеры жука-плавунца составляют около 4,5-5 см, однако он обладает мощной челюстью. Особенно агрессивны личинки жуков. Отличительная особенность плавунца заключается в том, что он может жить как под водой, так и летать. При угрозе он выбрасывает едкое вещество, которое отпугивает врагов. Жук-плавунец является пищей для крупных хищных рыб, например, щуки.

ряска -> личинки мух -> личинки стрекоз -> лягушка -> аист

Личинки комаров и мух питаются растениями водоёмов, например, ряской и являются пищей для жуков-плавунцов, амфибий, тритонов и, конечно, хищных личинок стрекоз. В свою очередь, личинки стрекоз становятся добычей лягушек. Лягушки имеют длинный язык, который выбрасывают, видя добычу. Язык лягушки липкий, поэтому, соприкоснувшись с языком лягушки, насекомое уже не может выбраться.

Аисты, цапли и другие хищные птицы охотятся в основном на амфибий и рептилий.

элодея -> тритон -> уж обыкновенный -> цапля

Элодея – подводное растение, его называют «водяной чумой», так как, появившись в водоёме, элодея очень быстро разрастается и заполняет собой практически всё свободное пространство. Питается элодеей и небольшое земноводное – тритон, которое напоминает лягушку и ящерицу. На тритонов охотятся рептилии, населяющие прибрежную зону: гадюки и ужи.

Пресноводные водоёмы богаты моллюсками. В них обитают пресноводные улитки, беззубки, прудовики, катушки.

водоросли -> прудовик –> окунь —> налим

Прудовик – это моллюск. Он питается водорослями, а также гниющими остатками животных и растений. Прудовик специально заглатывает песок, который, попадая в желудок, помогает измельчать ему твёрдую и жесткую пищу. Прудовик – пища для многих пресноводных рыб.

На небольших как растительноядных, так и хищных рыб ведут охоту более крупные хищники: сом, налим, судак, щука, большой окунь.

Похожая пищевая цепочка

водоросли –> улитка катушка–> ёрш -> судак

Катушка, как и прудовик, питается водорослями, растениями, гниющими остатками. Моллюски – пища для многих небольших хищных рыб, к ним можно отнести и ерша.

Другая пищевая цепочка:

водоросли —> рачки —> ондатра —> выдра

Ондатра – грызун, проводящий в воде значительную часть своей жизни. Ондатра питается как растительной пищей, так и моллюсками, мелкой рыбой и рачками. Враги ондатры: выдра, норка, а также крупные хищные рыбы. Норка и выдры – мелкие хищники, которые очень шустро передвигается в воде, ловко проникая в норы ондатры.

ряска –> личинки мух –> кряква –> выдра

Дикая утка или дикая кряква – эта птица, которую можно встретить рядом с прибрежными зонами. Кряква употребляет как растительную пищу, так и мелкую рыбу, моллюсков, лягушек, личинок комаров и других насекомых. Враги диких уток: хищные птицы и мелкие хищники.

Окружающий мир. Плешаков, Крючкова. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Источник

Пищевые цепи. Характеристика природных сообществ и экосистем

«Биология. Живой организм. 6 класс». Н.И. Сонин

Вопрос 1.
Природное сообщество — это совокупность совместно обитающих организмов. В Сообществе каждый отдельный организм влияет на все остальные и одновременно испытывает на себе их влияние. Такое существование полезно всем и позволяет выжить каждому отдельному виду. Примерами сообществ могут служить старый пень, моховая кочка, луг, болото, степь, лес, пустыня.

Вопрос 2.
В сообществе между организмами устанавливаются пищевые связи – цепи питания – ряд взаимосвязанных видов, из которых каждый предыдущий служит пищей последующему. Обычно они состоят из 3-5 звеньев, например:
растение → корова → человек;
растение → мышь → змея →ястреб.
Это очень простые примеры. На самом деле цепи питания намного сложнее и могут переплетаться между собой, образуя сети питания, в которых участвуют множество живых организмов. Общая закономерность состоит в том, что в начале пищевой цепи находятся зеленые растения, в конце — крупные хищники.

Читайте также:  Коттеджный поселок семь озер нижегородская область

Вопрос 3.
Экосистема — это совокупность совместно обитающих организмов и физических факторов, функционирующая как единое целое.

Вопрос 4.
Деятельность живых организмов сопровождается извлечением из окружающей их неживой природы больших количеств минеральных веществ. После смерти организмов составляющие их химические элементы возвращаются в окружающую среду. Так возникает биогенный круговорот веществ в природе, т. е. циркуляция веществ между атмосферой, гидросферой, литосферой и живыми организмами.

Вопрос 5.
В озере присутствуют растительные организмы (водные покрытосеменные, водоросли, цианобактери), которые производят органические вещества в процессе фотосинтеза, потребители органического вещества (растительноядные, всеядные, хищные рыбы, жуки, ракообразные, личинки стрекоз и другие) и разрушители органических веществ (бактерии, раки и грибы), т. е. в озере есть все три группы организмов, характерных для экосистемы, значит, озеро можно считать экосистемой.

Вопрос 6.
В любой экосистеме различают три группы организмов: производители органического вещества (зеленые растения), его потребители (растительноядные, всеядные и хищные животные) и разрушители (почвенные черви, бактерии, плесневые грибы).

Вопрос 7.
Производители — автотрофные организмы, главным образом зеленые растения, синтезирующие органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза.
Продуцентами являются и цианобактерии, хемобактерии.

Вопрос 8.
Потребители — гетеротрофные организмы (растительноядные и плотоядные), потребители живого органического вещества.

Вопрос 9.
Разрушители или разлагатели – это комплекс организмов, разлагающих мертвое органическое вещество до минеральных соединений. К ним относятся бактерии, грибы, простейшие и многие многоклеточные животные, например, дождевые черви.

Вопрос 10.
Цепь питания – это ряд взаимосвязанных видов, из которых каждый предыдущий служит пищей последующему. Пищевая цепь, или цепь питания, — это перенос энергии от растения через ряд организмов путем поедания одних видов другими. Таким образом, цепи питания — это трофические связи между видами (от греч. «трофе» — питание). Цепь питания всегда начинается с растения. Например, растения → гусеница → →синица → филин.

Источник

Составьте цепь питания в природном сообществе озеро?

Биология | 1 — 4 классы

Составьте цепь питания в природном сообществе озеро.

Водоросли — мальки — крупные рыбы — цапля.

Бактерии — мелкие рачки или планктон — беззубка — рыба — цапля.

Природное сообщество, основные звенья цепи питания Очень срочно?

Природное сообщество, основные звенья цепи питания Очень срочно!

Составить цепи питания для природных сообществ леса луга озера?

Составить цепи питания для природных сообществ леса луга озера.

Составьте три — четыре цепи питания организмов озера?

Составьте три — четыре цепи питания организмов озера.

Схемы цепей питания в лесном сообществе?

Схемы цепей питания в лесном сообществе.

Составьте схемы цепей питания в сообществе водоёма?

Составьте схемы цепей питания в сообществе водоёма.

Составь цепь питания в природном сообществе озеро 3 класс?

Составь цепь питания в природном сообществе озеро 3 класс.

Цепь питания в луговом сообществе?

Цепь питания в луговом сообществе.

Цепь питания характерной для пресноводного сообщества?

Цепь питания характерной для пресноводного сообщества.

Схемы цепей питания в лесном сообществе?

Схемы цепей питания в лесном сообществе.

Подготовить цепь питания природных сообществ одного из животных?

Подготовить цепь питания природных сообществ одного из животных.

На этой странице находится ответ на вопрос Составьте цепь питания в природном сообществе озеро?, из категории Биология, соответствующий программе для 1 — 4 классов. Чтобы посмотреть другие ответы воспользуйтесь «умным поиском»: с помощью ключевых слов подберите похожие вопросы и ответы в категории Биология. Ответ, полностью соответствующий критериям вашего поиска, можно найти с помощью простого интерфейса: нажмите кнопку вверху страницы и сформулируйте вопрос иначе. Обратите внимание на варианты ответов других пользователей, которые можно не только просмотреть, но и прокомментировать.

Позвонки более подвижно сочленены, пояс свободных конечностей получил большое развитие. Они в принципе появились)).

В первом столбике пропущено слово — углеводы. Во втором — Жиру служат теплоизолятором и не пропускаю воду в клетку. В третьем — белки.

К автотрофам. Цианобактерии это сине — зеленые водоросли.

Http : / / www. Sciencedebate2008. Com / fakty — o — meduzakh /.

Если вода вокруг земли то это остров.

Стрекательные клетки гидры после «выстрела» погибают.

Осьминоги относятся к отряду двужаберных головоногих моллюсков, обитающих в морях и океанах. Головоногие они потому, что щупальца находятся на голове. Их часто называют морскими аристократами за голубой цвет крови. А все очень просто : у них в кро..

Лист состоит из листовой пластины и черешка, основания и прилистников. Листья не имеющие черешка называются сидячими, лист с одной л. П. называется простым . Это жилкование.

Листовой пластины и черешка, сидячие, простой, жилкование.

Источник



Приведите примеры цепи питания для обитателей озера

Ответ или решение 2

  1. Зеленые одноклеточные водоросли – циклоп — плотва – ракообразные – окунь – цапля;
  2. Бурые водоросли – дафнии – стрекоза – лягушка — аист;
  3. Зеленые одноклеточные водоросли – рачки – карась – щука — лиса;
  4. Рачки – карась – ондатра — человек;
  5. Ряска — карась — человек;
  6. Зеленые одноклеточные водоросли — головастики — аист;
  7. Мотыль — карась — человек;
  8. Остатки корней водных растений — рак речной — человек;
  9. Личинки насекомых — лещ — орел;
  10. Зеленые одноклеточные водоросли — комар — лягушка — цапля.

Озеро является довольно замкнутой экосистемой. Каждое озеро имеет естественные границы. Некоторые озера не имеют прямого сообщения с другими водоемами. Они могут наполняться талой водой или подпитываться за счет подземных источников. Соответственно, для озер характерны специфические цепи питания.

Пример озерной цепи питания

Чтобы привести пример цепи питания для озера, необходимо разобраться с его обитателями. Ведь каждый вид живых существ является добычей для других видов. Большинство видов поедают другие животных, но являются добычей для хищников. Среди обитателей озера следует выделить несколько видов живых существ:

  • лягушки. Они живут по берегами озера, прячутся в прибрежной растительности. Лягушки любят прогретую солнцем воду, в которой выращивают свою молодь;
  • мелкие рыбы, питающиеся растениями. Это большинство видов рыб. Они не являются хищниками. Однако некоторые виды поедают мальков других рыб и молодь лягушек. Например, окунь. Это хищник, который охотится за добычей;
  • есть более крупные хищники. Для озера наиболее характерными крупным хищником будет щука.

Выше перечислены все основные элементы цепи питания живых существ. Обитающих в озере. Сама же цепь питания будет следующей: молодь лягушек поедают более мелкие хищники. Ими питаются крупные хищники, которые находятся на вершине данной цепи.

Читайте также:  Голубые озера казани история

Какую роль играют растения

По берегам большинства озер произрастают различные растения. Они важны для лягушек, поскольку там они устраивают свои жилища. Растения привлекают разных насекомых – водных жуков, стрекоз, мух. Ими питаются лягушки. Без растений не будет и насекомых. Соответственно, лягушки не смогут кормиться и погибнут. А без лягушек пищи лишатся рыбы. Следовательно, гибель растений повлечет катастрофические последствия для всей экосистемы водоема. Это подтверждает то, что важен каждый элемент системы. Без одного из звеньев, будет разрушена вся цепь питания. Популяции обитателей озера окажутся на грани гибели или совсем погибнут. Поэтому, важно беречь все элементы природы. Несущественных элементов просто не бывает.

Источник

Кто что ест: природные цепи питания (окружающий мир, 3 класс)

Цепи питания животных 3 класс окружающий мир

Окружающий мир

Пищевая цепочка состоит из нескольких звеньев и подразумевает взаимоотношения между ними. Звено — это живой организм. Одно приходится пищей для другого. Детская песенка «В траве сидел кузнечик» является ярким объяснением, кто что ест. Цепи питания на окружающем мире в 3 классе можно проследить на словах этой песни: кузнечик поел траву, а лягушка проглотила «кузнеца». Самое сильное звено, или хищник, всегда находится вверху пищевого ряда.

  1. Типы пищевых цепочек
  2. Связь флоры и фауны
  3. Примеры моделей пищевых линий
  4. Роли организмов в сообществе
  5. Схемы потребления

Типы пищевых цепочек

В природе чаще всего в цепи питания животных 3 звена. Но есть еще другие схемы, где звеньев больше. Вверху цепочки всегда стоят хищники. В самом ее конце находится суперхищник, у которого в дикой природе нет врагов. Им может быть, например, белая акула, бурый медведь или амурский тигр. Обычная схема цепи:

Кто что ест цепи питания (окружающий мир 3 класс)

  • Первое звено цепи — это растения или простейшие (одноклеточные организмы). Поглощают энергию солнечных лучей, разлагающиеся остатки в почве и полезные вещества, находящиеся в природе. Растениям или бактериям не нужно непосредственно кого-то есть.
  • Второе звено — животные, которые питаются этими простейшими или микроорганизмами. В этом ряду находятся растительноядные: насекомые и грызуны, птицы и рыбы.
  • Третье звено — хищники. Они поедают тех, кто питается растениями. Если мышь кормится зерном, то существует тот, кто охотится на нее: сова, куница или змея.

Связь флоры и фауны

Стандартный пример линии питания: растение — заяц — лиса. Заяц поедает кору деревьев, а лиса охотится на грызуна и питается им. Лису никто не ест, так как она рождается хищником и оказывается вверху ряда. Заметим, что представитель сильного звена, находится над всеми и поедает более слабого. Человек значится наивысшим звеном, он добывает животных в процессе охоты. Существует две модели цепи:

Цепи питания 3 класс окружающий мир

  1. Цепь поедания, или пастбищная. Начинается с зеленого или древесного растения, состоит из трех или пяти организмов. В процессе жизнедеятельности одни животные, небольшие по величине, поедают траву и листья деревьев, а другие питаются этими животными. Пример: овес — заяц — лисица.
  2. Цепь разложения. Начинается с мертвой органики. Звеньями становятся разлагающиеся продукты питания и организмы, их употребляющие. Пример: опавшая листва — дождевой червь — соловей — ястреб или сгнивший гриб — слизняк — лягушка — утка — волк.

В природе организмы тесно связаны друг с другом. Растения, грибы, животные и птицы живут в сообществе. Если хотя бы одно звено выпадет из схемы питания, — это становится угрозой для всех. Так как они просто не найдут себе пищу. Пример: подорожник — гусеница — крот — ястреб.

Казалось бы, намного приятнее жить без комаров, змей и лягушек. Но они представляются важными звеньями в линии питания. Без насекомых, земноводных и хищников нарушилось бы экологическое равновесие. Получается, все организмы одинаково важны и нужны.

Примеры моделей пищевых линий

Цепи питания 3 класс окружающий мир

Пищевая линия у насекомых имеет свои отличия. В такую последовательность включены два звена насекомых, когда привычных человеческому взгляду бабочку или тлю, поедают более массивные хищные насекомые — жужелица, стрекоза, паук. А уже большие по размеру крылатые становятся пищей для небольших по величине грызунов вроде мыши или зайца, или земноводных, таких как лягушки. Пример: ромашка — тля — стрекоза — ящерица — змея — цапля.

Модель питания у животных состоит из 3−5 звеньев. Теплокровные, которые питаются травой, семенами, листьями и корой деревьев называются растительноядными. Те, кто ест крылатых и шестиногих, называются насекомоядными. На добычу покрупнее охотится хищник, пример, волк и лиса — плотоядные. Пребывают в наличии и всеядные животные, — они едят растения и другие живые или мертвые организмы. Пример: орех — белка — норка — лиса.

Роли организмов в сообществе

Белка — растительноядная. Она собирает все виды грибов и накалывает их на ветки деревьев, чтобы подсыхали. Чтобы уберечься от зимней бескормицы, делает запасы в дупле: орехи и желуди.

Осенью барсук начинает готовиться к зимней спячке, — отъедается, набивая внутрь все, что попадется. Барсук — всеядный, он поглощает лесные ягоды и плоды, жуков и слизней. Ящерицы, лягушки и мыши тоже служат для него едой.

Лиса — хищник, живет в лесу и ест то, что поймает. Она охотится на мышей, иногда куропаток. Бегает за зайцами. Зимой подходит близко к людским поселениям и нападает на домашнюю птицу.

Описанные 3 цепи питания животных являются наиболее простыми.

Цепи питания 3 класс

Схемы потребления

Животных разделяют на группы по способам питания. Примеры таких групп:

  • растительноядные — улитка, кузнечик, заяц, мышь;
  • насекомоядные — стрекоза, жужелица, крот, лягушка;
  • хищники — сова, лисица, волк, тигр;
  • всеядные — барсук, медведь.

Цепи питания животных

Пищевая модель в лесу отличается от других. Здесь распространены цепи разложения, ведь так восстанавливается флора и фауна. Растительность лесного массива бывает хвойной или лиственной. Насекомые поедают разлагающиеся остатки растений, грызуны питаются насекомыми, верх модели возглавляет хищник. Некоторые обитатели леса, такие как волк или медведь, становятся суперхищниками.

На уроках окружающего мира в 3 классе пример пищевой цепочки закрепляется тестами. Учащимся предлагается составить цепи самостоятельно из предложенных вариантов. Например:

  • паук, грач, муха. Ответ: муха — паук — грач;
  • ястреб, белка, гриб. Ответ: гриб — белка — ястреб;
  • лиса, зерно, заяц. Ответ: зерно — заяц — лиса.

Пищевые структуры поддерживают удовлетворительное состояние сообщества. Они обеспечивают контроль над разнообразием и количеством организмов. Это благоприятствует балансу в природе. Цепи питания животных крайне важны, ведь при исчезновении одного звена, система размыкается и всем участникам угрожает вымирание. Небольшие по величине представители звена — грызуны или лягушки — смогут бесконтрольно размножаться, а большие по размеру вымрут из-за отсутствия еды. Поэтому важно следить за тем, кто что ест, за экологией леса и вымирающими видами.

Источник

Adblock
detector