Меню

Серебрится река это олицетворение

Олицетворение в поэзии

Творческая Мастерская Алкоры Олицетворение — это один из видов метафоры, но все-таки — это самостоятельный троп, который не стоит называть метафорой.

Прародитель олицетворения – анимизм. В древние времена люди наделяли окружающие предметы и явления человеческими характеристиками. Например, землю называли матушкой, а дождь сравнивали со слезами. Со временем пропало стремление очеловечивать неодушевленные предметы, но в литературе и в разговоре мы до сих пор встречаем эти обороты речи. Это образное средство языка получило название олицетворение.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам. Иногда этот оборот речи называют персонификацией.

Олицетворение используют многие прозаики и поэты. Например, у Есенина можно встретить следующие строчки: «Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает». Понятно, что зима как время года не может издавать звуков, а лес шумит лишь из-за ветра.

Олицетворение позволяет создать яркий образ у читателя, передать настроение героя, подчеркнуть какое-то действие.

Этот оборот речи, в отличие от более сложной и изысканной метафоры более подходящей для поэзии, мы используем даже в разговорной речи. Знакомые всем фразы «молоко убежало», «сердце барахлит» — это тоже олицетворения. Оно делает нашу повседневную речь более выразительной. Ко многим олицетворениям мы привыкли настолько, что они нас не удивляют. Например, «идет дождь» (хотя у дождя явно нет ног) или» тучи хмурятся» (понятно, что тучи не могут испытывать никаких эмоций).

В общем, можно сказать, что олицетворение — это такой троп языка, при котором неживое наделяется признаками и качествами живого. Олицетворение часто путают с метафорой. Но метафора — это всего лишь переносное значение слова, образное сравнение. Например, «И ты смеешься дивным смехом,ЗМЕИШЬСЯ В ЧАШЕ золотой». Здесь нет никакого одушевления природы. Поэтому отличить олицетворение от метафор несложно.

А и горе, горе, гореваньице!
А и лыком горе ПОДПОЯСАЛОСЬ,
Мочалами НОГИ ИЗОПУТАНЫ.
(Народная песня)

ИДЕТ седая чародейка,
Косматым МАШЕТ РУКАВОМ;
И снег, и мразь, и иней СЫПЛЕТ,
И воды претворяет в льды.
От хладного ее ДЫХАНЬЯ
Природы ВЗОР ОЦЕПЕНЕЛ.
(Г. Державин)

Ведь уж осень на двор
Через прясло ГЛЯДИТ.
Вслед за нею зима
В ТЕПЛОЙ ШУБЕ ИДЕТ,
Путь снежком порошит,
Под санями хрустит.
(М. Кольцов)

Описание наводнения в «Медном всаднике» Пушкина:

«. Нева всю ночь/рвалася к морю против бури,/не одолев их буйной дури. /и спорить стало ей не в мочь. / Погода пуще свирепела,/Нева вздувалась и ревела. /и вдруг, как зверь остервенясь,/на город кинулась. /Осада! Приступ! злые волны,/как воры, лезут в окна» и т. д.

«Ночевала тучка золотая…». (М. Лермонтов)

«Сквозь лазурный сумрак ночи
Альпы снежные ГЛЯДЯТ,
Помертвелые их ОЧИ
Льдистым ужасом РАЗЯТ»
(Ф.Тютчев)
«Теплый ветер тихо веет,
Жизнью свежей ДЫШИТ степь»
(А.Фет)

«Белая береза
Под моим окном
ПРИНАКРЫЛАСЬ снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, ЛЕНИВО
ОБХОДЯ кругом,
ОБСЫПАЕТ ветки
Новым серебром».
(С.Есенин «Береза»):

Среди олицетворений истинной поэзии нет простых, обывательских, примитивных олицетворений, которые мы привыкли употреблять в повседневности.

Каждое олицетворение – это образ. В этом-то и смысл употребления олицетворения. Поэт употребляет его не как «вещь в себе», в его поэзии олицетворение возвышается над «мирским уровнем» и переходит на уровень образности. С помощью олицетворений Есенин создаёт особую картину. Природа в стихотворении живая – но не просто живая, а наделённая характером и эмоциями. Природа – основной персонаж его стихотворения.

Как уныло смотрятся на этом фоне попытки многих стихотворцев создать красивое стихотворение о природе, где вечно «дует ветер», «светит луна», «звёзды блещут» и т.п. Все эти олицетворения – избитые и стёршиеся, они не порождают никакой образности и, следовательно, скучны. Но это не говорит, что их употреблять нельзя. И стёршееся олицетворение можно поднять до уровня образа.

Например, в стихотворении «Снег идёт» Бориса Пастернака:

Снег ИДЕТ, снег ИДЕТ.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.
Снег идет, и всё В СМЯТЕНЬИ,
Всё пускается в полет, –
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
СХОДИТ НАЗЕМЬ небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
КРАДУЧИСЬ, ИГРАЯ В ПРЯТКИ,
СХОДИТ небо с чердака.
Потому что жизнь НЕ ЖДЕТ.
Не оглянешься – и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, СТОПАМИ теми,
В том же темпе, С ЛЕНЬЮ ТОЙ
Или с той же быстротой,
Может быть, ПРОХОДИТ ВРЕМЯ?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и всё в смятеньи:
Убеленный пешеход,
УДИВЛЕННЫЕ растенья,
Перекрестка поворот».

Заметьте, сколько здесь олицетворений. «Сходит небо с чердака», ступени и перекрёсток, которые пускаются в полёт! Одни «удивлённые растенья» чего стоят! А рефрен (постоянный повтор) «снег идёт» переводит простое олицетворение на уровень смыслового повтора – а это уже символ. Олицетворение «Снег идёт» – символ идущего времени.

Поэтому и в своих стихах вы должны стараться ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ НЕ ПРОСТО САМО ПО СЕБЕ, А ЧТОБЫ ОНО ИГРАЛО ОПРЕДЕЛЁННУЮ РОЛЬ.

Олицетворения используются и в художественной прозе. Например, прекрасный пример олицетворения есть в романе Андрея Битова «Пушкинский дом». В прологе описывается ветер, кружащий над Петербургом, и весь город показан с точки зрения этого ветра. Ветер – главный герой пролога. Не менее замечателен образ заглавного персонажа повести Николая Гоголя «Нос». Нос не только олицетворяется и персонифицируется (т.е. наделяется чертами человеческой личности), но и становится символом двойственности главного героя.

Ещё несколько примеров олицетворения в прозаической речи, пришедшие на память:

• Первые лучи утреннего солнца ПРОКРАДЫВАЛИСЬ через луг.
• Снег УКУТАЛ землю, как мать младенца.
• Луна ПОДМИГНУЛА сквозь высь облаков.
• Ровно в 6:30 утра мой будильник ОЖИЛ.
• Океан ТАНЦЕВАЛ в лунном свете.
• Я слышал, как остров ЗОВЕТ меня.
• Гром ВОРЧАЛ, как старик.

Примеров достаточно. Я уверена, вы уже готовы к очередному туру конкурсной серии «Тропы».

С теплом, ваша Алкора

1.»ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам. Иногда этот оборот речи называют персонификацией».
2. В общем, можно сказать, что олицетворение — это такой троп языка, при котором неживое наделяется признаками и качествами живого. —

заставили меня неправильно понять суть олицетворения. Здесь говорится о наделение неодушевлённых предметов свойствами живого, т.е. получается и животных и растений, а не только человека.
Думаю я не один такой. Необходимо устранить двойственность понимания.
С благодарностью за статью, Владимир.

Владимир Курков 21.02.2017 21:12 Заявить о нарушении Во 2 части статьи по Олицетворениям я уже ответила на этот вопрос (процитирую себя):

Читайте также:  Железнодорожная станция черная речка

«Можно ли считать олицетворением «замурлычет»? Или «бродит по крышам»? Мы ведь уподобляем темноту не человеку, а животному? Может, правильнее считать это общим видом — метафорой? — Встречала я разные мнения по этому вопросу. Кто прав? Не знаю. Я бы не делала из этого проблему — как троп ни назови, главное, каждый из них чувствовать и адекватно использовать, уметь с их помощью быть точным и убедительным в передаче своих мыслей и чувств».

Итак, еще раз: Мнений (противоречивых) у филологов много, я — не филолог, я практик. Если бы я участвовала в конкурсе — я бы выбирала на тур те свои стихи, где есть ТИПИЧНЫЕ олицетворения (или бы написала новые стихи — к конкурсу) и заданные тропы выделяла бы — как инструменты для моей победы в конкурсе. Так же и судьи — им надо в первую очередь рассматривать работу на примере типичных (не подлежащих сомнению или разночтению) заданных тропов, а все прочее- добавка к гарниру. Это — учебный конкурс, где надо показать и поэзию, и владение теорией, а не просто предлагать на конкурс, что у автора есть в хозяйстве и что когда-то где-то имело успех.

Если же мы вообще оцениваем поэзию — то не важно, как этот троп называется, важно, чтобы он работал на тему, создавал образ — понятный и точный.

Источник

Олицетворение — это искусство оживлять неживое

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Олицетворение – это один из художественных приемов в литературе.

Вместе с «собратьями» — эпитетом, аллегорией, метафорой – оно служит одной цели. Помогает насытить произведение яркими образами, делает его более красочным и интересным.

Олицетворение красоты и вечности

Но в отличие от остальных, его проще всего распознать и понять, что это такое.

Что это такое на примерах

Олицетворение – это когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами.

Определение олицетворения

Вот пример известного стихотворения Фета с использованием олицетворений:

Пример использования олицетворений

Пруд не может грезить, а тополь дремать. Равно как и акация не может «проситься». Все это художественные приемы, оживляющие неживое и вносящие красоту в литературное произведение.

Оставим ненадолго литературу в стороне и приведем пример из нашего привычного лексикона. Вспомните, как часто вы сами говорите или слышите:

Финансы поют романсы
Погода шепчет
Часы бегут/отстают
Труба зовет
Дела пошли в гору

Финансы поют романсы

С точки зрения дословного понимания, эти фразы бессмысленны и некорректны. Ведь финансы не могут петь, погода шептать, труба звать – у них же нет для этого рта. Да и часы с ногами себе трудно представить.

Все эти глаголы применимы только к живым существам, будь то человек или животное. Но никак не к неодушевленным предметам. Но в этом и заключается смысл ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ.

Само это слово пришло в русский язык из латыни. Правда, там чаще можно встретить синоним (что это?) – персонификация, образованный из двух частей – persona (лицо) и facio (делаю).

Прослеживаются и исторические корни – в древности люди часто приписывали силам природы человеческие свойства, наделяли ими любой предмет. И это помогало им лучше понять окружающий мир. Из этой мистификации и родился литературный прием.

Еще немного примеров для наглядности:

Примеры олицетворений

Я бы назвал этот прием несколько иначе — одушевление . Так проще понять его смысл.

Олицетворение в русском фольклоре

Раз уж речь зашла о древних временах, то надо обязательно упомянуть, что много олицетворений можно найти в русских народных пословицах и поговорках. И главное, мы их знаем, постоянно употребляем и воспринимаем как нечто абсолютно нормальное:

Слово не воробей, ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ
НАШЛА коса на камень
Если гора НЕ ИДЕТ к Магомету
Дело мастера БОИТСЯ

И еще один яркий пример народного фольклора с использованием олицетворения – тут оно максимально недвусмысленное:

Как на нашем на базаре
Пироги пекут с глазами.
Их пекут — они БЕГУТ,
Их едят — они ГЛЯДЯТ!

Дерево с глазами

Еще больше олицетворений можно найти в сказках . Там полно всяких неодушевленных предметов, которые умеют двигаться, разговаривать и вообще ведут себя как живые.

Ну, например, можно вспомнить ковер-самолет, ступу Бабы Яги, печку, которая помогла детям убежать от Гусей-лебедей. Да даже Мойдодыр, Щелкунчик, Буратино и Страшила с Железным дровосеком сюда подойдут. Наверняка вы вспомните еще массу примеров, где неодушевленный предмет вдруг становится живым.

В « Слове о полку Игореве » можно встретить следующие примеры олицетворения:

Олицетворения в Слове о полку Игореве

А сколько красивых олицетворений встречается у Александра Сергеевича Пушкина . Достаточно рассмотреть «Сказку о мертвой царевне». Помните, у кого Царевич Елисей просил помощи? У ветра, месяца, солнца.

Свет наш солнышко! Ты ХОДИШЬ
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас ВИДИШЬ под собой.

Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты ВСТАЁШЬ во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой ЛЮБЯ,
Звезды СМОТРЯТ на тебя.

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты ГОНЯЕШЬ стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
НЕ БОИШЬСЯ никого,
Кроме бога одного.

Ветер могучий

Видите, здесь все они наделены человеческими свойствами. А после вопроса «Не видали ли царевну?» они ведь еще и отвечают Елисею. То есть ведут себя как абсолютно живые.

Примеры олицетворений в литературе

И неслучайно мы упомянули Пушкина. В литературе подобный прием чаще всего встречается в поэзии . Ведь этот жанр (что это такое?) более мелодичен, мечтателен, в нем как нигде приветствуется полет мысли и различные образы.

Вот, например, у Федора Тютчева целые горы оживают, благодаря всего одному слову:

Сквозь лазурный сумрак ночи
Альпы снежные ГЛЯДЯТ;
Помертвелые их очи
Льдистым ужасом разят.

Или знаменитый «Парус» М.Ю.Лермонтова. Ведь в стихотворении ни слова не сказано, что лодкой управляют люди. Она сама по себе — главный герой всего стихотворения, который живет, сражается с волнами и движется к одной ему известной цели:

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ИЩЕТ он в стране далекой?
Что КИНУЛ он в краю родном?

Парус одинокий

Есенин в своем творчестве вообще воспринимал природу как живой организм. И потому в его произведениях часто можно встретить олицетворения.

Например, «ОТГОВОРИЛА роща золотая», «ПОЁТ зима, АУКАЕТ, мохнатый лес БАЮКАЕТ», «о всех ушедших ГРЕЗИТ конопляник», «Луна ХОХОТАЛА, как клоун». А уж в стихотворении «С добрым утром» и вовсе олицетворение на олицетворении:

ЗАДРЕМАЛИ звезды золотые,
ЗАДРОЖАЛО зеркало затона …
УЛЫБНУЛИСЬ сонные березки,
РАСТРЕПАЛИ шелковые косы …

У плетня заросшая крапива
ОБРЯДИЛАСЬ ярким перламутром
И качаясь, ШЕПЧЕТ шаловливо:
— С добрым утром!

Месяц и звезды

В прозе также можно найти яркие примеры олицетворения.

Глаза, еще блестевшие от слез, ЗАСМЕЯЛИСЬ дерзостно и счастливо. (Тургенев)
Котелок СЕРДИТСЯ и БОРМОЧЕТ на огне. (Паустовский)

Читайте также:  Водосборный это водный бассейн реки

Но все-таки проза всегда выглядит беднее поэзии. Поэтому все самые яркие образы и приемы следует искать именно в стихотворениях.

Олицетворение в рекламе

Примеры олицетворения мы можем также ежедневно видеть на экранах телевизоров или уличных баннерах. Рекламщики уже давно стали использовать яркие образы и «оживлять» тот товар , который необходимо продать.

Всем же знакома серия роликов драже «M&M’s» где главными героями являются конфеты Желтый и Красный.

M&M’s

И многие слышали подобные слоганы:

  1. «Тefal всегда ДУМАЕТ о нас!» (сковородки Тefal);
  2. «ГОВОРЯТ на языке твоего тела» (прокладки Always);
  3. «УХАЖИВАЮТ за красотой твоих ног» (колготки Sanpellegrino);
  4. «ЖЕЛАЕТ вам осени без гриппа и простуд» (препарат Анаферон);
  5. «Обычная тушь никогда НЕ ЗАЙДЕТ так далеко» (тушь L`Oreal).

Заключение

Кстати, если заметили, то в качестве олицетворения всегда выступает глагол . Это отличительная черта данного литературного приема. Именно глагол «оживляет» конкретное существительное, наделяя его определенными свойствами.

Но при этом, это не простой глагол, который мы употребляем в своей речи (он идет, он видит, он радуется и т.д.). В данном случае он еще и добавляет тексту выразительности и яркости .

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (3)

Видя такой пример в литературе, читатели часто переносят его в реальную жизнь. Ведь многие приписывают человеческие свойства, например, своим машинам и даже дают им имена.

Олицетворение в литературе и русском фольклоре-это естественное явление, которое придает красоту народному творчеству. А вот олицетворять предметы в рекламе я считаю кощунством.

Источник

Что такое олицетворение. Примеры. Метафора, олицетворение и эпитет

Олицетворение — что это значит? Значение термина простыми словами. Примеры олицетворения в стихотворениях и прозе. Метафора, олицетворение, эпитет — в чем разница этих средств выразительности речи? Сравнение и олицетворение.

Олицетворение — это перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия. Их наделяют способностью говорить, думать, чувствовать.

O чeм ты воешь, вeтep нoчнoй, о чeм тaк ceтyeшь бeзyмнo? (Ф.И.Tютчeв)

Море — смеялось. (М. Горький)

Олицетворение и метафора

Синонимы к слову олицетворение — одушевление, персонификация, прозопопея.

Олицетворение — средство выразительности речи, один из видов метафоры (использования слов в переносном значении). Как и любые метафоры, олицетворения бывают общепринятыми, и оттого стертыми.

Примеры олицетворения:

Снег идет

Лес проснулся

Ласковый дождь

Ночь подкралась

Поющая гитара

Голос ветра

Компьютер ожил

Ударил мороз

А бывают неповторимые, авторские олицетворения:

Утешится безмолвная печаль,

И резвая задумается радость.

А.С. Пушкин

Олицетворение — это всегда перенос качества с живого на неживое ( «посмотри, как дремлют ивы »), а метафора может возникать и на основе сходства неодушевленных предметов (« зеркало реки» ), и на основе переноса свойств неживого на живое существо (« каменное лицо »).

Метафора может быть глубокой, многозначной и сложной, а олицетворение всегда достаточно прозрачно ( «за окном злится буря» ). Поэтому олицетворение может быть частью более сложной метафоры:

И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки .

Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

Анна Ахматова

Зачем нужно олицетворение и где его используют

Олицетворение позволяет автору создать глубокий художественный образ — яркий и неповторимый. С помощью олицетворения описывают собственные эмоции и переживания героев, выражают отношение к предметам и явлениям.

Олицетворение часто используется в стихах, но встречается и в разговорной речи, и в прозе:

Лед крепкий под окном, но солнце пригревает, с крыш свесились сосульки — началась капель. «Я! я! я!»-звенит каждая капля, умирая; жизнь ее — доля секунды. «Я!» — боль о бессилии.

М.М. Пришвин

Олицетворение часто встречается в народных сказках, былинах, во многих фразеологизмах :

Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

Дело мастера боится.

Морда просит кирпича.

Олицетворение и эпитеты

Олицетворение может быть украшено эпитетами — образными определениями. Это делает олицетворение более ярким и оригинальным. Например, в стихотворении Заболоцкого «Утренняя песня»:

А там, внизу, деревья, звери, птицы,
Большие, сильные, мохнатые, живые,
Сошлись в кружок и на больших гитарах,
На дудочках, на скрипках, на волынках
Вдруг заиграли утреннюю песню

Николай Заболоцкий

Олицетворение и аллегория — в чем разница?

Иногда олицетворение путают с аллегорией — передачей абстрактного понятия с помощью конкретного образа (например, голубь — символ мира).

Однако олицетворение далеко не всегда подразумевает аллегорию. У Лермонтова читаем: « Горные вершины спят во тьме ночной ». Поэт приписывает скалам способность спать, как живым существам, но явной аллегории здесь нет.

Бывает, однако, что писатель одновременно использует и олицетворение, и аллегорию: объект, награждаемый человеческими качествами, становится символом чего-то более значимого. Так, в лермонтовском стихотворении парус награждается человеческими качествами и становится аллегорией метущейся души.

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

М.Ю. Лермонтов

Олицетворение. Примеры из литературы

Я свистну, и ко мне послушно, робко
Вползет окровавленное злодейство,
И руку будет мне лизать, и в очи
Смотреть, в них знак моей читая воли.
А.С. Пушкин

Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу
И звезда с звездою говорит.
М.Ю. Лермонтов

И грезит пруд, и дремлет тополь сонный,
Вдоль туч скользя вершиной заострённой,
Где воздух, свет и думы — заодно,
И грудь дрожит от страсти неминучей,
И веткою всё просится пахучей
Акация в раскрытое окно!
А.А. Фет

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
Ф.И. Тютчев

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Сергей Есенин

Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше:

Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.

И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.
М.В. Исаковский

Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься – и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Б.Л. Пастернак

Читайте также:  По широкой реке придумать предложение

Источник



Какие эпитеты, метафоры, олицетворения в стих. Есенина «Тихо дремлет река»?

Чтобы сделать разбор стихотворения, нужно определить, что такое эпитет, метафора и олицетворение.

Эпитет — это образное определение, придающие слову большую выразительность.

Метафора — это скрытое сравнение двух предметов на основе общего признака.

Олицетворение- художественный прием, когда неодушевленному предмету приписывается действие живых существ.

В стихотворении Сергея Есенина ‘Тихо дремлет река’ можно встретить много художественных приемов.

Эпитеты:

  • Темный бор,
  • Тихо дремлет
  • блеском серебрит

Метафоры:

  • Серебрится река.
  • Серебрится ручей.
  • Серебрится трава

Олицетворения:

  • дремлет река,
  • всё спит,
  • луна серебрит.

Данное стихотворение Пушкина просто изобилует разного рода эпитетами. Приведу несколько примеров.

  • изобразительные:

  • выразительные: тучи мрачные, мутное небо.
  • метафорические: прозрачный лес, веселый треск, янтарный блеск.

Теперь обратимся к метафорам. Поскольку метафора — это перенос признаков одного сравниваемого предмета на другой, основанный на их общем сходстве, можно назвать метафорами следующие слова и словосочетания: звезда севера (слово «Красавица» заменено данным словосочетанием по принципу сходства).

И еще одна метафора «берег»: в данном контексте

слово «берег», на мой взгляд, замещает для поэта (по принципу сходства) дом, родной край.

В восхваляющей оде на день восшествия Ломоносов использовал литературные средства выразительности, их очень много, поэтому произведение получилось таким праздничным, торжественным. Конечно, сейчас многие слова, которые использовал в оде Ломоносов подзабыты, но порообуем рассмотреть и разобрать их.

1) Выписываем сравнения в тексте: «душа ее зефира тише» (в данном случае зефир — это легкий летний ветерок); «зрак прекраснее рая» (зрак — здесь автор имел ввиду образ или взгляд Елисаветы).

2) Выписываем олицетворения из текста: «вихри, не дерзайте реветь» , «Марс страшился».

3) Далее выберем метафоры в оде: «подать…ума плоды».

4) Среди гипербол в оде модно привести следующую фразу: «чрез горы, реки и моря».

5) Выделяем эпитеты в оде которых там не мало, но именно они позволяют в полной мере понять то, что хотел донести до читателя Ломоносов: «щедрая», «земные», «великая», «глубокие», «жестокая».

Источник

—>Дневник учителя —>

Контрольная работа по теме: «Изобразительно-выразительные средства языка»

1) Соотнести термины и определения (например, 1-а, 2-в и т.д.)

1. Употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений

2 Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия

3. Сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность.

4. Прилагательное, художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету.

А) Метафора Б) Эпитет В) Олицетворение Г) Сравнение

II . Анализ текста

1. Из данных стихотворных строк выписать эпитет.

Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?

Вон желтеют под серою травкой

Прошлогодние мокрые стружки… (А.Блок)

2. Из данных стихотворных строк выписать сравнение.

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шелк… (И.Бунин)

3. Из данных стихотворных строк выписать метафору.

Он (парк) был когда-то леса гуще,

И в зеркалах осенних луж

Он отражался исполином… (И.Северянин)

4. Из данных стихотворных строк выписать олицетворение.

Парк шепчет: «Вскоре я не буду…

Но я ведь жил – была пора…» (И. Северянин)

5. Прочитайте стихотворение и выполните задание

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром

Познакомьтесь с фрагментом анализа стихотворения С.Есенина. Вместо точек вставьте название средства художественной выразительности. Запишите термины через запятую в той последовательности, как они идут в тексте анализа.

В стихотворении С. Есенин создает образ зимней березы . Ее красота подчеркивается многочисленными …(точно серебром, распустились кисти белой бахромой). Выразительности образа способствуют и … (горят снежинки, обсыпает серебром). Благодаря …мы чувствуем настроение автора, его восхищение красотой зимней природы («пушистых ветках, «снежною каймой», « в золотом огне»)

III . Выберите одно из творческих заданий и выполните его.

1) Составьте синквейн на тему: «Береза»

2) Напишите сочинение-миниатюру (5-7 предложений) на тему «Зеленая березка»

3) Сочините стихотворение «Береза»

Контрольная работа по теме: «Изобразительно-выразительные средства языка»

1) Соотнести термины и определения (например, 1-а, 2-в и т.д.)

1. Употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений .

2. Прилагательное, художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету.

3. Сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность.

4. Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия

А) Метафора Б) Эпитет В) Олицетворение Г) Сравнение

II . Анализ текста

1. Из данных стихотворных строк выписать эпитет.

Заметает пурга белый путь.

Хочет в мягких снегах потонуть. (С.Есенин)

2. Из данных стихотворных строк выписать сравнение.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна. (С.Есенин)

3. Из данных стихотворных строк выписать метафору.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль. (С.Есенин)

4. Из данных стихотворных строк выписать олицетворение.

Дремлет лес под сказку сна…(С. Есенин)

5. 1) Прочитайте стихотворение и выполните задание

Тихо дремлет река.
Темный бор не шумит.
Соловей не поет,
И дергач не кричит.

Ночь. Вокруг тишина.
Ручеек лишь журчит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.

Серебрится река.
Серебрится ручей.
Серебрится трава
Орошенных степей.

Ночь. Вокруг тишина.
В природе все спит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.

Познакомьтесь с фрагментом анализа стихотворения С.Есенина. Вместо многоточий вставьте названия изобразительно-выразительных средств. Запишите термины через запятую в той последовательности, как они идут в тексте анализа.

В стихотворении С. Есенина ночная природа живет богатой поэтической жизнью. Подобно человеку, она живая, это передается с помощью … («дремлет река», «все спит»). Красоту ночного леса мы видим, благодаря многочисленным …(«серебрится река, серебрится ручей, серебрится трава…). Любовью к земле, к ее лесам и рекам проникнуто это стихотворение.

III . Выберите одно из творческих заданий и выполните его.

1) Составьте синквейн на тему: «Ночь»

2) Напишите сочинение-миниатюру (5-7 предложений) на тему: «Летняя ночь»

3) Сочините стихотворение «Летняя ночь»

Ответы на вопросы контрольной работы

II. 1. под нежной травкой

2. песок как шелк

3. в зеркалах луж

4. парк шепчет (я жил)

5. сравнениями, метафоры, эпитетам (сравнения, метафоры, эпитеты)

II. 1. в мягких снегах

2. словно белою косынкой

3. стелет шаль (снег)

5. олицетворений, метафорам.

I. Теория – 4 балла (по 1 баллу за правильный ответ)

II. Анализ текста – 7 баллов (по 1 баллу за задания 1-4, 3 балла – за 5 задание)

III. Творческое задание – 5 баллов

(раскрытие темы, точность словоупотребления, выразительность речи, образность, эмоциональность)

Источник

Adblock
detector