Меню

Река вычегда водоохранная зона

В Кадастровой палате рассказали, в каких случаях дом у моря окажется вне закона

 Фото: iStock

Прежде всего надо учитывать, что вблизи водных объектов могут быть установлены два вида зон с особыми условиями использования территорий: водоохранная зона и прибрежная защитная полоса водных объектов общего пользования. Земельные участки в их границах могут располагаться.

Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости

Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости

При этом эксперты поясняют, что водоохранная зона — это территория, которая примыкает к береговой линии водоема. Там действует специальный режим для хозяйственной и иной деятельности. Он нужен для того, чтобы предотвратить истощение и загрязнение берега и воды, сохраняя при этом среду обитания местных растений и животных. Ширина водоохранной зоны зависит от вида водоема. В пределах водоохранных зон существуют прибрежные защитные полосы — территории с еще более строгими ограничениями. Эти земли привлекательны для желающих построить домик у моря или отель, но они имеют особые правила использования.

Можно ли строить в границах береговой и водоохранной зоны?

Береговые полосы — это земли общего пользования вдоль береговой линии (границы водного объекта). Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров (их ширина составляет пять метров). На береговой полосе можно, например, устроить пляж или место для рыбалки. Но строить там нельзя. Также нельзя и выкупить у государства эти участки.

А вот за пределами береговой полосы можно приобрести, сдать в аренду или построить недвижимость при условии соблюдения всех санитарных и водоохранных требований и норм. Это значит, что на участке, расположенном в водоохраной зоне, можно возвести индивидуальный жилой или садовый дом. Но при этом нужно будет оборудовать его сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления, истощения вод. К таким устройствам относятся канализации, ливнеотводы, колодцы, дренажные установки, системы очистки воды.

В границах водоохранных зон также запрещается: сбрасывать сточные и дренажные воды, использовать сточные воды для удобрения почв; размещать кладбища, свалки, заправки; сбрасывать из самолета химикаты на насекомых; мыть транспортные средства и многое другое. Движение допускается только на дорогах, а стоянки — на дорогах и в оборудованных местах с твердым покрытием. Кроме того, там не допускается распашка земель и выпас сельскохозяйственных животных.

Фото: iStock

Фото: iStock

Как можно узнать, входит ли земельный участок в границы водоохранной зоны?

Чтобы узнать, входит ли земельный участок в границы водоохранной зоны, можно заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и получите ее за несколько минут через онлайн-сервис Федеральной кадастровой палаты. Документ можно получить и на руки в течение трех-пяти рабочих дней, оформив заявку на сайте Росреестра или в многофункциональном центре (МФЦ). Также можно заглянуть в Публичную кадастровую карту. Для отображения границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос нужно выбрать инструмент «Слои» в панели инструментов в левом верхнем углу. «Далее раскройте строку с названием слоя «Зоны с особыми условиями использования территорий» и в выпадающем списке поставьте галочку на слое «Зоны охраны природных объектов». Увеличьте карту, и территории этих зон будут обозначены салатовым цветом. В окне поиска найдите свою недвижимость по кадастровому номеру или адресу участка», — поясняют в Кадастровой палате.

Там также отмечают, что границы водоохранной зоны отображаются только в том случае, если координаты ее границ внесены в ЕГРН. На 1 сентября нынешнего года в Единый государственный реестр недвижимости были внесены данные о 11 903 границах водоохранных зон. В топ-3 регионов по количеству учтенных зон входят: Пермский край — 1 747 объектов, Свердловская область — 848, Краснодарский край — 768. Также в реестре недвижимости содержатся сведения о 2 700 береговых линиях, 221 береговой полосе и 11 850 прибрежных защитных полос.

Источник

Река вычегда водоохранная зона

«КОММЕНТАРИЙ К ВОДНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(под ред. С.А. Боголюбова)(Юридический Дом Юстицинформ, 1997)

Комментарий к статье 111

Водоохранные зоны являются одним из видов экологических зон, создаваемых для предупреждения вредного воздействия хозяйственной деятельности на водные объекты.

Статья 65 ВК относит к полномочиям РФ определение порядка установления водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов, режим использования их территорий. 23 ноября 1996 г. Правительство РФ утвердило Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, действующее на всей территории РФ (Российская газета. 1996. 11 декабря).

Согласно Положению водоохранная зона представляет собой территорию, примыкающую к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной или иных видов деятельности. В пределах ее выделяется прибрежная защитная полоса с более строгим охранительным режимом, на которой вводятся дополнительные ограничения природопользования.

Установление водоохранных зон направлено на обеспечение предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира водоемов.

Размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также их режим определяются исходя из физико — географических, почвенных, гидрологических условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов. Они утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению бассейновых и других территориальных органов управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ, согласованному со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, органами санитарно — эпидемиологического надзора и органами Федеральной пограничной службы РФ в соответствии с их положениями.

Ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос устанавливается:

для рек, стариц и озер — от среднемноголетнего уреза воды в летний период;

для водохранилищ — от уреза воды при нормальном подпорном уровне;

для морей — от максимального уровня прилива;

для болот — от их границы (нулевой глубины торфяной залежи).

Для болот в истоках рек, а также для других болот, формирующих сток в водосборном бассейне, водоохранные зоны устанавливаются на прилегающих к ним территориях.

Минимальная ширина водоохранных зон рек устанавливается от 50 до 500 м в зависимости от их протяженности, для истоков рек — радиусом не менее 50 м.

Минимальная ширина водоохранных зон для озер и водохранилищ принимается при площади акватории до 2 кв. км — 300 м, от 2 кв. км и более — 500 м. Те же принципы применяются для определения ширины водоохранных зон верховых болот, формирующих сток постоянных водотоков.

Минимальная ширина водоохранных зон водных объектов, для которых установлены запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых видов рыб, принимается равной ширине этих полос.

Границы водоохранных зон магистральных и межхозяйственных каналов совмещаются с границами полос отвода земель под эти каналы.

Размеры и границы водоохранных зон на территории городов и других поселений устанавливаются исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с утвержденными генеральными планами. Для участков рек, заключенных в закрытые коллекторы, водоохранные зоны не устанавливаются.

Минимальная ширина прибрежных защитных полос устанавливается в зависимости от видов угодий и крутизны склонов территорий, прилегающих к водному объекту, и колеблется от 15 до 100 м.

Ширина прибрежных защитных полос для участков водоемов, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, зимовальные ямы, нагульные участки), устанавливается не менее 100 м независимо от уклона и характера прилегающих земель.

Для морей и горных рек ширина прибрежных защитных полос определяется в каждом конкретном случае с учетом изложенных общих требований.

В городах и других поселениях при наличии ливневой канализации и набережной допускается границу прибрежных защитных полос совмещать с парапетом набережной.

Проектирование водоохранных зон и прибрежных защитных полос осуществляется на основе нормативно — методических документов, утверждаемых МПР России по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

Заказчиками по проектированию водоохранных зон и прибрежных защитных полос выступают бассейновые и другие территориальные органы управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ, а в отношении водохранилищ, предоставленных в обособленное пользование, — водопользователи.

Проекты водоохранных зон утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению бассейновых и других территориальных органов управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ.

В установленном порядке проекты водоохранных зон проходят согласование и экологическую экспертизу. Общие требования проведения экологической экспертизы проектных материалов определены ст. ст. 35 — 38 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды».

Границы прибрежных полос на местности закрепляются специальными знаками. Для водохранилищ, предоставленных в обособленное пользование, это делают водопользователи, в остальных случаях — бассейновые и другие территориальные органы управления использованием и охраной водного фонда.

До утверждения проектов минимальные размеры водоохранных зон и прибрежных защитных полос должны быть нанесены на генеральные планы застройки городов, других поселений, планы землепользования, а также иные планово — картографические материалы.

Об установленных границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос должно быть проинформировано население. До сведения населения должно быть доведено содержание режима на указанных территориях.

Положением в пределах водоохранных зон запрещено:

— проведение авиационно — химических работ;

— применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками;

— использование навозных стоков для удобрения почв;

— размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче — смазочных материалов; площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод;

— складирование навоза и мусора;

— заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов;

— размещение дачных и садово — огородных участков при ширине водоохранной зоны менее 100 м и крутизне склонов прилегающих территорий более 3 градусов;

— размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных и садово — огородных участков;

— проведение рубок главного пользования;

— проведение без согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ.

На расположенных в пределах водоохранных зон приусадебных, дачных, садово — огородных участках должны соблюдаться правила их использования, исключающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов.

На территориях водоохранных зон разрешается проведение рубок промежуточного пользования и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов.

В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к указанным ограничениям запрещаются:

— складирование отвалов размываемых грунтов;

— выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя), устройство купочных ванн;

— установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садово — огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство;

Читайте также:  Какие реки в восточном китае

— движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального назначения.

Участки земель в пределах прибрежных защитных полос предоставляются для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензий на водопользование, в которых устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима.

Прибрежные защитные полосы, как правило, должны быть заняты древесно — кустарниковой растительностью или залужены.

Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон, прибрежных защитных полос и водоохранных знаков возлагается на водопользователей. Собственники земель, землевладельцы и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос.

Установление водоохранных зон не влечет изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с земельными участками за исключением случаев, предусмотренных законом.

На приграничных территориях режим использования территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос согласовывается с органами Федеральной пограничной службы РФ, а также специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

Принятое Положение не изменяет норм действующего законодательства о зонах санитарной охраны источников централизованного хозяйственно — питьевого водоснабжения, запретных полосах лесов по берегам водных объектов, а также об иных охранных зонах водных объектов.

При установлении на водных объектах зон санитарной охраны источников централизованного хозяйственно — питьевого водоснабжения минимальные размеры водоохранных зон и режим хозяйственной деятельности в них определяется санитарными правилами и нормами.

Государственный контроль за соблюдением порядка установления размеров и границ, а также режима хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос возложен на органы исполнительной власти субъектов РФ, бассейновые и другие территориальные органы управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды, государственные органы управления использованием и охраной земель и специально уполномоченные органы управления лесным хозяйством в пределах их полномочий.

Лица, виновные в нарушении режима использования территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 112. Особенности предоставления земельных участков в водоохранных зонах и контроль за их использованием

Земельные участки в водоохранных зонах водных объектов предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации, по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Государственный контроль за соблюдением режима использования и охраны природных ресурсов и иной хозяйственной деятельности граждан и юридических лиц в водоохранной зоне осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, государственным органом управления использованием и охраной земель, специально уполномоченным государственным органом управления лесным хозяйством в пределах их полномочий.

Комментарий к статье 112

Как упоминалось выше (комментарий к ст. 6 ВК), приватизация сельскохозяйственных и некоторых других земель осуществлялась земельными органами нередко в узковедомственном ключе. Поскольку землеустроительная служба недостаточно связана с органами по охране памятников истории и культуры, такие памятники попадали в руки новых собственников без надлежащего предупреждения о мерах по их охране и даже без уведомления об их наличии на отводимой земле. Иногда это касалось также памятников природы. Новые собственники обязаны сохранять проходящие по их землям дороги общего пользования, но что касается тропиночной сети и права прохода по ним посторонних (а также даров природы в местах традиционного их сбора) — на этот счет никаких ограничений на собственника обычно не налагалось. Неопределенным во многих местах оказалось и право прохода по фермерским землям рыбаков и охотников к водным и болотным угодьям.

Что касается водоохранных зон, то в тех регионах, где раньше проводилась работа по их выделению, новые собственники были уведомлены о наличии таких зон и о необходимости соблюдения в них водоохранного режима. Однако работа по выделению этих зон на местности обычно не выполнялась (этому способствует и тот недостаток, что границы фермерских владений не всегда отбиты в натуре). Не всегда они отмечались и на земельных планах.

Статья 112 ВК нацелена на то, чтобы свести указанные промахи к минимуму. Для этого устанавливается порядок, согласно которому само выделение земель в водоохранных зонах поставлено под контроль органов Роскомвода. Содержание статьи касается не только сельскохозяйственных земель и не только земель, передаваемых в частную собственность. Она «покрывает» любые отводы земель, если в их составе имеются водоохранные зоны (см. примечание к предисловию).

Слово «предоставляется» означает реальное выделение земель. Оно не относится к земельно — планировочным прогнозам, когда отвод земель, содержащих в себе водоохранные зоны, только намечается. Между тем, контроль водных органов за планами использования прибрежных земель (до их фактического отвода) был бы также вполне уместен.

Комментируемая статья умалчивает о том, как быть с теми отведенными землями, прилежащими к водным объектам, на которых вовремя не были «наведены» водоохранные зоны. Косвенно ответ на этот вопрос содержится в ст. 6 ВК, которая опускает появление новых прав и обязанностей (у водопользователя) уже после того, как первоначальный комплекс прав и обязанностей был определен предыдущим законодательством. Тем не менее, в развитие этого правила полезным является прямое указание закона, что передача земли в частную собственность или иную форму владения не лишает государства права устанавливать ограничения в ее использовании в интересах охраны природы, памятников культуры, с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц, а также в экстремальных ситуациях (см. ст. ст. 63 и 89 и другие настоящего Кодекса; ст. 1 ГК РФ).

Статья 113. Использование и охрана лесов водоохранных зон водных объектов

Использование и охрана лесов водоохранных зон водных объектов направлены на предотвращение загрязнения, засорения и истощения водных объектов.

В лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос осуществление рубок главного пользования запрещается. Разрешается проведение рубок промежуточного пользования и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов.

Предоставление в пользование лесов водоохранных зон осуществляется по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда в соответствии с лесным и водным законодательством Российской Федерации.

Специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда осуществляет контроль за использованием лесов водоохранных зон и вправе приостановить либо запретить работы, оказывающие вредное влияние на состояние водных объектов.

Комментарий к статье 113

В целях поддержания гидрологического режима и улучшения состояния рек, озер и водохранилищ в ВК РФ включена статья об использовании и охране лесов водоохранных зон водных объектов.

Эти леса имеют большое водоохранное значение и являются частью водоохранной зоны водных объектов (см. комментарий к ст. 111 ВК).

В пределах водоохранной зоны выделяются прибрежные полосы.

Поскольку от состояния лесов во многом зависит состояние рек, озер и водохранилищ во второй и третьей частях этой статьи сформулирован режим пользования в лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

В этих лесах запрещены рубки главного пользования, которые осуществляются только в спелых и перестройных насаждениях. Они проводятся главным образом для заготовки древесины.

В лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос разрешается проведение рубок промежуточного пользования и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов.

Рубки промежуточного пользования, в отличие от рубок главного пользования, проводятся в древостоях различных возрастов. Это рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки реконструкции, связанные с рубкой малоценных лесных насаждений, а также теряющих защитные, водоохранные и другие природоохранные функции.

Не все лесные пользования могут нанести ущерб лесам. Например, такие разновидности побочных лесных пользований, как сенокошение, размещение ульев и пасек, заготовка и сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод, лекарственных растений, ущерба лесам не приносят. Поэтому вряд ли следует требовать согласования предоставления в пользование лесов в подобных случаях (см. ст. 88 ВК об общем водопользовании).

Статья 114. Охрана водных объектов при использовании недр

При геологическом изучении недр, разведке и добыче полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, недропользователи обязаны не допускать загрязнение, засорение и истощение водных объектов.

Комментарий к статье 114

Эта статья в общем виде устанавливает обязанности недропользователей по охране водных объектов; указанные обязанности должны быть детализированы в законодательстве об охране природы и других отраслях права.

Охране подлежат как наземные, так и подземные водные объекты. При этом подземные водные объекты должны быть изолированы вдвойне: от попадания в них загрязнений с поверхности земли (например, через пробуренные скважины) и от перетоков загрязненной воды с верхних горизонтов в нижние. Одним из оправдавших себя методов служит тампонирование устий недействующих и заброшенных скважин. Вокруг действующих скважин должна быть организована зона санитарной охраны.

Разведчики недр должны быть готовы к тому, что пробуренная ими скважина наткнется на напорные воды, которые начнут самоизливаться на поверхность. В этом случае они должны принять меры к тому, чтобы сохранить в недрах имеющиеся там запасы воды.

Статья 114 не указывает, что охранять подземные воды должны только геологические и горнодобывающие организации. Аналогичная обязанность лежит на владельцах земной поверхности, если они занимаются добычей полезных ископаемых, извлечением подземной воды. Владельцы земли обычно не являются профессионалами в области разработки недр и добычи воды. Поэтому закон устанавливает разрешительный порядок для этих работ. Лишь в отношении наименее ценных вод, прилегающих к земной поверхности (так называемые верховодки), их добыча допускается без специального разрешения.

Нередко владельцы земель приглашают специализированные организации для бурения на воду. Если при этом нарушается водное законодательство, то встает вопрос, кто должен нести ответственность: подрядчик или заказчик работ. Для некоторых случаев такого рода было бы целесообразно установить солидарную ответственность сторон за допущенное нарушение. В подобных ситуациях желательно использовать типовые договоры, в которых стороны оговаривали бы, кто из них и за что несет ответственность.

Бурение производится не только на суше, но и в море. В этом случае охранять от загрязнения надо морские воды. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, это направление правовой охраны морской среды достаточно сложно и требует специальной разработки.

Сходным образом обстоит дело с процессами добычи со дна рек песка и гравия. Но здесь надо заботиться не только о соблюдении чистоты вод. Такие процессы изменяют формы речного русла и берегов; они могут вызвать оползни и размывы. Расширение поперечного сечения реки влечет за собой замедление скорости течения и осаждение так называемых влекомых наносов. Не исключены побочные явления (как благоприятного, так и неблагоприятного свойства) в области судоходства, рыбного хозяйства, рекреации на воде. Поэтому все такие работы должны производиться только с разрешения водных органов. По своим технологическим характеристикам и экологическим последствиям они близки к землечерпанию — работе, которая нередко выполняется на судовых ходах ради обеспечения необходимых глубин (ст. 108 ВК).

Читайте также:  Финал романа угрюм река что будет с прохором громовым

Законодательство о недрах не упоминает в качестве полезного ископаемого озерный ил (сапропель), который используется в качестве удобрения, а также в некоторых химических производствах. Добыча такого ила в ряде случаев улучшает качество вод. Но поскольку одновременно происходит снижение уровня озера (которое может вызвать эрозию его берегов и переосушение прилегающих к нему площадей), такие работы требуют всестороннего прогнозирования их результатов. Проведение этих работ требует согласования не только с водными, но и другими надзорными органами.

Существенные преобразования речных ландшафтов происходят при добыче так называемого россыпного золота (и некоторых других металлов) с помощью драг. Эти работы требуют целого комплекса мер по охране природы. Проекты таких работ подлежат обязательному согласованию с водными органами.

Статья 115. Зоны и округа санитарной охраны

В целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно — бытового водоснабжения, а также содержащих природные лечебные ресурсы, устанавливаются зоны и округа санитарной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 115

Зона (округ) санитарной охраны представляет собой территорию, на которой установлен специальный режим и проводятся мероприятия, направленные на охрану водных объектов.

Порядок образования и режим зон (округов) санитарной охраны определен законодательством.

Для источников водоснабжения и водопроводов он установлен Постановлением ЦИК и СНК от 17 мая 1937 г., которое продолжает действовать до издания соответствующего российского правового акта (Сборник нормативных актов по охране природы. — М.: Юриздат, 1977. С.276).

Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов делится на три пояса, в каждом из которых устанавливается особый режим.

Первый пояс (зона строгого режима) организуется для охраны мест забора воды из источника и прилегающих к нему участков, а также головных сооружений водопроводов. Эта территория ограждается, благоустраивается, охраняется. Здесь запрещено проживание и временное нахождение лиц непосредственно не связанных с работой на водопроводных сооружениях, а также строительство, не связанное с техническими нуждами самого водопровода.

Второй пояс (зона ограничений) включает территорию, непосредственно окружающую источники водоснабжения и их притоки. Во втором поясе запрещается такое использование территории или источников водоснабжения, которое может вызвать качественное или количественное их ухудшение. В пределах второго пояса строительство, уничтожение насаждений, проведение железнодорожных и автотранспортных путей, использование земельных участков и водоемов для сельскохозяйственных нужд, мероприятия по физкультуре, купание и т.п. допускается только с особого разрешения органов санитарного надзора.

Третий пояс (зона наблюдений) охватывает смежную со вторым поясом территорию, неблагополучное состояние которой может вызвать распространение инфекционных заболеваний через водопровод. В третьем поясе органы санитарного надзора производят специальный учет инфекционных заболеваний, которые могут распространяться через водопровод и проводят эпидемиологическое обследование каждого отдельного случая таких заболеваний.

Водоохранная зона источника питьевого водоснабжения является особо охраняемой территорией. Ее границы определяются на карте, а границы первого пояса отмечаются в натуре соответствующими знаками (столбы с надписями). Местная администрация обязана оповестить население о границах зоны санитарной охраны и ее режиме.

Для обеспечения охраны водных объектов, признанных лечебными, в соответствии с Законом РФ от 27 января 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно — оздоровительных местностях и курортах» устанавливаются округа санитарной (горно — санитарной) охраны (Российская газета. 1995. 1 марта).

Округ санитарной (горно — санитарной) охраны — особо охраняемая территория, на которой устанавливается особый режим хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающий защиту и сохранение природных лечебных ресурсов от загрязнения и преждевременного истощения. Для природных лечебных ресурсов, относящихся к недрам, устанавливаются округа горно — санитарной охраны, в остальных случаях округа санитарной охраны.

В составе округа выделяется до трех зон.

В первой зоне устанавливается строгий охранительный режим. Здесь запрещается проживание и все виды хозяйственной деятельности за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях, при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные ресурсы и приводящих к их истощению.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Обеспечение установленного режима охраны осуществляется в первой зоне — юридическими и физическими лицами, разрабатывающими и использующими природные лечебные ресурсы на основании лицензии; во второй и третьей зонах — пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.

Санитарно — оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно — санитарной) охраны осуществляются за счет пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной охраны.

Границы и режим округов санитарной (горно — санитарной) охраны утверждаются Правительством РФ для лечебно — оздоровительных местностей и курортов федерального значения и органами исполнительной государственной власти субъектов Федерации — для регионального и местного значения.

Источник



Постановление Совмина Коми АССР от 15.10.1990 N 212 “Об утверждении Положения о водоохранных зонах (полосах) рек, озер и водохранилищ в Коми АССР“ (вместе с “Перечнем особо ценных в рыбохозяйственном отношении водоемов, на которых устанавливаются повышенные размеры водоохранных зон“)

Утратил силу в связи с изданием Указа Главы РК от 19.02.2001 N 74.

СОВЕТ МИНИСТРОВ КОМИ АССР

от 15 октября 1990 г. N 212

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВОДООХРАННЫХ ЗОНАХ

(ПОЛОСАХ) РЕК, ОЗЕР И ВОДОХРАНИЛИЩ В КОМИ АССР

В целях поддержания благоприятного гидрологического режима, улучшения санитарного состояния, рационального использования водных ресурсов рек, озер и водохранилищ в Коми АССР и в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 17 марта 1989 г. N 91 Совет Министров Коми АССР постановляет:

1. Утвердить Положение о водоохранных зонах (полосах) рек, озер и водохранилищ в Коми АССР согласно приложению N 1.

2. Установить до разработки и утверждения в установленном порядке проектов водоохранных зон

и прибрежных полос на особо ценных в рыбохозяйственном отношении водоемах республики повышенные размеры водоохранных зон согласно приложению N 2.

3. Установить следующий порядок проектирования водоохранных зон и прибрежных полос рек, озер и водохранилищ:

заказчиком по проектированию водоохранных зон и прибрежных полос рек, озер, а также водохранилищ совместного пользования определить Двинско — Печорское бассейновое водохозяйственное объединение, а водохранилищ, представленных в обособленное пользование, — первичных водопользователей;

выполнение работ по проектированию водоохранных зон и прибрежных полос рек, озер и водохранилищ осуществляется институтами “Комимелиоводхозпроект“, “Комиагропромпроект“, “Комигражданпроект“;

ТПО “Комилесхоз“ вносит в Совет Министров Коми АССР предложения по переводу лесов водоохранных зон в 1 группу.

4. Исполкомам городских и районных Советов народных депутатов, рай(гор)комитетам по охране природы потребовать от объединений, предприятий, организаций и учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, в пользовании которых находятся земельные участки, расположенные в пределах водоохранных зон, мероприятия по предупреждению загрязнения, засорения и истощения рек, озер и водохранилищ и обеспечению режима природопользования, установленного для водоохранных зон и прибрежных полос, и установить постоянный контроль за выполнением этих мероприятий.

5. Признать утратившим силу постановление Совета Министров Коми АССР от 23 мая 1990 г. N 98 “Об установлении границ водоохранных зон и прибрежных полос рек, озер и водохранилищ Коми АССР“.

Зам. Управляющего Делами

от 15 октября 1990 г. N 212

О ВОДООХРАННЫХ ЗОНАХ (ПОЛОСАХ) РЕК, ОЗЕР И

ВОДОХРАНИЛИЩ В КОМИ АССР

1. Водоохранной зоной является территория, прилегающая к акваториям рек, озер и водохранилищ, на которой устанавливается специальный режим в целях предотвращения загрязнения, засорения и истощения вод и заиления водных объектов.

Водоохранная зона создается как составная часть природоохранных мер, а также мероприятий по

улучшению гидрологического режима и технического состояния, благоустройству рек, озер, водохранилищ и их прибрежных территорий.

В состав водоохранной зоны включаются поймы рек, надпойменные террасы, бровки и крутые склоны коренных берегов, а также балки, овраги, непосредственно впадающие в речную долину или озерную котловину.

В пределах водоохранных зон по берегам рек, озер и водохранилищ выделяются прибрежные полосы, представляющие собой территорию со строгим ограничением хозяйственной деятельности.

2. Размеры водоохранных зон и прибрежных полос определяются с учетом физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий, а также интересов всех водопользователей и утверждаются Советом Министров Коми АССР по предложениям Госкомприроды Коми АССР и Двинско — Печорского бассейнового водохозяйственного объединения, согласованным землеустроительной службой Минпрозага Коми АССР, республиканской СЭС, ТПО “Комилесхоз“ и управлением “Комирыбвод“.

3. Минимальная ширина водоохранных зон устанавливается:

для рек — от среднемноголетнего уреза воды в летний период по

длинам рек от истока до 10 км — 15 м,

от 11 до 50 км — 100 м,

от 51 до 100 км — 200 м,

от 101 до 200 км — 300 м,

от 201 до 500 км — 400 м,

свыше 500 км — 500 м;

для озер — от среднемноголетнего уреза воды в летний период и для водохранилищ от уреза воды при нормальном подпорном уровне при площади акватории до 2 кв.км — 300 м, более 2 кв.км — 500 м.

4. Минимальная ширина прибрежных полос устанавливается для рек и озер — от среднемноголетнего уреза воды в летний период и водохранилищ — от уреза воды при нормальном подпорном уровне с учетом прогноза переработки берегов за десятилетний период в размерах:

¦Виды угодий, прилегающих к¦Ширина прибрежной полосы (м) при ¦

¦реке, озеру, водохранилищу¦крутизне прилегающих склонов ¦

¦ ¦ обратный и ну- ¦3 град. С¦ более 3 ¦

¦ ¦ левой уклон ¦ ¦ град. С ¦

Пашня 15-30 35-55 55-100

Луга и сенокосы 15-25 25-35 35-50

Лес, кустарник 35 35-50 55-100

Примечание. Максимальные значения относятся к наиболее эродируемым грунтам.

Для рек длиной до 10 км от истока прибрежная полоса совмещается с водоохранной зоной.

Для горных рек ширина прибрежной полосы определяется в каждом конкретном случае в порядке, установленном в пункте 3 настоящего Положения.

Размеры прибрежных полос рек, озер и водохранилищ в пределах населенных пунктов устанавливаются исполкомами Советов народных депутатов, исходя из конкретных условий планирования и застройки по утвержденному генеральному плану, а при его отсутствии — Советом Министров Коми АССР по согласованию с Двинско — Печорским бассейновым водохозяйственным объединением, республиканской СЭС и Госкомприродой Коми АССР.

Читайте также:  Особая река в сибири

В пределах существующих приусадебных, дачных и садовых участков, примыкающих к рекам, озерам и водохранилищам, прибрежная полоса может не устанавливаться при условии использования земельных участков, исключающего загрязнение, засорение и истощение водоемов.

5. В водоохранной зоне рек, озер и водохранилищ запрещается:

проведение авиационно — химических работ;

применение ядохимикатов при борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками;

стоков на удобрение;

размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче — смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест захоронения;

складирование навоза, мусора и отходов производства;

вырубка лесов (кроме рубок ухода за лесом, санитарных и лесовосстановительных рубок);

стоянка, заправка топливом, мойка и ремонт автотранспортного парка, устройство взлетно — посадочных полос для ведения авиационно — химических работ;

мочка льна, конопли, мочал и кож;

проведение без согласования с органами Государственного комитета Коми АССР по охране природы замыва пойменных озер и стариц, добычи местных строительных материалов и полезных ископаемых, строительства новых и расширения действующих объектов производственного назначения и социальной сферы.

6. В пределах прибрежных полос рек, озер и водохранилищ дополнительно к ограничениям, указанным в пункте 5 настоящего Положения, запрещается распашка земель, выпас и организация летних лагерей скота, применение удобрений, установка палаточных городков.

Прибрежные полосы, как правило, должны быть заняты древесно — кустарниковой растительностью или залужены.

7. Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон и прибрежных полос рек, озер и водохранилищ с соблюдением режима использования их территорий возлагается на руководителей объединений, предприятий, организаций и учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, а также на граждан, в пользовании которых находятся земельные участки, расположенные в пределах водоохранных зон и прибрежных полос.

8. Лица, виновные в нарушениях режима использования территорий водоохранных зон и прибрежных полос рек, озер и водохранилищ, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

9. Настоящее Положение не заменяет положений и других нормативных актов о зонах санитарной охраны источников водоснабжения, запретных полосах лесов по берегам рек, озер и водохранилищ, других водных объектов, а также о лесах других категорий защитности и иных зонах (полосах), установленных

постановлениями Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР или по их поручению соответствующими министерствами и ведомствами.

10. Контроль за установлением водоохранных зон и прибрежных полос возлагается на Двинско — Печорское бассейновое водохозяйственное объединение, а контроль за соблюдением режима хозяйственной деятельности в их пределах — на органы Госкомприроды Коми АССР.

от 15 октября 1990 г. N 212

ОСОБО ЦЕННЫХ В РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОМ ОТНОШЕНИИ

ВОДОЕМОВ, НА КОТОРЫХ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ПОВЫШЕННЫЕ

РАЗМЕРЫ ВОДООХРАННЫХ ЗОН

¦ Наименование водоема ¦ ¦ Размер водо-¦

¦ ¦ Куда впадает ¦ охранной ¦

р. Ижма р. Печора 1000

р. Уса р. Печора 1000

р. Лемва р. Уса 1000

р. Юнь — Яха р. Лемва 1000

р. Пага р. Лемва 1000

р. Харута р. Лемва 1000

р. Правая Грубею р. Лемва 1000

р. Б.Уса р. Уса 1000

р. М.Уса р. Уса 1000

р. Косью р. Уса 1000

р. Кожим р. Косью 1000

р. Вангыр р. Косью 1000

р. Печора от истоков до

р. Печора от д. Кунья до

границы с Ненецким А.О. 1000

р. Б.Сыня р. Уса 3000

р. М.Сыня р. Б.Сыня 1000

р. Лыжа р. Печора 1000

р. Щугор р. Печора 3000

р. Понья р. Щугор 3000

р. Большой Паток р. Щугор 3000

р. Торговая р. Щугор 3000

р. Малый Паток р. Щугор 3000

р. Тельпос р. Щугор 3000

р. Глубник р. Щугор 1000

р. Подчерье р. Печора 3000

р. Светлый Вуктыл р. Вуктыл 1000

р. Вуктыл р. Печора 1000

р. Илыч р. Печора 3000

р. Укъю р. Илыч 1000

р. Кожимъю р. Илыч 1000

р. Ичет Ляга р. Илыч 1000

р. Ыджыд Ляга р. Илыч 1000

р. Пырсъю р. Илыч 1000

р. Унья р. Печора 3000

р. Сюзью р. Ижма 1000

р. Ухта р. Ижма 1000

р. Кедва р. Ижма 1000

р. Светлая р. Пижма 1000

р. Белая Кедва р. Кедва 1000

р. Седью р. Ижма 1000

р. Тобысь р. Ухта 300

р. Вежа — Вож р. Вой — Вож 200

р. Вой — Вож р. Ижма 300

р. Черная Кедва р. Кедва 1000

р. Пость р. Седью 1000

р. Пижма р. Печора 3000

(от истока до д. Скитская)

р. Пижма р. Печора 1000

(от. д. Скитская до устья)

р. Цильма р. Печора 1000

р. Мыла р. Цильма 1000

р. Савинская Валса р. Цильма 1000

р. Каменная Валса р. Мыла 1000

р. Нерица р. Печора 1000

р. Мезень Белое море 3000

р. Елва Мезенская р. Мезень 2000

р. Песью р. Мезень 2000

р. Пысса р. Мезень 2000

р. Пурзим р. Мезень 2000

р. Курмыш р. Мезень 2000

р. Н.Пузла р. Мезень 2000

р. Вашка р. Мезень 3000

р. Кривая р. Мезень 2000

р. Ертом р. Вашка 2000

р. Лоптюга р. Вашка 2000

р. Северная Цебьюга р. Вашка 2000

р. Ежуга р. Вашка 2000

р. Южная Цебьюга р. Вашка 2000

р. Евва р. Вашка 2000

р. Курмыш р. Вашка 2000

р. Содзим р. Вашка 2000

р. Ирва р. Мезень 2000

р. Большой Субач р. Ирва 2000

р. Малый Субач р. Ирва 2000

р. Пучкома р. Вашка 2000

р. Верхняя Пузла р. Мезень 2000

р. Мадмас р. Ертом 2000

р. Вычегда р. Северная Двина 1000

р. Черь Вычегодская р. Вычегда 1000

р. Воль р. Вычегда 1000

р. Лесной Черь р. Черь Вычегодская 1000

р. Северная Кельтма р. Вычегда 1000

р. Прупт р. Северная Кельтма 1000

р. Светлица р. Прупт 1000

р. Нем р. Вычегда 1000

р. Ын р. Нем 1000

р. Кукъю р. Нем 1000

р. Сысъю р. Кукъю 1000

р. Вишера р. Вычегда 1000

р. Лэкчим р. Вычегда 1000

р. Соль р. Лэкчим 1000

р. Вуктыль р. Лэкчим 1000

р. Бадью р. Лэкчим 1000

р. Певк р. Лэкчим 1000

р. Седью р. Лэкчим 1000

р. Нившера р. Вишера 1000

р. Лопью р. Нившера 200

р. Лымва р. Нившера 1000

р. Очъю р. Нившера 200

р. Чинья — Ворык р. Весляна 1000

р. Сысола р. Вычегда 1000

р. Верхняя Лопью р. Сысола 300

р. Мет р. Лопью 200

р. Большой Сыз р. Лопью 200

р. Кобра р. Вятка 3000

р. Вымь р. Вычегда 3000

(от истока до 162 км)

р. Коин р. Вымь 1000

р. Ворыква р. Вымь 1000

р. Вымь р. Вычегда 1000

(от 162 км до устья)

р. Елва р. Вымь 1000

р. Весляна р. Вымь 1000

р. Иоссер р. Ропча 1000

р. Кедва р. Вымь 1000

р. Касьян — Кедва р. Кедва 1000

р. Пожег р. Вымь 1000

р. Рысь — Кедва р. Кедва 1000

р. Ропча р. Весляна 1000

р. Чисва р. Вымь 1000

р. Чуб р. Вымь 1000

р. Луза р. Юг 1000

Примечание. По всем лещево — нерестовым озерам, а также по озерам: Синдорское, Абкедж, Дон — ты, Ям — озеро, Косминское, Ев — ты, Эжол — ты, Озел — ты, водохранилищам Тыбью, Кажимское и Нювчимское водоохранные зоны установить шириной 1000 м.

Источник

Водоохранная зона вашей реки сегодня: как найти на карте чтобы и машину правильно поставить, и чтобы рыбачить без штрафа

Как найти водоохранную зону вашей реки на карте

Каждый рыбак может самостоятельно проверить и найти на карте, если на его участке реки, где он собирается спокойно отдохнуть с удочкой, охраняемая зона – водоохранная зона (далее ВОЗ).

Для чего необходимо проверять – есть ли в данном участке реки водоохранная зона или нет?

Как найти водоохранную зону вашей реки на карте

А для того, чтобы быть уверенным, что можно спокойно провести время на рыбалке не пугаясь, что вот-вот подойдёт дядька в погонах – инспектор Рыбоохраны и испортит всю рыбалку.

Самое остро обсуждаемое на сегодня – это машина на берегу реки и расстояние до воды – сколько метров. А ещё и запретные места, где категорически строго запрещено рыбачить круглогодично или в нерестовый запрет – зимовальные ямы, нерестилище, заповедники.

Вот поэтому и следует перед тем, как отправится на рыбалку, не полениться и посмотреть на публичной кадастровой карте, где есть водоохранная зона вашей реки.

Как найти на карте водоохранную зону вашей реки?

Это очень легко сделать самому.

  1. Открываем публичную карту по ссылке: pkk5.rosreestr.ru (скопируйте и вставьте в поисковую строку или сразу же забейте «Публичная кадастровая карта»). Публичная кадастровая карта
  2. Слева находим несколько окошечек для управления картой. Выбираем значок «Слои» — кликаем по нему. Находим водоохранную зону на карте
  3. Откроется табличка. В ней убираем все галочки, находим и ставим галку напротив «Зоны с особыми условиями использования территории» (сокращённо «ЗОУИТ»). Мигом вся карта салатовым (зелёным) обозначит охраняемые участки. Водоохранная зона на карте
  4. И находим интересующий вас участок реки – есть ли на ней водоохранная зона или нет.
  5. Можно вновь открыть «Слои» и проставить ещё «до кучи» галочку «Единицы кадастрового деления». Таким образом вы можете наблюдать – есть ли на заданном участке реки кадастровый номер или нет.

Находим кадастровый номер на карте

А это в свою очередь говорит, что если по закону на определённом (выбранном) участке нет кадастрового номера, то и как полагается никаких особых зон здесь не может быть.

Получается можно ставить машину, не касаясь основных законов (к примеру статья 65 ВК РФ – 50-200 метров от реки) и тогда можно рыбачить, не думая о штрафах.

Но копнув дальше, я всё же нашёл, что не всё так просто как кажется на первый взгляд!

Оказывается, Водный кодекс ещё в 2007 году обозначил всюду ВОЗ (водоохранные зоны), юридически внеся их в НПА (нормативно-правовые акты). Только вот с того времени не на всех успели проставить кадастровый номер на публичной карте, ну и в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости) тоже не успели. Вот тут почитайте: Водоохранной зоны нет в кадастре — можно подъезжать к водоему и оставлять машину или нет.

Это, конечно вводит простых рыбаков в заблуждение. И как же тогда точно узнать, как найти на карте водоохранную зону вашей реки?

А для этого необходимо связаться с местным отделением Росрыболовства и уточнить. Больше никак.

Узнаём самостоятельно на карте границы водоохраной зоны

Всем НХНЧ (Ни хвоста, ни чешуи)!

Следите за моими новыми публикациями — дальше ещё интереснее будет!

Источник

Adblock
detector