Меню

Река в царстве мертвых миф

webmandry.com

В греческой мифологии описывалось гораздо больше мифических рек, но наиболее часто встречались Лета и Стикс. Река Лета символизирует забвение. Каждый, кто сделает хотя бы глоток из ее вод, навсегда забудет про тягости и радости былой жизни. Стикс в свою очередь символизирует первобытный ужас и мрак из которого возникли первые живые существа. С древнегреческого слово Стикс переводится как чудовище.

Сначала придется немного рассказать истории, точнее мифологии )

Очень давно ,даже не знаю когда именно, мир был разделен между тремя богами (Зевсом, Посейдоном и Аидом). Аид получил в свое распоряжение подземный мир или царство мертвых (Тартар, Эреб, Орк ), также именуемую в народе преисподней. Здесь Харон перевозит умерших через реку Стикс, но только в одном направлении. Трехглавый пес Цербер стережет вход в подземный мир и тоже не выпускает никого. Здесь же протекает река забвения Лета, всего один глоток из которой лишает памяти и растворяет все воспоминания словно кусок сахара в кружке чая. Река течет медленно завлекая своим блеском и мрачной таинственностью темных вод. Все умершие обязаны испить из нее. Лишь немногие избранные могут избежать такой участи. Отсюда и выражение «кануть в Лету» означающее забвение и полное исчезновение.

В реке Стикс купала Ахилла его мать, богиня Фетида, и это дало ему невероятную силу и сделало непобедимым воином.

Фото, Харон переправляющийся через Стикс:

Кстати, чуть не забыл в Аляске течет река под названием Лета. Река находится в 18 км. западнее вулкана Катмай. Ее открыл Роберт Ф. Григгс в 1917 году.

Река Лета на Аляске

Но обладает ли она такими же мифическими свойствами? Пока этот вопрос остается без ответа, так как никто не хочет рисковать.

На закуску, песня от финской групы Charon под названием Deep Water (или Глубокая Вода):

Источник

Река в преисподней — Стикс

Стикс — та самая река мертвых, которая описана в греческой мифологии. Именно через нее переплывает некий паромщик, с помощью которого за плату можно перевести души туда или же обратно. Чем знаменита эта река и какое значение она имеет в других культурах?

Почти все традиции имеют схожее друг с другом описание преисподней. Разницу имеют лишь детали и в основном названия. Например, в древнегреческой мифологии река, через которую переплавляют души умерших, называется Стикс. По легендам она находится в царстве Аида — бога царства мертвых. Само же название реки переводится, как чудовище, или другими словами олицетворение настоящего ужаса. Стикс имеет большое значение в подземном мире и является главным переходным пунктом между двумя мирами.

Согласно мифам древней Греции, река Стикс была дочерью Океана и Тефиды. Свое уважение и непоколебимый авторитет она заслужила после битвы на стороне Зевса. Ведь именно ее участие положительно повлияло на исход войны. С тех пор боги Олимпа нерушимость своей клятвы подтверждали ее именем. Если же клятва все-таки нарушалась, то девять земных лет олимпиец должен был бездыханно лежать, а после этого столько же не сметь приближаться к Олимпу. Только по прошествии этого времени нарушивший клятву бог имел право вернуться обратно. Кроме этого, водами Стикс Зевс проверял честность своих союзников. Он заставлял пить из нее, и если вдруг олимпиец был обманщиком, то тут же терял свой голос и на год застывал. Воды этой реки считались смертельно ядовитыми.

ФОТО1.jpg

По преданию, Стикс огибает царство мертвых — Аида — девять раз и находится под защитой Харона. Именно этот строгий старец переплавляет на своей лодке души/тени умерших. Он отвозит их на другую сторону реки, откуда они уже не возвращаются назад. Однако, делает он это за отдельную плату. Для того, чтобы Харон принял тень на свою лодку, древние греки клали в рот покойному мелкую монету обол. Возможно отсюда пошла традиция при погребении тела класть рядом деньги и другие ценные при жизни вещи. Между тем, попасть на другой берег могут не все. Если близкие не погребли тело, как положено, мрачный Харон не пускает душу в лодку. Он отталкивает ее, обрекая на вечные скитания.

Когда же лодка с душами все-таки достигала противоположного берега, их встречал адский пес — Цербер.

ФОТО2 - река мавронери.jpg

Река Мавронери

Часто образ реки Стикс можно встретить в искусстве. Облик паромщика реки использовали Вергилий, Сенека, Лукиан. Данте в «Божественной комедии» использовал реку Стикс на пятом кругу ада. Однако там это не вода, а грязное болото, в котором те, кто при жизни испытывал много гнева, ведут вечную драку на телах тех, кто всю жизнь прожил в скуке. Среди самых известных картин с перевозчиком душ — работа Микеланджело «День страшного суда». На ней в царство Аида увозят грешников.

Интересно и то, что в наше время аналогом реки, которая вытекала из преисподней, считают Мавронери — также известная, как «черная река». Она находится в горной части полуострова Пелопоннес, в Греции. Кстати ученые предполагают, что именно этой водой был отравлен Александр Македонский. Основывают они этот вывод на том, что в Мавронери, как и в Стикс, содержатся смертельно ядовитые для человека микроорганизмы, отравление которыми сопровождается симптомами, от которых мучился перед смертью великий полководец.

Упоминания о смертельных водах Стикс и ее сторожа есть и в других культурах. Например, египтяне приписывали обязанности перевозчика Анубису — Владыке Дуата, а у этрусков в качестве перевозчика некоторое время выступал Турмас, а затем Хару. В христианстве же преодолеть границу жизни и смерти помогает Ангел Гавриил.

Читайте также:  Роман угрюм река краткое содержание романа

Источник



Рене МЕНАР

Глава 6
Царство мертвых бога Аида

Реки Аида Стикс и Ахеронт. — Перевозчик Харон. — Бог Аид (Плутон) и богиня Персефона (Прозерпина). — Судьи царства Аида Минос, Эак и Радамант. — Тройственная богиня Геката. — Богиня Немезида. — Царство мертвых древнегреческого художника Полигнота. — Сизифов труд, муки Тантала, колесо Иксиона. — Бочка Данаид. — Миф об Елисейских полях (Элизиуме).

Царство мертвых бога Аида

Реки Аида Стикс и Ахеронт. — Перевозчик Харон. — Бог Аид (Плутон) и богиня Персефона (Прозерпина). — Судьи царства Аида Минос, Эак и Радамант. — Тройственная богиня Геката. — Богиня Немезида. — Царство мертвых древнегреческого художника Полигнота. — Сизифов труд, муки Тантала, колесо Иксиона. — Бочка Данаид. — Миф об Елисейских полях (Элизиуме).

Реки Аида Стикс и Ахеронт

Согласно мифам древней Греции, на земном шаре были такие страны, где царила вечная ночь и солнце никогда не восходило над ними. В такой стране поместили древние греки вход в Тартар — подземное царство бога Аида (Плутона), царство мертвых греческой мифологии.

Царство бога Аида орошали две реки: Ахеронт и Стикс. Именем реки Стикс клялись боги, произнося клятвы. Клятвы рекой Стикс считались ненарушимыми и страшными.

Река Стикс катила свои черные волны среди безмолвной долины и девять раз огибала царство Аида.

Перевозчик Харон

Харон, перевозчик душ умерших, с веслом и в лодке. Древнегреческий лекиф, V в. до Р.Х., Лувр, Париж.
<Фото: (Creative Commons license): mararie>

Ахеронт, грязная и мутная река, охранялась перевозчиком Хароном. Мифы древней Греции описывают Харона в таком виде: в грязной одежде, с нечесаной длинной белой бородой, Харон одним веслом управляет своей лодкой, в которой перевозит тени умерших, тела которых на земле уже погребены; лишенных же погребения Харон безжалостно отталкивает, и тени эти осуждены вечно странствовать, не находя покоя (Вергилий).

Античное искусство так редко изображало перевозчика Харона, что тип Харона стал известен только благодаря поэтам. Но в средние века мрачный перевозчик Харон фигурирует на некоторых памятниках искусства. Микеланджело поместил Харона в своем знаменитом произведении «День Страшного суда», изобразив Харона перевозящим грешников.

За провоз через реку Ахеронт надо было платить перевозчику душ. Верование это так укоренилось среди древних греков, что мертвым клали в рот мелкую греческую монету обол для платы Харону. Древнегреческий писатель Лукиан насмешливо замечает: «Людям не приходило в голову, в ходу ли эта монета в подземном царстве Аида, а также они не соображали того, что лучше было бы не давать этой монеты умершим, потому что тогда их бы не захотел перевозить Харон, и они могли бы вновь вернуться к живущим».

Как только тени умерших были перевезены через Ахеронт, на другом берегу встречал их пес Аида Цербер (Кербер), обладающий тремя головами. Лай Цербера так устрашал умерших, что отнимал у них даже всякую мысль о возможности возврата туда, откуда они прибыли.

Бог Аид (Плутон) и богиня Персефона (Прозерпина)

Судьи царства Аида Минос, Эак и Радамант

Затем тени умерших должны были предстать перед богом Аидом (Плутоном), царем Тартара, и богиней Персефоной (Прозерпиной), супругой Аида. Но бог Аид (Плутон) не судил мертвых, это исполняли судьи Тартара: Минос, Эак и Радамант. По словам Платона, Эак судил европейцев, Радамант — азиатов (Радаманта всегда изображали в азиатском костюме), а Минос должен был, по повелению Зевса, судить и решать сомнительные случаи.

Прекрасно сохранившаяся живопись на одной античной вазе изображает царство Аида (Плутона). Посреди находится дом Аида. Сам бог Аид, властелин преисподней, сидит на троне, держа в руке скипетр. Подле Аида стоит Персефона (Прозерпина) с зажженным факелом в руке. Наверху, по обе стороны дома Аида, изображены праведники, а ниже: направо — Минос, Эак и Радамант, налево — Орфей играет на лире, внизу же находятся грешники, среди которых можно узнать Тантала по его фригийской одежде и Сизифа по скале, которую он катит.

Тройственная богиня Геката

Богине Персефоне (Прозерпине) не было, по мифам древней Греции, дано активной роли в царстве Аида. Богиня Тартара Геката призывала богинь мщения Фурий (Эвменид), которые схватывали и овладевали грешниками.

Богиня Геката была покровительницей волшебства и заклинаний. Богиню Гекату изображали в виде трех соединенных вместе женщин. Этим как бы аллегорически поясняется, что власть богини Гекаты распространялась на небо, землю и царство Аида.

Первоначально Геката не была богиней Аида, но она подарила Европе румяна и тем как бы вызвала восхищение и любовь Зевса (Юпитера). Ревнивая богиня Гера (Юнона) стала Гекату преследовать. Богиня Геката должна была укрыться от Геры под погребальной одеждой и тем сделалась нечистой. Зевс приказал очистить богиню Гекату в водах реки Ахеронта, и с тех пор Геката стала богиней Тартара — подземного царства Аида.

Богиня Немезида

Немезида, богиня возмездия, исполняла в царстве бога Аида почти такую же роль, как богиня Геката.

Богиня Немезида изображалась с согнутой у локтя рукой, чем намекалось на локоть — меру длины в античности: «Я, Немезида, держу локоть. Зачем, спросишь ты? Потому что я напоминаю всем, что не надо превышать меры».

Читайте также:  Характер течения реки тобола

Царство мертвых древнегреческого художника Полигнота

Древнегреческий автор Павсаний описывает картину художника Полигнота, изображающую царство мертвых: «Прежде всего, вы видите реку Ахеронт. Берега Ахеронта покрыты тростниками; в воде видны рыбы, но это скорее тени рыб, нежели живые рыбы. На реке лодка, в лодке гребет перевозчик Харон. Нельзя хорошенько различить, кого перевозит Харон. Но невдалеке от лодки Полигнот изобразил ту пытку, которой подвергается жестокий сын, осмелившийся поднять руку на отца: она состоит в том, что собственный отец его вечно душит. Подле этого грешника стоит нечестивец, осмелившийся грабить храмы богов; какая-то женщина смешивает яды, которые должен он вечно пить, испытывая при этом страшные мучения. В те времена люди чтили и боялись богов; поэтому художник поместил в царстве Аида нечестивца, как одного из страшнейших грешников».

Сизифов труд, муки Тантала, колесо Иксиона

Почти не сохранилось в искусстве античности изображения царства мертвых. Только из описаний античных поэтов знаем мы о некоторых грешниках и о пытках, которым они подвергались в царстве мертвых за свои преступления. Например,

  • Иксион (колесо Иксиона),
  • Сизиф (Сизифов труд),
  • Тантал (Танталовы муки),
  • дочери Даная — Данаиды (бочка Данаид).

Иксион оскорбил богиню Геру (Юнону), за что в царстве Аида был привязан змеями к колесу, которое вечно вертелось (колесо Иксиона).

Танталовы муки, Сизифов труд, колесо Иксиона: мучения грешников античной мифологии в царстве Аида.

Разбойник Сизиф должен был вкатывать в царстве Аида огромную скалу на вершину горы, но лишь только скала дотрагивалась до этой вершины, как невидимая сила сбрасывала ее в долину, и несчастный грешник Сизиф, обливаясь потом, должен был вновь начинать свою трудную, бесполезную работу (Сизифов труд).

Тантал, царь Лидии, вздумал испытать всеведение богов. Тантал пригласил богов на пир, зарезал своего родного сына Пелопса и приготовил из Пелопса кушанье, думая, что боги не узнают, какое ужасное блюдо стоит перед ними. Но только одна богиня Деметра (Церера), удрученная горем вследствие исчезновения дочери Персефоны (Прозерпины), съела нечаянно кусок плеча Пелопса. Зевс (Юпитер) приказал богу Гермесу (Меркурию) собрать куски Пелопса, соединить их вновь и оживить ребенка, а недостающее плечо Пелопса сделать из слоновой кости. Тантал за его каннибальский пир был приговорен в царстве Аида стоять по горло в воде, но — лишь только Тантал, мучимый жаждой, хотел напиться — вода уходила от него. Над головой Тантала в царстве Аида висели ветки с прекрасными плодами, но стоило Танталу, голодному, протянуть к ним руку, как они поднимались до небес (Танталовы муки).

Бочка Данаид

Данаиды. Джон Уильям Уотерхаус, 1903 г.

Одна из самых интересных пыток в царстве Аида, которую придумало богатое воображение древних греков, — та, которой были подвергнуты дочери Даная (Данаиды).

Два брата, потомки несчастной Ио, Египет и Данай, имели: первый — пятьдесят сыновей, а второй — пятьдесят дочерей. Недовольный и возмутившийся народ, подстрекаемый сыновьями Египта, заставил Даная удалиться в Аргос, где он научил народ рыть колодцы, за что был избран царем. Вскоре в Аргос пришли сыновья его брата. Сыновья Египта стали добиваться примирения с дядей Данаем и пожелали взять его дочерей (Данаид) себе в жены. Данай, видя в этом возможность сразу отомстить своим врагам, согласился, но уговорил своих дочерей убить в брачную ночь мужей.

Все Данаиды, кроме одной, Гипермнестры, исполнили приказание Даная, принесли ему отрубленные головы мужей и похоронили их в Лерне. За это преступление Данаиды были приговорены в Аиде вечно наливать воду в бочку, не имеющую дна.

Полагают, что миф о бочке Данаид как бы намекает на то, что Данаиды олицетворяют реки и источники той страны, высыхающие там каждое лето. Античный барельеф, сохранившийся до наших дней, изображает пытку, которой подвергаются Данаиды.

Миф об Елисейских полях (Элизиуме)

Противоположностью страшному царству Аида являются Елисейские поля (Элизиум), местопребывание безгрешных.

На Елисейских полях (в Элизиуме), по описанию римского поэта Вергилия, леса вечно зеленые, поля покрыты роскошными жатвами, воздух чист и прозрачен.

Одни блаженные тени на мягкой зеленой траве Елисейских полей упражняют свою ловкость и силу в борьбе и играх; другие, ритмично ударяя палками о землю, скандируют стихи.

Орфей, играя на лире в Элизиуме, извлекает из нее гармоничные звуки. Тени также лежат под сенью лавровых деревьев и прислушиваются к веселому журчанию прозрачных источников Елисейских полей (Элизиума). Там, в этих блаженных местах, находятся тени раненых воинов, сражавшихся за отечество, жрецов, сохранивших всю жизнь целомудрие, поэтов, которых бог Аполлон вдохновлял, всех, кто посредством искусства облагораживал людей, и тех, благодеяния которых оставили память о себе, и все они увенчаны белоснежной повязкой безгрешных.

Источник

Река Стикс – бессмертие и смерть в одном флаконе

Древние греки верили, что мир разделён на две части – светлую и тёмную. И если первая представляла собой радостные пейзажи, ежедневную суету, всевозможные занятия и чувства, которыми управляли боги, то вторая оставалась загадкой, что люди сами дополняли в соответствии со своим мировоззрением.

Давайте взглянет на древних богов. На прекрасном и лучезарном Олимпе восседали самые могущественные представители мира бессмертных, но не менее великим было и иное царство – мрачное и непознанное. В нём правил Аид, а раздела его с миром живых лишь таинственная река Стикс, о которой и пойдёт речь. Я предлагаю отправиться по следам древнегреческих мифов в самый ужасных их уголок – мир мёртвых.

Река Стикс разделяла два мира

Река Стикс разделяла два мира

Читайте также:  Глубина реки сож в гомеле

Стикс – самая верная из союзниц Зевса

Тот, кто хотя бы немного знаком с мифологией греков, знает о том, что Стиксом называлась река потустороннего царства. Но для меня настоящим открытием стал факт о том, что Стиксом звалась и одна из героинь мифов. Позднее её образ был воплощён в тёмных водах, а человеческое обличье утеряно.

Какой же была изначально мрачная Стикс? Она приходилась дочерью могучему титану Океану, а сама была матерью Ехидны, уродливого чудовища. Впрочем, Гесиод пишет о том, что среди детей Стикс были и по-настоящему прекрасные богини. Например, вестница победы Ника.

Когда Зевс начинает борьбу за власть, Стикс одной из первых стремится помочь ему. Одержав победу, Громовержец сделал её божеством обещаний, ведь сама Стикс всегда держала слово.

Поскольку она была дочерью Океана, отца всех родников, источников, рек и озёр, то и сама воплощала в себе силу водной стихии. С благословения Зевса воды реки Стикс стали также символом клятв, нарушить которые не мог никто – даже бессмертный.

Источник тёмных вод

Обитала Стикс очень далеко. Богиню не привлекало сияние Олимпа, а выбрала она западные края, где всегда царила ночь. Её роскошный дворец сверкал серебром в свете звёзд, а в центре жилища Стикс располагался источник.

Его воды мерцали, спадая широким водопадом вниз. Как утверждают древние авторы, этот источник нёс священную силу клятв, данных людьми или богами. Он брал начало во дворце, однако уходил далеко под землю, превращаясь в ту самую знаменитую реку мира мёртвых.

Путешествие по реке Стикс предстояло всякому, кто не мог жить вечно. Более того, даже бог, нарушивший данную клятву, был обречён мрачными водами на бесконечную тьму.

В традициях древних греков был один ритуал, который сохранился у некоторых народов и сегодня. Перед захоронением покойному клали в рот монету. Она являлась своего рода «откупом», предназначенным для владык потустороннего царства. Если душа не несла с собой такого дара, то, не заплатив за себя, обрекалась на вечные скитания в тёмном мире.

Сила вод Стикс

Во многих мифах говорится, что воды Стикс были ядовитыми, однако это не совсем так. Я бы назвала их волшебными. Они могли даровать силу или смерть – в зависимости от того, кто обращался к ним. Например, бог-кузнец Гефест не раз закалял в них оружие, чтобы наделить его мощью и непобедимой силой.

Своего новорожденного малыша Ахилла богиня Фетида окунула в Стикс, что ничуть не повредило легендарному герою, а напротив – сделало неуязвимым (за исключением той самой «Ахиллесовой пяты», за которую Фетида придерживала мальчика).

Настоящая река смерти

Ещё больше сведений об опасности священных вод этой тёмной реки. Древние историки полагали, что именно каплями воды, взятой из Стикс, был отравлен Александр Македонский.

Кстати, сегодня исследователи считают, что аналогом Стикс могла быть река Мавронери, что пересекает горы Греции. Поскольку в её воде действительно высокий процент ядовитых веществ, не исключено, что отравление великого полководца вовсе не было выдумкой современников Александра.

Река Мавронери - земной Стикс

Река Мавронери – земной Стикс

На берегах мёртвого царства

Но вернёмся к мифам. Стикс в полной мере соответствовала реке смерти. В древних преданиях красочно описываются мёртвых пейзажи по берегам реки. Мрачные воды убивали всё живое – растения, животных, людей.

Всякий предмет, попавший в реку, растворяется в ней. Но, как ни странно, Стикс была безопасна для копыт лошадей (возможно, именно поэтому подкова считается символом удачи?).

Единственным созданием, что может спокойно находиться на берегах Стикс, был Цербер, трёхглавый пёс и верный страж царя Аида. А ещё ежедневно по реке совершает множество переходов лодочник Харон, который выполняет свою миссию – перевозит души в мир теней.

Стикс – великий символ

Для чего же была нужна эта река? Стикс – вовсе не «страшилка» из древних мифов. У этой реки было особое предназначение. В первую очередь, она являлась символом неотвратимости и разделения двух миров.

Помните высказывание «дважды в одну реку не войти»? Оно идеально подходит к Стикс. Душа умершего, оказавшаяся по иную сторону вод, уже не могла вернуться назад. Даже клятва, в которой была упомянута Стикс, не могла вернуть обещания тому, кто не сдержал их.

Как у вод всякой реки, Стикс был известен лишь путь вперёд – никакого обратного направления. Безжалостные законы тёмных вод стали знаменовать мрак и силу иного мира, обители душ, куда неизменно попадают люди.

Мрачный лодочник Харон провозил через Стикс души умерших

Мрачный лодочник Харон провозил через Стикс души умерших

Вот такой противоречивой нам открывается река Стикс в древнегреческих сказаниях. Она сочетает в себе силу бессмертия и одновременно является самым сильным ядом, после которого путь лишь один – в царство мёртвых. Но здесь, на мой взгляд, открывается ещё одна тайна-символ Стикс. В своём облике она открывает, что так часто даже у самой тёмной стороны может быть светлая часть, и наоборот.

Источник

Adblock
detector