Меню

Река течет вдоль леса

Апрель в Сиверской. Лес у реки Орлинки. Орлинская пещера. Маргариткин водопад.

В конце апреля этого года мы отправились в поход по природным достопримечательностям возле деревень Новосиверской и Белогорки, чтоб посетить места известные, а также исследовать неизвестные. Мы прошли вдоль Оредежа, посмотрели берега реки Орлинки, спустились по склону в Орлинскую пещеру, увидели аистов, а на закате дошли до любимого нами Маргариткиного водопада. Все, что увидели мы — увидят теперь при помощи моих фотографий читатели моего блога

Старт у нас — мост через реку Оредеж, куда мы вышли после посещения усадьбы Елисеевых в Белогорке.
На фото — пейзаж возле моста

Развалины более старого моста, возле которых был построен новый мост

Проходим мимо родника, который вытекает из небольшой пещерки в красном обрыве. Попили вкусной воды.

Идем по левому берегу реки, по улицам дереви Новосиверской, что расположена напротив Белогорки. Вдруг видим на сухом стволе дерева аистов в гнезде

Аисты с интересом посматривают на туристическую группу. Мы их тут раньше не видели. Они нас тоже.

Источник

Сочинение по картине Лесистый берег Левитана 6 класс описание

Пейзаж “Лесистый берег” написан великим русским художником Исааком Левитаном в 1892 году. На полотне можно увидеть вечерние сумерки у реки Пекша Владимирской области.

На переднем плане изображена широкая река, которая уходит за горизонт. Она привлекает внимание своим обрывистым берегом, вдоль которого стоит густой зелёный лес. Пни спиленных деревьев, которые можно увидеть вдоль обрывистого песчаного берега, создают контраст с могучими соснами. На переднем плане сухие пни с извилистыми корнями напоминают сказочных лесных персонажей.

Другой пологий берег реки покрыт немного травой. Вода спокойно текущей реки напоминает зеркало, в котором отражается вся красота природы: темнеющее небо в закате, песчаный берег, величавые сосны.

Лесистый берег как будто хочет защитить речку. Близко расположенные друг от друга деревья напоминают непроходимый лес. Создаётся ощущение, что они не хотят пропустить чужого в свою лесную сказку. У самого края леса выгнулась одна берёзка, которая так и хочет вырваться из могучей стены сосен.

Картина завораживает переходом дня к ночи. Наступление сумерек как будто готовит всё вокруг к умиротворённому сну. Вдали на небе виден красный свет заходящего солнца, отблески которого слегка отражаются и придают толстым стволам деревьев золотистый цвет.

Тёмная вода с зеленоватым оттенком и светлый песчаный берег создают необычный контраст. Жёлтый цвет обрывистого берега доминирует над холодными цветами на полотне. Эта тёплая цветовая гамма придаёт картине безмятежность и спокойствие.

Когда смотришь на картину, создаётся впечатление, что всё замерло вокруг на миг. Не ощущается дуновение ветерка. Полное затишье не пугает, а завораживает тебя. Бесконечная водная гладь манит. Обрывистый и пологий берега реки напоминают тебе взлёт и падение. Хочется рассматривать картину, обращая внимание на каждый мазок, выполненный великим художником.

Сочинение №2

Водная гладь на картине заставляет задуматься о «вечном», дарит тепло и спокойствие. Близится вечер, даже лес застыл в его ожидании. Река тиха и спокойна. Однако делится она на два «противоборствующих» лагеря, одним из которых является крутой берег, а другим – ухоженный пляж. Однако эти две противоположности не портят и не отрицают друг друга, а наоборот – создают весьма прелестное сочетание, от которого просто невозможно оторвать взор.

Зрителю словно предоставляется выбор, где оставить навек свое сердце? На лоне дикой природы, близ загадочного леса или там, где отдых полон релаксации и комфорта? Ответ здесь прост: каждый выбирает то, что по душе.

Цветовая гамма достаточно гармонична и приятна. А талант Левитана и его внимание к деталям делают природу многогранной. Оттенки теплые – не пугают даже загадочная темная вода и осыпающийся берег, на котором, к слову, присутствуют и корни вырубленных деревьев.

Создается впечатление, что еще немного – и человечество покусится и на этот девственный кусочек природы, дабы превратить его в такой же пляж, как тот, что показан справа. Кажется, работы уже начались, потому скоро прекрасному лесу настанет конец.

Кто знает, возможно против этого «протестует» художник. Ведь насколько бы выгодными и удобными не казались нам блага цивилизации, достаточно печально осознавать, что с каждым годом первозданность и гармония природы нарушаются все больше и больше. И скоро заводы полностью вытеснят огромное количество лесов, полей, степей и пр.

Конечно же, Левитан не застал всего этого. Но кто знает? Возможно, живописец предчувствовал исход событий – как все мы знаем, великие умеют опережать свое время.

Так или иначе, полотно весьма живописно и приятно. Невольно кажется, что зритель и сам присутствует на отрывистом берегу и чувствует под своей ступней хрупкую, осыпающуюся землю.

Картина обладает неимоверным реализмом, создает невероятную атмосферу. Цвета и оттенки приятные, завораживающие. Автор действительно был мастером своего дела, умевшим создавать настоящие шедевры, неповторимые и уникальные – те, что запомнятся на все времена.

Другие темы: ← Лесное озеро↑ ЛевитанРанняя весна →

Описание картины Левитана Лесистый берег

Нельзя сказать, что это такая уж красивая картина. Здесь нет приятных, ярких красок… Нет цветов, птиц, солнца. И всё-таки она мне вполне нравится. Нашу природу в Российской Федерации часто видишь такой – печальной. Ещё бы дорисовать тут дождик мелкий и противный, так было б совсем точно!

Итак, на картине изображен, действительно, берег реки (или ручья). Относительно крутой, но не очень высокий, тут, на самом деле, вокруг лес. С одной стороны старые засохшие пни, с другой – ещё совсем молодые деревца, которые «спускаются» к воде. Она спокойная и серая. Небо тоже серое, облака полупрозрачной пеленой. Солнца нет, но светло. Вечер, утро или день (без солнца). Деревья от темно-серого до светло-зелёного. С другой стороны тоже берег. Он пологий и песчаный. Слева видна трава, кустарники. Деревья разные: сосны, берёзы…

Конечно, весь этот берег и небо отражается в ручье. Это довольно красиво.

На переднем плане те самые пни. Их корни нависают над берегом, который, наверное, разрушается постепенно. Они вытянуты корни эти, как руки. Дальше по берегу среди деревьев тоже много пней. Значит, тут вырубка. Но деревья ещё стоят стеной. Интересно, что, кроме прибрежных, деревья кажутся одного «роста». Ровный такой забор получается.

По самому низу берега то ли водоросли, то ли какая-то трава. Или кусты. На другом (пологом) берегу точно трава. Песок здесь более белый. На обрыве его цвет переходит в более темный – почти коричневый.

Время года здесь, думаю, начало осени. Когда ещё не пожелтели листья. Или это конец лета – с плохой погодой.

Линии на картине мягкие: овальный берег, верхушки деревьев, облака… Всё спокойно, нет движения. Даже поверхность ручья гладкая. Людей (даже тех, кто вырубает деревья) не видно. Нет ни животных, ни птиц.

Картина будто замерла. Вероятно, скоро вернутся лесорубы или на пикник кто-то приедет. Но сейчас тут царит спокойствие. Вот поэтому мне и нравится эта картина.

Популярные сочинения

  • Сочинение Мой любимый актер
    Я думаю, что одним из самых лучших и талантливых актеров современности является Джонни Депп. Он один из моих любимых киноактеров. Мне нравится его талант и искусство перевоплощений
  • Сочинение-описание по картине Буря на море ночью Айвазовского
    Море ассоциируется у большинства современных людей с отдыхом, спокойствием и полной душевной гармонией. Люди привыкли восхищаться морем и при первой возможности ехать отдыхать к морю
  • Сочинение на тему На перемене
    Многие ученики, от мала до велика, не любят ходить в школу: процесс непрерывного получения новых знаний порой кажется учащимся достаточно утомительным. Именно поэтому на протяжении каждого занятия многие ученики

Вариант №2

Картина «Лесистый берег» словно притягивает и вызывает двойственные впечатления. С одной стороны, это ощущение гармонии и умиротворения от близости природы, а с другой – чувство необъяснимой тревожности. Если долго глядеть на лес, он постепенно начинает оживать – кажется, что зрителю слышен шорох листвы, пение птиц и каждое дуновение ветра.

Судя по красному пятну, застывшему над макушками деревьев, близится закат. Кстати, цвет деревьев настолько насыщенный, что, кажется их кроны преисполнены величественной, несколько мистической энергии.

Ели спилены. Внимание привлекает достаточно высокий обрыв. За ним – река, словно разделяющая два мира: один, величественный и зеленый, приближает человека к истокам, а другой – холодный, пустынный, неприветливый коварно затягивает в сети отчаяния.

Кстати, художник намерено выделяет глинистый склон – ведь даже невооруженным глазом можно заметить, что он резко контрастирует с остальными тонами и оттенками картины. Молодые деревья уже имеют крепкие, расположенные под землей, корни – и, благодаря этому удерживают обрыв, спасают от оползней. Благодаря им берега до сих пор не размыты.

Лес отражается в воде, как в зеркале. Однако всю прелесть портит тот факт, что природа, кажется, уже пострадала от бесцеремонного человеческого вмешательства. Вполне возможно, своей работой Левитан хочет сказать, что не стоит злоупотреблять теми дарами, которые дает Мать – Земля, и нужно не только рационально расходовать их, но и, принимая, быть благодарными.

Увы, немногие на это способны. Зачастую люди предпочитают брать, не оставляя ничего взамен. Причем, делают они это неаккуратно и эгоистично. Вероятно, правый берег служит наглядным примером того, каким может быть левый, если представители рода человеческого вновь захотят все «переиначить» — вырубить лес и завладеть имеющимся пространством для своих целей.

Картина поражает неимоверным реализмом. Как и представители флоры, так и водная гладь кажутся живыми. Детали прорисованы достаточно хорошо. Глядя на несколько пней у реки, невольно возникает разочарование. Кажется, что прежде нетронутый левый берег уже начал страдать от бесцеремонных поползновений. И это достаточно печально.

Видение мира на полотне сумеречное, неприветливое. Однако это не значит, что работа Левитана не притягивает взгляды – наоборот, на нее хочется смотреть снова и снова. Цветовая гамма весьма насыщенная. Однако несколько мрачноватая. Впрочем, это типично для художника. Подобную атмосферу источают и иные его полотна: «Владимирка», «Над вечным покоем» и.т.д.

Как и прежде, Левитан внимателен даже к мельчайшим деталям. Что же касается истории создания творения, считается, что картина писана с реки Пекши во Владимирской области. Возможно, это действительно так – ведь водоем простирается практически через все полотно. А, следовательно, ему уготовано главенствующее место.

Несмотря на то, что лес кажется таким безмятежным, следы пребывания людей внушают угрозу. Все словно остановилось в ожидании – и чаща, и река. Берега абсолютно пусты. Скорее всего, в лесу есть обитатели – но они также затаились. Кто знает? Быть может, люди только что покинули эти места либо же вот – вот намереваются сюда прийти. Видно, что творец тоскует по былой свободе, молодости и красоте природы и понимает, что вернуть ее уже не представится возможным.

Внешне лес живой, но вот снаружи кажется мертвым. Хотя это может быть его защитной реакцией на вмешательства. В данный момент деревья прекрасны, но источают таинственность. Кажется, что спустя несколько минут солнце зайдет за горизонт, наступит ночь, и берега реки окутает зловещая, непроглядная тьма…

Сочинение 2

Левитан. Кто из нас хотя бы раз в жизни не слышал эту фамилию? Выдающийся русский живописец-реалист выбирал для написания своих полотен особо запоминающиеся пейзажи. «Лесистый берег» — один из таких.

Картина была написана мастером в конце 19 века на реке Пекше во Владимирской области. Много ли таких по всей России? Много, но каждая из них неповторима.

Сюжет картины и прост и сложен одновременно. Художник изображает сумеречное состояние в природе. Замерло все в ожидании ночи — затихла жизнь в лесу, ни одно деревце не колышется ветром, речка, кажется, замедлила свой бег — гладка и прозрачна ее вода, словно зеркало, отражающее склонившийся лес, крутой берег, небесную синь. Но настолько ли идилличное состояние?

Глядя на картину, не испытываешь умиротворения не смотря на внешнее спокойствие всего вокруг. Обычно при виде воды или живописной природы, человек старается раствориться в этой гармонии, вода и вовсе заставляет думать о чем-то философском бесконечно. Здесь же, хочется поспешно удалиться…Грусть и нестерпимая тоска одолевает зрителя. Достигается это состояние посредством использования чрезмерно насыщенных, глубоких красок — постепенно сгущающегося синего неба, темно-изумрудного леса, непроходимого, густого и отнюдь не манящего. И река вторит им — ее непредсказуемое спокойствие заставляет осторожничать — вдруг норовит произойти нечто непредсказуемое? Гнетущее состояние вызывает не только насыщенная цветовая гамма.

То там, то тут вдоль берега торчат иссохшие серые пни, на месте которых некогда красовались молодые деревья, похожий на искусственный песчаный карьер левый берег реки — все это дело рук человека, нашедшего применение каждой частичке, что когда-то жила и дышала. Вмешательство техники и человеческой руки в природу внесло свои коррективы — в ней нет прежней радости и жизни. Даже русло реки, ее форма, будто уворачивается от неугодного вмешательства, она «молит» о сохранении естественного природного состояния всего вокруг.

Чувствуется нестерпимая тоска мастера по ушедшей красоте и молодости природы. Отсюда и велико его желание запечатлеть, сохранить, пока еще не поздно то, что осталось нетронутым…

Другие интересные картины ← Март↑ Левитан И.И.Тихая обитель →

Лесистый берег. Сумерки. 1892 Исаак Ильич Левитан (1860-1900)

очинения по литературе (1) – работа: Сочинения на свободную тему – И. левитан. – золотая осень – (сочинение по картине). Нестрогое соответствие … Сочинения на свободную тему – И. левитан. «золотая осень» (сочинение по картине) В историю русской живописи Исаак Ильич Левитан вошел, прежде всего, как… Версия для чтения ≡ Найденные слова ≡ Версия для печати ≡ Скачать сочинение Сочинения о войне – работа: И – Левитан – Золотая осень (сочинение по картине) Нестрогое соответствие … И. Левитан. Золотая осень (сочинение по картине) В историю русской живописи Исаак Ильич Левитан вошел прежде всего как… … облаками. Осенний день, изображенный художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона. Почти на линии горизонта заметны очертания далеких строений, леса, полей, засеянных озимью. Пейзаж «Золотая осень» изображает самое лирическое из времен года. «Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса», — так сказал о золотой осени Александр Сергеевич Пушкин. Наверное, именно эти сроки повторял про себя Исаак Левитан, работая над своими знаменитыми пейзажами. Художник понимал осень прежде всего как праздник красок, как прощание с летом. Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зи… Версия для чтения ≡ Найденные слова ≡ Версия для печати ≡ Скачать сочинение Сочинения на свободную тему – работа: И левитан «золотая осень» (сочинение по картине) Нестрогое соответствие … Сочинения на свободную тему – И. левитан. «золотая осень» (сочинение по картине) В историю русской живописи Исаак Ильич Левитан вошел, прежде всего, как… … В историю русской живописи Исаак Ильич Левитан вошел, прежде всего, как пейзажист. Левитан — создатель так называемого «пейзажа настроения». Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния п… Версия для чтения ≡ Найденные слова ≡ Версия для печати ≡ Скачать сочинение Сборник сочинений – 9 – работа: Исаак Ильич Левитан Нестрогое соответствие … Исаак Ильич Левитан Родился Исаак Ильич Левитан в августе 1860 года в небольшом литовском городке Кибартай. Почти нет сведений… … Салтыкова-Щедрина, с народолюбивой поэзией Некрасова. В “Очерках гоголевского периода” (в 1856 г.) Чернышевский писал: “Если живопись ныне находится вообще в довольно жалком положении, главною причиною того надобно считать отчуждение этого искусства от современных стремлений”. Эта же мысль приводилась во многих статьях журнала “Современник”. Но живопись уже начинала приобщатся к современным стремлениям… Версия для чтения ≡ Найденные слова ≡ Версия для печати ≡ Скачать сочинение Сочинения – работа: Творчество Левитана Нестрогое соответствие … Творчество Левитана Родился Исаак Ильич Левитан в августе 1860 года в небольшом литовском городке Кибартай. Почти нет сведений о детстве художника. Он… Версия для чтения ≡ Найденные слова ≡ Версия для печати ≡ Скачать сочинение

Источник



Краткое описание картины левитана лесистый берег. Сочинение по картине И. И. Левитана «Лесистый берег». Левитан Лесистый берег описание

Исаак Ильич Левитан — известнейший русский художник — реалист. Большинство его работ написаны в путешествиях по России.

В одном из таких путешествий, Левитан остановился во Владимирской области. Выйдя на прогулку просторами данной местности его, заинтересовала река Пекша, подойдя ближе, он увидел необычной красоты берег, который порос лесом. Так в 19 веке была создана картина «Лесистый берег».

Когда смотришь на данную картину, то ощущается двоякое чувство. Чувство легкости от природы, но в тот же момент чувство тревоги. Художник изобразил все до мельчайших деталей. Если долго всматриваться в картину, то кажется что лес живой и слышен тихой шорох листвы.

В верхней части картины изображено вечернее небо. Оно темно-синее, а над макушками деревьев виднеется красное размытое пятно. Это закат солнца. День подходит к концу.

Эти деревья растут на высоком берегу. На земле растет ярко-зеленая трава. И стоят старые сухие пни. Кто-то давно спилил ели.

Видим высокий обрыв. Это уже не чернозем, а скорее всего глинистый слой земли с песком. Возможно, ранее на этом месте был песочный карьер или люди добывали глину. Именно этот момент притягивает к себе большое внимание. Цвет, который использовал художник для передачи обрыва, существенно выделяется на общем фоне картины.

В конце картины, на обрыве растет молодняк деревьев. Они своими молодыми, но уже сильными корнями удерживают обрыв от оползней во время дождя. Так же не дают реки размыть этот берег.

Читайте также:  Чем углубляют русло реки

Чуть ниже художник изобразил реку, которая простирается через всю картину. Вода – как зеркало, отражает в себе прекрасный лес. Художник изобразил ее в синем цвете, а отражение деревьев зеленым.

Исаак Ильич Левитан любил изображать природу, но в то же время просил людей не калечить ее. Как видно из картины в этом месте природа уже пострадала от человеческих рук. Поэтому художник старался запечатлеть на холсте всю красоту российской природы.

Сочинение 2

Левитан. Кто из нас хотя бы раз в жизни не слышал эту фамилию? Выдающийся русский живописец-реалист выбирал для написания своих полотен особо запоминающиеся пейзажи. «Лесистый берег» — один из таких.

Картина была написана мастером в конце 19 века на реке Пекше во Владимирской области. Много ли таких по всей России? Много, но каждая из них неповторима.

Сюжет картины и прост и сложен одновременно. Художник изображает сумеречное состояние в природе. Замерло все в ожидании ночи — затихла жизнь в лесу, ни одно деревце не колышется ветром, речка, кажется, замедлила свой бег — гладка и прозрачна ее вода, словно зеркало, отражающее склонившийся лес, крутой берег, небесную синь. Но настолько ли идилличное состояние?

Глядя на картину, не испытываешь умиротворения не смотря на внешнее спокойствие всего вокруг. Обычно при виде воды или живописной природы, человек старается раствориться в этой гармонии, вода и вовсе заставляет думать о чем-то философском бесконечно. Здесь же, хочется поспешно удалиться…Грусть и нестерпимая тоска одолевает зрителя. Достигается это состояние посредством использования чрезмерно насыщенных, глубоких красок — постепенно сгущающегося синего неба, темно-изумрудного леса, непроходимого, густого и отнюдь не манящего. И река вторит им — ее непредсказуемое спокойствие заставляет осторожничать — вдруг норовит произойти нечто непредсказуемое? Гнетущее состояние вызывает не только насыщенная цветовая гамма.

То там, то тут вдоль берега торчат иссохшие серые пни, на месте которых некогда красовались молодые деревья, похожий на искусственный песчаный карьер левый берег реки — все это дело рук человека, нашедшего применение каждой частичке, что когда-то жила и дышала. Вмешательство техники и человеческой руки в природу внесло свои коррективы — в ней нет прежней радости и жизни. Даже русло реки, ее форма, будто уворачивается от неугодного вмешательства, она «молит» о сохранении естественного природного состояния всего вокруг.

Чувствуется нестерпимая тоска мастера по ушедшей красоте и молодости природы. Отсюда и велико его желание запечатлеть, сохранить, пока еще не поздно то, что осталось нетронутым…

Описание картины Левитана «Лесистый берег»

Мой любимый художник Левитан, он один из лучших кому удается довольно реалистично изобразить пейзажи. Он с 18 лет выставляет свои картины на выставках, и они пользуются неимоверной популярностью, и по сей день. Эксперты и историки называют его «певцом русской природы» На мой взгляд, у него свой особенный стиль, рисования пейзажей. Романтическое настроение возникает у меня после того как я смотрю на картины Левитана. Он один передает нам на своих полотнах, никем неизведанные уголки русской земли. Общение с природой через свои пейзажи стало счастьем для короткой жизни художника.

Картину «Лесистый берег» Левитан нарисовал в 1892 году, посетив Владимирскую область, побывав на берегу реки Пёкша. Художник был вынужден жить какое-то время в той местности, в связи с тем, что его выслали из Москвы. Вдохновением для его картины стала прогулка по окрестностям и увиденные достопримечательности не смогли оставить его равнодушным и не стать отражением в его творчестве.

Зная творчество художника, можно заметить, что он любил сумерки для рисования своих картин. Именно их ему удавалось изобразить максимально реалистично. В центре картины изображен изгиб небольшой реки, которая заворачивает и уносит нас вдаль. Художник делает акцент на разных песчаных берегах, один ровный и пологий, другой крутой с обрывами. Левитан, рисует песок разными оттенками. Тот берег, что пологий и гладкий художник рисует заросшим зеленью, на нем удобно купаться и ловить рыбу, а тот берег, что с обрывом, песок там ярко-желтого цвета. Следов оставленных людьми на берегах нет, мы не наблюдаем ни углей от костра, ни воткнутой в реку рогатки для удочки, ни следов от животных, которые могли прийти на водопой. У каждого человека, смотрящего на это произведение, рождается своя картинка, свой сюжет. Мне нравятся произведения этого автора. Я люблю пейзажи Левитана.

Сочинение по картине И.И.Левитана

«Лесистый берег».

Ход урока.

    Вступительное слово учителя.

Судьба Исаака Ильича Левитана была печальной и счастливой. Печальной, так как ему был отпущен краткий жизненный срок, к тому же за неполные сорок лет своей жизни изведал тяготы бедности, бездомного сиротства. Счастливой — ибо если, как говорил Л. Н. Толстой, основой человеческого счастья является возможность «быть с природой, видеть ее, говорить с ней», то Левитану как мало кому было дано глубоко постичь счастье «разговора» с природой, близости к ней.

Любовь Левитана к природе поистине глубока и всеобъемлюща. Он мог неделями пропадать в лесу, подолгу наслаждаться, созерцая особую жизнь, открывающуюся внимательному взгляду на поверхности речного омута, на лесной поляне или на берегу реки.

Сегодня на уроке мы с вами попробуем почувствовать и понять любовь художника к природе через знакомство с его работой «Лесистый берег» (см. вклейку учебника). А итогом нашей работы станет сочинение по этой картине.

    Знакомство с картиной. Беседа.

Понравилась ли вам картина?

Какое настроение она вызывает? Почему?

Какое время года изобразил художник? Время суток?

Перечислите образы, созданные живописцем на картине (река, деревья, берег, небо).

Какие типы речи нужны, чтобы создать словесную картину?

Какого стиля речи должен быть текст?

    Сбор материалов к сочинению. Работа в группах.

: подберите выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения) для описания
реки и берега.
2 группа

: -//- для описания
деревьев.
3 группа

: -//- для описания
неба.
4 группа

: Из выразительных средств, данных ниже, выберите те, которые соответствуют картине Левитана.

Задумчивые сосны; влажная дымка воздуха, спокойная гладь реки; отражается, как в зеркале; извиваясь змейкой; беззащитные деревья; лимонно-желтые краски; сочная зелень; игра теней на стволах и ветвях деревьев; река убегает за поворот; деревья задумчиво молчат; журчит вода узкой тихой речки; тенистый уголок леса; голубизна неба; отсветы заходящего солнца; «живое» и «дышащее» небо; ощущение умиротворенной тишины.

    Обобщение собранных материалов. Выступления групп.

Во время вступления каждой группы остальные учащиеся в черновиках записывают выразительные средства, которые называют выступающие, по желанию дополняют отвечающих.

5. Подведение итогов.

    Написание сочинения по картине.

Картина Левитана «Лесистый берег», как и другие шедевры этого автора, трогает своей безграничной простотой. Кажется, ничего в этом полотне сверхъестественного нет, но оно способно забраться в самую душу.

На картине показана глубокая и широкая река, которая, петляя между высокими песчаными берегами, убегает вдаль, за край горизонта. Вода в ней темная, с легким зеленоватым оттенком. Берега у реки песчаные и довольно высокие. Они прорисованы желтыми красками так четко, что создается ощущение осыпающегося берега.

С одной стороны реки раскинулся уютный песчаный пляж, который идет широкой полосой и местами глубоко врезается в реку. Второй берег реки, крутой и обрывистый, весь покрыт деревьями, которые похожи на густой зеленый шатер. На переднем плане видны коряги, которые остались после того, как кто-то срубил вековые деревья. На заднем плане виднеются старые сосны и стройные березы, которые стеной окружили реку – и охраняют ее не одно столетие.

Река, затерявшаяся среди вековых деревьев, всегда выглядит трогательно и прекрасно. В такие места хочется возвращаться снова и снова – и Левитан нам подарил эту удивительную возможность, за что ему благодарны многие люди.

Исаак Ильич Левитан — знаменитый

русский художник. Его называют мастером русского пейзажа.

Одним из его работ является картина «Лесистый берег». Я думаю, что любимым временем суток художника были сумерки. Мастер удивительным образом отобразил спокойную и величественную природу, нерушимую тишину, какую мы можем увидеть только на закате.

Спокойная гладь реки отображает как в зеркале и ярко-желтые краски обрывистого берега и голубизну вечернего неба. Все дышит спокойствием и умиротворением. И только старые безжизненные пни напоминают нам о наступлении нового дня. Уже завтра с восходом солнца природа «задышит» и «заживет».

Я восхищена мастерством художника, написавшим эту удивительную картину, его умением выразить то разнообразие и глубину ощущений, которые близки любому русскому человеку.

Левитан предпочитал для работы

предвечернее время суток, картина так и называется «Лесистый берег. Сумерки». Тон и краски картины подчёркивают сумеречное время летнего дня. Темнеющее небо слабо подсвечивается алым краешком заходящего солнца, отсвет которого подкрасил стволы выступающих из леса сосен в золотистый цвет. На линии горизонта, за лесом уходящее солнце обозначено светлым пятном на синем небосклоне.

На переднем плане картины лука небольшой реки, поворачивая, устремляется вдаль. Берега у речки разные: один пологий, другой крутой, обрывистый. Так обычно бывает, во время весеннего половодья и разливов рек, из-за неровностей рельефа поднимающаяся вода подмывает один берег. Оба берега реки — и крутой, и пологие — песчаные. Цвет песка на них сильно отличается: на обрыве он ярко-жёлтый, внизу почти белый. Пологий берег слегка зарос травой, но выглядит удобным для купания и рыбалки или для водопоя домашнего скота. Следов пребывания людей не наблюдается: ни следов костра, не оставленной рогатки для удочки. Значит, поблизости нет селенья, из которого могли прийти люди или пригнать скотину на водопой. Крутой берег неровно покрыт растительностью: травой, кустарником и подрастающими деревьями. По нему к воде спуститься можно только съехав по песку, как с горки зимой. Вода в реке, как зеркало, чётко отражает часть берега, верхушки сосен, закатное небо. Спокойной, гладкой поверхность воды становится к исходу дня. Стихает ветер, гонящий волну, умолкают звуки, с последними лучами заходящего солнца уходит свет, дымка опускается на землю, краски становятся гуще, приглушаются светлые тона. Вся картина дышит умиротворённостью тишины.

На высоком берегу плотной стеной, как солдатский строй, стоят сосны и лиственницы. Сосновый бор старый и густой, сосны и лиственницы стоят частоколом, как бы возвышаясь над рекой, взирая сверху вниз на текущую воду. Только одинокая берёзка на самой кромке леса изогнулась стволом, словно хочет убежать от сосен, вырваться из их плена. По краю лесного массива, вдоль обрывистого берега стоят в несколько рядов пни спиленных деревьев с вылезшими из земли корнями. Некоторые корни как паучьи лапы висят над обрывом. Вода постепенно подмывала песчаный берег, добралась до леса, пришлось спилить крайние деревья, чтобы можно было передвигаться вдоль реки. Высохшие корни удерживают берег от полного разрушения. На переднем плане несколько пней образовали кружок и, кажется, ведут свою старческую беседу. Между пнями уже отросла зелёная трава, значит, деревья спилили уже давно. Под соснами, как известно, трава не растёт, тем более в таком густом бору. Сочетание красок сочной зелени и жёлтого песка придают яркости, выразительности картине. Глядя на пейзаж, представляется, будто деревья, стоящие плотной стеной, как солдаты охраняют покой протекающей речки, её берегов.

У каждого зрителя, смотрящего на картину, возникают свои ассоциации, рождаются фантазии, складывается впечатление, но неизменными остаются восхищение мастерством художника И. Левитана, запечатлевшего монументальность, глубину и красоту русской природы. Хранится картина в Тверской областной картинной галерее.

Левитан – русский пейзажист, чей талант виден невооруженным глазом, достаточно взглянуть на любую его работу. Каждая картина привлекает внимание, интересна и значима. Заставляет всматриваться часами в изображенные детали и картина Левитана «Лесистый берег», где автор передал свою любовь к природе и ее красоту.

Картина Левитана Лесистый берег

Картину Левитан написал в 1892 году. Используя стиль реализма, он изобразил природу в вечернее время. Картина, с одной стороны, привлекает простотой своей, с другой стороны, захватывает своей глубиной. Изображенный пейзаж близок каждому жителю нашей страны и когда всматриваешься в картину, когда видишь знакомую реку, могучий лес, то щемит сердце, а в памяти всплывают воспоминания из детства.

Левитан Лесистый берег описание

Описание картины «Лесистый берег» Левитана начну со своих эмоций и они самые приятные. Картина поражает своим могуществом и одновременно своим спокойствие и тишиной. Сразу на переднем плане мы видим реку, которая петляет и уходит далеко за горизонт. Река и ее водная гладь спокойная и ровная, а вода прозрачная. В зеркальной прозрачности воды отображается сосновый лес и небо, от этого река кажется бездонной и глубокой. Здесь же на переднем плане расположены старые пни, что держатся за землю своими сильными корнями.

Справа мы видим кусочек пляжа, а по левую сторону расположился обрывистый берег, на котором недалеко растут многовековые деревья, которые успели повидать много чего за свою историю. Они, как те стражи, стоят много лет подряд, охраняя извилистую реку. Здесь же успели вырасти кустарники. Левитан использовал теплые оттенки красок. Этим он придал своей картине «Лесистый берег» и его описанию теплоты, безмятежности. Когда смотришь на работу, то чувствуешь, как от земли поднимается тепло, что согревает душу. Красивая, талантливая работа, которая вызывает только положительные эмоции.

Разработки уроков (конспекты уроков)

Основное общее образование

Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Цели учителя:

развивать навыки описания картины. Развивать речевую культуру. Воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству художников-пейзажистов.

Цели учащихся:

воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия, проверить знание теоретического материала по теме «Описание картины». Развивать навыки описания картины, развивать речевую культуру. Воспитывать чувство красоты, интерес и любовь к родной природе через творчество художников-пейзажистов.

Использованные источники:

  1. Картина И. И. Левитана «Лесистый берег».
  2. Методика развития речи/ Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1991.
  3. Проблемное обучение русскому языку и литературе в жанрах педагогической речи. Учебно-методическое пособие для учителей-словесников. Т. Ю. Перова. Новокузнецк МАОУ ДПО ИПК 2009.
  4. Русский язык. 6 кл.: учеб. общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С. И. Львова, В.И. Капинос и др. Дрофа, 2011. М.

Планируемые результаты:

  • личностные:положительное отношение к уроку, следование в поведении моральным и этическим нормам.
  • регулятивные УУД:определять и формулировать цель деятельности с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий, учиться обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем.
  • познавательные УУД:перерабатывать информацию для получения необходимого результат, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям.
  • коммуникативные УУД:доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи (оформлять свои мысли в устной и письменной речи, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща (организовать учебное взаимодействие в группе, ставить вопросы и искать ответы).
  • предметные:создание осмысленного связного высказывания, уместное использование изобразительно-выразительные средства языка, соблюдение нормы при письме.

Презентация – Сочинение по картине Левитана «Лесистый берег»

Слайды и текст этой презентации

Сочинение по картине Левитана «Лесистый берег»

Исаак Левитан – один из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия. Его искусство впитало горести и радости своего времени, переплавило то, чем жили люди, и воплотило творческие искания художника в лирических образах родной природы, став убедительным и полноценным выражением достижений русской пейзажной живописи.

1. Кто и когда написал картину? 2. К какому жанру живописи она относится? 3. Что на ней изображено? 4. Какие краски использует художник для выражения чувств? 5. Понравилась ли мне картина и почему?План сочинения

Исаак Ильич Левитан родился 18 (30) августа 1860 года в местечке Кибарты (ныне Кибартай, Литва). Отец его был, очевидно, довольно образованный по тогдашнему времени человек.

Ход урока

Организационный момент

Повторение. Лингвистическая разминка

Фонетический разбор слов «лесистый», «пейзаж».

Актуализация знаний

Работа по вопросам:

  • Чем описание отличается от других типов речи?
  • Что можно описывать?
  • Как называется картина, на которой изображена природа?
  • Каких художников-пейзажистов вы знаете?

Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа группы учащихся. Слово о И. И. Левитане. (Все остальные записывают основные выдержки.).

Работа над репродукцией И. И. Левитана «Лесистый берег»

Проблемное слово учителя.

Посмотрите на картину. Подберите ряд вопросов, помогающих нам проанализировать данное произведение.

Совместная работа учителя и учащихся
.
Учащиеся предлагают сои варианты вопросов и ответы.

– Кто является «героем» нашего с вами разговора на уроке?

(Лирический герой, любящий природу и способный на переживания).

– Какое впечатление производит на вас эта картина?

– Какое время года изображено на картине, время суток?

– Что мы видим на картине?

(Перечисляются образы, созданные живописцем: река, берега, деревья, небо.)

Работа в группах.

Подбор рабочего материала.

I группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Река».

II группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Берега».

III группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Деревья».

IV группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Небо».

V группа. Учащиеся работают над тем, какие краски использовал художник.

Отчет учащихся, работающих в группах. Составление плана и запись рабочего материала.

Пологий, песчаный, обрывистый, крутой, заросший растительностью…

Сосны, стройные, густые, растущие, стремящиеся вверх, стройный ряд, как стена; стоят частоколом; взирают на речку сверху вниз..

Темнеющее; подсвечивается алым краешком заходящего солнца; убаюкивающее, сонное…

Попробуйте составить связный текст, опираясь на составленный план.

Физкультминутка

Речевая подготовка

– Как иначе можно назвать художника?

Читайте также:  Крупные реки расположены в швеции

– Как иначе можно назвать картину?

(Полотно, шедевр, произведение искусства).

– Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании?

(Желтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, темно-синий, бледно-голубой, коричневый).

Обратите внимание на правописание слов: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.

Сочинение по картине И. И. Левитана «Лесистый берег»

Исаак Ильич Левитан — выдающийся мастер рус­ского пейзажа — за свою недолгую жизнь успел со­здать множество прекрасных картин. И почти все они посвящены русской природе. Мало найдётся людей, не видевших картин «Март» и «Золотая осень». Уже с 18 лет холсты художника участвуют в выставках и охотно раскупаются. Его работы хранятся в круп­нейших музеях и картинных галереях нашей страны и за рубежом. Левитана па праву называют певцом русской природы, превратившим простые мотивы в яр­кие образы России. По словам художника И. Грабаря «Он

самый большой поэт… и самый большой чародей настроения, он наделён наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьём русских мотивов в пей­заже… Смог… создать свой собственный стиль, который явился вместе с тем и стилем русского пейза­жа, по справедливости названного «левитановским». Поэтическое настроение, возникающее при просмот­ре картин, заслуга художника, сумевшего передать на своих холстах лирическую прелесть пейзажа, ме­ланхолическую задумчивость природы, свою любовь к незамеченным никем ранее уголкам русской земли. Счастье общения, близости с природой стало счастьем всей его короткой,

но насыщенной творческой жизни.

Написана картина «Лесистый берег» в 1892 году на реке Пёкша во Владимирской области, где художник вынуждено жил некоторое время, будучи высланным из Москвы. Прогуливаясь по окрестностям, он на­слаждался видами местной природы, выбирал понра­вившиеся пейзажи для своих работ. В открывшейся панораме его внимательному взгляду открылось раз­нообразие ландшафта, переход от хвойного леса на высоком берегу к реке и пологой долине. Такой нис­ходящий рельеф может символизировать саму жизнь: бурный рост, стремление вверх (растущие деревья) в начале жизни, затем скатывание вниз к старению и плавное размеренное движение во второй половине жизненного пути. Или стремление к новым идеям, к свершениям, обретение себя, нахождение своей ниши и плавное течение по волнам жизни.

Левитан предпочитал для работы предвечернее время суток, картина так и называется «Лесистый берег. Сумерки». Тон и краски картины подчёркивают сумеречное время летнего дня. Темнеющее небо слабо подсвечивается алым краешком заходящего солнца, отсвет которого подкрасил стволы выступающих из леса сосен в золотистый цвет. На линии горизонта, за лесом уходящее солнце обозначено светлым пятном на синем небосклоне.

На переднем плане картины лука небольшой ре­ки, поворачивая, устремляется вдаль. Берега у речки разные: один пологий, другой крутой, обрывистый. Так обычно бывает, во время весеннего половодья и разливов рек, из-за неровностей рельефа поднимаю­щаяся вода подмывает один берег. Оба берега реки — и крутой, и пологий — песчаные. Цвет песка на них сильно отличается: на обрыве он ярко-жёлтый, внизу почти белый. Пологий берег слегка зарос травой, но выглядит удобным для купания и рыбалки или для водопоя домашнего скота. Следов пребывания людей не наблюдается: ни следов костра, не оставленной рогатки для удочки. Значит, поблизости нет селе­нья, из которого могли прийти люди или пригнать скотину на водопой. Крутой берег неровно покрыт рас­тительностью: травой, кустарником и подрастающими деревьями. По нему к воде спуститься можно только съехав по песку, как с горки зимой. Вода в реке, как зеркало, чётко отражает часть берега, верхушки со­сен, закатное небо. Спокойной, гладкой поверхность воды становится к исходу дня. Стихает ветер, гоня­щий волну, умолкают звуки, с последними лучами заходящего солнца уходит свет, дымка опускается на землю, краски становятся гуще, приглушаются светлые тона. Вся картина дышит умиротворённостью тишины.

На высоком берегу плотной стеной, как солдат­ский строй, стоят сосны и лиственницы. Сосновый бор старый и густой, сосны и лиственницы стоят частоколом, как бы возвышаясь над рекой, взирая сверху вниз на текущую воду. Только одинокая берёз­ка на самой кромке леса изогнулась стволом, словно хочет убежать от сосен, вырваться из их плена. По краю лесного массива, вдоль обрывистого берега стоят в несколько рядов пни спиленных деревьев с вылез­шими из земли корнями. Некоторые корни как паучьи лапы висят над обрывом. Вода постепенно подмы­вала песчаный берег, добралась до леса, пришлось спилить крайние деревья, чтобы можно было пере­двигаться вдоль реки. Высохшие корни удерживают берег от полного разрушения. На переднем плане несколько пней образовали кружок и, кажется, ведут свою старческую беседу. Между пнями уже отросла зелёная трава, значит, деревья спилили уже давно. Под соснами, как известно, трава не растёт, тем более в таком густом бору. Сочетание красок сочной зелени и жёлтого песка придают яркости, выразительности картине. Глядя на пейзаж, представляется, будто дере­вья, стоящие плотной стеной, как солдаты охраняют покой протекающей речки, её берегов.

У каждого зрителя, смотрящего на картину, воз­никают свои ассоциации, рождаются фантазии, скла­дывается впечатление, но неизменными остаются вос­хищение мастерством художника И. Левитана, за­печатлевшего монументальность, глубину и красоту русской природы.

Хранится картина в Тверской областной картинной галерее.

Глоссарий:

— сочинение по картине левитана лесистый берег 6 класс

— сочинение по картине Лесистый берег

— сочинение по картине лесистый берег левитана

Источник

Публикации / Это интересно и полезно

Реки текут до тех пор, пока существуют леса

Реки текут до тех пор, пока существуют леса

Статья из новой книги Александра Усанина

«Экологически чистые источники энергии не спасут планету. Сохранить её могут лишь не затронутые деятельностью человека лесные массивы»
Алексей Тихонов

Круговорот воды и жизнь на поверхности этой планеты поддерживаются большими лесами. Одним из наиболее важных факторов, влияющих на передвижение воздушных масс в атмосфере является понижение давления в местах наибольшей конденсации влаги. Наиболее подробно этот созданный Господом механизм притяжения лесами осадков объяснён учёными Санкт-Петербургского института ядерной физики кандидатом физико-математических наук Анастасией Михайловной Макарьевой и профессором Виктором Георгиевичем Горшковым.

Водяной пар, испарившийся с поверхностей листьев, конденсируется в верхних холодных слоях атмосферы, из-за чего воздух над лесом разрежается, что создает восходящие потоки воздуха над лесом, засасывающие влажные воздушные массы со стороны океана и приносящие их на сушу. После выпадения осадков сухой воздух возвращается назад к океану через верхние слои атмосферы.

Круговорот воды на суше

На поверхности земли ветер дует туда, где происходит наибольшее испарение влаги. А оно больше всего над лесами, потому что у леса — самая большая площадь испарения на единицу площади земной поверхности благодаря большому количеству листьев.

Образно это можно объяснить так: с нескольких развешанных мокрых полотенец испарение больше, чем с одного полотенца. Океан — это одно полотенце, а лес — множество таких полотенец. Когда мы вырубаем леса и заменяем их, например, на траву — количество испаряемой влаги резко падает; сначала оно сравнивается с океаническим, а потом становится существенно меньше его, так как травы и редкие кустарники подвержены засухе.

Как результат — ветер меняет своё направление и начинает дуть с суши в сторону океана. Поэтому пустыня всегда заперта для влаги: ветер там дует всегда только лишь в сторону моря.

Испарение влаги в пустыне отсутствует

Объём ежегодного стока всех рек в мировой океан составляет около сорока трёх тысяч кубических километров. И чтобы реки не пересохли, необходимо регулярное выпадение осадков в тех же самых количествах. И именно леса, как гигантские природные насосы, обеспечивают доставку необходимой для жизни каждого из нас влаги от океана к удалённым уголкам суши.

Этот не замечаемый нами процесс, в действительности, жизненно важен для каждого. Поэтому каждому, включая детей, необходимо время понять, как работает этот божественный механизм циркуляции влаги в природе, чтобы его не нарушить.

Часть осадков формируется над самой сушей за счёт испарения с её поверхности, а примерно одна треть, или, точнее — 35 из 100 сантиметров выпадающих за год осадков приходится на испарение океана. И если бы океанская влага не проливалась на сушу дождём и не выпадала снегом — все ледники и болота, озёра и реки полностью пересохли бы менее, чем за десять лет.

Конечно же, «кухня погоды» — перемещение атмосферных фронтов, формирование циклонов, т.д. — область достаточно сложных явлений, но наиболее важный процесс переноса океанической влаги на сушу связан с лесными массивами и больше известен как «лесной биотический насос атмосферной влаги».

Чтобы понять его действие, нужно объяснить поподробней процесс транспирации — испарения воды поверхностью листьев растений. «Кровообращение» растений. Она состоит в непрерывном движении влаги по стволовым сосудам растений от корней к листьям. Скорость движения сока растений достаточно велика и составляет у травянистых растений около одного метра в час, а у высоких деревьев — до восьми метров в час.

Стволовые сосуды растений (ксилема) — это тонкие трубки диаметром от 0,01 до 0,2 миллиметра. Под действием одних только лишь капиллярных сил вода не может подняться выше трёх метров, тогда как высота некоторых деревьев достигает пятидесяти и даже ста метров.

Подъём воды от корней на такие высоты происходит благодаря благодаря силе сцепления молекул и вызван её испарением в листьях. Выражаясь научно, испарение воды в листьях приводит к обеднению листовых клеток водой, а следовательно, к повышению концентрации растворённых в ней веществ и, соответственно, к понижению водного потенциала. Поэтому вода из ксилемного сока с более высоким водным потенциалом устремляется в клетки листа через избирательно проницаемые клеточные мембраны.

Однако, по мере выхода воды из ксилемных сосудов, в столбе воды создаётся натяжение, передающееся вниз по стеблю, вплоть до корней. Оно связано со способностью молекул воды к сцеплению, или когезии. Это свойство обусловлено их полярностью (дипольным моментом), в силу которого под воздействием электростатических сил молекулы воды притягиваются друг к другу (как бы «склеиваются») и удерживаются за счёт водородных связей.

В результате когезии натяжение в сосудах ксилемы достигает такой силы, что может тянуть вверх весь столб воды. Разные оценки прочности на разрыв для столба ксилемного сока варьируются в пределах от 3000 до 30 000 кПа (то есть, от 30 до 300 атмосфер!). И, наконец, на самом последнем этапе вода стремится покинуть растение, поскольку водный потенциал окружающего воздуха на несколько десятков тысяч килопаскалей ниже, чем в самом растении. Вода покидает растение через его листья главным образом в парообразной форме.

Для превращения воды в пар нужна дополнительная энергия, называемая скрытой теплотой парообразования. Эту энергию и дают солнечные лучи, служащие в конечном итоге той силой, которая вытягивает воду из листьев растений и движет процессом транспирации на всех его этапах — от почвы к корням растений, а от корней — к стеблям и листьям.

При этом само растение использует для своей жизнедеятельности в среднем менее одного процента поглощаемой им из почвы воды, а 99% влаги проходят через растение транзитом и через испарение листьев возвращаются назад в атмосферу, чтобы призвать новый дождь. Количество воды, которое растение испаряет за сутки, в зависимости от температуры, количества света и влажности почвы, бывает довольно высоким. Подсолнечник испаряет за сутки до одного или двух литров воды, а столетний дуб — более 600 литров!

При необходимости, растения умеют различными способами удерживать внутри себя влагу и регулировать процесс испарения. Это — и сбрасывание листьев во времена засухи или сезонных похолоданий, и запасание влаги в слизистых клетках и в клеточных стенках различных частей растения, и утолщение кутикулы (воскового слоя, покрывающего эпидермис листьев и стеблей). Это так же и устьица — особые поры в эпидермисе, расположенные в листьях и отчасти в зелёных стеблях, через которые происходит газообмен и испаряется до 90% воды. Благодаря специальным замыкающим клеткам устьица могут закрываться в засушливую погоду или в ночные часы, когда прекращается фотосинтез, замедляя тем самым процесс испарения.

Но в любом случае, в густом лесу с соприкасающимися и переплетенными кронами соседних деревьев суммарная площадь поверхности листьев в десятки раз превосходит площадь земной поверхности, расположенной под лесом. Листья деревьев представляют собой испаряющую поверхность леса, в десятки раз большую испаряющей поверхности открытого океана того же размера.

Однако транспирация (испарение воды через листья) — не единственный источник испарения, формирующегося над лесом. Деревья обладают способностью аккумулировать, «перехватывать» своими кронами значительное количество атмосферной, дождевой влаги или снега, которые также вносят огромный, достигающий 30%, вклад в развиваемое лесом испарение. Это особенно характерно для северных хвойных лесов, где налипшие на деревьях снежные шубы и шапки обеспечивают поток испарения даже зимой, когда испарение воды с помощью листьев отсутствует. И благодаря этому леса даже зимой притягивают в их регион влагу в виде выпадающих новых обильных снегов.

Таким образом, ненарушенный лес способен испарять влагу практически круглогодично, причём намного интенсивнее, чем открытая поверхность океана той же температуры, приближаясь в среднем к максимально возможной величине испарения, даваемой потоком солнечной энергии. Так, максимальное испарение воды над лесом, соответствующее среднеглобальному потоку солнечной энергии, поглощённому земной поверхностью, составляет около двух метров в год, тогда как испарение с поверхности океана почти в два раза меньше — около 1,2 м/год. А если учесть, что общая листовая поверхность растений в 4 раза превосходит поверхность всей суши, то станет понятно, как испарения леса успешно конкурируют с испарениями над мировым океаном. Всё это имеет решающее значение в формировании континентального влагооборота, существующего благодаря биотическому лесному насосу.

Кроме «лесного насоса», в прибрежных районах существуют так же пассивные потоки влажных различных ветров, способные переносить влагу вглубь континента на расстояние в среднем до 600 километров.

Только благодаря им Западная Европа, практически уже лишившаяся своих естественных лесов, не подвергается засухам и опустыниванию, поскольку благодаря своему уникальному географическому положению, окружающим её внутренним и внешним морям и повсеместной близости к береговой линии, ни одна из её областей не отделена от морей расстоянием, превышающим длину затухания пассивного геофизического транспорта морской влаги.

Тогда как активный транспорт океанической влаги, обеспечивающий существование хорошо увлажнённых областей в глубине континентов, на расстоянии нескольких тысяч километров от океана — в Сибири, бассейне Амазонки или Экваториальной Африке обеспечен существованием биотического лесного насоса. А если точнее — теми атмосферными физические процессами, которые возникают над лесом вследствие испарения, а также накопления атмосферной влаги древесными кронами.

Суть их состоит в следующем. В атмосфере давление газа на любой данной высоте уравновешено весом столба газа выше этой отметки. С ростом высоты вес столба газа уменьшается и, следовательно, падает равновесное давление газа. Тот, кому приходилось подниматься в горы, знает по своему опыту: на высокогорье труднее дышать, поскольку воздух там более разрежен и кислорода в нём меньше.

Но, в отличие от остальных компонентов воздуха, водяной пар может присутствовать в нём в двух фазах: жидкой (в виде тумана и маленьких капель) и газообразной, переходя при определённых условиях в жидкое состояние и исчезая из газовой фазы. С этим явлением, называемым конденсацией, каждому из нас приходилось сталкиваться множество раз, наблюдая образование росы, оседающей в прохладные летние вечера на траве и кустарниках или других остывающих быстрее, чем воздух, предметах.

Объясняется это тем, что при понижении температуры замедляется процесс испарения воды и динамическое равновесие между её газообразной и жидкой составляющими сдвигается в сторону жидкой. Из-за уменьшения своей кинетической энергии всё меньше молекул воды стремится покинуть жидкую фазу, тогда как число возвращающихся в неё молекул водяного пара поначалу остаётся неизменным. И если в дневные часы в тёплом и сухом воздухе концентрация водяного пара была ниже своего возможного максимума, или так называемого уровня насыщенности, то теперь, достигнув стадии насыщения, водяной пар начинает быстро конденсироваться, переходя в жидкое состояние. В физике эта критическая температурная отметка получила название «точка росы».

То же самое происходит с водяным паром и при подъёме на высоту. Если бы водяной пар, подобно другим компонентам воздуха, не был конденсирующимся газом, он оставался бы в равновесии на любой высоте от Земли, и его давление понижалось бы примерно в два раза на каждые 9 км высоты. Однако мы знаем, что в земной атмосфере с высотой понижается температура воздуха — примерно на 6°С на один километр. Поэтому на высоте десяти километров, где летают современные лайнеры, температура за бортом на 60°С ниже, чем на земле. Для всех остальных находящихся в воздухе газов такое падение температуры не является критическим, но совсем по-другому обстоит дело с водяным газом.

Ведь с понижением температуры концентрация его молекул, соответствующая состоянию насыщенного пара, уменьшается вдвое на каждые 10°С. А концентрация водяного пара в воздухе не может быть выше насыщенной; потому избыток его начинает сразу же конденсироваться, исчезая из газовой фазы и переходя в жидкую. Это вызывает понижение веса водяного пара в атмосферном столбе, который уже не способен компенсировать его давление в более низких слоях атмосферы, что немедленно ведёт к возникновению направленной вверх тяги.

И именно эта сила увлекает за собой восходящие потоки водяного пара, который, возносясь в верхние слои атмосферы, также конденсируется, образуя облака и выпадая в виде дождевых или снежных осадков. То есть, выбывание пара из воздуха непрерывно пополняется восходящими потоками влаги, которые, подобно древнегреческим атлантам, поддерживают облачный покров Земли. И здесь мы вплотную подошли к сути лесного биотического насоса.

Поскольку восходящие воздушные потоки обусловлены процессами конденсации водяного пара в верхних слоях атмосферы, то очевидно, что их мощность будет тем выше, чем интенсивнее подпитывает их испарение с земной поверхности. Поэтому находящийся внизу влажный воздух будет засасываться из тех областей, где испарение меньше, — туда, где оно интенсивней! И так как испарения над ненарушенными лесными массивами превосходят испарение над океаном, то океанская влага будет закачиваться лесом всё дальше и дальше в глубь континента, компенсируя тем самым речной сток и обеспечивая круглогодичную влажность почвы на всю глубину континента.

Читайте также:  Путешествие по алтаю по реке

Но только лишь при условии, что лес доходит до береговой полосы, как это имеет место в бассейнах рек Конго и Амазонки, северных рек России, Канады — чей таёжный полог граничит с заболоченными пространствами Крайнего Севера, имеющими выход к океану. Или, по крайней мере, если лесные массивы удалены от берега на расстояние, расстояние, меньшее длины затухания пассивного геофизического транспорта.

Вырубка леса в прибрежной зоне — это «перерезание трубки» насоса, выкачивающего воду из океана, в результате чего осадки в глубине континента перестают компенсировать речной сток, почвенная влага стекает в океан, леса засыхают, и речной бассейн прекращает своё существование.

Все эти необратимые изменения могут произойти за очень короткие сроки порядка требуемых для стока всей пресной воды, накопленной в ледниках гор, в озёрах, болотах. По всей вероятности, нечто подобное произошло пятьдесят-сто тысяч лет назад в Австралии, когда её начали заселять первые люди. Естественно предположить, что пришельцы, как это всегда и бывает, осваивали в первую очередь прибрежные, наиболее удобные во всех отношениях зоны, вырубая для своих нужд леса по всей протяженности береговой линии всё дальше и дальше вглубь континента. И когда лишённая лесов полоса суши достигла длины затухания пассивных геофизических потоков — биотический насос остался отрезанным от океанской влаги и огромные австралийские леса прекратили своё существование, превратившись в огромную, протяжённостью четыре миллиона квадратных километров, пустыню.

Возможно, именно по этой причине большая часть современных пустынь граничат с океанским побережьем или морями. Их география может быть объяснена деятельностью осваивавших новые территории людей, вырубивших когда-то растущие вдоль побережья леса.

Мы уже говорили о уникальном положении Западной Европы, обеспечиваемой на почти всю её глубину пассивным притоком океанической влаги с различных сторон даже не смотря на потерю большой части лесов. Именно это обстоятельство, по-видимому, и порождает иллюзию безнаказанного перенесения практики истребления лесов в другие регионы планеты, где она может оказаться или уже оказалась смертельной: многие влажные некогда регионы планеты на наших глазах превращаются в полу-пустыни.

Впрочем, и в самой Западной Европе участились в последнее время катастрофические наводнения и засухи и пожары из-за уничтожения лесов в горных районах и серьёзного нарушения этим естественного гидрологического. Эта практика уничтожения горных лесов, увеличивающих осадки в горах, привела также к резкому сокращению горных ледников, которое ошибочно приписывается «глобальному потеплению, вызванному ростом атмосферного CO2» .

Если пустыню можно считать практически запертой для влаги, поскольку полное отсутствие испарений воды приводит здесь не к засасыванию влажного воздуха с океана на сушу, а, наоборот, выносу сухого воздуха в океан, то на искусственно орошаемых землях и пастбищах степей и саванн испарение в тёплое время года может превышать его интенсивность над океанической поверхностью.

В этот период с морей и океанов сюда поступает затухающий с расстоянием поток влажного воздуха, известный под названием «летний муссон», сезон дождей. В холодное же время года испарение над кустарниками и травостоем становится меньше океанического, а потому накопленная здесь влага «стягивается» с суши в океан, чему соответствуют засушливые зимы и ветра, дующие в сторону моря («зимний муссон»).

Поэтому, хотя растительность экосистем степного типа и поддерживает определённый запас влаги, но отсутствие сплошного лесного покрова с высоким листовым индексом не позволяет им довести испарение до уровня, при котором поток влаги с океана на сушу постоянно компенсировал бы речной сток. Полноценный биотический насос в таких экосистемах не действует, а интенсивность осадков значительно уменьшается по мере удаления от береговой линии.

Из всего этого следует важный для каждого из нас вывод: уничтожение ради коммерческой чьей-либо выгоды лесов — этого уникального создания Бога — не может быть квалифицировано иначе, как преступление против жизни на Земле, в том числе и против самого человека. Незнание законов, согласно юридическим нормам, не освобождает от наказания за их нарушение. Природа поступает с людьми точно так же, заставляя их платить самую высокую цену за своё неразумное, варварское отношение к ней. Те, кто знают о готовящемся или совершаемом преступлении не пытаются остановить преступника подлежат наказанию как соучастники. Так же и люди, которые позволяют другим разрушать экосферу — будут наказаны Природой и Богом за пассивное своё соучастие в этом.

На планете сейчас каждый год вырубается миллионов гектаров леса. При этом леса вырубаются в раз быстрее, чем происходит их естественное восстановление, которое происходит лишь на незначительной части вырубаемых территорий!

За последние 40 лет уничтожено более половины тропических влажных лесов Африки, Индонезии, Мадагаскара. Южная Америка потеряла 38%, а Западная Африка — 90% лесов, превратившись местами практически в полупустыню.

Потоки постоянных влажных ветров

Леса вырубают с коммерческой целью или же выжигают — основном, с целью обеспечения мясной промышленности новыми пастбищами или фуражным зерном. Вырубленные леса отправляются в экономически более развитые страны: около 50% — в Японию, а 40% — в США и страны Евросоюза.

Лес идёт, в первую очередь, на производство бумаги, на ежедневное производство миллиардов оказывающихся к вечеру в мусорном баке газет и рекламных проспектов (наша цивилизация — «бумажная»), а так же на производство мебели, стройматериалов, палочек для еды, и для использования в качестве дров.

Сейчас мы живём в невероятно ответственное и важное время, когда на кону — будущее нашей планеты. Если леса будут уничтожаться те ми же темпами, что и сейчас — люди скоро не смогут дышать, как сейчас, воздухом, так как достаточного количества кислорода в нём уже просто не будет. Тропические леса Южной Америки, называемые «лёгкими Земли», с каждым годом неуклонно сокращаются, а грозит экологической катастрофой планетарного масштаба, поскольку 50% всего кислорода вырабатывается лесами бассейна реки Амазонки.

Россия обладает четвертой частью всех мировых запасов лесных ресурсов, которые вырабатывают кислород только лишь в летний период. Но даже и эти леса становятся с каждым годом всё меньше. В России каждый год вырубается два миллиона гектаров леса и лишь незначительная его часть восстанавливается.

Сейчас люди пытаются сохранять разных исчезающих птиц и животных. Но сохранять их без сохранения лесов — все равно, что хранить детали от сломанной машины. Человечеству необходимы не крошечные заповедники, в два-три процента территории Земли, которые бы оберегались как памятники природы или, точнее,- как памятники природе, а работающий механизм ненарушенных экосистем.

Лес — это сложное сообщество деревьев самых различных существ: насекомых, бактерий, грибов, животных и птиц, для которых он — это и пища, и дом. Отмершие деревья стоят, падают и поедаются бактериями, грибами и насекомыми с определенной скоростью. Животные поедают кору, ветки и листья. И вся эта сложнейшая деятельность лесного сообщества направлена на поддержание максимальной устойчивости жизни на суше и, главным образом, на сохранение устойчивости круговорота воды, без которой жизнь невозможна.

Людям, которые рассматривают лес только с позиции качества его древесины, которую можно использовать в строительстве и деревообрабатывающей промышленности, естественный ненарушенный лес кажется местами гнилым и захламленным, содержащим излишнее количество мертвых упавших стволов или веток. Стремясь получить наилучшую древесину, люди разрежают деревья, очищают лес от сухостоя и подлеска, выжигают сухие ветки. Все это уменьшает испаряющую способность лесов, а так же лишает энергии, пищи и крова сложное сообщество организмов, обслуживающих лесные массивы.

Ликвидация лесного покрова в крупнейших речных бассейнах планеты за короткое время приведёт к уменьшению количества воды в реках, к возникновению засух, наводнений и пожаров, к частичному опустыниванию в прибрежной полосе и к полному — внутри континентов. Экономические потери от этого превысят во множество раз выгоду от продажи лесов. Поэтому целесообразно срочно пересмотреть лесную политику во всём мире. Прежде всего, необходимо немедленно прекратить освоение оставшихся ненарушенных лесов на всех территориях речных бассейнов, а не только на расстоянии нескольких километров вдоль крупных рек, и, в особенности, на территориях выхода лесов к берегам океанов и внутренних морей.

Необходимо начать планомерное восстановление лесного покрова на территориях, прилегающих к естественным лесам. Только на этих территориях восстановленные леса смогут устойчиво поддерживать водный режим и в дальнейшем самостоятельно расширять речной бассейн. Лесной покров может быть восстановлен на большой части в настоящее время засушливых территорий. Хороший пример в истории этому уже есть.

До середины прошлого века приазовские степи представляли собой выжженную солнцем равнину. Бесплодные территории простирались далеко на восток — за Дон, за Волгу, в уральские и казахстанские степи. Юг Украины периодически накрывали так называемые «черные» бури, которые возникают весной при сухой погоде на землях, лишенных растительности. Мощные ветры вздымали к небу на высоту до одного километра миллионы тонн пыли — мельчайших дисперсных частичек земли и переносили её на огромные расстояния.

Весной 1928 года в центральных и юго-восточных регионах Украины ветры подняли в воздух более 15 миллионов тонн ценнейшего чернозёма, в результате чего его слой за один раз уменьшился на

Единственное спасение от пыльных бурь и суховеев — посадка вокруг полей полос леса, которые не только могут защитить поля от ветровой эрозии, но и способны улучшить климат, повысить влажность и качество почв, а с этим — улучшить и урожайность растений. Об этом говорили и писали в своих трудах виднейшие русские агрономы В. Докучаев, П. Костычев, В. Вильямс, которые разработали травопольную систему земледелия: часть обрабатываемых полей засевались многолетними бобовыми и травами, чтобы земля отдохнула и, с помощью живущих в ней организмов, восстановила свою плодородную силу. В эту систему входила так же посадка защитных лесных полос по границам полей и берегам водоёмов.

Долгое время все эти идеи не находили себе применения, так как при царском правительстве земля принадлежала частным лицам, которые не находили достаточно средств или желания для осуществления их. С образованием СССР все воды и вся земля, её недра и леса стали государственной собственностью, то есть, всенародным достоянием. Базирующееся на национализации водных ресурсов советское водное законодательство создало условия для претворения в жизнь грандиозных проектов учёных. И в 1948 году И.В.Сталин подписал указ «О создании водоохранных и полезащитных лесов, внедрении травопольных севооборотов, строительстве прудов и водоемов с целью орошения пустынных земель, для обеспечения высоких устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР».

Это был не имеющий аналогов в мировой практике разработанный ведущими учеными проект, в осуществление которого включились миллионы людей. Сила этого проекта была в единой воле, комплексности и масштабности.

Впервые в истории создавались лесные полезащитные полосы, общая протяженность которых превышала 5300 километров, а ширина — 300 метров. Для этого колхозники и работники лесхозов заготовили шесть тысяч тонн семян древесных и кустарниковых пород. В составе полезащитных лесных полос главная роль отводилась долговечным породам деревьев, в особенности дубу, наряду с желтой акацией, липой, ясенем, тополем, тремя видами клёна (канадским, татарским и остролистным). В качестве кустарников высаживались малина и смородина, что позволяло привлечь птиц для борьбы с вредителями лесных насаждений.

Система государственных лесных полос дополнялась лесонасаждениями на полях колхозов и совхозов общей площадью свыше пяти миллионов гектаров, для чего хозяйствам выделялись специальные государственные кредиты. Уже к 1955 году было посажено 2280 гектаров защитных деревьев, построено 44.228 прудов и водоемов. Верховья оврагов и балок повсюду обсаживались деревьями и кустарниками, устья оврагов закреплялись плетнями и живыми изгородями. В естественных ложбинах сооружались пруды с обсадкой их деревьями. А для поддержания жизни малых рек строились запруды с водяными мельницами и электростанциями.

Кроме того, принимались особые меры по сохранению и улучшению лесных массивов, восстанавливались насаждения, уничтоженные во время войны, разрушенные парки.

Одновременно на полях колхозов и совхозов вводились травопольные севообороты, чем обеспечивалось восстановление плодородия почв.

И результаты не заставили себя долго ждать. Была достигнута стабилизация степных биоценозов. На окружённых лесополосами полях на урожайность стала достигать невиданных до этого результатов. Так, урожайность зерновых культур увеличивалась на овощных — на количество трав увеличилось в

К лучшему стал изменяться и климат. За счет повышения интенсивности местного влагооборота росло количество атмосферных осадков. На защищенных лесами полях до 80 процентов влаги впитывалось в почву*. Становилось очевидным единство леса и поля и необходимость в их едином управлении. Таким образом, концепция плана Сталина совмещала в себе задачи охраны окружающей среды и получения высоких урожаев.

(*Сноска: В качестве эксперимента в 1920 году в умирающей степи Астраханской полупустыни, преодолев огромные трудности, ученые и лесоводы заложили первые гектары леса. И лес вырос! Когда в открытой степи жара достигала 53 градуса — в тени деревьев было на 20% прохладнее, благодаря чему испарение почвы уменьшалось на 20%. Наблюдения в Бузулукском лесничестве показали, что сосна высотой 7,5 метра собирает за зиму 106 кг инея и изморози. Это значит, что даже зимою небольшая роща способна «добыть» из воздуха несколько десятков тонн влаги!)

Но этот рассчитанный до 1965 проект не был осуществлён до конца. После смерти Сталина в 1956 году он был остановлен Хрущевым, ниспровергавшем всё, что было связано с Сталиным. Именно ему мы обязаны тем, что крупнейшая в мире экологическая программа не была завершена. Многие лесополосы были вырублены, несколько тысяч прудов и водоёмов были заброшены, по указанию Хрущева были ликвидированы 570 лесозащитных станций, созданных в

В России многие вспоминают десятки гектаров виноградников, вырубленных при Горбачёве. А про сотни тысяч гектаров леса, погубленных в годы, не вспоминает никто. Забыта и травопольная система земледелия. Новые поколения агрономов и земледельцев уже даже не знают, в чем её суть, делая упор не на восстановления естественного плодородия земли, а использование химических удобрений и ядохимикатов. Как результат — огромные средства тратятся на строительство химических предприятий, транспортировку и внесение химикатов. А итоги оказались очень горькими — многие из ценных земель, чернозёмов превращены этим путем в засоленные почвы. Водоёмы отравлены. Погибли многие полезные птицы, животные и насекомые. Среди людей учащались случаи раковых заболеваний. Самое время вновь вспомнить об опыте полезащитного лесоразведения!

До сегодняшних дней дожили лишь фрагменты государственных лесозащитных полос. Однако и сейчас в засушливые годы урожайность на прикрываемых ими полях в раза выше, чем на незащищенных территориях. Опыт показывает, что вблизи лесополос мощность чернозёма увеличивается на толщину от 40 до 70 сантиметров. Уцелевшие лесополосы украшают ландшафт, дают приют маленьким разным животным и птицам.

Мы уже говорили о том, как рост технологий привёл к перепроизводству товаров. И вместо того, чтобы уменьшать производство товаров благодаря увеличению срока их службы и высвобождению времени людей для саморазвития, семьи, полезных для общества дел — производители стали понижать срок годности товаров, чтобы не снижать объёмы их производств и продажи. Как результат — экономика пошла в деструктивное, разрушающее весь этот мир русло: люди заняты производством намеренно превращаемых быстро в мусор товаров для того, чтобы постоянно покупать взамен их другие превращающиеся через короткий срок в мусор товаров. Для сохранения темпов производства мусорных недолговечных товаров (кухонной бытовой техники, автомобилей, т.д.) необходим постоянный приток всё более и более иссякающих с каждым годом ресурсов планеты — ради которых устраиваются всё более ожесточённые войны, свержения власти, т.д.

Во всех странах планеты ещё не очень давно почти возле каждой деревни был лес, который для многих поколений людей был неиссякаемым источником ягод, целебных и разных съедобных растений и трав, хвороста, кормов для домашних животных. Многие эти леса с целью увеличения пахотных площадей теперь вырублены, что уже привело к исчезновению тысяч водоёмов и рек, к понижению уровня грунтовых вод, к падению влажности почвы и воздуха, к повышению среднегодовой температуры, ухудшению климатических условий для существования растений, животных и человека. Всё это сейчас выдаётся (ошибочно или намеренно) за следствие «глобального потепления».

Уничтожая последние лёгкие нашей планеты, экономисты планируют сегодня «освоить» Сибирь и леса Амазонки, вырубая их «ради создания новых рабочих мест» и производства там новых триллионов тонн мусора.

Подобный подход ведёт человечество только в тупик. Но человек — это разумное существо. Разум направляет нас к нашему наибольшему благу.

Поэтому разумные благородные люди, и в первую очередь — служащие Богу политики должны переориентировать экономику в продуктивное, новое, несущее благополучие каждому, и в том числе будущим поколениям, русло.

Производя качественные, служащие долгие годы товары и не повышая искусственно стоимость продуктов питания, не уничтожая для этого урожаи, людей можно легко обеспечить всем, что им необходимо для жизни. Вместо борьбы за выживание в условиях мусорной экономики, их можно освободить для полезной для них и каждого деятельности, для духовного развития, для превращения нашей планеты в цветущий плодоносящий сад.

Советский опыт создания лесозащитных полос сейчас называют «созданием зелёных каркасов», его уже стали применять в некоторых странах Европы и Африки, в Китае и США. Опираясь на положительный богатый накопленный опыт, мы можем озеленить и сохранить Землю.

Это может и должно стать общим глобальным проектом, направленным на взаимодействие всех людей на Земле ради их общего блага. Экологически грамотное человечество навечно получит в свое распоряжение неограниченные водные ресурсы восстановленных речных бассейнов, сможет восстановить вновь вечное плодородие почв.

Источник

Adblock
detector