Меню

Река лугань в горловке

Фотографии Горловки

Фотографии — в основном старые, комментарии к ним — исключительно субъективные.

13/01/2014

Реки Горловки. Бассейн Лугани

Завершающий описательно-речной пост по рекам Горловки.

Бассейн Лугани на просторах нашего города (для ориентирования по современным картам) ограничен ЖД ветками Никитовка-Трудовая на Попасную и Никитовка-Байрак на Дебальцево.

Бассейн Лугани на картах Шуберта дожелезнодорожного времени.

Лугань — самая длинная река, берущая начало в Горловском горсовете. На карте Шуберта наличествует ошибка, на которую А.В.Гуров указал в своей работе еще в 1880-х годах: надпись «Б.Цыганская» проставлена у верховий Лугани. А на самом деле оная балка расположена западнее, ближе к отметке 144,2. На приведенном выше фрагменте карты эта западная балка никак не обозначена.

Кроме того, надпись «Р.Гурты» проставлена возле одного из притоков Гуртов, а сама река начинается южнее, ближе к Могиле Бабикова.

Коротко: длина около 198 км; площадь бассейна около 3740 кв. км; бассейн: Северский Донец / Дон / Азовское море; место истока: вблизи ЖД станции Байрак Горловского горсовета Донецкой области; высота истока 296 м над уровнем моря; координаты истока: N 48° 18′ 59″ E 38° 07′ 22″; место устья: юго-западнее посёлка Станица Луганская Луганской области; высота устья 36 м над уровнем моря; координаты устья: N 48° 37′ 42″ E 39° 28′ 19″; уклон реки: 1.31 м/км; притоки в пределах Горловского горсовета: Балка Цыганская (л), Гурты, Лазовая (обе — п); протекает по населенным пунктам: Горловка (Восточный, Байрак), Новолуганское, Светлодарск, Луганское, Мироновский, Мироновка, Красный пахарь, Троицкое, Калиново, . Красный Луч. Луганск.

Исток Лугани неподалёку от станции Байрак. Фото Валерия Гикавого.

Лугань — самая длинная река, начинающаяся в Горловке. Исток — родники вблизи железнодорожной насыпи на запад от станции Байрак. В пределах Горловского горсовета река не велика, но в среднем и нижнем течении ширина ее доходит до 10-20 м. По нашим местным меркам это большущая река.

Лугань, протекающая по поселку Байрак, — просто большой ручей. Фото пользователя A.Bondarenko

Вид со старого отвала на один из прудов в верхнем течении Лугани (Любительский ставок). Фото Михаила Кулишова.

Следует отметить, что Государев Байрак — старейшее из поселений на территории современной Горловки возникло именно на берегу Лугани. Чтобы там не рассказывали нонешние руководители отдельных сёл.

Пойма Лугани в районе Чапаевского ставка. Фото A.Bondarenko.

Выше по течению (за пределами Горловки) Лугань зарегулирована рядом крупных (по местным масштабам) водоемов. Углегорское водохранилище, называемое в народе Водобудом, самое крупное из них, и оно частично расположено на границе города. То есть как бы нашенское.

Ковыль на берегу Водобуда. Фото IgorMu3 .

А вот со стороны Светлодарска и Углегорской ТЭС Водобуд выглядит вполне себе таким степным морем.

Вид на Светлодарск — город энергетиков. Фото IgorMu3 .
Светлодарск со стороны водохранилища. Фото Alex5551.

И далее замечательный вид на ночную Углегорскую ТЭС с отражением в зеркале водохранилища.

Фото Vano1980.

Устье Лугани расположено на юго-запад от Станицы Луганской в Луганской же области. Но это уже слишком далеко от Горловки и не есть темой нашей заметки.

Балка Цыганская

Левый приток Лугани. Река длиною менее 4 км. Протекает через урочище Цыганский лес и, казалось бы, должна быть рекой не слишком загаженной. Даже в книжке «Малые реки города Горловки. » ее причислили к разряду малозагрязненных рек. Но, пардон, в Цыганку попадает вода с отвалов Калининской ЦОФ и из отстойника фабрики. Есть у реки также несколько притоков, один из которых огибает отвал ЦОФ с противоположной от леса стороны и тоже вбирает в себя отнюдь не райские росы. Другой приток принимает стоки шахты Калинина. Так что не может эта река быть чистой по определению.

Фото пользователя A.Bondarenko.

Гурты (Балка Гурты)

Хотя даже на картах Шуберта перед названием реки не поставлен префикс «Б.», речку иногда называют балкой.

Это правый приток Лугани. Река начинает свой бег в живописном урочище Большой Лес. Хотя какой там может быть «Большой» лес в Донбассе? Протяженность Гуртов более 6 км. Раньше, до того как образовалось Углегорское водохранилище, река была подлиннее. Но разлив Водобуда отрезал от Гуртов более километра длины.

Гуртянский залив Водобуда. Фото Yura Octavian

На реке расположен одноименный поселок и Яловый пруд, очень уютный и популярный среди местных жителей. Привожу пару симпатичных фото Ялового от пользователя Yulika.

Гурты — типично степная река, окруженная зеленью только в своих верховьях.

Мостик через Гурты в среднем течении реки. Фото пользователя Verter .

Лозовая обойдена составителями книжки «Малые реки города Горловки. » и не включена в их список Горловских рек. Но протекает она через поселок Молочный, который относится к Горловскому горсовету, поэтому мы включаем ее в свой перечень.

Источник

Загадка Лугани(III).

Когда изучаешь историю по учебникам, по мемуарам, по художественным произведениям и фильмам, она предстает в одном свете .А когда историю восстанавливаешь по тому, что оставили нам наша предки, в виде домов, заводских цехов того времени, остаткам грандиозных сооружений, то история наша предстает совершенно в ином свете.

В последнее время экран заполонило огромное количество фильмов, описывающих наше прошлое время. Но как там все это представлено? Отдельными странными личностями. С их сугубо мелкимим телодвижениями .Матильда, Распутин. Если и покзывают императоров ил империатриц, то сугубо в их обывательской жизни. Если показывают Екатерину, то львиная доля этого показа посвящена ее любовникам. Всю прошедшую историю упрощают до уровня мелких человеческих пороков.

В конце лета прошлого года произошло частичное разрушение шестого шлюза, который находиться чуть ниже города Донецк в Ростовской области. И вот эта авария высветила некоторые вещи, очень примечательные вещи. Высветила то, как эти шлюзы проектировались, а затем и строились.

Это шестой шлюз. Полюбуйтесь на эту красоту, на это грандиозное сооружение. Которое строилось лопатами, кирками и заступами. Строилось из материалов и по технологиям столетней давности. И простояло сто лет.
Села по берегу Донца стоят приблизительно с равным шагом — расстоянием между ними. .Расстояние между селами лежит приблизительно в диапазоне десяти километров. Плюс — минус километр. Двигаясь вверх от шестого шлюза, первый населеннй пункт на берегу — это поселок Северный. Потом идет Поповка, потом Большой Суходол. Потом Давыдо Никольское, за ним Куржиловка и, в нашем случае, последнее — это село Пархоменко.

После того как произощел прорыв плотины, уровень воды в Донце резко упал, в среднем до трех метров. Но уровень понижался весьма интересным образом. Возле Северного, Поповки и до Большого Суходола, падение этого уровня не было критичным. Он там тоже понизился, но если бы на Донце было бы судоходство, то суда могли там ходить.

Резкое влияние от понижения уровня начало ощущуаться начиная от Большого Суходола и выше по течению. В Давыдо -Никольском острова превратились в полуострова, частично обнажились мели .В районе Кружиловки во многих местах на средине русла начали образовываться песчаные острова. Так все происходило до самого села Пархоменко .А выше Пархоменко особых изменений в русле не было. Прорыв плотины оказал влияние только на не очнеь большом пространстве длиной в пару десятков километров.

Этот пример говорит о том, что подьем воды, связанный с шлюзовой плотиной имел ограниченное влияние на протяженности. Но какое? Шлюзы были спроектированы и построены так, что предыдущий шлюз, подымая уровень воды в реке, захватывал не следующий выше по течению, а захватывал через следующий. Иными словами, если бы разрушился пятый шлюз, то судоходство в Донце не остановилось бы. Достаточный уровень для судоходства обеспечивал четвертый шлюз. Уровень глубин между шестым и четвертым шлюзом позволил бы ходить судам. Если бы прорвало пятый, то уровень поддерживл третий и так далее.

Читайте также:  Отдел полиции черная речка

Иными словами, для обеспечения судоходства на Донце вполне хватило бы и трех шлюзов! Но построили шесть. Для двойной подстраховки!

Донецкая шлюзовая система золотой памятник нашей прошлой истории. Памятник квалификации царских инженеров, царских пректировшиков и рабочих , которые ее строили. И плоды их деятельности ни в чем не уступают всему тому, что было построено после них. А это сейчас кому то не нравиться. Потому что наша сегодняшняя жизнь одноразовая. Одноразовая во всем. В домах, производствах, изделиях. И поэтому сйчас вот такую страницу нашей прошлой истории затирают. Затирают ударными темпами. И возникает вполне законный вопрос? А такие ли мы сейчас, как и наши предки? Осталась ли сейчас преемственость с теми поколениями?

Вспомним как царских инженеров показывал советский кинематограф. Инженер из фильма Хождение по мукам. Никчема,
никакой, измученный жизнью и торгующий спичками. Отталкивыающий персонах .В других местах инженер — это щеголь с пухлыми ручками, кторые ничего в жизни не сделали. И который посматривает свысока на все его окружение.

Если исходить из того анализа, связанного с понижением уровня воды, при авариии, то на том протяжении от шестого шлюза до того места, в районе Станицы Луганской, где намечалсось строительство последнего шлюза, вполне бы хватило и двух шлюзов. Они как раз и вписываются в тот промежуток. Даже с учетом двойной подстраховки. .Двух шлюзов вполне бы хватило для судоходства по Донцу. Но наметили строительство трех. Третий шлюз специально был предназначен для обеспечения судоходства по Лугани.

«В 1874 году, на Таганрогском съезде углепромышленников было указано на необходимость улучшения Донца, в целях дешевой перевозки к морю больших количеств каменного угля. В том же году, представитель Министерства государственного имущества, командированный в Донецкий бассейн, признал необходимым особое содействие со стороны Правительства к скорейшему осуществлению правильного судоходства по Донцу. Далее, на съездах горнопромышленников много раз дебатировался вопрос о необходимости улучшения реки Донца. На XIX съезде был сделан о том очень обстоятельный доклад, и с тех пор ежегодно съезды постановляли ходатайствовать преред Министерством путей сообщения об улучшении этой реки.
Углепромышленники обращались в Министерство путей сообщения с ходатайством об улучшении Донца и помимо съезда горнопромышленников. Так, например, в делах Министерства путей сообщения имеется прошение углепромышленника Евграфа Ивановича Рыковскова, поданное в 1894 году, в котором он указывает, что утвержденный в том году Донской речной комитет ходатайствует о передаче в его ведение казенной землечерпальницы, карчевниц и другого инвентаря. По мнению г. Рыковскова такая передача была бы крайнею несправедливостью относительно Донца, так как на Дон потрачено государством много средств, а на Донец ничего, а между тем Донец, так же как и Дон, представляет путь государственной важности, и при том с огромными задатками угольной, а с нею и всех видов огнедействующей промышленности.
В заключении своего прошения Рыковсков просит поставить на р. Донец казенную землечерпательницу для углубления нижнего течения Донца до его копей (шахт – автор), находящихся в 60 верстах от устья.
Такое же прошение было подано им главному инспектору водяных сообщений в мае того же года.
В 1894 году вопрос об улучшении реки Донца обсуждался в Ростовском отделении Общества для содействия русской промышленности и торговли, которое представило в комитет Общества записку о необходимости приведения русла р. Сев. Донца в судоходное состояние и об учреждении для этой реки речного комитета, по образцу утвержденного Донского речного комитета. В этой записке, между прочим, указывалось, что восточная часть бассейна на всем огромном пространстве между Козлово-Воронежской железной дорогой и Северским Донцом, шириною до 200 верст, не имеет никаких путей сообщения, что служит неодолимым препятствием развитию горной промышленности вообще и каменноугольной в частности, а между тем стесненное положение угольного рынка в портах Азовского и Черного морей и на Дону требует открытия новых производств. На возмещение расходов по осуществлению проекта предлагалось установить попудный сбор с грузов в 0,4 копейки.
Эту записку отделения Комитета Общества для содействия русской промышленности и торговли комитет препроводил в Министерство путей сообщения с пояснением , что вполне разделяет изложенное в записке мнение и покорнейше просит о скорейшем приведении русла р. Северного Донца в судоходное состояние, а так же от образовании речного комитета.
В том же 1894 году Горный департамент вошел в сношение с Министерством путей сообщения по тому же вопросу, находя, что ходатайства углепромышленников об улучшении Донца заслуживают полного внимания и поддержки. При этом указывалось, что XVIII съезд горнопромышленников Юга России ходатайствовал перед Правительством о скорейшем осуществлении улучшения Северного Донца по проекту инженера Реевского, инспектора судоходства на Дону. При осуществлении хотя бы этого проекта, вдоль Донца возникнут крупные каменноугольные предприятия, так как в местах которые находятся в районе улучшения пути, известны залежи разных сортов угля, в том числе коксового и, следовательно, вслед за угольною промышленностью будет развиваться и металлургическая, которая оживит и обогатит восточную часть бассейна, так же, как она обогатила западную ее часть. Упомянутый съезд изъявил готовность уплатить по 0,5 коп. с пуда на возмещение расходов Правительства.
Об улучшении Донца от Луганской станицы до устья было возбуждено ходатайство XV съездом горнопромышленников, но отклонено Министерством финансов в августе 1891 года, потому, что такая мера, требуя значительных средств от казны, не оказала бы существенной пользы для Северо-Донецких копей, уголь которых все же не мог бы конкурировать с антрацитом Грушевских копей; стоимость доставки последнего в Мариуполь составляет 2,09 – 3,36 к. с пуда, тогда как перевозка угля из Луганского района, сначала по Луганской ветви, а затем водою до Мариуполя обошлась бы 2,28 – 2,75 коп. с пуда. Но, по мнению комиссии, образованной при

Министерстве Земледелия и Государственных Имуществ для рассмотрения этого вопроса, в приведенных расчетах не приняты во внимание меньшая стоимость самого угля Донецких копей, сравнительно с грушевским антрацитом, то обстоятельство, что последний не везде применим там, где применяется курной уголь. К этому можно было бы добавить, что есть много мест в Донецком бассейне, от которых перевозка к водному пути по железнодорожным ветвям, принятая в расчет Министерством финансов и главным образом влиявшая на увеличение стоимости доставки угля, могла быть избегнута.
В 1894 году управляющий горною и соляною частями Области Войска донского подал министру Путей Сообщения записку, в которой изложил желательность осуществления хотя бы того улучшения р. Донца, которое предположено по проекту инженера Реевского.

Мотивы необходимости улучшения реки, изложенные в этой записке, те же, что и в вышеприведенных ходатайствах. В конце записки управляющий горною и соляною частями Области Войска Донского просит с ранней весны 1895 года поставить на Донец землечерпательницы и о таком распоряжении уведомить его, чтобы он мог поставить в известность о сем углепромышленников и тем дать им возможность ныне же развить добывную способность рудников, не опасаясь за сплав добытого и сложенного ими минерального топлива на берегах р. Донца.
В 1895 году Горный Департамент препроводил в Министерство путей сообщения ходатайство XIX съезда горнопромышленников юга России об улучшении р. Донца, доводя вместе с тем до сведения названного Министерства, что незначительные землечерпательные работы, предпринятые на Донце дали уже толчок угольной промышленности и в 1894 году угля вывезено по реке уже около одного миллиона пудов и 600 тысяч пудов осталось за спадом воды, а между тем до этого времени по реке сплавлялось только от 200 до 800 тысяч пудов этого груза. Если бы углепромышленники были уверены, что и впредь будут производиться работы по улучшению русла р. Донца, то они усилили бы добычу угля для весеннего сплава
Министерство путей сообщения всегда очень отзывчиво относилось к нуждам Донецкой промышленности, но за неимением на то достаточных ассигнований, не могло оказать более или менее существенной поддержки, что видно также из ответа названного министерства Министерству государственного имущества по поводу вышеупомянутого сношения Горного департамента. В этом ответе, между прочим, говорится, что осуществление проекта улучшения р. Северного Донца, представленного в Министерство путей сообщения правлением МОПС (проект инженера Реевского), требует расхода 284000 рублей. За невозможностью до сего времени получить ассигнование столь значительной суммы из средств государственного казначейства на полное удовлетворение нужд Северного Донца,

Читайте также:  Место ставки алаша хана было обнаружено у реки жангабыл

Министерство путей сообщения, по смете 1895 года, испросило необходимые средства на заготовку для нижней части реки специального землечерпательного каравана, коим и предполагается оказать помощь судоходству до приступа к капитальным работам.
В 1896 году Горный департамент снова входит в сношение с Министерством путей сообщения об очистке устья Северного Донца, вследствие постановления ХХ съезда горнопромышленников.
После того как оказалось, что землечерпанием и регулированием нельзя достигнуть значительного улучшения реки Северного Донца, съезды горнопромышленников ходатайствовали о шлюзовании его, повторяя эти ходатайства на каждом съезде. Горный департамент поддерживал все ходатайства и в 1903 году уведомил Министерство путей сообщения, что XXVII съезд горнопромышленников постановил возбудить ходатайство о скорейшем ассигновании сумм на осуществление проекта шлюзования Северного Донца от станции Гундоровской до устья. В это время проект этот уже был составлен Министерством путей сообщения. Упомянутое ходатайство об улучшении Донца связывалось с ходатайством об улучшении Ростовского порта для широкого вывоза минерального топлива за границу и возбуждено было Ростовским городским головой. Ходатайство было рассмотрено в особой комиссии при Горном департаменте и признано заслуживающим полного удовлетворения. Министр земледелия и государственного имущества также признавал необходимость шлюзования Северного Донца и обратился к Министерству путей сообщения с «просьбой не отказывать в благоприятном разрешении приведенного ходатайства XXVII съездом горнопромышленников Юга России».
Составленный проект шлюзования сначала в Техническом совещании при Управлении внутренних водных путей сообщения подвергся некоторым изменениям в техническом отношении, а затем в начале осени 1903 года поступил на рассмотрение Комитета Управления внутренних водных путей и шоссейных дорог. В Комитете было решено поставить шлюзование Донца в связь с улучшением Дона и разработать так же вопрос об улучшении последнего.
Работа эта была поручена инженеру-гидротехнику Нестору Платоновичу Пузыревскому, и в настоящее время уже исполнена и рассмотрена Комитетом Управления внутренних водных путей и шоссейных дорог. Теперь проект шлюзования Донца может быть уже предствален на утверждение Государственного Совета. Советом ХХХ Съезда горнопромышленников юга России было принято постановление:
«1. О соединенном водном пути между реками Днепром и Северным Донцом.
В следствие телеграфного ходатайства Совета Съезда горнопромышленников юга России от 27 июня с.г. (1906 год – автор) на имя г. Министра Путей Сообщения о производстве в текущем году исследования для устройства соединительного пути между реками Днепром и Северным Донцом.
Управление внутренних водных путей уведомило Совет Съезда, что хотя осуществление названного соединительного пути, по мнению Министерства Путей Сообщения, встретило бы очень большие трудности, тем не менее, для всестороннего выяснения экономической стороны этого предприятия Министерство предполагает произвести изыскание по намеченным инженером Пузыревским направлениям в ближайшем времени, когда, за удовлетворением более настоятельных потребностей, представится возможным отчислить на означенные исследования потребную сумму».
Соединительный водный путь между Днепром и Северским Донцом не построили, но идею такого строительства не забыли.» http://dongeosociety.ru/shipping/

Вот частичный план современного Луганска. Обратите внимание на промежуток плана между железной дорогой и руслом Лугани. Расположение улиц, их направление хаотично. Это та часть Луганска, которая застраивалась в первую очередь Во времена стрительства литейного завода. Выше, севернее, Камброд. Распложение улиц то же изяществом не обладает. Камброд вообще всегда был отдельным местом в Луганске, начиная от момента слияния его с поселком Луганский завод.

Источник



Лугань

Лугань (Луганская область)

Blue 0080ff pog.svg

Blue pog.svg

Лугань (Луганка [ источник не указан 156 дней ] ) — река в Донецкой [1] и Луганской [2] областях Украины, правый приток Северского Донца (бассейн Дона).

Содержание

  • 1 География
    • 1.1 Населённые пункты
    • 1.2 Притоки
  • 2 История
  • 3 Галерея
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

География

Лугань берёт начало на территории города Горловки, у железнодорожной насыпи в районе станции Байрак, и протекает по Донецкой [1] и Луганской [2] областям (восток Украины). Является правым притоком реки Северский Донец, относится к бассейну реки Дон. Длина реки Лугани 198 км, площадь бассейна 3740 км². В верховьях расположено два водохранилища — Углегорское и Мироновское.

Населённые пункты

  • Троицкое
  • Калиново
  • Первомайск
  • Кировск
  • Березовское
  • Голубовское
  • Дачное
  • Фрунзе
  • Пахалевка
  • Петровеньки
  • Хорошее
  • Зимогорье
  • Новодачное
  • Суходол
  • Красный Луч
  • Замостье
  • Говоруха
  • Новосёловка
  • Сабовка
  • Александровск
  • Тепличное
  • Луганск (устье на Северском Донце в городской черте)

Притоки

  • Левые: Картамыш, Камышеваха (устье между посёлками Голубовское и Березовское), Ореховая.
  • Правые: Карапулька, Скелевая, Санжаровка, Ломоватка, Камышеваха (устье в селе Петровеньки), Лозовая, Белая, Ольховка.

История

В честь реки назван город Луганск. На реке, в месте пересечения её чумацким шляхом, идущим из Бахмута, в конце 16 века запорожскими казаками было основано селение Каменный Брод, где жили казаки-бродники. В 1795 году по указу Екатерины II возле этого селения Карлом Гаскойном был основан Луганский литейный завод, который фактически дал начало развития городу Луганску.

Река протекает по самому старому району города Луганска — Каменному Броду. В 1985 году половодье реки затопило пойму и близлежащую местность, отрезав жителей Каменнобродского района от остальных районов города.

Галерея

Река Лугань.jpg

Mist over a river in Luhansk.jpg

Luganka River.JPG

RekavLuganske.jpg

Примечания

  1. 12 Отдельные районы контролируются непризнанной Донецкой Народной Республикой
  2. 12 Отдельные районы контролируются непризнанной Луганской Народной Республикой

Ссылки

  • Лугань — статья из Большой советской энциклопедии.
  • Лугань на сайте ХайВей
  • Лугань на территории Горловки (недоступная ссылка)
  • прав.приток Сажновский Донец
  • прав.приток Липовый Донец
  • Белгород
  • Белгородское вдхр.
  • Маслова Пристань
  • лев.приток Нежеголь
  • лев.приток Волчья
  • Печенежское водохранилище
  • Старый Салтов
  • Печенеги
  • лев.приток Великий Бурлук
  • Кочеток
  • Чугуев
  • прав.приток Уды
  • Эсхар
  • Зидьки
  • Змиёв
  • Счастливое
  • Андреевка
  • Савинцы
  • прав.приток Берека
  • канал Днепр — Донбасс
  • Изюм
  • лев.приток Оскол
  • Святогорск
  • Яровая
  • Донецкое
  • Райгородок
  • канал Северский Донец — Донбасс
  • прав.приток Казённый Торец
  • Шипиловка
  • лев. приток Красная
  • Кременная
  • Приволье
  • Рубежное
  • лев.приток Боровая
  • Лисичанск
  • Северодонецк
  • Нижнее
  • Славяносербск
  • лев.приток Айдар
  • Счастье
  • прав. приток Лугань
  • Луганск
  • Станица Луганская
  • Северо-Гундоровский
  • Северный
  • лев.приток Деркул
  • Донецк
  • прав. приток Большая Каменка
  • Каменск-Шахтинский
  • лев.приток Глубокая
  • Калитвенская
  • Коксовый
  • Белая Калитва
  • лев.приток Калитва
  • Синегорский
  • Краснодонецкая
  • лев.приток Быстрая
  • Усть-Быстрянская
  • Нижнекундрюченская
  • прав.приток Кундрючья
  • Усть-Донецкий
  • прав.рукав гирлаСухой Донец

Что такое wiki2.info Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. wiki2.info является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

  • Рубрикация
  • Избранные списки
  • Порталы
  • Текущие события
  • Статьи года

Источник

МАЛЫЕ РЕКИ ГОРОДА ГОРЛОВКА

Для решения проблемы обеспечения региона водой в 50-тые годы был построен канал Северский Донец – Донбасс (протяженностью 131,6 км мощностью 43 м3\с), проходящий через Горловку и практически полностью снабжающий его водой. Разведанные запасы подземных вод в Донецкой области составляют свыше 900 млн. м3 в год и из них только 200 млн. м3 пресные.

Город Горловка находится на западных отрогах Донецкого кряжа. Относительные высоты над уровнем моря — 250-300 м. В сравнении с другими городами региона Горловка один из самых “высотных” городов. Этот фактор является главным в распределении водных потоков на территории города. Однако определяющее значение имеет то, что город размещен на горном разломе Донецкого Кряжа центрального района Донбасса. В этом его уникальность. Это водораздел малых рек Бахмут, Лугань, Крынки, Кривой Торец. В связи с этим именно здесь находятся истоки многих рек и речушек, которые затем, набирая силу, текут по территории нашего региона. Часть рек текут на запад, север и юго-восток и являются притоками Северского Донца (основной реки Донбасса протяженность, которой 1053 км, из них 96 км по Донецкой области), часть на юго-восток, становясь притоками Крынки или других рек.

Читайте также:  Снять домик в горном алтае у реки

В городе Горловка берут начало и протекают по его территории 29 малых рек и речушек. Из них 8 длина которых превышает 10 км и 21 длина которых менее 10 км. Притоки реки Бахмут в районе поселков Зайцево и Гольмовский называют Ярами, а притоки рек Кривой Торец, Лугань, Корсунь и Гурты называют Балками.

Река Лугань — Самая большая и наиболее известная малая река в городе Горловка Лугань правый приток Северского Донца большая часть которой протекает по Луганской области. Речка полностью зарегулирована двумя водохранилищами Углегорским и

Мироновским. Исток реки — родники в поселке Байрак вблизи железнодорожной насыпи заподнее ж\д станции Байрак. Притоками в черте города являются речка Гурты и Балка Цыганская. Протяженность реки Лугань 198 км. Ширина ее русла в верховьях 1-1,5 м, в среднем течении 10-20 м.

Речка Гурты — Первый правый приток Лугани, протекающая по обноименной балке Гурты. Ее длина — 8,1 км. Исток — в урочище Большой лес, рядом с Углегорским шоссе. Вдоль реке Гурты также расположен одноименный поселок.

В речку Гурты впадает правый приток (Балка) название которого не установлено.

Балка Цыганская — Балка (маленькая речка), впадающая в р. Лугань. Исток — родник вблизи железнодорожной насыпи станции Байрак.

Промышленные стоки от предприятий г. Горловки в указанные речки не поступают. Загрязнения могут попадать только от населенных пунктов и в результате сельскохозяйственной деятельности.

Река Бахмут – (Название татарского происхождения. Возмож-

но от названия обитания здесь степных лошадей — бахматов. До XIII века называлась Салница). Вторая по длине река, правый приток Северского Донца длиной 88 км., площадь бассейна 1680 км2. Исток практически не определен и находится в районе заболочен ного участка на северо-западе от терриконов шахты им. Румянцева, рядом с хутором Нефедовка. В черте города речка протекает через села Зайцево, Бахмутка,

Николаевка. В километре от истока на правом склоне имеются родники с примесью нефтепродуктов, источником которых, очевидно является бывшая Никитовская нефтебаза. В связи с этим на реке были построены сооружения по улавливанию нефтепродуктов. В настоящее время предприятие по обеспечению нефтепродуктами расформировано, очистные сооружения запушены и не выполняют своих функций. На сегодняшний день это источник загрязнения речной воды остаточным количеством нефтепродуктов, вымываемых из почвы.

Притоки реки Бахмут в Горловке: Балка Жованная, Балка Белая, Балка Житный Яр, Балка Сухой Яр.

Балка Белая — (в народе Белая водокачка) находится на границе поселков Никитовка и Зайцево. Пруд Белая водокачка имеет самую высокую дамбу в городе.

Балка Широкий Яр — промзагрязнения в эту балку не поступают.

Балка Жованная – (левый приток) в эту балку попадают сбросы от Майорских хозфекальных очистных сооружений.

На речке имеется пруд Жованский. Ранее здесь располагалсядетский оздоровительный лагерь, но в настоящее время он ликвидирован, а территория и сооружения переданы ОАО «Концерн Стирол». В настоящее время здесь располагается база отдыха

для сотрудников этого предприятия.

Балка Житный Яр — в эту балку поступают шахтные стоки после очистки и прудовосветлителей шахты им. Румянцева. Ранее на правом берегу этой балки располагалось Никитовское предприятие по обеспечению нефтепродуктами.

Балка Сухой Яр — в эту балку попадают стоки после биохимических очистных сооружений Никитовского доломитного завода (НДЗ) ныне переданные горводоканалу. Стоки в течение ряда последних лет не соответствуют установленным санитарным требованиям по азоту аммонийному, бактериологическим показателям.

Река Корсунь – (С татарского «Кара су» — черная вода или поток Дегея). Правый приток реки Крынка берет начало из небольшого пруда, питаемого родниками, в Калиниском районе на северо- востоке микрорайона “Солнечный” в близи дачных участков. Длина реки — 25 км, ширина русла в среднем течении 3-5 м. На берегах р. Корсунь в 1868 году была заложена старейшая в Донбассе шахта “Кочегарка”, которая в настоящее время закрыта.

Балка Рассоховатая – Берет начало в районе поселков Шмидта Октябрьский. (Рассоха – слитие или разветвление реки). Ее длинна около 12 км и является притоком речки Корсунь. В Балку Рассоховатую сбрасываются хозбытовые стоки этого поселка и стоки от

ОАО «Концерн Стирол” (после прохождения через биохимические очистные сооружения), а также шахтные сточные воды от шахты им. Гаевого.

Река Садки – Берет начало из озера в лесу на юго-востоке от

поселка Кандратьевка неподалеку от Каютино, в котором существуют водотоки являющиеся истоками реки Садки. Свое название получила от садов расположенных по берегам реки. Практически вся речка находится в Енакиевском районе, однако в нее впадают воды из Горловских Балок вместе со стоками от промпредприятий.

Протяженность реки 19 км.

Речка Поклонка – Берет начало в Поклонском лесу недалеко на юго-восток от станции Байрак. Является правым притоком реки Садки протяженностью более 4 км. Протекает по балке Поклонская. Ранее в нее попадали стоки детского тубсанатория. Сейчас он

переведен в другое место, поэтому сток ликвидирован. В настоящее время выглядит как небольшой ручей.

Балка Хотня – (в некоторых источниках Хатняя) Берет начало в Воробьевском лесу. Следующий правый приток впадающий в Садки.

В реку Кривой Торец, которая находится с запода за пределами

города Горловки, впадают следующие балки: речка Железная, Бал-

ка Железная, Балка Батманка и Скелевая.

Железная – (В некоторых источниках Балка Железнянка) Протяжонность около 16 км, берет начало в районе Никитовского ртутного комбината. Принимает стоки после отстойников закрытой шахты 2-БИС Никитовского ртутного комбината, а также сбросы

после совместного шламонакопителя шахты им. Гагарина и им.Изотова. В нее впадают Балка Шумы и Балка Блюма. Имеется еще ряд балок название которых не установлено.

Балка Шумы – Впадает с правой стороны в Железную, огибая породный отвал ЦОФ “Никитовская” и шахты Изотова. В значительной степени загрязнена ливневыми стоками с породных отвалов.

Балка Блюма – Начинается с родников и пруда в районе микро-

Балка Железная – (Название связано с обнаружение железной

руды). Длина реки 18 км, шириной до 5 м, принимает воды из Балок: Соломенная, Скатоватая, Широкая. Берет начало недалеко от микрорайона «Солнечный» с заподной стороны от железной дороги. В эту балку попадают шахтные сточные воды шахт им. Ленина и “Комсомолец”, кает через парк им. Горького и поселок шахты им. Ленина, а устье недалеко от ж/м “Строитель”. В эту речку попадают ливнестоки с

поселка Рудуч. По берегам этой балки имеются скопления бытового мусора и садово-огородные земельные участки.

Балка Скотоватая — В нее вливается сток после шламоотстойника фильтровальной станции № 1, принимающей городские ливневые стоки, а также ливнесток от фабрики трикотажного полотна, а также воды после промывки фильтров.

Балка Широкая — Самая чистая в г. Горловка. В бассейне этой балки нет промпредприятий. Берет начало в поселке Озеряновка. В районе одноименного поселка Широкая Балка находится Горловское водохранилище.

Балка Лебяжья – (Лелечка) Впадает в Широкую балку.

Балка Батманка – (С татарского «батат», «батан» — река текущая среди болот и низин). Приток реки Кривой Торец длиной 9,6 км. Исток речушки находится в районе села Михайловка на северо-западе.

Балка Скелевая – Исток в поселке Пантелеймоновка. В неесбрасываются стоки после очистных сооружений КП “Жилкомхоз”,а также стоки пгт. Пантелеймоновка и стоки от промывной железнодорожной станции г. Ясиноватая.

Источник

Adblock
detector