Меню

Река боровица соликамский район

Безопасное поведение на воде

Фото новости

МКУ «Управление гражданской защиты Соликамского городского округа» информирует, купаться следует только в оборудованных местах массового отдыха горожан у воды — на лодочной станции «Нептун», в устье реки Боровица (район Боровая), на Клестовском пруду и берегу реки Кама в п. Тюлькино, где с 15 июня организована работа спасательных постов. По статистике, на оборудованных пляжах в течение последних нескольких лет в Пермском крае не зарегистрировано ни одного случая гибели людей на воде.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ

1. Не входите в воду в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголь блокирует нормальную деятельность головного мозга.

2. В воде следует находиться не более 10-15 минут. При переохлаждении тела могут возникнуть судороги.

3. Не подплывайте близко к идущим катерам и судам.

4. Опасно прыгать или нырять в воду в неизвестном месте — можно удариться головой о грунт, корягу, сваю и т.п., сломать шейные позвонки, потерять сознание и погибнуть.

5. Не оставляйте возле воды детей без присмотра. Они могут оступиться, упасть, захлебнуться водой или попасть в яму.

Во всех случаях, когда во время отдыха на водоеме рядом с вами оказался серьезно пострадавший или больной человек, после оказания ему первой помощи, необходимо принять все доступные меры для вызова бригады скорой медицинской помощи.

В случае возникновения происшествий на воде звоните по телефону вызова экстренных служб — 112.

Источник

Соликамск и район.

Происхождение,история заселения и др.

Germany
Сообщений: 2969
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 1165

Что и где можно посмотреть.

1.Из истории города и края. Стр.1,,7,8,12,13,14.
2.Ревизские сказки,метрические,писцовые книги,перепись населения.
Стр.1,2,3,4,5
3.Достопримечательности города и района. Стр.3,5,6,7,10,12.
4.Известные соликамцы и выдающиеся личности,сыгравшие в жизни города большую роль. Стр.1,3,5,6,7,8,9,10,11,12,13.
5.Развитие солеварения. Стр.1,8

6.Артемий Бабинов и Бабиновская дорога. Стр.6,8,12,13,14
7.Известные люди о Соликамске. Стр.14,15
8.Соликамск в живописи и литературе. Стр.15,16.

Germany
Сообщений: 2969
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 1165

1678 год: Перепись князя Ф. Бельского — вотчины Строгановых в Соликамском уезде.

Список с Соликамских переписных книг перепищика кн. Бельского из
провинциальной Соликамской канцелярии баронов Строгановых 1735 г.

Выражаем огромную благодарность Владимиру Колегову — человеку, предоставившему материалы переписи и оказавшему неоценимую помощь в ее переводе со старорусского.

Публикуется впервые. Перевод завершен, в разделе представлен полный текст рукописи. подлинник: ГАПК, фонд 597, опись 1, дело 22

Вступительная часть списка переписи Прошедшаго 1735 году Маия 4 дня в

правинцыальную Соли Камскои Канцелярию господ Баронов Строгановых

стряпчеи Осип Кожевников доношением объявил —

Господ де Ево от прикащыков ему объявлено, что сысканы в Сибири

убеглые из вотчин Господ Ево многие крестьяне, и к делам требуется на

них крепостеи, а понеже за давностию и за другими в здешней правинцыи

случающымися такими ж по делам справками оных подлинных крепостей в

Сибирь отослать невозможно, того ради те крепости, а имянно выпись с

отказных на Обвенские и Инвенские и Косвенские станы 1700 году книг,

да списки с книг же данные Господам ево за справами два с переписи

7186 и 7187 годов на теж станы и на старинные вотчины, да с переписи

7155 году, да с отказных книг на вотчины родственников Господ ево Федора

Петрова сына, Данила Иванова сына Строгановых 7191 году выпись

объявил он Кожевников при оном доношении и притом просил дабы для

вышеобъявленной в Сибирь посылки со оных книг дать ему копии за

И по Ея Императорскаго Величества Указу, по определению Соли Камскои

в Правинциалной Канцелярии из оных книг со списка Соли Камскои с

переписных книг перепищыка Князь Федора Бельского 187 году копия,

справя со оным списком за закрепою при сем дана.

Федор Швецов

Октября 31 дня 1735 году.

подлинник: ГАПК, фонд 597, опись 1, дело 22.

перевод со старорусского: О. Белоглазова и В. Колегов.

Germany
Сообщений: 2969
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 1165

Памятники архитектуры и объекты культурного наследия Пермского края.

Соликамский район

Банк общественный Черкасова

Конец XIX – начало XX в.

Соликамск, ул. Всеобуча, д. 86

Дом жилой Лапина

Соликамск, ул. Заречная, д. 72

Церковь Жен Мироносиц

Ул. 20-летия Победы, д. 71

Ул. 20-летия Победы, д. 89

Особняк солепромышленника Дубинина

Ул. 20-летия Победы, д. 92

Ул. 20-летия Победы, д. 94

Ул. 20-летия Победы, д. 108

Особняк солепромышленника Румянцева

Ул. 20-летия Победы, д. 114

Ул. 20-летия Победы, д. 122

Ул. 20-летия Победы, д. 126

Кинотеатр им. А.М. Горького

Ул. 20-летия Победы, д. 127

Ул. 20-летия Победы, д. 144

1892 г., архитектор А.Б. Турчевич

Ул. 20-летия Победы, д. 173б

Дом рабочих электростанции

Ул. Набережная, д. 89

Ул. Набережная, д. 90

Часовня Св. Ап. Петра и Павла

Ул. Набережная, д. 93а

Ул. Набережная, д. 97

Ул. Набережная, д. 116

Ул. Революции, д. 55

Ул. Революции, д. 57

Ул. Революции, д. 61

Ул. Революции, д. 65/105

Склад казенный винный (корпус № 1 и 2)

Ул. Советская, д. 58

Ул. Ульянова, д. 49

Дом жилой с магазином

Ул. Ульянова, д. 56

Ул. Ульянова, д. 60

Дворец культуры завода «Урал»

Ул. Черняховского, д. 20

Дом, где жил художник М.П. Богоявленский

Г. Соликамск, ул. К. Либкнехта, д. 3

Здание управления 1-го Соликамского калийного комбината, где работали инженеры П.И. Преображенский, А.С. Ленчук

1934 г., 1934-1937 гг., 1934-1941 гг.

Здание управления магниевого завода, где работали инженеры С.П. Соляков, К.И. Цигель

Могила Н.П. Рязанцева

Братское кладбище советских воинов

Памятник В.И. Ленину

1963 г., скульптор И.И. Бродский, архитектор Р.А. Зернин

Г. Соликамск, пл. ДК им. Ленина

Памятник В.И. Ленину

Г. Соликамск, центр (сквер)

Соликамск, город

Лом., род., рус., VII-IX вв., X-XIV вв., XV-XIX вв.

Г. Соликамск, центральная часть, на берегах р. Усолка.

Территория памятника расположена в границах исторического культурного слоя, которые проходят: с юга – по ул. 20 лет Победы (левый берег р. Усолки), далее граница проходит по ул. Всеобуча до ул. Калийная, далее – по ул. Калийная до ул. Советская, далее – по ул. Кузнецова до ул. 20 лет Победы и далее по ул. 20 лет Победы до ул. Уральская; с востока – по ул. Уральская через р. Усолка, до ул. Заречная; с севера – по ул. Заречная, пересекает автостраду на Боровск и ул. Революции, с запада – через р. Усолка по ул. Коминтерна.

Памятник включает кварталы: 29 (юж.часть), 37-40 (исключая запад.угол), 48-56, 65-68, 69 (исключая запад.часть), 70 (исключая южн.часть), 82 (исключая восточн.часть)

Верх-Боровая I, стоянка

Бр.в., II тыс. до н.э.

Д. Осокино, в 10 км к северо-западу, бывш.д. Верх-Боровая, в 1 км к юго-западу, в урочище Маршалово, правый берег р. Боровица

Верх-Боровское I, поселение

Д. Осокино, в 9 км к северо-западу, бывшая д. Верх-Боровая, центральная и западная части, прибрежная полоса, правый берег р. Боровица

Верх-Боровской I, могильник

Д. Осокино, в 10 км к северо-западу, бывшая д. Верх-Боровая, в 0,9-1,1 км к северо-западу, в урочище «Малая Поляна», правый берег р. Боровица

Верх-Боровской II (Сердуг), могильник

Д. Осокино, в 8 км к северо-западу, бывшая д. Верх-Боровая, в 4-4,3 км к северо-востоку, в урочище «Котельный Взвоз» («Котельничи»), правый берег р. Сердуг

Верхнее Мошево I, селище

Род., рус., XII-XVII вв.

Д. Верхнее Мошево, в северо-западной части, левый берег р. Мошевица

Верхнее Мошево II, селище

Рус., XVI-XVIII вв.

Д. Верхнее Мошево, примыкает к северо-западной окраине деревни, левый берег р. Мошевица

Городище I, поселение

Центральная часть с. Городище, между школой, зданием сельской администрации, столовой и церковью

Городище II, поселение

Род., рус., X-XIV вв., XVII-XVIII вв.

С. Городище, в 0,6-0,7 км к западу-северо-западу, на месте бывшей д. Малое Городище, на уступе береговой террасы, правый берег р. Усолка

Городищенское I, городище

400-500 м к западу-юго-западу от с. Городище, между ним и бывшей д. Малое Городище, на уступе коренного правого берега р. Усолка. На 2/3 уничтожено карьером

Жуланова I, селище

Д. Жуланова, примыкает к юго-восточной окраине

Заполесье I, могильник

Средневек., VIII-X в.

Д. Чашкино, в 1 км к юго-западу, берег Чашкинского озера

Заполесье I, стоянка

Д. Чашкино, в 0,7 км к югу

Заполесье I, поселение

Мез., лом., род., X-VI тыс. до н.э., VIII-XIII вв.

Д. Чашкино, в 1,3 км к юго-западу, западный и юго-западный склоны пологого высокого холма, восточный берег Чашкинского озера; правый берег р. Посельский

Затон I, стоянка

Неол., бр.в., IV-II тыс. до н.э.

П. Затон, в 0,6 км к западу, правый берег р. Мошевица

Затон II, стоянка

Бр.в., III-II тыс. до н.э.

П. Затон, в 0,3-0,4 км к юго-западу, правый берег р. Мошевица

Затон III, стоянка

Бр.в., III-II тыс. до н.э.

В 400-500 м к югу от р.п. Затон, правый берег р. Мошевицы

Затон IV, стоянка

Бр.в., III-II тыс. до н.э.

1000 м к югу от р.п. Затон, правый берег р. Мошевицы

Командировка Чертеж I, поселение

Энеол., лом., III тыс. до н.э., VII-IX вв.

П. Чертеж, в 2 км к юго-западу, пристань Боровск г. Соликамска, в 0,9-1,1 км к северу, левый берег р. Боровица

Клепикова I, поселение

Нов.вр., XVII-XIX вв.

Д. Жуланова, в 3 км к северу; бывш. д. Клепикова, в 0,25 км к северо-западу

Косолапово I, поселение

Нов.вр., XVII-XIX вв.

Д. Кокорино, в 1 км к юго-западу, бывшая д. Косолапово, центр

Пеняхино I, селище

Д. Татарская, в 3,7 км к северо-востоку, бывш.д. Пеняхино, в 0,7 км к северо-востоку

Плехово I, городище

П. Чертеж, в 3 км к северо-западу, бывш.д.Плехово, в 1,5 км к северо-западу, неподалеку от устья р. Боровица

Плехово I, селище

П. Чертеж, в 2 км к западу, на месте бывш.д. Плехово, правый берег р. Боровица

Рассолы I, селище

Род., рус., X-XIII, XVII-XVIII вв.

Д. Осокино, в 7 км к северо-западу, бывш. д. Верх-Боровая, в 2 км к востоку, правый берег р. Боровица

Семинское поле I, селище

С. Татарское, в 4 км к юго-востоку, бывш. д. Тюлино, в 0,2 км к юго-востоку

Татарское I, селище

Нов.вр., XVII-XIX вв.

Д. Татарская, в 0,5 км к северо-востоку

Тетерино I, городище

Д. Тетерино, в 0,4 км к северо-востоку, в урочище «Городищенский лог», правый беерг р. Кама

Чашкино I, селище

500-600 м к юго-западу от д. Чашкино, на высоком восточном берегу оз. Чашкинского

Чашкино II, селище

Лом., VIII-XIII вв.

2500 м к югу от д. Чашкино, на краю высокой террасы правого берега оз. Чашкинского, в ур. Содом

Чашкинское озеро VI, поселение

Неол., V-IV тыс. до н.э.

г. Березники, пригородная зона, ж/д подъезд «9-й км», в 4,2 км к северо-западу, восточный берег р. Кама

Эсперово I, городище
Ан., род., VIII-VI вв. до н.э., X-XIV вв. н.э.

Д. Тетерино, в 1,1 км к северо-востоку, в урочище «Эсперово» («Эксперово»), правый берег р. Кама.

Germany
Сообщений: 2969
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 1165

Соликамская крепость, пережившая несколько нападений сибирских татар и вогулов,не пережила пожар в 17 веке. Крепость располагалась на небольшом холме, близ берега Усолки, несколько южнее автостанции и центрального архитектурного ансамбля.
На месте сгоревших деревянных церквей был возведён характерный для Соликамска тройной ансамбль из летней, зимней церквей и колокольни.

Читайте также:  Река пясина красноярский край

Троицкий собор

Соликамск, ул. Набережная, 99

Свято-Троицкий собор был заложен в 1684 году по благословению Вятского епископа Ионы на средства соликамцев. По преданию, ввиду отсутствия средств строители обратились к царской семье с просьбой оказать денежное вспомоществование из казны. По указу соправителей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны в 1688 году «из Новгородского приказа в Приказ большой казны велено: соликамскому земскому старосте Дмитрию Емельянову с товарищами и мирским людям дать великих государей жалованье на строение соборной церкви двести рублей из тамошних таможенных и кабацких доходов». По тем временам, когда изба стоила менее рубля, сумма была немалая, ее хватило на достройку храма и на его убранство.

В память о царском жаловании в специальное углубление в южной стене Троицкого храма был вставлен круглый изразец с изображением государственного герба — двуглавого орла, на западном фасаде выложили из кирпича рельефную корону. В настоящее время можно увидеть только корону, изразец был уничтожен после февральской революции 1917 года как символ царской власти.

Престолов в Свято-Троицком соборе было три: главный, во имя Святой Троицы, освящен 28 июня 1697 года, южный, во имя Иоанна Предтечи, освящен в 1689 году, и западный, во имя святителя Николая, —17 июля 1693 года. В храме находился образ святителя Николая Чудотворца в складном киоте, пожалованный городу Иваном Грозным. Образ этот был в особом почтении у соликамцев, и перед ним всегда горела неугасимая свеча. К стенам Троицкого собора подступала торговая площадь, а в подклете храма и под его крыльцами, в десяти «палатках» с отдельными выходами были устроены склады для хранения купеческих товаров, сдававшиеся в аренду. Рядом с собором находилась торговая площадь с гостиными дворами и деревянными торговыми палатками.

Троицкий собор (1684—1697) — исключительно богато декорированный. Каменное кружево Троицкого собора производит необычайно сильное впечатление, но еще интереснее грандиозные крыльца, ведущие ко входом в собор.
Замечательны по архитектуре теремные крыльца, ведущие в собор, увенчанные конусообразными шпилями и небольшими куполами. Они также украшены жучковым орнаментом, декоративными бочками, кувшинообразными опорными столбами и подвесными гирьками между сдвоенными арками.

Устроенные на три схода крыльца подчеркивали центральное место собора в ансамбле города. Замечателен жучковый орнамент — «прорезная» кирпичная кладка в виде буквы «Ж», поставленной в один ряд. Этот орнамент стал своеобразной визитной карточкой памятников архитектуры Соликамска, он повторяется в карнизах храмов, в колоннах, в оформлении крылец.
В настоящее время в Троицком соборе размещается выставочный зал отдела истории краеведческого музея и открыта экспозиция «Девятая пятница», рассказывающая о главном местном празднике Соликамска.

Germany
Сообщений: 2969
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 1165

Богоявленская церковь

Соликамск, ул. Набережная, 93а

Богоявленская церковь в Соликамске – одна из самых интересных и красивых церквей Пермского края. Она замыкает архитектурный ансамбль Соборной площади и придает ему логическую завершенность.
Богоявленская церковь занимает особое место в центральном архитектурном ансамбле.

Строилась она в 1687-1695 годах в стиле московского барокко. Фасады украшены богатейшей каменной резьбой, настолько виртуозной, что она успешно соперничает с резьбой по дереву и кости.
Вокруг всего храма идёт пояс из архитектурных украшений, а под ними — двойной ряд поливных изразцов местного производства, украшенных причудливыми цветами и птицами. Присутствует и характерный для соликамской архитектуры «жучковый» орнамент.
Спаренные полуколонки размещены в простенках между окнами. Килевидные кокошники окон украшены каменными снежинками.

“Богоявленка – невеста, красавица”.

Церковь пятиглавая, с колокольней, на которой ранее было установлено 16 колоколов. В XVIII веке по желанию солепромышленника Ростовщикова колокольня церкви была надстроена на три яруса для установки башенных часов.
В 1938 году в связи с просадкой фундамента надстройка была разобрана, и в 1944 году был сделан деревянный шатер. С 1961 года церковь передана музею.

В церкви сохранилось великолепное собрание икон XVII-XVIII веков и деревянный резной пятиярусный иконостас.

В настоящее время в Богоявленской церкви располагаются экспозиция и выставки Музея древнерусского искусства.
В экспозиции представлена икона Николая Чудотворца, по преданию посланная соликамцам царем Иваном Грозным в ответ на их просьбу о выделении войска для охраны от вражеских набегов.

Germany
Сообщений: 2969
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 1165

Соборная колокольня («на Платах»)

сооружение высотой около 60 метров, действительно стоящее над кубовидной палатой. Построена уже в начале XVIII века (1709), и считается «падающей башней» (отклонение достигает двух метров).

По высоте башня колокольни делится на три яруса, украшенные архитектурными деталями — окошками-впадинами, волнистыми лучами и крестообразными нишами. Детали эти ярко раскрашены.

В конце 1920-х годов подклет использовался для содержания зеков, частью — присланных на строительство калийного комбината, частью — следовавших по этапу на Вишеру.
Поскольку одновременно с получением разрешения на возведение Соборной колокольни у соликамцев возникла потребность в строительстве здания городового магистрата — выборного органа городского управления — архитектор решил совместить два проекта в одном сооружении.

(Здесь слева направо: крыльцо Троицкого собора, колокольня, Крестовоздвиженский собор).

Крестовоздвиженский (зимний) собор в Соликамске.
Находится в Соликамске по адресу: улица Всеобуча, дом 65.

Храм расположен в историческом центре города и входит в ансамбль церквей, примыкающих к торговой площади города. Он расположен к северу от Троицкого, центрального городского собора, и стоящих рядом Рождественской церкви и колокольни.

При этом Троицкий собор располагается на возвышении, а Крестовоздвиженский — под горой, у берега реки Усолки. Эта разница ещё более подчеркивается относительно приземистыми пропорциями Крестовоздвиженского собора, что связано с его назначением — он был центральным тёплым храмом города.

Интерьер собора в 2014 году. Левый придел.

Храм расположен на подклете, в котором был устроен винный подвал и «палатки для складки купеческих товаров».
Выходы из них были прямо на Усолку, для удобства разгрузки судов, которыми эти товары доставлялись.
До 90-х годов в храме располагался пивзавод(!)

Здание в 1950-е годы. Пивзавод.

Germany
Сообщений: 2969
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 1165

Церковь жён Мироносиц (1776-1780 гг.). Адрес: ул. 20 Лет Победы, 49 а

Построена на старом соликамском кладбище на средства
солепромышленника Суровцева. В 1786 году он был там погребён.

Строил церковь и вёл столярные работы и сделал иконостас мещанин Иван Горбовский с детьми. Иконы написаны мещанином Петром Казанцевым с участием пономаря Семёна Белозёрского и мещанина Ивана Швецова.

Кирпичная церковь с декором в духе уральского барокко.
Односветный четверик, завершённый небольшой главкой, с пятигранным алтарём, трапезной и восьмигранной колокольней с ярусным завершением. Была приписана к собору. В 1929 закрыта, венчания сломаны, использовалась под жильё, хозяйственные нужды. В 2000 возвращена верующим.

От кладбища ничего не осталось, да и сама церковь лишилась колокольни.Городское кладбище, на котором стоял храм, срыто и застроено жилыми домами.
Храм в настоящее время действует.
Небольшая кладбищенская церковь располагалась на восточной окраине города, неподалеку от женского Преображенского монастыря.

В настоящее время — бывшая окраина практически центр города и мимо церкви проходит одна из основных магистралей города улица 20 лет Победы.

Germany
Сообщений: 2969
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 1165

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Адрес: Соликамск, Красноармейская улица, 40

История возникновения Введенской церкви достаточно стандартна для 17 века.
Вдова одного богатого купца решила «отречься от мира и в монастырском уединении окончить жизнь свою». Она дала Богу обещание построить в Соликамске каменный храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и при нем женский монастырь. Муж ее, Федор Матвеевич Щепоткин, принадлежал к торговому сословию Москвы, занимался торговлей и солеварением в Соликамске, и по смерти своей оставил значительное состояние. Так, в 1683 году «на иждивение» вдовы Евдокии Никифоровны Щепоткиной, основан в Соликамске женский монастырь.

В 1683 году Евдокия Щепоткина обратилась к архиепископу Вятскому и Великопермскому Ионе за благословением. 22 марта 1683 года Иона дал благословенную грамоту: «Построить в Богохранимом граде у Соли Камские храм каменный во имя Введения Пресвятыя Богородицы. Церкви быти трех сажен, в тое меру и построити, а о алтари и высоте тоя церкви учинити по чертежу, смотря по длине, и верх бы был на той церкви не шатровый, но плоской крестной, и все то церковное здание строити по пригожеству». И далее повелел «на то церковное каменное строение кирпич и известь и всякие припасы готовить и рвы копать и подошву крепить и на сваи и на монастырское здание лес ронить».

На восточной окраине Соликамска начались работы по возведению каменной Введенской церкви. Храм был предназначен для зимнего богослужения: выкладывались толстые стены, сделаны небольшие оконные проемы, сбиты две печи. Замечательно то, что верх на этой церкви, согласно смыслу грамоты архиепископа Ионы, сооружен не шатровый, а плоский на четыре ската, тогда как в других церквах современной постройки крыши сферически-куполообразные.

Церковь кубовидная, приземистая, с небольшой трапезной, трехчастной алтарной апсидой и одной луковичной главой. Глава крыта лемехом «по старине» — осиновыми плашками, рубленными топором, схожими по виду с чешуей. Такой глава предстает и в наши дни.

Декоративное убранство стен Введенской церкви скромное, но оригинальное. Стены внизу гладкие, окна без наличников, только под карнизом устроены закомары и широкий декоративный пояс. Специалисты отмечали, что мастерам-каменщикам удалось достичь «впечатления нежности кружевного узора при однообразии мотива».

Освятили Введенскую церковь 7 декабря 1713 года. Отчего на 30 лет затянулось строительство, неизвестно. Можно предположить, что не хватило вдовьих средств, поскольку одновременно и с размахом стали возводить каменную летнюю Преображенскую церковь, чтобы возведение женского монастыря было завершенным и полным.
В устройстве храма деятельное участие принимал воевода И.И. Нарышкин. Он организовал сбор пожертвований среди торговых людей и солепромышленников, сам вложил часть своих средств.

В Преображенском женском монастыре, где Введенская церковь играла роль зимнего храма, монахинь в лучшие годы было около шестидесяти.
С течением времени число их сократилось, а выплаты из казны прекратились. Но монастырь продолжал безбедно жить за счет принадлежавших ему мельницы и покосных угодий. Однако, при составлении штатов в 1765 году, по указу Екатерины II, монастырь был упразднен, монахини переведены в г.Уфу.

Введенская церковь в связи с тем обращена в приходскую.
Приход ее был незначителен — в него входили в основном рабочие сользаводов, их семьи и крестьяне нескольких деревень. Всего прихожан было около 500 человек, причем на постоянной службе не бывало и 40 из них.
В начале XIX века побывавший в этом храме В.Н. Берх поделился впечатлением: «Введенская церковь мала и убога». Пожертвования и сборы были невелики. Тем не менее, раз в 5-10 лет храм белили, ремонтировали крышу. Изредка подновляли иконостас.

В 1928 году церковь закрыли, присвоив ей статус памятника архитектуры союзного значения, как и парной ей Преображенской церкви.
Статус не произвел должного впечатления, и в начале 1933 году с Введенской церкви сняли главу, а внутреннее убранство растащили, с этого года ее использовали под рабочее общежитие.

Читайте также:  Застольная где тропа за рекой запорошена

В 1937 году, по оценке состояния соликамских памятников архитектуры архитектором-реставратором Комитета по охране памятников старины Любимовым, горисполкомом принято решение передать Введенскую церковь музею. Последний не успел ее освоить, поскольку с началом войны в здании разместилась столярная мастерская артели «Кама».

В феврале 1942 года постановлением президиума горсовета церковь была передана эвакуированному в Соликамск Камышинскому аэросанному училищу, позднее преобразованному в танковое. Для въезда в здание в стене был пробит большой проем.

Введенская церковь в 40-е годы ХХ века
Когда училище выехало, во Введенской церкви устроили пимокатный завод.
В 1953-56 годах церковь реставрировали под руководством архитектора Ф.М. Тольцинера. Восстановили главу в первозданном виде, покрытие также сделали из лемеха.
В дальнейшем еще несколько организаций-арендаторов сменили друг друга. В 1980-х годах некоторое время в здании был кинопрокат, после того — реставрационный участок.
Наконец, с 1990-х годов Введенская церковь вновь передана верующим.

Протодиакон Антоний Скорлупин: «С момента передачи здания верующим в 1991 году храм в богослужебных целях не использовался.
В 2010 году настоятель храма протоиерей Игорь Семенко положил начало реставрационным работам. Стены заново оштукатурены как изнутри, так и снаружи, полностью заменена электрическая проводка, возведён новый деревянный иконостас, оборудован алтарь, сооружены новые деревянные полы, заменены оконные рамы, стены храма покрыты росписью и фресками.
Денежные средства на реконструкцию храма выделялись как из частных пожертвований, так и из средств прихода.
5 августа 2011 года храм вновь освящён, совершена первая Божественная литургия после закрытия в 1933 году. В настоящее время зимний храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Соликамска используется в богослужебных целях, по своему прямому назначению.»

Преображенская церковьАдрес: ул. 20 лет Победы, 40, Соликамск
Действующий православный храм в городе Соликамск Пермского края. Главная церковь бывшего Преображенского женского монастыря. Памятник архитектуры XVII в.Архитектурные стили:Узорочье, Уральский.

Несмотря на простоту конструкции, Преображенская церковь выделяется своей приземистостью и неповторимой шатровой колокольней, которая напоминает лучшие образцы русской архитектуры 16 века.

Преображенский монастырь был основан в 1683 г. Средства для строительства монастырских храмов выделила вдова солевого фабриканта Фёдора Щепоткина — Евдокия Никифоровна Щепоткина.
Преображенская церковь окончательно построена была лишь в 1690 г. Это было связано с тем, что между заказчицей и исполнителем возникли конфликты, основанные на недовольстве по качеству выполнения работ.

Монастырь был упразднен в ходе Екатерининских реформ в 1764 г.
После переведения монастыря в Уфу в 1765 г., оба храма монастыря (Преображенский и Введенский) стали приходскими.
В храмах этого прихода служил до революции диакон Василий Воскресенский, убиенный в 1918 году и прославленный Русской Православной Церковью в лике мучеников в 2000 году.
Преображенская церковь одна из самых красивых церквей Соликамска.
Спасо-Преображенская церковь является действующим храмом.

Germany
Сообщений: 2969
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 1165

Сейчас трудно себе представить, а ведь когда-то не было электричества, центрального отопления и газоснабжения. От этого в России появился обычай строить не один, а два храма вместе. Один летний, а другой — зимний. Один – просторный и более роскошный, а другой – всегда маленький, приземистый, с малыми оконцами, чтобы меньше тратить дров на отопление.

Один из таких комплексов в Соликамске – Спасо-Архангельский архитектурный ансамбль из двух церквей. Раньше в него входили четыре сооружения: Спасская летняя и Архангельская зимняя церкви, отдельно стоящая шестиярусная колокольня и часовня на могиле убиенных в XVI веке при вогульском набеге защитников города.

Деревянные укрепления и стоявшие здесь ранее храмы были уничтожены пожаром в 1672 году. В это время город переживал период экономического подъёма, поэтому на месте сгоревшего города были воздвигнуты кирпичные храмы.
Спасская и Архангельская церкви расположены в историческом центре города в месте, где в древности располагался деревянный городской кремль, в пределах которого были деревянные же храмы. К моменту строительства кирпичных храмов центр города уже сместился к востоку и располагался в районе Троицкого собора. Особенность рельефа города в том, что он располагался на склоне, спускающемся к реке Усолке, поэтому даже городской кремль находился не на возвышенности, а на склоне, но между двух оврагов, прорезавший этот холм. В настоящее время эти овраги сгладились и малозаметны. Во время постройки эти церкви видимо играли существенную роль в облике города, но в настоящее время их обзор сильно затруднён современной застройкой.
Первым в 1689—1691 годах был выстроен летний Спасский храм, строительство его велось одновременно с Троицким собором и Богоявленской церковью.

Архангельская церковь первоначально была деревянной, двухэтажной. Находилась на территории соликамской крепости. Сгорела в 1672 году и была восстановлена на том же месте и снова из дерева.
Просуществовав несколько десятилетий, новая деревянная Архангельская церковь снова сгорела дотла 11 января 1712 года среди бела дня. Согласно летописи, «в нощи той было с небеси знамение над горелою церковию подобно свету, яко кругу с лучами». Что это было за явление, науке неизвестно. Прихожане истолковали знамение в пользу строительства каменного храма, спешно собрали средства и в том же 1712 году заложили новую Архангельскую церковь.

Спасская летняя церковь была заложена 27 мая 1689 года. Точной даты освящения Спасской церкви нет. По некоторым сведениям, предполагается 1691 год, но вряд ли темпы строительства были настолько скорыми.
В новом храме устроили два придела – во имя Иоанна Богослова и Симеона Столпника. После очередного пожара 1743 года придел оставили один – Иоанновский.

Стены Спасской церкви чрезмерно декорированы лекальным и тесаным кирпичом. (Северный портал)

Замечательны резные столбы, явный отголосок деревянного зодчества, разделяющие алтарные полукружия. Сложные по рисунку, со спиральными валиками, шаровидными частями и уступчатыми цилиндрами, они составляют основное декоративное богатство храма.

На множестве арочных окон треугольные — внизу и килевидные — вверху кокошники с фигурными наличниками.

Спасская церковь некогда была в особом почтении у горожан.
Сложилось это еще во времена существования крепости и деревянного храма. По свидетельству соликамского летописца: «В 1656 году в городе свирепствовала какая-то повальная болезнь. Жители прибегали к Богу с молитвами, особенно Нерукотворенному образу Спасову и положили обет каждый воскресный день совершать крестный ход к башне, где был образ Спасителя. И болезнь отступила». Соликамцы свято выполняли свой обет. Этот обычай соблюдался до начала XIX века.

Архангельская церковь создавалась как зимний храм прихода Спасской церкви. Тёплая церковь Михаила Архангела расположена в непосредственной близости от Спасской.
Адрес: Улица 1-го мая № 45.

Она была построена в 1725 года, и по своей архитектуре значительно отличается от своего старшего брата.
Храм – характерный образец культового здания XVIII века, состоящий из алтаря, куба и трапезной. Рядом с церковь была возведена отдельно стоящая 30 метровая колокольня, с которой открывался красивый вид на Соборную площадь.
Архитектурная простота Архангельской церкви объясняется как назначением храма, так и нежеланием зодчего оттягивать красоту Спасской церкви.
Этот архитектурный прием во многом перекликается с ансамблем Крестовоздвиженского и Свято-Троицкого собора: та же отдельно стоящая колокольня, простая архитектурная форма зимнего храма и красивый летний храм. Архангельская церковь – одна из самых скромных церквей Соликамска, несущая ауру трех столетий.
Долгое время здесь располагался городской Архив.

Храмовый комплекс. Церкви Спаса Нерукотворного Образа и Михаила Архангела

Обе церкви-сестры в Соликамске были закрыты одними из первых – в 1929 году. Их разграбили, поглумились над архитектурой и, в конце концов, передали в ведение НКВД. Что было дальше – я думаю, вы догадались.
Ожили Архангельская и Спасская церкви в 70-х годах.

Germany
Сообщений: 2969
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 1165

Воскресенская церковь. Адрес: Ул. Набережная, 90

Воскресенская церковь открывает центральный архитектурный ансамбль Соликамска, находясь — чуть впереди — между Троицким собором и Соборной колокольней.
Издавна, с XVI века, на этом месте стояли деревянные храмы — Успенская и Рождественская церкви, они были уничтожаемы пожаром пять раз, спасать удавалось только утварь и иконы. Последнюю деревянную Рождественскую церковь возвели в 1688-90 гг.
Однако в 1711 году она опять сгорела. Устав от пожаров, прихожане решили не скупиться, а построить храм из кирпича. Тем более что к тому времени почти все церкви Соликамска были каменными. Вместо двух отдельно стоящих храмов замыслили поставить один и устроить большой придел.
Если нижняя часть храма характерна для архитектуры Урала конца 17 – начала 18 столетия, то верх – уже характерен для середины 18 столетия. Такая дисгармоничность способствовала утере единого архитектурно стиля и необходимости дальнейшей переделки храма.

Современный вид.

Декор Рождественского придела перекликается с убранством Троицкого и Крестовоздвиженского соборов, Богоявленской церкви. В строгих наличниках позднего летнего храма видны новые веяния в архитектуре послепетровского времени. Стены его венчались широкими полукружиями с окнами-люкарнами.
Колокольня с пятью колоколами возвышалась над торговой площадью. Вся церковь находилась на высоком подклете, служившем для складки купеческих товаров.
В Воскресенской церкви было немало древних образов, украшенных серебряными окладами с самоцветными камнями и золотыми венцами. Один из венцов — к иконе Премудрости Слова Божия — был пожертвован в 1692 году боярыней Е.П. Нарышкиной, матерью тогдашнего соликамского воеводы. В церкви находился замечательный образ мученицы Параскевы, особенно чтимый соликамцами и окрестными жителями, которые в праздник Девятой пятницы приходили на поклонение ему из дальних мест Соликамского и Чердынского уездов. В числе церковной утвари был позолоченный крест с одиннадцатью частицами святых мощей. Интерьер церкви украшали деревянные скульптуры.
Являясь одним из значительных соликамских храмов, Воскресенская церковь имела большое количество прихожан. В основном это были местные купцы и те, кто следовали в Сибирь и обратно. После падения значимости Бабиновской дороги и статуса города происходит отток купцов из Соликамска. Приход пустеет, и в середине 19 века храм приписывают к Троицкому собору.

В 1918 году в Соликамске провозгласили Советскую власть. Началась борьба с религией, постепенно — один за другим — храмы в городе закрывались. В конце 1920-х годов была разогнана и община верующих Воскресенской церкви.
Еще раньше власти «пограбили» ее богатую утварь, переплавили серебряные изделия, прибрали самоцветы. Деревянная скульптура была вывезена в Пермь и выставлена в художественной галерее, где она находится и поныне. Наиболее известен среди нее «Сидящий Христос», отмеченный А.В. Луначарским в 1928 году как «замечательное художественное произведение»: «Сидящий Христос не столько задумчивый, сколько как бы далеко ушедший от мира, старающийся все перетерпеть».
После закрытия церкви в конце 20-х годов XX века иконостас был утрачен, в 1934 году разобраны купола и колокольня церкви; и в здании была организована ватная фабрика. Также в церкви располагалась фабрика по пошиву обуви.

В настоящее время в здании находятся Выставочный зал и Отдел фондов Соликамского краеведческого музея.

Germany
Сообщений: 2969
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 1165

Идём по улице Набережной, до революции носившей имя Спасской, сохранилось довольно много старинных домов.

Читайте также:  Василий шишков угрюм река читать

Останавливаемся ещё раз у ансамбля мужского монастыря, когда-то прикрывавшего южный фланг города.

Соликамский Свято-Троицкий мужской монастырь ул. Демьяна Бедного, 25, Соликамск.

Соликамский мужской монастырь под именем Вознесенского возник межу 1589 и 1591 годами. Основали его посадские люди и уездные крестьяне. Этот монастырь просуществовал дольше прочих монастырей Пермской губернии до 1928 года.

Возрождение монастыря началось в 1998 году.

За время своего существования он несколько раз менял названия: появился как Вознесенский, затем сюда перенесли Спас-Преображенский Пыскорский, долгое время он был Троицкий.

Если считать возраст «монастыря» с 1589 г, то в 2019 г. монастырю исполнилось 430(!) лет.
С 1619 г. в Вознесенском монастыре установлено игуменство. В 1698-1704 гг. деревянная Воздвиженская церковь была заменена на каменную.
В 1731-1734 гг. выстроен надвратный храм во имя при. Михаила Малеина с колокольней и с верхним приделом свв. апп. Петра и Павла.
В 1764 г. монастырь выведен за штат как маловотчинный.
В 1775 г. в него переведен Пыскорский Спасо-Преображенский монастырь, который в 1793 г. был переведен в г. Пермь.
В 1795 г. в г. Соликамск переведен Троицкий монастырь из с. Истобенского Вятской губернии.

Благодаря такому переводу, соликамская обитель получила третий класс.
С 1907 г. — 2-го класса общежительный мужской монастырь.

С этого времени Вознесенская церковь была переименована в Троицкую с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы. Надвратная церковь переименована в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с верхним приделом во имя Вознесения Христа.

Надвратная церковь Михаила Малеина Д.Бедного улица, 25.

Церковь Михаила Малеина, надвратная, основана в Святотроицком мужском монастыре в 1731 году. Первоначально бывший на «воротах святых» деревянный храм во имя Михаила Малеина был ветхим, но сменен на новый, каменный.
Заслуга в том — монастырского игумена Макария и соликамского солепромышленника и «медного заводчика» Михаила Турчанинова.
Новый храм был устроен не над воротами, как прежний, а возле них, но продолжал именоваться «надвратным» и служил основанием колокольне. В плане церковь представляет собой бесстолпный четверик, над сомкнутым сводом которого возвышается массивный восьмерик колокольни с открытыми в прошлом проемами звона. В устройстве звонницы не над притвором, а над основным храмом — особенность церкви Михаила Малеина, что существенно отличает ее от других храмов города. Колоколов было немного, их перенесли со старой деревянной звонницы. Позднее они почти все расплавились в пожаре 1743 года. После пожара пришлось устраивать новый звон, значительно усиленный в 1775 году за счет Пыскорских колоколов.

Из переведенного в Соликамск Пыскорского монастыря тогда перевезли весь звон. Несколько колоколов подвесили на монастырскую звонницу, но «ей тягостно стало». Стены не выдержали, треснули, связи порвало. Самый большой колокол в 360 пудов так и не решились поднять на колокольню. Его держали на земле на низких деревянных столбах.
Церковь закрыли в 1928 году, уничтожили иконостас, и со всем монастырем передали Калийтресту, а через 10 лет — Усольлагу.
В 1930 году были разобраны два яруса колокольни и барабан с главкой, уничтожено алтарное полукружие. Внутреннее пространство храма перегородили, разделив на камеры для заключенных.
В 1990-х годах монастырь в Соликамске восстановлен, церковь Михаила Малеина вновь стала действующей.

У Свято-Троицкого монастыря суровая история.
В 1918 году его постигла участь множества святых обителей : иконостасы в церквях были демонтированы, росписи на стенах забелены.
Настоятель монастыря Феофан епископ Соликамский принял мученическую смерть погружаемый в ледяную прорубь, пока не покрылся льдом, после чего был утоплен.
До 1938 г монастырь принадлежал калийному тресту ВСНХ СССР и использовался как пересыльная тюрьма.
С 1938 года в монастыре находились центральная «зона», тюрьма, пересыльная тюрьма и контора «Усольлага».
Соликамская пересыльная тюрьма была самой страшной , с высоким уровнем смертности и просуществовала до 1988 года,а спецприемник УВД г.Соликамска просуществовал до 1998г.

Через Соликамскую пересыльную тюрьму прошли многие известные люди, такие как Варлам Шаламов, Осип Мандельштам, поэт-песенник Михаил Танич(первый год отсидки он «работал» в художественной мастерской Усольлага в г.Соликамск) который создал песни, ставшие шлягерами, сотрудничал со многими ведущими композиторами и артистами эстрады, с группой «Лесоповал».
В повести Л.Карелина «В конце ленты» автор дает яркое описание соликамской пересылки.
Главная тема повести — тема памяти и искупления грехов человеческих. Она настойчиво начинает звучать с первых страниц произведения, действие которого переносится на Урал.
Вот здесь-то как раз и возникает образ города Соликамска – Ключевого,
как назван он в повести.
Город этот прекрасен. Согревают сердце героя повести Лыкова купола, колокольни, древний уклад монастырских стен, увяз кедровых неохватных бревен в сохранившихся старинных домах.

Автор вспоминает историю торгового города, но она ушла в прошлое. «Ключевой, перестав быть торговым, стал вскоре, уже в 20-е годы, центром лагерных обоснований, нареченных «Усольлагом», и купола ключевских церквей озирали теперь бескрайние пространства заколюченной земли – от Усолья, Соликамска, к Чердыни, к Ныробу. ».
Вместе с Лыковым читатель оказывается в бывшем монастыре «на холме посреди города, где обосновалась центральная «зона», тюрьма, пересылка и контора «Усольлага».
«Знатные места кого только не перевидели. Хоть врезай в вековые монастырские стены мемориальные доски, как на иных домах столичных на улицах Грановского и Неждановой. Тесно бы тут стало от этих мраморных досок, сколь ни обширен обхват монастырских стен».

Карелин заставляет читателя по-новому взглянуть на стены монастыря. Это не далекая история XVI века, а страшная история ХХ столетия, «грозная, мрачная». «Это было место, гремевшее на всю страну, за рубежом своим именем устрашавшее, особенно тех, кто побывал здесь, чудом вырвался, но сны тюремные их не покинули и не покинут.

Возрождение монастыря началось с октября 1998 года, когда Пермский Свято-Троицко-Стефанов монастырь принял на себя обязательство по обеспечению сохранности его архитектруного ансамбля. Во вновь открытом монастыре в 1999 году в праздник Богоявления в Благовещенском приделе прошла первая служба.

В декабре 2000 года по благославлению Высокопреосвященного Афанасия Архиепископа Пермского и Соликамского второй придел монастырского храма получил наименование Феофановского, во имя священномученика Феофана Епископа Соликамского.

Интересно, что при археологических исследованиях на территории Вознесенского монастыря в Соликамске был найден жертвенник в виде кострища, около которого обнаружена выкладка из трех конских челюстей. В центре кострища был аморфный кусок кричного железа. Это свидетельствует о культе коня в древности.

****
Земская управа Ул. Набережная, 97

Земство — выборный орган местного самоуправления. Начало свою деятельность с мая 1870 года.
Земство распоряжалось жизнью уезда, но ограничивалось областями народного образования, здравоохранения, дорожного строительства и почтового сообщения. За превышение своих прав служащие земства могли быть привлечены к суду. Земское собрание гласных, избиравшихся на три года, было распорядительным органом уезда. Исполнительную власть представляла земская управа во главе с председателем, который утверждался губернатором.
В январе 1918 года Соликамская уездная управа преобразована в отдел народного хозяйства Усольского совета.
В настоящее время в здании располагается муниципальное учреждение культуры «Детская школа искусств».

Источник



Река боровица соликамский район

Лагерем встали на высоком песчаном берегу реки Боровой. Вокруг нас рос сосновый лес, наполнявший своеобразным запахом воздух. Солнце село за горизонт, на небе снова начали появляться тучи затягивая собою голубое небо. Начал накрапывать дождик – Пермь, чего тут скажешь… Пришлось снова из тента, веревок и подручного горбыля делать «тент маркизу». В небесной канцелярии видимо взглянули на наше супер убежище от дождя и решили отключить на сегодня осадки.
8.

Воспользовавшись таким случаем, пошел прогуляться вдоль реки в попытках найти старую рассолоподъемную трубу, которая по описанием должна была быть где-то здесь. Но обильно заросшие берега высокой травой, сравняли поиски к нулю. Хотя, что-то мне подсказывало это место не совсем то, за которое его многие принимают.
9.

Изрядно проходив вдоль берега в разные стороны, труба так и не был найдена. Ну и Бог с ней, уже порядком на улице потемнело, и пора было ложиться спасть, к тому же на завтра у нас было запланировано куча дел: посещения музея добычи соли, посмотреть Соликамск, Усолье и попробовать проехать Пермь до начала пятничных пробок.
Утром следующего дня выезжая обратно в сторону Верх-Боровой я решил свернуть на одну из многочисленных лесных дорожек, опутавших здешний лес словно паутина. Дорога с каждым последующей сотней метров становилась все хуже и хуже, точнее менее наезженной, но разворачиваться мне было лень, да и к тому же дорога вроде как вела в сторону деревни. На одном из еле заметных отворотов замечаю небольшую полянку около реки. Думаю дайка прогуляюсь до нее может это и есть урочище которое я вчера искал в не том месте. Подойдя к руслу реки и предприняв робкие попытки походить немного вдоль него в поисках рассолоподъемной трубы, плюнул на это дело и пошел обратно к машине. На пути мне попался непонятный колодец, постояв мгновение посмотрев на него, я подумал, что это дело рук рыбаков пошел дальше в машину. Но каково было мое удивление, когда этот самый колодец я увидел на фотографии в книге купленной мной в Соликамске. Так как фотографировать этот колодец я не стал, приведу фотографию из книги. Интересно это и было урочищем?
10.

Дальше наш путь лежал в город Соликамск, о котором я немного расскажу в следующий раз, так как первым делом мы поехали в Усть-Боровский солеваренный завод. Сегодня на территории завода расположен музей, рассказывающий о добычи соли и ее производстве. В музее обязательна экскурсия, и это к лучшему, так как просто походив по территории будет абсолютно ничего не понятно. Нам с Надеждой очень повезло с экскурсоводом. Так как мы были вдвоем, нам разрешали подняться или зайти туда, куда обычно никого не пускают, а между прочим в тех закромах очень все интересно.
11.

Очень катко расскажу и отчасти покажу, как же раньше добывалась соль. Над рассолоподъемными трубами возводились рассолоподъемные башни. По средствам разных механических и не только механизмов рассол из недр земли поднимался по рассолоподъемным трубам на высоту 8-10 метров.
12.

Источник

р. Боровица

Сохранить
Рассказать

Stars

Tips and Reviews iconНет подсказок и отзывов

User icon

Tips icon

Фотографии2 Фото

Связанные запросы

  • р. боровица соликамский район &#149
  • р. боровица соликамский район photos &#149
  • р. боровица соликамский район location &#149
  • р. боровица соликамский район address &#149
  • р. боровица соликамский район &#149
  • р. боровица соликамский район &#149

  • О нас
  • Блог
  • Компании
  • Города
  • Разработчикам
  • Помощь
  • Карьера
  • Файлы «Cookie» (Обновлено)
  • Приватность (Обновлено)
  • Do Not Sell My Personal Info
  • Условия
  • Русский
    • English
    • Français
    • Deutsch
    • Bahasa Indonesia
    • Italiano
    • 日本語
    • 한국어
    • Português
    • Русский
    • Español
    • ภาษาไทย
    • Türkçe
  • Города:
  • Атланта
  • Остин
  • Бостон
  • Чикаго
  • Даллас
  • Денвер
  • Хьюстон
  • Лас-Вегас
  • Лос-Анджелес
  • Нью-Йорк
  • Филадельфия
  • Портленд
  • Сан-Диего
  • Сан-Франциско
  • Сиэтл
  • Вашингтон, округ Колумбия
  • Страны:
  • Бельгия
  • Бразилия
  • Канада
  • Чили
  • Финляндия
  • Франция
  • Германия
  • Великобритания
  • Венгрия
  • Индонезия
  • Япония
  • Мексика
  • Нидерланды
  • Филиппины
  • Россия
  • Сингапур
  • Испания
  • Таиланд
  • Турция

Foursquare © 2021 Lovingly made in NYC, CHI, SEA & LA

Источник

Adblock
detector