Меню

Разработки урока по теме васюткино озеро 5 класс

Урок литературы в 5классе по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Урок литературы в 5 классе по рассказу В.Астафьева «Васюткино озеро»

Обучающие: Расширить кругозор учащихся о биографии В.П. Астафьева, пробудить интерес к его творческой личности; Обобщение знаний учащихся по прочитанному произведению; формирование умения работать с текстом;

Развивающие: Совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного произведения, подготовки сообщений; развивать навыки работы в группах; развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном, развитие речи и творческих способностей учащихся.

Воспитательные: помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью; вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей. Воспитание лучших человеческих качеств характера, как твердость духа, бережное отношение к природе, коллективизм.

1) Оргмомент.

2) Актуализация знаний, побуждение интереса к теме

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить.… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в, то, же время мудрые вопросы.

-Она величественна и похожа на океан.

-Она щедра и сурова.

-Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.

-Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.

-Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

Действительно, это тайга. Как вы думайте , “Что скрывает в себе тайга?” (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)

Вторая часть “ребуса”:

-Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.

-Он беззащитный и в то же время сильный.

-Он сын и одновременно хозяин.

-Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.

-Он совершает ошибку и исправляет ее.

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня у нас на уроке?

(Мы вновь обратимся к произведению Астафьева «Васюткино озеро», попытаемся выявить авторскую идею, выяснить, какова взаимосвязь между человеком и природой).

А эпиграфом к нашему уроку станут слова В.П.Астафьева: «Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте и неистощимому терпению и доброте…И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».(1 слайд)

Исходя из эпиграфа, давайте сформулируем тему нашего урока

(2 слайд) (Человек и природа) и запишем её в рабочих тетрадях. Тема нашего сегодняшнего и следующего урока – «Человек и природа в рассказе».

Цель урока: проследим, как она раскрывается в тексте.

2. Автобиографическая основа рассказа «Васюткино озеро».

Мы с вами знаем, что родиной В.П.Астафьева Является- Сибирь,(Слайд 3)а рассказ автобиографичен. А что означает это слово? (Слайд 4)

Автобиографичность-это свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора, основан на воспоминаниях детства и повествует о том, что случилось с писателем на самом деле. Воспоминания о детстве дороги Астафьеву потому, что в детские годы в трудных обстоятельствах складывалась личность, начинался человек.

3. Словарная работа.

Ребята, дома вы прочитали рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Понравился ли он вам? И в рассказе вы встретились со словами, которые вам были непонятны, я просила вас по группам подготовиться к этому заданию. Давайте мы сейчас с вами попробуем объяснить значение этих слов .

фортуна – судьба, случай, счастье

(“Нет фарту”, – говорит один из героев. Что это означает? – не везёт);

бот (рыбосборочный) – небольшое парусное, гребное или моторное судно;

паромы, перемёты – ловушки для рыб

паромы – спаренные сети,

перемёты — рыболовная снасть с крючками, которую ставят поперек течения реки)

патронташ – сумка или специальная лента с гнёздами для патронов;

обколотил (кедры) – залазят на деревья и сбивают кедровые шишки;

коренастый – крепкого сложения, невысокий и широкоплечий;

затесь – зарубки на стволах деревьев;

бурелом – деревья, поваленные бурей;

валежник — сухие сучья, деревья, упавшие на землю;

тягун – подводное течение.

4. Работа с текстом рассказа «Васюткино озеро». Аналитическое чтение. Беседа.

-А теперь побеседуем с вами по прочитанному рассказу.

Кто главный герой рассказа?

-С чего начинается рассказ? ( с описания озера) чтение стр.247

-Как этот пейзаж связан с историей, которая произойдёт с главным героем?

(васютка найдёт озеро, которого нет на карте)

-Почему Васютка отправился в тайгу? ( стр249)(слайд 5)

-Что дала ему мать перед дорогой и каковы были её напутственные слова? (стр250)

(ты от затесей держись далеко не отходи – сгинешь! Краюшку хлеба. «Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать».

-Каков старинный порядок? (Идёшь в лес – бери еду, бери спички.)стр.250

-Как сначала себя чувствовал Васютка в тайге? Найдите в тексте. Зачитайте.

-Почему Васютка спокойно шёл по тайге? ( Знакома, не раз бывал, следил за затесями)

-Почему Васютка разговаривал в тайге вслух?(склонность как у всякого таёжника)

— С этой птицей встретился Васютка в тайге, что вы узнали о её повадках? ( Слайд 6 )

( кедровка) ( Удивительно чуткий клюв у кедровки. Пустые орехи она даже не вынимает из гнёздышка)стр.251

-Какую пользу приносит эта птица?

( Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра)252

-Почему Васютка не стал в неё стрелять?

(попусту нельзя сжигать патроны)

-Почему заряды в тайге берегли, называя их по-хозяйски припасами? (Пригодятся в более нужной ситуации)

-Что заставило Васютку забыть о сборе шишек? Кого он увидел? ( Слайд 7).

-Как обычно проходит охота на глухаря? Зачитайте.

( стр. 252 – «Мальчик стоял неподвижно…»)

-О чём говорит поведение мальчика? (В нём проснулся охотничий азарт)

-В какой момент Васютка понял, что заблудился? Что он сказал?

стр.253 («Где же затеси?» )

— Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил что заблудился?

— А потом он увидел истлевшую тушку птицы, муху, попавшую в паутину. «Васютка ещё не знал, что страшное в жизни начинается очень просто». -О чём он подумал? Какое мысленное сравнение пришло ему в голову?

(Муха – пленница паука, а он сам – пленник тайги.)

-Страшно ли было Васютке? Почему?

(Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха свойственно всем людям. Не надо его стыдиться, надо стараться перебороть страх, найти выход.)

— Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо? Что это за слова? Объясните их смысл. (отца и дедушки), (Тайга наша кормилица, хлипких не любит)

— Что он сделал в первую очередь? , но прежде чем ответить на этот вопрос, давайте мы с вами составим план того, что необходимо взять с собой в лес?(слайд8)молодцы, а теперь вернемся к нашему главному герою…

( Решил, что надо взять себя в руки, «перво- наперво надо развести огонь. Собрал сухие ветки, сорвал пучок сухого мха-бородача, сложил всё в кучу и поджёг. Запасся на ночь дровами.)

—О чём это свидетельствует?

— Как мальчик приготовил себе еду и в чём укорил себя Васютка, когда начал ужинать? (не взял соли)

-Что сделал, после ужина? ( Сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей, перенёс в сторону костёр, убрал все угольки, набросал веток с хвоей, мху и лёг, укрывшись телогрейкой)

— Какие черты характера обнаружились в мальчике?

смекалистый. бережливый

-На следующий день произошла ещё одна встреча мальчика с миром природы. С кем? (Слайд9)Почему Васютка разговаривал с белкой?

-На основании поведения Васютки ответьте на вопрос: «Как и почему Васютка относится к окружающей его природе?» ( Васютка убивал дичь как охотник, чтобы прокормиться, а не ради забавы, воспринимал животных и птиц как равных: сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Он хорошо знает жизнь и повадки птиц и животных).

-Мы много говорили о поведении мальчика в тайге. Автор неоднократно описывает тайгу. Как называется словесное описание природы в художественном произведении? пейзаж

— Прочитаем одно из описаний и попробуем определить его роль в произведении. – стр.258

«Тайга, тайга без конца и края».- выразительное чтение. Слайд 10.

-Почему тайга казалась мальчику молчаливой и равнодушной? Почему тайга напоминала Васютке море? (Слайд 10). Как автор усиливает мрачность пейзажа? Какие слова использованы при описании тайги? Какое впечатление производит этот пейзаж на читателей? Почему? Как чувствует себя мальчик в этот момент? (маленький, беззащитный ) Какую роль играет здесь пейзаж? что здесь опасно

-Почему Васютка искал лиственные деревья среди хвойных? (Слайд12) лиственный лес обычно тянется по берегам реки

-Расскажите, как Васютка нашёл озеро.

— В чём увидел мальчик своё спасение? Что привлекло его внимание? (В озере. “Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное”).

— Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро? ( Много рыбы. “В озере – белая рыба!”)

-Кому благодарен Васютка за своё спасение?

-Почему называет реку Енисеюшко? стр 265 слайд 13

— Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге? Только ли радость, оттого что спасён? Докажите словами из текста. Как это его характеризует?265

— Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот? (Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.)

— Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой?

(Для того чтобы выжить, Васютке помогли знания законов тайги.)

— Тайга живёт своей собственной жизнью. Она живая, и так же является действующим лицом наряду с Васюткой. И Васютка показал себя как наблюдательный, способный к рассуждению герой, потому что он черпает знания из опыта взрослых, из таёжных законов, законов жизни. Человек и природа – основная тема в творчестве Виктора Астафьева.

-Какие достоверные знания о тайге, особенностях поведения в ней вы получили, прочитав рассказ? Что нового для себя о жизни тайги узнали?

-Как человек должен относиться к природе?

-Какие ещё герои, кроме Васютки есть в рассказе? (Васютка – мальчик, 13 лет; мать Анна; отец Григорий Афанасьевич Шадрин – бригадир рыболоведческой бригады; дедушка Афанасий; дядя Коляда – старшина рыбосборочного бота, учительница.)

-Как часто мальчик вспоминает своих близких и знакомых, какую роль для него играют эти воспоминания? они помогают ему пережить страх, он вспоминает их слова и пытается действовать в соответствии с ними

— Перечитаем эпизоды его разговора с дедушкой и с отцом. Как раскрываются их характеры в этих воспоминаниях?

стр.270-«Эх, Васюха, Васюха..»

стр.271-«Через два дня. »

-Какими вы представляете характеры этих людей?

5. Работа по карточкам

Перед вами на карточках места, где пришлось проходить Васютке, напротив каждого напечатаны чувства, которые испытывал Васютка, когда там находился,

Вам, как знатокам природы, необходимо определить, какие названия будут иметь эти места. Найти соответствия.

( Лес Отчаяния, Поляна Страха, Тропинка Надежды, Озеро Уверенности, Берег Успеха).

Читайте также:  Что водится в озерах самарской области

5.Интересен и богат язык произведения. (Групповая работа)

Узнайте по эпитетам, о чем говорится:

(лес) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый;

(озеро) небольшое, унылое, подёрнутое ряской;

(туман) молочный, клейкий, неподвижный;

(звезды) далёкие, таинственные, мерцающие;

(тайга) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая;

(река) раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая

Встречаются в рассказе сравнения:

“ в лес бесшумно, как сова, прилетела ночь”;

“ густая, как смоль, темень начала редеть”;

“ с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”;

“ голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох”;

“ на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна”

“ показался маленький, похожий на ноготок, месяц”;

“ будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья”;

“ середина озера напоминала сейчас раскалённую печку”

“ где-то среди этих кляксочек и та, которую именуют Васюткиным озером”

6. Обобщение.

1. Почему же так назван рассказ?

Васютка открыл озеро, его не было на карте. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым, выйти из отчаяния.

2. Где же находится это озеро? Зачитайте.

3. Какие мысли возникают у вас после чтения рассказа “Васюткино озеро”?какова же всё-таки взаимосвязь между человеком и природой?

Нужно изучать и знать природу, знать повадки животных, уметь ориентироваться. Ведь мальчик мог погибнуть в тайге. Автор заставляет читателя больше узнать о своем крае.

4. Какова идея рассказа? Что хотел донести В.П.Астафьев до читателя?

Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор.

5. Какой Васютка? Дайте характеристику героя.

Добрый, заботливый, пытливый, ловкий, внимательный, славный, выносливый, терпеливый, разумный, смышлёный, разговорчивый, откровенный, смелый, рассудительный.

7. Домашнее задание.

Подготовить пересказ эпизодов: «Васютка в тайге», «Васютка заблудился». Рассказ о первой ночи в тайге. Выразительное чтение эпизодов. Составить план рассказа (в тетради). Пересказ понравившихся эпизодов.

Источник

Конспект урока литературы в 5 классе В.П. Астафьев «Васюткино озеро» Человек и природа в рассказе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Писатель рассказывает много интересного о рыбной ловле на Енисее. Рыбная ловля ведется бригадами. Бригада либо движется по реке вниз по течению и ловит сетями, либо живет на одном месте и ведет промысел паромами и переметами. В ловушки попадалась ценная рыба — осетр, стерлядь

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5 классе В.П. Астафьев «Васюткино озеро» Человек и природа в рассказе.»

урока литературы

В.П. Астафьев

«Васюткино озеро»

Человек и природа в рассказе.

Учитель русского языка и литературы

Тема урока: В.П. Астафьев «Васюткино озеро» Человек и природа в рассказе.

Цели урока: продолжить работу по обучению аналитическому пересказу и составлению комментария художественного текста, подготовки сообщений; развивать навыки групповой работы; развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном; помочь учащимся задуматься, как выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, воспитывать любовь к родному краю, природе.

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний, побуждение интереса к теме.

— Как вы понимаете значение слова биография?

— Кто такой автор произв.? Что означает слово автобиография?Автобиография — описание своей жизни.
— Какое произведение мы можем назвать автобиографическим?
Автобиографическое произведение — произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни.
Автобиографичное произведение — произведение, содержащее элементы автобиографии.
— Как вы думаете, каким является рассказ Астафьева: автобиографическим или автобиографичным? Рассказывает писатель именно о себе или ставит своего героя в ситуацию, в которой оказался он сам?
Приходим к выводу, что Астафьев рассказывает не о себе, но наделяет своего героя чертами своей биографии, поэтому рассказ называем автобиографичным.

3. Изучение новой темы

1) Слово учителя

— Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. Но не только самообладание помогло герою. Что же еще? Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.

— Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?” Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.

Итак, обобщая сказанное, сформулируем тему урока: “Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты”

Запишем тему урока в тетрадь.

2) Работа с учебником. Вспомним историю создания рассказа?

«Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки», — напишет впоследствии В. П. Астафьев. Учитель литературы детского дома, в который попал Витя Астафьев, сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский заметил в ученике склонность к литературе и стал развивать ее. Учитель часто задавал ученикам сочинения на «вольные» темы. В одном из таких сочинений Астафьев написал о том, как мальчик заблудился в тайге и нашел неизвестное озеро. Учитель признал это сочинение лучшим и опубликовал его в рукописном школьном журнале.

Много лет спустя Астафьев вспомнил об этом школьном сочинении и написал рассказ для ребят «Васюткино озеро».

Учитель: Итак, ребята, мы выяснили, что рассказ писателя автобиографичен

3) Беседа по вопросам

— Почему рассказ называется «Васюткино озеро»? Рассказ называется «Васюткино озеро», потому что в нем заблудившийся мальчик Васютка находит озеро, полное рыбы, и открывает его людям. По имени этого мальчика и называют это озеро.
— Что рассказывает писатель о рыбной ловле? Писатель рассказывает много интересного о рыбной ловле на Енисее. Рыбная ловля ведется бригадами. Бригада либо движется по реке вниз по течению и ловит сетями, либо живет на одном месте и ведет промысел паромами и переметами. В ловушки попадалась ценная рыба — осетр, стерлядь, таймень, налим.
— Как заблудился Васютка? Какие качества помогли Васютке выжить? Васютка заблудился, погнавшись за глухарем. Васютке помогли выжить и выйти из леса его смелость, решительность, смекалка, знание законов тайги, мужество, терпение и упорство.
— Как поступил мальчик, когда понял, что заблудился? Как он вел себя в лесу? Когда Васютка понял, что заблудился, он стал вспоминать рассказы рыбаков и охотников о том, что нужно делать, чтобы спастись. Вспоминал слова дедушки и отца: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» В первую ночь в тайге Васютка особенно внимательно прислушивался к различным звукам. Он услышал таинственный шорох, после которого вскрикнул и бросился бежать. Потом, когда он устроил себе постель и лег, то почувствовал, что к нему кто-то крадется. Затем он принял за человека огромный корень-выворотень.
Сначала он разговаривал с этим пнем-выворотнем, думая, что это кто-то притаился, затем укорял себя за трусость. Утром мальчик разговаривал с белкой. Он рассказал ей о своей беде. Постепенно мальчик начал думать вслух. Наверное, от этого ему было не так одиноко. Он показал кукиш второму встреченному глухарю и обругал дождь.
— Какой день, по-вашему, оказался для Васютки самым трудным: день, когда он заблудился, или день, когда начался дождь? Самым трудным для Васютки был день, когда поднялся ветер и начался дождь. Мальчик хотел есть, его начинало тошнить. Он съел остатки горбушки. Не было сил даже развести костер. Он боялся поверить, что речка, которую он увидел, впадает в Енисей. Силы мальчика были на исходе.
4) Закрепление

— Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем? Васютка нашел озеро, когда заблудился. Но мальчик рассказал рыбакам не только о своем несчастье. Он думал в первую очередь, как помочь бригаде. Рыбаки сумели оценить смелость и наблюдательность мальчика.
— Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»? Рассказ «Васюткино озеро» начинается и заканчивается взглядом автора на карту. В начале рассказа автор говорит: «Это озеро не сыщешь на карте». В конце рассказа мы читаем: «На районной карте появилось еще одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами „Васюткино оз.“. На краевой карте это пятнышко всего с булавочную головку, уже без названия. На карте же нашей страны озеро это сумеет найти разве сам Васютка». Обращение к карте словно бы окольцовывает рассказ (кольцевая композиция). Такое построение придает рассказу завершенность.
4. Рефлексия

— Как вы думаете, почему к этому рассказу можно сделать много различных иллюстраций?
В рассказе много действия, которое сочетается с описаниями природы.
Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих
5. Подготовка к сочинению

Тема: «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“. Становление характера Васютки (по рассказу В. П. Астафьева „Васюткино озеро“)».

Обсуждаем тему, определяем идею сочинения. Вспоминаем, как составлять сложный план.
6. Домашнее задание:

Составить план к сочинению по теме «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“. Становление характера Васютки (по рассказу В. П. Астафьева „Васюткино озеро“)».

Источник



Урок по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»: «Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты»

Дидактическая цель – создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком, активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий и метода проектной деятельности.

Цели по содержанию:

Образовательная – познакомить учащихся с творчеством В.П.Астафьева, с жанром “робинзонады” в русской литературе; способствовать формированию литературоведческих понятий: “средства создания образа”, “антитеза”, “образ-символ”, “нравственно-эстетический идеал”.

Развивающая – создать условия для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение, работать в над литературоведческими понятиями с помощью интерактивной доски.

Воспитательная – способствовать воспитанию у школьников интереса к литературным традициям в русской литературе; формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле.

Тип учебного занятия – заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева “Васюткино озеро” в форме эвристической беседы с использованием интерактивной доски. Урок проводится в 5-м классе по программе А.Г.Кутузова перед изучением зарубежной литературы, романа Д.Дефо “Приключения Робинзона Крузо”.

Методы обучения: эвристический, частично-поисковый, исследовательский.

Форма обучения: фронтальная, групповая.

Средства обучения: тексты произведений, интерактивная доска, проекционное оборудование, компьютер.

  1. Портрет В.П.Астафьева
  2. Текст рассказа “Васюткино озеро”
  3. Видеофильм “Таинственный лес”
  4. Презентация “В.П.Астафьев”
  5. Презентация в Smart Notebook File “Васюткино озеро”
  6. Васюткина карта
  7. Рисунки учащихся
Читайте также:  Участки земли у псковского озера

Ход урока

I. Актуализация знаний, побуждение интереса к теме

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.

  • Она величественна и похожа на океан.
  • Она щедра и сурова.
  • Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
  • Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
  • Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

Действительно, это тайга. Посмотрите видеофильм “Таинственный лес” и подумайте: “Что скрывает в себе тайга?” (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)

Вторая часть “ребуса”:

  • Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
  • Он беззащитный и в то же время сильный.
  • Он сын и одновременно хозяин.
  • Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
  • Он совершает ошибку и исправляет ее.

Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро”.

Какое противоречие возникает из сказанного? Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. (Вспомним жизненную ситуацию: несколько лет назад в конце июля в Слободском районе погиб 14-летний подросток. Он заблудился в тайге. Он умер не от голода, нет! Он поддался страху, панике, который сковал его и лишил сил, то есть возможности выжить. Он провел в тайге всего сутки и погиб от переохлаждения.)

Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. Но не только самообладание помогло герою. Что же еще? Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.

— Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”

Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.

— Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы сегодняшнего урока.

  • Природа – друг или враг?
  • Спасение Васютки – чудо или закономерность?
  • Какие уроки дает природа герою и читателю?

Обобщая сказанное, сформулируем тему урока: “Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты” (Слайд 1-й)

  1. В.П.Астафьев – писатель со сложной, но интересной судьбой. Гибель родителей, детский дом, война, душевные раны – все это было в его жизни. Но было и другое — то, что давало ощущение радости и полноты жизни. Это — творчество и целительная сила природы, которая сопровождала его на протяжении всей жизни. Мальчиком Виктор Петрович рыбачил на озере, но кончилось детство, и он оказался в детдоме. Но ему хотелось рассказать об озере, “открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать …каждое деревце в лесу, каждый лист… И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть”. И это озеро стало для писателя своеобразной путеводной звездой, он открыл его для читателя, чтобы каждый из нас, как и главный герой, через озеро смог понять себя, приобрести жизненную мудрость и стать добрее. (Чтение наизусть начала рассказа)
  2. Природа в произведении это не фон, не декорация к изображаемому, а сложный мир, который вбирает в себя человека и определяет его ценности. Природа изначально мудра, она учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе пути.
  3. Природа – открытая книга (слайды 4-5-й)

“Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять” (М.Налбандян)

Почему тайга стала для Васютки открытой книгой? Что помогло ему познать законы природы?

Тест: а) мудрые слова деда;

б) опыт отца;

в) знания, полученные в школе?

А сейчас посмотрим, как вы внимательно читали рассказ и знаете ли вы ответы на вопросы, которые спрятаны в мудрой книге природы?

Книга не только дает знания, но и учит переоценке ценностей: Васютка по достоинству оценил мудрость деда и те навыки, которые передал ему отец, заботу и любовь матери.

(Стр. 126, 131, 132)

  1. Природа – зеркало души (Слайд 8-й)

Умение через природу понимать и видеть человека пришло к В.П.Астафьеву постепенно. Ведь его учителем была не только природа, но и великая русская литература. М.М.Пришвин в “Кладовой солнца” так говорил о “зеркале” природы, в котором отражается человек: “ Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь – весь-то человек, большой, прекрасный…из-за твоей спины наклонился и тоже смотрит в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со своей природой, с облаками, лесами, и солнышко там внизу тоже садится, и молодой месяц показывается, и частые звездочки”.

Задание: работа в группах

  • Васюткино озеро – “озеро надежды”?
  • Почему озеро называется Васюткино? Только ли потому, что его нашел наш герой?
  • Почему отражение в Енисее удивило Васютку?

Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.

Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь — любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине.

Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?

Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

Попытаемся отразить наши размышления в виде синквейна или стихотворения собственного сочинения.

Синквейн (пятистишие) – свободная поэтическая форма, состоящая из 5 строф:

  1. Имя существительное, определяющее тему.
  2. 2 прилагательных – описание темы.
  3. 3 глагола(деепричастия) – название действий.
  4. 4 слова: фраза – отношение к теме.
  5. Образ – метафора, суть, смысл, синоним темы. (Слайды 9-10)

Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения. Вам предлагается написать сочинение-размышление на одну из тем нашего урока: “В чем тайна Васюткина озера?”, “Зарубки на сердце”. Ответ на эти вопросы каждый даст индивидуально в форме сочинения – размышления. Помогут вам в работе тезисы 11-го слайда:

  • Древние считали, что родник, озеро, источник — глаз Божий на земле.
  • Природа посылает Васютке озеро-загадку.
  • Озеро — отражение души Васютки.
  • Тайга-матушка, Енисей-батюшка, озеро.

Заключительное слово учителя

Зарубки на сердце

Уроки мужества, уроки доброты
Ты в сердце сохранишь навеки,
И озеро, как символ чистоты,
Тебе откроется, пусть на изломе лета.
Увидишь в струях чистого ручья
Природы первозданной отраженье,
И собственная грешная душа
Почувствует истоки очищенья.
Вольется в сердце неба синева,
И звезд на небе тихое мерцание,
И щебет птиц, и росная трава —

Источник

Урок литературы в 5 классе по рассказу В. Астафьева «Васюткино озеро»

Урок литературы в 5 классе по рассказу В. Астафьева «Васюткино озеро»

В распоряжении учителя всегда были два инструмента: мел и доска. Современный же учитель вооружен огромным количеством технических и программных средств: компьютеры, проекторы, интерактивные доски, планшеты, системы опроса, сервисы, ресурсы сети Интернет. Все эти средства призваны сделать образовательный процесс эффективнее.

Использование интерактивной технологии обучения позволяет моделировать жизненные ситуации, использовать ролевые игры, совместно решать проблемы. В интерактивном обучении процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс по знания. Обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и информации, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволят реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.

В качестве нового и полезного средства обучения выступает так интерактивная доска. Именно она позволяет экономить учебное время; активизирует мыслительную деятельность, имеет возможность сохранять информацию, создавать анимацию, размещать информацию на нескольких страницах; позволяет учащемуся активно взаимодействовать с виртуальными объектами учебной дисциплины, управлять моделями, конструировать из них системы, проводить опыты на компьютерных моделях, решать задачи и таким образом в процессе творчества приобретать знания.

Однако нужно помнить о том, что и такое замечательное средство может превратить урок в развлечение, поэтому учителю важно понимать, на каком этапе урока и как часто он будет использовать интерактивную доску .

Тема: По Васюткиным тропам, или Уроки мудрости и доброты….

Предмет

Класс

Тип урока

заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро». Комбинированный

Тема урока

По Васюткиным тропам, или Уроки мудрости и доброты….

Цель урока

Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения, формирование навыка работы с интерактивной доской

Основное содержание темы, термины, понятия

Пейзаж, комментирование, анализ , “средства создания образа”, “антитеза”, “образ-символ”, “нравственно-эстетический идеал”.

Форма урока

Эвристическая беседа с использованием интерактивной доски, работы в группах

Методы обучения

Эвристический, частично-поисковый, исследовательский

Форма обучения

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Средства обучения

Тексты произведений, интерактивная доска, проекционное оборудование, компьютер

Оформление

Портрет Астафьева, текст рассказа, видеофильм «Таинственный лес», Презентация в Smart Notebook , Васюткина карта, рисунки учащихся

Планируемый результат

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Бережно относится к природе, понимает, что такое твердость духа.

Контролирует процесс и результаты своей деятельности

Делает вывод по прочитанному, умеет работать с текстом и дополнительной литературой.

Вступает в учебный диалог с учителем и одноклассниками

Оценивание содержания рассказа Астафьева

Умеет действовать по плану

Сотрудничает в группе, умеет высказывать свое мнение о прочитанном

Умение прогнозировать результат.

Развитие речи и творческих способностей учащихся

Умение оценивать собственную деятельность и деятельность партнера

Читайте также:  Погода в княжьем озере

Умение структурировать знания по теме.

Умение ставить вопрос

Осознанное построение речевого высказывания в устной речи

Умение точно выражать свои мысли

Этапы урока

1 этап «Организационный»

Цель

Ситуативные задания

Деятельность ученика

Планируемый результат

Создать позитивный настрой

Здравствуйте, проверьте готовность к уроку. Я рада вас видеть и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас открыл для себя что-то новое.

Настроились позитивно на работу

2 этап «Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся»

Сформировать тему и задачи урока

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем?

Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.

•Она величественна и похожа на океан.

•Она щедра и сурова.

•Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.

•Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.

•Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России. ТАЙГА . Слайд 2

Действительно, это тайга. Посмотрите видеофильм “Таинственный лес” и подумайте: “Что скрывает в себе тайга?” (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)

Вторая часть “ребуса”:

•Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.

•Он беззащитный и в то же время сильный.

•Он сын и одновременно хозяин.

•Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.

•Он совершает ошибку и исправляет ее.

Открывается слайд 3 с Васюткой

Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро”. Василий — властелин, хозяин

Какое противоречие возникает из сказанного?

Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге.

Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание.

Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”.

Но не только самообладание помогло герою. Что же еще?

Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.

— Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”

Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.

Проблемные вопросы сегодняшнего урока (на доске)

Природа – друг или враг?

•Спасение Васютки – чудо или закономерность?

•Какие уроки дает природа герою и читателю?

Обобщая сказанное, сформулируем тему урока:

“Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты” Записать

(Слайд 4-й)

Проявить интерес к поставленной цели.

Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

Личностные: умение сотрудничать с учителем и учащимися.

Регулятивные: умение вносить дополнительную информацию.

Коммуникативные: умение управлять своим поведением.

Использование технологии развития критического мышления. Внимание на доску. «Как бы вы повели себя, заблудившись в лесу».

Задание: обсудите в группах и расположите пункты памятки «Поведение в лесу» в нужном порядке .

На выполнение задания 1минута

Обсуждение в группах,

сортировка на доске

Регулятивные: выполнять учебное действие (записать по порядку план). Познавательные: обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать коммуникативное высказывание. Уметь планировать и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку .

3 этап «Актуализация знаний»

Цель

Деятельность ученика

Планируемый результат

Повторение того, что необходимо к изучению нового материала: знание текста

-С чего начинается рассказ? (с описания озера)

-Как этот пейзаж связан с историей, которая произойдёт с главным героем?

(Васютка найдёт озеро, которого нет на карте)

ВИДЕО

Читая и слушая этот отрывок, мы чувствуем, что о Васютке, 13-летнем мальчике, автор говорит с уважением. Почему Васютка не по годам мудр?

Кто был его учителем?

-Почему Васютка отправился в тайгу?

(Наколотить орехи для рыбаков. Все ближние кедры он уже обколотил.)

-Что дала ему мать перед дорогой и каковы были её напутственные слова?

Почему Васютка не стал спорить с матерью перед походом в тайгу? (Таков старинный порядок: идешь в лес – бери еду, бери спички).

Проявлять интерес к тексту, знать содержание текста рассказа; определять место Васютки среди взрослых; знать правила поведения в лесу; уметь анализировать эпизод

4 этап «Первичное усвоение новых знаний»

Цель

Деятельность ученика

Планируемый результат

Отработка навыков комментированного чтения,

Познавательные: уметь объяснять прочитанное, рассказывать, пересказывать эпизод, отвечать на вопросы

Коммуникативные: умение точно высказывать свои мысли.

Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился?

Но прежде чем ответить на этот вопрос, давайте мы с вами составим план того, что необходимо взять с собой в лес? Работа в группах 1минута

Внимание на доску, найдите те предметы, которые необходимо взять с собой в лес

Молодцы, а теперь вернемся к нашему вопросу

Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился?

Васютка испугался, потому что он ребенок. Его охватило отчаяние, природа испугала сначала его

Работают в группах

Как удалось Васютке выжить в тайге

Чьи слова он вспомнил, когда ему стало плохо?

Четыре дня в тайге…Карта Слайд 8

Он вспомнил слова деда, потому что он оказал на мальчика большое влияние

Что он сделал в первую очередь? Стр. 133

Васютка разжег костер, у костра он вел себя как взрослый человек.

Как он приготовил себе еду?

Когда он готовил себе еду, то оценил наставления матери о хлебе

В чем корил себя Васютка, когда начал ужинать? Стр.133

Не взял соль, мало хлеба

5 этап «Первичная проверка понимания»

Цель

Деятельность ученика

Планируемый результат

Формировать умения работать с активной доской,

Какие черты характера обнаружились

регулятивные : уметь оценить результат собственной деятельности; умение адекватно вести себя в учебной ситуации ( в группе).

уметь планировать учебное сотрудничество учителя с учеником; уметь точно выражать свои мысли.

познавательные: находить и выделять необходимую информацию; решать учебные задачи с помощью инструментов ИКТ, свободно ориентироваться в тексте

Чтение эпизода «Тайга» стр. 136. Тайга..Тайга.. до слов.. она растворялась в них

Почему тайга показалась мальчику «молчаливой, равнодушной»?

Как почувствовал себя мальчик в этот момент?

Работа в группах

Какие подсказки дает Васютке природа, какие ловушки расставляет?

Работают в группах

6 этап «Первичное закрепление»

цель

Деятельность ученика

Планируемый результат

развитие навыков самостоятельной работы с текстом; усвоение содержания рассказа путем выборочного чтения и краткого пересказа текста, предварительно прочитанного учащимися.

Работа в группах. Задание: сортировка продуктов – кладовая природы, забота матери. СЛАЙД

Мать-природа (Макошь – славянская богиня плодородия) и Енисей-батюшка указывают Васютке выход к дому, к родителям, к тому, о чем тосковал всю жизнь сам писатель, лишившийся родителей слишком рано.

Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по-настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого. Человек, оказавшийся в безысходной ситуации, невольно, на уровне подсознания, обращается за помощью не только к матери, но и к Богу .

Продолжаем работу в группах

Интересен и богат язык произведения.

Узнайте по эпитетам, о чем говорится:

(лес) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый;

(тайга) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая;

(озеро) небольшое, унылое, подёрнутое ряской;

(туман) молочный, клейкий, неподвижный; (

(звезды) далёкие, таинственные, мерцающие;

(река) раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая.

Работают в группах

Познавательные: самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос; структурировать знания по теме « В.П.Астафьев «Васюткино озеро. Природа и человек»; осознанное построение высказывания.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, работать в группе

Поведение Васютки в лесу

-Страшно ли было Васютке? Почему?

(Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха свойственно всем людям. Не надо его стыдиться, надо стараться перебороть страх, найти выход.)

— Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо? Что это за слова? Объясните их смысл. (отца и дедушки),

(Тайга наша кормилица, хлипких не любит)

Рассказать, как пригодились ему навыки, полученные в общении со взрослыми. Смекалка, вера в себя, сноровка помогли мальчику не растеряться и выжить в трудных условиях

Мысли и чувства Васютки, которые помогли ему сделать правильные выводы и выбраться к реке.

Мальчик постоянно размышляет, у него пытливый ум, это оказывается решающим в его путешествии

Васюткино озеро. Почему озеро назвали именем мальчика? Какие подсказки дало Васютке озеро? Слайд

Васютка нашел озеро, полное рыбы и открывает его людям .

Гудок, белая рыба, течение

7 этап «Рефлексия»

цель

Деятельность ученика

Планируемый результат

выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?

Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

Попытаемся отразить наши размышления в виде синквейна

Чему можно научиться у Васютки?

Чем является природа для Васютки?

(учителем и другом)

Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна и милостива. Природа – зеркало души

Умение через природу понимать и видеть человека пришло к В.П.Астафьеву постепенно. Ведь его учителем была не только природа, но и великая русская литература. М.М.Пришвин в “Кладовой солнца” так говорил о “зеркале” природы, в котором отражается человек: “ Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь – весь-то человек, большой, прекрасный…из-за твоей спины наклонился и тоже смотрит в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со своей природой, с облаками, лесами, и солнышко там внизу тоже садится, и молодой месяц показывается, и частые звездочки”.

Почему отражение в Енисее удивило Васютку?

Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.

Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь — любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине.

Источник

Adblock
detector