Меню

Разработка урока реки озера

План-конспект урока по окружающему миру тема «Реки и озера»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мельникова Елена Витальевна

МБОУ «Верх-Чебулинская СОШ», пгт. Верх-Чебула, Кемеровская область

Учитель начальных классов

Окружающий мир

2 класс

Тема «Реки и озера». Урок № 31(урок 1)

А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов. «Наша планета Земля» ч. 1. Москва. Баласс. 2010

Просмотр содержимого документа
«план-конспект урока по окружающему миру тема «Реки и озера» »

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

_____________________ «Реки и озера» ____________________

Мельникова Елена Витальевна

МБОУ «Верх-Чебулинская СОШ», пгт. Верх-Чебула, Кемеровская область

Учитель начальных классов

Окружающий мир

2 класс

Тема «Реки и озера». Урок № 31(урок 1)

А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов. «Наша планета Земля» ч. 1. Москва. Баласс. 2010

8. Цель урока: формирование представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины; определение левого и правого берега, притоки левые и правые, притоки 1, 2,… порядка.

9. Задачи:

— обучающие: познакомить с характерными особенностями рек (исток, устье, берега и т.д.), с причинами течения рек, их полноводностью, научить находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать

-развивающие: развивать коммуникативные способности учащихся и их интерес к предмету через использование информационных технологий, умение работать с географической картой; формировать самообразовательную, информационную компетентность обучающихся

-воспитательные: воспитывать любовь к малой Родине, воспитывать бережное отношение к природе и потребность в охране окружающей среды.

Тип урока: обобщение и систематизации знаний
(на уроке закрепляется пройденный материал и изучается новый)

Формы работы учащихся: — индивидуальная, фронтальная и работа в парах.

Необходимое техническое оборудование – индивидуальная карточка «карта полушарий», стакан с водой для опытов, макет возвышенностей; плакаты «Реки и озера» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2 класса», АРМ учителя ПК, доступ в сети Интернет, интерактивная доска, проектор.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Источник

Разработка урока «Воды суши: реки и озёра»

Урок географии в 6 классе

по теме « Воды суши: реки и озёра».

Раздел «Гидросфера»

( Учитель географии МБОУ «СОШ №1 имени Ю.К. Намитокова»

а. Понежукая Теучежского района, Нехай Фатима Аскербиевна)

Место в учебном плане: второй урок раздела «Гидросфера».

Тип урока: изучение нового материала, с использованием электронных образовательных ресурсов.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, Интернет

Виды деятельности и формы работы: фронтальная работа; работа с учебником, географическим словарем, Интернет; индивидуальная работа на местах; работа в парах, работа в группах, творческая работа, практическая работа .

Дидактический материал:

Для учителя: Физическая карта мира, физическая карта полушарий, мультимедийная презентация.

Для учащихся: Контурные карты, атласы, рабочие тетради, технологические карты.

Цель урока : формирование представлений о водах суши и их значение для жизнедеятельности человека.

Задачи урока

Образовательная

— формировать у учащихся представления о водах суши — их видах, особенностях, частях;

— определять понятие «река» и «озёро»;

— продолжить формировать умения работать с географической картой — определять местонахождение крупнейших водоемов Земли;

— составлять описание географического объекта — реки, озера;

Развивающие:

— развивать умение сопоставлять, анализировать, делать выводы, находить сходства и различия.

Воспитательные:

— воспитывать бережное отношение к природным объектам — рекам и озерам;

— учить беречь эти природные богатства; разъяснить правила поведения на водоёмах во время отдыха.

Основные понятия, изучаемые на уроке: река, равнинная река, горная река, русло, речная долина, пойма, речной бассейн, исток, водораздел, устье, водопад, озеро, озёрная котловина, проточное озеро, бессточное озеро, Каспий, Анхель, Байкал, пруд, водохранилище.

Эпиграф: “Реки как люди…” Л. Н. Толстой

1. ЭТАП Актуализация знаний

Учитель: Всем добрый день!

Прозвенел и смолк звонок

Сегодня у нас много гостей, и я надеюсь, что мы с вами очень плодотворно поработаем. Д ля того чтобы перейти к изучению новой темы, мы должны проверить, на сколько хорошо вы знакомы с уже изученным материалом.

— Что такое гидросфера? Из каких частей она состоит?

Ответ учащихся: Гидросфера — это водная оболочка Земли, включающая океаны, моря, ледники, подземные воды и воды поверхности суши.

Основная часть гидросферы — вода морей и океанов. Подземных вод и ледников в 26 раз меньше. Доля вод поверхности суши — рек, озер, болот — совсем незначительна

Учитель: — Справедливо ли утверждение о том, что гидросфера — сплошная и непрерывная оболочка Земли? Чем обеспечивается единство гидросферы?

Ответ учащихся: Гидросфера – сплошная оболочка нашей планеты. Единство её вод обеспечивается круговоротом воды. Основными его элементами являются испарение воды, перенос водяного пара ветром, выпадение осадков, сток воды по руслам рек, подземный сток. Он связывает между собой все части гидросферы в единое целое. Благодаря ему постоянно обновляются запасы разных видов природных вод. Круговорот воды не только объединяет гидросферу, но и обеспечивает ее взаимосвязь с литосферой, атмосферой, растительностью и животным миром

Учитель: — Почему воду называют основой жизни на Земле.

Ответ учащихся: Роль воды в жизни нашей планеты, отдельных компонентов природы, каждого живого существа огромна. Вода входит в состав любого живого организма. Она находится во всех частях растений. Много её и в теле человека. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Вода не только поит, но и кормит. Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими лужицами. Она добывает электрический ток. Богатство и разнообразие природы связано с водой. Значит, вода – основа жизни.

Читайте также:  Ворошиловские озера алматинская область

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

С-1 Учитель: Темой нашего урока будет географический объект, о котором сложено немало стихов. Презентация

Вода — чудесный дар природы!

Она вокруг, куда ты не взгляни:

В снегу, в болотах, ледниках, озёрах,

И бьёт ключом на дне реки.

— Мы будем продолжать сегодня говорить о воде, а о какой воде, слушаем загадки.

С-2 Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь. ( Река)

Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, оправа зеленая. ( Озеро, пруд0

Учитель: — Скажите мне, где находятся эти виды природных вод? (На суше).

3. ЭТАП Целеполагания

Учитель: Итак, кто может назвать тему сегодняшнего урока.

Предполагаемые ответы детей : Вода на суше, вода на поверхности земли.

Учитель: — Правильно сейчас мы поговори о водах суши. Их иногда называют внутренними водами. В их число входят реки, озёра, болота, подземные воды и природные льды.

С-3 Открыли тетради, записали тему урока «Воды суши: реки и озера».

С-4 Цели и задачи нашего сегодняшнего урока: продолжить работать с географической картой, т.е. определять местонахождение крупных водоёмов Земли; составлять описание географических объектов – реки и озера, находить сходства и различия; научиться беречь эти природные богатства.

С-5 -Ребята, я хочу обратить ваше внимание на эпиграф нашего урока слова Льва Николаевича Толстого “Реки как люди…”. Почему он так сказал, мы попытаемся в этом разобраться.

4. ЭТАП Планирования.

Структура реки.

Учитель: — Кто был на берегу реки?
— Все вы были на побережье реки, расскажите, что представляет она собой?

( Это вода, которая постоянно течет в углублении на поверхности суши).

Учитель: — Правильно. И так, как мы с вами запишем в тетради определение?

С-6 Река — это водный поток, протекающий в естественном углублении земной поверхности.

С-7 Чаще всего реки — это постоянные потоки воды. Но в районах засушливого климата реки могут временно пересыхать. Постоянные или временные потоки текут в естественном углублении в земной коре, которое называется руслом .

— Обычно русло реки расположено на дне более широкого углубления, называемой речной долиной . Пониженная часть речной долины, которая затопляется водой, называется поймой. С-8

— Вспомните слова Льва Николаевича “Реки как люди”. Это так. Как устроен человек, из каких частей состоит его тело. Так и река. У вас на столах схемы. В течении урока мы заполним эту схему реки и укажем все её части.

Человек рождается, живет определенное отведенное ему время и умирает. Так и реки рождаются, живут и прекращают свое существование в видоизменной форме, т.е. она может впадать в море, океан, другую реку. Ее воды превращаются в воды других рек, морей, океанов.

С-9 Река течет по уклону земной поверхности: ее начало всегда расположено выше, чем окончание. Начало реки, т.е. голова – это исток. Истоки бывают разные: из озера, из болота, из-под ледника. Иногда река начинается от слияния двух рек. Например, Нил образуется при слиянии Белого и Голубого Нила, Обь — при слиянии рек Бии и Катуни, Амур – при слиянии рек Шилки и Аргуни. Но никогда река не вытекает из моря. (Подписывают на схеме истоки) .

С-10 Место, где река впадает в другую реку, озеро или море называется устьем реки. (Подписывают на схеме) . Таким объектом может быть море, озеро или другая река . При впадении в море река образует устье, которое иногда из-за собственных наносов распадается на множество рукавов, как на Волге. Устье реки становится похоже на крону дерева — его называют дельтой. Самая большая дельта у реки Лены. Очень большие дельты имеют Миссисипи, Нил. Иногда река впадает в море через узкий залив, как Обь или Северная Двина.

Но запомните, реки нужно показывать по направлению течения, т.е. от истока к устью. Расстояние от истока до устья называется длиной реки. Самая длинная река мира – Нил, которая впадает в Средиземное море.

С-11 Все самые большие реки впадают в моря или океаны. Некоторые из них заканчиваются в озерах, но большинство является притоками других рек. Притоки берут начало в горах, в болоте, из ледника. Посмотрите на нашу схему.

-Как их будем различать? (Ученик выдвигают версии, до тех пор, пока кто-то не скажет, что есть правые и левые притоки).

— Как определим, какой левый, какой правый ?

С-12 Надо встать по направлению течения, лицом к устью. Если река впадает слева, то это левый приток, а если справа – то правый. ( Подписывают правые и левые притоки.)

С-13 — Главная река со всеми притоками образует речную систему . А вся площадь суши, с которой река собирает воду, называется бассейном реки .

С-14 Самый большой водосборный бассейн имеет река Амазонка. Его площадь 7 млн.кв.км

С-15 Граница между соседними речными бассейнами называется водоразделом . Особенно хорошо водоразделы выражены в горах, где границей служат вершины горных хребтов. Они буквально «разделяют воду», ведь с каждого склона хребта вода стекает в разные стороны и попадает в разные реки, находящиеся между горными хребтами. Например Уральские горы являются водоразделом бассейна Волги и Оби. На равнине же определить местоположение водораздела иногда непросто.

Учитель: — Почему реки не пересыхают ?

Ответ учащихся: Они участвуют в Мировом круговороте воды.

Читайте также:  Карстовые озера боровичский район

— Реки постоянно получают питание. Как вы думаете, от чего зависит питание реки? ( От климата)

Учитель: Чтобы поддерживать свое течение река питается. Реки могут иметь разное питание — дождевое, снеговое, подземное, ледниковое. От питания и от климатических условий зависит изменение уровня воды в реке, ее температура и другие явления, то есть режим реки.

Многие реки получают исключительно дождевую воду. Среди них — две самые полноводные реки Земли: Амазонка и Конго. Они протекают в тех областях нашей планеты, где почти весь год выпадают обильные дожди, так что уровень воды в них довольно стабилен.

Реки, которые берут начало высоко в горах и протекают по пустыне, питаются талыми водами горных ледников. В этих реках самый высокий уровень воды — летом, когда тают ледники. Чем жарче лето, тем выше их уровень.

Большинство рек, протекающих по равнинам нашей страны, имеет смешанное питание. В зимнее время, когда реки покрыты льдом, единственный источник их питания — выходы грунтовых вод в руслах. Если бы не подземные воды, реки зимой подо льдом вообще могли бы иссякнуть.

Весной в реки стекают талые снеговые воды. Они переполняют русла и заливают дно долин. Такой ежегодный продолжительный подъем уровня реки называют весенним половодьем.

Летом происходит сильное испарение воды и из рек, и с поверхности их бассейнов. И хотя выпадают дожди, но уровень воды в реках падает, и главную роль снова приобретает подземное питание.

Осенью испарение уменьшается, идут затяжные дожди. Количество воды в реках прибывает, их уровень повышается. Сильные дожди могут сопровождаться паводками – кратковременными в отличие от половодья подъемами уровня воды в реке.

Запишем понятия в тетрадь

В зависимости от уклона дна и скорости течения различают горные и равнинные реки. Вы вместе со мной заполняете таблицу по сравнению рек. Таблица на слайде. С-16 Таблица:

Источник



Конспект урока «Воды суши: реки и озёра»

Урок по географии 6 класс

Воды суши: реки и озера

Тип урока «открытия» нового знания.

Предметные результаты:

— давать определение реки, характера течения реки, истока реки, устья реки, бассейна реки, водораздела, речной системы, озера, видов озер;

— называть и показывать правые и левые притоки реки.

Познавательные УУД

Представлять выделенную информацию текста в тезисах.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД

Выполнять действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

Фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Коммуникативные УУД

Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства.

Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.

Определять свои действия и действия партнера.

Организационный момент (мотивация) — Первый этап урока.

Добрый день, ребята! На прошлом уроке вы изучили новую тему. И я хотела бы, чтобы вы прослушали стихотворение и ответили мне на несколько вопросов.

Спросил на днях Малыш – сосед

У струйки, Льющейся из крана:

— Издалека, из океана!

Потом малыш гулял в лесу.

Росой искрилась поляна,

На поле лег туман густой,

Малыш спросил и у тумана:

Автором этих замечательных слов является Дитрих.

— Какое явление природы он описывает?

— Какое значение имеет круговорот в природе?

— Где большая часть воды сосредоточена на Земле?

— Какие виды природных вод вы услышали в стихотворении?

Спасибо за работу на первом нашем этапе, и мы продолжаем.

Второй этап урока – определение темы урока.

Для начала я хочу вам предложить игру «Верю — не верю». Для этого вам понадобятся конверты с сигнальными карточками. Если вы мне верите, поднимите сигнальную карточку зеленого цвета, если не верите, то – красного цвета.

  1. Верите ли вы, что реки, озера, ручейки, каналы — это воды суши?
  2. Верите ли Вы, что река Волга впадает в Каспийское море?
  3. Верите ли Вы, что река Волга – это горная река?
  4. Верите ли Вы, что у реки есть притоки?
  5. Верите ли Вы, что Волга – это одна из крупнейших рек России?

Да, ребята вас не так легко завести в заблуждение. Молодцы!

А теперь предлагаю другую игру, которая называется «Белая ворона», попробуем же найти «белую ворону»…

(Используется раздаточный материал. Работа в группах с элементами комментирования или текст в презентации).

Внимательно читаем логический ряд и называем «белую ворону» (читая, комментируем выбранный ответ, выделяя «белую ворону»).

Евразия, Австралия, Антарктида, река.

Колумб, озеро, Магеллан, Джеймс Кук .

Амазонка, Ориноко, Енисей, Парана .

Исток, медведь, волк, лиса.

Газ, устье, уголь, нефть.

А теперь еще раз выделим слова, которые обозначают «белую ворону» в каждом логическом ряду.

Молодцы! У нас с вами появился ряд слов, но не простой, а связанный с темой нашего урока. Итак, какова же тема нашего сегодняшнего урока? Запишите тему урока в тетрадь.

Ученики определяют тему урока: Воды суши: реки и озера.

Третий этап урока – изучение нового материала.

— Кто был на берегу реки?
— Все вы были на побережье реки, расскажите, что представляет она собой?

(Это вода, которая постоянно течет в углублении на поверхности суши) .

(Это поток большого количества воды в природном углублении.)
— Правильно. И так, как мы с вами запишем в тетради определение? Можно использовать подсказку в тесте учебника.

Река — это водный поток, протекающий в естественном углублении земной поверхности – русле.

Читайте также:  Ладожское озеро маяк карта

— Обычно русло реки расположено на дне более широкого углубления, называемой речной долиной . Пониженная часть речной долины, которая затопляется водой, называется поймой.

Схема реки. . Заполнение схемы в путеводных листах.

Река течет по уклону земной поверхности: ее начало всегда расположено выше, чем окончание. Начало реки, т.е. голова – это исток. Истоки бывают разные: из озера, из болота, из-под ледника. Но никогда река не вытекает из моря.

(Подписывают на схеме истоки) .

Место, где река впадает в другую реку, озеро или море называется устьем реки. Устье – это конец реки. (Подписывают на схеме) . Таким объектом может быть море, озеро или другая река.

Все самые большие реки впадают в моря или океаны. Некоторые из них заканчиваются в озерах, но большинство является притоками других рек.

— По карте России предлагаю вам определить устье рек: Волга, Обь, Лена, Дон. (один ученик работает у доски).

— Ребята, главная река со всеми притоками образует речную систему . А вся площадь суши, с которой река собирает воду, называется бассейном реки . Граница между соседними речными бассейнами называется водоразделом .

Работа со схемой: — Посмотрите на рисунок в учебнике Е.М Домогацких Стр. 152 рис 110 (Речная система реки Волга)

Запишем понятия в тетрадь.

Работа с таблицей: Таблица: (распределить характеристики): Бурлят, пенятся; Горный, Быстрая, Медленная, Равнинный, Спокойная

Источник

Воды суши: реки и озера. 6-й класс

  1. Образовательная: познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами и определениями; начать формирование у учащихся представления о реках – их частях, составе, видах; об озере, озерных котловинах, бессточных и сточных озерах;
    продолжить формирование умений работать с географической картой – определять местонахождение некоторых крупнейших рек и озер Земли, составлять описание географического объекта – реки озера.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: физические карты полушарий и России, атласы и контурные карты, картины, макеты, таблицы, схемы, книги, слайды, план описание ГП реки и озера; стихи, посвященные рекам и озерам.

I. Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

1. Задания на знание фактов:

– Что называется океаном, морем, заливом, проливом?
– Расположите океаны по мере уменьшения их площади.
– Что называется полуостровом, архипелагом?

2. Задания на знание закономерностей, связей:

– Чем отличаются понятия море и залив?
– Докажите, что гидросфера – это единая оболочка Земли. ( Круговорот воды в природе.)

3 .Задания на проверку умений:

– В каком направлении и на каком расстоянии от нашего населенного пункта находится ближайшее море? К какому океану оно относится?

4. Занимательные вопросы:

– Назовите и покажите цветные моря? ( Черное, Красное, Желтое, Белое.)
– У какого моря нет берегов? ( Саргассово море.)

II. Изучение нового материала:

– Темой сегодняшнего урока будет отгадка следующих загадок:

Течет, течет – не вытечет.
Бежит, бежит – не выбежит.

Стекло голубое, а рама зеленая

Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.

– Вы уже поняли, что тема урока…( Река и озера.)

– Открываем тетради и записываем тему: Воды суши: реки и озера.
– Обратите внимание на картину художника А.М.Васнецова “Северный край”.

(Еще на уроке висят репродукции картин Н.М.Ромадина “Керженец”, И.И.Левитана “Большая вода”.) Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки. Не только художники, но и писатели… Кто не помнит гоголевских строк: “Чуден Днепр при тихой погоде…”

– Любили реки и поэты. Много прекрасных строк посвятили они рекам. ( Проверяются творческие задания, учащиеся читают отрывки из стихов о реках).

О, Волга. Колыбель моя,
Любил ли кто тебя, как я?
(Некрасов)

Волгу в древности звали Итилем.
Эти воды судьбою полны,
Здесь всегда корабли проходили
Для торговли, а чаще – войны.
Начинаясь в районе Валдая,
Где течет на манер ручейка,
Горизонт заполняет до края
Возле Каспия эта река!
(А. Кропотин)

– Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей и художников, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река. ( Учащиеся отвечают, дают свои определения.) Учитель просит их прочитать определение из учебника и исправить свои ошибки.

– Река состоит из истока, русла и устья. Изобразите в тетради, используя в рисунке составные части и подпишите их. Один ученик работает у доски.

Затем учитель дает определения терминов исток, приток, устье, русло.

– Мы с вами почти ответили на вопрос: что такое речная система? Вернемся к рисунку. Нам его следует дорисовать. Один ученик выходит к доске дорисовать рисунок.
– Где берет начало главная река? ( В озере.)
– Где берет начало приток? ( В горах, на леднике.)
– Где еще могут брать начало притоки? ( В болоте, из родника.)
– Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало из родника и приток, берущий начало их болота. Ученик на доске рисует эти притоки.
– Сколько притоков получилось? ( Три.)
– Как их будем различать? Ученик выдвигают версии, до тех пор, пока кто-то не скажет, что есть правые и левые притоки.
– Как определим, какой левый, какой правый? ( Нужно встать по направлению течения, лицом к устью. Если река впадает слева, то это левый приток, а если справа – то правый.)
– Это и есть речная система.

– Вся площадь, с которой река собирает воду, называют бассейном этой реки.

Источник

Adblock
detector