Меню

Рассказы про сплавы по реке

Сплав. Рассказ от первого лица. Впечатления.

Здесь хочу поделиться своими впечатлениями о первом сплаве по реке Чусовая. Вещи на него я собирала в прошлой статье . Видео

Сбор группы назначен в пятницу на 20-00 напротив Меги (Екатеринбург). Но нам «повезло» и заказанный автобус по пути сломался. Организаторы вывали другой и в итоге выехали мы в 21-00. Ехать до начальной точки (Нижнее Село) 2-3 часа. Так что приехали около полуночи.

Приехали на большую поляну, где было уже несколько других групп с кострами и песнями. Наши организаторы быстро раздали нам палатки и мы принялись их ставить. (Палатку, спальник и коврик я брала в аренду). А это не так-то просто, когда ты никогда этого не делал и вдобавок уже стемнело. Но нам помогли. И как только мы ее поставили, полил дождь как из ведра. Едва успели занести вещи в палатку. Ливень был недолго, не более 30 минут. В это время уже развели костер и готовили ужин. Макароны с тушенкой и чай. Я за день вымоталась и не пошла есть, а просто легла спать.

Мои мысли в этот момент были только о том, что зря я это затеяла, хочется домой в теплую кровать. Но деваться уже некуда, надо идти до конца.

Первое утро было очень теплым и солнечным. Когда я проснулась, на костре уже готовилась овсяная каша с изюмом и чай кипел. Каша на любителя, но на природе с голоду она показалась очень вкусной.

первое утро

Мужчины в темпе надули катамараны. Мы собрали палатку, упаковали вещи, загрузили и отправились в плавание.

Сплав. Рассказ от первого лица. Впечатления.

Река спокойная, поэтому управлять катамараном очень просто. В нашей группе их было 5 и в каждом по 4 человека — гребца, а также были дети, но они не участвовали, а просто сидели и наслаждались видами природы.

Катамараны с вещами

Остановка на вторую ночевку

На ужин нам приготовили плов и капустный салат. Салат я не ела, он с луком, а плов вкусный. Ребята играли в игры у костра, а кто устал также как и я, отправились спать. Впереди еще день активного отдыха, силы пригодятся!

Отдыхаю в палатке

На завтрак приготовили нам кашу кукурузную, тоже неплохо на вкус. Снова сбор вещей и палатки, погрузка на катамаран и отплытие)

Утро выдалось жаркое, так что мы сделали остановку для купания. Я купалась прям в одежде и это незабываемо! Вода теплая, речка идеальной для меня глубины, по плечо (я плавать не умею).

На обед сова остановились на поляне, поели суп с консервой, отдохнули и отправились в последний рывок.

К месту назначения добрались в 17-50, хотя должны были к 17. По пути испортилась погода, поднялся ветер и полил дождь, пришлось переждать самый пик.

Приплыв к берегу, мужчины начали сдувать катамараны и разбирать снаряжение. Нас уже ждала газель, надо было поторапливаться. Всё снаряжение отправляли отдельной машиной. Я переоделась в кустах в сухую одежду и пошла занимать место. Дорога до жд вокзала заняла ровно 2 часа и до дома на автобусе еще 1 час. И так домой я попала ровно в 22 часа.

Разберу плюсы и минусы отдельно.

• Масса положительных и незабываемых эмоций, бьющих через край
  • Опьяняющая красота природы
  • Сон на свежем воздухе
  • Физическая активность
  • Приятное общение с новыми людьми
  • Открытие в себе новых ресурсов и возможностей, когда кажется что ты готов сдаться, но нет, идешь до конца, не можешь подвести команду
  • Загорелые ноги)
  • Еда. То что готовили было вкусно, но при такой большой физнагрузке мало, приходилось догоняться хлебом, чтобы не упасть с веслом в реку без сил. Не хватало овощей и фруктов и чего-то к чаю. Было печенье, но оно надоело. Делали один раз салат с капустой, но добавили лук и я его есть не смогла. В супы тоже добавляли лук, но там я его могда отодвинуть. И в конце сплава из-за спешки или других соображений нас не кормили и даже без перекуса. Учитывая, что пообедали мы в час дня, а домой я попала в 22 часа, есть хотелось. Ну я ладно, могла потерпеть, но на сплаве были дети и о них не подумали.
  • В палатке, которую я арендовала у организаторов сплава, был сломан замок и приходилось долго с ним мучиться и все время звать ответственного за оборудование. А не закрываться нельзя, мошкара ночью закусает.
  • Какая-то неорганизованность ответственных в группе. Планировали начать сплавляться в 9 утра, а по факту в 10-30, так как все медлили и они нас не подгоняли. Не было дисциплины, а без нее никуда.

Не смотря на все эти минусы, общее впечатление осталось только положительное и хочется повторить ещё, трудности закаляют тело и дух!

По Русскому Северу. Сплав по рекам

Излишки рыбы после «реанимации» отпускались в родную стихию.

Летом прошлого года я откликнулся на предложение в интернете отправиться в поход в Архангельскую область. Руководителем затеи был Сергей Степанов. Наш коллектив состоял из пяти мужчин и одной девушки Татьяны.

Прибыв на поезде в славный город Архангельск, мы погрузили снаряжение в заранее заказанные машины, и прямо с вокзала наш автомобильный кортеж отправился за специальным разрешением на посещение погранзоны. Оставалась заключительная часть пути до точки выгрузки на реке Кепине. По ней нам нужно было сплавиться вниз примерно на 60 километров до впадения в нее реки Ёрны. Затем по Ёрне предстояло подняться вверх по течению до точки, от которой пешим переходом удобнее всего выйти к другой водной системе. Здесь нам следовало найти вход в реку Верхотину и сплавиться по ней до системы Мегорских озер, где берет начало река Мегра. Сплав по Мегре до Белого моря был последним этапом двухсоткилометрового маршрута, после чего наша группа перебрасывалась самолетом с побережья Белого моря обратно в Архангельск.

Сплав по Кепине мы начали у старого моста. Река встретила нас идеально прозрачной, как в аквариуме, водой. Ее ширина на всем протяжении не более 20–30 метров, дно покрыто растительностью, камней и галечников нет. По предварительной информации рыбы в реке много, в том числе и хариуса, причем весьма приличных размеров.

Каждый участник сплава выбрал туристическое снаряжение и рыболовную оснастку согласно своему опыту. Выявились и некоторые особенности в характерах путешественников. Так, Дмитрий и Андрей шли одиночками на двухместных байдарках, а остальные по двое — на трехместных посудинах. Для скарба, которого набралось немало, тоже предусмотрели место. Мы взяли с собой непромокаемые мешки для продуктов и сменной одежды, а также индивидуальные средства защиты от плохой погоды. Поскольку сплав по реке подразумевал перетаскивание байдарок по мелям и разбор завалов, обязательным элементом личной экипировки стали вейдерсы…

Первые минуты сплава были сумбурны и хаотичны, все искали алгоритм движения. Через какое-то время вперед вырвались спортсмены, для них сплавной драйв значил больше, чем процесс ловли рыбы. Почетную должность замыкающих поручили двойке бывалых рыболовов — мне и моему напарнику Виктору. На маршруте мы часто отставали от группы с целью порыбачить, а потом спешно нагоняли ушедший караван. В конце июня хариус по реке распределился фрагментарно. Для удачной рыбалки нужно найти скопление активно кормящейся рыбы и попробовать ее соблазнить мелкими вращающимися блеснами.

Первый вечерний опыт ловли дал положительный результат. За короткий промежуток времени я выловил шесть отменных красавцев. Самый мелкий хариус весил не менее 300 граммов, остальные — порядка 500–700 граммов. Долгий утренний сон команды водных скитальцев — это беда. Пока все спали, мы с Виктором совершали утренний рыболовный променад. Вспоминается одно такое замечательное утро. Свет солнечных лучей до дна пробивал неглубокую речку. В нереально прозрачных струях вальяжно скользили крупные хариусы. Раз за разом наши удилища с тестом от 2 до 12 граммов обстреливали дальние и ближние точки. Однако вскоре стало очевидным, что ни тонкая монофильная леска сечением ноль восемнадцать, ни вертушки нулевых и первых номеров самых изысканных расцветок не пробуждали аппетита у гвардейцев-флагоносцев: хариуса интересовал исключительно вылет насекомых.

Как подать искусственную мушку посредством спиннинговой снасти? Правильно. Для этого есть итальянский сбирулино, или просто бомбарда. Как показали эксперименты с забросами и проводкой, в неширокой речке можно обойтись и без дальнего заброса с грузовым поплавком. Непуганая рыба подпускает к себе очень близко, смущая городского рыболова своей детской непосредственностью. Но мы не стали наказывать представителей благородного семейства лососевых за их невольное безрассудство и все, что было добыто с таким трудом, отпустили.

Сплав по реке Кепине занял три дня. Весельные переходы чередовались с короткими передышками на берегу и счастливыми часами долгожданных рыбалок. Дабы не выбиться из графика сплава, в некоторые дни нам приходилось, что называется, поспешать, усиленно налегая на весла и забывая про рыбалку. Что ж, во имя общей идеи иногда приходится чем-то жертвовать. Увлеченный рыболов, идущий на сплав в большой компании, должен заранее себя настроить на то, что далеко не все интересные в плане рыбалки места он сможет обловить.

Утро третьего дня на этой реке разбудило нас звуками дождевой капели. Как чудесно преобразилась природа, насыщаясь небесной влагой! Заключительная гонка на веслах по Кепине прямехонько вывела нас к впадению реки Ёрны, а там. А там, уже на стыке вод двух рек, разбушевался настоящий харюзовый котел. На небольшом участке реки скопилось множество жирующего хариуса. Видимо, дождь и пасмурная погода придавили мошку к воде и возбудили активность рыбы. Но что самое замечательное, рыбная братия активно интересовалась не только насекомыми, но и вращающимися блеснами. Вот уж действительно, жор так жор!

За три дня сплава самый крупный хариус, пойманный мною, потянул на 700 граммов, большая часть остальной добычи укладывалась по весу от 300 до 600 граммов. Такие показатели близки к уловам в Центральной Сибири, где хариус граммов на 500–600 считается самым ходовым и ловится на крупные вертушки третьих и четвертых номеров. Хариус Архангельской области требует к себе куда большей изощренности, и наши самые крупные приманки были Аглия лонг № 2. Тогда по воле речного царя с уловом поздравляли всех: и тех, у кого была спортивная снасть, и тех, у кого снасть была не очень изящная. Определенным апогеем стал полукилограммовый сижок, пойманный Андреем. Эта рыбалка дала заряд бодрости для преодоления речки Ёрны, где нам пришлось идти вверх, против течения.

Читайте также:  Город находящийся между двух рек

Светлой белой ноченькой четыре байдарки речных вояджеров вошли в реку Ёрну. Ночь не лучшее время для физических упражнений, но ради того, чтобы испытать мышечную радость именно в белую ночь, можно и отойти от определенных правил. Подъем по реке начался в одиннадцать вечера, а закончился к шести утра.

Река встретила нас перекатами и ускорениями воды длиной по 20–30 метров. Такие препятствия достаточно живо преодолевались в пешем порядке с байдаркой на буксире. Перекаты сменялись глубокими участками с почти стоячей водой, эти прогоны легко проходились на веслах. Белая прозрачная вода прежней реки сменилась на красновато-коричневую от примеси гумуса Ёрны. Видимо, по этой причине поменялся и видовой состав рыбы. За семь часов подъема было поймано всего два мелких хариуса и приличное количество неплохого окуня, которого в Кепине не было вообще. Не зря говорят, что окунь — это символ перемен.

Подъем по реке не обошелся без приятных сюрпризов. Как-то после очередного переката, где опять пришлось тащить байдарку на буксире, я узрел за поворотом реки заманчивый стоячок-глубочок. На разведку был отправлен крупный плавающий воблер. А в ответ некая неведомая сила остановила в глубине приманку и завязалась борьба. Видавшие виды сплавщики, затаив дыхание, наблюдали за схваткой. А вдруг лосось? Со стороны очень даже похоже. После двух минут борьбы наступил момент истины: в подсаке оказалась крупная щука. Вот так, буквально за несколько часов, веселая ловля мерного хариуса сменилась окуневыми и щучьими трофеями. Щука потянула на 5 килограммов и 300 граммов. В шесть утра мы расположили лагерь, приготовили завтрак и выставили байдарки для просушки. После дневного отдыха нас ждал двухкилометровый пеший ночной переход по тайге к озерам. От самотопа с грузом на плечах освобождалась только Татьяна. Ей доверялось маленькое, но ответственное поручение караулить базовый лагерь, пока мужская часть коллектива в три захода не перетащит снаряжение в новый лагерь на берегу озера. Весь процесс занял у нас 12 часов. Это немало!

Первая ходка принесла неожиданный результат: оказывается, в этой глуши была великолепная тропа, ведущая от реки к озеру. Ее проторили давно: видимо, у нас в России много любителей стихов и запахов леса. Нам осталось лишь поблагодарить неведомых сторонников здорового образа жизни.

Только к полудню на берегу озера вырос новый палаточный лагерь. Отобедав и выпив по рюмочке с устатку, самые слабые члены концессии погрузились в сиесту, ну а мы с Виктором пошли на ближайшее озеро рыбачить. Простенькая, без затей рыбалка с берега принесла мне пару хороших окуней. Кумжи, форели и прочих лососевых обнаружено не было, ну а окуневые сюрпризы клевали на твистеры и вращающиеся блесны.

Думаю, особого внимания заслуживает подход к рыбалке Виктора. Я наблюдал, как в его умелых руках спиннинг с мультипликатором становился не просто орудием ловли, а некой дирижерской палочкой, с помощью которой он завораживал рыбу и вызывал ее на поклевку. Итогом такого концерта, как правило, была пара приличных рыб…

Сплав

162 поста сначала свежее

Река Нерль, деревня Поречье, Тверская область.

Huawei P20 lite.

В мае 2020 года решили мы сплавиться по речке Базаиха в пределах Красноярска. Это был наш второй сплав по этой реке. Первый раз мы сплавлялись в 2019 году и тогда погода была не самая лучшая. Хоть сплав и длится всего два дня, но всегда хочется тепла, солнца и вкусной еды. И если за еду в ответе мы сами, то вот с погодой договориться немного сложнее.

В 2020 погода нас порадовала особо сильно, так как было очень солнечно и тепло. Как раз именно такую погоду и ждешь в мае.

Заброска на автомобиле прямо до реки, в буквальном смысле. Оперативно надуваем нашу многострадальную лодку с гордым именем «Морская Акула», хоть моря она и не видела. Стартуем и сразу же влетаем в деревья на берегу. Экшена ждать не нужно, экшн бежит на встречу с распростертыми объятиями. Именно по этой причине мы и решили тут сплавляться.

Река протяженностью всего 165 км имеет очень извилистый характер русла. Ширина в среднем колеблется от 7 до 15 метров (плюс-минус), течение средне-спокойное, глубина около 20-50 см, но вот огромное количество поворотов, порой на 180 градусов, создает определенные нюансы во время сплава.

Самое главное это не неожиданность этих поворотов, тут все видно и понятно, среагировать всегда можно успеть. Но по причине узкого русла и резких поворотов, течение по весне с особой силой бьет в берег и подмывает землю с печальным результатом — деревья падают поперек русла. Для нас это уже не было глобальной проблемой, путь в большинстве мест был пропилен. Но вот для первых команд в апреле это тяжелая работа по постоянной пропилке пути.

Однако и мы неоднократно за сплав вынуждены были перетаскивать лодку как по берегу, так и прямо через деревья в реке, если они были чуть выше уровня воды. Так себе удовольствие, водичка еще прохладная.

В лодке мы располагались лицом к лицу, так больше места для сидения и так удобнее ориентироваться во время поворотов. Крутило нас постоянно) Мы очень неопытные водные туристы, но было здорово!

Получив обильный солнечный загар за первые полтора часа, некоторые из нас, особо рыжие, одели одежду и стремительно неслись в сторону обеда. По сути на реке очень мало прямых мест когда оба участника могут просто расслабиться и не отслеживать путь. Постоянно приходится бдить за тем куда несет лодку, за подводными камнями и различными корягами.

Когда мы стартовали утром, за нами также собиралась компания из трех лодок и мы так и прошли этот сплав попеременно обгоняя друг друга во время принятия пищи на берегу.

Мы совершенно случайно обнаружили очень хорошую и оборудованную поляну где и предались греху чревоугодия. Стол, лавочки, чайник и даже не до конца прогоревший костер были нам наградой за долгое ожидание и поиск места для обеда. Судя по следам на земле прямо перед нами там побывали ребята на квадроциклах и нам не пришлось разжигать костер, просто кинули дрова на угли и было нам счастье!

После обеда мы двинулись в дальнейший путь со следующей остановкой уже на ночь. Вспоминая прошлый год, планировали остановиться примерно там же или чуть дальше. Так как в 2019 году мы шли почти до позднего вечера и не обнаружив хорошего места, остановились на месте, где под сон было приспособлено лишь малое пространство прямо у воды. В этот раз хотелось поставить палатку. А палатку взяли достаточно большую.

Пройдя часа полтора почувствовали холод, оперативно оделись и настроились идти до победного, когда пройдя очередной поворот реки вышли на большую поляну с красивым видом и ребятами на этой поляне. Они обогнали нас пока мы трапезничали. Ребята с берега уточнили куда мы намылились в ночь, так как дальше то хороших мест для ночевки нету. И за 30 секунд напряженного обмысливания данной информации мы приняли решение остановиться тут же. Благо места было очень много.

Наломали дров, установили палатку, развели костер и почувствовали всю правильность принятого решения остаться на этом месте. Здесь было очень хорошо.

На следующее утро выспавшись и отсняв симпатичные кадры природы, спокойно позавтракали под прикрытием нашей лодки, так как деревьев в близи не было, а солнце припекало не по детски.

Сразу после отправления обнаружили где протекает лодка и нас удивил сей момент. Лодка пропускала по шву на дне. Дно надувное, было. Видимо из-за многократного трения о камни а также от старости, некоторые швы потрескались и вода начала проникать внутрь дна и, как итог, нам в ноги. Это было отчасти грустно, но вполне приемлемо.

Главным событием дня должно было быть прохождение так называемого порога. В это время, когда вода низкая, порогом это назвать сложно. Пройдя половину дня, отобедав и преодолев несколько поваленных деревьев, мы таки добрались до главного препятствия. В прошлый раз там было здорово и достаточно динамично. В этот раз было как то непонятно. Вроде и камни на месте и динамика, но почему то особого драйва не было. Может вода пониже была. Но воды мы все равно чуть чуть хлебнули на одном из камней. Правильнее сказать, что порог мы проползли по камням, а не прошли.

Дальнейший наш путь был насыщен неоднократным попаданием на поворотах в кусты, почти потерей весла и кепки. И то и то удалось вовремя вернуть в лодку . И уже ближе к концу пути мы попали в узкое место среди наваленных деревьев и оба огреблись ветками и были одарены всяким лесным мусором в лодке.

В конце дня нас ждал прекрасный закат, полное удовлетворение от сплава и дно лодки заполненное водой изнутри. Воду я потом сливал дома через небольшой разрез, иначе никак.

Таим слабую надежду, что лодки еще хватит на часть этого сезона и она умрет красиво и героически!

Читайте также:  Алтайский край дом у реки

Ну а для всех любителей смотреть подобные истории в видео формате ниже прикрепляю видео с этого сплава

Всем желаю сухих ботинок, теплых спальников и полных котелков! Удачи!

Каждый год мы с друзьями сплавляемся по рекам Свердловской области. Немного фото с прошлогоднего сплава по реке Серга.

Такой нас встретила река: спокойствие и умиротворение. Выгрузились, надули лодку. Все только начинается.

Из-за аномальной жары уровень в реке существенно понизился. Местами приходилось идти пешком.

Вечерний туман. Один из признаков скорого дождя.

И дождь не заставил себя ждать — мощный такой, с грозой и шквалистым ветром. Повезло, что до дождя успели развести костер. Отогреваемся и жарим сардельки (в кадр они не попали)

День второй. Дождь закончился. До обеда просушили вещи и дальше в путь. Погода: пасмурно, но тепло. Примерно +23. Радует, что нет дождя.

Скала «Карстовый мост». Называется так из-за больших отверстий в скале. Встали на ночевку.
Тут обычно оживлённо. Многие туристы встают на привал.

День третий. Местная достопримечательность — наскальная живопись древних людей. Вот тот маленький рисунок на скале охрой по типу «ручки-ножки-огуречки» он и есть. Смогли разглядеть? Говорят, что он датируется 3000 лет до н.э.
Х.З. все может быть. Выглядит аутентично. Одно непонятно, зачем древние рисовали так высоко (рисунок на высоте 5 метров над водой). Я без подсказки увидеть не смог.

Скала «Дыроватый камень». Она же «Пьющая лощадь».

Просто красивый вид.

Вердикт: это был отличный сплав. Отдохнули как следует. Ну а вы немного узнали, как выглядит отдых на реке среднего Урала.

В прошлом посте про зиму не все согласились с тем, что морозы это хорошо. Поэтому вот немного летних ностальгических снимков моей фотогеничной палатки в разных прекрасных местах Урала.

Стоянка напротив камня Ветлан, река Вишера.

Река Иргина, окрестности Вакутина камня.

Предуралье, окрестности села Усть-Кишерть.

Массив Конжаковского камня, на горизонте гора Косьвинский камень.

Лес в верховьях реки Сылва.

P.S. Уже не первый год увлекаюсь путешествиями по родному Уралу, снимаю всякое интересное. Если хотите увидеть что получается, то самое лучшее собрано вот здесь.

Изначально такой мысли в моей голове не было. Ее просто не могло там возникнуть, ибо о Чулышмане я слышал к тому моменту столько страшных баек от сплавщиков, что. Но обо всем по порядку.

Решение ехать на Чулышман за хариусом мы приняли давно, еще зимой, сидя на зимней стоянке за чаем. Тогда Миша столько всего рассказывал об этой реке, что мне не во все верилось. Говорил о том, как разбивались там лодки сплавщиков со всех концов света, как Чулышман вздувался после дождей в горах и сносил все на своем пути, наполняя Телецкое озеро. В общем, решение было однозначным — ехать!

Пришел август, лучший для ловли хариуса месяц, и мы поехали. Поехали мы с моим другом на большом внедорожнике, ибо Миша предупредил — дорога на Чулышман сложная.

До Улагана долетели как обычно. Переночевали, собрались и поехали. Я удивился, когда увидел, как Миша привязывает к багажнику на крыше лодку.

-На всякий случай,- как обычно многословно объяснил Миша и уселся в машину.

«Надо так надо», — подумал я. Дорога к Чулышману идет сначала через Балыктуюль, мимо Пазырыка и дальше. С каждым километром она становилась все менее пригодной для движения, но наш внедорожник бодро хрустел камешками, поднимая за кормой столб пыли. Мы останавливались дважды. Первый раз — на краю огромного обрыва. Там, внизу, яркой изумрудной зеленью играло небольшое овальное озерцо.

Вдоволь налюбовавшись, мы тронулись дальше. Джип перевалился на ухабах, поскрипывая пружинами. Миша что-то рассказывал моему другу, я особенно не прислушивался. Я смотрел по сторонам.

Второй раз мы остановились у перевала Кату-Ярык. Этот перевал просто придавил меня своими масштабами. Стоя на краю километрового обрыва, я чувствовал себя песчинкой. Вон то белое пятнышко внизу — крыша базы отдыха. Высота обрыва- километр. На той стороне — такие же отвесные скалы. Чулышман течет в каньоне длиной 200 км из озера Джолуколь в Телецкое.

Сам перевал Кату-Ярык — очень извилистый спуск, прорезанный прямо в теле скалы. Максимальный уклон — 30 градусов. Высота — километр, длина — 3,5. Непростой маршрут даже для нашего аппарата. Но делать нечего, приехали уже, так что переглянулись и тронулись вниз. Я сел на окно, одной рукой держась за ручку над окном. В другой у меня фотоаппарат. Я очень хотел запечатлеть спуск на видео!

Мой друг ругался на меня и призывал сесть внутрь авто, Миша философски молчал. Он очень спокойно относился к сумасшедшему поведению других. Он просто признавал за каждым право убиться так, как ему хочется.

Катимся вниз, и я физически чувствую как отрабатывают тормоза нашего нелегкого пепелаца. Первый поворот, второй. Рулевой шипит сквозь зубы и давит на тормоз, Миша философски жует травинку, я кукушкой в часах торчу из окна и восторженно ору что-то бесшабашное. Тяжеленный джип неудержимо тянет вниз, он набирает скорость, а впереди очень крутой поворот. Но мой друг справляется с ситуацией, хотя в салоне воодушевляюще пахнет горелыми колодками, но ехать-то надо.

И вот мы внизу. Отъехали от спуска, остановились, вышли. Задрав головы, смотрим на перевал. Блин, а как же назад. Ну ничего, справимся. Осмотрели машину. Тормозные диски посинели от перегрева. Мы постояли, подождали, пока они остынут. Но долго стоять тоже не стоит — нужно найти место для ночевки на берегу и обустроить лагерь до темноты. Дорога идет вдоль Чулышмана, повторяя его повороты, в сторону Телецкого озера, до которого от перевала около 80 км.

Сам Чулышман прекрасен. Ярко-зеленая изумрудно-прозрачная вода с шапками белоснежных бурунов на перекатах и порогах, оглушительный рев воды, отвесные скалы по берегам с обеих сторон. Величие гор здесь ощущается особенно сильно.

Отъехав от перевала километров на 20, мы нашли наконец подходящее место на самом берегу. Огромный валун и чистая аккуратная площадка. На ней немного мусора (встретил бы тех, кто бросил — руки бы обломал по самые плечи), который мы быстренько прибрали и начали ставить лагерь.

Поставили палатуку, развели костер. По берегам растет масса. тополей! Здесь их встретить было огромной неожиданностью, я привык к хвойной тайге Улагана. Но здесь — микроклимат и есть даже большой яблоневый сад.

Река кристально прозрачна, виден каждый камешек на дне. А на вкус вода в Чулышмане просто чудесна. Но холодная, до ломоты в зубах. Да, купаться здесь — небольшое удовольствие. Чуть ниже места нашей стоянки — широкий плес и сразу за ним — мощный порог. Река здесь зажата двумя огромными глыбами гранита, между которыми летит с диким ревом.

Лагерь поставлен, и я помчался пробовать ловить хариуса. У меня спиннинг с блеснами и второй с местной снастью, сплетней. Сплетня — уникальное изобретение местных рыболовов. На лесу привязывается большой пенопластовый поплавок со свинцовым грузом внутри. Выше него на метр — еще один, но уже без груза. И между поплавками на коротких поводках привязаны мушки и мормышки разных цветов. При забросе тяжелый поплавок вытягивает всю конструкцию в линию, и работая спиннингом, можно облавливать большие участки реки. Но в этот вечер удача мне улыбатьс не стала. Видимо решила, что фантастических окрестных видов мне за глаза. На следующий день я был ей очень за это благодарен, ведь мне пригодился весь ее запас.

Вечер на берегу Чулышмана — это сказка. Река, будто утомившись за день, к ночи начинает шуметь чуть тише, и можно говорить, не срывая голос.

Огромные Улаганские звезды теснятся в разрыве между скал над головой. Ветер гуляет где-то наверху, не долетая до нас. Пахнет травами и немного камнями. Мы наварили еды, плотно поужинали и сейчас пили чай. Молчали. Впитывали величие момента. Уснул я у костра, так и не добравшись до палатки, благо было тепло и нагревшаяся за день земля щедро делилась теплом до самого утра.

Утро началось с умывания в ледяной воде. Температура всего 4 градуса, бодрит!

Я начал было собираться на рыбалку, но Миша сказал:

-Ты ж здесь ничего не поймаешь. Вчера разве не понял?

-Ну и что делать?

Миша молча отвязал лодку, развернул ее и сказал мне:

А сам уселся пить чай. Кому чай, а кому и качай. Я быстренько накачал двухместного «Зодиака», скидал в него снасти и вопросительно уставился на Мишу.

Мой друг в это время критично на нас поглядывал. Наконец он не выдержал:

-Вы с дуба не рухнули, друзья мои? Миша, ну ладно Дэн, он молодой и бестолковый, но ты-то? Ты ж видишь, река бешеная! Куда вы собрались на этой резинке? Тут рафты бьются, река высшей категории.

Миша спокойно отпил чаю, швыркая, куснул конфету и изрек:

-А мы аккуратненько. И это, Денис, насос с собой положи.

Я насторожился. Зачем качать? Накачал, аж звенит!

— На улице сколько? Уже под 30 градусов. А вода сколько? +4. Физику учил?

Ну да, ну да. Будь готов! Всегда готов.

Друг попытался еще раз:

— Может лучше на машине ниже переедем и найдем нормальное место?

Миша молча потащил лодку к воде, бросив перед этим в котелок какую-то травку.

Я пожал плечами и отправился за ним. Плыть же пора.

Подойдя к воде, я в задумчивости остановился. Чулышман ревел и бесновался чуть ниже нас по течению, метрах в 50. Здесь же плес был ровным и гладким, только под противоположным берегом виднелась полоса белой пены, там было мелко, и вода разбивалась о камни в мелкую взвесь.

Читайте также:  Куда впадает река титикака

Миша тем временем спустил лодку на воду и ждал меня, сидя в ней.

Я сел в лодку, и Миша провел краткий инструктаж:

— Я гребу, ты держишь насос наготове и делаешь все, что я скажу. Скажу прыгать — прыгаешь. Понял?

-Да понял, поехали.

Миша оттолкнулся от берега, развернул лодку и быстрыми гребками погнал ее поперек течения, немного по диагонали. Где-то на середине плеса я почувствовал, как нас подхватило стремительное течение и понесло в порог. Миша закричал:

Я судорожно работал руками, качая резиновую лягушку. Борта под нашим весом уже просели почти до воды. Миша бешено греб.

Я бросил взгляд на берег и увидел, как мой друг бежит, выкидывая вперед ноги (а росту в нем 2 метра), зачем-то держа в вытянутой руке котелок с чаем. Он что-то кричал, но из-за рева воды я ничего не слышал, видел только беззвучно открывающийся рот. Вообще картинка эта сохранилась у меня как набор разрозненных фотографий.

И вот мы влетаем в порог.

Наша лодка проскользнула расселину между скалами как тряпка, ни на секунду нигде не задержавшись. А дальше — порог длиной метров 70. Вода кипит белыми бурунами, там и тут торчат острые камни, водяная пыль промочила нас в долю секунды!

Ааааааа! Летим по порогу, полуспущенная лодка полощется на течении. Я держусь одной рукой за борт, другой держу снасти. Оглядываюсь на Мишу. Он собран, но. безмятежен что ли. И даже, похоже, получает удовольствие от происходящего!

Мы пролетели порог, и нас обратным течением потянуло к нашему же берегу. Вот прокатились, блин!

Миша подработал веслами, и мы ткнулись в берег. Я пулей выскочил из лодки и втащил ее на берег вместе с Мишей, взял спиннинг и в полной прострации пошел ловить рыбу. Вряд ли я что-то соображал в тот момент. Миша там временем деловито осмотрел лодку и принялся разжигать костерок.

Я поймал маленького харьюзка, отпустил его и вернулся к костру. К этому моменту там же появился и мой друг с котелком чая. Удивительно, но он донес его не расплескав.

Я окинул взглядом всю эту пастораль, и из меня будто вынули все кости разом. Я осел в траву и попытался закурить. Сигарета прыгала в зубах, руки никак не могли чиркнуть зажигалкой. Миша забрал у меня зажигалку и поднес ее к сигарете. Первую сигарету я выкурил до фильтра в три затяжки и тут же взялся за вторую. Друг смотрел понимающе, пока Миша разливал чай из котелка по кружкам. После пары глотков я подозрительно повеселел, а потом мне и вовсе захорошело. Мы с другом переглянулись и уставились на довольного Мишу.

-Чего смотрите? У нас тут много разных трав растет, есть и тонизирующие — Миша посмеивался, глядя на наши обалдевшие лица. -Допивайте, и погнали на ту сторону. Ты — указующий перст на моего друга — собирай лагерь и переезжай на пару километров вниз. А мы туда сплавимся потихоньку. Тут река уже поспокойней.

Я с сомнением глянул на воду. Та же пена, те же камни.

Но делать нечего, надо плыть. Лодка накачана, и мы вновь устремляемся к другому берегу. И, о чудо, нам это удается! Правда под самым берегом глубина метра 3, и вода несется там со скоростью курьерсокого поезда. Но Миша одним мощным рывком преодолел эту стремнину, и я живо втащил лодку на берег, выскочив из нее на мокрые камни. А дальше — полдня чумовой рыбалки и прогулки по гладким окатышам на берегу своенравного и могучего Чулышмана. Переправа на наш берег прошла по тому же сценарию, и мы причалили точно возле нового стана, к тому моменту уже разбитого нашим другом.

На следующий день мы полезли в гору по отвесной стене, собирать каменное масло. Каменное масло — чудодейственная вещь! Если интересно — погуглите, много интересного узнаете. Сначала мы карабкались по красной осыпи, и в этом не было ничего сложного. Я все детство так гонял по терриконам. Но потом пришлось забираться вверх по отвесной скале. Камни слоились и расщеплялись под пальцами, саперная лопатка мешала, но мы справились. Вжимаясь щекой в скалу, пытаясь просто влипнуть в нее, я жалел о том, что человек-паук — просто герой комиксов.

Но мы добрались примерно до середины скалы и нашли первое масло. Собрав его в сумку, пошли дальше. Так мы перемещались по скале пару часов. Миша двигался впереди, обогнав нас метров на сто, мы плелись следом, временами поглядывая вниз и проклиная всю эту затею. . Так прошли все пять дней, отведенных нами на изучение прекрасной долины Чулышмана. Мы плавились вниз, ловили рыбу, сидели у костра, купались, загорали и дышали необыкновенной долиной необыкновенной реки. К концу путешествия я уже вполне освоился на воде и отталкивал лодку от берега без колебаний. Но с опаской, потому что слишком уж своенравен Чулышман.

Сплав по р. Реж.
Только послушайте эти звуки.
Эти чарующие водоросли мы назвали «волосы русалок»

Рассказ об осеннем сплаве на катамаранах по реке Илеть в Марий Эл не далеко от города Чебоксары.

Сплавлялись веселой компанией от санатория Кленовая гора. Прошли 15 км, и сделали остановку где готовили вкуснейшую гречневую кашу!)

Этим летом мы совершили сплав по легендарной реке Чусовой, из Свердловской области в Пермский край. Хочу поделиться некоторыми фотографиями оттуда.

Первый снимок сделан в окрестностях старинного села Сулём, в Свердловской области. Именно в эту ночь было единственное за весь сплав чистое небо.

Ниже кадр с огромной и живописной скалой Ростун, уже в Пермском крае.

На его вершине растут очень необычные сосны, похожие на какой-нибудь бонсай.

Сама Чусовая славится своими скалами — «бойцами», названными так за опасность для барок с железом, каждую весну отправлявшихся в трудный путь с ценным грузом металла с железоделательных заводов. Почти каждый боец имеет свое название, вот, например, Собачьи Камни

На реке много старинных сел с церквями, пристанями и другими интересными памятниками. Например, демидовский крест, стоящий напротив камня Писаный, неподалеку от границы Свердловской области и Пермского края.

Георгиевская церковь в красивом селе Слобода стоит прямо на вершине небольшого бойца.

Погода выдалась очень дождливой, зато на стоянках было просто море грибов.

Ну и просто приятный вечер на реке.

А в завершении сплава нужно обязательно побывать на вершине высочайшего из бойцов на Чусовой — Великана.

Если заинтересовались маршрутом, то на моем сайте можно прочитать подробный отчет об этом путешествии. А если вам понравились мои снимки, то вот инстаграм, где я выкладываю лучшие фотографии и откуда можно следить за публикацией новых отчетов.

ответы на будущие вопросы:

размер плота 6х3, проплыли 60 км за 48 часов, ночью спали, команда 5 чел,

мотор Сузуки(ушло 25 л бензина), с запасами еды переборщили, пива не хватило)

Веселый сплав

Рассказы про сплав

рассказы про сплав

Сплав по горным рекам на лодке, рафтинг — занятие крайне нервное и душещипательное. Дело было в Красноярском крае. Четверо парней, довольно опытных рафтеров, решили проплыть по знакомой порожис­той речке. Преодолеть им предстояло три порога: два — средней кате­гории сложности и один — архисложный, проходимый только при очень точном маневрировании между валунами.

Началось все довольно весе­ло. Надев спасжилеты, ребята прыгнули в рафты и привычно заработа­ли веслами. До первого порога у них вообще получилась легкая прогул­ка — ребята даже не намокли и не забрызгались. На пороге пришлось слегка порулить веслами — то правые вперед, то левые назад, то все вперед, то куда-ты-твою-мать-вперед-гребешь. В итоге рафт только один раз покрутился в водовороте, и разгоряченных парней окатило хо­лодной водой, что было даже в кайф.

Но вот дальше начался триллер, и триллер этот был настолько же жу­ток, насколько и комичен. Дело в том, что весной в мелкие сибирские речки поднимается для нереста таймень — это такой крупный лосось. Таймень способен выпрыгивать из воды на метр-полтора, если перед ним находится некое препятствие — небольшой водопад, камни или ка­кая-нибудь рогатая коряга. А еще таймень — крупная рыба, он достига­ет 60 килограммов веса. Чтоб Вы понимали, о чем идет речь, пред­ставьте, что из воды выпрыгивают мокрые скользкие бревна. Один из парней, Игорь, в полной мере оценил эту метафору, когда пе­ред вторым порогом что-то темное взлетело перед его глазами из реч­ки и с мощью Майка Тайсона треснуло его по голове , Игорь даже не ус­пел удивиться — он моментально отключился.

— Парни, Игорь контужен! По ходу, здесь таймень нерестится!

Из воды тут же запрыгали десятки тайменей, будто только и ждали сиг­нала к атаке. Тут бы нашей сказочке пришел печальный конец, но глав­ный рафтер Стас не растерялся и скомандовал:

Быстрым движением весла Стас отшиб обратно в воду тайменя, летев­шего прямо в голову Игоря, который и так пребывал в нокдауне. Двое других парней последовали его примеру, и целых десять минут на речке происходило небывалое сражение — трое рафтеров ударами весел отбивались от летящего тайменя, спасая здоровье себе и жизнь — контуженному другу.

Когда битва кончилась и обессилевшие рафтеры пристали к берегу, Игорь очнулся и пришел в себя. Он совершенно ничего не помнил и не поверил ни единому слову друзей, которые принялись гордо расписы­вать свой подвиг.

— Ребят, а мы точно не напились? — с сомнением в голосе спросил он. — А то у вас руки трясутся, а у меня голова трещит.