Меню

Работа с терминами по теме реки

География. 6 класс

Конспект урока

География, 6 класс

Урок 04. Реки Земли

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Урок посвящён изучению поверхностных вод суши – рек.
  2. В ходе урока школьники познакомятся с особенностями строения реки и её частями.
  3. Узнают об основных отличиях равнинных и горных рек.
  4. Узнают об особенностях режима рек

Река – природный водный поток, протекающий в понижении рельефа, созданного её движением.

Русло – самая глубокая часть речной долины, где водный поток постоянный.

Исток – место начала реки.

Устье – место впадения реки в море, озеро или другую реку.

Приток – реки, присоединяющиеся по пути к основной реке.

Речная система – главная река с притоками.

Речной бассейн – площадь суши с которой река собирает воду.

Водораздел – линии поверхности Земли, по разные стороны от которых сток идёт в разные речные бассейны.

Пороги – твёрдые породы в русле рек.

Режим реки – изменение уровня воды по сезонам, процесс замерзания или ледохода на реке в определённое время.

Межень – период самого низкого уровня воды в реке.

Паводок – внезапное поднятие уровня воды в реке, вызванное выпадением дождей или интенсивным таянием снега.

Половодье – увеличение количества воды в реке, повторяющееся ежегодно в определённое время года.

Основная и дополнительная литература по теме

  1. География. 5 – 6 класс / А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Сайт: Научно-популярная энциклопедия. Вода России. http://water-rf.ru/.
  3. Сайт: География. https://geographyofrussia.com/mirovoj-okean-i-ego-chasti/.
  4. Сайт: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru.
  5. Сайт: Издательство «Просвещение» www.prosv.ru.
  6. Сайт: Российская версия международного проекта Сеть творческих учителей www.it-n.ru.
  7. Сайт: Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru.
  8. Сайт: Федерация Интернет-образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru.
  9. Сайт. Мир океана. http://www.seapeace.ru.
  10. Сайт. Гидрометцентр России. https://meteoinfo.ru.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мы уже успели изучить воды Мирового океана. Теперь мы начнём изучать воды суши. На суше огромные запасы пресной воды сосредоточены в реках. Каждый из вас хотя бы раз в жизни видел реку. А каковы особенности рек? Тема нашего урока: «Реки Земли».

Реки – обычно постоянные потоки поверхностных вод, текущих в выработанных ими углублениях – руслах.

Каждая река имеет исток, русло, устье. Река может иметь притоки или сама быть притоком и является частью речной системы. Источники питания рек – дожди, снег, ледники и подземные воды. Водность и режим рек тесно связаны с их источниками питания и климатическими условиями. Характер течения реки зависит от рельефа территории, по которой она протекает.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Подберите подписи к изображениям.

Варианты ответов:

Правильный вариант ответа:

Задание 2. Распределите характеристики горной и равнинной рек.

Источник

Реки
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Характерная проблема: река как источник поставки продуктов питания. Я применяю на уроке частично — поисковой проблему. Проблемная задача. Способ решения ученику неизвестен. Ученик самостоятельно отыскивает и решает. Рассказать о виденной ими реки. Моя задача – помочь учащимся увидеть и осознать увиденное в природе.

Скачать:

Вложение Размер
tema_reki.doc 46 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме «Реки», 6 класс

Характерная проблема: река как источник поставки продуктов питания. Я применяю на уроке частично — поисковой проблему. Проблемная задача. Способ решения ученику неизвестен. Ученик самостоятельно отыскивает и решает. Рассказать о виденной ими реки. Моя задача – помочь учащимся увидеть и осознать увиденное в природе.

Содержание понятия «река» будет неполным без элементарного знакомства с основными источниками питания. Актуальность вопроса решу проводя систематическое наблюдения за погодой и изменения водного режима. Содержание этого вопроса изложено в учебнике для ознакомления для выбора режима своей реки. У нас течет река Юшатырь. Так, ребята, наблюдающие в своей местности весеннее половодье, могут сами рассказать о нем.

Что такое река? Река — водный поток, текущий в выработанном им углублении-русле реки.

Река течет по уклону земной поверхности.

Вот отсюда, именно отсюда,

Из глубин лесного родника

Выбегает голубое чудо-

Русская великая река.

Работа с картой. Определяют ,на какой высоте он расположен, при каких условиях течет?

Рассказывают о режиме и питания рек.

Технологическая карта урока географии

Тема урока: «Реки»

Технологическая карта урока

Предмет: география Т.П. Герасимова., Н.П. Неклюкова .

Тема урока: Реки

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: расширить и углубить знания о водах суши — реках.

Образовательные: Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.

Познакомить с крупнейшими реками России, мира.

Сформировать представление о направлении течения и скорости равнинных и горных рек

Развивающие: Уметь называть, показывать реки мира, России, мира.

Уметь определять водоразделы и бассейны рек.

Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру.

Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников

Планируемый результат: Учащиеся должны уметь:

Называть и правильно показывать реки, основные части реки, бассейн, водораздел.

Объяснять понятия: река, исток, устье, приток, бассейн, водораздел, речная система.

Описывать реку по плану.

Определять направление течения, характер реки в зависимости от рельефа.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, , репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.

Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение.

физическая карта полушарий, макет «Водораздел», атласы,

учебники Герасимовой Т. П., Неклюковой Н. П. География. Начальный курс. М.: 2007

N п/п Этап Время Методы и формы Деятельность учителя Деятельность . учащихся

1 Организационный момент 1 мин.

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

Готовят рабочее место

2 Проверка выполнения д/з 5 мин. индивидуальный опрос – работа с карточками (3 – 4 уч), фронтальный опрос

Выявляет уровень знаний по д/з. Определяет типичные недостатки. Мобилизируют интерес, внимание

Ученики отвечают на вопросы учителя.

3 Установка познавательной задачи

Устное сообщение учителя: Вода – одно из начал существования всего живого на Земле. «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, непонимая, что ты такое».

Предлагаю отгадать загадки:

• Течет, течет – не вытечет;

Бежит, бежит – не выбежит.

• Не конь, а бежит,

• Между гор, между дол

Бежит белый конь.

4 Предлагают варианты ответов.

Изучение нового материала 2 мин.

6 Объяснительно – иллюстративный

Эвристический (частично-поисковый) Сообщает тему урока: Вы уже поняли, что тема урока…(Реки)

7 Предлагает определить значимые цели урока для каждого по теме урока: Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.

Познакомиться с крупнейшими реками России, мира.

Уметь называть, показывать реки мира, России,

Уметь определять водоразделы и бассейны рек.

8 Обращается к жизненному опыту учащихся: В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки. Расскажите о виденной вами реке. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река? Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.

9 По учебнику, рассказываем о строении реки, записывают тему урока в тетрадь, ставят цели и задачи к уроку.

10 Высказывают свои ассоциации со словом «река».

11 Читают определение в учебнике стр. 87

12 Запись определения в тетрадь.

13 Обозначают на рис. (приложение 2) части речной системы

14 Первичная проверка понимания 5 мин. Работа в парах с картами атласа и настенной физической картой полушарий. Задаёт вопросы, слушает, корректирует ответы. Работают в парах с картами атласа и настенной физической картой полушарий

15 Изучение нового материала 10 мин. Объяснительно–иллюстративный

16 Игра «Географическая почта» Показывает презентацию, рассказывает о режиме и питании рек.

17 Проверяет правильность выполнения работы.

1) 420 с.ш., 780 з.д. (Ниагарский)

2) 50 с.ш., 620 з. д. (Анхель)

3) 180 ю.ш., 260 в. д. (Виктория)

Дополняют схему (приложение 3).

Физкультурная пауза. 3-4 упражнения

18 Самостоятельно знакомятся с особенностями равнинных и горных рек, работая с текстом учебника стр. 91 -92, рис. 57,60 или просмотр видеофильма «Горные и равнинные реки»)

19 Игра «Географическая почта»

20 Работают в 3 группах:

1 гр. изучить рис. 61 на стр. 93. Объяснить, как образуются пороги.

2 гр. изучить рис. 62 на стр. 93. Объяснить, как образуются водопады. В каком направлении движутся водопады?

3 гр. Найти на физической карте полушарий водопады, используя их координаты:

21 Закрепление знаний 7 мин. Фронтальный опрос

Организует деятельность по применению новых знаний: практикум «Описание реки по плану»

2 2 Конкурс знатоков.

23 Домашнее задание 2 мин. Инструктаж Предлагает домашнее задание на выбор:

§ 30, составить к материалу параграфа 6-7 вопросов.

24 Составить кроссворд по терминам темы.

25 Нанести на К/К крупные реки мира Выбирают домашнее задание и записывают его в дневник.

26 Подведение итогов. Беседа. Предлагает дополнить предложение:

Я знаю, что такое … Я могу …

Я научился … Определяют уровень достижений своих результатов.

Отвечают на вопросы учителя

1. Вода, находящаяся в земной коре называется … А. минеральными водами

2. Горные породы, пропускающие воду, называются … Б. источниками (родниками)

3. Пустоты, которые вымывает вода в легкорастворимых породах (напр.: солях, гипсе, известниках) называются … В. межпластовыми водами

4. Слой, насыщенный водой называется … Г. водоносным слоем

5. Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называются … Д. пещерами

6. Подземные воды, которые выходят на поверхность на склонах , в оврагах, резных долинах называются … Е. водопроницаемыми горными породами

7. Водоносный слой, находящийся между двумя водоупорными слоями называется … Ж. грунтовыми водами

8. Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов, используемых в лечебных целях называются … З. подземной водой

Ответы: 1.З; 2.Е; 3. Д; 4.Г: 5.Ж; 6.Б; 7.В; 8.А.

Теперь учащиеся могут ответить , что делает река с горными породами, какие из них и почему разрушаются легче, быстрее, медленнее, и подойти к выводу о том , что река образует свое русло очень медленно, что реки существуют многие тысячи лет.

а) Я – сибирская река

Широка и глубока

Букву «е» на «у» смени –

Стану спутником земли.

б) Ты, меня, наверно, знаешь,

Я сказки Пушкина – герой,

Но если «я» на «н» сменяешь,

Сибирской стану я рекой.

в) В Африке известная река,

К ней прибавьте срочно букву «к»

Слово все наоборот прочтите,

Город в Подмосковье отыщите.

г) — Название какой реки состоит из предлога и цифры? (Припять)

— Какая сибирская река состоит из личного местоимения и предлога? (Яна)

— Название какой реки у тебя во рту? (Десна)

— Какую реку можно срезать ножом? (Прут)

— Какой приток Дона носит название дерева? (Сосна)

— Какая река Западной Сибири носит название посуды? (Таз)

Выразите свое отношение к теме сегодняшнего урока с помощью математических знаков:

Домашнее задание: сочинять рассказ по теме « речка Юшатырь»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутый план урока: «Реки. Части реки. Речная система» для 6 класса.

Урок «Реки. Части реки. Речная система.» 6 класс.

Цель урока: сформировать понятия «река», «речная система», «бассейн», «водораздел», «пороги», «водопады». Раскрыть взаимосвязь между рельефом, горными породами и текучими водами. Продолжить формирован.

Реки. Части реки. Речная система

Информацию презентации можно использовать на уроках географии в 6 классе при изучении нового материала по теме «Воды суши». Изучив материал, учащиеся узнают, что такое река, исток, устье, русло, речна.

Конспект урока «Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки. Их происхождение, условия залегания и использования. Реки Тульской области».

Цели: Образовательная:· Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке — как о виде «Внутренних вод» .

Географии основыЗаставляют стать поэтом!Не опишешь тусклым словомНашу яркую планету…И.И. Ландо.

река Кобра — река моего детства

Данная презентация используется во внеклассной работе в разделе «Мой край родной».

Реки. Части реки. Речная система.

Источник

Работа с терминами по теме «Реки России» география 8 класс

Работа с терминами по теме «Реки»

1. Постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении.

3. Место впадения реки в море, озеро, другую реку.

4. Главная река со всеми её притоками.

5. Превышение истока над устьем в метрах.

6. Количество воды, проходящей через русло реки за определённый промежуток времени .

7. Наиболее низкий уровень воды в реке.

8. Внезапный, кратковременный подъём уровня воды в реке.

9.Затопление водой обширных участков территории суши в результате подъёма уровня воды в реке.

10. Ожидаемый закономерный подъём уровня воды в реке в результате таяния снега и льда весной или летом.

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Номер материала: ДБ-418270

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник



Работа с терминами по теме «Реки»

Работа с терминами по теме «Реки». 1. Постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении 2. Начало реки 3. Место впадения реки в море, озеро, другую реку 4. Главная река со всеми её притоками 5. Превышение истока над устьем в метрах.

Слайд 3 из презентации «Урок географии в 8 классе»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Урок географии в 8 классе.pptx» можно в zip-архиве размером 1710 КБ.

Похожие презентации

«Река Сходня» — За годы войны Подмосковье потеряло пятую часть своих лесов. Последние 70 лет жизнь подмосковных малых рек стала особенно тяжелой. Сходня замерзает в ноябре — начале декабря, вскрывается в конце марта — апреле. Проект Константиновой Александры. Загрязнение рек Подмосковья. Равнинного типа. Питание преимущественно снеговое.

«География 6 класс реки» — Нил с Кагерой (Африка) 6671 км. Янцзы(Азия) 5800 км. Крупнейшие реки мира. Амазонка с Мараньоном(Юж. Волга (Европа) 3531 км. Реки. Реки в произведениях поэтов. Америка) 4740 км. 8. Меконг (Азия) 4500 км. 9. Амур с Аргунью (Азия) 4440 км. 10. Миссисипи с Миссури(Сев. Введение. Америка) 6400 км. «О, Волга.

«Река Рейн» — Кёльнский собор. Рейн берет свое начало в Швейцарских Альпах. Cкала Лорелеи. «Отец Рейн». Рейн-Мекка для туристов. Самая романтичная из всех немецких рек. Девичий остров. Вечерний Рейн очень живописен. В низовьях Рейна. Рейн.

«Река Волга» — Среднее падение — 7 см. на 1 километр. Площадь бассейна — 1380 тыс. квадратных километров. Животный мир Волги насчитывает около 580 видов. Волга — великая русская река. По образу жизни всех рыб реки можно разделить на проходных, полупроходных и жилых. Компьютерная презентация к уроку географии 8 класс на тему: «Реки России».

«Берег реки» — «Сохраните экологический уголок!» Защитите мир на планете! Высохла трава, И тростник и осока. Река, реченька, река. И плывёт в чистые заводи… А по берегам тенистым Рыбаки сидят, удят. Вода чистая такая Можно и напиться. Что компания «БП» Здесь нефть качала… Осыпает берега. Серый снег Стремительно тает Грозя селевыми потоками.

«Озёра и реки» — Озером называется замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении. Определение озера. Тест по теме «Реки». Самопроверка. Критерии оценок. Нет ошибок «5» 1 – 3 ошибки «4» 4 – 5 ошибок «3» более 5 ошибок «2». 1) тектонические 2) ледниковые 3) запрудные. Какие озера имеют координаты?

Источник

Урок географии по теме «Реки». 6-й класс

Презентация к уроку

Цель урока: сформировать знания о реках земного шара. Показать их различия и общие черты.

  • Начать формирование у учащихся представления о реках.
  • Познакомить учащихся с основными понятиями, терминами, определениями.
  • Продолжить формирование умения работать с географической картой.
  • Продолжить формирование умения составлять описание географического объекта – реки.
  • Формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять явления и факты, работать с текстом.

Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. География. Землеведение. 6 класс. – М.: Дрофа, 2012.

Оборудование: карта полушарий, физическая карта России, физическая карта Краснодарского края, атласы, контурные карты, компьютер, мультимедийная установка, презентация по теме: «Реки».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

Задание: Из списка географических объектов выберите только те, которые относятся к внутренним водам.

Река Залив Озеро
Ручей Водохранилище Пруд
Море Океан Водопад
Болото Горный ледник Подземные воды
Речной канал Родник Источник

Ответ: к внутренним водам не относятся море, океан, залив.

Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит (Река).

Определение с учащимися темы, задач и цели урока.

III. Изучение нового материала.

– Какая река протекает по территории нашего края? Опишите реку Кубань.

– Что такое река? (Это природный водный поток, протекающий в выработанном им углублении – русле). В этом определении отмечены самые важные признаки реки. Это естественный, а не созданный руками человека (канал, водохранилище), текущий в заданном природой направлении, которое резко не меняется.

Из каких частей состоит река?

  • Русло – главная часть реки, которая располагается на дне речной долины.
  • Пойма – часть речной долины, заливаемая водой во время разливов рек.
  • Речная долина – более широкое понижение в рельефе.

– Где начинаются реки? Какими бывают истоки рек? Формируется понятие исток– начало реки. Приводятся примеры рек, которые берут начало в горах или истоком являются болота, озера.

– Где заканчиваются реки? (Анализ учебника стр. 149, рис 132)

  • Устье – место впадения реки в другую реку, озеро, водохранилище, море, океан.

– Какими бывают типы устьев рек?

  • Дельта – устье реки с протоками;
  • Эстуарий – воронкообразное устье реки.

Реки, впадающие в другие реки, называются притоками. Они могут быть левые и правые.

– Как определить, где у реки левые или правые притоки? (Привести пример по карте). Назовите левые и правые притоки реки Кубань.

  • Речная система – это главная река со всеми притоками;
  • Водораздел – граница, разделяющая соседние речные бассейны;
  • Бассейн реки – участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку.

Самая протяженная река мира – Нил (6671 км), самая полноводная река мира – Амазонка. К числу величайших рек России относятся Обь, Лена, Енисей, Амур, Волга. Река Кубань – главная река нашего края.

Найдите и правильно покажите их на карте полушарий (реки показывают от истока до устья).

В контурных картах подпишите реки, обозначенные на карте:

  1. Нил, Конго (Африка);
  2. Обь, Енисей, Лена, Волга, Амур, Кубань, Янцзы, Инд (Евразия);
  3. Амазонка (Южная Америка);
  4. Миссисипи (Северная Америка).

– Как реки зависят от рельефа? Сравните характер течения горной и равнинной реки. Учащиеся рассматривают слайд и работают с учебником стр. 151-152.

Горные реки имеют:

  • бурное и стремительное течение,
  • относительно прямые русла,
  • речные долины узкие и глубокие, их разрушительная работа направлена вглубь,
  • дно почти все занято руслом,
  • неблагоприятные условия для судоходства.

Равнинные реки имеют:

  • плавное и спокойное течение,
  • русло извилистое, речные долины широкие с плоским дном, ширина долин больше их глубины,
  • разрушительная работа направлена вширь – на размыв берегов,
  • русло занимает только часть плоского и широкого днища долины,
  • развитое судоходство.

Одна и та же река на своем протяжении может иметь разный характер течения.

– При каких условиях на реках образуются пороги и водопады? В чем их отличия?

Формируются понятия порог – каменная неровность, возникшая при пересечении рекой твердых скалистых пород в русле и водопады – крутые отвесные уступы твердых пород. При образовании порогов река бурлит и пенится, возникают водовороты. Водопад Анхель – самый высокий в мире, высота 1054 м (Южная Америка). Водопад был открыт в 1935 году с самолета летчиком Анхелем. Ниагарский водопад не самый высокий (51 метр), но он самый мощный. Он разрушает уступ, с которого спадает поток воды со скоростью 1 метр в год. Если разрушение не остановить, то через 20-30 тыс. лет он может достичь озера Эри, и оно будет спущено.

Как реки зависят от климата? Климат определяет густоту речной сети, полноводность рек и их поведение в течение года. В тех областях земного шара, где осадков много и рек много, они полноводны (Амазонка). Мало рек в пустынях, некоторые из них пересыхают.

  • Питание – это способ поступления влаги в реку. В питании рек принимают участие дождевые, талые снеговые и ледниковые, также подземные воды. Рек, которые бы имели один источник питания, в природе не существует.
  • Режим реки – поведение реки в течение года.
  • Половодье – ежегодно повторяющийся в одно и то же время подъем уровня воды реке. Когда бывает половодье на реке Кубань?

– В чем значение рек? (ловят рыбу, развито судоходство, энергия падающей воды используется для строительства ГЭС, зона отдыха людей, по берегам рек всегда поселялись люди и т.д.)

IV. Закрепление материала.

  • Укажите направление течения реки – с северо-запада на юго-восток;
  • назовите номера всех истоков – 1, 2, 3,4;
  • назовите номера всех устьев – 11, 5, 6, 7, 8;
  • назовите номера всех правых притоков – 9;
  • назовите номера всех левых притоков – 10, 12.

V. Подведение итогов.

Практическая работа: «Описание реки по плану».

1 вариант – Волга, 2 вариант – Амур.

  1. Название реки: 1 вариант – Волга, 2 вариант – Амур;
  2. На каком материке находится;
  3. Исток (начало реки);
  4. Устье (место впадения);
  5. Направление течения;
  6. Притоки (левые и правые);
  7. Питание реки;
  8. Хозяйственное использование.

VI. Домашнее задание.

§ 38-39, обозначенные на контурной карте реки, знать и уметь показывать на физической карте полушарий.

Источник

Читайте также:  Название реки с гор урала
Adblock
detector