Меню

Прочтение произведения васюткино озеро

Васюткино озеро — сочинение по рассказу для 5 класса

Произведение В.П.Астафьева «Васюткино озеро» было написано в 1952 году, а в 1956 году опубликовано. Оно было создано на основе детского сочинения.

Жанр данного произведения – рассказ.

Автор ведет свое повествование простым и понятным языком. Главным героем является обычный тринадцатилетний мальчик по имени Васютка. Несмотря на свой юный возраст, сын бригадира помогает рыбакам тем, что добывает для них кедровые орешки. Однажды Васютка вновь пошел в лес за орехами и заблудился, увидев глухаря. Его увлекла охота за птицей. Спустя несколько часов бесполезных попыток отыскать дорогу домой, мальчик приходит к выводу, что никто ему не поможет и ему самому придется искать выход из сложившейся ситуации. Страх и отчаяние, смятение и тревога сменяются на спокойные рассуждения. Мальчик все свое детство провел в суровой тайге и много слышал от стариков о подобных случаях. Опираясь на советы охотников и рыболовов, услышанных когда-то, Васютке удалось не только выйти к берегу реки Енисей, но и отыскать затерянный водоем, кишащий рыбой. Пять долгих дней Васютка провел в дремучих местах, шестьдесят километров прошел он за это время.

Сразу же по прибытию домой мальчишка сообщил рыбакам о своей находке. Спустя некоторое время озеро было названо именем Васютки.

Вступление рассказа ведется от третьего лица. В нем автор повествует об озере как о Васюткиной находке. Васютка чувствует свое участие в общем деле, он ощущает свою полезность.

Завязкой произведения является тот момент, когда мальчишка заблудился, погнавшись за глухарем. Кульминация рассказа «Васюткино озеро» — это сюжет, где люди спасают отчаявшегося мальчика. Развязкой данного произведения выступает возвращение Васютки к матери и начало рыболовства в найденном им озере.

В.П.Астафьев ведет последовательное повествование. Подробное изложение происходящего помогает читателю ощутить себя на месте главного героя. Автор переживает за своего персонажа и сочувствует ему.

В рассказе «Васюткино озеро» В.П.Астафьев использует красочные описания природы побережья Енисея. Природа как будто оживает перед глазами читателя и завораживает его своими красотами.

Основной задачей автора при написании данного произведения является побуждение к преодолению трудностей в любой жизненной ситуации. Он пытается донести до читателя мысль о том, что никогда нельзя отчаиваться.

Сочинение по рассказу Астафьева В.П. «Васюткино озеро»

Произведение представляет собой автобиографию писателя, повествующую о некоторых моментах детства автора.

Главным героем рассказа является Васютка, представленный в образе тринадцатилетнего мальчика, отличающегося смелостью, решительностью, бойким характером.

Сюжетная линия произведения повествует о летних каникулах героя, которые он проводит совместно с рыболовами, помогая им в рыбном промысле, снабжая рабочих лесными припасами и дичью, поскольку хорошо ориентируется в лесном пространстве и не испытывает к лесным чащам страха, зная все правила пребывания в данных местах. Однако иногда в мальчике проявляются признаки подросткового упрямства, которые очень не нравится взрослым.

В один из дней Васютка решает в одиночку пойти в лес, прихватив при этом свое ружье, но отказавшись от хлеба и спичек. Мальчик прекрасно осознает не только все прелести тайги, но и ее опасность, поэтому строго следует советам взрослых и оставляет зарубки на своем пути. Однако Васютку отвлекает глухарь, которого мальчик решает обязательно добыть, поскольку дичь в виде благородной, умной, осторожной и вкусной птицы является его давней мечтой. Начиная погоню за раненым глухарем, подросток отходит далеко от оставленных зарубок и понимает, что заблудился.

Поначалу, мальчиком овладевает паника, но вскоре вспоминает слова деда и отца о том, что тайга отрицательно относится к слабым людям. Поэтому мальчик старается избавиться от страха и вспомнить все советы взрослых, связанных с выживанием в лесу. Васютка принимается к разведению костра, приготовлением ужина из подстреленной птицы, а затем укладывается спать. Наутро настроение мальчика становится лучше, он чувствует себя веселым и бодрым, отправляясь на поиски родного дома.

Подростку удается найти водоем, однако им оказывается не река Енисей, к которой мальчик надеялся выйти, а незнакомое озеро, в котором водится большое количество рыбы. Поскольку озеро является проточным, мальчику удается найти людей, которым он показывает свое открытие, очень удачное для рыбного промысла, впоследствии названное его именем.

Своеобразием произведения является мастерское изображение зарисовок дикой природы и окружающего таежного пейзажа.

Таким образом, рассказ повествует о мальчике, который выживает благодаря своей смелости, выдержке, рассудительности, живого ума, знаний.

Другие темы: ← По рассказу Царь-рыба↑ АстафьевКак Васютка выжил в тайге? →

Образец 2

Произведение под названием «Васюткино озеро» написано Виктором Петровичем Астафьевым. Произведение относится к жанру рассказа.

История написана в 1952 году, а опубликована через четыре года. Но идея и сюжет рассказа пришли к автору еще в школьные годы. Мальчик Витя, учащийся пятого класса, выполнял задание по русской литературе. В своем сочинении, которое было посвящено лету, которое уходит, он рассказал, как потерялся в тайге и вынужден был провести много времени один на один с лесной природой. Это заняло много-много дней. Мальчик вынужден был познакомиться с лесным озером, которое известно местным жителям. Благодаря этому водоему он смог добраться к реке, а потом попасть домой. Это сочинение было написано очень ярко и качественно для школьника, поэтому оно было оценено учителем и напечатано в ученическом журнале. Именно оно стало фундаментом для рассказа «Васюткино озеро» Астафьева.

Язык написания произведения достаточно простой, но насыщенный образностью. Рассказывается о быте группы рыбаков в Сибири. Васютка, которому тринадцать лет, является сыном бригадира. Он делает попытки, соотнося свои силы и возможности, он помогал родителям, находя для них плоды кедрового дерева.

Однажды он берет в руки ружье, провиант и пошел в глубину дерева. Надеялся на хорошую добычу. Он заблудился. Он искал путь, как вернуться домой, но Васютка понял, что не стоит надеяться на помощь со стороны. Он надеялся лично. Он перестал быть рассудительным и спокойным, начал волноваться, пугаться и растерялся. Юноша рос в диких условиях, и слышал постоянно истории от старших, как необходимо чувствовать себя в таких ситуациях. Он применял советы закоренелых и опытных охотников. Благодаря им он смог побороть в себе боязнь, получить пищу, согреться и найти потерявшийся водоем со съедобной живностью. Он вспомнил информацию с географических часов и вышел к Енисею и нашел людей.

Главный герой – это Василий Шадрин, который является сельским школьником. Он смелый, озорной, и при этом хвастливый.

Одна из тем произведения – это трепет к родной земле и ее красоте. Замечательное произведение!

Популярные сочинения

  • Сочинение Красота (Что такое красота)
    Красота — это абстрактное понятие. Для некоторых людей что-то будет красиво, а для других наоборот. Тем не менее, каждый из нас может видеть красоту глаз своего соседа, в дуновении ветра, в снежинках, падающих зимой или, вообще говоря, в природе.
  • Сочинение Градоначальник Угрюм-Бурчеев (Характеристика и образ)
    Салтыков-Щедрин – великий писатель, подаривший России множество сказок и романов, обличающих действительность. Одним из таких произведений является «История одного города»
  • Сочинения про Зиму

Тайга любит сильных

Оставшись один в незнакомой тайге, мальчик мгновенно сориентировался, что ему нужно сделать. Он постелил ветки на землю, сделав себе постель. Затем приготовил ужин. Он воспользовался знаниями, полученными от отца и деда: вырыл яму в земле, положил туда глухаря, обложил мхом и развел костер. Таким образом птица испеклась, а мальчик смог хорошенько поужинать.

Всю ночь мальчику было жутко. Все-таки непростое дело – остаться одному в темном лесу. Во мраке он видел разных чудищ (хотя это были всего лишь деревья), разные звуки пугали его. Когда же наступило утро, мальчишка, немного отдохнув, отправился в путь – искать выход из леса. Как же ему пригодились советы старших! Даже по ясным звездам он смог определить, что будет холодно. Умение обращаться с ружьем не оставило его голодным: на следующий день он смог подстрелить себе пару уток, чтобы утолить голод.

К вечеру следующего дня мальчик набрел на незнакомое озеро, которое изначально показалось ему в темноте болотом. Каково же было его удивление, когда он увидел в нем редкие виды белых рыб! Впоследствии его назовут Васюткино озеро. Краткое содержание рассказа почти подошло к концу. Что же дальше произошло с Васюткой?

Васютка обнаруживает озеро

Васютка к вечеру вышел к большому озеру, полному непуганой дичи и рыбы. Здесь он подстрелил уток и расположился на ночлег. Очень страшно и грустно было мальчику. Вспомнив школу, он раскаялся, что хулиганил, курил, не слушал на уроках. Приглядевшись к рыбе утром, он понял, что она речная, а значит, из озера должна вытекать речка.

Днем мальчик залез на пихту, съел краюху хлеба и задремал. Он проснулся на закате. Все еще шел дождь. Васютка развел костер, а затем услыхал гудок парохода — где-то рядом был Енисей. Он выбрался к реке на другой день. Пока он размышлял, в какую сторону идти, мимо него проплыл пассажирский теплоход. Васютка напрасно кричал и махал руками — его приняли за местного жителя.

Краткий сюжет

Сжатый пересказ произведения может пригодиться для работы с читательским дневником. После прочтения краткого сюжета рекомендуется прочитать книгу «Васюткино озеро» в оригинале. Для подробного описания сокращенного сюжета необходимо составить кратко план пересказа, например:

  • Рыба ушла на дно.
  • Сбор орехов для рыбаков и подготовка к походу.
  • Мальчик неожиданно потерялся.
  • Несколько дней в глухой тайге.
  • Спасение ребенка.

Команда Григория Афанасьевича ушла ловить рыбу у низов Енисея. Пришлось им остановиться в домике и ждать удачного времени, так как подул мягкий ветер, а рыба уплыла на глубину. Рыбаки занимались своими делами, а Васютка заскучал. Лишь одно он мог делать — собирать кедровые орехи. Но когда деревья опустели от шишек, мальчику пришлось пробираться все дальше в глубину леса.

Так и получилось однажды. Отправился Вася в поход за орехами для друзей. Взял с собой хлеб, спички и ружье, без которого мать запрещала ему передвигаться по лесу. Шел ребенок по тайге, следил за метками на деревьях и раздумывал о дороге и о различных случаях. Тут он замечает большого глухаря, которого одним выстрелом не получилось ранить. Птица улетела вглубь леса, а мальчик попытался ее догнать и заблудился.

Сначала Вася испугался и побежал куда глаза глядят. Но вскоре наступила ночь и мальчик решил задуматься о ночлеге, хорошо, что с собой взял спички. Когда стало прохладно, он развел небольшой костер из веток, а глухаря спрятал в угли. Когда птица приготовилась, он с аппетитом стал ее уплетать. Поужинав, школьник убрал в сторону тлеющие огоньки от костра и построил лежанку изо мха на теплой земле.

Читайте также:  Озеро брынь в калужской области рыбалка 2020

Ночь прошла неспокойно. Проснувшись, школьник залез на самое высокое дерево, чтобы понять, на какой стороне находится река, но дорогу домой не обнаружил. Очень обширной ему показалась тайга и он решил отправиться на север. К вечеру Васютка заметил под ногами травяные бугры и подумал, что поблизости есть водоем. Но к сожалению это был не Енисей, а печальное озеро с нетрусливыми утками и большим количеством рыбы.

Возле озера мальчик решает остановиться на ночлег и подстреливает дичь. Как же грустно и страшно ему было в холодном лесу. Он вспомнил родную школу и пожалел, что вел себя недобросовестно по отношению к учителю, когда она запрещала курить табак. И подумал, что если ему удастся выбраться из тайги, то он в жизни больше не будет курить. С утра парень стал приглядываться к рыбе и сделал вывод, что водоем непременно приведет к Енисею.

В этот осенний денек изменилась погода и полил ливень, так что главному герою пришлось прятаться под пихтой. Он съел последний кусочек хлебца и задремал. А когда проснулся, в округе уже все потемнело, но дождь еще шел. Мальчик принялся разводить костер и услышал отдаленный гул парохода. Благодаря этому звуку Вася выбрался к Енисею, но ни один из приближавшихся теплоходов так и не остановился на его зов. Бессмысленно ребенок размахивал руками, потому что капитаны приняли его за коренного жителя.

Так и остался Василий ночевать на этом месте, но под утро опять услышал гудение, которое могло издавать только выхлопное отверстие рыбосборочного судна. Мальчик засыпал костер всеми дровами, которые у него были, сделал сильный огонь и принялся палить из ружья, чтобы его заметили. Капитаном лодки оказался знакомый мальчика — дядька Коляда. Он и помог ему вернуться к родным, которые уже пять дней вели поиски в тайге.

Дома ребенок рассказал всем про странное озеро полное рыбы и через два дня рыбаки отправились туда. Этот водоем и назвали Васюткиным. Через некоторое время на региональной карте появилось еле заметное пятнышко с надписью «Васюткино оз.», но на обычной карте это озеро не получится отыскать.

Источник

Анализ рассказа Васюткино озеро Астафьева 5 класс

Произведение В.П.Астафьева «Васюткино озеро» было написано в 1952 году, а в 1956 году опубликовано. Оно было создано на основе детского сочинения.

Жанр данного произведения – рассказ.

Автор ведет свое повествование простым и понятным языком. Главным героем является обычный тринадцатилетний мальчик по имени Васютка. Несмотря на свой юный возраст, сын бригадира помогает рыбакам тем, что добывает для них кедровые орешки. Однажды Васютка вновь пошел в лес за орехами и заблудился, увидев глухаря. Его увлекла охота за птицей. Спустя несколько часов бесполезных попыток отыскать дорогу домой, мальчик приходит к выводу, что никто ему не поможет и ему самому придется искать выход из сложившейся ситуации. Страх и отчаяние, смятение и тревога сменяются на спокойные рассуждения. Мальчик все свое детство провел в суровой тайге и много слышал от стариков о подобных случаях. Опираясь на советы охотников и рыболовов, услышанных когда-то, Васютке удалось не только выйти к берегу реки Енисей, но и отыскать затерянный водоем, кишащий рыбой. Пять долгих дней Васютка провел в дремучих местах, шестьдесят километров прошел он за это время.

Сразу же по прибытию домой мальчишка сообщил рыбакам о своей находке. Спустя некоторое время озеро было названо именем Васютки.

Вступление рассказа ведется от третьего лица. В нем автор повествует об озере как о Васюткиной находке. Васютка чувствует свое участие в общем деле, он ощущает свою полезность.

Завязкой произведения является тот момент, когда мальчишка заблудился, погнавшись за глухарем. Кульминация рассказа «Васюткино озеро» — это сюжет, где люди спасают отчаявшегося мальчика. Развязкой данного произведения выступает возвращение Васютки к матери и начало рыболовства в найденном им озере.

В.П.Астафьев ведет последовательное повествование. Подробное изложение происходящего помогает читателю ощутить себя на месте главного героя. Автор переживает за своего персонажа и сочувствует ему.

В рассказе «Васюткино озеро» В.П.Астафьев использует красочные описания природы побережья Енисея. Природа как будто оживает перед глазами читателя и завораживает его своими красотами.

Основной задачей автора при написании данного произведения является побуждение к преодолению трудностей в любой жизненной ситуации. Он пытается донести до читателя мысль о том, что никогда нельзя отчаиваться.

Образец 2

Произведение под названием «Васюткино озеро» написано Виктором Петровичем Астафьевым. Произведение относится к жанру рассказа.

История написана в 1952 году, а опубликована через четыре года. Но идея и сюжет рассказа пришли к автору еще в школьные годы. Мальчик Витя, учащийся пятого класса, выполнял задание по русской литературе. В своем сочинении, которое было посвящено лету, которое уходит, он рассказал, как потерялся в тайге и вынужден был провести много времени один на один с лесной природой. Это заняло много-много дней. Мальчик вынужден был познакомиться с лесным озером, которое известно местным жителям. Благодаря этому водоему он смог добраться к реке, а потом попасть домой. Это сочинение было написано очень ярко и качественно для школьника, поэтому оно было оценено учителем и напечатано в ученическом журнале. Именно оно стало фундаментом для рассказа «Васюткино озеро» Астафьева.

Язык написания произведения достаточно простой, но насыщенный образностью. Рассказывается о быте группы рыбаков в Сибири. Васютка, которому тринадцать лет, является сыном бригадира. Он делает попытки, соотнося свои силы и возможности, он помогал родителям, находя для них плоды кедрового дерева.

Однажды он берет в руки ружье, провиант и пошел в глубину дерева. Надеялся на хорошую добычу. Он заблудился. Он искал путь, как вернуться домой, но Васютка понял, что не стоит надеяться на помощь со стороны. Он надеялся лично. Он перестал быть рассудительным и спокойным, начал волноваться, пугаться и растерялся. Юноша рос в диких условиях, и слышал постоянно истории от старших, как необходимо чувствовать себя в таких ситуациях. Он применял советы закоренелых и опытных охотников. Благодаря им он смог побороть в себе боязнь, получить пищу, согреться и найти потерявшийся водоем со съедобной живностью. Он вспомнил информацию с географических часов и вышел к Енисею и нашел людей.

Главный герой – это Василий Шадрин, который является сельским школьником. Он смелый, озорной, и при этом хвастливый.

Одна из тем произведения – это трепет к родной земле и ее красоте. Замечательное произведение!

Также читают:

Картинка к сочинению Васюткино озеро — анализ

Популярные сегодня темы

Это один из трёх романов, посвященных потерянному поколению. Действие происходит в Германии. Начало 30-х годов прошлого века. В результате путча к власти приходит Гитлер. Ремарк вынужден эмигрировать в Америку.

Некоторые люди ужасно относятся к животным. Они считают, что это даже в порядке вещей и пытаются таким способом себя возвысить. Но тут даже об этом говорить не стоит, так как они только себя унижают, и ничего возвышенного нет.

Автора рассказа «В дурном обществе» — Короленко я считаю защитником справедливости . Ведь он в своих произведениях выступает на стороне тех, кто несчастен и сочувствует им. Тем самым он приучает читателей к умению сопереживать.

Садко является главным героем былины Садко, который любит играть на гуслях и петь. Его пение является самым лучшим пением в округе, он есть самым что ни на есть талантом

Волшебный образ Царевны — лебеди написан знаменитым Пушкиным. Это сказочное видение девицы, способной менять свой облик от белого лебедя до прекрасной девы.

Источник



Анализ рассказа Астафьева Васюткино озеро 5 класс

Очень краткий пересказ произведения «Васюткино озеро» Астафьева

Рассказ знакомит читателя с подростком Васюткой, который по неосторожности заблудился в лесу. Мальчишка справился со своими страхами, смог найти небольшое озеро, а затем вышел по ручью к реке, где его подобрали взрослые. Озеро, до этого дня неизвестное никому, впоследствии назвали именем маленького героя — Васюткиным.

Краткая характеристика Васютки — главного героя рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро»

13-летний Вася Шадрин учится в простой деревенской школе. В меру озорничает, склонен прихвастнуть. Характер главного героя закалён таёжной местностью, сибирскими обычаями, привычками немногословных, трудолюбивых и морозостойких сибиряков. Васютка уверен в себе и считает себя вполне самостоятельным и взрослым человеком.

Автор не даёт прямой характеристики своему герою, он постепенно раскрывается перед читателем в развитии сюжета рассказа. Оказавшись в пугающем положении заплутавшего в лесу ребёнка и прекрасно понимая возможные последствия, мальчишка не растерялся, а нашёл в себе мужество для правильных действий. Он проявил смекалку, рассудительность и смог выбраться к людям. А оказавшись в безопасности, он не забыл рассказать о своём удивительном открытии — небольшом рыбном озере, о существовании которого местные жители не подозревали.

Васюткино озеро — краткое содержание

Васютка – тринадцатилетний паренек, сын начальника рыбацкой бригады. В конце лета было много дождей, и бригада отца вынуждена спускаться все ниже и ниже по Енисею: рыба ушла на глубину. Скоро мальчика снова ждет школьная жизнь, но пока он помогает отцу, деду и развлекает рыбаков, собирая им кедровые шишки в тайге.

Мальчик ходит невдалеке от рыбацких избушек, замечая затеси на кедрах, зарубки, которые оставили люди, чтобы не заблудиться. Каждый день мать дает ему с собой хлеб, но Васютка неизменно приносит его домой. Он сердится: зачем ему краюшка, если он все равно далеко не уходит? Но таков старинный порядок: идешь в лес – бери еду, бери спички.

Однажды, собирая шишки, Васютка замечает глухаря. Никогда еще ему не удавалось подстрелить эту ценную птицу. Он стреляет по ней из своего легкого ружья, но только ранит, и глухарь уходит все глубже в лес. Возбужденный Васютка бежит за ним, а когда добывает птицу, понимает, что затесей на деревьях нет. Мальчик заблудился.

Спички, теплый ватник и подстреленный глухарь (хлеб Васютка не решается трогать, пока есть мясо) помогают ему скоротать первую ночь. Лежа на лапнике, мальчик борется со страхом. Взобравшись на высокое дерево утром, он видит, что до горизонта раскинулась хвойная тайга, а берегов Енисея, обрамленных лиственником, не видно. Васютка решает идти на север: через 100 км начнется тундра, где проще быть замеченным. Вечером второго дня мальчик выходит на берег озерца. Он видит стаю уток, но также обнаруживает необычную белую рыбу, которая водится только в проточной воде. Радость настигает его: будь в озере протока, она могла бы вывести к Енисею!

«Он не раз слышал от рыбаков, что в некоторых озерах будто бы водится белая рыба, но озера эти должны быть или были когда-то проточными…»

надежды Васютки

Усталость отвлекает его от мечтаний: протоки может и не быть, и, подстрелив трех уток, Васютка остается ночевать.

Читайте также:  Rdr 2 озеро изабелла лошадь

Туманным утром мальчик идет по берегу озера, оказывается, оно намного больше, чем он думал сначала. С удивлением Васютка замечает, что утка, которую он подстрелил и не достал из воды вчера, отнесена на другой край озера. Был туман и безветрие, значит, в озере есть течение. Взволнованный, Васютка обнаруживает желанную протоку, дело за главным: она не должна вести к другому озеру. Идя вдоль речки, мальчик выбивается из сил. Он съедает последний хлеб, спичек остается только четыре. Васютка ночует на берегу протоки.

На рассвете он слышит пароходный свисток вдали. Мальчик бежит из последних сил, и оказывается в устье протоки:

«Неожиданно лес расступился, открыв перед Васюткой отлогий берег Енисея. Мальчик застыл. У него даже дух захватило – так красива, так широка была его родная река!»

Васютка выходит на берег Енисея

Мальчик видит пассажирский пароход, но тот проходит мимо. Затем, уже в темноте раздается звук мотора – это идет рыболовецкий бот. В отчаянье он подбрасывает дров в костер и зовет на помощь: пламя и крики привлекают внимание людей, и они забирают Васютку. Оказывается, это артель старшины-украинца, дяди Коляды. Мальчик узнает, что он ушел за 60 км от рыбацкой избушки его отца. Коляда разворачивает бот и отвозит Васютку к родным. Утром пятого дня мальчик возвращается к семье, все счастливы, дед обещает подарить внуку новое крепкое ружье. Васютка рассказывает мужчинам о богатом рыбном озере, и оно вызывает интерес рыбаков. Мальчик отводит их к «своему» озеру, все, в том числе отец, убеждаются в верности его слов. Бригада рыбачит на озере всю осень и зиму. Постепенно название «Васюткино озеро» закрепляется за водоемом. Сегодня под таким названием его и можно найти на карте.

Краткое содержание рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро» подробно по плану

I. Знакомство с Васюткой

Васютке 13 лет. Он живёт со своими родителями недалеко от Енисея, в таёжной местности. Его отец рыбак.

Лето пролетело незаметно, погода портится, но носу школьные занятия. Взрослые рыболовы заняты починкой снастей, Васютка снабжает их собранными в лесу кедровыми орехами.

II. Васютка идёт в лес за орехами

В очередной раз, пока взрослые были заняты своими делами, Васютка отправился в лес за кедровыми шишками. Мальчишка взял с собой ружьё и, по настоянию матери, хлеб да спички. Васютка шёл по зарубкам на деревьях, чтобы не сбиться с дороги. Набрав достаточное количество шишек, он уже хотел повернуть к деревне, но заметил крупного глухаря. Птицу герой лишь ранил и бросился догонять. Поймав глухаря, он свернул ему шею и понял, что заблудился.

Воспитанный в условиях тайги, мальчик быстро справился с паникой и вспомнил науку взрослых. Заготовил дрова для ночлега, ощипал и приготовил ужин из подстреленной птицы. С рассветом стал искать дорогу домой. Вечером Васютка вышел на озеро, подстрелил уток, обнаружил, что вода богата на рыбу. Мальчик заметил, что в озеро впадает речушка. Он решил подняться по ней, в надежде выйти к реке Енисей. К несчастью, совсем испортилась погода, и Васютке пришлось искать убежище от дождя.

III. Спасение

Утром мальчик развёл огонь, чтобы просохнуть и обогреться. Вдали послышался звук парохода. Васютка отправился к источнику звука. Ему удалось выйти на берег. Вскоре показался теплоход. Дождавшись его приближения, Васютка стал размахивать руками и звать на помощь. Его старания были вознаграждены — его подобрал рыбосборочный катер. Совсем один Васютка провёл в лесу пять дней.

IV. Возвращение домой

Рыбаки накормили мальчика и отвезли к дому. Родные были счастливы его возвращению, ведь его могло уже не быть в живых. Васютка рассказал о своих приключениях и о прекрасном озере отцу. Бригада рыбаков нашла то самое озеро и ему дали название «Васюткино озеро». Рыбы в новом водохранилище и вправду оказалось немерено, и теперь его можно даже обнаружить на карте.

Васюткино озеро подробный пересказ

Для бригады рыбаков настали тяжелые времена. Уровень реки, где бригада занималась рыболовством, поднялся, а вся рыба опустилась на глубину. Позже с южной стороны подул ветер, но, к сожалению, на размерах улова это никак не отразилось. Рыбакам пришлось отойти к низовьям Енисея. Там они нашли пристанище в домике, построенном для ученых, которые проводили в этой местности экспедицию. В этом домике бригада решила ожидать осеннюю путину – сезон массовой миграции рыбы.

Рыбаки коротали время за починкой сломанных снастей, рыбачили переметами, а сын бригадира Васютка ходил в кедрач, а потом угощал собранными орехами рыболовов. Параллельно мальчик просматривал учебники, собирался осенью пойти в школу. Довольно скоро Васютка собрал шишки на кедрах, расположенных поблизости, и решил пойти собирать орехи подальше. Мать собрала сыну узелок, положила туда хлеба и спичек, а мальчишка захватил ружье.

Вначале мальчик шел по кедрачу, ориентируясь по зарубкам, сделанным раньше. Он набрал торбу шишек и решил повернуть обратно, как заметил большого глухаря. Решив его подстрелить, он подкрался и выстрелил, но не убил птицу, а только ранил. Тогда он догнал его и свернул ему шею. Решив, что пора возвращаться, мальчик огляделся, но не увидел знакомых зарубок. Васютка решил воспользоваться известными ему знаками и приметами, но только еще больше заплутал. Мальчику на ум пришли страшные истории о людях, когда-то заблудившихся в тайге, он запаниковал и побежал вперед, не разбирая дороги.

Когда стемнело, мальчик опомнился, немного успокоился и остановился. Он разжег костер с помощью спичек и зажарил глухаря. Всю ночь ребенок вздрагивал от чувства, что кто-то ходит рядом и подкрадывается. А проснувшись, он нашел высокое дерево в округе и залез на него, чтобы понять, где находится Енисей и определить, куда ему идти. Но с высоты дерева он не увидел желтую полосу лиственных деревьев, которые обычно растут вдоль Енисея. Тогда он запасся орехами, рассовав их по карманам, и отправился дальше.

С наступлением вечера Васютке стали попадаться травяные кочки, которые обычно находятся поблизости от водоемов. Но, вопреки ожиданиям, он вышел не к реке, а к озеру. В этом озере просто кишела рыба. Возле водоема находилось много дичи, поэтому мальчик подстрелил уток и решил, что нужно поспать. С наступлением ночи ребенок загрустил и стал вспоминать школу.

Утром Васютка определил, что рыба в этом озере не озерная. Значит, из озера однозначно бежит речка, которая приведет мальчика к Енисею – решил Васютка.

Днем начался дождь. Васютка забрался под дерево, доел хлеб, который приберег напоследок, и уснул, а проснулся с наступлением сумерек. Но дождь продолжался. Ребенок развел костер и услышал гудок. Мимо мальчика проплыл теплоход. Но капитан принял его за местного, и теплоход не остановился.

Ночь прошла под деревом. А проснувшись, услышал шум катера. Мальчик развел костер поярче и стал громко звать на помощь. Его заметили и привезли к родным.

А двумя днями позже мальчик привел бригаду отца к обнаруженному озеру. Вскоре озеро, названное Васюткиным, нанесли на карту.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

История создания и основная идея рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро»

Рассказ «Васюткино озеро» был написан Виктором Астафьевым в 1952 году. История появления на свет этого небольшого рассказа удивительна. Она основана на реальных событиях, которые произошли с самим автором — Виктором Астафьевым. Ещё учась в школе в период летних каникул юный Астафьев заблудился и провёл несколько дней в лесу. Ему удалось выбраться и, когда строгий учитель литературы задал на уроке написать сочинение «Как я провёл лето», Виктор Петрович передал всё, что ему довелось испытать. Педагог был приятно удивлён работой своего ученика, он похвалил его перед всем классом. Сочинению юного Астафьева присвоили название «Жив» и опубликовали в школьном журнале. Когда Астафьев вырос и стал писателем, он вспомнил свой первый рассказ и переписал его, назвав «Васюткино озеро». Таким образом, рассказ можно считать первым достижением известного сибирского писателя.

С самых первых строк автор погружает читателя в красоту и силу сибирской природы. Он вдохновлён ею сам и стремится вдохновить своих почитателей. Как никто другой Виктор Астафьев радеет за любовь и уважение к родным краям, к Родине. Он говорит о важности открытия своего героя, подчёркивает, что его «маленькая» победа залог чего-то большого в будущем. Преодоление трудностей, поиск сил для действий в, казалось бы, безвыходной ситуации, стремление использовать все возможности, чтобы выжить и никогда не унывать — вот чему учит рассказ «Васюткино озеро».

История создания

Сюжет рассказа взят из детства писателя, проведшего свои ученические годы в Красноярском крае. Даже фамилия бригадира является реальной и принадлежит известной династии сибирских промысловиков.

Написано «Васюткино озеро» было в 1952 году, а опубликовано – в 1956. Но началом появления рассказа на свет стал тот год, когда пятиклассник Витя, выполняя задание учителя литературы, поведал в сочинении, посвященном ушедшему лету, о том, как потерявшись в тайге, провел наедине с природой много тревожных суток, обнаружил неизвестное старожилам озеро и, в конце концов, смог самостоятельно выбраться к реке. Яркий и правдивый пересказ переживаний мальчика привел к тому, что его работа была напечатана в школьном журнале.

Созданное по памяти детское сочинение и стало основой для писателя.

Источник

Чему учит рассказ «Васюткино озеро»?

Рассказ Астафьева Виктора Петровича » Васюткино озеро » о приключениях тринадцатилетнего мальчика Василия, изучают дети в 5 классе, и наверное не зря. Ведь он является своеобразным пособием по выходу из критической ситуации под названием «Если ты заблудился в лесу», которое поможет не растеряться школьнику, попавшему в аналогичную переделку. Ребята смогут учесть, как ошибки Васютки (нельзя паниковать и метаться из стороны в сторону), так и взять на заметку его методику выживания (успокоиться, двигаться в одном направлении, наблюдать за подсказками природы ).

Чему учит рассказ

Рассказ Виктора Петровича Астафьева » Васюткино озеро » учит нас как выжить в лесу, если потерялся. А так же не бояться оказаться в сложной ситуации, а еще терпению, выдержке и храбрости.

Дети могут взять на заметку методику выживания Васютки. И если вдруг случится, что они окажутся ночью в лесу — будут знать как действовать.

Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» учит нас выживать в экстремальных ситуациях. Нелегко оказаться даже взрослому человеку одному с тайге, а тут ребенок. Но мальчик справился с таким жизненным испытанием. И он нашел озеро, которое помогло выжить рыбакам. Этот рассказ учит нас узнавать новое, уметь пользоваться и применять эти знаниями в реальной жизни, чтобы даже из трудных ситуаций можно было всегда найти выход.

Читайте также:  Озера старицы россии список

Рассказ под названием «Васюткино озеро» в первую очередь учит каждого читающего тому, что в любой ситуации не стоит поддаваться панике, ведь она не до чего хорошего не доведёт. Напротив, в сложной ситуации нужно взять всю свою волю в руки, обзавестись терпением и грамотно применить на практике все свои знания. А паника только будет мешать ориентироваться в сложившейся ситуации.

Так главный герой рассказа по имени Васютка очень грамотно поступил, что не пал духом и решил действовать, оказавшись в глухой тайге. Мальчишка хорошенько осмотрелся и начал искать варианты для ориентирования. В итоге он смог спастись благодаря не только своим знаниям, но и своему чувству обладания над ситуацией.

Совершенно согласна, что рассказ «Васюткино озеро» Астафьева учит не поддаваться панике оказавшись, вернее заблудившись в лесу, а действовать по обстоятельствам, вспомнив все что знали и что слышали о подобных ситуациях, чтобы самостоятельно найти дорогу к людям и не пропасть в глухой тайге, лесу. Вот например маленький герой этого рассказа, Васютка, умел правильно ориентироваться в тайге, он использовал высокое дерево, чтобы осмотреться, он ориентировался на желтые деревья в пойме реки, в найденном озере он заметил речную рыбу и понял, что из озера должен быть сток в Енисей. Найдя сток — он вышел к Енисею и спасся. То есть рассказ говорит нам о том, что очень важно в экстремальной ситуации не терять присутствия духа и не делать поспешных и глупых шагов.

Действительно, «Васюткино озеро» В. Астафьева можно назвать в некотором смысле учебником выживания. Мальчишка провел в одиночестве в тайге не один день и одну ночь, а несколько и прошел десятки километров в поисках выхода из тайги к реке.

Произведение учит нас не бояться оказаться в сложной ситуации, терпению, выдержке, самообладанию и, наконец, как выжить в лесу, если потерялся.

Из текста рассказа можно почерпнуть те знания и навыки, которые использовал мальчик: как определять сторону света, где что растет, как развести огонь, как запечь дичь, как выйти к реке, как привлечь внимание плывущих по реке людей к себе и т.п.

Виктор Астафьев написал рассказ о мальчике, попавшему в опасное положение. Если бы мальчик поддаля бы панике, потерял голову и кинулся от страха бежать, он бы погиб. Но Васютка сохранил хладнокровие и благополучно выбрался из тайги. Ему помогло его знание природы, рассказ «Васюткино озеро» учит не просто гулять по лесу, а внимательно слушать взрослых, перенимать опыт, как правильно вести себя в лесу. Главная мысль рассказа «Васюткино озеро» предупреждает, что нужно в любой ситуации вести себя разумно, тайга не прощает ошибок. В рассказе много поучительных моментов , которые также являются основными. Васютка нашел дорогу, потому что вовремя вспомнил слова, что в тайге хлипких не любят, значит, нужно перестать бояться и вспомнить все, чему учился.

Рассказ учит не сдаваться ни при каких условиях, бороться за свою жизнь и верить в себя. Мальчик Васютка, волею случая оказавшийся один в тайге, смог пересилить страх, побороть неуверенность в своих силах и найти выход к людям.

События рассказа относят читателя к тяжелым послевоенным годам. Как все мы знаем, тогда дети взрослели очень рано: мужчин было мало и мальчикам приходилось выполнять их роль: становиться поддержкой для матери и для младших детей.

Васютка не только смог выжить, он еще и обнаружил рыбное место — забытое озеро, о котором, может, и знали когда-то давно, но благополучно забыли.

Рассказ Астафьева «Васюткино озеро» учит не опускать руки в любых жизненных ситуациях, быть храбрым, упорным и уметь контролировать эмоции.

Главный герой Васютка отправился за кедровыми орехами в глухую тайгу, оставшись наедине с природой. Он долго искал выход из леса. В такой ситуации любой подросток может запаниковать, но Васютка смог сосредоточиться и не растеряться в непривычных условиях. Наш герой вспомнил рассказы дедушки о выживании в тайге и смог вернуться домой. Он не только выжил в тайге, но по пути домой нашел безымянное озеро, в котором водилось много рыбы. Об этом он рассказал рыбакам.

«Васюткино озеро» рекомендуется для прочтения как взрослым, так и детям. Рассказ учит не паниковать в экстремальных ситуациях, верить в себя и хороший исход начатого дела.

Рассказ Виктора Астафьева под названием «Васюткино озеро» учит читателей стойкости, умению бороться, пересиливать свой страх и действовать разумно, вовремя отбросив лишние эмоции и панику.

Главный герой рассказа Васютка смог в одиночку выйти из глухой тайги, пройдя при этом десятки километров пути. Он не поддался панике, был мужественным и стойким, смог применить свои знания о лесе и природе, которые и помогли ему выжить.

Кроме того, герой рассказа искренне любил и понимал природу — это тоже один из посылов произведения к своему читателю.

В этом рассказе Георгия Скребицкого мы знакомимся с пятилетним мальчиком Юрой, который впервые узнает, что такое эхо.

Юра с матерью пошли за земляникой в лес и когда он увлекся игрой, то потерял из виду мать. Стал её кричать, но вместо этого слышал чей-то голос, повторявший его крики.

Мать мальчика не потерялась, она была недалеко за кустами и когда Юра ей рассказал, что слышит чей-то голос, мат стала ему объяснять, что это лесное эхо.

Юра сначала не поверил матери и решил, что этом является старичок, сидящий на мне, но им оказался дедушка Кузьма, которых пас скот.

Дедушка тогда и объяснил, что эти голоса – лесной голос, с которым можно разговаривать и его можно слушать, как ту мелодию, которую он играл на жалейке.

Этот рассказ о детском восприятии природы, доверчивости и желании все познать самому. Идея и главная мысль произведения в том, что взрослым нужно учиться правильно и доходчиво объяснять детям то, что им хочется знать, помня о их возрасте.

Этот рассказ учит быть нас любознательными и любить природу. Познавать все её тайны .

Этот рассказ Антон Чехов посвятил обычной жизненной ситуации, когда с началом семейной жизни появляются проблемы во взаимоотношениях, о которых никогда молодые люди и задумывались в период встреч.

Сюжет рассказа развивается вокруг молодого учителя гимназии Никитина Сергея Васильича и Машей Шелестовой, богатой наследницей.

Никитин влюбился в девушку и мечтал о женитьбе и собственно это все случилось, ведь любовь была обоюдной. Хорошее наследство и работа позволяли достойно жить и это вызывало зависть у других.

Семейный быт стал раздражать Никитина, ведь уже не было тех праздных времяпровождений, шумных компаний, все что осталось, так это игра в карты.

Сам по себе этот рассказ вполне можно назвать философским, ведь повествуется от имени учителя словесности Никитина, и передает его мысли до и после свадьбы. Мы видим как они претерпевают изменения.

Главной мыслью этого рассказа можно назвать то, что наша жизнь не устлана одними розами. Приняв решение о создании семьи, нужно понимать о той ответственности, которая ложится на человека.

Этот рассказ учит не делать поспешных решений в такой ответственном вопросе, как создание семьи, а если в дальнейшем и возникают проблемы, то не нужно никого в них винить, а искать выход, не усугубляя отношения.

Рассказ «Кабан» Чарушина написан от первого лица. В нем автор-рассказчик говорит о том, как он рисовал животных в зоопарке. Он с восхищением описывает игры животных, которые действительно умеют развлекаться, когда рядом нет людей. У каждого животного автор подмечает какую-то забавную особенность, какую-то черту характера, присущую именно этому животному. И читать описание животных очень интересно.

Но вот автор замечает кабанов, которые шли прямо к нему. Автор испуган, он ищет спасения на ограждении вольера. Однако оказывается, что кабаны ручные и боялся автор зря.

Главная мысль этого рассказа в том, что животные очень милые и добрые, что они забавные, оригинальные, интересные и к ним не возможно относиться иначе чем с любовью.

Этот рассказ учит любить животных, уметь наблюдать за ними, учит быть ближе к природе.

Из этого короткого рассказа Виталия Бианки мы узнаем как медведи приноровились спасаться от летнего зноя. В рассказе медведица, по очереди, брав за шиворот своих медвежат, окунала их речку. Медвежата, не знавшие раньше, что вода может освежать, остались довольны таким и водными процедурами.

Главная мысль этого рассказа заключается в том, зверям, так же как и нам очень тяжело переносить экстремальные состояния погоды и они, так-же находят способ как спастись от них.

Этот рассказ учит нас слушать своих родителей и выполнять то, что им советуют. Медведица заботится о своих медвежатах, она хочет для них сделать лучше и после такого купания, медвежата уже знают, как можно спастись от жары.

Борис Житков «Помощь идет» — это не один рассказ, а сразу три. Их названия «На льдине», «Обвал» и третье произведение — «Наводнение». Во всех трех речь о том, как люди попадали в очень сложную ситуацию, но им всегда приходили на помощь.

В рассказе «На льдине» рыбаков оторвало на глыбе и уносило в море. В «Обвал» дорогу врачу, что спешил на помощь, преградила обвалившаяся груда камней, а в «Наводнение» вышла из берегов река, груз баржи (щебень) весь пошел на сооружение преграды для воды.

Краткое содержание смотрите тут. По ссылке есть и мой подробный ответ.

Чему учит рассказ:

Быть человеком. Понимать, что ты не сам по себе. Он показывает как важно протянуть руку помощи тому, кто оказался в беде. Если будешь добрым, отзывчивым, то и тебе в сложной ситуации кто-то обязательно придет на помощь. Особенно это хорошо показано в рассказе «Наводнение». Капитан очень спешил к своим родным, чтобы их от большой воды спасать. Но ему пришлось остановить свою баржу для сооружения заграждения. Он спас одних людей, а другие в это время позаботились о его супруге и дочурке.

Отзыв:

Мне эти короткие рассказы понравились. Их даже зарисовками можно назвать.Особенно понравилось, что в безвыходных ситуациях главные герои не падали духом, они не отчаивались, они верили в лучшее, в свое спасение. Делали все для того, чтобы и себе и другим помочь.

Источник

Adblock
detector