Меню

Природно аквальные комплексы рек

Природно аквальные комплексы рек

Природный комплекс — это природное пространство или геосистема, компоненты которой имеют схожие свойства. При этом геосистема ограничена естественными природными границами. Например, моря и океаны ограничены береговой линией.

Содержание статьи

Вопрос «И всё-таки! Что появилось первым? «Яйцо или курица?»» — 14 ответов Компоненты природного комплекса имеют схожее происхождение, географическое положение и рельеф. Помимо этого, схожим может быть их
состав, особенности взаимодействия и история геологического развития. Природные комплексы могут быть как на земле, так и на суше. Они могут иметь разные размеры и ранги. Например, материки, моря и океаны являются природными комплексами низшего ранга, поскольку самый высший ранг имеет географическая оболочка Земли. Таким образом, географическая оболочка состоит из множества природных комплексов разного ранга.

Моря — аквальные природные комплексы

Комплексы, образовавшиеся в воде, являются природными аквальными (ПАК). Мировой океан — это самый крупный аквальный комплекс, он подразделяется на более мелкие компоненты — отдельные океаны, моря, заливы и проливы. Таким образом, каждое море на нашей планете представляет собой отдельный природный комплекс, где все компоненты находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.

На природные особенности морей оказывает влияние их географическое положение, рельеф дна, температура воды, соленость, прозрачность, наличие или отсутствие впадающих рек, ураганы, течения, сила ветров и штормов. Эти факторы влияют на условия существования животных и растений.

Моря России как крупные природные комплексы и их особенности

Территория нашей страны омывается 12 морями Мирового океана. Также на территории РФ находится бессточное Каспийское море, которое не имеет связи с Мировым океаном. Все эти моря имеют разные географические характеристики, различаются по химическому составу воды, биологическим ресурсам и глубине. В каждом море сформирована своя экосистема.

Моря Северного Ледовитого океана самые холодные, они имеют относительно небольшую максимальную глубину (около 200 метров), а соленость воды в них ниже, чем в океане. Большинство северных морей покрыто льдом около восьми месяцев в году.

Самым теплым морем нашей страны является Черное. Из всех морей Атлантического бассейна оно имеет наибольшую глубину (до 2210 метров). Температура воды в нем не опускается ниже +7…+8 °C.

Моря Тихого океана самые глубокие (средняя глубина 4000 метров). Наибольшую глубину имеет участок океана, где находится Марианский желоб (более 10 900 метров).

Из-за различия климатических условий и особенностей рельефа в каждом море сформировалась своя экосистема, все компоненты которой существуют в непрерывном взаимодействии друг с другом. Поэтому каждое море является естественной геосистемой — природным комплексом. Видео по теме

  • Природные комплексы
  • Моря России как крупные природные комплексы
  • Море как природный комплекс
  • Понятие о природном комплексе

Источник

«Особенности водных природных комплексов России».
методическая разработка (8 класс) по теме

Интегрированный урок «Особенности водных природных комплексов России» связан с двумя предметами: географией и химией. При проведении урока используются элементы проблемного обучения, организована работа с различными источниками географической информации. Методы и приёмы, используемые на уроке, способствуют формированию информационной и коммуникативной компетентности. Обобщение материала в игровой форме способствует развитию познавательного интереса к предметам естественного цикла.

Скачать:

Вложение Размер
urok.doc 54.5 КБ
prezentaciya.ppt 2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по географии и химии

«Особенности водных природных комплексов России».

Цели: 1. Показать отличительные особенности водных природных комплексов на примере Азовского моря; показать значение Азова для хозяйства России; активизировать знания, полученные школьниками на уроках химии и географии, о воде, ее свойствах, установить межпредметные связи: химии-географии-биологии-экологии-истории-литературы.

2. Продолжить формирование навыков обработки географической информации, умение обобщать и делать выводы из полученных результатов;

Отработать умения и навыки при решении химических уравнений, повторить физические и химические свойства воды.

3 .Продолжить формирование экологической культуры личности, вызывать чувство сопричастности в решении экологических проблем своей страны;

Воспитывать чувство любви к природе своей Родины.

4 . Проанализировать изменения, произошедшие в ПК Азовского моря, и выявить их причины; составление прогноза состояния природы Азовского моря.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Форма урока: урок интегрированный.

Методы: исследовательский, иллюстративный, самостоятельная работа.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Оборудование: физическая карта России, атлас для 8-9 классов, мультимедийная установка

Играет музыка –«Песенка водовоза из к/ф Волга — Волга». Презентация

  1. Организационный момент.
  2. Учитель химии: Как вы поняли, сегодня мы будем говорить о……воде, и рассматривать воду с точки зрения двух наук: географии и химии, т.е. урок у нас интегрированный.

Тема: «Особенности водных природных комплексов России».

Учитель географии: .Цель урока, на примере Азовского моря показать взаимосвязь всех компонентов природы в ПК.

Учитель химии: Закрепить знания об особенностях, физических и химических свойствах воды, выявить причины экологического загрязнения данного водоема.

Учитель географии: — Что такое ПТК?

— Какие компоненты образуют ПТК?

— Что такое аквальный ПТК?

Откройте тетради и запишите тему урока

Аквальные ПК, как и на суше, характеризуются единством и взаимодействием составляющих компонентов: подстилающая поверхность, температура, соленость вод, течения, прозрачность вод, растительный и животный мир. В современную эпоху проблема комплексного изучения и освоения природных ресурсов морей и океанов становится одной из важнейших для человечества. Рациональное использование водных ресурсов – биологических, сырьевых, энергетических, оздоровительных – требует знания особенностей природных комплексов.

Вода – это самое распространенное вещество на Земле в ее приповерхностном слое. Космос выбрал именно воду в качестве основы жизни. Академик Вернадский писал: «Нет такого соединения, которое могло бы сравниться с водой по влиянию на ход основных, самых грандиозных геологических процессов. Нет земного вещества, минерала, горной породы, живого тела, которое бы ее не включало»…………..

Так, например, стекловидное тело глаза человека состоит на 98% из воды, а зубная эмаль всего на 0,2% воды.

Учитель химии:… Здравствуйте, ребята! (вбегает Петя Верхоглядкин-двоечник в веснушках) А что это вы тут делаете? Как, вы меня не узнали? Я- знаменитый Петя, меня все знают! Вот я сейчас и проверю, как вы хорошо химию знаете и в теме «Вода» разбираетесь.(На экране появляется презентация «Вода»,ученики поднимают таблички «Да, Нет.»

Петя задает вопросы:

— Это молекула воды?

-Относительная молекулярная масса воды равна 18?

-Правильно- ли обозначены коэффициенты в уравнении?

-Вода ,хороший растворитель?

-Правильно- ли написано уравнение химической реакции?

После опроса учитель подводит итоги и награждает победившую колонку учащихся.

Учитель географии: Бурное развитие промышленности, с/х, строительство крупных городов оказали пагубное влияние на водные системы России.

Давайте на примере Азовского моря выявим специфику аквального ПТК, проблемы рационального его освоения.

Закат над Азовским морем

Горел. Вечернее небо

Купалось в алом кагоре,

У чаек просило хлеба.

А волны мерились ростом

С упорством немного странным.

И Керченский полуостров

Дышал ароматом травным.

Тихо плещет Азовское море,

Дует ветер солено-хмельной.

Здесь звучали мечей разговоры,

Древних воинов клич боевой.

А теперь — только в далях привольных

Серой чайки тоскующий всхлип.

И мечтательно смотрит на волны

Солнцем выжженный мыс Казантип.

Представьте, что вы – ученые, занимающиеся проблемами самого маленького по объему, самого мелкого моря Росси, но до недавнего времени самого продуктивного моря в мире. Среди морей нашей страны оно занимает 1-е место по степени деградации природных экосистем.

Почему, говоря об этом море, мы так часто употребляем слово «самое»? Для него характерно самое богатое водное питание,самый быстрый водообмен, ведь благодаря водам крупных рек Дона и Кубани, впадающих в Азовское море, вода здесь обновляется каждые 8 лет.

Самое продуктивное море в мире, так как с каждого гектара до настоящего времени здесь вылавливалось до 85 кг рыбы, это в 6 раз больше, чем в Каспии, в 10 раз больше, чем в Черном море.

Рекордсмен плодородия морского окружен рекордсменом земного плодородия. Азовский бассейн – донские и кубанские черноземы дают до 40% с/х продукции России.

И еще по одному показателю Азовское море является самым первым среди морей России – по степени изменения компонентов природного комплекса. А самым ярким показателем изменения последнего является снижения количества живых организмов, обитателей моря.

Самое маленькое из морей России – Азовское – в недалеком прошлом было одним из самых продуктивных водоемов мира (8 т/км). Особенно славилось море красной рыбой, судаком, рыбцом. От свежей, копченой, вяленой рыбы ломились прилавки здешних базаров, отсюда везли их в другие районы. Но, к сожалению, громкая слава Азова уже в прошлом. Море скудеет на глазах: в рыболовных сетях все меньше крупной рыбы и все больше мелкой морской рыбешки – тюльки, хамсы, бычков. Пустеют старые рыбацкие поселки, а потомственные рыбаки вынуждены искать другую работу.

На доске появляется схема:

Азовское море – один из самых_________ продуктивность моря падает

Продуктивных водоемов мира

Для людей, живущих в бассейне Азовского моря, очень важно знать причины такого резкого снижения, чтобы суметь сохранить уникальное море. А как вы считаете, что могло послужить причиной снижения запасов рыб в море?

Можно ли остановить падение продуктивности моря? Восстановить ее на прежнем уровне?

Решению этой проблемы посвятим сегодняшний урок. Ведь от того, как мы научимся решать такие проблемы, зависит во многом наше будущее.

1 .Пользуясь картами атласа, определите Г.П. Азовского моря (карта).

2. Определите, какие причины обеспечивали исключительную продуктивность моря.

( 1. Глубина – благодаря которой вся толща воды летом хорошо освещалась и прогревалась, а во время штормов перемешивалась и обогащалась кислородом;

2. Реки приносили большое количество питательных веществ – корма для многочисленных рачков, моллюсков и мелких рыб;

3.Малая соленость моря.

4.Большая площадь мелких и хорошо прогреваемых заливов, используемых рыбой для нереста, и т.д.)

3 , Определите водный баланс моря в настоящее время. Какие изменения произошли? Какие реки впадают в Азовское море? Почему сократился их сток? Какую роль в этом сыграли Донское и Кубанское водохранилища?

(В прошлом, избыток пресных вод вытекал в Черное море; в настоящем, уже недостаток пресных вод покрывается притоком соленых вод Черного моря. Уменьшение речного стока, в результате строительства водохранилищ и расходования вод Дона и Кубани на орошение, привело к повышению солености Азовского моря. Это оказалось гибельным для планктона, которым питаются рыбы, и для молоди многих ценных пород рыб.)

4. Азовское и Черное моря своего рода «сообщающиеся сосуды». Как складывался в прошлом и в настоящее время водообмен между ними? К каким изменениям в природе Азовского моря это приводит?

( Вслед за солеными черноморскими водами в Азовское море направились медузы. Они поедают рыбий корм, икру, личинки; умирая, падают на дно и разлагаются с выделением ядовитых веществ; в результате образуются мертвые зоны, из которых уходят сначала рачки, а затем и промысловые рыбы. В последнее время численность медуз значительно уменьшилась. Повышающаяся соленость воды изменяет температуру ее замерзания: так, на мелководьях при отсутствии ледяного покрова вода стала охлаждаться до дна, что приводит к гибели рыбы, и наконец, пресноводные рыбы просто гибнут в более соленой воде.)

5. Определите основные направления хозяйственной деятельности человека в ПК Азовского моря.

( Рыболовство, с/х, промышленность, морские и климатические курорты)

6. Какие на ваш взгляд, главные изменения происходят в природе моря под влиянием деятельности человека.

( Загрязнение моря) опережающее задание .

7. К акие же меры по предотвращению загрязнения моря?

  • -строительство очистных сооружений на предприятиях и в городах,

-установление специального оборудования на судах,

  • — создание плавучих и береговых устройств для сбора мусора и загрязненных вод,
  • -усиление контроля за соблюдением правил применения ядохимикатов в с/х и т. д.

Учитель географии: Сегодня мы изучили одно из уникальных морей России. Оно зовет на помощь! Сколько же таких жемчужин великой нашей красавицы Земли, которые кричат о помощи: Байкал, Каспий, озера Карелии! Наша обязанность – сохранить природу, научиться брать подарки, но не злоупотреблять ее щедростью. Вспомним жадную старуху из сказки А.С.Пушкина, которая требовала слишком многого. Чем ответило море на эти ненасытные требования? – «Черной бурей»:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят и воют.

Природа не мстит человеку, она отбирает свои дары. И если мы будем разумны, жить в ладу с природой, то она будет нам открывать новые неизведанные горизонты, радовать своей красотой, удивлять совершенством.

Итак, мы рассмотрели аквальный П.К. на примере Азовского мря и выяснили, что с изменением хотя бы одного компонента природы изменяется весь ПТК.

Учитель химии: Вода! Как много в этом слове для сердца нашего слилось: широкая озерная гладь, пенистый грохочущий водопад, спокойное течение реки, бескрайние просторы океана, — не будь их, трудно даже вообразить, насколько обеднела бы наша жизнь.

Источник



Природные аквальные комплексы.

Природный аквальный комплекс (от лат. aqua – вода и complexus – связь, сочетание) – природная единица деления океана, аналогичная ландшафту на суше.

Аквальные комплексы являются ландшафтными эталонами, иллюстрирующими взаимодействие моря и суши в различных условиях, служат местами сосредоточения своеобразных биоценозов, обеспечивающих очистку загрязненных прибрежных вод, нерестилищами ценных рыб; наконец, это крупные объемы чистой морской воды, объекты научных исследований.

В 1972 году объявлены памятниками природы, подлежащими охране.

Береговая зона представляет собой яркий пример «контактной» зоны. Она расположена на границе трех контрастных сред Земли: литосферы, гидросферы и атмосферы, непрерывно взаимодействующих между собой. В результате, здесь формируется особая система динамически сопряженных в пространстве и во времени территориальных и аквальных природных комплексов. Эти комплексы имеют общую геологическую основу (подводная часть береговой зоны – это затопленная морем окраина материка), но принципиально отличаются между собой по вещественному составу и структуре. Прежде всего, это различия субстратов (наземные – твердый, аквальные – жидкий), в связи с чем в первых ведущим фактором ландшафтной дифференциации является солнечная радиация и условия увлажнения, во вторых – солнечная радиация и минеральная пища растений. Аквальные комплексы лишены почвы, в них по-иному происходит обмен вещества и энергии. Так, если в наземных комплексах питательные вещества усваиваются корневой системой и листовой поверхностью растений из почвы и атмосферы, то в аквальных – непосредственно из воды. Однако, несмотря на имеющиеся различия, территориальные и аквальные комплексы береговой зоны тесно связаны гидродинамическими процессами в единую материальную систему. Это позволяет рассматривать береговую зону в качестве парагенетического ландшафтного комплекса (ПГЛК).

Разработка теории ПГЛК, в отличие от традиционного изучения ландшафтных комплексов, основана на системном изучении пространственно-смежных ландшафтных комплексов, особенности структуры и функционирования которых в значительной степени определяются их взаимодействием. В соответствии с этим, под парагенетическим ландшафтным комплексом береговой зоны моря понимается одновременное или последовательное в ходе развития возникновение пространственно-смежных территориальных и аквальных комплексов при ведущей роли гидродинамических процессов, между которыми (комплексами) осуществляется взаимообмен веществом и энергией.

ПГЛК береговой зоны моря имеет свои границы, для установления которых воспользуемся критериями, традиционно применяемыми в морской геоморфологии. В частности, положение верхней границы береговой зоны определяется по геоморфологическому и гидродинамическому критериям. Геоморфологи проводят ее по кромке активного клифа на абразионных берегах и внутреннему краю современной надводной террасы – на аккумулятивных. Ее гидродинамический рубеж проходит «по линии максимального, ежегодно повторяющегося заплеска прибойного потока», простираясь на аккумулятивных берегах до наиболее высокой линии заплеска, на абразионных – до подножия клифа. Нижняя граница береговой зоны проводится по гидродинамическому и литологическому критериям. Согласно литологическому критерию, она выявляется по резкой смене сортированного песчаного материала плохо сортированным алевро-пелитовым илом. В соответствии с гидродинамическим критерием, нижняя граница береговой зоны проводится исследователями на таких глубинах: 1/2 длины волны при штормах средней силы, 1/3 длины волны наиболее крупных штормовых волн, 1/3–1/2 длины штормовой волны 1% обеспеченности.

Для уточнения границ ПГЛК береговой зоны моря, по всей видимости, следует использовать гидродинамические критерии, поскольку именно гидродинамика контролирует обмен веществом и энергией в береговой зоне, а также выступает в качестве ведущего фактора ландшафтной дифференциации. В этой связи, верхнюю ландшафтную границу береговой зоны моря можно проводить по линии максимального, ежегодно повторяющегося заплеска прибойного потока на аккумулятивных берегах и высоте наивысшего заплеска на клифах – на абразионных. Для проведения нижней границы можно использовать глубину 1/2 длины волны при штормах средней силы.

Вещественно-энергетические взаимосвязи между наземной и водной частями береговой зоны формируют ее парагенетическую ландшафтную структуру, отличную от ПГЛК других частей ландшафтной сферы. Береговая зона как ПГЛК характеризуется следующими особенностями:

В системе «суша-море» береговая зона выполняет роль фокуса, в котором максимально сконцентрирована основная часть вещественно-энергетических взаимодействий и переносов. С удалением от оси береговой зоны – береговой линии – количество и интенсивность взаимодействий уменьшаются, и, как следствие, происходит постепенное ослабление парагенетических ландшафтных связей;

Двунаправленность системоформирующих вещественных потоков по сравнению с их преимущественной однонаправленностью в долинно-речных, склоновых, водораздельных и овражно-балочных ПГЛК;

Пространственно-временная изменчивость состояний ландшафтных комплексов береговой зоны обусловлена ее высокой динамичностью. Гидродинамические процессы в береговой зоне контролируют особенности дифференциации обломочного материала на берегу и подводном склоне, расселение наземной и водной растительности, распределение зооценозов и т.д. Это позволяет рассматривать гидродинамику в качестве ведущего фактора ландшафтной дифференциации в береговой зоне;

· Наряду с взаимообусловленностью в береговой зоне абиотических компонентов сопряженных комплексов суши и моря, для ее биоты характерны глубочайшие качественные различия и барьерные эффекты, вызванные резкой контрастностью этих сред обитания. В совокупности с благоприятными условиями, создаваемыми для биоты в водной части береговой зоны, и неблагоприятными – в наземной (выражающимися, прежде всего, в угнетающем действии морской воды на растительность), ее морские биоценозы отличаются многообразием и высокой продуктивностью, наземные – однообразием и дефектностью структуры. В этом отношении береговая зона не имеет аналогов.

Отмеченные особенности береговой зоны раскрывают своеобразие ее природы и подчеркивают ее сущность как парагенетического ландшафтного комплекса.

Источник

Роль водной растительности в русловых процессах малых рек

Жихарев Алексей Михайлович (Ярославский государственный Педагогический университет)

До сих пор недостаточно изучена роль гидрофитов в русловом процессе, а также «обратная сторона» вопроса — влияние речного потока как специфической среды обитания на формирование и развитие водных растительных сообществ. Между тем, эти вопросы имеют важное значение, причем, в первую очередь, в отношении малых рек.

В малых реках с их небольшими морфометрическими параметрами и нормами стока удельная доля водной растительности существенно возрастает, и сообщества гидрофитов приобретают роль фактора, во многом определяющего направленность руслового процесса.

Вследствие осевого положения речных русел в функционально целостной системе речных бассейнов любые изменения ландшафтов водосборов изменяют соотношение жидкого и твёрдого стока, обусловливая трансформацию морфологии русел и их пропускной способности.

Как показывают результаты полевых исследований, проведённых на территории Ярославского Поволжья, такая перестройка осуществляется посредством изменения шероховатости речного ложа. Одним из путей этого изменения является смена различных инвариантных состояний русловых природно-аквальных комплексов на фоне средне-многолетней тенденции активизации зарастания речных русел гидрофитами.

Анализ результатов проведенных исследований позволяет выявить некоторые закономерности и факторы зарастания.

Набор местообитаний не однороден по длине реки и наибольшего разнообразия чаще всего достигает в среднем течении. т.к. здесь, с одной стороны, устанавливается четкая дифференциация и выраженность как русловых морфологических элементов, так и экологических условий, с другой — размер русла ещё невелик, и гидрофиты могут развиваться по всей поверхности руслового ложа. В результате структура русловых растительных сообществ здесь более сложна, и сами сообщества более многообразны.

С увеличением размеров реки от истоков вниз по течению виды гидрофитов, занимавшие всё русло вытесняются к берегам, а в русле появляются виды ранее не встречавшиеся или встречавшиеся в единичных случаях. Ряд видов уменьшают численность с увеличением размеров потока, а численность некоторых наоборот увеличивается.

Все факторы, определяющие распространение и развитие русловой водной растительности можно условно разделить на «внутренние» т.е. присущие самому речному потоку, и «внешние», под которыми нужно понимать сочетание своеобразно проявляющихся на рассматриваемом участке компонентов природы, и которые воздействуют большей частью опосредованно — через изменение «внутренних». Основными факторами первой группы являются грунт ( русловой аллювий ), скорость потока, его глубина, а также мутность и химизм речных вод. К факторам второй группы относятся литология речных бассейнов, их рельеф, заболоченность, затенённость русел, различного рода антропогенная деятельность на водосборе и т.п.

Характер воздействия каждого отдельного фактора первой группы достаточно своеобразен, и своеобразие это характеризуется территориальной однотипностью, что даёт возможность оценить особенности проявления их различных вариативных комбинаций.

Грунт, или русловой аллювий, определяет прежде всего возможности укоренения водной растительности, а также режим истирания и за- носа растений ( во время половодья и паводков ).При этом на первое место выходит не механический состав как таковой, а плотность и подвижность субстрата.

Скорость потока определяет сроки заселения и видовой состав русловых растительных группировок, определяющийся наличием у растений приспособлений, позволяющих переносить большие механические напряжения. Общая зависимость такова, что по мере увеличения скорости потока видовой состав русловой растительности сначала изменяется, затем обедняется, а сроки освоения местообитаний тем дольше, чем выше скорость течения.

В тех случаях, когда поток сохраняет высокие скорости и у берегов, прибрежные местообитания осваиваются преимущественно видами, имеющими сравнительно крупные размеры и жёсткий, достаточно прочный стебель. Плотные сообщества этих растений существенно трансформируют скоростное поле потока, формируя несколько новых местообитаний, осваиваемых другими видами.

Глубина определяет прежде всего видовой состав растительных группировок, т.к. является довольно жёстким лимитирующим фактором в распределении ряда гидрофитов, вытесняя их к берегам или же совсем с глубокого участка русла. Хотя отдельные виды с глубиной не коррелируют.

Глубиной в какой-то степени определяются и сроки зарастания, но этого нельзя однозначно утверждать, т.к. нередко были отмечены различные по глубине местообитания, зарастающие довольно «синхронно».

Рассматривая сочетания перечисленных факторов в натурных условиях нужно отметить, что наиболее жёстким условием для развития биоты являются каменистые участки русел с быстрым течением, при этом глубина как фактор имеет меньшее значение, т.к. на малых реках быстрых и одновременно глубоких участков немного, что объясняется известной зависимостью расхода от скорости течения и площади живого сечения. Нижние же участки русел имеют меньшие уклоны и зачастую находятся в подпоре. Спокойное же течение при достаточных глубинах даёт подобие озёрной модели зарастания с типичным для неё видовым составом растительных сообществ и характерным распределением видов гидрофитов по определённым интервалам глубин.

Прозрачность воды определяет распределение солнечной энергии и зависит от турбулентности и различных красящих примесей, в соответствии с этим максимальная глубина существования водной растительности в реках значительно меньше, чем в озёрах, а в мутных по- токах меньше, чем в чистых при прочих равных условиях. Поэтому растительные сообщества заметно угнетены в мутной коричневой воде болотных речек — истоков речной сети; несмотря на благоприятный органо-минеральный субстрат и медленное течение, в угнетённом состоянии находится и биота сильно эвтрофированных подпёртых участков рек и малых водохранилищ.

К факторам, локально сдерживающим зарастание русел можно отнести и неустойчивые к боковой эрозии берега, постоянное «обновление» которых снижает интенсивность зарастания и густоту растительных группировок по всей или почти по всей ширине русла на всём протяжении эрозионного участка берега.

Но так или иначе к периоду летней межени гидрофиты заселяют практически все русловые местообитания, за исключением подпорных участков с глубинами, превышающими 5-6 м., валунно-галечниковых перекатов с высокими скоростями течения и некоторых специфических местообитаний, таких, как плотинные сливы, подмостные быстрины и др.

Таким образом, детальное изучение водной растительности как фактора и одновременно механизма саморегуляции речного потока позволяет использовать речные природно-аквальные комплексы как в роли индикатора различных изменений ландшафтно-экологической ситуации в речных бассейнах на возможно более ранних стадиях, так и в качестве своеобразного инструмента, и позволит внести существенные изменения в практику управления русловым и процессами на малых реках, контролировать русловые переформирования и управлять ими, регулировать процессы стока с целью оптимизации долинно-речных ландшафтов.

Давыдов Л.К. и др. Общая гидрология Л.,Гидрометеоиздат. 1973.

Наумов С.С. О некоторых причинах водной эрозии почв на территории Ярославской области, «Ученые записки», Ярославль, 1972.

Рохмистров В.Л. Подземные воды Ярославского Поволжья. сб. «Труды 3 научно-методической конференции объединения географов и геологов педагогических институтов Центральных областей Европейской части РСФСР.» Смоленск. 1966.

Рохмистров В.Л. Некоторые количественные характеристики водных ресурсов зоны интенсивного водообмена Ярославского Поволжья, Материалы по водным ресурсам, Смоленск, 1971.

Рохмистров В.Л. О проблеме местного стока. сб. «Вопросы истории и теории землеведения», Ярославль, 1972.

Черкинский С.М. Санитарные условия спуска сточных вод в водоемы, М. «Медицина», 1971.

Источник

Читайте также:  Зависимость характера течения реки енисей от рельефа тип реки енисей
Adblock
detector