Меню

По берегу реки растет лес во время лесозаготовок он был полностью вырублен

Вариант 1

Обрати внимание! Рекомендуется выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Если после выполнения всей работы у тебя останется время, ты сможешь вернуться к пропущенным заданиям. Постарайся выполнить все задания.

Прочитай текст, вставь пропущенные буквы, где необходимо. В скобках выбери нужную букву и обведи её. Выбери слитное или раздельное написание слов, расставь недостающие запятые.

Русский лес

X__рош рус__кий лес ранней весной! Ги(б, п)кие ветки берёз покрывают__ся смолистыми поч ками. Мол__дые осинки вы встраивают__ся на[_]опушке леса. Они ждут тепла. Вет__рок весело беж__т от[_]берё(з, с)ки к[_]осинке. В высоком небе купают__ся вершины сосен. К старой ели под[_]летели птицы. Её ветки за[_]к__чались. Из спелых ш__шек полетели лё(г, х)кие семена. В воздухе пахн_т смолой. У[_]ручья красует__ся ива. Над её золотистым пу(ж, ш)ком жуж__ат шмели, пчёлы. Мя(г, х)ким мхом по[_]рос старый пень. На[_]поляне разместился огромный дуб. Скоро всё заз__ленеет зацв__тёт. Лес — бога(д, т)ство нашей стр__ны! Бер__гите лес!

Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.

Вариант 1

Выпиши из текста 2-е предложение.

1) Подчеркни в нём главные члены предложения.

2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Вариант 1

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

Библиотека, фарфор, (он) звонит, компас.

В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки мягкие. Выпиши это слово.

Кормится дрозд на земле, а гнездо на дереве строит.

(1)3а время своей жизни на Земле человек очень изменил свою родную планету. (2)И не все изменения украсили лицо Земли. (З)Леса оказались во многих местах вырубленными. (4)Реки загрязнены сточными водами. (5)Озёра обмелели. (б)Многие виды растений и животных навсегда исчезли. (7)Люди во все времена воевали друг с другом и накопили запасы оружия. (8)Причём оно может уничтожить сразу огромные массы не только войск, но и мирного населения.

(9)Человек издавна называл себя «царём природы», но, видно, не очень умело управлял он своим царством, раз нанёс ему такой ущерб. (10)Если плохо природе — плохо и человеку.

(11)Люди, которые ставят своей целью помочь природе, а через неё — человечеству, называют себя «зелёными». (12)Смысл названия ясен: зелёный — цвет зелёных растений, цвет здоровой земной природы.

(13)«Зелёные» считают, что человек должен очень бережно относиться к природе, не брать у неё больше, чем она сможет восстановить. (14)«Мы с вами — не последние люди на Земле, — говорят «зелёные», — поэтому должны оставить Землю нашим детям и внукам такой, чтобы они смогли жить не хуже, чем мы».

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

Возможный вариант ответа:

Автор призывает бережно относиться к природе, чтобы сохранить Землю для будущих поколений.

Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке

Составь и запиши план текста из четырёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

Возможный вариант ответа:

1. Не все изменения украсили лицо Земли.

2. Плохо природе — плохо и человеку.

3. Движение в защиту природы.

4. Обращение «зелёных».

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

Возможные варианты ответа:

Как человек изменил свою родную планету?

Как издавна называли человека?

В чём смысл названия «зелёные»?

С какими словами «зелёные» обращаются к человечеству?

Могут быть заданы другие вопросы, относящиеся к содержанию текста

Как ты понимаешь значение слова «ущерб» из предложения 9? Запиши своё объяснение.

Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение

Замени слово «огромные» из предложения 8 близким по значению словом. Запиши это слово.

Огромные — большие, колоссальные, громадные.

Могут быть подобраны другие синонимы

В предложении 2 найди слово, состав которого соответствует схеме:

Вариант 1

Выпиши это слово, обозначь его части.

Вариант 1

Выпиши из предложения 9 все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

человек — м. р., 2-е скл., ед. ч., им. п.

царём — м. р., 2-е скл., ед. ч., тв. п. природы — ж. р., 1-е скл., ед. ч., род. п.

царством — ср. р., 2-е скл., ед. ч., тв. п.

ущерб — м. р., 2-е скл., ед. ч., вин. п.

Выпиши из предложения 8 все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

Выпиши из предложения 11 все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.

Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

Ответ. Выражение Слово не воробей, вылетит — не поймаешь будет уместно в ситуации, когда .

Возможный вариант ответа:

Выражение Слово не воробей, вылетит — не поймаешь будет уместно в ситуации, когда один человек другому сказал что-то обидное, но не подумал о последствиях. Поэтому, прежде чем говорить, нужно обязательно подумать, чтобы никого не обидеть.

Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного выражения

Источник

По берегу реки растет лес во время лесозаготовок он был полностью вырублен

Участник (заполнять печатными буквами):

Анализ работы (заполняется проверяющим):

Задания первого типа . За каждый верный ответ начисляется 1 балл. Максимум 10 баллов. Общее количество баллов ….
Задания второго типа. За каждый правильно выполненный пункт задания начисляется 2 балла. Максимум 10 баллов. Общее количество баллов…………….
Задание третьего типа. За каждый ответ максимум 5 баллов. Максимальный результат 20 баллов. Общее количество баллов……………………………….
Задание четвертого типа. За каждый ответ максимум 10 баллов. Максимальный результат 40 баллов. Общее количество баллов…………….

Итоговое максимальное количество баллов: 80. Итоговое количество баллов……………………………..

Задания первого типа «Один из четырех». Выберите 1 правильный ответ из четырёх предложенных:

а) самая подвижная оболочка Земли

б) часть литосферы

в) литосфера, гидросфера и атмосфера вместе взятые

г) оболочка Земли, преобразованная деятельностью организмов

2. Чем отличаются высшие растения от низших?

а) низшие растения размножаются спорами, а высшие только семенами;

б) у низших растений, в отличие о высших, нет дифференцированных тканей;

в) низшие растения обитают в водной среде, а высшие – на суше;

г) все высшие растения имеют цветки.

3. Лимитирующий ресурс это -:

а) один из дефицитных ресурсов, имеющих значение для развития популяции/организма;

б) дефицитный ресурс, не имеющий значения для развития популяции/организма;

в) наиболее дефицитный ресурс, недостаток которого ограничивает развитие популяции/организма;

г) богатый ресурс, благодаря которому возможно успешное развитие популяции/организма.

а) уровень, до которого может подняться вода в реке в половодье;

б) часть речной долины заливаемая в половодье;

в) залитая водой местность;

г) ручей, образовавшийся в результате снеготаянья.

5. Какое событие из перечисленных наиболее важно для сохранения экосистем Балтики:

а) принятие Киотского протокола;

б) пуск ЮЗОС в Санкт-Петербурге;

в) Всероссийская акция «Сделаем!»;

г) Международный съезд рыбаков.

6. Замечено, что во время сильной бури ветер выкорчевывает ели, а сосны ломает. Почему?:

а) у сосны более хрупкая древесина;

б) у ели хуже развита корневая система;

в) у ели более массивная, тяжелая крона;

г) сосна устойчивее, за счет корней проникающих в глубокие слой почвы.

7. Лимитирующим ресурсом для рака-отшельника в Красном море является:

а) наличие пустых раковин брюхоногих моллюсков;

б) температура воды в прибрежной зоне;

в) пищевой ресурс;

г) такового не имеется.

8. От загрязнения воздуха летучими химическими веществами в первую очередь гибнут:

г) зеленые растения.

9. Вечнозелёные растения хвойного леса:

а) грушанка круглолистная и вероника лекарственная; б) вероника лекарственная и майник двулистный;
в) майник двулистный и брусника;
г) брусника и черника. 10. Какая река вытекает из Ладожского озера: а) Волхов; б) Свирь; в) Нева; г) Паша.

Читайте также:  Река городня в волоколамске

Задание 2 типа «Допиши определение». Впишите нужное слово (термин и др.), исходя из данного определения: а) совокупность фотосинтезирующих существ, являющихся началом пищевой цепи в водоёмах (простейшие, микроскопические растения, бактерии) — б) самый многочисленный класс животных — в) группа органических веществ относительно простого строения и разнообразной химической природы в небольшом количестве необходимая в пищевом рационе человека и большинства позвоночных — г) перечислите известные вам источники альтернативной энергии — д) участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навсегда изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства это —

Задание 3 типа: «Вопрос — ответ». 1. «Внимание! Разыскивается опасный преступник! Его особые приметы: скользкий тип, вооружён до зубов, на рёбрах ходит, есть татуировка» О ком здесь идёт речь?Объясните свой ответ. 2. С детства знакомая картинка: запасливый ёж, несущий на иголках к себе домой яблоко. Какая в этом есть биологическая неточность? И нужны ли ежу яблоки? (Если «да», укажите, зачем. Если «нет», объясните, почему.) 3. Распределите перечисленные факторы среды по соответствующим группам: растения, воздух, свет, грибы, рельеф местности, животные, температура, бактерии, вода, почва, ветер. Факторы неживой природы — Факторы живой природы — 4. Буквальное исполнение лозунга «Превратим Землю в цветущий сад!» опасно с экологической точки зрения. Почему? Может ли оно привести к гибели биосферу или отдельные экосистемы? Какие экосистемы пострадают от воплощения такого лозунга?

Задание 4 типа. Задача.

Задача 1. Экологический след. “Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча – пустыню”. Объясните смысл данной поговорки.

Задача 2. Здоровье. Эксперты ВОЗ в 80-х годах XX века определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные: генетические факторы, состояние окружающей среды, медицинское обеспечение, условия и образ жизни людей. Расположите их в таблице в порядке убывания, от наиболее значимого к наименее.

степень влияния на здоровье

Задача 3. Экологический прогноз. По берегам реки рос лес. Во время лесозаготовок он был полностью вырублен на значительном расстоянии. Как и почему называется такой лес? Что произойдёт с рекой?

Задача 4. Зоо-шутка. Придумайте и нарисуйте необычное животное, которого не существует в природе. Части его тела возьмите от представителей разных классов царства животных, укажите названия классов. (При оценке ответа будет учитываться количество использованных и правильно названных классов животных.) Опишите его возможные условия жизнедеятельности.

Источник



Что где когда?
занимательные факты по биологии на тему

Скачать:

Вложение Размер
Занимательная игра 26.81 КБ

Предварительный просмотр:

интеллектуальной игры для старших школьников

Игра занимает важнейшее место в сознании и деятельности детей. В данной игре проявляется любознательность, пытливость, активность детей. Также проявляется стремление победить.

«Без игры нет, и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра – это искра, зажигающая

огонёк пытливости и любознательности»

Цель: обобщить знания учащихся по биологии, расширить знания по экологии

1. Формировать умение интегрировать знания по разным дисциплинам.

2. Развивать слуховое и зрительное восприятия, коммуникативную речь учащихся.

3. Воспитывать интерес к экологическим проблемам

4.Формировать личностные качества учащихся: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе.

Оборудование: вопросы в конвертах, карточки с заданиями, оформление класса (игровой волчок, стол с ватманом посередине; на ватмане отмечено 8 секторов с вопросами; экран, который позволит задать видео вопрос; компьютер).

В игре принимают учащиеся 6,7,8-ых классов. Капитан каждой команды представляет себя и знатоков. У каждой команды свой девиз и приветствие.

Правила игры Что? Где? Когда?

Играют одновременно несколько команд участников. Ведущий читает вопрос. По сигналу начинается минута обсуждения, в течение которой команды должны придумать ответ. За 10 секунд до истечения минуты обсуждения раздается звуковой сигнал. Команда записывает свой вариант в заранее заготовленный бланк ответа, и по окончании минуты капитан команды сдает свой ответ ведущему. Через 10 секунд после истечения времени, отведенного на очередной вопрос, ответы не принимаются.

После розыгрыша каждого вопроса ведущий зачитывает варианты ответов и объявляет верный ответ.

Команды, ответившие верно на вопрос получают 6 баллов; ответившие неверно или не ответившие вовсе — 0 баллов.

Игра идет до розыгрыша 8 вопросов.

За игру команда может получить максимум 150 баллов и минимум 0 баллов.

Вопросы для 7 класса.

  1. Лет 300 назад в Австрии жил простой крестьянин по имени Иоганн Шубарт. Будучи опытным земледельцем, Шубарт сначала сеял на поле горох, а затем, уже после гороха, пшеницу и другие культуры и получал богатые урожаи.

Вопрос . Чем можно объяснить большие урожаи Шубарта?

Ответ: На корнях гороха находятся азотфиксирующие (клубеньковые) симбиотические бактерии. Они обогащают почву азотфиксирующими веществами, и пшеница дает большой урожай.

  1. В книге С. Ивченко «Загадка Цинхони» описан курьезный случай. «Как-то в Сибирь поздней осенью приехал малосведущий в лесном деле, но очень самоуверенный ревизор. Увидев голую тайгу, он спросил лесничего:

-Это хвойный лес?

-Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!

Вопрос: Придется и лесничему отвечать за гибель леса?

Ответ: Лесничему не придется отвечать за гибель леса в том случае, если лес лиственничный, так как лиственница, относясь к хвойным деревьям, хвою на зиму сбрасывает.

  1. В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему?

Ответ: папоротники — тенелюбивые и влаголюбивые растения. Вырубка лишила их благоприятных условий обитания.

  1. Лишайники хорошо распространены в природе, но почти не встречаются в городах. Почему?

Ответ: лишайники индикаторы чистоты воздуха, они гибнут от загрязнения.

  1. Летом в водоемах нередко наблюдается избыточное размножение одноклеточных водорослей. Какие условия, вероятнее всего, могут вызвать этот процесс? Каковы могут быть его последствия для водоема?

Ответ: избыточное размножение одноклеточных водорослей происходит летом при благоприятных условиях: обилии света и тепла. Последствия их избыточного размножения: загнивание растений; гибель рыб и других обитателей водоема.

  1. Несколько столетий китайские императоры надежно прятали эту рыбку за стенами своих дворцов, и в Европе она появилась только в 17 веке и считалась большой ценностью, которую дарили венценосным особам. В Россию эту рыбку привезли из Китая в качестве дара царю Алексею Михайловичу. Царь повелел держать рыбок в хрустальных чашах. Об этой рыбке бытовало множество легенд: например, европейцы считали, что питаются они одной водой, поэтому их ничем не кормили, и после нескольких месяцев голодовки рыбки погибали, хотя в хороших условиях эта рыбка может жить удивительно долго, до 50 лет.

Что это за рыбка и кто является ее предком?

Ответ: золотая рыбка, предок ее серебряный карась

Что необходимо сделать прежде, чем начать утилизацию отходов? (рассортировать)

Как называется самая страшная «добавка» к воде? (пестициды)

Черный ящик . Его делают из песка, чаще всего оно прозрачное, если его нагреть, оно становиться тягучим, как тесто, брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. ( стекло)

  1. 13-ый сектор. Видеофрагмент ( парниковый эффект). Внимание на экран, вопрос задает ученица 11 класса Жученко Елена.

Вопросы для 8 класса.

  1. Во время Кавказкой войны в 19 веке в крепости Адлер, окруженной болотами, за пять лет вымер весь гарнизон русских солдат численностью в 922 человека. Убитых горцами среди них почти не было. Причина гибели солдат была иная. Как вы думаете какая?

Ответ: причина гибели – малярия. Сто лет назад в районе Черноморского побережья не было здравниц, практически отсутствовало население. Только когда были найдены способы борьбы с малярийным комаром, эта территория стала использоваться как курортная зона.

  1. В Беловежской Пуще зверей содержат в просторных загонах – практически в естественном состоянии. Любопытные зубры, лоси, олени часто подходят к границам загона, поэтому за ними могут наблюдать посетители. Но многие звери прячутся. Поэтому некоторых животных (волков, лис) разместили в клетках или небольших вольерах, чтобы за ними было проще наблюдать. Вначале косуль тоже разместили в таком вольере. Через некоторое время одна из косуль умерла. Вслед за ней погибла другая. Научные сотрудники установили причину гибели косуль и выпустили остальных на волю – в леса Беловежской Пущи.

От чего умирали косули?

Ответ: Косули – очень пугливые животные. Они всегда держатся подальше от человека. А тут – сплошной поток посетителей, шумные группы детей-школьников. Спрятаться косулям было негде, убежать тоже нельзя… Вот и умирали косули от разрыва сердца.

  1. В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Как вы думаете: удалось ли таким образом достичь цели? Кто оленю друг?

Ответ: Уничтожение волков привело к увеличению числа слабых и больных особей в стаде, а также к появлению и распространению болезней и в результате – к массовой гибели и вымиранию оленей.

  1. Говорят: «От пала всё пропало!» А ведь как только стает снег, вдоль автомобильных дорог, по железнодорожным откосам, на лужайках и полянках горит сухая прошлогодняя трава. Нередко поджигают ее младшие школьники и подростки, считая, что после сжигания бурой сухой травы быстрее зазеленеет молодая изумрудная травка. Так ли это?
  2. Подумайте и решите, как сжигание сухой прошлогодней травы скажется на состоянии:

— животных (насекомых, рептилий, земноводных, птиц, гнездящихся на земле, некоторых наземных и подземных зверей);

Ответ: Поджог сухой травы приносит вред природе, делать этого нельзя. Обгорают корни многолетних растений, сгорают семена однолетних, подгорают стволы деревьев. Животные, которые живут на земле, а также в почве на небольшой глубине, страдают и погибают от высокой температуры. От высокой температуры нарушается структура и состав почвы, сгорают органические вещества, которые в ней находились, следовательно, уменьшается плодородие почвы. Все вредные газы, углекислый газ, сажа загрязняют атмосферу. В воду попадают продукты горения, причем и в наземные воды и в подземные источники. От сухой травы часто загораются строения, дома, дачи, заборы, и это опасно для жизни человека.

  1. Весной я привез из леса и посадил у своего окна в центре города молодую осинку. Она не стала расти и погибла. Я привез другую, поливал и подкармливал ее. Тот же результат! Еще несколько таких посадок привели меня к мысли, что этому дереву в городе чего-то не хватает. В чем же здесь дело?

Ответ: Осина очень чувствительна к загрязнению воздуха, а в городе много пыли, дыма, токсичных веществ из автомобильных выхлопов. Кроме того, осина не выносит уплотнения почвы.

Что является первоочередной заботой при выборе свалки? (защита поверхности земли и грунтовых вод)

Что составляет большую часть мусора, загрязняющего Землю? (пластмасса)

Черный ящик: Это то, без чего уже не можем прожить, этим мы пользуемся каждый день, когда это попадает в воду, то образуется много пены, это убивает рыбу в воде, растения на земле, с помощью этого все становится чище.(СМС)

  1. 13-ый сектор. Вопрос задает ученик 10 класса Романов Александр. (смог).

Вопросы для 6 класса.

  1. Человек вспахал землю и посеял пшеницу. Почему ему приходится бороться с сорняками?

Ответ: В почве огорода всегда есть запас семян сорных растений, его там лет на 6 — 7. Кроме того, там остаются их корневища, да и со стороны ветер приносит на грядки семена каждую осень и зиму.

  1. Человек вспахал землю и посеял пшеницу. Почему через несколько лет на этом поле пшеница расти не хочет?

Ответ: Пшеница потребляет из почвы многие вещества, а человек, собирая урожай, с зерном забирает их себе и в почву не возвращает. От этого почва истощается и постепенно становится настолько бедной веществами, нужными для пшеницы, что та перестает здесь расти (проявление закона минимума).

  1. По берегу реки растет лес. Во время лесозаготовок он был полностью вырублен на значительном расстоянии. Что произошло с этой рекой?

Ответ: Лес на берегу сохраняет реку, задерживая испарение воды, сдерживая иссушающий ветер, сохраняя влагу в почве берегов. Исчезновение леса будет способствовать обмелению реки, вытягиванию высохшими берегами значительного количества воды. Лес по берегам реки поэтому называют водоохранным.

  1. Немецкому ученому Майеру, жившему в XIX столетии, принадлежат такие слова: «Природа поставила себе задачей перехватывать на лету притекающий на Землю свет и превратить эту подвижнейшую из сил в твердую форму, сложив ее в запас. Для достижения этой цели она покрыла земную кору организмами, которые, живя, поглощают солнечный свет».

О каких организмах идет речь в высказываниях Майера?

Какова биосферная функция этих организмов?

Ответ: Это растения. Они усваивают энергию солнца, образуя органическое вещество, которое служит пищей другим обитателям планеты и человеку, выделяя при этом кислород, необходимый для дыхания живых организмов. В этом биосферная функция растений. В цепях питания циркулирует солнечная энергия.

  1. При входе в один из американских зоопарков под огромным зеркалом написаны слова: «Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле. Из всех живущих когда-либо зверей только этот способен истреблять (и уже истребил) целые виды. Загубил природу — среду жизни».

О ком идет речь? Почему он назван самым опасным зверем на Земле?

Ответ: О человеке, так как человек не всегда правильно ведет себя, нарушает законы экологии, целостность природных экосистем, загрязняет окружающую среду, изменяет условия обитания живых организмов, что приводит к различным нарушениям экологического равновесия и даже экологическим бедствиям и катастрофам. Человек должен научиться грамотно хозяйничать на Земле.

  1. В одном из своих рассказов писатель-натуралист М. Пришвин описывает такую историю: «Повадился ко мне на подоконник летать желторотый молодой грачонок. Вот бывало, прилетит грачонок, я пол сыплю ему крупы и спрашиваю:

— Кашки хочешь, дурашка?

А он только желтый рог открывает и красный язык показывает».

Птенцы многих птиц, живущих в дуплах и глубоких гнездах-люльках, корзиночках, имеют яркие красные, желтые, оранжевые рты.

Нередко в разговорной речи используется термин, касающийся характеристики людей: «как желторотый птенец».

Как вы считаете, кого имеют в виду люди, называя его так? Чем вы можете объяснить особенности окраски рта у птенцов?

Ответ: . «Желторотый птенец» значит молодой, неопытный человек, не обладающий достаточным запасом знаний и жизненного опыта. Желтая окраска клюва у птенцов – это сигнал для родителей, что птенец голоден, клюв яркий, он открыт, а во рту красный язык. Чтобы во время кормления птенцов в дуплах и глубоких гнездах попадать точно в рот птенцам, так как света недостаточно, а яркий клюв и язык видны при недостатке света.

Какой метод борьбы с нарастающим количеством отходов, будет являться наиболее эффективным? (повторное использование отходов)

Глаза какого животного могут смотреть в разные стороны независимо друг от друга? (хамелеон)

Черный ящик: изделия из этого материала встречаются повсюду, предметы, изготовленные из нее мало весят, если ее поджечь, то появится много смрадного дыма, ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.

  1. 13-ый сектор. Вопрос задает ученица 11 класса Диденко Юлия. (Волки Ау).

Игра окончена, выявлена команда победитель. Ведущий объявляет лучшего знатока 2013 года и вручает ему приз- CD сову.

Источник

Человек воздействует на природу

1. Человек вспахал землю и посеял пшеницу. Почему ему приходится бороться с сорняками?

Ответ: В почве огорода всегда есть запас семян сорных растений, его там лет на 6 — 7. Кроме того, там остаются их корневища, да и со стороны ветер приносит на грядки семена каждую осень и зиму.

2. Человек вспахал землю и посеял пшеницу. Почему через несколько лет на этом поле пшеница расти не хочет?

Ответ: Пшеница потребляет из почвы многие вещества, а человек, собирая урожай, с зерном забирает их себе и в почву не возвращает. От этого почва истощается и постепенно становится настолько бедной веществами, нужными для пшеницы, что та перестает здесь расти (проявление закона минимума).

3. Весной я привез из леса и посадил у своего окна в центре города молодую осинку. Она не стала расти и погибла. Я привез другую, поливал и подкармливал ее. Тот же результат! Еще несколько таких посадок привели меня к мысли, что этому дереву в городе чего-то не хватает. В чем же здесь дело?

Ответ: Осина очень чувствительна к загрязнению воздуха, а в городе много пыли, дыма, токсичных веществ из автомобильных выхлопов. Кроме того, осина не выносит уплотнения почвы.

4. По берегу реки растет лес. Во время лесозаготовок он был полностью вырублен на значительном расстоянии. Что произошло с этой рекой?

Ответ: Лес на берегу сохраняет реку, задерживая испарение воды, сдерживая иссушающий ветер, сохраняя влагу в почве берегов. Исчезновение леса будет способствовать обмелению реки, вытягиванию высохшими берегами значительного количества воды. Лес по берегам реки поэтому называют водоохранным.

5. На низком берегу реки (пойменном) располагаются обширные кочкарниковые болота. В них долго задерживается вода и во множестве обитают личинки комаров. Отсюда вылетают все лето полчища кровососов. Человек провел мелиорацию — срезал кочки, выровнял рельеф и создал в этом месте заливной луг. Как на это отреагировала река?

Ответ: Река будет мелеть. Кочки болот задерживают талую воду, и она, медленно сходя, долго подпитывает реку. Вода болот, соединяясь с грунтовыми водами, тоже участвовала в поддержании водного баланса реки. С исчезновением кочек, вода после снеготаяния сходит очень быстро, болота исчезают и, следовательно, пропадают дополнительные резервуары воды для реки.

6. Человек, особенно в последние годы, перевозил очень многие растения с континента на континент, выращивал их в новых, чуждых для них сообществах. Какие трудности испытывали эти акклиматизированные растения?

Ответ: Потеряв старые биоценотические связи, вселенец может не приобрести новых, у него не оказалось привычных партнеров: микоризы, опылителей.

7. Человек акклиматизировал множество растений. Так или иначе они приживались в новых сообществах на новых местах. Чем выгодно оказывалось подчас для них такое переселение?

Ответ: На новом месте часто не оказывается специализированных потребителей-животных, не случается и обычных микробных и грибковых заболеваний. Может не быть и соседей растений, ингибирующих рост или прорастание семян.

8. Поле пшеницы брошено его хозяином. Оно быстро преобразуется в залежь, луг и так далее. Почему поле без ухода перестает быть полем? Какова судьба такого поля в лесной зоне Западной Сибири?

Ответ: Брошенное поле подчиняется ходу экологической сукцессии. Вторичная автогенная сукцессия здесь пройдет все свои стадии, и финалом ее будет лес на месте этого поля.

9. Мы тщательно вспахали наше поле, выборонили все сорняки и посеяли пшеницу. В середине лета обнаруживается, что растет здесь не только пшеница. Тщательная прополка не помогает, на наше поле «пробираются» то васильки, то другие сложноцветные, то вьюнок. Почему на поле стремятся вырасти различные другие растения, кроме основной культуры?

Ответ: Выполняется биоценотическое правило повышения устойчивости системы. Чтобы повысить устойчивость, нужно увеличить видовое разнообразие, монокультура неустойчива. Вот на поле пшеницы и стремятся другие растения, у них другие требования к среде, их ресурсы здесь все равно не используются.

10. Поле сельскохозяйственных культур не выпадает из природной среды и подчиняется ходу экологической сукцессии, хотя человек всеми силами сдерживает ее развитие. Какой же тип сукцессии представляет собой поле сельскохозяйственных культур?

Ответ: Вторичная автогенная сукцессия.

11. Мы выращиваем на нашем поле овес и получаем в различные годы разные урожаи. Как проявляется на нашем поле действие закона минимума (Либиха)?

Ответ: Урожайность культуры зависит от ресурса, который в данном местообитании находится в минимуме.

12. Человек распахивает луг, чтобы посеять здесь пшеницу. Распашка луга — это его уничтожение, но не только это нарушение в природе производит человек. Чем же нехороша пахота с экологической точки зрения? А чем хороша?

Ответ: Нехорошо: уничтожение растительности, разрушение биоценоза почвенных животных, уничтожение дернины и создание преимуществ для сорно-полевой растительности, разрывы сложившихся биоценотических связей, задержка хода сукцессии. Хорошо: возможность прорастания семян ингибированных луговыми растениями, перемешивание слоев почвы, занесение на глубину растительной органики.

13. Мы посеяли сельскохозяйственную культуру и почти сразу начали оборонять ее от вредителей. А их очень много и поедают они нашу культуру на всех стадиях ее роста. Они даже продолжают ее есть в хранилище, куда мы сложили свой урожай. Почему же этих потребителей нашей культуры так много?

Ответ: Мы сами увеличиваем их число, выращивая на поле монокультуру с высокой концентрацией одинаковых растений, а также тем что это «домашние» растения, частично утратившие защитные свойства, и после снятия урожая велика концентрация однородного продукта на нашем складе.

14. Посади в землю семечко и даже при минимальном уходе вырастет редька или свекла, морковь или капуста. Практически никаких затрат на это не надо. Отчего же так дороги сельскохозяйственные продукты? Из чего складывается их стоимость?

Ответ: Они включают стоимость энергетической субсидии.

15. Используя все самые современные приемы ведения сельского хозяйства мы вырастили урожай моркови. Она получилась очень крупная и красивая. Ни малейшего следа повреждений не было на корнеплодах, а кроме того, ее оказалось очень много. Вот только невкусная она какая-то. И врач посоветовал не есть ее много, после того как мы отравились морковным соком. Почему же наша красивая морковь так мало съедобна?

Ответ: В ее тканях избыток нитратов и много пестицидов из-за избыточного удобрения и борьбы с вредителями.

16. Буквальное исполнение лозунга «Превратим Землю в цветущий сад!» опасно с экологической точки зрения. Почему? Может ли оно привести к гибели биосферу или отдельные экосистемы? Какие экосистемы пострадают от воплощения такого лозунга?

Ответ: Реализация такой «мечты» несет гибель степям, пустыне, тундре да и биосфере в целом, ибо цветущий сад — это уничтожение видового разнообразия на планете.

17. На заре земледелия агроценозы были боле устойчивы, чем современные. Культурные растения не были чистыми сортами и представляли собой смесь различных по наследственным качествам форм. В засушливые годы выживали одни, во влажные — другие. То же — в холодные и в жаркие годы. Сорняки на полях привлекали разнообразных насекомых, получалась система экологических связей, близкая к природной. Сорняки сгнивали на поле, улучшая почву. Такие агроценозы давали относительно невысокие, но устойчивые урожаи. Что являлось главным экологическим признаком, обеспечивающим устойчивость такого биоценоза?

Ответ: Видовое разнообразие.

18. Современные агроценозы характерны чистыми сортами культур, отсутствием сорняков, большими площадями. Что же делает их такими неустойчивыми, из-за чего они так истощают почву?

Ответ: Монокультура, одинаковость требований к среде у всех растений. Полное изъятие урожая.

19. Один из передовых методов современной агрономии — выращивание сортосмесей или наборов разных видов растений на одном поле. В огородничестве — это смешение посадок овощей на одной грядке. Так, еще древние индейцы сажали вместе кукурузу тыкву и бобы. Что эта сельскохозяйственная технология означает с экологической точки зрения? Что она дает?

Ответ: Приближение к естественной экосистеме, которая по продуктивности превосходит искусственную. Дает это повышение устойчивости посадок, более полное использование почвенных ресурсов, благоприятное воздействие растений друг на друга, повышение урожая.

20. При длительном, в течение 80 лет, применении высоких доз азотных удобрений на одном из лугов, содержавшем ранее 49 видов растений, осталось только три вида. На не удобряемом участке видовое разнообразие сохранилось. Почему такое могло произойти?

Ответ: Удобрения поддерживали высокую конкурентоспособность немногих наиболее азотолюбивых видов, которые и вытеснили всех остальных.

21. Множество растений в нашей области – пришельцы из других мест, нередко даже с других континентов. Деревья и травы из Америки у нас не редкость, но это касается не только овощных растений и деревьев для озеленения, но растений вполне безразличных для человека. Не было ему смысла завозить семена этих поселенцев, а вот куда не глянь, они растут, можно встретить дурнишник калифорнийский, мелколепестник канадский, щирицу – это американские виды. Да и по Америке распространился наш подорожник. Как попадают на другие континенты такие растения, как они там распространяются?

Источник

Adblock
detector