Меню

Площадь суши с которой вся вода стекает в одну реку называется

Дидактический материал по разделу «Гидросфера» по теме «Реки».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал по разделу «Гидросфера» по теме «Реки», состоит из трёх частей. Первая часть вставить в текст пропущенные слова. Вторая часть подписать на схеме части реки. Третья часть выполнить задание на соответствие терминов и их значении.

Задания позволяют проверить терминологию по теме «Реки».

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по разделу «Гидросфера» по теме «Реки».»

Проверочная работа по теме «Реки»

Цель и задачи: Проверка и закрепление знание по теме «Реки»

1.Река – это естественный водный поток, текущий в выработанном им углублении – 2 русле реки. Место, где река берет начало, от которого наблюдается постоянное течение воды в русле, называется 3 истоком. Течет река на десятки, а то и на сотни километров и где-то впадает или в море, или в озеро, или в другую реку называют 4 устьем. Впадая в реку, другая река становится ее 5 притоком. Главная река со всеми ее притоками образует 6 речную систему. Площадь суши с которой вся вода стекает в одну реку, называется 7 речным бассейном. Граница, разделяющая речные системы называется 8 водоразделом.

2. Подпишите рисунок

3. Покажи стрелками соотношения

Половодье — единовременная в течение года) и регулярная фаза режима реки, для которой характерно максимальное количество воды в реке

Паводок — сравнительно кратковременное и нерегулярное увеличение расхода воды в реке (в

отличие от половодья случается в любое время года

Межень — фаза режима реки продолжительностью не менее 10 дней, для которой характерен

Устойчиво низкий уровень и малый расход воды

Ледостав — период года, в течение которого река покрыта льдом

период года, в течение которого река покрыта льдом

единовременная в течение года) и регулярная фаза режима реки, для которой характерно максимальное количество воды в реке

сравнительно кратковременное и нерегулярное увеличение расхода воды в реке (в отличие от половодья случается в любое время года

фаза режима реки продолжительностью не менее 10 дней, для которой характерен Устойчиво низкий уровень и малый расход воды

Проверочная работа по теме «Реки»

1…………….. – это естественный водный поток, текущий в выработанном им углублении – 2 ……….………………реки.

Место, где река берет начало, от которого наблюдается постоянное течение воды в русле, называется 3………………. Течет река на десятки, а то и на сотни километров и где-то впадает или в море, или в озеро, или в другую реку называют 4………………….. Впадая в реку, другая река становится ее 5. ……………………Главная река со всеми ее притоками образует 6………………………………… Площадь суши с которой вся вода стекает в одну реку, называется 7……………………………………….. Граница, разделяющая речные системы называется 8……………………………………………

2. Подпишите рисунок

3. Покажи стрелками соотношения

период года, в течение которого река покрыта льдом

единовременная в течение года) и регулярная фаза режима реки, для которой характерно максимальное количество воды в реке

сравнительно кратковременное и нерегулярное увеличение расхода воды в реке (в отличие от половодья случается в любое время года

фаза режима реки продолжительностью не менее 10 дней, для которой характерен Устойчиво низкий уровень и малый расход воды

Проверочная работа по теме «Реки»

1…………….. – это естественный водный поток, текущий в выработанном им углублении – 2 ……….………………реки.

Место, где река берет начало, от которого наблюдается постоянное течение воды в русле, называется 3………………. Течет река на десятки, а то и на сотни километров и где-то впадает или в море, или в озеро, или в другую реку называют 4………………….. Впадая в реку, другая река становится ее 5. ……………………

Главная река со всеми ее притоками образует 6………………………………… Площадь суши с которой вся вода стекает в одну реку, называется 7……………………………………….. Граница, разделяющая речные системы называется 8………………………………………………………………..

2. Подпишите рисунок

3. Покажи стрелками соотношения

период года, в течение которого река покрыта льдом

единовременная в течение года) и регулярная фаза режима реки, для которой характерно максимальное количество воды в реке

сравнительно кратковременное и нерегулярное увеличение расхода воды в реке (в отличие от половодья случается в любое время года

фаза режима реки продолжительностью не менее 10 дней, для которой характерен Устойчиво низкий уровень и малый расход воды

Источник

Урок географии в 6-м классе «Реки. Части реки. Речная система»

Цель урока: Cформировать представление о реке и её частях; речной системе и её элементах; элементах речной долины; порогах и водопадах; причинно-следственных связях (зависимость направления течения реки от характера рельефа).

Оборудование: Карта полушарий, физическая карта России, картины равнинной и горной рек, порогов и водопадов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

В неё льётся,
из неё льётся,
Сама по земле плетётся.( Река)

Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.( Река)

Читайте также:  Где берет свое начало река чусовая

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.( Река)

Вы уже поняли, что тема урока «Реки». Открываем тетради и записываем тему.

Много замечательных художников изображали в своих картинах реки. Любили реки писатели и поэты. Вспомните гоголевские строки: «Чуден Днепр при тихой погоде…», «Редкая птица долетит до середины Днепра…».

В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки.

Расскажите о виденной вами реке.

А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река?

Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.

Каждая река имеет русло, исток, устье, притоки.

Изобразите в тетради данную схему.

Дайте определение терминов: русло, исток, устье, приток.

Ребята, а как река может начинаться? Назовите возможные истоки рек.

Об истоке реки Волги поэт Н. Палькин написал такие строки:

Устья у рек могут быть разные. Эстуарии — воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря. Дельта – форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельты чаще всего имеют треугольную или веерообразную форму. Дельты образуются на мелководных участках моря или озера при впадении реки, несущей большое количество наносов.

По физической карте России и полушарий приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуария. Запишите примеры (рис. 2).

Определите по картам атласа истоки и устья рек Лены, Оби, Нила, Амазонки.

Какое общее направление течения имеют эти реки?

Запомните! Реки показывают от истока к устью.

Покажите правильно реки на карте.

Большинство рек являются притоками других. Например, река Москва – левый приток реки Оки, река Ока – правый приток реки Волги.

А как определить левый это приток или правый? ( Надо мысленно встать лицом к устью реки, т. е. по направлению её течения. Если река впадает справа – правый приток, слева – левый).

Определите, какой приток у Енисея Ангара? У Оби — Иртыш?

Что такое речная система? Вернёмся к рисунку 2. Нам его надо дорисовать.

Где берёт начало главная река? ( В озере)

Где берёт начало приток? ( В горах – ледники)

Где ещё могут брать начало притоки? ( Например, в болоте, роднике)

Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника, приток, берущий начало из болота.

Сколько всего притоков получилось? ( Три)

Что же такое речная система? ( Главная река со всеми притоками образует речную систему)

Сравните своё определение с определением в учебнике.

Поработаем с картой атласа. Опишите реку Обь по плану:

  1. Исток реки.
  2. Устье реки.
  3. Направление течения.
  4. Правые и левые притоки.

Сколько речных систем здесь изображено?

Перенесите рисунок в тетрадь и фломастером проведите границу между ними.

Найдём на карте р. Обь и р. Волгу, реки Енисей и Лена. Что является границей между ними?

Прочитайте в учебнике, как называется граница между речными системами?

Ребята, что происходит с влагой, выпавшей на сушу в виде осадков? (Испаряется, просачивается, стекает в реки). Площадь суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном.

Установите, что является бассейном реки Лены?

Определите, что является бассейном реки Обь?

Ребята, мы живём в бассейне реки Дон. Кто-то из вас, возможно, никогда не видел эту реку.

Она находится от нас довольно далеко. Но представьте себе, что влага, выпавшая у нас в виде осадков, обязательно когда-нибудь попадёт в эту реку.

Вспомните, что такое русло реки?

Русло реки находится на дне более широкого понижения в рельефе, называемого речной долиной.

Послушайте сообщение о речной долине, по мере рассказа зарисовывайте в тетрадях схему речной долины и подписывайте её части.

Речная долина – относительно узкое, вытянутое в длину, извилистое углубление, образованное работой стекающей по руслу воды. Долина имеет русло, пойму, террасы.

Русло – самая низкая часть долины, занятая водным потоком.

Пойма – нижняя часть долины, регулярно заливаемая в половодье.

Терраса – естественная горизонтальная или слабонаклонная площадка.

Проверьте свою работу.

Река Печора впадает в Северный Ледовитый океан, но большинство рек Восточно – Европейской равнины текут на юг. Почему? Где находятся истоки этих рек? Могут ли реки течь в другом направлении?

Реки бывают горными и равнинными.

О Тереке М.Ю. Лермонтов написал:

Или Н.В. Гоголь: «Чуден Днепр при тихой погоде. Спокойно и плавно катит он чистые воды свои».

Установите не менее четырёх отличительных признаков горной и равнинной реки.

Ответьте на вопрос: что влияет на направление и характер течения рек?

Часто на реках, особенно на горных, образуются пороги – выходы твёрдых пород, нагромождения камней, пересекающих русло. Река, перепрыгивая их, бурлит, пенится.

Читайте также:  Солар по горным рекам

А, падая с высокого уступа, реки образуют водопады.

Выступления учащихся о водопадах Анхель, Виктория, Ниагарский.

3. Закрепление

Мы с вами изучили новую тему. Что узнали на уроке? Какие новые понятия выучили?

Проверим, как вы усвоили материал?

4. Итог урока. Выставление оценок

5. Домашнее задание

Читать параграф. На контурной карте обозначить реки, названные в тексте.

  1. Герасимова Т.П. Начальный курс географии. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2002.
  2. Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии. М., Просвещение, 1991.
  3. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. М., «Вако», 2005.
  4. Хрестоматия по физической географии. Сост. Максимов Н.А. М., Просвещение, 1981.

Источник



§ 27. Воды суши: реки и озёра

Озёра

Озеро — это ещё один водный объект, который каждому знаком.

И тем не менее дадим его определение: озером называется замкнутый водоём, занимающий естественное углубление на поверхности Земли.

Слово «естественный» в данном случае означает, что углубление возникло в результате природного процесса. Если же такое углубление имеет искусственное происхождение, то есть создано человеком, то занимающий его замкнутый водоём будет называться прудом. Или водохранилищем.

Существуют озёра проточные, через которые протекают реки, впадающие с одной стороны и вытекающие с другой стороны озера, и бессточные. В бессточные озёра реки только впадают, но ни одна не вытекает. Почему же такое озеро не переполняется водой? Бессточные озёра чаще всего встречаются в районах с жарким климатом, поэтому судьба попадающей в них воды понятна — она просто испаряется. Бессточные озёра отличаются от проточных химическим составом воды. Они, как правило, солёные (рис. 153). А проточные озёра всегда пресные.

Бессточное солёное озеро в Андах

Самое большое озеро планеты настолько велико, что его даже называют морем — Каспийским. Каспийское море — бессточный водоём. А значит, вода в нём какая? Солёная, конечно. Как в море.

Тогда почему оно считается озером? Очень просто. Вспомните-ка: что такое море? Это часть океана, имеющая с ним связь через пролив. То есть море никак не может быть полностью оторвано от океана. Связь обязательно должна быть. А вот озеро — это замкнутый, то есть полностью окружённый сушей, водоём. Посмотрите на карту. Видите? Каспийское море никак не связано с океаном, а со всех сторон окружено сушей. Значит, это озеро. Хотя размерами, солёностью оно неотличимо от моря. Да и глубиной тоже.

Каспийское море занимает третье место в мире среди озёр по глубине. Но всё-таки не первое. А самым глубоким на Земле является озеро Байкал (рис. 154). Глубине его могут позавидовать некоторые моря: 1642 м — это не шуточная глубина! Не все моря могут похвастаться такими глубинами!

Озеро Байкал

1. Река — водный поток, протекающий в выработанном им углублении — речном русле. Исток — это место, где начинается река. Устье — это место, где она заканчивается. Река вместе со всеми своими притоками образует речную систему. В зависимости от скорости течения различают горные и равнинные реки.

Река (равнинная, горная), речной бассейн, исток, водораздел, устье, озеро (проточное, бессточное)

1. Какие виды природных вод относят к внутренним водам суши? 2. Дайте определение понятию «река». 3. От чего зависит высота водопада? 4. Что такое озеро? 5. Назовите самое большое и самое глубокое озёра планеты.

А теперь более сложные вопросы

1. Почему площадь бассейна реки, как правило, больше, чем площадь, занятая её системой. 2. Почему река не может вытекать из моря? 3. Чем отличаются проточные и бессточные озёра?

Поработаем с картой

1. Покажите на карте площадь бассейна реки Амазонки. 2. Покажите на карте исток и устье рек Волги, Лены, Миссисипи.

1. Река НЕ может брать начало из:

а) болота;
б) озера;
в) моря;
г) родника.

2. По сравнению с устьем исток всегда расположен:

а) на большей высоте над уровнем моря;
б) на меньшей высоте над уровнем моря;
в) на такой же высоте над уровнем моря;
г) нет правильного ответа.

3. Проточные озёра отличаются от бессточных:

а) размерами;
б) цветом воды;
в) глубиной;
г) вкусом воды.

Источник

Итоговая работа по теме «Гидросфера » 5 класс
тест по географии (5 класс)

Исламова Римма Николаевна

Итоговая работа по теме «Гидросфера » 5 класс

Скачать:

Вложение Размер
Итоговая работа по теме «Гидросфера » 5 класс 20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая работа по теме «Гидросфера» 5 класс

1. Определите, что это?

А) Поток воды, текущий в выработанном им углублении — ______________

Б) Огромные участки суши, окруженные водой — ______________________

В) Часть материка или острова, глубоко вдающаяся в океан — ____________

Г) Главная река со всеми притоками — ________________________________

Д) Замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении — _______

2. Где в природе сосредоточены самые большие запасы пресной воды?
А) реки Б) озёра В) айсберги Г) ледники Д) подземные реки.

3. На острове Гренландия преобладают ледники:

А) горные; Б) покровные.

4. Самая длинная река мира:

А) Нил Б) Амазонка В) Волга Г) Днепр.

5. Самое большое по площади озеро мира:

А) Карское море Б) Мертвое море В) Красное море Г) Каспийское море

6. Главная река со всеми притоками…

А) бассейн реки Б) речная система В) пойма Г) водораздел

7. К внутренним морям относятся:

А) Черное и Каспийское; Б) Карибское и Черное; В) Каспийское и Карское.

8. Что включает в себя понятие «поверхностные воды»:

а) реки б) озера в) ледники и подземные воды г) болота д) все перечисленные воды

9. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в одну реку, называется:

а) водораздел; б) речная система; в) бассейн реки; г) долина реки.

10. Установите соответствие «море – океан, к которому оно относится»

А) Красное; 1) Тихий;

Б) Карибское; 2) Северный Ледовитый;

В) Баренцево; 3) Индийский;

Г) Южно-Китайское; 4) Атлантический.

11. Установите соответствие «полуостров – материк, к которому он относится»

А) Индокитай; 1) Африка;

Б) Сомали; 2) Северная Америка

В) Лабрадор; 3) Австралия;

12. Какие моря выделяют по положению к материкам? Используя физическую карту полушарий, приведите несколько примеров.

13. Установите соответствие «река – материк, к которому она относится»

А) Нил 1) Южная Америка

Б) Миссисипи; 2) Евразия

В) Енисей; 3) Африка

Г) Амазонка 4) Северная Америка.

Ответить на вопрос:

Почему вода в колодце, как правило, чистая, прозрачная и холодная? Ответ поясните.

Итоговая работа по теме «Гидросфера» 5 класс

1. Определите, что это?

А) Непрерывный процесс перемещения воды из океана на сушу через атмосферу и снова в океан- _

Б) Участки материков, глубоко вдающиеся в океан и с трех сторон окружены водой — __________

В) Часть океана или моря, глубоко вдающаяся в сушу и свободно соединяющаяся с океаном — ____

Г) Площадь, с которой вся вода стекает в одну реку — ____________

Д) Углубление, по которому течет река — __________

2. Высота снеговой линии зависит от:

А) от климата и высоты гор; Б) от расположения и осадков.

3. Покровное оледенение распространено

А) на Кавказе; Б) в Гималаях; В) в Антарктиде.

4. К окраинным морям относятся:

А) Баренцево и Белое; Б) Балтийское и Берингово; В) Берингово и Баренцево.

5. Самое глубокое озеро мира:

А) Виктория Б) Танганьика В) Каспийское Г) Байкал.

6. Самая полноводная река мира:

А) Нил Б) Амазонка В) Волга Г) Обь

7. Что входит в понятие «Гидросфера»?

а) океаны и моря б) реки, озера, болота в) ледники г) подземные воды д) все перечисленное

8. Что не относится к водам суши?

а) подземная вода; б) озера; в) моря; г) ледники.

9. Главная река со всеми притоками образует:

а) водораздел б) речную систему в) бассейн реки г) речную долину.

10. Установите соответствие «залив – океан, к которому он относится»:

А) Бенгальский; 1) Тихий;

Б) Мексиканский; 2) Северный Ледовитый;

В) Гудзонов; 3) Атлантический;

Г) Гвинейский; 4) Индийский.

А) остров; 1) Лабрадор;

Б) полуостров; 2) Таймыр;

В) пролив; 3) Дрейка;

Г) залив; 4) Бенгальский.

12.Какие типы островов выделяют? Используя физическую карту полушарий, приведите несколько примеры.

13.Установите соответствие «река – материк, к которому она относится»

А) Конго 1) Южная Америка

Б) Обь 2) Евразия

В) Юкон 3) Африка

Г) Амазонка 4) Северная Америка.

Ответить на вопрос:

В чем различие малого и большого круговорота воды в природе? Ответ поясните.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный вариант диагностической итоговой работы в 6 классе

Данная работа предоставляется учащимся для итоговой работы в конце учебного года.

Итоговая работа для 6 класса неспециализированной школы составлена в формате ГИА. Работа содержит разделы: «Аудирование ( задание true/false/not stated), «Чтение» (задание на установление соответствия.

Итоговая работа за 9 класс

Работа составлена на основе текстов журнала Vitamin de. за 2013 год и включает себя также грамматический тест.

Итоговая работа в 8 классе

Итоговая работа за курс 8 класса.

итоговая работа для 6 классов

контрольная работа по вариантам для 6 класса.

Контрольная,Проверочная и Итоговая работы в 6 классе по учебнику Н.И. Сонин: Биология «Живой Организм «

Контрольная,Проверочная и Итоговая работы в 6 классе по учебнику Н.И. Сонин: Биология «Живой Организм «.

Итоговая работа : «Почвы-8 класс»

Итоговая работа : «Почвы-8 класс» , после завершения курсов.

Источник

Adblock
detector