Меню

Первая подводная лодка река

Первая русская подводная лодка (4 фото)

Она должна была стать чудо-оружием Российской империи и обеспечить ей господство на Балтийском море в XVIII веке.

В начале XX века подводные лодки стали неотъемлемой частью вооруженных сил ведущих государств мира. У России, однако, была возможность создать подводный флот на двести лет раньше. Почему же этого не произошло?

«Потаенное судно»

Автором идеи построить судно, способное идти в воде «потаенно и подбити под военный корабль под самое дно», стал живший в начале XVIII века Ефим Никонов. Простой плотник на судоверфи, он не имел никакого технического образования. Более того, он не умел ни писать, ни читать, но, как оказалось, имел большие способности к кораблестроению.

Не раз Никонов отправлял царю Петру I записанные через грамотных людей предложения о подводном судне, которое «на море в тихое время будет из снаряду забивать корабли, хотя бы десять или двадцать». За неудачу начинающий мастер был готов ответить головой.

В 1719 году монарх наконец-то обратил на проект свое внимание и пригласил Никонова для личной беседы. Несмотря на то что эта идея была отнюдь не нова (голландский инженер Корнелиус Дреббель испытал первую в мире подводную лодку в Темзе еще в 1620 году), Петра она всецело поразила и захватила. Он назначил Ефима «мастером потаенных судов», предоставил ему мастерскую в Санкт-Петербурге и право выбирать помощников.

Небольшой прототип испытали через тринадцать месяцев на Неве. Судно ушло под воду с середины реки и всплыло у другого берега. Второе погружение прошло уже не так гладко — всплыть не удавалось. Царь лично поучаствовал в поднятии корабля на поверхность с помощью тросов и повелел, несмотря на неудачу, создать полноценную модель.

«Морель»

«Потаенное судно» Никонова было готово в 1724 году. При его закладке писарь ошибся в одной букве, записав вместо «Модель» — «Морель». Под этим именем оно и вошло в историю.

Первая русская подводная лодка напоминала по форме большую деревянную бочку длиной в шесть метров и высотой в два метра. Она была скреплена железными обручами и обшита кожей.

В корпус были встроены десять оловянных пластин со сквозными отверстиями минимального диаметра. Через них в кожаные мешки поступала забортная вода, которая в качестве водяного балласта способствовала погружению судна. При всплытии воду откачивали за борт с помощью медного поршневого насоса. Передвигалась эта подводная лодка с экипажем в пять человек с помощью весел.

Основным оружием «Морели» должны были стать огнеметы — «огненные медные трубы». Кроме того, планировалось, что водолаз будет выбираться наружу и специальными инструментами станет повреждать корпус вражеского корабля. Для него Никонов разработал даже «водолазный костюм».

Конец проекта

Весной 1724 года «потаенное судно» проходило испытания на Неве в присутствии царя и офицеров флота. Оно успешно погрузилось на глубину 3-4 метра, но внезапно ударилось днищем о грунт.

Памятник испытаниям потаённого судна Никонова в Сестрорецке. Bogdanov-62 (CC BY-SA 4.0)

Герметичность «Морели» нарушилась, и экипаж пришлось срочно спасать. Но даже несмотря на очередную неудачу, Петр I не разочаровывался ни в лодке, ни в мастере, и повелел, чтобы ему «никто конфуза в вину не ставил».

Однако последовавшая вскоре смерть императора положила конец амбициозному проекту. Оставшись без покровителя, Никонов стал получать куда меньше средств, материалов и людей.

Последние испытания «потаенного судна» удалось провести в 1727 году. После того, как и они завершились неудачно, Никонова разжаловали из мастеров в простые «адмиралтейские работники» и отослали из столицы в далекую Астрахань. В итоге, России пришлось ждать появления своего подводного флота еще несколько столетий.

Источник

Подводная лодка класса «река» — River-class submarine

Класса река или Thames класс , был классом подводных лодок , построенных для Королевского военно — морского флота . Три лодки этого класса работали во время Второй мировой войны : Thames , Severn и Clyde . Все субмарины были названы в честь рек Соединенного Королевства . Один был потерян во время войны, а остальные выведены из эксплуатации после нее.

Содержание

  • 1 Дизайн
  • 2 История эксплуатации
  • 3 лодки
  • 4 ссылки
  • 5 Библиография
  • 6 Внешние ссылки

дизайн

Класс River был последней попыткой Адмиралтейства создать « флотские подводные лодки », подводные лодки, достаточно быстрые, чтобы работать в составе флота, что в то время означало возможность развивать скорость около 20 узлов (37 км / ч) на поверхности. Предыдущие попытки были паровой приводом К-класс подводных лодок и большой 12-дюймовый (305 мм) расстреливал М-класс подводных лодок . Корпуса класса M представляли собой корпуса K-класса, оснащенные дизелями и модифицированные для размещения одной 12-дюймовой (305-мм) морской пушки непосредственно перед боевой рубкой .

Читайте также:  Как в африке называют пересыхающие реки австралии

Проект был разработан в конце 1920-х годов, и три судна были построены Викерсом в Барроу: Темза в 1932 году и Северн и Клайд в 1935 году. Последние два были немного больше Темзы . Первоначально планировалось 20, но изменения в мышлении и стоимости ограничили строительство только тремя.

Конструкция скомпрометировала глубину погружения, чтобы снизить вес и увеличить скорость. У них была безопасная глубина погружения около 300 футов (90 м) по сравнению с классом Odin до них, который достигал 500 футов (150 м). Они были оснащены двумя дизельными двигателями мощностью 8000 л.с. (6000 кВт). Два двигателя Рикардо приводили в действие генераторы, которые нагнетали дизели до 10 000 л.с. (7 500 кВт). Это дало им надводную скорость 22 узла (41 км / ч).

История эксплуатации

Во время Второй мировой войны они первоначально действовали в Северном и Средиземном море .

Темза была потеряна у берегов Норвегии 23 сентября 1940 года. Клайд использовался для доставки припасов на осажденный остров Мальта в сентябре 1941 года. Северн и Клайд находились на вооружении на Дальнем Востоке, когда они были выведены из эксплуатации в середине-конце 1945 года.

Источник



Первая подводная лодка в России. Потаённое судно Никонова.

Первая подводная лодка была построена в России ещё при Петре I. Ефим Прокопьевич Никонов, работавший плотником на казенной верфи, В 1718 году подал царю Петру I челобитную, в которой утверждал, что
«…сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец…»

Петр I оценил предложение и приказал, «таясь от чужого глазу», приступить к работе

В 1720-1721 годах по указанию Петра I построил сперва модель, а затем, в 1721-1724 годах и полноразмерное подводное «Потаённое судно», ставшее первой российской подводной лодкой.

Конструкция первой подводной лодки Никонова

Что же собой представляла подводная лодка Никонова? Первая в мире подводная лодка имела деревянный корпус длиной около 6 и шириной около 2 м, обшитый снаружи листами жести. Оригинальная система погружения представляла собой несколько оловянных пластин с множеством капиллярных отверстий, которые монтировались в днищевой части лодки. При всплытии вода, принятая в специальную цистерну через отверстия в пластинах, удалялась за борт с помощью поршневой помпы. Сначала Никонов предполагал вооружить лодку орудиями, но затем решил установить шлюзовую камеру, через которую при нахождении корабля в подводном положении мог выходить водолаз, одетый в скафандр (разработанный самим изобретателем), и с помощью инструментов разрушать днище вражеского корабля. Экипаж — 4 человека. Движитель — две пары вёсел. Вооружение («огненные трубы») — что-то вроде примитивных огнемётов. Балласт принимался через систему оригинальных перфорированных кингстонов, откачивался ручной помпой. Судно было оборудовано шлюзом. Первая русская военная подводная лодка получила имя «Морель».

Источник

Как появились и как выглядели первые подводные лодки

Ещё Леонардо да Винчи, величайший деятель Эпохи Возрождения, обдумывал концепцию подводной лодки. Эта лодка, согласно дошедшим до нас наброскам, должна была представлять собой корпус с заострённой башенкой и рубкой. Внутри подлодки мог находиться лишь один моряк. Да Винчи считал, что единственная цель подобной лодки — топить судна противников. Моряк, управляющий ей, должен был подойти в гавани к вражескому кораблю, прикрепить к корабельной обшивке прочный трос, а второй его конец с тяжёлым грузилом отправить ко дну. И когда судно начнёт движение, его обшивка оторвётся и оно потеряет свою водонепроницаемость.

Но от этого своего проекта да Винчи впоследствии отказался. Он не воплотился в реальность, и поэтому назвать титана Эпохи Возрождения изобретателем подлодки можно назвать с большой натяжкой.

Подлодка Дреббеля — проект для английского короля

И отнюдь не один лишь Леонардо да Винчи грезил в стародавние времена о суднах, которые могут свободно плавать в подводных глубинах. Например, в 1578 году британский математик Уильям Боурн придумал свою модель подлодки и опубликовал в журнале её чертежи. Впрочем, эта конструкция могла лишь погружаться и всплывать в одном месте, а для преодолевания расстояний не годилась. К тому же Боурну, как и да Винчи, не суждено было воплотить в жизнь свои идеи, дальше чертежей дело снова не пошло.

Пожалуй, первой реальной подводной лодкой, опробованной на практике, можно назвать вёсельную конструкцию инженера голландского происхождения Корнелиуса Дреббеля. Он создал её в 1620 году для английского короля Якова I и британского флота. Эта маленькая одноместная подлодка была сделана из дерева, дополнительно обтянутого кожей. Причём Дреббель использовал наработки уже упомянутого выше Уильяма Боурна. Судно голландца могло погружаться в воду и всплывать обратно, а также двигаться на глубине примерно 4–5 метров (глубину погружения голландский изобретатель измерял ртутным барометром).

Читайте также:  Туртас река тюменская область

В 1622 году Дреббель соорудил новую лодку, в которую вмещалось уже целых четыре гребца и рулевой. Опыты с ней оказались вдохновляющими, поэтому по её шаблону Дреббель создал в 1624 году ещё более масштабное судно. Оно обладало продолговатой эллипсовидной формой, и его корпус, упроченный металлическими вставками, был рассчитан на двенадцать гребцов и трёх пассажиров. Есть свидетельства, что расстояние в две мили эта «подводная галера» прошла по течению Темзы со скоростью в три узла (5,5 километров в час).


Лодка Дреббеля, плывущая по Темзе

После смерти Иакова I, покровительствовавшего голландскому изобретателю, финансирование любых работ в сфере строительства подводных лодок было прекращено. Преемник Иакова, Карл I не считал нужным тратиться на это. А спустя восемь лет изобретатель умер и, к сожалению, не оставил подробных чертежей своих творений.

Есть две версии о том, как Дреббель добился того, чтобы лодка и люди в ней могли иметь доступ к воздуху под водой в течение нескольких часов. Одни исследователи говорят о трубах, выведенных на поверхность, которые теоретически могли бы обеспечивать людей воздухом. Имеется также версия (хотя она менее правдоподобна), что у Дреббеля была некая жидкость, превращавшая углекислый газ в кислород.


Современная 3D-модель лодки Дреббеля

Подлодка, впервые использованная в военных целях

Такой подлодкой принято считать судно под названием «Черепаха», спроектированное и построенное американцем Дэвидом Бушнеллом. Кстати, этот американский инженер-изобретатель прославился ещё и тем, что придумал подводную часовую мину. Подлодка, по мнению Бушнелла, отлично подходила для того, чтобы доставлять это взрывное устройство к вражеским кораблям.

При создании «Черепахи» изобретателю пришлось ломать голову над большим числом проблем. Ему нужно было придумать, как сделать непроницаемый корпус, который выдерживал бы давление на глубине, как обеспечить подлодке контролируемое погружение, как сохранять её в устойчивом вертикальном положении под водой, куда поместить мину и так далее. Решая эти проблемы, Бушнелл даже сделал несколько новаций. К примеру, он оказался первым, кто догадался снабдить подлодку шноркелем и двухлопастным винтом (он играл роль движителя). Корпус «Черепахи», если смотреть в профиль — это две идентичных, соединённых между собой половинки, и каждая из них действительно напоминала панцирь черепахи (отсюда и название). Высота лодки была чуть больше двух метров, длина была равна 2,3 метрам, ширина — 0,9 метрам. Она была сделан из дуба, и все зазоры между ними были надёжно законопачены. Чтобы повысить характеристики влагонепроницаемости и прочности судна, корпус был покрыт смолой и вокруг него были закреплены стальные полоски.

Схематическое изображение «Черепахи» с человеком внутри

Схематическое изображение «Черепахи» с человеком внутри

Воздуха в этой подлодке хватало только на полчаса. Она управлялась водителем, которому приходилось сидеть на сидении, похожем на велосипедное. В нижней части корпуса было расположено свинцовое грузило для придания лодке вертикальной устойчивости и отверстие для забора воды в балластную ёмкость во время погружения. Также здесь были помпы из латуни, которые в кратчайшие сроки загоняли воздух в эту же ёмкость — в результате лодка всплывала. Возле водителя и над ним располагались рукояти приводов винтов, благодаря которым судно могло двигаться вертикально и горизонтально, а также руль.

«Черепаха» также была оснащена целым рядом полезных устройств — компасом, глубиномером и вентилятором. Что касается 70-килограммовой мины, то она была здесь помещена в специальном отсеке под рулём.

«Черепаху» Бушнелл строил и испытывал в Сэйбруке — городке в штате Коннектикут. И лишь к весне 1776 года ему удалось довести свой проект до конца. После этого «Черепаху» тайно отправили в Нью-Йорк и отдали в распоряжение американского генерала Путнэма. Впрочем, применить её решились через несколько месяцев — в начале сентября. Управлять ей было поручено сержанту Эзре Ли.

Итак, 6 сентября 1776 года «Черепаху» втайне отбуксировали поближе к большому английскому флагману Eagle («Орёл»). Сержант Ли залез в субмарину и приготовился осуществить атаку. Он добрался до «Орла», но присоединить часовую мину к флагману не удалось. Он наткнулся на бугель и не сумел пробурить корпус. Ли в итоге просто бросил взрывное устройство и стал возвращаться обратно. Кроме того, когда он всплыл, ему пришлось отбиваться от английских маломерных судов. Кстати, эта мина, когда Ли уже был далеко, всё же взорвалась, но этот взрыв никому не принёс вреда.

Потопить британский корабль с помощью «Черепахи» попытались снова 8 октября. Для этого «Черепаху» на буксире стали подвозить к месту атаки на реке Гудзон. Но англичане проявили бдительность и, открыв огонь из пушек, уничтожили и субмарину, и корабль, который выполнял роль буксира.

Читайте также:  Органов местного самоуправления по рекам

Так выглядит воссозданная подлодка Дэвида Бушнелла

Так выглядит воссозданная подлодка Дэвида Бушнелла

Первая подлодка, сумевшая потопить корабль

Американцы и здесь стали первопроходцами. Первая подлодка, применённая в бою с успешным результатом, была создана человеком по имени Хорас Ханли. И наименована она была в честь него — «Ханли». Эту подлодку использовал флот конфедератов во время Гражданской войны в Штатах 1861–1865 гг.

Субмарина «Ханли» была, конечно, гораздо совершенней «Черепахи». Гребной винт-движитель вращался здесь при помощи коленчатого вала, на который воздействовали семь матросов. А управлялась подлодка командиром, у которого было своё отдельное место. Вооружена «Ханли» была миной, укреплённой на шесте на самом краю судна. Также здесь были две башенки с люками, из которых можно было наблюдать за окружающей обстановкой, входить и выходить членам экипажа.

Подлодка «Ханли» была рассчитана на 8 человек

Подлодка «Ханли» была рассчитана на 8 человек

В атаку «Ханли» отправилась 17 февраля 1864 года. Целью подлодки был находящийся в прибрежной акватории Чарльстона шлюп «Хаусатоник» с водоизмещением 1240 тонн. Шлюп располагался в восьми километрах от береговой линии.

Экипажу «Ханли» под руководством Джорджа Диксона удалось атаковать корабль. Он за несколько минут ушёл на дно, а находившиеся на нём моряки были вынуждены спасаться на шлюпках. Затем подлодка подала сигнал о своём возвращении, погрузилась в воду и пропала.

Только в 2000 году подлодку с телами погибших подняли со дна, благодаря чему эксперты даже смогли установить, из-за чего погиб её экипаж. Причиной стала ударная волна, распространившаяся от взрыва мины. Таким образом, «Хаусатоник» стал первым кораблём, потопленным субмариной, а моряки, находившиеся в «Ханли», — первыми погибшими в реальном сражении подводниками.

«Ханли» подняли со дна в 2000 году — она довольно хорошо сохранилась

«Ханли» подняли со дна в 2000 году — она довольно хорошо сохранилась

Появление подлодок в России

На самом деле проект подобного судна появился ещё в XVIII веке. Крестьянин Ефим Никонов подал Петру I челобитную, в которой высказал идеи о «потаённом судне», двигающемся на глубине. И Пётр I в 1718 году одобрил проект. Лодка разрабатывалась Никоновым около трёх лет. В 1721 году она впервые была спущена на воду.

Реконструкция лодки крестьянина-самоучки Ефима Никонова: она похожа на бочку

Реконструкция лодки крестьянина-самоучки Ефима Никонова: она похожа на бочку

В 1724 году появилась вторая модель подлодки Никонова. Но с этой субмариной произошёл несчастный случай — она ударилась о дно, в результате чего возникла течь. Лишь ценой огромных усилий подлодку вместе с её создателем удалось спасти. Потом Пётр I умер, а конструктора Никонова разжаловали и отправили в адмиралтейство Архангельска.

Снова вернулись к этой теме в России лишь в XIX веке, когда на престол взошёл Николай I. Он поддержал идею о создании в нашей стране судна, которое свободно бы плавало под водой. И на просторах империи нашёлся специалист, который мог бы воплотить это в реальность, — талантливый изобретатель Карл Шильдер.

Шильдер внимательно отнёсся к уже имеющемуся заграничному опыту и на его основе создал свою уникальную подводную лодку. Данная субмарина обладала скромными габаритами, не могла опускаться слишком уж глубоко, но зато имела отличное вооружение. На ней располагались не только мины, но и ракеты.

Схема проекта Карла Шильдера

Схема проекта Карла Шильдера

И в 1834 году с подлодки Шильдера был осуществлён запуск ракет прямо из-под воды (впервые в истории). Несмотря на существенные затраты, проект было решено продолжать. Впрочем, у Шильдера в скором времени появился серьёзный недоброжелатель — министр Чернышёв. Через какое-то время этот высокопоставленный чиновник добился того, чтобы проект Шильдера закрыли — довести его до логического завершения не получилось.

В 1866 году появилась ещё одна российская подлодка. Её построили на Балтийском заводе в Кронштадте по проекту инженера Ивана Александровского. Данная субмарина имела экспериментальный характер — у неё был пневматический двигатель и она носила невиданный ранее вид оружия — торпеду (её тоже изобрёл Александровский). Однако в ходе испытаний, проведённых летом того же 1866 года, были выявлены некоторые недостатки конструкции, и работа над подлодкой затянулось ещё 6 лет.

Иван Александровский и одно из его творений

Иван Александровский и одно из его творений

В результате многие характеристики подлодки были значительно улучшены. Вот только её скорость по-прежнему оставляла желать лучшего. Под водой она не превышала 1,5 узла, а максимальная дальность плавания равнялась всего 3 милям. Но как бы там ни было, в конечном счёте подводную лодку Александровского зачислили в минный отряд — впервые такое судно стало частью вооружённых сил Российской империи.

Фильм: история субмарин.

Видео: история создания и применения подводных лодок в царской России.

Источник

Adblock
detector