Меню

Переход трассы через реку

1. Общие положения

1.1. Настоящие «Методические рекомендации по вопросам охраны окружающей среды при проектировании автодорожных переходов через водотоки» разработаны в развитие некоторых положений «Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» СН 202-81 Госстроя СССР (М.: Стройиздат, 1983) и могут быть применены при проектировании малых и больших автодорожных переходов через водотоки.

1.2. Основными вопросами охраны окружающей среды, которые необходимо решать при проектировании, строительстве и эксплуатации переходов через водотоки, являются: предохранение рек и водоемов от загрязнения; сохранность сельскохозяйственных угодий, леса, травяного покрова и кустарников; защита почв от разрушения, загрязнения, развития водной и ветровой эрозии; обеспечение сохранности среды обитания животного мира как на суше, так и в водоемах.

Одновременно надо применять рациональные решения по защите воздушного бассейна от загрязнения, а также принимать меры по снижению шума от движущихся транспортных средств и работы строительных механизмов; обеспечивать архитектурную выразительность сооружения и гармоничность его сочетания с окружающим ландшафтом.

1.3. Мероприятия по охране окружающей среды разрабатываются в каждом разделе проекта. При необходимости (например, для согласования с заинтересованными ведомствами) может быть составлен сводный перечень таких мероприятий. При этом для переходов через реки, имеющие рыбохозяйственное значение, учитываются инструктивные материалы о порядке рассмотрения проектной документации органами рыбоохраны.

1.4. В сложных случаях вмешательства в экологическую систему (например, при необходимости строительства рыбозащитных или рыборазводных устройств, водоочистных сооружений и др.) к проектированию привлекаются специализированные организации других ведомств.

1.5. При проектировании водопропускных сооружений вблизи существующих мостов и труб вопросы охраны окружающей среды должны решаться комплексно, с учетом сложившегося равновесия экологической системы. В необходимых случаях при достаточном обосновании исправляются допущенные ранее погрешности при проектировании и строительстве расположенных рядом сооружений.

1.6. Для уточнения гидравлических расчетов по переходам со сложными морфологическими условиями и русловыми процессами следует применять гидравлическое или аэродинамическое моделирование.

1.7. При выборе в проектных организациях объектов авторского надзора предпочтение следует отдавать объектам со сложным решением вопросов охраны окружающей среды.

1.8. При проектировании крупных мостов, в особенности возле городов, рекомендуется устраивать конкурсы. В числе основных требований конкурса должны быть экономичность и эстетичность решений при безусловной охране природы.

2. Изыскательские работы

2.1. Изыскательские и инженерно-геологические работы выполняются по специальной программе, составляемой с учетом главы СНиП II -9-78.

2.2. До начала изыскательских работ, в процессе их выполнения и при камеральной обработке собирают следующие данные:

— сведения о естественном состоянии атмосферы, почв и водоемов, а также об источниках их загрязнения;

— характеристика ландшафта в районе перехода;

— сведения об обитании диких животных, ареалах их распространения, местах подкормки и путях миграции (наносятся на карты и планы); особо отмечаются места обитания животных и птиц, занесенных в Красную книгу;

— сведения о наличии вблизи перехода исторических, этнографических и архитектурных памятников (места их расположения наносятся на карты и планы);

— сведения об использовании реки для отдыха населения;

— сведения о выходе родниковых вод (наносятся на план) с приложением лабораторных анализов воды.

2.3. При изыскательских и инженерно-геологических работах должно быть обеспечено наименьшее повреждение элементов природы, особенно в северной строительно-климатической зоне.

2.4. В местах инженерно-геологических выработок и постройки временных сооружений для нужд изысканий перед началом работ необходимо снять плодородный слой почвы и сложить его с тем, чтобы использовать в дальнейшем.

Площадка, отведенная для строительства временного поселка, должна иметь минимально необходимые размеры. Поселок обеспечивается противопожарным инвентарем и емкостями для организованного удаления мусора.

2.5. Рубка леса в местах, отведенных под просеки и площадки для временных сооружений, допускается только при наличии лесорубочного билета, получаемого заказчиком в установленном порядке.

2.6. Количество впервые прокладываемых грунтовых дорог для проезда к месту работ должно быть строго ограничено.

2.7. В целях наиболее полного представления о природных характеристиках района перехода через водоток отдельные участки трассы следует фотографировать, применяя в необходимых случаях аэрофотосъемку.

2.8. В условиях сложного рельефа местности укладку трассы мостового перехода проверяют на стереомодели (макетный способ проектирования).

2.9. Для переходов со сложной морфологией русла и пойм реки рекомендуется выполнять гидрометрические работы.

2.10. Возможность выполнения гидрометрических работ при помощи аэрофотосъемки со сбросом в реку открытых сосудов с индикаторами (в такие сосуды налита смесь отработанного авиационного масла с керосином) должна быть согласована с органами Главрыбвода. При проведении подобных работ необходимо организовать непрерывное противопожарное дежурство по берегам водоемов.

2.11. При изысканиях, по согласованию с органами землепользования и лесного хозяйства, устанавливаются места изъятия плодородного слоя почвы для рекультивации нарушенных земель и определяются источники получения саженцев для восстановления древесной и кустарниковой растительности.

2.12. После завершения изыскательских работ, не позднее чем в месячный срок, необходимо:

— восстановить разрушенный от проезда транспортных средств почвенный покров;

— ликвидировать места инженерно-геологических выработок (если они не переданы заказчику для стационарных наблюдений) путем тампонажа или засыпки грунта и укладки ранее снятого плодородного слоя почвы и посева трав;

— разобрать временные сооружения (наблюдательные вышки, подмости, ограждения, навесы и т.п.), вывезти мусор.

3. Выбор створа и общая компоновка сооружений мостового перехода

3.1. Створ мостового перехода выбирается с учетом наименьшего вмешательства в природную среду, в том числе при наименьшем занятии пахотных земель, пастбищ и лесных угодий.

3.2. При проложении трассы мостового перехода на поймах рек следует избегать пересечения насыпями проток, староречий и озер.

3.3. Сооружения мостового перехода, как правило, должны быть удалены от устьев рыбоходных притоков, рыбных нерестилищ и зимовальных ям на расстояние, принимаемое по указаниям органов Главрыбвода.

3.4. При соблюдении условий, перечисленных в пп. 3.2 и 3.3, на пересечении водотока, как правило, должно быть предусмотрено одно водопропускное сооружение. Дополнительные сооружения на пойме предусматриваются при невозможности соблюдения условий пп. 3.2 и 3.3, а также в следующих случаях:

— трасса перехода пересекает протоку, используемую для судоходства;

— предусматривается пропуск малого водотока, имеющего самостоятельный водосборный бассейн, или выпуск воды с пониженных участков поймы;

— предусматривается разгрузка отверстия моста на главном русле по гидравлическим условиям;

— предусматривается сохранность ценных пойменных угодий или использование пойм для отдыха населения.

3.5. Необходимость устройства дополнительных водопропускных сооружений в случаях, оговоренных в п. 3.4, должна быть обоснована гидравлическими и экономическими расчетами с учетом экологических (в том числе рыбохозяйственных) требований.

4. Проектирование малых мостов и труб

4.1. При выборе проектных решений по устройству малых водопропускных сооружений следует учитывать и по возможности снижать их влияние на природные процессы, возникающие из-за изменения условий обводнения прилегающих к дороге участков лога (заиливание мелкими наносами и заболачивание верховой части лога, возникновение на низовой его части водной эрозии, иногда приводящей к оврагообразованию).

4.2. При размещении сооружений на трассе дороги, исходя из ситуационных условий и обеспечения пропуска поверхностных вод, необходимо предусматривать устройство дополнительных сооружений с отверстиями в свету не менее 8 м для миграции диких животных и перегона скота.

Необходимость устройства дополнительных сооружений может возникнуть при прокладке дорог в районах с повышенной эрозионной деятельностью (твердый сток), в районах вечномерзлых грунтов и в районах образования наледей. В этих районах следует избегать сведения стока с разных бассейнов в одно водопропускное сооружение.

4.3. Тип сооружения следует выбирать на основе технико-экономического сравнения нескольких вариантов с учетом затрат на компенсационные мероприятия и на мероприятия по охране окружающей среды:

— стоимости занимаемых под дорогу земель, рекультивации почвенного покрова и восстановления растительности;

— затрат, связанных с укреплением оврагов и устройством осушительных канав на заболоченных землях;

— потерь и компенсационных затрат, возникающих при затоплении сельскохозяйственных угодий подпертыми водами;

— экономического эффекта от совмещения сооружения с рыбоводческим прудом.

4.4. Сравнение вариантов сооружений осуществляется сопоставлением суммарных затрат по приведенной стоимости:

где К — капиталовложения, приведенные к последнему году строительства (стоимость водопропускного сооружения, укреплений, земляного полотна на подходах; занимаемых под дорогу земель, восстановления кустарников и деревьев, укреплений оврагов, рекультивации земель, устройства осушительных канав и др.);

Ен — нормативный коэффициент эффективности капиталовложений, Ен = 0,12 (кроме районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для которых Ен = 0,08);

ΔК — годовые амортизационные отчисления на ремонт и содержание сооружения, обычно составляющие 2-3 % капиталовложений;

Эп — текущие затраты или потери на расчетный год tp (можно принимать tp равным 12-му году эксплуатации), включая потери от затопления паводковыми водами и заиливания сельскохозяйственных угодий, потери от запыленности угодий движущимися по дороге автомобилями и т.п. При совмещении дороги с плотиной рыбоводческого пруда (водоема) из текущих затрат вычитается стоимость годовой добычи рыбы.

Для определения оптимального типа малого сооружения может быть использован также комплексный автоматизированный метод, разработанный Б.М. Наумовым (Гипродорнии).

4.5. Тип сооружения и его отверстие в месте совмещения дороги с плотиной рыбоводческого пруда (водоема) при пересечении дорогой водотоков и водоемов, имеющих рыбохозяйственное значение, должны быть согласованы с органами Главрыбвода.

4.6. Возможность устройства водопропускного сооружения, аккумуляция воды перед которым вызывает подтопление сельскохозяйственных угодий, должна быть согласована с органами министерств сельского хозяйства.

4.7. В проекте решается единый комплекс: водопропускное сооружение, подходы земляного полотна, подводящее и водоотводное русла. При этом тип водопропускного сооружения должен гармонировать с окружающим ландшафтом и с пространственным очертанием трассы подходов.

4.8. Трубы, как правило, должны иметь входной и выходной оголовки (может применяться и оголовок воротникового типа).

Размеры портальных оголовков по фасаду предпочтительно принимать кратными 1:1,6 (пропорциональность «золотого сечения»). Примерно такие соотношения характерны для типовых одно- и двухочковых круглых труб с раструбными крайними звеньями, а также одно- и двухочковых прямоугольных труб с повышенными крайними звеньями.

4.9. При проектировании необходимо обращать внимание на силуэт промежуточных опор моста, ширина которых по фасаду должна гармонировать с высотой.

4.10. В открытой, слабопересеченной местности рекомендуются железобетонные мосты или путепроводы с наклонными опорами («Бегущая лань»), которые хорошо вписываются в ландшафт.

На развязках автомобильных дорог рекомендуется применять сводчатые путепроводы, которые могут быть использованы и как отверстия на путях миграции диких животных и перегона скота.

4.11. Для повышения эстетичности сооружения можно применять:

— декоративные лесопосадки при обязательном восстановлении почвенного покрова возле сооружения;

— укрепления откосов земляного полотна возле сооружения и конусов из плиток или решетчатых конструкций с заполнением ячеек бетонной смесью, цементо-грунтом, цветным щебнем, битым кирпичом или торфо-песчаной смесью с засевом газонной травой;

— металлические перильные ограждения простого, но выразительного рисунка;

— мачтовые электросветильники у мостов и путепроводов и на подъездах к ним в городах.

4.12. Сопряжение моста с насыпью рекомендуется проектировать комплексно, с учетом водоотвода с моста и с подходов, согласно «Методическим рекомендациям по проектированию и строительству сопряжений автодорожных мостов и путепроводов с насыпью» (Союздорнии. М., 1975).

4.13. При проектировании искусственного сооружения в зоне оврагообразования необходимо разработать специальные мероприятия, направленные на замедление притока воды к оврагу, предусмотрев для этой цели устройство водозадерживающих валов, укрепление вершины и дна оврага быстротоками в сочетании с посадкой вдоль оврага деревьев и кустарников полосами шириной 15-20 м.

В некоторых случаях (что должно быть обосновано гидравлическими расчетами) на пересечении небольших оврагов целесообразно устраивать пруды и водоемы. Проектирование ограждающей водоем плотины, используемой под дорогу, следует вести по нормам гидротехнических сооружений.

4.14. При пересечении трассой дороги болота искусственные сооружения (обычно мосты) целесообразно располагать на краю болота. Отверстия сооружений назначают из условия сохранения установившегося на болоте гидрологического режима.

4.15. В наледеопасных районах искусственные сооружения (как правило, мосты) рекомендуется проектировать с учетом максимальной сохранности установившегося на водотоке водно-теплового режима грунтов, торфо-мохового покрова и растительности.

Чтобы предотвратить образование наледей, выше сооружения устраивают сужающие русло земляные валы и мерзлотные пояса. Как правило, не допускается сведения нескольких водотоков в одно сооружение.

5. Проектирование средних и больших мостов

5.1. При проектировании средних и больших мостовых переходов следует учитывать и по возможно с т и снижать их влияние на природные процессы, возникающие из-за стеснения водного потока земляным полотном подходов к мосту. В районе моста происходит деформация свободной поверхности потока (рис. 1), что сопровождается нарушением условий обводнения верховых и низовых участков пойм. Обводненность верховых участков пойм вследствие подпора повышается, на поймах развивается заболоченность, а вблизи моста, в зоне подпора, отлагаются наносы; в то же время снижается обводненность низовых участков пойм; ниже моста, в зоне растекания потока, часть пойм заносится вымываемым из подмостового русла аллювием. Изменение обводненности верховых участков пойм реки вызывает переувлажнение и заиливание пахотных и лесных угодий, а на низовых участках пойм — обеднение почв, растительности и угодий х) .

х) См. Журавлев М.М. Исследование вопросов охраны окружающей среды при проектировании мостовых переходов. — В сб.: Новое в проектировании и строительстве автодорожных и городских мостов. Труды Союздорнии., М., 1983.

Рис. 1. Русловые переформирования на мостовом переходе: 1 — общий размыв русла; 2 — отложения взвешенных наносов; 3 — отложения продуктов размыва русла; 4 — местный размыв у опор; 5 — то же, у голов регуляционных дамб

5.2. Необходимость устройства моста на пойме определяется условиями, перечисленными в п. 3.4 и обосновывается гидравлическими расчетами, а также технико-экономическим сравнением варианта устройства одного моста на главном русле (вариант 1) с вариантом двух мостов — на главном русле и на пойме (вариант 2).

Экономический расчет ведется по формулам приведенной стоимости, в которых для пойменного моста затраты на ремонт и содержание, по сравнению с вариантом 1, принимаются увеличенными. Так, при нормативном коэффициенте Ен = 0,12 получим следующие формулы приведенных стоимостей:

где Рпр1; Рпр2 — приведенная стоимость моста соответственно, по вариантам 1 и 2;

К1; К2 — капиталовложения соответственно по вариантам 1 и 2 (в пределах длины моста на пойме стоимость земляного полотна не учитывается);

Эп1; Эп2 — потери от затопления сельскохозяйственных и лесных угодий паводковыми водами и от заиливания наносами, а также рыбохозяйственные потери.

Ориентировочные расчеты показывают, что вариант 2 выгоднее варианта 1 уже при относительных потерях Эп11 >0,05 ÷ 0,1. Так, если принять, что стоимость моста на пойме составляет примерно 20 % стоимости моста на главном русле, т.е. К2 = 0,2К1, а минимальные потери, которые будут иметь место и при устройстве пойменного моста, составят Эп2 0,1 Эп1, то из совместного решения уравнений (2) и (3) получим:

Читайте также:  Река в чили играющая важную роль в виноделии

При Эп11 = 0,05 имеем Рпр2пр1 = 0,92, что меньше 1, а при Эп1 = 0,1 Рпр2пр1 = 0,75, что также меньше 1, т.е. устройство пойменного моста тем более оправдано, чем больше относительные потери Эп1.

В сравнительных расчетах можно пользоваться укрупненными стоимостями мостовых переходов.

5.4. При проектировании мостовых переходов через водные объекты высшей (особой) категории (места нерестилищ, массового нагула и зимовальные ямы особо ценных и ценных видов рыб, водоохранные зоны и прибрежные водоохранные полосы садковых и прудовых хозяйств) и через объекты первой категории (используемые для сохранения и воспроизводства ценных видов рыб, обладающих высокой чувствительностью к содержанию в воде кислорода) необходимо:

— наряду с вариантами устройства моста через главное русло реки и моста на пойме взамен пойменной насыпи рассматривать вариант устройства эстакады. Выбор варианта осуществляется сравнением технико-экономических показателей;

— при обосновании отверстия моста учитывать плавательную скорость рыб (т.е. скорость за определенный промежуток времени, в течение которого рыба преодолевает препятствия). Ввиду недостаточной изученности таких скоростей для подмостовых русел можно ориентироваться лишь на их примерные значения в зависимости от видов рыб: карповые — 0,8-1,2, осетровые — 1-1,5 и лососевые — 2-3 м/с.

— по возможности сокращать число русловых опор, увеличивая пролеты моста;

— предусматривать устройство лотков для сбора поверхностных вод с проезжей части моста и отвод их в специальные отстойники х) ;

х) Устройство таких лотков предусматривается также при проектировании мостов через водохранилища с питьевой водой.

— предусматривать конструктивные и технологические решения, обеспечивающие выполнение строительных работ в пределах акватории в максимально сжатый срок с учетом перерывов в работе на период нереста и выклева личинок рыб.

5.5. По исходным данным (отверстие моста, надводные габариты, отметка проезжей части, ситуационный и детальный планы, профиль перехода, панорамные фотографии местности) приступают к эскизному проектированию моста, одной из задач которого является выбор силуэта моста на фоне окружающего ландшафта (см. пп. 5.6-5.12).

5.6. Мост должен составлять единый ансамбль с окружающим ландшафтом, но при этом он либо господствует над окружающей местностью, открытой и однообразной по рельефу и растительности, либо имеет подчиненное значение при живописном ландшафте и среди архитектурных построек города. В первом случае мост может быть с ездой как понизу, так и поверху, во втором предпочтителен мост с ездой поверху.

5.7. При проектировании больших и средних мостов должен быть выдержан закон оптического равновесия ансамбля относительно оси зрительного восприятия, которая может не совпадать с осью симметрии моста. Это достигается компоновкой больших и малых пролетов моста и группировкой пролетных строений с ездой поверху и понизу. Например, если мост расположен между плоским и нагорным берегами, большие пролеты (в особенности с ездой понизу) должны быть размещены возле нагорного берега. Аналогичное решение рекомендуется и в том случае, если на одном из берегов реки имеются высокие здания или высокий лесной массив.

5.8. Необходимо учитывать также закон масштаба, который заключается в противопоставлении большого контура (длины пролета, высоты ферм) малому. Исходя из этого закона, следует выделять русловую и пойменные части моста, меняя размеры групп пролетов, а иногда и уровень езды как при симметричной, так и при асимметричной схемах. При этом надо учитывать тип руслового процесса и возможность смещения судового хода в соседние пролеты.

5.9. При выборе типа пролетного строения следует учитывать особенности его эстетического восприятия. Так, на фоне растительного и горного пейзажей эффектно выглядит сквозная решетка ферм или арок.

5.10. Следует учитывать, что силуэт моста зависит от соотношения длин пролетов и высоты подмостового пространства. Оптимальное соотношение этих параметров устанавливается в процессе пробных членений моста на пролеты.

5.11. Ширина промежуточных опор по фасаду должна гармонировать с высотой моста и длиной пролетов.

5.12. При сравнительно небольшом количестве опор (шесть-восемь) предпочтительнее принимать четное их число.

5.13. На мостах, как правило, должны быть запроектированы смотровые приспособления.

5.14. Для регулирования водного потока и защиты берегов реки от волнобоя целесообразно применять лесонасаждения, которые благоприятно влияют на окружающую среду и улучшают ландшафт.

5.15. Проектирование укрепления конусов земляного полотна и сопряжений моста с насыпью следует производить с учетом рекомендаций, изложенных в пп. 4.11 и 4.12.

5.16. При необходимости снижения заболачиваемости прилегающих к мосту участков пойм в проекте должны быть предусмотрены осушительные канавы.

6. Проектирование подходов к сооружениям

6.1. Подходы к искусственным сооружениям должны обеспечивать хорошее обозрение прилегающей местности и подчеркивать красоту самой дороги. Трасса дороги не должна нарушать гармоничности окружающего ландшафта, а по возможности подчеркивать и дополнять его привлекательность.

6.2. Трассу подходов к сооружениям следует проектировать как плавную линию в пространстве с взаимной увязкой элементов плана, продольного и поперечных профилей между собой и с прилегающей местностью (см. главу СНиП II-Д.5-72). Это достигается построением перспективных изображений участков дороги на фоне окружающего ландшафта.

При выборе таких участков дороги намечают центры архитектурной композиции (группы деревьев, отдельные здания и сооружения, возвышенности, выделяющиеся на фоне окружающего ландшафта) и с их учетом проектируют дорогу, руководствуясь «Указаниями по архитектурно-ландшафтному проектированию автомобильных дорог» ВСН 18-74 Минавтодора РСФСР (М.: Транспорт, 1975).

6.3. Кривые в плане и продольном профиле следует как правило, совмещать (рис. 2), причем длину кривых в плане следует принимать равной или большей кривых в продольном профиле.

6.4. При проектировании следует избегать пересечения глубоких долин малых равнинных рек длинными прямыми в плане. Прямую вставку в пределах моста можно сопрягать с длинными кривыми или с цепью кривых, чтобы выемки на спусках в долину размещались на кривых большого радиуса.

6.5. Композиционные решения дороги должны подчеркивать непосредственные подходы к городам и мостам через крупные реки. Здесь прямолинейная в пределах моста трасса дороги должна переходить в кривые большого радиуса и с меньшими углами поворота, чем на остальном протяжении дороги.

6.6. Для обеспечения продольного водоотвода с моста в пределах его расположения предпочтительно устраивать выпуклый профиль дороги.

Рис. 2. Участок дороги с совмещенными кривыми в плане и профиле

6.7. Для отвода поверхностных вод с покрытия подходов к мосту следует устраивать продольные бортовые лотки со сбросом воды по лоткам на откосах насыпи в специальные отстойники.

6.8. По согласованию с заказчиком, на подходах к мостам целесообразно устраивать площадки для отдыха пассажиров, выбирая для этого места, с которых открывается живописный вид.

6.9. Для достижения хорошей архитектурно-ландшафтной выразительности пейзажа вдоль дороги на достаточном удалении от нее следует сажать быстрорастущие декоративные деревья и кустарники.

В декоративных целях посадки могут быть выполнены также возле малых сооружений вдоль откосов, выемок и насыпей на подходах к мосту или путепроводу.

6.10. Проектировать подходы к мостам необходимо с учетом всех мер сохранения водоохранных зон и лесных полос по берегам рек, имеющих рыбохозяйственное значение. При отсутствии на местности водоохранных полос необходимость их устройства, а также ширина и протяженность полос у мостов должны быть установлены при согласовании проекта с органами охраны природы.

6.11. При проектировании дорог в городах и населенных пунктах, а также в заповедных и парковых зонах необходимо учитывать шумовые характеристики транспортных потоков, определяемые по главе СНиП II-12-77. В отдельных случаях, в целях защиты от шума и загазованности, можно устраивать защитные стенки из сборных бетонных элементов с ячейками для заполнения их землей и посадки растительности.

6.12. При необходимости устройства выемок на подходах к мосту грунт от их разработки следует использовать для отсыпки насыпей, что позволит снизить объем устройства резервов.

6.13. В местах выхода родниковой воды проводится ее анализ для установления питьевых качеств. Конструкцию обделки выхода воды необходимо архитектурно оформить как питьевой источник для пассажиров транспортных средств и туристов.

7. Учет требований по охране окружающей среды в проектах организации и производства строительных работ

7.1. При возведении искусственных сооружений вследствие большого отрицательного воздействия на природу в строительный период в проекте искусственного сооружения необходимо предусматривать конструкции и технологии работ, обеспечивающие наименьшее вмешательство в окружающую среду и возможное сокращение строительного периода.

Под особым контролем обеспечения сохранности окружающей среды (почв, растительности, водоемов) должны выполняться строительные работы в северных районах европейской и азиатской частей страны, что необходимо специально оговаривать во всех разделах проекта.

7.2. Строительную площадку для сооружения моста устраивают, как правило, за пределами водоохраной зоны. Ее местоположение должно быть согласовано с природоохранными органами и оформлено специальным актом.

7.3. Размеры строительной площадки должны быть минимально необходимыми, а ее планировка должна обеспечивать отвод сточных вод в отстойные устройства. Часть территории строительной площадки следует выделять для обособленной стоянки автомобилей и механизмов, а также для складских помещений.

На строительной площадке должны быть предусмотрены емкости для сбора нечистот и мусора.

7.4. Степень необходимой очистки, обезвреживания и обеззараживания сточных вод в отстойниках устанавливается санитарно-техническим расчетом, а также контрольными пробами и должна соответствовать «Правилам охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами» (М., 1975).

7.5. Скапливающиеся на дне отстойников осадки и плавающие материалы вывозят для уничтожения в местах, согласованных с местными органами санитарного надзора.

7.6. Сброс очищенных сточных вод в реку может производиться только с разрешения органов санитарно-эпидемиологической службы и рыбоохраны в местах, указанных этими органами.

7.7. Число временных подъездных дорог к объекту строительства должно быть минимальным.

При слабых грунтах пойм подъездные дороги следует устраивать на хворостяных выстилках и на сланях, чтобы сохранить тонкий почвенный покров в лесотундровой зоне севера европейской части страны и Сибири.

7.8. В проекте приводятся данные о согласовании с соответствующими министерствами и ведомствами занимаемых под строительство земельных и лесных угодий, мест грунтовых карьеров, а также о выполнении требований ведомств по охране угодий и реки (водоема) от загрязнений и повреждений в период строительства.

7.9. В местах, используемых под строительство объекта, перед началом работ снимают плодородный слой почвы и складывают в определенном месте. При хранении снятого почвенного слоя необходимо исключить ухудшение его качества (смешивание с подстилающими породами, загрязнение жидкостями и мусором, размыв и выдувание слоя) путем закрепления поверхности отвала, в частности посевом трав.

7.10. Устройство временной переправы через реку (брода, паромной переправы, низководного деревянного или понтонного моста), я также ее створ должны быть согласованы с органами рыбоохраны.

7.11. Запрещается сброс загрязненных йод, свалка мусора, стоянка автомобилей и строительство временных сооружений в пределах водоохранных зон на берегах реки.

7.12. Нарушенные при строительстве участки лесных водоохранных полос вдоль берегов реки должны быть восстановлены, включая почвенный покров.

7.13. В целях сокращения объема работ на месте строительства следует шире применять сборные конструкции, изготавливаемые специализированными предприятиями.

7.14. Строительство мостов через рыбохозяйственные водоемы (реки, озера, пруды, водохранилища и их придаточные воды, которые используются или могут быть использованы для промысловой добычи рыбы, водных животных и растений или имеют значение для воспроизводства запасов промысловых рыб) должно производиться с соблюдением «Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР», утвержденного постановлением СМ СССР 15.09.1958 № 1045, и последующих изменений 1963, 1966, 1979 и 1981 гг.

7.15. При отсыпке временных островков в местах возведения русловых опор следует использовать чистый песок (с малым содержанием пылеватых частиц) х) , добиваясь наименьшего взмучивания водного потока, что обосновывается расчетом.

х) Ориентировочно средний диаметр песка подбирают по гидравлической крупности W, значение которой принимают 0,1 V , где V — средняя скорость потока у опоры.

7.16. При строительстве русловых опор не рекомендуется для забивки шпунта и свай применять тяжелые молоты, так как это вызывает значительные сотрясения дна реки.

7.17. При производстве зимних работ запрещается оставлять на льду и затопляемых берегах строительный мусор, бревна, камень и т.п.

7.18. Пролетные строения мостов предпочтительно применять сборные, монтируя их стреловыми и шлюзовыми кранами, кранами на плаву, а также навесной сборкой.

7.19. При применении полимерных составов на основе эпоксидных смол для инъецирования каналов напрягаемой арматуры и склеивания блоков должны быть приняты меры, исключающие попадание полимерного состава в реку.

7.20. При сооружении земляного полотна гидронамывом створ работы земснаряда и глубину извлечения грунта надо согласовать с органами охраны природы. На реках рыбохозяйственного значения заборное устройство земснаряда должно быть оборудовано сеткой против засасывания рыб вместе с пульпой.

7.21. Отработанная при гидронамыве вода собирается в отстойники для последующего ее использования для земснаряда по схеме оборотного водоснабжения. Отстойники можно устраивать в выработанной части карьера.

При соответствующем обосновании допускается устраивать специальные очистные сооружения (см. «Временную инструкцию по проектированию сооружений для очистки поверхностных вод» СН 496-77 — М.: Стройиздат, 1978).

7.22. Струенаправляющие дамбы и траверсы должны быть построены, как правило, одновременно с земляным полотном подходов.

7.23. При использовании воды из единого государственного фонда следует руководствоваться «Инструкцией о порядке согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование» № НВН 33-5.1.02-83 Минводхоза СССР (М., 1983).

— в период массового нереста и выклева личинок рыб строительные работы в пределах акватории, в том числе работа земснаряда, а также перемещения по воде должны быть прекращены и приняты меры по снижению шума строительных инструментов, механизмов и автомобилей, работающих на берегах реки;

— для ограждения котлованов при сооружении русловых опор больших мостов предпочтительнее применять инвентарные металлические перемычки из понтонов типа КС;

— в целях уменьшения стеснения реки и снижения взмучиваемости потока при устройстве песчаных островков и котлованов под опоры следует применять шпунтовые ограждения;

— при устройстве свайных оснований под опоры следует применять буровые и бурообсадные сваи или столбы; вибропогружение свай и погружение свай с подмывом;

— следует, по возможности, избегать устройства временных опор и подмостей в русле реки;

— если извлекаемый из котлована, опускного колодца или из свайных оболочек грунт содержит пылеватые или глинистые частицы, то сброс грунта в реку должен быть согласован с органами рыбоохраны;

Читайте также:  Река носит название в честь мореплавателя открывшего америку в 1492 году

— в некоторых случаях, по согласованию с органами рыбоохраны, строительство фундаментов под опоры может быть отнесено на зимний период.

7.25. Отвод, обвалование или преграждение русел на время строительства водопропускного сооружения на водотоках (водоемах), используемых в рыбохозяйственных целях, допускаются только с разрешения органов рыбоохраны.

7.26. Стеснение периодического водотока на время производства работ, при котором возможно подтопление сельскохозяйственных угодий, должно быть согласовано с органами Минсельхоза.

7.27. В период дождей или подъемов уровней на водотоке не допускается прерывать работы по строительству укреплений земляных сооружений, а также водоотводных и оврагозащитных сооружений без принятия защитных мер по предотвращению смывов и обвалов грунта.

7.28. Строительство мостов и труб в наледеопасных районах необходимо вести с сохранением установившегося на водотоке водно-теплового режима грунтов, торфо-мохового покрова и растительности.

7.29. В процессе строительства и на его конечной стадии должен быть обеспечен контроль за выполнением следующих работ:

— удаление из русла реки песчаных островков, отсыпанных на время сооружения опор, и вывоз грунта на берег;

— очистка русла реки и пойм от загромождающих их предметов; сваи подмостей и временных опор должны быть извлечены из русла и вывезены;

— разборка временных сооружений на строительной площадке; планировка и рекультивация земель, посадка кустарников и деревьев на всей территории строительства, включая подъездные дороги;

— благоустройство территорий в местах грунтовых карьеров, в том числе карьеров, которые могут быть использованы для рыбохозяйственных прудов или для отдыха населения; планировка и рекультивация земель территорий; посадка кустарников и деревьев; уполаживание откосов и отсыпка песчаных пляжей.

Рекультивация нарушенных при строительстве земель осуществляется согласно ГОСТ 17.5.1.02-78 и «Основным положениям о рекультивации земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа проведении геологоразведочных, строительных и других работ» (утверждены ГКНТ Совета Министров СССР 16.05.1977).

Выполнение перечисленных в п. 7.29 работ должно быть указано в акте сдачи мостового перехода в эксплуатацию.

Источник

Проектирование переходов через большие и средние водотоки

Классификация рек по типу руслового процесса и типу питания

Реки – это крупные постоянные водотоки, имеющие русла.

Реки протекают по относительно узким углублениям земной поверхности, называемые речными долинами. Первичное образование речных долин связано с тектоническими деформациями земной поверхности и движением ледников. Однако процесс формирования речных долин продолжается почти непрерывно под действием текущей воды, которая поступает с территории, называемой бассейном реки. Речная долина подразделяется на русло и пойму.

Часть ширины русла реки, в пределах которой происходит минимальный сток, называется меженным руслом. УМВ – уровень меженной воды;

УВВ – уровень высокой воды (в период паводка).

Речной системой называется совокупность главной реки, впадающей в море или озеро, и ее притоков. Долина главной реки в каждой речной системе подразделяется на три характерных участка:

1. Зона эрозии – это первый, верхний участок реки с наибольшим продольным уклоном. На этом участке скорость течения воды настолько значительная, что вода размывает грунт и уносит его частицы вниз по реке.

2. Зона традиционных наносов – на этом участке уклон дна русла уменьшается, размыв дна прекращается, но скорость течения воды еще велика и наносы проходят этот участок не откладываясь;

3. Зона аккумуляции наносов – на этом участке уклон дна русла наименьший, скорость течения воды незначительная 9по сравнению с предыдущими участками) и поэтому наносы откладываются на нижнем участке долины и дно реки повышается (конус выноса).

Современный процесс формирования речного русла, т.е. выработка его форм и размеров, называется русловым процессом. Крупные скопления донных наносов могут образовывать в русле побочины – если эти скопления прижаты к берегу русла и осередки (отмели) – если скопления донных наносов с берегом не смыкаются. Побочины образуются под влиянием центробежных сил на поворотах русла, а осередки возникают на малых уклонах под действием поперечной циркуляции.

Долина главной реки речной системы на каждом характерном ее участке, (а именно в зоне эрозии, зоне транзита и зоне аккумуляции наносов) имеет вполне определенные основные типы русла:

Характерный участок реки Основной тип русла
Зона эрозии Каньон
Зона транзита Немеандрирующее русло, а в местности равнинной меандрирующее русло
Зона аккумуляции наносов Блуждающее русло

Каньон – глубокая, узкая речная долина с крупными, нередко ступенчатыми склонами;

Меандр – излучина реки, образующаяся вследствие различных препятствий в ее течении.

Меандрирование русла может происходить по следующим причинам:

1. Излучина реки настолько сближаются, что водный поток прорывается кратчайшим путем, оставляя подковообразную излучину – староречье. Это завершенное меандрирование.

2. Излучины реки находятся далеко друг от друга, но во время паводка вода затопляет пойму реки, а поток ее настолько мощный, что прорезает себе в пойменных грунтах длинную промоину – спрямление. Это незавершенное меандрирование, при котором брошенная излучина (староречье) не имеет ярко выраженной подковообразной формы.

По типам питания реки подразделяются на четыре большие группы:

1 – реки с дождевыми паводками, питающиеся в течение года преимущественно дождевыми водами;

2. – реки с паводками (половодьями) от талых вод, питающиеся в течение года преимущественно водами от таяния снега;

3. — реки с паводками (половодьями) от таяния ледников;

4. реки с комбинированным (смешанным) питанием, подъемы уровня на которых обусловлены как дождевыми водами, так и стоком от таяния снега и ледников.

Для изучения режима протекания воды в реках составляют водомерные графики, которые отображают изменение уровня воды в реке во времени:

На контур водомерного графика могут повлиять:

1. Образование на реке шуги, которая представляет собой осенний внутриводный лед. Эти скопления образуют заторы, что приводит к значительному подъему воды перед препятствием. Прорыв затора сопровождается увеличением скорости течения.

2. Ледоход. Во время весеннего ледохода. Ледяные заторы на поворотах реки сопровождаются значительным подъемом уровня воды. При прорыве затора скорость течения воды сильно увеличивается.

3. Подпор от другой реки, сливающейся с изучаемой рекой.

4. Учет этих обстоятельств весьма важен при составлении водомерных графиков и переходе от них к гидрографу реки, т.е. к графику изменения расходов во времени:

Площадь фигуры, образованной линией гидрографа и осями координат, представляет собой объем годового стока.

Зависимость между расходами Q и уровнями воды в реке H изображается кривой расхода: H=f(Q). Измеряя скорость течения воды в реке и глубину потока получают расход Q/ По этим данным строят кривую расхода (при нескольких уровнях воды H)

Имея кривую расхода легко перейти от водомерных графиков к гидрографам стока.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕРЕХОДОВ ЧЕРЕЗ ВОДОТОКИ

Мостовые переходы устраивают в местах пересечений трассы дороги с водотоком. Водотоки бывают естественные (реки, протоки) и искусственные (каналы искусственного орошения, водохранилища). Естественные водотоки подразделяются на малые и большие. Малые водотоки имеют площадь водосборного бассейна менее 100 тыс. км 2 ; большие – более 100 тыс.км 2 . В свою очередь малые водотоки могут подразделяться на постоянные и периодически действующие. В периодических вода появляется в определенное время года (весной и осенью). Такие водотоки составляют большинство в классе водотоков. Установлено, что более 90% от общего числа искусственных сооружений составляют малые искусственные сооружения (малые мосты, водопропускные трубы, которые устраиваются через малые водотоки).

Мостовой переход – это комплекс инженерных сооружений, служащих для обеспечения непрерывного движения транспорта и пешеходов, а так же для пропуска паводковых вод через отверстие мостового перехода, в состав которого входят:

— Искусственные сооружения, служащие для пересечения собственно водотока (мост);

— подходы к искусственному сооружению (земляные насыпи).

— регуляционные и защитные сооружения.

Рис.1План мостового перехода: 1 – искусственное сооружение, 2 – подходы, 3- струенаправляющие дамбы, 4- траверсы.

Переходы через водотоки классифицируются по типам искусственных сооружений, к которым относятся:

1. мост – сооружение, проводящее дорогу над водным препятствием;

2. тоннель — сооружение, проводящее дорогу под водным препятствием;

3. паром – подвижное устройство для перевозки автомобилей и других транспортных средств.

Мостовые переходы являются основным видом переходов через водотоки. Как правило, устраивают один мост, перекрывающий русло реки, однако на реках с широким разливом во время паводка устраивают несколько мостов. Мосты, расположенные вне русла называют пойменными.

Рис 2. Схемы мостовых переходов: а- с одним мостом, б – с двумя мостами.

1 – мост, 2 – насыпь.

1. Незатопляемые (высоководные);

2. Низководные, на которых подходы, а иногда и мосты затопляются во время паводка,

Рис3. Схемы низководных мостовых переходов:

а — с затопляемой насыпью; б —с затопляемыми мостом и насыпью

3. Разводные, которые разводят во время пропуска судов (устраивают в городах, где из-за необходимости устройства съездов с моста на городские улицы иногда нельзя обеспечить высоту моста, требуемую по условиям судоходства.);

4. Наплавные мосты – работают до зимы (к зиме их разводят и работает ледяная переправа). Наплавные мосты устраивают при пересечении широких и многоводных рек, когда постройка моста на постоянных опорах, обеспечивающего круглогодичное непрерывное движение, еще не требуется в связи с малой интенсивностью движения на дороге.

5. Мосты – трансбордеры. Если дорога проходит через акваторию морского порта, устройство обычного моста становится затруднительным. В этих условиях можно применить мост-трансбордер, представляющий собой легкую ферму, которая расположена на большой высоте, обеспечивающей беспрепятственный пропуск морских судов. По ферме передвигается тележка, к которой на тросах подвешена платформа, перевозящая грузы.

Мосты с ездой:
а — поверху, б — понизу; в — посередине

Классифицируются:
по числу пролетов — одно-, двух-и трехпролетные и т. д.;

Пролеты моста не всегда назначают одинаковыми. На судоходных реках только часть пролетов приспосабливают для пропуска судов. Остальные пролеты могут быть устроены существенно меньшими с размерами, наиболее

выгодными по экономическим соображениям.
по числу главных путей—одно-, двух- и многопутные;
по конструкции пролетного строения — с ездой понизу, поверху и посередине;
по материалу — каменные, металлические, железобетонные, деревянные;
по длине—малые (до 25 м), средние (25—100 м), большие (100- 500) и внеклассные (более 500 м);
по способу передачи давления на опоры (статическая схема) — балочные, арочные, рамные, висячие, вантовые, комбинированные.

В балочных и вантовых мостах пролетное строение передает на все опоры только вертикальное давление, благодаря чему опоры имеют сравнительно легкие конструкции. В мостах других статических схем береговые опоры работают под более сложным воздействием сил, поэтому их строят массивными и не дающими просадок.

Статические схемы мостов:
а — балочных; б — арочных; в — рамных, г — висячих, д — вантовых, R, H — соответственно вертикальная и горизонтальная реакция опор

К группе больших относят также мосты длиной менее 100м, но с пролетами более 25м. Если малые и средние мосты и трубы полностью подчиняются направлению дороги, то большие, так называемые титульные мосты являются определяющими для направления дороги, т.к. их стоимость велика.

Подводные тоннели устраивают при пересечении больших рек в городах, где невозможно поднять мост так высоко, как это требуется для судоходства, а также в тех случаях, когда устройство автодорожного моста нежелательно по каким-либо другим причинам. Тоннели отличаются высокой стоимостью строительства по сравнению с другими видами искусственных сооружений. Поэтому применение тоннельных переходов ограничено.

Рис. 3. Схематический продольный профиль подводного тоннеля.

Рис.3б. Схема поперечного профиля подводного участка; в — поперечного профиля сухопутного участка;

1— шахта; 2— инженерная шахта, 3 — путь для пешеходов; 4— тоннель для автомобилей; 5 — приток воздуха; 6 — вытяжка воздуха; 7 — проезд; 8 — покрытие.

Паромные переправы применяют только на постоянных водотоках, чаще всего как временные сооружения, действующие до постройки моста. Наибольшее распространение паромы получили на автомобильных дорогах местного значения. На реках с ледоставом в работе паромных переправ возникают перерывы в те же периоды, что и для наплавных мостов. Подходы к паромным переправам устраивают чаще всего затопляемыми на время разлива реки, что ограничивает возможность использования паромов во время паводков.

Проектирование мостового перехода должно учитывать: интересы производственных и промышленных предприятий, сельского хозяйства и обеспечить минимально возможную стоимость самого сооружения и последующую его эксплуатацию. Наиболее рациональные проектные решения находятся только на основе вариантного проектирования. В процесс проектирования мостового перехода необходимо сравнивать варианты мест пересечения реки, отверстий моста, конструкций пролетных строений и опор моста.

При выборе оптимального решения варианты сравниваются по: экономическим, техническим; эксплуатационным; строительным показателям.

Источник



Раздел 6.
Прокладка кабелей связи через водные преграды

6.1.Общие положения

6.1.1 Устройство кабельного перехода через водную преграду с прокладкой кабеля под водой определяется проектом.

6.1.2 Каждый кабельный переход должен быть согласован проектной организацией со всеми заинтересованными организа­циями, и в частности:

а) с организациями, эксплуатирующими водные пути;

б) с управлениями по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства;

в) с территориальными управлениями по регулированию использования и охране вод;

г) с городской администрацией, если кабельный переход расположен в городе или поселке городского типа;

д) с организациями, эксплуатирующими мосты, если кабель прокладывается по мостам;

е) с землепользователями (на подходе к переходу) и владельцами вблизи расположенных подводных сооружений: дюкеров, водозаборов, кабелей и т.д.

6.1.3 При устройстве кабельных переходов следует прокладывать кабели с броней из круглых оцинкованных проволок с полиэтиленовым покрытием поверх брони.

6.1.4 При прокладке кабелей на размываемых берегах с уклоном более 30° рытье траншеи на подъемах и спусках должно производиться вручную зигзагообразно («змейкой») с отклонением от оси направления прокладки на 1,5 м на участке длиной 5 м (рисунок 2.6).

6.1.5 При прокладке кабеля на крутых берегах и в скальных грунтах следует вырубать штробу. Кабель в штробах грунтов необходимо прокладывать по песчаной подушке толщиной (верхнего и нижнего слоя) не менее 0,15 м.

6.1.6 Охранная зона кабельного перехода через водную преграду располагается на расстоянии 100 м от нее (выше по течению от верхнего створа и, соответственно, ниже нижнего створа перехода).

6.1.7 Все работы (как подводные, так и надводные) должны проводиться в соответствии с нормативными документами, предусматривающими безопасность их производства. При выполнении работ обязательно применение специальных приспособлений и техники, обеспечивающих безопасность труда работающих.

6.2 Подготовительные работы

6.2.1 При подготовке к строительству кабельного перехода через водные преграды необходимо:

Читайте также:  Как по реке попасть в черное море из москвы

а) изучить проектную документацию, технические условия и требования, обусловленные согласованиями;

б) обследовать створы перехода и подходы к нему, а также уточнить на месте перехода конкретные условия и способы производства работ;

в) заключить (при необходимости) с субподрядными подводно-техническими (водолазными) организациями договор (заказ-наряд) на выполнение работ, требующих применение водолазного труда, обеспечить эти организации проектной документацией;

г) составить план и проект производства работ;

д) укомплектовать объект рабочей силой, механизмами, кабелем, материалами, измерительной аппаратурой и необходимыми приспособлениями;

е) подготовить строительные площадки, жилье, временные здания и сооружения;

ж) подготовить кабели для прокладки на переходе, включая их входной контроль.

6.2.2 Перед началом работ необходимо произвести разбивку трассы кабельного перехода с учетом реперов, установленных на переходе в процессе проектирования. Ось перехода закрепляется на берегах хорошо видимыми с воды знаками: створными знаками, щитами, вешками или щелевыми створами. Пример разбивки трассы приведен на рисунке 6.1. При выполнении работ в ночное время створные знаки должны освещаться огнями, как правило, желтого цвета в отличие от огней судоходной обстановки (красный, зеленый, белый).

6.2.3 Трассу кабельного перехода при необходимости дополнительно ограничивают рабочими реперами, устанавливаемыми на берегу вне рабочей зоны. Если береговых знаков недостаточно для ориентировки на воде (например, при большой ширине реки или водохранилища), то в створе кабельного перехода должны устанавливаться дополнительные вехи или буи, имеющие раскраску, отличную от раскраски знаков судоходной обстановки (рисунок 6.2). Места установки этих вех или буев должны быть заблаговременно согласованы со службой безопасности судовождения.

Рисунок 6.1 — Схема разбивки трассы подводного перехода и закрепления створа реперами и створными знаками

6.2.4 На всех кабельных переходах до начала работ по разработке подводной траншеи необходимо выполнить промеры пересекаемой водной преграды строго в заданном проектом створе. Результаты промеров наносят на проектный продольный профиль перехода.

6.2.5 Перед разработкой подводной траншеи (или прокладкой кабеля через водные преграды шириной более 25 м и глубиной более 1 м кабелеукладчиками) производят водолазное обследование трассы кабельного перехода с целью выявления и удаления предметов, которые могут помешать прокладке кабелей (корней, топляков, камней, затонувших

Рисунок 6.2 — Временные буи для ориентировки створа перехода

Ширина полосы обследования водолазом трассы кабельного перехода зависит от механизмов, применяемых при разработке траншеи, характера грунтов русла водоема, интенсивности судоходства, сплава леса и других факторов; она является величиной переменной и определяется проектом. Границы обследуемой полосы дна реки закрепляются буями (рисунок 6.3).

6.2.6 Водолазное обследование трассы прокладки кабеля по дну водоема производят как до начала разработки траншеи, так и после прокладки кабеля до обратной его засыпки с целью недопущения его перехлестов. Результаты водолазного обследования и контрольных промеров оформляются актом, составленным с привлечением органов эксплуатации, технадзора, генподрядчика, а в необходимых случаях — с участием проектной организации.

Рисунок 6.3 — Обследование и разбивка трассы подводного перехода

6.3 Прокладка кабеля через водные преграды ножевым кабелеукладчиком

6.3.1 Перед прокладкой кабеля кабелеукладчиком необходимо произвести пропорку за два или три раза дна реки в створе перехода. Прогон пропорщика осуществляется с помощью тросов и тракторных лебедок, установленных на противоположных берегах, или с использованием тяговых усилий тракторов.

6.3.2 Через реки глубиной до 0,8 м с пологими берегами и плотным невязким дном кабели прокладываются механизирован­ной колонной так же, как и на всем протяжении трассы. На реках глубиной от 0,8 м до 6,0 м кабелеукладчик протаскивается через водную преграду (шириной до 300 м) тракторной лебедкой или колонной тракторов; при этом должна быть обеспечена необходи­мая слабина кабеля на входе его в кассету ножа.

6.3.4 Работы по прокладке кабеля ножевыми кабелеукладчиками через водоемы выполняются в следующей последовательности:

а) подготовительные работы;

б) срезка береговых откосов крутизной не более 20° (планировка) бульдозером или экскаватором на ширину от 3 до 4 м для обеспечения плавного спуска кабелеукладчика с берегов и выхода его из воды;

в) двух-трехкратная пропорка;

г) отмыв гидромониторами обнаруженных при водолазном обследовании препятствий и удаление их с трассы;

д) проверка герметичности оболочки кабеля избыточным воздушным давлением, испытание постоянным током, прозвонка жил;

е) погрузка кабеля на кабелеукладчик и прокладка его кабелеу кладчиком, протаскиваемым на тросах тягой тракторами или тракторными лебедками с последующим водолазным обследованием трассы кабельного перехода и измерениями параметров проложенного кабеля.

6.4 Предварительная разработка подводных траншей

6.4.1 При невозможности бестраншейной прокладки кабели на переходах через водные преграды прокладываются в предварительно разработанные подводные траншеи. На судоходных реках и водохранилищах подводные траншеи для прокладки кабелей разрабатываются техническими средствами специализированных субподрядных организаций. м6.4.2 Разработанные на полную глубину до проектных отметок подводные траншеи принимаются по акту комиссией в составе представителей: органов эксплуатации или технадзора, генподрядчика, субподрядчика, технического участка пути или Района гидросооружений (на судоходных реках или каналах) и организации, выполняющей подводно-технические работы. Приемка траншеи производится промером дна траншеи по оси кабельного перехода от горизонта воды, отметка которого известна (принимается по данным водомерного поста, оборудованного на переходе).

6.4.3 Акт приемки готовой траншеи является основным документом, разрешающим прокладку кабелей на переходе.

6.5 Прокладка кабеля с плавсредств в готовую траншею

6.5.1 Перед прокладкой и во время прокладки кабеля в готовую траншею производят следующие работы:

а) установку знаков судоходной обстановки, ограждающих подводный переход на судоходных и сплавных водных преградах;

б) промер глубин и водолазное обследование отрытой траншеи методом обхода по ходовому тросу;

в) расшивку барабанов с кабелем, проведение комплекса испытаний его и погрузку барабанов с кабелем на плавсредства;

г) прокладку кабеля в подводную траншею с выводом его концов на берега не менее чем на 30-50 м;

д) проведение комплекса испытаний проложенного кабеля;

е) монтаж русловых муфт, если ширина водной преграды больше строительной длины кабеля;

ж) засыпку подводных и береговых траншей до проектных отметок. На участках трассы, где кабель засыпается каменистым или скальным грунтом, кабель предварительно должен быть защищен слоем песка толщиной от 15 до 20 см, а при больших скоростях течения — мешками с песком;

и) при необходимости выполняется укрепление берегов с целью их защиты от размыва и повреждения проложенных кабелей;

к) восстанавливаются поврежденные откосы и растительность.

6.5.2 Прокладка кабеля при глубине водной преграды до 0,5 м производится вручную, а при большей глубине — со специально оборудованных плавсредств (понтонов и барж-площадок), на которых устанавливаются для размотки барабаны с кабелем или укладывается «восьмерками» смотанный с барабанов кабель. При этом кабель прокладывается в траншею вручную с опущенного за борт лотка или через специальное спусковое устройство.

6.5.3На реках шириной до 200 м со скоростью течения до 1 м/с и глубиной до 6 м кабели прокладывают с плавплощадки, передвигающейся вдоль трассы по натянутому тросу. Для этого через водоем перемещают стальной трос, один конец которого крепят к анкеру на берегу, а другой — к барабану носовой лебедки, установленной на плавсредстве. При наличии течения в 100 м выше створа перехода на противоположном берегу оборудуется еще один анкер, и трос от него подается на лебедку, тстановленную на корме плавсредства. При этом перемещение плавсредства точно по створу прокладки кабеля осуществляется одновременным выбиранием троса носовой лебедкой и травливанием троса кормовой лебедки.

6.5.4 На судоходных реках и водохранилищах шириной более 400 м кабель прокладывается с плавсредств, ведомых буксирным теплоходом.

6.5.5 Прокладка кабеля со льда производится при достижении льдом необходимой прочности, позволяющей использовать гусеничные и колесные машины. Прорезь во льду (майна) устраивается ледорезными (ледофрезерными) машинами. Ширина майны не более 0,6 м, длина — 20 м. Между прорезями во льду оставляются нетронутые перемычки шириной от 0,5 до 0,7 м. Кабель вдоль прорезей раскатывается по кабельным роликам, расположенным на расстоянии от 3 до 5 м, или с использованием саней-лыж. Возможна также установка кабельного барабана на домкратах в кузове автомобиля. Кабель раскатывают, вытягивая его лебедкой или автомобилем. Раскатанный вдоль прорези кабель укладывают сразу по всей длине перехода, последовательно разрушая оставленные перемычки.

6.5.6 При наличии сильного течения снос кабеля со створа предупреждают с помощью кольев, заглубленных в дно от 10 до 15 см, а при наличии большой глубины водоема — с помощью оттяжек. Укладку предварительно спущенного в прорезь кабеля непосредственно в разработанную траншею производят водолазы.

6.5.7 При устройстве кабельных переходов через реки, берега которых облицованы гранитом, кабели должны быть проложены в трубах. Отверстия труб должны располагаться на 1 м ниже нижней кромки ледового покрова при минимальном зимнем горизонте воды. После прокладки кабеля поврежденные набережные восстанавливаются.

6.5.8 При ширине перехода большей, чем строительная длина кабеля, расположение муфт на подводном кабеле выбирайся так, чтобы они, по возможности, оказались вне судового хода и на небольших глубинах.

6.5.9 После прокладки кабеля в подводные траншеи производятся:

а) водолазное обследование проложенных кабелей с целью обнаружения и недопущения их взаимных перехлестов;

б) промеры глубин с целью установления фактических отметок заложения кабеля и соответствия их проектным;

в) измерение характеристик кабеля постоянным током и проверка его герметичности избыточным давлением;

г) фиксация проложенных кабелей и соединительных муфт по береговым ориентирам;

д) составление акта, разрешающего засыпку траншей с проложенными кабелями;

е) засыпка траншей по технологии, указанной в рабочих чертежах;

ж) составление исполнительной документации.

6.6 Укрепление подводных кабелей в берегах

6.6.1 Для укрепления подводных кабелей на крутых (более 30°) береговых откосах их укладывают при минимальном горизонте воды в зигзагообразную траншею длиной до 50 м с отклонением от оси направления прокладки на 1,5 м по длине 5 м («змейкой»). При необходимости может устраиваться дополнительное укрепление кабелей путем укладки их на берегу в траншею, отрытую в виде «восьмерки». По внутренней стенке «восьмерки» могут быть установлены заподлицо деревянные или железобетон­ные столбы высотой не менее 1,6 м, диаметром 0,2 м, с углублением в дно траншеи на 0,8 м.

6.6.2 На переходах через водоемы с каменистым или скалистым дном и аналогичными грунтами в береговых зонах зигзагообразная прокладка кабелей не практикуется; способы укрепления кабелей на таких переходах определяются проектом.

6.6.3 При «миграционных» процессах рек, опасности размыва или переформирования берегов (что может вызвать оголение или повреждение проложенных на переходе кабелей) проектом должны предусматриваться берегоукрепительные работы, которые должны выполняться в строгом соответствии с требованиями действующих СНиП.

6.7 Ограждение подводных кабельных переходов

6.7.1 Зона выполнения подводных кабельных переходов должна ограждаться на судоходных путях запрещающими знаками судоходной обстановки в соответствии с ГОСТ 26600. Этим стандартом предусмотрена установка створных столбов, которые устанавливаются в 100 м выше и ниже по течению от места расположения перехода на обоих берегах. Знаки должны быть хорошо видны с судов. Диск знака должен иметь диаметр не менее 1,2 м и быть окрашен в соответствии с требованиями ГОСТа (перечеркнутый якорь) (рисунок 6.4). В темное время суток знаки должны освещаться желтыми проблесковыми огнями, расположенными на дисках.

Рисунок 6.4 — Информационный запрещающий знак

6.7.2 На судоходных каналах по согласованию с администрацией гидросооружений допускается установка одного запрещающего знака по оси перехода, освещаемого в ночное время двумя вертикально расположенными на диске огнями желтого цвета. Проводка для освещения знаков должна быть скрытой (в стальных трубах).

На стенках набережных, облицованных гранитом и бетонными блоками, створные знаки устанавливаются непосредственно на стенках, в местах, недоступных для посторонних лиц

6.7.3 Прокладка кабелей через водные преграды решается также применением метода горизонтально-направленного бурения. Технология этого процесса кратко изложена в разделе 2 («Земляные работы»)

Источник

Устройство переходов через преграды

Одновременно с проектированием трассы кабельной маги­страли выбираются конструкции переходов через реки и же­лезнодорожные пути.

Речной переход. При переходе кабеля через реку учитываются особенности этой реки. Если река судоходна или ее ширина превышает 300 м, то в проекте железнодорожной кабельной магистрали предусматривается резервирование для каждого ма­гистрального кабеля: один кабель прокладывается по мосту, а другой — по дну реки. Подводные кабели в этом случае выбираются с прово­лочной броней, а на обоих берегах реки в местах стыка с под­земным кабелем (примерно на расстоянии 50 м от реки) мон­тируются разветвительные муфты. Трассу подводных кабе­лей, особенно при возможности ледяных заторов у моста, от­носить от моста на расстояние не менее 300 м.

Переходы подземных кабелей по железнодорожным мостам могут выполняться в специальных желобах, закрепленных на фермах и устоях моста или в асбоцементных трубах, проложенных под пешеходным переходом:

Переход через водоемы может быть также выполнен с использованием:

— установок горизонтального бурения (ГНБ);

кабелеукладчика на выброшенных тросах, с глубиной прокладки кабеля до 1,2 м, при ширине зеркала водоема до 200 м.

На пересечениях с шоссейными, железными дорогами, продуктопроводами и другими коммуникациями ОК затягивают в асбоцементные или пластмассовые трубы, которые прокладываются способом горизонтального бурения (прокола) или открытым способом.

Переходы через магистральные шоссейные или железные дороги должны выполняться способом скрытой горизонтальной прокладки.

Переходы через железнодорожные ветки или дороги второстепенного значения могут выполняться открытым способом при согласии владельцев этих сооружений.

Работы по устройству скрытой горизонтальной проходки могут производиться:

проколом отверстия и вдавливанием штанг гидравлическим домкратом. После выхода в котлован противоположной стороны перехода первой штанги к ней крепится расширитель, который при обратном ходе штанг расширяет отверстие до нужных размеров за один или несколько проходов. При последнем проходе за расширителем в скважину затягивают трубы (в курсовом проекте этот способ рекомендуется применять при длине перехода до 30 м) ;

горизонтальным бурением, при котором технологический процесс аналогичен предыдущему, но вместо продавливания грунта применяется бурение. Следует отметить, что горизонтальное бурение применяется при сравнительно больших длинах переходов.

Прокладка труб под препятствием, как правило, проводится до начала прокладки кабеля в районе пересечения. При пересечении кабелем железнодорож­ных путей выбирается место, где ши­рина подошвы насыпи не превышает 35 м.

Примеры перехода кабеля через железнодорожные пути и водную преграду приведены на рис.6.2. и 6.3.

Рис.6.2. Переход через железную дорогу методом горизонтального бурения.

В пояснение к данному разделу проекта обосновать принятые решения по организации переходов кабелей через реки, автодороги и железнодорожные пути и отразить их конструктивные особенности.

Источник

Adblock
detector