Меню

Паром по реке луге

А. М. Варшавский основатель лужского пароходного с

Александр Носков2 А.В. Носков.
Председатель Лужского общества краеведов.

О.В. Набокина.
Департамент по охране и использования памятников
истории и культуры Ленобласти.

К середине XIX века река Луга не считалась сколько-нибудь значительным водным путем. О ее состоянии на то время говорилось следующее: «Так как по Луге были исконные славянские поселения и берега ее составляют централь¬ную и самую густонаселенную часть уезда, то по мере истребления лесов, оскудевала постепенно водой и р. Луга. В настоящее время она уже не судоходна и только весною по ней бывает сплав дров и леса». Сплавной рекой считалась и р. Оредеж.
Наступившая эпоха паровых судов привела к возникнове¬нию проекта, направленного на возрождение судоходности р. Луги соответствии со следующими основаниями:
и ее притоков. Эта, можно сказать, дерзкая мысль родилась у петербургского купца, потомственного почетно¬го гражданина Абрама Моисеевича Варшавского, который 23 декабря 1869 года направил на имя министра путей сооб¬щения генерал-майора б.А. Бобринского следующее прошение: «. Осмеливаюсь утруждать Ваше сиятельство всепокорнейшею просьбою исходатайствовать мне Высочайшее Государя Императора разрешение на устройство пароходного сообщения для перевозки грузов и пассажиров по рекам Оредежу, Луге, Россони и части Наровы с их притоками в пределах их судоходности с устройством на берегах сих рек в городах и других населенных и промышленных местах пристаней. При сем прилагаю подробные карты течения сих рек по С.Петербургской и Новгородской губерниям.
И заскрипело колесо чиновничьего делопроизводства.
Весь 1870-й и начало 1871 года ушли на изучение вопроса и разработку условий по его разрешению различными ведомствами. Прошение Варшавского вызвало положительный отклик министра. «Его сиятельство находя, что на основании. статей устава путей сообщения, дозволяется всем российским подданным свободно учреждать пароходства по рекам Империи и что купец Варшавский при учреждении пароходства не испрашивает никаких исключительных преимуществ, изволили. допустить Варшавского к открытию пароходства». Департаментом Водных сообщений Варшавскому были предъявлены требования, чтобы он открыл свое пароходство «соображаясь с условиями местности» и в соответствии со следующими основаниями:
1.Мимо судоходных пристаней проходить желательно днем, под малыми парами с уменьшенной скоростью.
2.Капитаны должны быть благонадежными и хорошо знакомы с фарватером.
3.Для безопасности других судов подавать свистки при приближении к пристаням и другим судам.
4.Обход судов допускать лишь на свободных плесах.
5.Пароходные пристани размещать отдельно от пристаней судоходных (т.е. гребных и парусных судов).
6.За провозимый груз на пароходах и буксирных судах должен взиматься денежный сбор установленных размеров.
Далее свое слово сказал 1-й округ путей сообщения, который поставил Варшавскому дополнительное условие: открывать рейсы не ранее, как по окончании сплава леса дров, а также указал, что из р. Оредеж пароходы никак не могут проходить по р. Луге к ее устью, из-за порогов, «где в высокую воду проходят лесные гонки и то из одного ряда бревен», последний из этих порогов находится у г. Ямбурга и судоходство начинается лишь 25 верстами ниже Ямбурга.
На это из окружного правления последовал ответ: «При сплаве леса по р. Луге лес идет россыпью и только весьма незначительной частью в плотах, причиной тому служат пороги около р. Сабы (притока Луги) и около г. Ямбурга. течение здесь так сильно, что и однорядные плоты разбиваются, подвергая этим жизнь сплавщиков опасности. Вслед за сплавом леса идет сплав дров. Пароходство в таких условиях возможно лишь при устройстве сплошных запаней с проходами для пароходов, либо сплавлять лес плотами. Оба случая малоприбыльны, так как лесопромышленники понесут большие потери». Варшавскому было рекомендовано утрясти эти вопросы непосредственно с лесопромышленниками.
Весь 1870 год прошел в подобной переписке. Наконец, 25 января 1871 г. Варшавскому пришел долгожданный ответ, что правление первого округа путей сообщения «не встречает препятствия к дозволению Вам открыть судоходство по рекам Луге и Россони». Такое же разрешение было получено и для рек Луги и Оредежа.
Получив такие ответы, Варшавский, уже ставший коммерции советником, посылает новое прошение, теперь на имя Петербургского губернатора, чтобы получить разрешение на устройство пристаней для, как он пишет, «дозволенного мне судоходства по рекам Луге и Россони. О чем не оставить дать знак Лугскому и Гдовскому уездным исправникам». Здесь же Варшавский называет и пункты, выбранные им для устройства пристаней: Красные Горы, Преображенское (ныне Толмачево), Затуленье, Перечицы, Торковичи. Бутково. В Гдовском уезде в д. Сельцо.
И на это прошение Варшавский получил положительный ответ, и снова он посылает на имя Петербургского губернатора прошение, где сообщает, что «открывая с разрешения Министерства путей сообщения пароходство по судоходным рекам Оредежу и Луге намерен поставить с весны нынешнего года несколько плавучих пристаней в разных местах по берегам этих рек». Далее он просит оказать «содействие новому предприятию приказанием уездным исправникам сделать распоряжение об уничтожении существующих на этих реках рыбных заколов, препятствующих судоходству».
Губернатор распорядился послать телеграммы Лужскому и Гдовскому исправникам об уничтожении заколов, «ежели не встретится местных препятствий».
Колесо ведомственной переписки заскрипело снова. На этот раз по поводу «местных препятствий».
Из окружного правления в губернское строительное отделение пришло уведомление, что «по географической карте 1846 года . река Луга показана частью судоходной, а частью сплавной, а река Оредеж сплавной».
Строительное отделение посылает ответный запрос относительно местности прохождения русла р. Луги. В ответ приходит сообщение, что река Луга «вытекает из болот и ключей» в 60 верстах от Новгорода, что ее протяженность 250 верст, что впадает она в Финский залив при деревне Остров и что «только от Пулковского стеклянного завода в Ямбургском уезде на 40 верст по течению является судоходной».
В конце концов, Варшавский пошел на сокращение своего проекта, ограничившись намерением открыть пароходство лишь по pp. Луге и Оредежу на 65 верст вниз по р. Луге и на 75 верст вверх по Луге и Оредежу от ст. Преображенской (Толмачево). Он согласился и на условие, что все возможные затруднения от сплава леса и дров он будет устранять лично, договариваясь с лесопромышленниками. Если же движение пароходов будет сопряжено с опасностью для людей, то и в этом случае он согласен нести полную ответственность. Варшавскому удалось договориться даже с конкурентами — прочими судопромышленниками и судохозяевами, засвидетельствовавшими, что они во время навигации по р. Луге не встречают «судоходству никаких препятствий», что их суда «свободно ходят по реке с полным грузом без всякой опасности». Свидетельство подписали 16 человек: С. Скобкин, И. Байков и др. Казалось бы, все! — можно открывать движение. Однако нужно было еще пройти инстанции соседней Новгородской губернии. Оттуда 31 мая 1872 года в Правление округа путей сообщения было направлено письмо, что никаких доказательств того, что Варшавский имеет право открыть пароходство по Луге и Оредежу им не представлено. Вопрос был улажен в июне 1872 года, копию разрешения на открытие Варшавским пароходства в Новгороде получили. Вопрос, наконец-то пришел к окончательному разрешению.
Публикуя данную статью в лужской газете «Провинциальные новости» мы завершили её признанием, что нам не удалось обнаружить сведения об открытии A.M. Варшавским движения паровых судов по Луге и Оредежу. Сегодня данный вопрос можно считать решённым. Варшавскому удалось открыть пароходное движение по р.Луге. Построенный по его заказу пароход «Мария» стал первенцем пароходного сообщения в Лужском крае. Честь этого открытия принадлежит исследователям истории судоходства в бассейне р. Луги И.В.Половинкину и А.А.Гайдуку. Продолжая начатую нами тему они пополнили её новыми данными из архивных фондов Министерства путей сообщения:
«В документах МПС за 1878 г. есть указание, что пароход Варшавского «Мария» был построен в 1871 году на Преображенской пристани. Скорее всего, в данном случае указан год заказа судна и место сборки, так как в позднейших источниках годом постройки указан 1875 г., а местом – завод А.Крейтона и Ко в г. Або, что более соответствует действительности.
Так или иначе, но именно Варшавскому удалось первым открыть пароходное движение по р. Луге и стать «крестным отцом» пароходного судоходства в этом бассейне. Его пароход «Мария», вмещавший 50 пассажиров 2-го класса совершал рейсы по маршруту: ст.Преображенская – дер. Пристань Новгородского уезда. Этот пароход, как буксирно-пассажирский, фигурирует и в списке МПС 1881 г. среди судов «Нарвской группы судоходных путей». Однако, к 1885 году у «Марии» стал уже другой хозяин – псковский купец Г.Д.Шмидт. Он купил пароход у Варшавского и перевез его с реки Луги в Псковско-Чудской бассейн».
И.В.Половинкин и А.А.Гайдук проследили дальнейшую судьбу первого лужского парохода «Мария», достаточно полно отраженную в их статье всё в тех же «Провинциальных новостях».
Что же подвигло петербургского купца А.М.Варшавского к основанию пароходного судоходства в Лужском уезде. Мы считаем, что тому могли иметься следующие причины.
Во-первых Варшавский с полным основанием может считаться тесно связанным с лужской землёй. Он был владелец имения с усадебными постройками и парком в селе Патрушина Гора Лужского уезда в окрестностях современного посёлка Торковичи.
Во- вторых именно А.М. Варшавский, а не А.Ликфельд является основателем стекольного завода в Торковичах. Завод вступил в действие в середине 1870-х годов и лишь более, чем десять лет спустя влился в число стекольных предприятий Ликфельда.
Согласившись пустить пароходы только вверх и вниз от ст. Преображенской Варшавский лишился возможности на доставку грузов по Луге в Финский залив, что существенно снизило экономическую отдачу от проекта. Кроме того, как сообщают И.В.Половинкин и А.А.Гайдук, пока Варшавский «пробивал» свой проект по устройству пароходного сообщения по рекам Оредежу, Луге, Россони и части Наровы, его идеей воспользовались другие предприимчивые люди. Кроме «Марии» в 1872 году в нижнем течении р.Луги появляется буксир А.Кочнева «Диспач», а на р. Нарове пассажирский пароход «Алерт» Компании Нарвского пароходства и буксир Торгового дома Д.Зиновьева и Ко «Надежда». В 1876 году к ним присоединяется и буксир «Ажиль».
Таким образом, Варшавский потерял монопольное право на пароходство в указанном бассейне. К тому же, дачный промысел в Лужском уезде в начале 1870-х годов еще только-только зарождался. Его расцвет придется лишь на начало 1890-х годов. В этом отношении проект Варшавского опередил свое время и потому вполне мог оказаться мало прибыльным и даже убыточным, что, вероятно. стало причиной продажи Варшавским своей «Марии» в другие руки для хождения за пределами бассейна р.Луги.
Как бы то ни было, первый шаг на пути пароходного движения в крае был сделан. Пароход А.М.Варшавского «Мария» стал первым на реке Луге. Только спустя пять лет после его продажи, в 1889 году в Лужском уезде А.А.Половцов в своём имении «Рапти» спускает, как ему казалось, «первый в этом краю пароход», курсирующий по Череменецкому озеру.

Читайте также:  Реки в тихом океане евразии

Как всегда, очень интересно и познавательно — о жителях Лужского уезда — и реке Луге.

А Петербургу повезло в этом году с Конкурсом им. Чайковского — скрипачи и вокалисты выступают в Вашем городе!

Сегодня была на конкурсе в Большом зале консерватории (в БЗК только что прошёл хороший ремонт, всё очень замечательно), слушала пианистов 2 тур — здОрово, но скрипичную музыку люблю больше, особенно когда играют на выдающихся раритетных инструментах — Гварнери, Страдивари, Руджери.
Сходите на 3 тур в Питере, если есть свободное время, на 3 туре скрипачи играют с оркестром, обычно, все играют концерт Чайковского и ещё какой-то второй — к примеру, Сибелиуса, Брамса или Паганини, напишите о своих впечатлениях.

Источник

Паромная переправа Усть -Луга – Балтийск – Засниц

Железнодорожная паромная переправа Усть -Луга – Балтийск – Засниц (бывший Мукран-Германия).

Паромное сообщение на линии Усть-Луга – Балтийск – порты Германии – одно из звеньев транспортного коридора «Запад – Восток». Автомобильный и железнодорожный паромные терминалы принимают и обрабатывают суда, обслуживающие внутреннюю линию Усть-Луга – Балтийск и внешнюю Усть-Луга – порты Германии.

Внешнюю линию обслуживает паром «Каунас», который ходит по маршруту Усть-Луга – Засниц (Киль) под флагом Литвы.

Судно вмещает около 1,6 тыс. линейных метров грузов и до 80 автопоездов, свыше 260 пассажиров. Скорость 30 км/ч.

Cамое большое судно по количеству вмещаемых вагонов в Европе.
Два парома обслуживают внутреннею линию Усть-Луга –Балтийск, паромы типа Rider – «Амбал» и «Балтийск».

Эти паромы способны перевозить по 112 обычных железнодорожных вагонов(80трейлеров, около 150 автомобилей). Скорость 34 км/ч.
Паром типа «Мукран-103» загружается напрямую, без лифта, но накат вагонов требует работы двух локомотивов.

Читайте также:  Как определить географическое положение реки нил

Железнодорожные паромы попутно берут на борт пассажиров. Пропускная способность – до 17 тыс. человек.

Далее, два парома типа «Мукран-103»и паром «Петербург»,обслуживают внутренний линии. Они вмещают около50 вагонов или 100 единиц накатной техники. Скорость 30 км/ч. Первый паром, «Мукран», запущен в конце 2010 года. Паром «Петербург» способен перевозить 48 железнодорожных вагонов, 50 фур или около двухсот легковых автомобилей, а также до 150 пассажиров. Скорость 30 км/ч.
Основная задача внутренних линий – обслуживание порта Балтийск.
Этот маршрут необходим России, потому часть грузов (в частности, те, что в Евросоюзе относят к категории воинских) неразрешено ввозить в Калининградскую область через порты стран Прибалтики.
Средний оборот вагонов в год, на железнодорожно-морской переправе Усть-Луга – Балтийск составляет 10 тыс. вагонов.

Морская паромная переправа предлагает простую схему: вагоны в Усть-Луге поступают на пост таможенного досмотра, затем переставляются на 84-йпричал, на второй площадке происходит выгрузка и загрузка вагонов. Подвижной состав накапливается на причале, откуда локомотив заводит их по рельсам на погрузку.

Паром безусловно выгодно перевозить тяжеловесные, негабаритные объемные грузы регионы Северо-Запада, а также направления ниже Москвы – Липецк, Воронеж, направлении на Урал.

Главная проблема это – нехватка порожних вагонов, так как владельцы приватных вагонов не слишком охотно соглашаются работать в Калининградском направлении, что объясняется малой обратной загрузкой, долгим временем оборота вагонов.

Источник



Сплав по реке Луга

Это идея родилась у меня еще прошлой осенью. Лет двадцать назад несколько раз ходил с группами в водные походы по Вуоксе, Шуе но вот так, чтобы одному никогда. Собирался сделать это в мае, но коронавирус внес свои коррективы. Но в июле внезапно образовалась пара дней отпуска и я решил — Сплаву быть !
Сплавляться решил на пакрафте — это конечно не быстроходная байдарка, но за неимением гербовой, как говориться. Собрал вещички, взял еды и 8-35 утра быстроходная Ласточка уносила меня в сторону Луги с Балтийского вокзала. Удивило, что в вагоне в маске был только я и еще пара человек, по сравнению с Петрозаводском, где в масках в ОТ ходят все было странно.
В 10-15 я уже был на вокзале. Заблаговременно в интернете нашел точку для сброса пакрафта на воду. Кстати, это оказалась единственная удобная точка — у моста в конце улицы Победы. Пляж, песочек, пологий берег. До точки сброса доехал на такси за 150 рублей. Можно конечно и на ОТ, но идея толкаться с рюкзаком в маршрутке или прогуляться два с половиной километра пешком меня не вдохновили. В конце концов в отпуске можно себе позволить. Заехали по дороге в магазин купить воды — взял 4 литра, но если бы не нашел родники то этого было бы мало.

Читайте также:  Назови 5 самых длинных рек мира

Луга мне очень понравилась — милый тихий небольшой городок, где вот такие здания

Соседствуют с торговыми центрами. Кстати продукты можно не тащить с собой из города, а купить на месте. Есть замечательная Пятерочка почти прямо у моста.

Вот так выглядит место сброса. Дети, мамочки. Пока накачивал пакрафт и собирался поступило пара заманчивых предложений покатать детей на лодке, но я вежливо отказался. В 11-30 я отчалил.

Луга , в отличии от карельских рек, живая река. Куча малька у берега, все время идут всплески — кто-то кого-то ест. Рыба выпрыгивает из воды. По дну бросаются врассыпную стайки мелкой рыбешки. Но мы двигаемся дальше к выходу из города.

Когда город закончился, внезапно выяснилось, что плыть дальше некуда — реку перегораживал сплошной ковер травы. Благо у пакрафта осадка никакая и работая веслом удалось буквально проползти по этому ковру к чистой воде. Заодно вспомнил, что неплохо бы включить запись трека на навигаторе.

В процессе плавания выяснилось, что я сделал пару ошибок — не переоделся в ходовую одежду — длинные брюки и футболку с длинным рукавом и не взял крем от загара. В итоге у меня жутко обгорели щиколотки и руки. Но кто бы мог подумать, что в Ленинградской области летом может быть солнце, да.
Но плывем дальше и попадаем на живописный разлив. На карте рядом с ним нарисован родник, но к нему надо идти 300 метров по лесу. Хоть на реке и никого, но оставлять вещи не хотелось. А вот воды осталось литра 3. Нужно срочно пополнять запасы, благо на карте есть еще один родник близко у воды.

Плыву дальше. Когда подплываю к точке с родником вижу двух мужчин, которые купаются в реке. На вопрос о роднике вызвались показать. В процессе общения выяснилось, что ребята проводят индейский фестиваль в этом месте. Жаль, что фестиваль закончился в воскресенье. Вообще иногда встречи на берегу поражают, буквально на следующий день я встретил копателя, который занимается поиском останков и захоронением останков солдат, оставшихся в Великой Отечественной Войны. Вот так выглядит поляна после того как её покинули индейцы

Источник

Сплав по реке Луга: описание

Сплав по реке Луга

  • Информация
  • Маршрут
  • Фото
  • Вопрос / Ответ
  • Отзывы

Идём не торопясь. Этот маршрут — неспешный отдых на простой реке. Сплав происходит на 6-ти местных катамаранах.

Стоянки организуем на диких берегах в лесу. Еду готовим на костре. Живём в палатках.

На большей части маршрута ловит телефон.

Река Луга вытекает из Тесово-Нетыльского болота в северо-западной части Новгородской области и впадает в Лужскую губу Финского залива. Длина реки 353 км, средняя ширина — 20-30 м. Русло песчаное, на перекатах галечно-валунное. По берегам стоят смешанные леса. В районе селений — поля. В верхнем течении Луга протекает в низких, частично заболоченных берегах. Для среднего и нижнего течений характерен холмисто-равнинный рельеф местности. От Толмачева до селения Хилок река судоходна.

Мы начинаем маршрут от станции Толмачево, до куда доезжаем на электричке. Около Толмачёво весной можно плыть среди кустов и деревьев, река разливается, а через 3 км берега становятся высокими, появляются дубы, река уходит в леса, течёт среди высоких песчаных берегов. На всём протяжении в неё впадает много приток, первая встречается через пару километров, живописная речка — Ящерка. После притоки Кемки есть хорошие стоянки.

По берегам стоят небольшие деревни, Натальино, Бежаны, Муравейнино. Перед деревней Старицы к берегам подходят травянистые луга с обрывистыми песчаными берегами и красивыми отдельно стоящими
деревьями. Перед Лемовжей по берегам растёт сосновый лес, ближе к Сабску река становится более широкой, берега понижаются, лугов становится ещё больше.

В Сабске в реке появляется много валунов и начинаются Сабские пороги. Не сложные пороги, не представляющие никакой опасности для катамарана. После Сабска и нескольких приток, Луга заметно расширяется, течение замедляется. Через 10 км встречаются небольшие перекатики среди камней. После п. Ивановское оборудованных стоянок больше нет, количество людей на реке возрастает, сказывается близость железной дороги.

Программа по дням

День 1

Встречаемся в г. Санкт-Петербург. Едем до ст. Толмачёво на электричке. Собираем катамараны, проходим инструктаж, и начинаем наш сплав.

Дни 2-4

Чёткого плана по дням маршрута у нас нет. В среднем мы будем проводить на воде часа по три, можем какие то дни устроить днёвку в красивом месте, мы будем отдыхать, и это на этом маршруте будет главным. Что бы иметь представление о маршруте, лучше посмотреть фотографии и видео по маршруту.

День 5

Во второй половине дня заканчиваем маршрут около ЖД моста, уезжаем от станции Кленна на электричке.

Источник

Adblock
detector