Меню

Памятник бусы боденское озеро

Столкновение над Боденским озером. Часть 3

Трагедия на земле.
Утром 3 июля новость об авиакатастрофе облетела все новостные каналы мира. В Германию стали съезжаться родственники пострадавших. Поскольку катастрофа произошла на территории Германии расследование взяло на себя немецкая Федеральная служба по расследованию авиапроисшествий (BFU). Это обстоятельство оказалось весьма важным — немецкая служба выступила как незаинтересованная сторона и смогла провести компетентное и объективное расследование.

Главными свидетельствами стали речевые самописцы («черные ящики») разбившихся авиалайнеров и самописцы параметров летных данных. По просьбе немцев швейцарская полиция провела обыск и выемку документов в компании Скайгайд и изяла записи диспетчерских пультов и служебную документацию.
Сразу же всплыли весьма неприятные для швейцарцев факты. И чтобы как-то спасти свой имидж, швейцарцы стали распространять слухи о недостаточной квалификации русских пилотов, их незнании английского языка, несовершенства самолетов и т.д.
Расследование немецкой полиции шло своим чередом. Характерной особенностью расследования авиакатастроф является долгий ход самого следствия, связанного необходимостью тщательного изучения всех фактов и ответов на множество вопросов. В конце концов немцы выдали четкий ответ — оба самолета были современными воздушными судами, их обрудования отвечало всем требованиям ИКАО для международных перелетов, за штурвалами сидели опытные летчики высокой квалификации, на самолетах не было ни взрыва ни пожара ни иных поломок, экипажи были трезвы не находились под действием наркотиков или под угрозой со стороны третих лиц. Непосредственной причиной столкновения стала ошибочная команда швейцарского авиадиспетчера, а причиной ошибки — неправильная и безответственная организация работы диспетчерской компании Скайгайд. Также было обращено внимание ИКАО на противоречие в инструкциях регламентирующих применение аппаратуры Tcas.
На основании этого заключения в швейцарском суде началось дело. Но тянулось оно долго. Почему оно затягивалось? Выше мы уже говорили о кризисном состоянии авиационной отрасли Швейцарии — национальный авиаперевозчик компания Свисэир была на грани банкротства, число полетов сокращалось и обвинение швейцарской диспетчерской кампании могло нанести отрасли смертельный удар. Поэтому дело . положили в долгий ящик. А пресса муссировала тему о виновности диспетчера, благо тот был не швейцарско-подданный а датчанин.
Петер Нильсен ушел с диспетчерской работы и мирно жил с семьей в тихом швейцарском городке.

Кто подставил Виталия Калоева?
Талантливый осетинский архитектор Виталий Калоев ждал рейс 2937 в Испании. К нему на отдых должны были прилететь жена и двое детей — сын и дочь. Узнав о трагедии он одним из первых прибыл в Германию к месту катастрофы. На земле еще шли поисковые работы, которые вела немецкая полиция при поддержке солдат Бундесвера. Обычно родственников погибших стараются не допускать к участию в таких работах, но Виталия Калоева немцы пропустили.
В лесу, заваленном обломками и кусками изуродованных тел о нашел почти неповрежденное тело своей дочери и сам вынес его к месту сбора останков. Рядом с девочкой на земле лежали разорванные жемчужные бусы — подарок отца.
Через год после катастрофы немецкие власти города Юберлинген поставят памятник в виде разбросанных по земле бус ожерелья.
Жизнь Виталия Калоева оказалась перечеркнутой. Все что имело смысл и наполняло ее — семья, дети, любимая работа все потеряла смысл. Усугубляло состояние несчастного и то, что хваленное швейцарское правосудие не торопилось с вынесением какого-либо обвинительного вердикта. В СМИ же как мы упоминали выше активно муссировалась версия о виновности диспетчера.
Через два года после трагедии Виталий Калоев прибывает в Швейцарию. Он хотел лично увидеть человека, которого считал виновником гибели своей семьи. Дальнейшее хорошо известно — 24 февраля 2004 года он подошел к дому Петера Нильсена. Что произошло между ними знает только Господь Бог. Калоев вроде бы показал Нильсену фотографию своей погибшей семьи. Нильсен узнал этого человека — он мог видеть Калоева в выпусках новостей, посвященных годовщине трагедии. Возможно датчанин испугался за участь собственных детей, которые были в доме — он оттолкнул Калоева и. и был убит ударом ножа.
Вечером того же дня Виталий Калоев был арестован в номере гостиницы. Он не пытался скрыться, не делал громких заявляений на тему — «Я отомстил» — нет он был подавлен своим горем.
В истории с Калоевым обращает на себя внимание поведение швейцарских властей. Имя Питера Нильсена как возможного виновника трагедии было озвучено в СМИ. Швейцарские власти знали о прибытии в страну Виталия Калоева — он прибыл в Швейцарию по своему паспорту официально получив визу. Сопоставить эти сведения и принять меры по обеспечению безопасности Нильсена было казалось бы делом техники. Ведь простой полицейский патруль рядом с домом Нильсена смог бы предотвратить трагедию. Но швейцарская полиция стала вместо предотвращения трагедии предпочла ограничиться созерцанием.
Убийство Нильсена как это ни странно было очень выгодно швейцарским властям. Во-первых, вина Скайгайда отошла на второй план по сравнению с новым «громким процессом», и суд над Калоевым был быстрым и суровым.
Во-вторых, процесс по делу скайгайда лишался важного свидетеля.

Суд идет
Лишь в мае 2006 года швейцарский суд начал слушания по делу Скайгайда. И лишь осенью 2007 года суд вынес приговор — менеджеры компании были признаны виновными в непредумышленном убийстве и были приговорены к строгому наказанию — трое к условным срокам тюремного заключения, а один к штрафу.
Истина восторжествовала. Но слишком поздно для 71 человека погибших в небе и одного погибшего на земле.
А.

Источник

Виталий Калоев, шенгенская виза и «Разорванная жемчужная нить»

Помните, сколько шума вызвал самосуд над швейцарским диспетчером, который совершил осетин Виталий Калоев, потерявший семью в авиакатастрофе? Он нанес 12 смертельных ударов ножом авиадиспетчеру, сочтя его виновником гибели своей жены и двух детишек.

2 июля исполняется 10 лет со дня гибели самолёта у Боденского озера. И как раз в эти дни в аэропорту Мюнхена задержали Виталия Калоева, прилетевшего для участия в траурных мероприятиях в память годовщины авиакатастрофы над Боденским озером.
На траурные мероприятия Калоева пригласили власти Юберлингена — ближайшего к месту авиакатастрофы города. Россиянин получил шенгенскую визу. Задержавшие Калоева полицейские заявили, что виза была выдана по ошибке, так как против присутствия россиянина выступает швейцарская делегация. Кроме того, они мотивируют отказ во въезде тем, что немецкое посольство в Москве «не согласовало» приезд Калоева в Германию.
При этом швейцарские власти требовали, чтобы Калоев заплатил 150 тысяч франков (около 160 тысяч долларов) за содержание в тюрьме. Россиянин заявил, что не стал бы платить, даже если у него была бы необходимая сумма денег.

Виталий Калоев: «После задержания сказали, что у меня какие-то проблемы в Швейцарии. Я им объясняю, что я полетел в Германию. Не хотят понимать. Консул здесь, представители консульства есть. Я с ним сейчас пока».

«Мне отказались в паспорте ставить въездной штамп, мотивируя это тем, что немецкое посольство в Москве не согласовало мой приезд в страну, а также тем, что швейцарская делегация, которая будет принимать участие в памятных мероприятиях на месте крушения самолета, не хочет меня там видеть», — сказал Калоев.

Впрочем, немецкие власти всё же пустили в страну Виталия Калоева, сообщается на сайте главы Северной Осетии Таймураза Мамсурова.

В сопровождении российских дипломатов Калоев посетит траурные мероприятия в память об авиакатастрофе над Боденским озером, а затем вернется в Россию. В своем твиттере Мамсуров поблагодарил за помощь в разрешении конфликта российского консула и немецкие власти.

Урегулированием ситуации с Калоевым занялись власти Северной Осетии совместно с генконсулом РФ в Мюнхене Андреем Грозовым. Таймураз Мамсуров пояснил, что Виталий Калоев вместе с двумя детьми брата оформил в России необходимые визовые документы с тем, чтобы прибыть в Швейцарию и принять участие в траурных мероприятиях по случаю десятой годовщины авиакатастрофы над Боденским озером.
В аэропорту Мюнхена детям брата Калоева визовые службы Германии поставили в паспорта штампы для беспрепятственного нахождения их в странах Шенгенского соглашения, а Виталию такой штамп поставлен не был, поскольку, «согласно имеющейся информации, есть нежелание швейцарской стороны, чтобы Виталий Калоев находился в этом государстве».

Позже глава Северной Осетии написал, что Калоев посетит место авиакатастрофы над Боденским озером в сопровождении российских дипломатов: «Консул России выполнил свое обещание. Виталию разрешили въезд в Германию. В сопровождении российских дипломатов он направится к месту трагедии. Большое спасибо консулу и всем, кто принял участие в судьбе Виталия Калоева. Спасибо и властям Германии. Это мудрое решение».

В свою очередь в полиции Германии ранее объяснили, что проводят проверку в отношении Калоева.
«Он не арестован, а задержан и находится в нашем отделении полицейской охраны, так как мы проводим проверку на предмет того, выполнены ли все условия для его въезда в шенгенскую зону», — сообщил представитель федеральной полиции Германии в аэропорту Мюнхена Альберт Пешке, которого цитирует в субботу Радио Свобода.

Как отметил представитель немецкой полиции, «фоном и поводом для проверки является тот факт, что Швейцария внесла его в список лиц, въезд которых на территорию страны нежелателен». «А мы, как страна шенгенского договора, имеем обязательства гарантировать проверку для других стран и решать, могут ли люди с подобным ограничением все же въехать в шенгенскую зону или нет. Этим мы и занимаемся», — пояснил он.

И как стало известно в субботу, Виталий Калоев сможет пробыть в Германии два дня. «Меня отпустили, я смогу принять участие в поминальных мероприятиях. Однако мне разрешили пробыть на территории Германии два дня, а затем я должен буду вернуться в Россию», — заявил он «Интерфаксу».
Он добавил, что разрешить ситуацию удалось благодаря дипломатам из российского генконсульства и главе Северной Осетии Таймуразу Мамсурову.
(отсюда)

Читайте также:  Котловины озер по происхождению 6 видов

Обстоятельства трагедии

Над Боденским озером 2 июля 2002 года самолет Ту-154 «Башкирских авиалиний» столкнулся с «Боингом» компании DHL. В результате катастрофы погиб 71 человек (в том числе 52 ребенка). Среди них были жена и двое детей Калоева.

К июлю 2002 года житель Владикавказа Виталий Калоев — архитектор и строитель — уже два года как работал в Испании. Он завершил возведение коттеджа под Барселоной, сдал заказчику объект и ждал семью, которую не видел девять месяцев. Жена Светлана с двумя детьми (10-летним Константином и 4-летней Дианой) уже приехала в Москву, но никак не могла купить билет на самолет. И лишь за три часа до отлета в аэропорту ей предложили «горящие» билеты на борт самолета «Башкирских авиалиний», того самого, который погибнет в небе над Боденским озером.

Что же случилось над Боденским озером?
Несмотря на то, что оба самолёта находились над территорией Германии, управление воздушным движением в этом месте осуществлялось швейцарской компанией «Скайгайд». В диспетчерском центре, расположенном в Цюрихе, ввиду ночного времени, работали только два авиадиспетчера. Незадолго до столкновения один из диспетчеров ушёл на перерыв, таким образом, на дежурстве остался лишь один диспетчер, Питер Нильсен, вынужденный работать одновременно за двумя терминалами, и ассистентка.

Диспетчер слишком поздно заметил, что два воздушных судна, находившихся на одном эшелоне 36 000 футов, опасно сближаются. Менее чем за минуту до момента, когда их курсы должны были пересечься, он попытался исправить ситуацию и передал экипажу российского самолёта команду снижаться.

На борту Ту-154 к этому моменту уже заметили самолёт, приближающийся слева, и были готовы к тому, что придётся выполнять манёвр для расхождения с ним. Поэтому они приступили к снижению сразу после получения команды (фактически, даже до того, как она была окончена). Однако сразу после этого, в кабине прозвучала команда автоматической системы предупреждения опасных сближений (TCAS), информирующая о необходимости набирать высоту. Одновременно пилоты Боинга получили от такой же системы инструкцию снижаться.

Один из членов экипажа (2-й пилот) Ту-154 обратил внимание остальных на инструкцию TCAS, ему ответили, что диспетчер дал команду снижаться. Из-за этого никто не подтвердил получение команды (хотя самолёт уже снижался). Через несколько секунд диспетчер повторил команду, на этот раз её получение было немедленно подтверждено. При этом диспетчер по ошибке сообщил неправильные сведения о другом самолёте, сказав, что тот находится справа от Ту-154. Как показала в дальнейшем расшифровка чёрных ящиков, некоторые из членов экипажа были введены в заблуждение этим сообщением и, возможно, решили, что есть ещё один самолёт, невидимый на экране TCAS. Ту-154 продолжал снижаться, следуя инструкциям диспетчера, а не TCAS. Никто из пилотов не проинформировал диспетчера о противоречии в полученных командах.

В то же время Боинг-757 снижался, выполняя инструкцию TCAS. Как только стало возможно, пилоты сообщили об этом. К сожалению, диспетчер не услышал этого сообщения из-за того, что другой самолёт одновременно вышел на связь с ним на другой частоте.

В последние секунды пилоты обоих самолётов попытались предотвратить столкновение, полностью отклонив штурвалы, но это не помогло. Ту-154 и Боинг-757 столкнулись почти под прямым углом. Вертикальный стабилизатор Боинга ударил по фюзеляжу российского самолёта. Ту-154 развалился в воздухе на несколько частей, упавших в окрестностях Юберлингена. Боинг, лишившийся стабилизатора, потерял управление и тоже разбился. Все люди, находившиеся в обоих самолётах, погибли.

Итоги расследования катастрофы
Расследованием катастрофы занималась комиссия, созданная немецким Федеральным ведомством по расследованию авиационных катастроф (BFU). Итоговый отчёт был опубликован в мае 2004 года. Комиссия назвала две непосредственные причины столкновения:

Авиадиспетчер не смог обеспечить безопасное эшелонирование между самолётами. Инструкция снижаться была передана экипажу Ту-154 слишком поздно.
Экипаж Ту-154 продолжил снижение вопреки рекомендации TCAS набирать высоту.

Кроме этого, в отчёте отмечены ошибки руководства Скайгайд и ИКАО.
Руководство Скайгайд в течение нескольких лет не принимало меры и мирилось с тем, что в ночное время только один диспетчер управлял воздушным движением, когда его напарник отдыхал, и не обеспечило достаточное количество персонала, чтобы изменить эту практику. В дополнение к этому, в ночь столкновения оборудование, подсказывающее диспетчеру о возникновении опасности сближения самолётов, было отключено для проведения технического обслуживания. Также была отключена телефонная связь, а дублирующая телефонная линия оказалась неисправной. Из-за этого Нильсен в критический момент не смог договориться с аэропортом Фридрихсхафена, чтобы они занялись прибывающим с задержкой самолётом Aero Lloyd рейс 1135, за которым он следил по другому терминалу. Также по причине отключенной телефонной связи диспетчеры из Центра управления воздушным движением Карлсруэ, видевшие опасное сближение двух самолётов, не смогли предупредить об этом Нильсена. Хотя дважды предпринимали попытку связаться с центром Скайгайд.

Комиссия отметила также, что документы ИКАО, регламентирующие применение TCAS и документы, которыми руководствовался экипаж Ту-154, были неполными и частично противоречивыми. Хотя, с одной стороны, в них содержался прямой запрет выполнения манёвров, противоречащих подсказкам TCAS, с другой стороны, эта система была названа вспомогательной, что могло создать впечатление, что инструкции диспетчера имеют приоритет.

До этой катастрофы произошло несколько опасных сближений из-за того, что экипаж одного самолёта следовал подсказкам TCAS, а экипаж другого совершал манёвры вопреки им. Тем не менее, необходимые разъяснения были опубликованы только после катастрофы.

Отчаяние Калоева
2 июля 2002 года, узнав о случившемся, Виталий Калоев из Барселоны сразу вылетел в Цюрих, а оттуда — в Германию, в город Юберлинген, на место катастрофы. Сначала полицейские не хотели пускать Виталия к месту катастрофы, но когда он объяснил, что там его жена и дети — пропустили. По словам Виталия, его дочь Диану нашли в трёх километрах от места падения самолёта.
Он сам участвовал с поисковых работах и нашел сначала порванные бусы своей дочери, а затем и ее тело.

Страшно даже представить такое. Ужасно, когда родителю приходится хоронить своих детей.

Летом 2003 года Виталий вместе с Юлией Федотовой, матерью еще одной погибшей в авиакатастрофе девочки, приехал в авиакомпанию «Скайгайд». По словам сотрудников компании, во время траурной церемонии в Юберлингене, посвященной годовщине со дня авиакатастрофы, «один из родственников — мужчина с чёрной бородой» — вел себя очень «возбуждённо» и жутко напугал главу компании Аллена Росьера. После чего этот человек якобы приехал в офис «Скайгайд», где, общаясь с сотрудниками фирмы, несколько раз спрашивал: «Виноват ли в случившемся диспетчер?», и добивался встречи с Петером Нильсеном.

Чего хотел Калоев, какие у него были планы? Трудно сказать достоверно, но известно, чем это кончилось.

Убийство Петера Нильсена
25 февраля 2004 года датчанин Петер Нильсен, авиадиспетчер швейцарской компании «Скайгайд», был убит. Убийство произошло в собственной квартире Петера, неподалёку от Цюриха в присутствии его жены и троих детей.
Калоев позже заявил, что он показал Нильсену фотографии детей и хотел, чтобы Нильсен извинился перед ним за то, что произошло. Нильсен ударил по руке Калоева, выбив фотографии. По словам Виталия Калоева, он не помнит, что произошло после этого — Калоев своей вины не признал (но и не отрицал). Сам Калоев не владел немецким

Основной версией убийства Петера Нильсена, рассматривающейся швейцарской полицией, стала месть Калоева, потерявшего в той авиакатастрофе жену и двоих детей, человеку, которого он считал главным виновником происшедшей трагедии.

Приговоры Фемиды
26 октября 2005 года Виталий Калоев был признан виновным и приговорён к восьми годам заключения.

В мае 2006 года начался судебный процесс по обвинениям в адрес восьми сотрудников компании «Скайгайд». Окончательное решение было вынесено в сентябре 2007 года. Четверо менеджеров Скайгайд были признаны виновными в причинении смерти по неосторожности. Трое из них были приговорены к условному заключению, один — к штрафу. Четверо других обвиняемых оправданы.

8 ноября 2007 года Виталий Калоев решением суда был освобождён за примерное поведение по отбытии части срока.

Возвращение
13 ноября 2007 года Виталий Калоев прибыл на территорию России, где был тепло встречен в аэропорту.

Вдоль дороги стояли организованные толпы молодежи с плакатами «Вы — настоящий человек». Заботливые вопросы журналистов о здоровье Калоева: не надо ли ему полечиться (от чего лечиться? В швейцарских тюрьмах кормят как в лучших московских ресторанах)? Телекамеры заботливо показывали накрытые столы с шампанским в офисе Общества осетинской культуры, смущенный герой торжества говорит о том, что не все швейцарцы плохие…

Калоев — осетин. После триумфальной встречи в Москве его как героя встретила Осетия. А кто-нибудь из радостных комментаторов прибытия Калоева в Москву хоть на минуту подумал, как это отзовется на тлеющем осетино-ингушском конфликте, на незаживающих последствиях бесланской трагедии?
Когда Калоев прилетел на Родину во Владикавказ, его на взлетной полосе встречал тогдашний президент Северной Осетии Таймураз Мамсуров и сотни жителей Северной Осетии. Когда Калоев во Владикавказе приехал на кладбище, где похоронены его родные, к нему обратились представители комитета «Матери Беслана» с тем, чтобы он «поступил так, как с убийцей своей семьи, и с убийцами бесланских детей». При этом матери погибших детей уверены, что убийцы живут в Ингушетии.
Вся вакханалия вокруг возвращения Калоева из швейцарской тюрьмы происходила на фоне трагического «юбилея» — 15-летия первого межнационального конфликта на территории постсоветской России, когда осетины устроили резню ингушей в Пригородном районе Северной Осетии (с 31 октября по 4 ноября 1992 года).

Читайте также:  Хорватия плитвицкие озера водопад

Да что там Осетия, для всей страны дали урок: самосуд — это хорошо, это героично.
Вот только почему теперь Расул Мирзаев сидит за пощечину, которая предшествовала гибели пьяного бандита, умершего спустя четверо суток? Заметьте — не ножом 12 раз пырнул мужика на глаза его жены и детей, а всего лишь ладошкой шлепнул здоровенного верзилу по щечке.

Наши дни
Виталий Калоев в настоящее время работает в Министерстве архитектуры и строительной политики РСО-Алания заместителем министра. По сообщению ряда российских СМИ, 9 августа 2008 года на второй день войны в Южной Осетии Виталий Калоев был замечен среди ополченцев в Джаве. Позднее его брат заявил, что присутствие Калоева на театре военных действий было связано со строительством Зарамагской ГЭС и что он вернулся домой в ту же ночь

Между прочим, у убитого Калоевым авиадиспетчера остались трое детей-сирот. Как бы то ни было, трудно сказать однозначно, насколько виноват Виталий Калоев, который лишился жен и детей. и лишил в отместку жизни отца троих детей Питера Нильсена.
После того, как Виталий Калоев взял на душу смертный грех убийства — сможет ли он встретиться когда-нибудь в раю с женой и своими детьми?

Ну а здесь, на грешной земле он посещает могилы во Владикавказе, где похоронены его жена Светлана Пушкиновна и дети — сын Костя и дочка Дина.

В Германии родственники погибших в авиакатастрофе посещают памятник, посвященный жертвам трагедии над Боденским озером — «Die zerrissene Perlenkette» («Разорванная жемчужная нить»).

А вот этот памятник установлен в офисе «Скайгайд» и посвящен жертвам авиакатастрофы и Питеру Нильсену, которого убил Виталий Калоев.

Источник

«Моих детей перевернули в гробах». Лишившись семьи, Виталий Калоев убил авиадиспетчера, но смог начать новую жизнь

О трагедии строителя из Владикавказа знает весь мир: 1 июля 2002-го в страшной авиакатастрофе над Боденским озером погибла вся его семья. Через 478 дней Виталий Калоев лично приехал к Петеру Нильсену, на которого возлагал вину за случившееся, и зарезал его. Архитектора посадили в тюрьму, и лишь спустя годы он сумел начать все с чистого листа.

Виталий Калоев

15 января Виталию Калоеву исполняется 65, и нет сомнений, что юбилей он проведет в кругу семьи: с женой Ириной и двухлетними двойняшками Софьей и Максимом. Но сколько в жизни мужчины было безрадостных праздников, серых дней, омраченных отсутствием рядом любимых?

Не раз архитектор говорил, что был бы счастлив, если б избежал широкой известности, а главное — если бы уберег от смерти близких. Судьба распорядилась иначе, и теперь о боли Калоева и десятков других людей, потерявших родных в авиакатастрофе над Боденским озером, напоминает мемориал «Разорванная жемчужная нить». Огромные бусины, раскатившиеся по немецким полям: прототипом для них стало то самое украшение, что строитель подарил дочке…

Кто был виноват в том, что жена Светлана и двое детей Виталия Константиновича погибли? Как мужчина решился на убийство диспетчера швейцарской компании, отвечавшей за управление движением самолетов, и смог ли обрести душевное равновесие после отбывания тюремного срока?

Зловещие предзнаменования

Виталий Константинович был успешным архитектором

Виталий родился во Владикавказе в интеллигентной семье воспитательницы и учителя осетинского языка. Близким не приходилось краснеть за наследника: в школе он учился на «отлично», затем поступил в строительный техникум, отслужил в армии и стал студентом Северокавказского горно-металлургического института. Из дверей вуза юноша вышел дипломированным архитектором, а в конце 80-х уже создал собственный кооператив.

Вскоре Калоева пригласили возглавить строительное управление Владикавказа. Ну а в 1999-м мужчина уехал по контракту в Испанию, где проектировал дома. К тому моменту Виталий был уже восемь лет как женат на экономисте Светлане Гагиевой. В 1991-м у супругов появился сын Костя, а в 1998-м — дочка Диана. Жили они счастливо, знакомые уверяли, что в семье царили любовь и гармония. Мог ли успешный архитектор представить, что потеряет все самое дорогое в одночасье?

Летом 2002-го Калоев закончил строить коттедж под Барселоной. Он не видел родных девять месяцев и теперь ждал их за границей, намереваясь отдохнуть с семьей в Пиренеях. С самого начала все пошло кувырком, словно кто-то пытался уберечь Светлану и детей от путешествия. Мест в самолетах на 1 июля не оказалось, но буквально за несколько часов до посадки женщине предложили «горящие» билеты на рейс, где были зарегистрированы преимущественно несовершеннолетние пассажиры: лучшие ученики Уфы, которых за успехи в учебе наградили бесплатными путевками в Европу.

Супруга подарила Калоеву двоих детей

Цепочка роковых совпадений продолжилась: детей привезли не в тот аэропорт, их самолет уже отправился, но на замену ему выделили другой. Потом маленькая Диана потерялась в терминале. Когда девочку нашли, регистрация уже завершилась, однако опоздавших пассажиров все равно посадили на борт. Лайнер «Башкирских авиалиний» выкатился на взлетную полосу, но тут оказалось, что в него не загрузили еду, и пришлось потратить еще 15 минут на исправление этой ошибки.

Наконец, путешествие официально началось. Серьезная проблема возникла спустя несколько часов: в опасной близости от лайнера Ту-154 оказался грузовой «Боинг». Хотя в тот момент оба транспортных средства пролетали над Германией, их движением управляли диспетчеры швейцарской компании Skyguide. Буквально за пару минут до трагедии один из сотрудников организации ушел на перерыв, и 34-летний Петер Нильсен был вынужден следить сразу за двумя терминалами.

Он попытался исправить ситуацию, дав пилотам Ту-154 инструкции снижаться, в то время как сигнал системы предупреждения столкновения самолетов в воздухе TCAS проинформировал экипаж о том, что наоборот нужно срочно набрать высоту. Тогда же капитан грузового «Боинга» принял от автоматизированной системы рекомендацию о снижении…

Катастрофа и ее последствия

В страшной катастрофе никто не выжил

Судя по расшифровке бортовых самописцев, член экипажа Ту-154 заметил, что команда диспетчера противоречит инструкциям TCAS, однако в итоге пилоты проигнорировали технический сигнал и все же последовали рекомендации Нильсена. В заблуждение их ввело и ошибочное указание Петера на то, что грузовой самолет находится справа, хотя радары показывали «Боинг» с другой стороны. Люди заключили, что рядом было еще одно судно, которого не видно по приборам, но при этом не сообщили Петеру Нильсену о своих сомнениях.

«Боинг» же планомерно снижался по показаниям TCAS, но предупредить об этом диспетчера у экипажа не вышло, так как в тот момент Петер отвлекся на второй терминал, где на связь вышел аэробус, заходивший на посадку. Пилоты грузового судна и авиалайнера увидели друг друга в последние секунды перед столкновением и уже ничего не смогли сделать… Ту-154 разрушился в воздухе на четыре части, все пассажиры обоих рейсов погибли.

Кто был виноват в страшной катастрофе, где умер 71 человек, из которых 52 — дети? По результатам расследования, инструкции Нильсена признали запоздалыми, а действия экипажа Ту-154 — ошибочными, ведь совершенный маневр противоречил TCAS. Кроме того, сказалось то, что руководство службы управления воздушным движением в течение нескольких лет мирилось с тем, что в ночную смену работал только один диспетчер. Также на станции была отключена телефонная связь, и поэтому коллега из Германии, заметивший опасное сближение самолетов раньше, не смог предупредить об этом Петера.

Виталий Калоев в одночасье потерял всю семью

Факторов, приведших к трагедии, было много, но разве это волновало Виталия Калоева, в один миг потерявшего семью? Мужчина, который 1 июля был счастливым отцом и супругом, 2-го уже участвовал в поисковых работах и лично нашел порванные бусы маленькой дочки. Потом обнаружили и тело Дианы, которая словно заснула. А вот жену и сына Виталия хоронили в закрытых гробах…

Минули месяцы, но наказание за случившееся так никто и не понес. Более того — забегая вперед, отметим, что судебный процесс над сотрудниками Skyguide начался только в 2006-м, и по его итогам четверых менеджеров признали виновными в причинении смерти по неосторожности, причем трое получили условные сроки, а один — штраф. В 2003-м разбитый скорбью Виталий Калоев приехал в Швейцарию, чтобы потребовать извинений у гендиректора организации Алена Россье, но желаемого не добился.

Найденные Калоевым бусы дочери вдохновили скульпторов на создание памятника

Ну а в феврале 2004-го мужчина прилетел в швейцарский городок Клотен, чтобы лично поговорить с Петером Нильсеном. По словам архитектора, он показал диспетчеру фото жены и детей, но Петер выбил снимки у него из рук. «Потемнело в глазах у меня,— с дрожью в голосе рассказывал Виталий Калоев в суде.— Я помню, что мне даже показалось, что моих детей перевернули в гробах, выкинули их из них, то есть из гробов. Я не помню, не знаю, что я делал потом».

Дальше все было как в тумане, Калоев понял, где находится, только когда услышал рев сирен. Мертвого Петера Нильсена обнаружили на пороге собственного дома с 12 ножевыми ранениями. На суде Виталий Константинович не признавал вины напрямую, хотя отмечал, что, по всем уликам, это он убил диспетчера. В октябре 2005-го архитектора приговорили к восьми годам заключения, но в итоге за примерное поведение он вышел из тюрьмы через два года.

Читайте также:  Онежское озеро виды ловли

Новая жизнь

По возвращении из заключения архитектора ждал теплый прием сограждан

Калоев никогда не стремился стать известным и не корчил из себя героя, но в Москве его встретили так тепло, словно он вернулся не из заключения, а с международной конференции. Родина не просто дала мужчине шанс реабилитироваться после череды несчастий: за прошлые заслуги в проектировании крупных сооружений председатель правительства Северной Осетии назначил его заместителем министра строительства и архитектуры республики. Этот пост Виталий занимал вплоть до 2016-го, пока не вышел на пенсию.

«На своем посту Виталий Калоев вел федеральные и международные проекты, подготовил строительство телебашни во Владикавказе, Кавказского музыкально-культурного центра имени Валерия Гергиева, принимал участие в строительстве Дворца спорта в столице Южной Осетии Цхинвале, многих других зданий, — поясняли в правительстве Северной Осетии. — За эти достижения Виталий Калоев удостоен высокой награды, медали «Во славу Осетии».

Архитектор прославился не только в России, но и за границей, ведь о нем сняли не один фильм. По мотивам крушения самолетов создали ленту «Полет в ночи. Катастрофа над Уберлинген», в картине «Последствия» персонажа, основанного на образе Калоева, сыграл Арнольд Шварценеггер, ну а в ленте Сарика Андреасяна «Непрощенный» — Дмитрий Нагиев.

Арнольд Шварценеггер сыграл персонажа, основанного на образе Калоева

Интерес СМИ и режиссеров мало заботил строителя, потерявшего близких. «Загнать себя работой можно, работать надо — там человек отвлекается: трудишься, проблемы людей решаешь… Но рецепта нет. Я до сих пор не оправился. Но и опускаться не надо. Если надо поплакать — плачь, но лучше один: меня никто не видел со слезами, нигде я их не показывал. Может, разве что, в самый первый день. Надо жить с той судьбой, которая предназначена. Жить и помогать людям», — рассуждал Калоев.

И он действительно помогал землякам, пока занимал пост замминистра. И, вероятно, ушел бы на пенсию позже, если бы не проблемы с сердцем — пришлось даже лечь на операцию по шунтированию. Впрочем, у Калоева имелась и еще одна причина отойти от дел: перемены в личной жизни.

Совершенно случайно в кафе Виталий познакомился с Ириной Дзарасовой. Он подвез женщину на работу и даже не спросил у нее номер телефона: эту информацию решительный мужчина узнал через директора предприятия, на котором трудилась Ирина. Никакого конфетно-букетного периода не было, они сразу перешли к главному — к предложению руки и сердца.

Новая жена родила от строителя двойню

Свадьба прошла по осетинскому обряду, без загса: штампы казались паре лишними, все родственники и так одобрили союз. Впоследствии Ирина осознала, что пророчество, о котором когда-то сказала ей гадалка, исполнилось — цыганка уверяла, что женщина выйдет замуж в 40 за мужчину старше себя и весьма известного.

Мистика продолжилась, когда однажды на отдыхе какая-то дама без слов передала Ирине иконку Богородицы. По мнению жены Калоева, образок стал семейным оберегом и помог Виталию перенести тяжелую операцию. Без веры не обошлось и в вопросе зачатия: в 2018-м у пары родились двойняшки Софья и Максим.

«Он очень хотел детей, прям хоть сразу, чтобы хоть трое. И я была уверена, что все получится. Мы предполагаем, Бог располагает. Шесть лет ждали. Очень переживала за это. Что только не делали, ездили по святым местам. Мне кажется, я вымолила, и он тоже просил. Всю беременность как хрустальная проходила, потому что были неудачи. До этого я потеряла ребенка», — признавалась Ирина.

Виталий Константинович так и не смог примириться с потерей близких

Эта история кажется невероятной: потеряв двух детей и жену, Калоев обрел новую семью почти в 63 года. При этом он никогда не забывал о погибших родных и продолжал регулярно посещать кладбище, теперь вместе с Ириной, ведь трагедия мужа стала ее собственной. «Как сказал один уважаемый мною человек, Бог как забирает, так легко и отдает, — заключил архитектор. — Я сейчас себя могу назвать счастливым человеком».

До сих пор имя Виталия Калоева продолжает мелькать в заголовках таблоидов. С 2019-го он является депутатом Собрания представителей Владикавказа, а в прошлом году устроившие митинг против местных властей земляки даже требовали сделать архитектора новым главой республики. Впрочем, Калоев бунтарей не поддержал, а призвал не подвергать себя риску и разойтись по домам. Мужчина давно не стремится к политической карьере, а старается вести мирную жизнь и проводить каждую минуту рядом с близкими.

Источник



«Разорванная жемчужная нить»: как Виталий Калоев нашел смысл жизни после гибели семьи

Во вторник, 6 августа 2019 года, СМИ облетели новые фотографии Виталия Калоева с женой и детьми-двойняшками. Свою прежнюю семью он потерял 17 лет назад, тогда и началась его трагическая история, которую трижды экранизировали в России и за границей.

Калоев родился в 1956 году во Владикавказе, здесь же он выучился на архитектора и долгое время работал. В 1999 году он уехал в Испанию проектировать дома для выходцев из Осетии.

Летом 2002 года, после сдачи очередного объекта, Виталий дожидался в Барселоне свою семью, которую не видел девять месяцев, жену Светлану и детей — 10-летнего Константина и четырехлетнюю Диану.

Светлана никак не могла попасть на рейс в Испанию и в последний момент воспользовалась свободными местами на лайнере, который вез детей из Башкирии на отдых. До места назначения самолет не долетел.

Катастрофа над Боденским озером

Самолет «Башкирских авиалиний» столкнулся с грузовым «Боингом» над Германией 1 июля. Все, кто был на обоих самолетах, погибли. На российском самолете из 60 пассажиров 52 были детьми, среди них были и дети Калоева.

К катастрофе, как потом показало расследование, привело множество нарушений, но главной ее причиной стала неспособность диспетчеров развести самолеты в небе. Точнее одного диспетчера.

Фото: instagram.com/region15.inf

В ту ночь в частной швейцарской диспетчерской компании дежурили только два человека, но незадолго до аварии один из них устроил себе перерыв. За двумя терминалами сразу остался 34-летний Петер Нильсен.

Нильсен слишком поздно заметил опасное сближение самолетов. Он отдал команду пассажирскому лайнеру снижаться, хотя автоматическая система избегания столкновений требовала набрать высоту. Пилоты грузового самолета наоборот послушались автоматики и тоже начали снижение.

Столкновение произошло над Боденским озером. Российский самолет буквально разорвало в воздухе. Калоев сразу же вылетел на место крушения. Он нашел жемчужные бусы дочери в трех километрах от места крушения, а потом и ее тело.

Убийство в Цюрихе

Прошло два года, но виновные в авиакатастрофе так и не были наказаны — следствие над ними начнут еще через два года, реальных сроков никто из менеджеров диспетчерской компании не получил.

Потерявший семью Калоев, по его же словам, эти два года жил на кладбище. Наконец он приехал в Швейцарию, чтобы хотя бы потребовать извинений.

Мужчина нашел адрес Нильсена — тот жил в городке Клотен под Цюрихом — и 24 февраля оказался на пороге его дома.

Как объяснил сам Виталий позднее, он показал диспетчеру фотографии погибших детей и жены, но тот выбил их из рук. Сознание Калоева в этот момент помутилось. Нильсена обнаружили с 12 ножевыми ранениями.

Калоев не стал скрываться, его задержали на следующий день в гостинице. Вину он фактически признал. Он получил восемь лет тюрьмы, но просидел только до осени 2007 года. Суд освободил его за хорошее поведение, и он вернулся в Осетию.

«Я не жалею об этом»

Только через 16 лет после трагедии Виталий решил жениться вновь. Свадьба прошла по осетинским традициям, без официальной регистрации.

В декабре 2018 года у него родились двойняшки — дочь Софья и сын Максим. Счастливый отец тогда рассказал журналистам, что у него снова появился смысл жизни.

Недалеко от места гибели Дианы Калоевой сейчас стоит мемориал погибшим «Разорванная жемчужная нить», напоминающий о найденных ее отцом детских бусах.

Сам Калоев годы спустя, вспоминая происшествие в Цюрихе, говорил что ни о чем не жалеет.

Источник

В Германии открыт памятник жертвам авиакатастрофы над Боденским озером

На окраине немецкого города Юберлинген открылся памятник погибшим в катастрофе самолета Ту-154 компании «Башкирские авиалинии», который над Боденским озером столкнулся с грузовым «Боингом-757».

Жертвами катастрофы стали 71 человек, в том числе 69 пассажиров и членов экипажа российского самолета.
Большинство из погибших в результате столкновения российского лайнера с «Боингом» — уфимские дети, которые летели на отдых в Испанию.

Как сообщает агентство ИТАР-ТАСС, проект памятника разработала художница из Юберлингена Андреа Цаумзаль. Монумент представляет собой разорванное ожерелье из жемчуга. По замыслу автора, эта композиция символизирует прерванную человеческую жизнь.

При этом жемчужины, выпавшие из ожерелья, ассоциируются с угрозой, которой удалось избежать жителям Юберлингена. Обломки упавшего Ту-154 упали в нескольких десятках метров от жилых домов. На памятнике по латыни написано «Помни о смерти».

В церемонии открытия памятника приняли участие родственники погибших россиян, а также представители немецких региональных властей.

По мнению экспертов, катастрофа могла произойти в результате оплошности, допущенной специалистами швейцарской фирмы Skyguide, которая управляла полетами.

В конце февраля этого года работник Skyguide, дежуривший во время столкновения, был убит в своем доме в городе Клотен. По обвинению в совершении этого преступления был задержан житель Уфы Виталий Калоев, который потерял в авиакатастрофе над Боденским озером всю семью — жену, дочь и сына.

Источник

Adblock
detector