Меню

Озеро скоморошье пинежский район

Озеро скоморошье пинежский район

Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.

(А.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»)

В 1900 году А.Д.Григорьев записал в пинежской деревне Першково от восьмидесятилетнего Тимофея Шибанова перегудку «О Терентии». Ольга Озаровская, услышавшая эту песню-старину в 1915 году от дочери Тимофея Шибанова, написала: «Для изображения действующих лиц Елена Олькина меняла тональность и тембр, поясняя “так уж поётся”. Это наводит на мысль, что когда-то былина о Госте Терентище на реке Пинеге могла исполняться несколькими лицами. Может быть, это остатки какого-то примитивного скоморошьего действа». (О.Озаровская «Пятиречье», Л., 1931).

В былине крестьянин Терентий приветствует «прохожих» людей:

Скоморохи, люди вЕжливые,
Скоморохи очЕсливые

Странное, казалось бы, обращение, с повтором в двух строчках одинаковых по смыслу слов, поскольку прилагательное очЕсливый имеет в древнерусском языке значение «вежливый», «учтивый».

Для знающих повтора нет: вЕжливыми на Русском Севере называли «ведунов», «знатоков» — наследников волхвов.

О родстве скоморохов с волхвами, рождении их на русской почве, не «захожести», как утверждали сторонники их иностранного происхождения, пишет А.Морозов: «Скоморохи – отреченная профессия. Их дело с самого начала объявлено бесовским и сатанинским. Из кого же как не из представителей отреченного культа могли вербоваться “охочие” люди! Эти люди во всяком случае должны быть не тверды во вновь принятой вере. Кто же захочет подвергнуть себя осуждению вечному? В то же время они были преданы старой обрядности, сохранившей для них всё своё значение. Потребность эта не была ещё истреблена в народе. Мысль о том, что скоморохи были преемниками профессионалов языческого культа, была однажды обронена в нашей церковно-исторической литературе, но осталась незамеченной. Её высказал Пономарёв в “Памятниках древнерусской церковно-учительной литературы” прямо указавший на исполнителей языческих обрядовых действ, сопровождавшихся плясками: “Очень может быть, что из них-то и выродились наши скоморохи, которые по мере того как языческие обряды разлагались и превращались в простые народные игры и развлечения, стали не больше как потешными и весёлыми людьми, как называл их народ, делавшими из своего веселья выгодное ремесло”. …По видимому, в народных представлениях долго сохранялись воспоминания о древнейших связях музыки и обрядового действа, “заветного”, колдовского знания и пляски – разновидности шаманства. Таким образом русские скоморохи по своему происхождению были как бы видоизменившиеся волхвы». («Скомоpохи на Севеpе», альманах «Севеp», Аpхангельск, 1946).

Новая идеология, отрицая старую, объявила её защитников врагами: «Волхови и чародеи то врази божии суть». Уцелевшие в религиозной войне волхвы и скоморохи спасались от расправ и в Заволочье — так называлась северная территория новгородских владений, расположенная в бассейне Северной Двины и Онеги, «за волоками», которые использовались для попадания в реки и озёра, текущие к Белому морю.

В 1137 году новгородский князь Святослав Ольгович издал Устав о порядке сборов десятины (десятой части) с доходов князя в пользу новгородской епархии. Благодаря этому документу до нас дошли названия 12 погостов-становищ Заволочья, призванных контролировать торговые речные пути. Все они находились, и находятся до сих пор, в местах слияния рек.

Выдержка из пункта 4 Устава: «Урадил есмь аз святеи Софии и написал Никола князь Новогородьскыи Святослав: …у Вихтуя сорочек, в Пинезе 3, в Кегреле 3, устье Емьце два». (Новгородская Первая летопись).

Современные названия упомянутых в Уставе деревень и сёл – Вихтово, Пинега, Кеврола, Емецк. Сорочек соответствует 218 граммам серебра. Два или три сорочка ежегодно платили в церковную казну крупные для того времени, давно существующие поселения. Сбор взимался лишь с выходцев из новгородских земель, инородцы платили дань мехами.

Село Емецк находится в устье Емцы. Попадавшие в Онежское озеро (бассейн Балтийского моря) новгородцы по рекам и озёрам добирались до реки Онеги беломорского бассейна. По короткому сухопутному волоку лодьи и грузы перетаскивались к верховьям Емцы, впадающей в Северную Двину. Переправившись с левого берега Двины на правый, путешественники попадали в реку Пукшеньгу, поднимались по ней вверх до озера Шайского (в конце XIX века длина – 24 версты, ширина до 10, ныне озеро «усохло». О «Шайском феномене»: http://rusnord.ru/dayly/37620-o-chem-preduprezhdaet-shayskiy-fenomen-v-arhangelskoy-oblasti-est-ischezayuschee-ozero.html ), перетаскивались по волоку в находящееся на водоразделе Двины и Пинеги озеро Скоморошье. С него начинался спуск по рекам и озёрам до Покшеньги, в месте впадения которой в Пинегу основано Кеврола, бывшая центром Пинежья до 1780 года.

По рекам Пукшеньге и Покшеньге пролегал древний маршрут, связывавший территорию Придвинья с пинежскими землями, а через них с Мезенью, Печорой, Югрой и Сибирью. По этому пути несли волхвы и скоморохи древние знания, обряды, умения, заговоры, былины, старины, песни.

Оплотом язычества стали пинежские земли. «Сура поганая» – и так называли их христианские миссионеры. Поганус в переводе с греческого — «идолопоклонник». В верховьях Пинеги жили «тоймичи поганые». Возможно, авторами названных терминов придумана и следующая присловка: «Сура – три версты от ада».

Село Сура, получившее название от имени реки, впадающей в Пинегу, упоминается в новгородских летописях под 1137 годом.

Кстати, в санскрите Сурья – «бог солнца». Исток реки Пинеги, как и возвышенность по которой он протекает, именуется Кайласа. Индуисты, буддисты, джайны и приверженцы бон считают «сердцем мира», «осью земли» гору Кайласа, находящуюся в Гималаях.

Вспомним и упомянутое выше озеро Шайское. Река Шайск течёт с гор Каракорума, впадая в Инд в Пакистане, заселённом в давние времена арьями (ариями).

«Всего лишь совпадения» — ответ официальной науки. Когда их много, они пандитами («учёный» на санскрите) не замечаются.

При крайне скудных ассигнованиях, выделяемых на изыскания в советские годы, удалось обнаружить на Пинежье 23 археологических памятника. Понятно, что это лишь незначительная часть того, чем располагают тамошние земли. Но и открытые памятники впечатляют содержанием и древностью. В многослойных поселениях типа Явроньги-1 и Явроньги-2 археологическая культура представлена памятниками мезолита, неолита и эпохи раннего металла. Древние петроглифы обнаружены в известняковом гроте близ деревни Курги. К сожалению, в наши времена денег у государства на археологию не находится. По мнению вождей, олимпиада и мундиаль народу нужнее, чем подлинная история.

К ней и вернёмся.

В 1478 году ликвидирована Новгородская боярская республика, в Москву отправлен символ её независимости – вечевой колокол. Под власть московского князя перешло Заволочье. Другие пути нашлись для завоевания Сибири, иссяк поток переселенцев в северные земли, погрузились они в дремоту.

Наследники волхвов занимались привычными делами – людей и домашний скот лечили, требы исполняли. До наших дней дошли предания о северных колдунах. По-разному они именовались: берещик, ведун, вежливый, ворсушка, говедун, икотник, знаток, зотя, клетник, шоптун и т.д.

Скоморохи «походные» народ веселили музыкой, словом острым и метким потешали, былинами и сказками слезу да мысли высокие у слушателей вызывали.

О «весёлых людях» напоминает название Скоморошьего озера и предания с ним связанные: «Раньше говорили – скоморохи ходили. Шли они, скоморохи, куды, не знаю, куды переходили. Вот в это озеро разошлись. Обходить туда далеко – оно на пять километров – а посередине два мостка не так далеко. Ну, в общем метров пятьдесят будет. Раньше говорили – скоморохи скакали. Про скоморохов много есть, былины всякие. Скоморохи, старики говорили, шли с востока на запад. И эти мостки, где они перепрыгивали у Скоморошьего озера, так и называются “скоморохи”. Скажут – “скоморошин мост”. Они вот занимались рыбной ловлей, промыслом. Бродяги какие-то. Как артисты, как шарманщики. На дудках играли, только на самодельных дудках, из бересты. Летом из пучек делали свистки» (Записано в 1994 г. от Ермолиной А. А., 1926 г.р., д. Малое Кротово – АКФ 1994, т.3, № 39).

Напоминают о скоморохах и приведённые в писцовых книгах имена и деревенские прозвища, ставшие в XVIII- XIX веках фамилиями. Потомки их носителей живут в деревнях предков и поныне.

В Шотогорке несколько семей носили и носят фамилию Скомороховы. От Матрёны Скомороховой А.Д.Григорьев записал старину «Князь Дмитрий и его невеста Домна». Встречается это деревенское прозвище в писцовых и переписных книгах в деревнях Чешегоре и Пиринеми. Рядом с Чешегорой располагалась Скомороховская новина, у деревень Лохново и Чакола находились пожни Гусли.

После запрета в XVII веке государственной и церковной властями скоморошества, слово «скоморох» заменялось на близкие по смыслу: шут, весёлый, медвежатник, дурак, дудник. В писцовых книгах по Кеврольскому уезду за 1623, 1678 и 1709 годы встречаются названия деревень Шутовская и Дурахтинская, Дудинская приписана к деревням «на Поганой Суре» – такое название звучит даже в переписи 1709 года (СПБ ИИРАН. Ф. 10. Оп. 3. Д. 25. Л. 1-68).

Любопытны часто встречающиеся в топонимии местности, прилегающей к устью Покшеньги, названия с основой «шот».

Правый приток Покшеньги именуется Шотогоркой. В него впадают две реки – Нижняя и Верхняя Шеломянка, а также Виска, принимающая воды Шотогорских озёр. К югу от Шотогорки текут реки с индоевропейскими (славянскими) именами: Дунай, Северная, Западная, Восточная и Южная Рассоха. На значительном расстоянии от этих рек, на правом и левом берегах Пинеги находятся: деревня Шотово, гора Шотова, болото Шотское, деревня Шотогорка.

В саамском и финно-угорском языках, носители которых населяли эти земли до прихода русских и одновременно с ними, слов с основой «шот» обнаружить не удалось. Так же как и подобных топонимов в других северных землях.

В словаре древнего славянского языка А.В.Старчевского слово шоутъ означает «болтун», «пустомеля», «шут», «балагур». Но по правилам древнерусского языка звучало оно как «шут».

Возможно, в честь волхвов, или как их повсеместно именовали на севере — шоптунов, названы шотовы горы и болота? Начальное название могло иметь форму шоптунова (о), в процессе адаптации получили шоптова (о). Для удобства речения потеряли звук «п», получили шотово (а). Впрочем, для обоснования данной версии требуется дополнительная информация.

Интересную этимологию основы «шот» предлагает санскрит. Шодхана на этом языке означает: «очищающий», «средство очищения», «очищение», «испытание», «разъяснение», «оправдание».

После открытия на Урале Аркаима и страны городов Синштаты появилась версия о чуди как потомках ариев. На Русском Севере предания о чуди звучат повсюду. Саамы и финно-угры от родства с этим таинственным народом «открещиваются». В легендах их предки застали чудь, давно живущей на северных землях. От неё они получили названия крупных рек и озёр. Звучат они на санскрите в неискажённом временем виде.

Возможно, не были для русских чужими представители чуди? И на север наши предки просто вернулись, бежав от несправедливой жизни. Были тогда они ещё Благомирами, Благолюбами, Братиславами, Добросердами, Ратиборами, Святополками. Ушли из жизни РОДные древнерусские имена, заменились требующими перевода иноземными – греческими да иудейскими.

В переписи 1623 года по Кеврольскому уезду звучат ещё некоторые родные, дававшиеся в Новгороде скоморохам: Жданко Гуляев (из починка Глядень), Гуляйко Исаков (из деревни Раменской), Тренька Григорьев (из деревни Михайловская), Тренька Иванов (из деревни Юркино Печище), Ивашко Гуляев (из Якушевской).

Имя Гулей носит один из персонажей небывальщины, записанной А.Д.Григорьевым от М.Д.Кривополеновой. На севере гулеем зовут таракана. Кстати, можно задуматься и над происхождением фамилии, полученной Махонькой от мужа. «Кривым поленом» не всякого обзовут, основания для такого прозвища необходимы веские. Или весёлые.

Читайте также:  Путешествие озеро байкал зимой

Артистка и собирательница фольклора О.Э. Озоровская, совершившая в 1914-1927 годах несколько экспедиций на север, записала на Пинежье сказание о святом скоморохе, а также песни, в которых скоморох является главным героем или просто упоминается. В деревне Покшеньге записана припевка про «веселого скомороха».

В 1915 году ей повезло встретить Марию Кривополенову. Вот как она вспоминала об этом событии: «Утренний сон, когда в открытую дверь жаркой горницы тянет с повети холодок, так сладок. Послышалось, будто старческий голос поёт что-то, и приснился прекрасный сон о сказительнице былин. Да нет – не сон. У Прасковьюшки кто-то сидит и поёт. Срываюсь с постели и слушаю под дверью. Былина! Былина! Поглядываю: на лавочке крошечная сказочная старушонка поёт с увлечением “О Кострюке, сыне Демрюкове” поёт и прерывает горячими пояснениями и заливается счастливым смехом артиста, влюблённого в своё творчество» (О.Э.Озаровская 1915b: № 146).

В сентябре 1915 года Озаровская вывозит Кривополенову в Москву на гастроли. В журнале «Искры Воскресенья» от 11 октября 1915 года содержится отчёт о выступлении двух артисток: «Вернувшаяся из поездки по Северу О. Э. Озаровская привезла с собою в Москву сказательницу былин, старушку М. Д. Кривополенову, 26-го сентября в переполненном публикой Большом зале Политехнического музея М. Д. Кривополенова пела старинные былины скоморошины, заученные ею с голоса еще от своего столетнего деда, и покорила москвичей. Перед успехом маленькой сухенькой старушки в расписных валенках и пестром платочке померк успех даже О. Э. Озаровской, удачно с подлинным юмором передавшей несколько былей и сказок, записанных со слов северных сказочников».

В 1915-1916 годах «бабушка» выступала в Петрограде, Твери, на Украине, Кавказе, дав более 60 концертов. Публика принимала её с восторгом.

Архангельская писательница К.П.Гемп, побывавшая на одном выступлении, так отозвалась о нём: «Все зримо, каждый жест идет в ряд со словом. Голос ее поражал глубиной, силой и музыкальностью, было в нем что-то от органа. Это голос большой певицы. Интонации у нее тонкие, иногда только намек, но есть и выразительный акцент, и выдержанная, многозначительная пауза. При выступлениях поддерживала связь со слушателями, рукой им помахивала, широко улыбалась, нет-нет и какое-то словечко бросит мимоходом. Память у нее была удивительная. Обычно стародавнее, то есть былины и исторические песни, она пропевала, сохраняя всегда один текст, дословно, как запоминала „с давешних пор“». (К.П.Гемп «Сказ о Беломорье», М., 2004, с. 219-220).

Родилась сказительница в 1843 году в деревне, расположенной в давние времена на «бойком месте». Усть-Ёжугой она называлась, поскольку располагалась в устье речки, впадающей в Пинегу. Не миновать её путникам, идущим в Мезенские, Печорские, Югорские и Сибирские земли. По речке той они поднимались вверх, по волоку попадали в Зырянскую Ёжугу, текущую в Вашку, та впадала в Мезень. Затем Печора и т.д. На обратном пути вновь деревня Усть-Ёжуга. А там отдых, скоморохи, песни, сказки, былины.

В маленькой избушке жила бедная семья: мать, четверо детишек, да бабка со столетним дедом. Повидал Никифор Никитич Кабалин многое и многих. Пока в силе находился, на Белом море зверя морского бил. Оттуда мог и прозвище своё принести.

КабАльными на севере назывались морские промыслы, участники которых отрабатывали долги перед состоятельными купцами или монастырскими властями за полученные ранее на прокормление семей ссуды, а также за невыплаченные подати. КабАльными именовались и бесправные промышленники, в число которых попадали и баюнки – наследники скоморохов.

Из какого роду-племени был Никифор неизвестно. Может, из скоморохов. Знал он сотни былин, старин, песен, пословок, посмешек, плачей, присловок, четвертушек. Приняла это богатство внучка Машенька. С десяти лет побиралась она, замуж в Шотогорку за непутёвого бедняка отдана была, милостыню вновь по деревням просила. Платить за «кусоцьки» лишь песнями могла.

Ольга Озаровская обращаясь к ней сказала: «Да здравствуют скоморохи! Не забыть мне твоей, Марья Дмитриевна, скоморошей погудки. Помнишь и Кузьма с Демьяном ходили по Руси радостными скоморохами, разделяя встречных на добрых и злых. Кто полюбил скоморохов, тот полюбил святых».

События 1917 года перечеркнули жизненные планы многих людей. Вернулась на Пинегу народная сказительница, христорадничала на родной земле. В чужом дому умирала, перед смертью былину запела. Скончалась она 2 февраля 1924 года в деревне Веегоры, похоронена в деревне Чакола.

Другой певец Поморья, инок по жизни, Борис Шергин, знакомый с «бабушкой», написал: «Русский Север — это был последний дом, последнее жилище былины. С уходом Кривополеновой совершился закат былины и на Севере. И закат этот был великолепен». (Б.Шергин «Изящные мастера: поморские былины и сказания», М., 1990).

Несли по земле слово русское, земляков утешали и веселили скоморохи. Потому и не удалось побороть скоморошество как явление. Со стихией не справиться.

До сих пор не оценён вклад скоморохов в дело сохранения и развития русской национальной культуры. Авторами, соавторами, хранителями былин, стихов, песен, главными участниками театрализованных действ с элементами драмы, комедии, цирка, то есть предтечами писателей, поэтов, драматургов, театральных актёров, артистов цирка и эстрады были «весёлые» люди.

Долг платежом красен. Памятника достоин скоморох.

Под городом Боровском Калужской области в 2009 году открыт памятник скомороху с кинолентой на бронзовой ноге. Пусть и такой будет. Нужны другие, разные, в том числе в столичных градах и в провинциальных весях.

С огромной фигой в кармане русского народа можно сравнить скоморошество. Кстати, чем не идея для одного из памятников? Например, для Скоморошьего озера.

Обо всех сторонах русской цивилизации надо говорить честно, иначе флюсу уподобляется наша история. Несомненно, скоморохи — славная её часть.

Источник

Пинега: легенды уездного города

Во многом это обусловлено заметно возросшей за последние годы активностью местных жителей, которые до сих пор обижаются на то, что в своё время городу с богатой купеческой историей и экономической значимостью власти понизили статус и отобрали у него функции уездной столицы в пользу Карпогор.

Пинега раньше была райцентром, но после того как объединили два района, Пинежский и Карпогорский, Пинега оказалась на выселках – оказывается, это очень сильно бьёт по самолюбию, Cейчас посёлок позиционирует себя именно как бывший уездный город, и на самом деле, во всём Пинежье у него единственного городская планировка.

Кстати, её городской планировкой занималась сама Екатерина Великая, чьим указом от 1780 года на месте упразднённого Кеврольского уезда и части Двинского уезда был образован уезд Пинежский Архангельской области Вологодского наместничества, а Пинега, собственно, и превратилась из погоста Пинежский волок в Двинском уезде Архангелогородской губернии в уездный город.

Тайны Володинского квартала

Между тем, очень немногие посёлки в стране могут похвастаться настоящим историческим кварталом – а таковой в Пинеге есть, и это место называется «Володинским кварталом». Названо оно так в честь династии купцов Володиных, которые в буквальном смысле делали экономическую жизнь города и оставили после себя множество каменных строений: магазины, пекарню, школу, особняки, склады… Были у них лесозавод, электростанция

Местные говорят, что все белокаменные володинские строения, включая даже удалённую от Володинского квартала «Белую школу», соединены между собой сетью подземных ходов, а кое-кто даже уверяет, что в детстве им доводилось бывать внутри них.

Так, по словам заведующей производственным цехом местной пекарни со столетней историей, некогда принадлежавшей династии купцов Володиных, ещё будучи школьницей, из пекарни, в которой работала мать её подруги, она попала через тайную дверь в такой подземный ход и, пройдя по нему, оказалась на центральной площади посёлка, где раньше стояла церковь. Потом, в целях безопасности, многие входы были замурованы и забыты – их существование превратилось в местную легенду, но до сих пор её правдивость подтверждается разными случаями. Строители, чинившие мостки возле «Белой школы», подаренной городу купцами, припоминают, как однажды в один из таких ходов провалилась машина.

Пинежские метаморфозы: из школы в арт-пространство

Кстати, усилиями энтузиастов пришедшее в упадок после строительства новой поселковой школы историческое здание имеет все шансы преобразиться в нечто по провинциальным меркам необычное – активисты видят в нём арт-пространство для проведения выставок, культурных мероприятий, ярмарок, мастер-классов. В общем, был кинут клич, и на очистку строения от мусора собралось большое количество волонтёров – помещения были освобождены от завалов за один день, за это же время были построены новые деревянные мостовые вокруг. 18 июля, в день Пинеги, здесь состоится первая фотовыставка – «Белая школа» начинает жизнь в новой для себя амплуа.

Володины в буквальном смысле слова были градообразующей династией. Владельцы «заводов, газет, пароходов», они занимались лесом, торговлей – более 70 процентов всей пинежской торговой деятельности приходилось на предприятия Володиных, также большая доля деятельности купцов приходилась на речные перевозки, включая собственную корабельную верфь. Торговый флот купцов – около сотни пароходов и барж – сразу после октябрьских событий 1917 года был национализирован. Был даже прислан целый комиссар по национализации флота, который впоследствии был, как это принято было писать на табличках, «зверски убит» белой гвардией и войсками Антанты.

Сегодняшняя Пинега, думается, стремится к тому, чтобы возродить володинские традиции, но победить создавшиеся в настоящее время условия самому посёлку вряд ли удастся самостоятельно. По крайней мере, до тех пор, пока государство повернётся к провинции лицом, а не тем местом, которое оно сегодня за это лицо выдаёт.

В пинежской ссылке, как в царской, так и во времена большевистского правления, бывали многие известные люди. Так, фаворит царицы Софьи, Василий Васильевич Голицын здесь закончил свой земной путь и был захоронен в Красногорском мужском монастыре на Красной Горке в каких-то 15 километрах от посёлка.

По одной из версий, родом из этих мест русский путешественник, землепроходец, мореход, исследователь Сибири и Северной Америки, казачий атаман, первый мореплаватель, за 80 лет до Беринга прошедший Берингов пролив, отделяющий Азию от Северной Америки, Чукотку от Аляски, Семён Дежнёв. Историки, определяющие местом его рождения Великий Устюг, до сих пор в качестве альтернативной версии называют одно из поселений Пинежья.

Под Пинегой в деревне Великий двор, говорят, сохранился дом, где в ссылке жил писатель Александр Грин. Свой путь из Пинеги в Архангельск он описал в своём рассказе «Сто вёрст по реке».

Сюда ссылали революционеров, в числе которых были Алексей Рыков и арестованный в связи с делом об организованном братом будущего вождя мирового пролетариата Александром Ульяновым покушении на царя Александра III Александр Серафимович. Под псевдонимом Серафимовича он написал здесь свой первый рассказ «На льдине» и вошёл в топонимику улиц Архангельска.

Отбывал ссылку в Пинеге и «первый конный офицер». Уже будучи маршалом Советского Союза Клемент Ворошилов писал в воспоминаниях: «Пинега Архангельской губернии, куда я был определён для отбывания ссылки, оказалась замечательным городом, красиво расположенным на небольшой возвышенности вдоль берега реки. Прибыв в Пинегу под конвоем полицейского стражника, я моментально почувствовал в местных жителях русскую широту и удаль. Все это удивляло и восхищало».

В 1918–1919 годах в этих местах дислоцировались части Северного корпуса войск Антанты, выступившие в поддержку Белого движения, что до сих пор принято называть интервенцией. Зато сразу после занятия Русского Севера красными, здесь развернулся ад ГУЛага, представленный его жуткой пинежской ипостасью – Кулойлагом.

Читайте также:  Описание озера верхнее по плану 7 класс география домогацких

В Пинеге стоят два памятника, посвящённые этим событиям: «Жертвам интервенции» и «Жертвам репрессий» – кто кого переплюнул – поди теперь разберись.

Пинега упоминается и в беллетристике известных писателей. Так, действие в произведении Валентина Пикуля «Звёзды над болотом» происходит в уездном городе Пинега, а знаменитый писатель Борис Акунин поместил в Пинегу часть событий своего нового исторического произведения о петровских временах «Ореховый Будда».

В этом году исполняется 175 лет со дня рождения знаменитой на всю Россию Марии Кривополеновой, пинежской сказительнице старинных древнейших русских стА́рин, ма́хонькой Махо́ньке – старой и неграмотной нищенке, обладавшей неслыханной памятью и врождённой артистической натурой, что вкупе явило миру уникальнейший талант, за который вся Россия некогда называла её «государственной бабушкой».

Мало кто знает, что сухой бульонный кубик был изобретён в Пинеге то ли польским шляхтичем то ли украинским дворянином Клечковским, сосланным сюда в 1861 году в связи с началом волнений на территории Польши и Украины. Пропагандируя это новшество, газета «Архангельские губернские ведомости» в мае 1869 года писала: «В применении к Архангельской губернии употребление бульона обусловливается самим характером здешних местностей, а отсюда образом жизни и занятий народонаселения, которому по преимуществу приходится иметь дело с морем или же отправляться на заработки в отдаленные и малонаселенные местности. То и другое ставит население в такие условия, которые исключают возможность иметь для пищи продукты свежие и здорового качества . Тогда как описываемый нами бульон вполне устраняет собой эти недостатки, и при всем этом, он не подвергается порче и вообще не испытывает дурных влияний при всякого рода передвижениях». Изобретение Клечковского получило одобрение комитета сельскохозяйственной выставки 1867 года в Архангельске, но вскоре дело завяло – северяне предпочитали натурпродукт, и успех бульонный кубики завоевали разве что у жителей Питера и Варшавы. После его начинание подхватили другие, чьи бренды сегодня у всех на слуху, однако в целях оптимизации производства и погони за прибылью эти бульоны сегодня превращены в какой-то полухимический суррогат.

«В Пинезе 3 тысяче»

Об истории посёлка рассказывает и экспозиция местного краеведческого музея, которая показалась на удивление интересной. Музей является филиалом Архангельского областного краеведческого музея и, в отличие от многих своих собратьев из русской глубинки, его коллекция довольно богата. Здесь представлены разнообразные оригиналы народных костюмов, предметы традиционного быта местных жителей, лагерная история с целыми строительными фрагментами. Отдельная часть посвящена жизни уездного мещанства во главе, естественно, с братьями Володиными. К слову, музей располагается в их особняке с бальным залом, комнатами прислуги и личными покоями. Особняк находится, конечно же, на территории Володинского квартала, в котором проводится становящаяся всё более известной Благовещенская ярмарка, бывшая некогда одной из крупнейших в регионе. Место это намоленное – ярмарки проводились здесь с давних пор, в декабре – Никольская, в марте – Благовещенская. Возрождённая Благовещенка пользуется всё большей популярностью как среди местных, так и среди приезжих. Население посёлка немаленькое – более трёх тысяч человек, так что число местных жителей с первой половины XIX века постепенно доросло до того, что упоминалось в древнейших источниках – на найденном в 1991 году в Великом Новгороде деревянном цилиндре-замке, датирующемся аж XII столетием, изображён княжеский трезубец и надпись «В Пинезе 3 тысяче».

«У нас есть будущее»

В прошлом году Пинега отметила своё 880-летие. Столь богатая история, потрясающей красоты ландшафты, обилие в самом посёлке и в его окрестностях исторических памятников и уникальных природных объектов – карстовые пещеры, водопады, Пинежский природный заповедник со сказочной фауной, флорой и северными орхидеями, Красная горка с разрушающимся храмом и самой высокой в Архангельской области видовой точкой, уникальный и креативный лесной отель «Голубино» могли бы стать местом паломничества для туристов. Однако ехать сюда отваживаются немногие, если иметь в виду имеющийся потенциал. Жуткая дорога, по которой относительно комфортно можно проехать по зимнему насту или в летнюю сушь, становится попросту опасной в период межсезонной осенне-весенней распутицы, тёплой зимы с гололёдом или снежной кашей, или в дождливое время. К сведению властей, официально трясущихся за развитие туризма, – его не будет, пока не будет дороги – это к бабке не ходи. А вот для тех, кто ищет аутентичности и не боится определённого экстрима, здесь раздолье.

Как гласит слоган информационного портала «пинега.рф», делающегося, к слову, тоже исключительно за счёт местных энтузиастов, «У нас есть будущее». И судя по тому, сколько таких людей мы встретили только за один день в старинном уездном городе, будущее у Пинеги действительно есть.

Кстати, будущее – это, прежде всего, дети, а детям в Пинеге и её окрестностях есть столько всего посмотреть и узнать, что впечатлений, определённо, хватит как минимум на весь будущий учебный год. Один поход в Пинежский природный заповедник чего стоит – ни один урок природоведения или биологии не сможет дать столько, сколько можно увидеть во время похода по туристической тропе к водопадам и карстовым скалам – жизнь природы во всём её многообразии, настоящие, спрятанные в таёжных зарослях северные орхидеи, огромные вековые деревья… Ни один урок краеведения не сможет наглядно показать жизнь настоящего северорусского купеческого городка, удивительную реку, которая хоть и обмелела и стала безопаснее, но не потеряла своей мощи и красоты.. Вряд ли на уроке истории можно услышать такие рассказы, какие могут поведать коренные жители Пинеги, впитавшей практически все события многовековой истории Русского Севера.

Да и остановиться есть где – в лесном отеле «Голубино» для детей готовят специальные программы. И да, там живёт Леший. Просто настоящая сказка… Сказка странствий!

Источник



Озеро скоморошье пинежский район

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Вованыч Мастер — наставник
Сообщения: 1740 Зарегистрирован: 22 авг 2007, 13:27 —> Стаж: 13 лет 8 месяцев 24 дня Откуда: Архангельск Благодарил (а): 0 раз. Поблагодарили: 13 раз.

Вованыч Мастер — наставник
Сообщения: 1740 Зарегистрирован: 22 авг 2007, 13:27 —> Стаж: 13 лет 8 месяцев 24 дня Откуда: Архангельск Благодарил (а): 0 раз. Поблагодарили: 13 раз.

Вложения Resize of 3.jpg 4.JPG первая изба Resize of 5.jpg вторая изба (Манюнина) 6.JPG чёрная изба Resize of 7.JPG ну и така вот красота.

Вованыч Мастер — наставник
Сообщения: 1740 Зарегистрирован: 22 авг 2007, 13:27 —> Стаж: 13 лет 8 месяцев 24 дня Откуда: Архангельск Благодарил (а): 0 раз. Поблагодарили: 13 раз.

Вованыч Мастер — наставник
Сообщения: 1740 Зарегистрирован: 22 авг 2007, 13:27 —> Стаж: 13 лет 8 месяцев 24 дня Откуда: Архангельск Благодарил (а): 0 раз. Поблагодарили: 13 раз.

Вованыч Мастер — наставник
Сообщения: 1740 Зарегистрирован: 22 авг 2007, 13:27 —> Стаж: 13 лет 8 месяцев 24 дня Откуда: Архангельск Благодарил (а): 0 раз. Поблагодарили: 13 раз.

На Охтоме остановились в раздумьях — идти ли вниз по течению, или поднятся километр вверх до избы Томилиха. В Гугле она виднелась шикарной большой постройкой с маленьким сарайчиком неподалёку. К ней и пошли. Течение было довольно неспешным и метров 700 мы довольно бойко против него шли. Последние 300 метров Охтома сузилась до невозможности и нам открылись два переката. Окрылённые возможностью отведать перед сном харюзков, прошли их и увидели избу.

Поднялись на берег, осмотрелись. То, что из космоса казалось сарайчиком, оказалось небольшой, но добротной избушкой.В сенцах показалась мышка, которую тут же окрестили Валюшей и побросали ей хлебных корок. Большой дом, стоящий метрах в 30 оказался загаженным, с выбитыми стёклами и разваленной печью. Проголодавшиеся и утомлённые Узлихой затеяли ужин. бросание спина оказалось ну совсем безрезультатным. Травы и ила в реке очень много и после каждого заброса приходилось чистить и тройник и блесну и поводок.
Но посидели тем не менее опять же душевно, болтая обо всём и слушая перекаты. Почему то ни одной фотографии Валюшиной избы сделано не было, да и сама Валюша фотографироваться категорически отказалась — не в том, мол, настроении. В недрах фотоаппаратов была найдена единственная фотка с этой стоянки, если так можно выразится, русско-арабская народная тема «В гостях у сказки»

Вованыч Мастер — наставник
Сообщения: 1740 Зарегистрирован: 22 авг 2007, 13:27 —> Стаж: 13 лет 8 месяцев 24 дня Откуда: Архангельск Благодарил (а): 0 раз. Поблагодарили: 13 раз.

Избушку Валюшину мы протопили на славу и в тепле, да под шум перекатов проспали очень долго. Разбудили нас голоса. Кто-то прошёл мимо, выше по Охтоме. Встали. Пока готовили завтрак из леса вышли дети — девчонка лет 15-ти и пацан лет 10-ти. За ними женщина, их мать. Поздоровалась и уселась не подалёку, выкладывая из сумки какие-то свёртки, довольно громко сказала пацану: «Вот, Саня, дедушкина изба!» и нырнула внутрь ревниво оглядывая обстановку. Короче, дала понять, мол, пора мужики и честь знать! Да мы и не противились — чего тут сидеть, и так по чайной ложке в день проходим — времени навалом. Пока завтракали, подкачивали свои резинки, на лодке подошли два мужика. Мужики оказались дружелюбнее, поспрошали откуда и куда идём и посетовали, что с рыбой в Охтоме год от года всё хуже и хуже. Хариус уже лет 5 как пропал после того, как Сия стала сливать свои сточные воды в Охтомские озёра. В притоках Березовица и Тырас в верховьях он ещё живёт, а вот в Охтоме ему уже не комфортно.
Попрощались и пошли дальше, вниз по реке. Следующая изба на Святом озере была в 3-километрах водного пути и там мы останавливаться не планировали. Однако небо затянуло тучами и пошла мелкая нудная морось Когда подошли к Святому стало ясно, что сейчас ливанёт и придётся всё-таки дождь в избе переждать. У избы стояла «Нива» без номеров, но видно, что эксплуатируемая. Но ни в избе, ни рядом — ни души.

Изба Клавдии Аркадьевны.

Вытащили на берег лодки, занесли в избу вещи. Изб опять оказалось две — побольше и маленькая. Большая, уже по традиции, с разобранной печью, мусором внутри и выбитыми рамами, плюс ещё и превращённая, пардон, в туалет. А вторая ничего, сносная и прибранная, но вот только навес над крыльцом уже начали разбирать на дрова. Стоит она на поляне между Охтомой и Святым озером, рядом дорога из Сылоги прямо к избе подходит. Посещается значит активно, а вот в лес за 200 метров за дровами народу ходить лень. Так долго ли простоит.
Дождь хлынул так скоро, что не успели толком приготовить обед. Пока ходили за дровами в лес, пока располагались. Но, тем не менее, распалив хороший костёр Олег забацал нам кашу из топора (см. фото). Дождь и не думал униматься. Ни о рыбалке, ни о том, чтоб идти дальше вниз и речи быть не могло. Погода была та самая, что шепчет голосом змия-искусителя: «Займи и выпей!» Ну и решили мы этого змия побороть Вечер прошёл в тёплой и дружественной обстановке с тостами «За рыбалку!», «За нас!», «За ирригацию Узбекистана! (у нас и так воды с излишком)» и прочая и прочая. Помянули батю моего, которому в этот день стукнуло бы 68 и, благодаря которому я стал тем кем стал и в прекрасном расположении духа улеглись.
А с утра — солнце ! Прибежала из леса тощая, как стиральная доска, собака, уплела полкотелка каши и была наречена Клавдией Аркадьевной. Прозвучала команда: «По матрёшкам!» И вперёд к Покшеньге!

Читайте также:  Что происходит с озером хубсугул

Вованыч Мастер — наставник
Сообщения: 1740 Зарегистрирован: 22 авг 2007, 13:27 —> Стаж: 13 лет 8 месяцев 24 дня Откуда: Архангельск Благодарил (а): 0 раз. Поблагодарили: 13 раз.

Однако не суждено нам было в этот день войти в долгожданные воды Покшеньги. Погода наладилась — будем тихо плыть по течению и пытаться добыть рыбки. Охтома там мелкая — не больше метра глубиной, но перекаты проходимые. По сравнению с Лаей — ни намёка на экстрим. Вода, прозрачная, дно видно отлично, несмотря на то, что у берегов полно рыжей фигни, хотя ёлки стоят зелёные. Рыбалка опять нулевая, но зато места красивые. Тело, мозги и душа отдыхают от суеты, шума городского, фантазий начальства и вулкана вечерних новостей. Через некоторое время, по традиции, опять брызнуло дождём, достаточно сильным, но кратковременным. На горизонте показалась очередная избушка.

Отель «Осиное гнездо» 5*

Пристали к берегу глянуть на строение. Ёлы — палы! Грех не заночевать. Хоть и не устали и не сильно вымокли, но изба. Просторная, ухоженная, основательная! Смутило свитое осиное гнездо в светёлке, но осмотрев его и попускав внутрь сигаретный дым убедились, что оно пустое. Изба вся в автографах. Самый ранний принадлежит некоей Наташеньке и датируется 18.11.78. Чего она тут делала глубокой осенью? На охоте чтоль была, пинежская Диана?))))))
Решили — раз нет рыбы, объявляется сбор грибов, плюс в перспективе блины со сгущёнкой, да и вообще напрягатся и рвать жилы не хочется — мы ж на отдыхе в конце концов! Лодки на берег, вещи в избу и в лес. А в лесу красота! Беломошник аж глаза слепит, как свежевыпавший снег, грибы, черника, вода из родника. Грибов набрали столько, что хватило и на грибовницу и на жарёху, да ещё и на утро сварили. Володя вечерком блинов нажарил прямо в печи. К вечеру задуло так, что стало слышно, как падают с треском в лесу сухие деревья.
Наевшись от души и напившись чаю с Володиными шедеврами кулинарии завалились в спальники и стали проваливаться в сон под жар печки и вой ветра за стеной. Романтическую картину сию несколько нарушал могучий Олежкин храп, но чтож делать, что он даже лёжа на животе храпит))))))))))))

Вованыч Мастер — наставник
Сообщения: 1740 Зарегистрирован: 22 авг 2007, 13:27 —> Стаж: 13 лет 8 месяцев 24 дня Откуда: Архангельск Благодарил (а): 0 раз. Поблагодарили: 13 раз.

Вованыч Мастер — наставник
Сообщения: 1740 Зарегистрирован: 22 авг 2007, 13:27 —> Стаж: 13 лет 8 месяцев 24 дня Откуда: Архангельск Благодарил (а): 0 раз. Поблагодарили: 13 раз.

Вованыч Мастер — наставник
Сообщения: 1740 Зарегистрирован: 22 авг 2007, 13:27 —> Стаж: 13 лет 8 месяцев 24 дня Откуда: Архангельск Благодарил (а): 0 раз. Поблагодарили: 13 раз.

Вода в Покшеньге чистейшая, потрясающе прозрачная, не смотря на то, что глубина побольше, чем в Охтоме. Собственно гадить в речку некому — в Сылоге, как в любой нормальной деревне очистных нет, а выше Сылоги только Кавра, население которой составляет один единственный мужичок, промышляющий охотой и рыбалкой.
Несколько опасались обозначенных на километровке порогов, но мужики успокоили, что проходят их легко на моторах. Такими безобидными они и оказались. Показалась очередная пара изб — большая и маленькая. В плачевном состоянии обе в большой внутри малина растёт, коей и вокруг избы в немерянном количестве.(см. фото) Хоть и дикая, а сладкая, как садовая. Поели вдосталь и дальше.
Ближе к вечеру показалась традиционная банька (ближе к берегу) и чуть поодаль огромный домина с летней кухней и двумя комнатами. Рядом перекат, красивый каменистый берег и заросли красной смородины. Остаёмся!

Потому как никаких животных ни внутри ни рядом с избушкой не наблюдалось, назвали её просто — Банька. Тем более, что это она и была. Внутри имеется просторный предбанник со столом и, собственно, парная с чаном для нагрева воды и каменкой. Мелькнула мысль: а не истопить ли? И истопили бы, но дров минимум. Вокруг кустарник и поле некошенное. Не разбирать же дом большой под это дело! Хотя к разбору полов там уже кто-то приступил Дрова на костёр мы нашли поползав по кустам и насобирав на берегу плавник.
Чуть позже приплыл на лодке мужик Александр из Руссковеры. Посидел с нами, покурил, попил чайку и пошёл на моторе, выше, сети проверять и муху покидать.
Вернулся, как раз к ужину, но скромно отказался, как не уговаривали. По поводу водки вообще сказал, что 7 лет уже в рот не берёт. Достал термос с чаем, пряников — этим и перекусывал. Поведал, что и в Покшеньге с рыбой всё хуже год от года. Пропадает потихоньку. Хариус уходит куда то, а про сёмгу и разговора нет — давным давно её тут не лавливали. Однако, по Пинеге, сказал, неделю назад прошёл косяк. Мужики знатно повытягивали. Самый крупный лох на 28 кг потянул.
Куда то исчезли зайцы и рыси в лесу. Избушки загаживает своя же молодёжь — из Сылоги, Руссковеры, Ясного. «Вот в прошлом годе забыли в баньку дверь припереть, так по весне песку по пояс нанесло рекой. Замучался выгребать.»
И вот на этой грустной ноте он пошёл спать — утром опять сети глядеть — вечером только три харя и попало..

Вованыч Мастер — наставник
Сообщения: 1740 Зарегистрирован: 22 авг 2007, 13:27 —> Стаж: 13 лет 8 месяцев 24 дня Откуда: Архангельск Благодарил (а): 0 раз. Поблагодарили: 13 раз.

Источник

12 лучших рыболовных мест в Архангельской области

В Архангельской области расположено около 71776 рек и 74 тысячи озер. Любители и опытные рыбаки оценят видовой состав рыб — более 70 видов. Благодаря климату местности, рыбачить можно в течении всего года.

Лучшие места для рыбной ловли:

1. Река Вычегда. Река растянулась на 1130 километров, протекая по Республике Коми и Архангельской области. Русло извилистое, окруженное таежными лесами. В основном прибрежная зона песчаная, но может встречаться галька и глина.

Рыбалка доступна в течении всего года. Река наполнена разными видами рыб — щука, окунь, налим, плотва, карась, язь, лещ и др. Ловля осуществляется как с берега, так и с лодки. Можно ловить на спиннинг, воблер и жерлицу. Рыбаки говорят, что самые большие щуки водятся в Вычегде.

2. Река Вашка — это левый приток реки Мезень. Проходит по Республике Коми и Архангельской области. Длина русла 605 километров. Река протекает в тайге. Берега пологие, моренные отложения сменяются песчаными.

Река Вакша

Река богата разными видами рыб — окунь, щука, плотва, лещ, густера, сиг, хариус, налим, судак, язь, стерлядь, семга. Опытные рыбаки практикуют спиннинговую рыбалку и донную. Рыбу ловят в любое время года.

3. Река Устья — крупнейший правый приток реки Вага. Длина составляет 477 километров. Река протекает через Котласский, Красноборский, Устьянский и Вельский району Архангельской области. Русло имеет резкие повороты в виде «зигзага».

Река Устья

Река с каменистым дном погружена в густую растительность лесов. Рыбачат здесь целый год. В реке обитает пресноводная рыба — плотва, окунь, густер, полещик, ёрш, налим, щука, лещ, язь. Бывалые рыбаки используют жерлицы и мормышку.

4. Река Виледь — левый приток реки Вычегда. Длина 321 километр. Река извилистая, протекает по равнине. Местами преобладает сильное течение. Рыбачить можно целый год, но с апреля по май река разливается до 5 километров.

Фото реки Виледь

Виледь богата рыбными обитателями — щука, окунь, язь, лещ, плотва, ёрш, хариус. Можно ловить на спиннинг, донные удилища и поплавочные.

5. Река Мезень. Река берет свое начало в Республике Коми и впадает в Мезенскую губу Белого моря. Она раскинулась среди лесных массивов и болотных местностей на 966 километров. Из-за своего расположения в реку заплывает морская рыба (камбала, корюшка, навага).

Река Мезень

Изобилие рыбы в среднем и нижнем течении — щука, окунь, плотва, лещ, язь, налим, густера, семга, карась. Рыбакам нужно выбирать время для рыбалки. Половодье наступает с мая по июнь, а в конце лета и осенью — паводки.

6. Река Северная Двина . Протекает в Вологодской и Астраханской областях. Река раскинулась на 774 километра, среди таежных и тундровых ландшафтов. Русло реки песчаное, на берегу изредка встречается галька и валуны.

Река Северная Двина

Половодье наступает с апреля по июнь. В конце лета и осенью, из-за частых дождей, появляются паводки. Зимой наступает идеальное время для рыбалки. Ловля осуществляется на спиннинг и донные удилища. Среди улова встречается — стерлядь, нельма, ряпушка, пыжьян, окунь, лещ, плотва, язь, ёрш, щука, густер.

7. Река Уфтюга . Равнинная река длиной 236 километров с извилистым течением. Расположена в Краснообском районе Астраханской области. Половодье продолжается с середины апреля до середины июня. Ледостав возникает с середины ноября и держится около 160 дней. Рыбачить можно весь год. Вид рыб — щука, язь, окунь, хариус.

Фото реки Уфтюга

8. Река Кулой. Начинается на Беломорско-Кулойском плато и впадает в Кулойскую губу Мезенского залива Белого моря. Длина реки 235 километров, окруженная лесистой территорией и болотами. Весной и в начале лета — половодье.

Фото реки Кулой

Для рыбалки подходит лето и зима, наступает межень, которая продолжается до конца апреля. Рыбаки предпочитают донные удилища и спиннинги. В реке обитает — плотва, гольян, елец, пескарь, окунь, хариус, язь, лещ.

9. Озеро Воже. Пресноводное озеро находится на пересечении Вологодской и Астраханской областей. Площадь водной поверхности 416 км2. Озеро овальной формы, окруженное смешанным лесом и заболоченными местами. Берег песчано-каменистый. С мая по июнь озеро разливается на сотни метров, затапливая болота.

Фото озера Воже

Вода покрывается льдом в конце октября до апреля. Рыбаки предпочитают рыбачить с лодки. Глубина озера 1,5-2 метра, поэтому рыбаки ловят рыбу с лодки. В озере встречается — плотва, краснопёрка, лещ, окунь, щука, язь.

10. Озеро Лача . Большое озеро с площадью 334 км2. Расположено на юго-западе Архангельской области. Берега в основном покрыты песком, но возле Никольского погоста встречается галька и валуны. Весной озеро разливается на 600—800 метров.

Озеро Лача

Ледостав начинается с конца октября и длится 157-209 дней. Рыбалка с лодки и береговая возможна весь год. На озере встречается — карась, щука, окунь, ёрш, лещ, плотва.

11. Озеро Кожозеро. Озеро в виде подковы находится в Онежском районе Архангельской области. Площадь водного зеркала — 97,4 км2. По берегам возвышаются холмы, переходящие в болота, но есть и песчаные места. Водоем окружен хвойным лесом.

Озеро Кожозеро

Основная помеха для рыбалки — сильные волны, которые возникают из-за ветров. Поэтому летом рыбаки рыбачат с берега. Основные виды рыб — карась, карп, окунь, плотва, щука, пелядь, хариус.

12. Озеро Лекшмозеро. Крупное озеро овальной формы с площадью 54,4 км2. Расположено в Каргопольском районе Архангельской области. Окружено хвойным лесом и болотными местностями. У озера песчаный берег.

Озеро Лекшмозеро

Поэтому береговая рыбалка проходит с комфортом. Рыбу можно ловить круглый год. Среди жителей озера встречается — лещ, плотва, густер, окунь, щука, судак, карась, сиг, ёрш, налим.

Источник

Adblock
detector