Меню

Озеро селигер монастырь нилова пустынь

НИЛО-СТОЛОБЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Мужская Нило-Столобенская пустынь Тверской епархии

Об одноименной пустыни в Бурятии см. Тункинская Нилова пустынь

  • Адрес: Россия, 172757, Тверская обл., Осташковский р-н, д. Светлица
  • Тел.: (+7 48235) 5-08-04 (канцелярия), факс: (+7 48235) 5-80-50
  • Официальный сайт: http://nilostolobenskaja-pustyn.ru/
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Монастырь расположен на Столбенском острове озера Селигер, на месте отшельнического подвига преподобного Нила Столобенского, в 10 км от города Осташкова.

В 1528 году на острове Столобном озера Селигер поселился отшельник Нил Столобенский. До этого в течение тринадцати лет он жил в дремучем лесу на берегу реки Серемхи, но там не смог спрятаться от людской славы. В первый год жизни на острове он выкапывает в горе небольшую пещеру, где проводит зиму. В 1529 году он строит на острове хижину и часовню. 7 декабря 1554 года преподобный Нил скончался, в 1560 году над его могилой была возведена часовня.

В 1591 году на остров приходит иеромонах Герман, который течении нескольких лет и при помощи нескольких человек возводит на острове деревянную церковь в честь Богоявления Господня с пределом во имя святого Василия Блаженного.

В 1594 году «островитяне» получают благословенную грамоту патриарха Московского и всея Руси Иова на открытие монастыря Нилова пустынь, этот год становится годом основания монастыря.

В 1610 году монастырь был разорен в результате литовского нашествия.

В 1622 году в монастыре была возведена вторая деревянная пятиглавая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1635 году на месте сгоревшего первого храма Богоявления Господня был возведен новый деревянный храм. Также на территории монастыря были устроены больничные и гостиные кельи, монастырь обнес оградой, а над воротами поставил новую восьмистенную колокольню, на которой были установлены часы с боем.

В 1665 году в монастыре произошел пожар, который уничтожает дотла все основные постройки монастыря. На его восстановление царь пожертвовал 200 рублей, кроме того, обитель к тому времени и сама уже располагала немалыми средствами.

27 мая 1667 года при закладке нового каменного Богоявленского собора были обнаружены нетленные мощи прп. Нила Столобенского. В 1671 году завершается возведение первого каменного Богоявленского собора и в него переносятся святые мощи преподобного Нила.

Нилова пустынь на дореволюционной открытке

В 1680-1698 годах была построена Казенная палата с казначейскими кельями. В 1751 году к палате пристроили архиерейские кельи.

В 1699-1701 годах северо-западном углу соборного двора был возведен храма преподобного Нила, который позднее стал храмом Всех Святых.

Наиболее интенсивное строительство велось в монастыре в XVIII веке. Руководил работами подрядчик Фома Павлов, крестьянин подмонастырской слободы Троицкого Селижаровского монастыря, высокоодаренный мастер. Более десяти лет он проработал в Ниловой пустыни. На месте старых Святых ворот Фома Павлов возвел в 1751-1755 годах каменную надвратную церковь во имя преподобного Нила Столобенского, напоминающую надвратную церковь Донского монастыря в Москве. До 1832 года она была увенчана пятью главами, четыре из которых были разобраны.

В 1760-1764 годах была построена надвратная церковь во имя апостолов Петра и Павла над восточными воротами. Иконы для ее погибшего иконостаса писал Б.Е. Уткин — представитель известной фамилии осташковских иконописцев. В 1764 году обитель стала одной из немногих, причисленных к первому классу. Видимо свою роль в этом сыграла канонизация преподобного Нила, которая состоялась в 1756 году.

В 1777-1781 годах иждивением помещика Ивана Сергеевича Челищева была построена церковь Иоанна Предтечи, которая была освященная 27 декабря 1781 года архимандритом обители Иоанникием.

В 1782 году начали сооружать двухэтажный корпус для почетных гостей, который закончили только в конце XVIII века. В то же время был построен трехэтажный странноприимный дом.

В 1784-1788 годах в стороне от главных построек монастыря, на небольшом мысу, была сооружена Крестовоздвиженская церковь. Ее великолепное лепное убранство было выполнено осташковским мастером Кондратием Конягиным.

В XVIII веке Нило-Столобенская пустынь была едва ли не самым почитаемым монастырем во всем Верхневолжье. В 1820 году её посетил император Александр I Павлович. А через год в монастыре развернулось активное строительство, и многие постройки той поры сохранились до наших дней. В 1833 году возводится новый каменный Богоявленский собор. А в 1838 году проводится реконструкция строений соборного двора.

В 1851 году вокруг острова Столобный сооружается гранитная набережная.

Монастырь в XX веке

В начале XX века Нилова пустынь была вторым в мире по посещаемости местом паломничества после Гроба Господня. Однако после прихода в 1917 году к власти в России большевиков ее жизнь быстро пошла на спад. 25 февраля 1919 года была кощунственно вскрыта рака с мощами преподобного Нила Столобенского. А позднее его мощи были вывезены из обители и помещены в Вознесенском храме уже закрытого Знаменского монастыря города Осташкова, в котором разместилась экспозиция местного краеведческого музея. Нило-Столобенская обитель была разграблена, из монастыря новые властители изъяли более 33 пудов серебра, два фунта драгоценностей.

В 1928 году в монастыре отслужена последняя литургия. Монастырь был закрыт, а на его территории разместилась вначале трудовая коммуна, а затем колония малолетних преступников. С сентября 1939 года по май 1940 года корпуса монастыря используются как лагерь для военнопленных. Здесь содержались в заключении военнопленные войска польского, которые в мае 1940 года почти все были расстреляны.

С 1941 по 1945 годы монастырские корпуса переоборудованы под военный госпиталь. С конца 1945 года на территории монастыря повторно разместили колонию для несовершеннолетних. А в 1960 году в монастырских корпусах разместили дом престарелых. В 1960-е годы государство взяло комплекс монастыря под охрану как памятник архитектуры.

С 1971 года обитель перешла в ведение Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС, и здесь в уцелевших к тому времени монастырских строениях открывают турбазу «Рассвет». И уже к 1988 году они приходят в полный упадок, и дальнейшее использование их без капитального ремонта становится невозможным.

Источник

Нилова пустынь

Фотография монастыря с полуострова Светлица. Сергей Прокудин-Горский, 1910

В России есть немало легендарных монастырей и один из них находится на Селигере. Нилова пустынь является главным рукотворным украшением не только знаменитого озера, но и окрестностей старинного города Осташков.

Наследие преподобного Нила

Древняя обитель приютилась на острове Столобном, что у восточного берега озера Селигер. Это в 25 километрах от Осташкова. Ближайшим населенным пунктом является деревня Светлица. Возможно, остров так назвали из-за вытянутой формы. Однако более достоверной кажется другая версия. На острове находилось древнее капище, в центре которого возвышался столб для принесения жертв. Отсюда и пошло название – Столбовой.

Имя монастырю было дано по преподобному Нилу Столобенскому, в честь которого и была основана обитель. Он родился в XV веке в Жабенском погосте, неподалеку от Великого Новгорода. После смерти родителей юноша ушел в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь под Псковом, где и стал монахом. Свое монашеское имя он получил в честь христианского святого Нила Постника.

Нил Столобенский (фрагмент иконы 1771 года)

В 1515 году Нил решил оставить монастырь и стать отшельником. В течение 13 лет он жил в лесной келье в полном одиночестве. Пищей ему служили дубовые желуди и съедобные травы. Он молился день и ночь. Согласно легенде, однажды его решили убить лихие люди. Однако монах вышел к ним с чудотворной иконой, и разбойники в ужасе разбежались. Им почудилось, что их окружают вооруженное люди.

Слух о чудесном отшельнике стал распространяться по всей округе, к нему потянулись люди с просьбами. В поисках уединения Нил оставил свою келью и ушел на Селигер. Там на острове он выстроил часовню и келью, в которой в одиночестве прожил еще 27 лет. Отшельник прославился тем, что дал обет нележания. Чтобы спать, монах подвешивал себя на крючки, вбитые в стену. В келье он вырыл могилу, куда установил гроб. Умер преподный Нил в декабре 1555 года.

Через тернии к звездам

Поскольку место было намоленным, сюда стали приходить другие монахи-отшельники. В 1594 году было решено основать монастырь в честь преподобного Нила. Задумано – сделано. Обитель быстро стала почитаемой. Каждый год на остров приезжало множество паломников. В 1820 году на Селигер прибыл с визитом сам император Александр I. В начале XX века число монахов в обители перевалило за тысячу! Берега острова облицевали камнем. В монастыре была даже собственная больница.

Читайте также:  Озера подготовка с контрольной

План монастыря в начале XIX века

Благополучие закончилось после революции, когда вскрыли захоронение преподного Нила Столобенского, а церковные ценности разграбили. Дальнейшая судьба монастыря была типичной для того времени – исправительная колония, концлагерь, госпиталь, дом престарелых, турбаза. Полуразрушенный комплекс вернули епархии только в 90-е годы. Вскоре в обитель перевезли мощи преподобного Нила. Сейчас в пустыне служит 50 монахов.

Всего в монастыре насчитывается шесть храмов. Главным является Богоявленский собор, возведенный в 1833 году. Он высится в самом центре обители и выделяется монументальной классической архитектурой и пятью золотыми куполами. Строительство курировал итальянский архитектор Анжело Ботани, поэтому в облике здания явно прослеживаются тосканские мотивы. Именно здесь хранятся мощи святого.

Так выглядел монастырь в 1789 году

Самым старым считается храм Всех Святых, возведенный в 1701 году. Он имеет небольшие размеры. Когда перестраивали Богоявленский собор, храм выполнял роль соборной церкви. Сюда на время были перенесены мощи основателя монастыря. Когда к нему пристроили больничный корпус, храм стали называть больничной церковью. Сейчас он находится в стадии реставрации.

Далее следует храм Преподобного Нила Столобенского, который высится над восточными вратами. Отсюда и его название – надвратный. Его построили в 1755 году. Деньги на строительство собирали всем народом. При разработке проекта за основу взяли надвратный храм Донского монастыря в Москве. Он выглядит очень изящным и легким. Высокую ротонду украшают золотой шар и крест, которые видны издалека.

Столь же красив храм святых Апостолов Петра и Павла. В монастыре он появился в 1764 году. Храм тоже является надвратным и высится над западными воротами монастыря. Храм выделялся своим богатым внутренним убранством, включая резной деревянный иконостас, разнообразную скульптуру и изящную лепнину.

Храм Воздвижения Креста Господня вынесен за пределы монастырских стен. В 1788 году его построили на самом берегу в юго-западной части острова. Место было выбрано неспроста. Именно здесь стояла часовня, возведенная в честь преподобного Нила. Даже Александр I, во время своего визита в обитель, поразился изящной отделке церкви. Украшали храм мастера из Осташкова — иконописец Илья Верзин и резчик по дереву Кондратий Конягин.

В 1820 году обитель посетил император Александр I

А вот от храма св. Иоанна Предтечи сохранился только фундамент. Жаль, поскольку он имел особое значение для верующих, так как находился на том месте, где была землянка, в которой первоначально жил преподобный Нил. Когда копали котлован для строительства церкви, обнаружили саму землянку. В полу храма на этом месте оставили углубление. В советский период церковь была разрушена до основания. В настоящее время лишь расчищен фундамент.

В монастыре имеется собственное производство – свечной завод, коровник, молочный цех, пасека и даже ювелирная мастерская. Здесь производят экологически чистые продукты. Большой популярностью пользуется хлеб «Столобенский». Его выпекают без дрожжей с использованием воды святого Оковецкого источника. Пекут также ржаной хлеб с солодом, который производят сами. В ассортименте представлено домашнее печенье – медовое, творожное, миндальное, овсяное. Есть медово-шоколадные коврижки.

В лавке также можно купить разнообразное варенье и консервированные салаты – пикантный и огуречный. Монастырский ассортимент включает соленую и копченую рыбу, выловленную в Селигере, травяные чаи, мед и молочные продукты с подворья – молоко, масло, творог. Все продукты очень свежие и вкусные. В качестве духовной пищи посетителям предлагают экскурсии по обители и посещение монастырского музея. Для паломников действует гостиница.

С Ниловой пустынью связано так много тайн и легенд, что турфирмы предлагают двухдневные туры по данной тематике. Одна из легенд рассказывает о том, как монахи спаслись от бушевавшей в крае эпидемии холеры. Они совершили вокруг обители крестный ход с чудотворной иконой. После этого не пострадал ни один человек, находившийся на острове, где стоит монастырь.

Как добраться

Ближайшим к монастырю городом является Осташков. Через него проходят поезда, следующие по маршруту Москва – Осташков и Санкт-Петербург – Великие Луки. Электрички ходят из Бологого и Торжка. Из Москвы и Твери ежедневно курсируют междугородние автобусы.

Из Осташкова до деревни Светлицы, у которой находится монастырь, ежедневно утром и вечером ходят рейсовые автобусы. Время в пути – 25 минут. Самый простой способ добраться до Ниловой пустыни – доехать до обители на машине по трассе М10 через Тверь и Торжок. Расстояние от Москвы – около 450 километров.

Источник



5 удивительных фактов о Ниловой пустыни

Нило-Столобенская пустынь — это мужской монастырь на острове Столобный на острове Селигер, неподалеку от Осташкова. Обитель эта возникла на месте подвига преподобного Нила, Столобенского чудотворца, память которого Русская Православная Церковь совершает 20 декабря. Ровно 500 лет назад, в 1515 году, ушел он из Крыпецкого монастыря и отшельничал сначала в ржевских лесах, а затем вырыл пещеру на маленьком острове.

За пять столетий своего существования монастырь, поначалу крайне бедный, пережил расцвет и особое благоволение царской фамилии, разграбление в годы советской власти, превращение в трудовую коммуну, затем место заключения малолетних преступников и лагерь для польских военнопленных, госпиталь, дом престарелых, памятник архитектуры и турбазу.

Монашеская жизнь в Ниловой пустыни возродилась после 1990 года, когда пустынь была возвращена Церкви. Как и прежде, Нил Столобенский благословляет остров, когда в памятные дни насельники обители проходят крестным ходом с его мощами, а недавно на свое место вернулась и келейная икона преподобного, считавшаяся утраченной.

Предсказание первому царю

Святитель Нектарий (Теляшев), при котором о новом монастыре впервые заговорили, воспитывался в основанной в 1594 году обители с отрочества. По кончине его наставника, первого настоятеля монастыря иеромонаха Германа, прославленного впоследствии в лике святых, Нилова пустынь осталась совершенно без средств существования. Страну постигли неурожаи и голод, в период междуцарствия селигерские земли и сам монастырь подвергались литовскому нашествию. Все достояние составляли часовня с гробницей преподобного Нила, деревянная церковь, шесть маленьких келий и житница.

Молодой настоятель своим благоразумием и подвижничеством обратил на себя и обитель внимание многих знаменитых особ того времени, среди тех, кто участвовал в жизни Ниловой были князья Трубецкой и Пожарский, архимандрит Троице-Сергевой лавры преп. Дионисий, митрополит Новгородский Макарий. Особым благоволением игумен пользовался у первого русского царя Михаила Федоровича.

Во время посещения Москвы по делам своего монастыря игумен Нектарий предсказал царю Михаилу Феодоровичу рождение у него сына, что и сбылось 5 марта 1629 года. У царя родился сын Алексей; при крещении царевича, по желанию царя Михаила Феодоровича, игумен Нектарий был восприемником. По распоряжению государя монастырю ежегодно из доходов царской фамилии отпускалось некоторое количество денег и снеди.

С тех пор и до самой революции Нило-Столобенская пустынь была на особом счету у Романовых. Даже во времена секуляризации церковных земель монастырь не терпел нужды и получал щедрые дары от правителей.

Бриллианты для архимандрита

Император Александр I знал и любил тверские земли, где губернаторствовал муж его любимой сестры Екатерины Павловны. После победы над Наполеоном и возвращения страны к мирной жизни он начал много путешествовать по России. Летом 1820 года царь, получивший у дореволюционных историографов прозвание Благословенный, отправился на богомолье в Нилову пустынь.

Александр I, привезший с собой золотой крест и золотую панагию для настоятеля, был не первым российским государем со времен Михаила Федоровича, одарившим островной монастырь. В свое время Алексей Михайлович подарил монастырю колокол, Федор Алексеевич — водосвятную чашу, царица Наталья Кирилловна — шитую ризу, Петр I — богато украшенное Екангелие, Екатерина II — драгоценный покров. Но Александр Павлович был так впечатлен благоустройством и духовной жизни обители, что сделал монастырю уникальный подарок. Он наделил всех его настоятелей правом ношения бриллиантовой панагии.

Этот афонский обычай является совершенно нехарактерным для Русской православной церкви. Таким образом отмечают лишь отдельных духовных лиц, в этом же случае особой чести удостоился сам монастырь.

Читайте также:  Озеро донцо волосовский район рыбалка

О праве монастыря на отличие было основательно забыто в советские время. Обнаружить указ, действие которого никем не было отменено, удалось во время разбора архивов совсем недавно

Щедро одарить Нилову пустынь и благословить масштабное строительство Александра I побудила в том числе удивительная красота храма Воздвижения Креста Господня.

Эта церковь была построена на юго-западной стороне острова Столобный в 80-х годах XVIII века. Внутренняя отделка, выполненная в стиле екатерининского барокко, отличалась особым изяществом и легкостью письма иконостаса и лепных настенных украшений, свежестью и яркостью позолоты иконостаса, красочностью икон и настенной живописи.

Царя, растроганного убранством храма, интересовало буквально все — когда был сделан иконостас и отделаны стены, кто те мастера, которым удалось создать прихотливые, и вместе с тем воздушные лепные украшения. Эти мастера заслуживают внимания, отметил он.

Мастерами, украшавшими церковь, были жители Осташкова — живописец Илья Верхин и резчик Кондратий Конягин. Первого вдохновило исцеление от тяжелой болезни по молитвам преподобному Нилу, а второй готовился к принятию монашеского пострига.

В XX веке монастырь был разграблен, над братией устроен судебный процесс. В то время, когда на острове размещалась колония, малолетних преступников в качестве наказания заставляли сбивать фрески с храмов. Некоторые из зданий были срыты до основания, однако Крестовоздвиженская церковь, стоящая на отшибе, уцелела.

С самого возрождения обители на территории велись масштабные реставрационные и строительные работы, которыми руководит художник-монументалист, керамист и реставратор Владимир Федотов. Несколько лет назад очередь дошла и до Крестовоздвиженского храма.

Стиль, в котором выполнена лепнина, оказался чрезвычайно сложен для реставрации. К тому же половина украшений была сбита или пришла в негодность. Некоторые элементы приходится создавать заново — поскольку чертежей, описаний или фотографий церкви практически не осталось.

По проекту художника для этой церкви должен быть создан многоярусный иконостас в стиле екатерининского барокко, сообразный с первоначальным замыслом строителей.

Нилова пустынь дала миру не только архитектурные шедевры и духовные сокровища, но и знаменательные научные достижения. С этой обителью тесно связана судьба Леонтия Магницкого, который за 50 лет до Ломоносова отправился пешком с возчиками за знаниями и стал автором первого российского учебника арифметики, геометрии, тригонометрии и начатков алгебры.

Будущий ученый и соратник Петра I родился в Осташкове в крестьянской семье Филиппа Теляшина. Он был племянником возглавлявшего Нилову пустынь святителя Нектария и первые знания получил в монастырской библиотеке. Отроком он с крестьянским обозом отправился на обучение в Иосифо-Волоколамский монастырь, затем — в Москву, в Симонов монастырь. Затем он стал слушателем первого в России учебного заведения — Славянско-Греко-Латинской академии.

Крестьянский сын изучал богословие, философию, логику, психологию, физику, риторику, освоил латынь и греческий, а также голландский, немецкий и итальянский языки, увлекся математикой.

Знания Леония Теляшина в области математики удивляли многих. Петр I пожаловал ему фамилию Магницкий, отметив, что «как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя».

По распоряжению царя ученый стал преподавателем школы «математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учения». Именно Магницкий ввел в русский язык такие термины, как множитель, делитель, миллион, триллион, извлечение корня.

Основатель Московского госуниверситета Михаил Ломоносов называл Магницкого своим учителем, особо выделяя написанную им «Арифметику». При этом ученый, за выдающиеся заслуги удостоенный дворянского звания, был известен еще и как защитник православия.

В Осташкове, в бывшей слободе Трестьянка, сохранилась улица имени Леонтия Магницкого. Уроженец тверского города был похоронен в Москве. Его могилу обнаружили в 1932 году при строительстве первой линии столичного метрополитена. Под головой ученого сохранилась чернильница в форме лампады.

Останки впоследствии перенесли в Нилову пустынь. Монахи надеются поставить памятник воспитаннику обители и воссоздать могильную плиту с эпитафией, в которой говорится о добродетельной христианской жизни покойного.

История Спасо-Преображенского скита Ниловой пустыни, расположенного в 90 километрах от Осташкова, напрямую связана с историей явления чудотворной иконы Богородицы Оковецкой-Ржевской. В 1539 году, в то время, когда на Селигере подвизался Нил Столобенский, в лесной глуши у древнего городища на реке Пырошня людям явилось «чудо из чудес» — сияющая в ветвях дерева икона. Святыня не давалась в руки до тех пор, пока местные жители не пришли в лес крестным ходом, возглавляемые иноком. Вместе с иконой Божией Матери был обретен еще один образ — Честного Креста Господня. Впоследствии их оформили в одну иконную доску.

«Сказание об Оковецких иконах» рассказывает, что после обретения иконы 25 человек получили исцеление, получив благодатную помощь от Бога и родившей Его Богоматери. Об обретенной святыни было доложено государю Иоанну IV.

Оковецкая икона, по приказу Иоанна Грозного в Москву, стала любимым образом государя. На месте ее явления царь распорядился построить церковь во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня и Пресвятой Богородицы Одигитрия с приделом святителя Николая Чудотворца. Еще три храма в честь Оковецкой иконы были поставлены в Москве.

В столице число связанных с образом чудес стало сокращаться, а местные жители просили вернуть им святыню. Иоанн васильевич не стал препятствовать и распорядился отправить икону в деревню Оковцы. С тех пор и по сей день к месту явления иконы прибывает множество богомольцев. Известно, что чаще всего по молитвам перед чудотворным образом благодатную помощь получают страдающие болезнями глаз, опорно-двигательного аппарата и бездетные пары.

С 1875 года по разрешению Священного Синода чудотворная икона ежегодно на июнь месяц переносили в город Ржев, а затем и в Зубцов. . Принесение чудотворной иконы сопровождалось особой торжественностью и благоговением верующих горожан. Икону на разное время выставляли во всех храмах, совершая богослужения и молебны, благословлялось носить ее по домам обычных горожан для совершения молебнов.

В 1930 году храм в деревне Оковцы закрылся, а явленная икона бесследно исчезла. Остались лишь фотографии и списки с образа. А в Оковецком скиту на том месте, где была явлена святыня, по-прежнему бьет святой источник, к которому приезжают множество паломников.

Источник

Озеро селигер монастырь нилова пустынь

Селигер. Православные монастыри Николо-Рожок и Нилова пустынь

В настоящее время Селигер наряду с традиционным туризмом становится центром паломничества и религиозного туризма. Паломничество связано с духовными поездками к святыням, чтобы помолиться. В Верхневолжье паломники традиционно приезжают в Нилову Пустынь, Оковцы и Торжок.

Деревня Никола Рожок (погост Никола Рог) — одно из самых красивых, исторических мест на Селигере. В средневековье здесь проходил знаменитый Селигерский путь, связывающий Новгород со Смоленским, Полоцким, Тверским и Владимиро-Суздальским княжествами. По этому пути ходили приглашать на княжение в Новгород сына Владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. Татары, во главе с Батыем, шли этим путём на Новгород в 1238 году и, не дойдя до него, то ли потому, что испугались лесов и бескормицы, то ли потому, что попали в засады у Игнач-креста и Залучья, повернули назад.

В ХІ- начале XIII вв. на месте Никола Рожка было городище, окруженное деревянной стеной, частоколом из вертикальных столбов. При археологических раскопках были найдены наконечники стрел, копьё, ножи, ключи, браслеты, перстни сердоликовые, бусы стеклянные и янтарные, подвеска и кресала. Некоторые ювелирные изделия имеют формы, распространённые только вокруг Селигер. Найдено много предметов из Скандинавии и Прибалтики, изделия из янтаря, перстни и подвеска ярко-красного цвета своеобразной формы. Одна из обнаруженных печей служила, видимо, для меднолитейного производства[1]

С 1421 года слободка Рожок, стоявшая близ нынешнего погоста с деревянной церковью св. Николая Чудотворца, принадлежала вместе с Ржевом и Ржевским уездом одному из сыновей Дмитрия Донского — Константину, который впоследствии стал монахом Московского Симонова монастыря и закончил там жизнь в 1434 году. Старший брат его Василий Дмитриевич (Василий I) подарил слободку Симонову монастырю. В 1460 году его сын Василий II (Темный), освободил Рожок от дани в великокняжескую казну сроком на десять лет, подчинив его по гражданским делам архимандриту Симонова монастыря, а по уголовным делам — великокняжескому суду. Поверенные Симонова монастыря могли ездить на Кличну (ныне часть города Осташкова) торговать и покупать беспошлинно. Власти Симонова монастыря устроили в Рожке мужской Николаевский Рожковский монастырь, первый в Ржевском уезде.

Читайте также:  Край озер в австрии

Монастырь в Рожке имел для края огромное просветительное значение. В Симоновом монастыре в XVI веке жил инок Вассиан (в миру — князь Василий Иванович Патрикеев; 1470 — после 1531) — русский духовный и политический деятель, публицист, ученик преподобного Нила Сорского, соавтор преподобного Максима Грека. Там же жил и Максим Грек (Михаил Триволис) — публицист, писатель, переводчик, филолог, которого Дмитрий Лихачёв называл «первым интеллигентом на Руси». В 1531 году в Отроч Успенский православный монастырь в Твери был сослан преподобный Максим Грек, который провёл в его стенах 20 лет. В XVI веке на Рожке жил духовный отец Нила Столобного — игумен Сергий, настоятель Никола Рожковского монастыря. После смерти Нила инок Рожковского монастыря иеромонах Герман стал основателем монастырской обители на Столобном острове при мощах преподобного Нила и первым её настоятелем.

При Иване Грозном Кличенская волость с Рожковской вотчиной считалась в опричнине. Царь грамотой от 1567 года дал крестьянам Рожковской вотчины свободу от царских податей «кроме яма (подушный налог на извоз) и посошные службы (дорожная повинность, наряд для исправления дорог) и городового дела (стройка и рытьё)». Грамота эта подтверждена затем подписями царя Фёдора Ивановича и Бориса Фёдоровича Годунова. В 1764 году крестьяне были взяты от монастырей с землями и окончательно поступили в ведение коллегии экономии. Монастырям взамен крестьян было положено на содержание денежное жалование. Рожковская церковь вышла из-под ведения Симонова монастыря и поступила в ведомство Тверской епархии. Но Рожковский приход того времени был мал, поэтому приходские и помещики стали объединяться. В 1757 — 1765 гг. была построена в погосте Никола Рог пятиглавая каменная церковь во имя Успения Богородицы с приделом во имя св. Николая Чудотворца (вместо сгоревшей деревянной церкви св. Николая) и с каменной колокольней. В Рожковской церкви хранились иконы: Смоленской Божьей Матери (Тобольская) 1638 года, икона Николая Чудотворца, перенесённая из деревянной церкви, а также Напрестольное евангелие 1735 года. Рожковский приход с 1764 года по 1887 год увеличился с 302 до 1252 душ.

В 1849 году в Рожке родился Дмитрий Алексеевич Лебедев, ставший в 1898 году городским головой Осташкова, он добился строительства железной дороги Бологое — Осташков. Под его руководством была сделана новая гавань, расчищена река Селижаровка, разведены ценные породы рыб, построены училища и новый бульвар, постоянно получали поддержку театр и библиотека.

В 1870 году в Рожке на средства земства при церкви погоста открыто приходское училище, для которого на средства прихожан был построен новый каменный дом с мезонином. Эти дома сгорели осенью 1941 года «благодаря» самоотверженной деятельности диверсионной партизанской группы Сони Тарелкиной, а немцы так и не заняли Рожок. После войны постепенно выросла небольшая деревня. В последние десятилетия здесь вновь возник современный дачный поселок.

Погост Никола Рожок и прилегающая территория является памятником археологии. Городище Никола Рожок XI — XII вв. находится на государственной охране. В 2007 году утвержден перечень объектов культурного наследия федерального значения — архитектурный ансамбль Никола Рожка (церковь Успения с фрагментами живописи, колокольня надвратная и ограда с башнями) .

***
Православный мужской монастырь Нило-Столобенская пу́стынь (Нилова пустынь) расположен на селигерском острове Столо́бный и частично на полуострове Све́тлица в 10 км по прямой или 25 км по дороге севернее Осташкова. Относительно названия острова существует две версии. По первой, он получил своё название из-за своей формы, похожей на столб, а по второй, на нём существовало древнее капище, стоял языческий жертвенный столб. Начало постройки Богоявленского собора датируется 1671 годом, работ по отделке завершены в 1833 году.

Преподобный Нил Столобенский (конец XV века, Деревская пятина —1555 год, остров Столобный на озере Селигер) — святой Русской православной церкви, основатель Нило-Столобенской пустыни. Причислен к лику святых как преподобный.

Нил Столобенский родился в конце XV столетия, недалеко от Великого Новгорода. Как его звали в миру, неизвестно, как и то, кем были его родители. Известно только, что после их смерти он отправился в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, который находился около Пскова. Там он принял постриг под именем Нил, в честь преподобного Нила Постника.

В 1515 году преподобный Нил покинул Крыпецкий монастырь и срубил в лесу, во Ржевском уезде у реки Серемхи, небольшую келью. Жил уединённо, питался травами и дубовыми желудями, всё время проводил в молитвах.

По преданию, в один из дней к преподобному Нилу пришли разбойники, решившие его убить. Однако он, сотворив молитву, вышел к ним с иконой Пресвятой Богородицы. Разбойникам привиделось, что преподобный окружён множеством вооружённых людей. В ужасе они упали к его ногам, раскаялись и стали просить прощения.

Постепенно слава об отшельнике разнеслась по окрестным селениям. Люди стали приходить к нему, прося молитв и наставлений. Такая молва стала тяготить преподобного, и через 13 лет после поселения у реки Серемхи, в 1528 году, он перебирается на новое место — остров Столобный на озере Селигер, в 7-ми верстах от Осташкова. Первый год он жил в выкопанной землянке, потом построил себе келью и часовню для молитв. По легенде, дьявол многократно насылал различные напасти на отшельника — пожары, нападения разбойников, пытался сбросить его келью в озеро. Однако, Преподобный Нил оставался непреклонен, преодолевая все нападения молитвой и верой.

Всего преподобный Нил прожил на острове 27 лет и перед смертью завещал построить на этом месте монастырь, что и было позже сделано. Существует поверье, что преподобный Нил дал обет нележания, в связи с чем никогда не находился в горизонтальном состоянии. И даже спал, подвесив себя за плечи верёвками или на крюках, вбитых в стену.

Преставился Нил в 1555 году и был погребён на острове Столобном. А в 1594 году с разрешения патриарха Иова была открыта монашеская обитель. Так и началась история мужского монастыря Нило—Столобенской Пустыни. Основателем монастыря был иеромонах Герман.

По кончине преподобного Нила близ его могилы на острове стали селиться отшельники-молитвенники, ими и был основан монастырь. До революции Нило-Столобенский монастырь был в числе самых почитаемых в России, ежегодно сюда приезжали тысячи людей. В 1828 году обитель посетил император Александр I. В 1858 году вокруг острова соорудили гранитную набережную.

В начале XX века количество постоянно живущих насельников достигало тысячи человек, на территории монастыря была даже своя больница.

После революции, в 1919 году все ценности были изъяты, мощи преподобного Нила вскрыты, монастырь действовал до 1927 года. В дальнейшем здесь размещались: трудовая коммуна, колония для малолетних преступников (1927—1939), лагерь для польских военнопленных (1939—1940), госпиталь (1941—1945), снова колония (1945—1960), дом для престарелых (1960—1971) и турбаза (1971—1990).

В 1990 году Нило-Столобенская пустынь передана Русской Православной Церкви. В 1995 в монастырь возвращены мощи преподобного Нила. В последние два десятилетия осуществлена масштабная реставрация. Внутренняя роспись практически полностью утрачена.

В монастыре около 50 насельников, в том числе около 20-ти в священном сане. Обитель имеет несколько подворий, в том числе в Торжке. На территории обители работают ювелирная мастерская; свечной, молочный и столярный цеха, есть коровник, конюшня. У монастыря есть своя пасека, в церковной лавке можно купить освящённый мед. Монастырь ведёт торговлю на православных ярмарках в Москве. В обители действует гостиница для паломников.

В 2010 году на 83 году жизни, после тяжёлой продолжительной болезни, на 55 году служения Русской Православной Церкви в священном сане, скончался наместник монастыря Нило-Столобенская пустынь архимандрит Вассиан (Шуста) — старейший клирик Тверской епархии, почётный житель города Осташкова, известный общественный деятель, молитвенник и подвижник Селигерского края.

Великие средевековые торговые пути восточных славян

Источник

Adblock
detector