Меню

Озеро с берендеево ярославская область

Озеро Плещеево – одно из самых крупных и красивых озёр средней полосы России. Ярославская область, Переславский район

Озеро Плещеево – одно из самых крупных и красивых озёр средней полосы России. Ярославская область, Переславский район

Озеро Плещеево – одно из самых крупных и красивых озёр средней полосы России. Оно расположено на юге Ярославской области недалеко от города Переславля-Залесского и является достопримечательностью «Золотого кольца» России. Входит в состав национального парка «Плещеево озеро», где водятся косуля, олень, белка-летяга, серая цапля, лебедь-кликун, а также произрастают 35 видов «краснокнижных» растений.

И я там была в прошлом году

Экологическим стержнем национального парка является озеро Плещеево – один из крупнейших и наиболее живописных водоёмов Центральной России, который по ряду геоморфологических, гидрологических, гидрохимических и других показателей не имеет аналогов на Европейской территории России.

Пресноводное озеро, площадь его — около 51 км², наибольшая длина 9,5 км (от устья реки Трубеж до выхода из озера реки Вёксы), максимальная ширина 6,5 км. Озеро имеет округлую форму, берега ровные, низменные, заболоченные. Максимальная глубина — до 25 м, средняя — 11 м. Островов на озере нет. Плещеево — второе озеро Ярославской области (после озера Неро) и 246-е озеро России по площади водного зеркала.

Набережная Плещеево озеро в Переславле

Возраст Плещеева озера около 30 тысяч лет. Оно образовалось после отступления континентальных ледников. Древний водоём был гораздо крупнее нынешнего.

В конце XVII века на Плещеевом озере была построена «потешная» учебная флотилия Петра I. В начале XX века она была возрождена на несколько лет.

Александрова гора (Ярилина гора)

— холм на берегу Плещеева озера недалеко от города Переславля-Залесского. С VII в н. э. берега Плещеева озера заселяли финно-угорские племена меря. На вершине крутого холма совершались игрища с куклой Ярилы. С вершины горы открывается прекрасная панорама Плещеева озера, а на горизонте белеют стены Никитского монастыря. Места здесь очаровательные, полные покоя и тишины.

Также считается, что эту искусственную гору соорудил великий князь Александр Невский на том месте, где он провёл своё детство. В XIII веке на холме князем Александром Невским был основан Александров монастырь, который, по преданию, был загородной резиденцией князя. Монастырь прекратил своё существование в XVIII веке. Остатки этого строения были найдены во время археологических раскопок.

На северном берегу озера находится древняя Александрова гора, вершину которой с установленным на ней белым крестом местные жители давно окрестили Ярилиной плешью. Иногда всю возвышенность называют Ярилиной горой. Гора имеет такое прозвище потому, что в древности на ней совершались обряды в честь языческого бога Ярилы.

Плещеево озеро, вид с Александровой горы

На берегу озера расположен целый ряд памятников и достопримечательностей, среди которых археологический памятник «Клещинский комплекс», 12-тонный Синий камень (на северо-восточном берегу), ботик Петра Первого, Никитский монастырь, переславская Рыбная слобода (сам Переславль-Залесский также лежит на берегу озера). По южному берегу озера шла Переславская железная дорога, разобранная в 2005 году. На берегу озера находится насосная станция, которая снабжает водой Переславль-Залесский.

Культовый Синий камень, Синь-камень

— священный камень близ Плещеева озера, Переславля-Залесского, Александровой горы и древнего городища Клещин. Это один из немногих подлинных ритуальных объектов, сохранившихся со времён языческой Руси. Название камня связывают с тем, что после дождя цвет камня меняется от серого к синему (такой цвет принимает его мокрая поверхность). За ним издавна закрепилась слава чудодейственного. По утверждению местных старожилов, среди которых всевозможные предания передаются из уст в уста, пребывание на валуне исцеляет людей от множества болезней, а женщин, к тому же, от бесплодия!

Синий камень был объектом поклонения мерян, а затем и древних славян-язычников, пришедших к озеру в ІХ—XI веках из новгородских и приднепровских земель. Суть и характер культовых отправлений, проводившихся у камня в дохристианские времена, современной науке неясны.

На территории парка обитают 300 видов позвоночных животных, в том числе около 60 видов млекопитающих, около 200 видов птиц, 10 видов пресмыкающихся и земноводных. Здесь есть уникальный комплекс бабочек. Всего в Красную Книгу бывшего СССР и РСФСР было внесено 10 видов насекомых, 2 вида рыб, 14 видов птиц, 3 вида млекопитающих, обитающих на территории национального парка.

Плещеево озеро на закате. Вид от Солдатского пляжа на Никитский монастырь

Источник

Озеро с берендеево ярославская область

Волчья Гора 2010

это старая запись от 22-09-2010

Во-первых, у меня радость: фотоаппарат снова работает, Солнце, я так тебе благодарен за помощь!

15 сентября 2010 года мы с одним краеведом отправились к нему на Родину, в деревню Волчья Гора, что неподалёку от Берендеева Ярославской обл. От Александрова на электричке доехали до остановки пл. 142 км и дальше прошли пешком парочку километров. Погода была замечательная, тихая и солнечная, несмотря на то, что до этого, да и после были серые дни. Ещё нельзя сказать, что наступила золотая осень, скорее всего, это мгновенное «бабье лето».
Нашей целью было посетить родные места моего знакомого и по возможности осмотреть окрестности Волчьей Горы. Пройдя через небольшой, но замшелый перелесок у железной дороги мы выходим в поле с дубами.

Было утро, было нежарко, не холодно, насекомые не мешали, шлось легко и знакомый от избытка чувств, что наконец-то попал в родные места, всё рассказывал о своей жизни, а я слушал его и фоткал.

Читайте также:  Соленость озера баскунчак в промилле

Сама Волчья Гора находится на Берендеевом болоте. Берендеево болото представяет собой овал с четко видимым на нем «кораблем» — это и есть Вольчья Гора. В окрестностях горы было языческое капище, вокруг нее можно обнаружить валуны, напоминающие то сидящих людей, то разные фигуры (зависит от воображения). Среди камней есть и «Синие камни». Валуны синеватого цвета есть в глиняном карьере севернее Волчьей горы, а у села Чернецкое находится целое «кладбище» таких валунов. Сама гора представляет собой некое «место силы», в разные периоды истории в тех местах происходило много интересных событий. А ещё туда в 1966 году приезжал Ю.А.Сенкевич, а потом в «Клубе путешественников» показали Волчью Гору. Это вид с неё.

Источник

Берендеево болото, скрывшее Снегурочку и Каменную бабу

Если проехать Переславль-Залесский и двинуться на самую южную границу Ярославских земель, можно попасть в сказку, о которой слышал, наверное, каждый.

То ли сказка это была про девочку Снегурочку, то ли быль, но по данным старых энциклопедических словарей «в Александровском уезде, на границах Переяславского и Юрьевского, длина 10 версты, ширина 4-5 вёрст. Есть следы жилья; по местному преданию, здесь был г. Берендеев, где жил царь Берендей» .

Сейчас здесь находится знаменитое и жутковатое Берендеево болото, хранящее под топкими моховыми кочками, несметные сокровища. Искать их начали ещё в XIX веке и даже нашли некоторые признаки существование в этих местах небольшого городка.

Однако позже легенды о царе Берендее, его золотом дворце и карете из исторических документов перекочевали в записи собирателей областного фольклора и на страницы книг знаменитых русских писателей.

В этих местах бывали и Островский, и Пришвин.

Берендеево болото, скрывшее Снегурочку и Каменную бабу

Доподлинно известно лишь одно, было на этом месте древнее озеро. Стояло на том озере маленькое поселение.

В поселении том, в середине древнего капища, находился знаменитый идол под названием «Каменная баба». Говорят, что её примерные размеры составляли 2 х 2,5 х 1,5 метра. Говорят даже, что «баба» та была синего цвета, как прочие каменные артефакты этих краёв.

А по легенде: утонул в озере том сын «каменной бабы» и, не найдя его в холодных водах, прокляла она озеро самым страшным проклятием.

Берендеево болото, скрывшее Снегурочку и Каменную бабу

Вот озеро то за несколько тысячелетий окончательно и стало топким болотом, от поселения остались легенды да слухи о размерах его и величии, а каменную бабу хотели разобрать на фундаменты для местных церквей, но она рассыпалась на кусочки.

Им и поклонялись местные жители ещё очень долгое время.

«Деревенские бабы, чтобы не заблудиться, когда собирают клюкву в Берендеевом болоте, кладут перед камнем ягоды и, выворотивши наизнанку платье, задом уходят от неё; бывают будто бы приношения сюда и по другим поводам, так что временами там можно находить, кроме ягод, и хлеб».

Берендеево болото, скрывшее Снегурочку и Каменную бабу

Чтобы отогнать напасти «нечистого места», каждый год 1 июля, вокруг болота совершается большой крестный ход.

В ходе разработки торфяников в 60-70-е годы прошлого века в этих местах было обнаружено несколько памятников эпохи мезолита, которые не имеют никакого отношения ни к легендам о Берендее, ни к народу меря.

Однако до сих пор приезжающих туристов местные жители предостерегают от походов по тому району, ведь на болоте, даже самом обыкновенном, можно легко заблудиться, а на уж сакральном и подавно.

Берендеево болото, скрывшее Снегурочку и Каменную бабу

Кстати, ваши лайки бодрят словно кофе по утрам! Уж очень приятно их получать!

Подписывайтесь на наш канал , будем вместе искать необычные места недалеко от большого города.

Источник



Берендеево — Переславль-Залесский — Берендеево — Александров — дача

И всё-таки я это сделал — проехался вокруг Плещеева озера. Памятуя своё предыдущее фиаско, решил сделать в этот раз хитрее, перенеся старт в Берендеево, от которого идёт асфальт средней паршивости (на фото, правда, запечатлён приличный отрезок) до Переславля. И тут нарисовалось два варианта. Вариант первый: встать почти ровно в пять утра, чтобы, споро собравшись, выскочить с явным недостатком кортизола в крови на семикилометровый трек до платформы «Красный строитель», сесть на электричку до «Каланчёвской», добраться до Ярославского вокзала, там вписаться на утренний экспресс до Александрова, пересесть на ярославскую электричку и выйти на станции «Берендеево». Несколько утомительно и заморочено. Но для меня существовал второй вариант: королевский. Дело в том, что у родителей жены имеется под Александровым дача, которую мне позволили использовать в качестве велобазы и не только. Поэтому я, имея в распоряжении несколько нерабочих дней, мог спокойно распределять тяготы пути на три дня. День первый — добраться до дачи под Александровым. Суммарный велокилометраж получается маленьким: 7 км по Москве и 15 км от Александрова до дачи. Больше трясёшься в электричках, чем по дорогам. Правда, эти последние 15 км представляют из себя покрытие совершенно различного характера, в двух местах из-за глубокого песка пришлось спешиваться и вести вел.

А вся мякотка и суть произошла на второй день, когда я в семь утра выехал с дачи до Александрова, чтобы успеть на утреннюю ярославскую электричку, которая, помимо прочего, останавливается в Берендеево. Вот оттуда и пошло-поехало. Как я написал выше, асфальтовое покрытие на данном участке пути так себе, иногда даже выгоднее было ехать по широкой обочине, особенно если сзади начинали подпирать авто. К счастью, расстояние не очень большое — всего 20 км и вот Переславль.

Читайте также:  Лошадь в озере бежит

Уже на мосту над Ярославским шоссе при въезде в Переславль-Залесский:

Вид на шоссе в сторону Москвы:

Вид на шоссе в сторону Ярославля:

А это площадь Народная, пересечение улиц Свободы и Ростовской:

Вот в доме слева расположено хранцузское кафе «La Forêt» («Лесное»), которое, если верить отзывам на Tripadvisor, торгует, помимо прочего, коноплёй замечательными эклерами. Подумалось, что нужно будет вознаградить себя ими и чашечкой нормального капучино после круга вокруг Плещеева озера.

Съезд с улицы Урицкого к Никитскому монастырю:

Вид на угол монастырской стены, улица Кооперативная — съезд прямиком к Плещееву:

Переславль-Залесский — город с богатейшей историей, там есть над чем зависнуть не на один день, но дело в том, что я в этих местах бывал предостаточно, как в одинаре, так и с экскурсиями, поэтому я не стал посещать музеи и прочие культурологические объекты, а покатил дальше, вокруг единственно интересовавшего меня в тот день объекта — Плещеева озера:

Местность постепенно становилась всё лесистее и лесистее, а возле поворота к Международному компьютерному детскому центру (там указатель соответствующий) асфальт превращается в пыльную грунтовку. И теперь каждый проехавший грузовик поднимал кубометры этой пыли в воздух, которая осаживалась по несколько минут:

Повернув на юго-запад возле деревни Купань, грунт становится менее пыльным и рыхлым. Местность справа и слева — торфяники:

Доехав до села Купанское, я открываю шампанское вижу местный индастриал:

От села начинается асфальт, который по своему качеству весьма напоминает асфальт между Берендеево и Переславлем. Зачастую он как стиральная доска, часть пути лучше преодолевать по обочине.

А это уже юго-западный район озера, музей «Ботик Петра». Был несколько раз там, поэтому не зашёл:

Замыкая круг вокруг Плещеева озера, вид с улицы Советской на Спасо-Преображенский собор. Собор сей, кстати, является одним из старейших архитектурных памятников Северо-Восточной Руси:

Источник

Озеро с берендеево ярославская область

Последнее десятилетие уходящего двадцатого века породило резкий всплеск интереса к сакральной и «неофициальной» истории человечества. Наряду с этим, мы можем так же отметить устойчивое повышение интереса к т.н. «научному туризму» людей, жизнедеятельность которых не связана с наукой. Предметами поиска и изучения зачастую становятся природные или культурные объекты, не имеющие официального статуса «памятника». Как правило, все эти места или объекты особо почитаемы местными жителями и довольно часто считались священными или же наоборот – «нечистыми».

Хотя почитание «священных» или «нечистых» мест играло в традиционной культуре русского народа весьма важную роль, определить или идентифицировать время возникновения тех или иных местных культов очень сложно. Дело в том, что они остаются малодоступными и малоизвестными для науки. С другой стороны, подобная локальность и в прямом смысле «малодоступность» способствуют более полному сохранению целостности обрядов и более длительной их «жизнеспособности». Одним из подобных мест в Ярославской области можно считать район Берендеева болота Переславского района.

Описываемая местность, находится на стыке двух областей – Ярославской и Владимирской. Местность эта, без сомнения, представляет определенный интерес в плане существования преданий о некогда существовавших здесь культовых камнях и сохраненной до сих пор уникальной обрядности, так или иначе связанной с ними. Один из культовых объектов, т.н. «Синяя баба» или «Синий камень» хорошо известен в краеведческой литературе, прежде всего благодаря трудам замечательного Переславского исследователя М.И. Смирнова.

О «Синей бабе» Берендеева болота мы знаем достаточно много. Идол простоял на месте много веков, пока в середине 19 века его не постигла участь более знаменитого «Синего» камня, лежащего у Александровой горы под Переяславлем-Залесским «….бабу эту решено было при постройке каменной церкви в селе Лаврове взять для фундамента, но вследствие большой тяжести увезти не удалось; тем не менее, будто бы при наваливании на подводу опрокинули её и часть отбилась» (1)

Остатки расколотого идола (та самая отбившаяся часть), оставалась на месте еще довольно долго. Местное население по-прежнему называло остатки валуна «Синей» или «каменной бабой» и особо чтило её. «…Деревенские бабы, чтобы не заблудиться, когда собирают клюкву в Берендеевом болоте, кладут перед камнем ягоды и, выворотивши наизнанку платье, задом уходят от неё; бывают будто бы приношения сюда и по другим поводам, так что временами там можно находить, кроме ягод, и хлеб…» (Смирнов М.И., 1919 г.). Многие помнят, что камень действительно имел серо-синеватый цвет.
В 1932 году отсюда начали брать валуны и камни в качестве балласта для строительства ж/д насыпи. По всей видимости, туда и пошел расколотый камень. Многие пожилые местные жители хорошо помнят, как выглядели остатки идола и уверенно описывают его размеры – 2 х 2,5 х 1,5 метра.

Остальные сакральные «объекты» становятся видны только при более широком исследовании всей местности, именуемой Берендеево болото и достаточно обширных территорий прилегающих к нему. Дело в том, что на данной территории, вплоть до наших дней сохранилась традиция совершать крестный ход вокруг болота.

В ходе полевых исследований летом 1992 года удалось выяснить, что на самом деле существовало два крёстных хода. Назовём их условно «Большой» и «Малый» круг.
Совершенно очевидно, что «Большой» круг совершался ежегодно с целью снятия порчи и освящения той местности, в центре которого находилась «Синяя баба» или «Синий камень». «Малый» круг должен был освятить другой весьма чтимый в данной местности объект — «Оринин источник».

Читайте также:  Озеро сукко в горах


Волчья гора на Берендеевском болоте

«Большой» круг начинался ежегодно 1 июля с выноса из Переславля- Залесского чудотворной иконы («Боголюбимая» -?). В течение нескольких дней икону обносили вокруг Берендеева болота через села: Владимирово, Егорьево, Багримово, Чернецкое, Радионцево, Лаврово, Василисино, Петровское. Завершался круг в пос. Берендеево. Затем оттуда икона возвращалась в Переславль-Залесский.

В ходе полевых изысканий летом 1992 года нам удалось зафиксировать несколько преданий о «Синей бабе»:

1. «…на этом самом месте, когда — то в старину мать прокляла дочь, вот дочь то и превратилась в камень» (Малышева А.Ф., 1915 г.р. с. Чернецкое)

2. «… давным-давно жила на Волчьей горе богатая женщина и у нее утонул сын в озере. Она плакала и проклинала сына, вот озеро то и ушло по Трубежу в Переславль. А женщина та окаменела, и стоит у остатков озера в центре болота. Озерцо то и в самом деле имеет форму лежащей женщины. Даже грудь видно…» (Зиновьев А.П., 1928 г.р. с. Берендеево)
Озерцо это, у которого по преданию стояла «Синяя баба» до сих пор называется у местных жителей – Волчёнка. Интересно и название другого населенного пункта, находящегося по соседству – Волчьи горы.

«Малый» круг шел от села Чернецкое по направлению к селу Малые Вески. Этот ход как бы составлял часть «Большого» круга и проводился тогда, когда чудотворная икона находилась в Чернецком. Икону выносили из Чернецкого и несли от моста через р. Киржачь по направлению к с. Еловка до Перикальского пруда, но, не доходя до него. Как утверждают местные жители, несли икону не по дороге, а через поле «…прямо через рожь». Диаметр «Малого» круга – 5 километров. На реке в месте именуемом «Оринин источник» совершался молебен. Заканчивался круг в с. Петровском Многие из деревень ныне уже не существуют, но местные старожилы помнят, как совершались эти крестные ходы.

Место, где расположен источник, пользуется у местных жителей дурной славой. Местный информатор Зиновьев А.П., 1928 г.р., рассказывал, что в народе считалось, что «… Орина балует. Зимой в этом месте люди плутают и выходят все неизменно к Большим Вёскам. Испокон веку на меже рядом с ключом хоронили удавленников». По поводу происхождения старожилы рассказывают «…шел муж с женой из гостей. Проходя мимо источника, мужик утопил в нем жену за грехи» (Малышева А.Ф., 1915 г.р. с. Чернецкое).

В данном случае мы можем отождествлять «Оринин источник» с представлениями о «мертвой» воде. Здесь уместно будет вспомнить о «Синем» камне на Плещеевом озере. По преданию он первоначально лежал в овраге у ручья с чистой, т.е. «живой» водой (2). Любопытно и другое сравнение. У «хорошего» Переславского камня народ устраивал гуляния «… они слушаху его и к нему стекахуся из году в год и творяху ему почесть»(3). Не смотря на активные многовековые старания православной церкви некоторый «позитивный» оттенок характера камня сохранился до наших дней. Идол «Синяя баба» имел явный негативный характер. По сложившемуся у автора мнению, местные представления о «нечистоте» Берендеева болота связаны именно с ним. В подтверждение этой мысли приведем несколько аргументов:

1. значительный радиус «Большого» круга крестного хода – нежелание близко подходить к «нечистому» месту. Или опасение близко подносить к нему чудотворную икону;

2. традиция выворачивать платье наизнанку и пятиться отходя от камня. В этом действии видится стремление обмануть идола, убедить его в том, что уходит совершенно другой человек, нежелание выдать или обозначить себя.

Район Берендеева болота – уникальное сакральное место в Ярославском Поволжье. Если культ камня на Верхней Волге это достаточно распространенное явление, то традиция поклонения идолам – практически не встречается.

Многие сакральные объекты народной культуры появились в научном обороте только благодаря поисково-исследовательской деятельности туристических или краеведческих кружков школьников и студентов, краеведов-любителей. Достаточно привести пример — понятие «камень–следовик» появился в исторической науке в середине 60-х г.г. двадцатого века, благодаря деятельности краеведа-любителя Ильина С.Н. из г. Шуя (Ивановская область). До появления его первых, сугубо краеведческих (!) работ, культовые камни в среде ученых, практически не изучались. Сегодня интерес к ним очень велик. Помимо появления серьезных исследовательских работ, в сети Интернет существует несколько сайтов, где обнародована информация о разнообразии проявлениях культов камня в регионах России. Большая часть информации представлена туристами, местными краеведами и просто энтузиастами. Безусловно, что информация нуждается в проверке, но в любом случае, мы имеем конкретные адреса для поисков.

1. Смирнов М. И. Старые боги // Доклады Переславль-Залесского научно-просветительного общества. — Переславль-Залесский, 1919. — №4. — С. 8.
2. Комаров К.И. Древние боги Ярославской земли // Сообщения Ростовского музея. – Ростов, 2003. — Вып. –14.
3. Житие Преподобного Иринарха // Памятники древней русской письменности, относящиеся к смутному времени. Русская историческая библиотека. — СПб., 1909. — Т. 13. — С. 1373— 1374.

Опубликовано — Проблемы развития внутреннего туризма в Центральной России: образование, менеджмент, планирование. – Ярославль. – 2006. – С. 55

Источник

Adblock
detector