Правописание гласных в корне: все правила в одном месте
Есть слова, в написании которых мы не сомневаемся, а есть такие, что вызывают непонимание. Например, с безударными гласными в корне. Но если знать несколько важных правил, слова с безударными гласными, с чередующимися гласными, с гласными после «ц» и после шипящих покажутся не такими сложными, и совсем скоро вы сможете писать диктанты на отлично.
Содержание
- Проверяемые безударные гласные
- Непроверяемые безударные гласные
- Чередующиеся гласные
- Гласные О-Ё после шипящих
- Гласные после Ц
- Буквы Э-Е
- Буква Й (и краткое)
- Заключение
Орфограмма — это правильное написание слова, которое основано на правилах правописания. Часто в тексте вам могут встретиться проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. В частности, к ним относятся безударные гласные в корне слова. Написание таких слов могут вызывать сложности, например, «карыто» или «корыто», «макать» или «мокать», «затопить» или «затапить». Правильно писать слова с безударными гласными в корне очень важно, ведь даже одна ошибка может изменить смысл высказывания и привести к непониманию.
Так произошло однажды с зайчонком Максом.
Макс заблудился в Л. СУ. К счастью, там он встретил рыжую Л. СУ, которая любезно помогла ему найти выход. Вернувшись домой, Макс решил написать Мистеру Фоксу об этом приключении. Вот что было в письме: «Здравствуй, Мистер Фокс! Сегодня, собирая грибы в ЛИСУ, я заблудился, но, к счастью, меня нашла рыжая ЛЕСА, которая помогла мне найти дорогу домой. Твой друг зайчонок Макс».
Мистер Фокс несколько раз перечитал письмо, но так ничего и не понял. Он решил на всякий случай подробнее расспросить зайчонка о произошедшем и написал ему такое письмо: «Здравствуй, Макс! Сегодня мне пришло от тебя очень странное письмо. Скажи, пожалуйста, зачем ты собирал грибы в какую-то ЛИСУ? Ведь на твой день рождения я подарил тебе прекрасную корзину! И как ЛЕСА могли помочь тебе добраться до дома? И почему они были рыжие? Ведь сейчас лето, а не осень! Напиши подробнее. Твой друг мистер Фокс».
Макс получил ответ своего друга и тоже ничего не понял. Конечно, это произошло из-за того, что он не знал простого правила правописания безударных проверяемых гласных в корне. Именно о таких гласных (и не только) пойдёт речь в данной статье.
Проверяемые безударные гласные
Вернёмся к нашим друзьям и узнаем, чем всё закончилось.
Они пообщались, и зайчонок Макс узнал, что слово ЛИСА проверяется словом ЛИС, в котором И находится под ударением, а слово ЛЕСА — словом ЛЕС, в котором под ударением пишется Е.
Макс понял: прежде чем что-то написать, необходимо подумать, можно ли проверить слово, подобрав к нему такое однокоренное, в котором безударная гласная окажется под ударением. Иными словами, чтобы определить безударную гласную в слове, надо выделить его корень и подобрать однокоренное слово, в котором этот гласный звук будет находиться в ударной позиции. Если подобрать такое слово не получается, то безударная гласная будет непроверяемой. Такое простое правило правописание проверяемой гласной в корне слова, а сколько времени оно может сэкономить для приятного общения. Это правило подходит как для существительных, так и для других частей речи.
Однако не каждое слово подходит для проверки подобных гласных. Например, нельзя проверять правописание безударных гласных в глагольных корнях при помощи глаголов на -ИВАТЬ, -ЫВАТЬ (глаголов несовершенного вида), так как гласные О-А в таких глаголах могут чередоваться (ср. дострОить — дострАивать).
В таких случаях правописания безударных гласных в корне слова необходимо подобрать другое однокоренное слово, например, гласный в корне слова опОздать можно проверить словами пОздно, пОздний, но нельзя словом опАздывать.
Правописание слов с полногласными сочетаниями -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ- в корнях надо проверять словами с полногласием: ук-оро-тить — к-оро-тко (не к-ра-ткий!), а соответственно слова с неполногласными сочетаниями -РА-, -ЛА-, -РЕ- надо проверять словами с неполногласием: ог-ла-сить — ог-ла-ска (не подг-оло-сок!).
При изучении правил правописания гласных в корне необходимо также обращать внимание на значение слов, так как часто слова звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разные значения. Например, слово частота (пульса) можно проверить словом часто, а слово чистота (в доме) — словом чистый, слово полоскать (бельё) — словом полощет, а слово поласкать (котёнка) — словом ласка и так далее.
Непроверяемые безударные гласные
Не все безударные гласные в корне можно проверить. Правописание непроверяемой гласной в корне многих слов нужно запоминать и при необходимости уточнять в орфографическом словаре. Примеры слов с непроверяемыми гласными: акварель, винегрет, гардероб, контекст, макулатура, параграф, фонтан и так далее.
Однако бывают случаи, когда запомнить правописание непроверяемых гласных в корне слова помогает история возникновения слова. Например, запомнить правописание слова берёза можно, узнав, что оно произошло от bher «светлый, ясный», того же корня, что и белый.
Чередующиеся гласные
В русском языке существуют корни, гласные в которых чередуются, поэтому их нельзя проверять подбором однокоренных слов, а их правописание зависит от определённых условий. При освоении правил правописания чередующихся гласных в корне слова следует иметь в виду, что у таких корней есть омонимичные корни, можно сказать, братья-близнецы, в которых гласные не чередуются, а проверяются подбором однокоренных слов. Узнать омонимичные корни можно по их значению. Вот несколько правил правописания безударных чередующихся гласных в корне.
Чередование гласных Е-И
Чтобы освоить правописание корней с чередующимися гласными Е-И, необходимо запомнить следующие корни с таким чередованием: -бир-/-бер-, -мир-/-мер-*, -тир-/-тер-**, -стир-/-стер-, -дир-/-дер-, -стил-/-стел-, -пир-/-пер-, -жиг-/-жег-, -чит-/-чет-, -блист-/-блест-.
Правила их написания следующее: в этих корнях буква И пишется, если сразу за корнем следует суффикс -А-: соберу — собирать, блестеть — блистать, отпереть — отпирать и т. д. Исключения: сочетать (и однокоренные к нему сочетание, сочетаться); побирушка.
Тому же правилу правописания корней с чередованием гласных подчиняются корни, в которых А-Я чередуются с -ИМ- или -ИН-. Если после них идёт ударный А, то пишутся сочетания -ИМ- или -ИН-: пожать — пожимать, прокляну — проклинать.
Обратите внимание на значение слов с чередующейся гласной в корне -мир-/-мер-: умереть — умирать, замереть — замирать, вымереть — вымирать, отмереть — отмирать, обмереть — обмирать и так далее. Не стоит путать его с омонимичными корнями, гласные в которых можно проверить:
- примерять костюм, измерять длину, отмерять ткань, вымерять дистанцию (проверяем словами мерить, примерка);
- примирять ссорящихся, непримиримые враги, усмирять, смириться, помириться (проверяем словами мир, смирный).
У корня с чередованием -тир-/-тер- (вытереть — вытирать, перетереть — перетирать) тоже есть брат-близнец: потерять, растеряться (проверяем словами потеря, растерянный).
Чередование гласных О-А
Корни с таким чередованием можно разделить на несколько групп в зависимости от условий правописания гласных в них.
Корни, правописание гласных в которых зависит от места ударения
В безударном положении пишется О в следующих корнях:
В безударном положении пишется А в корне -зар-/-зор-: заря, зарница.
- горняк, горняцкий, гористый проверяются словом го́ры;
- горевать, пригорюниться проверяются словом го́ре;
- горьковатый, огорчиться, огорчение проверяются словами про́горклый, го́рько.
Гласные в омонимичных корнях слов затворить, притворить (дверь) проверяются словами створка, затвор.
Корни, правописание гласных в которых зависит от последующей буквы (букв)
- косец, косарь, газонокосилка проверяются словом ко́сит;
- косой, покоситься, искоса проверяются словом ко́со;
- косичка, косоплетение проверяются словом ко́сы.
В словах роса, росистый, оросительный гласная проверяется словом ро́сы.
Корни, правописание гласных в которых зависит от значения
Гласные О-Ё после шипящих
До сих пор мы говорили о безударных гласных. Казалось бы, какие сложности могут возникнуть при написании гласных, которые находятся под ударением? Однако и здесь существуют правила правописания гласных в корне слова, без знания которых можно допустить ошибку, например, правило правописания гласных О и Ё в корнях слов после шипящих.
Сложность в том, что произносится в таких случаях всегда звук [о́]. Чтобы понять, какую букву необходимо писать, нужно попробовать изменить форму слова или подобрать однокоренное слово и проверить, бывают ли такие формы или однокоренные слова, в которых звук [о́] чередовался бы со звуком [э], обозначаемым на письме буквой Е.
Если такое чередование возможно, то под ударением пишется буква Ё: жёлтый — желтеть, решётка — решето, жёлудь — желудей, чёрточка — черта и так далее.
Если чередования не происходит, под ударением пишется буква О*: шорох, капюшон, крыжовник, шорты, чопорный и так далее.
Важно различать существительные (сильный) ожог, (преднамеренный) поджог, которые пишутся с О, и глаголы ожёг (руку), поджёг (дом), которые пишутся с Ё. Лишь в некоторых словах иноязычного происхождения буква О после шипящих может находиться в безударном положении: шоссе, шоколад, жонглёр, жокей и так далее.
Гласные после Ц
Следует помнить также о правописании ударных и безударных гласных после Ц.
Гласные И-Ы после Ц
В корнях слов после Ц пишется буква И: циркуль, цифра, циркач и так далее. В качестве исключений из данного правила можно запомнить такое предложение: «Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул “Цыц!”».
И после Ц также пишется в словах, оканчивающихся на -ЦИЯ и производных от них: акация, инструкция, организационный и так далее. Ы после Ц пишется в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных: сестрицын, царицын, огурцы, молодцы и так далее.
Гласные О-Е после Ц
Для передачи звука [э] в ударном и безударном положении после Ц пишется Е: цена — ценный, целина — целый.
Для передачи ударного звука [о́] после Ц пишется О*: цокать, цоколь.
О пишется после Ц в безударном положении словах цокотать, цокотуха и в некоторых иноязычных словах: меццо, палаццо, скерцо, герцог.
Буквы Э-Е
Буква Э для обозначения гласного [э] пишется:
- в начале русских местоимений и междометий: этот, этакий, эх и так далее;
- в начале или середине иноязычных слов, в том числе имён собственных: эвкалипт, энергия, экономика, экспорт, мэр, рэп, Дэвид, Тэффи и так далее;
- в названиях букв эль, эм, эн, эр, эс, эф, бэ, вэ, гэ, дэ, зэ, пэ, тэ;
- после приставок или предшествующих частей сложных слов: поэтапный, киноэкран, сэкономить и так далее;
- в звуковых аббревиатурах и образованных от них словах: ВТЭК, втэковский и так далее;
- в середине слов после букв А, О, У, Ю: дуэль, поэзия, маэстро и так далее (исключения: проект, траектория, интроекция, интервьюер).
Буква Е пишется для обозначения звуков [jэ]:
- в начале слова: ель, едкий и так далее;
- после гласных: поездка, военный и так далее;
- после разделительных Ъ и Ь: подъезд, вольер и так далее.
Буква Е пишется для обозначения звука [э] в следующих случаях:
- не в начале корня после букв Е и И: диета, реестр и так далее;
- не в начале корня после согласных (при этом в исконно русских словах предшествующие согласные произносятся мягко, а в иноязычных могут произноситься твёрдо): белый, чтение, темп, инерция и так далее.
Буква Й (и краткое)
Буква Й (и краткое) служит для передачи звука [j] после гласных в конце слов или перед согласными: конвой, крайний, лейка и так далее. После согласных эта буква никогда не пишется.
В некоторых случаях Й может писаться перед гласными:
- в конце первой части сложносокращённых слов: стройотряд, райадминистрация и так далее;
- в некоторых иноязычных словах, в том числе в именах собственных: майор, йогурт, Айова, фойе, секвойя и так далее.
Изучайте русский язык вместе с преподавателями домашней онлайн-школы «Фоксфорда». Выберите класс и получите неделю бесплатного доступа к курсу русского языка по промокоду RUS2020: 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс.
Заключение
Теперь вы и зайчонок Макс знаете всё о правописании гласных в корне и не будете делать ошибок, которые приводят к недопониманию.
Быть грамотным и знать правила — это здорово. Берегите свои знания, а если что-то забыли — вы всегда можете вернуться и прочитать этот материал.
Источник
Корни с чередующимися гласными: вся теория с примерами, исключениями и, главное, с корнями-омонимами
Обычно я даю ученикам теорию под запись: мы на уроке рисуем в тетради таблицы, схемы, фиксируем правила. И эта тетрадь на время подготовки к ЕГЭ становится настольной книгой одиннадцатиклассника, в которой он может найти ответ на любой вопрос, касающийся экзаменационных заданий. На мой взгляд, когда ученик каким-то образом самостоятельно фиксирует новый материал, теория усваивается лучше. Бывали случаи, когда я для экономии времени давала заранее распечатанные на листочках правила и просила вклеить их в тетрадь. Судьба таких листочков чаще всего была печальной: они терялись. Поэтому продолжаем всё записывать.
Никого это особо не напрягало (во всяком случае, недовольства никто не высказывал). Но вот появляется новый ученик и вежливо просит всю теорию выдавать в распечатанном виде. Со следующей недели приступаем к блоку орфография, поэтому попыталась свести всю теорию по корням с чередующимися гласными в один документ. Вот что у меня получилось:
1.Чередование зависит от ударения:
Без ударения О
-гор-/гар- загОрелый /загАр
Искл.: выгарки (остатки от сгорания), изгарь (что-то перегоревшее), пригарь (привкус гари)
-клон-/-клан- поклОниться /клАняться
-твор-/-твар- сотвОрение/твАрь
Без ударения А
-зар-/-зор- зАря/зОри
Всегда А, кроме слов-исключений: пловец, пловчиха
-плав-/-плов- на плАву/ плОвец
2. Чередование гласной зависит от последующей согласной:
-лаг-/-лож- перед Г пишем А, перед Ж — О слАгаемое/слОжение
-раст-/-ращ-/-рос- перед СТ и Щ пишем А, перед С — О вырАщенный/вырОсший
Искл.: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав
-скак-/-скоч- перед К пишем А, перед Ч — О выскАкивать/выскОчить
Искл.: скачок, скачу
3. Чередование зависит от наличия или отсутствия суффикса -а-:
-кос-/-кас- если за корнем есть суффикс А, в корне пишем А
кАсаться/кОснуться
-бир-/-бер, -пир-/-пер-, -дир-/-дер-, -тир-/-тер, -мир-/мер-, -жиг-/ -жег-, -стил-/-стел, -блист-/-блест-, -чит-/-чет- если за корнем есть суффикс А, в корне пишем И
прибИрать/прибЕру; запИрать/запЕреть; удИрать/удЕру; утИрать/утЕреть; замИрать/замЕреть; зажИгалка/зажЕг; расстИлать/расстЕлить; блИстать/блЕстеть; вычИтать/вычЕт
Искл.: сочетание, сочетать
4. Чередование гласной зависит от значения слова:
О — пропускать, впитывать жидкость вымОкнуть
А — погружать, опускать в жидкость обмАкнуть
О — ровная, гладкая поверхность вырОвненное поле
А — равный, одинаковый урАвнение
Искл.: равнина, поровну
5. Корни с чередованием ИМ/А(Я), ИН/А(Я)
отжИМаться/отжАться; начИНать/начАть
Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корням с чередованием: начИНить, почИНить.
Надеюсь, статья будет кому-нибудь полезна. Если у кого-то есть замечания или дополнения, с радостью выслушаю. Хотелось бы узнать мнение коллег, как вы предпочитаете давать новый материал: под запись или в готовом виде?
Для подготовки к 9-му заданию ЕГЭ можно использовать публикации:
Источник
Правила правописания гласных: орфограммы в корне слова
Содержание
- Особенности
- Область применения правила
- Разновидности
- Непроверяемые
- Проверяемые
- Чередования
- Последующие согласные
- Суффикс -а-
- Ударение
- Оттенки значения
- Выбираемые гласные
- Вывод
Орфограмма – это написание слов, соответствующее правилам орфографии или сложившейся языковой традиции. Это те места в словах, где школьники чаще всего допускают ошибки. Многочисленная и разнообразная группа под названием орфограммы в корне слова связана с правописанием гласных и согласных….
Особенности
Работая с изучаемой орфограммой в корне, школьник не задумывается о ее месте в ряду остальных, хотя корневые орфограммы образуют стройную, логически обоснованную систему. Сходные случаи требуют одинаковых способов проверки. Ошибок можно избежать, если научиться правильно выделять в словах приставки, суффиксы, окончания и особенно корневые орфограммы, определять их место в ряду других и проводить проверку, применяя правило, или заглядывая в орфографический словарь.
Важно! Прежде, чем начинать проверку, надо установить, в какой морфеме (части слова) находится проверяемая буква. Распространенная ошибка – применение к одной морфеме правила для другой или попытка проверить, например, гласную в суффиксе с помощью гласной в окончании родственного слова.
Область применения правила
Корень – общая часть родственных слов, но это не означает, что он во всех случаях будет одинаковым. Чередования, наращения, выпадения звуков и букв делают его трудно узнаваемым. В русском языке встречается даже нулевой (в слове вынуть), который лишен звукового и буквенного выражения, а проявляется только в других формах этого слова.
Правильно выделить нужную морфему возможно только путем подбора и сравнения однокоренных слов. При этом необходимо учитывать их значение. Например, будут ли родственными слова гора и гореть? На первый взгляд морфема -гор- в них выглядит одинаково, но общего в смысловом значении этих слов не найти, значит, родства между ними нет. Разными будут и способы проверки.
Разновидности
Корневые орфограммы можно разделить на 4 группы:
- непроверяемые,
- проверяемые,
- чередующиеся,
- выбираемые.
От принадлежности их к определенной группе зависят пути выбора нужной буквы. Как выделить орфограмму: обозначьте морфему, проверяемую букву подчеркните одной чертой. Этот способ поможет вам писать слова правильно.
Непроверяемые
Эта разновидность включает в себя несколько орфограмм. Непроверяемыми могут быть:
- безударные гласные,
- согласные: неясные, парные по звонкости-глухости, непроизносимые, удвоенные.
Объединяет их невозможность обойтись при затруднениях без словаря.
Проверяемые
Проверяемые орфограммы в корне слова регулируют выбор букв на месте звука в слабой позиции, написание которых устанавливается подбором проверочных слов или форм,где гласный или согласный звук ставится в сильную позицию и хорошо слышен. Как проверяется орфограмма в корне слова, примеры:
Для гласных сильная позиция – ударная. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, требуется подыскать родственное, в котором она находится под ударением, или изменить данное таким образом, чтобы сомнительная буква стала ударной:
Неясные парные звонкие и глухие согласные отчетливо слышны перед гласными, сонорными. Непроизносимые проявляются также на конце слова. Здесь тоже поможет проверочное слово или изменение формы:
- ду б – ду бок, ду бы,
- чес тный – чес ть, чес тен.
- весна – весенний, вёсен.
В последнем случае по аналогии с предыдущим хочется вставить непроизносимую согласную, но проверка показывает, что ее там нет.
Есть еще один способ проверки безударных гласных, но подходит он не для всех слов, а только для содержащих определенные сочетания букв. В современном русском языке сохранились следы как древнерусского, так и церковнославянского. В первом существовало полногласие, то есть каждый слог оканчивался на гласную. Второй допускал неполногласные сочетания – согласные, не разъединенные гласными. На формирование языка влияли оба, и теперь существуют морфемы, которые в одних словах содержат древнерусский вариант, в других соответствующий ему старославянский. С помощью чередования полногласных и неполногласных сочетаний проверяется орфограмма в корне слова: примеры их взаимной замены приведены в таблице:
Древнерусский вариант | Церковнославянский вариант | Примеры |
-оро- | -ра- | г ород ог рада |
-оло- | -ла- | п олотно п латок |
-оло- | -ле- | м олоко м лечный |
-ере- | -ре- | б ерег приб режный |
Два разных варианта заменяют друг друга только в таких парах, так что один проверяется наличием в родственных словах другого. Теперь, зная о существовании слова м ладший, м олодой через А уже не напишешь. Неполногласные формы также встречаются вместо привычных нам современных в торжественных поэтических произведениях прошлых веков, и их наличие указывает на современное правописание.
« О Ё после шипящих» также относится к проверяемым, но подбирать для проверки приходится не слова с ударным вариантом, а однокоренные, где на этом месте появляется Е. Если такие варианты нашлись, в корне пишется Ё, если нет – тогда О (ш ёпот – ш ептать, ш орох – родственных с Е нет).
Источник
Памятка орфограммы корня, члены предложения
учебно-методическое пособие по русскому языку (4 класс) на тему
Памятка для учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_orfogrammy_kornya_chleny_predlozheniya.docx | 15.99 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Безударные гласные (а, о, и, е, я) в корне :
а) непроверяемые — словарное слово — запоминаем. Например: к о рзина, м о л о ко;
б) проверяемые — ищем проверочное слово.
Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо изменить это слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным. Например: в о да — в о ды, в о дный.
Слова с двумя безударными гласными в корне проверяют двумя проверочными словами. Например: з о л о той — з о лото, позол о та.
2. Согласные в корне:
а) непроверяемые — удвоенные согласные — запоминаем. Например: гра мм , ма сс а, а лл ея.
б) проверяемые — парные согласные — ищем проверочное слово.
Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо изменить это слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного стоял бы гласный или н.
Например: кни ж ка — кни ж ечка, кни ж ный, ду б -ду б ы.
в) непроизносимые согласные
В корнях некоторых слов звуки [ в, д, л, т ] не произносятся , а буквы в, д, л, т пишутся.
Чтобы проверить непроизносимый согласный в корне слова, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы этот звук хорошо слышался.
Например: извес т ный — вес т и, звёз д ный — звез д а, но ужа сн ый — ужасы.
Приставка — это часть слова, и на письме её нельзя отделять от корня.
Приставки о-, об — (обо-), от — (ото-), до-, по-, под — (подо-), про-, за-, на-, над-, в — (во-), с — (со-), вы-, пере- пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся.
Предлог и приставка.
В русском языке есть одинаковые предлоги и приставки : в, во, за, на, над, по, под, про, с, о, об, от.
Между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить другое слово или вопрос. Например: на ( какой? ) траве, на зелёной траве.
Предлоги никогда не стоят перед глаголами.
1. Безударные гласные (а, о, и, е, я) в корне :
а) непроверяемые — словарное слово — запоминаем. Например: к о рзина, м о л о ко;
б) проверяемые — ищем проверочное слово.
Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо изменить это слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным. Например: в о да — в о ды, в о дный.
Слова с двумя безударными гласными в корне проверяют двумя проверочными словами. Например: з о л о той — з о лото, позол о та.
2. Согласные в корне:
а) непроверяемые — удвоенные согласные — запоминаем. Например: гра мм , ма сс а, а лл ея.
б) проверяемые — парные согласные — ищем проверочное слово.
Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо изменить это слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного стоял бы гласный или н.
Например: кни ж ка — кни ж ечка, кни ж ный, ду б -ду б ы.
в) непроизносимые согласные
В корнях некоторых слов звуки [ в, д, л, т ] не произносятся , а буквы в, д, л, т пишутся.
Чтобы проверить непроизносимый согласный в корне слова, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы этот звук хорошо слышался.
Например: извес т ный — вес т и, звёз д ный — звез д а, но ужа сн ый — ужасы.
Приставка — это часть слова, и на письме её нельзя отделять от корня.
Приставки о-, об — (обо-), от — (ото-), до-, по-, под — (подо-), про-, за-, на-, над-, в — (во-), с — (со-), вы-, пере- пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся.
Предлог и приставка.
В русском языке есть одинаковые предлоги и приставки : в, во, за, на, над, по, под, про, с, о, об, от.
Между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить другое слово или вопрос. Например: на ( какой? ) траве, на зелёной траве.
Предлоги никогда не стоят перед глаголами.
Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое (грамматическая основа)
Подлежащее — кто? что? выполняет действие
Сказуемое — что делает? что сделает? что будет делать? и т.д.
Второстепенные члены предложения:
Обстоятельство — обозначает место, время, каким образом происходит действие.
Отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? как? каким образом?
Определение — обозначает признаки предметов, принадлежность чему либо.
Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?
Дополнение — обозначает предметы. Отвечает на падежные вопросы (кроме И.п.): кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чём?
Образец синтаксического разбора простого предложения:
прил. сущ. гл. прил. сущ.
В синем небе светит яркое солнышко . 4
(Простое, распростр., повеств., невоскл., ничем не осложнено.)
Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое (грамматическая основа)
Подлежащее — кто? что? выполняет действие
Сказуемое — что делает? что сделает? что будет делать? и т.д.
Второстепенные члены предложения:
Обстоятельство — обозначает место, время, каким образом происходит действие.
Отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? как? каким образом?
Определение — обозначает признаки предметов, принадлежность чему либо.
Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?
Дополнение — обозначает предметы. Отвечает на падежные вопросы (кроме И.п.): кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чём?
Образец синтаксического разбора простого предложения:
прил. сущ. гл. прил. сущ.
В синем небе светит яркое солнышко . 4
(Простое, распростр., повеств., невоскл., ничем не осложнено.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения».»
Повторить виды предложений; развивать устную и письменную речь учащихся, составляя и распространяя предложения; учить правильному выбору языковых средств, составляя тексты; формировать умения и навыки.
Орфограмма: «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Памятка «Второстепенные члены предложения»
Названы второстепенные члены, указаны вопросы к ним.
Памятка поможет в синтаксическом разборе предложения.
Памятка главные и второстепенные члены предложения.
ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения) УМК «Школа России".
Памятка «Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор предложения» для учащихся 3 — 4 классов
Памятка «Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор предложения» для учащихся 3 — 4 классов.
Источник