Меню

Озера болота 8 класс технологическая карта

Технологическая карта урока географии по теме: «Озера. Болота. Искусственные водоемы»

Технологическая карта урока географии по теме: «Озера. Болота. Искусственные водоемы»

Тема: «Озера. Болота. Искусственные водоемы».

Раздел «Внутренние воды России и водные ресурсы»

Место в учебном плане: второй урок раздела «Внутренние воды России и водные ресурсы»

Цель урока: изучение происхождения особенностей и размещения озер, болот, водохранилищ России. Создание условий для освоения учащимися программного материала на уровне получения новых знаний и первичного закрепления материала.

Задачи урока:

— обеспечить в ходе урока усвоение учащимися основных понятий – сточные и бессточные озера, болото, водохранилище;

— закрепить знания, полученные по темам «Рельеф России и строение земной коры», «Климат России»; — выявить сходства и различия между озером и водохранилищем; — продолжить формирование умения работать с картой.

— развивать самостоятельность учащихся при работе с картой;

— развивать эмоции учеников через демонстрацию слайдов и фильма об озере Байкал; — развивать познавательный интерес учащихся к географии (на примере рассказа об особенностях озера Байкал).

3.Воспитательные:

— способствовать эстетическому воспитанию школьников через демонстрацию слайдов, фильма об озерах России.

Тип урока: Урок открытия новых знаний на основе ранее изученного. Используемая технология: Информационно-коммуникационные технологии (использование веб-сервисов 2.0).

Виды деятельности и формы работы: фронтальная работа; работа с учебником, географическим словарем, сетью Интернет; индивидуальная работа на местах; работа в парах, практическая работа, работа с ноутбуками, применение веб-сервисов 2.0.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Ресурсы (оснащение): мультимедийный проектор, компьютер, Интернет, ноутбуки на партах учащихся.

Дидактический материал:

Для учителя: Физическая карта России, мультимедийная презентация, видеофрагмент «Байкал», электронные фотографии, слайд-шоу «Внутренние воды России»; интерактивная игра, созданная с помощью сервиса LearningApps; рефлексивный лист – форма, созданный при помощи сервиса «Диск Google». Для учащихся: Контурные карты, атласы, тетрадь, учебник Раковская Э.М. География: природа России. 8 класс.

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные

Формировать представления о необходимости географических знаний для решения современных практических задач своей страны

Формирование и развитие ИКТ-компетенции;

Воспитание любви и уважения к Отечеству

Формировать умения и навыки использования знаний о водных ресурсах России в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений

Формирование умения работать индивидуально и в группе;

Формирование коммуникативной компетентности

Формировать значимость охраны окружающей среды

Формирование умения осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

Формирование основ экологической культуры

Овладение основами картографической грамотности

Формирование основ эстетической культуры

Учащиеся должны знать:

крупные озёра и их происхождение; зависимость размещения озер; причины образования болот и их роль в природе; причины создания водохранилищ и их роль в хозяйственной деятельности.

Учащиеся должны уметь:

определять типы озер по происхождению озерных котловин, солености, размерам; наносить на контурную карту разные виды озёр России; определять основные районы распространения болот.

Структура урока:

Проверка ранее изученного материала.

Изучение нового материала.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Приветствие учителя. Готовность к уроку.

Коммуникативные УУД:

Установление контакта с учителем.

Этап мотивации

Учитель предлагает посмотреть слайд-шоу и сформулировать тему урока.

Демонстрация слайд-шоу «Внутренние воды России». На фоне демонстрации слайдов звучат стихи С.Есенина: О, Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку. Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

Вопрос: Что относится к внутренним водам?

Дают ответы на вопросы учителя

Регулятивные УУД:

Самостоятельное определение цели учебной деятельности.

Актуализация знаний

Задание №1: определите название рек, которые на контурной карте обозначены цифрами (на слайде контурная карта, где реки обозначены цифрами).

Задание №2 (решение задачи): определите падение и уклон реки Волги, если высота истока 256 м, высота устья -28 м, длина реки 3531 км.

Задание №3: соотнесите термины с объектами (на слайде схема реки, части которой обозначены

1. Записывают в тетради название рек, которые соответствуют той или иной цифре.

Этап самопроверки: учащиеся меняются работами для проверки.

2. Решают задачу. Решение:

256 м – (-28 м) = 256 + 28 = 284 м – падение реки Волги.

Познавательные УУД:

Анализ, сравнение объектов, поиск верных решений.

цифрами; ниже прописаны термины — названия частей реки)

284 м = 28400 см; 28400 см : 3531 км = 8 см/км – уклон реки Волги.

3. Записывают в тетради соотнесение терминов с объектами:

4 – среднее течение

6,7 – правые притоки

8 – левый приток

9 – речная система

Этап самопроверки: учащиеся меняются работами для проверки.

Создание проблемной

ситуации

Мы продолжаем изучение раздела «Внутренние воды России». Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент и ответить на вопрос:

О каких внутренних водах говорится в фильме (демонстрация видеофрагмента «Байкал»)? Найдите определение озера в учебнике.

Озер в России, как и рек, очень много. Крупных озер мало. В России находятся 2 из 18 крупнейших озер мира – Байкал и Ладожское (демонстрация электронных фото №1, №2).

Площадь каждого из них больше 10 тыс. кв. км.

Немного меньшую площадь имеет Онежское озеро (демонстрация электронных фото №3). Но национальная гордость России – это озеро Байкал, видеофрагмент о котором вы только что посмотрели.

Байкал – жемчужина Сибири.

Дают ответы на вопросы учителя. Работают с учебником, находят определение понятия «озеро» (озеро

– это большое по площади замкнутое природное углубление на поверхности Земли, заполненное водой).

Познавательные УУД:

Определение возможных источником необходимых сведений, проведение поиска и отбора информации, анализ и оценка её достоверности.

Планирование деятельности

Поиск решения

проблемы

Он уникален, наш Байкал. К нему, красивейшему в мире, Стремятся все: и стар, и мал. Чисты, прозрачны его воды, По глубине им равных нет. Такой вот памятник, природа, Произвела на белый свет.

Работа в парах

Задание: в географической энциклопедии, в сети Интернет найдите информацию об озере «Байкал»:

— происхождение названия озера;

— время образования озера;

— происхождение озера (вследствие каких

тектонических движение образовалось озеро);

— количество рек, впадающих и вытекающих из озера;

— количество островов в озере;

— флора и фауна озера (эндемики).

Работа с таблицей

Рассмотрите и проанализируйте таблицу

«Происхождение озерных котловин»,

Работа в парах: поиск информации об озере Байкал в географической энциклопедии, в сети Интернет. Ответ: Байкал – слово тюркское и происходит оно от слова Бай-куль, что означает богатое озеро.

Образовалось оно 25 млн. лет назад. Озеро возникло вследствие образования гигантских трещин и раздвижения двух литосферных плит (Евразиатской и Амурской), т.е. имеет тектоническое строение. Глубина озера Байкал составляет 1620 м. Озеро окружено горами, длина которых 636 км. В озеро впадает 336 рек, а вытекает одна Ангара. В озере 27 островов. Флора и фауна Байкала включает 1800 видов, из них ¾ встречаются только на Байкале. Например: омуль, байкальская нерпа, байкальский осетр, рыбка-голомянка и др.

Изучают и анализируют таблицу, отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД:

Определение возможных источником необходимых сведений, проведение поиска и отбора информации, анализ и оценка её достоверности.

Коммуникативные УУД: Сотрудничество с партнёром, использование речевых средств общения; выработка совместного решение, оказание взаимопомощи, выражение собственного мнения.

Регулятивные УУД: Адекватная оценка своих возможностей самостоятельной деятельности; контроль за ответами одноклассников.

Познавательные УУД:

представленную на слайде и расскажите:

— на какие группы делятся озера по происхождению?

— как связано географическое положение озер с их происхождением? Таблица на слайде:

Происхождение озерных котловин

Горные районы юга Сибири

Республика Саха (Якутия)

Ладожское, Онежское, Имандра

Валдайская возвышенность и др.

возвышенности Восточноевропейской равнины

Вопрос: посмотрите на данную таблицу и на карту России, скажите, почему в одних районах озер много, а в других их почти нет? Какие условия

Ответ: озера тектонического происхождения возникли вследствие образования гигантских трещин и раздвижения двух литосферных плит. Озера ледниковотектонического происхождения образовались в прогибах земной поверхности, которые оставил древний ледник, после того, как он растаял. То есть тектонические впадины были углублены под тяжестью древнего ледника. Озера вулканического происхождения образовались в кратерах вулканов. На территории, имеющей многолетнюю мерзлоту, образуются термокарстовые озера. Запрудные озера возникли в результате крупных обвалов, перекрывших узкие горные долины. Озёра моренного происхождения образовались в понижениях между моренными холмами. Озерастарицы — это старые русла рек, имеющие форму подковы, т.к. это бывшие излучины рек.

Причины, влияющие на размещение озер

Источник

Урок географии в 8 классе по теме «Озера, болота, водохранилища»

Главная > Урок

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года – 2012»

Урок географии в 8 классе

по теме «Озера, болота, водохранилища».

Раздел «Внутренние воды России и водные ресурсы»

Место в учебном плане: второй урок раздела «Внутренние воды России и водные ресурсы».

Тип урока: Урок комплексного применения знаний.

Виды деятельности и формы работы: фронтальная работа; работа с учебником, географическим словарем, Интернет; индивидуальная работа на местах; работа в парах, работа в группах, практическая работа, применение кейсов (кейс-технологии).

Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, Интернет.

Для учителя: Физическая карта России, мультимедийная презентация. Программа для интерактивной доски с учебным материалом для 8 класса («Политическая и физическая карта России», ООО «АСТ – ПРЕСС книга», 2009 год) (электронные карты), видеофрагмент «Внутренние воды», географический словарь.

Для учащихся: Контурные карты, атласы, технологические карты.

Цели и задачи урока:

Воспитание любви и уважения к Отечеству;

Формирование коммуникативной компетентности;

Формирование основ экологической культуры.

Формирование и развитие ИКТ-компетенции;

Формирование умения работать индивидуально и в группе;

Формирование умения осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

Формировать представления о необходимости географических знаний для решения современных практических задач своей страны,

Формировать умения и навыки использования знаний о водных ресурсах России в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений;

Читайте также:  Какое озеро африки является самым крупным по площади

Формировать значимость охраны окружающей среды;

Овладение основами картографической грамотности.

Учащиеся должны усвоить следующие понятия и связи:

Крупные озёра и их происхождение;

Зависимость размещения озер;

Причины образования болот и их роль в природе;

Причины создания водохранилищ и их роль в хозяйственной деятельности.

Учащиеся должны научиться:

Определять типы озер по происхождению озерных котловин, солености, размерам;

Наносить на контурную карту разные виды озёр России;

Определять основные районы распространения болот.

Проверка ранее изученного материала.

Изучение нового материала.

Работа с кейсами.

Выставление оценок. Домашнее задание.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Вашему вниманию предлагается видеофрагмент, посмотрев который вы должны будете сформулировать тему нашего урока.

(просмотр видеофрагмента «Внутренние воды»)

Ответ учащихся: Внутренние воды.

Учитель. Почему вы так думаете? (ответы детей). Вспомните, что относится к внутренним водам?

Ответ учащихся: реки, озёра, болота, подземные воды, ледники, мерзлота, водохранилища, пруды, каналы.

II . Проверка ранее изученного материала.

Учитель. Расставьте реки на интерактивной доске (на интерактивной доске появляются название рек, и дети с помощью электронного карандаша расставляют их на карте. Программа для интерактивной доске сделана так, что после выполнения задания на доске появляется оценка).

Фронтальная работа. Повторение терминов с помощью презентации (вопрос-ответ):

Исток – начало реки.

Устье –конец реки, место впадения реки в море, озеро, другую реку.

Речная система – главная река с притоками.

Бассейн реки – местность, с которой река получает питание.

Падение реки – это превышение истока реки над устьем в метрах.

Уклон реки – отношение падения реки (в сантиметрах) к её длине (в километрах)

— Что определяют по уклону и падению реки ?

Ответ учащихся: скорость течения

— Как разделяются реки по режиму питания?

Ответ учащихся: снеговое, дождевое, грунтовое, смешанное

— Какой режим питания имеют реки, протекающие в Тульской области?

Ответ учащихся: смешанное, преимущественно снеговое с участием дождевого и грунтового питания с весенним половодьем.

— Назовите причину весеннего половодья в Тульской области?

Ответ учащихся : основная причина на нашей территории это таяние снега.

-На территории Восточной Сибири и Дальнего Востока?

Ответ учащихся: на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока – таяние снега и затяжные дожди.

Учитель. Определите соответствие терминов объектам.

(учащиеся на готовых бланках расставляют цифры, соответствующие данным объектам)

Этап САМОПРОВЕРКИ (дети меняются работами для проверки), затем один из учащихся для проверки выполняет работу у доски.

III . Изучение нового материала.

Учитель. Мы продолжаем изучение раздела «Разнообразие внутренних вод России». Посмотрите на слайд и скажите, что здесь изображено?

Ответ учащихся: озеро.

Задание по поиску информации. Найдите определение озера в учебнике, энциклопедии, Интернете.

Ответ учащихся: Озеро – это замкнутые котловины, заполненные водой .

Учитель. Тема сегодняшнего урока: «Озера, болота, водохранилища».

— Давайте вспомним, какие бывают озёра?

Ответ учащихся: пресные, солёные, сточные, бессточные.

Учитель. Определите, какое озеро является сточным, какое — бессточным?

рисунок А рисунок В

Ответ учащихся: рисунок А- сточное озеро; рисунок В– бессточное

Учитель. Почему вы так считаете?

Ответ учащихся: рисунок А — река впадает в озеро, и из этого озера река берет свое начало, значит оно сточное;

рисунок Б – реки впадают в озеро, но ни одна река из него не вытекает.

Учитель. Ребята, как вы думаете, сточные озера чаще всего бывают пресные или солёные?

Ответ учащихся: Сточные озера, как правило, пресные, т.к. реки, вытекая из озера выносят соли. Бессточные озера – соленые, в них реки впадают, но ни одна река не вытекает. В таком озере соли накапливаются.

Учитель. Найдите на карте озёра, указанные на слайде, и определите какое из них будет сточным, а какое бессточным?

Ответ учащихся: Сточное — Байкал; бессточное — Каспийское.

IV . Работа с кейсами.

Учитель. Ребята, нам необходимо разделиться на 2 группы. Каждый в группе получает кейс (проблемную информацию) и вопросы к нему. Необходимо внимательно ознакомиться с информацией, обсудить ее в группах и ответить на вопросы.

Рекомендации по работе с кейсом.

1. Прочитайте внимательно кейс.

2. Обсудите его в группе, выдвиньте ключевую проблему и запишите её в тетрадь.

3. Письменно дайте краткие ответы на вопросы после кейса.

4. Если затрудняетесь ответить, можете использовать текст учебника П.30, с. 225

5. Каждая группа выбирает представителя, который будет выступать с ответом.

На территории Байкала расположено 23 особо охраняемых территории, и более 400 памятников природы. Сохранение Байкала для настоящих и будущих поколений как мирового источника чистой пресной воды, как природного участка с неповторимыми ландшафтами и уникальной фауной и флорой, является главной природоохранной задачей и важнейшим условием устойчивого развития Байкальского региона.

Уникальность озера и всего Байкальского региона общеизвестна. Здесь представлены разнообразнейшие ландшафты — от горной тундры и горной тайги до степей и полупустынь. Ядром, определяющим особую ценность территории Байкальского бассейна, является само озеро, которое имеет важное значение для биосферы планеты.

В озеро Байкал впадают 336 рек, наиболее крупная из которых – Селенга. Вытекает же из Байкала только одна река – Ангара. Воды в Байкале 23 тыс. км 3 – столько же, сколько во всех пяти Великих Американских озёрах или в Балтийском море. Байкальская вода – одна из самых чистых в мире благодаря уникальному животному и растительному миру.

Озеро Байкал является уникальным природным наследием, которое находится под охраной ЮНЕСКО. Однако оно имеет множество проблем, которые требуют решения, ведь они приводят к негативным последствиям: вымирают эндемики, засоряется окружающая среда, истощаются водные запасы, увеличивается количество выбросов в атмосферу.

Вопросы к кейсу.

Сколько рек впадает в оз. Байкал и сколько рек берет из него начало? (Впадает – 336 рек, а вытекает – 1);

Какая река берет начало из озера Байкал? ( Ангара);

Сформулируйте проблему. (Экологическая проблема: засоряется окружающая среда, истощаются водные запасы, увеличивается количество выбросов в атмосферу).

Пути решения проблемы. ( Прекращение необратимых воздействий на экосистему, контроль за выбросами промышленности, находящейся на территории Байкала. Установка систем дополнительной очистки выбросов в атмосферу.)

По территории страны озера размещены крайне неравномерно. Есть районы, где озер много, но есть и такие, где озер почти нет (лесостепь и степь Восточно-Европейской равнины). Наиболее многочисленны озера там, где их существованию способствуют климатические условия и рельеф.

Дело в том, что для возникновения озер необходим избыток влаги (поэтому основная масса озер находится в областях избыточного увлажнения) и наличие емкостей для воды, т.е. котловин. Там, где нет котловин, происходит заболачивание территории и избыток влаги накапливается в болотах. Происхождение озерных котловин на просторах России весьма различно. Крупные озера имеют в основном котловины тектонического (Байкал, Телецкое и др.) или ледниково-тектонического происхождения (Ладожское, Онежское, Имандра. Для этих озер характерны обычно и большие глубины. Есть озера вулканические. Они встречаются на Камчатке и Курильских островах и приурочены к кратерам вулканов. Режим озер во многом зависит от того, вытекают ли из него реки. В озеро обычно несет свои воды более или менее значительное число рек и ручьев. Если из озера вытекает река, такое озеро является сточным.

Вопросы к кейсу.

Какие озера бывают по происхождению? (тектонические, ледниковые, вулканические, моренные);

Что влияет на размещение озер? (климат, рельеф, избыточное увлажнение, наличие котловин, близость грунтовых вод)

Почему в одних районах очень много озер, а в других их почти нет? (Количество озёр уменьшается к югу в связи с ростом засушливости климата.

4. Какое влияние оказывают озёра на компоненты природы? (Меняют микроклимат, способствуют поднятию уровня грунтовых вод, превращаются в болота, в которых происходит накопление торфа, в соленых озерах идет накопление солей, влияют на рельеф.)

Обсуждения в группах, ответы на вопросы.

V . Практическая часть.

На интерактивной доске появляются стрелки с названием озер

Учитель. Найдите указанные озёра в атласе и подпишите на контурной карте.

— Почему озеро Чаны окрашено розовым цветом?

Ответ учащихся: оно солёное.

Учитель. Пользуясь картой, назовите солёные озёра России. Покажите эти озера на карте?

Ответ учащихся: оз.Баскунчак, оз. Эльтон.

Учитель. Почему Каспийское море и озеро Байкал выделены на карте? Чем они известны?

Ответ учащихся: Каспийское море – озеро – самое большой в мире по площади, Байкал самое глубоко).

Учитель. Чем знамениты Чудское и Ладожское озёра? Какие события связанны с ними?

Ответ учащихся: н а Чудском озере произошло знаменитое «Ледовое побоище», в котором русская рать под предводительством Александра Невского разбила войско рыцарей Ливонского ордена.

Ладожское озеро во время Великой Отечественной войны было единственным связующим звеном между осажденным Ленинградом и страной.

Учитель. Зимой по льду озера была проложена автомобильная дорога, получившая название «Дорога жизни». Всего за период блокады через Ладожское озеро было эвакуировано в тыл около 1 миллиона человек и перевезено 1,7миллиона тонн грузов.

Учитель. Расставьте указанные озера на интерактивной карте.

— От чего зависит питание озер?

Ответ учащихся: от режима питающих их рек.

-Если изменится питание озер, что с ними может произойти?

Ответ учащихся: сначала оно превратится в болото, а затем высохнет.

VI . Проблемное поле

Учитель. Пользуясь учебником, энциклопедией, Интернетом, дайте определение болоту и назовите причины образования болот?

Ответ учащихся: Болота — это переувлажненные участки местности.

Причиной образования болот является избыточное увлажнение, плоский рельеф, зарастание озер, близость грунтовых вод.

Учитель. Давайте попробуем ответить на вопрос: « Болота – это зло или добро?» Ведь издавна на Руси болот боялись. В сказках на болотах всегда обитали злые силы — кикиморы, ведьмы.

Читайте также:  Дом в поселке озеро карачи

В предложенной таблице есть две колонки. Отразите в каждой из них вред болот и их пользу. И сделайте вывод: Какое значение имеют болота? Надо ли их осушать?

территория, которую нельзя использовать в сельском хозяйстве;

опасное место для жизни людей.

болото – место обитания птиц;

на болотах образуется торф;

на болотах растут ценные ягоды; болота дают начало многим рекам;

на болотах идет очистка воды

Вывод учащихся: Болота имеют большое значение. Болото – природное водохранилище чистейшей пресной воды. Ведь болота – прекрасные природные фильтры. Вода в них проходит через заросли растений, толстый слой торфа и освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. Болота снабжают влагой не только почву, но и воздух. Вытекающие из болот ручейки питают крупные реки и озёра. В проливные дожди мхи впитывают лишнюю воду, как губка, и в засушливые годы спасают водоёмы от высыхания. Осушённое болото уже не задерживает талые весенние воды и не может питать водоёмы в летнее время года. Поэтому нередко после осушения болот реки и озёра мелеют. Начинается засуха. Уничтожение болот повлечёт за собой изменения во всей природе планеты. Ведь в природе всё взаимосвязано. В настоящее время 150 болот в России взято под охрану.

Учитель. Наряду с естественными водоемами имеются и искусственные, созданные человеком. Как называются такие водоемы?

Ответ детей: (пруды, водохранилища)

Учитель. Для чего люди создают водохранилища?

Ответ учащихся: для накопления и хранения воды в целях её использования в народном хозяйстве.

Учитель. Найдите указанные на слайде водохранилища в атласе и нанесите их на контурную карту. Расставьте водохранилища на интерактивной доске (Программа для интерактивной доске выполнена так, что после выполнения задания на доске появляется оценка).

Учитель. Есть ли водохранилище в Щекинском районе?

Ответ учащихся: (да, в г. Советске, на реке УПЕ)

Учитель. Что вы можете рассказать про водохранилище в г. Советске?

Ответ детей: Используется как охладитель Щекинской ГРЭС, а также является зоной отдыха. В водохранилище водится разнообразная рыба: карась, карп, окунь, толстолобик, щука, линь.

Учитель. Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы сохранить красоту и чистоту этого места?

Ответ учащихся : Водные ресурсы земли и отдельных государств – важная составная часть природных богатств, они не постоянны и изменяются со временем. Бережное отношение к ним особо важны, поскольку они жизненно необходимы для существования людей, растительного и животного мира.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана (слайд):

Источник



Конспект урока. «Озера и болота России».
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Материал можно изпользовать в 8 классе при изучении раздела «Внутренние воды России».

Скачать:

Вложение Размер
urok_ozera.rar 53.61 КБ

Предварительный просмотр:

Устинова Татьяна Николаевна – учитель географии ГБОУ КШИ №1 Первый московский кадетский корпус.

Тема урока: Озера. Болота.

обучающие: создать условия для формирования представления о размещении, особенностях, происхождении и значении озер и болот; установить причинно-следственные связи внутренних вод с климатом, рельефом и др. компонентами природы;

развивающие: продолжить закреплять навыки работы с картами, таблицами и другими источниками информации; продолжить работу над развитием устной речи и логического мышления учащихся;

воспитывающие: продолжить работу над воспитанием экологической культуры учащихся.

Тип урока : комбинированный

Оборудование: учебник Дронова В.П., Бариновой И.И. и др. «География России. 8 класс», настенная физическая карта России, атласы, раздаточный материал «Описание озер России», «Строение болот разных типов», контурные карты России, карточки с терминами по теме «Реки».

1. Организационный этап.

2. Этап проверки домашнего задания.

Графическая работа на доске

Два ученика получают карточки с терминами по теме «Реки», дают определение терминам в виде графического изображения (рисунка) на доске, затем определяют по рисункам друг друга, какие термины в них зашифрованы.

Термины для 1 ученика: исток, режим реки, расход воды, уклон реки, паводок, годовой сток.

Термины для 2 ученика: устье, бассейн реки, падение реки, твёрдый сток, половодье, речная система.

Фронтальный устный опрос «Ты — мне, я — тебе»

Оставшиеся учащиеся класса задают друг другу вопросы по теме «Реки России» и дают на них ответы. Учитель отмечает лучшие вопросы, оценивает ответы учащихся.

Фронтальный письменный опрос (работа с контурной картой по вариантам)

Учащиеся получают контурные карты по вариантам, на которых цифрами отмечены реки России. Их задача, определить и записать, какие реки обозначены на контурной карте.

3. Этап усвоения новых знаний и умений.

— Вы познакомились с особенностями рек России. Сегодня наша цель – знакомство с другими типами внутренних вод. Какие другие типы внутренних вод вы знаете?

— Что такое озеро? (это замкнутое природное углубление, называемое котловиной, заполненное водой)

Озера являются важным природным ресурсом страны. Они не только источники пресной воды, рыбы, поваренной соли, но и важный регулятор стока поверхностных вод. Озера отличаются не только размерами и глубиной, но также цветом воды и свойствами воды, составом и численностью населяющих организмов. Размещение озер на территории страны крайне не равномерно, зависит это от многих природных факторов, главные из которых – повышенная влажность и рельеф.

Работа с картой + проблемный вопрос

— Посмотрите на физическую карту России. Почему в одних районах озер много, а в других их почти нет? (Влажный климат, избыточное увлажнение, наличие котловин, близкое залегание грунтовых вод, близкое залегание водоупорных пластов, не позволяющих поверхностной воде просачиваться)

Работа с таблицей

— Рассмотрите таблицу «Происхождение озерных котловин» в учебнике на стр. 116 и расскажите, на какие группы делятся озера по происхождению. Выпишите их в тетрадь в виде схемы.

  1. Самые глубокие озера имеют тектоническое происхождение (в разломах и трещинах земной коры). Такие озёра продолговатые: узкие и длинные. Такое происхождение имеет самое глубокое озеро мира — Байкал ( 1637 м).
  2. Озёра ледниково-тектонического происхождения (тектонические впадины были углублены под тяжестью древнего ледника) расположены на северо-западе Русской равнины. Самые крупные из них: Ладожское, Онежское, Имандра.
  3. Мореные озёра занимают понижения между моренными котловинами. Таким озером является озеро Селигер на Валдайской возвышенности.
  4. Вулканические озёра находятся в кратерах вулканов на Курильских островах и на полуострове Камчатка. При извержении вулкана такое озеро выкипает.
  5. На территории, имеющей вечную мерзлоту, образуются термокарстовые озёра. Летом мерзлота подтаивает, грунты проседают, образуются неглубокие котловины, заполненные талой водой. В Якутии таких озёр множество, самое известное — озеро Неджели .
  6. В долинах рек распространены небольшие озёра-старицы — это старые русла рек, имеющие очертание подковы – т.к. это бывшие излучены рек — меандры.
  7. Если имеется распространение растворимых в воде горных пород, например, известняков, гипсов, доломитов, то в таких районах образуются карстовые озёра. Как правило, они имеют округлую форму.

Работа с картой

Еще одним типом внутренних вод России являются болота. Болота — это переувлажненные участки местности. Найдите на карте районы распространения болот.

( Западная Сибирь — наиболее заболоченный регион не только в России, но и в мире. Болота протягиваются более, чем на 1,5 тыс. км с севера на юг и с запада на восток. Около 70% территории этой огромной равнины заболочено. Карелия и Кольский п-ов — одна из наиболее заболоченных территорий в России, болотами занято 30% региона.)

Работа с учебником

Используя текст учебника, определите и запищите в тетрадь условия образования болот.

Условия образования болот:

  1. Избыточное увлажнение
  2. Плоский рельеф, замедленный сток
  3. Зарастание озер
  4. Близость грунтовых вод
  5. Близость к поверхности водоупорного слоя (вечная мерзлота, щит платформ)

Сообщение учащегося о типах болот

Выделяют болота верховые (олиготрофные), низинные (эутрофные), переходные (мезотрофные). Рассмотрим их строение, используя схему «Строение болот разных типов» (раздаточный материал)

Строение болот разных типов

а — верховое болото; б — низинное болото; в — болото, образовавшееся при зарастании озера; 1 — сфагновый торф; 2 — осоковый и осоково-ивовый торф; 3 — гипновый торф; 4 — тростниковый торф; 5 — плавающий торф различного состава; 6 —сапропелевый торф; 7 —сапропель; 8 — ил; 9 — порода; 10 — вода

Верховые болота образуются на водоразделах и верхних террасах речных долин. Такие болота широко распространены в таежно-лесной зоне. Поверхность верховых болот выпуклая, с кочками, грядами, озерками. Мощность торфа в них колеблется от 50 см до 20 м и более.

Их питают атмосферные осадки, бедные минеральными веществами. Растительность состоит главным образом из различных сфагновых мхов с участием пушицы, морошки, осоки топяной, росянки круглолистной, шейхцерии, кустарничков — подбела, клюквы, вереска, мирта, багульника, из деревьев преобладают сосны, березы.

Низинные болота располагаются чаще в долинах рек. Их питают грунтовые воды, содержащие большое количество питательных элементов, поэтому такие болота обладают высоким потенциальным плодородием. Поверхность их ровная или слегка вогнутая, покрытая травянистой (различные осоки, тростник обыкновенный, вейник) растительностью. Из кустарников встречаются ивы, черемуха, рябина, а из деревьев — ель, сосна. Из мхов распространены зеленые мхи.

— Исстари на Руси болота считались злом. В сказках на болотах всегда обитали злые силы: кикимора, ведьма и др. Какое значение имеют болота? Как считаете вы, болота – это добро или зло?

4. Этап первичной проверки понимания изученного.

Используя описание озера, догадайтесь, о каких озерах идет речь.

Озеро 1. Это озеро-море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского про исхождения.

Озеро 2. Это озеро — самый крупный водоем в Европе. В озеро впадает 30 рек, а вытекает одна Нева. У озера славная история: в годы Великой Отечественной войны по его льду проходила Дорога жизни — единственная связь страны с осажденным Ленинградом.

Озеро 3. Озеро на протяжении столетий оставалось в стороне от больших строек и дорог. Поэтому сохранилась здесь природа в первозданном виде. Алтын-Коль (Золотое озеро) — такое название дали озеру за его чарующую красоту. Вода в нем холодная и про зрачная. Из него вытекает один из притоков Оби — река Бия.

Озеро 4. Еще при Петре 1 проложили русские люди «государе ву дорогу» от студеного моря к озеру и по ней волоком тащили ко рабли из Архангельска в Ладогу. В озеро впадает 60 рек, а вытекает река Свирь. В озере много рыбы, в том числе и лососевых.

Озеро 5. А это озеро — исторический памятник великого подви га русского народа. Здесь в 1242 г. произошло знаменитое Ледовое побоище. Это пресноводное озеро лежит в центре России. Котло вина озера ледникового происхождения.

Озеро 6. Это озеро лежит за полярным кругом, в царстве холода и вечной мерзлоты, на одноименном полуострове. Оно неглубокое, ледникового происхождения. Здесь много птиц, рыб и даже водят ся великаны Арктики — овцебыки.

Озеро 7. Это озеро самое глубокое в мире, самое старое — ему 30 млн. лет, а также самое прозрачное. Озеро населяет 1800 видов животных и растений — 3/4 из них эндемичны, т. е. встречаются только здесь.

Озеро 8. Это крупное дальневосточное озеро страны. По нему проходит граница России с Китаем. В нем водятся зеленые беспан цирные черепахи.

  1. Каспийское. 2. Ладожское. 3. Телецкое. 4. Онежское. 5. Чуд ское. 6. Таймыр. 7. Байкал. 8. Ханка.

5. Этап информации о домашнем задании.

  1. Используя текст учебника на стр. 118-120, выпишите в тетрадь другие типы внутренних вод России, указав причины возникновения данного типа вод и район его распространения.
  2. На контурной карте отметить все озера, встречающиеся в тексте параграфа 24.

Источник

Технологическая карта урока географии по теме «Озера и болота России» (8 класс)

Тип урока
Усвоения новых знаний

Цели деятельности учителя
Способствовать формированию представлений о распространении озер и болот по территории России и значении их для природы и хозяйственной деятельности человека, об основных озерах и болотах на территории Калужской области и их особенностях. Создать условия для формирования навыков поиска дополнительной информации в сети интернет.

Образовательные ресурсы
География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 кл.: учебник / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева – М. : Просвещение, 2016.
Электронное приложение к данному учебнику.
Видео-презентация «Где спрятана вода» — Инфоурок.
Информационно-географические сайты
Настенная физическая карта России

План урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Знакомство с ключевой информацией по особенностям озер и болот на территории России.
3. Поиск информации о значении озер и болот для природы и хозяйственной деятельности человека, об особенностях озер и болот на территории Калужской области.
Поиск изученных объектов на карте.

Методы и формы обучения
Методы: наглядный, частично-поисковый
Формы: индивидуальные, фронтальные, работа в группах

Основные понятия
Озёра, болота, сточные и бессточные, пресные и соленые, верховые и низинные, территории повышенной увлажненности, номенклатурные единицы

Задачи по содержанию

Образовательные:
Сформировать представление учащихся об особенностях озер и болот России;
Познакомить с особенностями озер и болот Калужской области;
показать значение озер и болот для природы и хозяйственной деятельности человека;
Закрепить умение находить и определять положение географических объектов на карте;
Продолжить формировать умение пользоваться информацией электронного учебника и образовательных сайтов интернета.
Развивающие:
Развивать умение работать с текстом;
Развивать умение сравнивать, делать вывод, высказывать свое мнение;
Продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: ставить цели, анализировать информацию, выделять главное.
Продолжить формировать умения самостоятельно работать с разными источниками географической информации;

Воспитательные:
Способствовать пониманию востребованности результатов обучения;
Развивать любознательность; воспитывать патриотизм;
Способствовать воспитанию интереса к предмету;
Способствовать воспитанию у учащихся умения аргументировать свою точку зрения.

Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД

Научиться: называть причины образования озер и болот; называть и показывать на карте изучаемые географические объекты;
определять положение наиболее значимых озер и болот России на карте;
объяснять значение озер и болот для природы и хозяйственной деятельности человека.

Познавательные: строят логические рассуждения, подготавливают краткие сообщения, делают выводы.

Коммуникативные: проявляют активность при работе в группах, осознанно используют речевые средства для выражения своих мыслей.

Регулятивные: самостоятельно определяют цели своего обучения и формируют задачи для ее достижения, оценивают свою работу
Понимают потребность в географических знаниях, отбирают и преобразуют нужную информацию из одной формы в другую

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

1. Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Компьютер, журнал, раздаточные материалы, нетбуки школьников и пр.

Приветствие учителя, подготовка к уроку. Дневники, учебники, атласы, тетради и пр.
Создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе; Настрой на работу (Л и Р)
Проверка готовности рабочего места ученика и учителя (Р)
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками (К)

2. Проверка домашнего задания
Делит класс на три группы, раздает нетбуки и инструктирует по выполнению задания

Организует актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.
Организует выполнение уч-ся учебного действия.
Фиксирует учебные затруднения
Выполняют задание в электронном учебнике (тест) и определяют свой уровень подготовленности по прошлому материалу
Общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Контроль и оценка прогнозирования (Р).

3. Мотивация Актуализация знаний
(разминка)
Включение в деловой ритм.
Организует актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Создает условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.
Вопросы о знании водных объектов Калужской обл. (Бездон, Оглубянка, Орешное, Желтое /Игнатовское, Калуговское, Шатино)
Создание проблемной ситуации.

Готовятся к работе.
Высказывают свои мысли, отвечая на проблемный вопрос.

Самоопределение (Л)
Смыслообразование (Л)
Подведение под понятие (П)

Логические действия (П)
Самоопределение (Л)
Осознанное и произвольное речевое высказывание (П)

4. Целеполагание
Вопросы: Какова полезная роль болота?
Значение озер для природы?
Какие виды озер и болот преобладают в Калужской области?
Выводит на определение темы урока, цели и задачи.
Проявляют познавательную инициативу.
Осознают возникшие интеллектуальные затруднения, противоречия, дефицита знаний.
Определяют тему и цель
Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование (Р)
Умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания (П)

4.Формирование новых знаний
Раздает рабочие листы урока (РЛУ) для просмотра видео-презентации
Дает инструктаж по работе с РЛУ

Консультирует
Знакомятся с вопросами (РЛУ) и заполняют их по ходу просмотра видео-презентации

Осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Извлечение необходимой информации из видео-презентации (П)
Работа в группах (К)
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)
Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний (П)

5.Первичное закрепление и проговаривание вслух ответов. Показ на карте
Ведет фронтальный опрос по пунктам заполненной таблицы

Знакомят учителя с результатами работы, находят объекты на картах атласа и у доски с определением положения на карте
Контроль (Р)
Классификация (П)
Работа в парах (К)

6. Физкультминутка
Проговаривает задание подойти всему классу к доске (карте) и в своих командах отыскать на карте и написать по очереди максимальное количество озер России за 1 минуту.
Выполняют задание
Работа в группах (К)
Поиск необходимой информации на карте России (П)
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии (Р)

7. Продолжение формирование новых знаний
Распределяются задания по группам:
1 группа – ОЗЁРА; Пушнов, Братькова
2 группа – БОЛОТА; Тюрина, Ольшевская
3 группа – ОЗЕРА И БОЛОТА КАЛУЖСКОЙ ОБЛ; Пяткина, Королёв

Заходят в электронную почту и открывают файл Рабочего листа урока.
На печатных вариантах Рабочего листа выполняются задания. Каждая группа пока работает только по своему направлению, и вся группа заполняет только один бланк
Отыскивают в предложенном тексте информацию о значении озер и болот для природы и хоз деят человека и краткую информацию об озерах и болотах Калужской области.

Далее в каждой группе выбирается спикер, который будет знакомить с обработанной информацией
Извлечение необходимой информации из текста (П)
Работа в группах (К)
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)
Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний (П)

8. Закрепление материала
Ведет фронтальный опрос по пунктам заполненной таблицы

Знакомят учителя с результатами работы
Контроль (Р)
Классификация (П)
Работа в парах (К)

9.Д.з.
Знакомит с домашним заданием. Напоминает о возможности разноуровневых заданий
Записывают задание в дневник. Подают дневники для оценки учителю.
Дифференцированные задания (П.,
Л)

8. Рефлексия
Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.
Организует рефлексию.
Обобщает сказанное.
Благодарит за работу.
Оценивает ответы.
Вспоминают и анализируют задачи и их решение
Оценивают свою работу.
Рефлексия способов и условий действий (П)
Контроль и оценка результатов деятельности (П)
Самооценка (Л)
Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

Источник

Adblock
detector