От дмитрова до реки волги
Первые стоянки древнего человека в нашем районе, как известно, обнаружены по берегам рек и озер. И это не случайно, реки являются источниками воды для питья и хозяйственных нужд, в прошлом,порой,река была единственным путем сообщения.
В Дмитровском районе реки имеют смешанное питание: грунтовые воды и осадки в виде снега или дождя. Более 60 процентов воды реки получают от таяния снегов. Водный режим начинается с половодья. Вскрываются наши реки, обычно, в середине апреля, а покрываются льдом —к концу ноября.
Все реки Дмитровского края принадлежат басейну Волги, но одни, как например Дубна, прямо впадают в Волгу, а другие попадают в нее, отдавая свои воды более крупным притокам Волги. Большинство рек текут на север, прорезая Клинско-Дмитровскую возвышенность.
Река Яхрома в водополье. Снимок начала ХХ века. |
Самый крупный приток Яхромы —река Волгуша, которая берет свое начало в озере Нерском около села Озерецкого, а впадает в Яхрому у деревни Круглино ( ныне улица города Яхромы). Ее протяженность 40 км., площадь водосбора —265 кв. км. Волгуша —река быстрая, прозрачная, похожая на горную, долина ее глубокая и почти на всем протяжении узкая. Склоны реки крутые, густо поросшие лесом, по берегам много валунов, занесенных сюда ледником. В нижнем течении реки, в районе села Парамоново имеются интересные геологические обнажения. Притоки Волгуши —речки Камнка и Икша. На берегу реки Волгуши найдена древняя стоянка человека, кремневые орудия, обнаруженные здесь, относятся к эпохе неолита. Долину этой реки не случайно считают одним из красивейших мест Подмосковья.
Река Каменка —левый приток Волгуши берет свое начало близ деревни Кочергино Солнечногорского района. Протяженность ее от истока до устья составляет более 40 километров. Речка протекает в живописной местности по Клинско-Дмитровской возвышенности, берега ее высоки, особенно на западной окраине города Яхромы. Издавна эту местность облюбовали спортсмены —любители зимних видов спорта —горнолыжники, бегуны на лыжах, саночники, прыгуны с трамплина.
Река Икша —правый приток Волгуши берет свое начало у села Большое Ивановское Мытищинского района. Длина ее 9 км. В верхней части она перегорожена плотиной, благодаря которой образовалось Икшинское водохранилище.
Река Якоть —левый приток реки Дубны. Ее исток у деревни Сальницы нашего района, а устье в 5 км. выше поселка фарфористов Вербилки. Длина реки —25 км., а площадь водосбора —164 кв. км. В верхнем и особенно среденм течении, где река пересекает Клинско-Дммитровскую возвышенность, долина ее глубоко врезана и исключительно красива. В нижнем течении река протекает по сильно заболоченной местности. На Якоти находится научно-производственное обьединение по рыбоводству. Имея свыше полутораста водоемов, ученые проводят здесь свои эксперименты по акклиматизации и изучению ценных пород рыб.
Все реки о которых речь шла выше для нас являются “родными”, поскольку или весь свой путь или значительную его часть они несут свои воды по территории Дмитровского района. Тем не менее есть водные артерии, которые лищь небольшой своей частью пролегают по нашему краю, но обойти их вниманием нельзя. К таким рекам относятся Дубна, Сестра, Веля.
Левый приток Дубны —река Сестра иеет длину 132 км. Площадь водосбора 2530 кв. км. Вытекает Сестра из озера Сенеж. В бассейне реки много лесов и болот. В нижнем течении, близ деревни Спиридово Сестра проходит под каналом им. Москвы. В нашем крае Сестра проходит вдоль северо-западной границы с Тверской областью.
Река Веля —приток Дубны, длина ее 62 км., площадь водосбора —333 кв. км. Свое начало она беоет в небольшом озерке у деревни Маньково Сергиево-Посадского района, а впадает в Дубну в 3 км. от поселка Вербилки. Долина реки глубоко врезана с узкой поймой, поросшей деревьями и кустарниками. В нижнем течении долина расширяется, выше с. Слободищева ее уровень поднят плотиной. У нас река несет свои воды в западной части района по границе между Дмитровским и Сергиево-Посадским районом. Помимо названных, в Дмитровском крае есть немало небольших речек и ручьев, которые питают своими водами более крупные реки.
Новая искусственная река возникла в нашем крае в 30‑е годы —это канал имени Москвы. Его длина от верховьев Волги до Москва-реки составляет 128 км. На всем своем протяжении канал пересекает высокую Клинско-Дмитровскую возвышенность. По его трассе устроена целая система водохранилищ в долинах рек Яхромы, Икши, Учи, Клязьмы и др. Берега канала облимцованы бетонными плитами, что уберегает их от размывания и загрязнения. Средняя глубина искусственной реки — 5 м.
Интересны и разнообразны озера Дмитровского края.Образованию озер способствовали холмистый рельеф местности и достаточно влажный климат. Одни озера ведут свое происхождениет от ледника, другие сформировались в поймах рек.
В южной окраине Дмитровского района, на территории Габовского сельского округа расположились рядом три озера ледникового происхождения —Нерское, Круглое и Долгое, некогда бывшие одним большим водоемом. Постепено сокращаясь, этот водоем разбился на отдельные озера. Озеро Нерское разместилось на Клинско-Дмитровской гряде, как водораздел между бассенами рек Яхромы( к северу) и Клязьмы ( к югу). С высокой точки у села Озерцкого открывается изумительный вид на обширную котловину этого озера, залесенного мореными холмами. Нерское занимает лишь восьмую часть котловины, а остальная площадь представляет собой заболоченную низину, заросшую не только травой, но и древесной растительностью. Площадь озера составляет 50 гектаров, наибольшая глубина водоема —3 м., дно илистое.
Если заболоченные берега Нерского, откуда вытекает река Волгуша, труднодоступны для посещения, то озеро Круглое и соединенное с ним протокой озеро Долгое, можно обойти со всех сторон. Долгое —удлиненной формы, имеет площадь в 54 гектара и наибольшую глубину до 4 м. Оно расположено среди смешанного леса, с преобладанием хвойного. Восточны берег здесь песчанный, сухой, но дальше от берега дно становится илистым.
Озеро Круглое —чистый водоем, лишь с запада к нему подступает небольшой торфяник.Водяная растительность здесь встречается довольно редко. Площадь водоема составляет 100 гектаров, его средняя глубина —3 м., в отдельных местах достигает 5 м. На берегу озера обнаружена одна из древнейших стоянок человека. Здесь также найдены и славянские курганы Х‑Х11 веков.
В северной части района, близ Очева, находится Введенское озеро или Черная грязь, как называет его А.Д. Шаховская. Берега его заболоченные, топкие, труднопроходимые, поросшие кустарником, дно озера илистое, глубина в отдельных местах достигает 2 м. В Дядьковском округе, на южной окраине деревни Петраково, после осушения Яхромской поймы, в низине образовалось Петраковское озеро, имеющее вытянутую форму с запада на восток. Берега его топкие, труднопроходимые, поросшие кустарником, мелкой березой, осиной и ольхой. В озере водится много различной рыбы.
На дороге между Дмитровом и Сергиевом Посадом, близ деревни Щетнево находится еще одно озеро —Свинское (или Свиное). По всей вероятности это озеро имеет ледникове происхождение. Такое же происхождение имеет Астрецовское озеро, расположенное между селом Астрецовым и деревней Андреевское. Берега его топкие, заросшие осокой и камышом. С северной стороны к озеру подходит смешанный лес.
Озерами наш край небогат, но вот прудов у нас —в изобилии, в каждой деревне их всегда существовало несколько. Особенно много их на Клинско-Дмитровской возвышенности, где глинистые мореные отложения благоприятствуют их существованию. Пруды в нашей местности делятся на два вида: копанные и пруды-запруды. Громадная часть прудов —копаные. Вода в прудах пригодна для хозяйственных нужд, для стирки белья, для скотины, на случай пожара, но ее нельзя употреблять для питья. С этой целью с давних времен выкапываются колодцы. Колодезную воду в Дмитровском районе двумя способами: с помощью вала и “журавля”.
Источник
Путешествия с Иваном да Марьей
Вдоль канала от Москвы к Волге: канал имени Москвы – посёлок Северный – Икша – Яхрома – Дмитров – Дубна
ПОЕЗДКА СОСТОЯЛАСЬ
9 февраля
КАНАЛ ИМЕНИ МОСКВЫ – ПОСЁЛОК СЕВЕРНЫЙ – ИКША – ЯХРОМА – ДМИТРОВ – ДУБНА
Поездка выходного дня
1 день
Выезд 9 февраля в 8.00
Возвращение 9 февраля в 20.00
Побывать на Волге, проехав от Москвы всего пару часов на автобусе? Окунуться в атмосферу улиц древнего Дмитрова и советского наукограда Дубны? Прогуляться по тихому посёлку, сохраняющему атмосферу 1950-х годов? Увидеть за один день полдюжины гидросооружений легендарного канала Москва – Волга? Узнать, как Москва стала портом пяти морей? – Всё это можно сделать в феврале с Иваном да Марьей!
Сделайте февральские выходные временем новых открытий! Отправляйтесь вместе с нами в однодневный маршрут по каналу имени Москвы и Дубну! Все подробности – в этом анонсе.
ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
ОБЩАЯ ПРОГРАММА ПОЕЗДКИ
9 февраля
Сбор в центре зала станции метро «Спартак» в 7.50. Посадка в микроавтобус. Отправление на московскую часть экскурсии: шлюз №8 и шлюз №7. Отправление в посёлок Северный (19 км). Экскурсионная программа в посёлке Северный. Отправление в Икшу (38 км). Завтрак в Икше. Экскурсионная программа в Икше. Отправление в Яхрому (15 км). Экскурсионная программа в Яхроме. Отправление в Дмитров (8 км). Экскурсионная программа в Дмитрове. Отправление в Дубну (53 км). Обед в Дубне. Экскурсионная программа в Дубне. Продолжение экскурсионной программы. Отправление в Дмитров (60 км). Ужин в Дмитрове. Отправление в Москву (58 км). Прибытие в 20.00 к станции метро «Селигерская».
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ДЕТАЛИ
1. Транспорт
Все переезды организуются комфортабельным заказным микроавтобусом туристского класса. Условия переезда комфортные. Основная составляющая экскурсий – пешеходные прогулки.
2. Ночёвки
Отсутствуют.
3. Тематика маршрута
Февральская поездка по каналу имени Москвы – это маршрут для ценителей истории XX века и инженерных сооружений, а также любителей спокойных прогулок и отдыха в тёплой компании. Это отличный шанс за один день увидеть максимум интересного по Дмитровскому шоссе в разрезе довоенной истории. Маршрут идеально подходит для зимы: короткие расстояния, тёплый комфортабельный микроавтобус, широкая экскурсионная программа, световой день используется максимально эффективно. Маршрут будет интересен всем категориям путешественников. Поездке будут рады любители авторских маршрутов в их лучшем исполнении. Тематика маршрута – история канала имени Москвы, история северного Подмосковья, ядерная физика, история Волги, история инженерного дела СССР.
4. Подходит ли вам эта поездка?
Эта поездка хорошо подходит вам, если вы цените авторские маршруты и хотите за один день увидеть максимум интересного и нового, отдохнуть в кругу или друзей. Также эта поездка – отличный вариант для тех, кто едет с Клубом впервые и те, кто любит короткие маршруты. В этой поездке вы будете чувствовать себя хорошо даже без подготовки. Экскурсионная нагрузка маршрута средняя, характер экскурсий – обзорные автобусные, прогулочные пешеходные по городам + музейная составляющая. Автобусные переезды по маршруту короткие. Общий темп поездки – размеренный (быстрая езда + медленная ходьба).
5. Сроки принятия решения
Набор в группу будет продолжаться до момента полного занятия мест в микроавтобусе.
6. Как стать участником
Хотите стать участником этого путешествия? – Тогда вам сюда. Если вы уже знаете Правила нашего Клуба и готовы записаться в поездку, просто заполните форму для записи. Она находится в конце этой страницы.
7. Дополнительная информация
Для Клуба «Иван да Марья» это первый выезд по данному направлению. Всю дополнительную информацию о поездке мы готовы рассказать вам и вашим друзьям по почте. Пишите нам, и поезжайте вместе с нами!
В анонсе использованы фотографии неизвестных авторов. Все снимки принадлежат их авторам. Если вас нет в списке авторов фото, но в этом анонсе вы обнаружили свою фотографию, напишите нам, и мы укажем ваше авторство. Если вы не согласны с использованием вашей фотографии в этом анонсе и/или считаете, что нарушены ваши авторские права, напишите нам, и мы удалим фото по вашему первому требованию.
Всегда ваши,
Иван да Марья
* * *
ЭКСПРЕСС-ЗАПИСЬ В ПОЕЗДКУ
[contact-form 404 «Not Found»]
Источник
Канал им.Москвы
Общие сведения о канале.
Канал им. Москвы является важнейшим звеном единой глубоководной системы Европейской части России, связывающей Москву с Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями.
Судоходство по каналу Москва — Волга (так канал назывался до 1947 года) было открыто 15 июля 1937 года (канал строился 4 года 8 месяцев). Длина канала — 128 км.
Для сравнения. Суэцкий канал: длина — 161 км, глубина — 13 м, ширина — 120-150 м, без шлюзов, строился 14 лет, открыт в 1869 году. Панамский канал: длина — 81,6 км, глубина — 12,5 м, ширина — 150 м, три пары шлюзов, строился 35 лет, открыт в 1914 году (официально — в 1920).
Канал имеет два склона — южный, обращенный к р. Москва, и северный, обращенный к Волге, между которыми расположен водораздельный бьеф между Замоскворецким и Волжским бассейнами.
На южном склоне (4 км) расположены два шлюза (№№ 7 и 8), опускающие суда на 36 м до уровня р. Москва. На водораздельном бьефе (50 км) от шлюза № 7 (Щукино) до шлюза № 6 (пос. Икша) образованы 5 водохранилищ: Химкинское, Клязьминское, Учинское, Пестовское и Икшинское. Высота водораздельного бьефа над уровнем моря 162 км.
На северном склоне (74 км) расположены пять шлюзов (№№ 6, 5, 4, 3, 2), в которых суда опускаются на 38 м до уровня Иваньковского водохранилища на Волге.
Вода из Волги на водораздельный бьеф перекачивается насосными станциями, расположенными при всех пяти шлюзах северного склона. Из Пестовского и Учинского водохранилищ вода забирается в московский водопровод.
Ширина канала по верху — 85 м, по дну — 45 м, глубина — 5,5 м. Профиль трапециевидный. Для удобства судовождения отсчет километров по каналу ведется от Москвы, а направление течения на канале условно установлено от Иваньковского водохранилища к Москве.
Канал принимает суда грузоподъемностью до 5000 тонн. Сроки работы — с 20 апреля до 1 ноября. Канал — сложное гидротехническое сооружение. Всего на канале сооружено 240 объектов: 11 шлюзов, 5 насосных станций, 3 грузовых и 2 пассажирских порта, 8 заградительных ворот, 2 туннеля и др.
Путешествие по каналу.
Главным портом столицы является Северный речной вокзал ( построен в 1937 г., арх. А. М. Рухлядев). Расположен он на Химкинском водохранилище, и напоминает огромный корабль. Два яруса галерей, опоясывающих 150-метровое здание, а также башня со шпилем (85 м) придают ему легкость и изящество. Архитектурные особенности здания хорошо дополняются примыкающими к нему площадью и и парком. Звезда на шпиле в 1935-37 венчала одну из башен Московского Кремля.
Напротив речного вокзала расположен один из крупнейших микрорайонов столицы — Тушино. Село Тушино известно с 14 в. В 1608-10 гг. в Тушино располагался укрепленный лагерь Лжедмитрия II, осаждавшего Москву.
Северный грузовой порт. Главным грузом, идущим теперь в Москву водным путем, являются строительный песок и гравий. Всего в Москве три грузовых порта: Северный — на Химкинском водохранилище, Южный — в Нагатино и Западный — в Филях (два последних на р. Москва).
Ленинградский автодорожный мост (1937г).По мосту проходит автострада Москва—Санкт-Петербург.
Химкинское водохранилище. Образовано плотиной на р. Химка. Площадь 3,5 кв. км, длина 8 км. Большая часть находится в пределах Москвы. На водохранилище расположены Северный речной вокзал, Северный грузовой порт, пристани Лебедь, Захарково, Химки. От южной части водохранилища отходит деривационный канал, по которому волжская вода изливается в р. Москва. Суда из Химкинского водохранилища в р. Москва проходят через шлюзы №7 и №8 южного склона, опускаясь в них на 36 м.
С Клязьминским водохранилищем Химкинское связано 8-километровым каналом, называемым «глубокой выемкой».
Мост Московской кольцевой автодороги (1962г.) В1997 году к 850-летию Москвы сооружен параллельный однотипный мост, увеличивший пропускную способность МКАД. За мостом МКАД начинается территория Московской области.
Московская область. Площадь 47 тыс. кв. км. Населениена 1 января 2015г. составляло 7 236, тыс. чел. (без Москвы). Центр— г. Москва.
. Расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины. На севере и западе— Смоленская и Московская возвышенности, наиболее высокая часть последней —Клинско-Дмитровская гряда (285м), на юго-востоке—Мещерская низменность
. Климат умеренно-континентальный, средняя температура июля 17 °С, осадков 450-650 мм в год. Реки: Москва, Ока, Лопасня, Цна, Осетр, Клязьма, Дубна, Сестра. Водохранилища на канале им. Москвы (Химкинское, Клязьминское, Пяловское, Пестовское, Икшинское) и на р. Москва (Истринское, Можайское, Рузкое).
Свыше 350 озер. 40% территории занято смешанными лесами. Почвы дерново-подзолистые. Полезные ископаемые: бурый уголь, торф. Приокско-Террасный заповедник; национальный парк Лосиный Остров. Центры народных промыслов: Федоскино, Гжель, Жостово, Сергиев Посад, Хотьково.
Канал им. Москвы проходит по территории Химкинского, Мытищинского, Дмитровского и Талдомского районов Московской области.
Мост Октябрьской железной дороги (1935г). 11 марта 1918 года по мосту из Петрограда в Москву проследовал состав с членами первого советского правительства. С этого дня Москва вновь стала столицей России (с 1712 столицей был Санкт-Петербург, а Москва сохраняла звание «первопрестольной»).
Г. Химки. Районный центр Московской области. Население 225 тыс. чел. На территории современных Химок располагались села Куркино (до 1704—патриаршее село), Козлово, Козмодемьянское (вотчина Бориса Годунова), которые с1830 года стали популярным подмосковным дачным местом. Здесь бывали А.И. Герцен, Н.П. Огарев, П.И. Чайковский, И.И. Левитан, А.И. Куприн, К.С. Станиславский. С 1937 года — рабочий поселок, с 1939 года — город. Сохранилась усадьба «Белые Столбы» (арх. Ф.О. Шехтель).. Напротив г. Химки находится пос. Левобережный. Входит в состав г. Химки. С 1936 года в Левобережном находится Московский институт культуры, а с1975 — отдел периодики Российской государственный библиотеки.
Пос. Водники. В поселке находится Хлебниковский судоремонтный завод и затон, где отстаиваются и ремонтируются пассажирские суда. Пос. Хлебниково. Входит в черту г. Лобня. В декабре 1941 зенитчики Московской зоны ПВО на западной окраине г. Лобня преградили путь фашистским танкам. В Лобне расположено озеро Киево — гнездилище нескольких тысяч речных чаек.
Мост Савеловской железной дороги (1937г). Савеловское направление Московской железной дороги ведет из Москвы в Дмитров, Дубну, Кимры (Савелово).
Мост Дмитровского шоссе (1980г). Заменил мост постройки 1937 года, который был взорван в 1994 году. По мосту проходит автомобильная дорога Москва — Дмитров — Дубна. За Дмитровским автодорожным мостом суда выходят на Клязьминское водохранилище.
Клязьминское водохранилище. Образовано плотиной на р. Клязьма у пос. Пироговский. Площадь 16 кв. км. Популярное место отдыха москвичей: Горки, Троицкое, Бухта Радости и др. В Пироговском рукаве (восточная часть водохранилища) находится Клязьминский пансионат, у пристани Горки — московский яхт-клуб.
От пристани Новосельцево начинается 8-километровый Клязьминско-Пяловский соединительный канал, который выводит суда в Пяловское водохранилище.
Пяловское водохранилище. Образовано плотиной на р. Уча у г. Пушкино. Площадь 6,3 кв. км. Западный рукав водохранилища, протянувшийся по долине р. Уча, называется Аксаковским. На нем расположены пристань Аксаково, с. Федоскино и усадьба Марфино. Федоскино — центр русской лаковой миниатюры; Марфино — образец русского садово-паркового искусства 18-19 вв. Окрестности Марфино запечатлел на своих полотнах И.И. Левитан. Восточная часть Пяловского водохранилища отделена от судоходной части водо-делительной платиной и является водоемом — отстойником для московского водопровода.
От пристани Витенево начинается 2-километровый канал, соединяющий Пяловское и Пестовское водохранилища. В своей усадьбе Витенево (не сохранившееся) в1862-67 годах проводил летние месяцы М.Е. Салтыков-Щедрин. Сюда к нему приезжали Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, А.Н. Плещеев. Усадьба Пестово принадлежала герою войны 1812 года генералу А.П. Ермолову. С 1933 года в усадьбе располагался дом отдыха МХАТ. Здесь бывали В.И. Немирович-Данченко, В.И. Качалов, И.М. Москвин и др. театральные деятели.
Пестовское водохранилище. Площадь 12 кв. км. Справа от судоходной трассы — Пестовская водо-делительная плотина с фильтрующими устройствами. Пестовская и Пяловская плотины образуют Учинское водохранилище (19,3кв.км), источник воды для Москвы. На берегу Пестовского водохранилища расположена пристань Хвойный Бор — «зеленая стоянка» для туристических судов. Как правило, суда останавливаются здесь на обратном пути за 3 часа до прибытия в Москву. Пестовское водохранилище соединено с Икшинским 3-километровым каналом.
За входом в Пестовско-Икшинский соединительный канал расположено с. Рождествено, в котором находилась усадьба генерала В.И. Суворова, приобретенная им у князей Барятинских. Здесь неоднократно бывал выдающийся русский полководец А.В. Суворов. Усадьба сгорела в1812 году. Сохранилась церковь Рождества Богородицы (1714), в подклети которой — могила отца фельдмаршала.
Икшинское водохранилище. Площадь 5 кв. км. Пристань Речка Черная. Перед входом в водохранилище со стороны Волги сооружены заградительные ворота. Икшиским водохранилищем заканчивается водораздельная часть канала и начинается северный склон, понижающийся к Волге пятью ступенями. Высота четырех ступеней — по 8 м, а последней , пятой, — 6 м.
Шлюзы канала им. Москвы.
Все шлюзы на канале им. Москвы однотипные и отличаются друг от друга только архитектурным оформлением.
Шлюзы состоят из камеры, верхней и нижней голов. Размеры камеры: 290х30х5,5 м. Верхняя голова шлюза оборудована сегментным затвором, который выполняет роль верхних шлюзовых ворот. Из под него производится наполнение шлюза при подъеме судов. Вес затвора 145 т. Открытие и закрытие ворот занимает 2 минуты. В нижней голове шлюза установлены двухстворчатые ворота; вес одной створки 175 т , высота 18 м.Под башнями нижней головы шлюза проложены водопроводные галереи, через которые производится опорожнение шлюза при спуске судов. Водопроводные галереи перекрываются щитами.
При спуске суда входят в наполненную камеру, при этом сегментный затвор опущен в специальную нишу в донной части верхней головы, ворота нижней головы закрыты, а водопроводные галереи перекрыты щитами. После швартовки судна сегментный затвор поднимается и изолирует камеру от верхнего бьефа. Плоские щиты водопроводных галерей поднимаются и вода по ним устремляется за нижние ворота шлюза. Время опорожнения шлюза — 13 мин, объем сбрасываемой воды — 72 тыс. куб. м. Как только уровни воды в камере и нижнем бьефе сравниваются, нижние ворота открываются, и суда, снявшись со швартовых, покидают шлюз. Уровень воды в шлюзе при этом не снижается ниже 5,5 м.
Для подъема с нижнего бьефа на верхний суда входят в шлюз при открытых воротах нижней головы и поднятом сегментном затворе верхней головы. Уровень воды в верхней бьефе при этом на 8 м выше, чем в камере шлюза. Водопроводные галереи нижней головы перекрыты щитами. После швартовки судна ворота нижней головы закрываются, а сегментный затвор медленно опускается, образуя щель шириной 2 м. Вода из верхнего бьефа устремляется через эту щель в камеру, наполняя ее. Время наполнения 13 мин. Как только уровни воды в камере и верхнем бьефе сравниваются, сегментный затвор опускается в нишу, и суда покидают шлюз.
При шлюзах№№ 6,5,4,3 и2 имеются насосные станции, расположенные в обводных каналах. Волжская вода перекачивается ими со ступеньки на высоту 38 м до уровня водораздельной части канала. На каждой станции установлены 5 насосов: 4 х 25 куб. м в секунду и 1 х 34 куб. м в секунду. В среднем каждую секунду в Москву подается 90-100 куб. м волжской воды.
Поступающая по каналу вода распределяется, приблизительно, следующим образом: 45% — водоснабжение Москвы; 42% — обводнение р. Москва; 8% — потери на шлюзование; 5% — естественные потери.
Шлюз №6 (арх. В.А.Витман). Открывает северный склон канала им. Москвы, на котором расположены пять шлюзов (№№ 6,5,4,3,2; шлюз №1 находится в системе сооружений Иваньковского гидроузла).
Шлюз №6 Канала им.Москвы.
Пос. Икша. В поселке действует комбинат строительных материалов. В районе Икши в декабре 1941 года проходила линия фронта. Здесь держала оборону 64 бригада морской пехоты Первой ударной армии.
Шлюз №5 (арх. Д.Б. Савицкий). Перед входом в шлюз установлена скульптура девушки, несущей над головой модель парусника (арх. Ю.А. Кун). Насосная станция при шлюзе поднимает воду на 8 м.
Автодорожный мост. Соединяет Дмитровское шоссе, идущее слева от канала, с автодорогами противоположного берега.
Шлюз №4 (арх. Пастернак). Слева от шлюза — пос. Деденево (ж.-д. ст. Турист). Место занятий горнолыжным спортом. В соседней дер. Парамоново — братская могила советских воинов, павших в сражениях на подступах к Москве в 1941 году. Насосная станция при шлюзе поднимает воду на 8 м. За шлюзом №4 справа — небольшое Яхромское водохранилище. На его берегу в дер. Свистуха находилась дача художника-передвижника С.В. Иванова. Автора картин на темы русской истории. Сама река Яхрома протекает по трубам под ложем канала, пересекая его.
Шлюз №3 (арх. В.Я. Мовчан). На башнях шлюза установлены модели каравеллы «Санта Мария», на которой Христофор Колумб в 1492 году совершил плавание через Атлантический океан и достиг Америки. Сразу же за шлюзом №3 через канал переброшен Яхромский мост Савеловской железной дороги. От шлюза №3 до шлюза №2 тянется прямолинейный участок канала протяженностью 44 км. На этом участке расположен один из древнейших городов Подмосковья — Яхрома. Город вырос из небольшого поселка, возникшего в 1841 году вокруг суконной фабрики, позднее Покровской мануфактуры. В 1900 году через поселок прошла железная дорога.
Продольный профиль канала им.Москвы
. Участок канала от Яхромы до Дмитрова в 1941 году был рубежом обороны Москвы. В ноябре, овладев Клином, Солнечногорском и Рогачево, немецко-фашистские войска рвались к Яхроме и Дмитрову. В ночь на 28 ноября 7-ая танковая дивизия противника захватила Яхрому, форсировала канал и вышла на Перемиловские высоты на восточном берегу канала. О прорыве немцев генерал В.И. Кузнецов, командующий 1 ударной армией, дислоцировавшейся в районе Дмитрова, Пушкино и Загорска, доложил в Ставку Верховного Главнокомандования. Приказ Ставки был кратким — отбросить противника за канал, не допустить его прорыва на восток Руководил боем лично генерал Кузнецов.
29 ноября противник был разгромлен и отброшен за канал. Бои за Яхрому, которую немцы успели превратить в крупный узел обороны, продолжались до 8 декабря, когда город был освобожден. В 1966 к 25-летию разгрома фашистских войск под Москвой на Перемиловских высотах в честь воинов 1 ударной армии был установлен памятник — фигура советского солдата с поднятым в руке автоматом (ск. А. Постол и др).
Город Дмитров. Районный центр Московской области. Население 64,9тыс. чел. Основан в 1154 году князем Юрием Долгоруким и назван по христианскому имени его сына Дмитрия, будущего князя Всеволода III Большое Гнездо. В первой половине 14 в. Был центром самостоятельного княжества, а в 1364 году присоединен к Москве. Наибольшего расцвета достиг в 15-16 вв., когда стал посредником в торговле Москвы с севером. От Дмитрова по рекам Яхрома, Сестра и Дубна проходил путь к верховьям Волги. В 1610 году Дмитров захвачен поляками и разорен. Новый расцвет Дмитрова был связан с возникновением Санкт-Петербурга и его положением на торговом пути между Москвой и новой столицей. Построенная в 1851 году железная дорога между столицами оставила Дмитров в стороне от торговых путей , что подорвало его экономику. С 1781 года — уездный город Московской губернии. Славился производством лент и позументов. В 1900году через Дмитров прошла Савеловская железная дорога. В 1932-37 годах в Дмитрове находилась Управление строительством канала Москва-Волга, были построены промышленные предприятия (заводы: экскаваторный, мостовых конструкций и др.).
В центре города сохранилась домонгольское городище с валом высотой 15 м и рвом. На городище — пятиглавый Успенский собор (1533). Другим известным памятником старины является ансамбль Борисоглебского монастыря (1462). В Дмитрове в 1918 году был открыт первый в советское время краеведческий музей, в организации которого принимал участие П.А. Кропоткин. Сотрудником музея был историк, будущий академик М.Н. Тихомиров. Одна из лучших экспозиций музея — коллекция фарфора. Дмитров и его окрестности связаны с именами П.Я. Чаадаева, Л.Н. Толстого, В.М. Васнецова, декабристов М.П. Бестужева-Рюмина, С.Т. Волконского и др. В поселке Вербилки, не далеко от Дмитрова расположен Дмитровский фарфоровый завод, основанный в 1766 году Гарднером, а затем принадлежавший фабриканту Кузнецову.
В близи Дмитрова расположены кустарно-промысловые села: Астрецово (металлическая игрушка), Костино (изделия из стекла), Орудьево (позументный промысел).
Пос. Надеждено. Бывшее имение декабриста В.С. Норова. Местность на участке канала до Дубны низкая, заболоченная; канал на этом участке проходит большей частью по насыпи. Слева от канала — пойма р. Яхрома, справа — пойма р. Дубна.
Шлюз №2. Расположен у поселка Темны ( такие названия, как «Темны», «Соревнование», «Ударный» напоминают о времени строительства канала). Суда в шлюзе опускаются на 6 м и входят на уровень Иваньковского водохранилища. Шлюз №2 — последняя ступенька северной лестницы канала. Насосная станция при шлюзе — первая из пяти насосных станций, перекачивающих волжскую воду по каналу в Москву. На участке от Иваньковского водохранилища до шлюза №2 вода в сторону Москвы идет самотеком. От шлюза №2 начинается перекачка воды на 38 м вверх на уровень водораздельного бьефа.
На этом участке последовательно расположены: паромная тросовая переправа №3 (дер. Мельдино); черный цилиндр, поднятый на мачте парома, разрешает, а красный — запрещает проход судов в районе паромных переправ; пересечение канала с р. Сестра (река протекает по трубам, проложенным под насыпью канала); паромная тросовая переправа №1; заградительные ворота; Большой Волжский маяк; причал Большая Волга.
За причалом Большая Волга суда выходят на самое северное, волжское водохранилище — Иваньковское (Московское море). Иваньковское водохранилище. Образовано в 1937 году плотиной у бывшего села Иваньково (в 1960 году вошло в черту города Дубна) и предназначено для регулирования стока Волги и питания канала им. Москвы. Площадь 327 кв. км, объем — 1,1 куб. км, длина — 115 км, ширина до 6 км. Наполняется в мае за счет таяния снегов. Находится почти целиком в пределах Тверской области. До создания Иваньковского водохранилища судоходство до Твери было возможно лишь в первую половину лета. Затоплены г. Корчева и десятки населенных пунктов. По Иваньковскому водохранилищу туристические суда следуют до Твери.
Иваньковский гидроузел. Сооружен в 1937 году у с. Иваньково и входит в систему канала им. Москвы. Включает плотину, ГЭС (30 тыс. квт), шлюз №1 (однокамерный, однониточный) и 8-километровую земляную дамбу, ограждающую пос. Иваньково от вод Иваньковского водохранилища. Перед входом в шлюз, слева, установлен монумент В.И. Ленину из серого гранита (ск. С.Д. Меркуров). Под гидроузлом по туннелю проходит автомобильная дорога на г. Кимры.
Р. Волга (древнее — Ра, в средние века — Итиль). Крупнейшая река Европы. Длина 3530 км. Площадь бассейна 1360 тыс. кв. м. Берет начало на Валдайской возвышенности на высоте 228 м над уровнем моря, течет до г. Казань примерно в широтном, а затем — в южном направлении. Впадает в Каспийское море (28 м ниже уровня моря), образуя обширную дельту. Воду для Волги собирают почти 150 тыс. рек, ручьев, ключей. Волга принимает около 200 крупных притоков: Ока, Сура, Свияга (справа), Молога, Ветлуга, Кама, Самарка, Б. Иргиз (слева) и др.
Правобережье Волги приподнятое, левобережье — низменное, что характерно для всех рек северного полушария, текущих в южном направлении (закон Бэра). На Волге сооружен каскад гидроэлектростанций, образовавших цепь водохранилищ: Иваньковское, Угличское, Рыбинское, Горьковское, Чебоксарское, Куйбышевское, Саратовское и Волгоградское. Режим реки в значительной мере зарегулирован. Средний расход воды — 7 140 куб. м. в секунду. В своих естественных берегах Волга течет на участках от истока до Твери и от Волгограда до устья. Купальный сезон 75-120 дней. Ледостав с конца ноября до апреля, в низовьях — до середины марта. По берегам Волги — Волжско-Камский, Жигулевский и Астраханский заповедники; природные национальные парки Марий Чодра и Самарская Лука. В Волге обитает 70 видов рыб, из них 40 промысловых. Волга соединена с Балтийским морем Волго-Балтийским водным путем, с Белым — Северо-Двинской водной системой и Беломорско-Балтийским каналом, с Азовским и Черным морями — Волго-Донским каналом, с р. Москва — каналом им. Москвы.
Круизы по каналу им. Москвы. Все туристические теплоходы, отправляющиеся с Северного речного вокзала Москвы, следуют по каналу им. Москвы. Для ознакомления с достопримечательностями канала им. Москвы достаточно отправиться в трехдневный круиз из Москвы до Твери, или Углича с возвратом в Москву. К сожалению экскурсионные объекты по маршруту удастся посмотреть только с борта теплохода, так как стоянки в этих рейсах как правило не предусмотрены.
Источник
Канал имени Москвы — ударная стройка XX века силами заключенных Дмитровлага
Канал имени Москвы – рукотворная водная артерия длиной 128 километров, соединяющая Москву-реку и Волгу. Благодаря ему Москва превратилась в «порт пяти морей». Живописны берега канала и водохранилищ, огромные гидросооружения вызывают неподдельное уважение к труду их проектировщиков и строителей.
Канал имени Москвы недалеко от Степаньково
От древних волоков до петровских проектов
Издревле в наших краях существовала сеть торговых путей, проходивших по рекам и волокам между ними. О тех временах напоминают названия древних городов: Волоколамск (т.е. «волок на Ламе»), Вышний Волочек и другие. Во времена царствования Алексея Михайловича иностранные специалисты при дворе высказывали идеи соединить реки Москву и Волгу. Служивший при дворе Петра Первого немецкий инженер Вилим Иванович Геннин (1676- 1750) предложил три варианта:
1. От Москвы-реки вверх по Яузе до впадения Лихоборки, по Лихоборке к Коровьему Врагу, прокоп в 8 вёрст до Клязьмы, по Клязьме до села Воскресенского, прокоп на протяжении 1,5 версты до речки Каменки, вниз по Каменке до Волгуши, по Волгуше до Яхромы, вниз по Яхроме до Дмитрова. 123 шлюза на протяжении 128 вёрст.
2. От Москвы-реки до Истры, по Истре до реки Катыш, вверх по Катышу до ручья Подоры, прокоп длиной в 3,5 версты до реки Сестры, по Сестре до Рогачёвской пристани. 123 шлюза на протяжении 228 вёрст.
3. От Москвы-реки вверх по Яузе до села Мытищи, из Яузы через Работный буерак, прокоп в 8 вёрст до реки Клязьмы, по Клязьме до реки Учи, прокоп в 8 вёрст, по Уче в реку Вязь, по Вязи в реку Дубровку, от Дубровки через Быковское болото прокоп в 3 версты до реки Икши, вниз по Икше в реку Яхрому, по Яхроме до Дмитрова. 41 шлюз на протяжении 103 вёрст.
Главным препятствием во всех трех вариантах была Клинско-Дмитровская гряда — водораздел между бассейнами Волги и Оки. Несовершенство технических средств, отсутствие достаточного финансирования и людских ресурсов не позволили в то время реализовать ни один из этих проектов.
Забытый Екатерининский канал
К идее соединить реки Москву и Волгу вернулись в 1824 году, когда понадобилось доставлять строительные материалы с Волги и Севера для строящегося храма Христа Спасителя в Москве. Разработка проекта была поручена генерал-майору Михаилу Николаевичу Бугайскому, который несколько видоизменил второй вариант Геннина. На строительстве в основном были задействованы солдаты русской армии.
Через водораздел между реками Истрой (приток Москва-реки) и Сестрой (приток Дубны, которая впадает в Волгу) был прорыт канал. Для его питания у деревни Загорье соорудили дамбу, в результате которой образовалось озеро Сенежское. Помимо соединительного канала, были построены два деривационных канала. На Истре было сооружено 13, а на Сестре 20 деревянных и каменных шлюзов по образцу шлюзов Тихвинской водной системы.
Клин. Остатки старого моста и плотины в реке Сестре
В 1850 году канал, который в честь императрицы Екатерины Великой был назван Екатерининским, был торжественно открыт. Общая протяжённость водного пути составила 214 вёрст (примерно 292 км), пропускная способность — около 3000 небольших судов в год.
Однако вскоре после завершения работ Екатерининский канал потерял свою актуальность. По построенной в 1851 году железной дороге между Петербургом и Москвой перевозить грузы было удобнее, чем водным путем. В 1860 году Екатерининский канал закрыли, шлюзы разобрали и распродали. Со временем он превратился в заболоченный ручей с отдельными открытыми участками воды.
Проект «ударного объекта»
Наступил ХХ век. Москва испытывала острый дефицит питьевой воды, Москва-река сильно обмелела, но в период паводка нередко широко разливалась, затапливая прибрежные районы. 5 июня 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б) было принято историческое решение:
ЦК считает необходимым коренным образом решить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем реки Волги и поручает московским организациям совместно с Госпланом и Наркомводом приступить немедленно к составлению проекта этого сооружения с тем, чтобы уже в 1932 г. начать строительные работы по соединению Москвы-реки с Волгой.
Управление Москаналстроя предложило три маршрута канала: «Старицкий», «Шошенский» и «Дмитровский». После долгих дебатов, 20 мая 1932 года по решению Московского горкома партии был выбран Дмитровский проект, отчасти пересекающийся с первым и третьим вариантами Геннина. Уже на следующий день стали размечать трассу будущего канала. Он получил название «канал Москва-Волга им. И.В.Сталина».
Строящийся канал был включен в число «ударных объектов». Он должен был решить три ключевые задачи: 1) обеспечение водоснабжения Москвы и Подмосковья, 2) обводнение рек Москва и Волга, 3) кратчайший водный путь из Москвы в Волгу. Кроме того, канал Москва-Волга сокращал на 1100 км путь из Москвы в Ленинград и Белое море через Мариинскую систему (Волго-Балт).
Канал имени Москвы в Дмитрове
В отдельных местах канал прошел по низинам, болотам и руслам мелких речушек. Согласно официальным данным НКВД, в зоны затопления и отчуждения попало более 200 деревень и сел. 7505 крестьянских хозяйств были перенесены на другие места. Немало уникальных открытий вдоль трассы будущего канала сделали археологи.
Дмитровлаг
Для строительства канала Москва-Волга приказом №889 от 14 сентября 1932 года был создан Дмитровский исправительно-трудовой лагерь (Дмитровлаг, Дмитлаг), крупнейшее лагерное объединение ОГПУ-НКВД. Заключенные прибывали из Ленинграда, Средней Азии, Темниковских и Вишерских лагерей, Саровского ИТЛ, Сибири. Отправляли сюда и после завершения строительства Беломорско-Балтийского канала.
Управление строительства канала и Дмитлага разместилось в стенах бывшего Борисоглебского монастыря в Дмитрове. За время строительства население города увеличилось в три раза, а улицы города до сих пор напоминают о том времени: Большевистская, Чекистская, Инженерная, Энергетическая, Шлюзовая и другие.
По всей линии строительства канала выросли лагеря, существование которых отражено в названиях населенных пунктах вдоль канала: Темпы, Соревнование, 3-й участок, 4-й участок и т.п. Трасса канала была разбита на 14 участков, три из которых находились в Москве. Заключенные выполняли основную, физически тяжелую работу, требовавшую ручного труда. Вольнонаемные специалисты были задействованы в основном на более высоких должностях.
Согласно официальным данным, число заключенных Дмитлага достигало 200 тысяч человек, однако некоторые исследователи полагают, что в действительности через него прошло 600-700 тысяч и более человек.
В Дмитлаге выпускались свои газеты, сборники стихов и песен, организовывались спортивные секции, был свой оркестр. Заключенные принимали участие в спортивных парадах на Красной площади в 1935 и 1936 году. На строящемся канале бывали Максим Горький и другие советские писатели, агитировавшие за «очистительный труд заключённых».
В Дмитрове, на месте нынешнего ДК «Современник» до конца 1950-х годов находился клуб Дмитлага, перевезенный сюда в 1933 году в разобранном виде из Медвежьегорска после окончания строительства Беломорско-Балтийского канала.
По данным НКВД, с 14 сентября 1932 года по 31 января 1938 года на строительстве канала Москва-Волга погибло 22.842 человека. По неофициальным данным — гораздо больше.
Многие из них погибли от непосильного труда, усталости и истощения. Так, по некоторым сообщениям, один из заключенных, упавший от усталости в бетонный раствор, оказался замурован в западной башне шлюза №3 близ Яхромы – прораб не имел права прерывать технологический процесс. Расстреливали каналоармейцев и за малейшие провинности.
Останки каналоармейцев до сих пор находят в земле вблизи канала имени Москвы.
После окончания строительства, в мае 1937 года было освобождено около 55 тысяч погасивших свой срок каналоармейцев. Однако в августе того же года начались массовые расстрелы на Бутовском полигоне заключённых и части руководства Дмитлага, обвиненные в организации государственного переворота силами заключённых под руководством Ягоды. Под каток репрессий попали люди, которые прежде распоряжались жизнями других:
- Семён Григорьевич Фирин (1898-1937) — начальник Дмитровского исправительно-трудового лагеря (1933-1937),
- Сергей Васильевич Пузицкий (1895-1937) — заместитель начальника Дмитровского ИТЛ НКВД и начальник 3-го отдела Дмитровлага (1935-1937),
- Лазарь Иосифович Коган (1889-1939) — начальник строительства канала Москва-Волга (1932-1936),
- Матвей Давыдович Берман (1898-1939) — начальник строительства канала Волга-Москва (1936-1937) и другие.
Памятник строителям канала Москва-Волга (Канал имени Москвы) в Дубне
Трасса канала
Канал был завершен за рекордные сроки: 4 года и 8 месяцев. 17 апреля 1937 года вся трасса канала Москва-Волга была заполнена водой. 1 мая 1937 года по каналу прошли первые волжские пароходы. 15 июля 1937 года он был официально открыт для грузового и пассажирского движения. В 1947 году канал Москва-Волга был переименован в канал имени Москвы.
Источник
Места рыбалки — Дмитровское шоссе
Водоёмы. Развёрнутые отчёты: все заметки, заметки автора.
Река Сестра
Река в течение всего сезона открытой воды интересна и для спиннингистов и для поплавочников. Сестра — река глубокая и извилистая. В ней много щуки, леща, язя, плотвы, окуня и густеры, встречается даже сом. Наиболее интересные места у д.Нижнево и Драчево, а также вниз по течению у д. Пантелеево и в районе Карманово (здесь на реке разлив, постоянно стоит лещ, нередко берут на донку сомята, неплохая зимняя рыбалка по первому и последнему льду). Отличное место у впадения Сестры в Дубну. Здесь ряд глубоких ям, держится лещ, попадается хороший окунь.
Проезд
В среднее течение:
Из Москвы по Дмитровскому шоссе до Мельдино, далее налево через канал им. Москвы на Дутшево, Драчево, Нижнево.
В низовье:
Автотранспортом: до Карманово, далее на д. Устье-Стрелка.
Ж/д транспортом Савеловского направления до станции Мельдино или Карманово.
Река Дубна
Нижнее течение (от д. Вербилки до впадения в Волгу)
На участке от д. Вербилки до впадения р. Сестры Дубна — быстротекущая неглубокая река. Берега высокие, сухие, покрытые лесом. В реке водятся лещ, язь, голавль, щука, плотва, елец. Наиболее интересные места в районе д. Юдино и Новоникольское. Здесь сохранились остатки старых плотин, расположен ряд глубоких омутов с медленным течением.
Проезд
В первом случае — по Дмитровскому шоссе до Талдома, далее на Юдино;
во втором — до Вербилок, далее — на Новоникольское.
Ж/д транспортом Савеловского направления до Талдома или Вербилок соответственно.
Место впадения Дубны в Волгу
Заслуживает отдельного внимания. Здесь неподалеку от церкви у с. Ратмино очень неплохая ловля спиннингом щуки, судака и окуня. Удочкой и донкой — леща и плотвы, особенно весной.
Проезд
Автотранспортом по Дмитровскому шоссе до г. Дубна, далее на с. Ратмино.
Ж/д транспортом Савеловского направления до ст. Дубна, далее автобусом нас. Ратмино.
Река Волга в районе г. Дубна
Наиболее интересный участок — ниже плотины. Здесь на бурном течении постоянно держится жерех, попадаются судак и щука, доночники промышляют леща, а с поздней осени до весны — крупного налима (даже в лютую зиму здесь остается участок открытой воды).
Проезд
Автотранспортом по Дмитровскому шоссе до г. Дубна, далее в сторону ГЭС, машину можно оставить неподалеку от плотины.
Ж/д транспортом Савеловского направления до ст. Дубна, далее пешком или рейсовым автобусом (5 минут).
Иваньковское водохранилище в районе г. Дубна
Одно из излюбленных мест рыболовов-зимников. С первого льда неплохо берет подлещик, плотва и окунь, охотники за хищниками успешно ловят судака и щуку жерлицами. Летом — отличная рыбалка с лодки (можно взять лодку на рыболовно-спортивной базе «Большая Волга») или с берега в районе впадения канала им. Москвы. Основная добыча — лещ и плотва. Наиболее интересные места находятся под противоположным берегом водохранилища в районе островов Земляничный, Могильный и Липня, но это уже Тверская область.
Проезд
Автотранспортом по Дмитровскому шоссе до г. Дубна, далее в сторону ГЭС, машину можно оставить неподалеку от плотины.
Ж/д транспортом до ст. Дубна, далее пешком или рейсовым автобусом (5 минут).
Канал им. Москвы
(участок от ст. Запрудная до г. Дубна)
Водоем богат всевозможной рыбой, но очень сложен для ловли. Сильное, изменчивое течение, судоходство, перепад уровней воды осложняют ее условия. На всем протяжении канала возможна успешная ловля леща, плотвы, язя донками или поплавочными удочками. Спиннингисты, изучившие водоем, ловят судака, окуня и жереха. Наиболее перспективен участок канала в районе станции Большая Волга.
Здесь сказывается непосредственная близость Иваньковского водохранилища. Рыба держится постоянно, заходя на более быструю и богатую кислородом воду. Это традиционное место проведения соревнований московских поплавочников. В уловах в основном лещ, плотва, нередко язь, причем довольно крупный.
Проезд
По Дмитровскому шоссе до д. Запрудня или г. Дубна, либо ж/д транспортом Савеловского направления до одноименных станций.
Река Хотча и Хотчинское водохранилище
Водоем интересен и для спиннингистов и для удочников. В уловах лещ, окунь, плотва, щука, судак. Неплохая ловля в проводку и донками у д. Кишкиниха. Спиннингом и кружками лучше ловить на самом разливе, желательно с лодки. Водоем живописный, берега покрыты лесом, легко найти место для стоянки.
Проезд
По Дмитровскому шоссе до г. Талдом, далее на дд. Квашонки, Моклыгино, Волково до д. Кишкиниха.
Пруд у станции Запрудная
Особого интереса водоем не представляет. Но уж если вы очутились здесь со спиннингом или удочкой, можно неплохо половить окуня на «вращалку», либо посидеть на карася или плотву (а еще лучше побродить с мормышкой). Суперуловов не будет, но можно неплохо провести время.
Проезд
Ж/д транспортом Савеловского направления до ст. Запрудная.
Озеро Кузнецовское
Летом — окунь и щука спиннингом и кружками, плотва и карась — на удочку. Зимой — неплохая ловля жерлицами и на блесну по первому льду и на мормышку по последнему. Правый берег открытый, левый — покрыт лесом, удобные места для стоянки.
Проезд
По Дмитровскому шоссе дог. Талдом, далее над. Квашонки, здесь направо на Кошелево, Полутьево или Кузнецове, далее по грунтовке, идущей к д. Хотилово. Дорога проходит вдоль берега озера.
Ж/д транспортом Савеловского направления до ст. Талдом, далее автобусом до с. Глебово и пешком к озеру — 5 км.
Озеро Сольковское
Расположено неподалеку от Кузнецовского, славится крупным окунем и карасем. Озеро расположено в лесу, подъездов к нему нет, но если вас не пугает пешая прогулка в 3 км, улов, поверьте, не разочарует.
Проезд
От г. Талдом до д. Глебово, далее на д. Юрино, от края деревни лесной тропой до берега озера. В первый раз советуем отправляться с проводником, либо придется брать «языка» среди местных жителей.
Озеро Золотая вешка
Реликтовый водоем необыкновенной красоты. Основная рыба — карась, но какой! Единственное, пожалуй, в Подмосковье место, где попадается красный карась весом до 3 кг, а серебряный — до 1,5 кг. Естественно, в уловах преобладает карась с ладонь и чуть побольше, но, когда после очередной подсечки, леска, звеня, срезает кувшинки, а через 5 минут борьбы в садке тяжело ворочается золотой слиток, — никакое бездорожье не помеха.
Проезд
Автотранспортом до г. Талдом, далее на дд. Юркино, Разорено-Семеновское, Ермолино, Ширятино до д. Колбасино. Здесь можно оставить машину под присмотром местных жителей и далее, взвалив на себя лодку и снасти, по лесной просеке 4 км. Другой дороги нет!
Ж/д транспортом до ст. Талдом, оттуда автобусом, идущим в сторону с. Спас-Угол до д. Колбасино, далее пешком.
Река Дубна, верховье
Особого интереса в верхнем течении река не представляет, лишь местами можно посидеть с удочкой, половить леща, язя и карася, или побродить со спиннингом, охотясь за щукой. К сожалению, в последнее время река изрядно выбита электроудочкой.
Проезд
По Дмитровскому шоссе, в район д. Вербилки, по Ярославскому — через Сергиев Посад, в район с. Константинове (см. также квадрат № 6).
Река Яхрома
(от поселка Луговой до с. Усть-Пристпанъ)
Низовье реки интересно в течение всего года. Здесь река глубокая, извилистая, с омутами. Всего в 6 км вверх по течению от с. Усть-Пристань характер реки резко изменяется, глубина 1,5-2 м, берега открытые, безлесные, здесь неплохая рыбалка в проводку плотвы, подлещика и язя в начале сезона, уже в июле река зарастает сплошным ковром водорослей.
Проезд
Дмитровское шоссе, г. Лобня на с. Рогачево до п. Луговой либо с. Усть-Пристань.
Пруд у деревни Горицы
Водоем богат крупной плотвой, окунем, попадается щука, карась и карп. Очень неплохая рыбалка по первому льду, весной на длинную удочку с мормышкой, а летом донками и спиннингом.
Проезд
Дмитровское шоссе, через г. Дмитров на Рогачево, проехав с. Абрамцево через 1,5 км нас. Горицы, в конце села проселочная дорога выведет на плотину, либо ж/д Савеловского направления, ст. Дмитров, автобусом, идущим на Рогачево до с. Абрамцево, после с. Абрамцево на перекрестке — остановка по требованию, 1,5 км к с. Горицы на водоем.
Пруд у села Синьково
Водоем большой и глубокий, основное богатство — крупный карась и карп, которые прекрасно ловятся донками и на удочку. Очень много окуня, его можно с успехом ловить летом на малька или спиннингом на блесну. Особенно хорошо он берет зимой по первому льду на большую серебристую блесну или жерлицы с живцом — уклейкой. Иногда вместе с окунем попадается и щука. Карпа и карася в основном ловят в нижней части пруда, у плотины. А окуня лучше ловить в верхней и средней части водоема.
Проезд
Дмитровское шоссе, через г. Дмитров на Рогачево, до с. Синьково, здесь налево и через 1 км вы на берегу., либо ж/д Савеловского направления до ст. Дмитров, далее автобусом, идущим на Рогачево до с. Синьково и 1 км пешком.
Икшинское водохранилище
Водохранилище, входящее в систему канала им. Москвы, характерно нестабильным клевом, связанным с постоянным изменением течения (результат шлюзования) и миграциями рыбы. Здесь ловит лишь тот, кто умеет. Весной в апреле неплохо идет лещ и язь на донки и резинки с насадкой червя по заливам в районе д. Протасове. Летом в заливах ловят окуня и щуку на блесну, леща на донки с кормушкой, на геркулес или бортовыми удочками на перловку, по бровкам затопленного русла. Рыбалка сильно осложнена постоянным судоходством.
Проезд
Автотранспортом — Дмитровское шоссе до поворота на Подосинки, здесь направо и далее на Протасове, либо в верховья водохранилища по Дмитровскому шоссе в район п. Трудовая или п. Икша.
Канал им. Москвы, участок от города Яхрома до деревни Витенево
Канал на всем указанном отрезке интересен для рыболовов, но следует выделить ряд участков.
От г. Яхрома до ст. Морозки.
Здесь очень неплохо ловятся лещ и язь донками с кормушкой. Охотники за хищниками промышляют судака и жереха. Самые интересные места — в районе проток, соединяющих канал с заливом в районе станции Морозки. Здесь за счет шлюзования создаются мощные переменные течения. Хищник держится на струе, как в самом канале, так и в заливе, заходя передохнуть на тихую воду, полакомиться местным мальком. Лучшая рыбалка ранним утром до рассвета и поздно вечером. Летним днем на заливах много отдыхающих и половить удается лишь щуку с резиновой лодки и подлещика с берега на длинное удилище с предварительной прикормкой.
Неподалеку от залива в районе д. Батюшково расположены два пруда, населенных карасем. Первый — прямо за фермой, мелководный, слегка заросший водорослями. Здесь ловится карась весом до 200 г с берега, а более крупного промышляют с лодки.
Второй пруд — закоряженный и совершенно заросший, непохожий на первый. Необходимо спуститься к каналу и чуть ниже залива по лесной тропе подняться на пригорок. Отсюда по тропе 300 м вниз к пруду — Рыбалка возможна только с небольшой резиновой лодки, в окнах среди коряжника. Если правильно подобрать насадку и прикормку — уловы карасей весом под 1 кг — далеко не редкость. Помехой в ловле может служить только ротан, достигающий веса 400 г.
Проезд
Ж/д Савеловского направления до ст. Морозки, далее по мосту через канал им. Москвы, далее пешком 1,5-2 км.
Автотранспортом — по Дмитровскому шоссе до поворота на Подосинки, здесь направо, и в Подосинках налево, на Дубровки, Никульское, Батюшково.
Район станции Турист.
Неподалеку от станции у п. Деденево канал разделен косой как бы на две части — залив и собственно канал. Это одно из лучших мест для доночников. Прямо с косы ловится лещ и язь донкой, летом на геркулес, весной и осенью — на червя и опарыша. Летом неплохо берет плотва на зелень. В заливе держатся щука и окунь. Спиннинговать удобнее с лодки.
Проезд
Ж/д Савеловского направления до ст. Турист, далее пешком 1,5 км. Автотранспортом — по Дмитровскому шоссе до Медведково, в начале населенного пункта есть ряд съездов прямо к косе.
Яхромское водохранилище (залив канала им. Москвы), мест¬ное название — Свистуха.
Именно так называют рыбаки большой мелководный и сильно заросший водоем, образовавшийся в результате строительства дамбы на р. Комарихе, которая отделила водоем от канала им. Москвы. Водоем проточный, основной интерес для рыболовов представляет щука, которую с успехом ловят летом спиннингом на плавающие воблеры — незацепляйки и вертушки, а зимой на жерлицы, причем даже на сверхмалых глубинах попадаются приличные экземпляры — до 5 кг.
Проезд
Ж/д Савеловского направления до ст. Морозки, далее автобусом до д. Свистуха. Автотранспортом — по Дмитровскому шоссе, через Подосинки, на Свистуху.
Окрестности станции Икша.
Интересен как сам канал им. Москвы, так и водоотводной шлюзовой канал. Весной и летом ловится крупная плотва на опарыш и зелень, причем, если применять снасть с забросом, попадается рыба весом до 1 кг. Все лето ловят леща и язя донками, иногда попадаются даже сомы. Неплохо берет судак на джиг на основном канале.
Проезд
Ж/д Савеловского направления до ст. Икша, Автотранспортом — по Дмитровскому шоссе до п. Икша, далее к каналу.
Участок между Икшинским и Пестовским водохранилищами.Среди московских рыболовов прозван «трубой». Те, кто приспособился к рыбалке на «трубе», с успехом ловят крупного леща и язя донками, плотву в проводку на зелень или опарыша, судака и сома донками на живца. Наиболее интересные места — на стрелках впадения и вытекания канала в водохранилище. Ранней весной отличная ловля на червя, на донку в сопредельных заливах водохранилища. Попадается крупный язь, плотва и лещ.
Проезд
Дмитровское шоссе, до развилки Трудовая-Хлябово, здесь напра¬во до д. Драчево, берегом канала идет удовлетворительного качества грунтовка в обе стороны.
Участок Пестово — Витенево.
Донками — лещ и язь на червя и горох, в проводку — плотва на зелень или опарыша, спиннингом на джиг — судак, на блесну — окунь и жерех.
Проезд
Ярославское шоссе, поворот на Черкизово, далее через Мамонтовку, Пруссы до Пестово, Витенево.
Пруд у деревни Базарово
Здесь ловится карась и иногда крупный карп, карася ловят удочками и на резинку, карпа — специальной донной снастью с кормушкой, отличная насадка — сладкая кукуруза.
Проезд
Ж/д Савеловского направления до ст. Икша, либо автотранспортом по Дмитровскому шоссе до Базарово, здесь налево, дорога идет от плотины берегом пруда на д. Тефаново.
Озера Нерское, Долгое и Круглое
Нерское озеро
Озеро населено карасем. Отличный водоем для любителей ловли с лодки, берега практически нет, болото! Карась — до 1 кг. Ловят его на удочку в прогалках и окнах, среди водной растительности, предварительно прикормив выбранное место. Насадки с собой надо взять самые разные, карась капризен, и вкус его угадать нелегко.
Проезд
Дмитровское шоссе, через г. Лобня на д. Озерецкое, подъездов к озеру нет, и вам предстоит пеший путь по болотистой тропе с лодкой за плечами длиной около 1 км.
Озеро Долгое
В озере обитают — щука, окунь, плотва, карп (мало, но крупный). Глубины в озере достигают 3-5 м, вода довольно темная, дно — торфянисто-болотистое. Летом ловить лучше с лодки, зимой интересен лишь период первого и последнего льда.
Проезд
Дмитровское шоссе, через г. Лобня на д. Озерецкое, поворот на Рыбаки, через 800 м направо, в сторону дома отдыха. На берегу водоема расположен пансионат МВД и небольшая рыболовная база, где можно взять лодки.
Ж/д транспортом Савеловского направления до ст. Лобня, далее автобусом до д. Озерецкое.
Озеро Круглое
Озеро Круглое — совершенно непохоже на Долгое. Вода прозрачная, песок, основной интерес представляет ловля окуня. Летом — спиннингом с надувной лодки. Зимой — по перволедью на блесну. Помимо окуня в озере есть крупный карп, но клев его капризен.
Проезд
Дмитровское шоссе, через г. Лобня на д. Озерецкое, на д. Агафониху или Рыбаки.
Ж/д транспортом Савеловского направления до ст. Лобня, далее автобусом до д. Озерецкое.
Запруда на реке Веля
Здесь ловят в основном щуку и окуня, белой рыбы мало. Летом лучше ловить с лодки, зимой интересен лишь первый и последний лед. Лучший живец — мелкая плотва.
Проезд
Дмитровское шоссе до г. Дмитров, здесь направо через Жестылево, Старово до д. Новое сельцо, в деревне налево до д. Опарине
Ж/д транспортом Савеловского направления до ст. Дмитров, далее автобусом.
Пруды у деревни Ольявидово
Водоемы славятся хорошим карасем. Рыбалка перспективнее с лодки или с берега на резинку, завезенную метров на 100.
Проезд
Дмитровское шоссе до г. Дмитров, далее через Жестылево, Кузнецове, Лифаново, до д. Ильино, отсюда по грунтовке к прудам. Ж/д — ст. Дмитров, далее автобусом до д. Ольявидово.
Озеро у села Жестылево
Водоем проточный, населен окунем, щукой, плотвой и карасем. Есть даже карп, но клев довольно капризный. Водоем является экспериментальной базой НИИ Прудового Рыбного Хозяйства. Поблизости с ним расположено бесчисленное множество мелких рыборазводных водоемов, на которых порой разрешают ловить рыбу.
Проезд
Автотранспортом — Дмитровское шоссе до г. Дмитров, далее до Жестылево
Ж/д — ст. Дмитров, далее автобусом до Жестылево.
Озеро у поселка Марфино
Потрясающей красоты водоем с сохранившимся ансамблем графской усадьбы. Ловятся летом карась и ротан. Лодку можно взять на лодочных станциях дома отдыха им. Куйбышева. Лучшая ловля карася в мае-июне, рыба в уловах до 500-700 г.
Проезд
Ж/д Савеловского направления до ст. Катуар, далее автобусом до дома отдыха им. Куйбышева.
Либо автотранспортом по Дмитровскому шоссе до Сухареве здесь направо до с. Марфино.
Пестовское водохранилище
Водохранилище, входящее в систему канала им. Москвы, характерно нестабильным клевом, связанным с постоянным изменением течения (результат шлюзования) и миграциями рыбы. Здесь ловит лишь тот, кто умеет. Весной в апреле неплохо идет лещ и язь на донки и резинки с насадкой червя по заливам в районе дд. Тишково, Михалево и Драчево. Летом в заливах ловят окуня и щуку на блесну, леща на донки с кормушкой, на геркулес или бортовыми удочками на перловку, порой неплохо берет судак на пересечении затопленных русел речки Вязь и Кокотка в районе д. Михалево.
Проезд
Автотранспортом — Дмитровское шоссе до поворота на Подосинки, здесь направо и далее через Алешино, Ельдигино до Тишково, либо через Черноземово на Михалево, в верховье водохранилища — по Дмитровскому шоссе, после д. Сухарево, повернув направо, 6 км до д. Драчево.
Верховья Учинского водохранилища
Самый популярный на водоеме — Аксаковский залив. Зимой неплохо ловится подлещик и плотва, причем крупный лещ довольно часто попадается в полводы на мормышку. По первому льду — окунь, щука и судак, весной — азартная ловля плотвы на мормышку во впадающей реке Уча. Летом доночники промышляют леща, спиннингисты и кружочники — жереха, окуня и щуку, судак попадается редко и в основном поздней осенью, заходя в залив с канала.
Проезд
Ст. Катуар Савеловского направления, далее автобусом до Аксакове Автотранспортом — Дмитровское шоссе, до поворота на Федоскино. Здесь направо и далее до Аксакова.
Река Клязьма (верхнее течение)
Интересна река лишь по весне для любителей проводки. Ловится плотва, голавлики, подъязки, иногда заходит подлещик из залива Клязьминского водохранилища. Наиболее близкий и удобный участок у дд. Клязьма и Яковлево.
Проезд
Дмитровское шоссе, поворот на Хлебниково, далее на Яковлево, Клязьма.
Либо Ленинградское шоссе, поворот на Шереметьево и далее на Яковлево.
Озеро Киёво
Расположено практически в пределах г. Лобня, населено карасем и крупным ротаном. Рыбалка возможна только с лодки — прибрежная часть мелководна и очень заболочена. Озеро является излюбленным гнездовьем подмосковных чаек — их тут великое множество. Если вас не смущает шумное птичье соседство, то в начале лета — мае, июне, можно успешно половить карася и крупного (до 400 г) ротана.
Проезд
Дмитровское шоссе до г. Лобня или ст. Лобня Савеловского направления, далее пешком 500 м.
Клязьминское водохранилище
Самое ближнее к Москве водохранилище канала им. Москвы. Водится в Клязьме лещ, плотва, окунь, судак, жерех, налим и другие рыбы бассейна Волги. Интересных для рыболовов районов несколько: заливы в районе станции Водники и Хлебниково Савеловского направления ж/д. Летом и зимой здесь ловят леща, плотву и окуня. Второй район — д. Троицкое. Здесь очень неплохо можно половить леща с лодки, а спиннингисты и кружочники, знающие район, промышляют крупного окуня и судака. Третий район — д. Чиверево. Здесь, пожалуй, лучшие места на Клязьме. Сложный рельеф дна, разнообразные глубины, затопленные коряжники и остатки двух старых мостов создали такие условия, что если чуть-чуть изучить этот район — можно с успехом ловить любую рыбу.
Проезд
Первый район — ст. Водники или ст. Хлебниково Савеловского направленияж/д. .
Второй район — к д. Троицкое по Дмитровскому шоссе с поворотом на Грибки и далее до Троицкого. Здесь можно остановиться в доме отдыха «Березки».
Третий район — район Чиверево. Через Челобитьево, Беляниново, далее на Пирогово, через Льянково, Осташково до Чиверево.
Канал им. Москвы, район деревни Новосельцево
Здесь в конце весны, начале лета часто наблюдается скопление крупного жереха. Неплохо ловится судак на джиг, позже начинает брать плотва на зелень, и лещ — на донку и геркулес. Отличное место под высоковольтной линией.
Проезд
Дмитровское шоссе до д. Еремено, направо до Новосельцево и прямо к месту впадения канала в Клязьминское водохранилище.
Источник