Меню

Она любила озеро быть может не особенно

Она любила озеро быть может не особенно

— Что ты, Саша, ведь это сплошные витамины! — ответила она и теперь, поскольку тревожный вопрос был задан. — И вообще все уже прошло. Подержи-ка вет­ки, я заберусь поглубже.

Тут их и нашел профессор, вышедший с женой на­встречу. Ася для начала прикинулась степенной дамой, но через полчаса уже хохотала, шутила с профессором и даже, кажется, забыла, что ей надо беречься, — после ужина уговорила всех пойти гулять.

Они вышли на берег озера и невольно притихли. Так хорош был вечер, так вольно простиралось над ними большое, неохотно темнеющее небо с бледным рожком месяца, а перед ними вплоть до горизонта лежало спо­койное озеро и над самой водой то тут, то там клочьями висел туман. Два-три огонька проблескивали сквозь ли­ству прибрежных кустов, да с веранды дачи падал столб оранжевого света, выхватывая из легкой мглы кусок песчаного берега, уходящие в воду мостки и смутно вырисовывающийся силуэт вышки для прыжков.

— Благодать какая, — сказал Воловик и, покосив­шись на профессора, как-то вдруг осознал, что независи­мо от того, собирается ли с ним говорить профессор или нет, он сам хочет серьезного разговора и обязательно затеет его, когда будет удобно.

Утром встали рано.

— Купаться, купаться! — торопил профессор, косясь на жену, накрывавшую стол к завтраку.

Они пошли на берег озера. Воздух был свеж, а вода, еще не нагретая солнцем, показалась совсем ледяной, когда Воловик шагнул в нее. Холод ознобом прошел по коже. Не останавливаясь, Воловик быстро пересек при­брежное мелководье, вытянул руки, оттолкнулся от пес­чаного дна ногами, врезался в воду и поплыл. Его ши­рокоплечее, обычно неуклюжее тело будто сузилось, подтянулось и напряглось. Сильными загребающими движениями выбрасывая вперед руки и погружая их почти на одной линии с опущенной к воде головой, он глубоко и сильно дышал, привычно управляя дыханием. Тело ввинчивалось в воду, увеличивая скорость молотя­щими ударами ног. Восхитительно свежая вода струи­лась вдоль его тела, словно он преодолевал быстрое реч­ное течение. Солнце дробилось на поверхности озера и вспыхивало перед глазами в разлетающихся брызгах.

Проплыв ровно столько, сколько нужно было, чтобы размяться, он повернул назад, потому что было неловко уплыть одному слишком далеко. Он увидел на берегу Асю, которая так и не решилась войти в воду, а стояла рядом с Полиной Степановной, следя за мужем из-под ладони. Какой-то человек в плавках стоял на вышке и тоже смотрел из-под ладони. Увидав, что Воловик повер­нул, человек быстро взмахнул руками, бросил свое те­ло вперед и вверх, развел руки и ласточкой полетел вниз. Прыжок был искусен — пловец скользнул в воду, не разбрызгивая ее, только мелкие пузырьки воздуха да разбегающийся круг обозначили место падения.

— Хорошо! — крикнул профессор, вынырнув около Воловика. Солнце сверкало в каплях воды, застрявших на его стриженных ежиком седых волосах и стекавших по покрасневшему, улыбающемуся лицу.

— Здорово вы! — с уважением сказал Воловик.

— Ничего! — с удовольствием ответил Карелин, — он явно гордился своим искусством и был счастлив, что мог показать его гостю. — Поплывем?

Он плыл брассом, не торопясь.

— Кроль уже не для меня, сердце поберечь нуж­но, — объяснил он. — А так — хоть все озеро переплыву. И бросать никак нельзя. Перестану — ну, тогда мне ко­нец. Старость.

Вода стала теплей и потеряла упругость, глаза раз­глядели под ее тонким слоем желтизну песка, колено шаркнуло по дну. Они выбрались на мель, почти цели­ком прикрытую нагретой солнцем водой.

— Полежим, — предложил Карелин.

Он, видимо, был непрочь отдохнуть. Слышно было его учащенное дыхание. Воловик совсем не устал, он сел рядом с профессором, охватив колени руками.

— Сейчас, может, не время, — смущенно проговорил он. — Но знаете, Михаил Петрович, я об одной штуке все время думаю. И хочется расспросить. Вот мне пред­лагают содружество. насчет этой самой механизации сборки, вы знаете. А я чувствую — не то! Не тот чело­век! Мне бы такого ученого, который в этих вопросах сам доискивается. сам душой болеет. Так что вы ска­жете — прилично мне отказаться и самому поискать че­ловека нужного?

— Обидеть боитесь? — скосов глаза на Воловика, спросил Карелин.

— Нет. Просто думаю, не получится ли зазнайство. Такой-де разборчивый, что ему и инженер уже не хо­рош. Впрочем, — добавил он, — и обидеть — тоже при­ятного мало.

— Мало, — согласился Карелии. — Только, знаете ли, есть одна область, где обиды ни при чем. Работа. Наука ли, производство ли — все равно. Если ученик в процессе исследования опровергает научные положения своего учителя, — обидно учителю? А все же ни одного настоя­щего ученого это не остановило.

— Вот я и думаю. — пробормотал Воловик. Немного погодя он спросил:

— У вас в институте. найдется кто-либо из ученых, доцентов или там аспирантов. ну, которому эти вопро­сы механизации самому будут интересны?

— Найдется, — коротко ответил Карелин.

С берега махала рукой и аукала Ася. Воловик раз­думывал, удобно ли предложить профессору плыть об­ратно, отдохнул ли он уже, а Карелин вдруг строго спро­сил:

— Александр Васильевич, почему вы бросили учить­ся?

Вот, значит, о чем он хотел поговорить! Воловик уклончиво ответил:

— Так обстоятельства сложились. Не мог.

— Нельзя позволять обстоятельствам сбивать вас с пути, — жестко сказал Карелин. — Особенно если чув­ствуете, что можете многое сделать. А вы ведь чувствуе­те это.

— С какого курса вы забросили учебу?

Вопрос был нарочито обидный. Воловик вспомнил ту осень — болезнь Люси, эти жуткие недели, которые прошли как в злом бреду. смерть дочки. отчаяние Аси.

— С четвертого курса техникума, — коротко ответил он.

— Э-эх, Александр Васильевич! Это уж совсем стыд­но — недотянуть!

— Мне не стыдно, — твердо сказал Воловик. — До­тянуть можно было только на эгоизме. Наплевав на дру­гого человека.

Он глянул прямо в глаза профессору:

— Вот тогда было бы стыдно.

Михаил Петрович понимающе кивнул головой и встал. Сухонький, мускулистый, он распрямился, как пружинка, и снизу вверх внимательно оглядел Волови­ка, который стоял перед ним, подняв плечи и неуклюже охватив их скрещенными на груди руками.

— Если так, простите. Очевидно, бывает и так… Что вы намерены делать дальше?

— Не знаю. Может быть, на курсы мастеров. или сам попробую учиться.

— Ни то, ни другое, — почти сердито возразил Каре­лин. — В институт! В институт надо поступать! Учиться всерьез, основательно, на полную силу! Кто вы сейчас? Изобретатель-самоучка! Почему? Есть у нас институты, стипендии, вечерние и заочные отделения, целая система разработана, чтобы все, кому надо, учились. С вашей механизацией вы кое-что придумаете, я верю. И помогут вам. Сведу вас с профессором Савиным, прикрепим к вам ученого мужа и так далее. А высшее образование вам необходимо! Присматриваюсь я к вам. талант на­лицо, а пишете вы, мысль излагаете — коряво! Почему? Как на теорию напоролись — стоп. Куда это годится? Непременно идите в институт. С этой же осени.

Воловик, не отвечая, взвешивал предложение про­фессора. Вот это и есть то самое главное решение.

Трудно. И все-таки возможно? ..

— Помочь вам подготовиться к экзаменам найдет­ся кому, — добавил Карелин. — А год терять нечего. Сколько мы сосунков обламываем да вытягиваем, чтобы инженеры получились, а тут.

И, считая вопрос ясным, предложил:

— А ну, поплыли. Мчитесь вперед, покажите класс. С вышки — умеете?

Воловик ринулся в воду. Прекрасное ощущение силы, ловкости и упругости своего тела, вместе с ощущением душевной ясности, делало его счастливым. Таким счаст­ливым — хоть пой! Не доплыв до берега, он ухватился за перекладину и энергичным движением вскинул свое тело на мостки. Освеженный и довольный, взбежал по ступенькам на верхнюю площадку и на минуту задер­жался на ней, подготавливая тело и нервы к прыжку. Отчаянный выкрик Аси дошел до него в тот самый миг, когда он отвел назад руки, согнул ноги в коленях и на­чал бросок. Удержаться от прыжка он уже не мог и не хотел. Ни с чем не сравнимое, острое и чарующее ощу­щение полета. собранность всего тела, каждой мышцы и каждого нерва. руки вперед, ноги вытянуты в струн­ку до кончиков пальцев.

Источник

Нестандартные упражнения для отработки 16-го задания ЕГЭ по русскому языку

Задания в формате ЕГЭ уже откровенно поднадоели и мне, и моим ученикам. Чтобы разнообразить подготовку к экзамену, даю упражнения, которые позволяют преодолеть механическое следование шаблону.

Делюсь с желающими предложениями, в которых встречаются пунктуационные ошибки. Необходимо найти их и исправить. Предложения, в которых с пунктуацией всё хорошо, здесь тоже есть.

Читайте также:  Что значит пацан из рассказа васюткино озеро

1. Смуглый отрок бродил по аллеям, у озёрных грустил берегов, и столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов.

2. Тяжёлый удар прокатился с востока, и, отражённый горами, вернулся обратно.

3. Мужество необходимо, как для отважных поступков, так и для мышления.

4. Светлый, пронизанный солнцем дождь летел и шумел.

5. Пахло скошенным сеном, клевером и я вспоминал что-то давно забытое.

6. Гарибальди пришёл рано и принёс перевязанные лентой астры и левкои и записку на моё имя.

7. Рыхлый снег уже осел, подтаял и было совсем тепло.

8. Служанки со всего двора про барышень своих гадали и им сулили каждый год мужей военных и поход.

9. О его намерениях никто никогда ни за что не мог бы догадаться.

10. Хутор стоял на припёке и нигде не было видно ни воды, ни деревьев.

1. Надулся он и, негодуя, поклялся Ленского взбесить .

2. Девушку охватила, если не досада, то явное недовольство собой.

3. Гаврила хотел было возразить да сжал губы.

4. На середине реки видно было далеко и всё качалось и плыло в знойном мареве.

5. В гремучий говор всё слилось: крик женский, брань, и смех, и ропот.

6. Заросли вокруг озера были густые и колючие и казались непроходимыми.

7. Сверчок поёт очень громко и не обращает внимания, как на мои шаги, так и на звон чашек.

8. Всё было серо, холодно и мокро: земля, и небо, и тонкая жёлтая трава, и бесформенные кучи камня.

9. Темнело и сбоку несло резким холодом.

10. По целым часам я мог смотреть в окно на небо, на птиц, на аллеи, и читал всё, что попадалось мне под руку.

Номера предложений с пунктуационными ошибками можно разместить в комментариях. Подсказка: в первом варианте таких предложений пять, во втором — шесть. Желаю удачи!

В конце ноября на канале были размещены статьи, тематически связанные с сегодняшней публикацией:

Источник



Она любила озеро быть может не особенно большое но такое же неохватное полное как море?

Русский язык | 5 — 9 классы

Она любила озеро быть может не особенно большое но такое же неохватное полное как море.

А) 2 запятые В) 4 запятые и тире С) 3 запятые Д) 5 запятых Е) 4 запятые.

Она любила озеро, быть может, не особенно большое, но такое же неохватное полное, как море.

Ответ : 4 запятые.

Приведите 5 примеров предложений с приложениями с запятой с тире без запятой?

Приведите 5 примеров предложений с приложениями с запятой с тире без запятой.

Составьте предложение в котором бы были : 1)тире, двоеточием, три запятые?

Составьте предложение в котором бы были : 1)тире, двоеточием, три запятые.

2)двоеточие при наименьшей количестве слов.

3)точка с запятой, две запятые.

Какой знак пропущен между частями бессоюзного предложения : У озер Мещерского края одно очень странное свойство чем меньше озеро, тем оно глубже( запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, запятая тир?

Какой знак пропущен между частями бессоюзного предложения : У озер Мещерского края одно очень странное свойство чем меньше озеро, тем оно глубже( запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, запятая тире)!

Придумать 3 безсоюзные предложения с запятой , 3 с точкой запятой ; и 2 с тире — ?

Придумать 3 безсоюзные предложения с запятой , 3 с точкой запятой ; и 2 с тире — .

2 предложения с запятыми, 2 с тире, 2 с точко запятой ( ; )?

2 предложения с запятыми, 2 с тире, 2 с точко запятой ( ; ).

По 2 предложения : с запятой(, ) С точкой запятой( ; ) С тире( — ) С общими второстепенными членами(дополнение, обстоятельство, опеределение) Без запятой(нет запятой)?

По 2 предложения : с запятой(, ) С точкой запятой( ; ) С тире( — ) С общими второстепенными членами(дополнение, обстоятельство, опеределение) Без запятой(нет запятой).

При обращении употребляются А)Запятые и тире В)двоеточие и вопросительный знак С)запятые и восклицательный знак D)Тире и двоеточие Е)Двоеточие и тире?

При обращении употребляются А)Запятые и тире В)двоеточие и вопросительный знак С)запятые и восклицательный знак D)Тире и двоеточие Е)Двоеточие и тире.

Пожалуйста помогите ребята срочно надо?

Пожалуйста помогите ребята срочно надо.

3е задание ответ : (3) 1, 2, 4 — запятые ; 3 — запятая и тире.

Просто надо объяснить почему ставятся запятые и тире.

Русский язык?

40 баллов, расставить знаки (Тире, двоеточие, запятые, точка с запятой, запятые!

) Фото упражнения есть!

Срочно, 5 предложений с запятой, 5 с тире, и 5 с точко запятой?

Срочно, 5 предложений с запятой, 5 с тире, и 5 с точко запятой.

На странице вопроса Она любила озеро быть может не особенно большое но такое же неохватное полное как море? из категории Русский язык вы найдете ответ для уровня учащихся 5 — 9 классов. Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи.

Источник

Ответы к упражнениям 42-45

Упражнение 42

1. Да и, наконец, нельзя же в твои годы, с твоей наружностью (Аратов опустил глаза и махнул рукою) – да, да, с твоей наружностью, так чуждаться общества, света! 2. Крики: «Bis! Браво!» раздавались кругом, но она бросила быстрый взгляд на Аратова, который не кричал и не хлопал – ему не особенно понравилось её пение, – слегка поклонилась и ушла (постановка тире вместо скобок факультативна; после вставной конструкции ставится не только тире, но и запятая, поскольку запятая разделяет однородные сказуемые в главном предложении: она бросила взгляд на Аратова, слегка поклонилась ). 3. И не то чтобы он дулся на Аратова за неудачу своей рекомендации – добряк на это не способен, – но он, очевидно, нашёл некоторое занятие, которое поглощало всё его время (постановка тире вместо скобок факультативна; после вставной конструкции ставится не только тире, но и запятая – перед противительным союзом но; очевидно – вводное слово). 4. Бедный старик не мог надивиться на Петеньку (так он называл сына). 5. Насчет фигуры (лекарь с улыбкой взглянул на себя) также, кажется, нечем хвастаться (кажется – вводное слово). 6. Проехав какие-то австрийские войска , Ростов заметил, что следующая за тем часть линии (это была гвардия) уже вступила в дело. 7. –Господа, – сказал он (голос его был спокоен, хотя тоном ниже обыкновенного). – Господа, к чему пустые споры! 8. Быстро, но горячо прошла в душе моей страсть (иначе я не могу назвать её) ловить и собирать бабочек. 9. А где старая (так он обыкновенно называл жену свою)? 10. Издеваться над ним (и ещё в официальной газете) нехорошо – и даже неблагоразумно (постановка тире перед и факультативна). 11. Николай – она чувствовала – не понимает её, и это ещё более затрудняло желание рассказать о страхе своём (постановка тире вместо скобок факультативна). 12. Окончив свои дуэтино с дочерью , фрау Леноре заметила, что у Эмилио голос отличный, настоящее серебро, но что он теперь вступил в тот возраст, когда голос меняется (он действительно говорил каким-то беспрестанно ломавшимся басом), и что по этой причине ему запрещено петь. 13. Орловская деревня (мы говорим о восточной части Орловской губернии) обыкновенно расположена среди распаханных полей , близ оврага , кое-как превращённого в грязный пруд . 14. Воздух гостиной, напоённый запахом ландышей (большие букеты этих чудесных цветов белели там и сям), по временам колыхался, возмущённый приливом лёгкого ветра (запятая после скобки отделяет обособленное определение в основной части предложения: воздух гостиной, напоённый запахом ландышей , по временам колыхался). 15. Развернув наудачу несколько писем (в одном оказался засохший цветок, перевязанный полинявшей ленточкой ), он только плечами пожал и, глянув на камин, отбросил их в сторону, вероятно, собираясь сжечь весь этот ненужный хлам (запятая после скобки отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом: Развернув наудачу несколько писем , он только плечами пожал; вероятно – вводное слово). 16. Едва придя домой – было немного более одиннадцати вечера, – Орсанов сел за письменный стол (постановка тире вместо скобок факультативна; запятая после вставной конструкции выделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом: Едва придя домой , Орсанов сел за письменный стол). 17. Покашливая – на вокзале было накурено, – Рябинин вышел на крыльцо (постановка тире вместо скобок факультативна; запятая после вставной конструкции выделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастием: Покашливая , Рябинин вышел на крыльцо). 18. Солдаты (их было трое) ели, не обращая внимания на Пьера . 19. Его вторая жена, красавица , умница – вы её только что видели, – вышла за него, когда уже он был стар (постановка тире вместо скобок факультативна; запятая после вставной конструкции выделяет обособленное приложение: Его вторая жена, красавица , умница , вышла за него). 20. Воображая, что замок заперт, я вынул ключ, и –о ужас! – у меня в руках была только головка ключика (постановка тире вместо скобок факультативна). 21. Отверстие в двери он плотно заткнул старым своим армяком и чуть свет был уже на дворе, как ни в чём не бывало, сохраняя даже (невинная хитрость!) прежнюю унылость на лице . 22. Это был Пётр Герасимович (Нехлюдов никогда не знал и даже немного хвастал тем, что не знает его фамилии), бывший учитель детей его сестры (запятая после скобки выделяет обособленное приложение в основной части: Это был Пётр Герасимович, бывший учитель детей его сестры ). 23. Но господь бог ведает (тут он поднял руку над головою), что скорее шар земной в раздробление придёт, чем мне от своего слова отступиться , или (тут он даже фыркнул) струсить , или раскаяться в том, что я сделал! (повторяющийся союз или связывает однородные сказуемые, которые разделяются запятыми Возвратясь в свою комнату (она находилась во флигеле и была почти вся загромождена коваными сундуками), Гаврила сперва выслал вон свою жену, а потом подсел к окну и задумался (запятая после скобок отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом: Возвратясь в свою комнату , Гаврила выслал вон свою жену).

Читайте также:  Чему мы можем научиться у васютки из рассказа васюткино озеро

Упражнение 43

1. [Аркадина:] Милый сын, когда же начало? [Треплев:] Господа, начало! Прошу внимания. О вы, почтенные, старые тени, которые носитесь в ночную пору над этим озером, усыпите нас! 2. Дорогая моя, хорошая, чистая, будьте моей женой! 3. Горе тебе, город Казань, едет толпа удальцов собирать невольную дань с твоих беззаботных купцов. 4. Спящий в гробе, мирно спи, жизнью пользуйся, живущий. 5. Как любил, Кавказ мой величавый, твоих сынов воинственные нравы. 6. Кто, волны, вас остановил, кто оковал ваш бег могучий! 7. Не зови меня ты, воля, не зови в поля! 8. Приснись мне, на лыжах бегущая Сольвейг, не дай умереть, не увидев тебя ! 9. Вставай, творящий чудеса! Кипи неистощимой силой, мой Севастополь, город милый, отчизны вечная краса! 10. До войны едва в помине был ты, Тёркин, на Руси. 11. Поплачь, поплачь, Настенька, дочушка моя. Лети, лети, ластынька, лети за моря. 12. Молодой уроженец Неаполя! Что оставил в России ты на поле? 13. Цыц, ты! Она тебе больше не слуга. 14. Ну, вы! Вставайте. 15. Да неужели вам мало, ненасытный вы этакий! 16. Милый друг ты мой, не стыдись, не вешай голову. 17. О ты, чьих писем много, много в своём портфеле берегу! 18. О мой милый, мой нежный, прекрасный сад. 19. Скажи же, о проницательный читатель, зачем выведен Рахметов, который вот ушёл и больше не явится в моём романе? 20. . Смерть, а Смерть, ещё мне там дашь сказать одно словечко? 21. О муза пламенной сатиры, приди на мой призывный клич! 22. Кто б ни был ты, печальный мой сосед, люблю тебя, как друга юных лет, тебя, товарищ мой случайный. 23. Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю. 24. Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный. 25. Ах, юность, юность удалая! Житьё в то время было нам.

Упражнение 44

Проехав несколько вёрст по большой дороге, Хаджи-Мурат сдержал своего тяжело дышавшего и посеревшего от поту белого коня и остановился . Вправо от дороги виднелись сакли и минарет аула, налево были поля , и в конце их виднелась река . Несмотря на то, что путь в горы лежал направо, Хаджи-Мурат повернул в противоположную сторону, влево, рассчитывая на то, что погоня бросится за ним именно влево. Он же, и без дороги переправясь через реку Алазань, выедет на большую дорогу, проедет по ней до леса и тогда уже, вновь переехав через реку, лесом проберётся в горы. Решив это, он повернул влево. Но доехать до реки оказалось невозможным . Рисовое поле , как это всегда делается весной, было только что залито водой и превратилось в трясину. Хаджи-Мурат и его товарищи брали направо, налево, надеясь найти более сухое место, но то поле , на которое они попали , было всё равномерно залито и теперь пропитано водою. Лошади с звуком хлопанья пробки вытаскивали утопающие в вязкой грязи ноги и, пройдя несколько шагов, тяжело дыша останавливались .

Так они бились долго. Уже начало смеркаться . А они всё ещё не доехали до реки. Влево был островок с распустившимися листиками кустов. Хаджи-Мурат решил въехать в эти кусты и там, дав отдых измученным лошадям, пробыть до ночи.

Въехав в кусты, Хаджи-Мурат и его товарищи слезли с лошадей и, стреножив их, пустили кормиться. Сами же поели взятого с собой хлеба и сыра. Молодой месяц, светивший сначала, зашёл за горы, и ночь была тёмная . Соловьев в Нухе было особенно много . Два было и в этих кустах. Пока Хаджи-Мурат со своими людьми шумел , въезжая в кусты, соловьи замолкли . Но когда затихли люди , они опять защёлкали , перекликаясь. Хаджи-Мурат , прислушиваясь к звукам ночи, невольно слушал их.

И их свист напомнил ему ту песню о Гамзате, которую он слышал нынче ночью. Ему вдруг стало серьёзно на душе. Он разостлал бурку и совершил намаз . И едва только кончил его, как послышались приближающиеся к кустам звуки . Это были звуки большого количества лошадиных ног, шлёпавших по трясине. Быстроглазый Хан-Магола , выбежав на один край кустов, высмотрел в темноте чёрные тени конных и пеших, приближавшихся к кустам. Ханефи увидал такую же толпу с другой стороны. Это был Карганов , уездный воинский начальник, с своими милиционерами.

Проехав несколько вёрст по большой дороге , Хаджи-Мурат сдержал своего тяжело дышавшего и посеревшего от поту белого коня и остановился .

  1. Общая характеристика предложения:предложение простое, двусоставное, полное,осложнённое. Предложение осложнено:
    а) однородными сказуемыми, связанными одиночным соединительным союзом и ( сдержал и остановился ), запятая между сказуемыми не ставится;
    б) однородными согласованными определениями, связанными одиночным соединительным союзом и ( дышавшего и посеревшего коня ), запятая между определениями не ставится;
    в) обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом ( проехав несколько вёрст по большой дороге ).
    Согласованные определения своего дышавшего ; посеревшего белого ( коня ) не являются однородными и не разделяются запятой, поскольку характеризуют предмет с разных сторон.
  2. Характеристика грамматической основы:
    а) подлежащее Хаджи-Мурат выражено существительным в именительном падеже;
    б) сдержал и остановился – однородные простые глагольные сказуемые, выраженные глаголами в прошедшем времени изъявительного наклонения.
  3. Характеристика второстепенных членов:
    а) проехав несколько вёрст по большой дороге – обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;
    б) коня – прямое дополнение, выраженное существительном в В. п. без предлога;
    в) дышавшего и посеревшего ( коня ) – однородные согласованные определения, выраженные полными причастиями;
    г) белого ( коня ) – согласованное определение, выраженное полным прилагательным;
    д) ( посеревшего ) от поту – обстоятельство причины, выраженное существительным в косвенном падеже с предлогом;
    е) своего ( коня ) – согласованное определение, выраженное местоимением;
    ж) ( дышавшего ) тяжело – обстоятельство образа действия, выраженное наречием.

Но доехать до реки оказалось невозможным .

  1. Общая характеристика предложения:предложение простое, двусоставное, полное, неосложнённое.
  2. Характеристика грамматической основы:
    а) подлежащее доехать выражено инфинитивом;
    б) оказалось невозможным – составное именное сказуемое; именная часть ( невозможным ) выражено полным прилагательным в творительном падеже; полузнаменательная связка оказалось выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.
  3. Характеристика второстепенных членов: ( доехать ) до реки – обстоятельство места выражено существительным в косвенном падеже с предлогом.

Уже начало смеркаться .

  1. Общая характеристика предложения:предложение простое, односоставное (безличное), полное, неосложнённое.
  2. Характеристика грамматической основы:начало смеркаться – составное глагольное сказуемое; основная часть ( смеркаться ) выражена инфинитивом, вспомогательный глагол ( начало ) имеет фазовое значение и стоит в прошедшем времени изъявительного наклонения.
  3. Характеристика второстепенных членов: ( начало смеркаться ) уже – обстоятельство времени, выраженное наречием.

Лошади с звуком хлопанья пробки вытаскивали утопающие в вязкой грязи ноги и, пройдя несколько шагов , тяжело дыша , останавливались .

  1. Общая характеристика предложения:предложение простое, двусоставное, полное, осложнённое. Предложение осложнено:
    а) однородными сказуемыми, связанными одиночным соединительным союзом и ( вытаскивали и останавливались ), запятая между сказуемыми не ставится;
    б) однородными обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами ( пройдя несколько шагов, тяжело дыша ); между собой обстоятельства связаны бессоюзно, поэтому они разделяются запятой.
  2. Характеристика грамматической основы:
    а) подлежащее лошади выражено существительным в именительном падеже;
    б) вытаскивали и останавливались – однородные простые глагольные сказуемые, выраженные глаголами в прошедшем времени изъявительного наклонения.
  3. Характеристика второстепенных членов:
    а) ( вытаскивали ) ноги – прямое дополнение, выраженное существительном в В. п. без предлога;
    б) ( ноги ) утопающие – согласованное определение, выраженное полным причастием;
    в) ( утопающие ) в грязи – обстоятельство места, выраженное существительным в косвенном падеже с предлогом;
    г) ( в грязи ) вязкой – согласованное определение, выраженное полным прилагательным;
    д) ( вытаскивали ) с звуком – обстоятельство образа действия, выраженное существительным в косвенном падеже с предлогом;
    е) ( с звуком ) хлопанья – несогласованное определение, выраженное существительным в Р. п.;
    ж) ( хлопанья ) пробки – несогласованное определение, выраженное существительным в Р. п.;
    з) пройдя несколько шагов , тяжело дыша – однородные обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами.
Читайте также:  Что значит озеро серебряное роса жемчужная

Хаджи-Мурат решил въехать в эти кусты и там , дав отдых измученным лошадям , пробыть до ночи .

  1. Общая характеристика предложения:предложение простое, двусоставное, полное, осложнённое. Предложение осложнено:
    а) сказуемым с однородными основными частями, связанными одиночным соединительным союзом и ( решил въехать и пробыть ), запятая ставится;
    б) обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом ( дав отдых измученным лошадям ).
  2. Характеристика грамматической основы:
    а) подлежащее Хаджи-Мурат выражено существительным в именительном падеже;
    б) решил въехать и пробыть – составное глагольное сказуемое с однородными основными частями; основные части ( въехать и пробыть ) выражены субъектными инфинитивами; вспомогательный глагол ( решил ) имеет модальное значение и стоит в прошедшем времени изъявительного наклонения.
  3. Характеристика второстепенных членов:
    а) ( въехать ) в кусты – обстоятельство места, выраженное существительным в косвенном падеже с предлогом;
    б) ( в кусты ) эти – согласованное определение, выраженное местоимением;
    в) ( пробыть ) до ночи – обстоятельство времени, выраженное существительным в косвенном падеже с предлогом;
    г) ( пробыть ) там – обстоятельство места, выраженное местоименным наречием;
    д) дав отдых измученным лошадям – обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

Въехав в кусты , Хаджи-Мурат и его товарищи слезли с лошадей и, стреножив их , пустили кормиться .

  1. Общая характеристика предложения:предложение простое, двусоставное, полное,осложнённое. Предложение осложнено:
    а) однородными подлежащими, связанными одиночным соединительным союзом и ( Хаджи-Мурат и товарищи ), запятая между подлежащими не ставится;
    б) однородными сказуемыми, связанными одиночным соединительным союзом и ( лезли и пустили ), запятая между сказуемыми не ставится;
    в) обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами ( въехав в кусты ; стреножив их ).
  2. Характеристика грамматической основы:
    а) однородные подлежащие Хаджи-Мурат и товарищи выражены существительными в именительном падеже;
    б) слезли и пустили – однородные простые глагольные сказуемые, выраженные глаголами в прошедшем времени изъявительного наклонения.
  3. Характеристика второстепенных членов:
    а) ( товарищи ) его – несогласованное определение, выраженное местоимением;
    б) ( слезли ) с лошадей – косвенное дополнение, выраженное существительным в косвенном падеже с предлогом;
    в) ( пустили ) кормиться – обстоятельство цели, выраженное инфинитивом;
    г) въехав в кусты ; стреножив их – обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами.

Два было и в этих кустах .

  1. Общая характеристика предложения:предложение простое, двусоставное, неполное (опущена зависимая часть цельного словосочетания: два соловья), неосложнённое.
  2. Характеристика грамматической основы:
    а) подлежащее два выражено количественным числительным в именительном падеже;
    б) было – простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.
  3. Характеристика второстепенных членов:
    а) ( было ) в кустах – обстоятельство места, выраженное существительным в косвенном падеже с предлогом;
    б) ( в кустах ) этих – согласованное определение, выраженное местоимением.

Ему вдруг стало серьёзно на душе .

  1. Общая характеристика предложения:предложение простое, односоставное (безличное), полное, неосложнённое.
  2. Характеристика грамматической основы:стало серьёзно – составное именное сказуемое; именная часть ( серьёзно ) выражена наречием, полузнаменательная связка ( стало ) выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.
  3. Характеристика второстепенных членов:
    а) ( стало серьёзно ) на душе – обстоятельство места, выраженное существительным в косвенном падеже с предлогом;
    б) ( стало серьёзно ) ему – косвенное дополнение, выраженное местоимением вВ. п.;
    в) ( стало серьёзно ) вдруг – обстоятельство образа действия, выраженное наречием.

Это были звуки большого количества лошадиных ног , шлёпавших по трясине .

  1. Общая характеристика предложения:предложение простое, двусоставное, полное, осложнённое. Предложение осложнено обособленным определением шлёпавших по трясине , выраженным причастным оборотом, которое стоит после главного слова – существительного (ног).
  2. Характеристика грамматической основы:
    а) подлежащее это выражено местоимением в именительном падеже;
    б) были звуки – составное именное сказуемое; именная часть ( звуки ) выражена существительным в именительном падеже, грамматическая связка ( были ) выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.
  3. Характеристика второстепенных членов:
    а) ( звуки ) большого количества ног – несогласованное определение, выраженное цельным именным словосочетанием с количественным значением;
    б) ( ног ) лошадиных – согласованное определением, выраженное полным прилагательным;
    в) ( ног ) шлёпавших по трясине – согласованное обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

Это был Карганов , уездный воинский начальник , с своими милиционерами .

  1. Общая характеристика предложения:предложение простое, двусоставное, полное, осложнённое. Предложение осложнено обособленным распространённым приложением уездный воинский начальник , выраженным нарицательным существительным с зависимыми прилагательными, которое стоит после главного слова – собственного существительного (Карганов). Уездный воинский (начальник) неявляются однородными определениями, поскольку характеризуют главное слово (начальник) с разных сторон.
  2. Характеристика грамматической основы:
    а) подлежащие это выражено местоимением в именительном падеже;
    б) был Карганов – составное именное сказуемое; именная часть ( Карганов ) выражена существительным в именительном падеже, грамматическая связка ( был ) выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.
  3. Характеристика второстепенных членов:
    а) ( был ) с милиционерами – косвенное дополнение, выраженное существительным в косвенном падеже с предлогом;
    б) ( с милиционерами ) своими – согласованное определением, выраженное местоимением;
    в) уездный воинский начальник – обособленное распространённое приложение, выраженное существительным с зависимыми прилагательными.

Упражнение 45

Я Максим Каммерер. Мне восемьдесят девять лет.

Когда-то, давным-давно, я прочитал старинную повесть, которая начиналась таким вот манером. Помнится, я подумал тогда, что если придётся мне в будущем писать мемуары, то начну я их именно так. Впрочем, предлагаемый текст нельзя, строго говоря, считать мемуарами. А начать следовало бы содного письма, полученного примерно год назад.

Каммерер, Вы, разумеется, прочли пресловутые «Пять биографий века». Прошу Вас, помогите мне установить, кто именно скрывается под псевдонимами П. Сорока и Э. Браун. Полагаю, вам это будет нетрудно. М. Глумова.

Я не ответил на это письмо. Мне не удалось выяснить настоящие имена авторов «Пяти биографий века». Как и следовало ожидать, П. Сорока и Э. Браун являются видными сотрудниками группы «Людены» Института исследований космической истории.

Я без труда представил себе чувства, которые испытывала Майя Глумова, читая биографию собственного сына, изложенную П. Сорокой и Э. Брауном. И я понял, что я обязан высказаться.

С точки зрения непредубеждённого, а в особенности – молодого читателя, речь пойдёт о событиях, которые положили конец целой эпохе в космическом самосознании человечества и открыли новые перспективы, рассматривавшиеся ранее только теоретически. Кроме того, я был свидетелем, участником, в каком-то смысле даже и инициатором этих событий. И вот сейчас, по причинам, носящим характер скорее личный, я испытал настоящую потребность собрать воедино и предложить вниманию каждого, кто пожелает этим заинтересоваться, всё, что мне известно о первых днях Большого Откровения.

Я перечитал последний абзац и вынужден тут же поправить самого себя. Во-первых, я предлагаю, разумеется, далеко не всё, что мне известно. Во-вторых, события 99 года были, строго говоря, не первыми днями Большого Откровения, а, напротив, последними его днями. Именно этого, как мне кажется, не понимают, а вернее – не желают принять сотрудники группы «Людены», несмотря на все мои старания быть убедительным. Впрочем, возможно, я не был достаточно настойчив. Годы уже не те.

Личность Глумова вызывает, естественно, особый, я бы сказал – специальный интерес сотрудников группы «Людены». Я их понимаю и поэтому сделал эту фигуру центральной в своих мемуарах.

Конечно, не только поэтому и не столько поэтому. По какому бы поводу я ни вспомнил о тех днях, в памяти моей тотчас встаёт Глумов. Я вижу его худощавое, всегда серьёзное молодое лицо, вечно приспущенные над серыми прозрачными глазами длинные ресницы, слышу его как бы нарочито медлительную речь, вновь ощущаю исходящий от него безмолвный, беспомощный, но неумолимый напор. И наоборот, стоит мне вспомнить его по какому-либо поводу, и тотчас же просыпаются «злобные псы воспоминаний» – весь ужас тех дней, всё отчаяние тех дней, всё бессилие тех дней.

Основу мемуаров составляют документы. Как правило, стандартные рапорты-доклады моих инспекторов, а также кое-какая переписка. Вообще-то придирчивый исследователь без труда заметит, что целый ряд документов, имеющих отношение к делу, в мемуары не включены, в то время как без некоторых включенных документов можно было бы, казалось, и обойтись. Отвечая на такой упрек заранее, замечу, что материалы подбирались мною в соответствии с определёнными принципами, в суть которых вдаваться у меня нет ни желания, ни особой необходимости.

Далее, значительную часть текста составляют главы-реконструкции. Реконструирование производилось на основании рассказов людей, в этих событиях участвовавших, как-то: Ася, жена Глумова, его коллеги, его знакомые и т.д.

Наконец, я позволил себе слегка разбавить текст мемуаров, несущий информацию, собственными реминисценциями, несущими информацию не столько о тогдашних событиях, сколько о Максиме Каммерере пятидесяти восьми лет. Поведение этого человека в изображённых обстоятельствах даже мне представляется сейчас не лишённым интереса.

Источник

Adblock
detector