Меню

Обводной канал онежское озеро

Обводной канал онежское озеро

Онежский канал проходит вдоль южного берега Онежского озера.

Канал построенные для обхода открытого водного пути Онежского озера, где часто случаются штормы.
Проложен он между устьем реки Вытегры и истоком реки Свирь.
Течение канала направлено в сторону Свири и почти не заметно.
Проходит на расстоянии от 10 м до 2 км от озера.
Длина канала 67 км, ширина — около 50 м.
Вдоль канала по берегу установлены километровые столбы.

Первые 15 км берега низкие, болотистые, затем они повышаются, начинается лес.
На 38-м км канал пересекает Мегрское озеро с низкими болотистыми берегами.
Мегрское озеро соединено километровой протокой с Водлицким.
В 2 км за ним справа каменная дамба, а за ней песчаный пляж.
Дальше берега в основном сухие, со стороны озера есть пляжи.

В районе Палтоги находится понтон, его разводят по требованию (или по гудку, если идёт большое судно).
Канал местами сильно приближается к Онежскому озеру, или буквально пару метров суши или практически сливается с озёром.
Местами канал узковат, но глубины хватает. Глубина по центру фарватера около 3-х метров, но сам фарватер узок.
В лоциях указано 1.80 м. Местами, где дно песчанное, встречаются размывы и идя по фарватеру со стороны видно мель.

Конец канала у истока реки Свирь, возле поселка и речного порта Вознесенье, расположенного по обоим берегам.
В прошлом это был крупный перевалочный пункт с озерных судов на речные.
После создания глубоководного Волго-Балтийского водного пути, по которому проходят суда типа «река — море»,
он частично потерял свое значение.
Однако Онежский канал остается важным промежуточным портом, в котором сходятся
транзитные пути из Москвы и Поволжья, а также с Белого моря через Беломорско-Балтийский канал и Онежское озеро.

При проходе по каналу, нужно быть внимательным — много топляков, особенно у Мегрского озера.

Рыбалка в канале и отдых популярны, половить можно как в самом канале, так и на выходах в Онего .
Поплавок или спиннинг, рыба присутствует. В Мегрском есть судак , крупный окунь.
В самом канале есть крупный лещ, налим.

Вознесенье связано автобусным сообщением: с левого берега — с городами Вытегра и Подпорожье, а с правого — с Петрозаводском.

Источник

Онежский канал

Онежский канал (Вологодская область)

Blue pog.svg

Blue pog.svg

Онежский канал — канал вдоль южного берега Онежского озера. Построен в 1818—1820 и 1845—1852 годах в составе Мариинской системы для прохода малых речных судов в обход Онежского озера, где часто случаются штормы [1] .

Длина канала 67 км, ширина — около 50 м. Проходит на расстоянии от 10 м до 2 км от озера. В устье канала установлен памятный обелиск.

В 2011 году теплоход «Николай Яковлев» вологодской приписки впервые за много лет прошёл Онежский канал с пассажирами в круизном рейсе и планирует такие рейсы в дальнейшем [2] .

Ссылки

  1. Мариинская система // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  2. Поездка на «Николае Яковлеве»
Просмотр этого шаблона Мариинская водная система из Волги в Балтийское море
Рыбинск · Шексна · Белозерский канал · Ковжа · Мариинский канал · Вытегра · Онежский канал · Свирь · Свирский канал · Сясьский канал
Новая Ладога · Ладожский канал · Нева · Санкт-Петербург

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Онежский канал» в других словарях:

Канал (в гидротехнике) — Канал (от лат. canalis ‒ труба, жёлоб) в гидротехнике, искусственное русло (водовод) правильной формы с безнапорным движением воды, устроенное в грунте. К. сооружают в открытой выемке или в насыпи (при пересечении балок, оврагов и др.), иногда ‒… … Большая советская энциклопедия

Канал — I Канал (от лат. canalis труба, жёлоб) в гидротехнике, искусственное русло (водовод) правильной формы с безнапорным движением воды, устроенное в грунте. К. сооружают в открытой выемке или в насыпи (при пересечении балок, оврагов и др.),… … Большая советская энциклопедия

Канал искусственный водоток — копанные водотоки для доставления и отвода воды или назначенные служить искусственными водными путями. Для целей орошения обыкновенно строятся К. в виде открытых рвов с земляными откосами, а для водоснабжения городов большей частью в виде… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Канал, искусственный водоток — копанные водотоки для доставления и отвода воды или назначенные служить искусственными водными путями. Для целей орошения обыкновенно строятся К. в виде открытых рвов с земляными откосами, а для водоснабжения городов большей частью в виде… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Волго-Балтийский канал — Волго Балтийский водный путь им. В.И.Ленина Плакат: «Речфлот. Волго Балтийский водный путь им. В. И. Ленина» Сахаров С. Г. 1965 г. Страна Россия Протекает по территории … Википедия

Сясьский канал — Сясьский канал (в прошлом Канал императрицы Марии Феодоровны) один из исторических Приладожских каналов на территории Ленинградской области, который соединяет реки Волхов и Сясь в обход Ладожского озера. Этот канал задумали строить ещё … Википедия

Читайте также:  Озеро комо вилла эрба

Новоладожский канал — Новоладожский канал … Википедия

Белозерский канал — Белозерский обводной канал (не Белозёрский) построенный в рамках Мариинской системы канал для обхода Белого озера. Его протяжённость 66,8 км … Википедия

Мариинский канал — Схема из словаря Б … Википедия

Свирский канал — Свирский канал один из Приладожских каналов на территории Ленинградской области, который соединяет устья рек Свирь и Сясь в обход Ладожского озера. Сооружался в 1802 1810 годах в рамках Мариинской системы. Имел длину 53 км, ширину по… … Википедия

Источник



Онежский канал часть 2

Несмотря на свою небольшую протяженность (67 км), Онежский канал входит в десятку крупных каналов России, хотя и находится в ней на предпоследнем месте. Впереди такие «монстры» как Волго-Донской (101 км), Ладожский (117 км) и Северо-Двинский (127 км). Замыкает этот рейтинг Белозёрский обводной канал, который уступает Онежскому всего 200 метров (66,8 км.). Ну а возглавляет, конечно же, Беломорско-Балтийский – равных которому нет и вряд ли будет.

— Онежский обводный канал —

Вошли в канал. Ширина метров 30-40, глубины 2,2-3,5 м. Первые 10-15 км берега в основном заболоченные, и мест для высадки очень мало. Несмотря на загрузку и неудачную «переднюю центровку» мы все же глиссируем, что не может не радовать – на 17-м километре канала понтон, и будут ли его разводить ночью неизвестно, посему идем без остановок.

Вход в Онежский обводный канал

Вход в Онежский обводный канал

Первый километр по Онежскому каналу

Первый километр по Онежскому каналу

Онежский обводный канал

Онежский обводный канал

С первых же метров канал удивил красно-коричневым цветом воды и запахом прелой древесины. Ну а берега как на фото – ткнуться носом можно, но поставить палатку и развести костер не реально. Вокруг сплошные болота.

Вода здесь необычного цвета и запаха

Вода здесь необычного цвета и запаха

Берега низменные и заболоченные

Берега низменные и заболоченные

Палатку тут вряд ли поставить

Палатку тут вряд ли поставить

Онежский относится к категории так называемых обводных каналов. Новых водных путей они не открывают, а лишь дублируют крупные озера для прохода малых судов и плотов. Из известных это Ладожский, Онежский и Белозерский. Все они входят в состав Волго-Балтийского водного пути. Ниже сами каналы и зоны действия береговых УКВ станций.

Обводные каналы Волго-Балта

Обводные каналы Волго-Балта

Расписание прогнозов погоды

Расписание прогнозов погоды

Зоны действия и каналы береговых УКВ

Зоны действия и каналы береговых УКВ

Отсюда еще слышно «Вытегра-Радио»: „ветер 11-13, в порывах до 17 м/с, волна 2,0-2,5 метра“. На озере шторм, а у нас тут тихо и спокойно. Онежское озеро справа и до него ещё далеко, около 3 км. По мере нашего продвижения оно будет приближаться, и вскоре мы его услышим, а потом и увидим. Прошли протоку в озеро Великое – берега становятся выше, появился хвойный лес, а с ним и места, пригодные для ночевки. До Палтогского понтона отсюда полчаса ходу.

Участок канала до ур. Черные Пески

Участок канала до ур. Черные Пески

Протока в озеро Великое

Протока в озеро Великое

Берега становятся заметно выше.

Берега становятся заметно выше…

— Палтогский перевоз —

На 17 км. канала расположена деревня Палтога, образованная в 2001 г. в результате слияния нескольких деревень: Акулово, Казаково, Кузнецово, Семеново, Яшково и др. Здесь движение по каналу перекрыто разводным понтоном.

Подошли к Патолгскому понтону.

Подошли к Патолгскому понтону.

Пытаемся пройти без разводки пантона

Пытаемся пройти без разводки пантона

Проход в понтоне.

Проход в понтоне.

Слева в понтоне есть проход для маломерных, и в попытке пройти без разводки мы направились туда. Пока тыкались и спорили «пройдем-не пройдем» появился сначала котик, а позже и сам смотритель: – «Не пройдете, сейчас я открою».

Не. не пройдем.

Фиг знает, может и пройдет

Фиг знает, может и пройдет

Ответственный за понтон в Палтоге

Ответственный за понтон в Палтоге

Опустил шлагбаум на левой стороне, неспешно перешел на противоположный берег и перекрыл дорогу там. После чего поднял аппарели, дернул какие то рычажки, и понтон начал медленно отходить от правого берега, освобождая проход по каналу. Небольшое видео – Палтогский перевоз или «пройдём – не пройдём»

Началась разводка понтона

Началась разводка понтона

Приоткрыли небольшую щель для прохода

Приоткрыли небольшую щель для прохода

. и мы прошли.

Со слов смотрителя, километров через пять канал вплотную подойдет к озеру, и мы увидим «Онего-Батюшко» во всей красе – это будут Черные Пески. Там же будут песчаные берега с хорошим подходом, где можно встать на ночевку.

Прошли Патолгский перевоз

Прошли Патолгский перевоз

Лодочные гаражи в Палтоге

Лодочные гаражи в Палтоге

В поиске места на ночевку

В поиске места на ночевку

— Черные Пески —

Онежский канал строился в два этапа: с 1818 по 1820 построен участок от Вытегры до Черных Песков протяженностью 20 км, и спустя 25 лет началось строительство второй его части – от Черных Песков до Вознесенской пристани, которое продолжалось еще 7 лет. До строительства второй очереди в Черных Песках был выход в озеро и пристань. Позже выход был засыпан, пристань убрали и канал продолжили до впадения в озеро р. Свирь в районе п. Вознесение. В 1876 г. здесь был открыт первый водомерный пост на Онежском озере, и через некоторое время такие посты появились у Повенца и мыса Бесов Нос. Сегодня Черные Пески совсем неприметное место, и ничто не напоминает о его былой активности. Разве что сосновый бор «Черные Пески» включен в список памятников природы и теперь относится к ООПТ.

Читайте также:  Радоновые озера в лопухинке зимой

IMG_4181

За поворотом Черные Пески

За поворотом Черные Пески

Фото - https://russian-scientists.ru

Черные Пески немного проскочили, а когда поняли, что это то самое место – развернулись и стали искать место на ночлег. Берега действительно песчаные и с дровами вопросов не будет, но штормовой ветер на узком перешейке между озером и каналом не радовал, и мы пошли дальше. Пока кружили, сняли видео – Черные Пески

Урочище Черные Пески. За 3-х метровым перешейком Онежское озеро

Урочище Черные Пески. За 3-х метровым перешейком Онежское озеро

Урочище Черные Пески. Хорошее место для ночевки, только ветер.

Урочище Черные Пески. Хорошее место для ночевки, только ветер…

Возможно здесь был выход в озеро. Ширина перешейка 1-2 метра

Возможно здесь был выход в озеро. Ширина перешейка всего 1-2 метра

— Мегрское озеро —

Дальнейшие события развивались не самым лучшим образом, и мы не раз вспомним те песчаные стоянки с изобилием дров и твердой почвой у Черных Песков… Через 20 мин. берега исчезли, а с ними и растительность, которая прикрывала нас от ветра. Здесь канал пересекает Мегрское озеро с низкими болотистыми берегами и глубинами 1-2 метра. Ниже на фото озера Мегрское, Кобылье и Чагозеро. Ночью тут не сложно заблудиться. Видео – Мегрское озеро

IMG_4189

IMG_4186

IMG_4182

Волны не было, но штормовой ветер буквально сдувал нас, и у Сарина Носа ему это удалось. Тут я лопухнулся, отошел от правой кромки метров на 15 и налетел на подводную каменную гряду, ограничивающую судовой ход слева. Шли на глиссировании, движок хорошо подкинуло, и пока разбирались что и как, нас сдуло с судового хода в Мегрское озеро.

2031

2030

333222

Якорь не держал, весла помогали мало… заводили двигатель и снова налетали на камни. Около двух часов мы пытались перелезть обратно в канал, но безуспешно, пока не одев забродники буквально на руках не перенесли кораблик через гряду. Запасной винт хоть и близко, но менять не стали – уже прилично стемнело, ветер только усиливался, и нужно было скорее уйти с открытого места. До ближайшей суши 3 км, и практически в полной темноте поползли дальше. По понятным причинам фоток не делали – ниже подробная реконструкция тех событий на картплоттере и космоснимке.

18-00 за несколько минут до аварии. подходим к Сарину Носу

18-00 за несколько минут до аварии… подходим к Сарину Носу

Это наши 2-х часовые попытки вернутся обратно на судовой ход.

2-х часовые попытки вернутся на судовой ход. Фото с картплоттера на след. день

На снимке видна подводная каменная гряда левой кромки судового хода.

На снимке видна подводная каменная гряда левой кромки судового хода.

Пройдя около 4 км. благополучно высадились на первом попавшемся берегу в районе озера Игумново. Час провозились с шатром, а потом с палаткой, пытаясь хоть как то их закрепить на штормовом ветре, но вскоре пошел дождь, и это занятие пришлось бросить. Зацепили кое-как за ветки шатер, залезли внутрь и ближе к полуночи типа уснули.

— Пережидаем непогоду —

Место, которое вчера было выбрано практически на ощупь, утром оказалось совсем неплохим. Высокий берег, ровная площадка под палатки и густой лес с обилием дров и грибов. Впереди канал, за ним узкий перешеек метров пять, и «Онего-Батюшко» все ещё в крутом нраве. Сзади полсотни метров редкого леса и все те же бескрайние болота.

Стоянка на карте

Стоянка на карте

Онего-батюшко суров, а в канале тихо

Онего-батюшко суров, а в канале тихо

Кораблик рядом

Утром ветер немного стих, через час шатер с палаткой внутри уже стоял, и вскоре над ним появился дымок. Дровяную печь в этот раз взяли, и её присутствие оказалось очень кстати. Видео обустроенного лагеря – стоянка

Хозяйство Ромыча

Тут внутри шатра поставим палатку.

Тут внутри шатра поставим палатку.

Затопили печь

Первым делом замена винта и осмотр корпуса редуктора. Приложились о камни раза 3-4, и кроме винта возможно чего-нибудь ещё. Корпус целый, масляных пятен на воде нет… лишь немного побитая шпора и покоцаный винт. «Чего-нибудь ещё» обнаружилось после снятия винта – при вращении хвостовик описывал окружность 20-25 мм. Вал погнут.

Запасной винт всегда близко

Запасной винт всегда близко

Покоцаный винт

Поставили новый винт 12

Поставили новый винт 12″

Все экзотические планы на продолжение маршрута, как то… пройти канал, выйти в озеро и восточным берегом идти до Муромского и Бесова с дозаправкой в Шальском, были забыты. С погнутым валом нам светили два варианта: обратно каналом к машинам – это 50 км, либо пройти канал, развернуться и к машинам – тут грубо 110.

Вид на канал и Онежское озеро

Вид на канал и Онежское озеро

Запас сухих дров на случай дождя

Запас сухих дров на случай дождя

IMG_4344

Через день ветер немного стих, и в канале появилась активность. Сначала местные рыбаки, в основном на «Казанках», а позже пошли теплоходы. Утром прошел РТ-326, чуть позже пробежал бункеровщик. Видео – теплоход в канале

Озеро понемногу успокаивалось.

Озеро понемногу успокаивалось.

РТ-326 в Онежском канале

РТ-326 в Онежском канале

Канал судоходен и в наше время

Канал судоходен и в наше время

Связь была… и МТС и Мегафон. Причем второй давал нам веселый 3G до 0,9 мб/с, и с получением свежих прогнозов проблем не было. К тому же «Вознесенье-Радио» на 11-м канале методично надиктовывал путевую и прогноз точно по расписанию. Принимали на J-антенну, до Вознесенья отсюда 22 км. Видео – прогноз и путевая информация.

Весёлый 3G Мегафон

Весёлый 3G Мегафон

Принимаем погоду

GRIB даёт ветер 1-2 м/с, +2С без дождей

GRIB даёт ветер 1-2 м/с, +2С без дождей

Читайте также:  Озеро морской глаз чувашии

Со слов смотрителя понтона грибов в этом году много – «…остановитесь у любого бора и наберете сколько надо». Тут смешанный лес и в основном сыроежки с мухоморами. Чуть дальше нашли несколько подберёзовиков и два белых.

.

.

.

На обед грибной суп, чай с шиповником, а на десерт брусника.

.

Дары Севера

IMG_4219

К концу второго дня погода стала налаживаться. Ветер стих, дождь прекратился, и к вечеру появилось солнце. Правда заметно похолодало – в ночь обещают +3°С и заморозки на почве. Назавтра Вингуру, Гисметео и GRIB демонстрируют редкое единодушие в прогнозах – ветер 1-2 м/с, солнце и нулевую облачность. Потом снова – в порывах 11-13 м/с.

Завтра холодно, но без дождя и ветра

Завтра холодно, но без дождя и ветра

Гисметео даёт то-же самое

Гисметео даёт то же самое

GRIB даёт ветер 1-2 м/с, +2С без дождей

GRIB даёт ветер 1-2 м/с, +2С без дождей

Этот единственный погожий день решили использовать – идем на Вознесенье, проходим оставшуюся часть канала и на Вытегру к машинам. По ходу контролируем редуктор на нагрев и сальник на течь и «масляные пятна». Если нормально – возвращаемся Онежским озером, если нет – пойдем каналом. Сегодня ужин и спать, всё остальное завтра.

Источник

Крупные проекты Российской империи: Онежский канал

История создания Онежского и Ладожского каналов очень схожа, правда, первый остается в тени второго. И это не удивительно: во-первых, водный путь в обход Онежского озера в два раза короче; во-вторых, сооружали его столетием позже, когда возведение подобных гидротехнических сооружений стало делом обычным, и в-третьих, во время его строительства не происходило ничего экстраординарного, как это было в случае с Ладожским каналом.

Последний и вовсе стал на момент сдачи в эксплуатацию самым крупным среди аналогичных объектов во всей Европе. Правда, он быстро пришел в негодность и параллельно прокопали новый путь, который остается действующим и по сей день. Тем не менее и Онежский канал заслуживает нашего внимания как некогда важная составляющая Мариинской водной системы.

Первый этап строительства

Схожесть обоих проектов в том, что судоходство на соседних озерах было связано с рядом трудностей — встречи со штормовыми волнами были явлением нередким. Именно поэтому еще при Петре I приступили к строительству обходного маршрута на Ладоге. Аналогичный проект на Онежском озере был готов в первый год 19 столетия, но к работам тогда так и не приступили.

Ровно через десять лет под руководством полковника И. С. Леонтьева проект доработали, и он получил одобрение. Однако из-за войны с наполеоновской Францией реализацию идеи пришлось отложить, а инициатор этого плана за отличия во время Бородинского сражения получил звание генерал-майора.

Отечественная война 1812-го имела серьезные последствия для экономики страны — ущерб исчислялся сотнями миллионов, при годовом доходе казны в 100-150 млн руб. Поэтому сооружение канала отложили на шесть лет.

К 1818-му прежний проект был пересмотрен — сеть озер ( Котечное, Великое ), как предполагалось ранее, использовать не стали, сделав канал исключительно прорывным, на несколько десятков метров южнее вышеупомянутых водоемов. В то же время сам маршрут был сокращен: вместо полноценного канала до Свири ограничились 20 км от реки Вытегры до урочища Черные Пески. Таким образом, решили обойти наиболее опасный участок озера.

Работы закончили быстро — новый маршрут действовал уже в 1820-ом. Ход работ контролировал и лично император Александр I, побывавший на стройке в 1819 году.

Возвращение к проекту

И все-таки полностью проблема решена не была. В конце лета — начале осени на оставшемся участке пути по Онежскому озеру суда продолжали сталкиваться со стихией и по нескольку недель в Черных Песках пережидать непогоду.

Именно поэтому через 25 лет решили довести первоначальную задумку до конца и продолжить канал до реки Свирь. На этом настоял главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий граф П. А. Клейнмихель, курировавший в то время один из главных проектов середины XIX в. — строительство Николаевской железной дороги, соединяющей две столицы империи.

Работы на Онежском канале продолжались с 1845 по 1852 год. В этот раз копали 33 км, а 14,5 км пришлось на реки и озера. У поселка Вознесенье, где канал впадает в Свирь, из булыжника соорудили два мола; там же позже появился наплавной автомобильный мост. Общая длина искусственного водного пути составила почти 68 км при ширине около 50 м ( судовой ход — 16 м ). Максимальная глубина достигает 3 м, но в среднем — чуть менее 2 м.

Онежский обводной канал оправдал свое создание — благодаря его появлению, судам уже не нужно было простаивать в ожидании хорошей погоды, а Мариинская система, частью которой он являлся, имела важное экономическое значение для страны.

С развитием Волго-Балтийского водного пути, по которому стали ходить крупные суда грузоподъемностью 5 тыс. тонн, Онежский канал утратил свое прежнее значение, и по нему начали пускать только маломерные суда, а в 1980-е ограничились лишь лесосплавом; иногда канал использовали и для туристических маршрутов.

Источник

Adblock
detector