Меню

Облако озеро башня анализ финала

УРОКИ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

Конспект урока в 11 классе в технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Тема: Анализ рассказа В. Набокова «Облако, озеро, башня».

Тип урока: Чтение и анализ текста.

Технология: РКМЧП (чтение с остановками)

Цели и задачи: Формировать навыки

творческого чтения и осмысления текста,
— постижения авторского замысла,
— выявления особенностей стиля писателя,
— коммуникативности.

Владимир Набоков — один из интереснейших представителей Серебряного века и литературы русского зарубежья.

По-разному оценивали критики произведения и авторскую манеру В. Набокова. Вот несколько суждений: «Странный писатель, сущность которого остается загадочной», «Очень талантливо, но неизвестно, для чего…», «Читателя приглашают полюбоваться… Его никуда не зовут».

Мы будем анализировать рассказ «Облако, озеро, башня». Попытаемся определить его смысл, наблюдая за символами и деталями, которыми богата проза писателя, возможно, выразим свое представление о произведениях В. Набокова. Мы будем читать с остановками.

1. Фаза вызова

Какие произведения Набокова вы читали? Можно ли его читать быстро?

Читать В. Набокова интересно. Летом мы читали повесть «Машенька». Быстро прочесть невозможно. Множество деталей заставляют остановиться, задуматься о прочитанном. А еще хочется перечитать, осмыслить текст

Как вы думаете, о чем может вестись повествование в рассказе с таким названием?

Что символизирует каждое слово названия? Какую иллюстрацию вы бы нарисовали?

Прочитайте отрывок с начала до слов: «Паровоз бежал…».

Какой конфликт готовит экспозиция рассказа?

Ожидаемое

неожиданное

Главный герой одинок

Тема тоски по России

Он живет за границей

Враждебность попутчиков

Он любит природу

2. Фаза осмысления. По мере чтения ребята заполняют схему в виде бабочки.

— С первых строк рассказа мы знакомимся с героями. В чем особенность портретов, которые создает автор? Какие детали особенно запомнились?

— В рассказе нет развернутого портрета главного героя Василия Ивановича. Но детали указывают на авторское отношение к нему. Он скромен, незаметен, деликатен. Внешность его неброская, неэффектная. Он самый обыкновенный. Мы видим выражение его лица, взгляд героя, «умные и добрые глаза». У него обнаруживается душа, как будто отсутствующая у случайных его «товарищей». Имя своему герою автор дает обычное — Василий Иванович.

Детали портретов его попутчиков тоже выражают авторское отношение: «лакированный нос», «огромные рты», «необыкновенно обильная растительность» на лице, «огромные», «волосатые» колени, о женщинах — «задастые и непоседливые». Перед нами описание тела, а не души.

— Как называется портрет, в котором внимание сосредоточено на 1-2 деталях, намерено гиперболизированных?

Карикатура или шарж.

— Каким приемом пользуется автор, рисуя портреты героев? Заполните таблицу, сопоставляя Василия Ивановича и его попутчиков.

Василий Иванович

Попутчики

Скромность, впечатлительность, художественный взгляд на мир.

Предводитель, общая песня, которую заставляют петь.

Душа поэта, тоска по родине, детству, мечтательность.

Чудовище в арестантских подштанниках,

«…многорукое существо, от которого некуда деться

Скромности и деликатности Василия Ивановича противостоят нарочито шумные, неприятные, пошлые его попутчики. Их «долговязость» противопоставляется «коротковатости» главного героя, хамство — его кротости. Смысловую близость можно заметить в эпитетах («кроткий» и «коротковатый» ), которыми наделяет автор главного героя.

Мы убедились, что коллектив подобрался разношерстный, как вы думаете, как будут проявлять себя герои в дальнейшем. (Делаются прогнозы сюжета.) По мере чтения рассказа ученики делают акцент на деталях поведения героев.

— Они играют, но их игры, как и они сами, пошлые, грубые, примитивные, оскорбительные для человека со вкусом, с достоинством. «Славная забава» заканчивается съеданием окурка. Конечно, это должен сделать наш герой.

— Обратите внимание на фразу: «Перекидывались пудовыми шутками». Шутки могут быть тонкими, легкими и, наоборот, плоскими, грубыми… Пудовыми бывают гири в цирке у силачей. (Кстати, попутчики и внешне напоминают клоунов: «рыжая, несколько фарсового вида вдова».) Цирк — массовое, доступное площадное искусство. Вот почему образы цирка появляются в рассказе.

Василий Иванович тоже любит «поиграть», но его «шутки» имеют другой характер. Он берет с собой в дорогу томик Тютчева и наслаждается странно звучащей цитатой из стихотворения «Silentium», балансируя на грани смысла и бессмыслицы. Оказывается, он предпочитает уединение с классикой, испытывает радость от сотворчества.

И участники «увеспоездки» тянутся к искусству. Они поют песню, очень похожую на отрядную речовку. В ней утверждается жизнь в массе, обязательные для всех радости, все вещественное, материальное, массивное. Песенка отвергает «сомнения» и «тревогу», то есть все индивидуальное, непохожее на других, жизнь души. Следует отметить бедность лексики и рифм, бесконечные повторы, заполняющие пустоты, перечисление нот, бодрый ритм … Поющие лишены вкуса, словесного чутья. «Добрые люди» с «большой дороги» с «толстой палкой» в руках невольно напоминают разбойников.

Таким образом, конфликт между героями неизбежен. Как он развивается и когда наступает самый напряженный момент в рассказе?

— Кульминация конфликта — решение Василия Ивановича остаться в полюбившемся месте и последовавшая реакция попутчиков.

— Прочитаем выразительно описание пейзажа с «облаком, озером, башней». Что необычного в его изображении?

— Пейзаж необыкновенно одушевлен («улыбка», «таинственная невинность», вспомним, природу одушевлял Ф.Тютчев), вызывает любовное влечение («любовь моя, послушная моя»). Он — воплощенная поэзия. Не случайно в ритме строк мы ощущаем дактиль, упомянутый и в тексте. («Облако, озеро, башня», «елки, обрывы, пенистые речки», «все выходило так просто», «высилась прямо из дактиля в дактиль старинная черная башня»). Украшением милого уголка являются и зеркала (один из любимых набоковских мотивов). Они как эхо отражений: облако отражается в озере, озеро в раме окна, стены с намалеванными на них ромашками в зеркале.

Объясните парадокс: почему удивительный пейзаж, которым любуется Василий Иванович, совершенно невидим другими, его попутчиками?

— В изображаемом Набоковым мире нет одной реальности, а есть множество субъективных реальностей. Это один из художественных принципов писателя. Другими словами каждый видит этот мир по-своему.

— Все: поведение героя, его доброта и кротость, любование обычным пейзажем за окном, его восхищение пейзажем с «облаком, озером, башней» — это «голос скрипки в пустоте» непонимания. Случайные попутчики Василия Ивановича не могут его понять, а потому сцена заканчивается жестоким избиением

3. Фаза рефлексии

В рассказе есть целый ряд предметов, ассоциативно связанных с цифрой «8». Заметили? Какова конструктивная роль цифры «8»? Как ее графическая форма обыгрывается в содержании рассказа?

— Героя привлекает пейзаж за окном вагона: восьмерку напоминает увиденный им велосипед, формы скрипки, пропеллера и лиры, с которыми ассоциируются судьбы детей, герой восемь лет «безвыходно» любит «чужую жену», у него восемь попутчиков, восемь — количество слогов в названии рассказа и т.д.

Как графически можно представить композицию рассказа? Почему карту мышления мы создавали именно в таком виде?

Композицию рассказа мы представили в виде бабочки. В основе лежит мотив зеркала, которое делит мир на две части: прекрасную, цветную (ее видит главный герой) и черно-бело-красную. Эти два мира дисгармоничны. Красный и черный цвета символизируют жестокость людей в черном, трагедию, кровь. Это толпа из восьми человек в очках: они, словно слепые, не замечают тех сторон жизни, которые видит главный герой. Синий цвет восьмерки как символ времени, бесконечности, космоса.

В жизни главного героя можно заметить также восемь главных вех. Они отмечены римскими числами, которые расположены на восьмерке, обозначающей жизненный путь человека. Первый и восьмой этап — начало и конец, точка, пространственное расположение облака, озера, башни.

Цифра «8» встречается в рассказе очень часто: количество елочек, часы на башне, показывающие восемь, восемь вагонов, один из которых, символизирующий душу героя, остается в точке гармонического центра. Василий Иванович возвращается, как того хотят его попутчики, домой, но душа остается там, где ей хорошо.

Еще одна цифра-символ — тройка. Отражаясь в зеркале, она является составляющей цифры восемь. Это и три слова в названии, и три компонента, из которых состоит башня…

В целом изображение на нашей иллюстрации представляет собой бабочку. Ее крылья — это половинки восьмерки, а усики — ромашки, «намалеванные» на стенах комнаты, в которой мечтает остаться Василий Иванович.

Таким образом, мы попытались объяснить композицию произведения через его детали и основные символы, проследить путь главного героя через цвет и форму.

— Необычен стиль писателя. Язык Набокова не перепутать ни с одним другим автором. Какие языковые особенности прозы, стилевые подробности нашего писателя вы заметили?

— Автор строит текст таким образом, что нетрудно заметить разницу в повествовании: удивительно выразительно показана линия главного героя и, напротив, карикатурно, выпукло все, что связано с его антиподами. Вот примеры метафор из мира героя: («брать с собой в сон личико очков», «дрожащее счастье», «воспоминание любви, переодетое лугом» ). Удивительно красиво описан пейзаж, который явился герою в путешествии.

— А вот еще необычное описание: «Ночная бабочка металась по потолку, чокаясь со своей тенью». Возможно, здесь с бабочкой сравнивается главный герой. Подобная подробность использована В. Набоковым в романе «Приглашение на казнь», главный герой которого, Цинциннат, «непрозрачен», «непроницаем для окружающих, у него есть «некоторая своя особенность». Его объявляют преступником и выносят смертный приговор. Таким образом, В. Набоков отвергает тоталитарное государство, подавляющее личность, свободу сознания.

Мы знаем, что В. Набоков занимался энтомологией, и образ бабочки часто можно встретить в его произведениях. Мне кажется, данное описание из нашего рассказа созвучно фольклорному тексту из книги Владимира Владыкина «В народе говорят»:

В огромном окне
Отчаянно бьется маленькая бабочка –
Может, моя судьба-душа.
С трудом поймал,
Окно открыл
И выпустил.
На пальцах осталась легкая пыль
От крыльев — крыл…

— Еще один излюбленный прием В. Набокова — неожиданный финал. Скажите, от какой «должности» отказывается Василий Иванович? Куда «отпускает» его рассказчик?

— Скорее всего, наш герой имел какую-то небольшую «должность» (вспомним, он скромный и деликатный человек), но любая должность обязывает подчиняться и, напротив, повиноваться, чему герой противится. Он не умеет и не хочет жить в коллективе. Вот из коллектива, от людей и «отпускает» его рассказчик. Вернется ли герой к «облаку, озеру, башне», в милый сердцу уголок, мы не знаем.

— Автор настолько милостив по отношению к своему герою, что позволяет ему уйти из обезличенного и потому пустого мира людей, так как у того действительно «сил больше нет быть человеком». Не вернется сейчас к милому озеру наш герой. Жаль, но, скорее всего, это так. Съест его рыжий, плюющийся нечистотами речи и поступков злой дракон — фашизм. Единственный путь, который провидец Набоков предлагает кроткому Василию Ивановичу — уход, уход из жизни. И делает этот жест жутким до обыденности (или обыденным до жуткости?) — «я его отпустил».

Окуклится маленький человечек, суть «червячок», переспит лихие времена, переживет в земле, а в следующей жизни (ведь жизнь бесконечна) мощно вырвется на прекрасных крыльях к свету, к глади озера, в котором живет отражение облака и башни.

Напишите в нескольких предложениях, в чем вы увидели основной смысл рассказа. О чем же рассказ писателя?

— Рассказ написан в 1937 году, когда укрепляются, набирая силу, две тоталитарные системы: фашизм и сталинизм. В комментарии к произведению читаем: «… рассказ этот достоверно воспроизводит атмосферу фашистских пикников, проводившихся под девизом «Сила через радость». Автор, конечно, имел ввиду и советский коллективизм (обратим внимание на характерное для начала развития социализма сокращение «увеспоездка» ), и любое другое тоталитарное государство с его отношением к личности.

Несмотря на то, что В. Набоков в автокомментариях к своим произведениям просил не искать политических аллюзий и негативно относился к литературе «на злобу дня», он человек своего времени и не мог быть равнодушен к проблемам политики. Сестре Е. Сикорской он писал: «…как ни хочется спрятаться в свою башенку из слоновой кости, есть вещи, которые язвят слишком глубоко, например немецкие мерзости, сжигание детей в печах, — детей, столь же упоительно забавных и любимых, как наши дети. Я ухожу в себя, но там нахожу… ненависть к немцу, к концентрационному лагерю, ко всякому тиранству…».

Читайте также:  Путешествие по озерам америки

Весь рассказ создает ощущение беззащитности героя перед безликой силой (у попутчиков героя Набокова одинаковые имена: два Шульца, две Греты), перед массой, по существу, нечеловеческой (герои писателя сливаются «постепенно, срастаясь, образуя одно сборное, мягкое, многорукое существо, от которого некуда было деваться» ).

Еще в юности, обучаясь в Тенишевском училище, В. Набоков был уличен «в нежелании приобщаться к среде», а зрелым человеком, подводя итоги своей жизни, признавался, что «в течение всей своей сознательной жизни… отказывался “быть частью”».

Учащиеся получают домашнее задание — вопросы по рассказу «Облако, озеро, башня»:

  1. В чем особенности портретов в рассказе?
  2. Как проявляют себя герои в путешествии?
  3. Почему удивительный пейзаж, который видит герой, совершенно не видим для его попутчиков?
  4. Какова конструктивная роль цифры «8»? Как ее графическая форма обыгрывается в содержании рассказа?
  5. Понаблюдайте за языковыми особенностями прозы В. Набокова. Какие стилевые подробности писателя вы заметили?
  6. Объясните неожиданный финал рассказа. От какой «должности» отказывается Василий Иванович? Куда отпускает его рассказчик?
  7. О чем заставляет задуматься рассказ писателя?

Источник

Анализ рассказа В.Набокова `Облако, озеро, башня`

Ход урока:
I. Вступительное слово учителя: Здравствуйте ребята, садитесь. На сегодняшнем уроке мы будем продолжать знакомиться с рассказом В. Набокова «Облако, озеро, башня», а также ознакомимся с отзывами критиков русской литературы о писателе В. Набокове.

II. Итак. На прошлом занятии мы с вами прочитали рассказ, и вы сразу же обратили внимание на то, как сложно было его читать. Особенно запомнилось вам то, какой необычный у Набокова язык, которым он пишет свой рассказ. Мы увидели множество незнакомых словосочетаний, которых не встречали в творчестве других писателей. И действительно, у Набокова очень непростая манера изложения. Но еще более необычен сам писатель. Даже критики нашей литературы совершенно по-разному оценивали произведения и авторскую манеру писателя. Вот несколько суждений: «Странный писатель, сущность которого остается загадочной», «Очень талантливо, но неизвестно, для чего», «Читателя приглашают полюбоваться Его никуда не зовут».
Вы сами видите, что критики, судя по оставленным суждениям, также как и вы, столкнулись с различными трудностями при чтении рассказа. Поэтому сегодня мы с вами попытаемся определить его смысл, наблюдая за символами и деталями, которыми так богата проза писателя. Поэтому сейчас я предлагаю вам высказаться по поводу прочитанного. Каковы ваши впечатления от рассказа? Можно ли читать произведения Набокова быстро? (Рассказ понравился. Он вызывает разные ощущения: и восхищение главным героем, его умением видеть и оценить прекрасное, и горечь от содеянного его попутчиками. Особенно удивляет мастерство писателя. Набокова интересно читать, но нельзя читать быстро. Многие детали заставляют остановиться и задуматься о прочитанном. А еще хочется перечитать, осмыслить текст).
С первых строк рассказа автор знакомит нас со своими героями. В чем особенность портретов, которые создает автор? Какие детали особенно запомнились? Найдите в тексте описания главного героя.
(В рассказе Набоков не дает развернутой характеристики портрета главного героя, Василия Ивановича. Но на это указывают отдельные детали и авторское отношение к герою. Из них можно сделать вывод, что Василий Иванович очень скромный, застенчивый, незаметный и деликатный человек. У него неброская, неэффектная внешность. Он самый обыкновенный, ничем не выделяющийся человек. Об этом свидетельствует и выражение его лица, и взгляд героя. Автор говорит, что у него: «умные и добрые глаза». У него есть душа, которая не видна у случайных его «товарищей». Даже имя своему герою автор дает самое обычное – Василий Иванович).
Скажите, а какие еще особенности вы увидели в описании портретов других героев, попутчиков Василия Ивановича?
(Детали портретов его попутчиков тоже выражены через авторское отношение. Набоков указывает на то, что у них «лакированный нос», «огромные рты», «необыкновенно обильная растительность» на лице, «огромные», «волосатые» колени. О женщинах автор говорит так: «задастые и непоседливые»).
Хорошо. И какой же вывод мы можем сделать из этих описаний?
(Автор дает описания тел героев, а не их душ).
Правильно. И заметьте, что описания преувеличены, гиперболизированы автором. Скажите, как называется такой портрет, в котором внимание сосредоточено на 1- 2 деталях, специально гиперболизированных?
(Карикатура или шарж).
А каким приемом пользуется автор, рисуя портреты своих героев?
(Антитезой или противопоставлением. Скромности и деликатности Василия Ивановича противопоставлены его шумные, неприятные и пошлые попутчики. Их «долговязость» противопоставляется «коротковатости» главного героя, хамство противостоит его кротости. А в эпитетах, которые использует автор, можно увидеть близость по смыслу: «кроткий» и «коротковатый». Эти эпитеты принадлежат главному герою).
Все верно, молодцы. Вы наверняка замечали и у себя и у других людей, что человек наиболее полно раскрывается во время отдыха, например, если находится на природе или просто в какой либо поездке. В такие минуты свободы мы ведем себя непринужденно, раскрываем свою душу, сами не замечая этого. Если вы помните, герои рассказа тоже едут в путешествие. Вспомните, пожалуйста, как они проявляют себя в это время?
(Они играют, но их игры, как и они сами, пошлые, грубые, примитивные, оскорбительные для человека, обладающего вкусом и достоинством. «Славная забава», по словам автора, заканчивается съеданием окурка. Конечно, это должен сделать главный герой).
Обратите внимание на следующую фразу: «Перекидывались пудовыми шутками». Шутки могут быть тонкими, легкими и, наоборот, плоскими или грубыми. Пудовыми бывают гири в цирке. А если внимательно посмотреть, то можно увидеть, что попутчики внешне напоминают клоунов: «рыжая, несколько фарсового вида вдова». Да и цирк – это массовое, общедоступное искусство. Вот почему образы цирка появляются в рассказе.
Василий Иванович тоже любит «поиграть», но его «шутки» имеют другой характер. Он берет с собой в дорогу томик Тютчева и наслаждается чтением. Он предпочитает уединение с классической литературой, а не забавы своих попутчиков. Участники поездки тоже тянутся к искусству. Они поют песню, очень похожую на отрядную речевку. Они выступают за жизнь в массе, обязательные для всех радости, все вещественное и материальное. Их песня отвергает «сомнения» и «тревогу», то есть все индивидуальное, непохожее на других, жизнь души, которой живет Василий Иванович. Следует отметить, что у поющих бедна лексика и рифмы, В песне встречаются бесконечные повторы, перечисление нот, бодрый ритм. Но поющие лишены вкуса, словесного чутья. По описанию они «добрые люди» с «большой дороги» с «толстой палкой» в руках, чем напоминают разбойников. Таким образом, автор дает нам понять, что конфликт между героями неизбежен. Роследите, как он развивается и когда наступает самый напряженный момент в рассказе?
(Вершина это решение Василия Ивановича остаться в полюбившемся месте и последовавшая реакция его попутчиков).
Хорошо. А теперь, давайте выразительно прочитаем описание пейзажа с «облаком, озером, башней». Что необычного вы можете отметить в его изображении?
(Пейзаж необыкновенно одушевлен, о чем свидетельствуют слова – «улыбка», «таинственная невинность». Сразу вспоминаются строки стихов Тютчева. Пейзаж словно воплощает поэзию).
Вы верно заметили связь того, как описана природа, с поэзией. Кстати, в ритме строк, если внимательно их прочитать, можно заметить такой стихотворный размер, как дактиль. Вот строки, построенные по этому размеру: само название рассказа — «Облако, озеро, башня», и некоторые другие – «елки, обрывы, пенистые речки», «все выходило так просто», «высилась прямо из дактиля в дактиль старинная черная башня». Размер упомянут даже в строках. Еще одним украшением пейзажа являются зеркала, а у Набокова в прозе есть один излюбленный прием, который называется приемом зеркально отражения. Найдите в тексте примеры этого приема.
(Облако отражается в озере, озеро в раме окна, стены с намалеванными на них ромашками в зеркале).
А кто нибудь из вас может объяснить такую странность: почему пейзаж, которым любуется Василий Иванович, совершенно не видят другие его попутчики? Никто не может. Ну, хорошо, тогда я сам объясню. Дело в том, что в мире, который изобразил нам Набоков, нет одной реальности, а есть множество субъективных реальностей. Это тоже один из художественных принципов писателя. Другими словами автор говорит, что каждый человек видит этот мир по-своему. Случайные попутчики Василия Ивановича не могут его понять, не могут увидеть той красоты окружающего мира, которую видит он, а потому сцена заканчивается жестоким избиением.
Заметили ли вы, что в рассказе есть целый ряд предметов, ассоциативно связанных с цифрой «8». Какова роль этой цифры в конструкции рассказа? Как она обыгрывается в содержании рассказа?
(Героя привлекает пейзаж за окном вагона: увиденный им велосипед напоминает ему восьмерку, как и многие другие вещи, также герой восемь лет «безвыходно» любит «чужую жену», у него восемь попутчиков, количество слогов в названии рассказа и тоже равно восьми).
Правильно, вы наблюдательны. В жизни главного героя можно заметить также восемь главных моментов. Вообще, цифра «8» встречается в рассказе очень часто: количество елочек, часы на башне, показывающие восемь, восемь вагонов, один из которых, символизирующий душу героя. Василий Иванович возвращается, как того хотят его попутчики, домой, но душа остается там, где ей хорошо.
Еще одна неслучайная цифра-символ – тройка. Если мы с вами представим как отражается эта цифра в зеркале, то увидим, что она является составляющей цифры восемь. Это и три слова в названии, и три компонента, из которых состоит башня.
Таким образом, мы попытались объяснить композицию произведения через его детали и основные символы.
Теперь, давайте поговорим о стиле писателя. Стиль Набокова необычен. Язык Набокова не перепутать ни с одним другим автором. Какие языковые особенности прозы, стилевые подробности изучаемого нами писателя вы заметили?
(Автор строит текст таким образом, что бросается в глаза разница в повествовании: линия главного героя показана автором классически, она ни чем не выделена, а вот линия его попутчиков наоборот, кажется выпуклой и противоположной. Это, опять же, антитеза в изображении).
Хорошо. А давайте рассмотрим некоторые примеры метафор Набокова. Найдите их в тексте.
(«Личико очков», «дрожащее счастье», «воспоминание любви, переодетое лугом»).
Согласитесь, что такой метафоры нельзя найти в произведениях других писателей. У Набокова метафора нова.
А посмотрите на это необычное описание: «Ночная бабочка металась по потолку, чокаясь со своей тенью». Здесь главный герой сравнивается с бабочкой. Подобную деталь В.Набоков использовал и в романе «Приглашение на казнь», главный герой которого, Цинциннат, «непрозрачен», «непроницаем» для окружающих, у него есть «некоторая своя особенность». Его объявляют преступником и выносят смертный приговор.
Мы знаем, что В.Набоков занимался энтомологией, и образ бабочки часто можно встретить в его произведениях.
Еще один излюбленный прием В.Набокова – неожиданный финал. Скажите, от какой «должности» отказывается Василий Иванович? Куда «отпускает» его рассказчик?
(Скорее всего, герой имел какую-то небольшую должность, так как он скромный человек. Даже само слово «должность» говорит о том, что человек должен выполнять что либо и подчиняться. А наш герой, напротив, противится. Он не умеет и не хочет жить в коллективе. И рассказчик «отпускает» его от людей).
Правильно, ребята. Набоков отпускает своего героя из этого обезличенного мира, в котором он находится.
III. А теперь, давайте подведем итоги нашего урока и закрепим то, что мы увидели в рассказе.
Скажите, о чем этот рассказ и когда он был написан?
(Рассказ написан в 1937 году, когда укрепляются две тоталитарные системы: фашизм и сталинизм. В комментарии к рассказу есть строки: «рассказ этот достоверно воспроизводит атмосферу фашистских пикников, проводившихся под девизом «Сила через радость». Автор имел ввиду и советский коллективизм, и любое другое тоталитарное государство с его отношением к личности).
Конечно. В. Набоков был противником войны и выражал протест против нее. Весь рассказ создает ощущение беззащитности героя перед безликой силой. Он хочет вырваться из ненавистной среды. Еще в юности, обучаясь в Тенишевском училище, сам В.Набоков был уличен «в нежелании приобщаться к среде», а став уже зрелым человеком, подводя итоги своей жизни, признавался, что в течение всей своей сознательной жизни отказывался «быть частью».
IV. Вы хорошо поработали сегодня. Вашим домашним заданием будут следующие вопросы:
В чем особенности портретов в рассказе?
Как проявляют себя герои в путешествии?
Почему удивительный пейзаж, который видит герой, совершенно не видим для его попутчиков?
Какова конструктивная роль цифры «8»?
Понаблюдайте за языковыми особенностями прозы В.Набокова. Какие стилевые подробности писателя вы заметили?
Объясните неожиданный финал рассказа. От какой «должности» отказывается Василий Иванович? Куда отпускает его рассказчик?
О чем заставляет задуматься рассказ писателя?
До свидания ребята.

  • 504365-urok
    Размер файла: 55 kB Загрузок: 4
Читайте также:  Выражение из сказки васюткино озеро

Источник

«Облако, озеро, башня», анализ рассказа Набокова

История создания

Рассказ Набокова «Облако, озеро, башня» был написан в 1937 г. в Мариенбаде и напечатан в Париже в журнале «Русские записки» №2. Впоследствии вошёл в сборник «Весна в Фиальте», напечатанный впервые в Нью-Йорке в 1956 г.

В 1937 г. Набоков переехал из Германии во Францию, спасаясь от нацизма, всем своим естеством ощущая опасность тоталитарного государства для жизни человека. Именно об этом рассказ. Даже само понятие человека в тоталитарном обществе раздваивается.

В конце рассказа герой просит освободить его от должности, так как «сил больше нет быть человеком». То есть человеком как частью безумного общества, человеком как «винтиком и колёсиком» безжалостной общественной машины.

Литературное направление и жанр

Набоков – писатель-модернист. Его рассказ, не лишённый сатирической направленности, лиричен, как и другие рассказы писателя. В творчестве Набокова, по словам литературоведа Н.Мельникова, создаётся атмосфера зыбкости и амбивалентности. Черты модернизма в рассказе – отсутствие абсолютной истины, лингвостилистическая игра, пародирование. Игра в шарады из реминисценций, присущая Набокову, свойственна скорее постмодернизму.

Тема, основная мысль, проблема

Тема рассказа – влияние тоталитарной системы на человека. Конфликт рассказа характерен для многих других произведений индивидуалиста Набокова и для произведений других авторов, сопротивляющихся фашизму и тоталитаризму. Это конфликт между личностью и обществом; индивидуальным, задавленным большинством, и толпой. Конфликт начинается как моральное давление и перерастает в физическое воздействие. Сюжет рассказа – проблема общества в миниатюре, тоталитаризм и тирания толпы, множества по отношению к личности, единице. Таким образом, Набоков поднимает традиционную в русской литературе проблему маленького человека.

Сюжет и композиция

Рассказ повествует об увеселительной поездке героя на природу. Выигранная на благотворительном балу путёвка сразу становится проблемой. Герой не хочет ехать, но решается на путешествие, волнуется, даже надеется на приключение.

Предвкушение счастья не оправдывается. С момента встречи с группой Василий Иванович испытывает всё большее разочарование. Он тяготится восемью попутчиками, которые принуждают его оставить чтение томика Тютчева и присоединиться к компании. Даже в этом состоянии герой «ухитряется наслаждаться мимолётными дарами дороги», «понимая только смутно всю чушь и ужас своего положения.

Сюжет рассказа – эмоциональные перемены в герое и компании, вызванные взаимодействием личности и коллектива. Подробно описаны три дня и две ночи пятидневной поездки. Последний, кульминационный третий день — день встречи героя со счастьем и крушение надежды на счастье. Дорога в Берлин не описана, кроме кульминационной сцены изощрённого избиения в поезде. Герой переживает, как замечают исследователи, мучения, подобные страстям Христа. Ему буравят штопором ладонь и ступню, бьют самодельным кнутом (параллель с бичеванием), железными каблуками, щиплют и дают пощёчины.

Ненависть к «инакомыслящему» у коллектива развивается постепенно. Сначала Василий Иванович вынужден петь хором по розданным нотам со словами, потом петь соло, так что в хоровом пении «он уже не смел выпасть». Следующий этап издевательств – коллективная еда. Никто не принимает во внимание вкусы Василия Ивановича. Принцип «поделить провизию поровну» очень напоминает принцип коммунистического равенства, которое в тоталитарном государстве приводит к тому, что нечто, представляющее ценность для одного, выбрасывается как бесполезное для всех (огурец). С другой стороны, делёжка не происходит поровну, а зависит от первоначальной доли. Поэтому герою вместо любимых им трёх яиц достаётся часть общей колбасы, причём доля меньшая, чем у других.

Следующее испытание – внимание со стороны общества: героя заставляют играть, тормошат, занимаются им «сперва добродушно, а потом с угрозой».

Все «добрые дела» общества по отношению к личности учитывают только желания коллектива: Василию Ивановичу «дарят на ночь» почтового чиновника, разлучая его с собственной женой, а вот чиновник не даёт спать герою, потому что ему захотелось поговорить.

Простая фраза вдохновлённого пейзажем героя: «Нам с вами больше не по пути. Я дальше не еду. Никуда не еду!» — вызывает бешенство у группы. Василий Иванович понимает, что не может ничего решить в собственной судьбе, не может остаться там, где желает.

Герой будто попадает в придуманную кем-то игру, проживает чужую жизнь, увлекаемый, «как в дикой сказке». Развязка в последнем абзаце повествует об увольнении героя. Композиционно она подтверждает тождество героя и рассказчика, который, отпустив героя и не принуждая его ни к чему, показывает, насколько далёк он от психологии коллективной жизни «вместе с добрыми людьми».

Герои рассказа

Главный герой рассказа – обычный человек, продолжающий линию «маленьких людей» в русской литературе. Он настолько незначителен, что даже имени его рассказчик не может вспомнить, хотя и является его начальником.

Имя, которое даёт герою рассказчик с оговоркой «кажется» — Василий Иванович. Это обычное традиционное русское имя неуместно в обстоятельствах чужой страны, где Василий Иванович – чужой, эмигрант.

Имя в творчестве Набокова имеет огромное значение. Василий – это царь, Иван – милость Божья. Оба значения нивелируются в рассказе, так что герой не только не получает почестей царя, но и не чувствует себя человеком.

Портрет героя менее важен, чем личностная характеристика. Которую Набоков даёт в первом же предложении: «Скромный, кроткий холостяк, прекрасный работник». У Василия Ивановича есть своё мнение обо всём, он точно знает, чего хочет. Проблема состоит в том, что он хочет чего-то «ненормального» с точки зрения пошлых обывателей. Ему не хочется ехать в увеселительную поездку, не хочется петь (ни хором, ни соло), а хочется жить в сельском доме на берегу озера.

О внешности Василия Ивановича сказано, что он милый, коротковатый, всегда аккуратно подстриженный, с умными и добрыми глазами. Так даже во внешности героя подчёркивается его малость и незначительность. Обыденность героя проявляется и в его понятии о счастье, связанном для него с детством, с волнением от чтения русской поэзии, с созерцанием во сне вечернего горизонта и восьмой год безвыходно любимой чужой женой.

Читателю открыты все мысли и чувства героя. Набоков добивается этого через несобственно-прямую речь: «Как это всё увлекательно, какую прелесть приобретает мир, когда заведен и движется каруселью! Какие выясняются вещи!»

В первом и в последнем абзаце герой и рассказчик не тождественны, хотя рассказчик понимает героя и сочувствует ему. В остальном тексте происходит смешение, отождествление героя и рассказчика. Именно поэтому герой видит пейзажи как художник: «Синяя сырость оврага… Перистые облака, вроде небесных борзых… Чистое, синее озеро с необыкновенным выражением воды». А в кульминационном абзаце избиения рассказчик описывает страдания героя с сарказмом («Молодчина!» «Было превесело»), хотя кажется, что он перешёл на сторону «коллектива», целью которого является доставить всех путешественников в Берлин «живыми или мёртвыми».

Главному герою противопоставлены остальные восемь путешественников. Набоков подчёркивает их однотипность: четверо попутчиков служат в одной строительной фирме, из них двое мужчин имеют одинаковые фамилии Шульц, две девицы «с огромными ртами, задастые и непоседливые», зовутся Гретами . Из восьми человек один – снаряжённый обществом вожак, а другой – специальный подогреватель от общества увеспоездок, «дававший первый знак к восхищению». Вожак — это типичный представитель своей нации и при этом «правильный» гражданин: долговязый блондин в тирольском костюме, который «с устрашающей лёгкостью» нёс на спине чудовищный рюкзак. Он напоминал герою петуха, на него была похожа ещё одна путешественница – рыжая вдова.

Во внешности каждого члена экспедиции есть что-то отталкивающее, потому что всех их читатель видит глазами главного героя. У вожака – золотисто-оранжевые волосатые колени, у молодого человека по фамилии Шрам есть что-то «неопределённое, бархатно-гнусное в облике и манерах». Почтовый чиновник – это «упрямое и обстоятельное чудовище в арестантских подштанниках, с перламутровыми когтями на грязных ногах и медвежьим мехом между толстыми грудями».

В кульминационный момент рассказа все попутчики сливаются, «срастаясь, образуя одно сборное, мягкое, многорукое существо, от которого некуда было деваться». Дальше они действуют слаженно, готовы даже нести сопротивляющегося на руках.

Художественное своеобразие

С первых страниц рассказа начинается знаменитая набоковская игра со словами, создающая художественные образы с подтекстами. Берлинское лето не в разгаре, а в разливе, то есть сыро и холодно. Тютчевские строки «Мысль изреченная есть ложь» превращаются в «Мы слизь. Реченная есть ложь». То есть мысль как таковая исчезает, а вместо неё появляется некая коллективная субстанция, слизь, которая отождествляется с мы и поглощает я, индивидуальность. Она лжива, насквозь фальшива.

Возвышенному, ищущему красоты в поэзии и природе герою противопоставлены приземлённые люди. Набоков готовит читателя к их восприятию, подчёркивая их вес, тяжесть. Увеспоездка превращается не в увеселительную, а в увесистую, шутки путешественников пудовые, рюкзак вожака чудовищный. Чтобы как-то заземлить Василия Ивановича, ему вручают «огромный круглый хлеб».

Необычные метафоры в рассказе даны как бы с точки зрения героя и рассказчика, составляющих единое целое: личико часов, случайная судьба в открытом платье, дрожащее счастье.

Набоков видел страшные сигналы тоталитаризма в налаженной немецкой бюрократической системе. Пройдя несколько учреждений (министерство путей сообщения, нотариуса, у которого надо было составить прошение на гербовой бумаге, полицию, у которой надо было раздобыть «свидетельство о невыезде из города на летнее время»), Василий Иванович понял, что дешевле поехать. Сама общественная система не давала отказаться даже от награды и удовольствия. Тем более от награды. А удовольствие член общества обязан был получить.

Основная мысль текста заключена в образе насильного увода обществом человека от открывшегося ему счастья, которое для героя заключено в сочетании облака, озера и старинной чёрной башни. Это счастье и так призрачно, ведь облаку не вечно отражаться в озере. Но тоталитаризм не щадит хрупкий мир, уничтожая его раньше, чем он разрушится сам.

Источник



Анализ рассказа В. Набокова «Облако, озеро, башня»

«Облако, озеро, башня» — рассказ Владимира Набокова, написанный в 1937 году во время проживания в Мариенбаде на русском языке.

Читайте также:  Девушки в трусиках у озера

Сюжет: Русский эмигрант, живущий в Берлине, вынужден присоединиться к увеселительной поездке за город. В пути руководитель группы постоянно принуждает его участвовать в увеселениях и развлечениях, наполненных пошлостью и мещанским юмором. Герой всеми силами старается противостоять их давлению, однако у него не хватает для этого душевных сил. «Увеселительная прогулка» становится невыносимой. Он решает остаться в случайно увиденном живописном месте, но попутчики силой и издевательствами заставляют его возвращаться с ними в Берлин и по пути в поезде начинают его избивать. Герой просит у автора (который является начальником рассказчика)отпустить его, так как больше не может быть человеком. Автор соглашается -«я его отпустил, разумеется».

Портреты героев: В рассказе нет развернутого портрета главного героя Василия Ивановича. Но детали указывают на авторское отношение к нему. Он скромен, незаметен, деликатен. Внешность его неброская, неэффектная. Он самый обыкновенный. Мы видим выражение его лица, взгляд героя, «умные и добрые глаза». У него обнаруживается душа, как будто отсутствующая у случайных его «товарищей». Имя своему герою автор дает обычное — Василий Иванович. Детали портретов его попутчиков тоже выражают авторское отношение: «лакированный нос», «огромные рты», «необыкновенно обильная растительность» на лице, «огромные», «волосатые» колени, о женщинах — «задастые и непоседливые». Перед нами описание тела, а не души. Скромности и деликатности Василия Ивановича противостоят нарочито шумные, неприятные, пошлые его попутчики.

Искусство, творчество: Они играют, но их игры, как и они сами, пошлые, грубые, примитивные, оскорбительные для человека со вкусом, с достоинством. «Славная забава» заканчивается съеданием окурка. Конечно, это должен сделать наш герой. Василий Иванович тоже любит «поиграть», но его «шутки» имеют другой характер. Он берет с собой в дорогу томик Тютчева и наслаждается странно звучащей цитатой из стихотворения «Silentium», балансируя на грани смысла и бессмыслицы. Оказывается, он предпочитает уединение с классикой, испытывает радость от сотворчества. И участники «увеспоездки» тянутся к искусству. Они поют песню, очень похожую на отрядную речовку. В ней утверждается жизнь в массе, обязательные для всех радости, все вещественное, материальное, массивное. Песенка отвергает «сомнения» и «тревогу», то есть все индивидуальное, непохожее на других, жизнь души. Следует отметить бедность лексики и рифм, бесконечные повторы, заполняющие пустоты, перечисление нот, бодрый ритм … Поющие лишены вкуса, словесного чутья. «Добрые люди» с «большой дороги» с «толстой палкой» в руках невольно напоминают разбойников. Кульминация конфликта — решение Василия Ивановича остаться в полюбившемся месте и последовавшая реакция попутчиков.

Пейзаж: необыкновенно одушевлен («улыбка», «таинственная невинность», вспомним, природу одушевлял Ф.Тютчев), вызывает любовное влечение («любовь моя, послушная моя»). Он — воплощенная поэзия. Не случайно в ритме строк мы ощущаем дактиль, упомянутый и в тексте. («Облако, озеро, башня», «елки, обрывы, пенистые речки», «все выходило так просто», «высилась прямо из дактиля в дактиль старинная черная башня»). Украшением милого уголка являются и зеркала (один из любимых набоковских мотивов). Они как эхо отражений: облако отражается в озере, озеро в раме окна, стены с намалеванными на них ромашками в зеркале. Все: поведение героя, его доброта и кротость, любование обычным пейзажем за окном, его восхищение пейзажем с «облаком, озером, башней» — это «голос скрипки в пустоте» непонимания. Случайные попутчики Василия Ивановича не могут его понять, а потому сцена заканчивается жестоким избиением.

Композицию рассказа мы представили в виде бабочки. В основе лежит мотив зеркала, которое делит мир на две части: прекрасную, цветную (ее видит главный герой) и черно-бело-красную. Эти два мира дисгармоничны. Красный и черный цвета символизируют жестокость людей в черном, трагедию, кровь. Это толпа из восьми человек в очках: они, словно слепые, не замечают тех сторон жизни, которые видит главный герой. Синий цвет восьмерки как символ времени, бесконечности, космоса. Цифра «8» встречается в рассказе очень часто: количество елочек, часы на башне, показывающие восемь, восемь вагонов, один из которых, символизирующий душу героя, остается в точке гармонического центра. Василий Иванович возвращается, как того хотят его попутчики, домой, но душа остается там, где ей хорошо.

Интерпретация сюжета: Рассказ имеет отчётливую антитоталитарную направленность. Его сюжет выстраивается вокруг конфликта эстетически одарённого чувствительного одиночки и грубого, пошлого коллектива, насилием принуждающего этого одиночку «быть как все». «Облако, озеро, башня» — пейзаж, который наблюдает герой рассказа, можно прочитать как символ уединённой независимой жизни, которой он оказывается лишён. Помимо сатиры на немецкое общество достаётся и Тютчеву за неблагозвучное сочетание: «Мы слизь. Речённая есть ложь» (на самом деле «Мысль изречённая есть ложь»).

Метафора творчества Набокова: окна или зеркала. Окно — чем чище, чем лучше (нет условностей). Его концепция — это витраж. Он хорош своей поверхностью. Герой — это лишь узор на этой плоскости, и чем непрозрачней — тем лучше. Драгоценное стекло, которое нужно рассматривать. Вся глубина на поверхности.

Источник

Анализ рассказа В. В. Набокова Облако, озеро, башн

Министру просвещения П.А. Тюркину

Об одном эмигранте

Уважаемый Павел Анатольевич, уведомляю Вас, что даже в не советской стороне появился яростный попутчик коммунизма. Имя ему Владимир Набоков. В рассказе «Облако, озеро, башня» писатель умело критикует буржуазных немцев, играя с читателем, шокируя необычностью ситуации, что обычно присуще, как Вы прекрасно знаете, новелле. Линейная же архитектоника открывается обширной панорамой, где животные и явления неживого намного больше похожи на людей, чем сами немцы : «воробьи не унывают», «личико часов». Природа здесь уникальна, в отличие от людей. Все попутчики, кроме Василия Ивановича, простого работника, лишнего среди этого устрашающего безымянного «животного царства», который совершенно в это общество не вписывается: поездка ему навязана (не перестаю удивляться тому, что в Германии даже выехать куда-то свободно нельзя, бюрократизм немцев дошёл до необходимости «свидетельства о невыезде из города на летнее время», а общество увеспоездок выглядит жалкой пародией по сравнению с нашими ревтребуналами и наркомпросом), петь герой не умеет; провизия и та не делится с едой остальной компании, а любимый русский огурец признан несъедобным и безжалостно выброшен в окошко. Конечно, герой не лишён и слабостей отечественной интеллигенции: неотделимостью от природы в «воспоминании любви, переодетом лугом», «волнением, возбуждаемым в нём лучшими произведениями русской поэзии», романтической безвыходной любовью. Художественная натура героя проявляется также в живописных описаниях насилия («набросала в воздухе начало оплеухи») и в метафоричных обломках прошлого: «навязанная ему судьбой в открытом платье», «деревья появлялись партиями (прямо какие-то заключённые немецких концлагерей, а не деревья), показывая новые моды», будто дворянки на светском рауте. Кстати говоря, не удерживается от минутных слабостей и сам нарратор, несколько раз восклицающий в лирических отступлениях «любовь моя». Чувственные тонкости увлекли меня, однако теперь продолжим. Василий Иванович всё же не заслуживает грозы, предчувствие которой просматривалось уже в аллитерации на ш и р, звучащей в самих именах попутчиков : Шрам, Шульц, Грета и продолженной в характеристике персонажей буквами щ и ц : «петушиный», «чудовищный». И все они вместе, вместе, вместе (слова «вместе с добрыми людьми» звучат жестокой насмешкой над будущностью нашего бедного соотечественника), по двое (вот уж где «каждой твари по паре») и не зря исковеркана строка «Silentium» Тютчева: «Мы слизь. Реченная есть ложь.». Коллектив попутчиков, цели которого не ясны, не менее точно характеризует первое слово, не принадлежащее Василию Ивановичу — «пацлуй» — и то опошленное неправильным произношением. Такие товарищи во главе с петушиного вида «специальным подогревателем», без которого они и восхититься ничем не могут, развлекаются «пудовыми шутками» и сомнительными по оригинальности песнями. «Километр за километром,\Ми-ре-до и до-ре-ми» — сплошь повторы, исход которых ясен. В конфликт с этой ясностью вступает название: Озеро, облако — понятный ассонанс на о, оба слова какой гласной начались, той и закончились, а вот «башня», как герой и его представления о счастье, выпадает из стройного ряда. Василий Иванович не может спокойно двигаться «каруселью». В нём бушует внутренний конфликт, который выражен в первом, на чём можно без последствий выместить злость от бесконечного движения по кругу, на хлебе, тоже круглом: «До чего я тебя ненавижу, насущный!». Герой пытается уверить себя, что поездка именно то, чего он хочет и паровоз, фрагмент хронотопа, ведёт Василия Ивановича в правильном направлении, но его ужас сливается с лихорадочным ходом паровой машины и даже не различишь сразу, о ком идёт речь в начале поездки: » Паровоз, шибко-шибко работая локтями, бежал сосновым лесом. и понимая ещё только смутно в чушь и ужас своего положения, и пожалуй, пытаясь уговорить себя, что всё очень мило, Василий Иванович ухитрялся наслаждаться мимолётными дарами дороги.». Образ паровоза противопоставлен образу старого снимка с деревенскими школьниками, у которых ещё есть надежда на светлое будущее, но над будущем крайнего мальчика поставлен крест — теперь он движется по кругу, повсюду высматривая символичные отголоски того мира: «синяя сырость оврага» (ох, и сколько же было синего в этом Серебряном веке : в синий плащ заворачивал бывших возлюбленных А.А. Блок, свои предпочтения девушке в голубом отдавал и Есенин), и наконец Василий Иванович отходит от общества попутчиков, этого «сборного, мягкого, многорукого существа», налезавшего на него со всех сторон, заставившего нашего соотечественника съесть (!) окурок, и, наконец, приходит в свой рай, на который почти не надеялся, о котором «как-то вполгрёзы» думал. Там и дорогое сердцу синее озеро, и башня (мечта поэта, а не башня, хоть и чёрная) высится «из дактиля в дактиль», и старик, который (наконец-то!) плохо изъясняется по-немецки и не понимает по-русски, будучи неотделим от привычного уже «языка быта» — впечатление от пейзажа и знание о гостевой комнате привело к сорвавшемуся поневоле : «Знаете, я сниму её на всю жизнь». А комната была самая обычная: » с красным полом, с ромашками, намалёванными на белых стенах. — но из окошка было ясно видно озеро с облаком и башней, в неподвижном и совершенном сочетании счастья» (цвета триколора старой России — ещё одна маленькая слабость из прошлого). В этом домике становится реальным синий костюм и её фотография (почти что она сама), потому Василий Иванович отказывается продолжать бесцельный путь, подчёркивая свою решительность эпифорой: «Я дальше не еду. Никуда не еду.», что заставило улыбку предводителя полинять раньше сезона и если раньше на него смотрели глаза одного из попутчиков лишь «без блеска» («лучистые глаза» княжны Марьи затмевает их одним напоминанием), то теперь взгляд нашего соотечественника встречается с «каменными глазами» специального подогревателя. Оставшаяся за спиной ропчущая чаша бездейственно чернеет, предвосхищая «приглашение на казнь». «Превеселое» избиение довело героя до увольнения, а дальнейшие следы Василия Ивановича теряются.
Итак, пока у нацистов всё репрессии, репрессии и репрессии, русский (и советский делом) человек пытается достичь «дрожащего счастья», но влияние враждебно настроенной капиталистической среды подавляет в нём самое стремление к лучшему миру. Надежда, подорванная чужбиной, не оставляет сил быть человеком.

В связи со всем вышесказанным предлагаю опубликовать набоковский рассказ, который поднимет дух рабочих (не в пример «Котловану» Платонова), в одной из наших газет.

Посол СССР в Германии Алексей Фёдорович Мерекалов

В публикации отказать.
Посла из Германии отослать.

Источник

Adblock
detector