Меню

Нет реки подобной желанию

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Бореев Георгий Александрович

Книга «Пришельцы из Шамбалы»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

  • «
  • 1
  • 2
  • .
  • 78
  • 79
  • 80
  • 81
  • 82
  • 83
  • 84
  • .
  • 120
  • 121
  • »
  • Перейти

Гаутама Будда — это Великий Учитель, посланец Шамбалы, указавший один из путей к Богочеловечеству. Великий сеятель семян общинного начала, предвидевший на нашей планете Общину Мировую. Наставник, тончайше чувствовавший чужие сознания. На первых порах каждый ученик Будды обязан был трудиться над обузданием своих беспорядочных чувств и мыслей. Только тогда Учитель приоткрывал ему азы знаний, а затем, очень постепенно и последовательно, ученик допускался к сокровенным глубинам мудрости.

Собственноручно написанные сочинения Будды нам не известны. Но зато они известны Великим Иерархам: в Музее Шамбалы хранятся рукописи Будды, и настанет день, когда они будут явлены земному человечеству.

Учение Будды передавалось из уст в уста. Впервые записано оно было через триста лет после ухода Учителя — при царе Ашоке. При нем Учение достигло апогея своего распространения в Индии, но спустя века индуизм в Индии взял верх. Сейчас всего лишь несколько процентов жителей Северной Индии исповедуют буддизм, зато он широко распространился в других странах: Индонезии, Китае, Японии, Монголии, Шри-Ланке, Бирме. В России буддизм исповедуют буряты, калмыки. К сожалению, ритуальность стала подменять собою чистоту основ Учения.

А как злободневно сегодня, в канун Эпохи Космического Сознания, звучат слова Будды, произнесенные Им два с половиной тысячелетия назад: «Только к просвещению, ничем не ограниченному, призываю я вас. Пользуйтесь собственным умом, развивайте его, вместо того, чтобы лениться и тупеть. Я заклинаю вас — будьте здравомыслящими людьми, подвижниками, трудящимися неутомимо для овладения истинным Знанием, которое победит все страдания».

В каждое майское полнолуние на Землю истекает чистейшая и могучая энергия Будды. Это Праздник Весак, внимание к которому только-только начинает у нас пробуждаться, но который спустя десятилетие сделается всепланетным.

В каждое июльское полнолуние Иерархия Света Земли отмечает Праздник Азала — очередную годовщину со дня Первой Проповеди Будды. В этот Праздник Учителя Шамбалы прибывают в тонких телах на южный склон Гималаев, и Учитель Майтрейя рассказывает слушателям об Учении Гаутамы Будды на древнем языке пали — каноническом языке буддизма. Присоединим же и мы свои сердца к этому торжеству.

АФОРИЗМЫ ГАУТАМЫ БУДДЫ

Ушел из земной жизни Гаутама Будда, Великий посланник Шамбалы, указав нам один из путей к Самадхи — Нирване, оставив нам свое гуманистическое учение, свои благородные истины, афоризмы и высказывания. Вот некоторые из них:

Четыре благородные истины Будды

1. Все в мире преходяще, не имеет постоянной субстанции, а потому полно скорби. Жизнь — есть страдание.

2. Причиной страдания является жажда бытия, желания, страсти, влечения.

3. Освободиться от страданий можно лишь отказавшись от желаний, подавив в себе все страсти.

4. Для достижения спасения необходимо выключиться из круга перевоплощений, достигнуть состояния нирваны. Нирваны можно удостоиться, если следовать пути спасения.

* Предайте смерти анализирующий интеллект, пронзите его одним ударом и выбросьте голодным псам.

* Трудно найти благородного человека: не везде он рождается. Но где рождается такой мудрый, там процветает счастливый род.

* Ни на небе, ни среди океана, ни в горной расселине, если в нее проникнуть, не найдется такого места на земле, где бы живущего не победила смерть.

* Один день добродетельного и самоуглубленного праведника лучше столетнего существования порочного и распущенного человека.

* Ум того, кто не спешит делать добро, находит удовольствие

* Не думай легкомысленно о зле: «Оно не придет ко мне». Ведь кувшин наполняется от падения капель. Глупый наполняется злом, даже понемногу накапливая его.

* Если рука не ранена, можно нести яд в руке. Яд не повредит не имеющему ран. Кто сам не делает зла, не подвержен злу.

* Мало знающий человек стареет, как вол: у него разрастаются мускулы, знание же у него не растет.

* У того, кто почтителен и всегда уважает старых, возрастают четыре дхармы: жизнь, красота, счастье, сила.

* Плохие и вредные для себя дела — делать легко. То же, что хорошо и полезно, — делать в высшей степени трудно.

* Даже ливень из золотых монет не принесет удовлетворение страстям. Мудр тот, кто знает: страсти болезненны и мало от них радости.

* Говори правду, не поддавайся гневу; если тебя просят, — пусть о немногом, — дай. С помощью этих трех условий можно приблизиться к богам.

* И не было, и не будет, и теперь нет человека, который достоин только порицаний или только похвалы.

* Постепенно, мало-помалу, время от времени, мудрец должен стряхивать с себя грязь, как серебряных дел мастер — с серебра.

* Легко жить тому, кто нахален, как ворона, дерзок, навязчив, безрассуден, испорчен. Но трудно жить тому, кто скромен, кто всегда ищет чистое, кто беспристрастен, хладнокровен, прозорлив, чья жизнь чиста.

* Нет огня, подобного срасти, нет спазмы, подобной гневу, нет сети, подобной обману, нет реки, подобной желанию.

* Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она. Вот извечная дхарма.

* Как в дом с плохой крышей просачивается дождь, так в плохо развитый ум просачивается вожделение.

* Трепещущую, дрожащую мысль, легко уязвимую и с трудом сдерживаемую, мудрец направляет, как лучник стрелу.

* Хорошо сказанное слово человека, который ему не следует, столь же бесплодно, как прекрасный цветок с приятной окраской, но лишенный аромата.

* У цветов аромат не распространяется против ветра, так же — у сандалового дерева, у тагары или у жасмина. Аромат же добродетельных распространяется и против ветра. Благой человек проникает во все места.

* Если странствующий не встретит подобного себе или лучшего, пусть он укрепится в одиночестве: с глупцом не бывает дружбы.

* Глупец, который знает свою глупость, тем самым уже мудр, а глупец, мнящий себя мудрым, воистину, как говорится, «глупец».

* Если кто увидит мудреца, указывающего недостатки и упрекающего за них, пусть он следует за таким мудрецом, как за указывающим сокровище. Лучше, а не хуже будет тому, кто следует за таким.

* Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, мудрецы смиряют самих себя.

* Как крепкая скала не может быть сдвинута ветром, так мудрецы непоколебимы среди хулений и похвал.

* Если бы кто-нибудь в битве победил тысячекратно тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой — величайший победитель в битве.

* Не по учености, не по преданию, не по знаниям назовется человек мудрым; только того, кто шествует без печали, свободный от желаний, затворившийся в себе, в уединенном раздумье, — назову я мудрым.

* Ни хождение нагим, ни спутанные волосы, ни грязь, ни пост, ни лежанье на сырой земле, ни пыль и слякоть, ни сиденье на корточках не очистят смертного, не победившего сомнений.

* Легко увидеть грехи других, свои же, напротив, увидеть трудно. Ибо чужие грехи рассеивают, как шелуху; свои же, напротив, скрывают, как искусный шулер несчастливую кость.

* Благие сияют издалека, как Гималайские горы. Злых же и вблизи не видно, как не видно стрел, пущенных ночью.

* Многие люди порочны, и я буду терпеть оскорбления, как слон в битве — стрелу, выпущенную из лука.

Как драгоценный камень нельзя огранить без трения, так и человек не может совершенствоваться без испытаний.

Источник

Примеры желаний. Список желаний и возможности

У всех людей есть желания, которые они хотят воплотить в реальность. Но есть люди, неразумно подходящие к их реализации. Некоторые персоны делают целью своей жизни желания, которые можно осуществить уже на этой неделе. Нужно составить список целей и приступить к их реализации уже сегодня. Примеры желаний ищите ниже.

Отдых на море

Многие люди после продуктивной годовой работы хотят расслабиться на пляже. Мечта о белом песке и чистой водичке всегда живет в сознании человека. Если вы хотите отдохнуть на море, то не нужно откладывать эту мечту на потом. Существует много способов бюджетного отдыха. Нет необходимости откладывать деньги весь год, чтобы потом потратить свои накопления за две недели. Вы можете отправиться в путешествие на машине. Соберите друзей, которые так же, как и вы, мечтают отдохнуть. Поспрашивайте у знакомых, где они отдыхали и что они видели в своих путешествиях. Выберете место, которое хотите посетить, и проложите до него маршрут. Это просто сделать с помощью интернет-карт. Загрузите выбранный маршрут в навигатор и отправляйтесь в путешествие.

Отдохнуть на море можно и без машины. Купите билет на поезд или самолет, забронируйте гостиницу и распланируйте свой отдых. Заранее узнайте туристические места, которые хотите посетить. Можете сидя дома забронировать гида, который проведет вам экскурсию по городу и его окрестностям. Если хотите сэкономить, то можете познакомиться с людьми из другого города, которые проведут вам экскурсию бесплатно. Вариантов бюджетного туризма множество, поэтому не стоит думать, что смотреть мир могут только состоятельные особы.

Машина

Вы слышали от знакомых фразу: хочу купить машину? Подобное желание есть у многих молодых людей, которые еще не накопили на собственное средство передвижения. Подобная мечта живет в сердце персон, любящих путешествовать. Чтобы купить машину, не нужно копить на нее всю жизнь. Вы можете выбрать подержанный автомобиль, кредит на который вам оформят в любом банке. Нужно осуществлять свои мечты, а не ждать подходящего случая. Ваша зарплата не позволяет вам купить машину? Тогда нужно сменить место работы. Не нужно ждать, что вам через 10 лет поднимут зарплату. Если вы понимаете, что карьерного роста нет, меняйте свое место работы. Совершенствуйте свои навыки и становитесь хорошим специалистом.

У вас в голове часто возникает мысль «хочу купить машину»? Отправляйтесь в автосалон и присмотритесь к автомобилям. Пока ваша мечта не приобрела конкретную форму, она не станет реальностью. Вам нужно точно знать, какую машину вы хотите купить, сколько она стоит. Когда поймете, сколько нужно откладывать в месяц на осуществление своей мечты, сможете начать копить.

Квартира

Молодые люди, которые живут с родителями, мечтают о собственном жилье. Благодаря ипотеке вы можете переехать в квартиру уже завтра. Присмотреться к подходящим вариантам можно уже сегодня. Квартира – это пример желания многих людей. Если у знакомых получилось оформить собственное жилье, то и у вас все получится. Не нужно думать, что людям просто повезло. Квартиру покупают те персоны, которые работают над реализацией своих желаний. В первую очередь нужно найти работу, которая сможет обеспечить нормальный уровень жизни. Понятно, что если вы зарабатываете 15 тыс. руб. в месяц, думать об ипотеке глупо. Найдите более высокооплачиваемую профессию. Поймите, что в этой жизни нет ничего невозможного. Всегда можно получить второе образование или же повысить свои навыки на специализированных курсах. Не бойтесь вкладывать деньги в свое развитие. Если вы это не сделаете сегодня, то мечты о квартире так и останутся мечтами. Действуйте, и у вас все получится.

Найти любовь всей жизни

О чем мечтает множество одиноких людей? Пример желания довольно тривиален. Люди хотят найти свою вторую половинку. Думаете это сложно сделать? Ничего подобного. В XXI в. познакомиться со своей родственной душой намного проще, чем раньше. Вы можете завязать отношения с помощью интернета. Найдите в социальной сети симпатичную персону и напишите ей сообщения. Завяжите диалог, а затем пригласите человека на свидание. В подобном поступке нет ничего предосудительного. Познакомиться в интернете намного проще, чем сделать это на улице или в любом увеселительном заведении. В социальных сетях сможете найти ту персону, у которой будут схожие с вашими интересы и жизненные ценности.

Познакомиться с родственной душой можно в любом клубе по интересам. Вам нравится танцевать? Запишитесь на курсы. На занятиях обязательно познакомитесь с прелестной особой, которая будет разделять ваши интересы. Завязать знакомство можно и более консервативным способом. Выберете симпатичную особу в кафе, которая пришла поесть в одиночестве. Подойдите к человеку и познакомьтесь с ним. В этом нет ничего страшного. Многие люди остаются одинокими по той причине, что боятся получить отказ. Но если не будете пробовать сблизиться с людьми, вы точно не сможете найти свою вторую половинку.

Читайте также:  Большереченский район все реки его

Работа мечты

Заветное желание многих людей – найти работу, которая будет приносить удовольствие. Сделать это не так сложно. Выберете область деятельности, которая вам нравится. У вас нет знаний, которые требуются специалисту в выбранной вами сфере? Сегодня существует множество курсов, которые предлагают человеку получить знания и опыт за короткий срок. Хорошим специалистом после краткосрочных курсов вы не станете, но получите базовые знания, которые впоследствии будете пополнять. Устройтесь в фирму помощником специалиста. Не гонитесь за большой зарплатой. Сначала нужно наработать опыт, а только потом требовать хорошей зарплаты. Нет смысла работать исключительно за деньги. Нужно в первую очередь развить заложенный в вас потенциал. Это намного важнее. Если вы получаете удовольствие от своей профессии, то будете по-настоящему счастливы.

Развить способности

Какое ваше заветное желание? Многие люди мечтают реализовать свой талант. Но не у всех это получается. Почему? Люди боятся идти за своей мечтой. Некоторым кажется, что глупо тратить время на занятие, например, музыкой, если эта деятельность не приносит дохода. Не бойтесь заниматься тем, что не приносит вам денег. Хобби человека – это отдушина, которая помогает снять напряжение и зарядиться энергией. Какие способности вы можете развивать:

  • научитесь играть на музыкальном инструменте;
  • научитесь танцевать;
  • пойдите на курсы макияжа;
  • освойте парикмахерское искусство;
  • научитесь рисовать;
  • научитесь петь;
  • научитесь лепить;
  • пройдите курсы по нейл-арту;
  • научитесь выпиливать из дерева;
  • научитесь чеканить;
  • освойте искусство витража;
  • освойте гончарное искусство;
  • попробуйте себя в роли фотографа;
  • попробуйте свои силы в роли спикера.

Осуществить можно любые желания. И помните о том, что хобби всегда можно сделать своей профессией. Но на начальном этапе не стоит переживать, если ваша деятельность не приносит деньги. Вы должны развивать свои таланты ради удовольствия. Сначала придется потратить время и деньги на приобретение навыков, только потом можно ждать дивидендов.

Выучить иностранный язык

Сегодня сложно представить жизнь человека, который не знает хотя бы одного иностранного языка. Многие люди мечтают о путешествиях, а ведь в поездках вам придется общаться с местным населением. Поэтому начните учить иностранный язык. Первым делом следует освоить международный английский. Накопить деньги на специализированные курсы несложно. Стоит только захотеть и откладывать каждый месяц треть своей зарплаты. Но прежде чем этим заниматься, сходите в любой языковой клуб и узнайте его расценки. Когда будете знать, сколько стоит обучение, вам будет проще копить. Во многих языковых школах есть система кредитов и отсрочек платежа. Поэтому начать занятия вы можете уже сегодня.

У вас нет желания или времени записаться на курсы? Осваивать язык можно и сидя дома. Благодаря бесплатным урокам и живому общению с иностранцами в чатах и по скайпу, вы можете хорошо подтянуть свой разговорный уровень. Не бойтесь сделать ошибку. Никто не будет смеяться над вашими попытками стать лучше. Не останавливайтесь на достигнутом. Выучив один язык, приступайте ко второму, а затем к третьему. Специалисты говорят, что когда вы сможете освоить три языка, проблем с изучением четвертого и пятого у вас не будет.

Небольшие желания

Помимо больших целей, у всех людей есть маленькие желания. Чтобы не забывать о своих «хотелках», вы можете сделать список вещей, которые осуществите при первой возможности. Подобный план нужно всегда держать под рукой и перечитывать его хотя бы два раза в неделю. Если вы поймете, что появилась возможность реализовать мечту, то незамедлительно приступайте к действиям. Список желаний для исполнения:

  • покататься на верблюде;
  • поплавать с дельфинами;
  • искупаться под водопадом;
  • побывать в пустыне;
  • прыгнуть с парашютом;
  • полетать на аэроплане;
  • посетить джунгли;
  • справиться по реке;
  • погладить тигра;
  • сделать фотографию на слоне;
  • провести ночь на пляже;
  • встретить рассвет;
  • переночевать в палатке;
  • полетать на самолете;
  • прыгнуть в море со скалы;
  • прожить 3 дня без телефона;
  • выкладывать в течение недели по одной фотографии в «Инстаграм»;
  • накопить деньги на велосипед.

Желания на год

Человек должен отдавать себе отчет в своей жизни. Только так персона может понять, что она двигается к своим целям. На новогодних каникулах составьте список желаний на год. У каждого человека в подобном списке будут личные цели. Подумайте, что для вас важно и как бы хотели изменить свою жизнь. Необязательно исписывать весь блокнот. Вы можете поставить себе всего 10 целей. Примеры желаний могут быть такими:

  • пробежать марафон;
  • провести генеральную уборку в квартире;
  • ходить каждую неделю в баню;
  • записаться в бассейн;
  • бегать каждый день;
  • записаться в спортзал;
  • выучить английский;
  • прочитать 30 книг;
  • научиться танцевать или красиво писать;
  • купить машину;
  • отдохнуть в Таиланде;
  • посетить Эрмитаж;
  • покататься на водных лыжах;
  • покорить Эверест;
  • увидеть Байкал;
  • переехать на новую квартиру;
  • сделать ремонт в зале;
  • поменять сантехнику;
  • обновить гардероб;
  • изменить имидж;
  • поставить голос;
  • переехать в другой город;
  • поменять работу;
  • получить права;
  • купить новый телефон или ноутбук;
  • устроить вечеринку;
  • съездить в другую страну;
  • завести курортный роман;
  • найти истинную любовь;
  • пересмотреть все сезоны любимого сериала;
  • перечитать любимую книгу;
  • освоить медитацию;
  • сделать операцию по улучшению зрения;
  • сходить к косметологу;
  • записаться в солярий.

Сделать тату

Сегодня модно украшать свое тело красивыми рисунками. Вы хотите сделать татуировку? Воплотить желания в жизнь очень просто. Нужно найти или нарисовать красивый эскиз, а после этого записаться на консультацию в тату-салон. Вам нужно найти хорошего мастера, который сделает качественный рисунок и не навредит здоровью. Поспрашивайте у знакомых, которые уже делали татуировки, где и за сколько они набивали свои рисунки. Осуществить подобное желание несложно. Но помните, что подобное украшение останется с вами на всю жизнь. Поэтому выбирайте себе рисунок, который будет для вас актуален не только сегодня, но и останется символическим через 10-20 лет.

Вы можете написать «список моих желаний» и включить туда татуировку. Но помните, что подобное желание следует реализовывать не сразу. Мнение окружающих на этот счет вас не должно волновать. Но если знаете свой переменчивый характер, сначала приступите к реализации других пунктов списка, а через месяц или два еще раз подумайте о тату. Если желание украсить свое тело осталось, то можете смело записываться к мастеру.

Похудеть

Вы недовольны своим телом? Нужно срочно менять ситуацию. Свое отражение в зеркале нужно любить. Если вы понимаете, что в последнее время набрали лишние килограммы, то сейчас самое время от них избавиться. И поможет вам в этом список желаний. Возможности и способы реализации своей мечты найдут только те люди, которые будут точно знать, чего они хотят. Нужно правильно ставить себе цели. Похудеть – это абстрактное желание. А вот скинуть 10 кг уже реальная цель. Вы должны четко представлять все изменения, которые хотите совершить со своим телом. Например, напишите список из 100 желаний, связанных со своим преображением. Что можно написать, рассмотрим ниже:

  • похудеть на 10 кг;
  • накачать попу;
  • накачать пресс;
  • делать по 50 отжиманий ежедневно;
  • подтягиваться на турнике;
  • бегать по 3 км каждый день;
  • пить по 1,5 л воды;
  • заниматься растяжкой час в день;
  • записаться на групповые занятия йогой;
  • заниматься со скакалкой 10 минут в день.

Пишите то, что для вас сейчас актуально. Вы можете написать список из 100 желаний, руководствуясь этой статьей или же придумать свои цели. Не показывайте никому свои планы. Пусть они будут тайной для окружающих. Чем меньше вы рассказываете о своих планах и желаниях, тем больше энергии у вас остается на реализацию своих целей. Приступайте к реализации списка уже сегодня, не ждите волшебного завтрашнего дня. Помните, он никогда не наступит, если вы не начнете работать уже сейчас.

Как правильно писать список желаний?

Вы должны ставить перед собой только истинные цели. Желания не должны быть навязаны рекламой или друзьями. Вам нужно точно понимать, чего вы хотите и зачем вам это нужно. Нет надобности посвящать окружающих в свои тайные мечты. Чем меньше вы рассказываете о своих планах и желаниях, тем больше энергии у вас остается на реализацию своих целей. Пусть лучше люди поражаются вашими делами, а не амбициями. Ведь многие недоброжелатели могут подрезать вам крылья в начале пути. Ну а если все же поделились с хорошими знакомыми планами, то не упадите в грязь лицом и добейтесь того, о чем рассказали. Приступайте к реализации списка уже сегодня, не ждите волшебного завтрашнего дня. Помните, он никогда не наступит, если не начнете работать уже сейчас.

Источник



Цитируя Будду

Нет огня сильнее страсти.
Коль пылает он в тебе,
Над собою ты не властен,
Не хозяин сам себе.

Равный гневу есть ли спазм?
Только гнев тебя настиг,
Покидает тело разум,
Ты безумен в этот миг.

Нет сети, прочней обмана.
Если ты попал в неё,
То оставишь интригану
Состояние своё.

Нет реки полней желанья.
Не иссякнет никогда.
От начала Мирозданья
Прибывает в ней вода.

Из каких источников цитаты? Будда — просветленный и это предполагает само по себе освобождение от всего того что описано здесь.

Вместо того, чтобы задавать такие вопросы почитайте изречения Будды и Вы увидите, что он процитирован буквально дословно.
Спасибо за отклик.

Юрий, изречения какого Будды и в какой книге, какого автора.
Будд на самом деле, общеизвестных несколько. Хотя мудрые говорят, что мы все Будды, только не пробуждённые.Очень хотелось
бы определиться был ли это Гаутама Будда или Махавира или кто-то еще из 24 Будд.К слову, ни один из них не оставлял после себя писаний и только ученики, каждый в меру своей испорченности и потакания собственным слабостям, не покладая рук спешили отметиться.И после них еще была не одна сотня интерпретаторов. Медитация и самадхи — это несколько иной уровень осознания , хотя, если датите источник информации ,с удовольствием почитаю. А стихотворение прекрасное, только назвал бы я его «Гимн жизни», потому как Будда это все таки запредельное.

251. Нет огня подобного страсти, нет спазмы подобной гневу, нет сети подобной обману, нет реки подобной желанию.

Взято из ДХАММАПАДЫ (сборник изречений Будды Шакьямуни).
Можете скачать его здесь
http://www.oreola.org/swya-pisan/ssilki_budd.htm

Надеюсь, что удовлетворил Ваше любопытство.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Источник

Философский словарь

«Что мы в действительности имеем в виду, гово­ря о справедливости? . Однако я полагаю, что боль­шинство из нас, особенно те, кто привержен гума­низму, говоря о справедливости, имеют в виду сле­дующее: а) равное распределение бремени граждан­ских обязанностей, т. е. тех ограничений свободы, которые необходимы в общественной жизни; б) ра­венство граждан перед законом при условии, разуме­ется, что в) законы не пристрастны в пользу или против отдельных граждан, групп или классов; г) справедливый суд и д) равное распределение преиму­ществ (а не только бремени), которое может означать для граждан членство в данном государстве» (Карл Поппер).

Читайте также:  История судов река море

Вопросы и задания:

В чем сложность понимания справедливости?

Как понимает Мэн-цзы воспитание справедли­ вости?

Верно ли, что в мире дарит несправедливость?

Почему справедливость невозможна без жалос­ ти?

Перечисли пункты, которые, согласно Поппе- ру, составляют содержание справедливости.

СТРАДАНИЕ — душевное состояние, противо­положное наслаждению. Оно вызывается многими причинами — физической болью, горем, страхом, тревогой, тоской, раскаянием. Христианская теоло­гия считает страдание расплатой за грехи. В то же время именно через страдание можно добиться ис­купления. Сострадание в этом контексте оказывает­ся универсальным, поскольку любовь к ближнему постоянно вызывает жалость и сочувствие. Шопен­гауэр считал, что именно сострадание позволяет пре­одолеть эгоизм. Поэтому оно есть основание морали. Освальд Шпенглер рассматривал страдание как кри­терий и содержание подлинной духовности. Нищие оценивал его как величие души.

«Причиной страдания является жажда бытия, желания, страсти, влечения* (Будда).

«Освободиться от страданий можно, лишь отка­завшись от желаний, подавив в себе страсти» (Будда).

«Пусты слова философа, которыми не врачуется никакое страдание человека. Мы знаем, что оно есть первое и природное благо. Оно есть исходный пункт для всякого выбора или избежания. Прекрасное, добродетель и тому подобное заслуживает почитания только в том случае, если это доставляет удовольст­вие, а если не доставляет, то с ним нужно простить­ся» (Эпикур).

«Помни, что сильные страдания завершаются смертью, слабые предоставляют нам частые пере­дышки, а над умеренными — мы владыки. Таким образом, если их можно стереть — снесем их; если же нет — уйдем из жизни, раз она не доставляет нам радости, как уходим из театра» (Цицерон).

«Пусты слова того философа, которые не врачуют никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души» (Порфирии).

. Ты видишь ли круговращенье дней?

Оно одних на самый верх поставит,

От горестей и бед избавит,

Других низвергнет вниз, в непрочный арах,

Где сплошь и рядом — горе, смута, страх, Того, кого лелеяло на воле, Вдруг бросит в яму нищеты и боли, Другого из темницы до высот Престола и короны вознесет.

«Со страданием дело обстоит так же, как с драго­ценными камнями, которые светятся ярко или более тускло в зависимости от того, в какую оправу мы их заключаем; подобно этому и страдание захватывает нас настолько, насколько мы поддаемся ему» (Шарль Монтпенъ).

«Страдание — это побуждение к деятельности» (Иммануил Кант).

«Тысяча наслаждений не окупают одного страда­ния» (Артур Шопенгауэр).

«Сострадание есть вполне единственная и дейст­вительная основа всякой справедливости и всякого истинного человеколюбия, и лишь поскольку деяние истекает из него — имеет оно нравственную цен­ность» (Артур Шопенгауэр).

«Страдание есть самый скорый способ для дости­жения истины» (Фридрих Ницше).

4Когда теоретический пессимист утверждает как настоящую предметную истину, что жизнь есть зло и страдание, то он этим выражает свое убеждение, что жизнь такова для всех, но если для всех, то, значит, и для него самого, а если так, то на каком основании он живет и пользуется этим злом жизни, как если бы оно было благом?» (Владимир Соловьев).

«Отношение христианства к страданию двойст­венно и парадоксально. Страдание есть последствие греха и зла. Но страдание есть также искупление, оно имеет положительную ценность. Только христи­анство принимает страдание и имеет до конца муже­ственное отношение к страданию» (Николай Бердя­ев).

«Иногда спуск исполнен страданий, но он может проходить и в радости. Это слово уместно. Я вновь представляю себе Сизифа, спускающегося к своему камню. Вначале были страдания. Когда память на­полняется земными образами, когда непереносимым становится желание счастья, бывает, что к сердцу человека подступает печаль: это победа камня, это сам камень. Слишком тяжело нести безмерную ношу скорби. Но сокрушающие нас истины отступают, как только мы распознаем их» (Альбер Камю).

Вопросы а задания:

Можно ли считать страдание основой морали?

Часто ли тебе приходится страдать?

Как можно врачевать страдание?

Почему через страдание можно понять истину? Что означает «выстрадать истину»?

Опиши состояние Сизифа, миф о котором ана­ лизирует Камю.

СТРАСТЬ — сильная, не поддающаяся контролю рассудка любовь к какой-либо вещи, столь сильное желание насладиться ею, что при этом подавляется воля человека. Страсти можно разделить на физи­ческие и духовные. Первые — чревоугодие, лень и т. д. Ко вторым относится эротическое влечение, властолюбие, месть, корыстолюбие. Страсть — вы­ражение внутреннего мира человека. Гегель называ­ет страсть определенным аспектом энергии, воления и деятельности человека. По его мнению, ничто ве­ликое не свершилось без страсти и не может свер­шиться без нее.

«Страсти пагубны, потому что они ослепляют че­ловека» (Эзоп).

«Нет большего несчастья, чем незнание границы своей страсти» (Лао-цзы).

«Нет огня, подобного страсти, нет спазмы, подоб­ной гневу, нет сети, подобной обману, нет реки, подобной желанию» (Будда).

«В молодые годы у меня была настоящая страсть к тому виду мудрости, который называют познанием природы» (Сократ).

«Страсть — приманка зла» (Платон).

«Человек бывает несчастлив или вследствие стра­ха, или вследствие безграничной, вздорной страсти» (Эпикур).

Как научиться управлять страстями, Когда они от века правят нами?

«Из двух человеческих страстей — любви и нена­висти — большую склонность к чрезмерности имеет именно любовь. Она пламеннее, а потому сильнее и прочнее. Чем страстней воспламеняется любовь, тем она беспощадней ко всему, что ей препятствует и угрожает, она дает свободу ненависти действовать более чем в одном направлении и тем самым осво­бождает от оков целую дружину зол; ведь любовь породила те злосчастные семена, из которых впос­ледствии вышел пожар Трои» (Рене Декарт).

«Страсть окрашивает в свои цвета все, до чего коснется, — ненавидя, как и любя; главное для нее — произвести впечатление» (Бальтасар Граси-он).

«Страсти — это единственные ораторы, доводы которых всегда убедительны» (Франсуа де Ларошфу­ко).

«Все страсти лживы: они стараются надеть маску, они прячутся даже от самих себя. Нет такого порока, который не рядился бы под какую-нибудь добродетель или не прибегал бы к ее помощи» (Жан де Лабрюйер).

«Странно представить, чтобы война, самое дикое, что только есть, была страстью героических душ» (Антоны Шефтсбери).

«Страсти — это ветры, надувающие паруса ко­рабля. Иногда они его топят, но без них он не мог бы плавать. Все на свете опасно — и все необходимо» (Франсуа Мари Вольтер).

«Верх безумия — ставить себе целью уничтоже­ние страстей» (Дени Дидро).

«Чем больше в человеке сильных, но разноречи­вых страстей, тем меньше он способен первенство­вать в чем бы то ни было» (Люк де Вовенарг).

«Любая страсть, владеющая человеком, как бы открывает прямой доступ к нему» (Люк де Вове­нарг).

«Не под влиянием природы пробуждаются в нем так называемые страсти, вносящие столь значитель­ный ущерб в его первоначально добрые задатки. По­требности человека невелики, а его душевное настро­ение в заботах о них умеренно и спокойно» (Имма­нуил Кант).

«Тут мы имеем два типа страстных людей: у одних страсть чисто личная, эгоистическая (Ромео, Вертер), другие связывают свою личную страсть с тем или другим историческим интересом, который они, однако, отделяют от всемирного смысла, — об этом смысле всеобщей жизни, от которого зависит и смысл их собственного существования, они так Же, как и те, не хотят ничего знать. » (Владимир Соло­вьев).

«Вот почему злые страсти очень трудно, почти невозможно победить отрицательно, через отрица­тельную аскезу, через отрицательный запрет. Злую похоть, злую страсть можно победить лишь положи­тельно, через пробуждение положительной, проти­воположной, творческой духовной силы» (Николай Бердяев).

Вопросы и задания:

.1. Может ли человек жить без страстей?

Действительно ли они пагубны?

Назови свою пламенную страсть.

Можно ли уничтожить страсти?

Как победить страсти?

СТРАХ — сильное душевное волнение, вызван­ное неожиданной опасностью. Это состояние может также вызываться неясным предчувствием, томи­тельным ожиданием, чувством неблагополучия. Страх обладает всепроникающей мощью, он — глу­бочайшая бездна, в которой гибнут люди и народы. Люди размышляли о страхе исстари, едва задума­лись о мироздании. Позже, обратив взор на самих себя, люди стремились разгадать собственные на­важдения. Многие мудрецы, от античного философа Сократа до современного мыслителя Сартра, пыта­лись проникнуть в природу страха. Художественная литература коснулась разных граней этого феномена человеческого существования.

Страх — глубинное человеческое состояние, по­рождаемое способностью человека осознавать несо­вершенство мира, его коллизии. Человек остается частью природы, он неотторжим от нее. Но он пони­мает, что «заброшен» в случайном месте и времени, осознает свою беспомощность, ограниченность свое­го существования. Над ним тяготеет своего рода про­клятие: человек никогда не освободится от этого противоречия, не укроется от собственных мыслей и чувств, сопряженных с ужасом своего бытия. Чело­век — единственное животное, для которого само существование является проблемой.

Можно ли отождествить тревогу и страх? Нет. Страх нередко порождается конкретными причина­ми. Мы боимся смерти, разорения, предательства, нападения. Все это порождает смятение духа. Фак­тор враждебности, как говорится, налицо. Но есть и другой тип страха, когда никакой реальной опаснос­ти нет, а человек все равно бывает в предельном замешательстве. Это страх человека перед самим собой.

Великий датский философ Се’рен Кьеркегор про­водил различие между этими двумя экзистенциаль­ными состояниями. Есть безотчетная тревога, посто­янно живущая в душе человека и взыскующая все новые и новые образы. Но есть и страх, порожден­ный конкретными угрозами. Зигмунд Фрейд и его последователи тоже различали страх рациональный, который обусловлен внешними факторами, и страх глубинный, иррациональный. Страх в истолковании психоанализа — это итог тайных вожделений, несо­стоявшихся побуждений.

«Страх заставляет человека бросаться из огня да в полымя» (Эзоп).

«Человек бывает несчастлив или вследствие стра­ха, или вследствие безграничной, вздорной страсти» (Эпикур).

«Страхи и заботы не боятся оружия» (Лукреций Кар).

«Если зла нет, то самый страх перед злом есть зло» (Августин Блаженный).

«Страх перед невидимой силой, придуманной умом или воображаемой на основании выдумок, до­пущенных государством, называется религией, не допущенных — суеверием. Когда же воображаемая сила в самом деле такова, как мы ее представляем, то это истинная религия» (Томас Гоббс).

«Поставьте мудрейшего философа на широкую доску над пропастью; сколько бы разум ни твердил ему, что он в безопасности, все равно воображение возьмет верх» (Блез Паскаль).

«Страх возникает вследствие бессилия духа» (Бе­недикт Спиноза).

«Страх божий — это данный образ мыслей в ис­полнении божьих заповедей из обязательного (под­даннического) долга, т. е. из уважения к закону; любовь к Богу — тоже исполнение, но по собствен­ному свободному выбору. » (Иммануил Кант).

«Не страх, а смерть дает человечеству первых богов» (Владимир Соловьев). .

«Страх, испытываемый тварью, есть последствие первородного греха, отделения от Бога. Мотив стра­ха играл определяющую роль в религиозных верова­ниях, миросозерцаниях, социальных институтах, обычаях и бытовых устроениях. Страх есть основа греховной жизни, и он проникает в самые высшие духовные сферы, он заражает собой религиозную и нравственную жизнь» (Николай Бердяев).

«Ужас в корне отличен от боязни. Мы боимся всегда того или другого конкретного сущего, которое нам в том или ином определенном отношении угро­жает. Страх перед чем-то касается всегда тоже каких-то определенных вещей. Поскольку боязни и страху присуща эта очерченность причины и предме­та, боязливый и робкий прочно связаны вещами, среди которых находятся. В стремлении спастись от чего-то — от этого вот — они теряются и в отноше­нии остального, т. е. в целом «теряют голову». При ужасе для такой сумятицы уже нет места. Чаще всего, как раз наоборот, ужасу присущ какой-то оце­пенелый покой. Хотя ужас это всегда ужас перед чем-то, но не перед этой вот конкретной вещью. Ужас перед чем-то есть всегда ужас от чего-то, но не от этой вот определенной угрозы. » (Мартин Хай-деггер).

«Как жить свободным и без закона? На эту загад­ку человек должен ответить под страхом смерти» (Альбер Камю).

Читайте также:  Река екатеринбурга самая крупная

Вопросы и задания:

Подбери синонимы к слову «страх».

В чем различие между «страхом» и «ужасом»?

Как сопоставить «страх» и «тревогу»?

Что такое страх божий?

Раскрой тему: «Страх и первородный грех».

СТЫД — состояние, которое испытывает чело­век, когда пробуждается совесть, смущение от совер­шенного поступка. Стыд может проснуться и в том случае, когда самого деяния еще нет, но человек в собственном воображении ясно осознает его послед­ствия. Вопрос о том, как возник стыд, остается для философов открытым, поскольку нельзя с уверенностью сказать, что у животных нет стыда. Чувство стыда обнаруживается у всех народов, на всех ступе­нях цивилизации. Однако оценка поступков зависит от типа культуры. Так, многоженство оказывается приемлемым ‘для одного народа и стыдным для дру­гого.

«Стыдись себя сам, тогда другой тебя не присты­дит» (Теофраст).

«Стыд есть вид печали, основанной на любви к самому себе, происходящей от страха перед порица­нием» (Рене Декарт).

«Стыд — это страх из опасения заслужить пре­зрение присутствующего лица и как таковой — аф­фект. Впрочем, человек может испытывать стыд и не в присутствии того, кого он стыдится; но тогда это не аффект, а подобно скорби, страсть, которая выра­жается в том, что человек, испытывая презрение к себе, долго, но напрасно мучается; напротив, стыд, будучи аффектом, появляется внезапно» (Иммануил Кант).

«Ощущение совместного стыда — чувство всегда искреннее. Его испытываешь, когда человек, высоко ценимый, недостаточно зная тех, перед кем он хочет порисоваться, становится смешным» (Георг Лихтен-берг).

«Краснеют ли от стыда в темноте? Что от испуга в темноте бледнеют, в это я верю, но в первое — нет. Потому что бледнеют только из-за себя, а краснеют и за себя, и за других» (Георг Лихтенберг).

«Есть одно чувство, которое не служит никакой общественной пользе, совершенно отсутствует у самых высших животных и, однако же, ясно обна­руживается у самых низших человеческих рас. В силу этого чувства самый дикий и неразвитый чело­век стыдится, т. е. признает недолжным и скрывает такой физиологический акт, который не только удовлетворяет его собственному влечению и потреб­ности, но сверх того полезен и необходим для поддержания рода. В прямой связи с этим находится и нежелание оставаться в природной наготе, побуж­дающее к изобретению одежды и таких дикарей, которые по климату и простоте бытия в ней вовсе не нуждаются» (Владимир Соловьев).

Вопросы и задания:

Подбери синонимы к слову «стыд».

Как соотносятся «стыд» и «совесть»?

Есть ли стыд у животных?

Можно ли считать бесстыжими дикие народы? б. Испытываешь ли ты стыд как вид печали?

СУДЬБА — непостижимая предопределенность жизненных событий и поступков.

«Судьба изменчива, и меняется она обычно толь­ко к худшему» (Эзоп).

«От судьбы все равно не уйдешь; поэтому человек должен уметь применяться к обстоятельствам и все время помнить, что в любой момент они могут изме­ниться» (Эзоп).

«Счастья нельзя просить, несчастья нельзя избе­жать, если сам поступил плохо, трудился не усерд­но. Почитать судьбу не имеет смысла. » (Мо-цзы).

«То, с чем сталкивается человек, называется его судьбой» (Сюкь-цзы).

«Не все, что происходит, происходит от судьбы. Кое-что находится и в нашей власти» (Карнеад).

«Судьба согласного с ней ведет, противящего­ся — тащит» (Сенека)-

«С человеком ничто не может произойти, что бы не определялось судьбой человека, подобно тому как с животным, с растением, камнем ничего не может случиться, что бы не соответствовало их природе. Если же ни одно существо не может испытать ничего другого, кроме того, для чего оно взросло и к чему оно определено по своей природе, зачем тебе жало­ваться? Будь уверен, что всемогущая природа не наделила тебя ничем непосильным» (Марк Авре­лий).

«При всех превратностях судьбы, самое большее несчастье — быть счастливым в прошлом» (Боэций).

Судьба коааелюбива и упряма. Ни перед кем она не знает срама. Она сильна в хорошем и в плохом. Заботиться не хочет ни о ком. Добра и ала вожатый постоянный — Таков весь мир и все его обманы.

Беспощадная судьба, наши планы круша, Час наступит, и тело покинет душа. Не спеши, посиди на траве, под которой Скоро будешь лежать, никуда не спеша.

Что воля перед волею судьбы! _ О вы, предначертания рабы.

«Если человек говорит: «Это предопределено», идет и становится под отвесную стену, и стена падает и придавливает его, то это нельзя отнести только за счет судьбы. В человеческих делах, когда человек сделал все, что было в его силах, можно говорить о судьбе» (Чжу Си).

«Судьба благосклоннее всего именно к тем пред­приятиям, где успех зависит исключительно от нее» (Мишель Монтень).

«Выдвинутое нами положение опровергает и фи­лософию Эпиктета, который исходит из того, что счастье должно строиться на том, что находится в нашей власти, и именно таким путем, по его мне­нию, мы сможем избежать зависимости от судьбы и случайностей. » (Фрэнсис Бэкон).

«Судьбу считают слепой главным образом те, кому она не дарует удачи» (Франсуа де Ларошфуко).

«Мыслящий человек испытывает печаль, кото­рая вполне может привести его к нравственному раз­ложению, о чем безрассудный человек ничего не знает, а именно к недовольству Провидением, управ­ляющим ходом мировых событий, когда он подводит итоги бедствиям, угнетающим человеческий род (как кажется) без надежды на лучшее» (Иммануил Кант).

«Если наша рефлексия обратится только на бес­сознательное, или объективное, во всяком действо-вании, то мы должны будем признать, что все сво­бодные действия, следовательно и история, детерми­нированы, но не сознательной, а совершенно слепой предопределенностью, которая находит свое выра­жение в темном понятии судьбы; в этом состоит система фатализма» (Фридрих Шеллинг).

«Человек, который на своем нравственном неду­ге, на своей злобе и безумии основывает свое право действовать и переделывать мир по-своему, такой человек, каковы бы ни были его внешняя судьба и дела, по самому существу своему есть убийца. » (Владимир Соловьев).

«Парадоксально отношение к судьбе и мировому разуму в античном язычестве и в иудаизме. Грек и римлянин (трагедия, стоицизм) смирялись перед судьбой, так как не к кому было на нее апеллиро­вать. Древние евреи бунтовали, боролись с самим Богом (Иов, пророки, псалмы). Безраздельной влас­ти царящего над миром закона противопоставляли или бесстрастие и покорность, или восстание, или борение с Богом. Но возвышались до этого Иов и пророки, трагики и античные мудрецы» (Николай Бердяев).

«Перед лицом сущностной бездомности человека его будущая судьба видится бытийно-историческому мышлению в том, что он повернется к истине бытия и попытается найти себя в ней» (Мартин Хайдег-гер).

Вопросы я задания:

Подбери синонимы к слову «судьба».

Можно ли верить в судьбу?

Надо ли почитать судьбу?

Почему понятие «судьба» Шеллинг называет темным?

Что можно вырвать из рук судьбы?

СУЕВЕРИЕ — ложная вера, неполноценная, пре­вратная убежденность. Суеверием можно считать предубеждение в области религиозной жизни. Можно отличать теоретическое суеверие, проникаю­щее в миросозерцание человека, от практического — веры в оккультизм,’в магические действия. Суеве­рия обнаруживаются в преданиях всех времен и на­родов.

«Искусственное предвидение осуществляется двумя путями: либо оно строится на анализе при­чин, либо слепо подчиняется одному только опыту. Это последнее, как правило, исполнено всяческих суеверий: таковы были языческие учения о гадани­ях по внутренностям жертвенного животного, по по­лету птиц и т. п. Да и астрология халдеев, хотя и более знаменита, ненамного лучше их» (Фрэнсис Бэкон).

«Суеверие есть самый страшный враг человечес­кого рода» (Франсуа Мари Вольтер).

«Не бойтесь высмеивать суеверия, друзья мои. Я не знаю лучшего способа убить суеверие, чем выста­вить его в смешном виде. Что сделалось смешным, не может быть опасным» (Франсуа Мари Вольтер).

«Чем больше человек зависит от случайностей, тем сильнее он предается суеверию» (Дэвид Юм).

«Суеверие можно сравнить, скорее, с помеша­тельством, а мечтательность с сумасшествием» (Им­мануил Кант).

«В своих современных формах заговорщицкая

теория общества, которая, подобно современному ис-торицизму и современным попыткам установить «ес­тественные социальные законы», является типич­ным результатом секуляризации религиозных пред­рассудков. Вера в гомеровских богов, заговорами ко­торых объясняли историю Троянской войны, про­шла. Боги изгнаны. Однако их место заняли могу­щественные индивидуумы или группы — злонаме­ренные группы, порочные замыслы которых ответ­ственны за все то зло, от которого мы страдаем» (Карл Поппер).

Вопросы и задания:

Приведи примеры суеверий, которые тебе из­ вестны.

Чем суеверие отличается от заблуждения?

Почему суеверия прежде всего рождаются в религиозном сознании?

Найди в тексте пример нерелигиозного суеве­ рия.

СЧАСТЬЕ — чувство предельного удовольствия от достижения цели, обретения предмета. Древние философы проводили различие между благосклон­ностью судьбы, которая приносит удачу, и способ­ностью переживать эту радость, то есть чувством счастья. Понимание счастья различно в разных культурах. Оно не тождественно материальным бла­гам. Когда был проведен опрос среди народов мира, то оказалось, что чувство счастья более распростра­нено в тех странах, где невысокий уровень потребле­ния. Напротив, так называемые развитые народы чаще демонстрировали печаль, меланхолию и не­удовлетворенность своим положением.

«Что же я люблю и что ненавижу?

Я люблю счастье и благополучие и ненавижу не­счастье» (Мо-цзы).

«Счастье — это хорошее расположение духа, бла­госостояние, гармония, симметрия и невозмути­мость» (Демокрит).

«Поскольку мы достигаем счастья только тогда, когда нам присуще прекрасное, а прекрасное прису­ще нам только благодаря искусству философии, то из этого необходимо следует, что именно благодаря философии мы достигаем счастья. А ее-то мы дости­гаем при хорошем здравомыслии» (Аль-Фараби).

«Наслаждаться счастьем — величайшее благо, обладать возможностью давать его другим — еще большее» (Фрэнсис Бэкон).

«Человек никогда не бывает так несчастен, как ему кажется, или так счастлив, как ему хочется» (Франсуа де Ларошфуко).

«Счастье человека всегда заключается в соответ­ствии его желаний окружающей обстановке» (Поль Анри Гольбах).

«Высшее из возможных в мире и являющихся конечной целью наших стремлений — физическое благо — это счастье, при объективном условии со­гласия человека с законами нравственности — это достоинство быть счастливым» (Иммануил Кант).

«Счастье — вещь нелегкая: его очень трудно найти внутри себя и невозможно найти где-либо в ином месте» (Никола Шамфор).

«Величайшее счастье, о котором я ежедневно прошу небо: пусть превосходят меня в силах и зна­ниях лишь разумные и добродетельные люди» (Георг Лихтенберг).

«Есть ли в мире счастье? Нет. Если цель, кото­рую ставит человек, не достигнута, если желание не осуществлено — человек несчастен. Но если достиг­нуты — человек пресыщен, наступает неизбежное разочарование и неумолимо возникает вопрос: а что же дальше?» (Артур Шопенгауэр).

«Счастье человека обычно сравнивают с шаром — ведь он тоже быстро катится; это сравнение вдвойне оправданно, так как имеет еще и второй смысл. Неподвижный шар представляется наблюда­телю завершенным, замкнутым в себе, самодостаточ­ным существом и поэтому, так же как счастливец, не может долго привлекать к себе внимание. Всякое довольство, всякая умиротворенность, из чего бы они ни проистекали, — просты. Счастливцев мы предоставляем самим себе. » (Иоганн Гёте).

«Однако при тщательном анализе понятия счас­тья обнаруживается, что в нем содержится не что иное, как именно это тождество того, что независимо от воления, с самим велением. Следовательно, счас­тье, объект естественного влечения, должно быть явлением чистой воли, то есть одним и тем же объ­ектом с самой чистой волей» (Фридрих Шеллинг).

«Но есть такая цель, которая не проблематична, которая составляет не одну только из множества целей, а предполагается как действительно сущест­вующая для всех существ в силу естественной необ­ходимости, — эта цель есть счастье» (Владимир Со­ловьев).

«Человек есть существо, мучащее себя и других и испытывающее от этого мучения наслаждение. Че­ловек совсем не стремится к счастью. Такое стремле­ние было бы беспредметным и бессодержательным. Человек стремится к предметным благам и ценнос­тям, обладание которыми может дать счастье и бла­женство, но само счастье и блаженство не может быть сознательной целью» (Николай Бердяев).

Источник

Adblock
detector