Меню

Наши реки 8 класс география полярная звезда

Конспект и презентация к уроку географии «Наши реки в курсе географии» 8 класс по УМК «Полярная звезда»

Данная разработка содержит технологическую карту урока, слайдовую презентацию, рабочие листы учащихся. Урок был проведен в рамках работы творческой группы учителей географии по теме » Методика проведения уроков-практикумов в курсе географии по УМК «Полярная звезда». Особенностью данного урока является формирование компетентностей школьника, с использованием системно-деятельностного подхода, приёмов технологии критического мышления. Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке — индивидуальная, парная, групповая, фронтальная. Разработка данного урока может быть использована учителями географии, работающими по УМК «Полярная звезда».

Целевая аудитория: для 8 класса

Автор: Калабина Анна Васильевна
Место работы: МКОУ СОШ «Образовательный центр» г. Зуевка Кировской области
Добавил: AnnaVasilevna

avatar

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Почтовая рассылка

Подпишитесь на почтовую рассылку Учительского портала и получайте ссылки на новые разработки уроков, презентации, тесты и другие методические материалы на электронную почту. Это бесплатно!

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Новости образования

350 лет Петру I

День Победы

Маркер СМИ

© 2007 — 2021 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Источник

Наши реки
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Самохвал Наталия Павловна

Разработка урока по географии 8 класс на тему:»Наши реки»

Скачать:

Вложение Размер
Наши реки 30.88 КБ

Предварительный просмотр:

География. 8 класс

— познакомить с главными речными системами России;

— определить бассейны крупных рек;

— познакомить с особенностями питания и режимом рек.

— реки России, к бассейнам каких океанов они относятся;

— особенности питания и режима рек России;

— классифицировать реки по питанию и по режиму;

— рассчитывать характеристики реки;

— развивать умение работать со схемами, справочным материалом,

картами атласа и учебника.

— физическая карта России;

— картины, фотографии, слайды, видеоматериалы по теме;

Тип урока: комбинированный.

Методы и формы обучения: рассказ, беседа, работа с картой и другими изображениями рек, статистическими данными, анализ текста и карт учебника.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Тест по теме «Наши моря»:

1.Самое большое и глубокое море у берегов России:

а) Охотское; б) Баренцево ; в) Берингово; г) Японское.

2.Самое мелководное море на Земле и самое маленькое по площади море России:

а) Азовское; б) Аральское; в) Белое; г) Балтийское.

3.Самое чистое море у берегов России:

а) Чёрное; б) Берингово; в) Баренцево; г) Чукотское .

4.Самое холодное и ледовитое море:

а) Карское; б) Баренцево; в) Берингово; г) Восточно-Сибирское.

5.Самый большой остров России:

а) Новая Земля; б) Сахалин; г) Врангеля.

6.В 1984 году в соответствии с нормами международного права была установлена экономическая зона шириной:

а) 200 миль; б) 20 миль; в) 2000 миль.

7.Окраиннным морем является:

а) Балтийское; б) Белое; в) Охотское ; г) Чёрное.

8.Из морей Северного Ледовитого океана важное промысловое значение имеет лишь:

а) Белое; б) Баренцево; в) Карское.

9.В каком море наибольшая высота приливов?

а) в Баренцевом; б) в Чёрном; в) в Охотском; г) в Белом.

10.В морях какого океана возникают тайфуны и цунами?

а) Тихого; б) Северного Ледовитого; в) Атлантического.

11.Самое тёплое море России:

а) Чёрное; б) Японское; в) Азовское.

12.На каком море построена Кислогубская ПЭС?

а) на Белом; б) на Баренцевом; в) на Охотском.

III. Изучение нового материала.

Значение воды в природе огромно. Без воды не может быть ничего живого на Земле. В природе существует большой круговорот воды, в котором вода, проникая вовсе земные оболочки, снабжает их микроэлементами и взаимодействует со всеми природными компонентами.

Воды России – это наше национальное богатство. У нас много рек и морей, озёр и болот. Кроме того, внутренние воды представлены ледниками и подземными водами, водохранилищами. Это – большие запасы пресной воды.

1.Как «измерить» реку?

Работа с текстом учебника «Как «измерить» реку?».

Для того, чтобы понять, каким «речным богатством» владеет Россия по сравнению с другими странами, достаточно оценить водоносность – количество воды в реке за определенный период времени. Водоносность зависит от увлажнения территории – соотношения количества осадков и испаряемости, а также от площади речного бассейна. «Стекает то, что не успело испариться», — отмечал А.И.Воейков. Основные показатели водоносности – расход воды и годовой сток.

Возможности хозяйственного использования рек связаны с их характеристиками: падение, уклон, режим, годовой сток, расход.

Падение реки – превышение истока над устьем, выраженное в метрах.

[Чтобы вычислить падение реки, надо определить высоту её истока и устья по физической карте. Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0м. Если река впадает в озеро, то уровень поверхности воды в озере является высотой её устья. Если река вытекает из озера (Ангара вытекает из озера Байкал), то уровень поверхности воды в Байкале является высотой истока реки. Определяем падение реки Волги, которая начинается с Валдайской возвышенности. Высота истока ≈300м, Волга впадает в Каспийское море, уровень поверхности воды в котором равен -28м. Падение Волги: 300м – (-28м)=328м.]

Уклон реки – величина отношения падения реки к её длине.

По этим показателям можно определить характер реки. Например, уклон Волги – 7 см на 1 км, значит, Волга – равнинная река (небольшой уклон ). Горные реки имеют большие уклоны (например, уклон Терека 5 м/км) и обладают колоссальными запасами гидроэнергии.

Большинство рек России – равнинные. Их русла имеют небольшие падения , малые уклоны (например, уклон Оби 4 см/км).

Расход воды в реке – это количество воды, проходящее через поперечное сечение русла за единицу времени. (Обычно измеряется в кубических метрах в секунду.)

Сток — расход воды в реке за длительное время.

Годовой сток – объём воды, который проходит в реке за год.

Работа с рис.54 на стр.108 учебника «Годовой речной сток».

Проанализируйте рисунок и сделайте вывод, какие реки имеют большой годовой сток.

(В России наибольший расход воды (и наибольший годовой сток ) у Енисея. Он в среднем за 1 с сбрасывает в Карское море около 17,5 тыс.куб м воды.)

(Равнинный рельеф уменьшает сток, горный – увеличивает.) Вывод запишите в тетрадь.

По величине суммарного годового речного стока (4270 куб.м) Россия занимает второе место в мире после Бразилии.

Твёрдый сток – это переносимый водой материал, состоящий из растворённых в воде химических и биологических веществ.

Наибольший твёрдый сток у горных рек.

( Термины записать в тетрадь и выучить. )

Работа с учебником «Каковы особенности российских рек?»

2.Классификация рек по питанию.

Работа с картой на рис.55 «Типы питания рек» учебника на стр.109.

Вспомните, что вы знаете об источниках питания рек.

Обратимся к карте на рис.56. Вы видите, что реки России питаются снеговыми, дождевыми, ледниковыми и подземными водами. Особенность в том, что равнинные реки летом питаются в основном дождевыми, зимой – подземными, а весной – талыми снеговыми водами. Горные реки питаются в основном талыми водами ледников и снегов. А в общем-то у всех рек питание смешанное.

Задание: назовите типы питания крупнейших рек России (Обь, Енисей, Лена, Амур, Волга, Дон).

3.Классификация рек по режиму.

Работа с картой на рис.56 «Сроки замерзания рек» учебника на стр.109.

С питанием тесно связан и режим рек.

Вспомните, что такое режим реки ?

Режим реки – изменение во времени состояния реки: уровня воды, скорости течения, расхода воды. ( Ледостав, паводок, межень ).

Вспомните, что вы знаете о режимах рек .

Для России очень важен режим рек – ведь большинство рек зимой замерзает и широко разливается в весеннее половодье (вспомните, чем половодье отличается от паводка ?) Это реки преимущественно снегового питания. Летнее половодье характерно для рек, питающихся от таяния горных ледников (главным образом, в Южной Сибири и на северо-востоке страны) или от муссонных дождей (например, Амур). Паводковый режим наблюдается у незамерзающих рек. Такие реки протекают в низкогорьях Кавказа, питание у них в основном дождевое и неравномерное.

4.Классификация рек по принадлежности к бассейнам океанов.

Работа с картой на рис.57 «Принадлежность рек к бассейнам океанов и области внутреннего стока» учебника на стр.110.

Работа с физической картой России Приложения на стр. 244-245.

Вы видите, что речная сеть России распределена между тремя океанами и областью внутреннего стока.

Читая текст на стр. 110 учебника (абзацы под №№ 1-4), выделите особенности речных бассейнов.

5. Самостоятельная работа.

Покажите на картах путь «из варяг в греки», укажите места волоков. Для работы у вас есть описания маршрутов.

  1. От Балтийского моря путь проходил по Неве, Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру Ильмень, реке Ловать; затем волоком до Западной Двины; далее волоком до Днепра и далее выходил в Чёрное море. По морю вдоль побережья Болгарии до Константинополя. Перед тем как выйти в Чёрное море, суда требовали дополнительной оснастки. Близ устья Днепра на острове Березань купцы делали остановку для этих целей.
  2. Балтийское море – Финский залив – Нева – Ладожское озеро – река Волхов – озеро Ильмень – реки Мета, Тверца, Волга – Каспийское море. Это был водный маршрут с небольшими сухопутными участками; его называли «путь из варяг в арабы». По такому пути до Греции не доберешься, но он давал выход в южные русские земли, а также в страны Средней Азии и Ирана. Чтобы попасть «в греки», т.е. в бассейн Эгейского моря, варягам приходилось перебираться из Волги в Дон, из Азовского моря в Чёрное и далее по каналам.

IV. Закрепление изученного материала.

— Назовите самую длинную реку России. ( Обь с Иртышом )

— Назовите самую полноводную реку России. (Енисей)

— Почему Волга разливается весной, а Амур – летом? ( Волга имеет смешанное питание, а Амур – дождевое питание – муссонными дождями. )

— Чем отличается паводок от половодья? ( Паводок – внезапный подъём уровня воды в реке, а половодье – ожидаемый, закономерный, ежегодный подъём уровня воды в реке. )

— Что такое годовой сток? ( Годовой сток – это расход воды в реке за год, т.е. вся вода, протекающая через поперечное сечение русла в устье реки за год. )

— Во сколько раз годовой сток Волги меньше годового стока Енисея? ( По табл. 4 на стр.236 определяем годовой сток Енисея – 624 куб.км, Волги – 259 куб.км. 624куб.км : 259куб.км = 2,41 раза. )

V. Домашнее задание.

1.Изучить §27 учебника на стр. 108 – 111.

2.Ответить на вопросы и выполнить задания в конце параграфа.

Бассейн Северного Ледовитого океана (2/3 площади страны)

Бассейн Атлантического океана (≈3%)

Бассейн Тихого океана (20% территории страны)

Область внутреннего стока (Каспийское море,

Источник

Наши реки 8 класс география полярная звезда

Подробное решение параграф § 27 по географии для учащихся 8 класса, авторов А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина 2016

  • Гдз мой тренажер (тетрадь) по Географии за 8 класс можно найти тут

1. Что такое водоносность реки? Какие показатели её характеризуют?

Водоносность (водность) реки – количество воды, переносимое определенной рекой в течение года. Средний многолетний объем годового стока служит показателем (индексом) водоносности реки. Понятие «водоносность» обычно используют для сравнения среднего водного стока разных рек.

2. Дайте, определения расхода воды и годового стока.

Расход воды (в водотоке) – объём воды (жидкости), протекающей через поперечное сечение водотока за единицу времени. Измеряется в расходных единицах (м³/с). Годовой сток – общий объем воды, стекающей за год, обычно отнесенный к замыкающему створу водосбора или речного бассейна.

3. Что такое падение и уклон реки? От чего они зависят?

Падение реки – разность отметок высот поверхности воды у истока и устья реки или на отдельном ее участке. Уклон реки – отношение падения реки (или другого водотока) на каком-либо её участке к длине этого участка. Уклон реки выражается в промилле или процентах, а также как величина падения на длину участка. Оба эти понятия зависят от рельефа местности, чем будет круче рельеф, тем больше будет уклон и падение реки.

4. Выберите верный ответ. Преимущественно дождевое питание имеет река: а) Амур; б) Енисей; в) Лена; г) Терек.

5. Выберите верный ответ. От климата зависит: а) скорость течения; б) режим реки; в) направление течения.

6. Выберите верные ответы. Реки России относятся к бассейну: а) Индийского океана; б) Тихого океана; в) Северного Ледовитого океана; г) Атлантического океана; д) внутреннего стока.

7. Перечислите особенности рек России.

Для рек России характерны две отличительные особенности питания: 1) благодаря положению страны в умеренных и высоких широтах и континентальности климата, в питании рек почти повсеместно принимает участие снежный покров; 2) для большинства рек характерны три источника питания: талые снеговые, дождевые и грунтовые воды. Значительно меньшее количество рек имеет либо все четыре источника питания, либо два в различных сочетаниях (снеговое + дождевое, снеговое + грунтовое, дождевое + грунтовое).

8. Подпишите на контурной карте крупные реки России и их притоки.

Подпишите на контурной карте крупные реки России и их притоки

9. Чтобы определить падение реки, надо вычислить разность между высотой её истока и высотой устья. Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0 м (за исключением Каспийского моря-озера, где устья рек лежат на высоте -27 м). Если река впадает в озеро, то уровень поверхности воды в озере является высотой её устья. Если река вытекает из озера (например, Ангара из озера Байкал), то высота истока — уровень поверхности воды в озере. Рассчитайте падение рек Печоры (высота истока 676 м), Камы (высота истока 331 м, высота устья 36 м).

Печора исток – 676м, устье – 0м измерим падение: падение =исток-устье: 676-0=630м. Кама: исток – 331м, устье – 36м: падение =исток-устье: 331-36=295м.

10. Используя тематические карты атласа, дайте характеристику одной из российских рек (по выбору) по плану: а) географическое положение; б) длина, высота истока и устья; в) питание и режим; г) неблагоприятные явления на реке и их причины; д) хозяйственное использование.

Характеристика реки Волга:

А) Река расположена в Европейской части России, одна из крупнейших рек на Земле и самая большая в Европе. Волга берёт начало на Валдайской возвышенности, впадает в Каспийское море.

Б) Длина – 3530 км. Исток на высоте 229 м, устье лежит на 28 м ниже уровня моря.

В) Основное питание Волги осуществляется снеговыми (60 % годового стока), грунтовыми (30 %) и дождевыми (10 %) водами. Естественный режим характеризуется весенним половодьем (апрель – июнь), малой водностью в период летней и зимней межени и осенними дождевыми паводками (октябрь).

Г) На акватории реки наблюдается мор рыбы, зарастание водоема, в результате чего река мелеет, становиться менее судоходной и загрязненной. Также каждую весну наблюдается разливы воды в реке – наводнения в результате паводка.

Д) Вверх по Волге поставляют нефть, нефтепродукты, соль, гравий, уголь, хлеб, цемент, металл, овощи, рыбу и др.; вниз – лес, пиломатериалы, минерально-строительные грузы, промышленные материалы. Вниз по Каме – уголь, лес, пиломатериалы, серный колчедан, металлы, химические грузы, минерально-строительные материалы, нефть, нефтепродукты; вверх – соль, овощи, промышленные и продовольственные товары.

Источник



§ 27. Наши реки

Как «измерить» реку. Каковы особенности российских рек.

Как «измерить» реку?

Для того чтобы понять, каким «речным богатством» владеет Россия по сравнению с другими странами, достаточно оценить водоносность — количество воды в реке за определённый период времени. Водоносность зависит от увлажнения территории — соотношения количества осадков и испаряемости, а также от площади речного бассейна. «Стекает то, что не успело испариться», — отмечал А. И. Воейков. Основные показатели водоносности — расход воды и годовой сток.

Расход воды — количество воды, проходящее через поперечное сечение русла за единицу времени.

Расход воды измеряют, как правило, в кубических метрах в секунду, а годовой сток — в кубических метрах или кубических километрах (рис. 54). В России наибольший расход воды (и наибольший годовой сток) у Енисея. Он в среднем за 1 с сбрасывает в Карское море около 17,5 тыс. м 3 воды. По величине общего годового стока всех рек — 4270 км 3 — Россия занимает второе место в мире после Бразилии.

Годовой речной сток

Для использования речных вод в хозяйстве очень важно знать падение и уклон реки. Падение и уклон зависят от рельефа и определяют скорость течения реки, характер долины, количество переносимого рекой материала. Большинство рек России — равнинные. Их русла имеют небольшие падения, малые уклоны (например, уклон Оби 4 см/км). Горные реки имеют большие уклоны (например, уклон Терека 5 м/км) и обладают колоссальными запасам и гидроэнергии.

Падение реки — превышение истока над устьем, выраженное в метрах.

Каковы особенности российских рек?

1. Обратимся к карге на рисунке 55. Вы видите, что реки нашей страны питаются снеговыми, дождевыми, ледниковыми и подземными водами. Надо заметить, что равнинные реки летом питаются в основном дождевыми, зимой — подземными, а весной — талыми снеговыми водами. Для горных же рек основной источник — талые воды горных ледников и снегов, хотя, строго говоря, у всех рек питание смешанное.

Типы питания рек

С питанием тесно связан и режим реки. Для России это очень важно — ведь большинство наших рек зимой замерзает (рис. 56) и широко разливается в весеннее половодье (вспомните, чем оно отличается от паводка). Это реки преимущественно снегового питания. Летнее половодье характерно для рек, питающихся от таяния горных ледников (главным образом, в Южной Сибири и на северо-востоке страны) или от муссонных дождей (например, Амур). Паводковый режим наблюдается у незамерзающих рек. Такие реки протекают в низкогорьях Кавказа, питание у них в основном дождевое и неравномерное.

От климата зависят питание и режим рек, густота речной сети, установление ледового покрова.

Скорость течения реки и особенности горных пород, слагающих территорию, по которой протекает река, определяют величину твёрдого стока рек. Наибольший твёрдый сток у горных рек. Равнины чаще всего покрыты чехлом рыхлых осадочных пород. Такие породы легче размываются речными водами и оседают в русле, затапливаемой пойме и устье реки в виде наносов.

2. На карте на рисунке 57 вы видите, что вся речная сеть России распределена между тремя океаническими бассейнами: Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов — и замкнутой областью внутреннего стока. Посмотрев на физическую карту России (см. Приложение, с. 244—245), вы увидите, как ограничены водоразделами эти бассейны.

Принадлежность рек к бассейнам океанов

1) Почти 2/3 площади страны занимает бассейн Северного Ледовитого океана. На физической карте хорошо видно, что именно общий уклон поверхности в сторону этого океана определяет такую огромную площадь его бассейна. Самые могучие реки России: Енисей, Лена, Обь — относятся к этому бассейну. Кроме размеров, бассейн Северного Ледовитого океана имеет и другие особенности.

Источник

Презентация «Наши реки» 8 класс

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Течет…… из далека Как хорошо, когда……. И широка, и глубока! Над ней- пышнее облака, Свежей дыханье ветерка,

Стройней и выше лес над ней, И луг прибрежный зеленей.

«…русский человек всегда жил с рекой душа в душу…»

твердый сток наводнения уклон ледостав расход воды падение Речная система Река исток ,устье длина бассейн режим питание характер течения Половодье межень паводок равнинная горная

1.Особенности наших рек

2.Влияние на наши реки климата и рельефа

  • Водоносность- количество воды в реке за определенный период времени.
  • Расход воды- количество воды, проходящее через поперечное сечение реки за единицу времени. (куб.м.)
  • Годовой сток-объем воды, который проходит в реке за год.(куб.м.)
  • Падение реки- превышение истока над устьем, выраженное в метрах.
  • Уклон реки- величина отношения падения реки к ее длине. (см/км)

1.В. России… 2,5 млн……. рек

2.Общая протяженность рек России… 6,6 млн.км…..

3.Общий годовой сток всех рек России… 4270 куб. км..

(2 м. в мире после Бразилии)

4.Из 34 крупных рек мира в России находится…6.. рек, это…Енисей,Лена, Обь, Волга, С.Двина, Колыма………..

5.Самая полноводная река России… Енисей…..

6.Самая длинная река России… Обь с Иртышом (3650 км)…

7.Самый большой бассейн у реки… Обь (2990 тыс.кв.км.)…

8.Самая знаменитая река России, самая длинная в Европе и европейской России…Волга (3690 км.)….

9.Наибольший расход воды и годовой сток у реки…Енисей (623 куб.км.)….

10.Наибольший твердый сток у реки…Терек (40 мл.т. в год)

1.Особенности наших рек

2.Влияние на наши реки климата и рельефа

-зад.9-12 стр.120 (по выбору)

-закончить практическую работу

Презентация создана учителем географии МКОУ СОШ «Образовательный центр» г. Зуевка Калабиной Анной Васильевной

Источник

Читайте также:  Река витим что добывают
Adblock
detector