Меню

Набережная реки мойки 114 история

Собственный дом Шретера

Адрес: Мойки наб., 112
Архитекторы: Шретер В. А.
Год постройки: 1897-1899
Стиль: Кирпичный

На набережной реки Мойки выделяется живописный ансамбль, состоящий из небольшого особняка и стоящего рядом с ним пятиэтажного жилого дома. Это — бывшие особняк и жилой дом В. А. Шретера (наб. Мойки 112, наб. Мойки 114/ул. Писарева, 2, ул. Писарева, 4), одного из ведущих архитекторов Петербурга второй половины 19-го столетия и создателя «кирпичного стиля»

Застройку большого участка на углу улицы Писарева и набережной Мойки В. А. Шретер начал с постройки собственного дома.

Собственный особняк, исполненный в стиле близком к кирпичному модерну, в 1891 году построил достаточно известный архитектор Виктор Александрович Шретер для себя и своей семьи. При разработке проекта зодчий постарался максимально передать дому романтические черты старой Европы и можно с должной уверенностью сообщить, что ему это прекрасно удалось.

В доме на берегу Мойки интересно все. Он стоит высоко над водой, и сама набережная служит ему пьедесталом. Многочисленные окна выполняют не только функциональную роль, но являются важным элементом украшения. Их разнообразные формы и размеры почти не повторяются. Над самым большим из них, расположенным между этажами в квадратной раме, помещена хитроумная символика: треугольник и циркуль — атрибуты архитектора.

Такое изображение не случайно, так как дом принадлежал архитектору Виктору Шретеру и построен им был по собственному проекту для своей многочисленной семьи. По соседству с этим домом, справа и слева, Шретер построил еще два пятиэтажных многоквартирных особняка подобного стиля, образовав, таким образом, треугольник на пересечении улицы с набережной.

ИСТОРИЯ ВЛАДЕНИЯ ДОМОМ

Виктор Александрович Шретер (1839-1901) закончил Императорскую Академию художеств в России, затем Берлинскую, много путешествовал, изучая архитектуру Германии, Бельгии, Франции, Швеции, Италии и Австрии, а затем, вдохновленный лучшими образцами европейского зодчества, воплощал свои идеи в архитектурных проектах.

К своим пятидесяти годам Шретер был уже очень известным архитектором, а также главой большого семейства, включавшего жену и восьмерых детей, трое из которых впоследствии также станут архитекторами. Тогда-то он и задумал построить для своей «фамилии» дом на берегу поэтической Мойки. К слову, взялся он за застройку довольно большого участка на углу набережной и ул. Писарева (чуть позже по соседству, справа и слева от особняка, им будут возведены еще два дома – «доходных»), но начал мастер с «семейного гнезда». Проект его был разработан в 1890-м году, а строительство завершилось уже в 1891-м.

Именно он является автором оперного театра в Киеве, театров в Нижнем Новгороде, Иркутске и Тбилиси, прекрасного Одесского вокзала. В одном только Санкт-Петербурге воплощено более 50 его проектов. Среди них, например, перестройка и реконструкция здания и фасада Мариинского театра, пострадавшего во время пожара 1880-х гг. В благодарность за эту работу В. А. Шретер был удостоен необычного подарка – выполненной из серебра «модели» театра, которую спустя полвека, во время блокады, его дочь Мария передала для переплавки на нужды осажденного города.

Был В. А. Шретер и своего рода новатором: он первым в России предложил отказаться от штукатурки и облицовывать фасады обожженным в сильном огне кирпичом и естественным камнем, явив России тем самым новый стиль, предвосхитивший модерн, который так и назвали — «кирпичным стилем».

В итоге на набережной Мойки появился совершенно очаровательный особняк с асимметричной композицией, островерхой крышей и разными по размерам и формам окнами, воплотивший столь милые сердцу Шретера романтические черты старой Европы.

После революционных событий 1917 года особняк превратился в многоквартирный дом, по петроградской традиции – с наличием коммунальных квартир. Понятное дело, что целевое назначение и наполнение интерьеров существенно изменилось, но прекрасная мраморная лестница никуда не делась, разве что пришла во временное запустенье. Долгое время, говорят, продолжали существовать и камины. Многоквартирным дом перестал быть в начале 2000-х гг., когда был приобретен в частную собственность.

Внутреннее убранство романтического домика архитектора Шретера и его семьи ничем не уступало экстерьеру постройки: окна были богато украшены цветными стеклами и витражами; на полу поблескивал лакированный дубовый паркет, а потолок украшала лепнина. Открывая дверь, гости оказывались прямо у большой мраморной лестницы, которая вела на второй этаж.

На первом этаже располагался кабинет зодчего, где он провел не один час за работой над чертежами своих удивительных зданий. Также на первом этаже находилась чудесная светлая столовая с чугунной винтовой лестнице. Здесь же можно было найти еще несколько комнат: буфетную, кухню и людскую. На втором же этаже архитектор создал будуар, спальни, гостиную, три детские комнаты и учебную для своих детей, коих было не мало.

Оба фасада здания, выходящие как на набережную, так и на улицу, асимметричны. В объем выступающих центральных частей зодчий вписывает лестницы – этот прием найдет свое продолжение в архитектуре XX века. На северном фасаде Шретер делает акцент на большое окно, придав ему готическую форму; «готический» облик фасада подчеркивает также высокий остроугольный фронтон, зрительно продолжающий вертикаль здания. Оба фасада объединены эффектным приемом – зодчий вводит в композицию угловой усеченной части здания эркер с башенкой.

Вход с улицы ведет к парадной мраморной лестнице, сохранившей прежнюю отделку: на стенах гипсовые рельефы с изображением резвящихся путти, камин, перила с кованой решеткой, цветные стекла в окнах (сохранившиеся, к сожалению, частично). В первом этаже справа от передней помещалась столовая с небольшой винтовой лестницей, выходящей в сад. С одной стороны от столовой располагалась чайная, с другой – буфетная, за которой находились кухня и людская; между ними – кладовая и лестница, ведущая в подвал и к черному ходу. Слева от главного входа, в угловой части особняка, был устроен кабинет и сообщавшаяся с ним большая чертежная. На втором этаже находился просторный зал, будуар, спальня, гостиная и три детские комнаты (у Шретеров было восемь детей). В мансардном этаже располагались учебная, детская, запасная комнаты. Внутренняя отделка отличалась простотой, скромным декором.

Помещения второго этажа были, безусловно, парадными: стены нежных пастельных тонов – зеленоватый, розоватый и коричневатый цвета, лепные тяги, потолки с лепными розетками и порезками. В большинстве комнат, кроме людских и мансард, настелили дубовый паркет, тогда как в подвале, ванной и ватерклозетах полы были асфальтовые, а на кухне, в коридорах и на площадках для пола использовали цементную и метлахскую плитку. Двери делались из дуба и сосны. Тщательно выполнялись дубовые оконные переплеты с медными приборами.

Композиция здания асимметрична. Объемы нарастают к угловому эркеру, завершенному высокой кровлей.

Фасады здания отделаны розовой керамической плиткой, с которой сочетаются отдельные штукатурные детали. Декор здания, благодаря использованию мотивов готики и ренессанса вызывает ассоциации с постройками старинных европейских городов.

Вход с улицы вел к парадной лестнице. На первом этаже здания справа от передней помещалась столовая, имеющая небольшую винтовую лестницу, выходящая в сад. С одной стороны от столовой располагалась чайная, с другой — буфетная, за которой находились кухня, людская, а между ними кладовая и лестница, ведущая в подвал и к черному входу. Слева от главного входа, в угловой части особняка, был устроен кабинет и сообщающаяся с ним большая чертежная.

На втором этаже находились просторный зал, будуар, спальня, гостиная и три детские комнаты. В мансардном этаже располагались учебная, детская и запасная комнаты.

Дворовый флигель также оставлен в кирпиче и выглядит просто, но эффектно

Парадная лестница дома освещается световым фонарем. В доме располагалось девять квартир в пять, шесть, семь и восемь комнат.

В конце ХIХ века в доме располагалось правление Общества Русских акварелистов, основанного в 1881 году.

Читайте также:  Дома рядом с рекой в краснодаре

В композиции фасада главную роль играют функциональные элементы — трехгранные эркеры, благодаря которым улучшается освещенность квартир.

Верхний этаж выделяется большими окнами, за которыми располагаются художественные мастерские.

Так же как и особняк, здание отделано розовой плиткой. Штукатурные детали вызывают в памяти готику. Все это подчеркивает единство ансамбля.

Дворовые флигели по внешнему виду ничем не отличаются от дворовых флигелей дома по улице Писарева и плавно переходят одни в другие.

К боковому фасаду здания примыкает двухэтажная пристройка. Судя по большому окну, в ней также находилось художественное ателье.

Отопление было устроено водяное с увлажнителем воздуха, проведен водопровод. В состав хозяйственных построек входили экипажный сарай, конюшня, коровник и каменный ледник.

В отличие от традиционных построек старого Петербурга с их ярко окрашенными стенами и обильными украшениями, дом архитектора Шретера на Мойке привлекает использованием непривычного для города облицовочного материала – кирпича. В Петербурге, в городе с повышенной влажностью климата, постройки «кирпичного стиля» нашли свою благодатную почву. Кирпич оказался выгодным, практичным и долговечным облицовочным материалом.

Именно с именем Шретера связано появление в России, в частности, в Петербурге, зданий, одетых в кирпичный наряд. Одним из первых примеров такой постройки в Петербурге стала фабрика шелковых изделий.

Шретер проектировал ее для своего тестя, фабриканта А. Ниссена, сына гамбургского гражданина, имевшего в Германии ситцевую фабрику. Спустя несколько лет Шретер возводит в Петербурге комплекс корпусов заводской колонии для рабочих фабрики нефтепромышленника А. Нобеля.

В облик своего дома Шретер щедро внес элементы готической архитектуры и неоренессанса – угловой эркер, воспринимаемый нами как «башенка», который завершался высокой кровлей и ажурной ковкой, украшающие силуэт здания остроконечные щипцы и мансарды. «Готичность» фасада подчеркивал и высокий остроугольный фронтон, визуально вытягивающий здание вверх.

И, безусловно, Шретер как приверженец кирпичного стиля практически напрочь отказался от штукатурки – ей обработаны лишь незначительные детали декора. Фасад же облицован терракотовой керамической плиткой и высококачественным облицовочным кирпичом.

За терракотовой керамической плиткой и практически идеальной кирпичной кладкой сразу и не заметишь готические черты, которыми щедро одарил свой дом Шретер, но если отойти чуть подальше, то все становится на свои места — угловая башенка, эркер, остроугольный фронтон и прочие элементы декора, и удивительная асимметрия придают особняку особый шарм и величественный вид.

Фасады несимметричны, окна отличаются по размерам и формам.

Первый этаж здания архитектор декорирует рустом. Второй и третий оставлены в кирпиче, а четвертый этаж оштукатурен. Декор здания — наличники, пилястры, гирлянды — использует мотивы барокко.

Романтическое настроение не покинуло Шретера и при оформлении интерьеров дома. Через окна, когда-то украшенные цветными стеклами и витражами, в помещения проникал сказочный радужный свет. На полу поблескивал лакированный дубовый паркет, а потолок украшала чудесная лепнина. На первом этаже располагался кабинет архитектора и большая чертежная комната, столовая, выходившая в сад, а также буфетная, кухня, кладовая и людская.

Помещения второго этажа были, безусловно, парадными: стены нежных пастельных тонов – зеленоватый, розоватый и коричневатый цвета, лепные тяги, потолки с лепными розетками и порезками. В большинстве комнат, кроме людских и мансард, настелили дубовый паркет, тогда как в подвале, ванной и ватерклозетах полы были асфальтовые, а на кухне, в коридорах и на площадках для пола использовали цементную и метлахскую плитку. Двери делались из дуба и сосны. Тщательно выполнялись дубовые оконные переплеты с медными приборами.

На второй этаж вела «дворцовая» мраморная лестница. Там находились будуар, спальни, гостиная, три детские, учебное помещение для детей и гостевые комнаты. Помещения второго этажа выглядели более парадно.

В облик дома внесены элементы готической архитектуры. Силуэт особняка украшают угловая башенка, остроконечные щипцы и мансарды.

На фасаде дома изображены треугольник и циркуль как символы профессии архитектора.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ ДОМА

Журнал «Строитель» вскоре после утверждения проекта здания посвятил ему заметку, в котором охарактеризовал его как «крайне интересный проект жилого дома, являющийся своего рода новым словом в искусстве» и отмечал, что «вид здания не только оригинален, но и красив».

В конце ХIХ века в доме располагалось правление Общества Русских акварелистов, основанного в 1881 году.

Сначала дом вознамерились продать, но сегодня, видимо, отказались от этой идеи. Как выясняется, доводить дома до безобразного состояния, до разрушения, крайне выгодно, что следует из отношения ко всему жилому и нежилому фонду исторического Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.

Всем своим видом особняк привлекает петербуржцев и по сей день. Но есть у здания и весьма интересная деталь декора, из-за которой многие называют архитектора масоном. Под маленьким балкончиком башни вылеплен достаточно большой символ, представляющий собой треугольник и циркуль, объятый лентами, но никакого отношения к тайному обществу символ не имеет. На самом деле этот знак — герб Петербургского общества архитекторов, отцом-основателем которого был никто иной, как Виктор Александрович Шретер.

Как-то в нашем сознании изображения треугольника и циркуля прочно ассоциируются с масонскими символами. А между тем, именно эти предметы являются самыми обычными орудиями труда всех архитекторов. Виктор же Александрович Шретер мало того, что таковым являлся, так еще и принимал самое деятельное участие в учреждении и деятельности Петербургского Общества архитекторов и даже редактировал его профессиональный журнал «Зодчий». И по некоторым сведениям, данное лепное изображение есть не что иное, как эмблема этого самого Общества. Так это или нет, точно мы уже не узнаем, но, во всяком случае, Шретер в каких-либо связях с масонским движением замечен никогда не был.

Имя Шретера вошло в историю архитектуры России как создателя «кирпичного стиля». Более 50 жилых и общественных зданий «кирпичного стиля», построенных по проекту В. Шретера, до сих пор украшают город своим внешним видом и не требуют ремонта.

Разносторонний талант архитектора Виктора Шретера получил международную оценку. На Всемирной выставке изящных искусств в Берлине германский император пожаловал Шретеру золотую медаль и денежное вознаграждение.

В последние годы жизни архитектор успешно работал в области мемориальной скульптуры. На Смоленском лютеранском кладбище в Петербурге он создал несколько надгробных памятников, среди которых наиболее значительный памятник семье Ниссен. В 1901 году на этом же кладбище коллеги и ученики с почестями провожали в последний путь архитектора Виктора Шретера.

Источник

Особняк архитектора Шретера

На набережной Мойки стоит весьма очаровательный дом с башенкой, украшенный керамической плиткой. Этот аккуратный особняк, будто бы переместившийся с узких улочек старинных европейских городов, венчает огромный треугольник и циркуль, но символ вовсе не связан с масонами, как могло бы показаться искушенному прохожему, он всего лишь рассказывает о профессии обитателей этого удивительного домика.

Особняк, исполненный в стиле близком к кирпичному модерну, в 1891 году построил достаточно известный архитектор Виктор Александрович Шретер для себя и своей семьи. При разработке проекта зодчий постарался максимально передать дому романтические черты старой Европы и можно с должной уверенностью сообщить, что ему это прекрасно удалось.

За терракотовой керамической плиткой и практически идеальной кирпичной кладкой сразу и не заметишь готические черты, которыми щедро одарил свой дом Шретер, но если отойти чуть подальше, то все становится на свои места — угловая башенка, эркер, остроугольный фронтон и прочие элементы декора и удивительная асимметрия придают особняку особый шарм и величественный вид.

Внутреннее убранство романтического домика архитектора Шретера и его семьи ничем не уступало экстерьеру постройки: окна были богато украшены цветными стеклами и витражами; на полу поблескивал лакированный дубовый паркет, а потолок украшала лепнина. Открывая дверь, гости оказывались прямо у большой мраморной лестницы, которая вела на второй этаж. На первом этаже располагался кабинет зодчего, где он провел не один час за работой над чертежами своих удивительных зданий. Также на первом этаже находилась чудесная светлая столовая с чугунной винтовой лестнице. Здесь же можно было найти еще несколько комнат: буфетную, кухню и людскую.

Читайте также:  Река подкаменная тунгуска рыбы

На втором этаже архитектор создал будуар, спальни, гостиную, три детские комнаты и учебную для своих детей, коих было не мало.

Всем своим видом особняк привлекает петербуржцев и по сей день. Но есть у здания и весьма интересная деталь декора, из-за которой многие называют архитектора масоном. Под маленьким балкончиком башни вылеплен достаточно большой символ, представляющий собой треугольник и циркуль, объятый лентами, но никакого отношения к тайному обществу символ не имеет. На самом деле этот знак — герб Петербургского общества архитекторов, отцом-основателем которого был никто иной, как Виктор Александрович Шретер.

Источник

Тайны «масонского особняка» в Санкт-Петербурге: что означают секретные символы на фасаде дома Шретера на набережной Мойки

В С.-Петербурге, по адресу набережная Мойки, 114, расположено строение, которое неизменно привлекает к себе внимание прохожих. Это так называемый «масонский особняк». Особый интерес вызывают таинственные лепные изображения циркуля и треугольника на фасаде. Поскольку смысл лепнины для многих непонятен, фигуры принято считать масонскими символами. Но на самом деле владелец дома, талантливый русский зодчий немецкого происхождения В. А. Шретер, изобразил здесь рабочие инструменты, которыми обычно пользуются в архитектуре. Знак под балкончиком не имеет никакого отношения к масонам. Он указывал на связь владельца с обществом архитекторов Санкт-Петербурга.

Здание, которое называют также «кирпичным замком» и «домом-ларцом», построено в девяностые годы позапрошлого века. Оно является интересным образцом раннего кирпичного модерна. Романтичное строение словно сошло со страниц иллюстрированного альбома, представляющего виды Нюрнберга. Весь облик особняка, украшенного элементами готического стиля, угловой башенкой, мансардами, эффектной облицовкой, напоминает старинные строения европейских городов. Ныне этот дом, к сожалению, заброшен.

История застройки

Архитектор Виктор Шретер начал застраивать большой участок на месте пересечения набережной Мойки и улицы Писарева с постройки уникального по своей красоте дома. Здание должно было стать его «семейным гнездышком». Позже по соседству, с обеих сторон от особняка, он возвел еще два строения, которые стал использовать как «доходные дома». Проектировал здание архитектор в 1890-м, а завершил строительство в 1891-м. Сегодня на набережной Мойки можно увидеть живописный ансамбль, состоящий из небольшого особняка и расположенного рядом с ним жилого дома в пять этажей. Это и есть бывший особняк и один из бывших жилых домов В. А. Шретера.

О создателе и владельце

В 50 лет Шретер был уже знаменитым архитектором, имел большую семью, в которой росли восьмеро детей (кстати, двое его сыновей пошли по стопам отца и стали архитекторами, одна из дочерей выбрала профессию художника).

О создателе и владельце уникального по красоте дома известно, что в свое время он окончил Императорскую академию художеств, обучался также в Берлине, побывал во многих европейских странах, где изучал архитектуру. Знания и опыт мастер вложил в выработку своего уникального стиля и создание собственных шедевров — известных зданий в разных городах российской империи и за границей. Именно Шретер является автором здания оперного театра в Киеве, а также театров в Тбилиси, Иркутске и Нижнем Новгороде. Зодчим спроектировано прекрасное здание железнодорожного вокзала в Одессе. В Санкт-Петербурге и его окрестностях Шретер воплотил более пятидесяти проектов. К ним относится, к примеру, реконструкция и перестройка здания Мариинки, пострадавшего во время пожара в конце девятнадцатого века. За выполнение этой работы В. А. Шретеру был вручен необычный подарок – выполненная из серебра модель Мариинского театра. Спустя полвека, в период блокады, дочь мастера Мария передала артефакт для переплавки на нужды города.

Считается, что Виктор Шретер предвосхитил появление нового стиля в архитектуре — модерна, который получил популярность в начале прошлого века. Имя мастера вошло в историю российского зодчества как имя творца «кирпичного стиля». Архитектор популяризировал новый для России способ облицовки зданий – при помощи обожженного при высоких температурах кирпича и натурального камня. Этот метод и стали называть «кирпичным стилем».

Дом Шретера: описание

Асимметричное строение в готическом стиле украшено крышей, напоминающей старинный европейский замок, и разными по размеру окнами. Дом отличается также наличием признаков неоренессанса. Интересно выглядят угловой эркер в виде башенки, ажурная ковка, фронтон в готическом стиле. Здание облицовано кирпичом, штукатурка используется лишь фрагментарно, преимущественно в качестве украшения. В облицовке также используется керамика. В те годы, когда здесь проживала семья архитектора, дом был совершенно похож на замок из сказки. Эту схожесть ему придавали витражи и разноцветные стекла в окнах. По воспоминаниям современников, изнутри дом, помимо разноцветных бликов, исходящих от окон, изумлял красотой интерьеров, шикарной мраморной лестницей, восхитительными лепными узорами. На первом этаже в угловой части здания архитектор обустроил для себя кабинет.

Первый этаж

На первом этаже дома раньше находилась столовая, из которой по винтовой лестнице домочадцы и гости поднимались в сад, а также другие помещения: чайная, кухня, буфетная, людская; между ними располагалась кладовая, а также лестница, которая вела к черному ходу и в подвал.

Асимметричные фасады особняка выходят на улицу и набережную. В выступающие объемные центральные части архитектор встроил лестницы – этот прием продолжат зодчие двадцатого века. Северный фасад украшен готическим акцентом — окном внушительных размеров. Ассоциацию с готикой усиливает наличие высокого остроугольного фронтона, зрительно продолжающего вертикальную линию здания. Фасады объединяет эффектный прием – введение в угловую усеченную часть строения эркера с башенкой. С улицы в особняк ведет парадная мраморная лестница, сохранившая свою оригинальную отделку, стены украшены гипсовыми рельефами, остались перила с кованой решеткой, камин, разноцветные стекла в окнах (к сожалению, сохранившиеся лишь частично).

Второй этаж

Второй этаж отличался когда-то еще более шикарными интерьерами, нежели первый. Верхний, мансардный этаж был обустроен весьма скромно. В целом дом был необыкновенно красивым и уютным. В особняк был проведен водопровод и водяное отопление, имелся увлажнитель воздуха. На втором этаже были расположены: будуар, спальня, просторный зал, три детские комнаты и гостиная. Помещения здесь были украшены обоями в нежных пастельных тонах – зеленоватом, розоватом и коричневатом. Эффектно украшали помещения лепные тяги, потолки с лепниной и т. д.

Мансарда

Мансардный этаж состоял из нескольких комнат: учебной, детской, запасной комнат. Изнутри он был отделан просто и скромно.

Полы и отделка

В большинстве помещений, за исключением мансарды и людских, был настелен паркет из дуба. Подвал, ванная и ватерклозеты были с асфальтовыми полами. Кухня, коридоры и пол в разных местах отделаны цементной и метлахской плиткой. Для изготовления дверей использовались дуб и сосна. Оконные переплеты выполнялись из дуба и оснащались медными аксессуарами.

Хозяйственные постройки

На придомовом участке было размещено несколько хозяйственных построек: ледник, коровник, конюшня. Имелось также помещение для экипажей.

После революции

При советской власти в национализированном особняке Шретера поселилось множество семей. В восемнадцатом, по петроградской традиции, особняк превратился в жилой дом, с многочисленными коммунальными квартирами.

Интерьеры особняка существенно пострадали, парадная мраморная лестница сохранилась, но значительно обветшала. В наше время, в начале двадцать первого века, особняк был приобретен в собственность частным лицом. Строение считается памятником истории и культуры. Оно внесено в Единый государственный реестр как объект культурного наследия.

Заброшенные особняки С.-Петербурга — история грустная и необыкновенно красивая. В них, как нигде больше, остро ощущается навсегда утраченное былое очарование великой империи.

Источник



Особняк В. А. Шретера

фото

Архитекторы: Шретер В. А.
Год постройки: 1890-1891
Стиль: Кирпичный

Особняк В. А. Шретера кирпичный модерн (кирпичный стиль)

наб. р. Мойки, 114 — ул. Писарева, 2

Читайте также:  Тип почвы поймы реки

1890-1891 — арх. Шретер Виктор Александрович

Кирпичный стиль ([ 83 ], с. 93). особняка предвосхитил модерн, но это еще не модерн в полной мере «особняку придан романтический силует, вызывающий ассоциации с постройками старинных европейских городов» ([ 83 ], с. 93, Алексей von Fricken )

Двухэтажный особняк построен арх. В. А. Шретером для своей семьи. На фасаде дома изображены треугольник и циркуль как символы профессии архитектора.

фото

Виктор Александрович
Шретер.
Род. 27 апреля 1839 г.,
сконч. 16 апреля 1901 г.
Зодчий. 1901. Выпуск 11. Л. 60
(добавил peterburzhets )

фото

Особняк.
Перспективный вид. 1890 г.

фото

фото

фото

Открытка изд.
Общины св.Евгении
С сайта pastvu.com
Добавил — Askja .

В. А. Шретер — ведущий мастер кирпичного стиля.

Фасады выложены терракотовой керамической плиткой и высококачественным облицовочным кирпичом. Лишь отдельные детали декора обработаны штукатуркой — наличники, тяги.

Фасады несимметричны, окна отличаются по размерам и формам.

В облик дома внесены элементы готической архитектуры. Силуэт особняка украшают угловая башенка, остроконечные щипцы и мансарды.

фото

Боковой фасад
со стороны двора.

фото

фото

Фасад по ул. Писарева.

фото

Со стороны Мойки.

фото

фото

фото

фото

фото

фото

Фото — Агер Елена 2009.

фото

Фото — Елена, 05.2014.

фото

Фото — yuri.sedunov, 01.2011.

фото

Фото — Елена, 2016.

фото

фото

фото

фото

фото

Фото —
Елена, 2016.

фото

Собственный особняк в «кирпичном стиле» был спроектирован Шретером в 1890 г. Архитектор сумел придать облику здания романтический силуэт, вызывающий ассоциации с постройками старинных европейских городов.

Оба фасада здания, выходящие как на набережную, так и на улицу, асимметричны. В объем выступающих центральных частей зодчий вписывает лестницы – этот прием найдет свое продолжение в архитектуре XX века. На северном фасаде Шретер делает акцент на большое окно, придав ему готическую форму; «готический» облик фасада подчеркивает также высокий остроугольный фронтон, зрительно продолжающий вертикаль здания. Оба фасада объединены эффектным приемом – зодчий вводит в композицию угловой усеченной части здания эркер с башенкой.

Вход с улицы ведет к парадной мраморной лестнице, сохранившей прежнюю отделку: на стенах гипсовые рельефы с изображением резвящихся путти, камин, перила с кованой решеткой, цветные стекла в окнах (сохранившиеся, к сожалению, частично). В первом этаже справа от передней помещалась столовая с небольшой винтовой лестницей, выходящей в сад. С одной стороны от столовой располагалась чайная, с другой – буфетная, за которой находились кухня и людская; между ними – кладовая и лестница, ведущая в подвал и к черному ходу. Слева от главного входа, в угловой части особняка, был устроен кабинет и сообщавшаяся с ним большая чертежная. На втором этаже находился просторный зал, будуар, спальня, гостиная и три детские комнаты (у Шретеров было восемь детей). В мансардном этаже располагались учебная, детская, запасная комнаты. Внутренняя отделка отличалась простотой, скромным декором.

Помещения второго этажа были, безусловно, парадными: стены нежных пастельных тонов – зеленоватый, розоватый и коричневатый цвета, лепные тяги, потолки с лепными розетками и порезками. В большинстве комнат, кроме людских и мансард, настелили дубовый паркет, тогда как в подвале, ванной и ватерклозетах полы были асфальтовые, а на кухне, в коридорах и на площадках для пола использовали цементную и метлахскую плитку. Двери делались из дуба и сосны. Тщательно выполнялись дубовые оконные переплеты с медными приборами.

Отопление было устроено водяное с увлажнителем воздуха, проведен водопровод. В состав хозяйственных построек входили экипажный сарай, конюшня, коровник и каменный ледник.

(Беляева Г.И. Прогулки по старой Коломне. М.-СПб.: ЦЕНТРПОЛИГРАФ, 2009. С. 289-291, добавил ОляК)

Источник

История одного дома: «масонский» особняк В. А. Шретера на Мойке

Напротив Новой Голландии на набережной Мойки, 114 располагается особняк архитектора Виктора Александровича Шретера — интересный образец раннего кирпичного модерна, построенный в 1890-1891 гг. Ныне здание, к сожалению, заброшено.

Застройку большого участка на углу улицы Писарева и набережной Мойки В. А. Шретер (1839-1901) начал с постройки собственного дома.

Кирпичный стиль этого особняка предвосхитил модерн, но это еще не модерн в полной мере. Шретер был своего рода новатором: он первым в России предложил отказаться от штукатурки и облицовывать фасады обожженным в сильном огне кирпичом и естественным камнем, явив России тем самым новый стиль, предвосхитивший модерн, который так и назвали — «кирпичным стилем».

Особняку придан романтический силует, вызывающий ассоциации с постройками старинных европейских городов

К своим пятидесяти годам Шретер был уже очень известным архитектором, а также главой большого семейства, включавшего жену и восьмерых детей, трое из которых впоследствии также станут архитекторами. Тогда-то он и задумал построить для своей «фамилии» дом на берегу Мойки. К слову, взялся он за застройку довольно большого участка на углу набережной и ул. Писарева (чуть позже по соседству, справа и слева от особняка, им будут возведены еще два дома – «доходных»), но начал мастер с «семейного гнезда». Проект его был разработан в 1890-м году, а строительство завершилось уже в 1891-м.

Двухэтажный особняк был построен мастером кирпичного стиля Шретером для своей семьи. Фасады выложены терракотовой керамической плиткой и высококачественным облицовочным кирпичом. Лишь отдельные детали декора обработаны штукатуркой — наличники и тяги.

В облик дома внесены элементы готической архитектуры. Силуэт особняка украшают угловая башенка, остроконечные щипцы и мансарды.

Собственный особняк в «кирпичном стиле» был спроектирован Шретером в 1890 г. Архитектор сумел придать облику здания романтический силуэт, вызывающий ассоциации с постройками старинных европейских городов.

Оба фасада здания, выходящие как на набережную, так и на улицу, асимметричны. В объем выступающих центральных частей зодчий вписывает лестницы – этот прием найдет свое продолжение в архитектуре XX века.

На северном фасаде Шретер делает акцент на большое окно, придав ему готическую форму; «готический» облик фасада подчеркивает также высокий остроугольный фронтон, зрительно продолжающий вертикаль здания. Оба фасада объединены эффектным приемом – зодчий вводит в композицию угловой усеченной части здания эркер с башенкой.

Вход с улицы ведет к парадной мраморной лестнице, сохранившей прежнюю отделку: на стенах гипсовые рельефы с изображением резвящихся путти, камин, перила с кованой решеткой, цветные стекла в окнах (сохранившиеся, к сожалению, частично). В первом этаже справа от передней помещалась столовая с небольшой винтовой лестницей, выходящей в сад. С одной стороны от столовой располагалась чайная, с другой – буфетная, за которой находились кухня и людская; между ними – кладовая и лестница, ведущая в подвал и к черному ходу.

Слева от главного входа, в угловой части особняка, был устроен кабинет и сообщавшаяся с ним большая чертежная. На втором этаже находился просторный зал, будуар, спальня, гостиная и три детские комнаты (у Шретеров было восемь детей). В мансардном этаже располагались учебная, детская, запасная комнаты. Внутренняя отделка отличалась простотой, скромным декором.

Помещения второго этажа были, безусловно, парадными: стены нежных пастельных тонов – зеленоватый, розоватый и коричневатый цвета, лепные тяги, потолки с лепными розетками и порезками. В большинстве комнат, кроме людских и мансард, настелили дубовый паркет, тогда как в подвале, ванной и ватерклозетах полы были асфальтовые, а на кухне, в коридорах и на площадках для пола использовали цементную и метлахскую плитку. Двери делались из дуба и сосны. Тщательно выполнялись дубовые оконные переплеты с медными приборами.

Отопление было устроено водяное с увлажнителем воздуха, проведен водопровод. В состав хозяйственных построек входили экипажный сарай, конюшня, коровник и каменный ледник.

Под маленьким балкончиком знак, который иногда трактуют как масонский, но это знак Петербургского общества архитекторов, отцом-основателем которого был Шретер.

После революции 1917 года особняк превратился в многоквартирный дом. Многоквартирным дом перестал быть в начале 2000-х гг., когда был приобретен в частную собственность.

Источник

Adblock
detector