Меню

Мостовая реки что это

Значение слова мостовая

мостовая в словаре кроссвордиста

мостовая
  • Дорога из булыжника
  • Проезжая часть улицы
  • Проезжая часть между двумя тротуарами
  • Асфальтированная часть улицы
  • Проезжая часть меж двумя тротуарами
  • Проезжая дорога
  • Вымощенная или покрытая асфальтом проезжая часть улицы
  • Проезжая дорога, выложенная булыжником
  • Дорога в городе

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

мостовой, ж. Вымощенная дорога, вымощенная часть улицы. Деревянная мостовая. Торцовая мостовая. Асфальтовая мостовая. Сойти с тротуара на мостовую. Итти по мостовой.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

-ой, ж. Вымощенная или покрытая асфальтом проезжая часть улицы. Асфальтовая, булыжная м.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

ж. Вымощенная или покрытая асфальтом часть улицы.

Большая Советская Энциклопедия

Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «мостовая»:

Википедия

Мостова́я — малая река в Пермском крае , левый приток Гайвы . Протекает преимущественно по территории Орджоникидзевского района Перми . Длина реки — приблизительно 8,5 км.

Чугунная мостовая В богатых лесом районах России пешеходные дороги нередко делали дощатыми. Характерный пример — деревянные мостовые Великого Новгорода , наслаивавшиеся друг на друга в течение нескольких веков. Эта традиция сохранилась в Архангельске и таёжных посёлках и до настоящего времени. Что касается проезжей части улиц, то исторически первым способом их мощения было использование необработанного камня — булыжника .

В России булыжные мостовые появились в начале XVIII века. В 1714 году для мощения улиц в Петербурге было велено собирать дикий камень. Суда, приходившие в город через Ладожское озеро , в зависимости от своей величины должны были привозить 10, 20 или 30 камней. Каждая крестьянская подвода — 3 камня весом в 5 фунтов . За неисполнение указа за каждый камень налагался штраф в размере одной гривны . В 1716 году всем петербургским домовладельцам было указано мостить улицу перед домом шириной в сажень , а с 1718 года ширина мостовых была увеличена ещё на два аршина . Одним из первых распоряжений назначенного в 1718 году генерал-полицмейстером Петербурга А. Э. Девиера были правила мощения улиц:

Каждому жителю против своего двора посыпать песком и камнем мостить гладко, как будет показано от мастеров, и чтобы были твердо утверждены, дабы весною и в дожди не заносило.

Первые петербургские булыжные мостовые отличались очень низким качеством покрытия. Вскоре однако мощение улиц в Петербурге приостановилось, так как распространился слух, что по улицам города будут прорыты каналы.

Со временем булыжные мостовые начали заменять брусчаткой , а затем асфальтовым покрытием.

В Петербурге до 1924 года главные улицы, в том числе Невский проспект , были замощены торцами — шестиугольными деревянными колодками, которые всплывали во время наводнений. Движение грузовых обозов по торцовым мостовым было либо запрещено, либо ограничивалось несколькими часами в сутки. Ломовики проезжали по улицам, замощённым булыжником. На улицах, по которым систематически передвигались тяжёлые грузы, иногда использовали металл. Таковы чугунные мостовые Кронштадта .

Мостовая — многозначный термин.

  • Мостовая — твёрдое дорожное покрытие городских улиц.
  1. перенаправление Мостовая

Мостовая — река в России , протекает в Республике Удмуртия и Пермском крае. Устье реки находится в 73 км по левому берегу реки Сива . Длина реки составляет 13 км.

Мостовая — река в России , протекает в Красноярском крае. Устье реки находится в 1383 км по левому берегу реки Кеть . Длина реки составляет 17 км.

Мостова́я (на картах Мосто́вка) — река в Свердловской области России . Устье реки находится в 398 км по левому берегу реки Пышма у с. Обуховское. Длина реки составляет 13 км.

Мостова́я — деревня в Режевском городском округе Свердловской области России .

Первое упоминание в записях датируется приблизительно 1722 годом . Основателями деревни считается род крестьян Шаманаевых, перешедших на новое место жительства из села Черемисское этого же района. В настоящее время в деревне местных жителей насчитывается около 10 человек. На лето основной контингент составляют дачники из городов Екатеринбург и Реж .

Деревня расположена недалеко от лечебницы «Липовка», знаменитой радоновыми водами.

Мостовая — река, левый приток реки Ирпень .

Общая протяжённость более 12 км. Мостовая свои истоки берёт севернее села Ясногородка в оврагах. Имеет два притока — ручьи Дурновка и Казарская . Ручей Дурнавка берёт начало севернее урочища Дурновка и западнее села Ясногородка. Ручей Казарская берёт исток в селе Осыково . Ручьи Казарка и Дурновка сливаются и впадают в Мостовую севернее села Мостыще. Речка Мостовая от села Ясногородка до села Мостыще протекает в лесу и скрыта от обывателя. Основными обитателями в реке на этом участке являются бобры . Лесные склоны близ речки красуются заострёнными пеньками и поваленными лиственными деревьями, в основном вербы и липы. На всем протяжении реки Мостовая, до того места, где она впадает в Ирпень в XIX веке насчитывалось более семи мостов. На сегодняшний день только в пределах села Мостыще река Мостовая имеет три моста.

Протекает только по территории Макаровского района Киевской области .

Источник: карты генерального штаба М-35-72 и 3-х верстовые карты Шуберта лист 22-8.

Мостовая — посёлок сельского типа в Оленинском районе Тверской области . Входит в состав Мостовского сельского поселения (центр поселения — посёлок Мирный ). До 2006 года центр Мостовского сельского округа.

В посёлке — железнодорожная станция Мостовая Октябрьской железной дороги на линии « Москва — Рига » в 309 километрах от Москвы.

Находится на реке Берёза в 22 километрах к западу от районного центра Оленино . Сразу за железной дорогой находятся деревни Рогово и Артеменки , за рекой — деревня Кострово . В 1997 году — 72 хозяйства, 257 жителей. Средняя школа, ДК, библиотека.

Основное предприятие — Мостовский льнозавод АО «Тверской лён» (построен в 1932 году).

Мостова́я — река в России , протекает в Свердловской области . Устье реки находится в 27 км по левому берегу реки Юрмач . Длина реки составляет 22 км. Притоки: левые — Второй, Каменка, Крутиха, Талица, правые — Хмелёвка, Дунай (малая река, одноимённая с известным Дунаем ).

Мостовая — река в России , протекает в Свердловской области. Устье реки находится в 559 км по правому берегу реки Сосьва . Длина реки составляет 6,3 км.

Мостовая — река в России , протекает в Кемеровской области. Устье реки находится в 16 км по левому берегу реки Каменка , притока Усть-Стрелины , возле деревни Симоново . Длина реки составляет 10 км.

Мостовая — деревня в Казачинско-Ленском районе Иркутской области России . Входит в состав Ключевского муниципального образования . Находится примерно в 10 км к юго-востоку от районного центра.

Мостовая — деревня в Вытегорском районе Вологодской области .

Входит в состав Казаковского сельского поселения , с точки зрения административно-территориального деления — в Казаковский сельсовет.

Расположена на трассе Р37 . Расстояние по автодороге до районного центра Вытегры — 24 км, до центра муниципального образования деревни Палтога — 7 км. Ближайшие населённые пункты — Кондушский Погост , Новинка , Трутнево .

По переписи 2002 года население — 22 человека (12 мужчин, 10 женщин). Всё население — русские .

Читайте также:  Амазонка самая длинная река в мире карта

27 июня 2001 года в состав деревни Мостовая вошли соседние деревни Ерово и Часовенская.

Мостовая — река на полуострове Камчатка в России .

Длина реки — около 24 км. Впадает в реку Еловка слева на расстоянии 114 км от устья.

По данным государственного водного реестра России относится к Анадыро-Колымскому бассейновому округу .

  • Код водного объекта 19070000112120000016629

Притоки:

Мостовая — деревня в Череповецком районе Вологодской области .

Входит в состав Яргомжского сельского поселения , с точки зрения административно-территориального деления — в Яргомжский сельсовет.

Расстояние по автодороге до районного центра Череповца — 18 км, до центра муниципального образования Ботово — 5 км. Ближайшие населённые пункты — Борисово , Ботово , Фенево .

По данным переписи в 2002 году постоянного населения не было.

Мостовая — деревня в Бардымском районе Пермского края на реке Сюздеелга . Входит в состав Бардымского сельского поселения .

По результатам переписи 2010 года численность населения составила 337 человек, в том числе 168 мужчин и 169 женщин.

В 2005 году численность населения составляла 398 человек.

Находится примерно в 4 км к северу от центра села Барда .

Мостова́я — деревня в Гурьевском районе Кемеровской области . Входит в состав Новопестеревского сельского поселения .

Мостовая — деревня в Новокузнецком районе Кемеровской области . Входит в состав Загорского сельского поселения .

Мостовая — деревня в Суховском сельском поселении Кировского района Ленинградской области .

»’Мостовая »’ — деревня в Пермском районе Пермского края . Входит в состав Двуреченского сельского поселения .

Мостовая — деревня в Новосибирском районе Новосибирской области России . Входит в состав Раздольненского сельсовета.

Мостовая — деревня в Свердловской области , входит в состав Кушвинского городского округа , Россия .

Мостовая — деревня в Пермском районе Пермского края . Входит в состав Сылвенского сельского поселения .

Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «мостовая»:

Примеры употребления слова мостовая в литературе.

Я находилась на дороге в Аверсу, веселый, пестро разукрашенный город, по мостовой которого со скрипом катятся тележки богатых крестьян, а в украшенных флагами кабачках звенят их талеры.

Там добывались нефть и уголь, производились сельхозмашины, железнодорожные вагоны, мостовые фермы, авто- и авиамоторы, корпуса для танков, снаряды и мины.

Водители, ошалев от его дурости, орали, оголяя зубы до десен, тянулись руками, как на баскетболе, показывали пальцами, чтобы он оставался на разделительной линии, пока его не утянет вертолет или не подберет мостовой автокран ГАИ.

Стэйнз оглашался лязгом доспехов, стуком копыт по булыжникам мостовой, криками военачальников, грубыми шутками и мерзкой божбой бородатых лучников, копейщиков, алебардщиков, чудным говором иноземцев, вооруженных пиками.

В то время достаточно юный и впечатлительный, ночами, как лунатик, бродил я по Градчанам, и всякий раз в переулке Алхимиков меня охватывало странное чувство, в своих романтических грезах я почти видел это: вот открывается одна из покосившихся дверей низенького, едва ли в человеческий рост домишка — и на облитую лунным мерцанием мостовую выходит он, Джон Ди, и заводит со мной разговор о таинствах алхимии, — не той сугубо практической алхимии, которая занята единственно превращением неблагородных металлов в золото, а того сокровенного искусства королей, которое трансмутирует самого человека, его темную, тленную природу, в вечное, светоносное, уже никогда не теряющее сознание своего Я существо.

Прямо на глазах Ари от ближайшего дома, будто поверженный звуковой волной, отвалился и, устремившись вниз, разлетелся по мостовой увесистый кусок кирпичной стены вместе с парочкой окон.

Мэтт подобрал тяжелую плазменную пушку, оброненную Ари, когда тот грохнулся без сознания на мостовую, и теперь протягивал оружие командиру.

Бад, спеленутый, как мумия, начал падать вперед, один из ашанти подхватил его, уложил на мостовую и перекатил на спину.

Впереди мостовая была разворочена, путь преграждала баррикада из телег, балок и наспех наваленных мешков с песком.

Во дворах и на мостовой торчали сосредоточенные, задумчивые коровы, и такая тоска, такая безысходная грусть светилась в их глазах, что смотреть было жалко.

Где-то здесь, на площади Святого Петра, рядом с тянущимся к небу обелиском и в сени самого большого в мире собора, находился вделанный в гранит мостовой белый мраморный эллипс, созданный гением Бернини, — второй алтарь науки.

Надо спешить, — сказал Шишига, когда они, прячась в подъезде, пережидали длинную процессию бесов, с заунывным пением бредущих куда-то прямо посреди мостовой.

На мостовой перед палатками сновали пирожники, блинники, торговцы гречневиками, жаренными на постном масле.

Опомнившись после сильного удара по голове, полученного в глухом переулке, со стоном подняв с грязной булыжной мостовой свою окровавленную голову, Фауст кое-как добрался до бордюрного камня тротуара и присел на него, чтобы окончательно прийти в себя.

Из-за угла вмиг вынеслась на широкую улицу станица всадников на чубарых конях и засверкала под утренним солнцем шлемами, латами, конскими копытами в серебре, гулко колотившими по брусовому настилу мостовой.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: mostovaya
Задом наперед читается как: яавотсом
Мостовая состоит из 8 букв

Источник

Мостовая

Твердая одежда городских улиц, устраиваемая, впрочем, иногда и вне городов. М. имеет над щебеночной одеждой преимущество большей крепости и непроницаемости, и так как на ней образуется меньше грязи и пыли, чем на шоссейном полотне, то она превосходит последнее и в санитарном отношении. Булыжная М., из камней неправильного вида, чаще всего у нас применяется, вследствие дешевизны устройства и ремонта. Для равномерной передачи давления на грунт, для отвода воды и большей прочности М., камни стелятся на основании из песка, хряща, щебня или бетона. М. из крупного булыжника невыносимо тряска и потому употребляется лишь для обделки откосов, размываемых водой. Для замощения же дорог и улиц употребляется средний и мелкий булыжник (длиной 17 — 12 см); для укрепления камней в приданном им положении употребляется песок. Камни стараются укладывать по возможности плотно, сортируя их по величине так, чтобы камни большого размера приходились под тою частью дороги, которая подвергается наибольшему проезду, а мелкий булыжник по бокам и пр. По выстилке М. ее уколачивают трамбовками, затем промежутки между камнями защебенивают и снова утрамбовывают. Оконченную М. засыпают хрящом или зернистым песком, который под действием дождя окончательно затягивает пустоты между камнями. От влияния воды, морозов и проезда булыжная М. со временем расстраивается. Для большей крепости делают иногда двойную М., из двух рядов булыжных камней, каждый на особом слое песка, причем на нижний ряд употребляется более крупный, а на верхний — средний и мелкий камень. Очень прочная М. получается при замощении булыжным камнем сверх щебеночной коры (ныне в этом виде перестраиваются ближайшая к СПб. части Архангелогородского и Петергофского шоссе). В небольших городах южной Франции встречается М. из булыжных камней с подтесанными верхушками, что удобнее для проезда. В Германии очень распространена булыжная М. из отколотых камней. В России такая М. встречается в городах Прибалтийских губерний. В Петербурге было сделано несколько опытов замощения улиц подобной М., получившей у нас название мозаичной, или рижской. Гораздо удобнее булыжных, хотя и значительно дороже, М. из тесаных камней, или кубическая М., на которую употребляются обделанные в форме параллелепипеда тесаные камни твердых пород. Они укладываются на щебеночном или бетонном основании. Тесаная М. чаще всего устраивается из песчаника (Париж, Берлин) или гранита (Лондон, Вена, Литейный и Вознесенский проспекты в СПб.). Впрочем, употребляются также, хотя и менее пригодны для этой цели, камни известковые и базальтовые. Первые большей частью неоднородны и обладают малым сопротивлением, а вторые трудно поддаются обработке и от действия проезда делаются скользкими для лошадей в сырую погоду. Швы между камнями кубической М. заполняются песком или заливаются цементным раствором, а иногда и асфальтом. К этому разряду должны быть отнесены также М. из искусственных камней. Сплошные цементные или бетонные М. до сих пор мало еще распространены. Они встречаются в некоторых французских городах (Гренобль). Чаще встречаются сплошные асфальтовые М. Для устройства М. из литого асфальта предварительно настилается на выровненном и плотно укатанном земляном полотне слой бетона, составленный из гравия, щебня и портландского цемента, с достаточным количеством песка, который утрамбовывается и выравнивается смазкой из цементного раствора. Это основание покрывают расплавленной смесью из асфальтовой мастики, битума и гравия. Для сообщения одежде шероховатости, ее посыпают песком и затем растирают деревянными терками. В Петербурге такой одеждой покрыты две улицы: Екатерининская и Набережная Фонтанки у Инженерного замка. Такая М., однако, не выдерживает тяжелого движения и требует частого ремонта. Лучшие результаты дает М. из уплотненного асфальта. Основание для нее устраивается из слоя бетона или щебеночной одежды, выровненной цементным раствором. Асфальтовый порошок в нагретом состоянии насыпается ровным слоем на толщину до 75 мм. Затем его выравнивают нагретыми железными пестами, разглаживают утюгами и укатывают ручными катками. Дороги, покрытые асфальтовой одеждой, избавлены от грязи и пыли. Движение по ним совершается весьма спокойно, без тряски и стука. Асфальтовая М. в полном смысле непроницаема и не пропускает той грязи, которая пропитывает основание каменной М. Недостатки асфальтовой М. — трудность ремонта, который может быть произведен только в сухое время, частое падение лошадей в гололедицу, почему асфальтовая одежда неудобна на улицах с большими подъемами (свыше 1:70). Летом от жгучих солнечных лучей асфальтовая М. иногда размягчается до того, что на ней остаются следы от прохода колес и ударов копыт. Благодаря своим полезным особенностям, асфальтовая М. в настоящее время представляет весьма распространенный вид мощения улиц в больших городах. Торцовая М. была применена в первый раз в начале 20-х годов в России к замощению улиц в С. Петербурге. По предложению академика Гурьева, торцовой мостовой замощены были сначала два участка, на Большой Морской и на Миллионной улицах, а затем, через 6 — 7 лет, часть Невского проспекта и Петергофской дороги. В настоящее время М. этого рода, кроме Петербурга, распространена в больших размерах в Лондоне (неблагоприятные результаты), Париже (весьма большой успех), Берлине, Чикаго и многих других городах Америки. У нас она устраивается из шестигранных деревянных колодок на настиле из досок, сверху осмоленных и расположенных, с промежутками в 6 мм, на поперечных деревянных лежнях. В Петербурге эта система оказалась недолговечной (2 — 4 года). Торцовые М. новейших типов в Лондоне и Париже устраиваются из плоских колодок, получаемых распиловкой лучших досок красной шведской ели. Перед употреблением в дело колодки опускают на 5 минут в расплавленную смесь битума, креозота и глинистого мела. М. эта стелется на слое бетона, а швы заливают битумом и цементным раствором. Поверхность готовой М. посыпают острым гравием. Торцовая М. почти совершенно устраняет шум и сотрясения от проезда и не дает ни пыли, ни грязи. Она представляет малое сопротивление движению, и очистка ее легче, чем при каменной булыжной М. Но, напитываясь водой с органическими веществами, она неудобна в санитарном отношении; гладкая поверхность М. делается скользкой в гололедицу; наконец, вследствие неравномерного состава колодок, она выбивается и покрывается неровностями. За границей торцовые М. новейших систем держатся от 7 до 10 лет. Попытки к устройству железных М. (в Лондоне) не увенчались успехом. Чугунные М. разных систем применены в виде опыта в некоторых местах, между прочим, у нас, в Петербурге, на части Миллионной улицы и Дворцовой набережной у Мраморного дворца (бездонные шашки на бетонном основании, засыпанные щебнем, сист. Кнаппа), также в Кронштадте.

Читайте также:  Реки северной америки видеоурок

В списках «Русской Правды» обыкновенно находим в конце устав «о городских мостах» [В старину слово мост означало: мост через реку, уличную М., пол (помост). Соответствующие тексты см. у Мрочек-Дроздовского, «Исследование о Русской Правде» (вып. II, стр. 200, 201, M. 1885).], приписываемый Ярославу и трактующий о натуральной повинности по постройке М. в Великом Новгороде и о замене ее мостовой податью (поплатой). В Москве замощение улиц началось приблизительно в половине XIV в., первоначально на главных только улицах. Материалом для М. служило дерево, для приобретения которого земский приказ собирал со всех жилых мест «мостовые деньги». По словам Флетчера, посетившего Москву в XVI в., М. устраивались из бревен, обтесанных с той стороны, по которой следовало ездить. Иногда поперек улицы раскладывались просто неотесанные кругляки, но в таком случае поверх их настилались вдоль улиц барочные доски, а на важнейших царских проездах — брусья. В 1692 г. велено было мостить моск. улицы камнем, а в 1705 г. повинность замощение моск. улиц разложена была на все государство. Дворцовые, архиерейские, монастырские крестьяне, торговые люди, вотчины служилого сословия обложены были специальной натуральной повинностью по сбору дикого камня; занимавшиеся извозом или просто приезжавшие в Москву крестьяне обязывались предъявлять в городских воротах по три камня ручных, но не менее гусиного яйца каждый. Еще в половине XVIII ст. каменные М. существовали в Москве лишь на самых главных улицах, а деревянные сохранились до вступления в столицу французов. Со времени Екатерины II М. находятся в заведовании городских общественных управлений и под наблюдением полиции. В 1785 г. запрещено в городах строить М. из бревен. В пользу отдельных городов устанавливались различные натуральные повинности по доставлению материалов для замощения улиц. В 1832 г. сбор камня для М. или взамен него денег был воспрещен; городским думам предписано мостить улицы за счет городских доходов с тем, чтобы дальнейшее поддержание М., устроенных по улицам, лежало на обязанности домовладельцев, каждого по участку, примыкающему к его владению. В СПб. владельцы домов, выходящих на площади, обязаны поддерживать и исправлять М. перед их домами на пространстве 8 саж. в ширину. В портовых городах на Черном и Азовском море (кроме Одессы) замощение улиц, по которым провозятся грузы в порт, производится за счет временного сбора с отвозимых из этих портов за границу товаров, за исключением леса. По ныне действующему городовому положению, дума может отнести содержание М. на общие городские средства или, по соглашению с домовладельцами, на особые с них сборы (взамен натуральной повинности); такие сборы могут быть взимаемы лишь в пределах действительной надобности и должны быть расходуемы исключительно на предмет своего назначения. Вообще лишь в немногих русских городах М. удовлетворяют необходимым требованиям. Из данных, собранных ко всероссийской выставке 1896 г. о 498 городах 48 губерний, видно, что протяжение мощеных городских улиц городов всего больше, относительно, в губ. Плоцкой и Ломжинской; Московская губ. занимает пятое место, Петербургская — седьмое. Узаконения о М. собраны в V разделе Устава Строительного (Св. Законов т. XII, ч. 1).

Читайте также:  Читать платонова река потудань

Источник



Значение слова «мостовая»

МОСТОВА́Я, —о́й, ж. Вымощенная или покрытая асфальтом проезжая часть улицы. По гладким асфальтовым и брусчатым мостовым [Москвы] несутся автобусы, троллейбусы и автомобили. Телешов, Записки писателя. Громыхая по булыжникам мостовой, тянулись подводы, нагруженные ящиками. Голубева, Мальчик из Уржума.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Мостова́я — твёрдое дорожное покрытие городских улиц. В России также «мостовая» — составная часть исторических названий некоторых улиц, первоначально свидетельствовавшая о наличии у последних твёрдого покрытия. Примеры: Большая Тверская мостовая улица, Большая мостовая Никитинская улица

Твёрдое дорожное покрытие дорог является отличительной чертой древнеримской культуры. Первое, с чего начинали римляне при освоении территории, было создание соответствующей инфраструктуры в виде дорог, организации водоснабжения и канализации. Такова, например, дорога на Палатин в древнем Риме.

Хорошо сохранились мостовые и в развалинах Помпеи, свидетельствующие о пристальном внимании её жителей к созданию необходимых удобств при передвижении по улицам. Например путём пространственного разделения собственно мостовой для движения повозок и прототипа современного тротуара для пешеходов.

В богатых лесом районах России пешеходные дороги нередко делали дощатыми. Характерный пример — деревянные мостовые Великого Новгорода, наслаивавшиеся друг на друга в течение нескольких веков. Эта традиция сохранилась в Архангельске и таёжных посёлках и до настоящего времени. Что касается проезжей части улиц, то исторически первым способом их мощения было использование необработанного камня — булыжника.

В России булыжные мостовые появились в начале XVIII века. В 1714 году для мощения улиц в Петербурге было велено собирать дикий камень. Суда, приходившие в город через Ладожское озеро, в зависимости от своей величины должны были привозить 10, 20 или 30 камней. Каждая крестьянская подвода — 3 камня весом в 5 фунтов. За неисполнение указа за каждый камень налагался штраф в размере одной гривны. В 1716 году всем петербургским домовладельцам было указано мостить улицу перед домом шириной в сажень, а с 1718 года ширина мостовых была увеличена ещё на два аршина. Одним из первых распоряжений назначенного в 1718 году генерал-полицмейстером Петербурга А. Э. Девиера были правила мощения улиц:

Каждому жителю против своего двора посыпать песком и камнем мостить гладко, как будет показано от мастеров, и чтобы были твердо утверждены, дабы весною и в дожди не заносило.

Первые петербургские булыжные мостовые отличались очень низким качеством покрытия. Вскоре однако мощение улиц в Петербурге приостановилось, так как распространился слух, что по улицам города будут прорыты каналы.

Со временем булыжные мостовые начали заменять брусчаткой, а затем асфальтовым покрытием.

В Петербурге до 1924 года главные улицы, в том числе Невский проспект, были замощены торцами — шестиугольными деревянными колодками, которые всплывали во время наводнений. Движение грузовых обозов (ломовиков) по торцовым мостовым было либо запрещено, либо ограничивалось несколькими часами в сутки. Ломовики проезжали по улицам, замощённым булыжником. На улицах, по которым систематически передвигались тяжёлые грузы, иногда использовали металл. Таковы чугунные мостовые Кронштадта.

МОСТОВА’Я, о́й, ж. Вымощенная дорога, вымощенная часть улицы. Деревянная м. Торцовая м. Асфальтовая м. Сойти с тротуара на мостовую. Итти по мостовой.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Источник

Как строят опоры для мостов под водой

Задумывались ли вы когда-нибудь как строят бетонные опоры для будущих мостов прямо под водой?

Любое строительство моста начинается с комплексного геодезического исследования. Инженеры стараются выбирать наиболее узкое место реки или искусственно сокращают расстояние между берегами с помощью насыпи, когда это возможно.

После создания таких насыпей, для беспрепятственного протока воды строителям иногда приходится прибегать к углублению русла реки с помощью земснарядов. Также для возведения опор стараются использовать отмели, которые дополнительно отсыпают грунтом, создавая искусственные острова.

Концевые опоры мостов возводят непосредственно с берегов рек, используя для этого часть суши. А как построить мост, если опоры нужно возвести прямо посреди глубоководной реки?

Такие промежуточные опоры еще называют «быками» и для их строительства существует несколько способов.

Первый способ – осушить место возведения опор с помощью изменения русла реки. Временное русло в зоне строительства опор прокапывают земснарядами и пускают течение реки в обход.

Второй способ – вбить сваи для опор с борта специального понтона или судна.

Для этого в зоне возведения сначала создают водонепроницаемый каркас из специальных шпунтованных листов Ларсена. Профиль этих листов представляет собой жёлоб c закруглёнными краями боковых стенок и в стыках образует сплошную стену, которая герметизирует внутреннюю полость. Затем такой каркас усиливают изнутри, после чего из конструкции откачивают воду и вбивают сваи по контуру.

После погружения на необходимую глубину сваи сверху «распушивают», а затем обвязывают с помощью ростверка – решетчатой части, объединяющая верхнюю часть свайного фундамента.

Впоследствии конструкция заливается бетоном, образуя монолитную глыбу, а уже затем сверху возводятся железобетонные опоры.

И наконец, третий способ – возведение опор с помощью закрытых (подводных) кессонов. Такой способ устройства оснований называют также пневматическим.

Закрытый кессон — устройство для образования рабочей камеры без воды.

Представляет из себя закрытую конструкцию без дна, которая погружается в воду под собственным весом или с помощью балластных грузов. В ее внутреннее пространство через специальные шлюзы подается сжатый воздух, под действием которого внутри кессона образуется так называемый «воздушный колокол», в котором строители могут свободно перемещаться.

С помощью закрытых кессонов проводилось строительство опор для Бруклинского моста. Именно в то время строители внутри кессонов начали испытывать симптомы заболевания, позднее получившего название «Кессонная болезнь».

В кессонах имеются специальные шлюзы, через которые извлекается грунт и вводятся материалы для бетонирования опор. Подкапывая дно под краями кессона изнутри, строители постепенно углубляют конструкцию до достижения твердого слоя, который может служить надежной подошвой для будущего сооружения.

Источник

Adblock
detector