Меню

Ментальная карта по рассказу васюткино озеро 5 класс

Всероссийский конкурс для учителей русского языка и литературы на лучшую разработку технологической карты урока. Технологическая карта урока литературы (с презентацией смарт-notebook) в 5 классе по рассказу В.Астафьева «Васюткино озеро»

Урок литературы в 5 классе по рассказу В. Астафьева «Васюткино озеро»

В распоряжении учителя всегда были два инструмента: мел и доска. Современный же учитель вооружен огромным количеством технических и программных средств: компьютеры, проекторы, интерактивные доски, планшеты, системы опроса, сервисы, ресурсы сети Интернет. Все эти средства призваны сделать образовательный процесс эффективнее.

Использование интерактивной технологии обучения позволяет моделировать жизненные ситуации, использовать ролевые игры, совместно решать проблемы. В интерактивном обучении процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс по знания. Обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и информации, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволят реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.

В качестве нового и полезного средства обучения выступает так интерактивная доска. Именно она позволяет экономить учебное время; активизирует мыслительную деятельность, имеет возможность сохранять информацию, создавать анимацию, размещать информацию на нескольких страницах; позволяет учащемуся активно взаимодействовать с виртуальными объектами учебной дисциплины, управлять моделями, конструировать из них системы, проводить опыты на компьютерных моделях, решать задачи и таким образом в процессе творчества приобретать знания.

Однако нужно помнить о том, что и такое замечательное средство может превратить урок в развлечение, поэтому учителю важно понимать, на каком этапе урока и как часто он будет использовать интерактивную доску.

Тема: По Васюткиным тропам, или Уроки мудрости и доброты….

заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро». Комбинированный

По Васюткиным тропам, или Уроки мудрости и доброты….

Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения, формирование навыка работы с интерактивной доской

Основное содержание темы, термины, понятия

Пейзаж, комментирование, анализ, “средства создания образа”, “антитеза”, “образ-символ”

Форма урока

Эвристическая беседа с использованием интерактивной доски, работы в группах

Технология развития критического мышления ТРКМЧП

Методы обучения

Эвристический, частично-поисковый, исследовательский

Форма обучения

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Средства обучения

Тексты произведений, интерактивная доска, проекционное оборудование, компьютер

Портрет Астафьева, текст рассказа, видеофильм «Заповеддная Россия», Презентация в Smart Notebook, Васюткина карта

Планируемый результат

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Бережно относится к природе, понимает, что такое твердость духа.

Контролирует процесс и результаты своей деятельности

Делает вывод по прочитанному, умеет работать с текстом и дополнительной литературой.

Вступает в учебный диалог с учителем и одноклассниками

Оценивание содержания рассказа В. Астафьева

Умеет действовать по плану

Сотрудничает в группе, умеет высказывать свое мнение о прочитанном

Умение прогнозировать результат.

Развитие речи и творческих способностей учащихся

Умение оценивать собственную деятельность и деятельность партнера

Умение структурировать знания по теме.

Умение ставить вопрос

Осознанное построение речевого высказывания в устной речи

Умение точно выражать свои мысли

Этапы урока

1 этап «Организационный»

Ситуативные задания

Деятельность ученика

Планируемый результат

Создать позитивный настрой

Здравствуйте, проверьте готовность к уроку. Я рада вас видеть и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас открыл для себя что-то новое.

Настроились позитивно на работу

Постановка цели и задач урока.

ТРКМЧП Стадия «Вызов»

Сформировать тему и задачи урока

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем?

Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.

•Она величественна и похожа на океан.

•Она щедра и сурова.

•Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.

•Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.

•Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России. ТАЙГА. Слайд 2

Действительно, это тайга. Посмотрите видеофильм “Таинственный лес” и подумайте: “Что скрывает в себе тайга?” (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)

Вторая часть “ребуса”:

•Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.

•Он беззащитный и в то же время сильный.

•Он сын и одновременно хозяин.

•Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.

•Он совершает ошибку и исправляет ее.

Открывается слайд 3 с Васюткой

Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро”. Василий — властелин, хозяин

Какое противоречие возникает из сказанного?

Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание.

Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”.

Но не только самообладание помогло герою. Что же еще?

Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.

— Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”

Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.

Проблемные вопросы сегодняшнего урока (на доске)

Природа – друг или враг?

Спасение Васютки – чудо или закономерность?

Какие уроки дает природа герою и читателю?

Обобщая сказанное, сформулируем тему урока:

По Васюткиным тропам, или Уроки мудрости и доброты” Записать (Слайд 4-й)

Проявить интерес к поставленной цели.

Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

Личностные: умение сотрудничать с учителем и учащимися.

Регулятивные: умение вносить дополнительную информацию.

Коммуникативные: умение управлять своим поведением.

Внимание на доску. «Как бы вы повели себя, заблудившись в лесу». (На слайде)

Задание: обсудите в группах и расположите пункты памятки «Поведение в лесу» в нужном порядке.

На выполнение задания 1 минута

Обсуждение в группах,

сортировка на доске

Регулятивные: выполнять учебное действие (записать по порядку план). Познавательные: обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать коммуникативное высказывание. Уметь планировать и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку.

ТРКМЧП Стадия «Осмысление»

Ситуативные задания

Деятельность ученика

Планируемый результат

Повторение того, что необходимо к изучению нового материала: знание текста

-С чего начинается рассказ? (с описания озера)

-Как этот пейзаж связан с историей, которая произойдёт с главным героем?

(Васютка найдёт озеро, которого нет на карте)

Учитель включает видеосюжет , учащиеся следят по тексту рассказа

Читая и слушая этот отрывок, мы чувствуем, что о Васютке, 13-летнем мальчике, автор говорит с уважением.

Почему Васютка не по годам мудр?

Кто был его учителем?

-Почему Васютка отправился в тайгу?

(Наколотить орехи для рыбаков. Все ближние кедры он уже обколотил.)

-Что дала ему мать перед дорогой и каковы были её напутственные слова?

Почему Васютка не стал спорить с матерью перед походом в тайгу? (Таков старинный порядок: идешь в лес – бери еду, бери спички).

Проявлять интерес к тексту, знать содержание текста рассказа; определять место Васютки среди взрослых; знать правила поведения в лесу; уметь анализировать эпизод

«Освоение новых знаний» (ОНЗ)

Ситуативные задания

Деятельность ученика

Планируемый результат

Отработка навыков комментированного чтения,

Познавательные: уметь объяснять прочитанное, рассказывать, пересказывать эпизод, отвечать на вопросы

Коммуникативные: умение точно высказывать свои мысли.

Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился?

Но прежде чем ответить на этот вопрос, давайте мы с вами составим план того, что необходимо взять с собой в лес? Работа в группах 1 минута

Внимание на доску, найдите те предметы, которые необходимо взять с собой в лес

Молодцы, а теперь вернемся к нашему вопросу

Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился?

Васютка испугался, потому что он ребенок. Его охватило отчаяние, природа испугала сначала его

Работают в группах

Как удалось Васютке выжить в тайге

Чьи слова он вспомнил, когда ему стало плохо?

Четыре дня в тайге…Карта Слайд 8

Он вспомнил слова деда, потому что он оказал на мальчика большое влияние

Что он сделал в первую очередь? Стр. 133

Васютка разжег костер, у костра он вел себя как взрослый человек.

Как он приготовил себе еду?

Когда он готовил себе еду, то оценил наставления матери о хлебе

В чем корил себя Васютка, когда начал ужинать? Стр.133

Не взял соль, мало хлеба

«Проверка понимания»

Ситуативные задания

Деятельность ученика

Планируемый результат

Формировать умения работать с активной доской,

Какие черты характера обнаружились

регулятивные: уметь оценить результат собственной деятельности; умение адекватно вести себя в учебной ситуации ( в группе).

уметь планировать учебное сотрудничество учителя с учеником; уметь точно выражать свои мысли.

познавательные: находить и выделять необходимую информацию; решать учебные задачи с помощью инструментов ИКТ, свободно ориентироваться в тексте

Чтение эпизода «Тайга» стр. 136. Тайга..Тайга..до слов.. она растворялась в них

Почему тайга показалась мальчику «молчаливой, равнодушной»?

Как почувствовал себя мальчик в этот момент?

Читайте также:  Озеро терекли симферопольский район

Работа в группах

Какие подсказки дает Васютке природа, какие ловушки расставляет?

Работают в группах

5 этап «Закрепление»

Ситуативные задания

Деятельность ученика

Планируемый результат

развитие навыков самостоятельной работы с текстом; усвоение содержания рассказа путем выборочного чтения и краткого пересказа текста, предварительно прочитанного учащимися.

Работа в группах. Задание: сортировка продуктов – кладовая природы, забота матери. СЛАЙД

Мать-природа (Макошь – славянская богиня плодородия) и Енисей-батюшка указывают Васютке выход к дому, к родителям, к тому, о чем тосковал всю жизнь сам писатель, лишившийся родителей слишком рано.

Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по-настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого. Человек, оказавшийся в безысходной ситуации, невольно, на уровне подсознания, обращается за помощью не только к матери, но и к Богу.

Продолжаем работу в группах

Интересен и богат язык произведения.

Узнайте по эпитетам, о чем говорится:

(лес) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый;

(тайга) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая;

(озеро) небольшое, унылое, подёрнутое ряской;

(туман) молочный, клейкий, неподвижный; (

(звезды) далёкие, таинственные, мерцающие;

(река) раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая.

Работают в группах

Познавательные: самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос; структурировать знания по теме « В.П.Астафьев «Васюткино озеро. Природа и человек»; осознанное построение высказывания.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, работать в группе

Поведение Васютки в лесу

-Страшно ли было Васютке? Почему?

(Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха свойственно всем людям. Не надо его стыдиться, надо стараться перебороть страх, найти выход.)

— Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо? Что это за слова? Объясните их смысл. (отца и дедушки),

(Тайга наша кормилица, хлипких не любит)

Рассказать, как пригодились ему навыки, полученные в общении со взрослыми. Смекалка, вера в себя, сноровка помогли мальчику не растеряться и выжить в трудных условиях

Мысли и чувства Васютки, которые помогли ему сделать правильные выводы и выбраться к реке.

Мальчик постоянно размышляет, у него пытливый ум, это оказывается решающим в его путешествии

Васюткино озеро. Почему озеро назвали именем мальчика? Какие подсказки дало Васютке озеро? Слайд. Гудок, белая рыба, течение

Васютка нашел озеро, полное рыбы и открывает его людям .

3 стадия ТРКМЧП «Рефлексия»

Ситуативные задания

Деятельность ученика

Планируемый результат

выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?

Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

Попытаемся отразить наши размышления в виде синквейна

Чему можно научиться у Васютки?

Чем является природа для Васютки?

(учителем и другом)

Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна и милостива. Природа – зеркало души

Умение через природу понимать и видеть человека пришло к В.П.Астафьеву постепенно. Ведь его учителем была не только природа, но и великая русская литература. М.М.Пришвин в “Кладовой солнца” так говорил о “зеркале” природы, в котором отражается человек: “ Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь – весь-то человек, большой, прекрасный…из-за твоей спины наклонился и тоже смотрит в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со своей природой, с облаками, лесами, и солнышко там внизу тоже садится, и молодой месяц показывается, и частые звездочки”.

Почему отражение в Енисее удивило Васютку?

Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.

Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь — любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине.

На слайде презентации стихотворение.

Учитель читает наизусть

Зарубки на сердце

Уроки мужества, уроки доброты

Ты в сердце сохранишь навеки,

И озеро, как символ чистоты,

Тебе откроется, пусть на изломе лета.

Увидишь в струях чистого ручья

Природы первозданной отраженье,

И собственная грешная душа

Почувствует истоки очищенья.

Вольется в сердце неба синева,

И звезд на небе тихое мерцание,

И щебет птиц, и росная трава —

Васюткиного озера сияние!

Герой — наблюдательный и способный к размышлению, потому что он черпает знания из опыта взрослых, из таежных законов, законов жизни.

У него можно поучиться смелости, знанию законов тайги, мужеству, терпению, упорству

Регулятивные: оценка достигнутых результатов.

Личностные: нравственно-этическая ориентация

7 этап «Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению»

Объяснение домашнего задания

Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения. Вам предлагается написать сочинение-размышление на одну из тем нашего урока: “В чем тайна Васюткина озера?”, “Зарубки на сердце”.

Ответ на эти вопросы каждый даст индивидуально в форме сочинения – размышления. Помогут вам в работе тезисы

Они будут прикреплены к файлу в «Дневнике.ру»

Источник

Технологическая карта урока литературы по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Технологическая карта урока литературы по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Конспект урока

В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.

Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения, формирование навыка работы с интерактивной доской

Основное содержание темы, термины, понятия

Пейзаж, комментирование, анализ, автобиографическая проза

Бережно относится к природе, понимает, что такое твердость духа.

Контролирует процесс и результаты своей деятельности

Делает вывод по прочитанному, умеет работать с текстом и дополнительной литературой.

Вступает в учебный диалог с учителем и одноклассниками

Оценивание содержания рассказа Астафьева

Умеет действовать по плану

Сотрудничает в группе, умеет высказывать свое мнение о прочитанном

Умение прогнозировать результат.

Развитие речи и творческих способностей учащихся

Умение оценивать собственную деятельность и деятельность партнера

Умение структурировать знания по теме.

Умение ставить вопрос

Осознанное построение речевого высказывания в устной речи

Умение точно выражать свои мысли

Организация образовательного процесса

Литература, география, ОБЖ, предметы естественно-научного комплекса

Индивидуальная, в парах

Проектор, литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2. / Автор-составитель: Т. Ф. Курдюмова и др. М.: Просвещение, 2004

Цель: Создать позитивный настрой
у учащихся

Здравствуйте, проверьте готовность к уроку. Я рада вас видеть и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас открыл для себя что-то новое.

Настроились позитивно на работу

2 этап «Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся»

Сформировать тему и задачи урока

Деревья, деревья, деревья. Под ногами — мох и жухлая трава, над головой — равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце — холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле.» Вот, что почувствовал Васютка, главный герой рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

Астафьев писал: «Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души».
Главный герой попадает в ситуацию, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений.
Ребята, а как бы вы повели себя, если бы заблудились в лесу?

Использование технологии развития критического мышления

Внимание на доску. «Как бы повели себя, заблудившись в лесу». Задание: расположите пункты памятки «Поведение в лесу» в нужном порядке. Спустя некоторое время мы проверим ваши ответы с помощью интерактивной доски.

Как удалось Васютке выжить в тайге? Тема нашего урока «Человек и природа».

Как вести себя наедине с природой? – на этот вопрос нам предстоит ответить, размышляя над рассказом В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

Творчество этого писателя имеет огромное значение в современной литературе. В.П. Астафьев родился в 1924 году в Красноярском крае, в селе Овсянка, что на реке Енисее. К самому берегу подступает вековая тайга. В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не перестаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».

Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души.

Читайте также:  Озеро из шины своими

3 этап «Актуализация знаний»

Цель: повторение того, что необходимо к изучению нового материала :знание текста

Почему рассказ называется «Васюткино озеро»?
Что рассказывает автор о рыбной ловле?
Какое место занимал Васютка в бригаде? Чем занимался?
Как относился мальчик к взрослым? Почему не стал спорить с матерью перед походом в тайгу?
Как автор подчеркивает, что Васютка перенимал привычки взрослых? Какой детский поступок совершил солидный Васютка? Как его можно объяснить?

Потому что мальчик Васютка находит озеро, полное рыбы, и открывает его людям.
Рыбная ловля ведётся бригадами, которые движутся по реке вниз по течению и ловят сетями, на паромах или перемётами. Попадается осётр, стерлядь, таймень, налим.

Частые дожди, вода поднялась, рыба ушла на глубину. Заспались рыбаки, рассолодели от безделья.

Снабжал рыбаков орехами, бродил по лесу, напевал, из ружья палил.

Говорил, что рыбакам надо пощёлкать орехи, кто-то должен их добывать.

Она посоветовала не отходить от затесей, взять хлеб с собой. Таёжные законы не ему менять.

Старинный закон: идёшь в лес – бери еду и спички.

Проявлять интерес к тексту, знать содержание текста рассказа; определять место Васютки среди взрослых; знать правила поведения в лесу; уметь анализировать эпизод.

4 этап «Первичное усвоение новых знаний»

Цель: отработка навыков комментированного чтения,

Чтение эпизода со слов «открытие было настолько простым и потрясающим» до «Живем!» стр. 151

Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился?
Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился?

Васютка испугался, потому что он ребенок. Его охватило отчаяние, природа испугала сначала его.

Познавательные: меть объяснять прочитанное, рассказывать, пересказывать эпизод, отвечать на вопросы
Коммуникативные: умение точно высказывать свои мысли.

Чьи слова он вспомнил, когда ему стало плохо? стр. 152

Он вспомнил слова деда, потому что он оказал на мальчика большое влияние. Рассказы рыбаков и охотников.

Что он сделал в первую очередь?

Васютка разжег костер, у костра он вел себя как взрослый человек.

Как он приготовил себе еду?

Когда он готовил себе еду, то оценил наставления матери о хлебе. Краюшка спасёт от голода, к законам тайги нужно относиться с уважением.

В чем корил себя Васютка, когда начал ужинать?

Не взял соль, мало хлеба.

Итак, проверим, как же нужно вести себя в лесу, если заблудился.

На слайде действия, установить их последовательность. Ученики зачитывают свои ответы, затем проверяют по слайдам.

5 этап «Первичная проверка понимания»

Цель: формировать умения работать с активной доской,

Внимание на слайды: найдите те предметы, которые необходимо взять с собой в лес.
Какие черты характера обнаружились в мальчике? С кем он разговаривал?
Чтение эпизода «Тайга». стр. 156
Почему тайга показалась мальчику «молчаливой, равнодушной»? Почему она напомнила Васютке море? Как автор усиливает мрачность пейзажа? Какие слова использует при описании тайги? Как почувствовал себя мальчик в этот момент? Какое впечатление производит этот пейзаж?

Отчаяние, страх. С пнём, с белкой, укорял себя в трусости. Прислушивался к звукам.
Смелость, решительность, смекалка, знание законов тайги, мужество, терпение и упорство.

регулятивные : уметь оценить результат собственной деятельности; умение адекватно вести себя в учебной ситуации.
коммуникативные:
уметь планировать учебное сотрудничество учителя с учеником; уметь точно выражать свои мысли.
познавательные: находить и выделять необходимую информацию; свободно ориентироваться в тексте.

6 этап «Первичное закрепление»

Цель: развитие навыков самостоятельной работы с текстом; усвоение содержания рассказа путем выборочного чтения и краткого пересказа текста, предварительно прочитанного учащимися.

Встречи Васютки с миром живой природы. Как и почему относился Васютка к окружающей его фауне?
Чтение отрывка из текста «мальчик внимательно следил…» до «табуны перепуганных птиц». Стр. 158

Васютка убивал дичь, как любой охотник, чтобы прокормиться, заботился о том, чтобы накормить других, но в тоже время он воспринимал животных как равных, сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Это говорит о том, что мальчик хорошо знает жизнь животных, наблюдает за ней, при этом подражает взрослым, копирует их привычки.
Рассказать, как пригодились ему навыки, полученные в общении со взрослыми. Смекалка, вера в себя, сноровка помогли мальчику не растеряться и выжить в трудных условиях. Мальчик постоянно размышляет, у него пытливый ум, это оказывается решающим в его путешествии. Васютка нашел озеро, полное рыбы и открывает его людям .

7 этап «Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция»

Цель: контроль за усвоением знаний, умений и навыков, самоконтроль

Обсуждают правильность ответов одноклассников

8 этап «Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению»

Объяснение домашнего задания

Сочинение – миниатюра «Как и почему человек должен относиться к природе?

Выразить своё отношение к природе.

9 этап «Рефлексия»

Цель: выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Почему рассказ начинается и заканчивается взглядом автора на карту?
Чему можно научиться у Васютки?

Это озеро может найти только сам Васютка. Обращение к карте как бы окольцовывает рассказ, такое построение придаёт произведению завершённость.
Герой — наблюдательный и способный к размышлению, потому что он черпает знания из опыта взрослых, из таежных законов, законов жизни.
Унего можно поучиться смелости, знанию законов тайги, мужеству, терпению, упорству.

Регулятивные: оценка достигнутых результатов.
Личностные::нравственно-этическая ориентация.

Источник



Как написать, составить план к рассказу «Васюткино озеро» В. П. Астафьева?

план рассказа для пересказа 5 класс

Составим план по рассказу В. Астафьева «Васюткино озеро», для этого нужно прочитать произведение в полном объеме и выделить основные моменты.

1). Рыба плохо ловится.

2). Рыбаки ушли в низовье Енисея.

3). Васютка ушел собирать в лес шишки для рыбаков.

5). Васютка заблудился.

7). Озеро с белой рыбой.

8). Наконец-то Енисей.

10). Васютка показывает озеро рыбакам.

План для пересказа рассказа Астафьева Виктора Петровича » Васюткино озеро » у меня получился такой.

  1. Плохая рыбалка.
  2. Васютка собирается в тайгу за орехами.
  3. Васютка набирает полный мешок шишек.
  4. Охота на глухаря.
  5. Васютка заблудился.
  6. Ночевка в тайге.
  7. Васютка находит в лесу маленькое озеро.
  8. В озере много белой рыбы.
  9. Васютка понимает, что озеро выходит к Енисею.
  10. Васютка спасен.
  11. Васютка дома.
  12. Рыбаки называют озеро в честь Васютки.

План рассказа Астафьева Виктора Петровича » Васюткино озеро » .

  1. Озеро названное в честь тринадцатилетнего мальчика.
  2. Неудачная осенняя рыбалка на Енисее.
  3. Скучное житьё Васютки.
  4. Мальчик на кедровом промысле.
  5. Охота на глухаря.
  6. Паренёк заблудился.
  7. Ночь в тайге.
  8. Открытие маленького озера.
  9. Удивительное богатство небольшого водоёма.
  10. Вторая ночь в лесу.
  11. Долгая и невероятно трудная дорога домой.
  12. Васька спасён.
  13. Как хорошо дома !
  14. Поход к Васюткиному озеру.
  15. Обустройство у озера рыбачьего промысла.
  16. Новый географический объект.

Как написать, составить план к рассказу

Автором рассказа «Васюткино озеро» является Виктор Астафьев.

Впервые был опубликован в 1952-м году.

Рассказ поучителен, учит мужеству.

  1. Рыбаки неудачно сходили на рыбалку.
  2. Васютке скучно, он отправляется в лес за орехами.
  3. Удачная охота на глухаря.
  4. Мальчик понимает, что он заблудился.
  5. Страшно одному в тайге!
  6. Надежда на спасение становится меньше.
  7. Васютка находит озеро, в котором много рыбы.
  8. Озеро может привести к Енисею.
  9. Васютка спасен!
  10. Мальчик показывает озеро.
  11. Озеро становится Васюткиным.

«Васюткино озеро» — рассказ, написанный Виктором Петровичем Астафьевым о заблудившемся тринадцатилетнем мальчике Васютке, выжившем в тайге.

План рассказа включает в себя такие основные пункты:

1)Неудачи на рыбном промысле.

2)Васютка идет в лес за орешками.

3)Охота на глухаря.

5)Ночью в темной тайге.

6)Васютка находит загадочное озеро.

Героем рассказа русского писателя В. П. Астафьева является мальчик Васютка, у которого еще не началась школьная пора. Мальчик, чтоб занять себя полезным делом, каждый день ходит в тайгу за орехами для рыбаков. Ведь его отец — бригадир рыбачьей артели.

Можно составить следующий план к рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»:

  1. У рыбаков нет улова.
  2. В тайгу за орехами.
  3. Погоня за тетеревом.
  4. Заблудился!
  5. Ночевка в тайге.
  6. Незнакомое озеро
  7. Белая рыба
  8. Выход к Енисею
  9. Спасение
  10. Наконец дома
  11. Знакомство рыбаков с Васюткиным озером.

Большой текст рассказа «Васюткино озеро «разобьем на 15 пунктов.

1) Жизни рыбаков в тайге.

2) Васютка собирается за орехами.

3) Погоня за глухарем.

4) Страх Васютки. Первая ночь.

5) Как Васютка выживал. Кончаются патроны.

6) Ложная надежда.

7) Удивление Васютки. Белая рыба в озере.

8) Озеро — это выход к Енисею.

9) Васютка не сдается.

10) Встреча с людьми. Не может быть.

11) Мальчик прилагает последние усилия.

12) К Васютке плывет шлюпка.

13) Горе родных. Не хорони раньше времени.

14) Болезнь Васютки.

15) Рыбаки дали имя Васютки найденному озеру.

Рассказ заканчивается на позитивной ноте с намеком на мораль.

Составим план пересказа рассказа Астафьева «Васюткино озеро»:

  1. Приунывшие рыбаки прекращают рыбный лов
  2. Васютка собирается в тайгу за орехами, мать велит ему взять больше хлеба
  3. Васютка видит в лесу кедровку и набирает полный мешок шишек
  4. Вдруг он замечает глухаря и мальчика берет азарт
  5. Мальчик убивает глухаря, но теряет затеси и не знает куда идти
  6. Васютка понимает что заблудился и сперва паникует
  7. Он разводит костер, жарит глухаря и спит в лесу
  8. Васютка даже с дерева не видит Енисея
  9. Васютка находит в лесу озеро
  10. Огромное количество рыбы
  11. Васютка понимает, что озеро проточное и выходит к Енисею
  12. Васютку спасает «Серго Оржоникидзе»
  13. Васютка дома, рыбаки называют озеро в его честь

Астафьев, очень любит делать и раскрывать тему в своих произведениях — это человека и природы. Вот и в данном произведении нам автор показывает жизнь мальчика, который потерялся в тайге и нашёл озеро.

  • Не удачный улов.
  • Мальчик собирается в тайгу за любимым лакомством рыбаков — кедровыми орешками.
  • Азартный охотник теряется в тайге.
  • Мальчик начинает осваиваться в тайге. Готовка на костре пойманной дичи.
  • Нашёл озеро.
  • Озеро помогает найти выход к Енисею. Это спасение Васютки.
  • Мальчик Васютка возвращается домой.
  • Рассказ рыбакам о рыбном озере, которое помогло выбраться из тайги.
  • Озеро назвали в честь мальчика.

План к рассказу «Васюткино озеро». План является достаточно коротким, зато из него взять много полезной информации.

4)Поход за орехами.

Васютка оказавшись в тайге, почувствовав опасность и одиночество начал анализировать свою жизнь, думать о том, как он жил.

Когда Васютка лежал под звездным небом, он вспоминал своих родных, свою семью. Он думал о том, какая бы могла бы быть другая жизнь, жизнь в которой было бы кино.

Васютка вспомнил и школу, и своего учителя. Проанализировав, Васютка понял, что он плохо учился и жалел об этом. Он так же понимает и то, что многие его поступки не достойны, от чего ему становится ещё грустные. Мальчик сожалеет о том, что он вел себя не так достойно, к примеру иногда купил.

Падающая же звезда ввергла мальчика в уныние. Увидев её, он вспомнил слова дела о том, что кто-то умирает в этот миг.

Именно этими мыслями и закончилось его размышление. Глядя на звёздное небо, мальчик не заметил как уснул.

Действие рассказа Астафьева «Васюткино озеро» происходит на великой сибирской реке — Енисее осенью. Рыбаки, среди которых был и отец главного героя Васютки, по словам автора в ту пору совсем приуныли. Рыбы стало ловится мало, как они говорили друг другу — оскудел Енисей.

Для ловли рыбы рыбаки уходили в низовья Енисея и там ставили многочисленные ловушки — переметы и паромы, спаренные сети, которые регулярно проверялись на наличие рыбы.

В свободное время рыбаки чинили сети, конопатили лодки, смолили и вязали, то есть занимались обычной работой.

Рыба в рыбацкие ловушки попадалась разная: стерлядь, налим, таймень, осетр. И хотя ее было не много, но это все-таки были не пескари или ерши.

Поход на озеро случился через два дня после того, как Васютка нашелся и его вернули домой. Мальчик рассказывал деду с отцом о своих приключениях в тайге и, конечно, не поведать им о чудесном озере, в котором водится много рыбы, он просто не мог.

Отец сначала сказал, что озер таких в тайге тьма, только дорог к ним не так просто найти. Но, услышав, что к Васюткиному водоему можно по речке доплыть, начал уже с интересом расспрашивать сына.

Васютка сам и привел бригаду рыбаков с отцом к своему озеру, где позже постоянный лов рыбы наладили. Уж он-то после своих таежных скитаний накрепко запомнил путь, как добраться к этому месту.

Произведение Виктора Петровича Астафьева знакомит читателя с мальчиком Васюткой, который заблудился в тайге. Однако Вася не пал духом, смог выжить в лесу, найти озеро богатое рыбой и вернуться к родным. К рассказу «Васюткино озеро» пословицы подойдут следующие:

  • идешь в лес — бери еду, бери спички (У Васи оказалось и то, и другое);
  • кто ищет, тот всегда найдет (мальчик не терял надежду выйти к людям и нашел правильный путь);
  • под лежачий камень вода не течет (Васютка сделал все, чтобы спастись);
  • кто идет вперед, того страх не берет (оказавшись в тайге, мальчик не испугался, а старался искать выход из трудной ситуации);
  • тайга, наша кормилица, хлипких не любит (в лесу Вася смог себя прокормить. Если бы он стал плакать и проявлять слабость, то вряд ли бы выбрался из тайги).

Мальчик Васютка из рассказа Астафьева «Васюткино озеро» хорошо знал тайгу и ходил по ней используя зарубки на деревьях. В тот злополучный день он отправился в лес за шишками и успешно обобрал два дерева. А потом ему повстречался глухарь и охотничий азарт взял верх над обычной осторожностью мальчика.

Преследуя глухаря Васютка не заметил как заблудился, потерял зарубки и не смог выйти к дому.

Ему пришлось брести по тайге и ночевать в ней.

Но Васютка много знал о том, как следует вести себя в тайге и понимал, что должен выйти к реке. Он знал как ориентироваться в тайге, мог развести огонь, имел ружье и мог добыть себе пищу.

Он благополучно преодолел путь до берега реки и попутно нашел свое озеро.

Помогли выжить Васютке те знания, которые он получил от родителей, храбрость, смекалка и надежда.

Источник

Технологическая карта урока литературы «Васюткино озеро»
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

Дюкова Елена Викторовна

Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков комментированного чтения; развитие навыков групповой, парной и коллективной работы, совершенствование речевых умений; формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле

Скачать:

Вложение Размер
tehn.karta_vasyutkino_ozero_-_chelovek_i_priroda.docx 30.92 КБ

Предварительный просмотр:

В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.

Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков комментированного чтения; развитие навыков групповой, парной и коллективной работы, совершенствование речевых умений; формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле

Основное содержание темы, термины, понятия

Пейзаж, комментирование, анализ, автобиографическая проза

Бережно относится к природе, понимает, что такое твердость духа.

Контролирует процесс и результаты своей деятельности

Делает вывод по прочитанному, умеет работать с текстом

Вступает в учебный диалог с учителем и одноклассниками

Оценивает содержания рассказа Астафьева

Умеет действовать по плану

Сотрудничает в группе, умеет высказывать свое мнение о прочитанном

Умеет прогнозировать результат.

Развитие речи и творческих способностей обучающихся

Умеет оценивать собственную деятельность и деятельность партнера

Умеет структурировать знания по теме.

Умеет ставить вопрос

Умеет осознанно строить речевое высказывание в устной речи

Умеет точно выражать свои мысли

Организация образовательного процесса

Литература, география, ОБЖ

Индивидуальная, групповая, коллективная

Проектор, ноутбук, Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2. / Автор-составитель: Коровина Т.А. и др. М.: Просвещение, 2012

1 этап «Организационный»

Создать позитивный настрой

Здравствуйте, ребята! Садитесь поудобнее. Посмотрите друг на друга улыбнитесь, и мы приступим к работе.

Настроились позитивно на работу

2 этап «Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся»

Подвести обучающихся к постановке темы и задач урока

Посмотрите на предметы, лежащие у меня на столе. Попробуйте определить, что тут лишнее. Обоснуйте своё мнение.

Эти предметы мы возьмем с собой в наше сегодняшнее путешествие. Куда? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.

  • Она величественна и похожа на океан.
  • Она щедра и сурова.
  • Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
  • Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
  • Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

Действительно, это тайга. А теперь вторая часть “ребуса”:

  • Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
  • Он беззащитный и в то же время сильный.
  • Он сын и одновременно хозяин.
  • Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
  • Он совершает ошибку и исправляет ее.

Вы правы: это главный герой рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”.

Какое противоречие возникает из сказанного? Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. (Вспомним жизненную ситуацию: несколько лет назад погиб 14-летний подросток. Он заблудился в тайге. Он умер не от голода, нет! Он поддался страху, панике, который сковал его и лишил сил, то есть возможности выжить. Он провел в тайге всего сутки и погиб от переохлаждения.)

— Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. (СЛАЙД 1) Но не только самообладание помогло герою. Что же еще? Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.

— Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”

Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.

Источник

Adblock
detector