Меню

Маршруты по льду реки

Маршрут по Байкалу

В этой статье я предлагаю вам готовые маршруты для самостоятельного путешествия по Байкалу. Я составила маршруты разной продолжительности от 3 дней до недели. Чаще всего наше путешествие будет начинаться в Иркутске, но обязательно рассмотрим и вариант путешествия по восточному берегу Байкала, соответственно, из Улан-Удэ, и путешествия на север — из Братска. Маршруты не привязаны к сезонам (за некоторым исключением), их можно менять, удлинять за счет других частей, в общем, обходиться по своему усмотрению и своим предпочтениям.

Байкал — это путешествие с треккинговыми маршрутами, головокружительными природными красотами (горы, реки и, конечно, само озеро-море), но есть здесь и возможность отдохнуть на целебных источниках. Ну а теперь — обо всем по порядку.

Когда ехать на Байкал

Байкал — место, которое подходит для отдыха в любое время года. И хотя здесь существует четкое деление по сезонам (и байкальские сезоны — это не три календарных месяца, а всего один!), но это деление лишь указывает на самое идеальное время для посещения.

Зимний сезон, когда Байкал промерзает и можно кататься по нему и на хивусах, и на джипах, — это середина февраля — середина марта. Это не значит, что планировать Новый год на Байкале — из разряда невыполнимых миссий, просто вы будете ограничены погодными условиями, только и всего. А природа и красота озера — останется в вашей памяти навсегда.

Весна на Байкале — это май. Именно в этом месяце можно увидеть цветение багульника.

Итак, летний сезон на Байкале начинается 15 июля. И это значит, что погода устанавливается теплая, а вода в некоторых местах прогревается достаточно для пляжного отдыха. Заканчивается лето на Байкале в середине августа. Опять же, если вам не принципиальны водные процедуры — езжайте и в конце, получите море эмоций.

Осенний сезон (идеальная байкальская осень) — это тоже 1 месяц, сентябрь.

На Байкале существует несколько способов перемещения:

  • на автобусе,
  • паромная переправа (зимой — ледовая переправа),
  • на водном транспорте (теплоход, катер и т.д.),
  • на хивусе по льду.

Это нужно учитывать при планировании путешествия: от выбора транспорта стоимость вашего путешествия может меняться как в большую, так и в меньшую сторону. Так, день переездов на хивусе (экскурсия) может обойтись по цене от 5000 рублей за 1 человека.

Маршруты по Байкалу

Начнем с западного и южного берегов Байкала: они легко разделяются на разные путешествия и объединяются в одно, все зависит от того, что вы хотите.

Маршрут по Байкалу №1, самый большой и подробный. Иркутск — Листвянка / Слюдянка — Ольхон

Листвянка — ворота на Байкал и очень интересное место. О достопримечательностях и возможностях отдыха здесь я рассказывала в отдельной статье.

Точек входа у этого маршрута несколько. Начинается он из Иркутска. Мы едем в Листвянку / Слюдянку, осмотриваем там все, что нам интересно, переезжаем в Слюдянку / Листвянку, осматриваемся там. Далее — можно вернуться в Иркуск, а можно продолжить и поехать на Ольхон. Так маршрут получится более глобальным и охватывающим все самое интересное.

Вариант 1. Иркутск — Тальцы — Листвянка (ББТ, бухта Песчаная) — Кругобайкальская ЖД — Слюдянка — Иркутск.

Из Иркутска ходят ежедневные автобусные маршруты в Листвянку через Тальцы (очень рекомендую заехать в этот музей деревянного зодчества).

В Листвянке стоит обосноваться на 1-3 ночи (зависит от ваших предпочтений). Здесь можно походить по музеям, подняться на обзорную площадку Камня Черского, совершить треккинговую однодневную прогулку по Большой Байкальской тропе. Все подробности о достопримечательностях Листвянки рассказываю по ссылке выше.

Еще один день можно выделить на бухту Песчаную. Добраться сюда можно

  • летом — на теплоходиках (можно напрямую из Иркутска, можно из Листвянки), можно на катере из Большого Голоустного,
  • пешком из Большого Голоустного,
  • зимой — на хивусе,
  • а также с экскурсией из Листвянки.

Танцующие или Ходульные деревья в бухте Песчаной (вода и ветер вымыли из-под их корней песок, зрелище, конечно, эпическое!

Один нюанс: даже при условии, что это самое теплое место на Байкале (а в бухте никогда не случается отрицательных температур), купаться тут все равно не получится: воду будет холодной. На Байкале есть другие места для купания, о них ниже.

В бухте, если есть такое желание, можно задержаться: здесь расположена турбаза. Единственная. Называется, как и место, — «Бухта Песчаная». Чем заняться в бухте Песчаной? Здесь очень много треккинговых маршрутов, так что любителям прогулок тут настоящее раздолье, впрочем, как и везде на западном побережье.

Если на этом хотите завершить маршрут — можно добраться до Большого Голоустного, а оттуда — на автобусе в Иркутск. Или же вернуться в Листвянку и оттуда — в Иркутск на автобусе или теплоходе. Или же прямым теплоходным рейсом из бухты Песчаной в Иркутск.

Если же в наших планах Слюдянка, то возвращаемся в Листвянку и плывем на пароме в Порт Байкал. Отсюда начинается маршрут Кругобайкальской железной дороги. Можно купить билет от Порта Байкал до Слюдянки (а можно купить билет с паромом из Листвянки).

В Слюдянке можно задержаться ( подробнее о ее достопримечательностях — здесь), а можно купить билет по КБЖ с возвращением в Иркутск, завершив таким образом поездку.

Вариант 2. Иркутск — Слюдянка — Кругобайкальская ЖД — Листвянка (ББТ, бухта Песчаная) — Ольхон или Иркутск — Слюдянка — Аршан

Этот вариант маршрута начинается путешествия по КБЖД: из Иркутска едем на поезде в Слюдянку, там пересаживаемся и едем по Кругобайкальской железной дороге до Порта Байкал.

Источник

Маршруты по льду реки

Методические рекомендации
по обеспечению безопасности в самодеятельных туристских походах
при движении по покрытым льдом рекам, внутренним водоёмам
и болотистой местности

Рекомендации подготовили: М.Васильев, А.Коваленко, М.Красноштанова, Е.Лапшин, В. Буяльский и П. Величко.
При подготовке «Рекомендаций» использовались материалы Ю. Подрядчикова и В. Чукова, а также рекомендации ГИМСа и Байкальского ПСО.

Содержание

Известно, что с давних времен покрытые зимой льдом реки и озера использовались людьми для передвижения. Понятно, что идти на лыжах по свободным от растительности руслам рек, поверхностям озёр и болот намного легче и проще, чем двигаться по густому лесу с глубоким и рыхлым снегом. Долины рек и пространства озёр и болот упрощают путь, но могут являться источниками опасности. Чаще всего такая ситуация может возникнуть не только при прохождении лыжного маршрута. Похожие случаи могут быть в горных и пешеходных походах (и не только в межсезонье), на водных и даже велосипедных маршрутах. Несчастные случаи на таких участках чаще всего происходят по той причине, что люди не знают элементарных правил поведения на льду.
Все предлагаемые Вам советы и рекомендации по обеспечению безопасности при движении по льду рек и водоёмов, можно разделить на две группы:

а) подготовка перед походом
б) движение по льду

  1. Если же Вы провалились под лёд то, как выбраться из ледяной купели и избежать неприятных для здоровья последствий после этого купания.

а) если провалились Вы
б) если Вы спасаете товарища, провалившегося под лёд

Итак, Вы знаете, что на маршруте Вам неоднократно придётся выходить на покрытые льдом реки и озера. Наиболее часто в лыжных походах встречаются две тактические задачи при движении по скованным льдом поверхностям рек и внутренних водоёмов:
а) переправа через покрытую льдом реку, залив озера или замерзшее болото — в этом случае данный участок реки или водоема представляет собой типичное локальное препятствие (ЛП).
б) длительное движение по льду озера, замёрзшего болота или русла реки (об особенностях движения по океаническим льдам см. Приложение 3), как по оптимальному участку местности — очевидный случай протяженного препятствия (ПП).
Можно выделить следующие объективные, потенциально опасные участки на скованных льдом поверхностях рек и внутренних водоёмов: прибрежная кромка льда, устья естественных притоков (истоков из водоёмов), места выхода подземных вод (ключи), торчащая изо льда растительность и посторонние предметы, места с быстрым течением, открытые (прикрытые снегом) трещины, разводья, полыньи, «пропарины» (скрытые под снегом и «парящие» в холодную погоду полыньи, их можно распознать по «парению» над ними более тёплого воздуха), места сливов сточных вод, плотины, опоры мостов и другие технические сооружения.
Субъективные опасности в основном являются следствием недостаточной подготовленности путешественников, ошибок в подборе снаряжения, а также неправильных действий во время нахождения на потенциально опасных участках.
Основную опасность здесь представляют участки с тонким (не выдерживающим вес человека) льдом, попав на которые путешественники могут провалиться в воду и утонуть, а выбравшись из воды, замёрзнуть или получить переохлаждение.
Для безопасного движения по замёрзшим рекам и водоемам покрывающий их лёд должен иметь определённую прочность, обеспечивающую его надёжность.
Ненадежным лед может быть по двум причинам:
а) просто недостаточно толстый;
б) при относительно большой толщине он потерял свои прочные свойства (это происходит в начале зимы или при оттепели).
Как правило, чем толще лед, тем он надежнее, например:
— лёд толщиной в 6 см безопасен для движения одного лыжника общим весом до 100кг;
— при 8 см – для группы в 3-5 человек с рюкзаками ( ?20кг), идущую с интервалом 3-4м;
— при 12 см — для группы 6-8 человек с рюкзаками ( ?30кг), идущую с интервалом 2-3м;
— при 26 см – для легкового автомобиля и т. д.

Конечно, бывают случаи, когда рыболовы выходят на лёд толщиной 3см, но это уже похоже на ситуацию с перебеганием дороги перед идущим поездом…
Прочность открытого от снега льда можно ориентировочно оценить визуально:
1. наиболее прочен прозрачный лед с синеватым (зеленоватым) оттенком. Но ходить по нему можно лишь тогда, когда проверена его прочность. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды, — это означает, что лед тонкий, и по нему ходить нельзя.
2. во время оттепели лед становится белым или матовым, иногда приобретает желтоватый оттенок (особенно в устьях рек). Такой лед менее надежен;
3. толщину открытого, прозрачного льда можно оценить по размеру трещин пронизывающих массив льда — они менее прозрачны (см. Рис. 1);
4. не следует выходить без крайней необходимости на весенний пористый, игольчатый лед – он ненадёжен! Внешне такой лёд выглядит как фирновый снег — белый пузырчатый, шершавый, легко колется топором, на срезе видна игольчатая структура.


Рис. 1 Трещины, пронизывающие массив льда

На этапе подготовки к походу или путешествию можно выделить следующие мероприятия по обеспечению безопасности при возможном движении по скованным льдом поверхностям рек и внутренних водоёмов:
а) сбор информации о наличии на маршруте таких потенциально опасных участков,
б) определение и подбор необходимого снаряжения для обеспечения безопасности при их прохождении,
в) тренировки с имитацией движения по скованным льдом поверхностям рек и внутренних водоёмов и действиям при возникновении на них экстремальных ситуаций.

Выбор оптимальных сроков похода. При подготовке к походу Вам необходимо собрать информацию у местных жителей, в местных подразделениях МЧС или из литературы, (может быть, устаревшей!) о прогнозе погоды и состоянии льда на реках и водоёмах на время путешествия, а также узнать об особенностях ледяного покрова в районе путешествия (обычном времени становления льда, наличие «пропарин», теплых ключей, трещин, глубины покрывающего лёд снега, незамерзающих участков, наледей, сезонные колебания уровня воды и т.п.), отслеживать через Интернет погоду в районе путешествия за 2-3 месяца, предшествующих походу.
Достоверные сведения о сроках становления и схода льда на водоемах именно в данной местности есть на обороте топографических карт в разделе «Сведения о местности». Правда, нужно учесть поправку на древность исходной информации – обычно до 1989 г., но с тех пор климат существенно потеплел.
Из-за «глобального потепления» шансы встречи туристов с «первым» и «последним» (межсезонным по туристской терминологии) льдом значимо возросли. Кроме того, все чаще лыжные маршруты 2-3 категории сложности у туристов живущих в Европейской части России проводятся не на «настоящем» севере, а по Средней полосе, хорошо, если по ее северной части. (В более выигрышном положении находятся туристы-сибиряки, но и у них климат начинает «портиться».)
По «старым» меркам полноценный, «зимний» лед (30-50см) на крупных озёрах в средней полосе России устанавливался с начала января и держится до конца марта, а в Ленинградской области, Карелии и на Вологодчине даже с 1 декабря по 10 апреля. Реально же полноценная зима «средней полосы» Европейской части России сократилась до периода с 15 января по 20 февраля. Про Ленинградскую область, Вологодчину и Карелию можно сказать все то же самое, но с меньшей категоричностью. При этом надо иметь в виду, что в ряде регионов (например, в Подмосковье) полноценная «настоящая» зима в отдельные годы может и не наступить вообще….
Для сравнения приведём аналогичные данные по Сибири, так ледостав на озере Байкал начинается в январе (на север озера – в начале января, на юге – в конце января, его длина с юга на север составляет около 600км). В зависимости от температуры воздуха в последние годы лед Байкала полностью замерзает и выдерживает транспорт до 10 тонн с середины-конца февраля до начала-середины апреля, то есть пешком, на лыжах, санях, коньках, собачьих упряжках, буерах, снегоходах можно безопасно передвигаться всего 3 месяца: с февраля по апрель. Самый надежный лёд в марте. Абсолютные значения температур воздуха на южной и северной оконечности озера (это около 600км) отличаются на 15-20°, лед также имеет разную толщину на юге – 50..100см, на севере – 80..110см.
Условно можно говорить о «зимнем межсезонье», то есть о времени, когда в конкретной местности уже лежит пригодный для передвижения на лыжах снежный покров, но лед на большинстве водоемов еще для передвижения непригоден.
Лед тем надежнее (прочнее), чем дольше в данной местности стоит устойчивый «минус». При этом следует помнить, что чем просторнее акватория и больше глубина водоёма, то тем позже она замерзает. Реки могут уже чуть ли не до дна промерзнуть, а на просторах больших озер еще «волны гуляют». Прочность льда понижает оттепель (особенно длительная). Если температура воздуха повышается выше 0С и держится более трех дней, то прочность льда снижается примерно на 25%.

Прогнозируемые сезонные и погодные факторы снижения прочности льда. Между проходимостью льда «в принципе» и «безопасной проходимостью» не только (и не всегда) «сантиметры толщины» и разница в плотности льда, но и разница в его структуре, недоступная визуальной оценке.
«Молодой» лед (лед перволедья) обычно образуется на водоёмах в несколько приёмов (с перерывами во время оттепели), начиная от закраин (берегов). Зачастую такой лёд бывает обильно заснежен. Первый лед опасен вдвойне: припорошенные утренним снежком полыньи, схваченные легким морозцем устья рек и притоков, становятся настоящими ловушками для человека.
С первых дней на нем можно видеть рыболовов, но туристов это не должно успокаивать. Это, как правило, местные жители, хорошо знающие условия до деталей, а главное, обычно не претендующие ни на пересечение водоема по льду, ни на длительное движение по нему.
СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ, ЧТО МОЛОДОЙ ЛЕД КАЖЕТСЯ ПРОЧНЫМ ТОЛЬКО НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД. В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ЖЕ ОН ОБЫЧНО НЕ ВЫДЕРЖИВАЕТ ТЯЖЕСТИ ЧЕЛОВЕКА, А ТЕМ БОЛЕЕ ГРУППЫ ЛЮДЕЙ.
«Последний» или «старый» лёд часто надолго переживает снежный покров на берегах, еще долго сохраняя относительную надежность (проходимость). Однако у такого льда одновременно меняются (ослабевают) структурные связи и уменьшается толщина (снижается прочность и надёжность) — и в этом его главное коварство. Порою вполне толстый «последний» лед «вдруг» «рыхлеет» и кусками разрушается. Лёдяной покров сходит раньше на реках, затем на больших водоемах с течением и ещё позже на озерах и прудах. Опасны крупные водные акватории, где часты шторма, ломающие лед. Типичные примеры для Европейской части России — основные акватории Ладожского и Онежского озер. Рекомендуется — изучать в Интернете снимки со спутников в режиме реального времени (on line), особенно для крупных озер.
Во многих регионах России выход на лед межсезонья запрещается МЧС, о чем своевременно сообщается в Интернете на сайте местной МЧС.
Сильный ветер на крупном водоеме, дующий со стороны незамерзшей его части может нагнать воду на лёд и даже вызвать ломку льда; в обратную сторону – способен отогнать лёд от берега, образовав трещины и разводья.

Заснеженность ненадежного льда и промоин. Участки ненадежного льда (и даже крупные промоины), замаскированные слоем снега (зачастую толстым и плотным) на глаз неотличим от прочных, надежных. Лыжники (и велосипедисты) могут выскочить на опасное место на большой скорости, причем сразу несколько человек. Вот почему так важен должный интервал при движении, особенно между первым и последующими участниками. Понятно, почему важно и снижение скорости на подозрительных местах.

Оценка возможного колебания уровня воды. Рекомендуется изучение динамики уровня воды в пересекаемых водоемах. Многим лыжникам знакомы пустые полости между «старым» и «новым» льдом на таежных и горно-таежных реках. Падать туда больно и страшно, но хоть сухо. Хуже, когда «убирают» воду в искусственной или полуискусственной гидросистеме, да еще делают это быстро. А если воды «прибавляют», то она может идти «верхом». Во многих (даже естественных) водоемах, включённых в гидросистемы, сегодня целенаправленно регулируется уровень воды. Часто это делают экстренно из-за внезапно возникших технических причин, без должного оповещения населения.

Читайте также:  В небе звезды горят в речке струйки говорят

Предварительное планирование оптимальных мест движения по льду. Даже выбрав оптимальное время для проведения лыжного похода, пересекать замерзшие водные акватории (или двигаться по ним) целесообразно в определенных местах, стараясь избегать потенциально опасные участки. Более или менее гарантировано надежный путь по льду – это указанный на карте «зимник» (зимний тракт). Сроки его надежного функционирования могут быть указаны на топографической карте (обычно М 1см:1км), можно об этом узнать и у местных жителей. Лёд непрочен в местах быстрого течения, выхода бьющих ключей и стоковых вод, а также вблизи стоящих в воде деревьев, кустов и камыша. Могут оказаться непрочными и участки льда вокруг вмёрзших в него любых предметов. Весной непрочен лёд вокруг кустарников и трав. Обычно лёд непрочен в местах впадения в основной водоем реки или ручья, а также в районе мест вытекания из озер рек и ручьев.
Затруднен анализ прочности льда на крутых поворотах рек и меандрированых (петляющих) участках русла. Зачастую опасен лёд у берегов, где образуются полости между льдом и водой из-за естественного зимнего понижения уровня воды и, особенно, в межсезонье.

Влияние техногенных факторов. Теплые сбросы с крупных промышленных предприятий способны нарушить структуру льда и повысить потенциальную опасность передвижения по нему.

Специальное снаряжение для передвижения по льду. Конкретные условия конкретного похода не всегда удается прогнозировать на 100%. «Профилактические» мероприятия только уменьшают степень потенциальной опасности проваливания под лед, но не исключают ее полностью. Поэтому в группе должно быть соответствующее общественное и личное снаряжение, к сожалению, всю необходимость которого можно оценить только после того как кто-то уже провалился в воду.

Общественное снаряжение:
Верёвка диаметром 8-10 мм и длиной не менее 40м;
альпинистские карабины не менее 4шт, применяются по необходимости;
ледобуры альпинистские 3-4шт, применяются для оценки толщины льда и организации страховки;
грудная обвязка, 2-3шт, «штатная» или связанная из репшнура «по старинке»;
«тарзанка» для метания провалившемуся в воду. Может быть подготовлена непосредственно перед выходом группы на лед. Представляет собой прочную палку с крепко привязанной посередине веревкой толщиной не менее 8мм и длиной не менее 20 м. Позволяет эффективно и быстро вытащить провалившегося, не тонет.
кошка — жестко и прочно прикрепленный к палке (1,5-2м) стальной крючок-тройник максимально доступного размера с петлей для привязки страховочного фала. Предназначена для извлечения из воды вещей, а в критической ситуации, и потерявшего сознание пострадавшего.
пешня — снаряжение из арсенала рыболова. Попросту говоря — тяжелый длинный альпеншток с массивным штычком из твёрдой (типа «инструменталки»), остро отточенной стали. Может применяться для расчистки пути при движении в зонах торошения. В умелых руках и при опытной голове отличное средство не наклоняясь быстро определить качество льда на умеренно значимом от себя расстоянии. Особенно актуальна на «молодом» и «последнем» льду. Лыжная палка заменяет пешню лишь отчасти — не тот импульс при ударе. А у групп не лыжников и лыжной палки может не быть. Возможна конструкция, когда с собой несут только штычок, беря палку на месте

Индивидуальное снаряжение:
— альпинистские кошки (шипованую обувь) при движении по голому льду;
прочные лыжные палки с заточенными штырьками;
пластиковые санки, позволяют снять часть груза из рюкзака, тем самым уменьшить давление на лёд оказываемое лыжником;
— Заменители ледового якоря. У рыбаков в ходу две средне-большие «плоские» отвертки, связанные через ушки ручек веревочкой или резинкой наподобие детских варежек. Носятся как вдетыми через рукава, так и поверх одежды (как шарф). В том же качестве могут быть использованы 2 рыбацких шильца. В крайнем случае, подойдёт крепкий нож в ножнах, прикрепленный снаружи к одежде, поясу или т. п. Все эти варианты ледового якоря незаменимы при вылезании на лед из воды, особенно без посторонней помощи.
индивидуальный страховочный фал. Репшнур ? 6-8 мм, длиной от 20 м. На опасном участке распускается наподобие лавинного шнура, и крепится карабином к грудной обвязке. Необходим для максимально быстрого извлечения пострадавшего из воды.
гидрочехол в рюкзак, для защиты вещей в рюкзаке, способных пострадать от воды при проваливании. Способствуют также поддержанию плавучести рюкзака.
средства связи, работающие в данной местности. Желательно иметь всегда в походе, обязательны — при движении по большим акваториям.

При планировании во время путешествия движения по покрытым льдом рекам и озерам необходимо ознакомить всех участников с районом путешествия, его особенностями и предполагаемыми препятствиями, провести обязательные тренировки по отработке техники и тактики движения по льду, а также проведению спасательных работ. Все участники должны быть обучены способам оказания первой медицинской помощи и обеспечены индивидуальными аптечками.

Здесь можно выделить следующие потенциально опасные участки: прибрежная кромка льда, устья естественных притоков, места выхода подземных вод (ключи), торчащая изо льда растительность и посторонние предметы, места с быстрым течением, открытые (прикрытые снегом) трещины, полыньи, места сливов сточных вод, плотины, опоры мостов и другие технические сооружения.
Наиболее опасны участки с тонким льдом в местах сужения русла, с быстрым течением (у прижимов, в порогах и шиверах), на резких поворотах (выпуклой стороне русла). Иногда в порожистых местах пода прикрывается непрочными снежными подушками, удерживающимися на выступающих из воды камнях. Путь в таких местах следует выбирать ближе к выпуклому берегу, где глубина меньше, течение слабее, а лёд прочнее. При движении вдоль незамерзающих рек и ручьёв лыжню следует прокладывать по береговым террасам. Для переправы через незамёрзшую реку ищите широкий участок русла без перепада высот – там вода обычно покрыта льдом. Или выбирайте порожистое место, где вода местами прикрыта снежными мостами. Путь по таким мостам прокладывается без рюкзака и со страховкой.
Замерзшие водопады, если невозможно их обойти, преодолеваются по правилам движения по крутым ледовым склонам со страховкой. Необходимо помнить, что при рубке ступеней нередко выступает, а иногда и фонтанирует вода: намокшая и обледенелая обувь и одежда затрудняют выполнение страховочных приемов. Под сливом водопада (порога) может быть тонкий лёд или открытая промоина. Поверх льда может идти вода.
При движении по заснеженным участкам следует прощупывать лыжными палками прикрытые снегом места незамерзшей воды, очень опасные при провале в них.
При вынужденном движении по опасному участку рюкзак следует нести, расстегнув поясной ремень и ослабив натяжение плечевых лямок, снять с рук темляки палок, выдерживать интервал не менее 6-8м. Первый, кроме того, должен двигаться на страховке. Для снижения веса участника можно использовать санки, переложив в них часть груза. При движении по заснеженному руслу горной реки особо опасны провалы снежных мостов над закрытыми промоинами, обычно образующимися меж валунами на стрежне и ближе к вогнутому берегу изгиба реки. Открытые промоины следует обходить, прижимаясь к излучине, где более мелко, меньше скорость течения и прочнее лед. Наледи, кроме неприятности падений на мокрый лёд, могут стать причиной ушибов и травм при неосмотрительно быстрых спусках на лыжах на резко понижающихся участках реки, особенно на порогах и водопадах. В последнем случае падение может повлечь более серьезные последствия. Спускаться на таких участках необходимо на кошках.
При организации переправ через вызывающие сомнения места на реках, а также присутствия чёткой уверенности, что дальше ситуация будет лучше, движение организуется следующим образом:
— Проводится предварительная разведка: опытный участник без рюкзака со страховкой верёвкой на грудную обвязку. Страховку через карабины, поясницу или «станцию» на ледобурах осуществляют 2-3 наиболее сильных участника, на расстоянии не менее 10 м от начала подозрительного участка!). Протяжённость подозрительного участка не должна превышать длины веревки, для возможности организации последующей страховки с обеих сторон участка;
Двигаться необходимо быстрым и плавным, мягким скольжением, без переступания лыжами и сильных ударов палками о лёд.
При необходимости двигаются на страховке, без рюкзаков и ползком по-пластунски. Главное — постоянно иметь «за спиной» путь отхода по относительно надежному участку. Его утрата — недопустимая и опасная ошибка.

Здесь можно выделить следующие потенциально опасные участки: прибрежная кромка льда, устья естественных притоков (истоков из водоёмов), места выхода подземных вод (ключи), торчащая изо льда растительность и посторонние предметы, открытые (прикрытые снегом) трещины, разводья, полыньи, пропарины (скрытая под снегом и «парящая» в холодную погоду полынья, которую можно распознать по «парению») места сливов сточных вод, плотины, опоры мостов и другие технические сооружения.
Каждый вечер руководитель обязан информировать всех участников о препятствиях следующего дня, их потенциальной опасности, предполагаемой тактике и технике прохождения. Не «стесняться» уходить на запасной вариант маршрута при возникновении сомнений в безопасности прохождения очередного препятствия. Движение по потенциально опасным акваториям допускается только при видимости не менее 800 — 1000м и отсутствии сильного ветра.
При передвижении по льду старайтесь использовать уже готовые тропы, лыжни, дороги. Также относительно безопасно передвижение по следам автомашин, мотонарт или достаточно свежим (чётко просматриваемым) лыжням.


Рис. 2 Зимник вдоль острова Ольхон (озеро Байкал)

Если приходится двигаться по незнакомому водоему, необходимо:
следить за цветом льда: обходить стороной непрозрачные темные пятна, глубоко заснеженные участки;
двигаться с палками, (даже если вы не на лыжах, а пешком, или на коньках), держа в руках палки со снятыми темляками, поясной ремень рюкзака расстегнуть; палками проверять прочность льда;
идти с интервалом 5-6м; не отрываться от идущего за тобой, особенно контролировать замыкающего;
— двигаться осторожно, «скользящей походкой», мягко ставить ногу на всю ступню;
— если лед начал трескаться или дальнейшее продвижение стало невозможно, возвращаться назад нужно по своим же следам, где уже лед проверен – это самый безопасный путь.
При осмотре предстоящего пути следует обратить внимание на следующие факторы:
— наличие трещин;
— участков мокрого снега;
— более тёмных под снегом участков (тонкого) льда;
— вода на льду не всегда признак ненадежного льда, но всегда повод насторожиться и повысить бдительность;
— при сильном ветре на крупных водоемах ненадежный лед может слегка колыхаться.

Нельзя:
— двигаться плотной группой;
— двигаться при плохой видимости;
— двигаться при сильном ветре;
— отправляться в путешествие в одиночку;
— двигаться вдоль предполагаемого течения впадающей реки, (особенно, если лед не прозрачен), такое место лучше обойти, удалившись на большое расстояние от берега;
— двигаться дальше при появлении треска, уханья или гула под ногами.
— ночевать на льду (от перепада температур лед «ухает», трескается и расходится).
Надо знать, что у берега лед тает и рушится в первую очередь, и если вы вышли на весенний лед утром, то к полудню вернуться на берег уже может быть большой проблемой.
В холодную погоду полынью, скрытую под снегом, можно распознать по «парению». Темное пятно на снеговом покрове говорит о том, что лед здесь тоньше, чем вокруг, а может, под снегом и вовсе нет льда.
Если вы попали в зону торошения (торосы встречаются не только в океане, но и на обширных внутренних водоёмах), делайте разведки.


Рис. 3 Торосы на озере Байкал

В торосах часто встречаются трещины, не заметные под нагромождениями льда, чтобы не провалиться в них – тщательно проверяйте впереди себя палками поверхность ледяных глыб, каждый шаг должен быть проверен.
Сильный ветер на крупном водоеме, дующий со стороны незамерзшей его части может нагнать воду на лёд и даже вызвать ломку льда; в обратную сторону – способен отогнать лёд от берега, создав трещины и разводья.
В солнечную безветренную погоду на больших озёрах часто невозможно отличить участки открытой воды ото льда (они зрительно сливаются даже вблизи). Движение должно быть осторожным и без разгона, особенно, если ветер дует в спину. Часты случаи гибели на таких участках при движении на «буранах», лыжах, автомобилях, велосипедах. Что характерно: животные чувствуют такую воду, поэтому двигаться в собачьих или оленьих упряжках, на конях – безопаснее в данном случае.
Местные жители повсеместно отмечают «вешками» опасные места («пропарины» или рыбацкие лунки). «Вешка» — это небольшое деревце (палка), воткнутое в снег или лед. Часто по незнанию эти вешки принимают за маркировку пути. К таким местам приближаться нельзя! Особенно часто они встречаются возле устьев рек.
Ширина Байкальских трещин в среднем до 1м (как и толщина льда), но бывают иногда значительно шире. Широкие трещины – объезжают или обходят, иногда приходится из-за них уходить далеко в открытое море. Для преодоления узких трещин можно делать временный настил из лыж (креплениями вниз) или набрасывать в трещину обломки льда и снег для создания искусственных переходов.
Особенность льда (особенно Байкальского) – его скользкость. При малейшем ветре на голом льду на больших акваториях передвигаться небезопасно: ветер может унести далеко в сторону и повредить не только путника, но и тяжелый транспорт, выбросить в открытую воду, на острые торосы, в трещину. Поэтому для пеших переходов рекомендуется вкручивать шурупы в обувь, либо использовать облегченные «кошечки»; для авто-мото и велотуристов – использовать шипованные шины. При усилении ветра немедленно уходить на берег!

При выходе на лед:
— Постарайтесь визуально оценить толщину льда.
— Попытайтесь пробить его лыжной палкой.
— Проверьте, не видны ли трещины, участки мокрого снега или черного тонкого льда.
— Обратите внимание, не колышется ли лед.

Перед выходом на лед необходимо:
— Непосредственно перед началом движения по льду руководитель указывает расположение каждого участника. Первый — наиболее опытный и осторожный. Ещё раз инструктирует всех участников о том, что и как делать на опасном участке и при попадании участника в воду.
— Приготовить веревку (веревки).Веревка должна быть у 3-го или 4-го участника на боковых затяжках рюкзака или под клапаном. Если есть вторая веревка, она должна быть в хвосте группы. Метательный фал размещают в середине группы, должен быть всегда наготове.
— Надеть на шеи рыбацкие шильца или их аналоги (но ими необходимо уметь пользоваться, иначе при попадании в воду есть опасность травмировать себя!).

Если группа оказалась на ненадежном участке льда:
— Внимательно осмотритесь. Определите оптимальный путь выхода на надежный лед. Если есть не слишком старые следы пешеходов, лыжников или снегоходов, лучше идти по ним. (Учтите, лед мог стать менее прочным после их прохождения!).
— Не собирайтесь вместе. Дистанция между участниками должна быть не менее 5 метров. В критических местах – 10м. Но и сильно растягиваться нельзя, чтобы успеть оказать помощь провалившемуся под лёд.
— Веревка должна быть у третьего или четвертого участника на боковых затяжках рюкзака или под клапаном. Если есть вторая веревка, она должна быть в хвосте группы.
— Двигайтесь плавно, при необходимости – ползите. Тяжелый рюкзак можно тащить за собой, везти на санках или лыжах. Не бейте сильно в лёд палками. Выбирая путь движения, обращайте внимание на направление и ширину трещин, прислушивайтесь к треску льда.
— Старайтесь не останавливаться, пока не выйдете на надежный лед.
— Вся группа собирается вместе только на абсолютно надежных местах.
— Подозрительные участки (потрескивание льда, трещины, сырые участки поверх льда, тёмные пятна на снегу) однозначно обходятся сразу после их распознания. Все провалившиеся нарушали это правило. Только одни сознательно, а другие по неведению. На всех даже слегка подозрительных участках не собирайтесь вместе. Но и сильно растягиваться нельзя, чтобы успеть оказать помощь провалившемуся участнику. Участок объявляется «подозрительным» головным участником или руководителем. На таком участке не «хлопают» лыжами, не топают, больше скользя, чем шагая. Избегать падений. Известны случаи разламывание льда от удара при падении человека. Участки с водой на льду лучше обойти. При невозможности преодолевать их как «подозрительные».
— Но оказаться на участке тонкого льда можно в любое время и в самом неожиданном месте. В этом случае, до того, как он проломится, лед сначала потрескивает и прогибается под весом человека. Как только вы заметили, что лёд под ногами начинает характерно потрескивать и прогибаться, не медлите ни секунды, поворачивайте обратно и по своему же следу выбирайтесь с опасного участка. Если позволяет ситуация — внимательно осмотритесь и определите наиболее оптимальный путь выхода на надежный лёд. Старайтесь не останавливаться, пока не выйдете на надежный лёд.
— На особо опасных участках вынимают руки из темляков палок, ослабляют пояса рюкзаков и плечевые лямки. Не бейте сильно в лед палками. Выбирая путь движения, обращайте внимание на направление и ширину трещин, прислушивайтесь к треску льда.
При организации прохождения через вызывающие сомнения места, а также присутствия чёткой уверенности, что дальше ситуация будет лучше, движение организуется следующим образом:
— проводится предварительная разведка опытным участником без рюкзака со страховкой верёвкой на грудную обвязку (страховка через карабины, поясницу или «станцию» на ледобурах осуществляют 2-3 наиболее сильных участника, на расстоянии не менее 10 м от начала подозрительного участка!). Протяжённость подозрительного участка не должна превышать длины веревки, для возможности организации последующей страховки с обеих сторон участка;
— после выбора места перехода через подозрительный участок организуется перильная страховка с обеих сторон. Двигаться необходимо быстро, плавным и мягким скольжением, без переступания лыжами и сильных ударов палками о лёд.
— при необходимости двигаются на страховке, без рюкзаков, которые перетаскивают через опасный участок на верёвке «челноком», положив в санки. Главное — постоянно иметь «за спиной» путь отхода по относительно надежному участку. Утрата пути отхода — недопустимая и опасная ошибка.

Читайте также:  Читай город что такое река

Можно выделить следующие потенциально опасные участки на скованных льдом поверхностях болот: прибрежная кромка льда, устья рек (истоков из водоёмов), места выхода подземных вод (ключи), торчащая изо льда растительность, кочки и посторонние предметы, открытые (прикрытые снегом) трещины, разводья, полыньи, пропарины, места сливов сточных вод, плотины и другие технические сооружения.
Лед над заболоченными местами часто ненадежен даже в лютые морозы из-за тепла, выделяемого при гнилостных процессах в болотных отложениях. Верный признак потенциально опасного участка — растительность болотного типа надо льдом. Движение осуществляется аналогично движению по обширным водоёмам (см.п. 2.2).
Нельзя:
— отправляться в путешествие в одиночку;
— двигаться плотной группой;
— двигаться при плохой видимости.

ПРИ НЕСЧАСТНОМ СЛУЧАЕ НА ЛЬДУ НЕОБХОДИМО ВСЕЙ ГРУППЕ ДЕЙСТВОВАТЬ БЫСТРО И УМЕЛО, ГЛАВНОЕ – НЕ ПАНИКУЙТЕ.
Даже после соблюдения всех мер предосторожности не исключен шанс провалиться в воду. Выход – быть в постоянной готовности к возможности такой ситуации.
Не каждому на личном опыте знакомо ощущение «ледяной купели». И даже у одних и тех же людей оно разное от случая к случаю. Разброс — от парализующего «обжигания» с перехватыванием дыхания с полной невозможностью что-либо предпринять, до просто ощущения температурного дискомфорта с сохранением полной дееспособности. Как поведет себя человек в ледяной воде непредсказуемо.
Человек, у которого под ногами проваливается лед, а это, как правило, происходит внезапно, неожиданно, оказывается в самой, что ни на есть экстремальной ситуации. После попадания в ледяную воду ему отведено природой от 3 до 30 минут жизни.
Даже у здорового человека сразу после проваливания может произойти сердечный спазм и/или свести судорогой мышцы. Для преодоления опасности и, порой для спасения жизни, ему требуется приложить все свои силы, мобилизовать все резервы своего организма.
Важен настрой (установка) на борьбу до последнего (утонуть нельзя. ). Очень важно сохранить желание бороться за жизнь. И двигаться — движение греет.

Если Вы провалились под лёд озера:
— сделайте глубокий вдох и постарайтесь принять вертикальное положение;
— в воде ведите себя спокойно, не поддавайтесь панике, не растрачивайте силы на ненужные движения;
— старайтесь не потерять в воде палки и лыжи. Палки и лыжи помогут Вам при выползании на лёд распределить вес. Также учтите, что современный рюкзак, наполненный современным снаряжением, имеет положительную плавучесть и некоторое время за него можно держаться на воде.
— вначале осмотритесь и выберите, с какой стороны прочный лёд может оказаться ближе, затем плывите туда.
— подплыв к краю льда, проверьте руками, не ломается ли край. Если лед, на который вы пытаетесь выбраться, слишком тонок, разбивайте его руками до тех пор, пока не появится более толстый; при этом двигайтесь всегда в ту сторону, откуда пришли;
— затем положите на лед руки с палками и лыжами, если удалось их снять и вытащить из воды. Палки надо держать двумя руками. Каждая рука держит одну палку за ручку, другую – у штычка. Если у Вас есть рыбацкие шильца или нож – возьмите их в руки и втыкайте в лёд;
— при сильном течении надо стараться избегать стороны, куда уходит вода, чтобы не оказаться втянутым под лед; выбираться из пролома следует против течения или сбоку;
— если Вам кинули веревку без петли – свяжите петлю, иначе Вы ее не удержите, когда Вас начнут вытягивать. Схватите петлю руками или накиньте на локоть;
— переведите тело в горизонтальное положение так, чтобы ноги были у поверхности воды, ближнюю к кромке льда ногу вынести на лед и, подтягиваясь руками, постепенно выталкивайте тело и ноги на лёд, перевернитесь на спину и, выбравшись на лёд, отползите от опасного места;
— когда Вы окажетесь на льду целиком, ни в коем случае не вставайте сразу на ноги, лёд может проломиться снова. Ползите или перекатывайтесь до того места, где Вы будете уверены в прочности льда и только там вставайте. Ползите в ту сторону – откуда пришли, ведь лед здесь уже проверен на прочность.

Если Ваш товарищ провалился под лед озера, действуйте решительно и быстро, пострадавший коченеет в ледяной воде, намокшая одежда тянет его вниз!

В том случае, если предварительно была организована страховка идущего первым участника, то все просто — провалившийся в воду участник вытаскивается страхующими общепринятыми способами.
Очень важно — запрещается приближаться к образовавшейся полынье от места надёжной страховки.
Если на провалившемся участнике закреплен (и распущен) страховочный фал, а предварительно оцененная ледовая обстановка позволяет проводить спасработы, за него можно сразу начинать вытягивать, но предварительно убедившись еще раз, что под самим «спасателем» надежный лед.
Если состояние льда вызывает сомнение, следует дождаться, когда следующие участники кинут свободную веревку, соединить ее со свободным концом страховочного фала и аккуратно перебраться на надежный участок льда. При соединении веревок выбирайте подходящий узел. Надежное соединений веревок разного диаметра — только брамшкотовым или академическим узлами.
Внимание – нахождение веревки у второго в колонне участника (а не у третьего или даже четвертого) увеличивает риск неоправданной потери спассредств.

Если на провалившемся не было страховочного фала:
— Ни в коем случае не бросайтесь сломя голову его вытаскивать, иначе можете оказаться там же. Помните, основной принцип проведения спасработ – не увеличение количества спасаемых.
— Осмотрите лед вокруг полыньи, выберите наиболее безопасный путь подхода.
— Находясь еще на прочном льду, снимите рюкзак, бросьте палки, сейчас они Вам только помешают.
— Достаньте веревку (или «морковку» — страховочный фал), на ней свяжите петлю и обвяжитесь веревкой, оставив конец с петлей не менее 5 метров. Эта петля — для провалившегося. На другом, длинном конце также должна быть петля, его должны держать желательно не менее 2 человек. Крайне не рекомендуется приближаться к полынье без страховки.
— Ползите к провалившемуся (теперь можно снять лыжи). Если есть коврик – на нем. Он лучше распределит нагрузку на лед и сработает спасательным кругом, если лед проломится и под Вами. Крайне не рекомендуется подходить к полынье на ногах.
— Подползя, кидайте провалившемуся хвост веревки с петлей.
— Если с края льда докинуть петлю не удается, а Вас надежно страхуют, можно попробовать подплыть к провалившемуся с петлей. Но это крайний случай!
— Как только провалившийся надежно схватится за петлю, командуйте, чтобы вас обоих тянули. Но не рывком, а плавно. Сами тоже ползите, подтягивая товарища.
— Группа тянет сразу по команде (в отдельных случаях тянущие работают лежа). Желательно, чтобы они тоже были на страховке.
— Вытянутый на лед пострадавший продолжает лежать, раскинув руки и ноги. Он встает (желательно сразу на лыжи) только тогда, когда окажется на надежном месте.
При потере пострадавшим сознания к нему прыгает на страховке «живец» (в большой группе — двое) и обеспечивает плавучесть до завершения спасработ.
В критическом положении пострадавшего можно достать «кошкой». В этом случае надо стараться зацепить его за одежду или рюкзак.
Если в воде оказалось несколько человек приоритет в спасении — слабейшим. Пострадавшие, не извлекаемые в данный момент, действуют самостоятельно, но несколько в стороне от зоны спасработ.
Если в воде оказалась большая часть или вся группа, все выбираются самостоятельно, но согласуя свои действия.
При достижении участка относительно надежного льда желательно установить очередность в вылезании из воды с приоритетом для слабейших или тех, чье текущее физическое состояние вызывает наибольшее опасение.
Остальные поддерживают плавучесть и помогают вылезти вылезающим. Не забывайте, что только что сброшенный рюкзак — элемент плавучести.
Вылезшие из воды, в свою очередь, помогают выбираться оставшимся, но не забывают при этом отслеживать прочность льда. Потеря бдительности может затянуть спасработы до критического состояния.
Только после извлечения последнего пострадавшего, кошкой достается из воды снаряжение.

Когда провалившийся вытащен на надежный лед.
Извлечением из воды пострадавшего (пострадавших) спасработы не заканчиваются.
Оцените расстояние до берега с хорошими дровами. Если он близко (несколько минут) и лед по дороге надежный, сразу бегите туда всей группой с максимальной скоростью, но соблюдая все меры безопасности! Первое время адреналин (и прежде всего – усиленная физическая работа) не дадут промокшему замерзнуть. В большой группе можно заранее выслать часть группы для подготовки лагеря, если это не осложняет проведение спасработ оставшимися участниками. Ушедшие участники должны соблюдать при движении по льду повышенные меры безопасности.
Там делайте костер, переодевайте промокшего и сушите снаряжение. С пострадавшего снимите и отожмите всю одежду, потом снова оденьте, (если нет сухой) и укутайте полиэтиленом (происходит эффект парника);
Если дров нет или они далеко, сразу переодевайте намокшего в сухую одежду и обувь. После этого двигайтесь в сторону ближайшего подходящего места бивака.
Как правило, после случившегося пострадавший находится в шоковом состоянии. Необходим комплекс антишоковых мероприятий. Очень эффективное средство – кружка горячего крепкого чая со столовой ложкой спирта.
Ни в коем случае не поите промокшего спиртными напитками сразу, до укладывания в спальник! Это приведет к замерзанию.
Если нет огня, есть 2 аварийных способа сушки одежды:
1. Дать ей замерзнуть, а затем хорошо встряхнуть, чтобы кусочки льда отпали.
2. Кататься в сухом снегу, чтобы он впитал излишки воды.
После удаления основной массы влаги досушить одежду на себе, совершая интенсивную физическую работу.
Пострадавший вряд ли сможет сразу двигаться дальше по маршруту. Необходимо время для полноценного отдыха.
Как видите, процедура достаточно сложна и вариативна, поэтому перед походом ее лучше отрепетировать, естественно с условным проваливанием. Но всегда крайне важна роль руководителя, его способность управлять коллективом, схоженность группы.

Заключение

Природные условия бесконечно разнообразны. Очень варьируют индивидуальные психофизиологические особенности конкретных участников. Все это влияет на динамику происходящего чрезвычайного происшествия. Авторам «Рекомендаций» также приходилось проваливаться под лед, но Вы можете убедиться, что все обошлось благополучно. Самое главное — воля к победе!
Будьте осторожны и помните: строгое выполнение правил поведения и мер безопасности на льду сохранит вашу жизнь.

Если Вы теперь внимательно перечитаете объяснительную записку участницы ЧП в Карелии (см. Приложение 1) и рассказ провалившейся в реку иркутянки (Приложение 3), приведенные ниже, то мы очень надеемся, что эти рекомендации уже не покажутся Вам скучными нотациями…

Источник

Лёд как искусство: едем на зимний Байкал

О том, насколько Байкал прекрасен и уникален, писать можно бесконечно. Но в зимнее время у него есть особенность, которую не встретишь больше нигде на планете, — знаменитый байкальский лёд.

Озеро замерзает целиком, кроме небольшого участка в 15—20 км у истока вытекающей из Байкала реки Ангары. Чистота и прозрачность льда обусловлена особенностями климата и самого озера, а его толщина достигает 2 метров. Небольшое количество снега, которое там выпадает, сдувается и зашлифовывает лёд до зеркального отражения.

Говорят, что на Байкале можно встретить 53 вида льда. Помимо этого, встретишь ледовые гроты и наплески — небольшие пещеры и прибрежные скалы с тысячами причудливых сосулек. А торосы (глыбы льда, образующиеся в результате давления и трещин) идеально дополняют образ величия дедушки Байкала.

Как добраться

Стартовая точка для путешествия по Байкалу — город Иркутск.

Прямые рейсы из Москвы начинаются от 13 000 руб. туда-обратно бюджетной авиакомпанией «Победа», которая возобновила регулярные рейсы по этому направлению. Средняя цена билетов других авиакомпаний — от 20 000 руб.

Из Питера рекомендую лететь с пересадкой в Москве (от 23 000 руб. туда-обратно). Прямые рейсы S7 выйдут дороже — в районе 30 000 руб.

Из Москвы время в пути в одну сторону займёт около шести часов, из Северной столицы — чуть больше. Приготовься к джетлагу: в Сибири +5 часов к московскому времени.

Где остановиться

Хостел Montana — от 1299 руб. за ночь

Когда ехать

С конца января до середины февраля — лучшее время для чистейшего льда. Благодаря сибирским морозам Байкал, прочно скованный льдом, превращается в огромное зеркало, растянувшееся на многие километры.

С февраля и до конца марта время яркого и палящего солнца, ледяные гроты начинают таять, образуются гигантские сосули, а замёрзшие наплески меняют форму ежедневно. Трещины достигают ширины до 3 метров.

До середины апреля наступает межсезонье и начинается таяние ледников, появляются огромные торосы. Лёд теряет свою прочность, и передвигаться по нему в этот время можно только на хивусах (судно на воздушной подушке).

Большая часть Байкала чаще покрыта снегом, и тот самый марсианский лёд можно увидеть далеко не везде. Самые крутые ледовые пейзажи располагаются на участке от севера пролива Малое море до посёлка Большое Голоустное. Это из-за климата: западный берег озера сухой, здесь выпадает мало осадков и дуют сильные ветра.

Если запланировать поездку раньше, есть шанс увидеть магический лёд только в небольших заливах в центральной части озера — Куркутском и Мухорском. Здесь он появляется в конце ноября — начале декабря.

Пролив Малое Море.

Сибирская погода

В канун Нового года температура — около 10…15 градусов ниже нуля. Средняя температура в январе опускается до –21 градуса, а в конце месяца — начале февраля может упасть до –35. Как только Байкал замерзает, температура стабилизируется и редко опускается ниже –20. Правда, на деле она может ощущаться ниже отметки, которую показывает термометр.

В начале марта приходит весна. Дневная температура растёт с каждым днём, а солнце светит всё ярче — в безветренную погоду даже есть шанс погулять в футболке и получить байкальский шоколадный загар. Но резкое падение температуры и сильные ветра всё равно возможны, поэтому нужно быть готовым к настоящей сибирской зиме.

Посёлок Большое Голоустное.

Что брать с собой

Для того чтобы поездка оставила только крутые впечатления, нужно хорошо подготовиться — всё-таки мы едем в Сибирь! Запомни следующее.

  • Обувь должна быть тёплой, непромокаемой и нескользящей. Подойдут унты или валенки (должны же мы хоть как-то оправдывать стереотипы про Сибирь, медведей, ушанки и валенки). Но, если к такому жизнь тебя не готовила, можно найти множество современных спортивных аналогов. Захвати и шерстяные носки.
  • Верхнюю одежду выбирай тёплую, удобную, лёгкую и с капюшоном — идеально подойдёт пуховка. Если есть горнолыжный костюм, убьёшь двух зайцев разом: будет тепло и комфортно, и ещё и на горнолыжке пригодится.
  • Обязательно прихвати шапку, варежки или перчатки в нескольких экземплярах, так как они могут намокнуть или потеряться. Идеально брать перчатки для работы с сенсорным экраном: тебе захочется фотографировать каждый сантиметр, а замёрзшими руками это делать некруто.
  • В качестве первого слоя используй термобельё, а поверх него надевай флиску.
  • Возьми купальник (это не шутка — есть шанс получить загар не хуже, чем на тёплом побережье). Солнце греет очень жарко и ярко, поэтому люди загорают прямо на льду Байкала. Ну и баню или горячие источники никто не отменял.
  • Из-за яркого солнца не пренебрегай солнцезащитным кремом от 30 SPF и очками.
  • Ещё на морозе тебе пригодятся самонагревающиеся грелки для рук и ног.
  • Запасись мощным Power Bank. Телефон на морозе и ветру разряжается и выключается очень быстро.
  • Как и в любое другое путешествие, не забудь аптечку.

Не удивляйся, когда увидишь на Байкале огромное количество представителей Китая. Нередко даже указатели встречаются не на английском, а на китайском языке.

Ледовый маршрут

Чтобы увидеть те самые сумасшедшие виды с картинок, мы отправляемся к проливу Малого моря — на сакральный остров Ольхон.

В летнее время до острова добираются на пароме, в межсезонье пересаживаются на хивус — судно на воздушной подушке.

В зимний период трасса проходит прямо по льду. Она обозначена разметкой и снабжена знаками дорожного движения — за её состоянием внимательно следят сотрудники МЧС.

Можно воспользоваться автомобилем, но я рекомендую общественный транспорт. Билеты на маршрутку Иркутск — Хужир покупай на сайте иркутского автовокзала. Закладывай от 1000 руб. в одну сторону без багажа и пять-шесть часов времени. Сумма доплаты за багаж зависит от количества вещей.

Безопасность превыше всего

Многие едут сюда целенаправленно на автомобиле, чтобы получить заряд адреналина — ведь от погружения в глубокую и неизведанную бездну тебя отделяет лишь прослойка льда. Но важно быть осторожным, ведь с Байкалом шутки плохи.

Единственная официально разрешённая ледовая дорога — трасса на остров Ольхон. Все перемещения по льду вне этой зоны — большой риск. Также спасатели настоятельно рекомендуют не выезжать на лёд раньше начала февраля и позже десятых чисел апреля, когда лёд начинает таять.

Читайте также:  Живет одна девчонка в деревне за рекой короткая юбчонка с косичкой золотой

На льду образуются так называемые «становые» трещины до нескольких метров шириной. Под некоторыми мысами есть выходы терм (горячих вод) и газогидратов, которые подмывают лёд, меняют его структуру, и он может быть непрочным.

При сильном ветре на Байкале может быть позёмка (снег, летящий надо льдом). Видимость при таких явлениях составляет 10—50 метров.

Для большей верности лучше обратиться к местным гидам, которые знают все опасные места и помогут увезти с собой из путешествия только приятные впечатления.

Заложи на Ольхон минимум три дня и остановись в посёлке Хужир — это столица острова, где проживает большая часть населения. Первое, что нужно сделать, — это попробовать национальное бурятское блюдо буузы, или в простонародье позы. Они похожи на огромные пельмени, слепленные в виде юрт. По факту это жирное мясо в бульоне и тесте. Считается, что у настоящей правильной буузы должно быть 33 лепка сверху на тесте. Пробовать блюдо можно в любом национальном кафе — штука стоит 50—80 руб.

Где остановиться

Передвигаться по сказочному льду на территории Ольхона можно на хивусах, акваботах, УАЗах и джипах (на авто можно только с опытными гидами), буерах (лодка с парусом, установленная на коньках), кайтах, снегоходах, конных и собачьих упряжках, коньках или на своих двоих прогулочным шагом.

Катание на коньках

При сильном морозе трещины разрывают лёд на отдельные пласты, которые то сжимаются, то расширяются, создавая большое давление. Так образуются торосы (глыбы льда на поверхности), а сопровождается это треском, напоминающим гром или выстрел из пушки. Местные жители называют это «песней Байкала».

Топовое развлечение на зимнем Байкале — катание на коньках. Такую картину даже можно наблюдать в российском кинофильме «Лёд», который вышел в широкий прокат в 2017 году. Кстати, весной 2019 года на Байкале начались съёмки второй части. В фильме использованы уникальные звуки зимнего озера, когда лёд двигается и трескается.

Если захочешь прокатиться, позаботься о наличии коньков заранее. Прокаты работают (от 150 руб. в час), но можно захватить и свои, чтобы ни от кого не зависеть. Ну и чтобы максимально вдохновиться на катание, посмотри рекламный ролик от Armani Beauty, который снимался на зимнем Байкале. Красота!

На Ольхоне есть несколько популярных экскурсий. Каждая рассчитана на день. Заказывать их лучше там, где остановишься, — маршруты у местных гидов примерно одинаковые. Экскурсия стоит 1300—1500 руб., включая оплату за въезд в Прибайкальский национальный парк. В некоторые входит рыбалка на льду.

Кругобайкальская железная дорога.

Мыс Хобой

Самая северная точка острова, до которой ты доберёшься по льду (я сейчас тебе завидую). Название переводится с бурятского как «клык». С суши он действительно похож на клык, а вот с воды (в нашем случае со льда) можно увидеть очертания женского профиля. Скала окутана множеством легенд, а виды просто ошеломляют!

Парапсихологи отмечают постоянный мощный выход астральной энергии в районе мыса, а местные жители уверяют, что иногда здесь можно встретить духов умерших предков или свои прошлые воплощения. Считается, что увидеть духа — к большой удаче.

На этом маршруте ты встретишь могучие торосы разнообразных форм и размеров, кристально прозрачные километры льда и уникальные сокуи — разновидность льда, которым покрываются скалы в начальной фазе замерзания озера. Они встречаются только в северной части острова Ольхон, на Ушканьих островах и мысе Кобылья Голова. Ещё увидишь недоступные летом гроты, поражающие своей таинственностью и красотой. Попадая внутрь, будто оказываешься в замке Снежной королевы. Ледяные сосульки напоминают драгоценности, да и всё вокруг выглядит как сказочный мир.

Бонусом будут горячий глинтвейн из самовара и свежесваренная на костре уха.

Мыс Огой и святые источники

Остров Огой — священное место для буддистов всего мира. Здесь располагается Ступа Просветления, возведённая в 2005 году буддистами из разных уголков России и мира. К сегодняшнему моменту она успела стать местом духовного паломничества.

Считается, что буддийские ступы предназначены для растворения всего негативного в мире и способствуют процветанию местности. Впервые в России в одном месте собрана самая большая библиотека оригинальных буддийских текстов, присланных из разных стран. Их общий вес составляет около 750 кг. Буддисты верят, что обход святых мест сулит исполнение желаний, а самые верующие стремятся обходить подобные святыни 108 раз. Это уже на твоё усмотрение, но хотя бы пару раз обойти стоит.

Маршрут пролегает через несколько островов, гротов и пещер. Тут же увидишь те самые «пузырьки» с картинок — это метан, который образуется при разложении газогидратов. Проще говоря, это газовые соединения, возникающие при высоком давлении и низкой температуре. Если сделать в таком пузыре отверстие и поднести спичку, получится эффект огромной газовой конфорки — моментально разгорается пламя (не повторяй самостоятельно!). Ещё пузыри встречаются в районе посёлка Большое Голоустное, но после посещения проливов Малого моря они уже не так впечатлят тебя.

После экскурсий не теряй свободное вечернее время зря — проведи его в настоящей русской бане. Берёзовые веники и жаркий пар не только согреют, но и укрепят иммунитет и избавят от стресса. Окунуться после бани в ледяную байкальскую воду сродни купанию на Крещение, только круче — тут у тебя ещё и космические виды! В комнате отдыха можно окончательно расслабиться: выпить чая с сибирскими травами и ягодами (брусника, чай саган-дайля, чабрец) и отведать местное блюдо расколотка из байкальского сига или омуля. Это когда свежезамороженную рыбу отбивают и подают к столу с солью и перцем.

Поцелуй Байкала

Гуляя по байкальскому льду, попробуй коктейль, который не сможет приготовить ни один первоклассный бармен. Местные называют его «Поцелуй Байкала». Вот инструкция по приготовлению:

  • вырезаешь во льду отверстие, имитирующее рюмку (ножик/топорик нужно взять с собой);
  • выливаешь туда горячительный напиток (берёшь с собой, исходя из собственных предпочтений, — обычно это коньяк);
  • ложишься на лёд и выпиваешь;
  • закусываешь по необходимости кусочком льда (он ведь байкальский и абсолютно чистый) или привезёнными с собой лимоном и ягодами;
  • кайфуешь.

До самого святого и сакрального места острова — мыса Бурхан (скала Шаманка) — рекомендую прогуляться пешком по льду. Буряты и монголы называют это место святым. Считается, что именно здесь обитают духи — хозяева острова, а сам мыс является центральным местом паломничества шаманистов Центральной Азии. Издалека видно стоящие возле мыса 13 ритуальных сэргэ — деревянные столбы с привязанными цветными лентами. Местные жители уверены, что, когда ветер развевает их, молитвы и желания, загаданные при завязывании, отправляются прямо на небеса. В зимнее время святые места преображаются, и шанс встретить шамана или увидеть какой-то таинственный обряд велик.

Байкал духовный

За настоящей духовностью и просвещением езжай в Иволгинский дацан, который расположен неподалёку от столицы Бурятии — Улан-Удэ. Если повезёт, увидишь нетленного ламу Итигэлова (учёные всего мира исследуют его феномен). Если нет, то энергетика, колорит и магия этого места всё равно не оставят тебя равнодушным. Подробнее про дацан и другие места must see читай в большом гиде по Байкалу.

Что ещё посмотреть и попробовать

Из Иркутска

От души рекомендую тур «Байкальский лёд» (6 дней / 5 ночей, 97 700 руб.), который вошёл в список «30 самых незабываемых путешествий» журнала National Geographic Traveler. Всё самое лучшее, что можно увидеть и попробовать на зимнем Байкале, включено сюда: экспедиция на пневмоходах, катание на тюбах и коньках, сибирская гастрономия (пельмени с олениной, расколотка из байкальской рыбы, местные грузди и папоротник, самогоны и чаи на ягодах и травах), встреча с маламутами и сплав на льдине! Путешествие проходит на плавающих машинах «Трекол» и абсолютно комфортно и безопасно.

Прокатись одним днём по Кругобайкальской железной дороге. Дорога была построена в начале XX века и считается памятником архитектуры и инженерного искусства. В маршрут входят остановки в Листвянке, порту Байкал и Слюдянке, туннели протяжённостью 778,4 м (где ещё ты такое увидишь) и удивительные бухты. В поездах есть два класса: стоимость поездки на ретропоезде в зимний сезон начинается от 4500 руб. для граждан РФ и от 6000 — для иностранцев. Ознакомиться с программой, посмотреть расписание и зарезервировать билет можно на сайте КБЖД.

Если сильно захочется понежиться в термальной воде с видами на величественный горный хребет Восточного Саяна, отправляйся на Аршан. Аршан в переводе с бурятского означает «целебный источник». Здесь действительно есть целебный минеральный источник и термальные воды в посёлке Жемчуг (50 км от Аршана). Месторождение уникально из-за сочетания метановых и углекислых термальных вод в одном месте.

Добираться до Аршана придётся около трёх-четырёх часов в одну сторону на маршрутке (отправление с ж/д вокзала, билеты — около 600 руб. в одну сторону, купить и забронировать можно тут), поэтому подумай, стоит ли оно того. Если всё-таки соберёшься, обязательно отведай там позы или невероятных размеров чебуреки (от 80—100 руб. за штуку). И загляни на рынок за монгольской кожей невероятного качества — цены тебя приятно удивят. Например, я купила себе обложку для паспорта из кожи обалденного качества с мандалами всего за 300 руб.

Ну а если деньги не проблема, то отправляйся в вертолётный тур по Байкалу, прямо как Регина в тревел-шоу «Орёл и решка». Экскурсия обойдётся в 40 000—50 000 рублей за час полёта. Забронировать и узнать детали можно по ссылке.

Из Листвянки

Большой популярностью пользуются байкальские хаски и маламуты — призёры различных соревнований! Собаки очень добрые, следуют командам и любят фотографироваться. Если захочешь прокатиться на собачьей упряжке, отправляйся в посёлок Листвянка (час езды из центра Иркутска на маршрутке, от 150 руб. в одну сторону), в Байкальский центр ездового спорта. Цены на поездки варьируются от 1200 руб. (за ознакомительную дистанцию) до 54 000 руб. (за многодневное путешествие).

Захочешь прокатиться на собачьей упряжке, отправляйся в посёлок Листвянка в Байкальский центр ездового спорта.

Другое интересное времяпрепровождение — зимний подлёдный дайвинг. Не зря иркутяне неоднократно ставят рекорды в этом направлении. У тебя даже есть шанс увидеть легендарную и милую байкальскую нерпу! Попробовать себя в роли зимнего дайвера можно в прибрежной зоне Листвянки — от 7000 руб. за урок чуть меньше часа. Но нужны подготовка и определённый набор вещей. Подробную информацию ищи на сайте дайв-клуба «Новое Измерение Байкал».

Любителям горнолыжного отдыха рекомендую отправиться в город Байкальск, где расположен горнолыжный курорт «Гора Соболиная». Тебя ждут 12 сертифицированных трасс общей протяжённостью 15 км с перепадом высот до 479 метров. Горнолыжный сезон длится с ноября по май, а в конце апреля тут проходят знаменитые катания в купальниках.

Для того чтобы осознать, насколько неповторим, необъятен и живописен Байкал, нужно хотя бы один раз увидеть его своими глазами. Зимой или летом — по большому счёту совсем неважно. Важно лишь то, что Байкал влюбляет в себя с первого взгляда, наполняет безграничной энергией и остаётся в памяти навсегда!

Источник



Переправа по льду через водоемы и реки, порядок проведения и правила безопасности при переправе.

При переправа по льду, перед выходом группы на лед, необходимо проверить его состояние, затем предпринять все необходимые меры безопасности. Ослабить лямки рюкзака, установить дистанцию между участниками 5-7 метров и выдерживать ее до выхода на противоположный берег. С выходом на лед держать наготове веревку, а каждому участнику иметь шест.

Переправа по льду через водоемы и реки, порядок проведения и правила безопасности при переправе.

При ходьбе по льду следует установить порядок движения. Первым идет опытный турист с облегченным рюкзаком или без него. Его задача выбирать безопасный путь. Участники должны прекратить разговоры и все внимание сосредоточить на безопасности передвижения. Идти всем по одному следу.

и выполнять указания руководителя. Упавшему в воду необходимо кинуть конец веревки и с ее помощью подтянуть его к краю полыньи. Затем нужно помочь пострадавшему выбраться на лед. Если он самостоятельно не может выйти из воды, то следует подобраться к нему ползком, продвигая перед собой шесты. Создав из шестов опору с двух сторон, начать подъем из воды, сняв с него рюкзак. Выход из воды на лед нужно осуществлять ползком, опираясь на шесты, с одновременным подтягиванием веревкой.

Не следует сразу становиться на колени или вставать. Лед может не выдержать и обломиться. Пострадавшему необходимо помочь быстро добраться до ближайшего берега. Все действия должны быть согласованы. С выходом на берег нужно немедленно разжечь костер, раздеть и растереть пострадавшего, надеть на него сухую одежду, напоить горячим чаем, уложить в спальный мешок, дать успокаивающее средство, чтобы снять стрессовое состояние.

Если через некоторое время самочувствие участника не восстановится, то следует сойти с маршрута и выйти к ближайшему населенному пункту для оказания профессиональной медицинской помощи. Кроме того, нужно помнить, что снег впитывает воду так же хорошо, как и губка. Поэтому прежде, чем вы найдете возможность высушить мокрую одежду (если переодеться не во что), попавшему в воду необходимо лечь на снег и некоторое время покататься в нем.

При переправе по льду необходимо соблюдать следующие правила безопасности.

При использовании шестов, жердей в качестве опоры и перил необходимо проверить их прочность.
При переходе через снежный мост необходимо убедиться в его прочности.
Ходить по льду нужно только в туристской обуви, при крутизне 15-20 градусов в кошках.
Не стоять и не приближаться к краю трещины без страховки.
Переходить трещины, забитые снегом, только после их проверки.
Страхующий должен внимательно следить за действиями партнера и своевременно выдавать или выбирать веревку, не допускать большого ее провисания, работать в рукавицах.
Прыжок через трещину производить только в том случае, если уверен, что перепрыгнешь.
Передвигаться по навесной переправе только по одному и с надежной страховкой.
Переходить водоемы, озера, реки по льду в туман, дождь, пургу недопустимо.
Осенью и весной, когда на водоемах, озерах и реках недостаточно прочный лед, переходить только при соблюдении правил безопасности.
В аварийной обстановке действия должны быть быстрые и уверенные.

Источник

170 километров по льду. Зимнее прохождение Жигулевской Кругосветки. Часть 1

Всем привет! Как правило, безумные идеи рождаются спонтанно и для успешного осуществления не стоит откладывать их на длительное время. Ведь в этом то и суть. Придумал — сделал — обалдел от сделанного. То, что вы прочитаете ниже, не является призывом к действию или чем-то обучающим. Это был эксперимент, основная цель которого была проверка: а сможем ли?
В общем, обо всем по порядку.

Началось все с безобидной идеи: а что будет, если популярный водный туристический маршрут вокруг полуострова Самарская Лука пройти зимой на лыжах? Волга то в это время покрыта льдом и как раз можно, минуя горы и буреломы, обойти это все за несколько дней. Одному это делать, конечно же, не хотелось, да и опасно все таки. Нужно идти как минимум вдвоем. Тогда я подкинул эту идею человеку, который точно будет готов ввязаться в подобную авантюру — Диме, автору YouTube канала «Походный Оптимист». Дима согласился и мы стали планировать маршрут более подробно. Сходили в пробный зимний походик, проанализировали снаряжение. В общем, не буду углубляться в описание подготовки, а сразу начну с конечного плана.

1 день. Старт на набережной в Жигулевске, путь до Ширяево (35 км);
2 день. Путь из Ширяево до Рождествено (30 км);
3 день. Путь из Рождествено до Ермаково (35 км);
4 день. Путь из Ермаково в Переволоки (30 км);
5 день. Путь из Переволок в Жигули (30 км);
6 день. Путь из Жигулей, финиш в Яблоневом овраге (микрорайон города Жигулевск) (10 км).
Всего 170 км.

Планировались 3 холодные ночевки в брезентовой палатке с печкой, 1 ночевка у Димы на даче в селе Ермаково и 1 ночевка в землянке, построенной в горах у села Жигули специально как туристический приют.

Заранее запланированные даты прохождения маршрута с 22 по 27 февраля омрачились свежим прогнозом погоды. Обещали сильнейший для наших мест мороз, снегопады, метели и в конце потепление, но отступать было некуда. Другие даты мы позволить себе не могли. В любом случае, вдоль всего маршрута есть населенные пункты, ловит связь и можно было сойти в случае угрозы жизни и здоровью. Маршрут хоть и экстремальный, но относительно безопасный. Мы не профессиональные походники. Лично я вообще первый раз переночевал зимой в палатке только в пробном походе непосредственно перед кругосветкой. Дима в этом плане немного опытнее.

Итак. На календаре 22 февраля, на часах 10:00 утра, на карте набережная Жигулевска. Мы выдвинулись на маршрут. У Жигулевска лед был достаточно прочный, сидело очень много рыбаков. Первый километр мы проходили по утоптанной тропе под их удивленные взгляды.

Но вскоре ровный лед покрылся торосами. Стало идти страшновато, благо по ним была проложена тропинка первых бесстрашных рыбаков и мы без особых приключений добрались до Бахиловой Поляны.

Пройдено первые 8 км, в животе заурчало. Пора перекусить. Лучшая пища для зимних походов — это сало, хлеб, шоколадка и горячий чай.

Источник

Adblock
detector