Меню

Легенда святого озера в косино

«Скоро может исчезнуть». Тайна Святого озера на окраине Москвы

МОСКВА, 4 окт — РИА Новости. Пляжный отдых, купания и… молитва. На юго-востоке Москвы есть место, которое облюбовали как отдыхающие, так и верующие, — Святое озеро. Некогда сюда устремлялись тысячи паломников в надежде найти духовные и материальные сокровища. О загадке необычного водоема — в материале РИА Новости.

«Умыли водой — тут же прозрела»

Пожалуй, в России нет столь популярного гидронима, как Святое озеро. Почти в каждом регионе имеется свое. О каждом найдется какая-нибудь чудесная история. И все предания уходят вглубь веков.

Каждому из подобных водоемов приписывали целебные свойства. Заболело что-нибудь — пойди окунись. Мучает «дух нечистый» — умойся озерной водой. Причем некоторые озера славились такой силой, что к ним стекались нуждающиеся, живущие за сотни и тысячи километров отсюда.

Так, на рязанщине и нижегородщине есть святые озера, но 150-200 лет назад местные жители проделывали далекий путь к подмосковному селу Косино, которое недавно стало одним из столичных районов. Там тоже Святое озеро. И почему-то именно к нему устремлялись верующие.

«У мещан Черниговской губернии города Стародуба Ивана Кузьмича и Глафиры Алексеевны Ахтырко заболела дочь, младенец Мария. У ребенка появилась сыпь на глазах, по определению доктора окулиста Крюкова — экзема. Ребенок ослеп и в таком состоянии находился четыре месяца. Когда Маню умыли водой из озера, она вдруг открыла глазки, совершенно чистенькие и светленькие. Назад девочка сама уже бежала бегом по мосткам, и бабка со слезами радости на глазах едва за ней поспевала. Болезнь с этого момента у ребенка исчезла бесследно», — свидетельствует запись в местном храме, сделанная в мае 1903 года.

И таких случаев очень много. Святое озеро в Косино было очень популярным как в XIX веке, так и двумя столетиями ранее. Об этом говорит большое количество монет, найденных на его побережье.

Почему же верующих влекло именно сюда? Историки считают, что из-за древней легенды.

Исчезнувшая церковь

До наших дней дошли несколько преданий о Святом озере. Одно из них у местных жителей выведал писатель Антон Чехов. И пересказал своему другу Владимиру Гиляровскому, известному публицисту и москвоведу. У того неподалеку была дача, в деревне Красково.

«Об этом пруде, между прочим, ходило предание, что он образовался на месте церкви, провалившейся во время венчания вместе с духовенством и брачующимися. Антон Павлович записал это предание», — читаем в дневнике Гиляровского.

По другой версии, произошло это во время службы: церковь провалилась под землю вместе с десятками молящихся. Есть и еще вариант.

«На том месте жил отшельник, стоял храм. К нему пришел бывший разбойник, который пожелал покаяться. Его звали Вукол. И какое-то время они молились, служили в церкви вместе. А однажды во время литургии старцу было видение, что на месте семи холмов на берегу Москвы-реки будет величайший град со множеством церквей. И храм начал погружаться в землю, отшельник остался в нем, повелев послушнику Вуколу уйти. Поэтому место считается святым», — рассказывает настоятель храма Успения Богоматери в Косино протоиерей Дмитрий Бабьев.

Когда именно произошли эти события — неизвестно. Но историки не сомневаются, что этот район был заселен задолго до основания Москвы в 1147 году. Село Косино, по данным археологов, появилось не позднее X века. Кроме того, неподалеку находили древние курганы вятичей.

Исследователи пытались отыскать легендарный храм, ушедший, по легендам, под землю или под воду. Но безуспешно. Все дело в том, что Святое озеро — карстовое.

«Дна как такового там нет — оно проваливается очень глубоко. Туда погружали специальный аппарат, он пробивал иловые слои. В итоге не хватило троса», — говорит священник.

Ученые спорят, был ли там храм на самом деле. Одни говорят, что это лишь красивая легенда. Мол, озеро в его нынешних берегах образовалось несколько тысяч лет назад, поэтому никакой церкви там построить не могли (разве что на воде). Другие парируют: за минувшее тысячелетие водоем стал шире, ведь дно постоянно проваливалось. Поэтому вполне возможно, что некогда на его берегу и была церковь. На это указывает один таинственный артефакт.

Загадка иконы

В конце XIX века на озере оборудовали купальни. Паломники, погружавшиеся в святую, как они верили, воду, обязательно посещали и Никольский храм. Там хранилась древняя икона Николая Чудотворца с житием.

«Икона была явлена чудесным образом в XIX столетии. Ее нашли в водах Святого озера», — объясняет отец Дмитрий.

Долгое время образ был главной святыней Косино — наряду с чудотворной Косинской (Моденской) иконой Богоматери, доставленной в XVIII веке из Италии. Ее местным жителям подарил сам царь Петр Первый. В свое время на соседнее со Святым — Белое — озеро он перевез с Яузы знаменитый «Брандтов ботик» — «дедушку российского флота».

Однако в 1940 году, когда местные храмы позакрывали, обе святыни пропали. Косинскую икону впоследствии удалось найти в одном из музеев — и сейчас она хранится в местном Успенском храме. А вот лик Николая Угодника бесследно исчез. К большому сожалению для ученых — ведь до революции этот образ так и не исследовали, поэтому невозможно установить, насколько он был древний.

Спасти святыню

Проблема подтверждения или опровержения легенд о Святом озере и храме усугубляется структурой самого водоема. Рядом со Святым и Белым озерами находится еще Черное озеро. Все три соединены подземной речкой, которая их питает.

«Когда строили Некрасовскую линию метро, произошло какое-то нарушение подземных слоев. Эти пустоты бетонировали — очень много бетона туда пустили. Местные видели, как туда съезжались вереницы бетономешалок, которые все сливали в земные недра», — рассказывает протоиерей.

Из-за подземки Святое озеро, сетует он, начало мелеть. За несколько лет вода ушла на три с половиной метра, берега зарастают камышом и заболачиваются. Водоем уже значительно меньше соседних. И тревожный процесс продолжается по сей день.

«Может быть, причина обмеления вовсе не техногенная, а природная. Но, к сожалению, как мне кажется, без человеческого участия тут не обошлось», — отмечает священник.

Как спасти уникальное озеро — пока никто не знает. Выпадающие над построенным в нулевые микрорайоном осадки уходят не в землю, а в канализацию.

И местные жители боятся, что водоем исчезнет, как и некогда стоявший тут храм. А в напоминание о нем останутся лишь табличка на берегу и — крестные ходы, которые верующие ежегодно совершают к святому месту.

Источник

Святое озеро в Косино

Rinat» > Святое озеро в Косино

Святое озеро расположено в Косино-Ухтомском районе недалеко от одноименной железнодорожной платформы и входит в систему Косинских озер. Вместе с Черным и Белым озерами оно образует так называемое Трехозерье. Благодаря целому ряду причин, это место очень популярно среди жителей Москвы и гостей города.

Прежде всего, стоит отметить, что Святое озеро имеет очень богатую историю, а также окружено легендами, повествующими о событиях Древней Руси. За все время его существования сохранилось множество летописей, документов и даже сказаний, которые относятся к разным эпохам, что свидетельствует о популярности места не только в современном мире. В первую очередь связано это с уникальным составом воды, сложившимся в результате взаимодействия с илистым дном, почва которого признана целебной.

В настоящее время многие люди по-прежнему приезжают на Святое озеро для того, чтобы подправить свое здоровье лечебной глиной. Есть и те, кто просто желает провести время на природе, не выезжая далеко за пределы города. Стоит отметить, что с недавних пор все три озера включены в природно-исторические парк «Косинский».

Святое озеро в Косино

Рыбалка

На Косинских озёрах, в систему которых входит Святое, организовано культурное рыбное хозяйство. Ловля рыбы в Святом озере бесплатна и возможна круглый год, однако из-за заболоченных берегов мало кто из желающих делает выбор в пользу этого места. Хотя водоем насчитывает около 12 видов рыб, а больше всего здесь окуня, плотвы и ерша. Также, в воды озера выпустили мальков щуки, стекловидного угря, разновозрастного карася, карпа, форели и судака.

По мнению многих рыбаков, бывающих на Святом озере, весной и осенью на червя, тесто, каши, картофель и мотыля чаще всего клюют лещ, окунь, плотва, ерш, карп и карась. Осенью же лучше всего ловить на живца, клюет в основном окунь. Зимой рекомендуют использовать мормышку, берут плотва, окунь и ерш.

Главными преимуществами Святого озера рыбаки считают спокойствие и тишину, так как людей здесь, как правило, мало. Однако следует учесть, что на выбор места для ловли придется потратить достаточно много времени. Связано это с тем, что передвигаться вдоль заболоченной береговой линии непросто: ходить удается только по положенным местными жителями доскам, которые есть далеко не везде.

Святое озеро в Косино

История возникновения Святого озера в Москве

Согласно древним преданиям, Святое озеро возникло задолго до основания и развития Москвы. Легенды достаточно красочно описывают существовавшую на этом месте церковь, построенную неизвестным священником, и Букала, жестокого участника междоусобных войн.

Около 900 лет назад витязь, получив серьезное ранение, отстал от княжеского войска и случайно встретил на берегу озера упомянутого выше отшельника. Под влиянием старца Букол раскаялся во всех совершенных грехах и полностью исцелился. Воин решил отказаться от кровавой вражды, поселившись в лесу на берегу реки, которую в наше время мы называем Москвой. Позднее именно в этом месте будет возведен Московский Кремль. Букал проводил свои дни, молясь о судьбе русского народа, пока однажды ему не привиделся огромный город с каменными домами и искусно сделанными церквями.

Однако радость витязя была омрачена: помимо величия будущего города он увидел бунты, несчастья, сражения и даже пожар 1812 года. Неведомый голос поведал Букалу, что Москва станет центром Руси, а сама Богородица возьмет ее под свою защиту. Витязь поделился своим озарением с отшельником, и вместе стали они вновь молиться о судьбе города. Именно в храме Девы Марии на месте будущего Святого озера Букал увидел свое второе видение: приход Царицы Небесной и ангелов вместе с ней. Посчитав себя недостойным ее видеть, бывший воин вышел из храма и затем тот стал торжественно опускаться под землю. Тогда и появилось Святое озеро.

Читайте также:  Венгрия купание в озерах

Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

Действительно, современными учеными было установлено, что озеро имеет карстовое происхождение, то есть было образовано в результате провала грунта. Этим объясняется его большая глубина. Более того, исследователи обнаружили, что водоем пересыхал и вновь наполнялся водой как минимум три раза. В торфяных отложениях на дне найдены следы былых пожаров.

Дальнейшая история Святого озера также богата событиями. Есть сведения, что после Куликовской битвы русские воины омывали здесь раны, так как испокон веков считалось, что вода в озере способствует исцелению. С XVII в. зародилось массовое паломничество, о чем свидетельствуют найденные на дне серебряные копейки времен царя Михаила Федоровича и монеты, введенные в обиход при Алексее Михайловиче. Гораздо позднее неоднократно посещал столь необычное место и Петр I, который позднее подарил уже вновь построенному храму икону, привезенную Шереметевым из поездки по Италии.

Во время Наполеоновских войн храм был разграблен, а затем и вовсе разрушен. Только в послевоенные годы здесь был возведен новый храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник», который существует и в настоящем времени.

Святое озеро в Косино

Можно ли купаться в озере

Святое озеро отличается тем, что имеет практически идеально круглую форму, которая объясняется его карстовым происхождением. Более того, оно достаточно большое — диаметр Святого составляет 430–460 м, а площадь — 0,08 км². То, что водоем образовался путем провала грунта, повлияло и на глубину. В среднем она составляет 3 м, а максимально — 5 м, что является достаточно крупными величинами для озер.

Особый интерес представляет дно озера, покрытое плотным слоем ила, который признан лечебным, так как содержит йод, серебро и бром. Согласно исследованиям, это сильно повлияло на физико-химический состав водоема. Ученые говорят, что в старину крестьяне даже лечились от ревматизма и кожных заболеваний, обливаясь водой из Святого озера и натираясь илом. Помимо химического состава, Святое озеро отличается от других Косинских озер своей более низкой температурой, чему до сих пор не нашли объяснения, а также более чистой и прозрачной водой. Интересно, что за столько лет существования, водоем ни разу не цвел. Такие уникальные свойства озерной воды способствуют тому, что место пользуется большой популярностью как среди местных жителей, так и среди гостей города. Кроме того, к Святому озеру всё еще совершаются настоящие крестовые походы.

Святое озеро в Косино

Также следует отметить, что берега водоема в основном заболочены примерно на 200–250 м, из-за чего подойти к нему во многих местах трудно, однако есть центральный удобный спуск со стороны Народного парка и храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Там же постоянные посетители Святого озера устроили небольшой стихийный пляж.

Важно сказать, что он не оборудован ни туалетами, ни раздевалками. На его территории нет кафе и развлечений, но в нескольких метрах ближе к парку находится неплохая детская площадка и пространство со спортивными тренажерами. В отличие от соседнего Белого озера, Святое не вошло в официальный перечень водоемов Москвы, разрешенных для купания, однако отдыхающие все равно приезжают на берег этого водоема, чтобы окунуться в целебную воду и просто хорошо провести время на природе.

Cвятое озеро в Москве на панораме Google-карт

Как добраться до Святого озера в Косино

Водоем находится в 2,5 км от МКАД по Новоухтомскому шоссе, а его координаты на карте — 55.715170, 37.868984.

Добраться до Святого озера можно на общественном транспорте. Для этого нужно доехать до станции метро «Улица Дмитриевского», затем пешком пройти по ул. Салтыковская до Народного парка, за которым находится озеро. Также, рядом находится остановка «Народный парк», до которой ходят автобусы № 14, 613, 792, 885, 940к, 1064, 1149, 1225 и 1227к.

На личном автомобиле из центра Москвы нужно проехать по Косинскому шоссе до ул. Салтыковская, проследовать до Народного парка, затем пройти пешком до самого озера еще около 300 м.

Комфортную поездку до Святого озера могут также обеспечить такие сервисы такси, как Uber, Яндекс. Такси, Ситимобил, а также заказ такси «Везёт» и «Максим».

Святое озеро в Косино на видео

Источник



Легенда святого озера в косино

— Это жемчужина не только нашего района, а всей Москвы! — поделился своим мнением о Святом озере военный пенсионер Василий Дандыкин. — Нынешним летом только с его помощью от жары и спасались…

Святое озеро имеет исключительное историческое и бальнеологическое значение. По форме оно круглое, напоминает блюдце. По химическим свойствам вода Святого озера резко отличается от воды других косинских озер: она содержит очень мало органики (так называемый дистрофный тип).

Вода Святого озера целебна: донный ил содержит йод, серебро, бром. Крестьяне в старину лечили ревматизм и различные кожные заболевания, натираясь илом и обливаясь озерной водой. В настоящее время ученые показали, что вода Святого озера действительно целебна, обладает особыми физико-химическими свойствами, определяемыми низкой температурой и особым биоценозом. Эти свойства воды способствуют удалению из организма шлаков, образовавшихся в результате радиоактивного облучения. Лечебными свойствами обладают и грязи, содержащие большое количество голубой глины. Неслучайно еще в 1928 году, в конце периода НЭПа, японцы предлагали организовать на этом озере лечебницу. А в настоящее время знаменитый целитель В.И. Дикуль высказывал готовность построить на Святом озере лечебно-оздоровительный филиал своего Московского центра.

В трех километрах на восток от Святого озера в тыловом шве речки Рудневки расположена довольно протяженная зона выхода подземных вод, которая проходит параллельно одной из улиц деревни Кожухо-во. По мнению специалистов Московской гидрогеологической академии, дважды обследовавших это место — в 1998 и 2001 годах, это означает, что практически в любом месте, вскрывая берег, можно обустроить родник. До подключения деревни к водопроводной сети население пользовалось здесь водой исключительно из родников и колодцев. Следует отметить, что деревня Кожухово стоит на археологической подоснове VII века. Она до сих пор сохранила традиции крестьянской общины. К настоящему времени в этой зоне восстановлен один из родников. Этот родник оказался единственным в Восточном административном округе, вошедшим под № 64 в постановление столичного правительства о сохранении, обустройстве и использовании природных родников на территории Москвы (№ 339 от 30 мая 2000 года).

(Из брошюры клуба защитников природы «Экополис-Косино»)

ПОМОГАЮТ ЛИШЬ ЭНТУЗИАСТЫ

Наверняка то же самое могут сказать и другие жители Кожухова. Причем, не только с улицы Святоозерской. «Народная тропа» к озеру не зарастала, считай, с июня по сентябрь. Несмотря на то, что оно, в отличие от соседнего Белого озера, не вошло в официальный перечень водоемов, разрешенных для купания москвичей.

Жаль только, достойных условий для отдыха на воде за долгие годы здесь так и не создано. Узенький вход в воду, отсутствие туалета и нормальных кабин для переодевания, кучи мусора…

С недавних пор Святое озеро, как и два его «собрата» — Белое и Черное, включены в состав природно-истори-ческого парка «Косинский» и объявлены особо охраняемой природной территорией. Но кроме табличек, гласящих об этом, здесь практически ничего не изменилось. Пока озеру помогают лишь энтузиасты, изредка поддерживаемые районной управой. К примеру, в начале лета здесь прошла приуроченная ко Дню эколога акция по очистке береговой территории и дна. В ней приняли участие дайверы подводного клуба МГУ. Несколько десятков человек погрузились в воду и за непродолжительное время вытащили 2,5 тонны мусора! Среди прочего здесь оказались «Жигули» 8-й модели, пара ветхозаветных лодок, длиннющая труба.

ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ…

Краеведческого материала о Святом озере не так много. Кое-что нам любезно предоставил молодой эколог Василий Розанов, руководящий клубом защитников природы «Экополис-Косино». Сам он подобрал этот материал из газетных и книжных источников 1960 -1980 годов. Они и проливают свет на некоторые тайны Святого озера.

Споры о его происхождении не утихают до сих пор. Многие, ссылаясь на круглую форму озера, считают его «провальным». Об этом сложены и красивые легенды. Такую сказку-байку занес в свою записную книжку даже А.П. Чехов, побывав в гостях на крас-ковской даче писателя и журналиста В. Гиляровского.
«Об этом пруде, между прочим, ходило предание, — вспоминал Гиляровский, — что он образовался на месте церкви, провалившейся во время венчания вместе с духовенством и брачую-щимися. Антон Павлович записал это предание».

Пускай не смущает вас то обстоятельство, что речь идет не о Косине, а о Краскове. Память человеческая изменчивая, зыбкая. Когда обратились к специалисту по судебной психологии, как долго может помнить человек без искажений то или иное событие, тот ответил: «Три недели, не больше». А тут минули века.
В подтверждение вековой давности легенды сошлюсь на Фишера фон Вальдгейма. Перед Отечественной войной 1812 года он служил управляющим в имении графа Румянцева, в которое входили Троицкое-Кайнарджи, Фенино, Кагул, Зенино, Кожухово и др. Вспоминая те годы, он писал:
«Скат на юго-запад от Кожухова окружен лесом. Перед ним на большом пространстве растут одни водяные растения. Есть предание, что тут было в старину озеро, которое за одну ночь исчезло и явилось за три версты оттуда близ Кассино» (так у Фишера).

Странное это явление Фишер объяснял тем, что местность прорезана подземными расщелинами и пещерами, которые сообщались между собой. Про церковь он не упомянул.

Зато полную картину катастрофы нарисовала писательница Толычева (псевдоним Е. Новосильцевой) в своей книге «Село Коссино» (тоже через два «с»), изданной в 1888 году. Вот вкратце основное. Давно стояла в дремучем лесу церковь во имя Пресвятой Девы. Во время обедни, лишь только запели херувимскую песню, стала вдруг опускаться она в землю, выступила из-под земли вода, и образовалось озеро. И даже теперь, то есть во времена Новосильцевой, если наклониться над волнами, когда тихо на дворе, можно расслышать идущее со дна церковное пение.

Читайте также:  Озеро в белоруссии при

Представляете? Глубоко на дне, под многометровым слоем ила покоится деревянная церквушка — памятник русского зодчества неизвестно какого века.
Многие ученые сошлись во мнении, что Святое озеро — карстового происхождения. Оно пересыхало и выветривалось и вновь наполнялось водицей, по крайней мере, раза три. В торфяных отложениях на больших глубинах найдены следы былых пожаров.

Главным сокровищем озера считалась его целебная вода. На топографической карте 1818 года оно названо не Святым, а Купоросным. Видимо, в старой сказке таится доля правды. В медицине широко применяются сернокислые соли (медный купорос и др.). Купание в Святом озере снимало у страждущих боль в ногах, вылечивало ревматизм.

Целебный водоем привлекал к себе жаждущих исцеления. Издатель «Отечественных записок» П. Савиньи поместил в своем журнале в 1822 году статью о Косино:

«Отыскав в одной из находящихся у меня рукописей, что Петр Великий катался на Кассинском озере в шлюпке под парусами. я отправился в Кассино в воскресенье…»

(А. Белов, газета «Советское хозяйство», № 32 (2816) от 5 августа 1988 г.)

Большая часть богомольцев идет к Святому озеру, отстоящему с полверсты от села. На нем нынешний помещик для спокойствия народного соорудил две пространные купальни, одну для мужчин и другую для женщин… Мы вошли в первую и увидели на дне оной множество медных денег и несколько рубашек, кинутых купальщиками… Прежде, когда не было еще купален, деньги сии пропадали на дне озера.

Обычай «платить дань» Святому озеру существовал издавна. В газетах писали, что в озере вылавливали монеты конца ХVI — начала XVII веков. «Московский листок» сообщал в 1883 году: «Косино изменилось очень мало. Многие дамы, преимущественно купчихи, ради спасения души и телесной чистоты и здравия, кидают на дно купальни, в виде жертвы, монеты, серьги и даже рубашки». А был случай (это уже в 1980-е годы), когда косинский школьник, ловя рыбу, выудил из воды небольшую статуэтку китайского божка работы XIV -XV веков. Очевидно, еще и при монгольском иге озеро славилось.

(А. Санин, газета «Знамя труда», № 31 (3638), от 18 августа 1988 г.)

— Недавно, — рассказывает руководитель клуба защитников природы «Экополис-Косино» Василий Розанов, — члены нашего клуба отбирали пробы фитопланктона — организмов, населяющих толщу воды в Святом озере. Погода была благоприятная, вода, еще не успевшая остыть от летней жары, — теплая. Народу было немного. Только что-то я не заметил, чтобы бросали в воду кольца или монеты, а уж тем более рубахи.
А вот что пишет коренная жительница поселка Косино Ольга Ильинична Трифиленкова в своей книге: «Косино -маленький уголок моей родины»:
«К востоку от маленького сельца, среди топкого болота и дремучего леса блестит чистейшее зеркало Святого озера…
Оно имело круглую форму. Кругом на 200 -500 метров — трясина, на которой росли малорослые деревья. На болоте было много очень крупной клюквы, но собирать ее люди боялись, так как трясина таила опасность провалиться и утонуть.
Дно озера было покрыто толстым слоем ила. Оно имело ту особенность, что никогда не цвело, вода в нем была всегда холодная, чистая, очень прозрачная и хороша на вкус. (Вода Святого озера целебна: донный ил — сапропель — содержит в своем составе йод, серебро, бром). Крестьяне в старину лечили ревматизм и разные кожныезаболевания, натираясь озерной грязью (илом) и обмываясь озерной водой.

Со Святым озером связана легенда, передававшаяся из поколения в поколение и рассказанная нам дедами и родителями, старожилами села Коси-но. В большей степени ее знает каждый житель поселка.

Все вместе взятое: предания старины, целебные свойства воды Святого озера, темнота народная, — давали возможность церкви использовать все это в своих целях. В качестве примера можно привести следующее. Если в Белом озере тонул человек, то всплывал он на третий день и обязательно против церкви. Религиозные люди говорили по такому случаю, что душа усопшего устремляется к Богу, поэтому он и всплывает против церкви, и утопленника затягивает в глубину. К тому же, как считали старики, глубоко под землей, где стоит церковь на Белом озере, идет подземная водяная жила, соединяющая Белое озеро со Святым. Она и тянет».

Профессор Московского университета Б.М. Завадовский пишет об этой легенде следующее:
«Поэтический колорит и мистичность окружают чарующее Святое озеро, а также связанные с ним религиозные и исторические предания из
истории Руси. Сказывают, что здесь, у Святого озера, стояла давным-давно церковь во имя Пресвятой Девы Марии, что раз во время литургии, лишь запели херувимскую песнь, стала вдруг опускаться церковь в землю, выступила из земли вода, всю ее залила и образовала озеро, которое называют Святым. Косинцы говорят, что если наклониться над волнами, когда тихо на дворе и озеро спокойно, то слышно, как раздается внизу церковное пение. Этот религиозно-мистический ореол, окружающий Святое озеро, использован уже издавна услужливым духовенством, которое устроило здесь часовенку и взимает свою мзду с паломников, ищущих тысячами в водах озера исцеления от своих болезней и немощей».

Напротив церкви, к востоку (где в настоящее время поворот с Большой Косинской на Оранжерейную улицу), стояла арка с крестом, иконой и надписью «Святое озеро». От арки шла живописная дорога из тополей среди соснового бора до самого озера. Дорога от первой арки шла до другой арки у края трясины Святого озера. Через трясину от арки до воды был деревянный мост с перилами длиной 200 — 250 метров. Высота моста над трясиной — 2 — 2,5 метра. Мост заканчивался площадкой с ответвлениями вправо и влево. На площадке стояла очень древняя часовня, сзади часовни слева — иордань.

В 1812 году Косино подверглось общей участи разграбления. Ограблена была и церковь, и после изгнания французов, ввиду резкого сокращения числа богомольцев, был поднят вопрос об упразднении храма за неимением средств для содержания церковного причта…

ОБВОДНОЙ КАНАЛ ПРЕВРАТИЛИ В СВАЛКУ

По мнению экологов, сегодня Святое озеро нуждается в реабилитации. Еще в 1997 году организацией «Мосво-доканалНИИпроект» был разработан проект, которым предусматривалось восстановление на историческом месте самого храма. На том месте за болотом, где сейчас расположены частные гаражи. Но по каким-то причинам проект не осуществился. Зато на месте отдыха горожан началось строительство часовни. Делают ее, как сообщает пресс-служба районной управы, на пожертвования жителей. Правда, уже несколько лет стройка заморожена. «Темпы строительства напрямую зависят от поступления финансовых средств», -констатируют в управе.

— Уже долгое время Святое озеро находится в тяжелой ситуации, фактически его превратили в свалку, — рассказывает Василий Розанов. — Например, в 2006 году с северной стороны озера нами были найдены ящики с медицинскими препаратами в форме таблеток, сброшенные в обводной канал… Тогда об этой находке было сообщено депутату местного муниципального Собрания Борису Аверину, отвечавшему за экологическую обстановку в районе. Он в свою очередь связался с работниками ДЕЗ, и они оперативно сработали, в воскресный день проведя дезактивацию данного места.

— Однако местные власти официально не зарегистрировали данный инцидент, — сетует Василий Розанов. — До сих пор не проведено никаких анализов этих таблеток. Самое страшное, что рядом дорога, по которой гуляют как взрослые так и дети, и неизвестно, чем могло бы обернуться это дело, если бы мы не нашли те таблетки.

В районе, увы, никогда не было и нет сточной канализации. А до недавних пор дороги, проходящие рядом со Святым озером, поливали химическими средствами, которые, естественно, осаждались на придорожной растительности и попадали в грунтовые воды. Когда местные жители забили тревогу, поливать дороги «шампунем» перестали, но в зимний период реагенты тоже делают свое пагубное дело. Вопрос со сточной канализацией так и остался открытым.

— Более того, напротив гаражного кооператива «Весна-21», на улице Оранжерейной, расположенной вдоль обводного канала Святого озера, который был специально прорыт для его охраны, вопрос со сточной канализацией был решен впечатляюще, — говорит Василий Розанов. — В 2007 году просто сделали отвод с дороги прямо в обводной канал, забыв, видимо, для какой цели он был прорыт. Теперь вся грязь, поступающая с дороги, попадает в обводной канал озера, проникает в почву…

Этим летом клуб «Экополис-Косино» проводил на знаменитом косинском трехозерье межвузовскую практику. Студенты знакомились с территорией озер, замеряли содержание кислорода в воде, температуру воздуха, воды и почвы. На Святом озере, помимо самого водоема, производились замеры некоторых параметров обводного канала. И они показали, что канал сильно загрязнен…

— Прохождение учебной экологической практики дало нам хорошую возможность применить полученные в течение учебного года знания на практике, почувствовать себя настоящими экологами, — рассказывает студентка РГСУ Татьяна Ларина.

— Я искренне надеюсь, что в следующем году снова буду проходить практику на базе клуба защитников природы «Экополис-Косино» и постараюсь связать свою дипломную работу с прекрасными косинскими озерами, — говорит студентка РУДН Мария Донских.

— В октябре в Московском геологическом музее им. Вернадского при поддержке различных организаций и вузов мы проводим молодежную научно-практическую конференцию, которая так и будет называться «По итогам межвузовской экологической практики», — сообщил профессор РГСУ Вадим Скаря-тин. — Результаты студенческих работ по косинским озерам будут опубликованы в научном сборнике трудов.

Читайте также:  Рассказ васюткино озеро раскраска

Источник

Легенда святого озера в косино

2.jpg

Сейчас немногие знают, что вошедшее в 1985 году в состав Москвы Косино в дореволюционные годы было известным местом паломничества. В день празднования Моденской (Косинской) иконе Богородицы вспомним об этом уголке православной России, на протяжении столетий принимавшем верующих, которые приходили поклониться его святыням, получить благодать или исцелиться, искупавшись в водах Святого озера.

Согласно преданию, это озеро появилось еще до основания Москвы. Около 900 лет назад жестокий Вукол, участник междоусобных войн, встретил в этих местах священника, удалившегося от кровавых распрей. Под влиянием старца Вукол раскаялся в грехах и полностью изменил свою жизнь. Он поселился на месте современного Кремля и неустанно молился за грешников и о спасении своей родины. Однажды в видении ему была открыта судьба Москвы на много веков вперед: Вукол узнал о великих и трагических событиях, ожидавших город вплоть до ухода наполеоновских войск. Неведомый голос сказал ему, что она станет сердцем Руси и Сама Богородица возьмет ее под Свой покров, что Господь будет спасать город, пока не иссякнет в его жителях вера. Вукол рассказал обо всем этом наставнику-старцу, и они стали вместе молиться за Москву и всю русскую землю.

Вскоре в созданном старцем храме Девы Марии они услышали херувимскую песнь и увидели Богородицу. Посчитав себя недостойным Ее лицезреть, Вукол вышел из храма, и тогда тот стал торжественно опускаться под землю, унося с собой праведного старца и его молитвы. В то же время на этом месте образовалось круглое озеро с хрустальной водой, названное за явленную Божию милость Святым.

Современными учеными установлено, что озеро имеет карстовое происхождение, то есть возникло в результате провала грунта, а его вода целебна. Святое озеро очень глубокое, и на его дне обнаруживают массивные древесные стволы. В XIX веке жители Косино говорили, что когда во дворе тихо и озеро спокойно, над волнами слышно, как внизу раздается церковное пение. Когда-то на этом озере была обретена житийная икона с поясным изображением Николая Чудотворца, ставшая почитаемой. Есть сведения, что после Куликовской битвы русские воины омывали раны водами Святого озера. Вероятно, в XVII столетии паломничество сюда стало массовым – на дне озера находили много серебряных копеек времен царя Михаила Федоровича и медных монет, отчеканенных при царе Алексее Михайловиче.

Наиболее раннее упоминание о Косино в исторических источниках относится к началу XV века: в духовной грамоте (завещании) князя Владимира Андреевича Серпуховского, командовавшего засадным полком во время Куликовской битвы, оно называется селом с тремя озерами (Святое, Белое и Черное озеро расположены поблизости друг от друга). Первое сведение о местном храме датируется 1617 годом, когда царь Михаил Романов передал эти земли В.Г. Телепневу, в роду которого они находились почти 200 лет. Затем в писцовых книгах встречается его название – храм во имя святителя Николая Чудотворца.

6.jpg

Широкую известность Косино приобрело благодаря неоднократно бывавшему здесь Петру I. У северной стены храма долгое время хранился изящный стул, на котором он сидел, приезжая сюда. Случилось так, что юный Петр посчитал Белое озеро пригодным для плавания на судах. Напоминанием об этом много лет служила построенные недалеко от дома и сада Телепневых пристань и верфь. Позже он передумал, и в 1692 году около сотни кораблей спустил на воды Плещеева озера в Переславле-Залесском. Однако Косино Петр I не забыл и в 1717-м подарил храму икону, привезенную его соратником графом Б.П. Шереметевым из путешествия в 1695-1697 гг. по Италии. Считается, что эту икону критской иконописной школы он приобрел в подарок Петру, находясь в городе Модене. В Косино образ с изображением стоящей Богородицы с Младенцем Иисусом, указывающих направо, прославилась как чудотворная. Так, например, в 1808 году исцелилась не ходившая от сильной боли в ногах девушка. Ей во сне явилась Богородица и сказала молиться перед Своей иконой в Косино и искупаться в Святом озере. Выполнив это, девушка выздоровела и пожертвовала на образ медную вызолоченную ризу.

Мирную жизнь гостеприимного села нарушило вторжение наполеоновской армии. Никольский храм был разграблен, местных жителей грабили вражеские солдаты. После войны храм даже собирались упразднить как малоприходный. К счастью, нашелся человек, принявший на себя заботы по возрождению села – это был почетный гражданин Москвы родом из Гороховца, купец 1-й гильдии Дмитрий Александрович Лухманов. Благодаря ему на Белом озере был построен храм Успения Пресвятой Богородицы (1823 г.), каменная колокольня вместо деревянной, а под ней – теплый храм Николая Чудотворца (1826 г.). Вокруг возвели каменную ограду с пятью башнями-бойницами и двумя воротами.

После смерти Д.А. Лухманова местные крестьяне добились освобождения от крепостной зависимости. Усадьбу и озера государство сохранило за собой и начало сдавать в аренду. В благодарность Богу за свое освобождение крестьяне посадили по дороге от храма до Святого озера тополиную алею и в 1861 году построили новую деревянную часовню на озере вместо обветшавшей. В следующем году Никольский храм под колокольней расширили, установили в нем резной вызолоченный иконостас и украсили настенными росписями. Священником Иоанном Цветковым тогда же была открыта церковно-приходская школа.

12.jpg

До появления железнодорожной станции Косино покрывал сосновый лес, по которому перед праздниками почти непрерывной цепью от Рогожской заставы Москвы шли богомольцы. Пройдя через арку с крестом и иконой и тополиную аллею, они встречали другую арку с надписью «Святое озеро», а затем по деревянному мосту с перилами над трясиной шли до площадки на середине водоема. Там их встречала большая часовня со списком Косинской (Моденской) иконы Божьей Матери, списком почитаемой иконы святителя Николая Чудотворца, двумя купелями для мужчин и двумя – для женщин. Там же была устроена иордань, в которой паломники могли набрать воды для питья. Все посещающие Святое озеро считали своим долгом окунуться в его воды. С ранней весны до поздней осени там было многолюдно. По традиции в купели оставляли монеты и личные вещи – сорочки, повойники, одеваемые женщинами под платок и пр.

5.jpg

В праздничный день все улицы выметались, верующие шли на литургию, а затем окунались в озеро. Позже служили молебен с водосвятием и по народной традиции заряжали пушки оставленными в купальнях вещами. После чаепития и вечерней службы некоторые уезжали, а оставшиеся водили хороводы и плясали под гармонику, которая слышалась отовсюду. Вечером делалось еще несколько выстрелов, и иногда был фейерверк.

Паломники увозили с собой масло из лампады перед чудотворным образом – до нашего времени сохранился флакон с изображением Косинской иконы Божьей Матери с одной стороны и Николая Чудотворца – с другой. Кто-то брал на память букеты местных трав. Известно, например, что в кабинете Патриарха Пимена (Извекова) стояли засушенные ветки и травы с берега Святого озера.

Разорение храмов в Косино началось в 1920 году, когда были изъяты оклады двух самых почитаемых икон. Перед Великой Отечественной войной с куполов сбросили кресты, затем закрыли храмы и изъяли иконы. Так бесследно исчезла обретенная здесь икона святителя Николая Чудотворца.

Не уцелели постройки на Святом озере и тополиная аллея. В 1947 году произошло большое несчастье: поселившиеся в деревянном Никольском храме сторожа так раскалили печку-времянку, что он загорелся; спасти его не удалось.

Много утрат пришлось пережить этому месту, прежде чем храмы были возвращены верующим. В 1976 году Косинскую (Моденскую) икону местные жительницы опознали в одной из икон музея имени Андрея Рублева. Всю войну она провела в Музее истории религий и атеизма в Казанском соборе Ленинграда, а после вернулась в Москву. Удивительным образом летом 1989 года восемнадцатилетний Александр на рельсах железнодорожной станции «Кутум» в Астрахани нашел кулон с изображением Косинской иконы Божией Матери. Через некоторое время ему приснился сон, в котором Богородица сказала, что пока Ее икона находится в заточении, но будет возвращена на свое место, а на Святом озере построят часовню и купальни, восстановят две угловые башни-бойницы, что будет исцелять масло, взятое из лампады перед Ее иконой.

2123875.png

В 1986 году на месте сгоревшего храма Николая Чудотворца была выстроена деревянная церковь в древнерусском стиле. В 1993-м ее освятили во имя неоднократно бывавшего в Косино патриарха Тихона – любящего, сострадательного, твердого в вопросах веры главы Русской Церкви в жестокие и мятежные годы послереволюционного безвременья.

IMG_1363.JPG

В 1990 году в Косино возобновились богослужения. На следующий год 2 июля, накануне празднования в честь Косинской (Моденской) иконы, состоялось ее торжественное возвращение. Много сделал для возрождения этого святого места протоиерей Михаил Фарковец. Его трудами открыта церковно-приходская общеобразовательная одиннадцатилетняя школа и школа трезвения, в бывшей насосной станции на берегу Святого озера начали устроение часовни. Уже после его смерти это здание превратилось в храм, освященный в 2011 году в честь чудотворного образа Божией Матери «Живоносный Источник».

21214.png

Теперь каждый год 3 июля в Косино совершается крестный ход на Святое озеро, водоосвящение на лодке, а затем – погружение верующих в воды озера.

2 декабря 1999 года освящена построенная вблизи Успенской церкви водосвятная часовня во имя святителя Филарета, митрополита Московского, который в вое время благословил затеянное Д.А. Лухмановым строительство и наблюдал за ходом работ. Около входа в 2007 году построена часовня святых новомучеников – подвижников косинских храмов Евгения (Васильева), Алексия (Смирнова), Иоанна (Смирнова), Николая Гусева. Прихрамовая территория благоустроена, подрастают посаженные сосны, установлен поклонный крест, ограда восстановлена и украшена мозаиками с изображением святых.

IMG_1339.JPG

Радостно видеть, как возрождается это прекрасное место, и верится, что здесь никогда более не прервутся молитвы множества паломников и местных жителей.

Источник

Adblock
detector