Меню

Лебединое озеро балет меридиан

Балет на льду «Лебединое озеро»

в исполнении Государственного балета на льду Санкт-Петербурга

Билеты от 800 руб.

«ЯНТАРЬ-ХОЛЛ» - СХЕМА ЗАЛАЗакрыть

Балет на льду «Лебединое озеро»

Балет на льду «Лебединое озеро»

Спектакль «Лебединое озеро» вот уже более века пленяет сердца поклонников классической музыки. Он по праву считается эталоном высокого искусства. «Лебединое озеро» без доли преувеличения можно назвать жемчужиной русской классики.

В основу балета легла сказка рыцарской эпохи. Это трепетная и прекрасная история любви, наполненная множеством препятствий и испытаний, подстерегающих юных влюбленных.

Уникальный и единственный в мире формат балета на льду – это новый взгляд на классический балет. Под руководством главного балетмейстера – Заслуженного артиста России Константина Рассадина, были придуманы такие приемы фигурного катания, которые до этого никем не использовались.

В результате родился новый жанр, а вместе с ним и новая хореография – более яркая и динамичная. Здесь нет статики, присущей классическому танцу. Фигуристы скользят по льду и легко взлетают над ледовой поверхностью в головокружительных прыжках.

Государственный балет на льду Санкт-Петербурга, основанный в 1967 году выдающимся русским хореографом Константином Боярским, является продолжателем традиций Санкт-Петербургской школы русского классического балета.
Продолжительность 2 часа с антрактом.

Источник

Мифы и реальность «Лебединого озера»: почему балерины отказывались танцевать

Десять фактов из истории самой первой постановки самого популярного в мире балета

4 марта 1877 года в Москве на сцене Большого театра публике впервые был показан балет «Лебединое озеро». Казалось бы, об этом балете написаны тонны диссертаций, научных статей и книг и известно всё. Однако многое было открыто только в последнее время. Мы приводим 10 наиболее интересных фактов, а также сопутствующих им мифов из истории самой первой постановки самого известного в мире балетного спектакля, показанной в этот день 144 года назад.

Десять фактов из истории самой первой постановки самого популярного в мире балета

Факт №1 и сопутствующий ему миф: Многие уверены, что существует некая немецкая сказка о зачарованной злым волшебником девушке Одетте, превращенной колдуном в лебедя, о ее черном двойнике Одиллии, о влюбившемся в нее без памяти принце Зигфриде. На самом же деле такой сказки никогда не существовало. Ее просто придумали для балета. И споры о том, какие именно произведения мировой литературы являются источником сюжета «Лебединого озера», идут до сих пор. Большинство относят его к сказкам И.К.Музеуса «Похищенное оперенье» (или «Украденное покрывало») и «Бабушкина свадьба». Вполне справедлива и версия Юрия Слонимского о том, что образ злой колдуньи, оборачивающейся совой (колдун в облике коршуна или филина) и преследующей Одетту-Лебедя, связан с пушкинской «Сказкой о царе Салтане». Мотивы «Лебединого озера» можно обнаружить в сказках братьев Гримм, у Андерсена и даже в «Метаморфозах» Овидия, где один из персонажей бросается в образованное из слез матери озеро — оно фигурирует и в либретто балета Чайковского. А трагическая концовка «Лебединого озера» почти дословно цитирует «последнюю песню лебедя перед кончиной» из «Поэтических воззрений славян на природу» А.Н.Афанасьева.

Сцена из II акта в постановке 1877 года Фото: en.wikipedia.org

Факт №2 и сопутствующий ему миф: Либреттистами балета «Лебединое озеро» считаются В.П.Бегичев и В.Ф.Гельцер — именно им приписывается сочинение популярного сюжета. И это тоже является мифом. Интересно, что авторы либретто не были обозначены в афише премьерного спектакля от 20 февраля (4 марта) 1877 года. Отсюда у исследователей и возник спор, кто же на самом деле придумал этот популярный сюжет? К единому мнению до сих пор не пришли. Одни отстаивают авторство все-таки Бегичева (причастность к либретто Гельцера почти всеми исследователями оспаривается), который был инспектором репертуара московских императорских театров и по долгу службы не мог указывать свое имя на афише. Но, как показывает самый авторитетный биограф Чайковского Александр Познанский, либретто скорее всего было сочинено хореографом первого спектакля Вацлавом Рейзингером. Но почти никто не оспаривает, что в сочинении сценария активно участвовал и сам композитор.

Факт №3: Связан с датой премьеры «Лебединого озера». По сообщениям газет того времени, она намечалась на ноябрь 1876 года, но состоялась только в марте следующего. Причем от чести станцевать в первом балете Чайковского артисты, как, впрочем, это нередко бывает в Большом театре и в наши дни, массово побежали отказываться, считая балет малоперспективным и невразумительным. Его даже называли сбором «невероятных диссонансов, бесцветных невозможных мотивов» — словом, «музыкальной какофонией»!

За написание музыки композитору заплатили огромную по тем временам сумму — 800 рублей. Столь большая сумма объяснялась тем, что музыку к балету в те времена писали только штатные композиторы, работавшие при труппе, и их работа оценивалась в два раза ниже. Чайковский же стал первым серьезным русским композитором, заинтересовавшимся балетом. «Я взялся за этот труд отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этого рода музыке», — писал Чайковский Римскому-Корсакову.

П. Карпакова в роли Наяды. “Наяда и рыбак” Фото: en.wikipedia.org

Читайте также:  Рязанская область ореховое озеро

Любопытно, что траты дирекция Большого театра решила частично возложить на артистов, за счет проведения бенефисов, билеты на которые стоили дороже, чем на обычные спектакли. Из исследования Сергея Конаева и Бориса Мукосея, основанного на анализе недавно найденных документов, скрипичного репетитора балета, а также журналов приходно-расходных сумм московской конторы императорских театров, деньги были «вычтены с первых четырех представлений «Лебединого» (по 100 рублей с вечера) с бенефициантов». Перекладывание выплаты в 400 рублей на артистов и бенефициантов казалось дирекции единственным способом заплатить композитору, не выходя из сметы. Таким образом первая исполнительница партии Одетты-Одиллии Полина Карпакова при сборе 1918 р. 30 коп. получила на руки только 677 р. 68 коп. В основном этим современные исследователи объясняют массовые отказы артистов от премьеры и бенефисов и постоянные перенесения даты первого спектакля. «Первый балет свой П.И.Чайковский написал для меня, но я отказалась танцевать в нем, до того Петр Ильич не знал технической стороны балета и до того неинтересно сделал его», — вспоминала много лет спустя балерина Лидия Гейтен. Именно ей, судя по опубликованным Сергеем Конаевым документам, и прочили танцевать премьеру. Такой отказ стал для композитора болезненной неожиданностью.

Анна Собещанская в балете «Лебединое озеро», 1877 год.

Факт №4 и сопутствующий ему миф: Долгое время считалось, что премьеру балета «Лебединое озеро» должна была танцевать не Гейтен, а Анна Собещанская, 35-летняя балерина и негласная хозяйка Большого театра того времени. Существует миф, будто 25-летний муж всесильной Собещанской, также танцовщик Большого, Виктор-Станислав Гиллерт распродавал бриллианты супруги, подаренные ей любовником, генерал-губернатором Москвы Долгоруковым. Продажа бриллиантов открылась, и по этой причине артистка, впавшая в немилость, была допущена лишь к четвертому представлению. Но скандал с балериной и ее молодым мужем случился, как выясняется, позже. На основе же анализа новых документов стало доподлинно известно, что в сезоне 76–77 года от своего бенефиса в «Лебедином» Собещанская отказалась по собственному желанию, получив взамен 1500 рублей серебром — обмен бенефиса на деньги в те времена считался особой привилегией. Бенефис ПРИШЛОСЬ танцевать Полине Карпаковой, которая также пыталась от него отказаться. Но принцем Зигфридом на премьере все-таки вышел муж Собещанской Виктор-Станислав Гиллерт. И после скандала с продажей бриллиантов его не уволили, а перевели в Петербург в связи с реформой, проводимой в 80-е годы в Большом. Много лет спустя он поможет Вацлаву Нижинскому с поступлением в театральное училище.

Факт №5 и сопутствующий ему миф: Знаменитое «черное па-де-де», без которого сейчас не обходится ни один балетный гала-концерт и называемое так от черной пачки Одиллии, на премьере 1877 года принц Зигфрид танцевал совсем не с Одиллией, как мы привыкли, а. (еще одна интрига, имевшая место в первом варианте балета) с поселянкой, которой сильно увлечен! У него, как и у Ромео до Джульетты, имелась пассия! А с Одиллией уже в третьем акте вместо привычного «черного» он танцует совсем другое па-де-де, известное сейчас как «па-де-де Собещанской» — да-да, все той же поистине вездесущей мадам Собещанской…

Якопо Тисси в балете «Лебединое озеро». Фото: bolshoi.ru

Факт №6: Несоответствие нынешнего либретто балета первоначальному. В первом варианте было множество совершенно неизвестных современному зрителю героев: помимо нынешнего злого гения фон Ротбарта (был проходным персонажем) на балу появляется барон фон Штейн, его жена-баронесса и их дочь, а затем некий Фрейгер фон Швальцфельс, тоже с женой. Одной из главных ролей была роль рыцаря Бенно фон Зомерштерна, друга принца. А Одетта в первой версии оказывается совсем не обычной девушкой, превращенной злым волшебником в птицу, а довольно могущественной феей, которая днем превращается в лебедя по своей воле, чтобы с подругами, «весело рассекая грудью воздух, летать высоко-высоко».

«Злые чары в версии Чайковского-Рейзингера олицетворял не Ротбарт, как теперь, а злая мачеха-колдунья, новая жена отца Одетты, которая обращается в сову и хочет извести свою падчерицу. В перечне действующих лиц этой самой мачехи-совы нет и в помине, поскольку её роль в спектакле выполняла кукла-муляж летающая над сценой сверкая зажженными глазами и размахивая крыльями»

Факт №7 и сопутствующий ему миф: Принц Зигфрид в первоначальном либретто является отнюдь не меланхоликом из современных версий, а весьма ветреным молодым человеком. Он охотно выпивает с друзьями (до сих пор в «Лебедином» сохранился «танец с кубками»), после выпивки идет в лес пострелять дичь. Ну и за барышнями он не прочь поволочиться: в первом действии увлекается местной поселянкой, с которой и танцует на музыку «черного па-де-де», а на балу, уже после клятвы верности Одетте, попадает под чары Одиллии. Интересно, что и Одиллия не является в версии 1877 года двойником Одетты, с которой принц ее путает на балу. Она только похожа на нее, да и то не слишком. Одно время считалось, что партию Одетты и Одиллии на премьере исполняли две разные балерины. Карты путала афиша, где на месте имени исполнительницы роли Одиллии стояли три звездочки. Сегодня же с помощью рецензий, появившихся в прессе, вопрос решен окончательно и бесповоротно: на премьере, как и сегодня, партию Одетты и Одиллии исполняла одна и та же танцовщица. «Принц влюбляется в дочь злого волшебника, похожую на Одетту (играет та же артистка), и просит ее руки», свидетельствовал журнал «Суфлер», описывая вторую редакцию этого балета, поставленную в Большом театре датским балетмейстером Гансеном.

Читайте также:  Является ли озеро виктория самым крупным пресноводным озером африки

Факт №8. Для своего первого балета Чайковский задумал трагический финал, что было не совсем обычным явлением для балетов того времени: его герои — и принц, и Одетта — погибают в волнах разбушевавшегося Лебединого озера. Из либретто 1877 года: «Он (Принц) быстро срывает с ее головы венец и бросает в бурное озеро. Над головой с криком пролетает сова, неся в когтях брошенный венец Одетты. «Что ты сделал?! Ты погубил и себя, и меня, я умираю», — говорит Одетта, падая на руки принца. Волны одна за другой набегают на принца и Одетту, и скоро они скрываются под водой». Непривычная концовка шокировала современников. Так что вопреки распространенному мнению «благополучный» финал возник еще при жизни Чайковского, но уже в следующей, второй по счету, московской версии балета балетмейстера Гансена (1880 г.). По сообщению тогдашнего обозревателя «Суфлера», в его редакции «Принц и Одетта более не погибают, но спасаются, и Одетта, превратившись в обыкновенную девушку, прощается со своими родичами-лебедями и уходит с принцем».

Факт №9 и сопутствующий ему миф: Во всех учебниках по истории хореографии написано, что балет, впервые явленный на свет в Большом театре в 1877-м, провалился. Тем не менее простая статистика докажет, что это не соответствует действительности: «Лебединое» шло 6 лет (с перерывом в 1 год), его показали 41 раз, в то время как другие спектакли не выдерживали и 18 показов. Вполне успешной оказалась постановка и в финансовом плане: затрачено на нее было всего 6 тысяч 792 рубля 37 копеек, а сбор только на премьере 4 марта 1877 года дал 1 тысячу 918 рублей 30 копеек. Правда, в дальнейшем сборы падали. Второй спектакль дал 877 рублей 10 копеек, третий — 324 рубля. Когда роль перешла к популярной Собещанской, сбор поднялся до 987 рублей, но постепенно опустился до 281 рубля, давая в дальнейшем 200–300 рублей (самый низкий сбор был 7 ноября 1878 года — 209 рублей 40 копеек). Тем не менее все затраты на спектакль были отбиты.

Факт №10 и сопутствующий ему миф: И это, наверное, самый удивительный факт в этой истории: озеро под таким названием в действительности существовало во времена Чайковского в Баварии.

Нойшванштайн Фото: en.wikipedia.org

Существует оно и до сих пор, а невдалеке от него расположился построенный по приказу баварского короля Людвига II замок Нойшванштайн, то есть новый Лебединый замок (есть во владениях короля и старый). Сообщение о кончине баварского короля произвело на Чайковского чрезвычайно сильное впечатление. Композитор назвал ее ужасной, а обстоятельства, приведшие к ней, злодейством. Как мы уже знаем, принц у Чайковского, подобно «лебединому королю», тоже гибнет в водах разбушевавшегося Лебединого озера, хотя происходит это почти за 10 лет до реальных событий: король Людвиг Баварский утонул в 1886 году.

Людвиг Баварский Фото: en.wikipedia.org

Быть может, тайну Лебединого озера сумел разгадать хореограф из Гамбурга Джон Ноймайер, поставивший к столетию балета в 1976 году свою версию. Ее главным героем стал несчастный «лебединый король», которого преследует в спектакле некий черный человек-тень, его мистический возлюбленный.

Источник

Лебединое озеро

«Лебединое озеро» — самый популярный и часто исполняемый балет в мире, и трудно поверить, что на премьере в 1877 году он провалился. Это именно тот случай, когда несчастье помогло: о первом балете Чайковского вспомнили в связи со смертью композитора, когда Мариинский театр начал готовил мемориальный спектакль. Тогда, в феврале 1894-го, хореограф Лев Иванов показал Большое па лебедей. Через год в дело включился Мариус Петипа: по его просьбе композитор и дирижер Риккардо Дриго заново скомпоновал партитуру, включив в нее другие сочинения Чайковского, а сам Петипа сочинил картины придворных празднеств, в том числе «черное па-де-де», куда включил и новейший трюк того времени — 32 фуэте.

В 1930-е Агриппина Ваганова, возобновляя балет в Ленинграде, придумала знаменитую лебединую позировку с закрытой рукой-крылом. В 1950 году Константин Сергеев, многолетний исполнитель партии принца Зигфрида, сделал новую редакцию — она и сегодня идет на сцене Мариинского театра и считается канонической. Именно эта версия украшает репертуар Урал Балета. Почтенное произведение петербургские постановщики представили, по слову критика, «радикально старомодно» — вернули ему былую основательность и лоск «большого стиля» во всем, от помпезного оформления до постановки рук у кордебалета лебедей.

Читайте также:  Озеро сенеж рыбалка 2021

Музыка Пётр Чайковский (1877), редакция партитуры Риккардо Дриго (1895)

Либретто — Василий Гельцер и Владимир Бегичев (1877)

Продолжительность — 2 ч 45 мин

спасатель Ural Trap Session Там же, тогда же

Ural Trap Session С твоей женой был Я

Мот собака камень

гурам амарян Мот Hollywood Music Marathon

Петр Мамонов. Творческий вечер

Первый на Урале музыкальный фестиваль с TikTok-блогерами

Feduk. One Love

Петр Мамонов. Творческий вечер Pharaoh

BOLERO. Ляйсан Утяшева

КВН

Feduk. One Love

Мот репертуар Ural Trap Session

Feduk. One Love Петр Мамонов. Творческий вечер репертуар

© ООО «Городские Зрелищные Кассы», 2021

620075, Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 22, офис 602

Телефон: (343) 222-70-00

Бронирование билетов: (343) 222-70-00

— по всем билетным вопросам (возврат, обмен, в т.ч. электронные билеты)
— по вопросам рекламы и PR

Источник



Балет «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО»

Мероприятия

  • Встречи
  • Выставки
  • Концерты
  • Лекции
  • Мастер-классы
  • Подборки
  • Спектакли
  • Тренинги
  • Фестивали

Имперский Русский Балет и Культурный центр «Меридиан» представляют балет«ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО» П.И. Чайковского

«Лебединое озеро» — самый лиричный из балетов Петра Ильича Чайковского (1840 — 1893), премьера которого состоялась на сцене Большого театра в Москве 20 февраля 1877 года. Этот день можно считать рождением русского классического балета. С тех пор прошло более 140 лет, но сказка, рассказанная языком танца, до сих пор волнует сердца детей и взрослых.

Принцесса-лебедь раскрывает Принцу Зигфриду тайну тяготеющих над ней и её подругами чар: злой волшебник превратил их в лебедей, и лишь ночью, около озера, они могут принимать человеческий облик. Чтобы спасти любимую, Зигфрид готов убить колдуна. Но, увы, это не поможет рассеять чары — только беззаветная любовь юноши, который еще никогда и никому не клялся в любви, может снять с Одетты и девушек-лебедей злое заклятие. Зигфрид, встретив свою единственную, даёт Одетте клятву вечной верности.

В основу сюжета положен один из многочисленных вариантов народного сказания о девушке, превращённой злой силой в птицу. Молодой принц, встретив заколдованную Принцессу-Лебедь, клянётся ей в вечной любви. В этой клятве — залог её избавления от волшебных чар. Но невольно он изменяет своему слову, обманутый сходством Одетты с Одиллией — дочерью Злого Гения. Одетта обречена навсегда остаться лебедем. Мрачный финал впоследствии был изменен: Одетта и Зигфрид, бросившись в волны, разрушили злые чары, и действие балета заканчивается светлым апофеозом.

Имперский Русский Балет
Художественный руководитель — заслуженный деятель искусств России Гедиминас Таранда

Балет П.И. Чайковского в двух отделениях
Хореография — Мариус Петипа, Лев Иванов
Редакция — Гедиминас Таранда
Сценография — Андрей Злобин
Художник по костюмам — Анна Ипатьева

Продолжительность спектакля: 2 ч 20 мин (с антрактом)

Когда: 15 марта в 19:00
Где: большой концертный зал
Организатор: ГБУК г. Москвы «ЦКИ «Меридиан»
Информационные партнёры: Радио «Орфей» и Телеканал Lis Channel

Источник

Лебединое озеро

Мероприятия

  • Встречи
  • Выставки
  • Концерты
  • Лекции
  • Мастер-классы
  • Подборки
  • Спектакли
  • Тренинги
  • Фестивали

Балет при участии Мариинского и Большого театров

Невероятный, незабываемый спектакль для всей семьи, квинтэссенция лучшего в русской культуре и спорте за последнее столетие. Необычный, новый взгляд на удивительную легенду о вечной и прекрасной любви, предательстве, добре и зле, историю, давно вошедшую в золотой фонд мировой культуры. Головокружительные трюки и акробатика, грациозность и хрупкость балета, всё это смешано воедино в невероятную историю на сцене!

Если есть на свете искусство, способное покорить без исключения все сердца, проникнуть в глубину человеческой души, заставив ее радоваться – ликовать — или плакать, сопереживать, захватить мысли зрителя, который, поглощенный увиденным, задумается о том, что нового он узнал, о чем подумал, чем восхитился или чему ужаснулся, — то это искусство классического танца, балет.
«Классический Русский балет» — молодая, но успешная московская труппа классического танца. Компания была основана в 2004 году, но за одиннадцать лет своей активной творческой жизни зарекомендовала себя как профессиональный развивающийся коллектив, в который вошли лучшие представители балетных школ России, талантливая перспективная молодежь и зрелые заслуженные мастера танца.

Основу балетной труппы на сегодняшний день составляют выпускники Московской академии хореографии, Академии русского балета имени А.Я. Вагановой (Санкт-Петербург) и других известных балетных школ России. В формировании коллектива Классического Русского балета принял участие его художественный руководитель, солист театра Хасан Усманов. Классический Русский балет, помимо выступлений на столичных сценах, активно гастролирует по России и за рубежом. Спектакли Классического Русского балета с успехом были встречены зрителями Екатеринбурга, Новосибирска, Краснодара, а также публика с воодушевлением принимала труппу в Финляндии, Японии, Испании, Израиле, Австрии, Германии, Греции и др. Репертуар труппы Классического Русского балета составляют, прежде всего, балеты классического наследия, великие произведения, вошедшие в золотой фонд русского балета: шедевры П.И. Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».

Балет в двух актах, четырех картинах
Продолжительность — 2 часа.
Музыка: Петр Ильич Чайковский
Хореография: Мариус Петипа, Лев Иванов в редакции Хасана Усманова

В спектакле принимают участие ведущие танцоры Мариинского и Большого театров

Время проведения: 21 февраля в 19:00
Место проведения: ЦКИ «Меридиан», Большой зал
Цена билета: 700 – 2000 руб.
Организатор: ИП Калинин А.П.

Источник

Adblock
detector