Меню

Лебединое озеро балет 2014

О нас

Прямая трансляция балета «Лебединое озеро»

На сей раз балетоманам Москвы, России и мира предлагается шедевр номер один русского классического балета — «Лебединое озеро». Для Большого это особый балет: пусть премьера в Большом и провалилась с треском (Мариус Петипа и Лев Иванов создали свое бессмертное творение в Мариинском театре спустя более чем десять лет), но все же замечательная музыка Чайковского впервые прозвучала именно в стенах главного театра страны.

Как это ни парадоксально, Юрий Григорович взялся за «Лебединое озеро». по необходимости. В 1969 году Большой балет собирался на гастроли в Англию. В программу выступлений на английской сцене предполагалось включить «Лебединое озеро», но балет, не обновлявшийся с
года, потерял товарный вид. В результате, вместо простого обновления начался настоящий творческий процесс. Григорович, как всегда, в содружестве с художником Симоном Вирсаладзе, предложил новую концепцию балета.

Ротбарт трансформировался в Злого гения, обрел танцевальный язык и неформально стал одним из главных персонажей балета, оставляя большой простор для трактовки своей мрачной личности. Вариации: это сама судьба искушает принца, еще не успевшего узнать, как трудно хранить верность своим идеалам; это сам принц, управляемый темной, черной стороной своей души. В спектакле практически появились две пары двойников: Белый лебедь (Одетта) — Черный лебедь (Одиллия), «белый» принц (Зигфрид) и черный (Злой гений).

Камнем преткновения с советской властью стала последняя картина. Грандиозная буря на озере сокрушала лебединый стан. Злой гений торжествовал победу. Одетта гибла. Постигшая принца полная потеря идеалов не внушила оптимизма министру культуры — Екатерине Фурцевой. В Англию поехало старое «Лебединое озеро», а новое балетмейстеру было велено переработать. В результате, буря утихла. И герои счастливо воссоединились в финале, который сам Григорович саркастически охарактеризовал как «апофеоз в фа мажоре». Возродить свой первоначальный замысел ему удалось только в 2001 году. Теперь Большой театр предлагает своему зрителю один из главных балетов классического наследия именно в этой трактовке.

В транслируемом спектакле выступят Светлана Захарова, прима-балерина Большого и одна из лучших исполнительниц партии Одетты-Одиллии в мире, и яркие представители молодежи театра — Денис Родькин (Принц Зигфрид), недавно покоривший мировой киноэкран в партии Щелкунчика-принца, и Артемий Беляков (Злой гений).


Принц Зигфрид — Денис Родькин.
Фото В. Комиссар
овой.

Злой гений — Артемий Беляков.
Фото Д. Юсупова.

Одетта — Светлана Захарова.
Фото Д. Юсупова.

БОЛЬШОЙ БАЛЕТ В КИНО: «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО»
Прямая трансляция в рамках Театрального киносезона начало в 18.00 (время московское)

Компания Pathé Live обеспечивает трансляции спектаклей Большого балета в более чем тысяче кинотеатров по всему миру. За видеоконтент трансляции отвечает компания Bel Air Media. Список кинотеатров на сайте Pathé Live.

Источник

Фильм-балет «Лебединое озеро» с Майей Плисецкой – в чем его особенность?

Ну, прежде всего в том, что это одна из двух всего возможностей увидеть Майю Михайловну в одной из самых известных ее партий. Целиком и полностью, не фрагменты какие-нибудь. Вторая запись была почти 20 лет спустя, и в другой редакции, Юрия Григоровича, с которым балерина впоследствии враждовала… но об этом потом, в каком-нибудь другом материале.

Фильм-балет – жанр своеобразный и разнообразный. Под ним понимают и снимают разное. Вот он, наш «препарируемый» фильм-балет 1957 года.

Для совсем первого знакомства с «Лебединым» я бы его не порекомендовала – слишком сокращенный. Не менее чем на треть, ибо полноценное ЛО длится около 2 часов не считая антракта, а тут 1 ч. 18 мин., и то с небольшими антрактиками. Всё основное, конечно, есть. Но выкинутого «не основного» мне лично жалко. Можно еще сказать, что так короток спектакль в том числе и за счет весьма быстрых темпов (дирижер – Ю. Файер).

Читайте также:  Вытекает из озера байкал 6 букв

Постановка решена очень своеобразно. В основу легла запись спектакля в Большом театре. Снимали с разных камер, и не только сам спектакль: и зрителей (правильнее сказать – часто их эмоции, и это интересно, сейчас нас так попробуй заинтересуй), и антракт, и всякие музейные элементы о Петре Ильиче.

Ценность фильма еще и в том, что мы можем увидеть, пусть и сокращенно, многолетнюю московскую редакцию балета – редакцию А. Горского и А. Мессерера , как ее обычно называют. Асаф Михайлович и был сценаристом вместе с другим балетмейстером – А. Радунским, режиссер – З. Тулубьева. Эту редакцию в Москве в 1975 г. окончательно сменила версия Ю. Григоровича, и нашей бы остаться «музейной», но уже в XXI веке ее возобновил племянник Асафа Михайловича. И вовсе не в Москве…

Но пробежимся по кадрам. Главного героя этой истории принца Зигфрида играет 24-летний тогда Николай Борисович Фадеечев , не так давно ушедший от нас.

Кадр из фильма

Замечательный танцовщик, партнер и артист. В первой картине в этой редакции он практически не танцует. Это близко к оригиналу, т. к. у М. Петипа и Л. Иванова этого и того меньше. Место действия тоже оригинальное, как по сценарию – молодежь развлекается на природе неподалеку от замка (Ю. Григорович и С. Вирсаладзе загнали действие внутрь замка). И вскоре купюра – от па-де-труа сверстников принца (хореография А. Горского) остались рожки да ножки – кусочек коды. Только что ничего не было – и вдруг на экране быстро танцуют какие-то две девушки и молодой человек. Уж лучше их целиком что ли вырезать )) Это па-де-труа целиком можно увидеть в спектакле Ю. Григоровича в Большом театре. А в полонезе последующем мне вот жалко что это не танец с кубками, как и должно быть, а вполне безалкогольный.

Но вот картина сменилась озером, где мы перво-наперво видим главного злодея этой истории в облике филина (Владимир Левашев).

С сервиса

В Большом он облик таковой не сохранил, а в Мариинке – вполне, так что мы не очень удивимся. Появляются лебеди, и вот выходит и главная девушка-лебедь – Майя Михайловна.

Вот Одетта . испуганно выглядывает из-под знаменитого поворота рук. Стоп-кадр.

Балерине тогда 32 года, вполне в расцвете, но вес в другие периоды все же был поменьше. И мы наслаждаемся прекрасным лебединым актом Льва Иванова… но с небольшими примесями Александра Горского. Ну, например, т. н. танец маленьких лебедей – что-то не очень похож, да? Это — от Горского.

На балу 3 акта сохранился неаполитанский танец, от венгерского только быстрая часть, и от мазурки только кусок, порезано в общем. Но вот наконец-то сюжетный кусок – символ однолюбия – вальс невест. Зигфрид нехотя танцует с девушками-претендентками, но они его не интересуют, и мысли только об Одетте. Если бы он знал, что его поджидает! Ибо впереди моя любимая, эффектная в любой постановке сцена выхода Ротбарда и Одиллии. Известно, каких черных дел эта парочка наделает… А как прекрасно т. н. черное па-де-де Мариуса Петипа! Но в коде 32 фуэте не будет. И дело не в редакции, а в исполнительнице. У Плисецкой этот трюк не был стабильным, и она его в ЛО заменяла «кругами».

Читайте также:  Как добраться до долины семи озер абхазия

В 4-м акте (или картине) действие происходит опять на лебедином озере, и это все поставлено А. Мессерером. Обращает на себя внимание второй танец лебедей в этой картине – это ни что иное, как то, что сам Петр Ильич назвал танцем маленьких лебедей. Но название перекочевало в другой фрагмент, а этот Петипа и Ивановым не использовался. Мессерер вернул его из относительного забытья.

Развязка финала держала зрителей ух в напряжении, как мы видим по выхваченным оператором лицам. А сам финал спойлерить не буду )) Всякий бывает.

Стоит ли смотреть? Обязательно! Надеюсь, мой обзор кому-то станет предисловием и путеводителем.

Источник



Лебединое озеро. Что стало прототипом классического сюжета? А также несколько экранизаций известного балета

Прототип Лебединого озера меня интересовал давно.

Напомним, премьера «Лебединого озера» на сцене Большого театра состоялась 140 лет назад. Публика приняла балет довольно прохладно.

Глубокая музыка ЧАЙКОВСКОГО не нашла тогда достойного воплощения в танце и не встретила понимания.

Зато сейчас этот балет — одно из немногих классических произведений, о которых знают не только заядлые театралы, но и простые обыватели.

Даже если бы Петр Ильич не написал за свою жизнь ничего, кроме «Лебединого озера», то на сегодняшний день его гонорар, по данным делового журнала «Businessweek», составил бы около $1,2 миллиарда.

В основу «Лебединого озера» положена старинная немецкая легенда, повествующая о прекрасной принцессе Одетте, превращенной в лебедя проклятием злого колдуна — рыцаря Ротбарта.

Чары злого гения действуют днем, но с приходом луны белый лебедь превращается в девушку.

Прекрасную Одетту на берегу озера во время охоты встречает принц Зигфрид.

Потрясенный ее историей, он клянется ей в вечной любви. Цепь трагических событий приводит к схватке Зигфрида с Ротбартом, но бурные волны разбушевавшейся на озере стихии поглощают и рыцарей, и заколдованных лебедей.

Освободившаяся от злых чар Одетта соединяется с Зигфридом в потустороннем мире.

Чайковский верил, что его смерть тоже будет связана с водой. Однажды после очередных переживаний из-за неудач в личной жизни он весьма оригинально пытался покончить жить самоубийством. Осенней ночью 1877 года Петр Ильич простоял несколько часов в Москве-реке, ледяная вода доходила ему до горла. Композитор надеялся заболеть воспалением легких и покинуть этот мир, но даже не кашлянул.

Смерть настигла его 16 лет спустя. Он подхватил холеру, выпив стакан некипяченой воды в элитном петербургском ресторане Лейнера на углу Невского проспекта и набережной Мойки.

Выросшая из античности, европейская культура многократно «перепела» все ее сюжеты, особенно игривого содержания, которые можно было использовать, не опасаясь строгого осуждения морализаторов.

Самый же знаменитый сексуальный сюжет из Древней Греции — это момент совокупления жены спартанского царя Тиндарея, прекрасной Леды и Зевса. Бог-громовержец овладел Ледой, представ перед ней в образе лебедя.

В силу своего эротического содержания миф пользовался особой популярностью в искусстве эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Корреджо открыто изображали Леду в момент ее совокупления с Зевсом либо после него.

Источник

Балет Монте-Карло представил в Нью-Йорке современную версию «Лебединого озера» Чайковского

Постановка

НЬЮ-ЙОРК, 15 марта. /Корр. ИТАР-ТАСС Александра Бекренева/. В Нью-Йорк с гастролями приехал знаменитый Балет Монте-Карло. Знаменитая труппа, которой руководит последние двадцать лет француз Жан-Кристоф Майо, привезла спектакль «Озеро» — современную версию «Лебединого озера». Первое представление состоялось вечером 14 марта на сцене Сити-центра.

Читайте также:  Где находится озеро баскунчак карте мира

Гала-концерт звезд российского и мирового балета прошел в Лондоне

Балет поставлен на музыку Петра Чайковского. Либретто написал французский автор, лауреат Гонкуровской премии Жан Руо. «Это не новое прочтение «Лебединого озера», это нечто другое. Поэтому я и назвал балет по-другому», — рассказал хореограф.

Майо несколько изменил сюжет «Лебединого озера». Вместо злодея Ротбарта перед зрителями предстает Царица ночи, бывшая любовница Короля, роль которой исполняет Мод Сабурен. В «Озере» Майо, в отличие от классических постановок, присутствует и сам Король (Альваро Прието) — властный, даже агрессивный, пытающийся навязать сыну, принцу Зигфриду (Стефан Бургонд), представление о том, каким должен быть настоящий мужчина.

Лебеди в балете Майо названы «химерами». Они появляются на сцене в серых полупачках и перчатках-крыльях. В классическом «Лебедином озере» роли черного и белого лебедя исполняет одна и та же танцовщица. У Майо же балерин две: роль Одетты исполняет Аня Беренд, Одиллии — Эйприл Болл. «Я хотел показать разницу между идеалом и реальностью, а не просто между добром и злом. Вот почему черного и белого лебедей у меня танцуют две разные девушки», — пояснил хореограф.

Финал балета эффектен: принц с погибшей возлюбленной исчезают в окутывающей сцену черной вуали Царицы ночи. Декорации к спектаклю создал французский художник Эрнест Пиньон-Эрнест, костюмы — Филипп Гийотель.

Местная публика оказалась от балета в восторге. Завершился спектакль овацией, нью- йоркские зрители аплодировали стоя.

Гастроли Балета Монте-Карло в США организованы нью- йоркской продюсерской компанией Ardani Artists, руководят которой супруги Сергей и Гаянэ Данилян. Перед тем, как приехать в Нью-Йорк, коллектив с успехом дал четыре представления на сцене Центра искусств Сегерстром в калифорнийском городе Коста-Меса.

Премьера «Озера» состоялась в декабре 2011 года в Монте- Карло. В нью-йоркском Сити-центре балет будет показан еще три раза. В апреле его смогут увидеть жители Лондона.

«Озеро» — не первая попытка Майо представить современный взгляд на классику. Он уже ставил балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Красавица» (по мотивам «Спящей красавицы»), а совсем недавно, в декабре минувшего года, — «Щелкунчика».

В 2013 году Майо поставил одноактный балет под названием «Переключение» для прима-балерины Мариинского театра и Американского театра балета, народной артистки России Дианы Вишневой. Этот спектакль вошел в ее проект «Грани», который в конце марта будет показан на сцене Большого театра. А в июле этого года в Москве пройдет премьера балета «Укрощение строптивой» на музыку Дмитрия Шостаковича, который Майо сочиняет специально для труппы Большого театра.

История Балета Монте-Карло начинается с 1911 года, когда труппа Сергея Дягилева, выступавшая с Русскими балетными сезонами, сделала своей резиденцией Монако. Коллектив просуществовал до смерти Дягилева в 1929 году. После этого несколько хореографов пытались возродить труппу под разными названиями, однако в 1951 году она полностью прекратила существование.

Нынешний Балет Монте-Карло был основан в 1985 году принцессой Каролиной Ганноверской. Сначала репетиции проходили в старой дягилевской студии, а выступления — в зале оперы Монте-Карло. С 2000 года Балет Монте-Карло дает представления на сцене «Гримальди-форума».

Источник

Adblock
detector