Меню

Кто плыл по реке стикс

Река Стикс — бессмертие и смерть в одном флаконе

Древние греки верили, что мир разделён на две части – светлую и тёмную. И если первая представляла собой радостные пейзажи, ежедневную суету, всевозможные занятия и чувства, которыми управляли боги, то вторая оставалась загадкой, что люди сами дополняли в соответствии со своим мировоззрением.

Давайте взглянет на древних богов. На прекрасном и лучезарном Олимпе восседали самые могущественные представители мира бессмертных, но не менее великим было и иное царство – мрачное и непознанное. В нём правил Аид, а раздела его с миром живых лишь таинственная река Стикс, о которой и пойдёт речь. Я предлагаю отправиться по следам древнегреческих мифов в самый ужасных их уголок – мир мёртвых.

Стикс — самая верная из союзниц Зевса

Тот, кто хотя бы немного знаком с мифологией греков, знает о том, что Стиксом называлась река потустороннего царства. Но для меня настоящим открытием стал факт о том, что Стиксом звалась и одна из героинь мифов. Позднее её образ был воплощён в тёмных водах, а человеческое обличье утеряно.

Какой же была изначально мрачная Стикс? Она приходилась дочерью могучему титану Океану, а сама была матерью Ехидны, уродливого чудовища. Впрочем, Гесиод пишет о том, что среди детей Стикс были и по-настоящему прекрасные богини. Например, вестница победы Ника.

Когда Зевс начинает борьбу за власть, Стикс одной из первых стремится помочь ему. Одержав победу, Громовержец сделал её божеством обещаний, ведь сама Стикс всегда держала слово.

Поскольку она была дочерью Океана, отца всех родников, источников, рек и озёр, то и сама воплощала в себе силу водной стихии. С благословения Зевса воды реки Стикс стали также символом клятв, нарушить которые не мог никто – даже бессмертный.

Источник тёмных вод

Обитала Стикс очень далеко. Богиню не привлекало сияние Олимпа, а выбрала она западные края, где всегда царила ночь. Её роскошный дворец сверкал серебром в свете звёзд, а в центре жилища Стикс располагался источник.

Его воды мерцали, спадая широким водопадом вниз. Как утверждают древние авторы, этот источник нёс священную силу клятв, данных людьми или богами. Он брал начало во дворце, однако уходил далеко под землю, превращаясь в ту самую знаменитую реку мира мёртвых.

Путешествие по реке Стикс предстояло всякому, кто не мог жить вечно. Более того, даже бог, нарушивший данную клятву, был обречён мрачными водами на бесконечную тьму.

В традициях древних греков был один ритуал, который сохранился у некоторых народов и сегодня. Перед захоронением покойному клали в рот монету. Она являлась своего рода «откупом», предназначенным для владык потустороннего царства. Если душа не несла с собой такого дара, то, не заплатив за себя, обрекалась на вечные скитания в тёмном мире.

Сила вод Стикс

Во многих мифах говорится, что воды Стикс были ядовитыми, однако это не совсем так. Я бы назвала их волшебными. Они могли даровать силу или смерть – в зависимости от того, кто обращался к ним. Например, бог-кузнец Гефест не раз закалял в них оружие, чтобы наделить его мощью и непобедимой силой.

Своего новорожденного малыша Ахилла богиня Фетида окунула в Стикс, что ничуть не повредило легендарному герою, а напротив – сделало неуязвимым (за исключением той самой «Ахиллесовой пяты», за которую Фетида придерживала мальчика).

Настоящая река смерти

Ещё больше сведений об опасности священных вод этой тёмной реки. Древние историки полагали, что именно каплями воды, взятой из Стикс, был отравлен Александр Македонский.

Кстати, сегодня исследователи считают, что аналогом Стикс могла быть река Мавронери, что пересекает горы Греции. Поскольку в её воде действительно высокий процент ядовитых веществ, не исключено, что отравление великого полководца вовсе не было выдумкой современников Александра.

На берегах мёртвого царства

Но вернёмся к мифам. Стикс в полной мере соответствовала реке смерти. В древних преданиях красочно описываются мёртвых пейзажи по берегам реки. Мрачные воды убивали всё живое – растения, животных, людей.

Всякий предмет, попавший в реку, растворяется в ней. Но, как ни странно, Стикс была безопасна для копыт лошадей (возможно, именно поэтому подкова считается символом удачи?).

Единственным созданием, что может спокойно находиться на берегах Стикс, был Цербер, трёхглавый пёс и верный страж царя Аида. А ещё ежедневно по реке совершает множество переходов лодочник Харон, который выполняет свою миссию – перевозит души в мир теней.

Стикс — великий символ

Для чего же была нужна эта река? Стикс – вовсе не «страшилка» из древних мифов. У этой реки было особое предназначение. В первую очередь, она являлась символом неотвратимости и разделения двух миров.

Помните высказывание «дважды в одну реку не войти»? Оно идеально подходит к Стикс. Душа умершего, оказавшаяся по иную сторону вод, уже не могла вернуться назад. Даже клятва, в которой была упомянута Стикс, не могла вернуть обещания тому, кто не сдержал их.

Как у вод всякой реки, Стикс был известен лишь путь вперёд – никакого обратного направления. Безжалостные законы тёмных вод стали знаменовать мрак и силу иного мира, обители душ, куда неизменно попадают люди.

Вот такой противоречивой нам открывается река Стикс в древнегреческих сказаниях. Она сочетает в себе силу бессмертия и одновременно является самым сильным ядом, после которого путь лишь один – в царство мёртвых. Но здесь, на мой взгляд, открывается ещё одна тайна-символ Стикс. В своём облике она открывает, что так часто даже у самой тёмной стороны может быть светлая часть, и наоборот.

Читайте также:  Название рек в чувашской республике

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Источник

Перевозчик Харон. Мифология античного мира

Античная мифология – это отдельная часть литературы, которая завораживает читателя своим богатым миром и красивым языком. Помимо интереснейших сюжетов и сказаний о героях, в ней отображены основы мироздания, указано место человека в нем, а также его зависимость от воли богов. Божества же, в свою очередь, часто бывали похожими на людей с их страстями, желаниями и пороками. Особенное место занимал Харон – мифология предопределила ему место перевозчика между миром живых и мертвых.

Как выглядел мир?

Мы рассмотрим более детально, кем был и как выглядел Харон. Мифология античного мира четко указывает на то, что на самом деле существует сразу три света: подземный, надземный и подводный. Хотя подводный можно смело отнести к наземному миру. Итак, этими тремя царствами управляли три брата, равных по силе и значимости: Зевс, Посейдон и Аид у греков (Юпитер, Нептун и Плутон у римлян). Но все же главным считался Зевс Громовержец, однако он не лез в дела своих братьев.

Люди населяли мир живых – царство Зевса, но после смерти их тела предавались могиле, а душа отправлялась в обитель Аида. И первым человеком, если можно так сказать, которого душа встречала по пути в ад, был Харон. Мифология считает его одновременно и перевозчиком, и стражником, и налоговым инспектором. Наверное, потому, что он зорко следил, чтобы в его лодку не сели живые люди, души не возвращались назад, а за свою работу он брал определенную плату.

Античная мифология: Харон

Сын Эреба и Никты, Темноты и Ночи, перевозчик из подземного мира имел лодку, исковерканную червями. Принято считать, что души он перевозил через реку Стикс, но, по другой версии, он плавал по речке Ахерон. Чаще всего он описывался стариком весьма мрачным, одетым в рубище.

Данте Алигьери, творец «Божественной комедии», поселил Харона в первом кругу ада. Вероятно, именно здесь несла свои воды та подземная речка, которая разделяла мир живых и мертвых. Вергилий выступал проводником Данте и велел перевозчику взять в свою лодку поэта живым. Каким предстал перед ним, как выглядел Харон? Мифология римская не противоречит эллинской: старик имел устрашающий вид. Его косы были растрепаны, спутаны и седы, глаза горели свирепым огнем.

Есть еще один нюанс, который упоминает мифология: Харон перевозил души мертвых только в одну сторону и только тех людей, которые были похоронены в могилах с выполнением всех обрядов. И одним из обязательных условий было снабдить покойника монеткой, которой тот мог расплатиться с перевозчиком. Обол клали мертвому под язык, и вероятно, что без денег нельзя было попасть в древний ад.

Харон и живые люди

Теперь читатель знает, как выглядел Харон (мифология). Фото, конечно, отсутствует, но многие художники изобразили на своих полотнах мрачного бога-старика из подземного мира. Как известно, перевозчик без проблем сажал в свою ладью мертвые души, беря за это плату. Если попадались души, не имеющие обола, то им приходилось ждать сто лет, чтобы попасть на тот берег бесплатно.

Однако были и живые люди, которые по своей воле или по чужой отправлялись в Аид раньше своего времени. В «Энеиде» Вергилия говорится, что пропуском для них могла служить только ветвь с золотого дерева, растущего в роще Персефоны (супруга Аида). Именно ею воспользовался Эней по подсказке Сивиллы.

Хитростью заставил перевезти себя на другой берег Орфей: звукам его золотой кифары не мог сопротивляться никто из мира живых и мертвых, ни боги, ни смертные. Геракл, совершая один из своих подвигов, также приходил в Аид. Но ему помог бог Гермес – приказал доставить к владыке мира мертвых. По другой версии, герой силой вынудил Харона перевезти его, за что перевозчик потом был наказан Плутоном.

Харон в искусстве

Харон в мифологии появился не сразу. Гомер в своих эпосах о нем не упоминал, но уже в конце 6 в. до н. э. этот персонаж появился и прочно занял свое место. Его часто изображали на вазах, его образ использовали в пьесах (Аристофан, Лукиан, Продик). Нередко и художники прибегали к этому персонажу. А гениальный художник эпохи Возрождения Микеланджело, работая над оформлением Сикстинской капеллы в Ватикане, нарисовал Харона на полотне «День страшного суда». Мрачное божество античного мира и здесь делает свою работу, только перевозит души грешников, а не всех мертвых подряд.

Как звали перевозчика душ (через реку) в царстве мёртвых, именно в древнеримской мифологии . Аналог Харона.

Источник

Харон (мифология)

Харон
Χάρων
Charon by Dore.jpg
Харон, иллюстрация Гюстава Доре к «Божественной комедии» Данте
Мифология Древнегреческая мифология
Пол Мужской
Занятие Перевозка по реке Стикс душ умерших
Отец Эреб
Мать Нюкта
Период жизни Бессмертный
Атрибуты Лодка, весло.
Иллюстрации на Викискладе

Харо́н (др.-греч. Χάρων ) в греческой мифологии [1] — перевозчик душ умерших [2] через реку Стикс (по другой версии — через Ахерон) в Аид (подземное царство мертвых). Сын Эреба и Нюкты [3] .

Изображался мрачным старцем в рубище. Харон перевозит умерших по водам подземных рек, получая за это плату (навлон) в один обол (по погребальному обряду находящийся у покойников под языком). Он перевозит только тех умерших, чьи кости обрели покой в могиле. Только золотая ветвь, сорванная в роще Персефоны, открывает живому человеку путь в царство смерти. Ни при каких условиях обратно не перевозит.

Читайте также:  Корабль для путешествий по рекам

Содержание

  • 1 Этимология имени
  • 2 В искусстве
  • 3 Подземная география
  • 4 В астрономии
  • 5 См. также
  • 6 Примечания

Этимология имени

Имя Харон часто объясняется, как образованное от χάρων (харон), поэтической формы слова χαρωπός (харопос), что может быть переведено как «обладающий острым взглядом». Также на него ссылаются, как на обладающего свирепыми, сверкающими или лихорадочными глазами, или глазами голубовато-серого цвета. Слово также может быть эвфемизмом для смерти [4] . Мигающие глаза могут означать гнев или вспыльчивость Харона, что часто упоминается в литературе, но этимология не определена полностью. Древний историк Диодор Сицилийский считал, что лодочник и его имя пришли из Египта [5] .

В искусстве

Харон часто описывается в искусстве древних греков. Древние погребальные вазы из Аттики V и IV веков до нашей эры часто украшались сценами, в которых мёртвые садились в лодку Харона. На более ранних вазах выглядит, как грубый неопрятный афинянин-моряк, одетый в красно-коричневое; правой рукой он держит шест паромщика, а левой принимает плату за перевозку. Гермес иногда изображался рядом в своей роли психопомпа. На поздних вазах Харону придали более «добрые и утончённые» черты и манеру поведения [6] .

В первом столетии до нашей эры римский поэт Вергилий описал Харона в ходе спуска Энея в подземный мир (Энеида, Книга 6), после того, как сивилла из Кумы отправила героя за золотой ветвью, которая позволит ему вернуться в мир живых [7] :

Мрачный и грязный Харон. Клочковатой седой бородою
Все лицо обросло — лишь глаза горят неподвижно,
Плащ на плечах завязан узлом и висит безобразно.
Гонит он лодку шестом и правит сам парусами,
Мертвых на утлом челне через темный поток перевозит.
Бог уже стар, но хранит он и в старости бодрую силу.

Portitor has horrendus aquas et flumina servat
terribili squalore Charon, cui plurima mento
canities inculta iacet; stant lumina flamma,
sordidus ex umeris nodo dependet amictus.
Ipse ratem conto subigit, velisque ministrat,
et ferruginea subvectat corpora cymba,
iam senior, sed cruda deo viridisque senectus.

Другие римские авторы также описывают Харона, среди них — Сенека в своей трагедии Hercules Furens, где Харон описывается в строчках 762—777, как старый человек, одетый в грязное одеяние, с втянутыми щеками и неопрятной бородой, жестокий паромщик, управляющий своим судном с помощью длинного шеста. Когда паромщик останавливает Геркулеса, не давая ему прохода на тот берег, греческий герой силой доказывает своё право прохода, одолев Харона с помощью его же шеста [8] .

Во втором столетии нашей эры в произведении Лукиана «Разговоры в царстве мёртвых» Харон появился, в основном в частях 4 и 10 («Гермес и Харон» и «Харон и Гермес») [9] .

В XIV столетии Данте Алигьери описал Харона в своей знаменитой Божественной комедии, где Харон появился впервые в третьей Песне первой части комедии, Ада. Харон — первый мифический персонаж, которого персонаж Данте встречает в подземном мире. В разных местах Харон описывается, как тощий, слабый старик или как крылатый демон, носящий двойной молот, хотя на картине Микеланджело, на которую повлияло описание Харона Данте в третьей песне, он изображён с веслом, занесённым для удара, в случае, если кто отстанет («batte col remo qualunque s’adagia», Ад, песнь третья, строка 111) [10] . Ближе к нашему времени он часто изображается как живой скелет в рясе, более похожий на Жнеца.

Упоминался в поэме Продика из Фокеи «Миниада» [11] . Изображен на картине Полигнота в Дельфах, перевозчик через Ахеронт [12] . Действующее лицо комедии Аристофана «Лягушки».

Подземная география

В большинстве случаев, включая описания у Павсания и, позже, у Данте, Харон находится у реки Ахерон. Древнегреческие источники, такие, как Пиндар, Эсхил, Еврипид, Платон и Каллимах, также помещают в своих произведениях Харона на Ахероне. Римские поэты, включая Проперция, Публия и Стация, называют реку Стикс, возможно, следуя за описанием подземного мира у Вергилия в Энеиде, где он ассоциировался с обеими реками [13] .

В астрономии

Спутник Плутона был назван в честь Харона.

Космический корабль «Новые горизонты», пролетевший мимо Харона и Плутона в 2015 году, несёт образцы кремированных останков Клайда Томбо, обнаружившего спутник Плутона. Корабль также несёт на себе монету ценностью в четверть доллара США, возможно, как плату паромщику за Томбо [14] .

Источник



Магия мифа: Харон – загадочный перевозчик подземного мира

Миф о Хароне — это история об очень интересном персонаже, чья работа заключалась в том, чтобы переправлять мертвых в их последнее пристанище: подземный мир Аида. Харон – загадочная фигура с примечательной внешностью, существо, порожденное ночью и тьмой.

Внешне – это старик с растрепанными волосами, с косматой головой и пронзительным взглядом, облаченный в ветхое одеяние, мрачный и неприятный. Обычно управлял своей утлой лодчонкой при помощи шеста, но, при необходимости, мог поднять парус.

Чаще всего Харон перевозил души мертвых по реке Ашерон (Река Боли). Его работа была монотонной и скучной. Лишь дважды она отходила от обычной схемы, и лишь двое живых смертных отважились спуститься в мрачное царство Аида и воспользовались услугами Харона, вырвав его бесконечной рутины.

Харон родился в такие древние времена, что не осталось никаких свидетельств о его детстве. Его матерью была богиня Ночи Нюкта (или Никс), наделенная такой красотой, что даже Зевс не решался подойти к ней. Кроме того, она была дочерью Хаоса и присутствовала при создании вселенной.

Читайте также:  Широкая речка больница для ветеранов

Отцом Харона стал брат Нюкты, Эреб, бог тьмы и теней. Кроме того, от этой пары родились Гемера (день) и Эфир (Воздух). Согласно мифу, без участия Эреба, у Нюкты родились: Морос (Погибель), Герас (Старость), Танатос (Смерть), Гипнос (Сон), Онир (Сновидения), Эрот (Любовь), Порфирион, Эрида (Раздор), Немезида (Возмездие), Азид (Бедствие), Стикс, три Мойры (Клото, Лахесис, Атропос), Геспериды (Эгла, Гесперия, Эрика), а также Кончина, Воздержанность, Дружба, Милосердие, Разнузданность Эпифрон, Евфросина.

По одной из версий, к выполнению своей миссии Харона призвали его сестры Мойры. Они вызвали его, кипя от нетерпения, когда человек находился при смерти. Именно тогда Харон причалил к берегу и стал ждать душу умирающего. Переплыть Ашерон (по другой версии Стикс) можно было лишь заплатив монету в один обол и, предварительно, пройдя обряд погребения. Непогребенные и нищие были обречены бродить по берегу подземной реки на протяжении ста лет, после чего переправлялись с Хароном в Аид бесплатно.

И все же, двое смертных воспользовались услугами Харона и остались при этом в живых. Первым стал Геракл, который умудрился даже не заплатить Харону за работу. По одной из версий ему помогал Гермес; по другой – Геракл проявил смекалку и отобрал у Харона его посох, вынудив старика совершить путешествие в загробное царство по своим правилам. Аид был взбешен нерасторопность Харона и заковал его в цепи на целый год.

Отправляясь за возлюбленной Эвридикой в царство Аида, Орфей очаровал Харона своей музыкой. Без приглашения Аида в его царство смогла проникнуть Психея, применив ряд хитростей для обмана Харона.

Помимо Ахерона (река Печали), Харон мог свободно передвигаться по другим рекам подземного мира: Кокитос, приток Ахерона (река Плача); Лета (река Забвения); Стикс (река Неуязвимости) и Флегетон (Огненная река).

Более подробно о Хароне можно прочесть в книге «Легендыи мифы Древней Греции» Николая Куна и в путеводителе по древней Греции «ОписаниеЭллады» Павсания.

Источник

Харон (мифология)

Харон (Χάρων)
Charon by Dore.jpg
Харон, иллюстрация Гюстава Доре к «Божественной комедии» Данте
Период жизни: бессмертный
Занятие: перевозка по реке Стикс душ умерших
Отец: Эреб
Мать: Нюкта
Атрибуты: Лодка, весло.

Харо́н (др.-греч. Χάρων — «яркий») в греческой мифологии [1] — перевозчик душ умерших [2] через реку Стикс (по другой версии — через Ахерон) в Аид (подземное царство мертвых). Сын Эреба и Нюкты [3] .

Изображался мрачным старцем в рубище. Харон перевозит умерших по водам подземных рек, получая за это плату (навлон) в один обол (по погребальному обряду находящийся у покойников под языком). Он перевозит только тех умерших, чьи кости обрели покой в могиле. Только золотая ветвь, сорванная в роще Персефоны, открывает живому человеку путь в царство смерти. Ни при каких условиях обратно не перевозит.

В искусстве

Упоминался в поэме Продика из Фокеи «Миниада» [4] . Изображен на картине Полигнота в Дельфах, перевозчик через Ахеронт [5] . Действующее лицо комедии Аристофана «Лягушки».

Упоминается в песне Китона Хенсона (англ. Keaton Henson ) — Charon. [источник не указан 251 день]

Роман венгерского писателя Дюлы Ийеша называется «В ладье Харона или симптомы старости». Писатель размышляет о важнейших проблемах человеческого бытия, о смысле жизни, о торжестве человеческого разума, о радости свободного творческого труда.

См. также

Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.584
  2. Еврипид. Алкестида 254; Вергилий. Энеида VI 298—304
  3. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.322
  4. Павсаний. Описание Эллады X 28, 2; Миниада, фр.1 Бернабе
  5. Павсаний. Описание Эллады X 28, 1

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Харон (мифология)» в других словарях:

Харон — Харон: Харон (спутник) крупнейший спутник Плутона Харон (мифология) в греческой мифологии перевозчик душ умерших через реку Стикс в Аид. Charon: Charon (браузер) браузер операционной системы Inferno. Charon (группа) … … Википедия

Орк (мифология) — Аид Аид Бог подземного мира Мифология: Древнегреческая В иных культурах: Плутон,Дит Отец: Кронос Мать: Рея … Википедия

Плутон (мифология) — Аид Аид Бог подземного мира Мифология: Древнегреческая В иных культурах: Плутон,Дит Отец: Кронос Мать: Рея … Википедия

ЭТРУССКАЯ МИФОЛОГИЯ — Спорность и невыясненность этногенеза этрусков препятствует определению обстоятельств и времени формирования мифологии народа. Сравнение её с мифологиями других древних народов позволяет с достаточной уверенностью утверждать, что истоки Э. м.… … Энциклопедия мифологии

Этрусская мифология — спорность и невыясненность энтогенеза этрусков препятствует определению обстоятельств и времени формирования мифологии народа. Сравнение ее с миф. др. древ. народов позволяет с достаточ. уверенностью утверждать, что истоки Э. м. уходят в … Древний мир. Энциклопедический словарь

Плутон — У этого термина существуют и другие значения, см. Плутон (значения). Плутон … Википедия

Плутон (карликовая планета) — Плутон Изображение Плутона, соз … Википедия

Плутон (планета) — Плутон Изображение Плутона, построенное по результатам наблюдения с Земли изменений блеска Плутона во время затмения Хароном, приблизительно в истинном цвете и с максимально доступным разрешением. Сведения об открытии Дата открытия 18 февраля… … Википедия

Психопомп — (греч. ψυχοπομπός «проводник душ») существо, дух, ангел или божество, во многих религиях ответственное за сопровождение душ умерших в иной мир. В греческой мифологии прозвище бога Гермеса, провожающего души умерших в Аид. Роль… … Википедия

Max Payne — Разработчик Remedy Entertainment (WIN) Rockstar Toronto (PS2) … Википедия

Источник

Adblock
detector